«Молитве в теплом кресле не научишься». Католический монах-отшельник перешел в Православие

Одеваются в обычное время по-светски, а сестры монахини — нет?

По поводу одежды священников в Кодексе канонического права мы находим следующие предписания: «Клирикам следует носить подобающее церковное одеяние согласно нормам, изданным конференцией епископов, а также законообразным местным обычаям» (ККП 284). Что касается монашествующих, то им полагается «носить одеяние института, изготовленное по нормам собственного права, в знак своего посвящения и во свидетельство бедности» (ККП 669).

Уже вскоре после Второго Ватиканского собора Итальянская епископская конференция установила правила, согласно которым пресвитеры должны носить сутану во время своего служения, в приходе или обители, во время проповеди и учительства, и могли использовать темный костюм и сорочку с круглым воротником в поездках и в тех ситуациях, которые не относятся к их священническому служению.

После Собора Святейший Престол неоднократно высказывался на эту тему. В 1976 году Конгрегация по делам епископов разослала всем епископам письмо, в котором указывалось, что церковные одежды ни в коем случае не должны упраздняться.

Многие объясняют непопулярность сутаны у священников тем, что такая форма одежды неудобна для пастырских занятий, которым все больше приходится себя посвящать. Если в прежние времена обычной «средой обитания» пресвитера были храм, ризница, семинария, библиотека, то после Второго Ватиканского собора они вышли далеко за пределы ризницы в пространство, которое Папа Франциск называет «полевым госпиталем», каким и должна быть Церковь. В то же время уже в 1979 году святой Иоанн Павел II в послании Novo incipiente отмечал, что пастырская работа требует приближения к людям, но не нужно забывать, что речь идет о приближении священника.

В 1983 году Итальянская епископская конференция вновь высказалась по этому вопросу, постановив, что за пределами богослужений в публичных местах духовенство должно носить сутану или «клерджимен» (темный костюм и сорочку с круглым воротником). В одежде гармонично сочетались достоинство и простота, и в любом случае священников отличалась от одежды мирян. Здесь следует заметить, что вообще различия в стиле одежды священников и мирян начали формироваться лишь в V столетии.

В целом есть такая тенденция, что священники ходят в соответствующем облачении, используемом вне Мессы, реже, чем монахини. Однако при более внимательном взгляде на это соотношение в разных странах оказывается, что все не так. В некоторых местах сложилось так, что специальные облачения уже не носят ни священники, ни сестры-монахини, а в других местах все наоборот: и пресвитеры, и монашествующие продолжают выделяться своей одеждой.

Какое вообще значение придается и должно придаваться этому аспекту?

Три года назад к лику блаженных Католической Церкви был причислен юный . Он ценой жизни защищал свою сутану, был подвергнут пыткам и издевательствам и расстрелян коммунистами-партизанами в 1945 году, поскольку отказался оставить одежды семинариста. Это свидетельство показывает, что сутана – важный знак принадлежности к Богу.

Многие крещеные хотели бы, чтобы посвятившие себя Богу люди были узнаваемы. Культурная среда нашего времени, отмеченного секуляризацией, оказывает воздействие и на служителей Церкви. Об этом говорится, в частности, в документе Конгрегации по делам духовенства, изданном в 1994 году, под названием «Руководство по образу жизни и служению пресвитеров». В 66-м параграфе утверждается, что «в секуляризованном и преимущественно материалистском обществе, где знаки, отсылающие к священному и сверхъестественному, постепенно исчезают, особенно ощущается необходимость того, чтобы пресвитер – человек Божий, распределитель Его Таинств, — был узнаваем в глазах общины, в том числе и посредством одежды как недвусмысленного знака его посвящения и его общественного служения. Пресвитер должен быть узнаваем прежде всего по своему поведению, но также и по одежде, — чтобы каждому верующему и каждому человеку вообще была сразу понятна его идентичность и принадлежность к Богу и к Церкви. Поэтому клирик всегда должен носить приличествующее церковное одеяние, согласно нормам епископской конференции и согласно законным местным обычаям. Это означает, что его одежда, в случае если это не сутана, должна быть не такая, как у мирян, и должна соответствовать достоинству и священному характеру его служения. Как покрой, так и цвет должны быть установлены епископской конференцией и всегда согласовываться с общими каноническими нормами».

Приведенный текст утверждает важность священнических облачений для духовенства. В то же время в пояснении Папского совета по законодательным текстам уточняется, что эти правила не охватывают постоянных диаконов.

Конгрегация по делам духовенства вмешалась в вопрос о стиле одежды священников потому, что, во-первых, было необходимо напомнить об общественном значении служения пресвитеров, а также о том, что одежда – это знак принадлежности к Богу и Церкви, который должен отличать священника от всех остальных. Но обратим внимание на то, что в документе ставится акцент на поведении пресвитера, по которому его узнают. Поведение и образ жизни священника должны быть отражением его миссии служения народу. Одежда как знак этого служения выражает также и его хрупкость: любой пресвитер нуждается в поддержке, чтобы не впасть в противоречия и не стать соблазном для людей.

В 1996 году Конгрегация по делам духовенства снова обратилась к пресвитерам с посланием, в котором утверждалось, что белый круглый воротник и крест не являются достаточными знаками, которые отличают церковную одежду от светской.

В культурном контексте новой евангелизации одежда священнослужителя должна отличаться простотой и скромностью. Святой Франциск Ассизский хотел, чтобы священные сосуды для литургии были всегда драгоценны, а одежда братьев – бедна и проста. Простота и скромность священника отражает красоту Евангелия, всецелого посвящения себя Христу и Благой Вести.

Священническая сутана и монашеское платье, несомненно, имеют психологическое значение, постоянно напоминая тем, кто их носит, о причинах собственного выбора и связанных с ним обязательствах, укрепляя чувство принадлежности к священному сану или монашеству.

Сутана и монашеская одежда имеют и социологическое значение, поскольку это видимый знак самоидентификации, отнесения себя к определенной категории. Эта одежда наделена и богословским смыслом, поскольку посредством внешних, материальных знаков священник, монах, монахиня причастны к особой формы жизни – богопосвященной – в силу которой человек следует особому призванию ради блага других людей. Это – внешний знак внутреннего преображения, при котором человек совлекает с себя ветхого человека и облекается во Христа, в нового человека.

Наше общество, в котором ощущается дефицит знаков сверхъестественного, как никогда нуждается в том, чтобы видеть тех, кто посвятил себя Богу.

Крестовые походы поспособствовали кардинальному изменению жизни в Европе. Кроме того что христиане начали знакомиться с культурой восточных стран и народов, в частности арабов, еще появилась возможность быстро разбогатеть. Тысячи паломников потянулись в Святую землю. Кто хотел защитить Гроб Господень, а кто стать обеспеченным землевладельцем с большим количеством слуг. Для охраны подобных путешественников и создавались вначале монашеские ордена.

Происхождение орденов

В дальнейшем, после того как европейцы освоились на просторах Палестины, рыцари духовных орденов начали разделяться, в соответствии со своими целями, на нищенствующих, бенедиктинцев, регулярных клириков и каноников.

Некоторые были охвачены жаждой наживы и власти. Им удалось не только сказочно разбогатеть, но и создать свои собственные государства. Например, к последним относится Тевтонский орден, но о нем мы поговорим далее.

Августинцы

Название некоторых стало производным от имени святого, слова и деяния которого особо чтились основателями и были прописаны в уставе.

Под термин «августинцы» попадают несколько орденов и конгрегаций. Но в целом их всех делят на две ветки - каноники и братья. Последние еще подразделяются на босых и реколлектов.

Этот орден был создан в середине тринадцатого века, а в середине шестнадцатого - причислен к трем остальным нищенствующим орденам (кармелиты, францисканцы, доминиканцы).

Устав был достаточно простым и не включал в себя никаких жестокостей и истязаний. В основном целью монахов было спасение человеческих душ. К шестнадцатому веку в рядах этого ордена было около двух с половиной тысяч монастырей.

Ни о какой власти или накоплении богатства не могло быть и речи, поэтому они и были причислены к нищенствующим.

Босые же августинцы откололись от основного течения в семнадцатом веке и распространились по Японии и всей Восточной Азии.

Отличительным признаком августинцев является черная ряса и белый подрясник с кожаным поясом. На сегодняшний день их насчитывается около пяти тысяч.

Бенедиктинцы

История монашеских орденов началась именно с этой группы церковников. Она образовалась в шестом веке в итальянской коммуне.

Если посмотреть на путь развития данного ордена, мы увидим, что получилось у него выполнить всего лишь две задачи. Первая - частично распространить свой устав на большинство остальных организаций. Вторая - послужить основой для образования новых орденов и конгрегаций.

Судя по записям, бенедиктинцы изначально были малочисленными. Первый монастырь был разрушен в конце шестого века лангобардами, а монахи расселились по всей Европе. После секуляризации в средние века и реформационного движения орден стал клониться к своему закату.

Однако в девятнадцатом века начинается внезапный его взлет. Братья по вере просто нашли свою нишу. Теперь монашеские ордена, входящие в это объединение, занимаются подъемом и развитием культуры, а также миссионерской деятельностью в странах Африки и Азии.

В конце девятнадцатого века создана их конфедерация при поддержке Папы Римского, кроме этого, был открыт университет. Архитектура и торговля, литература и музыка, живопись и медицина - это лишь малая часть областей, которые развивались в Европе благодаря бенедиктинцам. Именно монашеские католические ордена в эпоху тотального упадка уровня жизни и культуры смогли сохранить остатки «цивилизации» в виде традиций, норм и устоев.

Госпитальеры

Вторым названием является «Орден Святого Духа». Это монашеская организация, просуществовавшая всего шесть столетий - с двенадцатого по восемнадцатый век.

Основу деятельности госпитальеров составляло лечение больных и раненых, а также уход за стариками и сиротами, немощными и обездоленными. Именно поэтому за ними закрепилось такое название.

Происходит от ордена Августинцев. А свои госпитали они образовывали сначала во Франции, а после в других странах.

Каждый член монашеского ордена обязывался заниматься благотворительностью. Данное понятие включало в себя уход за больными, выкуп христиан из рабства, защиту паломников, образование бедняков и многие другие добрые дела.

В семнадцатом веке французский король попытался использовать их фонд в своих интересах, для выплат жалования военным ветеранам. Но Рим воспротивился такому повороту событий. С этого времени начинается упадок, завершившийся в 1783 году, когда орден вошел в состав госпитальеров Святого Лазаря Иерусалимского.

Доминиканцы

Интересной особенностью этой организации является то, что член монашеского ордена может быть как мужчиной, так и женщиной. То есть имеются доминиканцы и доминиканки, но обитают они в разных монастырях.

Орден был основан в тринадцатом веке и существует по нынешнее время. На сегодняшний день численность его составляет примерно шесть тысяч человек. Главным отличительным признаком доминиканцев всегда была белая ряса. Гербом является собака, несущая в зубах факел. Своей целью монахи ставят просвещать и защищать истинную веру.

Доминиканцы знамениты в двух областях - науке и миссионерской деятельности. Невзирая на кровавое противостояние, они первыми смогли сделать архиепархию в Персии, освоить Восточную Азию и Латинскую Америку.

При Папе Римском за вопросы, связанные с теологией, всегда отвечает именно монах этого ордена.

В период наивысшего подъема доминиканцы насчитывали более ста пятидесяти тысяч человек, но после Реформации, революций и гражданских войн в разных странах их число значительно сократилось.

Иезуиты

Наверное, самый противоречивый орден за всю историю католицизма. Во главу угла поставлено беспрекословное подчинение, «точно труп», как сказано в уставе. Военно-монашеские ордена, конечно, играли громадную роль в становлении многих правителей средневековой Европы, но иезуиты всегда славились умением достигать результата любой ценой.

Орден был основан в Лойолой в 1491 году и с того времени своими связями опутал все цивилизованные страны мира. Интриги и шантаж, подкуп и убийства - с одной стороны, охрана интересов церкви и католицизма - с другой. Именно такие противоположные грани привели к тому, что в восемнадцатом веке Папа Римский расформировывает данный орден Официально он не существовал лет сорок (в Европе). В России и в некоторых азиатских странах приходы функционировали. На сегодняшний день численность иезуитов насчитывает около семнадцати тысяч человек.

Тевтонский орден

Одна из самых влиятельных организаций средневековой Европы. Хоть военно-монашеские ордена и стремились к максимальному влиянию, не у всех это получилось. Тевтонцы же пошли обходным путем. Они не только наращивали свою мощь, но и просто покупали земли, на которых строили крепости.

Орден был основан на базе госпиталя в Акре в конце двенадцатого века. Изначально тевтонцы накапливали богатства и силы, попутно заботясь о раненых и паломниках. Но в начале тринадцатого века они начинают продвижение на восток под знаменами борьбы с язычниками. Осваивают Трансильванию, изгоняя половцев к Днепру. Позже захватываются Прусские земли, и образовывается государство Тевтонского ордена со столицей в Мариенбурге.

Все шло на пользу рыцарям до Грюнвальдской битвы в 1410 году, когда польско-литовские войска нанесли им поражение. С этого времени начинается закат ордена. Память о нем восстановили лишь немецкие нацисты в годы Второй мировой войны, объявив себя продолжателями традиции.

Францисканцы

Монашеские ордена в католицизме, как упоминалось выше, делятся на четыре группы. Так вот, основанный в начале тринадцатого века, стал первым из нищенствующих. Основная цель его членов - проповедь добродетели, аскетизма и принципов Евангелия.

«Серые братья», «кордельеры», «босоногие» - прозвища францисканцев в разных европейских странах. Они были соперниками доминиканцев и возглавляли инквизицию до иезуитов. Кроме этого, члены ордена занимали многие преподавательские должности в университетах.

Благодаря этому братству появились многие монашеские направления, такие как капуцины, терциарии и другие.

Цистерцианцы

Второе название - «бернардинцы». Это ветвь бенедиктинцев, которая отделилась в одиннадцатом веке. Орден был основан в конце означенного века святым Робертом, который решил вести жизнь, полностью отвечающую уставу бенедиктинского монастыря. Но поскольку в реальности у него не вышло добиться достаточной аскезы, он уходит в пустынь Сито, где закладывает новый монастырь. В начале двенадцатого века принимается его устав, а также присоединяется святой Бернард. После этих событий количество цистерцианцев резко начинает расти.

В эпоху средних веков они обошли другие монашеские ордена по богатству и влиянию. Никаких военных действий, только торговля, производство, образование и наука. Мирным путем была получена наибольшая власть.

Сегодня общее количество бернардинцев колеблется в пределах двух тысяч.

Наверняка многие замечали на картинах средневековых художников круглые проплешины на макушках католических монахов и священников. Эту выбритую часть головы называют тонзурой. Что же она символизировала?

Откуда это пошло?

На самом деле стрижка волос практиковалось в религиях, которые имеют гораздо древнее происхождение, чем христианство. К таким религиям относится, например, буддизм. Буддийские монахи до сих пор бреют голову наголо. Одной из основных причин для возникновения подобной традиции некоторые считают соблюдение элементарной гигиены.

Однако не только к чистоте тела стремятся буддисты. Они просто освобождают себя от необходимости следить за своей прической. Кроме того, полное избавление от волос на голове и лице означает для представителей этого учения абсолютное обезличивание и отречение от старого, мирского.

Тонзура и гуменцо

Бритье головы в форме круга на макушке стало христианской традицией около VI века. Христиане переняли ее у отшельников и кающихся людей. Оголенную часть на голове католики назвали тонзурой, что можно перевести с латинского как «стрижка». Согласно решению 4-ого Толедского собора, состоявшегося в 633 году, тонзуру обязаны были носить все представители «католического клира».

Интересно, что тонзура была распространена и на Руси. Только у нас она называлась гуменцо. Лингвист Макс Фасмер утверждал, что слово «гуменцо» является уменьшительной формой существительного «гумно» (расчищенный участок земли). Этот обычай пришел в нашу страну из Византии. Длинные волосы и бороды появились у православных священников только в XV веке, когда Константинополь пал, и служители церкви взяли на себя чиновничьи функции. Чиновникам же предписывалось носить именно длинные волосы.

Символизм

Выбритая округлая площадка на голове монахов и священников, конечно, являлась отличительной особенностью представителей духовенства. По такому признаку любой мирянин сразу определял, что перед ним стоит служитель церкви.

Несомненно, тонзура (как, впрочем, и гуменцо) имела в первую очередь символическое значение. Выбритая в форме круга макушка означала терновый венец, который, как известно, римские воины надели на голову Иисуса Христа. Так, в сохранившихся документах Собора, созванного патриархом Иоакимом в 1675 году, говорится: «… на главах же имети прострижено зовемое гуменцо немало, власы же оставляти по круглости главы, еже являет терновый венец, его же носи Христос».

Долгая традиция

Постепенно гуменцо исчезло с голов православных священников. Однако произошло это совсем не быстро. На сайте "Православная Москва" опубликованы воспоминания святителя Филарета Московского. Живя в XIX веке, он ещё встречал старых представителей церкви с гуменцо.

История религии повествует о духовных поисках разных народов в веках. Вера всегда была спутницей человека, придавала смысл его жизни и мотивировала не только на достижения в области внутреннего, но и на мирские победы. Люди, как известно, - существа социальные, а потому часто стремятся найти своих единомышленников и создать объединение, в котором можно было бы сообща двигаться к намеченной цели. Примером такой общности являются монашеские ордена, включавшие братьев одной веры, единых в понимании того, как нужно претворять заветы наставников в жизнь.

Египетские отшельники

Монашество зародилось не в Европе, свое начало оно берет на просторах египетских пустынь. Здесь еще в IV веке появились отшельники, стремившиеся приблизиться к духовным идеалам в уединенном удалении от мира с его страстями и суетой. Не находившие себе места среди людей, они уходили в пустыню, жили под открытым воздухом или в руинах каких-то построек. Часто к ним присоединялись последователи. Вместе они трудились, проповедовали, возносили молитвы.

Монахи в миру были работниками разных профессий, и каждый приносил что-то свое в общину. В 328 году Пахомий Великий, бывший когда-то солдатом, решил организовать жизнь братьев и основал монастырь, деятельность в котором регламентировалась уставом. Вскоре стали появляться подобные объединения и в других местах.

Свет знаний

В 375 году Василий Великий организовал первое крупное монашеское общество. С тех пор история религии потекла в несколько ином русле: вместе братья не только молились и постигали духовные законы, но занимались изучением мира, постижением природы, философских аспектов бытия. Стараниями монахов сквозь темные прошли мудрость и знания человечества, не затерявшись в прошлом.

Чтение и совершенствование в научной области входило в обязанность и послушников монастыря в Монте-Кассино, основанного Бенедиктом Нурсийским, считающимся отцом монашества в Западной Европе.

Бенедиктинцы

530 год считается датой, когда появился первый монашеский орден. Бенедикт славился своим аскетизмом, и вокруг него быстро сформировалась группа последователей. Они и вошли в число первых бенедиктинцев, как называли монахов в честь их предводителя.

Жизнь и деятельность братьев велась в соответствии с уставом, разработанным Бенедиктом Нурсийским. Монахи не могли менять место служения, владеть какой-либо собственностью и всецело должны были подчиняться аббату. Регламент предписывал вознесение молитв семь раз в день, постоянный физический труд, перемежающийся часами отдыха. Устав определял время трапез и молений, наказания для провинившихся, необходимые для прочтения книги.

Структура монастыря

Впоследствии многие монашеские ордена Средневековья были построены на основе бенедиктинского устава. Сохранялась и внутренняя иерархия. Главой был аббат, выбиравшийся из числа монахов и утверждавшийся епископом. Он становился пожизненно представителем монастыря в миру, руководя братьями при содействии нескольких помощников. Бенедиктинцы должны были полностью и смиренно подчиняться аббату.

Жители монастыря делились на группы по десять человек, во главе которых стояли деканы. Аббат с приором (помощником) следили за соблюдением устава, но важные решения принимались после совещания всех братьев вместе.

Образование

Бенедиктинцы стали не только помощником Церкви в обращении в христианство новых народов. По сути, именно благодаря им сегодня мы знаем о содержании многих древних манускриптов и рукописей. Монахи занимались переписыванием книг, сохранением памятников философской мысли прошлого.

Обязательным было образование с семилетнего возраста. В число предметов входили музыка, астрономия, арифметика, риторика и грамматика. Бенедиктинцы спасли Европу от пагубного влияния варварской культуры. Огромные библиотеки монастырей, глубокие архитектурные традиции, познания в области земледелия помогли сохранить цивилизацию на достойном уровне.

Упадок и возрождение

На время правления Карла Великого приходится период, когда монашеский орден бенедиктинцев переживал не лучшие времена. Император ввел десятину в пользу Церкви, потребовал от монастырей предоставления определенного числа воинов, отдавал во власть епископов обширные территории с крестьянами на них. Монастыри стали обогащаться и представлять собой лакомый кусочек для каждого, жаждущего увеличения собственного благосостояния.

Представители мирской власти получили возможность основывать духовные общины. Епископы транслировали волю императора, все больше погружаясь в дела мирские. Настоятели новых монастырей лишь формально занимались духовными вопросами, наслаждаясь плодами пожертвований и торговли. Процесс обмирщения вызвал к жизни движение за возрождение духовных ценностей, вылившийся в образование новых монашеских орденов. Центром объединения в начале X века стал монастырь в Клюни.

Клюнийцы и цистерцианцы

Аббат Бернон получил в подарок от герцога Аквитании имение в Верхней Бургундии. Здесь, в Клюни, основали новый монастырь, свободный от светской власти и вассальных отношений. Монашеские ордена Средневековья переживали новый подъем. Клюнийцы молились за всех мирян, жили по уставу, разработанному на основе положений бенедиктинцев, но более строгому в вопросах поведения и распорядка дня.

В XI веке появился монашеский орден цистерцианцев, взявший за правило следование уставу, своей жесткостью отпугивающему многих последователей. Число монахов сильно возросло за счет энергичности и обаяния одного из лидеров ордена, Бернарда Клервоского.

Великое множество

В XI-XIII веках новые монашеские ордена католической церкви появлялись в большом количестве. Каждый из них чем-то отметился в истории. Камальдулы славились своим строгим уставом: они не носили обуви, приветствовали самобичевание, совсем не ели мяса, даже если были больны. Картезианцы, также чтившие жесткие правила, были известны как гостеприимные хозяева, считавшие благотворительность важнейшей частью своего служения. Одним из главных источников дохода для них была продажа ликера «Шартрез», рецептуру которого разработали сами картезианцы.

Свой вклад в монашеские ордена в средние века внесли и женщины. Во главе монастырей, в том числе и мужских, братства Фонтевро стояли аббатисы. Они считались наместницами Девы Марии. Одним из отличительных пунктов их устава был обет молчания. Бегинки - орден, состоящий только из женщин - напротив, не имели устава. Настоятельница выбиралась из числа последовательниц, и вся деятельность направлялась в благотворительное русло. Бегинки могли покидать орден и выходить замуж.

Рыцарско-монашеские ордена

Во времена Крестовых походов стали появляться объединения нового толка. Завоевание палестинских земель шло под призывом освободить христианские святыни из рук мусульман. В восточные земли направлялось большое количество паломников. Их было необходимо охранять на вражеской территории. Это и стало причиной возникновения духовно-рыцарских орденов.

Члены новых объединений, с одной стороны, давали три обета монашеской жизни: бедности, послушания и воздержания. С другой — они носили доспехи, всегда имели при себе меч и при необходимости принимали участие в военных походах.

Рыцарские монашеские ордена имели тройную структуру: в него входили капелланы(священники), братья-воины и братья-служители. Глава ордена — гроссмейстер — выбирался на пожизненный срок, его кандидатура утверждалась имевшим верховную власть над объединением. Глава вместе с приорами периодически собирали капитул (общий сбор, где принимались важные решения, утверждались законы ордена).

К духовно-монашеским объединениям относились тамплиеры, иониты (госпитальеры), Тевтонский Все они были участниками исторических событий, важность которых трудно переоценить. Крестовые походы при их содействии значительно повлияли на развитие Европы, да и всего мира. Свое название священные освободительные миссии получили благодаря крестам, которые были нашиты на одеяния рыцарей. Каждый монашеский орден использовал свой цвет и форму для передачи символа и тем внешне отличался от остальных.

Падение авторитета

В начале XIII века Церковь была вынуждена бороться с огромным количеством возникших ересей. Священнослужители потеряли былой авторитет, пропагандисты говорили о необходимости реформировать или даже упразднить церковный строй, как ненужную прослойку между человеком и Богом, осуждали огромные богатства, сосредоточенные в руках служителей. В ответ появилась инквизиция, призванная вернуть народу почтение к Церкви. Однако более благотворную роль в этой деятельности сыграли нищенствующие монашеские ордена, ставившие обязательным условием служения полный отказ от собственности.

Франциск Ассизский

В 1207 году начал формироваться Его глава, Франциск Ассизский, видел суть своей деятельности в проповедях и отречении. Он был против основания церквей и монастырей, со своими последователями встречался раз в год в условленном месте. Все остальное время монахи проповедовали народу. Однако в 1219 году все-таки был возведен францисканский монастырь по настоянию Папы Римского.

Франциск Ассизский славился своей добротой, способностью служить легко и с полной самоотдачей. Его любили за поэтический талант. Канонизированный уже через два года после своей смерти, он приобрел массу последователей и возродил почтение к католической церкви. В разные века от францисканского ордена образовывались ответвления: орден капуцинов, терцианы, минимы, обсерванты.

Доминик де Гусман

На монашеские объединения Церковь полагалась и в делах борьбы с ересью. Одной из основ инквизиции был орден доминиканцев, основанный в 1205 году. Основоположником его стал Доминик де Гусман, непримиримый борец с еретиками, почитавший аскезу и бедность.

Орден доминиканцев одной из главных своих целей избрал подготовку проповедников высокого уровня. Для организации подходящих условий для обучения даже были смягчены первоначально жесткие правила, предписывающие братьям бедность и постоянное скитание по городам. Доминиканцы при этом не были обязаны трудиться физически: все свое время, таким образом, они посвящали образованию и молитве.

В начале XVI века Церковь вновь переживала кризис. Приверженность духовенства к роскоши и порокам подрывала авторитет. Успехи Реформации вынуждали священнослужителей искать новые пути возвращения былого почитания. Так был образован орден театинцев, а затем и Общество Иисуса. Монашеские объединения стремились вернуться к идеалам средневековых орденов, но время взяло свое. Хотя многие ордена существуют и сегодня, от былого величия мало что сохранилось.

Интервью с отцом-доминиканцем Здиславом Шмальдою, вице-ректором Высшего института религиозных наук Фомы Аквинского (г. Киев) о католическом монашестве сегодня.

Мы живем в эпоху, которую многие характеризуют как «постхристианскую» и, тем не менее, в католичестве есть много призваний монашеских. Почему люди становятся монахами сегодня?

Думаю, по тем же причинам, которые были всегда. Причины есть очень разные. Есть такие люди, которые приходят в монастырь, потому что ищут Бога. Есть такие, которые не знают что делать, и приходят в монастырь подумать об этом. Один из наших братьев имел такую теорию, что у них призвание на два-три года – чтобы перед Богом подумать, что делать и как найти свое место в жизни. Есть также такие, которые приходят, имея нужду, но сейчас такое бывает очень редко. Помню, как один из наших братьев спрашивал другого, очень пожилого: «у Вас, наверное, была очень набожная семья, раз три брата стали доминиканцами?» А он ответил: «Это от бедности, от бедности».

Сегодня нет такого явления, но прежде, что семьи не могли обеспечить детей и посылали их в монастырь. И в дворянских семьях было так, что один должен остаться во дворце, второй – стать военным, третий – пойти в монастырь. Сейчас таких социальных причин почти нет, но остается само главное: человек ищет Бога и хочет идти за Христом.

Может быть, сегодня стало больше приходить людей с психологическими проблемами. Это связано с тем, что таких проблем стало больше или же раньше люди так остро их не осознавали. И потому многим необходима помощь, чтобы они могли идти за Христом. Бывает, что приходят люди после школы, и они уже зрелые, с осознанным выбором, но намного чаще приходят взрослые, но незрелые люди. Бывают тоже совсем необычные случаи. В Англии я встретил одного брата, которого рукополагали, когда ему было семьдесят лет. У него была семья, дети. Много лет он был другом доминиканцев. Когда его жена умерла, а дети стали самостоятельными, он решил, что сейчас время, когда он может стать монахом.

И возвращаясь к Вашему вопросу, я бы не сказал, что сегодня – постхристианская эпоха. Конечно, во многих обществах христианство уже не настолько присутствует в публичном пространстве, но все-таки Церковь жива. И Господь обещал, что Церковь будет существовать до конца мира…

- И монашество будет до конца мира?

Этого Господь не обещал, но думаю, что есть такая возможность.

- Считается, что монахи – это христиане, которые решились исполнять евангельский призыв более серьезно, чем миряне. Насколько это верно сейчас? Или все-таки монастырь сейчас становится прибежищем, куда люди приходят не от решимости, а от безысходности?

Все бывает. Я не способен сейчас сказать, какова статистика… Можно встретить все возможные мотивы прихода. Гораздо интереснее, какие мотивы того, чтобы остаться. Ведь не все, которые поступили, остаются. Есть, к сожалению, такие случаи, когда те, которое приносили вечные обеты и рукополагались, в моменты личного кризиса уходят. И потому гораздо важнее и интереснее ответить на вопрос: почему остаются? Бывает, что остаются конформисты. Иногда ведь надо больше решимости, чтобы еще раз поменять свою жизнь и уйти. Бывает, что те, кто уже не видит себя в этой общине, не могут найти в себе силы уйти. Это было особенно видно на Западе в 1968 году, когда многое изменилось и в обществе, и в Церкви. Тогда довольно много людей ушло. Остались, с одной стороны те, кто просто привыкли. С другой стороны, осталось много людей, кто позитивно пережили кризис – остались, зная, чего это стоит. Что это не идеальная община и оставаться не просто, но имеет смысл оставаться. В новых обстоятельствах, с новым опытом люди возвращаются к первоначальному: к поиску Бога.

- Католическое монашество, в отличие от восточного, разнообразно. Существуют различные формы монашества, Богопосвященной жизни. Настолько это разнообразие является результатом работы Господа, а насколько плодом человеческих усилий быть христианами и приносить пользу?

Если Тот, за кем мы следуем, есть Иисус Христос, то в монашестве новые формы этой жизни – это результат встречи Бога с человеком. Согласно с Халкидонским догматом, Христос – и Бог, и человек. И аналогично, монашество является плодом и человеческих усилий, и Божьего вдохновения.

Существует синергия в духовной жизни. В начале новой общины, нового ордена стояла конкретная ситуация, нужда, с которой встретился человек. Эта ситуация была для него вызовом. Многие проходили через эту ситуацию, но не все решили создать новую общину. Господь открывает глаза и сердце человека, помогает ему заметить нужду, вдохновляет, но не каждый готов ответить на этот вызов. Однако всегда в Церкви были те, кому духовная чувствительность не позволяла равнодушно пройти мимо. Например, святой Доминик, основатель нашего ордена, путешествовал как каноник вместе со своим епископом, выполнявшим дипломатическую миссию. Проходя через южную Францию, увидел, как привлекательно было для многих людей учение катаров, которых наставники («совершенные») вели очень строгою жизнью, соответственно своим идеалам. Святой Доминик был тронут духовной бедой этих людей и сочувствовал, что они не могли найти истинной веры, так как никто им не проповедовал. Тогда он сам решил остаться в этом месте, потому что понял, что не может оставить этих людей, не видящих истины. Первая доминиканская община началась с того, что святой Доминик собрал вокруг себя несколько человек, которые так же как и он хотели проповедовать Евангелие (подобным образом своих товарищей собрал святой Игнатий, основатель ордена иезуитов). Не было такого, чтобы он выдумал структуру, написал конституцию. Община, орден начинаются с хороших связей между людьми, с дружбы. В каждой настоящей дружбе присутствует Господь.

- Никогда не задумывался над тем, что монашество это всегда община друзей… Насколько монашество определяется Евангелием, а насколько – культурными, национальными традициями?

Церковь, которая присутствует в разных культурах, везде одна и та же. Ее универсализм основан с одной стороны на универсализме Евангелия, а с другой – на общей человеческой природе. Очень глубоко в человеческой природе заложено желание найти Бога. И отсюда – универсализм монашества. Конечно, есть также влияние культур, как культурного контекста, в котором основана община, так и места, где монахи работают. Например, иезуиты в Китае одевались как китайцы, чтобы культурные различия не мешали проповедовать Евангелие. Но, думаю, намного больше влияло на возникновение новых форм монашеской жизни состояние Церкви в конкретный исторический период.

- А есть разница между польскими и немецкими доминиканцами, например?

Конечно, есть. Расскажу один случай. Летом из Германии приехали братья, чтобы в специальном лагере учить братьев из Польши немецкому языку. Один день решили пойти в горы. Братья из Германии спрашивают: «куда пойдем»? Поляки отвечают: «пойдем туда, а там посмотрим…» Немцы уже были обеспокоены, но пошли. Проходит час, второй. Брат из Польши говорит: «давайте отдохнем немножко». Сели. Брат из Германии: «как долго будем здесь сидеть?» – «Не знаю, посидим, отдохнем, пойдем дальше…»

Встреча спонтанности с организованностью далеко не всегда простая.

Есть и другие различия. Бенедиктинцы во Франции – очень строгие монахи. Живут в общинах, молятся, не занимаются внешними делами. Бенедиктинцы в Англии – другие. У них есть школы. В Лондоне у бенедиктинцев есть приход, что во Франции скорее всего невозможно. Так что есть различия на культурной почве. Но намного сильнее то, что соединяет. Мы часто живем в интернациональных общинах. У нас в Киеве есть француз, русский, поляки, украинцы. Дух наших уставов позволяет нам чувствовать себя везде дома.

- В древности монашество часто было консервативной силой. И в православии сегодня это так. Являются ли католические монахи консерваторами?

Среди католических монахов можно встретить всевозможные течения, начиная с крайнего консерватизма и заканчивая крайним либерализмом. Конечно, вопрос еще в том, какой смысл мы вкладываем в понятие «консерваторы». Но если говорить в целом, то среди монахов есть те, кто хотят сохранить все неизменным, и реформаторы, которые хотят все изменить… Католическое монашество не является консервативным, если консерваторы – это те, которые не хотят меняться совсем. Результатом Второго Ватиканского Собора (почва которого готовилась уже с начала двадцатого века) было обновление монашеской жизни «применительно к современным условиям». Это произошло не без проблем, но, тем не менее, принесло возможность лучше найти общий язык с современным миром. Такое стремление отвечать на вызовы времени и (если это нужно) менять традиционные формы и обычаи довольно характерно для западной монашеской жизни. Например, новые ордена в тринадцатом веке казались ересью для многих монахов. Ведь они собственно не были монахами в традиционном смысле. Монах должен работать, а они не работали, а проповедовали. Монахи должны оставаться в своих монастырях, а они непрестанно путешествовали по городам, чтобы проповедовать. Известный бенедиктинец, Матфей из Парижа, написал в хронике о доминиканцах: «Мир у них вместо кельи, а океан вместо монастыря».

Св. Фома Аквинский тоже не был консерватором. В поисках лучшего инструмента для богословия без сомнений использовал мысль языческого философа Аристотеля; смог по-новому ее понять и применить для толкования христианской веры.

Строго говоря, Церковь выше дилеммы консерватизма и либерализма. Все было в начале как в зерне. Традиция живая, и в новых обстоятельствах Церковь живет, развивается. Церковь в хорошем смысле консервативна, ибо стремится сохранить все хорошее, что есть в традиции. Но сохраняет традицию, адаптируя ее к новой ситуации. И потому монашество и всегда одно и тоже, и всегда новое.

- Спасибо за интересную беседу!