Как подавать милостыню за усопших некрещеных. О святом мученике уаре и церковной молитве за неправославных

Православная церковь призывает всех верующих христиан к постоянной молитве. Конечно же, чаще всего мы молимся за близких нам людей, родственников, друзей. Но бывают ситуации, когда человек, нуждающийся в молитвенной помощи, не был крещен в православной церкви. Какой тогда должна быть молитва за некрещенных живых и усопших?

Важность Таинства крещения для человека

Священник в алтаре приносит бескровную жертву, символически обозначающую жертву Иисуса Христа. В это время из просфор вынимаются частички за каждое имя, поданное на поминовение. Эти частички далее отправляются в Чашу и становятся великой святыней - Телом Христовым.

Читайте о церковных правилах:

Если же человек сознательно избегает крещения, то Христова жертва за него становится бессмысленной. Именно поэтому для участия в Таинстве Причастия, да и вообще в полноте Литургии необходимо крестится в церкви.

Но что делать, если некрещенным оказывается близкий нам человек, судьба которого небезразлична? Поминать в храме его нельзя, но нет никаких препятствий для сугубой личной молитвы. Дома, перед домашним иконостасом, мы можем молиться о всех близких нам людях, даже если они не были крещены.

Молитва за некрещенных младенцев

Свои особенности имеет и молитва за деток, которые совсем недавно родились и их еще не успели окрестить. Существует традиция крестить детей после 40 дня с момента рождения, однако на самом деле малыш может быть окрещен сразу же, как только появится на свет Божий. Так, если у мамы были тяжелые роды и ребенку угрожает опасность - очень желательно как можно скорее малыша крестить. Во многие родильные дома и детские больницы можно беспрепятственно пригласить священника, а кое-где есть даже действующие храмы на территории лечебного заведения.

Крещение ребенка

Если же семья принимает решение крестить малыша позже, то все время до совершения Таинства о ребенке молятся в тесной связи с матерью. Считается, что в это время у мамы и малыша один на двоих Ангел-Хранитель , и только лишь после Крещения у ребеночка появляется свой собственный.

О таких детках можно молится и в храме, но только в записочке указывается не отдельное имя малыша, а имя мамы с припиской «со чадом». К примеру, если маму зовут Мария, то записочку следует подавать так: «О здравии рабы Божьей Марии со чадом». После Крещения можно в записочку писать уже имя самого ребенка с припиской «младенец».

Молитва первая к Божией Матери о детях

О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещеных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их в страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим.

Матерь Божия, введи меня во образ Твоего небеснаго материнства. Уврачуй душевные и телесные раны чад моих (имена), моими грехами нанесенные. Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству. Аминь.

Молитва за некрещенных усопших

Любому православному христианину тяжело осознавать, что кто-то из близких людей умер, так и не став полноправным членом Церкви Христовой. Впадать в уныние не стоит, Промысел Божий есть и о таких людях. Но искренняя сердечная молитва поможет душе умершего человека, даже если тот не успел глубоко познать Бога.

Другие статьи о молитве за упокой:

Помилуй, Господи, душу раба Твоего (имя), отшедшего в жизнь вечную без Святаго Крещения. Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя.

Важно! Как и в случае с еще живущими людьми, в храме на поминовение подавать записочки с именами некрещенных людей нельзя.

Причина та же - человек за свою жизнь по той или иной причине не успел войти в Церковь Божию. Тем важнее для такой души, чтобы был человек, который в своей личной домашней молитве поминал умершего. Ведь за крещенных людей на каждой литургии молится вся Церковь, а за некрещенных молятся только те, кто берет на себя это бремя в личном делании.

Какие именно молитвы читать за некрещенных умерших

В православном богослужении есть специальная служба - панихида - во время которой поминаются все от века почившие православные христиане. Подавать записочки можно только о тех, кто в свою жизнь успел прийти к Богу и Его Святой Церкви. Однако это не значит, что всех остальных нужно оставить без молитвенного поминовения.

Икона святого мученика Уара

Чаще всего за упокой душ некрещенных людей молятся мученику Уару. Есть специально составленный канон этому святому, который жил в ІІІ веке и всю свою жизнь вымаливал тех несчастных, которые остались вне покрова Церкви Христовой. И по сей день искреннее обращение к этому подвижнику приносит большое облегчение душам по смерти.

Тропарь, глас 4-й

Воинством святых страстотерпец страждущие законне, зря онех, показал еси мужески крепость свою. И устремився на страсть волею, и умрети вожделе за Христа, Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре, моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Христу последуя, мучениче Уаре, Того испив чашу, и венцем мучения увязеся, и со Ангелы ликовствуеши, моли непрестанно за души наша

Молитва

О, святым мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаемь, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне предстоиши Ему со ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.

Отдельно за мертворожденных или некрещенных младенцев можно помолится молитвой митрополита Новгородского Григоиря или же иеромонаха Арсения Афонского. Если в семье случилась такая беда, и умер ребенок до принятия Таинства Крещения, то особая молитвенная поддержка нужна как его душе, так и родителям и семье. В молитве и уповании на Божий Промысел о каждом человеке будет легче пережить потерю и горе.

Молитва митрополита Григория, Новгородского и Петербургского

Помяни, Человеколюбче Господи, души oтшeдшиx раб Твоих младенцев, кои во утробе православных матерей умерли нечаянно от неведомых действий или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, и потому не приняли святого таинства Крещения! Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченной Твоею благостию.

Следует помнить, что молитва - это всегда труд. А личная молитва без поддержки церкви - труд особый. Поэтому если мы беремся за вымаливание близких нам некрещенных людей - надо быть готовым к различным искушениям и препятствиям на этом пути. И только с Божьей помощью и смирением можно преодолеть этот путь.

Можно ли молиться за некрещеных живых.


В основу молитвы за некрещеных положен случай, происшедший в Оптиной пустыни. Однажды к Оптинскому старцу Леониду (в схиме Льву, скончавшемуся в 1841 году), обратился ученик в неутешном горе о погибшем отце-самоубийце, с вопросом, можно ли молиться за него и как. На что старец ответил: Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой и всемогущей. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней, по духу добродетельных и мудрых так:

Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя.

Этой молитвой можно дома молиться о родственниках, самовольно лишивших себя жизни, но учитывая определенную духовную опасность, описанную ранее, для совершения домашней молитвы нужно обязательно взять благословение у священника.

Из святоотеческого наследия известны случаи, когда по усиленной молитве близких облегчалась участь душ самоубийц, но чтобы добиться этого, нужно совершить молитвенный подвиг.

По примеру этой молитвы можно молиться и за некрещеных (отошедших в жизнь вечную непросвященными верою Православной), а также крещенных, но отступивших от веры (отошедших в жизнь вечную в отступлении от Святой Православной Церкви).

В этом наставлении для каждого христианина, находящегося в подобном положении, есть много утешительного, успокаивающего душу в предании себя и покойного воле Божией, всегда благой и премудрой. А то, что некрещеные могут получать некоторое облегчение по молитвам, известно из разговора преподобного Макария Египетского с черепом языческого жреца. Преподобный очень много молился об усопших и поэтому желал знать действие своих молитв. Когда ты молишься за мертвых, отвечал череп, - то мы чувствуем некое утешение. Этот случай вселяет в нас надежду, что наши молитвы о несчастных, умерших некрещеными, принесут и им некое утешение. Не стоит забывать и о таком действенном средстве для облегчения участи умерших, как милостыня, которая в данных случаях приобретает особенное значение.

Великий грех не принять Спасителя и отвергнуть веру Православную, но милостивый Господь позволил одному из Своих святых ходатайствовать перед Ним за души усопших не православных. Святой этот - мученик Уар, принявший смерть за Христа в 307 году. Однажды в видении блаженнои Клеопатре святой сообщил ей, что за ее благодеяния он умолил Бога отпустить грехи всем ее умершим родственникам-язычникам. С тех пор православные христиане обращаются с молитвой к мученику Уару о ходатайстве перед Господом за их родных и близких, умерших не крещенными в веру Православную.

Молитва святому мученику Уару

О, свЯтый мУченице УАре досточУдный, рЕвностью по ВладЫце Христу разжигАем, НебЕснаго ЦарЯ пред мучителем исповЕдал есИ, и о Нем усЕрдно пострадАл есИ, и ныне Церковь почитает тя, Яко прославлЯемаго от Владыки ХристА слАвою Небесною, Иже даровА тебЕ благодАть велИкаго к Нему дерзновЕния, и ныне предстоИши Ему со Ангелы, и в Вышних ликУеши, и зрИши ясно Святую Троицу, и свЕтом БезначАльнаго СиЯния наслаждАешися, воспомянИ и нАших сродников томление, умЕрших в нечЕстии, приИми наше прошЕние, и якоже КлеопАтрин род неверный молитвами Твоими от вЕчных мук свободил еси, тАко воспомяни елицы противобОжне погребЕнныя, умЕршия некрещЕными, потщися испросити Оным от вЕчныя тьмы избавлЕние, да вси едиными усты и единем сердцем восхвАлим ПремилосерднагоТворцА во вЕки веков. Аминь.

В прошлое воскресенье, 9 октября, мы праздновали день памяти апостола любви - святого евангелиста и ближайшего ученика Христова Иоанна Богослова, который написал такие великие слова, как «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8).

И вопрос, выведенный в заглавие статьи и являющийся для многих из нас животрепещущим и острым (ведь мы родились и воспитывались в атеистическом советском государстве), напрямую касается любви.

И потому, конечно же, молиться можно о всех людях, включая еретиков, раскольников и некрещеных. Но только в домашней келейной молитве.

Примеры молитвы за некрещеных, раскольников и еретиков, мне кажется, подает нам сам Господь.

Вспомним евангельские стихи: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5:44). А кто в I веке гнал и мучил христиан? Иудеи, римляне, язычники различных культов.

Также вспомним о страданиях Спасителя: «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:32-34). О ком молился в тот момент Господь наш Иисус Христос? О римских воинах-язычниках, не знавших о том, что Он и есть Мессия.

Важны и Павловы Послания: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:1-4). Причем заметим, дорогие братья и сестры, что это было Послание, написанное святым апостолом-боговидцем архиерею (Павел рукоположил святого апостола Тимофея во епископа Ефесской Церкви) как руководство к действию. Кто же такие были, например, упомянутые здесь цари или начальствующие? Если вся ойкумена (с греч. «заселенная земля») была на 99 процентов языческой, включая царей и начальствующих. Кроме того, святой первоверховный апостол Павел выводит в Первом Послании к Тимофею воистину Божественную, исполненную милосердия мысль о том, что нам, христианам, потребно молиться о всех людях, «чтобы все… спаслись и достигли познания истины». Значит, можно и нужно нам молиться о вразумлении еретиков, богоборцев, раскольников, некрещеных, чтобы с помощью нашей любви, нашего усиленного келейного моления Господь наш Иисус Христос вразумил их и привел к православной вере.

Ведь в утренних молитвах, в развернутом помяннике есть следующие слова: «Отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания, просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти».

Вспомним также и некоторые жития святых. Например, преподобного Макария Египетского. Когда однажды с ним в пустыне заговорил череп языческого египетского жреца, который благодарил угодника Божия за то, что он молится о них, пребывающих в аду. Его молитва благодатью Божией облегчает их мучения. На этом примере мы видим действенность и благодатную помощь людям такой молитвы.

В житии уже приближенного к нам старшего современника преподобного Кукши Одесского есть такой случай, записанный из уст самого святого: «В дороге мне совсем было нечего есть (отец Кукша ехал после лагерного заключения на высылку. - Прим. авт.). В одном купе со мною ехала молодая евреечка, - спаси, Господи, ее душечку, с 3-летним сыночком. Она спросила, куда я еду и не священник ли я, сказала, что ее отец раввин тоже в заключении. Она все трое суток кормила меня до самого Соликамска и с собой дала немного денег». В воспоминаниях святого мы видим явный пример молитвы о спасении молодой женщины, вполне возможно, иудейского вероисповедания.

Также преподобный Феодор Студит говорит о том, что о вышеперечисленных категориях людей можно совершать домашнюю молитву: «Разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем докладе на епархиальном собрании Москвы в 2003 году сказал: «Во времена воинствующего атеизма в нашей стране много людей выросло и умерло некрещеными, и их верующие родственники хотят молиться об их упокоении. Такая частная молитва никогда не запрещалась. Но в церковной молитве, за богослужением, мы поминаем лишь чад Церкви, приобщившихся к ней через Таинство Святого Крещения». То есть в келейной (домашней) молитве можно молиться о некрещеных людях.

Следуя цитате Святейшего, мы с Божьей помощью переходим к следующему вопросу: «Можно ли молиться о некрещеных, еретиках и раскольниках в храме?» Ответ: «Нет».

Вспомним определение Таинства Крещения… Крещение - Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. То есть Крещение - это духовное рождение человека.

Об этом говорит нам и Спаситель в беседе со святым праведным Никодимом: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5, 6). Человек некрещеный - это еще ветхий плотяной человек, не привитый к лозе Христовой, не ставший частью Его тела - Церкви Христовой. Она же есть началом Царствия Божия на земле. Потому, конечно же, молитва в храме о некрещеных невозможна ни в каком виде. Они не являются частью церковного организма. Кроме того, сердцевиной церковной жизни есть Евхаристия. Но вспомним служение древней апостольской Церкви первых веков. Даже оглашенные (т. е. некрещеные люди, желающие креститься) не могли присутствовать на Литургии верных, где происходит пресуществление хлеба, вина и воды в Тело и Кровь Христовы. А возле дверей ставили специальных церковных служителей - параномарей-привратников, чтобы никто, кроме верных (крещеных православных), не смог войти в храм во время Таинства Причастия.

Запрещение церковного поминовения некрещеных, еретиков, раскольников, язычников во время храмового богослужения отображено в каноническом сознании Церкви. В первую очередь это несколько правил Лаодикийского Поместного Собора (ок. 360 года): «Не подобает молитися с еретиком или отщепенцем» (Правило 33), «Не должно принимати праздничные дары, посылаемые от иудеев или еретиков, ниже праздновати с ними» (Правило 37), «На кладбища всяких еретиков, или в так именуемыя у них мученическия места, да не будет позволено церковным ходити для молитвы, или для врачевания. А ходящим, аще суть верные, быти лишенными общения церковного на некое время» (Правило 9).

А также 5-е Правило VII Вселенского Собора: «Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают, и… жестоковыйно возстают на благочестие и истину… в таковых несть Господа Бога, аще не смирятся и не истрезвятся от своего грехопадения».

Кроме того, из чисто житейских соображений хочется сказать, что взрослый некрещеный человек в нашей православной стране не крестился либо по твердой атеистической, еретической, раскольнической или языческой убежденности, либо по особому леностному нерадению-небрежению о своей душе. Потому, конечно же, он сам по своей воле отлучил себя от Чаши Евхаристической и от общения в лоне Церкви Христовой.

Что же касается младенцев, умерших некрещеными… Родителям таковых хочется выразить искреннее и глубокое соболезнование. И хочется с Божьей помощью сказать о том, чтобы вы, дорогие, не отчаивались и воспринимали это скорбное, очень тяжелое, без сомнения, событие потери возлюбленного чада как волю Божью. Ведь вспомним народную поговорку «Бог дал, Бог и взял». А народ мудр в сердце своем. И если Господь взял к Себе вашего ребеночка, то у Него на это были Свои таинственные планы по устроению нашего спасения. Подклонитесь под Его великую и святую волю. «Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:30). И если вы примете это бремя как волю Божию, не отчаиваясь, но всецело уповая на Его неизреченное милосердие, то тогда оно действительно окажется легким и приведет вас ко спасению. За деточек своих же, умерших некрещеными, молитесь в домашней молитве, раздавайте за них милостыню (только чтобы вы их поминали, а не кто-то другой). И верьте, что Господь Всемилосердный устроит и устраивает уже все наилучшим образом.

Есть специальная молитва матери о мертворожденных младенцах: «Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей, за веру и слезы мои, ради милосердия Твоего. Господи, не лиши их света Твоего Божественного!»

Хочется также обратиться к докторам-акушерам, принимающим роды. Если вы веруете в Бога и видите, согласно медицинскому опыту, уже при родах, что ребеночек, увидевший мир, еще дышит, но не будет жить по всем признакам, принесите ванночку или любую другую емкость с водой, полейте ее три раза ему на головку и скажите: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя), во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь. Ныне и присно, и во веки веков, аминь». Если есть возможность, то при каждом возглашении троекратно опускайте ребенка при обливании и поднимайте его после. Это символ смерти ветхого человека и воскресения-обновления нового - духовного. Данный обряд у вас займет меньше минуты, а душа человеческая будет спасена и приготовлена для вечной жизни. Если такой ребенок умрет, то он будет считаться крещеным православным христианином, о котором можно молиться в храме. Если же выживет, то тогда нужно призвать батюшку, и он восполнит все необходимое при Крещении, совершит Таинство Миропомазания и т. д. Кроме того, часто родильные дома окормляют священнослужители. И с ними можно связаться через врачей, чтобы ради страха смертного (т. е. в тяжкой болезни младенца новорожденного) его крестить.

Что же касается еретиков, раскольников и язычников, вы также можете о них молиться дома, келейно, чтобы Господь привел их ко спасению. В церкви же, исходя из вышеперечисленных соборных правил, нельзя. Тем более что Бог не хочет нарушать свободу воли человека. Если он еретик и раскольник или язычник в православной стране Украине (если только он не ребенок, воспитанный в этом), значит он сам добровольно себя отлучил от Православной Церкви и по своим убеждениям не хочет к Ней принадлежать. Имеем ли мы право его насильно тащить в храм? Насильно мил не будешь. Он сам тяжко согрешил уже в сердце своем и отлучил сам себя от Церкви тем, что не верит в догматы Ее или сознательно искажает их. Вспомним многие исцеления Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Чего Он требовал от людей как единственного условия для исцеления? Веры. «Веруешь ли, что Я могу это сделать?» - спрашивает Господь. И в Назарете Христос не сотворил многих чудес и исцелений по неверию их, как сказано в Евангелии (Мф. 13:53-58).

Нет веры, нет и спасения. По крайней мере, пока для таких людей.

Потому, дорогие братья и сестры, не будем вводить в грех ни себя, ни священника. Если же такой человек уже вписан в вашу книжечку-помянник, то поставьте напротив его имени (к примеру, некр., т. е. «некрещен», или «ушел в секту», «ушел в раскол», «крещен в католичестве» и т. д.), чтобы батюшка знал о том, что в подобных случаях делать.

Записочки о упокоении самоубийц также подавать на службу в храме не стоит. Эти люди добровольно лишили себя жизни - самого драгоценного Божественного дара нам - и тем самым добровольно же отвергли Господа. Кроме того, в Чине молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго, утвержденного решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года, есть следующие слова: «Церковные каноны запрещают “приношение и молитвуˮ за самоубийц (Тимофея 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения».

Можно попросить священника в храме совершить вышеупомянутую службу не для самоубийцы, но для утешения сродников. Ее нельзя путать с Чином православного погребения. Это скорее молебен о живых.

Если есть сведения (справка от врача) о психической болезни самоубийцы, то можно поехать к Правящему Архиерею вашей епархии и испросить у него благословения на заочное отпевание. Но даже и после него в храмах поминать самоубийцу нельзя.

Но в домашней молитве вы можете молиться о человеке, совершившем суицид. Только на это, как, впрочем, и на молитву о некрещеных, еретиках, язычниках, раскольниках, нужно взять благословение у духовника или у другого священника.

Вот довольно короткая молитва преподобного Льва Оптинского: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя». Или духовное произведение митрополита Вениамина (Федченкова) «Канон о самовольне жизнь свою скончавших».

Отдельно хочется сказать о святом мученике Уаре, память которого Церковь празднует 1 ноября по новому стилю. В обществе сложилось мнение, что ему можно молиться о некрещеных людях. Возможно, оно возникло на основании того места из жития, когда благочестивая женщина Клеопатра из Палестины положила его святые мощи в гробнице со своими предками. Но нигде в житии не сказано, что эти предки не были христианами или являлись язычниками. Но на Руси все же бытует традиция молиться святому мученику Уару о некрещеных людях. Она не совсем отвечает церковной канонической. Вот как об этом говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем докладе, упомянутом в данной статье: «У людей малоцерковных создается впечатление, что не обязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению».

Поэтому, дорогие братья и сестры, будем внимательно исследовать Писания, каноны Церкви и с Божьей помощью наполнять сердца наши любовью ко всем людям и послушанием Матери Церкви, Глава Коей Христос. Таков путь единственный спасительный для нас.

Потеря близких людей - всегда большое горе. Родственники хотят проводить человека в последний путь со всеми почестями. После похорон, у православных принято проводить поминки. Кроме поминального стола, нужно посещать церковь и заказывать молебен. Поминать усопшего можно в любое время, но по церковным обычаям помин усопшего должен производиться через девять дней, сорок дней, полгода после смерти, год.

Можно ли делать поминки раньше даты смерти, какой справлять помин . Поминовение усопшего по Уставу православной церкви не должно проходить ранее времени смерти. Поэтому заранее поминать нельзя. Есть дни, отмечать помин в которые обязательно.

Кроме перечисленных дней, нужно в течение года посещать храм, читать молитву об упокоении, подавать милостыню, раздавать еду нуждающимся.

Согласно церковному уставу, про поминки на 1 год и правила их проведения необходимо знать каждому верующему. Связано это с тем, что душа должна найти место и не метаться между небом и землей. В случае если в дату смерти поминки провести не получается, то можно провести поздний помин. Если этот день выпал на понедельник, можно перенести его на следующее воскресенье. Есть и другие правила поминовения .

Поминание умерших в православии предполагает постоянное воспоминание о человеке. Особенно хорошо, если слова произносятся вслух. Обратиться в церковь для заказа молебна может любой человек, но лучше если это сделают близкие родственники: папа, мама или дети.

При поминании за обедом нужно поставить на стол стакан с водой, накрытый хлебом. Это предназначается для покойника. Обычно на поминки не приглашаются люди, все приходят по собственному желанию. На столе может стоять все, что хочется вам. Но обязательно должна быть кутья - церковная каша, с которой и начинается помин. Приготовить можно ту еду, которую любил умерший.

При обращении к церковным служителям родственники умершего задают вопрос, можно ли поминать усопшего на его день рождения. Поминать можно, срок помина не ограничивается. В день рождения можно посетить могилку, поставить цветы и свечи. В церкви закажите молитву об упокоении души .

Как помянуть некрещеного человека

После рождения ребенка, обычно на 40 день, его жизни проводится обряд крещения. Но бывает и такое, что в детстве ребенка не крестили, сам он в жизни не принял решения о крещении. В этом случае человек не соединил себя с церковью, и все остается на усмотрение Господа. Некрещеный человек в церкви не поминается и обедню ему не заказывают. Поминки проводятся в кругу близких и родных. Можно на могилку приносить цветы, свечи, но молитву тут не читают. Правильный помин - это залог того, что усопшему на том свете будет хорошо .