Кто и зачем построил Великую Китайскую стену? Великая Китайская стена: история создания, протяженность и интересные факты.

Из курса школьной истории многие из нас знают о том, что Великая Китайская стена – самый большой архитектурный памятник. Ее протяженность равняется 8,851 км. Высота грандиозного сооружения варьируется от 6 до 10 метров, а ширина колеблется между отметками в 5 и 8 метров.

Китайская стена на карте Китая

История создания Великой Китайской стены

В Северном Китае еще в 3 веке до нашей эры часто случались столкновения китайского народа с хунну. Этот исторический период был назван «эпохой Воюющих Царств».

Тогда же и началось строительство Великой Китайской стены. Главная роль, которую отвели каменной конструкции, заключалась в том, что она должна была обозначить границы Китайской Империи, и объединить разрозненные провинции и области в единую территорию.

В центре китайских равнин то и дело возникали новые торговые пункты и города. И враждующие между собой и с другими соседние народы грабили и разоряли их с завидной регулярностью. В постройке стены властители той эпохи видели решение этой проблемы.

Во время правления императора Цинь Шихуанди из династии Цинь было решено бросить все силы на продолжение строительства стены. В этом масштабном историческом проекте участвовала большая часть населения, и даже армия императора.

Строили Китайскую стену во время правления данного императора 10 лет. Рабы, крестьяне, люди со средним достатком положили свои жизни, чтобы возвести конструкцию из глины и камня. Сами работы по возведению были осложнены отсутствием подъездов и дорог к некоторым участкам строительства. Люди испытывали нехватку в питьевой воде и еде, умирали от эпидемий без врачей и лекарей. Но строительные работы не прекращались.

Сначала стена строилась силами 300 тысяч человек. Но под конец ее возведения число работников достигло 2-х миллионов. Вокруг Китайской стены ходило много легенд и сказаний. Однажды императору Цинь донесли, что строительство стены прекратится после смерти человека по имени Вано. Император приказал отыскать такого, и убить его. Бедный работник был замурован в основание стены. Но строительство продолжалось еще очень долго.

Китайская стена делит Китай на юг фермеров и север кочевых народов. Во времена правления династии Мин стену укрепляли кирпичом, и возводили на ней сторожевые башни. При императоре Ваньли многие части стены перестраивались или строились заново. В народе эту стену люди именовали «земляным драконом». Потому что ее основания были высокими земляными насыпями. И ее цвета соответствовали такому названию.

Великая Китайская стена начинается в городе Шанхай-гуань, один из ее участков проходит рядом с Пекином, и заканчивается в городе Цзяюй-гуань. Данная стена в Китае является не только национальным достоянием, но и настоящим кладбищем. Кости закопанных там людей находят и сегодня.

Как оборонное сооружение эта стена показала себя не с лучшей стороны. Пустые ее участки не могли остановить врага. А для тех мест, которые охраняли люди, ее высоты не хватало, чтобы качественно отбивать атаки. Ее небольшая высота не могла полноценно защитить местность от варварских набегов. Да и ширины конструкции явно не хватало, чтобы разместить на ней достаточное количество воинов, способных полноценно сражаться.

Бессмысленная для обороны, но полезная для торговли стена все же продолжала строиться. Для ее возведения люди насильно уводились на работу. Разбивались семьи, мужчины теряли жен и детей, а матери сыновей. На стену могли отправить за малейшую провинность. Чтобы набрать туда людей проводились специальные призывы, подобные тому, как набирают воинов для армии. Люди роптали, иногда организовывались бунты, которые подавлялись армией императора. Последний бунт стал последним. Ведь после него правлению династии Мин пришел конец, и стройка остановилась.

Нынешнее правительство Китая ввело ряд штрафов за порчу достопримечательности. Это пришлось сделать из-за того, что многие туристы стремились увезти с собой кусочек Китайской стены. И естественные процессы ее разрушения только ускорялись от таких варварских действий. Хотя в 70-е годы стену предлагалось разрушать намеренно. Из-за сложившегося тогда политического мировоззрения, стена воспринималась, как пережиток прошлого.

Из чего строили Великую стену?

До правления династии Цинь стройматериалы для стены применялись примитивные: глина, земля, галька. После этого периода стали строить из кирпичей, обожженных на солнце. А также из больших каменных глыб. Стройматериалы брали там же, где проходило строительство. Раствор для камней делали из рисовой муки. Эта клейковина достаточно надежно скрепляла глыбы разной формы между собой.

Китайская стена даже использовалась, как дорога. По своей структуре она неоднородна. Имеет разную высоту, граничит с горными ущельями и возвышенностями. Высота ее ступеней в некоторых местах достигает 30 см. Иные ступени имеют высоту всего 5 см. Подниматься на Китайскую стену довольно удобно, но спуск может стать рискованным приключением. И все из-за такого устройства ступеней.

Многие туристы, побывавшие на стене, отметили такую ее особенность. Казалось бы, нет ничего проще, чем спускаться вниз по ступеням. Но парадокс состоит в том, что спуск по ступенькам разной высоты отнимает больше времени, чем подъем по ним же.

Отношение китайцев к данному сооружению

В разные периоды строительства и реконструкции стены люди поднимали восстания, так как их силы были на исходе. Стражники легко пропускали врага через стену. А в некоторых местах охотно брали взятки, чтобы не лишиться жизни при набегах противников.

Люди поднимали бунты, не желая строить бесполезную конструкцию. Сегодня в Китае стене придают совсем иное значение. Несмотря на все провалы, трудности и неудачи, возникавшие при строительстве, стену считают символом стойкости китайского народа.

Современные китайцы относятся к стене по-разному. Кто-то испытывает при виде нее священный трепет, кто-то запросто может бросить мусор возле этой достопримечательности. Большинство же испытывают к ней умеренный интерес. Но на групповые экскурсии на стену китайцы ездят также охотно, как и иностранные туристы.

Мао Цзэдун в своей книге писал, что тот, кто не побывал на Великой стене, не может называть себя истинным китайцем. На небольших участках стены ежегодно устраиваются марафоны бегунов, проводятся экскурсии, ведутся исследовательские работы и реконструкции.

Китайская стена: факты, мифы и поверья

Среди обилия информации о главной китайской достопримечательности, довольно популярен миф о том, что Китайскую стену видно даже с Луны. На самом деле, этот миф давно развенчан. Ни один астронавт так и не смог отчетливо лицезреть эту стену ни с орбитальной станции, ни с ночного спутника земли.

В 1754 году появилось первое упоминание о том, что Великая Китайская стена настолько масштабна, что ее единственную видно с Луны. Но космонавтам так и не удалось рассмотреть это сооружение из камней и земли на снимках.

В 2001 году Нил Армстронг также опроверг слухи о том, что Китайскую стену можно увидеть с орбиты Земли. Он заявил, что никто из других космонавтов не смог отчетливо увидеть данную конструкцию на китайской территории.

Кроме споров о видимости стены с орбиты, вокруг этой достопримечательности существует немало слухов и легенд. Ужасная легенда о том, что раствор для строительства замешивали из измельченных человеческих костей, также не подтвердилась. Основой для раствора служила рисовая мука.

Еще один миф гласит, что когда один фермер погиб при строительстве стены, его жена так долго плакала на ней, что часть конструкции обрушилась, обнажив останки погибшего. И женщина смогла похоронить мужа со всеми почестями.

О строительстве данного объекта ходили разные слухи. Некоторые утверждали, что прокладывать колею для стены людям помогал настоящий огнедышащий дракон, который своим пламенем плавил пространство для облегчения строительных работ на нем.

Помимо прочего, есть легенда и о самом строительстве. В ней говорится, что когда к главному архитектору подошли и спросили, сколько изготавливать кирпичей. Он назвал число «999999». После завершения строительных работ один кирпич остался, и хитрый архитектор приказал вмонтировать его над одним из входов в сторожевую башню для привлечения удачи. И сделал вид, что все так и задумывалось.

Рассмотрим достоверные факты о Великой Китайской стене:

  • Объект внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО;
  • Некоторые участки стены были уничтожены современниками, потому что возникла потребность в местах для нового строительства;
  • Это искусственное сооружение является самым длинным в мире;
  • Достопримечательность не отнесена к чудесам Древнего мира;
  • Еще одно название Китайской стены – «Фиолетовая граница»;
  • Для всего мирового сообщества стену открыл в 1605 году европеец Бенту де Гойс;
  • Кроме защитных функций, конструкцию использовали для введения государственных пошлин, контроля за переселением народов и учета внешней торговли;
  • Многие известные политики и актеры посещали данную достопримечательность;
  • Сторожевые пункты стены использовались, как маяки;
  • На стене даже сегодня организовываются ночные и вечерние экскурсии;
  • На эту конструкцию можно забраться пешком и на фуникулере;
  • В 2004 году стену посетили 41,8 миллиона иностранных туристов;
  • Простая тачка, повсеместно используемая на стройке, была изобретена при строительстве стены;
  • Заключительная битва на этом сооружении состоялась в 1938 году между китайцами и японцами;
  • Наивысшая точка стены расположена рядом с городом Пекином на 5000 метров выше уровня моря;
  • Этот объект – самое популярное направление туризма в Поднебесной;
  • Строительство легендарной стены было закончено в 1644 году.

Поддерживать такой огромный архитектурный объект в презентабельном виде почти невозможно. Что влияет на Великую Китайскую стену сегодня?

Почему разрушается наследие предков?

На протяжении трех императорских «царств» подряд Китайская стена строилась и неоднократно перестраивалась. Ее возводили при правлении династий Цинь, Хань и Мин. Каждая династия привносила что-то новое в облик сооружения, предавая возведению конструкции новый смысл. Строительство завершилось в эпоху правления Мин. Возведение стены послужило одним из поводов к масштабному восстанию, в ходе которого последний представитель династии был свергнут с трона.

На сегодняшний день, даже современные строительные технологии и инновации не могут остановить разрушение огромного сооружения. Некоторые участки стены обваливаются сами из-за воздействия ливней, солнца, ветров и времени.

Другие же разбирают местные жители, чтобы использовать материалы для строительства деревень. Наносят урон стене и туристы. Нередко встречаются отрезки стены, изрисованные граффити. Из сооружения вытаскиваются камни и другие части.

Кроме того, некоторые отрезки Великой Китайской стены находятся так далеко от городов и населенных пунктов, что следить за их состоянием просто некому. Да и затратное для экономики дело никак не вписывается в современный китайский бюджет.

Великая стена производит впечатление органично вписанного в ландшафт сооружения. Она как бы сливается с деревьями, холмами и степями вокруг, никак не нарушая красоту мест, где она пролегает. Ее краски – это оттенки земляные и песчаные оттенки. Если смотреть со стороны, то создается впечатление, что сооружение, как хамелеон, подстраивается под все оттенки зелени вокруг, и растворяется среди древесных палитр местной растительности.

Эта достопримечательность имеет множество каналов и ответвлений. Ее история полна тайн, трагедий и загадок. А сама конструкция не отличается инженерными изысками. Но тот смысл, который заложен в этот символ сегодня, позволяет сказать, что китайский народ не знает себе равных в труде и упорстве. Ведь для возведения данного сооружения понадобились тысячелетия и миллионы человеческих рук, возводящих стену камень за камнем.

Это, наверное, одно из немногих сооружений человечества, которое собрало возле себя столько заинтересованных ученых, исследователей, историков, да и обычных туристов. Поглазеть на Великую Китайскую стену приезжают люди со всего мира. Она по праву считается одной и самых грандиозных сооружений, созданных когда-то человечеством. Главный символ Китая, который включен в список всемирных наследий ЮНЕСКО.

За время, что утекло со времен строительства и до наших дней, это сооружение не один раз перестраивалось, что-то вовсе разрушали, считая ненужным или лишним, что-то достраивали, подгоняя под сегодняшние запросы. Но, так или иначе, эта историческая памятка сохранилась до наших дней и готова принять в гости туристов.

Кстати, немногие знают о том, что когда-то Мао Дзе-Дун написал возле входа выражение. Согласно ему китаец, который не видел этого памятника, не может называться настоящим китайцем.

Сегодня стену считают величественным памятником, национальным символом, достопримечательностью и визитной карточкой Китая. Ведь это сооружение стало свидетелем многих событий в истории Китайской империи.

Начинается это грандиозное строение в городе Шаньхай-гуань. С того места стена тянется, проходя половину страны и заканчиваясь в Центральном Китае. Кому-то ее расположение напоминает движения змеи, а сами китайцы ассоциируют его с взлетом дракона. Наверное, именно из-за таких ассоциаций она стала для жителей Китая национальным символом.

Длина Великой Китайской стены составляет 8851,8 километров. Ширина стены колеблется от 5 до 8 метров, а высота в некоторых местах достигла отметки в 10 метров.

Сооружение настолько крепкое, что один участок, длина которого 750 километров, когда-то превратили в настоящую дорогу. В некоторых местах возле стены построены крепости и укрепления, что имеет историческое и логическое объяснение.

Самые популярные среди туристов участки стены – это Симатай и Бадалин . Ничего удивительного в этом нет, ведь находятся они рядом с , в 75 километрах от столицы.

Кстати, широко распространен миф, что Великую стену видно даже из космоса. Космонавты говорят, что это не так — невооруженным взглядом стену из космоса никто и никогда не видел.

История строительства

Строительство Великой Китайской стены началось в 3 веке до нашей эры . Историки даже не спорили на тему, кто построил китайскую стену. Эта идея принадлежала императору Цинь Шихуанди . В истории он прославился как жестокий правитель, жаждущий перемен. За время императорства он полностью изменил жизнь своего народа. Особенно это прочувствовали аристократы и князи, у которых император забрал привилегии и подчинил их себе.

Историки утверждают, что первоначальная цель возведения Великой Китайской стены – защита владений императора от набегов кочевых племен. Но исследователи сами себя отрицают, говоря, что тогдашние северные племена не представляли никакой особой опасности императору и его стране. Поэтому защищаться от набегов в такой способ было бессмысленно. И на этой почве историки вывели новую версию: цель такого громадного строительства – обозначить границы Китайской империи, что должно было препятствовать слиянию китайцев с кочевниками.

221 год до нашей эры – 300 тысяч человек прибыло на северную границу Китайской империи . Руководил «парадом» полководец Мэн Тянь. Эти люди получили задание возвести стену из камней и кирпича на том месте, где были земляные валы. Стоит отметить, что большая часть стены проходила в труднодоступных местах, что, понятное дело, утрудняло работу ее строителей. Чтобы держать стройку под контролем, все люди были распределены на 34 базы, вокруг которых со временем появлялись поселки.

Возводить стену начали с башен. Их тогда насчитывалось 25 тысяч. Надо сказать, что они значительно отличались друг от друга, имели разную плотность и размер. Но все подобные сооружения тянули на настоящие фортификационные сооружения. Их средняя длина насчитывала 12 метров.

Расстояние между башнями измеряли «полетами стрелы», которые должны были быть равны двум . Защитные сооружения (башни) были соединенные между собой стеной, высота которой достигала семи метров. Кстати, ширину стенки мерили шеренгой из восьми человек.

Существует очень интересная история, или скорее легенда, о том, как определяли границу Великой стены. Император решил объехать свои владения на коне. Его маршрут и стал границей стены. А места для башен обозначали на участках, где оступался конь правителя.

Под сомнения защитной функции стены ставит и тот факт, что во время ее строительства учитывали особенности местности. Так, например, на севере она отделяет непригодные для жизни горные районы от плодородных земель. По этому поводу ученые высказали свое мнение. По их словам, данное сооружение было предназначено для отделения плодородного юга Китайской империи от кочевого севера.

Стена на костях

До 213 года до нашей эры строителям удалось довести до ума большую часть стены. На подмогу солдатам были привлечены и крестьяне. Большинство простолюдинов не могли долго работать в таких условиях и при таких ударных темпах, и помирали от изнеможения. Что делали с их телами? Их замуровывали в стене.

С тех пор, как историки обнародовали этот исторический факт, появилось много высказываний на эту тему. Некоторые называли Великую Китайскую стену «самым длинным кладбищем мира» . Кто-то с укором говорил, что стена построена на человеческих костях. И такие мысли не без оснований: в стене замуровано примерно 400 тысяч китайцев . В то время, народ считал эту громадную стройку большим бедствием. Эти мотивы можно встретить в древнекитайских песнях, сказках и преданиях.

Как бы там не было, что бы не говорили, но даже прозвище «самое длинное кладбище в мире» не сможет отпугнуть туристов, желающих прикоснутся к древней истории, посмотреть на величайшее сооружения китайского народа.

Дальнейшая судьба стены

Дождавшись смерти императора Цинь Шихуанди, в 210 году до нашей эры народ восстал и скинул династию Цинь. Это дало возможность приостановить строительство стены. В судьбе Китайской стены наступил период застоя. Далее история гласит, что не все императоры брались достраивать защитное сооружение. Многие полагали большие надежды на войска, а стеной, как возможностью укрепить границы империи, пренебрегали.

Когда к власти пришел монгольский хан, стену вообще забросили. Ее реставрация началась только в 15 столетии.

Как добраться до Великой Китайской стены

Чтобы увидеть этот грандиозный памятник Китайской империи, можно пойти несколькими путями:

  • поехать с экскурсией
  • добраться на такси
  • воспользоваться железнодорожным экспрессом

Учтите, что помимо прочих расходов, нужно будет купить входной билет на стену, стоимость которого составляет 45 юаней .

Автобусные экскурсионные туры

Экскурсионный тур – это самый простой способ. Для тех, кто не знает китайского или боится путешествовать в одиночку, группа туристов и гид во главе – это отличный вариант.

Экскурсионные автобусы ждут туристов в Ябаолу, Тяньаньмэнь и Цяньмень . Кроме этого, такую информацию можно узнать и на ресепшне любого отеля.

Цены на такое удовольствие приемлемы, от 100 до 500 (зависит от количества человек в группе). Но в стоимость, чаще всего, входит только проезд до Бадалина. Покупать входной билет и питание вам придется самостоятельно. Зато после посещения стены вас отвезут к гробницам императоров династии Минь.

Единственный минус такого варианта – ограниченность тура. Решать, когда и куда ехать, вы не можете, ведь надо ориентироваться на других туристов. Поэтому если вы желаете провести весь день на Великой Китайской стене, то автобусные туры – не для вас. Хотя в большинстве случаев целый день там делать нечего.

Поездка на такси

Добраться к историческому памятнику вы можете наняв частный автомобиль с водителем. В Ябаолу предлагающих такие услуги хоть отбавляй. Машину можно заказать и через отель, но это окажется немного дороже.

Стоимость такси может колебаться в районе 400-800 юаней . Но не забывайте, что питание и билет на вход опять же остаются на ваших плечах.

Этот способ намного удобнее предыдущего, водитель отвезет вас куда угодно, ведь здесь парадом командуете только вы.

На железнодорожном экспрессе до Бадалина

Специально к китайской олимпиаде был построен железнодорожный экспресс для желающих посетить участок стены расположенный в Бадалине . Дорога занимает полтора часа. Поезд отходит от северного вокзала Пекина, расположенного на станции метро Xizhimen – пересечение кольцевой линии. Прямо от станции метрополитена есть указатели с надписью «Beijing Railway Station North».

Отсюда отходит экспресс на стену — станция Xizhimen

Стоимость поездки будет минимальна, и обойдется в обе стороны не более 20 юаней на человека. Билеты продаются прямо на вокзале. Расписание поездов постоянно меняется, но экспресс отходит каждый час. Номера всех составов отходящих на Бадалин начинаются на S2. Учтите, что станция не конечная и выходить нужно вместе с основной толпой пассажиров, точно не ошибетесь.

Из минусов стоит отметить, что вы столкнетесь с огромными очередями, и ехать придется стоя.

Перед поездкой обязательно хорошо покушайте и купите воды, так как на стене все очень дорого . На той же станции Xizhimen есть большой торговый центр, здесь много кафе и фастфудов, например, Бургер Кинг и Макдональдс.

Не забудьте одеться теплее, поскольку стена находится на возвышении, здесь часто дует сильный пронизывающий ветер.

Великую Китайскую стену еще называют "Длинной стеной". Длина ее составляет 10 тысяч ли, или более 20 тысяч километров, а чтобы достичь ее высоты, десяток человек должны встать друг другу на плечи… Ее сравнивают с извивающимся драконом, протянувшимся от самого Желтого моря до Тибетских гор. На земле нет больше ни одного подобного сооружения.


Храм Неба: императорский жертвенный алтарь в Пекине

Начало строительства Великой Китайской стены

По официальной версии, строительство началось в период Воюющих царств (475-221 годы до нашей эры), при императоре Цинь Ши-Хуанди с целью защиты государства от набегов кочевников хунну, и продолжалось десять лет. Строило стену около двух миллионов человек, что тогда составляло пятую часть всего населения Китая. Среди них были люди самых разных сословий — рабы, крестьяне, солдаты… Руководил постройкой полководец Мэн Тянь.

Легенда гласит, что сам император проехал верхом на волшебной белой лошади, прокладывая маршрут будущего сооружения. И там, где его лошадь оступалась, потом возводили сторожевую башню… Но это всего лишь легенда. А вот история о споре между Мастером и чиновником выглядит куда более правдоподобно.

Дело в том, что для возведения такой громады требовались талантливые умельцы-строители. Их среди китайцев водилось предостаточно. Но один особенно отличался умом и смекалкой. Он был настолько искусен в своем деле, что мог точно вычислить, сколько необходимо для такой стройки кирпичей…

Императорский чиновник, однако, усомнился в способности Мастера и поставил условие. Если, мол, Мастер ошибется только на один кирпич, он сам установит этот кирпич на башне в честь умельца. А если ошибка выйдет на два кирпича, тут уж пусть пеняет на свою самонадеянность — последует суровое наказание…

Много камней и кирпича пошло на сооружение. Ведь, кроме стены, поднялись еще и сторожевые, воротные башни. На всем протяжении маршрута их насчитывалось около 25 тысяч. Так вот, на одной из этих башен, что находится близ знаменитого древнего Шелкового пути, можно увидеть кирпич, который, в отличие от других, заметно выдается из кладки. Говорят, это тот самый, что обещал положить Чиновник в честь искусного Мастера. Следовательно, тот избежал обещанного наказания.

Великая Китайская стена - самое длинное кладбище в мире

Но и без всяких наказаний при работах по возведению Стены погибло столько людей, что место это стали называть еще и "самым длинным кладбищем в мире". Весь маршрут строительства был устлан костьми погибших. Всего, говорят эксперты, их насчитывается около полумиллиона. Причиной были плохие условия труда.

По преданию, одного из этих несчастных пыталась спасти любящая жена. Она поспешила к нему с теплой одеждой на зиму. Узнав на месте о смерти мужа, Мэн — так звали женщину — горько заплакала, и от обильных слез ее часть стены обвалилась. И тут вмешался сам император. То ли он опасался, что от женских слез поползет вся Стена, то ли приглянулась ему прекрасная в своей печали вдова, — словом, он распорядился взять ее к себе во дворец.

И та вроде поначалу и согласилась, но оказалось, только для того, чтобы иметь возможность достойно похоронить мужа. А затем верная Мэн покончила с собой, бросившись в бурный поток… И сколько таких смертей еще случилось? Впрочем, разве ведется учет жертвам, когда вершатся великие государственные дела…

А в том, что такая "ограда" была объектом большой государственной важности, сомневаться не приходилось. По мнению историков, стена не столько охраняла великую "Поднебесную срединную империю" от кочевников, сколько стерегла самих китайцев, чтобы они не бежали из своего милого отечества… Говорят, самому великому китайскому путешественнику Сюань-цзан пришлось перелезать через стену, крадучись, среди ночи, под градом стрел пограничной охраны…

Сегодня мы узнаем все, что нам нужно знать про китайскую великую стену. В первую очередь, разберем факты из истории, которые помогут нам понять, для чего требовалось столь необъятное сооружение. Дальше будем говорить о приблизительных размерах, потому что точные все равно не известны. Наконец узнаем, видна ли китайская великая стена из космоса. Данный обзор, часть объемного путеводителя по Китаю .

Для чего была нужна китайская великая стена?

Для знакомства с китайской великой стеной стоит вернуться в прошлое, чтобы понять с чего все начиналось. Глупо отрицать, что китайская великая стена одна из самых известных достопримечательностей мира. Сегодня большинство достопримечательностей строятся для извлечения прибыли и не всегда несут практическую значимость. Во времена начала строительства стены все было по-другому. Великая китайская стена задумывалась, прежде всего, как оборонительное сооружение, дабы защитить границы империи от захватчиков.

Начало строительства стены относят к третьему веку до нашей эры, когда китайская империя подвергалась постоянным нападениям со стороны кочевых племен Хуннов (впоследствии Гуннов). Стоит отдельно сказать про народность Хунну, ведь это был по-настоящему сильный соперник, противостояние с которым заняло несколько столетий. Взгляните на территорию, которую занимали Хунну, она была огромна и простиралась от Памирской горной гряды до Маньчжурии. Войско насчитывало более 300 тысяч воинов, среди которых были отменные стрелки, наездники и боевые колесницы.

Как раз для того, чтобы обезопасить себя от конницы, на разных участках границы началось строительство оборонительных стен и заграждений. К тому моменту Китай уже представлял из себя объединенное царство, во главе которого был император династии Цинь. Император задумывает построить небывалое сооружение, которое будет служить границей империи на севере и сможет хотя бы частично оградить тогдашний Китай от набегов Хунну.

Во времена предшествующие правлению императора династии Цинь, разрозненные китайские царства, каждое в отдельности, строят загородительные стены, дабы спастись от набегов кочевников. Взявшись за строительство китайской великой стены, император берет за основу уже созданные конструкции, часть переделывая, достраивая и объединяя стены в единое целое. Конечно, этого было не достаточно и требовалось проделать небывалый объем работы, причем сделать это планировалось в кратчайшие сроки. Руководить возведением китайской великой стены было поручено ближайшему полководцу императора по имени Мэн Тянь.

Китайская великая стена. Начало строительства

При династии Цинь строительство стены продолжалось около 10 лет. За это время была построена лишь часть великой китайской стены, которую мы знаем сейчас. Дело в том, что для строительства такого невероятного по масштабам и задумке сооружения, было необходимо задействовать огромное количество людей. Конечно, самый не расходный для бюджета империи способ найти рабочую силу, заключался в принуждении людей. Сотни тысяч крестьян, осужденных и пленных были брошены на северные участки границ китайской империи Цинь.

Не осталось достоверных данных, сколько людей погибло, но вероятно число приближается к 1 млн человек. Поставка провизии была отлажена плохо, а строительство стены представляло из себя утрамбовку земляных сооружений в несколько метров высоты, что было очень трудоемко. Многие не выдерживали такого образа жизни и умирали. Поэтому принято говорить, что китайская великая стена построена на костях и крови крестьян.

По мере того, как стена возводилась, требовались все новые люди и недовольство населения политикой императора династии Цинь росло. Оно достигло своего апогея, когда император неожиданно скончался после 20 лет правления. На престол взошел второй император династии Цинь, но ему не суждено было править. По всей империи поднялись многочисленные восстания, что в итоге привело к свержению императора и падению династии Цинь. Таким образом, возведение китайской великой стены было на время приостановлено. Принято считать, что полководец Мэн Тянь, руководивший строительством стены, после смерти императора покончил с собой со словами, что великая китайская стена стало преступлением против природы.

Китайская великая стена. Второе дыхание

Значительно расширились границы стены во время правления династии Хань. Император династии Хань решил положить конец могуществу кочевников на западе империи и на рубеже второго и третьего тысячелетий был готов выступить против извечного врага. Помимо обучения воинов, необходимо было укрепить оборонительные сооружения. Для этого было дополнительно построено около 10 000 км стены, со сторожевыми башнями, рвами и системы раннего оповещения.

Главная сложность строительства китайской великой стены в пустыне Гоби, было отсутствие строительных материалов. Построить действительно надежную стену в пустынной местности не представлялось возможным, пока китайские инженеры не придумали утрамбовывать песок и глину между слоев хвороста. Такая многослойная конструкция придавала необходимую жесткость, которая помогла выстоять не только перед ордами кочевников, но и пережить более 2000 лет воздействия природы. Со временем, кочевники были вытеснены за пределы китайской империи, что сделало намного более безопасным передвижение торговцев по великому шелковому пути. По прошествии более тысячи лет, китайская великая стена подверглась новому, еще более сложному испытанию. На китайскую империю двигались орды монголов.

Китайская великая стена. Правление династии Мин

Монголы вторглись в Китай и правили там более 100 лет. По прошествии этого времени, примерно в 14 веке, династия Мин выдворяет монголов за пределы своей империи и перед ними встает новый вопрос. Как построить стену, которая раз и навсегда закроет вопрос с кочевниками, век от века нападающих с западных рубежей?

Помимо модернизации существующей стены на западе, империи необходимо было построить участок рядом с новообразованной столицей Пекином. Новая столица империи была хорошо защищена цепью гор, но были ущелья, через которые кочевники могли легко вторгнуться в сердце империи. Для строительства нового участка были собраны лучшие архитекторы и работники. Во главе стоял блестящий архитектор Тци Дзигуан. Ему принадлежала идея использования кирпичей при строительстве новых участков китайской великой стены.

Также подверглась изменению система строительства великой китайской стены. Теперь башни были соединены между собой так, чтобы в случае нападения на одну из них, воины с соседних башен могли прийти на помощь друг другу. Были установлены оружейные пушки, огромные арбалеты, способные убивать по несколько человек одной стрелой и катапульты для стрельбы снарядами с порохом. Через несколько десятилетий после возведения нового участка великой китайской стены, была совершена первая попытка прорыва кочевниками. Эта попытка провалилась, стена показала, насколько это было продуманное сооружение.

Закрыв вопрос здесь, нужно было возвращаться на запад империи, поскольку угроза вторжения с запада все еще была актуальна. Основной проблемой, как и много веков назад, были строительные материалы. Китайские архитекторы и здесь нашли выход. Используя песок и щебень, которого здесь было в изобилии, они укладывали их между рядами кирпичей, обожженных солнцем пустыни. Таким образом, стены были чрезвычайно крепки и имели продуманную систему отражения атак. В это же время был возведен фарпост за западе империи. Он был построен по принципу «крепость в крепости». Крепость включала в себя множество лабиринтов и атакующие воины были простой мишенью для защищавшихся. Западный фарпост так и не был атакован.

Таким образом, строительство китайской великой стены продолжалось множество лет, унесло сотни тысяч жизней, но сыграло важную роль в истории построения современного Китая. Мнения о необходимости постройки великой китайской стены расходятся. Далеко не все уверены, что она стоила таких человеческих жертв. Тем не менее, вряд ли найдется тот, кто не признает, что данное сооружение является одним из самых великих строений за всю историю человечества.

Великая китайская стена размеры

Точных размеров китайской великой стены вам никто не скажет даже сегодня. Несмотря на то, что ученые располагают всеми возможностями, чтобы исследовать стену метр за метром, данные все равно разнятся.

Великая китайская стена длина

Протяженность великой китайской стены вызывает вопросы и ученые спорят об этом изо дня в день. Но большинство сходится во мнении, что длина китайской великой стены составляет более 21 000 километров. Если измерять стену от края до края.

Великая китайская стена высота

На разных участках стены, высота разнится. Минимальная высота китайской великой стены 6 метров, тогда как высота башен достигает 10 метров. Действительно, грандиозное сооружение!

Великая китайская стена ширина

Если говорить о толщине или ширине, как правило, цифра будет приблизительно 5-8 метров. Обобщая, по предварительным данным, размеры великой китайской стены выглядят следующим образом:

  • длина > 21 000 километров
  • высота ~ 6-10 метров
  • ширина ~ 5-8 метров

Великая китайская стена на карте

На карте Китая хорошо видно, какие именно границы пытались защитить правители империи. Великая китайская стена протянулась по северу и северо-западу границ древнего Китая, где постоянно возникали стычки с кочевниками. Просто представьте, Китай, третья по величине страна мира после России и Канады. Даже просто взглянув на карту видно, каковы масштабы сооружения.

Координаты великой китайской стены

Из приведенной выше карты можно взять все необходимые координаты великой китайской стены. Чтобы сэкономить ваше время, координаты великой китайской стены: 40° 40′ 36.95″ N, 117° 13′ 54.95″ E.

Великая китайская стена со спутника

Оживленные дискуссии вызывает вопрос, видна ли стена со спутника. Подавляющее число людей сходится во мнении, что увидеть великую китайскую стену со спутника невооруженным взглядом не представляется возможным. В начале 21 века китайцы отправили на орбиту своего космонавта. Конечно, первым делом по возвращении его на Землю был вопрос, видна ли стена из космоса? Он ответил отрицательно.

Если вы хотите взглянуть на великую китайскую стену со спутника, на снимке ниже можно это сделать.

Великая китайская стена фильм

В завершении рассказа предлагаю посмотреть фильм о великой китайской стене от national geographic. Интересный и всеобъемлющий фильм.

  • Достопримечательности Гуанчжоу -

5 (1 проголосовавший. Проголосуйте и вы!!!)

Великая Китайская стена – грандиозное сооружение во всей истории человечества, которое выполняет оборонительную функцию. Причины к созданию такой масштабной постройки образовались еще задолго до начала долгого строительства. Многие княжества севера и вообще царства Китая сооружали защитные стены от набегов вражды и простых кочевников. Когда все царства и княжества объединились (3 век до н. э.), император по имени Цинь Шихуанди всеми силами Китая начал многовековое и трудное строительство Китайской стены.

Шаньхай-гуань – это город, в котором Великая Китайская стена начинается. Именно оттуда она тянется волнистыми изгибами, огибая более половины границ Центрального Китая. Ширина стены в среднем составляет 6 метров, а высота – около 10. В какой-то промежуток времени стену использовали даже как хорошую ровную дорогу. На некоторых участках стены расположены крепости и укрепления в качестве дополнений.

2450 метров – такова длина Китайской стены, хотя общая протяженность с учетом всех веток, изгибов и извилин составляет почти 5000 км. От таких больших и бесконечных размеров издавна складывается множество легенд, мифов и сказок, например, одна из самых распространённых это то, что стену можно узреть с Луны и с Марса. На самом деле, Китайскую стену видно только с орбиты и на спутниковых снимках.

По распространенной легенде на строительство стены была потрачена огромная императорская армия, а это около 300 000 человек. Кроме того, десятки тысяч крестьян были приняты и задействованы в строительстве, так как количество строителей убывало по разным причинам, и нужно было компенсировать это новыми людьми. К счастью, с «людским ресурсом» в Китае нет проблем по сегодняшний день.

Очень интересно само по себе географическое расположение стены: оно является символом, который делит страну на две части – север принадлежит кочевникам, а юг – землевладельцам.

Еще один интересный и трагический факт – это самое длинное и масштабное по количеству захоронений в мире кладбище. О том, сколько людей было похоронено и за время строительства, и за всё время в целом, история умалчивает. Но цифра, наверняка, невероятно крупная. Останки погибших находят даже в наши дни.

За время всего существования стены она была ни один раз восстановлена: её реконструкцией занимались с 14 по 16 век, а потом с 16 до 17. В этот момент были добавлены специальные сигнальные башни, которые позволяли оповестить о наступлении врага посредством огня и дыма (передавали от одной башне к другой).

Как средство обороны стена проявила себя очень плохо, ибо для крупного противника такая высота – не помеха. Поэтому охрана по большей части смотрела не на северную сторону, а на южную. Причина в том, что надо было следить за крестьянами, которые желали покинуть страну, избегая налогов.

Сегодня, в 21 веке, Великая Китайская стена – официально признанный символ своей страны, известный всему миру. Многие ее участки реконструированы в туристических целях. Одна часть стены проходит непосредственно рядом с Пекином, что является выигрышным вариантом, потому что именно в столицу пребывает самое большое количество туристов.