Икона божией матери «взыграние младенца. Икона Взыграние Младенца — значение, в чем помогает

Икона «Взыграние младенца» имеет особое значение для христиан, поскольку она способна творить чудеса. Каждый год 20 ноября принято отмечать праздник в честь этого образа. Согласно существующей информации лик появился в 1795 году в Николо-Угрешском монастыре. Во время Октябрьской революции образ пропал, и долгое время никто о нем ничего не слышал. В 2003 году в монастырь пришла женщина и пожертвовала икону Богородицы, которая была очень похожа на оригинал. Уже через некоторое время и священнослужители, и прихожане были уверены, что икона подлинная и чудотворная. С тех пор образ бережно хранится в монастыре, как главная покровительница.

Перед тем, как узнать какую перед иконой Божьей Матери «Взыграние младенца» нужно читать, разберемся, что изображено на полотне. На образе представлен Божий Сын, который находится на руках Божьей Матери. У него сильно опрокинута голова назад. Связь матери со своим ребенком выражается в нежном соприкосновении щеки Младенца с лицом Богородицы. Подобное трепетное отношение олицетворяет собой огромную любовь Бога к людям. Иисус будто играет со своей матерью, протягивая к ней ручки. Знатоки в иконографии утверждают, что именно на образе «Взыграние младенца» можно увидеть человеческую сторону Богомладенца, а это среди других икон встречается крайне редко.

Исследователи считают, что жанр этой иконы в чем-то схож с некоторыми сценами, которые описаны в Евангелии, а точнее со «Сретением Господнем». Многие сравнивают образ с событием, когда Иисуса Христа на 40 день после рождения принесли в храм, чтобы провести обряд посвящения . Там Младенца передают старцу Симеону, но Иисус своими ручками тянется к матери, проявляя тем самым свою привязанность и любовь.

В чем помогает икона «Взыграние младенца»?

В большей степени этот образ считается женским, поскольку он является покровителем родов и материнства. Именно перед ним многие бездетные женщины просят о помощи в зачатии. Те же, кто находится в положении, возносят молитвы перед иконой «Взыграние младенца» о благополучном протекании беременности и легких родах. Матери просят Деву Марию подарить их детям здоровье и счастье, а также защитить от различного рода неприятностей и дурного влияния.

Молитва перед иконой «Взыграние младенца» о благополучных родах:

«Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа, яже веси рождение и естество матере и чада, помилуй рабу Твою (ваше имя) и помози в час сей да разрешится бремене своего благополучно. О всемилостивая Владычице Богородице, яже не потребовала еси помощи в рождении Сына Божия, подаждь помощь сей рабе твоей помощи требующей, наипаче же от Тебе. Даруй ей благомощие в час сей, и младенца иже имать родитися и внити в свет мира сего сподоби в благопотребное время и умнаго света во святем крещении водою и духом. Тебе припадаем, Мати Бога вышняго, молящеся: Буди милостива мати сей, ейже прииде время быти мати, и умоли воплотившегося из Тебе, Христа Бога нашего, да укрепит ю силою своею свыше. Аминь».

Можно обращаться к Высшим силам с помощью любой молитвенной речи, главное, чтобы слова шли от сердца.



Икона Божией Матери
"Взыграние Младенца"

Рождение ребенка – Божественная радость
воплощения новой жизни. Именно она
отражена на этой удивительной иконе.
Образы Богоматери и Младенца Спасителя
передают всю глубину доверительности и
нежности отношений Матери и Сына, которые
заповеданы существовать между всеми
матерями и детьми. Икона Божией Матери
«Взыграние Младенца» – одна из многих
чудотворных икон Пресвятой Богородицы.
На Руси перед этим образом православные
матери издавна произносили горячие молитвы
о благополучии своих чад. Существует
благочестивая традиция молиться Пресвятой
Богородице о помощи во время беременности,
перед родами и после них. Перед образом
многие супружеские пары приносят молитву о
разрешении от бесплодия. Рождение ребенка,
это великое счастье. Поблагодарите Богородицу
за это и попросите, чтобы и впредь Она,
"взявшая в усыновление весь род человеческий",
продолжала Свой материнский пригляд за мамой
и малышом и Свое заступничество за них перед
Господом. Нам всегда есть за что благодарить
Божию Матерь, так не стоит упускать всякую
на то возможность.


Об истории и значении иконы

Появление на свет малыша является главным событием в жизни каждой женщины. Именно во время беременности и рождения ребенка Господь наиболее явно открывает человеку всю полноту Своей силы и величия. При появлении на свет малыша является истинное чудо Божие на Земле. Для благополучного исхода беременности многие матери весь период до и после родов молятся Господу, Святым и, конечно, Пресвятой Богородице. Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» – одна из многих чудотворных икон Пресвятой Богородицы. На Руси перед этим образом православные матери издавна произносили горячие молитвы о благополучии своих чад. Существует благочестивая традиция перед родами молиться Пресвятой Богородице и совершать молебны с чтением акафиста, посвященные иконе "Взыграние младенца". Икона относится к самому распространенному типу в иконографии, носящему название «елеуса», что с греческого переводится как «милостивая». Такие произведения наиболее полно изображают глубоко трепетные и нежные отношения между Святой Матерью и Божественным Младенцем.

Здесь между Матерью и Сыном нет расстояния: Младенец прижимается своей щекой к лику Богородицы, показывая ей свою искреннюю любовь и доверие. К типу «елеуса» относятся и многие знаменитые иконы Богородицы, такие как: Владимирская, «Умиление», Ярославская и другие. На иконе изображен Спаситель Иисус Христос, сидящий на руке у Богородицы. Запрокинув голову назад, Он словно играет со своей Матерью. Одной ручкой Спаситель прикасается к ее щеке, тем самым проявляя нежность. Вся поза Богомладенца передает Его детский непосредственный характер. На этой иконе наиболее сильно показана человеческая сторона Божественного Спасителя, что редко встречается на других иконописных богородичных изображениях.


Самый известный список иконы Божией Матери «Взыграние Младенца» был явлен 7/20 ноября 1795 года в Николо-Угрешском монастыре , который и ныне действует в Подмосковье, недалеко от города Дзержинский. Монастырь исторически славен тем, что был основан Дмитрием Донским в честь победы в 1380 году на Куликовом поле на месте явления великой иконы Святителя Николая Чудотворца. Угрешский – от старорусского «угреша», в современном языке – «согрело». По преданию, явление иконы Николая Чудотворца перед битвой так вдохновило князя, что он воскликнул: «Сия вся угреша сердце моего», то есть «согрела сердце мое». Эта горячая радость присутствия воли Господней, явленной через Его святителя, передалась через полководца войскам как предчувствие победы, и враг был разгромлен наголову.

Спустя четыре с небольшим века в Николо-Угрешской обители чудесным образом явилась икона Божией Матери «Взыграние Младенца», где на обратной стороне иконной доски, возможно, самим мастером была записана краткая молитва: «Спаси всех молитвами твоими, Пресвятая Богородица, к тебе притекающих, избави всякия нужды и скорби». После 1917 года обитель, которая, начиная с петровских времен, была разгромлена и разграблена, как многие другие храмы и монастыри. Исчезла и Угрешская икона «Взыграние Младенца».


В 1991 году монастырь вернули Русской Православной Церкви, началось восстановление. В 2013 году в обитель позвонила женщина и сказала, что у нее хранится икона, по описанию очень походящая на «Взыграние Младенца», которую ранее ее семье продал некий коллекционер. Коллекционер утверждал, что это та самая икона, что была когда-то среди святынь Николо-Угрешской обители. Приехавшие из обители монахи согласились, что икона весьма подходит под старинные описания. Образ взяли в обитель. А когда икону установили на то место в Спасо-Преображенском соборе, где раньше был расположен утраченный список, то всем присутствующим стало ясно – это он и есть, и образ Богоматери по воле Ее вернулся домой.

Какое чудо произошло

С момента обретения иконы «Взыграние Младенца» в 1795 году в Николо-Угрешской обители от нее происходили многие чудеса, связанные с излечением от неплодия, с помощью в удачном протекании беременности, с исцелением больных младенцев. К ней стали стекаться многие и многие семьи со своими печалями и просьбами, которые по молитвам их и вере находили чудесное благополучное разрешение. Тем эта икона была прославлена, но память о её чудотворности доходит до нас еще с древних времен – самый древний список, находящийся в Ватопедском монастыре на Афоне, также проявлял чудотворные свойства.

И все же самое большое чудо – это диво трепетного чувства, рожденного от изображения на иконе, от воплощенного по замыслу боголюбивого иконописца образа Божественной любви между Матерью и Младенцем, Который, будучи Господом, и при земной жизни, и после Вознесения Своего, как мы знаем по преданию, остался почтительным и любящим Сыном. Поэтому заступничество за нас перед Ним Пресвятой Богородицы – самое сильное, ибо Сын Божий в почтении Своем к просьбам Матери бывает милосерден гораздо чаще, чем мы иногда того заслуживаем.

Значение иконы

Один только взгляд на Божественную семью, на проявления Сыновней любви и Материнской нежности – пример для человеческих отношений. Божественная радость новой жизни, отраженная в этой удивительной иконе, открывает всю глубину и величие отношений в мире горнем и одновременно понятную и близкую нам человечность их. Тем самым вновь утверждается двойственная, богочеловеческая сущность природы Господа Христа как Сына Божия и Сына Человеческого. Ведь рождение ребенка – это каждый раз повторение события Рождества Христова. В каждой матери сияет отблеск Богоматеринства – им озарено ее лицо, склоненное над любимым чадом. В каждом младенце с момента крещения есть отсвет Святого Духа Богомладенчества – боговоплощение стало основой обожения человека «по образу Его и подобию». Верующей в Него душе открыто чудо – уникальная возможность самим идти след в след по Его пути и вести за собой своих детей. Трудно это земному человеку, говорят, – конечно, трудно, но вспомним: «Царство Божие силою дается»…

Изображение на иконе носит необычайно личностный характер, будто приоткрывает завесу отношений Богоматери и Сына Божия, оставшихся наедине. Лицо Богоматери скорбно, Она с ласковой печалью склонилась над Младенцем, провидя Его трудный путь по земной юдоли и будущие крестные муки. Младенец, играя, касается лика Пречистой. Этот ласковый жест – свидетельство всепонимающей нежности, которая существует между Богоматерью и Сыном Божиим, прекрасных чувств, которые должны существовать между всеми матерями и детьми.


Но в этом жесте радостного доверия есть и оттенок утешения – Он, рожденный и живущий в Святом Духе, тоже провидит Божественной ипостасью Своего богочеловеческого существа страдания Ее у подножия Голгофы. Еще один пророческий смысл, заключенный в этом богородичном образе, по мнению некоторых исследователей русской православной иконографии, возник на основе композиции иконы «Сретение Господне» – только там Младенец тянется к святому Симеону Богоприимцу из Материнских рук, чем и предвещается Его будущий крестный путь. Как известно, когда после Рождества Богомладенца Мария и Иосиф пришли в храм Иерусалима, чтобы принести по иудейскому обычаю жертву за рождение ребенка-мальчика (Исх. 12:12–15), туда же, влекомый Святым Духом, явился и святой Симеон. Известно, что ангел возвестил Симеону – он не упокоится, пока не примет на руки Младенца, рожденного от Девы, а не жены.

Взяв Младенца на руки, он и произнес слова, которые теперь стали одним из самых замечательных и проникновенных песнопений в вечернем православном богослужении: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…» (Лк. 2:29–32). И вот эта встреча, сретение – на древнерусском, церковно-славянском, свершилась, после чего старец был отпущен из мира сего и отошел к Богу.

Как защищает икона

Образ Божией Матери «Взыграние Младенца» – икона всех молодых мам и всех православных женщин, желающих иметь дитя. Во время беременности, перед родами, в первые месяцы жизни новорожденного принято читать акафист иконе Божией Матери «Взыграние Младенца». Так здоровье будущей мамы и новорожденного младенца будет защищено теплой молитвой к Заступнице. Конечно, очень важна совместная молитва близких перед этой иконой Богородицы в часы, когда мама находится в родильных покоях. Общая молитва родных поддержит ее, придаст сил. Позитивный настрой и душевное равновесие – благое состояние для каждого человека, но, пока женщина носит под сердцем дитя, состояние благодати и внутреннего покоя для нее особенно важно – ведь она живет и ощущает мир за двоих. А взгрустнется – Матушка-Заступница утешит и защитит, поскольку издревле известно: все, что чувствует мама, чувствует и ребенок, и потому мысли надо держать в чистоте, а в сердце хранить радостное ожидание.

В чем помогает икона

Если вдруг случается, что в Вашей семье или у кого-то из близких длительное время нет желаемых детей, то обратитесь с молитвой к иконе Божией Матери «Взыграние Младенца», большинство списков которой известны как чудотворные. Молитва Богородице всегда будет услышана, конечно, при условии, что будет настойчивой, искренней, горячей. Также молитва перед образом Богородицы «Взыграние Младенца» за маму и дитя поспособствует удачному протеканию беременности, а затем поможет маме и новорожденному оставаться здоровыми и быстро восстановиться после родовых трудов – это радостный труд, но требующий много усилий, а Богоматерь, по молитвам нашим, никогда не оставит взывающих к ней.

У Вас родился ребенок, это великое счастье. Поблагодарите Богородицу за это и попросите, чтобы и впредь Она, «взявшая в усыновление весь род человеческий», продолжала Свой материнский пригляд за мамой и малышом и Свое заступничество за них перед Господом. Нам всегда есть за что благодарить Божию Матерь, так не стоит упускать всякую на то возможность.

Как молиться перед иконой

Перед иконой Божией Матери «Взыграние Младенца» можно молиться любой богородичной молитвой. Вообще, в старину было принято перед близящимися родами служить молебен, читать акафисты Богородице перед Её иконой «Взыграние Младенца».

Есть молитва о благополучном разрешении при родах, которую хорошо читать беременным женщинам:

«О Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою, и прииди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дочери Евы. Вспомни, о Благословенная в женах, с какою радостию и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ее беременности и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое и в матери, и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, униженнейшей рабе Твоей, разрешитися от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать Младенцем. Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь моя, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения, и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услышь, Пресвятая Царица Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня, Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюсь и я испытать на себе, что Ты – Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь».

После рождения младенца, чтобы наладить кормление и начальное воспитание малыша, хорошо отслужить в храме молебен о здравии матери, обращенный к иконам «Млекопитательница» и «Воспитание», а также читать акафисты и молитвы перед этими Ее иконами.

Когда совершается празднование

Празднование икон Божией Матери «Взыграние Младенца» совершается 7/20 ноября по дате чудесного обретения иконы в 1795 году в Николо-Угрешском монастыре.

Молитва к Пресвятой Богородице, произнесенная от чистого сердца, всегда приносит духовные плоды. Многие верующие христиане после совершения молитвословия перед сей иконой получали утешение в душевных тревогах, а также глубокое успокоение и умиротворение. Таково действие помощи Царицы Небесной, всегда помогающей в различных жизненных обстоятельствах.


Глядя на иконы Богородицы с Младенцем на руках, многие женщины пытаются понять чувства, которые она испытывала. Образ «Взыграние младенца» характерен особой позой Христа, через нее дается несколько отличное от привычных толкование отношений в божественной семье.


Происхождение

Считается, что этот тип зародился где-то на Балканах, там икона носила другое название, но имела очень широкое почитание. Существует и византийская традиция изображения Матери с играющим Младенцем. Для большинства богородичных икон характерно отсутствие движения, тут совсем другое дело.


Особенности иконографии

Живописцы в данном случае подчеркивают эмоциональную сторону отношений Сына и Матери. Название «Взыграние младенца» имеет русское происхождение. Оно использовалось в качестве термина среди иконописцев, на самой же иконе не использовалось.

  • Божия Матерь держит Младенца на правой (бывает, что и на левой) руке.
  • Иисус резко закидывает голову назад.
  • Вся фигура Младенца выражает нетерпение, порыв, так что Матери приходится сдерживать Сына.
  • Ручки Иисуса тянутся к лицу или подбородку Марии.
  • Ножки Христа бывают скрещены, обычно Мать придерживает дитя за одну из них.

На некоторых изводах Младенец схватился за край омофора Матери и тянет его на себя. Особое значение здесь играет поза Христа. Он как бы запрокидывается назад. Многие эксперты проводят аналогию с образом Сретения, где ребенок вырывается из рук Марии, стремясь скорей попасть к Симеону. Мудрый старец первым произнес предсказание о том, что Мария переживет много душевных страданий.

Намек на крестный путь Младенца виден часто по скорбному выражению лица Богородицы. Сегодня существует довольно много вариантов этого образа, но в любом из них поза Христа будет особенной. На ряде икон цвет омофора Царицы небесной - черный (обычно он багряный, иногда зеленый или даже синий). Но в данному случае цвет это знак траура по Сыну, который предстоит ей в будущем.

Известна у нас икона «Взыграние младенца» 15 в., принадлежащая автору Ангелосу Акотантосу, известному мастеру из Византии. Он именуется «Кардиотисса» - то есть сердечная, но это лишь эпитет, характеристика. Здесь мастерски объединены в одно изображение и радость, и трагедия. Праздничное настроение после Боговоплощения омрачается предвидением будущей голгофской жертвы. Образ привозили в Москву в рамках выставки Византийского искусства.


Где поклониться

Благодаря Дмитрию Донскому недалеко от Москвы был основан Угрешский монастырь. Именно там явилась одна из чудотворных икон «Взыграние младенца». Как многие древние святыни, она исчезла во время большевистской революции. До наших дней дошел список начала 19 в. Он находится в Московском Государственном музее-заповеднике. В самом монастыре есть список, который был передан в дар в начале 21 в. Люди, сделавшие подарок, решили остаться неизвестными.

Угрешский образ отличается позой Младенца - он сильно запрокинул назад голову, а щекой касается ланиты Матери, левой рукой как бы гладит ее по лицу. Правая рука далеко откинута назад, ножки разведены в стороны. Многие видят в такой не совсем естественной позе намек на будущее. Положение тела Христа характерно для распростертого человека, а не играющего ребенка.

В каких случаях принято молиться

Хотя имелись летописные свидетельства, они утрачены. Но народное предание сохранилось. Считается, что икона «Взыграние младенца» помогает во время беременности, приносит исцеление больным детям. Множество паломников стекалось в монастыри, где находились почитаемые списки. Самый известный находился на Афоне, там он и сейчас (Ватопедская обитель).

Икона «Взыграние младенца» подчеркивает особую связь матери и ребенка, перед ней можно молиться, как перед любой другой богородичной. Просить за членов семьи, близких, о собственном духовном и телесном здоровье.

Молитва иконе

Дева, Владычица Богородица, паче естества и слова родившая единородное Божие Слово, Творца и Владыку всей видимой и невидимой твари, Единаго от Троицы Бога, Бога и Человека, соделавшаяся обителию Божества, вместилищем всякой святыни и благодати, в котором, по благоволению Бога и Отца, при содействии Святаго Духа, телесно обитала Полнота Божества; несрав-ненно превознесенная боголепным достоинством и преимуществующая пред всякою тварию, Слава и Утешение, и неизреченное веселие Ангелов, царственный венец апостолов и пророков, преестественное и чудное мужество мучеников, Поборница в подвигах и Подательница победы, уготовляющая подвижникам венцы и воздаяния вечныя и боголепныя, честь и слава преподобных, непогрешительная Путеуказательница и Наставница безмолвия, дверь откровений и духовных тайн, Источник Света, врата вечной жизни, неистощимая река милосердия, неисчерпаемое море всех боголепных дарований и чудес, Тебя просим и Тебя умоляем, сострадательнейшую Матерь человеколюбиваго Владыки, будь милостива к нам, смиренным и недостойным рабам Твоим, воззри благосердно на пленение и смирение наше, уврачуй сокрушение душ и тел наших, рассей видимых и невидимых врагов, будь для нас, недостойных, пред лицем врагов наших крепким столпом, бранным оружием, сильным ополчением, Воеводою и непреоборимою Поборницею, покажи ныне на нас древния и чудныя милости Твоя, да познают беззаконные враги наши, что Сын Твой и Бог един есть Царь и Владыка, что Ты воистину Богородица, родившая по плоти истиннаго Бога, что все Тебе возможно, и чего ни восхощешь, Владычица, имеешь силу все сие совершить на Небе и на земле, и на всякое прошение даровать что кому полезно: больным здравие, сущим на мори тишину и доброе кораблеплавание. Путешествующим спутешествуй и охраняй их, пленных спасай от горькаго рабства, утешай печальных, облегчай нищету и всякое другое телесное злострадание: всех свобождай от душевных недугов и страстей, невидимыми Твоими предстательствами и внушениями, дабы, хорошо и непреткновенно совершив путь сей временной жизни, улучили мы через Тебя и оные вечные блага в Царстве Небесном. Верных, почтенных страшным именем Единороднаго Сына Твоего, уповающих на Твое предстательство и на милость Твою и во всем имеющих Тебя своею Ходатаицею и Поборницею, укрепляй невидимо против окружающих врагов, рассей облако уныния, облегающее души их, избави их от душевнаго обстояния и подай им светлое благодушие и радость, возставив мир и безмятежие в сердцах их. Спаси молитвами Твоими, Владычице, сию Тебе преимущественно посвященную паству, весь, город и страну, от голода, землетрясения, потопления, огня, меча, нашествия иноплеменников, междоусобной брани, и всякий праведно подвигшийся на нас гнев отврати, по благоволению и благодати единороднаго Сына и Бога Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, с Совечным и Животворящим Его Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Икона Взыграние Младенца - значение, в чем помогает was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

— празднование 20 ноября по новому стилю. Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» – одна из самых любимых в русском народе. В Византийской империи этот образ считался древней чудотворной святыней. Икона была обретена 7 ноября 1795 года в Николо-Угрешском монастыре под Москвой, основанном Дмитрием Донским в честь победы на Куликовом поле в 1380-м. Известно, что после молитв Пресвятой Богородице пред этой иконой происходили многие чудеса, связанные с излечением от неплодия, с помощью в удачном протекании беременности, с исцелением больных младенцев. К ней стали стекаться многие и многие семьи со своими печалями и просьбами, которые по молитвам их и вере находили чудесное благополучное разрешение. Тем эта икона была прославлена, но память о ее чудотворности доходит до нас еще с древних времен – самый древний список, находящийся в Ватопедском монастыре на Афоне, также проявлял чудотворные свойства. Во времена советской власти, сопровождавшейся разорениями обителей, икона Божией Матери «Взыграние Младенца» считалась утраченной. И только в 2003 году возрожденному Николо-Угрешскому монастырю от неизвестной женщины была пожертвована икона Божией Матери, которая по описанию была очень схожа с утерянной. По словам священнослужителей, когда образ привезли в монастырь и установили на место, где он когда-то стоял, то последние сомнения рассеялись – домой вернулась утерянная святыня. Ныне образ «Взыграние Младенца» находится в алтаре Спасо-Преображенского собора. Беременность и предстоящие роды – события, которые показывают Божественное величие жизни, поэтому в Древней Руси носить дитя под сердцем старались с молитвою. Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» отвечает за полноту материнства, поэтому в православном христианстве было принято перед родами служить молебен с акафистами Божией Матери в честь Ее икон «Взыграние Младенца» и «В родах помощница». Уже после родов служили молебен иконам Богородицы: «Млекопитательница» и «Воспитание». Это помогало наладить грудное вскармливание и правильно воспитывать ребенка… И все же самое большое чудо – это диво трепетного чувства, рожденного от изображения на иконе, от воплощенного по замыслу боголюбивого иконописца образа Божественной любви между Матерью и Младенцем, Который, будучи Господом, и при земной жизни, и после Вознесения Своего, как мы знаем по Преданию, остался почтительным и любящим Сыном. Поэтому заступничество за нас перед Ним Пресвятой Богородицы – самое сильное, ибо Сын Божий в почтении Своем к просьбам Матери бывает милосерден гораздо чаще, чем мы иногда того заслуживаем…. В большинстве композиций на иконах «Взыграние» Младенец Иисус, сидящий на левой или правой руке Богородицы, изображён как бы играющим и порывисто тянется ручками к лику Своей Матери, касаясь Её подбородка или щеки, резко закинув назад голову. Иконы с названием «Взыграние Младенца» распространены на Балканах и на Афоне. В России традиционно праздник всех икон Божией Матери «Взыграние» отмечается в день празднования Угрешского образа «Взыграние Младенца»: 20 ноября (7 ноября по старому стилю). Известные списки иконы – московская и костромская иконы Божией Матери «Взыграние Младенца» хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Иконы Богоматери того же имени имеются и в Московском Новодевичьем монастыре, а также в Ватопедском монастыре на горе Афон. ******* Перед иконой Божией Матери «Взыграние Младенца» можно молиться любой богородичной молитвой. Вообще, в старину было принято перед приближающимися родами служить молебен, читать акафисты Богородице перед Ее иконой «Взыграние Младенца».

«Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа, яже веси рождение и естество матере и чада, помилуй рабу Твою (имя) и помози в час сей да разрешится бремене своего благополучно. О всемилостивая Владычице Богородице, яже не потребовала еси помощи в рождении Сына Божия, подаждь помощь сей рабе твоей помощи требующей, наипаче же от Тебе. Даруй ей благомощие в час сей, и младенца иже имать родитися и внити в свет мира сего сподоби в благопотребное время и умнаго света во святем крещении водою и духом. Тебе припадаем, Мати Бога вышняго, молящеся: Буди милостива мати сей, ейже прииде время быти мати, и умоли воплотившагося из Тебе, Христа Бога нашего, да укрепит ю силою своею свыше. Аминь».

«О Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою, и прииди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дочери Евы. Вспомни, о Благословенная в женах, с какою радостию и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ее беременности и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое и в матери, и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, униженнейшей рабе Твоей, разрешитися от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать Младенцем. Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь моя, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения, и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услышь, Пресвятая Царица Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня, Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюсь и я испытать на себе, что Ты - Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь».

События из истории иконы

Самый известный список иконы Божией Матери «Взыграние Младенца» был явлен 7/20 ноября 1795 года в Николо-Угрешском монастыре, который и ныне действует в Подмосковье, недалеко от города Дзержинский. Монастырь исторически славен тем, что был основан Дмитрием Донским в честь победы в 1380 году на Куликовом поле на месте явления великой иконы Святителя Николая Чудотворца. Угрешский – от старорусского «угреша», в современном языке – «согрело». По преданию, явление иконы Николая Чудотворца перед битвой так вдохновило князя, что он воскликнул: «Сия вся угреша сердце моего», то есть «согрела сердце мое». Эта горячая радость присутствия воли Господней, явленной через Его святителя, передалась через полководца войскам как предчувствие победы, и враг был разгромлен наголову.

Спустя четыре с небольшим века в Николо-Угрешской обители чудесным образом явилась икона Божией Матери «Взыграние Младенца», где на обратной стороне иконной доски, возможно, самим мастером была записана краткая молитва: «Спаси всех молитвами твоими, Пресвятая Богородица, к тебе притекающих, избави всякия нужды и скорби».

После 1917 года обитель, которая, начиная с петровских времен, весьма почиталась домом Романовых, была разгромлена и разграблена, как многие другие храмы и монастыри. Исчезла и Угрешская икона «Взыграние Младенца».

После перестройки, в 1991 году монастырь вернули Русской Православной Церкви, началось восстановление. В 2013 году в обитель позвонила женщина и сказала, что у нее хранится икона, по описанию очень походящая на «Взыграние Младенца», которую ранее ее семье продал некий коллекционер. Коллекционер утверждал, что это та самая икона, что была когда-то среди святынь Николо-Угрешской обители. Приехавшие из обители монахи согласились, что икона весьма подходит под старинные описания. Образ взяли в обитель. А когда икону установили на то место в Спасо-Преображенском соборе, где раньше был расположен утраченный список, то всем присутствующим стало ясно – это он и есть, и образ Богоматери по воле Ее вернулся домой.

Какое чудо произошло

Зафиксированных документально чудес в наше время, когда не ведется летописных свидетельств (а жаль!), не сохранилось. Но известно, что с момента обретения иконы «Взыграние Младенца» в 1795 году в Николо-Угрешской обители от нее происходили многие чудеса, связанные с излечением от неплодия, с помощью в удачном протекании беременности, с исцелением больных младенцев. К ней стали стекаться многие и многие семьи со своими печалями и просьбами, которые по молитвам их и вере находили чудесное благополучное разрешение. Тем эта икона была прославлена, но память о её чудотворности доходит до нас еще с древних времен – самый древний список, находящийся в Ватопедском монастыре на Афоне, также проявлял чудотворные свойства.

И все же самое большое чудо – это диво трепетного чувства, рожденного от изображения на иконе, от воплощенного по замыслу боголюбивого иконописца образа Божественной любви между Матерью и Младенцем, Который, будучи Господом, и при земной жизни, и после Вознесения Своего, как мы знаем по преданию, остался почтительным и любящим Сыном. Поэтому заступничество за нас перед Ним Пресвятой Богородицы – самое сильное, ибо Сын Божий в почтении Своем к просьбам Матери бывает милосерден гораздо чаще, чем мы иногда того заслуживаем….

Немного об иконографии

Как изначально появилась икона Божией Матери «Взыграние Младенца» в России – остается неизвестным. По мнению исследователей, первый список пришел на Русь и получил распространение в XVI – XVII веках и имеет византийское происхождение. Такие изображения Богоматери с Младенцем известны в Македонии, в области Пелагонии, отчего в Греции образ носит название Пелагонитиссы. В русской иконографии он именуется «Взыграние Младенца» – выразительность эмоционального порыва, в полной мере отражающего взаимное любование Матери и Сына, дала возможность найти для этой иконы такое точное определение. Впрочем, оно было расхожим, прежде всего, среди иконописцев и любителей иконописи, а на самих иконах найти его как обычно сопровождающую надпись можно нечасто. На иконе Христос-Младенец касается рукою лика Матери, в Его позе живость, как в характерном для детей нетерпеливом движении, так что Мать мягко придерживает одну из обнаженных ножек. В левой руке Младенца зажат свиток, иногда свернутый, иногда раскрытый.

По своему иконографическому типу эта икона Божией Матери восходит к типу Елеуса – «Умиление», к которым относятся, например, Владимирская , Федоровская , Почаевская иконы, а к типу «Взыграние» в свою очередь также относятся Яхромская, Акидимская иконы Божией Матери.

Значение иконы

Один только взгляд на Божественную семью, на проявления Сыновней любви и Материнской нежности – пример для человеческих отношений. Божественная радость новой жизни, отраженная в этой удивительной иконе, открывает всю глубину и величие отношений в мире горнем и одновременно понятную и близкую нам человечность их. Тем самым вновь утверждается двойственная, богочеловеческая сущность природы Господа Христа как Сына Божия и Сына Человеческого. Ведь рождение ребенка – это каждый раз повторение события Рождества Христова. В каждой матери сияет отблеск Богоматеринства – им озарено ее лицо, склоненное над любимым чадом. В каждом младенце с момента крещения есть отсвет Святого Духа Богомладенчества – боговоплощение стало основой обожения человека «по образу Его и подобию». Верующей в Него душе открыто чудо – уникальная возможность самим идти след в след по Его пути и вести за собой своих детей. Трудно это земному человеку, говорят, – конечно, трудно, но вспомним: «Царство Божие силою дается»…

Изображение на иконе носит необычайно личностный характер, будто приоткрывает завесу отношений Богоматери и Сына Божия, оставшихся наедине. Лицо Богоматери скорбно, Она с ласковой печалью склонилась над Младенцем, провидя Его трудный путь по земной юдоли и будущие крестные муки. Младенец, играя, касается лика Пречистой. Этот ласковый жест – свидетельство всепонимающей нежности, которая существует между Богоматерью и Сыном Божиим, прекрасных чувств, которые должны существовать между всеми матерями и детьми. Но в этом жесте радостного доверия есть и оттенок утешения – Он, рожденный и живущий в Святом Духе, тоже провидит Божественной ипостасью Своего богочеловеческого существа страдания Ее у подножия Голгофы. Еще один пророческий смысл, заключенный в этом богородичном образе, по мнению некоторых исследователей русской православной иконографии, возник на основе композиции иконы «Сретение Господне» – только там Младенец тянется к святому Симеону Богоприимцу из Материнских рук, чем и предвещается Его будущий крестный путь. Как известно, когда после Рождества Богомладенца Мария и Иосиф пришли в храм Иерусалима, чтобы принести по иудейскому обычаю жертву за рождение ребенка-мальчика (Исх. 12:12–15), туда же, влекомый Святым Духом, явился и святой Симеон. Известно, что ангел возвестил Симеону – он не упокоится, пока не примет на руки Младенца, рожденного от Девы, а не жены. Взяв Младенца на руки, он и произнес слова, которые теперь стали одним из самых замечательных и проникновенных песнопений в вечернем православном богослужении: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…» (Лк. 2:29–32). И вот эта встреча, сретение – на древнерусском, церковно-славянском, свершилась, после чего старец был отпущен из мира сего и отошел к Богу.

Удивительно красивый, трогательный и одновременно трагический образ… Русской православной иконописи свойственна при максимально лаконичном изобразительном каноне, унаследованном от византийской школы, такая сдержанная экспрессия, духовное наполнение, которое не может оставить бестрепетным ни светского зрителя, ни уж тем более верующего человека. Поэтому так полезно знать историю и смысловую суть значения иконы – соединяясь в Духе с сердечным знанием, молитва к первообразу, изображенному на ней, становится более глубокой и проникновенной, обретает связь с глубинным содержанием образа.

Какие отзывы оставляют об иконах кузнецовского письма