Красиво сказать о школе прозой. Вдохновляющие стихи о школе

Филиал МОБУ «Солнечная СОШ» - «Овсищенская ООШ»

Слово о школе

(из истории школы)

Выполнил учитель

начальных классов

Пантелеева Светлана

Михайловна

март 2013 год

Слово о школе.

Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

Школа… У каждого человека навсегда в памяти школьные годы, учителя, одноклассники. Короче, школьная семья, которая помнится всегда.

Взрослея, с улыбкой вспоминаешь различные ситуации, порой, казалось бы, и обидные, и бесхитростные. А сколько радости от встреч в сети интернет на сайте «Одноклассники»! Жизнь развивается, внося весомые перемены, что, естественно, находит своё отражение и в школе.

Школа, на мой взгляд, - живой организм со своей историей и традициями. Много школ в Тверском крае, где я родилась, училась и работаю.

В моей жизни были две небольшие сельские школы: в деревни Кузнецово и дер. Дятлово Вышневолоцкого района. Первая оказала влияние на мою будущую профессию. Образцом послужила моя первая учительница начальных классов Смелова Татьяна Алексеевна. Прошло более 20 лет, а я до сих пор помню молодого, скромного, доброго и в то же время строгого, требовательного и справедливого наставника.

Другая школа, Дятловская, содействовала моему становлению педагога. Я училась, проходила практику в начальных классах и вот уже более 10 лет здесь обучаю детей.

Школа, хоть и небольшая и находится в сельской глубинке, уникальна своей историей.

Более века тому назад она располагалась в доме священника Егорьевской церкви дер. Волошня, так называемая Волошинская школа. Интересен факт, что ранее это здание принадлежало известному композитору Антону Рубинштейну, который написал здесь вторую часть оперы «Демон». Об этом в свое время поведал сторож дома, а также бывший директор школы Леонид Федорович Загорский. Позднее дом Рубинштейна был приобретен помещиком Винтергартеном, а последним владельцем был купец Фёдоров из Петербурга.

Волошинская, семилетняя, затем восьмилетняя школа переведена в одноэтажное деревянное здание дер. Дятлово, а с 1979 года по настоящее время располагается в типовом двухэтажном кирпичном здании.

Директором школы с 1974 года по 2010 год была Нина Сергеевна Грищенко, отличник просвещения СССР, Почетный гражданин Вышневолоцкого района.

Наша школа хоть и молодая, но у нее уже более тридцати выпусков девятого класса, свыше двадцати – одиннадцатого класса. Среди выпускников и Глава Дятловского сельского поселения Иванов Сергей Васильевич, более того, 70% ныне работающих здесь учителей: Грищенко Н.С., Лебедева И. В., Соловьёва Н.Н., Королева Г.Б., Пантелеева С. М., Бобина М.С. и др. Отрадно, что школа имеет и выпускников – медалистов.

Это единственная школа в районе, где действует пришкольный интернат, в котором проживают ребята соседних сельских поселений. Обучаются и ребята (25% от общего контингента) из социального приюта, расположенного рядом со школой.

Работать приходится с детьми из разных деревень, из семей благополучных и асоциальных, а также с сиротами при живых родителях. Педколлектив в основном женский, творческий, дружный, вносящий свою лепту в дело обучения и воспитания школьников. И наша школа, могу твердо заявить, старается «шагать с веком наравне». Понятно, что в эпоху интенсивного внедрения интерактивных средств в учебно – воспитательный процесс, каждый из нас, учителей, овладевает инновациями, без которых немыслима сегодня школьная жизнь: компьютеры, интернет, электронные журналы, ноутбуки…

Школа богата и своими традициями. Ежегодно проводятся спартакиады памяти Владимира Куликова, выпускника школы, погибшего в 1996 году в «горячей точке» на Чеченской войне; день ученического самоуправления (День дублёра), нестандартные уроки – размышления и внеклассные часы типа «брейн – ринг», «калейдоскоп», викторины, экскурсии, тематика которых содействует развитию и воспитанию достойных членов нашего Отечества.

В настоящее время директор школы Герасимова Любовь Васильевна продолжает традиции, поддерживая и поощряя творческий поиск каждого учителя.

Трудна наша стезя. Учитель не только учит, но и сам учится всю жизнь. Учится и у своих коллег, и у ребят.

Выбрав «профессию непрерывной юности», я не жалею об этом. Годы идут, меняются поколения, а школа молодеет. У неё своя история, собственный почерк и стиль. Меня радует, что выпускники школы постоянно навещают школу, считая ее своим родным домом.

Волошинская школа с 1967 года.

Дятловская школа с 1979 года

Вы освоили ударно
Сотню правил и наук,
Но ещё чуть-чуть осталось
В институте - 1000 штук! И вот конец!
И может странно даже
Вам станет без учителей, ребят…
Не расходитесь сразу - я скажу вам,
Что на прощанье близким говорят:
«Желаю вам шагать по жизни смело,
Желаю счастья каждому найти,
Пусть сбудется, что каждому хотелось.
В дорогу, друг! Счастливого пути!»

Создать открытку

Отправить

Дорогие наши педагоги!
В этот праздник - День учителей
Позабудьте все свои тревоги
И на мир смотрите веселей.
Вы для нас всегда источник света,
И ребята все, как сговорясь,
Вам несут красивые букеты.
И для них сиянье ваших глаз -
Лучшая награда за старанье,
Лучше, чем любая из похвал.
И у них одно желанье:
Только бы доставить радость вам.
Ради вашей искренней улыбки
И студент, и каждый ученик
Вмиг исправит все свои ошибки
И в дальнейшем их не повторит.
Вы для всех несете факел знаний,
Тот, что не погаснет никогда.
Пусть же ваши сбудутся желанья,
Пусть ваш дом не навестит беда!
Ваша жизнь - уроки, дети,
Ваша жизнь - заботы терпеливые.
Мы любим вас, как никого на свете!
И повторяем не для слов красивых:
«Мы любим вас!»

Создать открытку

Отправить

Было раньше в нашем классе
Много всяких катавасий
Были радости, печали,
Мы под партами мычали,
Но друг друга выручали.
А теперь другими стали:
Никуда не мчимся стаей…
Ходит парень полусонный -
Занят собственной персоной.
Без дискуссий и полемик -
Каждый чуть не академик.
А девчонки хорошеют:
Украшения на шеях,
В волосах у них заколки,
А слова - довольно колки!
"Что поделать - трудный возраст!
- Часто слышим этот возглас.
Но мы выручим друг друга
Если нам придётся туго.

Создать открытку

Отправить

…И вот звонок,
Пустеет быстро школьный дом.
В звенящей тишине
Последние шаги.
Но в тихом классе все сидишь ты за столом,
И вновь перед тобой твои ученики.
И в тишине ты думаешь о них,
Вчера чужих, теперь родных,
Про их вопрос, про свой ответ,
Про то, на что ответа нет…
А завтра снова день придет,
И школьный радостный народ
Наполнит шумом этажи
И в вихре жизни закружит!
Когда-то сам на третьей парте у стены
О будущем мечтал и взрослым стать спешил
Уже тогда ты быть учителем решил,
Нелегкий выбрал путь, но знал, что хватит сил.
И снова в школе тишина,
И старый глобус у окна,
В журнале суффикс и падеж,
И столько судеб и надежд…
В твоих руках судьба страны, судьба земли,
Твоих учеников исполнятся мечты.
Им сеять хлеб, вести по курсу корабли,
Жизнь детям посвятить, как это сделал ты…
И снова в школе тишина,
И старый глобус у окна,
В журнале суффикс и падеж,
И столько судеб и надежд…

Создать открытку

Отправить

Звонки
Агния Барто
Я Володины отметки
Узнаю без дневника.
Если брат приходит
С тройкой,
Раздается три звонка.
Если вдруг у нас
В квартире
Начинается трезвон -
Значит, пять
Или четыре
Получил сегодня он.
Если он приходит
С двойкой -
Слышу я издалека:
Раздается два коротких,
Нерешительных
Звонка.
Ну, а если
Единица,
Он тихонько
В дверь стучится.

Создать открытку

Отправить

УЧИТЕЛЮ
И снова в позолоте тополя,
А шкода - как корабль у причала,
Где ждут учеников учителя,
Чтоб новой жизни положить начало.
На свете нет богаче и щедрей,
Чем эти люди, вечно молодые.
Мы помним всех своих учителей,
Хотя и сами уж почти седые.
Они в судьбе у каждого из нас,
По ней проходят словно красной нитью.
Мы гордо произносим каждый раз
Простых три слова: «Это мой учитель».
Мы все в его надежнейших руках:
Ученый, врач, политик и строитель...
Живи всегда в своих учениках
И счастлив будь, наш капитан-учитель!

Создать открытку

Отправить

Школа, школа, мир наук,
Мир мечтаний, знаний, света.
Печально только, что она
Для детей закрыта летом.
Горжусь я всем, что есть в тебе -
Обитель детских грёз, мечтаний -
Ты заключаешь всех в себе
От встречи и до расставанья.
Счастливых школьных дней не счесть,
То время не пройдёт бесследно,
И, принимая к сердцу лесть,
Мы любим школу безответно.
Коренев Павел, 11-А класс

Создать открытку

Отправить

ко дню УЧИТЕЛЯ
Сколько весен уже пролетело!
Этих лет нам не остановить,
А для Вас основным было дело -
День за днём ребятишек учить.
Пусть в Ваш дом не заглянет ненастье
И болезни дорог не найдут.
Мы желаем здоровья и счастья!
И спасибо за добрый Ваш труд!

Создать открытку

Отправить

Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят,
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч нечастых.
И сколько бы ни миновало лет,
Слагается учительское счастье
Из наших ученических побед.
А мы порой так равнодушны к ним:
Под новый год не шлем им поздравлений,
И в суете иль попросту из лени
Не пишем, не заходим, не звоним.
Они нас ждут. Они следят за нами
И радуются всякий раз за тех,
Кто снова где-то выдержит экзамен
На мужество, на честность, на успех.
Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия,
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей.
А. Дементьев

Создать открытку

Моя школа

Всё главное в судьбе человека начинается со школы. Каким ты будешь в школьные годы, таким ты и станешь в последующей жизни. Я учусь в замечательной школе №1 города Абакана. Я уверена, что именно эта школа сможет воспитать и научить. В моей школе самые лучшие учителя. Я думаю, что далеко не каждый человек может впустить к себе в сердце ребёнка, подарить ему любовь, заботу и доброту.

Школе, в которой я учусь, семьдесят лет. Но, мне кажется, что ни одна новая школа не может передать такую доброту и тепло, которые излучают стены моей школы, годами хранящей звонки перемен, громкие возгласы и смех учеников, строгие, но правильные наставления учителей…

Я люблю свою школу. Мой старший брат тоже учился в ней. Когда я была маленькая, я часто ходила с братом в школу на разные праздники и с трепетом, заходя в этот храм науки, глядела на его высокие своды. Я точно знала, что снова приду сюда через несколько лет, только с портфелем на плечах. Всё так и случилось. Теперь я уже семь лет учусь в школе, и очень полюбила её и, конечно же, учителей. Но школа дает не только знания. Она дает ничем не заменимый жизненный опыт. Она готовит нас к новой интересной жизни. Как заботливая и добрая мать, она отдает всё самое ценное, что у неё есть, не требуя ничего взамен.

Я люблю свою школу и рада, что учусь в ней. Здесь я открыла свой внутренний мир, познала своё внутреннее "Я". Школа - мой второй дом, и каждый раз я прихожу в сюда с улыбкой и хорошим настроением.
В школе проходят лучше годы моей нашей жизни - юность. И часть её я отдаю своей школе Я рада, что моя юность проходит здесь!

Когда осенним хмурым днем
Впервые в школу я вошла,
Меня овеяло теплом,
Как от нежгучего огня.

Брела я медленно по холлу.
Мне было незнакомо всё.
Теперь я знаю свою школу
И каждый уголок её.

И по знакомым коридорам
Привычно направляюсь в класс
И вопреки всем разговорам
Идти я рада каждый раз.

И хоть теперь мне всё знакомо
Но в хмурый день, как в первый раз.
Меня теплом согреет школа…
И я войду в знакомый класс.

Ирина СТАРИКОВА , 7 класс А

Школа, в которой хочется учиться

Для меня школа - это второй дом. Здесь мы общаемся, советуемся и взрослеем. Для многих школа - это что-то большее, чем просто образование. Недаром взрослые говорят, что школьные года - это лучшее время их жизни.
Ещё в детстве человек решает, кем ему быть, какую профессию выбрать. В школе формируется характер, складывается наше отношение к окружающему миру, здесь нас учат логически мыслить. Чем больше человек учится, тем он больше понимает себя, окружающую обстановку, близких людей.

Я бы сравнила школу с огромной библиотекой, в которой собрано все знание, нужно только захотеть и протянуть руку.
Какая она, школа, в которой я хочу учиться? Сложный вопрос, который заставляет о многом задуматься. Школа - неотъемлемая часть жизни, поэтому детям в ней должно быть хорошо и уютно. Она должна быть светлой, просторной, побуждающей к размышлениям.
Совсем не важно, как выглядит школа снаружи и внутри, главное, чтобы нам, ученикам, нравились учителя.
Школа - это не просто здание. Это мир, в котором мы живем. Каждый кирпичик этого мироздания важен. Вытащи один, и всё рассыплется как карточный домик. Поэтому школа должна быть единой и сплоченной.

Алена КАПЧЕГАШЕВА , 8 класс Д

Школа моей мечты

Самые важные годы своей жизни человек проводит в школе. Именно здесь он находит настоящих друзей, определяется в выборе своих увлечений, впервые сталкивается с жизненными трудностями и радуется своим первым победам. Школа надолго остается в сердце каждого человека светлым этапом жизненного пути.

Мне повезло, ведь я учусь в замечательной первой школе. Вот уже девять лет я каждое утро с удовольствием открываю школьные двери и окунаюсь в пестрый, шумный, голосящий на все лады мир. Это особый мир учеников и учителей, в котором каждый куда-то спешит. Чувствую, как, переступив школьный порог, оказываюсь в этом потоке и плыву, соблюдая свое направление. Меня не покидает ощущение, что я маленькая частичка большого организма, который зовется ШКОЛА.

В моей школе мне нравится все! Нравятся узкие лестницы, круглые деревянные перила, светлые классы, но больше всего - люди. У нас замечательные учителя! Они не просто проводят уроки, каждый старается заинтересовать своим предметом. Все вместе и каждый учитель в отдельности учит нас не только составлять формулы, доказывать теоремы, записывать химические реакции, благодаря нашим педагогам, мы постигаем самую важную науку: быть честными, добрыми, умело общаться, по-настоящему дружить.
И если кто-то скажет, что в городе Абакане есть более современные, более комфортные школы, я не буду спорить. Есть. Но если меня спросят: "Какая она, школа твоей мечты?" Я с гордостью отвечу: "Это моя родная школа №1".

Ксения ТИМЕРХАНОВА , 9 класс Д


Слово школа - понятие ёмкое, многозначительное, святое. Оно всегда тесно связано с человеком, с его деятельностью.

Можно говорить, что школа есть начало человека. Традиционное: «Наш ребенок пошел в первый класс», - означает, что этот ребенок уже вышел из детского возраста и с началом отрочества пошел в школу.

Уроки – перемены, перемены – уроки… и везде одно и то же. И давно. Ох, как давно. Годы, десятилетия, а, может, и века. Через это рано или поздно проходят все (ну, или почти все).Каждый из нас с теплотой и благодарностью вспоминает свою школу, своих учителей и радостно и благоговейно проходит по коридорам, которые помнят звон голосов и топот ног многих поколений! Школа в Благовещенке расположена на центральной улице в центре села. Сюда стекаются все дорожки и тропинки. Вечнозелёные туи и ели символизируют неувядающую красоту молодости, защищают зимой от ветра и холода, а в жаркие дни дают прохладу.

На школьном дворе расположен уютный стадион. За время летних каникул футбольному полю удалось немного отдохнуть, отросшая трава была аккуратно скошена и ровный газон влечет к себе изумрудной зеленью. Скоро привыкшие к тишине птицы будут потревожены детскими голосами и взлетев на пирамидальные тополя, которые как стражи стоят по периметру территории школы, с высоты будут наблюдать за бескомпромиссной борьбой в школьных соревнованиях.

Здорово в сентябре пройти по каштановой аллее! Осень, как очень требовательный к себе художник, смешивает краски на каштановых листьях и, не удовлетворившись результатом, срывает и бросает их под ноги людей. А школьники из листьев делают букеты и украшают школьные кабинеты золотом сентября.

На этажах затишье. После ремонта ощущается запах чего-то нового, так пахнут учебники и тетрадки в новых обложках! На стенах цветы, на полу новое покрытие. В кабинетах идеальный порядок- признания в любви и рисунки пронзённых стрелами Амура сердец безжалостно закрашены. Всё готово к началу нового учебного года! Скоро эту тишину разорвёт заливистый первый звонок, и стремительно полетят, сменяя друг друга, недели, месяцы, годы, полные неустанного труда, открытий и побед, достижений и временных неудач. Здесь по крупицам общими усилиями создаётся свой мир, своя особая атмосфера. Сначала день первого сентября! День знаний!

А потом уроки. Долгие и пролетающие очень быстро. Интересные и не очень. Мирные переговоры за партами, записки, шутки-прибаутки и над всем этим откуда-то сверху голос учителя.

С этим днем связаны все наши светлые воспоминания и добрые надежды. Ведь именно в этот день начинается трудная дорога в мир знаний, новых открытий. И долг педагогических коллективов – сделать все для того, чтобы учебный год был успешным, эффективным, чтобы наши учащиеся получили качественное, современное профессиональное образование, а после окончания средней школы поступили в высшие учебные заведения и стали высокообразованными специалистами.

Благовещенская школа традиционно сильна своими учителями- людьми неравнодушными, готовыми к самопожертвованию ради самого важного в жизни- ради детей, ради своего призвания, ради жизни на земле!

Учиться детям положено по закону. И хотя бы девять классов заканчивают все законопослушные дети, законопослушных граждан. И незаконопослушных тоже. И учатся они в тысячах школ страны. И каждый (ну или почти каждый) любит свою.
А за что? За что все мы питаем такую привязанность к своим школам. Наверное, потому же, почему любим своих родителей, своё село, свою страну… то есть без особой причины. Просто потому что мы здесь учимся. Просто потому, что это наше!

После страшных событий на нашей земле- гибели школьников в Беслане, нападения боевиков на Нальчик, геноцида осетинского народа в Южной Осетии, трудно понять, где и чему учились люди, убивающие и унижающие своих соседей, своих соплеменников, кто их воспитывал?

Пожалуй, вполне уместным будет привести здесь слова Платона о «настоящем воспитании». "Человек есть существо самое кроткое – пишет философ - и божественное, если он будет укрощен настоящим воспитанием; если же его не воспитывать или давать ложное воспитание, то он будет самым диким животным из всех, кого производит земля".

В Благовещенской школе проблеме воспитания уделяется особое внимание и выпускники школы- это люди, готовые помочь друг другу, любящие своих родных, свою страну и готовые прославлять свою малую Родину!

Миссия школы заключается в том, чтобы эффективно реализовать обучение, позволяющее на основе лучших образцов подготовки выпускников внести в мир знание и опыт, через внедрение современных образовательных технологий, высокий потенциал педагогических кадров, взаимодействие органов общественного управления.

Учителя Благовещенской школы остаются верными своей профессии- одной из самых гуманных на свете и готовы продолжить свой самоотверженный труд в новом учебном году и будут честно выполнять свой гражданский долг- миссию воспитания людей 21- го века- образованных, культурных, здоровых

Гимельфарб А.М.

В этом году исполнилось 20 лет с той весны, когда для нашего класса прозвенел последний звонок. Мы, конечно, отметили:). Съездили в Сунтар, потоптали место, где стояло здание, в котором учились (оно сгорело сразу после нашего выпуска), попили чай с учителями, сходили в поход. Выпустили много кого потрясший непринужденный и красочный буклет со страницами одноклассников (мы с Юлей там такое нафантазировали про некоторых, что, нврн, мало кто себя узнал в описаниях, бхыхых). О классе, встрече и прочем еще расскажу, мож быть. А сейчас хочу разместить (чтоб тут тоже) несколько добрых слов о школьных годах и учителях прежде чем поржать над альтернативными воспоминаниями. Этот текст писала 3 года назад для книги к юбилею школы, с тех пор воспоминания не изменились и благодарности все так же актуальны. Правда, самостоятельной ССШ №2 уже нет, но это другой, грустный, разговор...

_____________________________________________________________________________

Большая часть человеческого детства и юности проходит в школе. Школа оказывает огромное влияние на становление личности, влияние, сравнимое разве что с родовым, семейным, родительским. Все мы – родом из школы, здесь закладываются первые кирпичики фундаментальных знаний, да и вообще знаний об устройстве мира и жизни, умения работать мозгами, мыслить и рассуждать, умения взаимодействовать с обществом себе подобных, в школе формируется уважение к старшим, прививается дисциплинированность, закрепляются моральные ценности.

Если задуматься на минутку, оказывается, что за школьные годы иной человек получает столько новой для себя информации, и не просто проходных новостей, которые можно забыть на следующий день, а именно знаний - плодов развития всех ветвей науки, сколько потом за всю оставшуюся жизнь не получит. В ВУЗ-е человек изучает выбранную специальность, а потом всю жизнь углубляет и расширяет знания по своей профессии. Кто-то пойдет в науку и окопается в своем и смежных направлениях. И не все находят время на изучение вещей, которые не касаются профессии. Так и получается, что кругозор человека резко расширяется именно в школе, а потом уже дело самой личности и обстоятельств. Но чем шире и крепче фундамент, который дает школа, тем – потенциально! - разнообразней, богаче и успешней жизнь человека. Когда думаешь об этом, понимаешь, какая большая ответственность лежит на общеобразовательных школах. Но еще понимаешь, почему для большинства людей школа – понятие великое. Потому что она – часть основы их личностей.

Я, как личность, умеющая это и знающая то, тоже родом из школы. Училась в трех школах, но главной моей, родной школой является Сунтарская средняя №2, в которой училась с четвертого по одиннадцатый классы.

Именно в школе меня научили выражать свои мысли устно и письменно. И не только вызывая на уроках к доске или в письменных сочинениях, но и в диспутах и спорах после уроков с нашей классной руководительницей Еленой Егоровной, и в занятиях журналистикой с ней же.

Здесь я полюбила литературу. Помню, как «проглатывала» учебники по литературе сразу при получении осенью. До сих пор очень люблю читать и всегда нахожу для этого время. Помню удивительную Изабеллу Ильиничну, эмоциональную, обаятельную, - как она, сверкая ослепительными очами и заражая настроением, вела уроки.

Здесь меня научили писать каллиграфическим почерком. Вроде бы в настоящий век развития компьютерных технологий это такой анахронизм – писать вручную. Но иногда пригождается и выручает. А еще людям приятно получать открытки, написанные от руки. Помню, как учительница русского языка Лия Николаевна билась над исправлением моего почерка, в котором буквы никак не хотели друг с другом соединяться. Лия Николаевна была строга и справедлива, и казалась мне не простым человеком, а кем-то выше. Я трепетала перед ней, и до сих пор образ уважаемого учителя у меня неразрывно связан с ее образом.

Часто вспоминаю Наталью Матвеевну, учительницу якутского языка и литературы. Она была по-матерински доброй и терпеливой, чем нередко мы пользовались, и иногда вели себя довольно безобразно, шумя и играя на уроках в «города и реки». Кажется, так я заработала снижение оценки по поведению. Тем не менее, я знаю, что именно благодаря ее урокам некоторые наши мальчишки втянулись в чтение, начали читать книги на якутском языке вне программы. В том, что мы свободно читаем произведения якутских классиков, не теряемся в архаизмах и заковыристых оборотах богатейшего якутского языка, заслуга Наталии Матвеевны. Сейчас много людей, которые по-якутски только разговаривают, а читать не могут, так как, к сожаленью, понимают только часть слов.

Любимым предметом являлась химия. Химия – проникновение вглубь строения вещества, удивительные на первый взгляд и такие логичные и красивые при близком знакомстве реакции и превращения, – казалась волшебством, тайны которого приоткрываются перед тобой. Органическая химия была любимым предметом сразу после биологии, и все эти предметы естествознания преподавала Люция Павловна, хрупкая, добрая и увлеченная своим делом.

«Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек». Это совершенно справедливое выражение висело в кабинете иностранных языков. Французскому языку нас учила Лилия Митрофановна. А еще какое-то время мы учились у Евсеевой Любови Егоровны, ставили с ней спектакль на французском языке «Маленький принц». Кроме того, я занималась у нее английским языком, готовясь к поступлению в ВУЗ, и это совершенно удивительно – как за какой-то месяц она смогла дать базу английского языка человеку, который никогда им не занимался. Я очень благодарна Любови Егоровне, она запомнилась мне в числе самых ярких моих учителей.

Самым сложным предметом в школе для меня была физика. То ли потому, что учителя у нас часто менялись, то ли мое сознание к тому времени не было готово адекватно воспринять физические законы мироздания. Честно скажу, что школьный курс физики я одолела исключительно с помощью зубрежки, за что прощу прощения у Галины Егоровны и Руслана Николаевича. Зато потом, будучи взрослым уже специалистом, я однажды скупила учебники за все классы и заново прошла весь путь ученика по физике. И теперь продолжаю интересоваться достижениями и новостями науки. А книги современного физика Стивена Хокинга входят в число любимых, настольных книг.

Математические предметы нам преподавали Алексей Николаевич, Тамара Доржиевна и Алиса Изосимовна. Математика не входила в число любимых предметов, я училась автоматически, наверно, к ее изучению к тому времени тоже еще не созрела. Думала стать биологом, химиком или историком-археологом. Первое просветление я помню на уроке Алексея Николаевича – когда до меня вдруг дошло, что доказывать теоремы интересно! А полюбить математику и даже выбрать себе профессию, связанную с цифрами, мне помогла замечательный педагог Иванова Тамара Доржиевна.

С благодарностью вспоминаю уроки физкультуры и Афанасия Терентьевича. Хоть так и не научилась бегать стометровку и бросать гранату на положенное расстояние, так и не полюбила лыжи и по-прежнему «грязно» играю в баскетбол, но, благодаря школьной подготовке, в институте и в различных спортивных секциях никогда не чувствовала себя в рядах отстающих.

С ностальгией вспоминаю уроки пения и занятия хора. Так было жаль, когда Эдуард Васильевич ушел в другую школу. Кажутся слегка нереальными времена, когда с удовольствием солировала в хоре.

До сих пор с удовольствием вспоминаю свои первые опыты общения с компьютером – это тоже было в школе, на уроках информатики. Написала простенькую программу на бейсике - «нарисовала» картину с озером, камышами и лебедями, и никак не могла от нее оторваться, хотелось еще усложнить, еще красивей сделать.

Я назвала не все предметы и не всех учителей, оказывается, воспоминания - это бесконечный процесс. Дополнительно скажу одно. Забавно, но, оказывается, именно в школе я научилась шить на машинке, соединять источники тока и провода в электрическую цепь, рисовать тени на предметах, петь в два голоса, бинтовать раны, пользоваться компасом и правильно ставить палатку, и даже делать простейшие столярные работы. И все эти умения потом пригодились. Но мы также учились собирать и разбирать автомат и правильно надевать противогаз и маскировочный комплект! Когда рассказываю об этом, о том, чему нас успели научить в нашей школе, многие удивляются, а некоторые завидуют.

О двух учителях хочу сказать особо и отдельно.

Человек учится всю жизнь и, в основном, у людей. Но, как сказал Гёте, не всякий, кто учит нас, заслуживает имя Учителя. По большому счету, мне всегда везло на дарителей знаний – в школе, в ВУЗе, в профессиональной деятельности, по жизни. Но настоящие, «совершенные» Учителя по Льву Толстому, которые соединяют в себе любовь к делу и любовь к ученикам, - запоминаются особо. Одним из таких людей я считаю свою учительницу математики Иванову Тамару Доржиевну. Спросите любого ученика нашего класса о любимом учителе, я думаю, большинство после имени Елены Егоровны назовет Тамару Доржиевну. Она каким-то невероятным образом сумела привить любовь к математике, показать красоту математики, убедить, что эта наука не страшна, что ее можно постигнуть человеческим умом. С тех пор образ математики для меня забавным образом связан с образом Тамары Доржиевны – высокая, элегантная, красивая, загадочная и улыбчивая... наука. Помню, что она умела не обидеть, ни нечаянным словом, ни делом, а это великое умение в работе с ранимыми подростками. Ее легко и приятно было слушать и слушаться. От нее так и веяло теплом и добротой, но это не слабая, а сильная доброта, ее уроки всегда проходили насыщенно и интересно, без расслабления, скучать и отлынивать не приходилось. А еще я ясно ощущала, как она сама любит свое дело, как ей нравится и математика, и ее преподавание. К таким людям тянутся. Наверно, это было сложно, но она к каждому нашла свой подход. И что мне в ней особенно нравилось – Тамара Доржиевна учила пониманию, учила думать и размышлять, и с помощью размышлений и логики проникать в суть формул.

Недавно у Тамары Доржиевны был юбилей. Я поздравляю Вас, Тамара Доржиевна, и желаю, чтобы Ваше терпение никогда не иссякало, чтобы Ваши усилия никогда не пропадали даром, чтобы проблемы и задачи решались, ответы находились. Будьте здоровы, благополучия Вам. Пусть Вас окружает любовь.

И еще один человек, о котором я никогда не перестану рассказывать знакомым и незнакомым, - это наша классная руководительница, «вторая мама» для всех ребят нашего класса – Федорова Елена Егоровна. Она была одним из лучших учителей-предметников нашей школы, вела историю, географию, экономическую географию. Неутомимая рассказчица, она превращала свои уроки в мысленные путешествия. Она и сама путешественница, испытатель и исследователь, и нас приучила к этому делу. Чем дальше школьные годы, тем удивительней вспоминать те поездки и приключения, в которых мы побывали с нашей Еленой Егоровной. Мы ходили с ней в пешие походы с ночевками, совершали путешествия на автобусе на дальние расстояния, объездили природные достопримечательности района, даже ездили в Москву. Мы познавали ее предметы на практике, пересекая километры и широты. Сейчас удивительно представить такого неординарного классрука, и я люблю рассказывать о ней, потому что она всегда вызывает восхищение. Смелая, отважная, веселая, эмоциональная, честная, требовательная, всегда готовая действовать, всегда готовая поддержать и помочь, очень справедливая и небезразличная к судьбам своих учеников. У нас в классе, как в семье, всякое случалось, бывало, и мы ее обижали, и она нас неслабо ругала. Потом всегда прощали друг друга, потому что это - любовь. Пользуясь моментом, хочу выразить свое восхищение Еленой Егоровной и уважение к ней.

Вот такими я помню своих учителей и учебу. Но школа – это не только новые знания и люди, их дающие. Это большой кусок жизни вообще. Это наш класс: дружный, веселый, смешливый. Мальчики в школе увлекались охотой и рыбалкой, а мы, девочки, посмеивались над ними, а сами бегали по дискотекам. Ходили всем классом в походы, и тут уж мальчики были в своей стихии. Праздники в школе, особенно новогодние, как ставили сценки и номера. Целый пласт жизни – участие в художественной самодеятельности, помню, как танцевали Аня Егорова и Надя Макарова, и мы повторяли вслед за ними; как пели в хоре «Эх, дороги»; как читали чабыр5ах со сцены и выступали в качестве конферансье. Помню развеселую пионерскую жизнь, «Зарницы». Чего только не было, можно очень долго вспоминать, что мы и делаем периодически, встречаясь классом. Жаль, что нет того старого здания школы, с ним связаны многие и многие воспоминания, и смешные, и трогательные, и пафосные, и веселые.

Мы закончили школу в 1992 году. С тех пор каждый прошел часть своего пути самостоятельно. Какие-то цели достигнуты, какие-то мечты исполнены. А какие-то нет. Наверно, и наши учителя когда-то возлагали на нас свои надежды и чаяния, ожидая определенных свершений и достижений во взрослой жизни. Если мы пока или уже не оправдали Ваших надежд, не огорчайтесь, дорогие учителя. А во всех достигнутых наших успехах есть и Ваша доля.

Поздравляю родную школу с юбилеем, и хочу сказать спасибо своим учителям и всем тем, кто сейчас трудится в нашей школе, всем передающим свои знания, отдающим частицу своей души, свою энергию ученикам, вкладывающим в них доброту своих сердец. Поздравляю Вас и желаю здоровья, благополучия, хороших учеников, хороших условий труда, хороших источников знаний - чтоб было на чем учить, чему учить, и кого учить. Желаю успешной, любимой и благодарной работы. Пусть наша школа всегда растет и развивается!