Классный час на тему умение любить. Классный час «Зачем нужно учиться? Любовь зла – полюбишь и козла

Учись учиться

Цели и задачи:

    обратить внимание детей на то, что учёба - это труд;

    развивать уважение к любому труду;

    вырабатывать алгоритм успешной учёбы;

    развивать стремление у детей к самосовершенствованию, саморазвитию.

Оборудование:

  • Видео-караоке от music-fantasy.ru песен «Наша школьная страна» Ю. Чич кова, М. Пляковского; «Я хочу узнать» Ю. Чичкова, М. Пляковского; Если б не было школ... Слова Юрия Энтина, музыка Владимира Шаинского.
    Песня из фильма «Утро без отметок».

  • листы для выполнения теста;

Ход классного часа

    Видео-караоке от music-fantasy.ru на школьную песню к 1 сентября. Звучит песня « Не крутите пёстрый глобус ».

Не крутите пёстрый глобус -
Не найдёте вы на нём
Той страны, страны особой,
О которой мы поём.
Наша старая планета
Вся изучена давно,
Но страна большая эта -
Словно белое пятно.

Пусть в эту страну
Не идут, не идут поезда,
Нас мамы впервые
Приводят за ручку сюда.


Страна эта в сердце всегда!

В новый класс, как в новый город,
Мы приходим каждый год -
Племя юных фантазёров,
Непоседливый народ.
Значит, вновь лететь и плыть нам
По бескрайней той стране,
К неожиданным открытьям,
К выпускной своей весне.

Пусть в эту страну
Не идут, не идут поезда,
Нас мамы впервые
Приводят за ручку сюда.
В стране этой звонкой, весёлой
Встречают нас, как новосёлов.
Страна эта в сердце всегда!

Здесь нам слышится порою
В тихом шелесте страниц
Шум далёких новостроек,
Голоса цветов и птиц.
Ветер странствий крутит глобус,
Машет нам своим крылом
В той стране, стране особой,
О которой мы поём.

Пусть в эту страну
Не идут, не идут поезда,
Нас мамы впервые
Приводят за ручку сюда.
В стране этой звонкой, весёлой
Встречают нас, как новосёлов.
Страна эта в сердце всегда!

Учитель: Вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить на классном часе?

Дорогие ребята! Сегодня вся наша страна отмечает День Знаний. Сегодня у нас радостный праздник - первый школьный день после каникул. Мы собрались всем классом на этот замечательный праздник – День знаний. Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года. Пусть у нас в классе будет светло от желания множить свои знания и умения, тепло от доброго отношения друг к другу.

Скажите, зачем нам нужны знания, если их порой так нелегко получать?
А где можно получать знания после школы?

Знания, полученные в школе, помогут вам выбрать профессию, стать уважаемыми людьми, принести пользу нашей стране.
Все известные, великие люди получили прекрасное образование, обучаясь в институтах, университетах или даже в академиях.

Обсуждение притчи «Всё в твоих руках»

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Всё в твоих руках.

Вопрос учителя: Что значит для вас смысл высказывания Мастера «Всё в твоих руках». (Обсуждение высказывания Мастера).

Учитель: Ребята, а что значит учиться?

    Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Правильно г оворят многие из вас, что учёба - это прежде всего труд. Ученикам необходимо умение слушать и запоминать, делать, всё точно и аккуратно, интересоваться окружающим, надо иметь привычку планировать своё время, чтобы всё успевать.

Но наверняка часто так бывает, что, получив очередную двойку или тройку, вы решаете, что вот сейчас приду домой и «возьмусь за ум», начну всё учить, читать дополнительную литературу. Но приходите из школы - хочется полежать, посмотреть телевизор, а там друг или подруга позвонили, нужно идти гулять. Приходите вечером, опять усталые, нужно поужинать, опять отдохнуть, а тут интересная передача да ещё компьютерная игра. И остаётся на домашнюю работу совсем немного времени, ну прямо-таки чуть-чуть, а нужно сделать и математику, и русский язык, выучить стихотворение, прочитать параграф по окружающему миру и ответить на вопросы. А глаза уже слипаются, сил нет. И утром опять идёт такой ученик в школу без желания: уроки сделаны кое-как, а значит, будет соответствующий результат. Что же делать?

    Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Послушайте, как справился с похожей ситуацией один ученик.

Я с утра учу таблицу.

Я замучился совсем:

Дважды девять - 18,

Трижды девять - 27.

Не смотрю я передачи,

Даже мультики - ни-ни!

Всё учу её, таблицу,

Даже в выходные дни!

Не гонял я мяч с друзьями,

Телевизор не смотрел.

Но зато - ура! - таблицу

Я, ребята, одолел.

(Из материалов к урокам Л. С. Серебренниковой)

Как мальчик справился со своей проблемой?

    Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Почему же один ученик может «взять себя в руки» и выполнить то, что он задумал, а другой предпочтёт развлечения делу?

    Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Действительно, одно из составляющих любой успешности - умение отказать себе в удовольствиях. А для этого нужно волевое усилие или сила воли. Что такое воля? Это умение человека регулировать своё поведение, управлять им. Как только перед человеком встаёт выбор - полежать или выполнить какую-либо работу, срабатывает механизм волевой регуляции. Один идёт к цели, преодолевая себя, а другой тормозит на этом пути. Каждое преодоление препятствия укрепляет волю, человек становится сильнее. А идущий на поводу своих желаний человек, забыв про чувство долга, как правило, стоит на месте. Про таких говорят «он плывёт по течению», он «овощ».

Но ведь всё, что мы делаем сейчас, все наши поступки «делают» наше будущее.

Расскажите, каким вы видите себя в будущем, через 20- 25 лет.

    Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Совершенно точно, что все хотят быть успешными людьми - иметь любимую работу и хорошую зарплату. Но почему для одних это так и остаётся мечтами, а другие действительно добиваются того, чего хотят и даже больше?

    Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Сейчас мы проведем путешествие по некоторым континентам Планеты знаний, названия которых зашифрованы в загадках. Давайте их разгадаем.

Загадки о школьных предметах:

1. Нужная наука, для ума гимнастика,

Нас научит думать….(математика)

2. Грамотным будет любой ученик,

Если он знает …(русский язык)

3. Хочешь ездить по разным странам,

Нужно знать язык …(иностранный)

4. Книжки полюбим, повысим культуру

Мы на уроках …(литературы)

5. Укрепит мускулатуру всем детишкам…(физкультура)

6. Чтоб найти таланты у детей вокальные,

Им нужны уроки …(музыкальные)

7. Картины, краски, высокие чувства –

Этому учит … (изобразительное искусство)

8. Мастерить, работать с увлечением –

Для этого нужно … (трудовое обучение – технология)

9. Далекое прошлое, древние территории –

Это изучает наука … (история)

10. Знать и любить природу научит …(природоведение)

«Талант - это труд и ещё раз труд». Некоторые из вас, наверное, думают: «Да вот, я ещё маленький, вот в классе 10...» На самом деле начинать надо сейчас. Знания, которые даёт начальная школа, создают фундамент интеллекта. Представьте, тот, кто учит уроки регулярно и старательно, создаёт прочный фундамент, такой, который выдержит любое потрясение. В любом классе и в институте он сможет воспользоваться этими знаниями. Ведь даже самые трудные теоремы по математике опираются на те знания, которые вы получаете сейчас.

А тот, кто не старается, делает уроки кое-как, не сможет создать прочного фундамента. Его дом знаний в любой момент может дать трещину, а то и совсем рухнуть.

Вспомните и расскажите, бывали ли у вас такие моменты, когда вы преодолевали свои желания погулять, поиграть в компьютер, чтобы выполнить домашние задания.

    Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Волю, как и любое качество характера, можно развивать. Как вы думаете, какие качества присущи волевому человеку?

    Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Правильно, это и настойчивость, и решительность, и самостоятельность, и инициативность, и целеустремлённость.

А сейчас вспомните и назовите героев литературных произведений, которые обладают этими качествами.

    Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: А теперь я предлагаю вам заполнить тест и определить, насколько у вас развита воля. Постарайтесь честно ответить самому себе на следующие вопросы.

    Ученики отвечают на вопросы теста, записывая ответы на листках «да» или «нет».

Учитель: Будьте внимательны.

    Способен ли ты, если надо, рано утром встать с постели, как бы рано это ни было?

    Каждое утро ли ты делаешь зарядку?

    Стремишься ли ты соблюдать режим дня?

    Как бы тебе ни мешали, можешь ли ты на уроках не отвлекаться и делать то, что требуется?

    Осуждаешь ли ты, хотя бы про себя, тех, кто опаздывает или пропускает уроки, мешает на них другим?

    Всегда ли ты выполняешь домашние задания, пусть даже не самостоятельно?

    Читаешь ли ты дополнительную рекомендованную литературу?

    Выполняешь ли ты поручение, которое тебе не совсем приятно?

    В конфликтной ситуации, находясь на грани того, чтобы с кем-то поссориться, можешь ли ты этого не делать?

    Всегда ли ты выполняешь домашние задания без напоминания?

    Есть ли такие дни и часы, в которые ты любишь заниматься одним и тем же делом?

    Если ты начал что-то делать, но потом понял, что это неинтересно, доведёшь ли начатое до конца?

    Можешь ли отказаться от самой интересной телепередачи или кинофильма, если у тебя срочное и важное дело?

    Всегда ли ты выполняешь свои обещания?

    Задумываешься ли ты о своём поведении, поступках, делаешь ли ты из этого выводы?

1

Интерпретация теста. За каждый ответ «да» - поставить себе 2 балла, за ответ «нет» - 0. Подсчитайте свои баллы. Их сумма будет свидетельствовать о том, насколько развита у вас воля.

Если набралось от 22 до 33 баллов - вас можно поздравить - с силой воли всё в порядке. На вас можно положиться, вы не подведёте. Но иногда ваша твёрдая позиция неприятна окружающим. Научитесь считаться с ними.

Если набралось от 13 до 21 балла, сила воли развита средне. Если вам поручают что-то, вы выполняете, а по своей инициативе лишние обязанности на себя не берёте. Вы не всегда тверды и упорны в достижении цели. И чётких целей пока нет.

Если набралось 12 и менее баллов, то с силой воли у вас неблагополучно. К своим обязанностям вы относитесь «спустя рукава», делаете лишь то, что легче и интереснее.

У вас наверняка много неприятностей и дома и в школе. Постарайтесь посмотреть на себя как бы со стороны, проанализируйте своё поведение, поступки, постарайтесь хоть что-то изменить. Вы скоро убедитесь, что это вовсе не трудно, и станете более волевым человеком.

(По книге Е.И. Рогова «Эмоции и воля»)

Учитель: А какие бы ещё советы вы бы дали тем, кто хочет укрепить волю?

    Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Любые свои способности можно развивать. Конечно, большой друг нам в этом - спорт. Постарайтесь выработать для себя режим дня и неукоснительно его соблюдайте. Чаще анализируйте свои поступки, смотрите на себя как бы со стороны. Задумайтесь о том, каким вас видят близкие люди, друзья. Подумайте о том, что вам пригодится в будущем, какие качества вам необходимы.

Помните!

Добивается успеха не тот, кто считает, что он сделал лучше из того, что мог, а тот, кто каждой мыслью и каждым действием стремится к чему-то большему.

Делайте больше, чем можете: «Если вы устали, пройдите ещё одну милю», - говорят американцы. Это касается всех сфер жизни.

Успех приходит к тем, кто не концентрируется на неудачах, а идёт дальше. Когда вы концентрируетесь на неудачах, вы притягиваете их к себе. Когда вы концентрируетесь на успехах, вы притягиваете успех.

Человек способен достигнуть всего, во что он может поверить. Это ключ к той силе разума, которая обращает идеи в реальность. Главное - верить в себя, в собственные силы.

А главное - действовать, идти вперёд, выбирать главное для себя и сосредоточиться на этом.

Слушание и обсуждение песни

Послушайте шуточную песню и подготовьте ответ на вопрос: «Есть ли в этой шутке доля правды?»

Если б не было школ

Если б не было школ,

До чего человек бы дошёл!

До того б человек докатился:

До того б человек докатился:

В дикаря бы опять превратился.


Если б не было

Если б не было

Если б не было школ!

Если б не было

Если б не было

Если б не было школ!

Если б не было школ,


До чего человек бы дошёл:

Ел руками бы мясо сырое

И на первое, и на второе!

Ел руками бы мясо сырое

И на первое, и на второе!

Если б не было

Если б не было

Если б не было школ!

Если б не было

Если б не было

Если б не было школ!

Если б не было школ,

До чего человек бы дошёл:

Он явился бы в гости... с дубиной!

Весь лохматый и в шкуре звериной,

Он явился бы в гости... с дубиной!!

Учитель: Ну, вот и закончилось наше путешествие по некоторым континентам Планеты знаний. А чтобы глубоко исследовать каждый континент, у нас впереди целый учебный год! В завершение нашего разговора, я раздам вам карточки с удивительными рожицами (рисунок 1). Ваша задача: определить, какая из них отражает ваше отношение к учебе.

Рисунок 1

Эти карточки я сохраню, мы будем на них отмечать, как изменяется ваше отношение к учению с каждым годом.

Заключение

Что такое ЗНАНИЕ?

Для чего нужны знания?

Кем бы вы хотели стать в будущем? Как этого добиться?

Напишите пожелание друг другу на сердечках и обменяйтесь. Успехов!

ЛИТЕРАТУРА

Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы сост. М.А. Козлова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2012.

Соловейчик С. Час ученичества. М.: Детская литература, 1986

Е.И. Рогов «Эмоции и воля»

Классный час

«Умею ли я любить?»

Цель классного часа: формирование нравственной культуры старшеклассников, понимания значения такой нравственной категории, как любовь в жизни человека, ее многоликости.

Задачи.

    Воспитывать уважительное отношение к себе и людям, которые тебя окружают.

    Развивать критичность мышления, делать выводы, высказывать свое мнение.

    Формировать умения переводить обсуждение темы на реальный собственный опыт.

Форма проведения: беседа с элементами дискуссии.

Оборудование: проектор, экран, карточки с цветными сердечками, карточки с качествами личности, карточки в виде ромашек.

Ход классного часа.

Организационный момент. Приветствие детей.

Вводное слово учителя. В начале нашего классного часа я хочу предложить вам послушать одну из известных песен Владимира Высоцкого.

(Звучит «Баллада о любви» В.Высоцкого)

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (Ответы учащихся)

И как вы поняли, речь сегодня пойдет о любви, о чувстве, которое заражает человека энергией, вдохновляет его на подвиги и помогает жить.

Формирование групп. Психологи считают, настроение человека можно отразить цветом. Например, красный выражает восторг, зеленый – спокойствие и т.д. На столе лежат сердечки разных цветов. Я предлагаю вам выбрать сердечко того цвета, который соответствует в данный момент вашему настроению.

    Красный (восторг)

    Оранжевый (радость, тепло)

    Желтый (светлое, приятное)

    Зеленый (спокойствие)

    Синий (грустное, неудовлетворенное)

    Фиолетовый (тревожное, напряженное)

    Черный (упадок, уныние)

(Учащиеся выбирают сердечки, рассаживаются по группам в соответствии с цветом).

Объявление темы классного часа. Итак, япредлагаю вам сегодня поговорить о любви. И не просто поговорить, а ответить на вопрос: «Умею ли я любить?» Так звучит тема классного часа. Поднимите, пожалуйста, руки, кто положительно ответил для себя на этот вопрос. Так давайте попробуем сегодня разобраться, что значит уметь любить.

Вопрос. А что такое любовь? Как вы понимаете это слово?

Работа в группах. Сформулировать определение слова «любовь». Аргументировать свой ответ.

Учитель . А вот как трактует это понятие философский словарь:

Любовь – интимное и глубокое чувство человека, направленное на другую личность, человеческое сообщество, идею.

Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.

Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

Постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-либо.

Учитель. Любовь многолика. Кого или что можно любить?

(Ответы учащихся: любовь между мужчиной и женщиной, любовь к Богу, любовь к матери, близким, любовь к Родине, любовь к природе, любовь к животным, любовь к искусству и др.).

Один из учеников фиксирует ответы остальных, записывает на табличках и вывешивает на доске.

Работа в группах. Расположите, пожалуйста, эти понятия по степени важности для вас. Аргументируйте.

Учитель. Д. Лихачёв так говорил: «Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе его нет, значит, когда ты станешь взрослым, не будет у тебя ни любви к другу, ни любви к Родине. Все будет для тебя безразлично, кроме собственного покоя и удобства».

Совсем скоро в нашей школе пройдет традиционный 10-й юбилейный фестиваль искусств. Готовясь к нему, девочки наткнулись на одно стихотворение, которое очень подходит к теме нашего классного часа. Я прошу девочек прочитать сейчас это стихотворение. Думаю, что оно никого не оставит равнодушными.

Звучит стихотворение о маме.

Учитель. Я не буду вас спрашивать, любите ли вы свою маму. Я уверена, что все вы ответите «да» на этот вопрос. Мама – самый близкий и родной человек. Всегда хочется сделать для нее что-то хорошее, доброе. Но в повседневной суете это удается не очень часто. Я задам вам несколько вопросов. И хотелось бы, чтобы каждый из вас честно на них ответил. Вслух ничего говорить не надо.

Вы часто ссоритесь с мамой?

Вы всегда делаете то, что она просит?

Вы встречаете маму, когда она приходит с работы уставшая?

Вы находите с мамой общие темы для разговора?

Когда последний раз вы обнимали маму и говорили, что любите ее?

Я надеюсь, что ответы на эти вопросы заставили вас задуматься и может быть даже пересмотреть свое отношение к маме: быть более внимательными, заботливыми, стараться меньше огорчать родных и не стесняться проявлять свою любовь к самым близким людям.

У каждого человека есть мать – женщина, которая подарила нам жизнь. Но есть выражение Родина-мать . Должен ли человек любить свою Родину? (Ответы учащихся). Можно говорить о большой Родине, о стране, в которой мы живем. А можно говорить о малой родине. Что мы называем малой родиной? (Ответы учащихся). Относится ли школа, в которой вы учитесь к понятию малой родины? (Ответы учащихся). Следовательно, любить свою родину – это значит любить свою школу.

Работа в группах. Продолжить фразу «Мы любим свою школу, поэтому мы …» тветы зачитываются вслух и обсуждаются.

Учитель. Но, все-таки давайте поговорим о той любви, о которой слагают трактаты и поэмы, пишут романы и стихи, снимают фильмы и сочиняют музыку. Какая она – идеальная любовь, о которой мечтают все? Я попросила девочек провести небольшое исследование на тему «Лучшие фильмы о любви». Давайте познакомимся с результатами этого исследования.

Учащаяся, проводившая опрос среди учеников и родителей, рассказывает о результатах опроса.

В народе существует много пословиц, поговорок и высказываний о любви. Мне хотелось бы знать ваше мнение о некоторых из них.

Бьет - значит любит.

Любовь зла – полюбишь и козла.

С милым рай и в шалаше.

Учащиеся высказывают свое согласие или несогласие с данными высказываниями.

В нашей стране в последние годы стало очень модно отмечать День святого Валентина. Это праздник пришел к нам из-за границы. В этот день все дарят друг другу «валентинки» в форме сердечек. Как вы считаете, является ли то, что вам подарили валентинку свидетельством того, что человек вас любит? (Ответы учащихся)

А ведь у нас есть свои традиции. 8 июля отмечается Всероссийский праздник – День семьи, любви и верности. Сравнивая даже названия этих праздников (День всех влюбленных и День семьи, любви и верности) можно выделить основные ценности, нравственные приоритеты, которые ставятся во главу угла.

День семьи, любви и верности появился благодаря муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в XIII веке. Эту семейную пару православные христиане почитают за покровителей семьи и брака.

Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Их мощи хранятся в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

Символом этого праздника является ромашка. И я вам предлагаю сейчас создать свою ромашку. У вас на столах лежат карточки с перечисленными на них положительными качествами людей. Вы должны выделить 5 качеств, которые более значимы и ценны для вас, которым вы отдаете предпочтение перед другими и что самое главное вы хотели бы видеть в своей половинке.

Работа в группах. Из перечисленных качеств отобрать наиболее значимые и выписать их на лепестках ромашек. Аргументировать свой выбор. Ромашки прикрепить на доске. По желанию учащиеся могут выполнять это задание индивидуально.

Учитель. А теперь ещё раз вспомните получившиеся списки и признайтесь, хотя бы перед самим собой, обладаете ли вы сами теми качествами, которых ждёте от других? То есть, по сути, способны ли вы любить по-настоящему? Если мы только ждём от любви привилегий и удовольствий для себя, то такая любовь не будет иметь успеха, и обречена на гибель.

Многие считают, что главное в любви – умение отдавать, забота не о себе, а о любимом, способность к самопожертвованию. Что же можно отдать любимому человеку, чем пожертвовать? (Учащиеся размышляют над поставленным вопросом).

Подведение итогов. Рефлексия. Так вернемся к теме сегодняшнего классного часа «Умею ли я любить?» Я надеюсь, что наш разговор поможет вам разобраться с этим непростым вопросом. Может быть, даже пересмотреть какие-то моменты в отношениях с другими людьми, задуматься над своим поведением, своими поступками. В начале классного часа вы выбирали цветные сердечки в соответствии со своим настроением. Скажите, у кого после нашего разговора настроение изменилось и если бы вам предложили сейчас выбрать цвет, то выбор был бы другим? Почему? С чем это связано? (Ответы учащихся)

Приложение 1.

Стихотворение о маме

В не раз уже заштопанном халате

Из яркого цветного волокна

В больничной переполненной палате

Стоит старушка, плачет у окна.

Ее уже никто не утешает

Все знают о причине этих слез.

Соседок по палате навещают,

А ей, лишь раз, сынок халат привез.

Про тапочки забыл, сказал смущенно:

Я завтра привезу… Потерпишь, мать?

Конечно, потерплю. Я ж не перинке

И в шерстяных носках могу лежать.

Куда мне тут ходить? Простора мало.

Покушать санитарки принесут.

Меня болезнь настолько измотала,

Что мне б лишь полежать, да отдохнуть.

Вздохнул сынок, отвел глаза в сторонку:

Тут… Понимаешь… Дело есть к тебе…

Всё это очень путано и тонко…

Но ты не думай плохо обо мне!

Квартира у тебя стоит пустая,

И мы с женой подумали о том,

Что ты то там, то тут… Одна… Больная…

Поправишься – к себе тебя возьмем!

И внуки будут рады, ты же знаешь!

Они души в тебе не чают, мать!

Всё! Решено! Ты к нам переезжаешь!

Твою квартиру будем продавать!

Достал бумаги, молвил без сомненья:

Я всё продумал, мне доверься, мам…

Как только мы увидим улучшенья,

Отсюда сразу жить поедешь к нам.

Что скажешь тут? Он сын ей, кровь родная…

А внуки – ради них и стоит жить!

И подписала, не подозревая,

Как всё на самом деле обстоит.

Проходят дни, проходят и недели…

Сынка всё нет. И вряд ли он придет.

Старушку утешали и жалели…

Но кто же и чего тут не поймет?

А с каждым днем старушка всё слабеет

И по ночам всё чаще снится сон,

Как кашку по утрам сыночку греет,

Но плачет и не хочет кушать он.

И первые шаги сынка-малышки,

И слово, что сказал он в первый раз,

И первые царапины и шишки,

И детский сад, и школа – первый класс.

Врачи молчат, стараясь что есть силы.

Хоть как-то ей страданья облегчить.

А родственники строго запретили

Старушке про диагноз сообщить.

Она не знает, что больница эта –

Не городской простой стационар,

Что шансов на поправку больше нету…

Но, для нее незнанье – не кошмар.

Табличка «Хоспис» на стене у входа

Ей ни о чём плохом не говорит.

На странные слова давно уж мода

И нужно ли кого за то винить?

Она не знает, что сынок исправно

Звонит врачам, в неделю раза два:

Вы ж говорили – умирает… Странно…

Что до сих пор она еще жива…

Она жива. Она всё ждет и верит,

Что сын придет, обнимет, объяснит,

Откроются сейчас палаты двери,

Она же всё поймет и всё простит.

С последних сил встает она с кровати.

Держась за стенку, подойдет к окну.

Насколько ей еще терпенья хватит

Так верить безразличному сынку?

Она готова до конца стараться.

И сил, что нет, она должна найти.

Вдруг он придет? Она должна дождаться!

Придет… Ну как он может не придти?

Стоит и плачет… Ждет от сына вести…

На небо лишь посмотрит невзначай

И теребит рукой нательный крестик –

Мол, подожди, Господь, не забирай.

Классный час на тему: «Познай самого себя».

Цели : познакомить детей с некоторыми приёмами самопознания, дать детям представление о том, как находить в себе главные черты, определять свои личные особенности; развивать у детей умение правильно оценивать себя и других; способствовать формированию веры в свои силы, в возможность стать лучше; побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию.

Оборудование . У каждого ученика – альбомные листы, тетрадные листы.

План классного часа.

  1. Вступительное слово.
  2. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»
  3. Определение знаний детей о себе:

Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

Создание автопортретов;

Игра в группах «Кто я? Какой я?»

4. Мини – лекция «Что такое самооценка?»

5. Тест «Самооценка».

6. Подведение итогов.

Ход классного часа .

  1. Вступительное слово.

Слова «Познай самого себя» принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди?Этот процесс называется самопознанием.

  1. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»

Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?

Что лучше: переоценить или недооценить себя?

Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоанализ», «самоиспытание».

Как вы думаете, знаете ли вы себя?

Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он может развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы: самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание, самооценка.

Сегодня мы будем учиться самопознанию. Будем проводить самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание и самооценку.

  1. Определение знаний детей о себе.

Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

Включается тихая музыка. Дети, разделившиеся на группы, обсуждают ответы.

Это яркий, талантливый, незаурядный человек.

Отличается от других людей.

Это необычный, странный человек, чудак.

Это любой человек, даже самый обыкновенный. Он отличается от других людей даже отпечатками своих пальцев.

Создание автопортретов.

Каждый человек в мире уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам нарисовать свой портрет на альбомном листе.

У вас получились уникальные автопортреты. А теперь мы подпишем автопортреты. Для этого поиграем в игру «Кто я?», «Какой я?»

Игра в группах «Кто я?». «Какой я?»

Напишите слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопрос «Кто я?», «Какой я?» Это может быть суждение о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете.

Включается тихая музыка. Дети работают 3-5 минут. Затем в группах рассказывают о себе.

  1. Мини – лекция «Что такое самооценка?

Знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка – это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной. Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят её до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять своё достоинство и жить в ладу со всеми и с самим с собой.

  1. Тест «Самооценка».

Мы сегодня учимся оценивать самих себя. Пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка. У каждого на парте лежит листок бумаги. Нарисуйте на нём 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину. Быстро напишите букву «я»в

любом кружочке. А теперь вы можете узнать какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка. Те, кто поставил букву «я» посередине, имеют правильную самооценку.

Результат, который вы получили необязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет ваша жизнь.

  1. Подведение итогов .

Подведём итоги нашего классного часа:

Была ли интересна тема познания себя?

Что вы узнали о различных вариантах самооценки?

Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?

Что нового вы узнали о себе?

Думаете ли вы продолжить наблюдение за собой?

Понравился ли вам классный час?

Вывод: узнали о том, что пока у некоторых не такая самооценка, как вам хочется. Нужно оценивать себя правильно, чтобы люди тебя уважали, чтобы быть уверенным в себе. Необходимо изучать себя, чтобы верно оценивать свои силы.

Классный час «Зачем нужно учиться?» -6 класс. Морозова С.А

Подготовительная работа.
-анкетирование детей, выяснить какой предмет больше нравится. Необходимо для разбивки на группы по любимым предметам.
-пригласить родителей и учителей
-подготовить выставку работ учащихся по предметам
-подготовка учащихся вместе с учителями физики и химии интересных опытов.
Цель:
способствовать осознанию ответственного отношения к учёбе – главному труду школьников.

Задачи:Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

Формировать личностную мотивацию учебной деятельности;

(Беседу можно начать с видео клипа «Зачем мы ходим в школу?»)

Классный руководитель: я вам прочитаю пословицы, а вы выберите из них ту, которая по вашему мнению больше всех подходит для темы нашего классного часа

Грамоте учиться – в жизни пригодится!»

«За учёного двух неученых дают!»

«Науки и знания – наше призвание!»

«Кто любит науки, тот не знает скуки!»

«Учись, учись и больше не ленись!»

2.Ученики выбирают название классного часа.

Классный руководитель: итак большинство выбрали пословицу«Грамоте учиться – в жизни пригодится!», а значит тема классного часа: «Грамоте учиться – в жизни пригодится!» Тема очень важная для каждого из вас и вообще для человека.

Актуализация темы . Одним из продолжительных этапов в жизни человека является учёба. И я думаю, что вы согласитесь со мной, что это один из важнейших этапов.

Известный писатель Жюль Верн в своей книге « Пятнадцатилетний капитан» написал: «Кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается в поте лица…тот предназначен для больших дел, ибо в нужный день и час у него найдется воля и сила для совершения их».

Ленивые люди всегда ищут и находят для себя оправдание. Часто они отговариваются тем, что у них не хватает времени. Но на его недостаточность часто жалуются те, кто впустую растрачивает время. А ещё ленивые люди утверждают: «Не стоит заниматься работой, когда не расположен к ней». Те, кто прибегает к этому аргументу, ждут, когда к ним придет вдохновение. Глубокое заблуждение! Чтобы втянуться в работу, нужно вначале приложить определенные волевые усилия, а потом придет и настроение. Но этих волевых усилий и боится малодушный ленивец. А ведь успех приходит лишь к трудолюбивым людям. Не зря в народе говорят: «Терпение и труд все перетрут».

А какие пословицы об учении вы знаете?

    Ученье и труд рядом живут.

    Знание и мудрость украшают человека.

    Ученье свет, неученье – тьма.

    Не стыдно не знать – стыдно не учиться.

    Ученья корень горек, да плод сладок.

    Ученье лучше богатства.

    Рукой победишь одного, головой – тысячи.

    Учение и труд всё перетрут.

    Учиться никогда не поздно.

    Тяжело в учение, легко в бою.

    Азбука к мудрости ступенька.

    Учёный водит, неучёный следом ходит.

    Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

    Красна птица опереньем, а человек – ученьем.

    Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

    Грамоте учиться вперёд пригодится.

Человек учится прежде всего потому, что его мучит любознательность, инстинктивная тяга к знанию. Это – внутренние побудительные причины. От природы они есть у всех, но в иных людях они развиваются, в других – заглушаются обстоятельствами. Человек может учиться и потому, что его принуждает к учению житейское здравомыслие: не выучившись, он не сможет занять в жизни то положение, которое хотел бы занять.

Все это создает внешние побудительные причины. Они также сильны, как и внутренние. Когда внешние побуждения развивают природную любознательность, эти два двигателя творят чудеса, делают человека невероятно способным.

Классный руководитель:

А сейчас поиграем в игру «Незаконченные предложения»

Я буду зачитывать начало предложе­ния, а вы как можно быстрее придумайте к нему продолжение.

1. Я думаю, что хороший ученик - это тот, кто...

2. Я думаю, что плохой ученик - это тот, кто...

3. Больше всего я люблю, когда учитель...

4. Больше всего я не люблю, когда учитель...

5. Больше всего мне школа нравится зато, что...

6. Я не люблю школу зато, что...

7. Мне радостно, когда в школе...

8. Я боюсь, когда в школе...

9. Я хотел бы, чтобы в школе...

10. Я не хотел бы, чтобы в школе...

11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе...

12. Если я невнимателен на уроке, я...

13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я...

14. Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я...

15. Я всегда могу проверить, правильно ли я...

16. Я никогда не могу проверить, правильно ли я...

17. Если мне нужно что-нибудь запомнить, я...

18. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я...

19. Мне всегда интересно, когда на уроках...

20. Мне всегда неинтересно, когда на уроках...

21. Если нам не задают домашнего задания, я...

22. Если я не знаю, как решить задачу, я...

23. Если я не знаю, как написать слово, я...

24. Я лучше понимаю, когда на уроке...

25. Я хотел бы, чтобы в школе всегда...

Обсуждение притчи «Всё в твоих руках»

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

Всё в твоих руках.

Вопрос учителя: Что значит для вас смысл высказывания Мастера «Всё в твоих руках». (Обсуждение высказывания Мастера).

Учитель : Ребята, а что значит учиться?

    Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Правильно говорят многие из вас, что учёба - это прежде всего труд. Ученикам необходимо умение слу­шать и запоминать, делать, всё точно и аккуратно, интере­соваться окружающим, надо иметь привычку планировать своё время, чтобы всё успевать.

Классный руководитель

Какие уроки нам больше нравятся А вот это мы выясним из ваших ответов на анкет и распределили на группы:

Каждая группа должна в течение 5 минут поработать и защитить «свой» предмет перед всеми, доказать, что это самый лучший предмет.

Ребята через 5 минут приводят аргументы в пользу своего предмета.

Знакомят всех присутствующих со своими работами по этим предметам.

Классный руководитель:

Чтобы ответить на вопрос «Зачем я учусь», давайте построим с вами (каждый для себя) лесенку. На доске написаны предложения, их надо расставить в виде лесенки. На самой верхней ступени будет стоять САМОЕ ВАЖНОЕ, для чего ты учишься. На ступеньке ниже – менее важное, на следующей ступени – еще менее важное и так, пока не заполните все восемь ступенек.

На доске записаны мотивы (познавательные и социальные):

Я учусь для того, чтобы все знать.

Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.

Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.

Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.

Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.

Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Проверьте, правильно ли вы все расставили.

(Листочки с ответами учитель может собрать и обсудить результаты с родителями.)

(Результаты, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае если эти места занимают два социальных и два познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном состоянии у школьника. Если эти места занимают три или четыре мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения (например, социальных).

Классный руководитель:

(эффект неожиданности для детей - словесная игра)

Что для жизни нужно? Солнце!

Дети (повторяют за ним). Солнце!

Что для дружбы нужно? Сердце!

Дети. Сердце!

Что для сердца нужно? Счастье!

Дети. Счастье!

Что для счастья нужно? Мир!

Дети. Мир!

Что для мира нужно? Знания!

Дети. Знания!

В завершение нашего разговора, я раздам вам карточки с удивительными рожицами (рисунок 1). Ваша задача: определить, какая из них отражает ваше отношение к учебе.

Эти карточки я сохраню до 9 класса, мы будем на них отмечать, как изменяется ваше отношение к учению с каждым годом.А теперь обратите внимание на доску, прочитайте слова известного человека В.А.Сухомлинского и постарайтесь подумать над смыслом данного изречения.

Человек должен учиться, потому, что он человек.

В.А.Сухомлинский. - Вот и подошла к концу наша беседа о пользе учения, знаний. Мы обсудили многие вопросы, теперь дело за вами. Удачи.