Что движет человеком в жизни? Что движет людьми: типология мотивов.

Мы звоним в службу спасения, просим милостыню, воруем и грабим, мы берем кредиты и не возвращаем их, мы сидим на шее родителей или получаем баснословные гонорары за те вещи, которые в природе человеческой не способствуют ни развитию, ни поддержанию жизни. Мы привыкли скидывать нагрузку со своих плеч всеми возможными способами.

Именно поэтому в трудной ситуации человек не может принять верное решение. Он пасует там, где любое животное продолжало бы двигаться. И речь идет не о тех случаях, когда человек тонет в море, летит со скалы или загнан в угол разъяренным медведем. Речь идет о простых ситуациях, когда больше само ощущение неприятностей вызывает ужас, но физически нас никто и пальцем не трогает.

Мы приходим в ярость, если на шоссе нас кто-то подрезает, мы звереем, когда кто-то что-то сказал неприятное в нашу сторону, а ведь это всего лишь лай собаки на ветру.

Человеку свойственно обманывать даже самых близких людей, он стремится быть один среди толпы знакомых и друзей, быть независимым от друзей, чтобы этим же друзьям закатить банкет. Логики нет, это природное свойства человека - превратить все вокруг в свое благо, в свое удовольствие и выразить посредством этого себя и свою индивидуальность.

Мы готовы крушить свою и чужие жизни ради денег, ради оправдания своей слабости. Пассажир "Титаника" готов был отдать все деньги ради места в шлюпке, и этот трюк мог "прокатить" раньше, чем тот, кто получал взятку понял бы, какая это была бессмыслица. И эта пауза - суть денег. Мы в любой ситуации указываем на них, ведь это абсолютный безжалостный демон.

Таким образом, нам стоит задуматься и пересмотреть ценности. Переоценить деньги, покончить с государством, которое свободно распоряжается нашими жизнями, придумывая глупейшие законы в то время, как человек стал грамотным как в духовном плане так и в плане гражданского самосознания.

Мы должны перестать создавать нелепых идолов, сокрушаться из-за нелепой чепухи вроде поражения сборной по футболу, обратить внимание на гармоничное развитие человеческой расы, чтобы каждый мог получить от этого реальную выгоду.

Источник -

Зигмунд Фрейд, Карл Юнг

Опасные желания. Что движет человеком?

© ООО «Издательство «Алгоритм», 2014

3. Фрейд. Как рождаются желания

Эдипов комплекс

Исследуя первые психические образования сексуальной жизни у ребенка, мы берем обычно в качестве объекта ребенка мужского пола, маленького мальчика. Мы полагали, что у маленькой девочки дело должно обстоять аналогичным образом, но все же как-то иначе. В каком пункте развития следует искать этой разницы – это с определенностью установлено не было.

Ситуация эдипова комплекса является первым этапом, который мы с уверенностью распознаем у мальчика. Он нам легко понятен, так как в нем мальчик фиксируется на том самом объекте, к которому он в предшествующих периодах младенчества и ухода был уже привязан с помощью своего либидо, не имевшего еще генитального характера. Тот факт, что он учитывает при этом личность отца, как стоящего на его пути соперника, которого он хочет устранить и место которого он хочет занять, вытекает непосредственно из реальных соотношений. Эдиповская установка мальчика относится к фаллической фазе и погибает вследствие страха кастрации, т. е. вследствие нарцистического отношения к гениталиям. Трудность понимания вытекает из того усложняющего обстоятельства, что самый эдипов комплекс у мальчика имеет двоякую установку, активную и пассивную, соответственно бисексуальному расположению. Мальчик хочет также заменить отцу в качестве любовного объекта мать; мы называем это женственной установкой.

Относительно доисторического периода эдипова комплекса у мальчика нам еще далеко не все ясно. Мы знаем из него идентификацию с отцом, связанную с нежными побуждениями и лишенную еще характера соперничества в отношении к матери. Другим элементом этого предшествующего периода является, по моему мнению, не отсутствующая ни в одном случае мастурбаторная манипуляция с гениталиями, онанизм в раннем детстве; более или менее насильственное подавление его со стороны воспитателей активирует кастрационный комплекс. Мы предполагаем, что этот онанизм связан с эдиповым комплексом и означает отреагирование его сексуального возбуждения. Неизвестно, берет ли он свое начало в этих соотношениях или же он возникает самопроизвольно, как деятельность, связанная с определенными органами, и лишь впоследствии присоединяется к эдипову комплексу; вторая возможность является гораздо более вероятной. Возникает еще вопрос о роли ночного недержания мочи и об отвыкании от этого вследствие вмешательства воспитания. Мы предпочитаем простой синтез, согласно которому ночное недержание мочи является результатом онанизма, а подавление его оценивается мальчиком как торможение его генитальной деятельности, т. е. в смысле угрозы кастрации; но неизвестно, будем ли мы правы в каждом отдельном случае. Наконец, анализ дает нам возможность смутно узнать о том, что подслушивание коитуса между родителями в очень раннем детском возрасте может вызвать первое сексуальное возбуждение и стать в силу своего последующего влияния исходным пунктом для всего сексуального развития. Онанизм, равно как и обе установки эдипова комплекса, присоединяется впоследствии к получающемуся в результате подслушивания впечатлению. Однако мы не можем предположить, что такое подслушивание коитуса имеет всегда место, и сталкиваемся здесь с проблемой «первофантазий». Если, таким образом, в доисторическом периоде эдипова комплекса у мальчика есть так много невыясненного, то следует проверить и решить, всегда ли существует один и тот же путь и не приводят ли самые различные предварительные стадии к центральному пункту одной и той же конечной ситуации.

Зигмунд Фрейд

* * *

Эдипов комплекс маленькой девочки скрывает в себе проблему глубже, чем эдипов комплекс мальчика. Первоначально мать являлась для обоих первым объектом; мы не должны удивляться, если мальчик сохраняет этот объект и в эдиповом комплексе. Но каким образом девочка отказывается от него и выбирает в качестве объекта отца? При разрешении этого вопроса я имел возможность установить некоторые положения, которые могут пролить свет именно на доисторический период эдиповского соотношения у девочки.

Каждый аналитик имел возможность изучить женщин, которые с особой интенсивностью и упорством сохраняли свою привязанность к отцу и желание получить от отца ребенка, – желание, в котором эта привязанность получила свое высшее выражение. Можно с полным основанием предположить, что это фантастическое желание было также и движущей силой их инфантильного онанизма, и тогда легко получается такое впечатление, что мы находимся здесь перед элементарным, не поддающимся дальнейшему разложению фактом детской сексуальной жизни. Однако подробный анализ этих именно случаев показывает нечто другое, а именно, что эдипов комплекс имеет в данном случае долгий доисторический период и является до некоторой степени вторичным образованием.

По замечанию старого детского врача Линднера, ребенок открывает доставляющую удовольствие генитальную зону – пенис или клитор – во время сладострастного сосания. Я хочу оставить открытым вопрос о том, действительно ли ребенок пользуется этим новоприобретенным источником удовольствия для замены недавно потерянной материнской груди, на что могут указывать позднейшие фантазии. Короче говоря, генитальная зона когда-нибудь открывается, и у нас нет, по-видимому, никакого основания подвести первые манипуляции с ней под психическое содержание. Однако ближайшим моментом в начинающейся таким образом фаллической фазе является не связь этого онанизма с объектными привязанностями эдипова комплекса, а чреватое тяжелыми последствиями открытие, выпадающее на долю маленькой девочки. Она случайно обнаруживает большой, легко заметный пенис у брата или сверстника, распознает его как преувеличенный аналог своего собственного маленького и скрытого органа, и ею овладевает зависть к пенису.

Интересна противоположность в поведении обоих полов: в аналогичном случае, когда маленький мальчик впервые видит генитальную область девочки, он ведет себя нерешительно, прежде всего, он мало интересуется; он ничего не видит или отрицает свое восприятие, ослабляет его, ищет подтверждений, которые привели бы это восприятие в соответствие с его ожиданием. Лишь впоследствии, когда на него оказывает свое действие угроза кастрации, тогда это наблюдение становится для него многозначительным: воспоминание о нем или новое наблюдение вызывает в нем взрыв устрашающего аффекта и вынуждает его поверить в действительность угрозы, к которой он до сих пор относился иронически. Из этого соотношения вытекают две реакции, которые могут зафиксироваться, а затем каждая из них в отдельности или обе вместе или в совокупности с другими моментами могут надолго определить его отношение к женщине: боязнь изуродованного существа или презрение к нему, вызванное чувством превосходства. Но это развитие происходит уже в будущем, хотя и не очень отдаленном.

Что движет человеком? Что заставляет нас поступать определенным образом? Что заставляет нас чувствовать себя живыми? Это чувства, это ведущая сила, которая определяет наши стремления. Однако вопрос, что движет человеком, разум или любовь, до сих пор открыт. Современный мир требует от индивида «включения» головы. Но что же важнее из этого? Что двигает человека вперед?

Влияние разума

Мы живем в эру технического прогресса, который ожесточает людей, притупляет чувства и ставит под сомнение мнение о том, что человеком движет желание. Теория мотивации поведения человека преподается отдельным курсом в институтах, исследуется научным сообществом. Но единого мнения по поводу того, что движет человеком, нет. Разум определяется двумя понятиями - это страх и гордость. Именно данные составляющие провоцируют и мотивируют человека к действию. События в жизни, неважно, плохие или хорошие, человек воспринимает, как тормозящие или провоцирующие побуждения к действию в будущем. В свою очередь гордость можно определить как стремление быть впереди, добиваться большего, чем другие, доказать, что ты чего стоишь и можешь быть выше других. Здесь и неудачи, и разочарования могут служить побуждающим сигналом к действию только ради того, чтобы потешить свою гордость. Любое общество функционирует в соответствии с какими-либо правилами или устоями. Однако гордость, являясь лучшей мотивацией, зачастую вынуждает нас действовать наперекор установленным правилам поведения. Получается, что в подобных ситуациях важно само действие.

А что значит любовь?

И если разум - это рациональная мотивация, то чувства - иррациональная мотивация поведения для индивида, это опасные желания, что движут человеком. Люди любят оправдывать свои поступки словами «мне так хочется», «я так люблю» и так далее. Поддаваясь таким порывам, многие действуют необдуманно, импульсивно, при этом не зачастую даже не пытаются думать о последствиях, поддаваясь сиюминутным эмоциям. Нередко можно столкнуться с тем, что, удовлетворяя свои маленькие радости или действуя в определенной ситуации так, как хочется, действия индивида абсолютно не поддаются логике и для других такие поступки могут быть просто необъяснимы. Касаться это может любой сферы жизни: путешествий, выбора партнеров, хобби, профессии и так далее. Можно всю жизнь заниматься архитектурой, а потом все бросить и пойти петь в ресторане только потому, что давно об этом мечтал. Никто не поймет, а нам так хочется, нравится и так далее. Многие считают, что именно любовь движет человеком.

Каков итог?

Получается, что в жизни каждого человека важное место занимают оба критерия. Благодаря и любви, и разуму человек может балансировать всю жизнь. Зачастую человеком движет идея. Ученые уже давно доказали, что самую настоящую радость и чувство «потока», человек получает в первую очередь делая то, что ему по душе, то, что нравится, а по разуму и логике. Поступки, которые мы совершаем «на эмоциях», диктуют нам необъяснимые желания, которые мы стремимся осуществить вопреки принятым нормам, устоям и логике.

Разум или любовь?

Добровольно ни один человек не станет всю свою жизнь действовать только основываясь на том, что ему диктует разум. А для кого-то и вовсе предательство своих сердечных чувств и любви сродни преступлению и возможно только под насильственным влиянием извне. В пример можно привести женитьбу по настоянию родителей, без любви. И древние мыслители, и современные философы придерживаются позиции, суть которой заключается в том, что разум никогда не победит чувства и любовь. И здесь речь идет не о физических влечениях, а о самой искренней глубокой любви, которая идет от сердца. Разум, мотивация не имеют никакого смысла, когда в жизни человека есть любовь, которая занимает все мысли, которая разрывает изнутри, ради которой хочется горы свернуть. Когда мысли не дают покоя ни днем, ни ночью, значит, о каком разуме может идти речь? Философов всех времени и народов интересовал этот вопрос. Рассмотрим самые значимые теории.

О чем писал Платон?

Для Платона движущей силой не только развития конкретного индивида, но и общества в целом, было стремление к познанию, исследованиям, к истине. Истинное удовольствие - это не следование чувствам, только мудрость определяет все поступки и только благодаря ей можно получить истинное удовольствие. Платон писал, что нет никакой альтернативы по силе радости, че радость познания. Можно сделать вывод, что Платон отдавал предпочтение именно разуму, моральному долгу, служению обществу, нежели чувствам и эмоциям.

Теория Фрейда

Иной точки зрения придерживался Зигмунд Фрейд, он считал, что сила, которая заставляет человека действовать - это не что иное, как сексуальные желания людей. И эта мотивационная сил не отпускает человека от самого рождения до самой смерти. Не реализованные хотя бы наполовину сексуальные желания влекут за собой агрессивное поведение. Что движет человеком по Фрейду? Он считал, что большинство людей действуют только ориентируясь на свои «низменные» инстинкты и их поступки не подвластны ни разуму, ни логике. Фрейд придавал большое значение сексуальной жизни человека, считая ее основной всего.

Последователи теории философа и по сегодняшний день призывают всех вокруг заботиться о своей сексуальной жизни, так как благодаря этому можно избежать проявлений агрессии, неврозов, проблем со здоровьем и даже неприятность в общении с людьми. Однако данная теория давно стоит под тенью сомнения, ведь многолетние наблюдения говорят нам о том, что либидо - это еще не истина в последней инстанции. Теория Зигмунда Фрейда заключалась в том, что ведущий инстинкт и мотивационная сила - это инстинкт либидо. Пользуется популярностью теория и по сегодняшний день. Например, многие психотерапевты разрабатывают собственные методики на основе теории Фрейда для выявления проблем в поведении супругов, например. Чтобы поставить им правильный «диагноз», психотерапевт предварительно задает вопросы об интимной жизни, считая, что спасти брак можно только путем восстановления половой жизни партнеров. Во многих случаях такие методики срабатывают. Но не все согласны с этим. В частности, известный австралийский психотерапевт Альфред Лэнгле. И на вопрос о том, что движет человеком, Лэнгле отвечал, что в первую очередь это ощущения и чувства.

Мотивация из негатива

Нередко человеком движут инстинкты, а именно негативные ситуации, различные неприятности, неудобства, трудности, которые не столько побуждают, сколько вынуждают действовать. Самый простой пример, который знаком каждому - это боязнь детей принести из школы плохую оценку за невыполненное домашнее задание или плохое поведение. Здесь работает не только страх плохой оценки, но и осуждения со стороны учителей, боязнь родительского контроля и последующего наказания. Однако негативная мотивация чаще всего краткосрочная и не рассчитана на длительное время. Например, у школьников эта мотивация заканчивается ровно тот момент, когда отменяется наказание. Сразу же пропадает стимул к действию. Негативную мотивацию вызывают следующие факторы: словесное, материальное ил физическое наказание, ограничения свободы или иные лишения, которые носят социальный характер. С возрастом растет и устойчивость человека к негативной мотивации, в то время как для детей и подростков, которые напрямую зависят от родителей или других людей, снисходительное отношение к негативу дается достаточно сложно.

Что мотивирует к саморазвитию?

Какие силы движут человеком в его деятельности? Первое и самое важное, что мотивирует нас заниматься собой и развиваться - это желание реализовать себя в жизни, которое, в той или иной мере, присуще каждому человеку. Здесь речь идет о том, что человек должен постоянно учиться, узнавать что-то новое. Кто-то посещает курсы, повышает квалификацию, изучает что-то новое на протяжении всей своей жизни. Если верить теории Маслоу, то лучший источник мотивации - это страстное желание доказать себе и другим свою компактность в профессиональных вопросах, а также полная реализация себя в определенных сферах жизни. Ученый считал, что главная побудительная сила - это движение к познанию чего-то нового.

В то же время страх перед неопределенностью может тормозить эту мотивацию. Самую большую радость человеку доставляют его собственные новые достижения, желательно с положительным итогом. Что касается неудач, ошибок, критики - здесь происходит торможение активной мотивации, что может сказаться на дальнейшей деятельности человека. Побуждает к действию и пример других успешных и талантливых людей, что может даже сравниться с внутренним удовлетворением своих достижений. Обусловлено это не только достижением целей, известностью, но и признанием со стороны других людей. Только предвкушение новых побед, особенно после череды удачных результатов, побуждает человека делать невозможные вещи.

Основы мотивации

В данной теории речь идет не о факторах, которые непосредственно связаны с конкретной деятельностью. Они определяются как мотивация, которая влияет на внешнее содержание, а не на процесс исполнения. Сюда можно отнести чувство ответственности перед другими людьми, и совсем неважно, родственники это, коллеги или еще кто-нибудь. Также нельзя не упомянуть о желании быть признанным, получить одобрение со стороны других. Никуда без самосовершенствования, мотивации получить определенный статус и социальное положение. И даже самый банальный мотив - это желание избежать неприятных последствий и боязнь получить негативный результат из-за своих же действий и поступков.

Внешняя мотивация

Что касается внешней мотивации, то здесь речь идет не о содержании деятельности, данный фактор не вызывает никакого интереса. В первую очередь - это внешняя привлекательность, здесь речь идет о материальном достатке, признании, социальном статусе и так далее. Получается, во внешней мотивации большое значение имеет оценка деятельности, поведения, поступков со стороны другими людьми. В этом случае для человека максимально важно слышать и осознавать, что его деятельность имеет вес среди других. Слава и признание - вот чего жаждут все.

Какой вывод?

Эффективная деятельность возможна только в том случае, если она базируется сразу на нескольких мотивационных аспектах. Чем больше мотивов движет человеком, тем результативнее будет его деятельность. Поэтому наше стремление к саморазвитию включает в себя каждую из перечисленных теорий в том или ином количестве.

Встречается немало людей, которые приняты многими в своем окружении: отцом и матерью, братьями и сёстрами, друзьями и подругами. И, тем не менее, всего этого им недостаточно до такой степени, что у них преобладают страх и депрессия, истерия и зависимости, агрессия и изоляция. Так случается, когда выясняется, что в их прежнем опыте не было настоящего обращения со стороны других людей: то, что они получали, было, по сути, отвержением, против которого они, вероятно, привыкли бороться.

Но достаточно ли такого объяснения? Может быть, следует искать решение не в прежних отношениях, а в чем-то другом? Такой человек имеет сегодня в своём окружении всё, о чем можно мечтать: много доброжелательности, добросердечности и даже готовности его баловать, но у него нет себя ! Он сам по-настоящему ещё не решился воспользоваться всем этим богатством. Кажется, что у него лёгкая жизнь. Его существование представляется настолько само собой разумеющимся , что как будто бы ничего не стоит. Ему бесплатно подают множество того, что является ценным для жизни – но для него это нечто вроде ненужной благотворительности. Словно бы эта бережно упакованная в вату, комфортная, устроенная жизнь ему по-настоящему не достаётся. Она не становится для него вызовом. Он никогда не удивляется тому, что он вообще есть. Он мог бы узнать о том, например, что можно жить с большим горем, что жизнь продолжается вопреки периодически возникающему ощущению, что всё должно рухнуть. Он мог бы видеть, что жизнь всё это выдерживает, и что вновь открываются новые пространства. Но не видит и не знает. Эта "упакованная в вату устроенная жизнь" душит витальные силы и перекрывает доступ к трем персональным фундаментальным мотивациям: к восприятию (и удивлению), к чувствованию (и эмоциональному отклику) и к чутью в отношении правильного. Если свою жизнь рассматривать как само собой разумеющееся , то любое удивление утрачивается. То, что является само собой разумеющимся, не стоит того, чтобы это эмоционально проживать. То, что является само собой разумеющимся, мы не ощущаем, потому что мы к этому привыкли. Будучи подобным образом "экзистенциально кастрированным" и духовно притуплённым, человек попадает в пустоту и одиночество "экзистенциального вакуума" , в котором, надо надеяться, наконец, возникнет беспокойство.

Чаще встречается противоположный опыт – "кнут" вместо "бережной ватной заботливости" в отношениях между близкими людьми. Есть немало людей, которых никто не принимает, которые путаются под ногами и кажутся лишними. Они никому не нравятся. Где бы они ни находились, они всем мешают. Из-за них мать должна была всем жертвовать, из-за них отец отказался от своей свободы и был вынужден жениться "на этой женщине", из-за них родители не развелись. Их жизнь с самого начала не представляла собой ценности для других, она был обузой. Им незнакомо признание, они знают только издевку. Они все делали "неправильно", их нигде не принимали всерьёз. Сегодня они не выносят похвалы, потому что они не могут в неё поверить. Родители лишили их права быть любимыми, потому что они не соответствуют ожиданиям. От них ожидали чего-то другого. И такими, какими они были, их нельзя было любить. В школе они были агрессивны, беспокойны и у них были плохие отметки. Они курили, проводили время в запретном общении с девочками и мальчиками, а не за домашними заданиями. Их ужасные манеры остались. Они находятся на краю экзистенции, побитые и отвергнутые. Они влачат своё существование в арктическом холоде изоляции, вдали от человеческого тепла. Это социальное существование на краю, которое можно найти во всех социальных слоях. Часто кажется чудом то, что они ещё живы, что они смогли выжить на такой скудной экзистенциальной почве.

В этом случае застывают витальные функции духовной Person: восприятие, эмоциональное чувствование и интуитивное чутье . "Нокаутированная жизнь" человека не даёт никакого повода удивляться тому, что он есть на свете. В его положении он не знает, хочет ли вообще жить. Было бы слишком больно, если бы он действительно подпустил к себе такого рода переживания – они могут разрушить его окончательно. Поэтому он больше себя не чувствует, он стал сам себе чужим, словно "побитая собака", без достоинства, полный отчаяния. Если жизнь такова, то интуитивное чутье замерзает: "Эта жизнь безнадёжна! Разве можно что-то ожидать впереди? Ещё немного подожду, но долго я так не выдержу". Здесь развилось одиночество, которое пронизано опытом отвержения, лишения достоинства. Может быть так, что страх или депрессия, истерия или зависимость завладеют этим человеком. Конечно, в процессе экзистенциального анализа будет установлено, что не весь опыт, этого человека был только отвержением, что в нем содержалось также и обращение, и форма признания, которое его, вероятно, удержало в жизни. Однако этого недостаточно. Этому человеку недостаёт чего-то еще: ему недостаёт самого себя. Решится ли он на свою жизнь?

Ни пряник в первом случае, ни кнут во втором, не дают человеку того, что могло бы питать его персональное бытие. Такого рода голод вызывает сомнения и неуверенность в жизни, неважно, баловали человека или били. Потому что жизнь требует решимости жить . Решимость эта является таким же ее непреложным условием, как еда для жизни тела : несмотря на все обстоятельства, мы должны прожить нашу жизнь вплоть до добровольной или недобровольной смерти (см. Кюн , 1988). В этом вопросе жизнь не спрашивает нашего мнения, она неумолима: "Ты есть здесь. Хочешь ты того или нет. Ты не можешь уйти от этого. Ты должен дотронуться до жизни, принять ее. Если ты не хочешь её принять, то выброси её. Но для этого ты все равно должен до неё дотронуться. Ты не можешь не жить, по крайней мере, до своей смерти, по крайней мере, до самоубийства, хотя бы до него. Ты должен жить – и именно поэтому ты должен решить - умереть или жить! Но жить ты должен, должен, пока не умрёшь. – Итак, решайся!".

Жестокость переживания себя покинутым, как и жестокость подавления заставляет застыть персональные витальные функции. Person становится нечувствительной. Однако её страдания вырастают до уровня экзистенциальной беды только в том случае, если человек, покинутый и преданный другими, к тому же и сам себя предает, оставляет в беде, побитый, бьёт себя сам. Это невероятно тяжело – быть покинутым и, несмотря на одиночество, стоять за себя самого. В нас есть тенденция подражать тому, что делают с нами другие. Нам не нравится больше быть к себе справедливыми, если другие не справедливы к нам. Таким образом, покинутый человек часто является покинутым и самим собой. Покинутый – или ещё ни разу себя не посетивший, ещё ни разу себя не встретивший у основы Бытия. Разве нам всем в какой-то степени не знакома такая покинутость? Хоть мы и родились, хоть и "заброшены" в жизнь, но не встречены ни другими, ни самими собой? Решающий, последний шаг к экзистенциальной жизни исходит от нас самих, а не от других. Снова следует повторить, что обращение со стороны других не заменяет обращения к себе, открытость к моей персональности со стороны близких не заменяет моей собственной открытости в отношении вопросов к миру, жизни и себе самому.

И первый их них - это вопрос Бытия-в-мире .

Разнообразие потребностей человека обуславливает и разнообразие мотивов поведения и деятельности, однако одни мотивы довольно часто актуализируются и оказывают существенное влияние на поведение человека, другие действуют только в определенных обстоятельствах. Рассмотрим главные виды мотивов.

Мотив самоутверждения - стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности - существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.

Мотив идентификации с другим человеком - стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

Стремление походить на кумира - существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется.

Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического "заимствования" энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.). Идентифицируясь с героем, подросток становится смелее.

Наличие образца, кумира, с которым стремились бы отождествлять себя молодые люди и кого пытались бы копировать, у кого бы учились жить и работать, - важное условие эффективного процесса социализации.

Мотив власти - стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими - это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив.

Менеджера к деятельности может побуждать не стремление принести пользу обществу в целом или отдельному коллективу, не чувство ответственности, т. е. не социальные мотивы, а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на завоевание или удержание власти и составляют угрозу как для дела, так и для структуры, которую он возглавляет.

Процессуально-содержательные мотивы - побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними, или экстринсизными. В случае же действия процессуально-содержательных мотивов человеку нравятся и побуждают к активности процесс и содержание определенной деятельности.

Например, человек занимается спортом, потому что ему просто нравится проявлять свою физическую и интеллектуальную активность (смекалка и нестандартность действий в спорте также являются существенными факторами успеха). Индивида побуждают заниматься спортом процессуально-содержательные мотивы в том случае, когда вызывают удовлетворение процесс и содержание игры, а не факторы, которые не связаны со спортивной деятельностью (деньги, самоутверждение, власть и т. п.).

Смысл деятельности во время актуализации процессуально-содержательных мотивов заключается в самой деятельности (процесс и содержание деятельности являются тем фактором, который побуждает человека проявлять физическую и интеллектуальную активность).

Экстринсивные (внешние) мотивы - такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия зкстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например престиж или материальные факторы). Рассмотрим некоторые виды зкстринсивных мотивов:

* мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми;
* мотивы самоопределения и самоусовершенствования;
* стремление получить одобрение других людей;
* стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация). При отсутствии интереса к деятельности (процессуально-содержательная мотивация) существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятельность, - к отличным оценкам, к получению диплома, к славе в будущем;
* мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация) - это побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности.

Если в процессе деятельности экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными, т. е. интересом к содержанию и процессу деятельности, то они не обеспечат максимального эффекта. В случае действия зкстринсивных мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней (например, престиж, слава, материальное благополучие), а этого часто недостаточно для побуждения к деятельности.

Мотив саморазвития - стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.

Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития.

Таким образом, человек часто как будто "разрывается между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности". С одной стороны, он стремится к чему-то новому, а с другой - страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают его движение вперед.

А. Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели.

Саморазвитие, движение вперед часто сопровождаются внутриличностным конфликтом, но не являются насилием над собой. Движение вперед - это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений.

Когда удается актуализировать у человека мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности. Талантливые тренеры, учителя, менеджеры умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим ученикам (спортсменам, подчиненным) на возможность развиваться и совершенствоваться.

Мотив достижения - стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

Мотивация достижения (и поведение, которое направлено на высокие результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности. Кто-то выбирает сложные задачи по математике, а кто-то, наоборот, ограничиваясь скромными целями в точных науках, выбирает сложные темы по литературе, стремясь достичь именно в данной области высоких результатов. Что же определяет уровень мотивации в каждой конкретной деятельности? Ученые выделяют четыре фактора:

1. значимость достижения успеха;
2. надежда на успех;
3. субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;
4. субъективные эталоны достижения.

Просоциальные (общественно значимые) мотивы - мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом. В случае действия просоциальных (общественно значимых) мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями.

Личности, которая побуждается к деятельности просоциальными мотивами, присущи нормативность, лояльность к групповым стандартам, признание и защита групповых ценностей, стремление реализовать групповые цели. Ответственные люди, как правило, являются более активными, чаще и добросовестнее выполняют профессиональные обязанности. Они считают, что от их труда и усилий зависит общее дело.

Менеджеру довольно важно актуализировать корпоративный дух среди своих подчиненных, поскольку без идентификации с группой (фирмой), а именно - с ее ценностями, интересами, целями достичь успеха невозможно.

Общественный деятель (политик), который больше других идентифицируется со своей страной и живет ее проблемами и интересами, будет более активным в своей деятельности, будет делать все возможное ради процветания государства.

Таким образом, просоциальные мотивы, связанные с идентификацией с группой, чувством долга и ответственностью, являются важными в побуждении человека к деятельности. Актуализация у субъекта деятельности этих мотивов способна вызывать его активность в достижении общественно значимых целей.

Мотив аффилиации (от англ. affiliation - присоединение) - стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения. Аффилиативное общение - это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку.

Индивид, однако, может общаться и потому, что пытается уладить свои дела, установить полезные контакты с необходимыми людьми. В таком случае общение побуждается другими мотивами, является средством удовлетворения других потребностей личности и с аффилиативной мотивацией ничего общего не имеет.

Целью аффилиативного общения может быть поиск любви (или, во всяком случае, симпатии) со стороны партнера по общению.

Негативная мотивация - побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Например, школьника к учебе могут побуждать требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки. Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и является принудительной. Ученик или студент перестает учиться самостоятельно, начинает списывать или даже заказывает готовые работы, к примеру, тут diplomade.ru .

В случае действия негативной мотивации человека побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать. Он рассуждает так: "Если я этого не сделаю, то меня ожидают неприятности". Вот что побуждает к деятельности под влиянием негативной мотивации.

Формы негативных санкций, которые можно применять и которые способны актуализировать негативную мотивацию, разнообразны:

* вербальное (словесное) наказание (осуждение, замечание и т. п.);
* материальные санкции (штраф, лишение привилегий, стипендии);
* социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой, социальный остракизм);
* лишение свободы;
* физическое наказание.

Основным недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния: они стимулируют к деятельности (или сдерживают от нежелательных поступков) только на период их действия.

Негативная мотивация тем сильнее влияет на человека, чем больше его уверенность в неизбежности наказания.

Таким образом, негативная мотивация, в том числе и наказание, - достаточно сильный мотивационный фактор, который способен побуждать человека к деятельности, однако не лишенный многих недостатков и нежелательных последствий.
Действующие и потенциальные мотивы

Мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность человека, называются действующими. Мотивы, находящиеся внизу мотивационной иерархии, незначительно влияющие на активность человека и часто вообще не проявляющиеся, называются потенциальными, поскольку в данный конкретный промежуток времени они не совершают побуждающего влияния, но могут актуализироваться при определенных обстоятельствах.

Под влиянием некоторых факторов потенциальные мотивы приобретают побуждающее значение (становятся действующими мотивами). Например, после разговора с менеджером у подчиненного социальный мотив (ответственность), который был пассивным (не побуждал к деятельности), приобретает большее побуждающее значение и становится действующим.
Динамичность иерархии мотивов

Иерархия мотивов не является абсолютно стабильным мотивационным комплексом, она меняется со временем и возрастом (в зависимости от обстоятельств и влияния людей). Например, подчиненного побуждают к труду требования менеджера и стремление избежать неприятностей. Позже этот мотив имеет меньшее влияние на его деятельность, а ведущее значение может приобрести познавательный мотив.

Мотивационная сфера является достаточно динамичной: значение и влияние отдельных мотивов меняются (соответственно, меняется и иерархия мотивов). Различные факторы могут изменять эту иерархию, однако, невзирая на динамичность мотивационной сферы, каждому человеку присуща относительная стабильность иерархии мотивов. Можно утверждать, что мотивы, которые побуждают нас к деятельности, являются относительно устойчивыми, неизменными в течение определенного промежутка времени. Относительная стабильность иерархии мотивов предопределяется тем, что личность в целом и мотивы в частности (но не мотивация, которая зависит и от ситуативных факторов) не так уж легко подвергаются изменению. И если изменить или развить мотивационную сферу ребенка относительно легко, то сделать это со взрослым человеком значительно сложнее.

Таким образом, несмотря на влияние различных факторов, которые способны изменить иерархию мотивов, есть основания считать ее относительно стабильной.

Деятельность побуждается не одним, а несколькими мотивами. Чем больше мотивов детерминируют деятельность, тем выше общий уровень мотивации. Например, когда деятельность побуждается пятью мотивами, то общий уровень мотивации обычно выше, чем в случае, когда активность человека детерминируют только два мотива.

Многое зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов. В большинстве случаев, однако, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации.

Следовательно, общий уровень мотивации зависит:

* от количества мотивов, которые побуждают к деятельности;
* от актуализации ситуативных факторов;
* от побуждающей силы каждого из этих мотивов.

Опираясь на указанную закономерность, менеджер, стремясь усилить мотивацию своих подчиненных, должен выполнить три условия:

1. задействовать (актуализировать) как можно большее число мотивов;
2. увеличить побуждающую силу каждого из этих мотивов;
3. актуализировать ситуативные мотивационные факторы.

Такая закономерность касается также мотивационной саморегуляции. Когда необходимо выполнить определенную деятельность, но не хватает мотивации, следует активизировать (задействовать) дополнительные мотивы, которые способны повысить общий уровень мотивации.