Классный час тему хлеб голова. Кл

Дата публикации: 30.09.2016

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Банищанская средняя общеобразовательная школа»

Классный час

в 4 классе

«Хлеб - всему голова»

учитель: Хугаева Елена Викторовна

дата проведения 30.01.2013 год.

Классный час

Тема: «Хлеб- всему голова»

Цель: сформировать у обучающихся представление о принципах рационального питания, о составных компонентах хлеба, о его значении в жизни человека, развивать активность, самостоятельность, умение подбирать необходимый материал,

анализировать свою деятельность, высказывать свою точку зрения, знакомиться с народными традициями, с историей своей страны.

Задачи: 1 . Рассказать о значении хлеба в жизни человека в мирное и военное время.

2 . Проследить цепочку «от зернышка - до булки» .

3 . Проверить самостоятельную работу обучающихся по поиску дополнительного материала.

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ:

    Подготовка презентации

    Разучивание стихов, сценки.

    Выпечка каравая.

    Проращивания зернышек.

    125 г хлеба

    Выставка книг о хлебе.

    Выставка рисунков, поделок, о хлебе.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : обучающиеся 4 класса, родители, классный руководитель.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: 1 месяц (декабрь - январь)

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: продукт питания - хлеб.

ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1 .История хлеба, первобытный хлеб.

2. Отношение людей к хлебу во время Великой Отечественной войны.

3. Народные традиции, связанные с хлебом.

4. Как выращивают хлеб?

5. Из чего делают хлеб?

6. Какие бывают сорта хлеба?

7. Какие питательные вещества содержит хлеб?

8 .Какие блюда можно приготовить из хлеба?

9. В какой худ. литературе есть упоминания о хлебе?

10. Существуют ли музеи хлеба?

Ход мероприятия:

    Мотивация

(звучит музыка «Хлеб всему голова», входят обучающиеся и выносят на рушнике хлеб да соль).

Никита: С караваем соль подносим

Поклонясь отведать просим

Таня: Дорогой наш гость и друг

Все: Принимай хлеб - соль из рук!

(Девочка проносит каравай, угощает гостей, остальные рассаживаются по группам)

(У) Вы готовы к разговору?

На вас надеюсь я друзья

Вы хороший дружный класс

И все получится у вас.

    Покажите мне, как вы готовы к разговору? (Ребята поднимают вверх сцепленные между собой руки).

    А чтобы настроиться на позитив, давайте закроем глаза и глубоко вздохнем. Вы догадались о чем мы будем сегодня говорить.

(Ответы обучающихся).

    А еще что вам подсказало? (Песня «Хлеб всему голова»).

II. Актуализация

(У) Да, мы сегодня поговорим с вами о чуде земли, чуде труда человека - хлебе. А вдохновя нас пусть слова:

«Хлеб - всей жизни голова» (Слайд №1)

(У) Сегодня на занятие вы должны будете вырастить свои колоски. Каждое зернышко в колоске, - ваше хлебное задание, ваше знание о хлебе. (Показываю колоски). Работать вы будете в группах.

II. Обсуждение темы:

(У) 1. А вы знаете как появился хлеб на земле?

Андрей: Шестнадцать лет назад ученые -археологи установили, что первый хлеб был сделан из желудей и сделали его египтяне. Первобытные люди еще не умели выращивать хлебные колоски. Они собирали съедобные травы, ягоды, корешки, грибы. Но часто случалось так, что вместе со съедобными корешками человек приносил несколько зернышек. Они пробовали жевать сырые зерна, но это было не вкусно, потом люди стали стали растирать зерна камнями и получать муку. А из муки месить тесто, печь лепешки.

(У) 2. Молодец! Ваша группа получает зернышко (вставляют зерно).

(У) 3. На Руси с древних времен выпечка хлеба считалась ответственным и почетным занятием. Первыми пекарями были монахи. Они пекли хлеб в монастырских печах. От пекаря в то время требовалось не только мастерство, но и честность. Из монастырских пекарен хлеб выходил с надписями: «Хлеб святой», «Хлеб всемогущий», «Хлеб вечный».

(У) 4. А Как его называли на Руси? (Ответы учащихся).

(Хлебушко, хлеб - хозяин, хлеб - батюшка, хлеб - кормилец).

Хлеб с древних времен у всех народов считался наибольшей святостью. Колоски и сам хлеб ставили в святые углы, рядом с иконами. Защитницей полей, хлебов и урожая на Руси считалась икона «Спорительница хлебов».

    Кто хочет рассказать нам про эту икону?

Аня: Оптинский старец Амвросий благословил игуменью Иларию написать для него икону богоматери совершенно нового письма. Назвав икону «Спорительница хлебов», он хотел показать, что Матерь Божия помогает людям не только в душевном спасении, но и в земных трудах. (Молитва Б). Моля Пресвятую Богородицу, на труды праведные о покровительстве посевов и плодородие. Молитва Божией Матери перед иконой ее «Спорительница хлебов» помогоет в бедности и житейских делах.

(Слайд №2).

(У) Хорошо! Спасибо! Ваша группа получает зернышко.

(У) 6. Ребята, скажите, а какие приметы существовали на Руси о хлебе.

Коля: «Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим - заберешь его счастье и силу».

Таня: «Нельзя есть за спиной другого человека, тоже съешь его силу».

Никита: Дашь во время еды со стола хлеб собакам - постигнет бедность».

Аня: «Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим растоптать ее ногами».

Андрей: «Люди переломившие хлеб становятся друзьями на всю жизнь».

Алина: «Когда встречали гостей хлебом солью, то хлеб считался добром, а соль оберегом от злых духов».

(У) Молодцы! Каждая группа получает по три зернышка.

(У) 7. Ребята! Скажите, а сколько хлеба вы можете съесть? (Ответы детей).

Сколько захочется. И мы даже не понимаем как может быть иначе. Но было время, когда хлеба катастрофически не хватало и за него отдавали свою жизнь. (Звучит музыка «Священная война»).

8. Да. Это была Великая Отечественная война. Кто нам расскажет об этом.

Никита: Когда фашисты не смогли овладеть Ленинградом, они надеялись, что голод уничтожит жителей и защитников города. Голоду Ленинградцы противопоставили силу духа и 125 граммов блокадного хлеба.

(У) 9. Ребята, а кто мне напомнит, когда началась блокада Ленинграда (Ответы).

Правильно 8 сентября 1941 года и продолжалась до 27 января 1944 года, ровно 900 дней и ночей. (Некоторые источники утверждения 872 дня). (Слайд «Ленинград»).

Стихи о блокаде.

Аня: В дыму Ленинградское небо

На горше смертельных ран

Тяжелого хлеба, блокадного хлеба 125 грамм.

Андрей: И не даром хлеб солдатский

Наши воины по - братски

Часто делят меж собой

Уходя на смертный бой

Таня: Видишь, друг, у хлеба свойство

Замечательное есть -

Проверяют им геройство

Силу, мужество и честь.

Помним верные слова: «Хлеб всей жизни голова».

(У) Спасибо! Молодцы, добавьте еще зернышки в свой колосок.

Ребята, ни вы ни я не пережили того, что выпало на долю наших дедов и прадедов. Конечно же, страшное время не должно повториться. И будем надеяться, что нам не придется мечтать о кусочке хлеба, как о счастье.

В городе Санкт - Петербурге есть единственный в мире музей хлеба, где хранится кусочек блокадного хлеба и девятнадцать тысяч разновидностей хлеба.

(У) Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб», почему хлеб занимает такое важное место в жизни каждого из нас?

Таня: Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается потому, что в хлебе много питательных веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов.

Ученые - медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 граммов хлеба, а при тяжелой работе - 800 граммов. Почти половину энергоресурсов для жизни, человек получает от хлеба.

(У) Молодец! (Слайд «Питательные вещества»).

(Добавьте зернышко в колосок).

(У) 10. Да, хлеб очень ценный продукт питания.

А от чего зависит цвет хлеба (ответы).

А из каких злаков получают муку для хлеба?

(Ответы: из ячменя и пшеницы). (Слайд «Колоски»).

III. Физминутка.

(У) Я вам предлагаю еще одно хлебное задание. Задание называется «Золушка». (Помните сказку «Золушка», что она там делала? Перебирала, отбирала зернышки). Вам надо отобрать то зерно, из которого делают муку для хлеба. (Выполняют задание). (Добавляют зернышко в колосок).

(У) А какие бывают сорта хлеба? (Ответы учащихся).

Стихи о хлебе.

Никита: Вот он хлебушек душистый

Вот он теплый, золотистый

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал пришел.

Аня: В нем здоровье, наша сила, в нем чудесное тепло

Сколько рук его растило, охраняло берегло.

В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем.

Коля: Самый вкусный, несравненный

Всем знакомый с детских лет -

Это наш обыкновенный

И любимый русский хлеб (хором).

Алина: Каравай пахучий, знатный,

Кренделя и калачи,

Бублик с маком ароматный,

А на Пасху куличи.

Андрей: Пироги же - хлеб особый,

Их на праздник подают,

И готовят все со сдобой

И с начинкою пекут.

Аня: Пышки, пончики, ватрушки

Спрыгнуть с противня хотят

Это хлебные игрушки,

В праздник радость для ребят

Таня: В каждом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной

И расти под небом светлым

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный

Хлебный колосок.

(У) Спасибо! Молодцы! Каждая группа, добавьте себе зернышко в колосок.

Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ слал о нем пословицы.

Я вам предлагаю такое задание: «Закончи пословицу», «Начни пословицу».

(Дописывают на доске). (Слайд «Пословицы»).

(У) Молодцы! Добавляйте зернышко в колосок.

(У) А знаете ли вы чем, пахнет ломоть ржаного трудового хлеба? Кто из вас хоть раз задумывался, какой путь он совершил, прежде, чем прийти к нам на стол? Ведь не сразу он стал таким, каким мы его видим и едим. Кто приложил руки, кто имеет отношение к созданию хлеба?

Кто мне ответит? (Ответы детей)

Сейчас я проверю как вы знаете «Путь хлеба».

Задание: Установить логическую цепочку (семена, пашня, уборка урожая, ток, мельница, хлебозавод, магазин). (Добавьте зернышко).

(Слайд «Путь хлеба»).

(У) Ребята, а что значит беречь хлеб? Как нужно к нему относится? (Ответы)

    Отломать столько, сколько можно съесть.

  1. Класть в целлофановый кулечек.

    Из сухого хлеба можно сделать гренки.

    Крошки отдавать птицам.

(Добавьте зернышко).

(У) А у нас нередко можно наблюдать такую картину, которая больно отзывается в сердце.

(Сценка по стихотворению С. Михалкова «БУЛКА»).

(У) Ребята, какие чувства вызывало это стихотворение? (ответы).

Почему прохожий поднял и поцеловал булку? Этот поступок безнравственный?

(У) Перенесите свой взгляд на репродукцию картины знаменитого русского художника И. Шишкина «Рожь» (звучит песня Я. Френкеля «Рожь»)

Что вы видели на картине? Золотую ниву, колышется рожь. Ее посеяли колхозники, вложили много труда, что бы она росла. Крупные колосья как будто бы склоняют голову под теплым ветром. Как вы думаете, а кому они кланяются? Конечно же хлеборобу который их убирает. И мы тоже должны кланяться и хлеборобу и хлебу.

Вот видите, хлеб воспевают не только поэты, писатели, но и художники в своих картинах.

Следует помнить, что хлеб на столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессии. Ежедневно в нашей стране выпекается 72 тысячи разновидностей хлеба.

Какие профессии вы знаете? (Ответы). (слайд «Профессии»).

IV. Рефлексия:

(У) Вот и подошла к концу наша беседа. Я Очень надеюсь, что все то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по-новому относится к хлебу. Высказывать свое мнение вы можете при помощи незаконченной фразы. (Слайд «Рефлексия»).

Сегодня я узнал (а), что...

(У) Спасибо вам всем ребята!

Спасибо уважаемые гости!

Я от всей души хочу всем пожелать мира в ваших домах, тепла, уюта. Пусть в каждом доме, на каждом столе всегда пахнет ароматным хлебом.

(Звучит музыка).

Дети угощают гостей пирогами. (слайд «Благодарим за внимание»).

и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Конспект открытого занятия с 7 классом.

Цель урока: показать детям, что во все времена, у всех народов, во всех странах - хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень сложный и трудный, поэтому все должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.

Наглядные пособия:

Пластинка Я.Френкеля "Русское поле" картина И.И.Шишкина "Рожь". - плакаты, пословицы о хлебе, изделия из муки.

Ход занятия

I. Сегодня мы проводим очередной урок культуры поведения. Но прежде чем говорить о новом материале, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

1. Кого мы называем культурным человеком? 2. Что такое культура внешняя и внутренняя? 3. Назовите, пожалуйста, хорошие манеры.

В наше время мы уделяем большое внимание развитию духовной культуры, потому что человек нашего общества - это прежде всего человек всесторонне развитый, всесторонне образованный. Сегодня мы затронем ряд вопросов, определяющих культуру человека. Я не буду называть тему урока, вы сами сформулируете ее и сделаете это в конце урока.

А сейчас послушаем песню "Русское поле" Френкеля. Какую картину вы мысленно себе представили?

Большое желтое поле, огромное как море. Эту картину написал давным-давно замечательный русский художник

Рожь, рожь, дорога полевая Ведет неведомо куда. Рожь, рожь до свода голубого Поля без края и конца.

Эти бескрайние золотые поля - наша богатство, наш хлеб. Издавна существует на Руси обычай встречать своих гостей хлебом-солью.

На наш урок пришли гости и мы встретили их хлебом-солью, как делали это задолго до нас,

Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!

Если мы хотим кого-то встретить с честью и с почетом.

Встретить щедро от души, с уважением большим. Он на блюде расписном С белоснежным рушником. Дорогой наш гость и друг Принимай хлеб-соль из рук. П. Пышный, мягкий, пропеченный Подрумяненный слегка Хлеб с горбушкой золоченой К нам пришел издалека. III. Дороже золота и соболя Он всем и всему голова У хлеба значенье особое И так повелось это исстари -Изба пирогами красна Хлеб - самая главная исповедь Перед жизнью во все времена.

Царская Россия издавна была главным поставщиком хлеба за границу. Но крестьяне, которые выращивали этот хлеб, которые от зари до зари, не разгибая спины трудились на полях помещиков и кулаков, этот хлеб, политый потом и кровью, ели его не вдоволь.

Дорогим гостинцем был кусок хлеба, отрезанный от теплого каравая. Но был и другой

С мякиной, с трухой, со жмыхом Он все же казался желанней всего И матери тяжко и тайно вздыхали, Когда на частицы делили его.

Великий русский поэт Некрасов так писал о тяжком труде землепашца:

Руки, что вывели борозды эти Высохли в щепки, повисли как плети. Очи потухли, и голос пропал, Что заунывную песню певал. Как на соху налегая рукою Пахарь задумчиво шел полосою.

Видите, ребята, как тяжел, безрадостен был труд крестьянина, как дорого доставался хлеб. Не случайно поэтому в нарядных сказках всегда присутствуют или скатертъ-самобранка, или молочные реки с кисельными берегами. Народ мечтал об изобилии, о том, что труд на полях должен приносить радость.

Писатель Н.Чернышевский в своем романе "Что делать" нарисовал картину свободного труда.

Чтение отрывка (4-ый сон В.П.). Вы понимаете, ребята, что это была мечта. Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под теплой крышей растет хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто зеленое поле. Тот, кто выращивает хлеб, никогда не бросит недоеденный кусок хлеба. Делай и ты так. Научись с детства ценить труд хлебороба.

Послушайте что написал о хлебе замечательный педагог Сухомлинский: "Никогда не забуду того дня, когда мать передала мне каравай хлеба, испеченный из новой ржи. И рядом с хлебом - отцовское письмо. Оно хранится у меня как первая заповедь: "Никогда не забывай, сын, о хлебе насущном. Я не верю в бога, но хлеб называю святым. Пусть и для тебя он останется на всю жизнь святым". Пусть же для нас с вами хлеб будет святым. В 1917 г. произошла Октябрьская революция. В стране началась разруха, голод, очень тяжело приходилось народу. Московским рабочим по осьмушке хлеба выдавали на день. Показать кусок в 125 г. И все же они делились этими крохами с голодающими рабочими Германии. В Москве, в музее Революции хранятся эти маленькие черные сухари. В этом поступке - величие настоящего человека. Именно хлебом, отношением к хлебу, умением дорожить им выверяется душевная щедрость человека. Хлеб, которым делятся с тобой в трудную минуту - не имеет равного по вкусу.

Крепла наша страна, налаживалась жизнь, на помощь людям пришли умные машины-трактора, комбайны, самолеты. Но тяжкое испытание обрушилось на наш народ. Началась В.О.В. Молодое поколение страны узнало цену военного хлеба.

Я помню хлеб, военный, горький. Он весь почти из лебеды. В нем в каждой корке, в каждой крошке Был горький вкус людской беды. И горе было частым гостем Им были детства дни полны Особо помнил мы, что счастью Был равен горький хлеб войны.

В блокадном Ленинграде, теперь он называется Санкт-Петербург, в страшную зиму 1942 г. выдавали на день маленький кусочек хлеба:

В дыму ленинградское небо, Но горше.смертельных ран Тяжелого хлеба, блокадного хлеба Сто двадцать пять грамм. Блокадный хлеб со слезой пополам. Кто ел его, о нем не забывает.

Враг надеялся задушить ленинградцев голодом. Но город жил, боролся, помогая фронту. Люди голодали, но не теряли человеческого достоинства, старались помогать друг другу и особенно заботились о детях. Если мы с вами будем в С.-Петербурге, то обязательно сходим в музей истории города и увидим маленький черный комочек, больше похожий на глину, чем на хлеб. Это очень важно и нужно нам, чтобы лучше ценить хлеб.

Знаете, ли вы, что для выпечки одного батона требуется более 10000 зерен. Сколько же зерен нужно, чтобы накормить народ страны?

Знаете ли вы, что если каждый человек за I день не доест и выбросит 50 г хлеба, то это составит у нас в интернате 10 кг, которыми можно накормить 20 человек за день, 600 - за месяц; 7200 - за год.

Знаменитый хлебороб Александр Гиталов так сказал: "Не крохоборства ради мы ведем разговор о бережливости, а потому, что бережливость-мать богатства. И порой становится обидно, что многие люди, особенно те, что не изведали голодного лиха, не ценят хлеба».

Даже не верится нам с тобою, Что кто-то сорит этим чудом земли Сердце за хлеб обливается болью, Когда он лежит в придорожной пыли И если заметить кусок в небрежной В грязи придорожной, в подножной пыли, То самое первое сердца движенье Поднять и спасти это чудо земли.

Когда вы берете в руки кусок хлеба, задумайтесь о том, труд скольких людей в нем заключен.

Не сама собой природа Хлеб на блюде подает Сколько требует ухода мать-земля за целый год. Когда за столом вы, ребята, сидите, То помните, кто для вас хлеб создает. Колхозник, рабочий, строитель, учитель, Шахтер, машинист - народ!

Для того, чтобы хлеб был у всех на столе и сегодня, и завтра, и всегда, трудится вся страна.

И труд, и хлеб - не случайные встречные. Их судьбы сплетает единый узор. Ведь труд без хлеба - трагедия вечная. А хлеб без труда - это вечный позор.

Помните, ребята, я говорила вам о том, как в трудные минуты московские рабочие помогали голодающим рабочим Германии? Сейчас, когда нам приходится трудно, на нашу беду, нашу боль откликнулись наши немецкие друзья, да и не только немецкие. Нам шлют помощь, с нами делятся люди из других стран.

Очень хорошо сказал о хлебе замечательный французский летчик и писатель Антуан де Сент Экзюпери - "Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что, им делятся за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом великого труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас спутником сострадания, потому что его раздают, или делятся в годину бедствий.

Вкус разделенного хлеба несравним ни с чем". Сейчас как никогда мы должны как можно бережнее относиться к хлебу. Он стал очень и очень дорогим. Сравните цены: белый батон стоил 25 коп., теперь он стоит 20 py6. Это его настоящая цена. Он и раньше стоил также дорого. Просто государство доплачивало за нас за хлеб, а мы не ценили его. Мы привыкли к тому, что хлеба много, что он дешевый, что черствый хлеб можно выбросить. А ведь черствому хлебу можно продлить жизнь. Каким образом?

1. Положить в целлофановый пакет на батарею, 2. Приготовить панировочные сухари. 3. Посушить гренки для супа. 4. Поджарить гренки к чаю. 5. Испечь пирог с яблоками, сварить суп.

Вспомните, какие пословицы вы знаете о хлебе?

1. Хлеб - всей жизни голова 2. Худ обед, коли хлеба нет. 3. Хлеб в закромах - счастье в домах. 4. Не красна изба углами, красна пирогами. 5. Сердить, бранись за хлебом - солью сходись. 6. Не тот хлеб, что в полях, а тот, что в закромах 7. Нашей пшеницей солнце гордится, вечер настанет, не хочет садиться.

А знаете ли вы значение пословицы. Хлеб не ешъ - откуда сила? Потому что хлеб очень сильный. В гостях на столе мы видим различные вкусные блюда, а хлеб стоит в стороне, нарезанный тонкими ломтиками, накрыт салфеткой и хозяин обносит гостей, предлагая хлеб. Хлеб не обижается на то, что его не ставят в центр стола, потому что он очень сильный, а сила не обижается. "С хлебом сила приходит". "Хлеб - всей жизни голова?"

Не мечтаем мы о чуде К нам полей живая речь! Берегите хлеб, вы, люди, Научитесь хлеб беречь. Зерна наших дней светить Позолотою резной. Говорим мы: берегите, Берегите хлеб родной.

IY. А теперь вернемся к началу нашего урока. Давайте сформулируем вместе тему нашего урока.

1. Хлеб - наше богатство 2. Берегите хлеб 3. Хлеб - всей жизни голова.

Повторите правила, которым мы должны следовать неукоснительно:

1. Береги хлеб, он дорого достается 2. Не оставляй недоеденных кусков 3. Никогда не бросай хлеб. 4. Продли жизнь хлебу. 5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

Я очень надеюсь, ребята, что все то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по- новому относиться к хлебу.

Ведь ничего дороже нет на свете, Чем теплый хлеб, лежащей на столе.

Урок окончен. Спасибо вам за то, что были активны, спасибо гостям, за то, что пришли к нам на урок.

Приглашаем всех разделить с нами хлеб-соль.

Классный час на тему: "Хлеб - всей жизни голова"

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Данный классный час призван расширить знания учеников о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба. А также, воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к родной земле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час по теме «Хлеб – всему голова»

Цели:

1.Расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба.

2. Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к родной земле.

Оформление зала:

на сцене объемное панно «Хлебное поле». Над сценой – плакат: «Хлеб – всему голова».

Рисунки ребят на тему: « Хлеб – всему голова ». Выставка книг о хлебе. Снопы зерновых культур. Накрыт праздничный стол, на нем лежат хлебные изделия разных народов: румяные булочки, пироги, пряники, лаваш, чорек, багет, пицца, в центре – каравай хлеба на рушнике.

Дети входят в класс под звуки песни «Хлеб всему голова» в исполнении Ольги Воронец.

Первой идёт девочка в народном костюме с караваем в руках.

1. Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас, не было, но хлебные поля росли и тогда. Однако зёрна пшеницы отличались от наших, они были намного меньше и другие на вкус. Существует такая легенда. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку, горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека, он подбежал к костру и увидел, что его каша превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил печь хлеб.

Хотя сегодня хлеб очень сильно отличается от того первого, но он по-прежнему остаётся главным продуктом.

2. Чтение стихотворения (детьми)

Настя:

Кто-то любит с маслом,

Кто-то любит с сыром,

А иной и с мясом

Или же с кефиром.

Олег:

Кто-то любит белый,

Кто-то любит чёрный,

Кто-то любит с маком

Или запечённый.

Маша:

Он бывает клином,

Он бывает узким,

Кто-то любит с тмином,

Или же французский.

Илья:

Он зерно, он колос,

Он мука и тесто

И за праздничным столом

Знает своё место.

Семён:

Посмотри на землю, посмотри на небо,

Ничего на свете

Нет важнее хлеба

3. Кроссворд.

Учитель: Давайте попробуем вместе разгадать слово, зашифрованное в нашем кроссворде.

Кто выращивает хлеб? (Х лебороб)

Булочное изделие небольшой массы. (Рога Л ик)

Без соли, без хлеба половина… (Об Е да)

Ай по имени зовут меня Илья Муромец,

По отцу величают сын Иванович.

Двор мне княжеский не нужен,

Не пиров держусь,

Я мужик неприхотливый,

Был бы хлеба кусок…

Кто такой Илья Муромец? (Б огатырь)

Посеешь в пору – соберешь зерна в … (Гор У )

Хлебный злак (П Ш еница)

Загадка: Вырос в поле дом,

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены (К олос)

Без рук, без ног, а подпоясанный. (Сн О п)

Какое слово получилось? (ХЛЕБУШКО )

Учитель: А ещё, осенью, убирают самый главный урожай. Вот отгадайте загадку: «Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят» (колос)

Правильно, ребята, это колос. А что получают из колоса? (зерно)

А что можно получить из зерна? (муку)

А что мы испечём из муки? (хлеб)

Хлеб – наше главное богатство. Поэтому уборка урожая хлеба – самая главная. Мы должны беречь хлеб, не бросать где попало, а увидел – обязательно подними.

А может быть кто-нибудь помнит пословицы про хлеб? …………………….

Очень хорошо, я надеюсь, что вы всегда будете бережно относиться к хлебу.

Учитель:

Хлеб – один из удивительных продуктов человеческого труда. Много ли может сделать человек одним пальцем? Пустяк какой-нибудь. Иной разговор, если в работе вся пятерня. Непременных условий для жизни растений пять, как пальцев на руке.

Раз – тепло (пришла весна – есть тепло).

Два – тепло (Солнце на небе – есть свет).

Три – влага (растаял снег, прошел дождь – есть влага).

Четыре - воздух (воздухом окутано все растение от вершков до корешков).

Пять – пища (удобрение - есть пища).

Взятые отдельно, они ничего не значат. Собранные вместе – всей пятернёй, - они дают растению полную жизнь от всходов до плодов.

Стихи (рассказывают дети)

1. Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

2. Вначале хлеб посеяли зерном,

Потом ростки лелеял агроном.

Затем взял колос в руки комбайнер,

В ладонях его бережно потер.

Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,

Он убирать его с комбайном в поле вышел.

3. Потом муку смололи из зерна

И к пекарю отправилась она.

А тот уж постараться смог:

Такие булки вкусные испек!

Цени, люби и уважай того,

Кто сеял хлеб, растил и пек его.

Хлебный хоровод.

Рос на поле колосок,
Был сначала невысок.
Дождик поле поливал –
Он немного подрастал.
А потом с друзьями вместе
Оказался прямо в тесте.
Хлеб в пекарне испекли
И на праздник принесли.
Смотрит он – вокруг дружки:
Круглый торт и пирожки,
Да еще подружки –
Сладкие ватрушки.
Хоровод веселый –
Праздник хлеба в школе.

5. Викторина.

1. В чём разница между яровой и озимой пшеницей? (яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму)

2. Куда зерно везут после уборки? (на элеватор – хранилище для зерна)

3. Где зерно превращают в муку? (на мельнице)

4. Что такое квашня? (деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто)

5. Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (опара)

Загадки

Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый.
(Хлеб)

Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет - урожай соберет.
(Комбайн)

Ходит полем из края в край, режет черный каравай.
(Плуг)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом

(Колос)

Птица Юрица на ветер глядит, крыльями машет, сама ни с места.
(Ветряная мельница)

Месяц-новец днем на поле блестел, к ночи на небо слетел.
(Серп)

Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит.
(Трактор)

6. Учитель: А знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?

Ученики:

1. Он пахнет полем,

Горячим зноем и росой,

Прохладным ветром на просторе

И свежей утренней зарей.

Хлеб пахнет свежею мукою

И жарким пламенем печи,

Когда натруженной рукою,

Пекут из теста калачи.

2. Вот он – румяный и душистый

Лежит и дышит на столе.

За хлеб огромное спасибо

Всем хлеборобам на земле!

7. Учитель. Как нужно относиться к хлебу?

Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельствует о безнравственности поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Труд хлебороба - тяжёлый и длительный труд. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.

А теперь давайте послушаем стихотворение Сергея Михалкова «Булка» и узнаем, как надо относиться к самому дорогому продукту человеческого труда.

Читает Миронова:

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда – сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Они ее не покупали-

Нашли за домом во дворе,

С земли ее не поднимали,

И вот она уже в игре…

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и взглянул

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом. насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

Ты кто такой? – спросили дети,

Забыв на время про футбол,

Я – пекарь! – человек ответил

И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которым налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

Учитель: Я надеюсь, среди вас таких « пареньков » нет.

8. Игра со словом «хлебороб».

Составьте из букв, входящих в это слово, как можно больше других слов.

Учитель. Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: « Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом – солью. Посмотрите на стол. - Почему один хлеб черный, другой – белый? (Пшеничная и ржаная мука). А бывает еще и серый хлеб (из овсяной или ячменной муки) и рисовый.

Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб - голодным». Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему -125 г хлеба, рабочему – 200 г (показать кусочек в125 г) И ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.

В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.

Военный хлеб.
Я помню хлеб,
военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.

Нам, юным, счастливым, война и не снится.

Нам голод и холод совсем не знаком.

Но знаем мы цену буханке пшеничной,

И знаем мы силу простых колосков.

А в годы войны помогал он героям:

Дал силу, чтоб выстоять в смертном огне.

Пусть чистое небо сияет над миром,

Пускай отражается солнце в глазах,

Да пусть еще хлеб вечно будет в почете

На ваших и наших семейных столах.

Каравай земли и неба
На твоем столе -
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.

10. Паззлы.

Из кусочков разрезанных картинок с изображением хлеба восстановить исходный рисунок.

Во время конкурса хорошее настроение всех присутствующих обеспечивает песня «Конфетки-бараночки» в исполнении группы «Дилижанс»

11. Конкурс «Золушка»

Отсортировать по видам небольшое количество перемешанных семян различных зерновых культур.

Звучит песня «Вкус хлеба» в исполнении Леонида Сметанникова

12. Учитель.

Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне.

Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб - батюшка, хлеб - кормилец остаётся самой большой ценностью.

С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны.

У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает его и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

Сегодня в нашей стране нет такого места, где бы не выпекали хлеб. Его пекут и в больших, и в малых городах, в сёлах, в деревнях. Хлеб потребляют в любое время дня, в любом возрасте. Хлеб нужен всем. Он - неотъемлемая и важнейшая часть рациона питания.

У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.

В Украине очень популярна паляница.

В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.

У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепёшки.

Армянская пита - это пологая круглая белая лепёшка, внутрь которой кладут начинку: сыр, ветчину, зелень.

Маца - тонкие сухие лепёшки из пресного теста, которые верующие иудеи едят в дни пасхи.

Бисквит – западная Европа.

Брецель – Германия.

Бриошь – Нормандия, Франция.

Наан, чапати – Индия.

Пита – Ближний Восток.

Пицца – Италия.

Тортилья – Мексика.

Фолар – Португалия.

Багет – Франция.

13. Частушки.

Самоваром Вас встречаем,
Пироги на стол несем,
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём,

На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки ,
Так споём же под чаёк
Хлебные частушки.

Хлеб я ем с утра до ночи
Булки с ночи до утра
Очень весело проходят
У нас с мамой вечера.

Хороши к обеду плюшки
Хлеб, батоны и ватрушки.
Всех накормит тёплый хлеб
Лучше в мире хлеба нет.

Хлеб и каша – хорошо
Будешь прыгать высоко.
А конфеты, пироги –
Шевелят наши мозги.

Предпочтенье отдаю
Я молочной каше
Чтобы с каждым новым днем
Становиться краше.

Ешьте кашу на здоровье
Много в ней белка
А еще поешьте хлеба
И попейте молока.

Хлеб в Калуге дорожает,

Весь народ волнуется.

Пояс туже затянула

Старая бабулечка.

Нынче был неурожай

По причине дождика,

Станет хлебный каравай

Подороже тортика.

14. Стихи. (рассказывают дети)

1. Убран хлеб. И тише стало.

Жарко дышат закрома.

Поле спит. Оно устало.

Приближается зима.

2. Но не сразу зёрна стали

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

3. Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

4. Над селом дымки плывут.

Пироги в домах пекут.

Заходите, не стесняйтесь,

Добрым хлебом угощайтесь!

Учитель: А теперь всех приглашаем за стол!


Классный час на тему: «Хлеб – всему голова».

Цели и задачи:

    познакомить с историей хлеба,

    формировать представление о том, как делают хлеб,

    воспитывать чувства бережного отношения к хлебу, любви к Родине,

к людям труда,

    закрепить представление детей о значимости хлеба.

Оборудование:

Плакат со словами «Хлеб – всему голова», выставка книг о хлебе, проекты детей о хлебе: «Загадки», «Пословицы», «Поговорки»

Компьютер, проектор

Ход классного часа.

Учитель . –Добрый день, гости и ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о чуде земли. Отгадайте, каком?

Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный ,он и белый, а бывает – подгорелый (хлеб) (слайд 1)

Сегодня мы поговорим о хлебе. Хлеб! Какое привычное и всё-таки необычное слово! Мы каждый день едим хлеб, но никому в голову не приходит мысль о том, что это одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий. Хлеб – это символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства. …Мы живём с вами на Донской земле, на которой выращивают ежегодно богатый урожай хлеба.

В центр выходят мальчик и девочка в русских народных костюмах. Девочка держит хлеб- соль. Читают стихотворение.

Мальчик. Слава миру на Земле!

Девочка. Слава хлебу на столе!

Мальчик. Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

Девочка. Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

С круглым белым караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

Мальчик. С караваем соль подносим,

Поклоняясь,отведать просим

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

(Вручает хлеб-соль гостям).

Учитель . С хлебом связано много обрядов. С хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; хлеб брали с собой, отправляясь свататься, везли хлеб вместе с приданым невесты. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорождённому, брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути.

Хлеб – очень ценный продукт. Он имеет очень длинную историю. Как пришёл ты к людям, хлеб?

Мальчик :- Было это давным-давно. Впервые хлеб появился свыше 15 тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далёкие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании. Издавна кормит людей матушка-земля. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, сочные стебельки, съедобные корешки. Случалось и так, что вместе с грибами, корешками человек случайно приносил спрятавшиеся в корзине зёрнышки. (слайд 2) Упадут они на землю возле дома – на этом месте вырастет несколько колосков. Попробовал человек зёрнышки – они оказались вкусными. Так люди обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя.

Девочка : Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зёрен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зёрен. Долгое время люди употребляли в пищу зёрна в сыром виде, а затем научились растирать их между камнями, получая крупу и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.

Уч-ль: — А знаете, ребята, как называли хлеб в старину? – Жито! От слова «жить». Значит – хлеб-кормилец. (слайд 4) — С тех пор прошло много времени. Люди придумали огромное количество рецептов приготовления хлеба, различных хлебо-булочных изделий. Готовясь к сегодняшнему мероприятию, вы вместе с мамами и бабушками приготовили множество изделий из муки. Вот такой богатый стол у нас получился. Давайте назовём, что же можно приготовить из муки? (дети называют свои изделия)

Входит пекарь в белом колпаке. В руках у него корзина с хлебом - батоны, буханки, булочки. На шее - связка сушек. Поет на мотив песни «Не кочегары мы, не плотники» (из к/ф «Высота»):

Не кочегары мы, не плотники,

Но сожалений горьких нет как нет…

Хлебозавода мы работники,

Вам из пекарни шлем привет!!!

Пекарь : Здравствуйте, ребятки! Я к вам прямо с работы. Прямо с хлебозавода. Вот и свежую выпечку принес.

Учитель: Узнали- кто это? (пекарь)

Пекарь : Как вы думаете, что делает пекарь на хлебозаводе?

Дети : Выпекает хлеб!

Пекарь : Верно!

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб,

Ломоть ржаного трудового хлеба?

Он пахнет полем, речкой, печью, небом.

А главное — работой пахнет хлеб.

Уч-ль: -А какой длинный путь проходит буханка, прежде чем оказаться на прилавке магазина! Давайте разберемся, с чего начинается путь хлеба.

Дети показывают рисунки на доске, на которых изображены пашня, мельница, сбор урожая, сев, магазин, пекарня. Их нужно расставить в правильном порядке .

1.Что стучите, мастера-золотые руки?

— Чиним, чиним трактора!

— Точим, точим плуги.

На дворе весна у нас,

Агроном сказал, — Пора!

Заводите трактора!

2.Трактора выходят в поле,

Тянут плуги на прицепе.

Гребнем частым борона

Расчеши земельку!

Приготовим для зерна

Мягкую постельку!

3.Сеял сеятель старинный

Из лукошка-решета.

Нынче сеялка – машина

Этим делом занята.

Роет борозды проворно,

В них закладывает зерна.

4.Чтобы крепким был росток.

Наливался колосок,

Должен он расти в землице,

Дождевую пить водицу.

Греться солнечным теплом,

Обдуваться ветерком!

5.Поле хлебное созрело,

Жатва жаркая близка,

И комбайн берется смело

Все собрать до колоска!

6.Вот шофер услышал, мчится.

Вот гудит: — Иду-у! иду-у!

Лейся теплая пшеница

Прямо в кузов на ходу!

7. Слышен летом до заката

Гул комбайнов у реки.

И везут на элеватор

Урожай грузовики.

Там хранят и берегут,

Затем на мельницу везут.

8.Вот на мельнице пшеница,

Здесь такое с ней творится!

В оборот ее берут,

И в муку ее сотрут!

9.Стали зернышки мукою,

Не дадут и ей покою:

На большой хлебозавод

Муковоз муку везет.

10.На большом хлебозаводе

Станешь тестом ты мука.

Тесто в печь быстрей давай –

Так родился (все хором) КАРАВАЙ

Пекарь :

Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий! В каждый кусочек хлеба вложено очень много труда людей. Посмотрите на картинки и узнайте профессии людей, кто работает над выращиванием хлеба.(мукомол(слайд4), комбайнер(слайд 5), пекарь(слайд 6), тракторист(слайд 8), водитель(слайд 9), агроном(слайд 7))

Пекарь : Святое дело- вырастить хлеб. Из одного зернышка можно получить примерно 20 миллиграммов муки. Для выпечки одного батона хлеба требуется более десяти тысяч зерен. Это в несколько раз больше, чем в этом снопе.

Как вы думаете, ребята, Много ли хлеба едят русские люди?

Человек за 60 лет съедает 15 тонн хлеба. Русские люди всегда ели больше хлеба, чем мяса. Это отмечали иностранные путешественники.

— Как вы думаете, 15 тонн это много или мало?

Посмотрите: в этом вагоне помещается столько хлеба, сколько съедает один человек за 60 лет. (слайд 10)

Учитель : Хлеб у всех народов – это вечный символ жизни, символ благополучия. – Как вы думаете, нужно ли беречь хлеб? – Почему?

Правильно, с детских лет нужно ценить и беречь каждый кусочек хлеба как самое большое богатство на земле. К хлебу нужно относиться с большим уважением.

— Наши бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба. Ведь люди, пережившие голодные годы войны, помнят, как не хватало хлеба.

(слайд 11) Хлеб был основной пищей в блокадном Ленинграде. 900 дней и ночей длилась блокада. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. В самые суровые дни блокады ленинградцы получали по 125 г. хлеба в сутки. (слайд 12 ), показываю этот кусочек)

Пекарь : Ребята, эту выпечку трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов ржаной муки, остальное опилки, крапива, лебеда, картофель, свёкла, хвоя. При выпечке хлеба во время ВОВ соль не добавляли. Её не было у людей.

Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек хлеба.

Учитель : Внимательно послушайте небольшой отрывок из стихотворения о хлебе автора Нины Самковой, а потом я задам вам несколько вопросов:

Ученик : Я видела однажды, по дороге.

Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.

И ловко били хлеб шальные ноги.

Играл, как мячиком, мальчишка озорной.

Тут подошла, старушка и, нагнувшись,

Взяла батон, заплакав вдруг, ушла

Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.

Решил, что это нищенка была.

Учитель : -Как вы думаете, почему старушка, подбирая батон, заплакала?

Какие чувства у вас вызвал этот отрывок?

Учитель : А теперь предлагаю Вашему вниманию сценку «Хлеб –святой», подготовленную учениками нашего класса:

Сценка «Хлеб-святой»

Катюша :- Фу, какой плохой хлеб!

А: Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:

Бабушка :- Так про хлеб нельзя говорить. Его уважать надо. Если не очень вкусный, говорят: хлеб плохо выпечен

Катюша : -А Юра тоже хлеб не уважает. На улице не доел кусочек и бросил на землю.

Бабушка :-Ах, как нехорошо, — разгневалась бабушка.

Ты так не делай и Юре не позволяй. Не доела, в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит хлеб на землю, вели поднять.

Ведь без хлеба голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.

А: Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:

Катюша :-Я больше никогда так не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юре тоже не позволю. Только не сердись на меня.

А: Бабушка ласково погладила внучку и обняла ее.

Учитель : Давайте сравним мальчиков из стих-я и сценки..Чем они похожи?

А теперь послушаем стих-е –обращение к таким мальчикам:

Ученик :

Мальчик, ногою пинающий хлеб,

Мальчик, голодных не знающий лет,

Помни, что были лихие года.

Хлеб это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись, за хлеб умирали

Не для того, чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится.

Вот что в народе у нас говорится:

Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал.

Пекарь : Молодцы, ребята…Я думаю, что вы никогда не станете играть хлебом, а тем более выбрасывать куски хлеба. Нам должно быть стыдно, когда недоеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

Хлеб нужно беречь!

Уч-ль: — Спасибо, ув. пекарь! Я думаю, ребята запомнили правила бережного отношения с хлебом.

Дети по очереди читают строчки стихотворения:

    Хлеб наш берегите!

    Хлебом не сорите!

    Хлеб наш уважайте!

    С хлебом не играйте!

    Хлеб выбрасывать нельзя!

    Берегите хлеб, друзья!

Песня о хлебе.

Уч-ль: — Молодцы! А ещё наши девочки знают, что можно приготовить из несвежего хлеба.

1. Мы с мамой знаем много рецептов, как освежить хлеб, если он зачерствел или как приготовить из него вкусные блюда.

Освежить чёрствый хлеб можно, завернув его во влажную тряпочку на 5 мин, потом развернуть и положить на 20-25 мин в не очень горячую духовку.

— Зачерствевший хлеб можно нарезать тонкими ломтиками и подсушить в духовке, получатся сухарики – настоящее лакомство.

Легко и быстро можно приготовить гренки с сыром

А если молотые сухарики из пшеничного хлеба смешать с маслом, яйцом, сахаром, потом уложить в форму и поставить на холод, то получится хлебный торт. Его можно полить фруктовым соком.

— Мы приготовили для вас ароматные сухарики. Угощайтесь! (раздаёт гостям сухарики, которые лежат на подносе)

Пекарь : Ну, ребятки,молодцы! Теперь я за хлеб спокоен! Мне пора на хлебозавод. Нужно выпекать хлеб, чтобы магазины не остались без нужного всем людям продукта.

Вот он, хлебушек душистый,

Вот он, теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Читая стихотворение, пекарь раздает детям булочки из своей корзины.

Учитель : -«Худ обед, коли хлеба нет», — говорят в народе. Хлеб содержит практически все питательные вещества, необходимые для жизни человека. О хлебе сложены песни, написаны картины книги. (обращение к выставке книг)

Участвуя в проекте «Чудо Земли – хлеб», вы приготовили множество разных загадок, пословиц, поговорок, стих-й о хлебе. Кто заинтересовался этими работами, можете с ними познакомиться поближе.

Каждый день, беря в руки кусочек хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт. Подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.

Амвросиевская общеобразовательная школа I - III ст.№6

Амвросиевского района Донецкой Народной Республики

Классный час по теме: «Хлеб - всему голова»

Выполнила: Вертела Ольга Александровна, учитель английского и немецкого языков Амвросиевской ОШ I - III ст№6, специалист II категории

Аннотация к разработке классного часа по теме

«Хлеб - всему голова»
Постоянное изобилие хлеба - заветная мечта миллионов людей живущих на Земле. Хлеб стоит не дорого, но не все знают, каким нелёгким трудом он достаётся, какова его истинная цена . Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и ᴄᴫᴏжный путь. Для того чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца и проливными дождями трудятся тысячи людей более 120 профессий (селекционеры, агрономы, инженеры, механизаторы, рабочие элеватора, мукомолы, конструкторы, водители машин, пекари, продавцы, трактористы, комбайнёры и многие др.).

Русский народ всегда относился к хлебу с благоговением как к дару, спасающему от голода, как к богатству.

Актуальность проблемы: отношение подростков к хлебу.

Данный сценарий может быть использован для проведения классного часа в 5-6 классах в цикле воспитательных бесед.
Цель проведения данного мероприятия - изменить отношение подростков к хлебу, познакомив их с деятельностью хлеборобов; воспитывать у детей бережное отношени е к хлебу.
Сценарий предполагает проведение подготовительной работы:
- Рисунки детей и иллюстрации по теме классного часа.
- Ваза с колосками пшеницы.

Плакаты с цитатами о хлебе
- Выставка продуктов мучных и хлебных, которые производит местная хлебопекарня и которые испекли родители.

Классный час

Тема: «Хлеб - всему голова»

Цели:

Расширять знания учащихся о пользе хлеба, его ценностях, о тяжелом труде хлебороба;

Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу;

Оборудование: плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей, иллюстрации, разные виды хлеба, колосья в вазе, магнитофон.

Материал: стихи о хлебе, плакат с памяткой «Цени хлеб!», песня «Хлеб - всему голова», песня «Конфетки-бараночки», песня «Вкус хлеба».

Ход мероприятия

Звучит песня «Хлеб - всему голова!»

Дорогие ребята! Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас, не было, но хлебные поля росли и тогда. Однако зёрна пшеницы отличались от наших, они были намного меньше и другие на вкус. Существует такая легенда.

Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб. Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб». Что же касаеᴛся происхождения русского слова «хлеб», то его связывали с заимствованным именем Глеб, или глаголом «хлебать». Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.

1 уч. Вот он, хлебушек душистый

С хрупкой корочкой витой

Вот он, теплый, золотистый

Словно солнцем налитой.

2 уч. В нем - здоровье наше, сила

В нем - чудесное тепло

В нем - земли родимой соли

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки!

Вырастай богатырем!

3 уч. Сколько рук его растило

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Хлеб никогда не доставался людям даром. На Руси к хлебу всегда относились с благовением, а со временем возникло множество поверий про хлеб, своеобразных законов, нарушать которые было большим грехом.

Например, выпекали хлеб всегда в субботу. И смотрели, если хлеб получится хорошим - будет удача на целую неделю, если плохо пропечётся - это к слезам, подгорит - это к печали, потрескается - жди новостей. По тому, каким получался свадебный каравай, предсказывали судьбу новой семьи. Поэтому печь каравай просили человека доброго и умелого.

Россия издавна славилась хлебом. Хлеб и сейчас остается главным богатством страны. А труд земледельца - самый важный, потому что без хлеба нельзя представить нашу жизнь.

1уч. Вначале хлеб посеяли зерном,

Потом ростки лелеял агроном.

Затем взял колос в руки комбайнер,

В ладонях его бережно потер.

Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,

Он убирать его с комбайном в поле вышел.

2уч. Потом муку смололи из зерна

И к пекарю отправилась она.

А тот уж постараться смог:

Такие булки вкусные испек!

Цени, люби и уважай того,

Кто сеял хлеб, растил и пек его.

Викторина. Дети, а знаете ли вы…

1. В чём разница между яровой и озимой пшеницей? (яровую сеют весной, озимую - осенью, в зиму)

2. Куда зерно везут после уборки? (на элеватор - хранилище для зерна)

3. Где зерно превращают в муку? (на мельнице)

4. Что такое квашня? (деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто)

5. Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (опара)

Загадки

Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый.
(Хлеб)

Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет - урожай соберет.
(Комбайн)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом

(Колос)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья.
(Зерно)

Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит.
(Трактор)

Учитель: А знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?

Ученики:

1уч. Он пахнет полем,

Горячим зноем и росой,

Прохладным ветром на просторе

И свежей утренней зарей.

Хлеб пахнет свежею мукою

И жарким пламенем печи,

Когда натруженной рукою,

Пекут из теста калачи.

2уч. Вот он - румяный и душистый

Лежит и дышит на столе.

За хлеб огромное спасибо

Всем хлеборобам на земле!

Игра со словом «хлебороб».

Составьте из букв, входящих в это слово, как можно больше других слов.

Чтение стихотворения

Ученик 1: Кто-то любит с маслом,

Кто-то любит с сыром,

А иной и с мясом

Или же с кефиром.

Ученик 2: Кто-то любит белый,

Кто-то любит чёрный,

Кто-то любит с маком

Или запечённый.

Ученик 3: Он бывает клином,

Он бывает узким,

Кто-то любит с тмином,

Или же французский.

Ученик 4: Он зерно, он колос,

Он мука и тесто

И за праздничным столом

Знает своё место.

Ученик 5:Посмотри на землю, посмотри на небо,

Ничего на свете

Нет важнее хлеба

Ребята, посмотрите на стол. Сколько разных мучных изделий из муки выпекли руки пекаря. Здесь и каравай и булочки, сдобные калачи. Оказывается, как много всего можно испечь из муки. Скажите, ребята, какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?

Много снега - много хлеба.

Хлеб - всей жизни голова.

Будет хлеб - будет и песня.

Хлеба ни куска - и в доме тоска.

Не будет хлеба - не будет и обеда.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Большой урожай - это радость для хлеборобов и всех людей страны.

Звучит музыка

Инсценировка стихотворения

Т. Коломиец «Праздник каравая»

Учитель:

К пятиклашкам на машине

Каравай приехал ныне

Пышной коркой похрустим

Всех на свете угостим.

В круг вставай, каравай,

Кого хочешь выбирай!

(Каравай становится в середину круга)

Пекаря!

Он не грел на печке бок -

Каравай ребятам пек.

Пекарь с нами поиграй

Кого хочешь - выбирай!

(входит пекарь, становится рядом с караваем)

Мельника!

Не молол он чепуху!

А смолол зерно в муку!

Мельник, с нами поиграй

Кого хочешь - выбирай!

Хлебопашца!

Он в тенечке не лежал

А хлеба растил и жал!

Хлебопашец, в круг вставай,

Кого хочешь - выбирай!

Рабочего!

Он приехал к нам с дарами -

Тягачами, тракторами!

А награда - урожай!

Всех на праздник приглашай!

Пекарь - Слава урожаю в зернах!

Мельник - Слава караваю на столе!

Хлебопашец - Слава, слава дружным рукам!

Рабочий - Слава, слава труженикам!

Хлеб - это дар Земли! Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что они в день получали небольшой кусочек хлеба, 125г и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, глинистые, но желанные для каждого человека. В музее истории Санкт - Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить - назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. И эти крохи помогали выжить в суровое время войны и испытаний. Мы с вами не знаем, что такое голод. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так поступать нельзя. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

А. Морозов

Военный хлеб
Я помню хлеб,
военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.

Закончилась война. Крепла страна. А хлеба все равно не хватало. И началось освоение целинных земель. Зашумели поля, заработали машины, потекло зерно в закрома Родины.

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной

Говорим мы, берегите

Берегите хлеб родной.

Берегите каждый колос

Наших радостных полей

Громкий Родины своей!

Не мечтаем мы о чуде

К нам полей живая речь

«Берегите хлеб, вы, люди

Научитесь хлеб беречь!»

Паззлы.

Из кусочков разрезанных картинок с изображением хлеба восстановить исходный рисунок.

Во время конкурса хорошее настроение всех присутствующих обеспечивает песня «Конфетки-бараночки» .

Конкурс «Золушка»

Отсортировать по видам небольшое количество перемешанных семян различных зерновых культур.

Звучит песня «Вкус хлеба» в исполнении Леонида Сметанникова

Хлеб, мир, жизнь - самое важное. Поэтому самый маленький ребенок должен беречь хлеб. Если семья из 4 человек каждый день будет выбрасывать только 11г хлеба, по всей стране опустеют 100 элеваторов, остановится 57 мельниц, 130 хлебозаводов, выпекающих 50 тонн хлеба в сутки. Не будь в числе таких людей. Останови и тех, кто бросает хлеб. Но можно продлить свежесть хлеба. Для этого надо его хранить в полиэтиленовом мешочке или в специальной хлебнице.

А сколько нужно хлеба для вашей семьи?

А если хлеб остался, что с ним можно сделать?

(Сбрызнуть буханку с боков водой и поставить в духовку на 5 минут или над кипящей кастрюлей с водой. Подсушите сухари, сделайте гренки.)

Сегодня мы много говорили о хлебе. Без хлеба люди - сироты, а земля - страдалица. И наоборот, земля - наше богатство, наша щедрая кормилица, когда она в бережных, добрых руках хозяина. (Учитель вешает на доску плакат с памяткой и читает ее)


Ребята, давайте подведем итоги нашей встречи. У вас на столе лежат картинки. Давайте повторим, с чего начинается путь хлеба. Нужно картинки расставить в правильном порядке.

И всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба!»

Придержемся русской традиции гостеприимства.

(Угощение гостей)

Список использованной литературы и источников

1. М.О. Володарская. Час общения.5кл. - Х.: Изд-во «Ранок», 2011.- 176с. - (Классный руководитель).

2. М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.

3. С. А. Могилевская. Девочки, книга для вас! - М., «Детская литература», 1974

4. http :// nsportal . ru / nachalnaya - shkola / vospitatelnaya - rabota /2012/11/22/ klassnyy - chas - na - temu - khleb - vsemu - golova