Когда день памяти сергия радонежского. День празднования преставления преподобного сергия радонежского

Преп. Сергий Радонежский. Престольный праздник.

Житие преподобного Сергия, Радонежского чудотворца.

П реподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в благочестивой и знатной боярской семье.

Господь предызбрал его еще от чрева матери. В житии преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной Литургией еще до рождения сына его мать и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: «Святая святым».

Бог даровал преподобным Кириллу и Марии сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если его мать употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении. Тогда Варфоломей со слезами взмолился ко Господу о даровании ему книжного разумения. Однажды отец послал Варфоломея разыскивать пропавших лошадей. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: старец стоял под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил, что он хочет научиться грамоте, и попросил помолиться за него Богу. Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему, что Бог даст ему уразуметь грамоту. При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о преподобном Сергии: «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа». С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг, с особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой. Около 1328 года родители преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья женились, преподобные Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре. Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес неподалеку от Радонежа. Сначала они поставили келью, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь (где сблизился с иноком Алексием, - впоследствии митрополитом Московским).

Варфоломей же 7 октября 1337 года принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем святого мученика Сергия и положил начало новому жительству во славу Живоначальной Троицы. Претерпевая искушения и страхования бесовские, преподобный восходил от силы в силу. Не могли укрыться подвиги преподобного Сергия, и далеко разносилось благоухание его святой жизни. К нему стали притекать и собираться под кров его люди, жаждущие понести иго Христово. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он строил келии, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд преподобный Сергий соединял с молитвой, бдением и постом. Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось. Не без труда иноки умолили преподобного Сергия принять игуменство над обителью.

В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена.

По-прежнему в обители строго выполнялись иноческие послушания. С увеличением монастыря росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, но по молитвам преподобного Сергия неизвестные люди приносили все необходимое.

Слава о подвигах преподобного Сергия стала известна в Константинополе, и патриарх Филофей прислал преподобному крест, параман и схиму в благословение на новые подвиги, Благословенную грамоту, советовал избраннику Божию устроить общежительный монастырь. С патриаршим посланием преподобный отправился к святителю Алексию и получил от него совет ввести строгое общежитие. Иноки стали роптать на строгость устава, и преподобный вынужден был покинуть обитель.

На реке Киржач он основал обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к святителю Алексию, чтобы он возвратил святого.

Преподобный Сергий беспрекословно повиновался святителю, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика, преподобного Романа.

Еще при жизни преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов.

Однажды святитель Стефан, епископ Пермский, глубоко почитавший преподобного, направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала в восьми верстах от Сергиева монастыря. Предполагая посетить монастырь на обратном пути, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился преподобному Сергию со словами: «Мир тебе, духовный брат». В это время преподобный Сергий сидел вместе с братией за трапезой. В ответ на благословение святителя преподобный Сергий встал, прочитал молитву и послал ответное благословение святителю. Некоторые из учеников, удивленные необычайным поступком преподобного, поспешили к указанному месту и, догнав святителя, убедились в истинности видения.

Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время Литургии преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему преподобный Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни.

Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали преподобного Сергия со святителем Алексием. Святитель на склоне лет призвал к себе преподобного и просил принять Русскую митрополию, но блаженный Сергий по смирению отказался от первосвятительства.

Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета) и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству, а также поминал всех павших на поле брани, духовными очами прозревая происходившую битву.

За ангельскую жизнь преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею, что их ожидает чудесное посещение. Вскоре явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Преподобный Сергий пал ниц пред Пресвятой Богородицей. Она же прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.

Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился к ним со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную».

5 июля 1422 года преподобный Никон изнес нетленные мощи преподобного Сергия и положил их в специально для этого возведенном каменном Троицком соборе монастыря. Поныне святые мощи преподобного Сергия являются драгоценнейшим сокровищем обители, источником благодатных исцелений душевных и телесных немощей всех молитвенно прибегающих к его заступничеству.

Особые молитвы преподобному возносятся об упразднении гордыни и самомнения, о даровании способностей детям к обучению наукам.

This slideshow requires JavaScript.

Память преподобного Сергия Радонежского отмечается несколько раз в году: 5 / 18 июля - воспоминание обретения его честных мощей (1422), 25 сентября / 8 октября – его преставление (1392).
Имя преподобного Сергия Радонежского напоминает, до какой высоты способна подняться наша земля‚ просвещенная Словом Христовым. Человек‚ не оставивший после себя ни одной книги‚ стоит у начала всей русской культуры Московского периода‚ открывает дверь‚ ведущую из глухой подмосковной тайги прямо в глубину Божьей премудрости‚ во все тайны человека и мира. И деятельность его тем более видится нам чудесной‚ потому что мы не можем разделить в ней плоды небесной помощи и его собственных трудов. Сергий всю жизнь старался уйти от мира‚ не принимать на себя решения судеб окружавших его людей‚ не вмешиваться самочинно в происходящие вокруг события. Однако все бытовые и исторические подробности эпохи так тесно сплетены в его житии‚ что, кажется, нет такой стороны русской жизни второй половины XIV века‚ которую бы он не освятил‚ где бы не осталось следов его бережного благословения. Если же вспомнить‚ каково было это время‚ то выяснится‚ что преподобный Сергий стоит не только в начале русского Просвещения‚ но и знаменует собой русское Возрождение в самом высоком его смысле.

Преподобный Сергий: преобразование монашества

До преподобного Сергия севернорусское монашество знало, главным образом, особножительные монастыри. Там всякий инок имел свою келью, одевался и питался так, как позволял ему личный достаток. Общинное начало в подобных монастырях получило ослабленный, «смазанный» вид. Нередко такая обитель становилась пристанищем для благочестивых аристократов, доживавших тут век или же коротавших ссылку, порой купаясь в роскоши и ведя привычную жизнь, весьма далекую от монашеского идеала. Со времен Сергия в иноческой среде начались разительные изменения. Повсюду стали появляться общежительные, или, иначе, киновиальные, монастыри. Там имущество, вплоть до книг и мелких бытовых вещей, становилось общим, а трапеза - совместной. Общинное начало обрело мощный толчок для развития. Кроме того, киновиальный монастырь мог вести сложное, прогрессивное хозяйство: ему охотно жертвовали землю и другие угодья, а доход с них шел на храмовое строительство, благотворительность и нужды духовного просвещения. Общежительный монастырь сплошь и рядом оказывался центром книгописания и церковной живописи. Между тем никто из монахов не мог присваивать себе все материальные блага, происходившие от такого уклада.

Кроме того, деятельность преподобного Сергия и святителя Алексия, митрополита Московского, открыла врата для целой эпохи масштабной иноческой колонизации русских окраин. Ученики Сергия и ученики его учеников отправлялись в лесные дебри, на арктические берега, в места глухие и безлюдные, ставили там новые и новые обители, и уже к этим обителям прирастали посады, крепости и целые городки. Движение иноков, ищущих место для уединенной молитвы, для самоотверженного посвящения себя Богу было очень значительным. Оно представляет собой страницу не столько даже русской, сколько мировой истории христианства.

Деятельность Преподобного Сергия: укрепление русской государственности

Преподобный Сергий сыграл значительную роль в становлении русской государственности и «собирании земель» Москвой. Так, известны его «миротворческие походы», когда преподобный Сергий отправлялся в дальние места, чтобы смирить гордыню сварящих меж собой князей и склонить их к миролюбию. Самый известный из них был совершен пешком из Троице-Сергиева монастыря в Нижний Новгород.

В 1374 году Сергий крестил Юрия, сына великого князя московского Дмитрия Ивановича. Это произошло в Переяславле-Залесском, во время большого съезда русских князей, договорившихся о военно-политической коалиции под эгидой Москвы, т. е. сделавших очень большой шаг в сторону объединения Руси. Преподобный своим участием в съезде освятил это великое дело.

Перед Куликовской битвой игумен обители на горе Маковец дал благословение великому князю Дмитрию Ивановичу и православному воинству, идущему сражаться с ордынцами. В источниках по-разному рассказывается об этом. По одним, государь московский лично посетил со свитой преподобного Сергия. По другим, Сергий прислал русской рати грамоту с благословением. Но, так или иначе, он сыграл роль духовного наставника, стоящего у самых истоков освобождения Руси от ордынского ига.

Основание Троице-Сергиева монастыря

Преподобный Сергий вместе с братом Стефаном основали маленькую лесную обитель на горе Маковец, в отдалении от людных мест. Там жилось трудно. Ни человеческого лица увидеть, ни побеседовать с кем-либо. Вдвоем они срубили себе бревенчатую келью и деревянную церковь, что потребовало немалого труда. Чем могли питаться братья? Тем, что сами же и добудут в лесу. Голод мучил их постоянно. Стефан не выдержал такой жизни. Житие преподобного Сергия говорит: «Стефан, построив и освятив церковь, еще некоторое время прожил в пустыне с братом и увидел, что пустынная жизнь трудна, прискорбна, сурова: во всем нужда, во всем лишения, неоткуда взять ни еды, ни питья, ни чего-либо другого нужного для жизни. К тому месту не было ни дорог, ни привоза ниоткуда, вокруг этой пустыни поблизости не было ни сел, ни домов, ни людей, живущих в них; не вела туда никакая тропа людская, и не было ни прохожих, ни посетителей, но вокруг со всех сторон стоял лес - безлюдная чаща и глушь. Глядя на нее и тяготясь своей жизнью, Стефан оставил пустыню и родного брата, преподобного пустыннолюбца и пустынножителя, и ушел оттуда в Москву». А Сергий прожил там всю жизнь и закончил дни свои. Притом довольно долго в его обиталище был только один насельник - он сам… В ту пору монастырь еще не знал ни обширных палат, ни каменных храмов, ни материального достатка. Сергиева эпоха в судьбе обители парадоксальна: игумен и его духовные чада уже прославились по всей Руси, но продолжают жить в скудости.

Бог давал очевидные знаки благоволения к Сергию. Хищные звери - стаи волков, медведи - приходили к его келейке, но ни один не тронул его. Господь дал иноку силу прогонять молитвой целые полчища бесов, атаковавших его в уединении.

Позднее, когда обитель разрослась, преподобный Сергий основал еще несколько монастырей. О числе их спорят. Но, во всяком случае, несомненно, плодом его духовных трудов стали Киржачская Благовещенская обитель, Высоцкая обитель в Серпухове и Успенская на Дубенке. С его именем также связывают создание знаменитого Старо-Голутвина монастыря под Коломной.

Ученики Преподобного Сергия

Из среды троицкой братии выходили светочи русского монашества, становившиеся настоятелями крупных монастырей и архиереями. Так, учениками преподобного были святитель Феодор Симоновский, будущий архиепископ Ростовский; святой Андроник - основатель знаменитого Спасо-Андроникова монастыря под Москвой; преподобный Савва Сторожевский, игуменствовавший недолгое время в Троице-Сергиеве монастыре, а затем основавший Саввино-Сторожевскую обитель близ Звенигорода; преподобный Павел Обнорский, прославившийся крайним аскетизмом, и множество других светильников «иноческого делания».

Поколение просветителей: воспитанники Преподобного Сергия

Уже после кончины преподобного Сергия основанная им обитель стала крупным центром духовного просвещения и высокой культуры. Этот поворот начал происходить в игуменство преемника Сергия - преподобного Никона Радонежского. При нем был построен, расписан фресками и украшен иконами первый каменный храм. До того иноки обходились деревянными церквями. При Никоне и после него в монастыре сложилась традиция собственного книгописания. Монахами собрана была чрезвычайно крупная, по меркам русского Средневековья, библиотека. По заказам настоятелей работали выдающиеся зодчие и церковные живописцы. Самые известные из них - иноки Даниил Черный и Андрей Рублев. Знаменитейшее творение последнего - икона «Святая Троица» - создавалось для Свято-Троицкого собора Сергиевой обители.

В XV–XVII столетиях Троице-Сергиева обитель славилась как средоточие учености, или, как тогда говорили, «книжности». Самых начитанных монашествующих оттуда привлекали к работе на Московском печатном дворе. Например, первый печатный вариант Устава «Око церковное» по велению патриарха Гермогена был подготовлен в 1610 году троице-сергиевским иноком Логгином Шишелевым по прозвищу Корова.

Но о каких-либо школах в обители ничего не известно. Собственно, до середины XVII века, до первых Романовых, вообще нет свидетельств о сколько-нибудь значительных училищах на территории Московского царства.

«Образовательный центром» Троице-Сергиев монастырь сделался лишь в середине XVIII века. В 1742 году тут появилась семинария. А 1 октября 1814 года, на праздник Покрова Богородицы, здесь состоялось открытие Московской духовной академии, перенесенной из Москвы, где она именовалась Славяно-греко-латинской академией. С этого момента Троице-Сергиева обитель - действительно один из главных оплотов и духовного образования, и духовного просвещения всероссийского уровня.

Святой Сергий Радонежский - образец истинного монаха

Всему русскому народу преподобный Сергий любезен чистотой души и прямотой поступков. Всю жизнь он был таким монахом, каким и надо быть. Вел аскетическую жизнь, питался мало, молился много, сну отдавал ничтожное время, не чуждался простого тяжелого труда, бывало, плотничал, хотя происходил из боярского семейства, носил сермяжную небеленую одежду с заплатками.Но в аскезе никогда не доходил до вычурного самоистязания. Житие преподобного Сергия рассказывает о нем: «Он усердно служил братии, как купленный раб: колол для всех дрова… толок и молол жерновами зерно, пек хлеб, варил еду и заготавливал другие съестные припасы для братии, кроил и шил обувь и одежду и, зачерпнув воду в бывшем неподалеку источнике, носил ее в двух ведрах на своих плечах в гору и ставил у келии каждого брата». Казалось бы, как просто… А много ли настоятелей нашего времени пожелают и смогут уподобиться в этом Сергию?

Власти и иных благ земных никогда не искал Сергий. Не он бегал за властью, а она за ним. В своей обители он уступил игуменство священнику Митрофану, и лишь потом, умоленный братией, все же принял игуменский сан. Однажды восстала против него братия. Так Сергий ушел, слово худого ей не сказав: кого хотите себе главою, тот и будет, без свары отступлюсь… Предлагали ему архиерейство, да он отказался.

Бескорыстный человек, и в то же время добрый и разумный, Сергий вызывает какое-то безотчетное доверие. Он как будто всей Руси родной, всей Руси свой. Идут к нему за советом и благословением всякие люди - от нищего до князя, и он всех принимает, никем не брезгует, ни перед кем не чинится и не высокомерничает. Святость его высока, но помимо нее есть еще какое-то народное чувство… дружества, братства. Словно у работников к честному и справедливому старшому в громадной артели - размером на всю страну. Сергий среди нас первый, его Бог ведет, но к каждому, кто к нему тянется, Сергий относится как к брату.

По материалам: журнала "Фома" и сайта www.foma.ru

8 октября православные христиане отмечают день памяти великого русского святого - преподобного Сергия Радонежского. Он был не первым русским святым, но его имя - один из главных символов православной Руси. Преподобного называют всея России чудотворцем и игуменом земли Русской - духовным учителем всего русского народа.

Преподобный Сергий построил первый на Руси монастырь в честь Святой Троицы , впоследствии получивший название Троице-Сергиевой лавры. Никто до него на Руси так глубоко не понимал важнейший христианский догмат о том, что Бог - это Троица: Отец, Сын и Святой Дух.

Преподобный родился и жил в трудное, ключевое для Руси время. Страна более столетия находилась под татаро-монгольским игом. Русские люди платили дань татарским ханам, а князья должны были ездить в Золотую Орду за подтверждением титула великого князя (ярлыком на княжение). Однако со временем Орда начала приходить в упадок, а Русь, напротив, объединяться против врагов.

Будущий святой родился в семье ростовских бояр по имени Кирилл и Мария. О дате и месте его рождения историки спорят и поныне, выдвигая разные версии. Самая популярная гласит, что будущий преподобный родился в селе Варницы (ныне Ростовской области) 3 мая 1314 года. Однако позднее семья переехала ближе к Москве, в селение Радонеж. Потому преподобный получил имя Сергий Радонежский.

Как написано в житии преподобного, которое составил его ученик Епифаний Премудрый, еще до рождения сына Мария получила знамение от Бога, что носит не простое дитя: когда она стояла в церкви на службе, младенец в ее чреве закричал во время чтения Евангелия и позже - когда пели Херувимскую песнь. Когда Мария родила ребенка, при крещении его назвали Варфоломеем.

Когда Варфоломей и его брат Стефан подросли, их отдали учиться. В те времена, после долгих лет татаро-монгольского ига, грамотность находилась в упадке, учителя и школы были редкостью, однако родители позаботились об образовании сыновей. Варфоломей усердно занимался, но ему не давалась грамота. Учителя наказывали его, родители очень огорчались, а сам мальчик все время молился, чтобы Бог просветил его разум.

Однажды Варфоломей по поручению отца разыскивал потерявшихся жеребят и увидел под деревом монаха-старца, творившего молитву. Они помолились вместе, а потом старец дал мальчику кусочек просфоры. Родители Варфоломея, Кирилл и Мария, пригласили старца разделить с ними трапезу и переночевать в их доме. Когда вечером вся семья вместе с гостем встали на молитву, старец велел Варфоломею читать псалтирь. Мальчик, который до этого никак не мог освоить буквы, легко справился с чтением. И тогда все поняли, что в виде старца им явился ангел, сотворивший чудо. Благодаря этому чуду преподобного Сергия почитают как покровителя всех учащихся и молятся ему об успехах в учебе.

Варфоломей с детства мечтал стать монахом, а его брат Стефан стремился к семейной жизни. Он женился, однако вскоре жена его умерла. Варфоломей, которому в это время исполнилось 23 года, уговорил брата поселиться вместе с ним в глухом лесу, построить храм и жилую келью и в тишине молиться Богу. Жизнь отшельников в лесу была очень трудной. Было тяжело добывать себе пропитание и топливо для очага, в лесной чаще жили медведи и волки. К тому же отшельников искушали бесы, насылая на них страшные видения. Стефан не выдержал тягот и отправился в Москву, в Богоявленский монастырь, в котором со временем стал настоятелем.

Варфоломей остался один. Однажды к нему пришел странствующий монах и совершил пострижение молодого отшельника в монашество под именем Сергий.


Фото: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Со временем слава о святом отшельнике и построенной им церкви во имя Святой Троицы распространилась по округе, и рядом с ним стали селиться другие монахи. Их община превратилась в Троицкий монастырь.

Даже будучи игуменом, преподобный Сергий трудился наравне с другими монахами, строил кельи, пек хлеб. Он не позволял братии просить подаяния в деревнях или у знатных бояр. Но со временем у обители появились благодетели, которые обеспечили монахов всем необходимым. Однажды Преподобному явилась сама Пресвятая Богородица и пообещала, что благодаря Ее покровительству монастырь ни в чем не будет нуждаться.

Вскоре слава Преподобного стала так велика, что к нему начали приезжать за советом знатные бояре и князья. Митрополит Алексий Московский хотел назначить святого своим преемником, но тот не согласился.

Однажды к преподобному Сергию приехал великий князь Дмитрий Донской . До князя дошли вести о том, что хан Мамай собирает войска и хочет напасть на русские княжества. Он, глубоко почитая Преподобного, решил просить у него благословения выступить с войском и нанести упреждающий удар.

Преподобный сказал ему так: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься».

В помощь княжескому войску святой послал двух своих монахов - Александра Пересвета и Андрея Ослябю , которые до принятия монашества были воинами. Они оба погибли в Куликовской битве и были прославлены Церковью как святые. Сама же Куликовская битва стала переломным моментом в русской истории. После нее Русь начала крепнуть и давать отпор неприятелям.

За полгода до своей кончины св. Сергий сложил с себя сан настоятеля и назначил себе преемника - преподобного Никона Радонежского. Шесть месяцев святой пребывал в безмолвной молитве.

В сентябре 1392 года он заболел. Предвидя свою близкую кончину, преподобный Сергий собрал всех монахов и благословил их жить в мире. 25 сентября по юлианскому календарю святой отошел ко Господу. Он завещал похоронить себя как простого монаха, на кладбище. Но по просьбе троицкой братии и по распоряжению московского митрополита его погребли в храме. Во время похорон преподобного совершилось много чудесных исцелений.

После кончины преподобного его ученик Епифаний Премудрый составил подробное житие, в котором описал все труды и духовные подвиги преподобного Сергия, а также чудеса, которые совершались по его молитвам на протяжении всей его жизни и у мощей святого после его праведной кончины.

Преподобный Сергий - вопросы и ответы

Насколько документально подтверждены факты из жития преподобного Сергия?

Из всех упоминаемых в различных вариантах житий исследователи единогласно принимают лишь дату смерти святого - 8 октября (25 сентября ст. ст.) 1392 года. Больше точных дат в жизнеописании преподобного Сергия нет. Вызывают споры и даты рождения (называются 1314, 1319 и 1322 годы), и время монашеского пострига, и другие.

Основной источник сведений о жизни святого - житие, написанное его учеником, монахом Епифанием Премудрым (XIV век), не позднее 1422 года. Κ сожалению, «Житие Сергия» не дошло до нас в первоначальном виде: чуть позднее, в середине XV века было составлено второе житие авторства ученого серба Пахомия Логофета. Более поздние жития святого появлялись вплоть до XIX века, но все они так или иначе основывались на сведениях, указанных в первых двух источниках.

Например, место рождения преподобного Сергия - деревня Варницы под Ростовом Великим - известна лишь благодаря церковному преданию.

В каком возрасте преподобный Сергий принял монашество?

Из-за отсутствия точных дат оценки историков расходятся и в этом вопросе. По различным версиям, святому в тот момент было либо 20 лет, либо 23 года.

Почему преподобный Сергий решил посвятить первый храм основанной им обители Святой Троице?

Об этом сведений не сохранилось. Однако исследователи отмечают, что на современной территории России после разделения церквей в 1054 году и до времени преподобного Сергия не было ни одного храма в честь Святой Троицы.

Преподобный Сергий основал Троицкий монастырь. Он был его первым настоятелем?

Он не был ни первым, ни даже вторым настоятелем монастыря. Он стал лишь третьим игуменом Троицкой обители. Первым настоятелем стал игумен Митрофан, а после его смерти в 1344 году игуменом был избран инок, имя которого исторически источники не сохранили. К тому времени духовный авторитет св. Сергия был велик, и братия монастыря просила его принять управление обителью, однако святой отказался принимать на себя бремя игуменства до тех пор, пока ему не исполнится 33 года.

Сан игумена Сергий принял ориентировочно после 1354 года.

Был ли преподобный Сергий архимандритом Троицкого монастыря?

Теоретически да. В Русской Церкви титул «архимандрит» впервые упоминается в XII в. применительно к игумену. В Киевскую эпоху в Русской церкви этот титул мог иметь только игумен одного важнейшего монастыря епархии, впоследствии архимандритами могли уже титуловаться настоятели и других значительных монастырей.

Троицкая обитель еще при жизни преподобного Сергия играла важную роль в жизни Русской церкви и могла бы считаться «архимандрией». В монастыре еще при жизни св. Сергия был по крайней мере один архимандрит: «Троицкий патерик» свидетельствует, что в 1357 году к Троицкой монашеской общине присоединился некий архимандрит Симон - впоследствии прославленный в лике святых преподобный Симон архимандрит, Смоленский (память 23 мая). Но он не был настоятелем.

В житиях преподобный Сергий именуется исключительно игуменом Троицкого монастыря.

Известно, что св. Сергий покидал свою обитель. Зачем?

Первый раз - около 1350-х годов: братия сложно восприняла введение общежительного устава плюс старший брат Сергия Стефан заявил свои права на игуменство.

В 1365 году Сергий отправился в Нижний Новгород мирить местных князей, братьев Бориса Константиновича и Димитрия Константиновича.

Наконец, в 1382 году, во время нашествия Тохтамыша, преподобный Сергий оставляет монастырь и, очевидно, вместе с братией уходит в Тверь под защиту тверского князя Михаила Александровича.

Вполне возможно, были и другие путешествия св. Сергия, о которых не сохранилось упоминаний.

Князь Дмитрий Московский (Донской) почитал преподобного Сергия. Означало ли это, что московский правитель во всем слушался святого?

Отношения между князем и преподобным Сергием знали и случаи расхождения между ними. Так, например, в 1378 году, когда скончался московский митрополит Алексий, а сам преподобный Сергий отказался перед этим принять митрополичий сан, перед князем встал вопрос о кандидатуре для замещения московской кафедры.

Тогда св. Сергий предложил великому князю Дмитрию избрать на митрополичью кафедру суздальского епископа Дионисия, однако сам Дмитрий имел виды на московского спасского архимандрита Михаила (Митяя). В результате политические соображения возобладали над послушанием святому подвижнику, и князь Дмитрий настоял на том, чтобы собор епископов избрал митрополитом Михаила.

Это привело к серьезному церковному конфликту и охлаждению отношений между московским князем и преподобным Сергием. Однако уже через 2 года, в канун Куликовской битвы, князь Дмитрий засвидетельствует непререкаемый духовный авторитет Сергия, явившись к нему за благословением.

Как благословил преподобный Сергия князя Дмитрия на битву?

Епифаний Премудрый приводит слова святого Сергия, сказанные князю: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься».

В этих словах, как отмечают исследователи, не содержалось ни пророчества о победе, ни уверенности в возвращении самого князя с поля боя: «если Бог поможет тебе», - сказал Преподобный.

Правда, чуть позже св. Сергий отправит вдогонку русскому войску гонца с новым посланием для князя: «Без всякого сомнения, господин, смело выступай против свирепости их, нисколько не устрашаясь, - обязательно поможет тебе Бог».

Лишь более поздние варианты жития видоизменили слова Сергия и превратили их в пророческое предсказание победы.

Сколько было святых учеников у преподобного Сергия?

В Соборе Радонежских святых - празднике, который отмечается 19 июля (6 июля ст. ст.), перечислены 44 святых подвижника, бывших учениками св. Сергия.

Помимо них, в число прославляемых в этот день святых входят также прославленные сродники и собеседники Преподобного, а также святые монахи Троице-Сергиевой лавры - всего более 70-ти святых.

Сколько монастырей основал преподобный Сергий, а сколько его ученики?

Сам Сергий основал, помимо Троицкого, еще четыре монастыря: Благовещенский на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь и Георгиевский монастырь на Клязьме. Е. Голубинский считал, что прп. Сергий также основал московский Симонов монастырь и Успенский Дубенский «на острову» монастырь на р. Дубенке, на северо-запад от Троицкого монастыря, в память о победе на Куликовом поле.

Учениками св. Сергия, по мнению русского историка Василия Ключевского, было основано 27 монастырей. Однако Ключевский учитывал только выходцев непосредственно из Свято-Троицкой обители Сергия, собственно учеников святого. Если принять во внимание обители, основанные собеседниками Преподобного, то их число возрастет до сорока. Из них, в свою очередь, выйдут основатели еще примерно пятидесяти монастырей.

Что связывает преподобного Сергия Радонежского и Литву?

Прямой связи, разумеется, не было: преподобный Сергий не бывал в литовских землях. Но приблизительно в 1376 году Вселенский патриарх Филофей прислал преподобному Сергию в качестве благословения монашеский параман, схиму и крест с частицами мощей византийских святых и трех литовских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, принявших мученическую кончину в 1340-х годах и прославленных в 1374 году в Константинополе.

Фото: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Когда преподобный Сергий был прославлен в лике святых?

Точной даты этого церковного деяния не сохранилось. До так называемых Макарьевских соборов (1547 и 1549 гг.) в Русской церкви не было единых канонических правил и процедур канонизации новых святых, и, возможно, почитание преподобного Сергия сложилось само собой.

Церковный историк Евгений Голубинский считал, что общецерковное прославление Сергия Радонежского вместе с преподобным Кириллом Белозерским и святителем Алексием было одним из первых деяний митрополита Ионы после возведения его на кафедру в 1448 году. Называют также и более позднюю дату - 1452 год.

Почитают ли Сергия Радонежского в Католической церкви?

До середины XX века отношение католиков к святым Восточной церкви было однозначное: после разделения Церквей в 1054 году не могло быть речи о признании святости подвижников православия.

Тем не менее, в 1940 году папа Пий XII благословил русским католикам почитать преподобного Сергия Радонежского в числе нескольких древнерусских святых.

В 1969 году по распоряжению папы Павла VI имя преподобного Сергия впервые включено в общецерковный мартиролог Католической церкви. День его памяти у римо-католиков - 25 сентября по григорианскому календарю.

Известно также, что кардинал Йозеф Алоиз Ратцингер после избрания его римским папой рассматривал в качестве одного из возможных папских имен имя Сергий в честь преподобного Сергия Радонежского. Ему помешали это сделать соображения церковно-политического характера - в первую очередь, возможное недовольство таким выбором со стороны католиков Восточной Европы.

Сценарий праздника.

Сергий Радонежский – игумен Земли Русской.

(К 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского)

Цель : воспитание интереса к истории и культуре своего народа, чувства гордости за свой народ, за его прошлое.

Просмотр видеоролика о преподобном Сергии Радонежском.

(Звучит колокольный звон)

Ведущий: ( C лайд s №1, 2)

Сегодня у нас необычный праздник, посвященный памяти Преподобного Сергия Радонежского.

Ведущий: ( C лайд №3)

Уже сотни лет в самом сердце России, на горе Маковец, возвышается монастырь, Божия обитель, Троице-Сергиева Лавра, основанная когда-то отшельником.

Чтец

Прошли века, и там, где прежде

Была лесов дремучих ширь,

Стал в белокаменной одежде

Оплотом веры монастырь.

Кресты и главы золотые

Венчают иноков приют,

Где мощи Сергия святые

Нетленно в раке почиют.

Ведущий:

Враги России не раз осаждали обитель, но безуспешно. Татары проходили мимо нее, поляки осаждали ее безуспешно. Свои отщепенцы, приверженцы Самозванца, не могли ее взять.

Чтец ( C лайд №4)

Лавра святая, родная,

Как ты нам всем дорога,

Кто тебя только не знает,

Чья не ступала нога...

Ведущий:

Именно отсюда слышались призывы к защите Родины, и именно отсюда православные воины получили благословение Божие на борьбу с захватчиками. И тянутся сюда со всей великой Руси люди: больные, здоровые, счастливые, несчастные, бедные, богатые, идут к святой раке Преподобного Сергия, в Троицкую обитель поклониться, помолиться Игумену земли Русской.

Чтец

Сюда приходят год от года

Со всех концов, со всех сторон,

И в дивных храмах многократно

Внимает небо благодатно

Святым молениям людей.

Ведущий:

Восславим же житие и подвиги русского святого, Преподобного отца Сергия, игумена Радонежского, великого заступника и печальника нашей земли, истинного светильника русского народа.

(Звучит тихая мелодия).

Чтец ( C лайд № 5)

В верстах четырех – пяти от славного Ростова Великого, близ Варницкого монастыря, более шестисот лет тому назад находилось маленькое селение, название которого не сохранилось. Это селение – родина великого светильника и угодника Божия Преподобного отца Сергия, игумена Радонежского и всея Руси чудотворца. Родился Преподобный Сергий приблизительно в 1314 – 1322 году, в семье благочестивых Марии и Кирилла. ( C лайд № 6).

Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте в церковную школу вместе с братом Стефаном.

Стефан учился хорошо, и Петруша маленький – брат шести лет тоже читал бойко. А для Варфоломея труд непомерный разобраться в грамоте, все сливалось – аз, буки, земли, веди... Сколько ночей бессонных провел отрок в слезах и молитве. И Господь внял молитве, исходившей из глубины сердца отрока.

Выходит ученик, исполнитель роли Инока, в монашеском одеянии и, молитвенно опустив голову, останавливается под деревом.

Чтец ( C лайд №7)

Однажды Варфоломей пошел в поле искать пропавших жеребят и увидел незнакомого ему старца-схимника.

Выходит другой ученик, исполнитель роли Варфоломея и подходит к Старцу.

Старец-инок.

Что тебе надобно, чадо?

Варфоломей.

Отче, отче, мне не дается ученье,

Помолись о немощи этой моей!

Ведь без Господа не деется ничесоже -

Он услышит молитвы твои!

Так вот, как умеют это братья мои.

Старец-инок.

Сердце мое помочь тебе радо.

И вот сейчас

Вместе с тобой мы помолимся, чадо.

Разве Господь не услышит нас?

Вместе.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Господи, приклони к нам всеслышащее ухо Твое,

Вот мы молим Тебя, стар и млад!

Старец-инок.

Отрока чистого сего, Боже, Ты веси –

Он Тебе от рождения посвящен,

Призри на него, ныне он думою невесел,

Немощью некоею удручен...

Ведущий

Ангел с отроком клали поклоны,

И горела в них к Богу любовь.

Старец-инок.

От Бога тебе отрада –

Святыя просфоры часть;

Отверзи уста, о, чадо,

Дар благодатный ясть.

Твоя скорбь да исчезнет разом!

Мал кусочек – но дар велик

В сей частице – от Бога разум

К постиженью священных книг.

(Старец-инок собирается уходить. Варфоломей про себя.)

Удержать хоть на немного, упросить.

(Протягивает руку к старцу.)

Останься, батюшка, останься малость!

Зайти к нам, осчастливь отца,

Матушку, родных.

Не лиши их своего благословенья.

Старец-инок.

Ладно, будь по-твоему!

Веди меня к дому, сынок. Уходят

Ведущий.

Ведущий

Когда они прибыли в боярский дом, их встретили благочестивые родители Варфоломея Кирилл и Мария.

Но прежде чем сесть за стол, они прошли в моленный покой, и старец-инок повелел отроку Варфоломею взять Псалтирь и читать.

Варфоломей моляще смотрел на инока, как бы взглядом прося отпустить его.

Но инок ласково и строго сказал: "Читай”. И произошло чудо Божие. Как будто темная завеса спала с глаз Варфоломея, и он без запинки, бегло стал читать Псалтирь. Тишина царила в молельне, а он все читал псалом чисто, красиво. Голос его звучал как родник. Закончен псалом. Стало совсем тихо в молельне. Это воистину было чудо. Ликовало от радости сердце Варфоломея.

Ведущий:

Это промысел Божий, чтобы будущий великий угодник и служитель Святой Троицы получил разум и научение не от людей, а от Духа Святого.

( C лайд №8)

В те дни, во времена Преподобного Сергия на Руси мучительно "собирались земли” под началом Москвы. И это собирание часто происходило насильственно. Народ роптал. Разоряли и свои и чужие. Властвовали татарские ханы. На старости лет преподобный Кирилл, отец Варфоломея, был разорен и вынужден был переселиться в Радонеж.

Здесь строгие подвиги Варфоломея еще более усилились. Он стал питаться только хлебом и водою, а по средам и пятницам – вовсе не есть. Он много молился, иногда целыми ночами, просился в монастырь. Но он был послушным сыном и на просьбу отца с матерью не уходить в монастырь до их кончины дал согласие.

Ведущий:

Перед самою кончиною своею благочестивые его родители приняли монашеский чин в Хотьковском монастыре, в четырех верстах от Радонежа.

( C лайд №9)

Когда мать и отец Преподобного умерли, он ушел вместе с братом – иноком Стефаном в дремучий лес и там усердно молился Богу. Они построили небольшую церковь во имя Пресвятой Троицы. Так было положено основание Троице-Сергиевой Лавре.

Чтец:

Там, где шумел сосновый бор,

Где был когда-то лес дремучий,

Стоит наш Троицкий собор

В сиянье золота – могучий.

Он освящен во имя Бога,

Во имя Троицы Святой.

Доступна всем к нему дорога,

Богат для всех он добротой.

Ведущий:

Но старший брат Стефан не смог вынести всех тягостей и ушел в один из московских монастырей. Варфоломей остается один.

Ведущий. ( C лайд №10)

Один. В старом тулупчике, в потертой шапочке, работает он с восхода до захода солнца. Спасение не только в посте, в одиночестве, в молитве, но и в труде. Господь послал его трудиться сюда. Надо вырубить поляну, вырвать корни, сгладить землю к весне. Тяжело. Пот катится градом, жилы выступили на теле.

Но в душе – счастье без меры, к Чему с детства стремилась душа его: весна, радость, потому что служит Богу.

Ведущий: ( C лайд №11).

Недалеко от пустыни жил игумен старец Митрофан. Он и постриг Варфоломея в монахи. И в монашестве получил Варфоломей имя Сергий. Так прожил он в одиночестве некоторое время.

Ведущий ( C лайд №12).

Раз увидел Сергий у келии огромного-огромного медведя – и пожалел его, подал краюшку хлеба. Медведь мирно съел. Потом стал часто навещать Преподобного и вскоре сделался ручным.

Ведущий:

Но сколь ни одинок был Преподобный в это время, слух о его пустынничестве распространился всюду. И стали приходить к нему люди, прося взять к себе, спасаться вместе.

Чтец.

В стенах обители святой,

Под кровом келии убогой,

Спасался старец жизни строгой,

Каких немного под луной.

Хотя он скрылся от людей,

Служить желая только Богу, –

Но каждый знал к нему дорогу,

Кто о душе радел своей.

Ведущий ( C лайд №13)

С тех пор началась новая жизнь в лесной обители. За первыми братиями пришли другие, жили тихо и сурово. Преподобный Сергий подавал во всем пример. Сам рубил келлии, таскал бревна, носил воду, пек хлеба, варил пищу, кроил и шил одежду и обувь. Первым приходил к службе.

Шли годы. Община жила под началом Сергия. Монастырь рос, и братия желала, чтобы Сергий стал игуменом, А он отказывался. Что мог при этом говорить Преподобный?

Ведущий.

Преподобный Сергий говорил: "Желаю лучше учиться, нежели учить, лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия: что угодно Богу. Святая воля Господа да будет!”

Ведущий:

И стал Преподобный игуменом. Прошло четыре десятка лет. Не узнать убогой маленькой церковки в лесной чаще.

Пришедшая в пустыню братия вместе с Сергием позаботилась об улучшении храма Божия во имя Святой Троицы. Однако монастырь был беден.

Вначале был он «особножитным». У каждого была своя собственность, и Преподобный Сергий до времени не запрещал этого. Но за духовной жизнью братии наблюдал и был строг. Во всем остальном был смиренен.

Рассказывают такой случай. Как-то, проголодав три дня, Преподобный Сергий взял топор и пошел в келлию к некоему Даниилу наниматься к нему на работу. Инок Даниил взял в руки решето с гнилым хлебом и сказал Преподобному: "Вот, если хочешь, возьми все, что тут есть, а больше не взыщи”. И Преподобный Сергий после тяжкого труда (за день он поставил сени) помолился и съел этот заработанный гнилой хлеб.

Ведущий ( C лайд №14)

В то время монастырь уже не нуждался, как прежде. Слава о духовных подвигах и чудотворениях Сергия день ото дня распространялась. В Сергиеву обитель стало стекаться множество народа. Не только простолюдины, но и князья, и вельможи приходили просить духовного совета и молитв Преподобного.

Чтец.

Батюшка, благословите!

Уделите мне мгновенье!

Вдохновите, окрылите –

Одолели искушенья!

Осветите сумрак ночи

Светом пастырского слова –

Только вам я верю, отче,

Вам, священники Христовы!

Ведущий:

Преподобный Сергий был все так же прост, беден и равнодушен к мирским благам. Голос его был негромкий, лицо спокойное.

Ведущий. В Лавру часто приезжал митрополит Алексий, и, зная чистоту и святость Преподобного Сергия, митрополит Алексий выбрал его своим преемником. Но Преподобный Сергий отказался занять первосвятительский престол.

Ведущий: ( C лайд №15)

Верно, было и такое событие в жизни святого Сергия Радонежского. Преподобный никогда не был политиком, он был учителем духовным, утешителем, миротворцем. Он убеждал князей объединиться и подчиниться воле Москвы. "В любви и единении – наша сила", – говорил Преподобный. Однако время для московского князя Димитрия было опасное. Хан Мамай решил покончить с непокорным Димитрием. И тогда князь Димитрий с другими князьями и воеводами едет за благословением в Лавру.

Выходят ученик в костюме князя, в костюмах воинов.

Князь.

О Русь моя святая!

Иноплеменников теснят тебя толпы

И силятся запять твои стопы...

Но ты идешь, страна моя родная,

Вперед с надеждою на Господа Христа,

Смиренно преклонясь под тяжестью креста.

Первый воин.

Под знаменем Креста святая рать,

Иконы и хоругви над полками.

Нам не впервой Россию очищать

От всякой скверны русскими мечами.

Второй воин.

Мы не ведем с врагами диалог,

Наш монолог – крест на груди

Третий воин.

в деснице

Меч обоюдоострый; с нами Бог,

Мы вновь идем с погаными сразиться.

Четвёртый воин.

Россия, Родина моя!

Люблю тебя в большом и малом.

Ты в каждой грани бытия

Небесным светишься кристаллом!

Все воины.

Россия, Родина моя!

Нет счастья большего для сына,

Чем жизнь свою отдать в боях,

За образ твой, в душе носимый.

Князь

С ханской силой биться

Мощно ополчась,

В Лавру помолиться

Прибыл Дмитрий князь.

Ведущий:

В 1380 году, готовясь к походу против Мамая, святой князь Димитрий Донской посетил обитель Живоначальной Троицы, чтобы получить совет и благословение Преподобного Сергия.

Ведущий. ( C лайд №16)

Преподобный Сергий благословил князя на сражение и сказал:

Вставай, мой князь, бери свое копье,

Вставай, пора, давно уже пора!

Смотри, что стало с Родиною нашей...

Мы в бой идем не ради серебра,

Очистить совесть пред Христовой Чашей!

И наша сила в Божьей правде,

Она сильнее тьмы и зла,

Так будем смело, Бога ради,

Звонить во все колокола.

(Звон колокола.)

Русь поднимать на брань святую,

Да сгинет мерзкая орда!

Чтоб одесную, не ошую,

Встать перед Богом в день Суда.

Князь.

Очистим души от отравы,

И станем добре в грозный час,

И вспомним Крест – Царей державы,

И Сам Небесный Царь за нас!

Ведущий.

Преподобный Сергий, подавая меч князю, еще молвил:

С Богом! Ныне свергнем

Иго с наших плеч.

Мы теперь не слабы,

Не страшась иди –

Пересвет с Ослябей Будут впереди.

Ведущий:

Александр Пересвет и Андрей Ослябя до принятия монашества были воинами. Этих-то иноков-богатырей и послал Преподобный вместе с великим князем на битву.

Выходят ученики в костюмах иноков-богатырей Пересвета и Осляби. Читают стихотворение.

Пересвет:

В век безутешный, средь тлена, распада и смрада

Ради чего на земле этой суетной жить,

Как не для этой вот русского сердца отрады -

В битве за Родину душу свою положить.

Не пожалеем жизни тленной,

Стремясь в нетленную войти,

Битва за родину священна,

Не отсидеться взаперти.

Поле Куликово!

Древние года!

Дмитрия Донского

Рать пришла сюда.

Тучей против нас

Встала рать Мамая...

Начал тут хвалиться

Некто Челубей:

Кто не побоится

Силушки моей?

Ослябя:

Тряхнем, мой друг, седою стариной!

Святая вера нас не подводила!

Сойдемся с новоявленной ордой,

В честном бою померяемся силой

Один в поле не воин!?

Воин! Когда Россия на краю,

И в одиночку можно драться,

Мы будем биться до конца,

Пока не сгинет мрак позорный,

С Руси прекрасного лица!

Молитвой тьму одолевая,

Мы не смиримся с сатаной,

Россия – наша мать родная,

Благословляет нас на бой.

Заполыхала битва

На смерть, не на живот.

Первая жертва боя:

Иночества то цвет –

Схимник Пересвет.

Верный Христа заветам,

Вышел он в битву с тьмой,

Пал он на поле этом,

Как в пашню зерно весной.

Ведущий:

8 сентября 1380 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали на Куликовом поле победу, положив начало освобождению Руси от монголо-татарского ига. Во время битвы русских воинов с Мамаем на Куликовом поле Преподобный Сергий собрал в церкви всю братию и возносил Господу молитву об успехе сражений, поминая при этом по имени каждого из павших.

Чтец.

Господи Боже, помилуй

Душу живую России! –

Мыслью проникнем в глубины

Вещего сердца России.

Будем молить непрестанно

С верой, надеждой и силой –

Ими же веси путями,

Боже, воздвигни Россию!

Ведущий:

Слаба была у русских надежда на свои силы, но пламенна была их молитва к Богу о помощи. И победоносное окончание неравного боя было свидетельством помощи Божией. И язычник Мамай, видя поражение своих полчищ, воскликнул: "Велик Бог христианский!”

Ведущий: ( C лайд № 17).

Преподобный Сергий всегда молился об обители и о своей братии. Однажды, совершая молитвенное правило, он вдруг услышал голос, который звал его. Преподобный открыл оконце своей келий и увидел необыкновенный, чудный свет с неба. "Сергий! Ты молишься Богу о чадах твоих, Господь принял молитву твою”, – раздался таинственный голос. При этом преподобный видел множество прекрасных, невиданных птиц, сидящих в монастыре и около него. "Сколько видишь ты этих птиц, так умножится и число учеников твоих, и после тебя не оскудеют последующие стопам твоим”, – продолжал голос.

Ведущий:

Однажды Преподобный совершил чудо с источником. Когда иноки начали роптать на то, что рядом нет воды, Преподобный, взяв одного из иноков, спустился вниз из обители и, найдя небольшую лужу дождевой воды, встав на колени, молился: "Господи, Господи Боже наш, услыши нас грешных в час сей и яви чудо”. И услышал Господь молитву Своего угодника и явил чудо. Забил, заискрился ручей

Ведущие . ( C лайд №18)

Еще Преподобный Сергий сотворил чудо с ребенком. Один человек принес ему своего умирающего сына, и, пока просил Преподобного Сергия помолиться за него, ребенок умер. Отец впал в отчаяние и ушел, чтобы приготовить гробик. А когда вернулся, то ребенок его оказался жив.

Много чудес совершается и поныне по молитвам Преподобного.

В конце своей жизни Преподобный Сергий удостоился посещения Самой Пресвятой Богородицы.

Ведущий:

За полгода до смерти Преподобный уже знал о ней, собрал всех учеников, отдал распоряжения, а сам начал безмолвствовать.

Покорный высшему небесному веленью,

Он на стезю безмолвия вступил

И подвиг свой великий довершил,

Исполненный глубокого значенья.

Вскоре святой Сергий заболел и умер.

Чтецы. ( C лайд №19)

Призвал Господь избранного раба

В небесные и вечные селенья;

Исполнил он свое предназначенье;

Окончилась великая борьба!

Ведущий: ( C лайд №20)

Во время преставления лицо Преподобного Сергия просияло, и от тела его распространилось необыкновенное благоухание. Через 32 года мощи святого Сергия были открыты совершенно нетленными (целыми), и даже одежда не предалась тлению.

( Звучит тихая мелодия.)

Ведущий: ( C лайд №21)

Подвигами святого Сергия был подвиг смирения, затем подвиг воздержания, подвиг трудолюбия, подвиг нравственной чистоты, справедливости. Но главным деянием Преподобного Сергия были вера и любовь к Господу.

Святая Церковь празднует память Преподобного Сергия 5/18 июля и 25 сентября/8 октября.

(Звон колоколов).

Днем 7 октября, в канун празднования преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (†1392), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Свято-Троицкую Сергиеву лавру.

У Святых врат монастыря Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали наместник и насельники обители.

В древнем Троицком соборе, у раки с честными мощами преподобного Сергия, Святейший Патриарх Кирилл возглавил малую вечерню с чтением акафиста.

Вечером того же дня Святейший Патриарх Руси Кирилл в сослужении митрополитов Днепропетровского и Павлоградского Иринея, Оренбургского и Бузулукского Валентина; архиепископов Витебского и Оршанского Димитрия, Самарского и Сызранского Сергия, Истринского Арсения, Сергиево-Посадского Феогноста, наместника Троице-Сергиевой лавры; Нижегородского и Арзамасского Георгия, Солнечногорского Сергия, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии совершил всенощное бдение в Троицком храме Свято-Троицкой Сергиевой лавры, у мощей великого подвижника Древней Руси.

По окончании всенощного бдения Предстоятель Русской Православной Церкви в сопровождении иерархов и священнослужителей прошел по территории лавры к церкви Сошествия Святого Духа, за алтарем которой 18 сентября был погребен заслуженный профессор Московской духовной академии, старший регент Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Матфей (Мормыль). Святейший Патриарх Кирилл совершил заупокойную литию на могиле отца Матфея.

8 октября, в праздник преставления преподобного Сергия Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Его Святейшеству сослужили: митрополиты Днепропетровский и Павлоградский Ириней, Оренбургский и Бузулукский Валентин, Чебоксарский и Чувашский Варнава, Астанайский и Алма-Атинский Мефодий, Калужский и Боровский Климент, Воронежский и Борисоглебский Сергий, Черновицкий и Буковинский Онуфрий; архиепископы Керченский Анатолий, Самарский и Сызранский Сергий, Витебский и Оршанский Димитрий, Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан, Ярославский и Ростовский Кирилл, Нижегородский и Арзамасский Георгий, Сергиево-Посадский Феогност; епископы Зворничко-Тузланский Василий (Сербская Православная Церковь), Балтийский Серафим, Южно-Сахалинский и Курильский Даниил, Алатырский Савватий, Бронницкий Игнатий, Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх, Смоленский и Вяземский Феофилакт, Моравичский Антоний, представитель Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси; Солнечногорский Сергий, Подольский Тихон.

На богослужении присутствовали глава Сергиево-Посадского района В.Н. Коротков и глава Одинцовского района А.Г. Гладышев.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил хиротонию насельника Троице-Сергиевой лавры иеродиакона Амвросия (Федуновича) во иеромонаха.

После чтения Евангелия Предстоятель обратился к молящимся с проповедью.

По окончании Литургии состоялся традиционный крестный ход на площадь перед Успенским собором, где был совершен молебен преподобному Сергию. Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к участникам торжеств с балкона Патриарших покоев с Первосвятительским словом, посвященным Преподобному:

«Преподобный Сергий, великий муж земли Русской, соединивший ревностное служение Богу со служением Отечеству, со служением ближним своим, явил в жизни образец христианской святости. Он доказал и зримым образом явил, как могут различные дарования и различные служения обретать свою полноту в святости, в том, к чему предназначен каждый человек. И потому с благодарением вспоминают имя святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия все - и те, кто знает историю, кто знает его исторический вклад в жизнь страны, и те, кто не знает, что совершил он во благо Отечества. Но все преклоняются с благоговением, потому что деяния великие и прекрасные, которые совершал Преподобный, он соединял с глубокой верой, с тем, что преобразует жизнь человеческую по закону Божию.

Дай Бог, чтобы пример святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия был ярким для каждого из нас - привлекательным, значимым, чтобы и мы в своей жизни то, что должны делать, соединяли всегда с крепкой верой и со следованием воле Божией. Тогда преобразуется жизнь наша - и личная, и семейная, и общественная, и жизнь государства, потому что Бог тогда в полной мере в ответ на нашу веру приклонит к нашей главе Свою десницу.

Преподобный и богоносный отче Сергие! Моли Бога об Отечестве нашем, о Церкви нашей, о народе нашем и о всех, кто с верой обращается к тебе и прославляет твою святую память. Аминь».

Преподобный Сергий Радонежский родился в селе Варницы (под Ростовом Великим) в 1314 году от знатных и благочестивых родителей - бояр Кирилла и Марии. Еще во чреве матери будущий подвижник трижды возгласил в храме во время литургии, славя Святую Троицу. С первых дней жизни младенец явился строгим постником: по средам и пятницам не пил материнского молока: мяса он не ел всю жизнь. При крещении он был наречен Варфоломеем.

Когда ему исполнилось 7 лет, родители отдали мальчика учиться грамоте, но она не давалась ему, пока однажды в лесу он не увидел инока и не попросил его помолиться об успехе его учения. Старец помолился и благословил отрока. С тех пор он стал успевать в науках. При этом мальчик был равнодушен к удовольствиям юности, любил читать священные книги и стремился ко всему доброму.

Когда родители Варфоломея переселились в Радонеж, а старшие братья женились, он захотел идти в монахи. Но родители, видя молодость сына, удерживали его. После кончины родителей Варфоломей стал искать удобное место для пустынных подвигов. Вместе с овдовевшим старшим братом Стефаном он поселился в глухом лесу, выкопал здесь пещеру, построил келью и маленькую деревянную церковь во имя Святой Троицы. Стефан вскоре ушел в один из московских монастырей, а Варфоломей, будучи 24 лет от роду, принял постриг с именем Сергий и, живя в лесу, посвятил себя трудам, борьбе со злыми помыслами, посту и молитве. Число иноков стало быстро увеличиваться, и таким образом основалась обитель.

В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного во иеромонахи и возвел в сан игумена. Обитель разрасталась и становилась богатым монастырем. Константинопольский Патриарх Филофей обратил на нее внимание и прислал со своим посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял прп. Сергия за его подвижничество и дал совет ввести строгое общинножитие. Преподобный последовал этому совету и с благословения митрополита Алексия ввел общинножительный устав.

Еще при жизни преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Слава о чудесах, совершенных преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

Благодаря Прп. Сергию русские князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство Димитрия Донского. Старец воодушевил кн. Димитрия, предсказал ему победу и дал в помощь как свое благословение монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму.

За ангельскую жизнь преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. После молитвы ему явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.

Кроме Троице-Сергиева монастыря Преподобный основал еще несколько обителей. Его ученики учредили до 40 монастырей в Северной Руси.

Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17/30 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 8 октября (25 сентября по ст. стилю) 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»

Спустя 30 лет по Преставлении преподобного Сергия, незадолго перед началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы в Троице-Сергиевом монастыре, преподобный Сергий явился одному благочестивому мужчине, жившему близ обители, и повелел возвестить игумену Никону и братии: “Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?”

5 июля 1422 года преподобный Никон, приступая к созданию каменного храма, при копании рвов обрел и изнес из земли мощи духовного отца своего. При открытии гроба разлилось благоухание необыкновенное. И не только тело чудотворца оказалось нетленным, но и одежды его были невредимы, хотя с обеих сторон гроба стояла вода.

Мощи на время поставлены были в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). Каменный храм, как место покоя преподобного Сергия, созидался и украшался с благоговейной любовью и с усердными молитвами. Над украшением святилища потрудились преподобные иконописцы Даниил и Андрей Рублев. При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора святые мощи были перенесены туда. Здесь они покоятся и по сей день.

В 1452 году Сергий Радонежский был причислен к лику святых.

Церковь отмечает память его в день кончины 25 сентября (8 октября), а также 5 (18) июля, в день обретения мощей.