Материал (старшая группа) на тему: Сценарий праздника в старшей группе "День птиц". «День птиц»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 «Сказка»

Праздник «День Птиц»

Для старшей и подготовительной групп детского сада

Подготовила:

Максимова Елена Алексеевна ,

воспитатель первой категории

Г. Белозерск

Вологодская область

2015

Праздник «День Птиц»

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы; Беседы с детьми;

Наблюдения, экскурсии;

Разучивание сценки, стихов, пословиц, песен, танцев.

Цели:

1.Воспитывать желание беречь и охранять природу;

2. Воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим»;

3. Расширять представления детей о птицах, разнообразие мира птиц, их важной роли в природе и для человека;

5. Побуждать детей к необходимости беречь и защищать птиц;

6. Обобщить знания детей о весенних изменениях в жизни птиц;

7. Развивать представление об экологических праздниках.

Ход праздника

Центральная стена украшена панно «Весенний лес». Дети под музыку заходят, становятся полукругом.

Воспитатель: Если снег повсюду тает

День становится длинней,

Если всё зазеленело

И в полях звенит ручей.

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна.

Звучит песня в исполнении детей «Весна».

Дорогие ребята! 1 апреля отмечается праздник – Международный день птиц. А знаете ли вы о пользе, которую приносят птицы? (Участвуем в обсуждении ). Молодцы!

Этот праздник отмечается 1-го апреля и совпадает с Днем смеха и всевозможных розыгрышей, но возник он намного раньше, более ста лет назад. Всемирный день птиц установлен в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция по охране птиц. Россия присоединилась к этой конвенции в 1927 году, но отмечать День птиц стали с 1918 года. Традиция проявлять заботу о птицах зародилась у нас давным-давно. Птицы украшают землю. Без них природа мертва. Их весёлая, звонкая песня радует душу, оживляет природу. Но нелегко переносить птицам зимнюю стужу, особенно когда ветер наметает большие сугробы снега, трудно им добывать корм. Ребята давайте вспомним как мы заботились о птицах всю зиму(вешали кормушки, подкармливали).

Дети читают стихи: Т. Евдошенко «Берегите птиц».

О птицах много знаем мы

И в то же время мало.

И нужно всем: и вам и нам,

Чтоб их по больше стало

Для этого побережем

Своих друзей пернатых,

Иначе мы к нулю сведем

Певцов наших крылатых.

Съедят деревья и плоды

личинки насекомых.

И поредеют все сады.

Без наших птиц знакомых!

Наверно не случайно этот праздник отмечается весной. Именно весной мы так рады слышать трение птиц. Для птиц весенние песни – это очень серьезное и важное дело. Поют только самцы.

Воспитатель: А в народе говорили так:

Когда солнышко пригреет,

Тогда и вода разольется,

Тогда и лес зазеленеет,

Тогда и птицы прилетают!

Песня «Тает снег, тает лед…. »

Весна – время, когда пробуждается природа, в родные края возвращаются птицы!

Дети, вы слышите, птицы поют свои красивые песни! Давайте послушаем!

(После небольшого прослушивания птичьих голосов, из-за ширмы выходят дети (перелетные птицы) : Саша - грач, Лена. - ласточка, Коля - скворец (дети подготовительной группы)

Птицы: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте, друзья!

Ребёнок: Расскажите птицы, где вы побывали?

Ласточка: В жарких странах, жаркое лето, ни зимы, ни снега там нету!

Ребёнок: Расскажите, птицы, что вы повидали?

Грач: Бродят там слоны-великаны, целый день кричат обезьяны, там растут деревья-лианы, там растут на пальмах бананы.

Ребёнок. Хорошо ли жили, вы вдали от дома?

С кем вы там дружили в странах незнакомых?

Скворец: Мы скучали по деревьям, по звенящему ручью, по скворечне, по деревьям, по соседу воробью.

Ребёнок: Мы вас очень-очень ждали, вы бы с нами станцевали.

Хоровод «Ой бежит ручьем вода, не ни снега, нет ни льда… .» Воспитатель: Возвращаются птицы в строгом порядке: сначала те, кто клюёт зёрна, затем водоплавающие, потом те, которые питаются насекомыми.

Воспитатель: Дети, скажите, каких перелетных птиц вы знаете? (соловей, грач, кукушка, скворец, аист, журавль, ласточка, утка).

А сейчас я хочу проверить, хорошо ли вы знаете этих птиц.

Загадки о птицах

1. Вот так птица - какова!

И не спутаешь с другой. Может, это цифра два? Шея выгнута дугой! (Лебедь)

2. Мерзнет желтенькая пташка,

Накорми ее, бедняжку.

Дай и семечек, и сала,

Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)

А в июне и в жару

Вывожу свои рулады

В парке, в роще и в бору.

Эти трели, переливы

Мелодичны и красивы. (Соловей)

4. Во дворе я - королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна. (Ворона)

5. На шесте - дворец,

Во дворце - певец. (Скворец)

6. У дупла листок пришпилен, А живет там дядя. (филин) .

7. Спереди - шильце,

Сзади - вильце,

Сверху - черное суконце,

Снизу - белое полотенце. (Ласточка)

8. Прячьтесь, куры! В небе ясном

Черной тенью кружит. (ястреб) .

9. Кто на елке, на суку

Счет ведет: ку-ку, ку-ку. (Кукушка.)

10. Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица. (грач) .

11. Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой (Дятел)

12. Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает. (Воробей)

Воспитатель: Кто знает, чем все птицы похожи?

Дети: (тело покрыто перьями, имеют клюв, несут яйца, выводят птенцов)

Воспитатель: А чем птицы отличаются?

Дети: (размером, клювом, окраской, голосом, местом обитания)

Игра «Какая птица лишняя? »

Воспитатель: Птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Они приносят пользу людям.

А вы знаете, какую пользу приносят людям птицы? (ответы детей)

Песня «Птичка-невеличка»

Воспитатель: Дети, знаете ли вы кто учит птиц петь? (ответы детей)

Послушайте стихотворение, которое я прочту

Великий бас

Жил средь северных лесов

Филин - лучший из певцов,

Обладавший неизменной

Популярностью у сов.

Но понять его вокал

Мог лишь тот, кто в суть вникал.

Как чудн он шепелявил!

Как чарующе икал!

И, как дерево, скрипел!

И, как ветер, он гудел!

И кукушкою кричал он!

И белугою ревел!

Правда вот, из тех лесов

Все сбежали, кроме сов.

Ну, так всем же невозможно

Угодить, в конце концов! С. Востоков

Воспитатель: А Сейчас мы с вами попадем в необычную школу.

Сценка «Филин и ученики».

Радостно и звонко,

Вы пропойте «динь-ди-линь»

Весело и тонко.

Трое детей играют на металлофоне на одной пластинке и поют: «Динь-динь, динь-ди-линь».Филин благодарит их, подходит к группе детей с погремушками.

Филин. Ты в лесной тиши послушай

Шум листвы и ветерка:

Нежный он и очень тихий,

Словно крылья мотылька.

Дети гремят погремушками.

Филин хвалит их, подходит к детям с барабанами.

Филин. Барабанный звонкий стук

Раздается: тук-тук-тук.

Мы его сейчас повторим

И с природою поспорим.

Дети стучат на барабане.

Филин. А теперь сыграем все вместе.

"Оркестр" исполняет любую мелодию.

Филин. Птичий хор готов.

Дети исполняют песню «Птичий хор».

Воспитатель: Про птиц сложено много стихотворений!

Ребёнок: Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое пёрышко.

Эта – зяблик.

Эта – стриж.

Эта – развесёлый чиж.

Ну, а эта – злой орлан.

Птички, птички – по домам!

Ребёнок: За болотом травушка зелёная растёт,

По воде журавушка, журавушка идёт.

Ой, как ноги высоко поднимает!

Ой, как крылья широко раскрывает!

Погулять он по травушке хочет,

Но боится, что ноги замочит.

Ребёнок: Милая певунья, ласточка родная.

Ты домой вернулась из родного края.

Над оконцем вьется с песенкой живой

«Я весну да солнце принесла с собой»

Ребёнок: Возвращаются певцы наши старые жильцы.

От невидимых лучей, побежал с горы ручей.

И подснежник маленький вырос на проталинке,

Ребёнок: Возвращаются скворцы - Наши старые жильцы.

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся. Ребёнок: И малиновка, и дрозд занялись устройством гнезд.

Носят, носят в домики Птицы по соломинке.

Ребёнок: Весны певец -соловушко Наш садик полюбил, И там уж тепло гнездышко Для деточек он свил. Лишь сядет красно солнышко, Лишь вечер настает - Грустит-поет соловушко, Всю ночку напролет…

Ребёнок: Отчего, бабуль, скворцы с юга прилетают?

Там и сухо и светло, там и сытно и тепло.

И с погодой повезло чего им не хватает?

Ты зачем бежишь домой вечером из сада?

Скворец: Там и сытно и тепло, там и сухо и светло,

Да и с другом повезло, чего больше надо.

Потому что тут мой дом, потому что мама в нем

Тут играю я и сияю, просто я свой дом люблю.

Песня "Встреча"

Грач: Грачи гуляют по полям,

Звенят в саду синицы.

Ручьи бегут и тут и там,

В них солнышко искрится.

Подвижная игра «Перелётные птицы»

Ребёнок: Через море, через горы стайкой птицы к нам летят

Мы для них построим город, под названием - Птицеград.

Воспитатель: Ребята давайте и мы поможем птицам! Пригласить к столам.

Продуктивная деятельность:

Лепка птиц – пластилин (средняя подгруппа)

Изготовление гнёзд из природный материал (старшая подгруппа)

Конструирование птиц - картон, бумага

На гнёздышки, посадим птиц из картона, птичек из пластилина разместим рядом.

Ребёнок: И сегодня в день весенний справим птичье новоселье!

Воспитатель: Птицы будут очень рады, что мы их встречаем,

будут дарить веселые песни!

Песня «Птичий дом»

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Сегодня мы встретили вернувшихся с юга птиц, послушали, как они поют, полюбовались их нарядом, помогли им расселиться в домики. Я вижу, что вы добрые друзья птицам и никогда не обидите их. Завтра, когда вы проснетесь, снова услышите, как они поют. Пусть так будет всегда.

Воспитатель: Кукушка, ты что тут делаешь? Дети, вы знаете, что кукушка подбрасывает свои яйца в чужие гнезда?

Кукушка. Ребята, не волнуйтесь, я прилетела с подарками. Эти вкусные игрушки - вам.

Кукушка раздает детям из корзины цветы (цветы из креповой бумаги, основа конфета Чупа–чупс)

Воспитатель: Вот и подошёл к концу праздник.

Птиц, ребята не губите!

Птичьи гнезда берегите!

Литература:

1.Е.А.Алебьева. «Итоговые дни по лексическим темам». «Творческий центр», Москва. 2008 год.

2.З.А.Ефанова. « Развитие речи. Дополнительные материалы. Птицы», «Корифей», Москва. 2005 год.

3.О.Е.Громова. Г.Н.Соломатина, И.В.Переверзева. « Стихи и рассказы о животном мире». «Творческий центр», Москва, 2005 год.

4. Интернетресурсы.

Тема занятия: «Птичьи секреты»

Скороговорка дня:

Хитрую сороку поймать морока,

А сорок сорок — сорок морок.

Цель занятия: знакомство с особенностями жизнедеятельности различных птиц, интересными фактами о жизни птиц.

Оборудование и материалы: персонаж — обезьянка Дуду, игрушечная птица (или рисунок птицы).

Часть I. Загадочная история, или Кто как поет?

Цели: развитие слухового восприятия; знакомство с голосами птиц; использование умений, связанных со звукоподражанием.

В гости к детям приходит Дуду.

Дуду. Сегодня со мной произошла удивительная история. Я стояла посреди двора и слышала голоса разных птиц, мяуканье кота и даже кудахтанье курицы. А вокруг никого не было, кроме маленькой черной птички. Откуда же слышались все эти звуки?

(Выслушаем предположения детей.)

Педагог. А может быть, Дуду по-разному слышалась одна и та же птичья песенка? Вот как об этом написал Николай Иванович Сладков в рассказе «Овсянкины советы».

Чтение.

«Песенку овсянки мы сначала и слушать не хотели: уж больно проста. Да и певица невидная: сидит неподвижно на ветке, прижмурив глаза, и поет одним голосом: „Синь-синь- синь-си-инь!" Но нам сказали, что хоть и одним голосом она поет, да о разном.

— Вы только вслушайтесь, — сказали. — Слышите?

„Синь-синь-синь-си-инь!"

И верно, вокруг синь! Как мы раньше этого не заметили! И небо синее, дымка над лесом синяя, тени на снегу — как синие молнии. А если еще и глаза прижмурить — все станет синим. Синий месяц март!

— Это еще не все, — сказали. — Послушайте-ка ее в апреле.

В апреле овсянка песенкой своей давала советы. Увидит возчика в розвальнях на раскисшей дороге и запоет: „Смени сани, возьми во-оз!"

В мае у овсянки песня та же, но совет другой. Увидит, что скотник сено коровам несет, и сразу: „Неси, неси, неси, не тру-си-и!"

— Ишь ты! — усмехается скотник. — И откуда она знает, что сено у нас к концу?

Любит овсянка возле человеческого жилья петь. Одна у нее песенка, только каждый переводит ее на свой лад».

Дуду . Выходит, овсянка одну и ту же песенку пела? Почему же ее все слышали по-разному?

Выслушаем предположения детей. Попробуем передать звуки, которые издают разные птицы, попытаемся узнать их по голосам. Возможно, и Дуду узнает своего нового знакомого или сможет разгадать таинственное происхождение услышанных ею звуков.

Аудирование «Голоса птиц». Звучит аудиозапись. Детям нужно угадать, кому принадлежат эти голоса, постараться воспроизвести услышанное ими сочетание звуков. Например: ворона — кар-кар; воробей — чик-чирик, чив-чив; сорока — ча- ча-ча; журавль — курлы-курльг, кукушка — ку-ку, синица — синь-синь-синь; снегирь — рюм-рюм-рюм; свиристель — свири-свир; клест — цок-цэц, цок-цэк.

Дуду. Ничего не понимаю, мне кажется, я слышала все эти песенки сегодня утром! А ведь птицу я видела только одну!

Педагог. Кажется, я догадалась, кого сегодня встретила Дуду. Ребята, поможете мне проверить мою догадку?

Подвижная игра «Жмурки». Выбранному водящему завязывают глаза. Игроки по очереди зовут водящего. Он может назвать имя игрока и сказать, где тот находится (по отношению к водящему — слева, справа, позади, впереди). Если в течение отведенного времени водящий никого не узнает по голосу или не сумеет определить местоположение тех, кого он узнал, ему предоставляется возможность поймать игроков.

Педагог. Видишь, Дуду, мы не только можем узнать, кто говорит или поет, но и откуда слышится звук. Скажи, откуда доносились все те звуки, которые ты слышала?

Дуду. Казалось, что все эти звуки издает маленькая птичка.

Педагог. Все сходится. Это был скворец (показывает детям и Дуду изображение скворца). Узнаешь его, Дуду?

«Не знаю, есть ли у скворца свои собственные мотивы, но в его песне можно услышать и кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги, и сладкий голосок малиновки, и музыкальное лепетание пеночки, и тонкий свист синички. А то вдруг закудахчет на дереве курица, застучит клюв аиста, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь, загудит детская военная труба». (Из рассказа А. Куприна «Скворцы»)

Часть II. Загадки птиц и загадки о птицах

Цели: знакомство с интересными фактами из жизни птиц; использование умения разгадывать загадки логическим способом.

На прогулке к детям прилетает Скворец. Расскажем Скворцу о том, как вместе с Дуду мы разгадали его загадку.

Скворец. Молодцы! Я вижу, вы мастера разгадывать загадки. А вот я совсем не умею.

Педагог. Ребята, давайте научим скворушку разгадывать загадки.

Прослушав загадку, детям нужно не только дать ответ, но и привести свои рассуждения.

Прилетела к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка.)

Домик из травы и глины под окнами и карнизами делает ласточка. О ласточках говорят, что они приносят тепло в наши края.

Птицы с длинными ногами

До весны простились с нами,

Машут крыльями вдали

И курлычут... (журавли).

Улетают на юг зимовать и курлычут длинноногие журавли.

Свил гнездо он над водой

На тростинке молодой.

Дом похож на рукавицу,

Ну а птица — на синицу. (Ремез.)

Дом, похожий на рукавицу, вьет близкий родственник знакомой нам всем синицы (поэтому он так похож на нее) — синица-ремез.

Птицу эту народ

Потому так зовет,

Что эта птица

Зимою родится. (Зимородок.)

Птица, название которой образовалось из словосочетания «зимою родится», — это зимородок.

Его трели любой узнаёт.

Он же песни чужие поет.

Удивительный этот певец —

Всеми нами любимый... (скворец).

Как раз сегодня ребята узнали о том, что скворец — мастер подражания голосам разных птиц.

Скворец. Приятно услышать загадку о себе! Спасибо, ребята, что показали мне, как нужно разгадывать загадки. Я тоже хочу загадать загадки знакомых мне птиц и раскрыть вам их секреты.

Вы знаете, ребята, что даже те птицы, которые не имеют голоса, тоже любят поговорить? Аисты стучат одной половинкой клюва о другую; бекасы, стремительно спускаясь вниз, распускают перья на хвосте, и воздух, проходя через них, гудит; многие птицы умеют с шумом хлопать крыльями; дятлы общаются при помощи барабанной дроби.

Разминка «Поговори со мной». Дети по очереди становятся водящими. Каждому из них нужно «сказать» что-нибудь другим игрокам так, как это делают безголосые птицы: постучать как аисты, похлопать крыльями, отстучать определенный ритмический рисунок. Игрокам нужно как можно точнее повторить «высказывание».

Скворец. Вы, ребята, молодцы! Уже многое знаете о птицах, быстро учитесь. Нам птицам тоже приходиться многому учиться: летать, добывать корм, прятаться от врагов, а еще мы учимся петь, танцевать, дарить подарки, правильно строить гнездо. Об этом вы узнаете из рассказов-задач, которые я отправил для вас по почте.

Дети прощаются со Скворцом, приглашают его в гости.

Последующая работа

На занятии по формированию элементарных математических представлений прочитаем рассказы, рассмотрим рисунки и решим задачи, присланные Скворцом. Составим свои задачи по рисункам.

Самец крачки ищет себе пару, прогуливаясь по берегу с рыбкой в клюве. Он предлагает рыбку понравившейся самке. Приняв подарок, крачки не съедят его, а будут долго сидеть вместе, держа рыбку в клювах. Рассмотрите рисунок: сколько пар крачек сидит на берегу? Сколько птиц остались без пары? (Так же по рыбке в клюве мы можем определить, кто из одиноких птиц самец, а кто — самка.)

Аисты разговаривают на языке танца. У каждого вида аистов свой танец. Так, черные аисты совсем не понимают белых.

Рассмотрите рисунок: сколько пар аистов может быть образовано? Нарисуйте нужное число черных и белых кружочков. Соедините полученные ответы с цифрами.

Когда лебеди стараются защитить себя и своих малышей, они могут шипеть и громко хлопать крыльями. Но когда лебеди подыскивают себе пару, в ход идет прекрасный язык танца. Лебедь и лебедушка плывут рядом по воде, кланяются, расходятся и вновь подплывают друг к другу. (Видимо, наблюдение за лебедями позволило людям придумать много красивых танцев.) Танец так точно помогает определить, подходят ли птицы друг другу, что лебединые семьи создаются на всю жизнь!

Рассмотрите рисунок: сосчитайте, сколько лебединых пар сидит на гнезде, а сколько танцует? Где больше птиц — слева от кувшинки или справа? Запишите ответы с помощью палочек и соедините их с нужными цифрами.

В гнезде у соловья было шесть зеленовато-серых яиц. В первый день вылупилось два птенца, во второй — один. Остальные птенцы вылупились на третий день. Дополните схему по условию задачи. Сколько птенцов вылупилось в третий день?

Строительство гнезда — очень непростое дело. Так, ласточки строят гнездо вместе, используя для этого самые разные материалы: веточки, пух, глину. Попробуем представить себе, как работали ласточки над строительством гнезда. Запишем условие задачи в таблицу. Сколько веточек вместе принесли ласточки утром, днем, вечером?

Горячая пора наступает для птиц, когда в гнезде появятся птенцы. Если сравнить, сколько всего съедают птенцы, с тем, что кушаете вы, то можно сказать, что родители подают им 50 завтраков, 30 обедов и 40 ужинов! Птенчики очень быстро растут, и уже через две недели они будут самостоятельно выбираться из гнезда и учиться летать. Придумайте задачу о птицах-родителях, приносящих корм своим малышам. Нарисуйте ее условие. Какие вопросы можно придумать? (Сколько червячков принесла каждая птица за один раз? Сколько всего червячков принесла мама? Сколько всего червячков принес папа? Сколько червячков получил каждый малыш? (И т. д.))

Рассмотрите рисунок: кто, кроме птиц, также появляется на свет из яйца?

Поглядите, это кто же

Появился из яйца?

Весь зеленый, не похожий

На обычного птенца!

Мы ему сказали: «Здравствуй!» --

Он открыл свой клюв зубастый!

Наши пернатые друзья

Звучит музыка. Опускается экран, на экране появляется изображение птиц.

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие ребята. Со дня на день мы ждем приход долгожданной весны, несущей с собой тепло и свет. Ребята, а вы знаете, кто приносит на своих крыльях Весну из дальних стран? Наши пернатые друзья – птицы! Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы отметить Праздник птиц. Все песни, игры и танцы на нашем празднике будут посвящены этим очень маленьким, но очень полезным друзьям.

Ребята, вы знаете, кто такие птицы? А вы знаете, какие бывают птицы? Давайте я вам немного о них расскажу.

Презентация «Птицы»

Существуют перелётные птицы, которые на зиму улетают в дальние края. Их очень много. Среди них зяблик, кукушка, трясогузка, ласточка, чибис и многие-многие другие.

Есть птички, которые зимуют дома. Они приспособились к холодам, мороз им не страшен. Только в суровое время года следует подкармливать птичек и тогда они легко доживут до весны.

Есть домашняя птица, которая живёт рядом с человек, бывает очень полезной. Благодаря этим птицам на наших столах есть яйца, без которых не приготовишь ни хлеба, ни пирогов.

А есть птицы, которые живут в далеких краях.

Игра «Птицы - не птицы»

А теперь я проверю, умеете ли вы отличать птиц от животных и насекомых. Поиграем в игру «Птица – не птица». А поможет нам в это веселый и яркий мяч. Если я называю птицу, вы мяч ловите, а если не птицу – отбиваете.

/игра проводится в течение 2-3 минут/

Ведущий: Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами споем песенку, которую на праздник приготовили ребята из младшей группы.

Песня Звонко капают капели

1.Звонко капают капели

Возле нашего двора

Птицы весело запели

Чив. Чив. Чив.

Пришла весна

Проигрыщ - пружинка

Мы вчера нашли подснежник

На проталинке лесной

Голубой цветочек нежный

Пахнет солнцем и весной

Ведущий: Давайте позовем птичек к нам.

Птичья закличка

«Уж вы пташечки, щебетушечки…»

Уж вы, пташечки - щебетушечки, прилетите!

Весну красную, весну теплую принесите!

Жаворонки, пташечки малые,

Летят по воле,

Ой, вы, жаворонки, жавороночки,

Летите в поле, несите здоровье;

Первое - коровье, Второе - овечье,

Третье - человечье.

Весна, приди! Три угодья принеси!

Первое угодье - в лугах половодье!

Второе угодье - солнце на подворье!

Третье угодье – зеленое раздолье!"

Ребята, слышите, птицы песни свои поют! Давайте, послушаем! (Дети слушают)

(В это время выходят перелетные птицы: - грач, . ласточка, скворец)

Дети здороваются с птицами: Здравствуйте, наши друзья!

Птицы : Здравствуйте, ребята!

Ведущий: Расскажите птицы, где вы побывали?

Буслаева Л: Ласточка: В жарких странах, жаркое лето, ни зимы, ни снега там нету!

Ведущий: Расскажите, птицы, что вы повидали?

Калинин Н: Грач: Бродят там слоны-великаны, целый день кричат обезьяны, там растут деревья-лианы, там растут на пальмах бананы.

Ведущий . Хорошо ли жили, вы вдали от дома?

С кем вы там дружили в странах незнакомых?

Акулов Я: Скворец: Мы скучали по деревьям, по звенящему ручью, по скворечне, по деревьям, по соседу воробью.

Ведущий: Мы вас очень-очень ждали, песню вам сейчас подарим.

4.Хоровод «Ой бежит ручьем вода, не ни снега, нет ни льда….»

Ой бежит ручьем вода

Нет ни снега, нет ни льда

Ой вода, ой вода

Нет ни снега, нет ни льда

Прилетели журавли стоят руки назад как крылышки

И соловушки малы

Журавли,журавли

И соловушки малы

Мы весняночку поем

Весну красную зовем

Ой поем ой поем

Весну красную зовем

Ведущий: про птиц сложено много стихотворений, Давайте послушаем!

Родиченко Аня 1.Милая певунья, ласточка родная.

Ты домой вернулась из родного края.

Над оконцем вьется с песенкой живой

«Я весну да солнце принесла с собой»

Пилявцев Кирилл 2. Воробьи у лужицы шумной стайкой кружатся

И малиновка, и дрозд занялись устройством гнезд

Носят, носят в домики, птицы по соломинке.

Бондарев Кирилл 3.Самой раннею весной, запоет певец лесной.

Это зяблик распевает про любимый край родной.

Зяблик первым узнает, что весна- красна идет.

Шевцов Илья 4. Всех перелетных птиц черней,

Чистит землю от червей,

Вдоль по пашням мчится вскачь,

А зовется птица – грач.

Банько Женя: 5. Жура – жура - журавель,

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил, крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он пролетая,

Лучше нет родного края.

Ведущий: Молодцы. Садимся все на свои места (дети садятся на стульчики). Ребята, скажите, а вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим.

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –

Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клёна

Своим пением … (ворона)

В воде купался,

А сух остался (гусь)

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (дятел)

Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином,

По земле ногами - стук,

Как зовут его? (индюк)

"Цып-цып-цып! Кудах-кудах! " -

Слышим мы на улице.

Созывает всех цыплят

Рябенькая… (курица)

На шесте – дворец, во дворе певец.

Издалека прилетел, песню вам свою пропел. (скворец)

Пискунова Катя 3. Мы скворечник – дворец мастерили сами.

Чтоб в него наконец прилетел хозяин.

Скворушка прилетай, себе домик выбирай.

На дереве высоком с крылечком широким.

Игра «Скворушки»

Скворушки, скворушки,

Черненькие перышки. 2 раза - делают крылышки

Греет солнышко теплей,

Прилетайте поскорей. 2 раза - фонарики

Домики, домики,

Мы готовим домики. 2 раза - кулачок на кулачок

Для скворцов готовим дом.

Чтобы птицы жили в нем. 2 раза - пружинка

В домике – скворечнике,

Скворушки сидят. делают домик над головой

Из окна скворечника

Скворушки глядят. смотрят из окна

А в углу, а в углу,

Хитрый кот сидит, грозят пальчиком, медленно подходят к коту

Притворился наш кот,

Будто сладко спит.

Музыка заканчивается, кот просыпается и ловит детей.

Ведущий: Молодцы наши ребята! А теперь игра для непослушных птенцов. Нужно будет успеть погулять и собраться всем в гнездо.

Игра «Вернись в гнездышко».

Как только начинается играть музыка, птенчики разбегаются из гнезда. Как только музыка заканчивается, дети должны успеть вернуться. Кто не успел, выбывает. Повторяется несколько раз.

Ведущий: Молодцы, ребята. Со всем справились.

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей.

Бросьте крошки воробью -

Я вам песенку спою.

Бросьте крошки и ячмень -

Буду петь вам целый день!

«Воробьиная песенка»

1.Мне не нужно ни игрушек,

Ни цветных карандашей,

Потому что у кормушки;

Поселился воробей.

Только слушался бы лучше

Этот хитрый озорник.

Я решил на всякий случай

Птичий выучить язык.

Припев:

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик,

Всем нужны друзья.

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик,

Даже воробьям.

2.Очень трудная работа -

Дрессировка воробья.

Сколько вкусных бутербродов

Искрошил в кормушку я.

Но зато в районе нашем

Удивляется народ -

Воробей вприсядку пляшет,

Бьёт в ладоши и поёт.

Припев.

3.С ним мы делимся обедом,

Как положено друзьям.

Расчирикал он об этом

Всем знакомым воробьям.

Я им крошек дам послаще.

И недели не пройдёт -

Все увидят настоящий

Воробьиный хоровод.

Припев.

Горина Настя Готовы скворечники,

Можно селиться,

Готовы дома, терема,

Летите веселые птицы,

Скорей занимайте дома!

Игра «Займи домик»

Дети разбиваются по парам

Берутся за руки – это домики

Другие дети – птички. Птички летают.

Закапал дождик. Птички летят в домики.

Кому не хватило домика, выбывают из игры.

А потом меняются с детьми домиками.

Ведущий. На этом наш праздник подходит к концу. И чтобы всем нам расстаться в хорошем настроении, на прощание давайте все мы станцуем заводной танец «Веселых утят».

Общий танец «Веселые утята».


1. Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело,

И в полях звенит ручей.

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее вечер,

Значит, к нам пришла весна!

2. Птичий день, птичий день,

На планете птичий день!

Это главный птичий праздник.

Сообщаем это всем!

Воспитатель: Здравствуйте уважаемые гости! Мы поздравляем Вас с весенним праздником – Днем птиц. Его празднуют вместе с нами сотни тысяч школьников. Они готовятся к этому празднику тщательно: делают домики, кормушки и развешивают их на деревья. Кто такие птицы? Птицы – это песнь и полет. Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год. Свою любовь к птицам мы доказали большой подготовительной работой ко Дню птиц. Мы выпустили стенгазеты о птицах, изготовили кормушки, организовали выставку рисунков на тему "Берегите птиц". Наш праздник начинается! Стихотворения о весне и птицах.

1. Где ты, солнышко, проснись,

Где ты скворушка, вернись,

Сыпать снег зима устала,

Кап, кап, кап, весна настала!

2. Кораблики по лужицам

Бегут, бегут, бегут,

И травка зеленеет

Везде: и там и тут.

3. Теплу и солнцу рады

Березка и сосна

Домой вернулись птицы

Домой пришла весна.

4. Самой раннею весной

Запоет певец лесной

Это зяблик распевает,

Про любимый край родной.

5. Грач: Меня вы не забыли?

Лишь весна, я чёрный грач

Проверяю, словно врач,

Не болеют ли поля?

Завелась в земле ли тля?

С червячками в борозде

Я найду её везде.

6. Скворец : Здравствуйте, ребята! Вы меня узнаете?

А тем, кто не узнал, разрешите представиться.

Я выступаю перед вами,

Как молодой весны гонец.

Я рад увидеться с друзьями!

Ну, а зовут меня - Скворец!

Раздается шум, гам. Появляются две сороки.

Внимание-внимание! Срочная информация! Всем-всем! В нашем детском саду сегодня Праздник птиц! Сейчас сюда прилетят все окрестные птицы и мы устроим здесь веселье! Полетаем, почирикаем! Частушки!

1 сорока

Я веселая сорока.

Я сорока - белобока.

Я летала по лесам,

Побывала тут и там.

2 сорока

Мы веселые подружки,

Мы сороки - стрекотушки!

Пропоем для вас частушки

Очень замечательно!

А частушки не простые,

Небылицы - золотые.

Слушайте внимательно,

Хлопайте старательно!

1 сорока :

К нам ворона прилетела

И на веточку присела.

В синих бусах и косынке -

Хороша, как на картинке!

2 сорока:

На березе сидит дятел

Книжку вслух читает.

Прилетел к нему медведь

Слушает, вздыхает!

1 сорока:

Под забором две кукушки

Жарили варенье

А скворцы варенье съели

Просто объеденье!

2 сорока: Филин плохо видит днем,

Потому он с фонарем.

Он однажды простудился-

Теплый шарфик пригодился.

Сороки вместе :

Мы пропели вам частушки

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

Воспитатель. С юга скворушки летят

В новом доме жить хотят.

Но их домики бывают заняты. А занимают их воробьи. Посмотрите, как бывает.

Выходят скворец и воробей.

С юга птицы прилетели

Тает снег, а воробья

Выгоняют из жилья.

Скворец:

Убирайся вон, задира!

Должен жить здесь я – Скворец!

Воробей :

Ни за что! Моя квартира!

Я не временный жилец!

Я тут вьюги и мороз

Терпеливо перенес.

А сейчас под этой кровлей

Для семьи гнездо готовлю.

И не тронусь! Хоть убей!

Так решил я – Воробей!

Скворец:

Не упрямься! Мне в наследство

Этот дом достался с детства.

Вылетай, мой клюв остер…

А не то… (подбрасывает незаметно перышки)

Со скворечней Миша вышел

Быстро с нею влез на крышу,

Крепко-крепко привязал

И приветливо сказал!

Видеть вас обоих рад.

Охраняйте вместе сад.

Только Миша слез долой,

Воробьишка удалой

В новый дом переселился

И с соседом помирился. (Уходят.)

Выходят дети с изображениями птиц.

Полный кворум.

1 ребенок . Дятел, дятел, строгий дятел

Лезет кверху по стволу

И стучит как председатель

По стволу.

2 ребенок. Две синицы просят слова:

Засвистят на свой мотив,

Засвистят и смолкнут снова,

Песню словно проглотив.

3 ребенок. На ветвях в зелёных креслах,

Целый выводок галчат,

А галчата, как известно,

Ни минутки не молчат.

Улетай отсюда, ворон, чёрный ворон,

Без тебя тут полный кворум, полный кворум.

(В. Жуковский)

4 ребенок. Жаворонок.

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Поёт, на солнышке сверкая.

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

Воспитатель. А теперь, давайте немного поиграем.

Условия игры: называю птиц, когда называю не птицу, хлопайте в ладоши.

Прилетели птицы:

Голуби синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны .

(хлопают в ладоши)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы.

Мухи и стрижи

(хлопают в ладоши)

Прилетели птицы:

Голуби, куницы...

(хлопают в ладоши .)

Прилетели птицы.

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Гали и стрижи

Комары , кукушки.

(хлопают в ладоши .)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди и утки –

Вот спасибо шутке!

Воспитатель. Давайте узнаем, зачем нам нужны птицы.

Выходят дети, звучит пение птиц.

1-й ребенок: На нашей планете живут

Чудесные создания.

Они летают и поют

И землю свято берегут.

Скажите, дети,

Можно жить без птиц на свете?

2-й ребенок: Что случится, если птицы

На земле вдруг пропадут?

Букашки, жучки, червячки

На деревья нападут

И съедят кору, листочки,

Обглодают ветки, почки –

Вот что будет,

Если птицы, если птицы,

Все исчезнут - пропадут!

3-й ребенок: И не будет щебетанья,

Дивных трелей соловья,

И сороки стрекотанья,

Чик - чирика воробья...

Скучно будет, знают дети,

Жить без птиц на белом свете!

Дети исполняют песню «Два весёлых гуся».

Воспитатель. Завершить сегодняшнюю встречу с птицами хотелось бы стихотворением С.Степановой “Не пугайте резвых птичек!”

1. Не пугайте резвых птичек!

Пусть они вокруг порхают,

Крылья их при ярком свете,

Словно радуга сверкают

Вы послушайте их песни,

Что поют они на воле!

Пусть певуньи украшают

Нам леса, сады и поле.

2. И в работе очень важной

Нам полезны эти крошки:

Истребляя на растеньях

Червяков и вредных мошек,

И сады, и нивы наши

Нам они оберегают,

Не пугайте ж резвых птичек!

Пусть они вокруг летают!

3. Пусть живут в лесах, в садах

И поют нам птицы.

Ведь они для нас друзья

Соловьи, грачи, синицы.

4. К тому же и пользу приносят они

Едят они гусениц разных.

Спасают они и леса, и сады

От маленьких гусениц страшных.

И надо, поэтому, птиц нам беречь,

Зимой подкормить, а весною привлечь.

Воспитатель. Наш праздник подошел к концу. Всегда будем помнить, что птицы – это наши друзья! Спасибо за внимание! До новых встреч!


1-й ведущий . Дорогие друзья, сегодня у нас праздник в честь наших друзей,

А вот каких, вы скажете нам сами , отгадав загадки

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает,

В полях ночует,

Коноплю ворует.

(Воробей)

*****

Летом за пахарем ходит,

А под зиму с криком уходит.

(Грач)

*****

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти.

(Журавль)

*****

Не король, а в короне,

Не гусар, а при шпорах,

На часы не взглядывает,

А время знает.

(Петух)

*****

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой.

(Снегирь)

*****

Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – синее суконце,

Снизу – белое полотенце.

(Ласточка)

*****

Днем спит, ночью летает,

Прохожих пугает.

(Сова)

*****

Крылатый, горластый,

Красные ласты.

(Гусь)

*****

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет.

(Сорока)

*****

По-над полем, над болотом,

Начинаю рано петь.

И люблю я вертолетом

В синем воздухе висеть.

(Жаворонок)

*****

На два, на три километра

Поднимаюсь и кружу.

С высоты огромной этой

Даже мышь я разгляжу.

(Орел)

*****

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

(Аист)

(на слайде- рисунки к отгадкам (птицы))

(Звучит украинская народная песня «Птичка»)

1-й ведущий. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их мелодичное пение, яркое оперение, их смелые стремительные

полёты. С птицами – звонкоголосым соловьём, смелым соколом, невидимкой жаворонком – связаны яркие поэтические образы в творчестве многих народов. Вслед за птицей человек устремился в небо, чтобы с высоты птичьего полёта взглянуть на родную землю.

2-й ведущий . Птицы являются надёжными защитниками полей от вредных насекомых и грызунов. А 1 апреля- Международный день птиц (на слайде дата и название праздника)

1-й ведущий. Дата проведения праздника выбрана не случайно. В апреле большинство крылатых странников, преодолевая все препятствия, возвращаются к родным гнездам.
Поэтому уже более века в начале апреля празднуют Международный день птиц.

Птицы не давали покоя людям многие века. Они летали – этого человек не мог,

как ни учись, как ни старайся. Человек мечтал о крыльях, но оставался бессилен. А птицы, эти удивительные создания, наделенные даром свободного полета, продолжали, как ни в чем не бывало, парить и будоражить человеческое воображение. Их именовали властелинами воздуха, аристократами неба, детьми бури. Птицы часто становились созданиями сказочными и даже божественными. И это сослужило им хорошую службу.

Традиционное почитание многих видов птиц долгое время с успехом заменяло научную охрану – они были неприкосновенны.

2-й ведущий . 19 марта 1902 года в Париже была подписана «Международная конвенция по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве», вступившая в силу 12 декабря 1905 года, а с 1906 года в мире начали отмечать День птиц.

1-й ведущий. В 1950 году была подписана «Международная конвенция об охране птиц», которая заменила устаревший документ 1902 года.

День птиц является самым «старым» праздником экологического календаря, во всем мире его начали отмечать еще в начале 20 века.

Однако впервые День птиц, как массовый детский праздник, стал проводиться в Соединенных Штатах Амеpики в далеком 1894 году в небольшом американском городе Оил-Сити (штат Пенсильвания) по инициативе местного учителя Чарльза Бабкока.
А к началу 20 века проник и в Россию.

2-й ведущий . При этом в России праздник отмечался позднее чем в Америке, что связано с более поздним прилетам к нам основной массы пернатых.Идея проведения Дня птиц, установки дуплянок и кормушек упала в России на благодатную почву, ведь привлечение птиц в искусственные гнездовья, впервые было начато именно в России.


1-й ведущий. Еще знаменитый путешественник Петр Симон Паллас, заметил, что российские крестьяне для скворцов вывешивали на местах цилиндрические ящики из коры.
Для аистов в Украине и Белоруссии по традиции весной на столбах выставлялись колеса от телег.
2-й ведущий (слайд с датами и рисунками птиц)

Однако еще в старину проходили обряды, связанные с прилетом птиц:

9 марта – День встречи перелетных птиц (Иванов день) — Жаворонки, Заклички весны, Сороки. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну.

12 марта – Проломи наст (Феофан, Григорий), день, в который привечали птиц к родным угодьям, к домам, к грядам льняным и конопляным семенем.

17 марта — в народном календаре (месяцеслове) есть день Грачевник (Герасим,), знаменующий прилет первых весенних птиц – грачей.

22 марта на Руси пекли фигурки жаворонков, встречая этих птиц, а с ними и весну, символически проживая вместе с природой пробуждение от зимней спячки.

1-й ведущий В этот день пекли из теста фигурки птиц (куличиков, жаворонков), вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз –

изюминки. Дети насаживали выпечных птиц на палки и выкрикивали заклички. Обычай старины — печь в этот день жаворонков из теста и петь особые песенки-заклички (веснянки).

(Инсценирование отрывка обряда детьми)

***
1-ый Полно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять-пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать!

***
2-ой Мороз Красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся подобру - поздорову.

***
3-ий Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
С великою милостью!
Со льном высоким,


С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
С калиной-малиною!
С черной смородиною,
С грушами, со яблочками!
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!

***
4-ый Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!

Чтобы год от года
Давала нам погода:

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.

***
5-ый Синички — сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры-воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на поле поживите,
К нам весну скорей ведите!

***
6-ой Летел кулик
Из-за моря,
Принёс кулик


Девять замков
— Кулик, кулик
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Тёплое лето!

***
7-ой Ты пчелынька,
Пчелка ярая!
Ты вылети за море,
Ты вынеси ключики,
Ключики золотые.
Ты замкни зимыньку,
Зимыньку студеную!
Отомкни летечко,
Летечко теплое,
Летечко теплое,
Лето хлебородное!

***
8-ой Холодную зиму провожаем,
Теплую весну встречаем.
Уезжает зима на возочке,
Плывет весна в челночечке:
С ливнями, с цветами,
С песнями, с журавлями,
С ржаным снопочком,
С золотым колосочком.

1-ый Ты запой, запой, жавороночек,
Ты запой свою песню, песню звонкую.
Ты пропой-ка, пропой, пташка малая,
Пташка малая, голосистая,
Да про ту ли про теплую сторонушку,
Что про те ли про земли про заморские,
Заморские земли, чужедальние,
Где заря с зоренькой сходятся,
Где красно солнышко не закатается,
Где тепла во век не отбавляется.
Ты запой-ка, запой, жавороночек,
Жавороночек ты, весенний гость.

2-ой Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

***
3-ий Жавороночек на приталинке
Распевает, распевает,
Он зовет себе, он зовет себе
Весну красную, весну красную.
Не лежать снежкам во чистом поле
Растопиться, растопиться,
Во синё море, во синё море
Укатиться, укатиться.

***
4-ый Чивиль-виль-виль,
Жавороночек!
Прилети к огням,
Принеси ты нам,
Ты весну-красну,
Красно солнышко,
Тёпло летушко,
Зеленый покос,
Унеси сухой мороз!

***
5-ый Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку!

***
6-ой Жаворонки-жавороночки!
Перепелки-перепелочки!
Прилетите к нам,
принесите нам
весну теплую,


лето плодородное
Весну с дождем,
лето с травами.
Весну с солнышком,
лето с зернышком.

1-й ведущий. На Благовещенье — 7 апреля — было принято выпускать певчих птиц из клеток на волю.

На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы. Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.
Выпуская птиц приговаривали:

7-ой Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!

1-й ведущий В России в XVIII в. считалось преступлением разорить гнездо или убить скворца в окрестностях деревни. Вероятно, на это повлияло давнее представление о нем как о вестнике весны.

2-й ведущий Большим грехом было разорение гнезда ласточки – «божьей птички». Христиане охраняли персонажей библейских сказаний – клеста, снегиря, голубя. Клест при распятии Христа вытаскивал гвозди, снегирь – ломал иглы тернового венца на голове Спасителя, и одна капля крови попала ему на грудь. Голубь известил Ноя о появлении земли во время Всемирного

потопа. Традиция привлечения на гнездование белого аиста возникла в связи с убеждением, что он приносит счастье, здоровье, благосостояние, защищает дом от пожаров, молний, стихийных бедствий.

1-й ведущий Ребята! А кто может назвать чудесных, волшебных птиц, о которых говорится в сказках, былинах? (Царевна-Лебедь, Жар-птица, Финист-сокол и др.) А слышали вы когда- нибудь об Алконосте, Стратим-птице, Птице Гамаюн, Птице Сирин?

2-й ведущий Сегодня они сами вам представятся, а кое-что расскажу вам я. Начнем со Стратим-птицы. По-другому ее называют Ногай-птица или Страфил-птица. Сказания утверждают, что она – прародительница всех пернатых. Жила она якобы на море-океане, была так велика и сильна, что от ее крика поднималась буря, а от взмаха крыльев море выходило из берегов и сносило с земли целые города.

(появляются сказочные птицы в масках)

Стратим-птица:

От меня пошли все птицы,

Я – всем русским птицам мать.

Океан готов взъяриться,

Лишь крылом начну махать.

В кружева одеты волны,

Раскачался океан,

Ветры буйные довольны –

Им по нраву ураган.

2-ой ведущий: Большим почетом в русских песнях и сказках пользовался Сокол. Сказочные герои часто обращались в соколов, например, для того, чтобы мгновенно одолеть огромные расстояния или внезапно ударить по врагу, неожиданно появиться перед красной девицей и т.д.

Сокол:

Птица Сокол! Я в почете у народа.

Не опасна мне любая непогода.

Я, как молния, пространство одолею,

В битве честной я врага не пожалею.

От очей моих укрыться невозможно.

И веду себя я очень осторожно.

Всех героев величают не напрасно:

Сокол храбрый, Сокол млад и Сокол ясный!

2- й ведущий: Одним из самых загадочных и обаятельных героев русских сказок недаром зовется Финист-Ясный Сокол. Имя Финист созвучно имени неумирающего Феникса. Есть у древних греков предание о птице Феникс. Состарившись, она взмывает в солнечную высь, зажигает от молнии свое гнездо и сама сгорает, чтобы тут же возродиться вновь.В этой легенде есть нечто общее со славянским преданием о Жар-птице, воплощении бога Солнца и бога Грозы. Сияние ее оперенья слепит глаза, ее перо может принести владельцу великое счастье. Живет она в тридесятом царстве в

райском саду, где стоит терем Царь-девицы. В том же саду растут и молодильные яблоки, дающие человеку вечную молодость.

Жар-птица:

Жар-птица – это пламя и огонь!

Ослепнуть можно от ее сиянья.

Ах, сколько было схваток и погонь,

Как говорят старинные сказанья,

Чтоб завладеть хотя б ее пером!

Один герой случайно догадался

И угостил ее хмельным зерном –

И он домой с Жар-птицей возвращался.

Днем, в клетке сидя, птица-Жар поет –

Из клюва жемчуг скатный рассыпает.

А ночью, вольный совершив полет,

Сад райский опереньем освещает.

2-ой ведущий: Пришла пора познакомить вас с птицей, о которой вы, скорее всего, раньше не слышали. Это Алконост: наполовину женщина, наполовину птица. Яйца она, по преданию, несет на краю моря и не высиживает их, а погружает в морскую глубину, и тогда семь дней стоит безветренная, спокойная погода.

Алконост:

Я – райская птица,

Зовусь Алконостом,

Со мною сравниться

Вам, птички, не просто:

В двойном я обличье –

Девичьем и птичьем –

Лицом я девица,

А тело – от птицы.

2-ой ведущий: Если Алконост – птица добрая, светлая, то, очень похожая на нее птица Сирин, является посланницей злой силы. В преданиях рассказывается о ее несравненной красоте и губительной власти ее голоса. Слушая птицу Сирин, человек забывал обо всем на свете и умирал, ощущая полное блаженство.

2-ой ведущий: Была у славян и вещая птица-Гамаюн, посланник и глашатай богов. Он открывал будущее тем, кто умел истолковать его пение, загадочное для непосвященных. Когда Гамаюн летел с Востока, то приносил с собою смертоносную бурю.

Гамаюн:

Я — посланник богов

И глашатай веков!

Людям гимны пою,

Слушай песню мою:

О земле и о небе,

О воде и о хлебе,

О герое былинном

И о боге всесильном.

Я пою свои песни,

Нет которых чудесней,

Тем, кто тайное знает,

Тем, кто их разгадает!

2-ой ведущий: Скажите, какая птица вам больше всего запомнилась?

(Ответы детей)

А теперь для наших сказочных героев спаем песенку.

Песня «Песенка про чибиса» сл. А. Пришелец, муз. А. Иорданский

1-ый ведущий В 1926 году прошел первый в нашей стране официальный День птиц, во время которого юннаты устанавливали скворечники даже на Ленинских (Воробьевых) горах. В 1927 году День птиц подхватила вся Москва. Было развешено 1098 птичьих домиков, участвовало 5 тысяч ребят, а с 1928 года День птиц зашагал по всей стране, в нем приняло участие примерно 65 тысяч энтузиастов, развешено 15 тысяч скворечников. Не забывают ребята и узнавать интересное о птицах. А давайте и мы посоревнуемся, вспомним, что интересного мы знаем.

Конкурс «Имена» (на знание имен птиц)

(за каждый правильный ответ ребенок получает жетон)

* Название какой другой птицы спрятано в слове «жаворонок»? (Ворон)

* Добавьте одну букву к названию русской реки, чтобы получилось название птицы. (Иволга)

* Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)

* Какая самая маленькая птичка в нашей стране? (Королек)

* Какие птицы роют норы для гнезд? (Береговая ласточка, зимородок)

* Птенцы, какой птицы не знают матери? (Кукушки)

* У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов)

* Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге? (Нет)

* Какая птица большую часть пути шагает пешком? (Коростель)

* У каких птиц все пальцы соединены между собой перепонками? (У водоплавающих)

* У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – до 15 см)

* Где синицы вьют гнезда? (В дуплах)

* Когда гуси бывают особенно злыми? (Когда появляются гусята)

* Любимое лакомство аистов? (Лягушки)

Конкурс на знание фактов из жизни птиц.

2-ой ведущий: А теперь конкурс «Веришь – не веришь». Я буду зачитывать факты из жизни птиц, а вы должны ответить, правда, это или нет. Задание понятно?

* В китайских ресторанчиках можно отведать гнездо птицы саланган, которое она делает из своей слюны. (Да)

* Первая весенняя птица – скворец. (Нет, грач)

* Сокол-сапсан при ловле добычи может развить скорость 300 км/ч. (Да)

* У сов – единственных из птиц – имеются ушные раковины. Слух у них в 50 раз острее, чем у человека. (Да)

* Птица козодой прилетает по ночам к стадам коров или коз, чтобы полакомиться молоком. (Нет, она питается мошками)

* Синицы, живущие в Германии и Англии, понимают друг друга, но не понимают, что говорят синицы, живущие в Индии и Афганистане. (Да)

* Оперение птиц, которые живут в клетках становится ярче. (Наоборот)

* Есть такая водоплавающая птица – поганка. Во время опасности на воде она прячет птенцов у себя на спине, в перьях. (Да)

* У австралийских страусов эму яйца высиживает самец. Он же и воспитывает вылупившихся птенчиков. (Да)

* Весной пингвины могут взлетать на высоту до двух метров. (Они не летают)

* Пингвины могут плавать со скоростью 40 км/ч, обгоняя катера. (Да)

* Птичка оляпка может бегать в поисках пищи по дну речки. (Да)

* На юге Америки живет птица-хохотун. Она издает звуки, похожие на хохот человека. (Нет такой)

* Клёсты выводят птенцов зимой. (Да)

2-ой ведущий: В русском фольклоре существует немало пословиц и

поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.

Конкурс «Сороки — тараторки» (конкурс на знание скороговорок)

* Ласточка день начинает … (соловей кончает)

* Лучше синица в руках … (чем журавль в небе)

* У каждой птицы … (своя песня)

* Цыплят по осени … (считают)

* Слово не воробей …(вылетит — не поймаешь)

* Рано пташечка запела … (как бы кошечка не съела)

* Старого воробья … (на мякине не проведешь)

* Всякий кулик свое … (болото хвалит)

* Глупа та птица … (которой свое гнездо не мило)

* Одна ласточка … (весны не делает)

* … свинье не товарищ (гусь)

1-ый ведущий: А для следующего конкурса я приглашаю по 1 участнику от класса. Конкурс называется «Сороки – тараторки». Участники будут соревноваться друг с другом в проговаривании скороговорок.

* Дятел дуб долбил да не додолбил.

* У перепела да перепелки пять перепелят.

* Проворонила ворона вороненка.

* Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

* Три сороки – тараторки тараторили на горке.

* Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.

1-ый ведущий Молоцы, ребята. А на дворе у нас весна. В эти дни перелетные птицы по зову миллионов своих птичьих предков летят на север, преодолевая тысячи километров. Птицы демонстрируют великое чудо любви к родине, несут благую весть о наступающей весне. Открывают сезон грачи, следом начинают перелет дикие гуси, утки, журавли, чайки. В апреле прилетают дрозды, зарянки, зеленушки, зяблики, вьюрки, овсянки.

2-ой ведущий Традиционно в это время в ожидании прилета пернатых развешивались скворечники, синичники, гоголятники и прочие «птичьи домики» (на территории России гнездятся более 400 видов). Старинная русская традиция изготовления скворечников и других гнездовий имела глубокий смысл: человек не просто помогал птицам, но через это сам становился ближе к природе, лучше понимал свое исконное единство с ней.

Давайте, чтобы и к нам прилетели наши друзья, споем для них песенку. Они услышат и прилетят.

Русская народная песня «Ах, утушка моя луговая».

1-ый ведущий Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь! А что еще может случиться, если исчезнут все птицы?

(Ответы детей)

2-ой ведущий Да, ребята, огромные полчища вредителей нападут на наши огороды, сады, поля и леса. Очень быстро они уничтожат растительность, и человеку, и всему животному миру, придет гибель. Давайте вспомним, что должны делать мы с вами, чтобы не исчезли такие прекрасные создания, как птицы. Нужно оберегать птичьи гнезда; не стрелять в птиц из рогаток; устанавливать весной скворечники, а зимой – кормушки. Ну и, конечно, не забывать эти кормушки и скворечники наполнять…Сегодня мы с вами подготовили для наших друзей сюрприз…

Конкурс скворечников.

1-ый ведущий Сегодня акции и мероприятия, приуроченные к Международному дню птиц, проходят по всей стране. Экологи и орнитологи призывают всех к бережному отношению к нашим пернатым братьям. За последние четыреста лет с лица нашей планеты исчезло около 100 видов пернатых, а многие другие уже близки к вымиранию или испытывают такую угрозу.

2-ой ведущий Многие страны имеют законы и участвуют в международных соглашениях по охране перелетных птиц. Однако более серьезная угроза для птиц исходит не от охотников, а от вполне «мирных» видов человеческой деятельности. Небоскребы, телебашни и другие высотные постройки являются для перелетных птиц смертельно опасными препятствиями. Пернатых сбивают и давят автомобили. Разливы нефти в море губят множество водных птиц. Не менее серьезную угрозу создает загрязнение

среды. Естественные загрязнители – это вещества, постоянно присутствующие в природе.

1-ый ведущий Искусственные загрязнители – это химические вещества, практически отсутствующие в девственной природе. Прекратить наступление человека на мир пернатых едва ли удастся; единственная надежда –

замедлить его. Одной из мер может быть более строгая ответственность за разрушение естественных местообитаний и загрязнение среды. Другая мера – увеличение площади заповедных территорий с целью сохранения на них природных сообществ, в состав которых входят виды, испытывающие угрозу исчезновения.По неутешительным прогнозам орнитологов, в ближайшие сто лет с Земли исчезнет около 1000 видов птиц. Поэтому человечеству стоит приложить максимум усилий для того, чтобы сохранить стабильную численность хотя бы некоторых видов пернатых.

2-ой ведущий Ведь, как говорил знаменитый педагог Пётр Бузук, «тот, кто разоряет гнездо, опустошает небо».

1-ый ведущий

Всего в мире несколько так называемых «птичьих» дат:

Международный день перелетных птиц» — вторая суббота мая, или
Всемирный день мигрирующих птиц (World Migratory Bird Day) — 11 мая
2-ой ведущий Запомните эти даты (на слайде).

Ученик:
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма –

Горсть зерна нужна,

Горсть одна-
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.


А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин. Покормите птиц.)

Дети исполняют песню «Соловьиная роща» сл. А Поперечный, муз. Д.Тухманов

2-ой ведущий Нам пора прощаться, но мы думаем, что всё, о чем вы узнали, не забудете. Берегите птиц! А за ваше активное участие сладкий приз-жаворонки из теста.