"лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам" жан-жак руссо. "В гражданском обществе находится главный центр человеческой свободы" (Б

В данном высказывании автор размышляет над проблемой условий обеспечения и осуществления свободы граждан в государстве. По мнению Руссо, сильным можно считать лишь правовое государство, в котором в полной мере реализуются права и свободы граждан.

Я лишь частично могу согласиться с такой точкой зрения французского просветителя. С одной стороны, действительно, наиболее высокая степень свободы граждан обеспечивается исключительно в правовом государстве. Ведь, как известно из курса обществознания, правовое государство существует и осуществляет свою деятельность на основе правовых норм, установленных в самом государстве. Соблюдение норм права в таком государстве является высшей ценностью., а народ признается единственным источником власти (т.к. правовое государство может существовать исключительно при демократическом режиме). Одним из главных отличительных признаков правового государства, помимо вышеизложенного, является принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную). Правовое государство является целой платформой для осуществления деятельности институтов гражданского общества, которые помогают обеспечивать в обществе различные виды свобод: свобода слова и печати, идеологический плюрализм, свобода вероисповедания, свобода перемещения и т.д.

Ярким примером сильного правового государства сегодня являются США. Будучи развитым с экономической военной точки зрения, в США существует высокая степень развитости гражданского общества, институты которого в полной мере обеспечивают соблюдение прав и свобод человека (СМИ, общественные объединения, присяжные заседатели). Так, в некоторых штатах США, дабы не ущемлять свободы лиц нетрадиционной ориентации, были легализованы однополые браки.

Однако, с другой стороны, сильным может быть не только правовое государство, в котором реализуются права и свободы граждан в полном объеме. Ярким примером является Советский Союз. Будучи тоталитарным государством, СССР победила в Великой отечественной войне, подняла страну из руин в лидеры мировой индустрии. СССР обладала внушительной военной мощью и экономической стабильностью, имела в своем составе огромные территории и мощную патриотическую идеологию. Но несмотря на все это, в стране совершенно не были реализованы права и свободы граждан, были постоянные репрессии, гражданам насильно навязывалась коммунистическая идеология, государство контролировала практически все сферы общественной жизни.

Поэтому нельзя сделать однозначный вывод о том, что лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам.

Каждый гражданин своей страны имеет право на свободу и защиту своих прав, именно это и выделяет правовое государство, о котором говорит Роберт фон Моль в своей высказывании.

Чтобы подтвердить верность данного высказывания и своей точки зрения, обратимся к теории из курса обществознания. Правовое государство – это государство, основанное на верховенстве закона и права, главным направлением деятельности которого является признание, соблюдение и защита прав человека. Его основные признаки: гарантии свободы человека, верховенство закона и права, взаимная ответственность граждан и государства, разделение властей и демократический режим.

Приведем пример из курса истории. В нашей стране, в России, действует защита прав человека. Каждый в нашей стране имеет определенную свободу, которое дает нам наше государство. Соответственно, Россия – это правовое государство, и из этого следует, что свобода человека напрямую связана с правовым государством.

Приведем аналогичный пример, только из курса географии.

Швеция – это правовое государство, в котором ведется защита прав и свобод жителей данной страны. В этой стране защищают не только людей, но и животных, где ценят их права и свободы, что несомненно делает Швецию истинным представителем правового государства.

Сделаем вывод, что правовое государство не было бы правовым, если бы не свобода, которую дает гражданам государство.

Обновлено: 2019-05-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Эссе. Правовое гос-во.

С момента образования первых обществ до сегодняшнего момента прошло много лет. Естественно структура общества, система организации власти и место человека государстве менялись. Постепенно, пройдя через разные революции, реформы, люди пришли к понятию правовое государство. Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.

Правовое государство - форма организации политической власти в стране,основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.Определение “правовое государство” в сущности дает нам понять как должно жить и развиваться человеку среди других людей. В правовом государстве все подчиняются законам, все без исключений.

В Российской Федерации употребляют такой термин как “верховенство закона”, что означает, что закон признается обществом одной из важнейших ценностей, он обязательно и в полном объеме исполняется, вне зависимости от тех целей, которые ставит перед собой государство, организация или гражданин.

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия есть правовое государство. То есть мы должны понимать что мы живем в именно в таком государстве, но многие так не считают. Закон не признается у нас высшей ценностью, уж это точно. Наверное причина кроется в каких то наших национальных особенностях.

Согласно статистике за 2012 год Россия в рейтинге самых правовых государств занимала лишь 86 место из 97 . Поэтому нам рано говорить, что у нас построено самое настоящее правовое государство.

Одним из признаков правового государства является равенство всех перед законом. Но у нас есть определенные категории населении, которые не считают что они под властью закона. То есть существуют они как бы независимо от закона. К таким людям мы можем отнести чиновников, которые брали взятки или берут, пока их не поймали, то есть будучи у власти, они должны исполнять закон, но они идут против него, ради своей выгоды. Конечно, многие уже пойманы и наказаны, но сколько еще не обнаружено таких людей. Получается если ты у власти ты не подчиняешься законам?Ну некоторые считают и так, и самое обидное, что они иногда получают слишком простое наказание. Вот например, экс-главу администрации Назарово Игоря Сухорукова, уличенного во взяточничестве, оставили на свободе. Ему назначили наказание в виде крупного штрафа - в 3 млн рублей, а также лишение права занимать должности в органах власти на 3 года. В общем у нас признак этот еще не совсем выполняется, хотя бы лишь потому, что слишком уж часто мы слышим о подобных случаях.

Соловьева Валерия Валерьевна

Конкурсное эссе по обществознанию, где автор рассуждает о том, каким должно быть государство, чтобы граждане чувствовали себя по-настоящему свободными. В тексте содержаться ссылки на высказывания, подобные теме, приводится пример из истории. Четко выражена собственная позиция автора.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс творческих работ

«Роль права в моей жизни»

Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 135»

Эссе на тему:

«Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам»

(Ж.-Ж. Руссо, французский философ XVIII века)

Выполнила: Соловьева Валерия Валерьевна,

ученица 11 «1» класса.

Руководитель: Бережная Ольга Николаевна,

учитель истории и обществознания

ОМСК- 2013 год.

Каждый человек принимает участие в политической жизни общества. Мы можем быть политиками по случаю, по профессии, по совместительству. Слова французского философа, сказанные в XVIII веке актуальны и сегодня, когда власть в нашей стране настолько слаба, что не может обеспечить своим гражданам ни свободу, ни безопасность. Согласно теории общественного договора, одним из составителей которого являлся сам Руссо, государство создавалось гражданами, чтобы те, передав часть своих полномочий, обрели свободу и безопасность. Соответственно, чем сильнее становится государство, тем лучше оно справляется со своей задачей. Однако важно понимать, что под «силой» имеется в виду не «силовые методы», а смелость правителей государства и сила их духа. Ведь действительно, не в авторитаризме, не в тоталитаризме или монархии, а только в демократическом государстве власть учитывает интересы общества, интересы граждан. Сейчас каждый имеет право мирных собраний и публичных манифестаций, имеет равный доступ к государственной службе и право участвовать в управлении делами государства.

Экономическая жизнь общества также затрагивает человека ежедневно. Кто-то работает, кто-то совершает покупки в магазине или на рынке, и даже не задумывается, что может выполнять какие-либо экономические операции. Но и здесь не забывают о правах человека. Каждый имеет право на труд, свободу предпринимательской деятельности, право наследования и частной собственности. Социальные права тоже являются важной частью жизни человека и гражданина. Ведь именно в социуме происходит развитие индивида как личности. Мы не должны забывать, что человек имеет право на социальное обеспечение по возрасту, охрану здоровья и медицинскую помощь. Социальные права тесно переплетаются с гражданскими правами человека. Каждый имеет право на свободу слова, совести и вероисповедания. Но даже здесь нарушаются права человека. Создаются националистические, расистские группировки, которые не могут быть толерантны к людям другой нации, культуры, религии. В связи с этим нельзя не согласиться с мнением обществоведа И.Н.Шевелева: «Гордиться своей нацией- патриотизм, хвалиться своей национальностью-национализм».
Однако нельзя забывать и о культурных правах человека. Ж.-Ж.Руссо говорил: «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». Действительно, если мы будем запрещать детям дерзость их воображения и полную свободу их творчеству, то наш мир не будет столь прекрасным и совершенным. Например, Моцарт начал создавать свои первые произведения совсем в юном возрасте. А Чарльз Дарвин, автор эволюционной теории происхождения человека, был признан выдающимся ученым лишь через двести лет после смерти.

Я согласна с высказыванием Ж.-Ж. Руссо т.к. каждый человек от рождения обладает определенным набором прав, и право на личную свободу одно из важнейших в этом списке. Но и личные свободы разнятся между собой. Свобод существует несколько: свобода слова, вероисповедания, передвижения, творчества. Но в данном контексте нас скорее интересует абстрактное понятие свободы в отношениях гражданин - государство, то есть то, что государство должно гарантировать в самом полном объеме, независимо от расы, пола и других субъективных показателей. Так только ли сильное государство способно обеспечить свободу своим гражданам? Должно ли государство быть сильным для обеспечения свобод, свободы своих граждан? Насколько соотносятся понятия свободы и силы?

Для начала нам необходимо определить для себя - что такое государство? Кроме того что это особая форма организации общества на определенной, ограниченной территории, это еще коммуникативное объединение людей с определенными ролями. Если верить договорной теории, то государство образовалось путем молчаливого признания возможности править одних и потребности в защите других членов общества. С другой стороны, что есть изначально государство, как не объединение с целью выполнения каких-то задач (здесь можно вспомнить ирригационную теорию): будь то защита, нападение, улучшение обстановки вокруг, технический и научный прогресс. Что есть граждане для государства, как не функциональные единицы - показатель состоятельности и дееспособности? Как любое производство, предприятие, организация, государство заинтересованно в том, чтобы КПД его функциональных единиц стремился к наибольшему значению, то есть к максимальной пользе при минимальных затратах. В каком случае проявляется высшая форма осуществления данного принципа? Конечно же в принципах рабства, когда свобода гражданина (а по сути даже не являвшегося таковым) ограниченна (а по сути сведена на нет), а всё его существование полностью, или почти полностью, занимает труд на благо государства. Отсюда следует что для того, чтобы позволить своим гражданам хоть какую-то свободу, государство должно располагать какими-то ресурсами. Если же подойти к проблеме, рассматривая свободу как свободу волеизъявления и голоса, то очевидно, что государство должно быть полностью уверенно в своей мощи, правоте, легитимности, в харизме лидера государственного аппарата и в прочих факторах, обеспечивающих государству полноту власти. Уверенность в том, что граждане имея свободу выбора, все же сделают его в пользу государства, обеспечивается именно силой государства. Слабое государство будет просто напросто разрушено собственными гражданами получившими свободу. Имея свободу, разве не станет гражданин терпеть власть над собой государства слабого - нет, не станет. Поэтому и должно быть сильным государство, обеспечивающее своим гражданам свободу. Оно должно быть уверенно, что эта свобода не обернется против него самого, не превратится в анархию или протест, но станет подспорьем в укреплении государственного уклада и его силы.

Необходимо учитывать и тот факт, что некоторые страны стремятся к расширению своих границ и проводят агрессивную внешнюю политику. Следствием этого является насильственный захват чужих территорий и фактическое пленение населения, проживающего на этих территориях. Чтобы охранять свои границы, отбивать нападения агрессивно настроенных стран, необходимо иметь силовые государственные структуры: армию, вооружение, военную промышленность. Хотя сегодня в мире господствуют принципы гуманизма, которые декларированы в нормах международного права, сохранить суверенитет, а значит и свободу своих граждан, государству просто необходимо быть сильным.

Так, например, в 1989 году начался грузино-абхазский конфликт в связи с желанием Абхазии расширить автономию в составе Грузии и, в последствии, стать суверенным демократическим государством. В 1992 году началась настоящая война с применением авиации, артиллерии и других видов оружия. Будучи довольно слабой в военном и экономическом отношении, Абхазия не смогла обеспечить своим гражданам реализацию их конституционного права на самоопределение, что и позволило Грузии ввести свои войска на территорию Абхазии. Война длилась до 2006 года. И только посредничество России, одной из сильнейших стран мира, заставило Грузию прекратить этот конфликт и дать возможность населению Абхазии реализовать свою свободу и право на самоопределение.

Отсюда следует, что сила – непременный атрибут свободы. Свободен – значит силен. Только сильное государство может обеспечить своим гражданам свободу во всей её полноте, только сильное государство может оградить граждан от посягательств на их свободу, только сильное государство может не опасаться последствий, к которым может она привести. Только сильное государство может не опасаться, что свобода обернётся против него самого.
В заключение необходимо отметить, что многие права человек имеет с момента своего рождения, а многие получает, достигая совершеннолетнего возраста. Но какими бы ни были эти права, государство обязано защищать их, а человек, в свою очередь, обязан защищать свое государство.

Я согласна с этим высказыванием, но я думаю, что существование гражданского общества невозможно без правового государства, а главный признак правового государства - верховенство закона. Именно поэтому человеческая свобода обязательно должна быть подкреплена законом для того, чтобы человеческие свободы не могли пересекаться.

Что бы подробнее разобраться с данным высказыванием, обратимся к понятию "гражданское общество". Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, культурными, право­выми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения.

Таким образом, становится понятным, что гражданское общество не может существовать и развиваться без свободы.

Это подтверждает и история. До 1945 года Южная и Северная Корея была одной страной. Но после поражения Японии США и СССР подписали соглашение о совместном управлении страной и тем самым разделив её на две части. Через некоторое время Северная Корея стала закрытым государством КНДР. Две державы получили определенную свободу одновременно. Если Южная Корея добилась очень хороших высот в информационной, технической, медицинской сфере и уровень жизни в их стране поднялся, то Северная Корея так и осталась закрытым государством с низким уровнем жизни, с отсутствием развитой промышленности, медицины, культурной, политической и духовной жизни. Огромное влияние на развитость КНДР оказал политический строй и его руководители, которые не давали гражданам свободу в отличие от других стран.


Мы разобрали проблему, ограничения свободы в гражданском обществе на примере двух современных стран. Они начинали одновременно, имея в основе одинаковую культуру, экономику и менталитет. А сейчас мы можем наблюдать колоссальную разницу в развитости гражданского общества т.к. у одних была свобода, а у других нет.



В своем высказывании Б. Н. Чичерин затрагивает проблему сущности гражданского общества. По его мнению, положительной чертой гражданского общества является независимость личности от государства.

Я полностью согласен с точкой зрения Б. Н. Чичерина. Действительно, общество можно считать гражданским, если оно является совокупностью негосударственных общественных отношений и институтов. Но существование гражданского общества невозможно без правового государства, где верховенство принадлежит закону, дающему понятие о правах и свободах гражданина.

Одним из элементов гражданского общества являются профессиональные союзы. Из новейшей истории известно, что в Архангельской области за последние годы было проведено около 274 проверок профсоюзами с участием прокуратуры, для надзора и контроля за нарушениями прав трудящихся.

Важной целью формирования гражданского общества является взаимопомощь в защите интересов при ущемлении прав. Из средств массовой информации известно, что общество автомобилистов Приморского района, дабы обратить внимание власти на нарушение прав водителей, засыпало монетами яму на трассе.

Таким образом, могу сделать вывод, что только диалог правового государства и гражданского общества приводит к реализации прав и свобод личности.

"В гражданском обществе находится главный центр человеческой свободы" (Б. Чичерин)


Прежде чем рассуждать над этой проблемой, выясним, что же такое гражданское общество и правовое государство. Под правовым государством понимается такая организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотреблений со стороны власть имущих. Гражданское общество-это совокупность негосударственных общественных отношений, выражающих разнообразные частные интересы и потребности граждан в различных сферах жизни. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что граждане в правовом государстве обладают естественными и неотчуждаемыми правами, реализуют свои частные интересы и цели. А это значит, что правовое государство тесно связано с гражданским обществом.
Правовое государство отличается от других типов государств некоторыми признаками: 1) верховенство права в обществе; 2) незыблемость прав человека, их охрана и гарантированность; 3) разделение государственных властей; 4) взаимная ответственность государства и личности; 5)подчинение национальных правовых систем международному праву. Если в государстве соблюдаются вышеперечисленные принципы, то гражданское общество будет являться "центром человеческой свободы".

Рассматривая гражданское общество как систему, его отношения и институты можно представить в виде подсистем: социальной, экономической, духовно-культурной, политической. Но данные подсистемы являются условными, т.к. в реальной жизни они переплетаются в один целостный и динамичный организм.

В подтверждение вышесказанному можно привести пример из истории России. В 1993 году была принята Конституция РФ, которая свидетельствовала о возникновении правового государства. В ней закреплены все права и свободы человека, а это говорит о наличии в РФ гражданского общества.

Вторым примером может послужить информация из области знаний. Гражданин N. решил жениться на гражданке К., они подали заявление в ЗАГС и через месяц состоялась свадьба. В данном случае были реализованы права граждан, которые предусмотрены в гражданском обществе.