Цепь для пиления вдоль волокон. Заточка цепи для продольного пиления

Заточить цепь бензопилы легко. Правда, при условии использования специальных инструментов. Без них справиться с задачей невозможно: у цепи пилы очень сложная геометрия.

Выполняется заточка цепи бензопилы для продольного пиления по мере необходимости. Чем интенсивнее используется пила, тем быстрее затупляется ее цепь. В ряде случаев на протяжении дня нужно выполнять несколько заточек. Быстрее всего шина теряет остроту при контакте с почвой. Достаточно несколько раз зацепить ею грунт, как стружка становится мелкой, и инструмент отказывается углубляться в древесину.

Своевременная заточка цепи бензопилы для продольного пиления не только ускоряет работу, но и продлевает срок службы цепи. Определить момент, когда ее нужно точить, несложно. О затупленных зубьях свидетельствует необходимость увеличивать усилие подачи во время пиления. Тупую цепь также можно распознать по мелкой стружке – в идеале из-под шины должна вылетать крупная толстая стружка.

Нюансы заточки

Решив купить бензопилу, вы не пожалеете – там продаются качественные устройства, способные прослужить много лет. Главное – не забывайте вовремя точить цепь пилы.

Для получения идеальных режущих свойств лезвиям зубьев придаются те или иные углы. Спинка зуба, спадающая назад, формирует угол лезвия (задний). Он необходим для врезания цепи в древесину. Лопатка, сужающаяся назад, нужна для срезания стружки сборку. Иными словами, каждый угол играет свою роль.

Угол заточки цепи можно менять, отталкиваясь от особенностей ее применения. Например, для продольного пиления он должен составлять 10 градусов.

Общие правила заточки

Внутренние контуры цепи бензопилы по форме напоминают окружность. Для их заточки используется небольшой круглый напильник. Его необходимо держать уверенной рукой и под определенным углом. Верхний край напильника по отношению к грани зуба должен выступать примерно на 20% диаметра инструмента. Подбирая диаметр напильника, нужно отталкиваться от шага цепи.

Одним напильником вам не обойтись. Затачивая цепь, используйте специальный набор, продающийся в комплекте с бензопилой или купленный отдельно. Наборы такого рода состоят из крючка для очистки цепи от стружки, круглого напильника и плоского напильника, применяемого во время стачивания ограничителя глубины.

Первые ручные бензопилы появились в 1920-х. На них устанавливались цепи с прямыми и плоскими зубьями – такая цепная система не отличалась высокой эффективностью и была весьма трудоемкой в обслуживании. В 1947 году Джозеф Кокс предложил новый тип цепи. Ее форма была Г-образной, за счет чего удалось многократно повысить производительность бензопил, и обеспечивала простоту заточки. В результате цепь Кокса достаточно быстро вытеснила с рынка всех своих конкурентов. В настоящее время большинство бензопил снабжаются именно такими цепными системами - они имеют характерный серпообразный режущий профиль и позволяют эффективно работать с любым типом древесины.

Конструкция пильной цепи

Концепция , предложенная Джозефом Коксом оказалось настолько удачной, что не претерпела практически никаких конструктивных изменений. По большому счету усовершенствования коснулись лишь системы смазки инструмента, а также борьбы с обратной отдачей и вибрациями.

Любая пильная цепь состоит из звеньев трех типов :

  1. Режущие

Это наиболее сложная деталь цепной гарнитуры. Ее конструкция включает ограничитель глубины пропила и режущий элемент с контурным углом резки.

  1. Ведущие

Такие звенья еще называют хвостовиками. Через ведущую звездочку они передают вращение от двигателя пилы на цепь, обеспечивая ее стабильное положение на шине.

  1. Соединительные

Предназначены для соединения режущих и ведущих элементов.

Главными в цепной системе являются . Они бывают лево- и правосторонними, а их режущие грани выступают за плоскость шины, что обеспечивает свободный распил с минимальным сопротивлением резке. Цепные зубья (резцы) работают по принципу рубанка – чем дальше будет выдвинута верхняя режущая кромка, тем крупнее будет распил.

Резцы пильной цепи различаются на два основных типа :

  1. Чизель (англ.chisel – долото, резец)

Обладают высокой производительностью и обеспечивают хорошую скорость пиления. Конфигурация таких резцов обеспечивает меньшую площадь контакта с древесиной при распиле, благодаря чему снижается сопротивление последней. Недостатками цепных зубьев чизельного типа являются высокая чувствительность к абразивной среде, а также сложность и трудоемкость процесса заточки.

  1. Чиппер (англ. сhipper – рубить в щепу)

Серпообразный профиль чипперных резцов менее эффективен из-за увеличенной площади контакта при распиле. С другой стороны чипперы очень удобны в обслуживании, поскольку скругленный угол резца не так болезненно реагирует на погрешности при затачивании.

Цепи с чипперными звеньями предпочтительно использовать при резке загрязненной древесины.

Основные параметры

Пильные цепи принято различать по :

  • направлению распила (продольные и поперечные);
  • габаритам (длине и размеру элементов цепной гарнитуры);
  • конструктивным особенностям;
  • порядку следования режущих звеньев.

Распил древесины вдоль волокон вызывает большее сопротивление, нежели поперек. В виду востребованности обоих видов распиловки производится два вида пильных цепей – продольные и поперечные. Они отличаются углом атаки резцов. В результате при продольном распиле повышается производительность пилы, а при поперечном сглаживается «агрессивность» инструмента. Ну а вместе с последней снижает уровень вибраций и уменьшается нагрузка на двигатель.

При невысоких требованиях к качеству продольный распил можно выполнять мотопилой с поперечной цепью.

Представленных сегодня на рынке, имеют различные габариты. Одним из главных параметров пильной цепи является количество звеньев, т.е. длина цепи. Кроме того, цепные системы имеют определенный шаг. Он измеряется расстоянием между тремя последовательно соединенными звеньями, деленным на два.

Классификация пильных цепей по шагу

В зависимости от значения шага пильные цепи различаются на 5 классов :

  1. 0,25 (1/4)’’

Малый шаг имеют цепи, устанавливаемые на одноручные мотопилы. Такой инструмент не отличается мощностью, однако позволяет выполнять точные работы, т.ч. в труднодоступных местах.

  1. 0,325’’ и 3/8’’

Цепи с такими значениями шага получили наиболее широкое применение. Свыше 80% производимого в мире инструмента снабжаются именно такими цепными гарнитурами.

  1. 0,404’’ и 3/4’’

Крупные цепные гарнитуры устанавливаются на большие пилы с повышенной производительностью – валочные системы, харвестерное оборудование и т.п.

Очевидно, что чем больше размеры звеньев цепи, тем большей производительностью она обладает. При этом следует помнить о том, что и распил будет шире, а значит, для преодоления сопротивления древесины резке понадобится большая пила.

Классификация по толщине хвостовика

Толщина ведущих звеньев является вторым по значимости параметром цепи. Он должен совпадать с размером паза шины, по которому в процессе работы скользит последняя. За счет этого повышается надежность посадки и исключается риск ее соскока в процессе работы. Сам же ход цепи при этом выполняется плавно, без лишних рывков и вибраций.

Мировые производители пильных цепей выпускают гарнитуры 5 основных типоразмеров :

  • 1,1 мм (миниатюрные цепи для мини-пил);
  • 1,3 мм (наиболее востребованы, т.к. устанавливаются на );
  • 1,5 мм (устанавливаются на пилы высокой мощности и производительности);
  • 1,6 и 2 мм (цепи с толстыми хвостовиками устанавливаются на профессиональных и промышленных пилах).

Высота профиля, глубина резки и объем двигателя пилы

В зависимости от высоты режущей кромки, расположенной над плоскостью направляющей шины пильные цепи различаются на высоко- и низкопрофильные. Первые обеспечивают максимальную производительность, тогда как вторые имеют увеличенную площадь опоры режущего звена, вследствие чего дают тонкую стружку и являются более безопасными в работе.

Глубиной резки называют величину зазора между верхней гранью резца и ограничителем пропила, который регулирует толщину стружки. Наиболее востребованы пильные гарнитуры с зазорами 0,025’’ и 0,03’’, тогда как цепи со значением этого параметра до 0,07’’ применяются в составе агрегатов машинной валки леса. Именно глубина резки определяет производительность цепной гарнитуры. Однако, чем большей она будет, тем сильнее пила будет вибрировать при работе. С целью уравновесить показатели производительности и вибраций на цепи с большим шагом производители устанавливают режущие зубья с минимальной глубиной и наоборот .

Объем двигателя пилы имеет самое прямое отношение к . Если последняя будет установлена на слишком мощный инструмент, то будет подвержена повышенным нагрузкам и выйдет из строя гораздо раньше положенного срока. Поэтому при покупке цепной гарнитуры следует внимательно изучить технические характеристики самой пилы.

Порядок следования режущих звеньев

В списке основных параметров пильных цепей также находится порядок следования режущих звеньев. В стандартной конструкции на каждый из резцов приходится по паре хвостовиков. В цепи же с полупропуском каждый третий резец заменен ведущим звеном, а в гарнитурах с полным пропуском – каждый второй. Цепи второго и третьего типа не производятся – они изготавливаются кустарным методом из заводской продукции.

Гарнитуры с пропуском и полупропуском стоят значительно дешевле стандартных, однако уступают им в производительности, надежности и удобстве в работе.

Система смазки пильных цепей

От качества напрямую зависит надежность и эффективность последней. С целью обеспечения нормальной работы инструмента производители снабжают его масляным насосом, который подает масло на режущую систему через специальные отверстия. За равномерное распределение масла отвечает сама цепь – ее хвостовики, проходя через звездочку, захватывают смазку, которая в результате движения гарнитуры растекается по ней и шине пилы. Нередко для повышения эффективности смазывания в ведущих звеньях с помощью фрезы или сверла выполняются специальные каналы, а в соединительных – дополнительные углубления.

Система смазки мотопилы работает на снижение разрушающего эффекта трения и, конечно же, нагрева. Это значительно увеличивает срок службы как цепной гарнитуры, так и инструмента в целом. Поэтому пользователь должен контролировать процесс смазывания. Если при разгоне цепи на линии распила отсутствует масляный след, это означает, что пила перегревается, а сама цепь может достаточно быстро затупиться, а то и вовсе лопнуть .

С целью повышения смазывающего эффекта мировые производители выпускают масла для пил на органической основе. Стоят они несколько дороже, однако обеспечивают в четверть меньший расход, а при выделении в окружающую среду саморазлагаются в течение нескольких часов.

На современные бензопилы можно устанавливать цепи и шины с различными параметрами. Однако перед покупкой новой гарнитуры для конкретной модели, следует удостовериться, что ее система смазки справится со своими функциями при работе.

Вибрация и отдача при распиле

Ни первого, ни второго при работе с бензопилой не избежать, однако можно снизить их интенсивность. возникает вследствие столкновения резцов с древесиной. В момент контакта режущей кромки с деревом она на долю секунды оказывается зажатой между ним и шиной. Часть ударной энергии через гарнитуру, ведущую звездочку и корпус пилы передается на руки пользователя.

Для уменьшения эффекта отдачи вследствие вибраций при распиле древесины используются :

  • скошенный ограничитель пропила (обеспечивает мягкое движение цепи за счет плавного соскальзывания древесины с резца);
  • амортизационные выступы на хвостовиках и соединителях (способствуют погашению вибрации при ее передаче на звездочку);
  • скошенная либо завышенная пятка резца (обеспечивает проседание цепи в момент удара, что способствует не только гашению вибрации, но и снижению износа цепной гарнитуры и пильной шины).

Благодаря применению этих конструктивных элементов в цепи существенно уменьшается риск травматизма при отскакивании пилы вследствие контакта носка шины с твердой поверхностью.

Обслуживание пильных цепей: основные моменты

Пильная гарнитура, шина и ведущая звездочка являются расходными материалами. Поэтому наиболее важные вопросы при покупке инструмента и гарнитуры к нему касаются надежности и долговечности. Во многом они зависят от типа и интенсивности работ, которые будет выполнять пользователь. Не менее важную роль играют:

  • смазка гарнитуры;
  • обкатка и натяжка цепи;
  • заточка резцов;
  • уход за инструментом.

Обкатка цепной гарнитуры выполняется путем ее замачивания на некоторое время в масле с последующим кратковременным прогоном на холостых оборотах и регулировкой натяжения. Если цепь будет натянута недостаточно, она будет постоянно соскакивать, тогда как перетяжка приводит к увеличению нагрузки на цепь и ее преждевременному износу.

Вследствие интенсивной резцы пильной цепи затупляются. Чтобы каждый раз не приходилось покупать новую гарнитуру, пользователь может выполнить заточку режущих элементов самостоятельно. При этом необходимо четко соблюдать соответствие остроты углов резца и высоты ограничителя заводским параметрам. Кроме того, нужно проследить, чтобы все режущие звенья цепи были заточены одинаково. В противном случае снизится производительность инструмента либо усилится вибрация и нагрузка на двигатель пилы.

Еще одним важным моментом при работе с бензопилой является контроль целостности цепи. При возникновении малейших трещин, потертостей или повреждений ее следует заменить. В завершение отметим, что только грамотный подбор, а также своевременный и правильный уход за инструментом и гарнитурой может обеспечить нормальную производительность, долговечность, надежность и, разумеется, безопасность бензопилы.

Сервисное обслуживание бензопилы, видео

Первые бензопилы появились в начале ХХ века.Устанавливаемые на них цепи с зубьями прямыми и плоскими, как у современныхножовок, отличались малой эффективностью, быстро тупились и требовали оченьтрудоемкого обслуживания. Например, при заточке приходилось учитывать, что зубьяделятся на подрезающие, режущие и скалывающие, имеют различные режущие углы иориентацию по отношению к направлению движения (могут быть отклонены влево,вправо или расположены по центру).

Нет сомнений, что попытки модернизации цепей предпринималисьнеоднократно, но лишь одна из них завершилась успехом. Разработанная ДжозефомКоксом и реализованная в металле в 1947 году новая цепь для универсальногопиления с контурным углом резания Г-образной формы благодаря повышеннойпроизводительности и упрощенной заточке очень быстро вытеснила своюпредшественницу с рынка, и теперь практическ все пильные цепи «щеголяют» характерным серпообразным профилем режущих звеньев.

Технические параметры пильных цепей

Подбирая цепь для мотопилы , обращаютвнимание на такие ее характеристики, как назначение, шаг, толщина ведущегозвена, высота профиля и глубина резания.

Известно, что распиловка древесины вдольволокон более трудоемка, нежели поперек, и для достижения наилучшего результатажелательно использовать цепи, соответствующие поставленной задаче.

Основное различие между цепями продольного и поперечноготипа – углы атаки режущих звеньев. Для цепей поперечного пиления они составляют25–35 градусов, у продольных углы более острые – от 5 до 15 градусов.

Использование цепей несообразно их целям грозит либозаниженной производительностью (если поперечную распиловку проводят продольнойцепью), либо повышенной «агрессивностью», сильной вибрацией и дополнительнойнагрузкой на двигатель. Однако многие пользователи предпочитают не тратить времяна замену цепи и продольные резы ведут той же цепью, что и поперечные, особенноесли «качество» получаемого пропила не требует соответствия «высшему» уровню.Поэтому цепи для продольного пиления востребованы в меньшем количестве, да ипроизводятся они в объеме, соразмерном спросу. Неудивительно, что купить такуюцепь гораздо сложнее, чем поперечную. И вопрос их приобретения становитсядействительно актуальным, если предполагается использование особых станков вродемини-пилорам.

Чем больше шаг цепи, тем крупнеесоставляющие ее звенья и тем выше ее производительность.

Шаг цепи – расстояние между тремяпоследовательно расположенными заклепками, деленное на два. Это определяющийпараметр, и в зависимости от его значения все существующие цепи подразделяютсяна пять групп с шагом 1/4″, 0,325″, 3/8″, 0,404″ и 3/4″.

Шаг 1/4″ (6,35 мм) присущ миниатюрнымцепочкам, устанавливаемым на маломощные одноручные пилы. Правда, в России имипрактически не пользуются.

Цепи с шагами 0,325″ (8,25 мм) и 3/8″ (9,3 мм) – наиболее распространенные варианты. Более 80%производимых по всему миру пил комплектуются именно ими.

Шаги 0,404″ (10,26 мм) и 3/4″ (19,05 мм) отличают цепи с более крупными звеньями и повышеннойпроизводительностью. В течение нескольких десятилетий ими комплектовали пилыроссийского производства, но сейчас устанавливают лишь на мощные валочные пилы ихарвестерное оборудование.

Шаг традиционно измеряют в дюймах, а записывают так: трицифры – обычными, а две – десятичными дробями. Это необходимо во избежаниепутаницы. В частности, результат перевода 3/8″ в десятичную дробь составляет0,375″ – разница с предыдущим стандартом (0,325″) всего в одной цифре.

Чем больше шаг цепи, тем крупнее составляющие ее звенья итем выше ее производительность. Но, с другой стороны, тем шире пропил, и дляпреодоления сопротивления резанию требуется более мощная пила. У цепей смаленьким шагом другие преимущества – большее число зубьев на единицу длины,плавное движение в пропиле и, соответственно, сниженная вибрация. Да и рез у нихполучается чище.

Толщина ведущего звена (хвостовика) –второй по значимости параметр. Во время работы цепь скользит в пазу шины, и этоскольжение должно быть плавным, без зацепов и в то же время без лишней«болтанки». Одним словом, толщина хвостовика и толщина паза должны строгосоответствовать друг другу, повышая надежность посадки цепи и исключаявероятность ее «соскока». Международным сообществом производителей предусмотренопять стандартных размеров, измеряемых в дюймах или миллиметрах (кому какудобнее): 1,1 мм (0,043″), 1,3 мм (0,050″), 1,5 мм (0,058″), 1,6 мм (0,063″) и2,0 мм (0,080″).

1,1 мм – столь тонкие ведущие звеньяхарактерны для самых миниатюрных цепей и пил соответствующего размера.

1,3 мм – пожалуй, наиболее востребованныйразмер, свойственный бытовым и полупрофессиональным цепям.

1,5 мм – занимает второе место повостребованности. Ставится на более мощные и производительные пилы.

1,6 мм и 2,0 мм – такиетолстые хвостовики встречаются лишь на цепях для высокопрофессиональных пил.

Высота профиля . Пильные цепи бывают высоко-или низкопрофильными в зависимости от высоты режущей кромки над плоскостьюнаправляющей шины. Первые используют в профессиональных целях для получениямаксимальной производительности. Вторые устанавливают на бензопилы любительскогокласса, так как благодаря увеличенной площади опоры у режущих звеньев исниженной толщине срезаемой стружки они более безопасны.

Глубина резания – величина зазора между верхней гранью зубаи ограничителем пропила, регулирующая толщину стружки. Чаще всего встречаютсяобразцы с зазорами в 0,025″ (0,635 мм) и 0,030″ (0,762 мм), реже – с зазорами до0,070″ (1,778 мм), но они предназначены для агрегатов машинной валки леса.

Глубина резания в значительной степени определяетпроизводительность цепи, скорость ее пиления. Чем больше зазор – тем вышепроизводительность. Но в погоне за эффективностью не стоит забывать о вибрации:цепи с маленькой глубиной резания в пропиле движутся мягче, меньше «дергаются».Поэтому производители, стремясь уравновесить вибрацию и производительность,очень часто на цепи с большим шагом устанавливают резцы с минимальной глубинойрезания, и наоборот.

Объем двигателя . Этот параметрхарактеризует пилу и, казалось бы, к самой цепи никакого отношения не имеет.Однако в каталогах и кратких аннотациях к цепям нередко приводятся объемыдвигателей, на работу с которыми они рассчитаны. И эти рекомендации следуетсоблюдать. Цепь, установленная на чересчур мощный для нее двигатель, будетиспытывать большие нагрузки и выйдет из строя раньше времени, так и не выработавсвой моторесурс. Вариант ми нагрузками на мотор и другие важные узлы самой пилы.

Составные части цепи

Любую пильную цепь составляют звенья трех типов: режущие,ведущие (хвостовики) и соединительные. Прочность соединения обеспечиваютзаклепки.

Режущее звено – пожалуй, наиболее сложнаядеталь пильной цепи, состоящая фактически из двух частей: ограничителя глубиныпропила и режущего элемента с контурным углом резания Г-образной формы.

Верхняя режущая грань звена всегда шире самой цепи и шины,благодаря чему пропил получается достаточно свободным, а сопротивление резаниюминимально. Работает зубец по принципу рубанка: чем дальше выдвинут нож (верхняярежущая кромка) над плоскостью рубанка (ограничитель резания) – тем толщестружка.

Рабочие характеристики режущего звена определяютмногочисленные факторы, а именно: угол заточки верхней грани и ее рабочий,режущий угол, угол боковой грани (угол атаки) и высота ограничителя резания. Призаточке значения всех этих параметров необходимо четко выдерживать, так как даженебольшое изменение может привести к негативным последствиям.

Режущие зубья бывают правосторонними и левосторонними, и нацепи их укрепляют поочередно. Но в целом резцы подразделяют на типы взависимости от их профиля. При внимательном изучении «фигур», образуемыхверхними и боковыми гранями, можно выделить два «граничных» варианта: «семерку»с острым углом между кромками и закругленный «серп». Первый вариант называютчизель (от англ. chisel – резец, долото), второй – чиппер (от англ. to chip –рубить в щепу).

Чизельные зубцы отличаются высокими производительностью искоростью пиления. За счет своей конфигурации они имеют меньшую площадь контактас древесиной при работе, что уменьшает сопротивление резанию. Этопрофессиональный вариант, но он очень чувствителен к абразивной среде, быстротупится при работе с «грязной» древесиной, а при заточке требует четкой выдержкивсех углов и параметров.

Серпообразный профиль – чиппер – менее эффективен, так какплощадь контакта с древесиной у него несколько больше, но и ухаживать за нимнамного легче – скругленный угол не столь болезненно отзывается нанезначительные погрешности при заточке. Подобные звенья хороши при работе сзагрязненной древесиной.

Все остальные варианты профилей – различные модификации двухописанных выше.

Верхнюю и боковую грани режущего элемента обычно покрываюттонкой пленкой какого-либо твердого металла. Чаще всего это хром, но поройприменяют никель-фосфорный сплав. Нанесенное гальваническим методом покрытиезначительно улучшает антифрикционные свойства деталей, повышает износостойкость,твердость и, по сути, выполняет всю основную работу по перерубанию древесныхволокон. Стальная же «сердцевина» служит подложкой или основой под покрытие.

Ведущие звенья (хвостовики) обеспечиваютдвижение цепи, передавая вращение от двигателя через ведущую звездочку, а такжестабильное положение цепи на пильной шине. При этом цепь передвигается поспециальному пазу, предусмотренному в конструкции направляющей шины. «Побочной»обязанностью ведущего звена является распределение смазки от ведущей звездочки(куда ее подает масляный насос) по всей шине и цепи. Следует отметить, чтоколичество хвостовиков играет основную роль в обозначении длины цепи дляопределенной длины пильной шины, что облегчает правильный выбор и соответствиетипоразмеру.

Соединительные звенья , соответствуя своемуназванию, объединяют режущие и ведущие части в единое целое, именуемое пильнойцепью.

Режущее звено

Параметры режущего звена

Глубина резания

Угол заточки верхней грани

Режущий угол

Угол боковой грани

Типы режущих звеньев

Режущее звено чизельного типа

Режущее звено чипперного типа

Порядок следования звеньев

Стандартный

С полупропуском

С пропуском

Технологические усовершенствования

Разработанная Джозефом Коксом концепция режущего звена малоизменилась за прошедшие годы. Конечно же, ее пытались модернизировать, но всепредпринимаемые усовершенствования касались либо системы смазки, либо борьбы свибрацией и обратной отдачей.

Система смазки . Смазка цепи и шины – оченьважный фактор. Конструкция цепных пил включает насос, подающий масло из бака крежущей системе через специальные отверстия. А вот дальше его распределяет самацепь. Хвостовики, проходя звездочку, «захватывают» смазку и «растаскивают» ее повсей шине и цепи. Нижнюю часть им для того и оформляют в виде крючка – чтобы«хватали» побольше, а «теряли» поменьше. Для дополнительного удержания смазки вхвостовиках высверливают специальные отверстия или фрезеруют каналы. В системесмазки нередко задействуют и соединительные звенья – в них делают дополнительныеуглубления для смазки.

Обильная смазка снижает трение и нагрев, тем самым не толькоувеличивая ресурс работы каждого элемента, но и снижая растяжение цепи. Так чтопостоянный контроль над процессом смазки – в интересах каждого пользователя.Осуществляется он достаточно просто: при разгоне цепи микроскопические каплимасла (если оно подается в достатке) образуют масляный след в виде полосы налюбой светлой поверхности (например, на стволе дерева, который собираютсяпилить), если поднести к ней конец шины. Отсутствие следа – тревожный сигнал,указывающий на отсутствие смазки и требующий немедленного решения проблемы(проверки наличия масла, чистки паза шины, регулировки насоса и т.д.). И ещеодин момент: современные бензопилы допускают установку цепей и шин различнойдлины, но прежде чем задействовать новую гарнитуру, необходимо убедиться, чтомасляный насос справится с ее «обработкой».

Для совершенствования процесса смазки многие производители вРоссии предлагают специальные масла. Они изготовлены на растительной основе(например, рапса) с использованием полимерных добавок, самонейтрализующихся втечение двух часов при попадании на растения и почву. Помимо экологическихпреимуществ, смазывающие свойства этих масел на 30% выше, чем у автомобильных.Да и расход у них примерно на 25% меньше.

Борьба с вибрацией и обратным ударом .Вибрация опасна тем, что в результате ее длительного воздействия (как этобывает, например, у профессиональных вальщиков) может развиться так называемыйсимптом Рейно: в результате ухудшения кровоснабжения кончики пальцев теряют своючувствительность, болезненно реагируют на температурные изменения.

Стремление производителей снизить вредное влияниевысокочастотных колебаний сводится в основном к разработке специальныхамортизирующих деталей. Причиной вибрации являются постоянные столкновениярежущих зубьев с древесиной. В момент, когда резец ударяется рабочей кромкой одревесину, он на какую-то долю секунды останавливается, будучи зажат междудеревом и направляющей шиной. При этом часть энергии удара волной передаетсячерез цепь и ведущую звездочку на руки оператора. Еще часть также через цепьсообщается направляющей шине и, опять же, рукам оператора. Если снизить силуудара, то понизится и уровень вибрации.

Снижению тряски способствует скошенный ограничитель пропила– благодаря ему цепь движется мягче, дерево более плавно соскальзывает срежущего зуба. Этой же цели служат и специальные амортизационные выступы наведущих и соединительных звеньях.

Еще один эффективный способ – скошенная или завышенная пяткарежущего звена. Такая конструкция позволяет пильной цепи слегка просесть вмомент удара режущего зуба о древесину, и звено не сразу бьет по шине, да и силаэтого удара заметно снижена. В результате уменьшается не только вибрация, но иизнос шины и цепи.

Эти конструктивные элементы призваны помогать и при обратномударе – ситуации, возникающей, когда пользователь касается какой-либо твердойповерхности носком шины при движущейся цепи (если проводить аналогию с часовымциферблатом – сектором «от 12 до 3 часов»). При этом пила резко отскакивает,создавая травмоопасный момент. Скошенный ограничитель резания и амортизационныевыступы минимизируют этот эффект.

Порядок следования звеньев

Пильные цепи классифицируют, ориентируясь на их габариты,конструктивные особенности и на порядок следования звеньев. Он может бытьстандартным, с полупропуском или пропуском. В первом случае на каждый резецприходится два ведущих звена. Во втором – каждое третье режущее звено замененосоединительным. И, наконец, в третьем случае на месте каждого второго режущегозвена установлено соединительное.

Приобрести готовую цепь с «нестандартным» чередованиемзвеньев практически невозможно – в магазинах они не встречаются. Другое дело,если цепь клепают самостоятельно. Искусственно завышенное расстояние междурезцами уменьшает их количество, а, следовательно, снижает себестоимость. Однакоувеличение этой дистанции усиливает вибрацию, снижает производительность искорость пиления.

Уход и обслуживание пильных цепей

Пильная гарнитура – то есть цепь, шина и ведущая звездочка –это расходный материал, и, естественно, при приобретении пользователя интересуетвопрос: надолго ли этого материала хватит? Но здесь точного ответа несуществует, так как «срок годности» вышеозначенных деталей во многом зависит оттипа работ, которые будут выполнять с их помощью, от степени ухода за ними ит.п. Загрязненный распиловочный материал и неаккуратное обращение значительноснижают срок службы. К примеру, если во время работы коснуться кончиком шиныземли, то заточка быстро «уходит» – песок (т.е. абразив) в сочетании с высокойскоростью движения очень быстро «сносят» ее. Гвоздь в старом бревне,разделываемом на дрова, порой способен погубить даже новую цепь без надежды нареанимацию. И нет нужды напоминать, что подобные моменты опасны не только дляцепи и пилы, но и для самого оператора.

Если же все детали будут вовремя и качественно смазываться,зубцы – получать должную и аккуратную заточку, то одной шины хватит примерно наодну ведущую звездочку и три-четыре цепи. Причем цепи желательно использоватьпоочередно: сегодня – одну, завтра – другую и так по кругу. Тогда шина,звездочка и сами цепи будут изнашиваться равномерно. Если же использовать лишьодну цепь, оставив другие «про запас», то, когда до них дойдет очередь, онибудут работать с «проскальзыванием», испытывая дополнительные динамические ударыпри движении, и выйдут из строя намного быстрее. А все потому, что ведущаязвездочка износится под конфигурацию хвостовиков первой цепи.

Обкатка новой цепи – рекомендованнаяспециалистами последовательность действий, обеспечивающая ей долгую «трудовую»жизнь. Первый шаг – замачивание цепи в масле в течение нескольких часов. Смыслмероприятия очевиден: смазка успевает затечь во все мелкие щели, надежно«пропитать» детали и трущиеся соединения. Второй шаг – установка цепи на шину икратковременная «прогонка» на холостых оборотах. Остановив после этогодвигатель, нужно проверить натяжение цепи и при необходимости подтянуть ее,предварительно остудив. И уже после этого, проведя несколько пропилов сминимальным нажимом на шину и перепроверив натяжку цепи, приступатьнепосредственно к работе.

Натяжка цепи - очень важный момент. Цепь,натянутая недостаточно, будет болтаться и может соскочить с шины или дажелопнуть. Перетяжка также ничего хорошего не сулит – это чрезмерный износ иповышенные нагрузки на двигатель. Кроме того, конструкция практически всех пилтакова, что натяжка цепи укрепляет и шину – в «расслабленном» состоянии шинасвободно ходит влево-вправо. Для проверки достаточно в верхней части шины,примерно в середине или чуть ближе к кончику, взять цепь за зубец и потянутьвверх. При правильном натяжении примерно треть хвостовика остается в пазу шины.Если больше – цепь перетянута, меньше – недотянута. При этом сама цепь должнасвободно перемещаться рукой.

Смазка . О необходимости тщательной смазкицепи мы уже упоминали. Но даже если цепь и пила оборудованы различными системамиулучшения смазки, предварительное замачивание цепи в масле ей не повредит, а,наоборот, снизит вызванный трением износ и обеспечит более протяженный срокслужбы.

Заточка цепи требует соблюдения двухправил. Во-первых, следует контролировать остроту углов режущего звена, высотуограничителя пропила и соответствие этих параметров изначально заданным назаводе. И, во-вторых, четко контролировать идентичность габаритов всех режущихзвеньев одной цепи.

Чем же грозит несоблюдение этих принципов? Так, если на всехрежущих элементах углы будут одинаковые, но неправильные, пользователь рискуетполучить либо заниженную производительность, либо усиленную вибрацию и нагрузкуна двигатель. При различных углах заточки из-за неравномерной нагрузки нарежущие элементы усилится вибрация и возрастет вероятность разрыва цепи. Вовсяком случае, преждевременный выход из строя ей будет обеспечен.

Вот потому-то все зубья цепи должны быть заточены равномернои под одними и теми же изначально заданными углами, которые, кстати сказать,были установлены опытным путем. Тогда цепь прослужит максимально долго иэффективно. Это не слишком сложная задача, специальные приспособления длязаточки цепи позволяют, не задумываясь и не прибегая к точным измерительнымприборам, выдерживать заданные параметры.

Еще один важный момент – отслеживание малейших трещин,потертостей и побитостей, способных привести к разрыву цепи. Если цепь рвется впроцессе работы, она соскальзывает с шины и на большой скорости отлетает вниз,под ноги оператору. Во избежание несчастных случаев на всех пилах устанавливаютцепеуловитель в виде выступа. И все равно лишнее внимание не повредит.

Каждому пользователю будет небезынтересно узнать, что любаяновая запечатанная в пакетик цепь – всего лишь штамповка, и, подточив ее, можноповысить производительность примерно на четверть. Кроме того, у новых цепейвысота ограничителя пропила, а фактически толщина получаемой стружки,автоматически «настроена» на минимальное значение, т.е. для условий работы в«суровых» условиях (зима, мерзлая и твердая древесина и т.д.). И если распиловкапроизводится летом, а ее объект – свежесрубленная сосна, есть резон подправитьограничитель (применив специальный шаблон) для ускорения работы.

Цепи пильные для купленной модели цепной пилы нужно подбирать по таким основным параметрам:

Длине подходящей шины, измеряемой по традиции в дюймах и дублируемой в сантиметрах;

Толщине направляющих зубьев — 1.1, 1.3, 1.5 и 1.6 мм.;

Глубине резания - 0,025’’ (0,635 мм.), 0,030’’ (0,762 мм) и 0,070’’ (1,778 мм.).

Числу зубьев — обычно от 40-ка до 72-х зубьев;

Расстоянию между зубьями — 1/4’’, 0,325’’, 3/8’’, 0,404’’ и 3/4’’;

Профилю (форме режущих зубьев) — чизель («семерка» имеет острые углы между кромками) и чиппер (закруглённый «серп»);

Изготовителю — лучшими считаются и являются Цепи пильные производства фирм Stihl и Oregon;

Предназначению: а) для поперечного пиления, б) для продольного пиления, в) универсальная.

Длина шины - обычно измеряется в дюймах и дублируется в сантиметрах. Чем длиннее шины, тем мощнее должен быть двигатель пилы, поэтому в характеристиках цепных пил обычно присутствует рекомендованная максимальная длина шины.

Толщина направляющих зубьев — 1.1, 1.3, 1.5 и 1.6 мм.;

Глубина резания - величина превышения верхней грани зуба над ограничителем пропила, она регулирует толщину стружки.

Чаще всего встречаются образцы с зазорами в 0,025’’ (0,635 мм) и 0,030’’ (0,762 мм), реже - с зазорами до 0,070’’ (1,778 мм), но они предназначены для агрегатов машинной валки леса.

Число зубьев — зависит от длины шины и расстояния между зубьями.

Расстояние между зубьями (Шаг цепи ) — это расстояние между тремя последовательно расположенными заклепками, делённое на два. Все цепи пильные подразделяются на пять групп с шагом 1/4’’ (6,35 мм.), 0,325’’ (8,25 мм.), 3/8’’ (9,3 мм.) , 0,404’’ (10,26 мм.) и 3/4’’ (19,05 мм.).

Профиль (форма режущих зубьев) чизель и чиппер влияет, прежде всего, на производительность и скорость пиления:

Первый вариант называют чизель (от англ. chisel - резец, долото), второй - чиппер (от англ. to chip - рубить в щепу).

Чизельные зубцы отличаются высокими производительностью и скоростью пиления. За счёт своей конфигурации они имеют меньшую площадь контакта с древесиной при работе, что уменьшает сопротивление резанию.

Это профессиональный вариант, но он очень чувствителен к абразивной среде, быстро тупится при работе с «грязной» древесиной, а при заточке требует чёткой выдержки всех углов и параметров.

Серпообразный профиль - чиппер - менее эффективен, так как площадь контакта с древесиной у него несколько больше, но и ухаживать за ним намного легче - скругленный угол не столь болезненно отзывается на незначительные погрешности при заточке. Подобные звенья хороши при работе с загрязненной древесиной.

Изготовитель — Цепи пильные производства фирм Stihl и Oregon отличаются высоким качеством, поэтому желательно применять именно их.

Предназначение — более распространённые Цепи пильные для поперечного пиления и менее распространённые Цепи пильные для продольного пиления. Основное отличие заключается в углах заточки. Цепи пильные для поперечного пиления имеют угол заточки 25 — 35 градусов, а Цепи пильные для продольного пиления — 5 — 15 градусов.

Возникает законный вопрос: а нельзя ли использовать цепи с углом заточки 20-ть градусов? Обзаведясь заточным станком, попробую переточить затупившуюся цепь и испытать её.

Подробная информация о параметрах Цепей пильных — http://www.camodelkin.ru/?info=48:

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ПИЛЬНЫХ ЦЕПЕЙ

Подбирая цепь для мотопилы, обращают внимание на такие её характеристики, как назначение, шаг, толщина ведущего звена, высота профиля и глубина резания.

Назначение . Известно, что распиловка древесины вдоль волокон более трудоёмка, нежели поперёк, и для достижения наилучшего результата желательно использовать цепи, соответствующие поставленной задаче.

Основное различие между цепями продольного и поперечного типа - углы атаки режущих звеньев. Для цепей поперечного пиления они составляют 25–35 градусов, у продольных углы более острые - от 5 до 15 градусов.

Использование цепей несообразно их целям грозит либо заниженной производительностью (если поперечную распиловку проводят продольной цепью), либо повышенной «агрессивностью», сильной вибрацией и дополнительной нагрузкой на двигатель.

Однако многие пользователи предпочитают не тратить время на замену цепи и продольные резы ведут той же цепью, что и поперечные, особенно если «качество» получаемого пропила не требует соответствия «высшему» уровню.

Поэтому цепи для продольного пиления востребованы в меньшем количестве, да и производятся они в объёме, соразмерном спросу. Неудивительно, что купить такую цепь гораздо сложнее, чем поперечную. И вопрос их приобретения становится действительно актуальным, если предполагается использование особых станков вроде мини-пилорам.

Шаг цепи - расстояние между тремя последовательно расположенными заклепками, делённое на два. Это определяющий параметр, и в зависимости от его значения все существующие цепи подразделяются на пять групп с шагом 1/4’’, 0,325’’, 3/8’’, 0,404’’ и 3/4’’.

Шаг 1/4’’ (6,35 мм) присущ миниатюрным цепочкам, устанавливаемым на маломощные одноручные пилы. Правда, в России ими практически не пользуются.

Цепи с шагами 0,325’’ (8,25 мм) и 3/8’’ (9,3 мм) - наиболее распространенные варианты. Более 80% производимых по всему миру пил комплектуются именно ими.

Шаги 0,404’’ (10,26 мм) и 3/4’’ (19,05 мм) отличают цепи с более крупными звеньями и повышенной производительностью. В течение нескольких десятилетий ими комплектовали пилы российского производства, но сейчас устанавливают лишь на мощные валочные пилы и харвестерное оборудование.

Шаг традиционно измеряют в дюймах, а записывают так: три цифры - обычными, а две - десятичными дробями. Это необходимо во избежание путаницы. В частности, результат перевода 3/8’’ в десятичную дробь составляет 0,375’’ - разница с предыдущим стандартом (0,325’’) всего в одной цифре.

Чем больше шаг цепи, тем крупнее составляющие ее звенья и тем выше ее производительность. Но, с другой стороны, тем шире пропил, и для преодоления сопротивления резанию требуется более мощная пила. У цепей с маленьким шагом другие преимущества - большее число зубьев на единицу длины, плавное движение в пропиле и, соответственно, сниженная вибрация. Да и рез у них получается чище.

Толщина ведущего звена (хвостовика) - второй по значимости параметр. Во время работы цепь скользит в пазу шины, и это скольжение должно быть плавным, без зацепов и в то же время без лишней «болтанки».

Одним словом, толщина хвостовика и толщина паза должны строго соответствовать друг другу, повышая надежность посадки цепи и исключая вероятность ее «соскока».

Международным сообществом производителей предусмотрено пять стандартных размеров, измеряемых в дюймах или миллиметрах (кому как удобнее): 1,1 мм (0,043’’), 1,3 мм (0,050’’), 1,5 мм (0,058’’), 1,6 мм (0,063’’) и 2,0 мм (0,080’’).

1,1 мм - столь тонкие ведущие звенья характерны для самых миниатюрных цепей и пил соответствующего размера.

1,3 мм - пожалуй, наиболее востребованный размер, свойственный бытовым и полупрофессиональным цепям.

1,5 мм - занимает второе место по востребованности. Ставится на более мощные и производительные пилы.

1,6 мм и 2,0 мм - такие толстые хвостовики встречаются лишь на цепях для высокопрофессиональных пил.

Высота профиля . Пильные цепи бывают высоко- или низкопрофильными в зависимости от высоты режущей кромки над плоскостью направляющей шины.

Первые используют в профессиональных целях для получения максимальной производительности.

Вторые устанавливают на бензопилы любительского класса, так как благодаря увеличенной площади опоры у режущих звеньев и сниженной толщине срезаемой стружки они более безопасны.

Глубина резания - величина зазора между верхней гранью зуба и ограничителем пропила, регулирующая толщину стружки. Чаще всего встречаются образцы с зазорами в 0,025’’ (0,635 мм) и 0,030’’ (0,762 мм), реже - с зазорами до 0,070’’ (1,778 мм), но они предназначены для агрегатов машинной валки леса.

Глубина резания в значительной степени определяет производительность цепи, скорость её пиления. Чем больше зазор - тем выше производительность. Но в погоне за эффективностью не стоит забывать о вибрации: цепи с маленькой глубиной резания в пропиле движутся мягче, меньше «дергаются».

Поэтому производители, стремясь уравновесить вибрацию и производительность, очень часто на цепи с большим шагом устанавливают резцы с минимальной глубиной резания, и наоборот.

Объём двигателя . Этот параметр характеризует пилу и, казалось бы, к самой цепи никакого отношения не имеет. Однако в каталогах и кратких аннотациях к цепям нередко приводятся объёмы двигателей, на работу с которыми они рассчитаны. И эти рекомендации следует соблюдать.

Цепь, установленная на чересчур мощный для нее двигатель, будет испытывать большие нагрузки и выйдет из строя раньше времени, так и не выработав свой моторесурс. Вариант ми нагрузками на мотор и другие важные узлы самой пилы.

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЦЕПИ

Любую пильную цепь составляют звенья трех типов: режущие, ведущие (хвостовики) и соединительные. Прочность соединения обеспечивают заклепки.

Режущее звено - пожалуй, наиболее сложная деталь пильной цепи, состоящая фактически из двух частей: ограничителя глубины пропила и режущего элемента с контурным углом резания Г-образной формы.

Верхняя режущая грань звена всегда шире самой цепи и шины, благодаря чему пропил получается достаточно свободным, а сопротивление резанию минимально. Работает зубец по принципу рубанка: чем дальше выдвинут нож (верхняя режущая кромка) над плоскостью рубанка (ограничитель резания) - тем толще стружка.

Рабочие характеристики режущего звена определяют многочисленные факторы, а именно: угол заточки верхней грани и ее рабочий, режущий угол, угол боковой грани (угол атаки) и высота ограничителя резания. При заточке значения всех этих параметров необходимо чётко выдерживать, так как даже небольшое изменение может привести к негативным последствиям.

Режущие зубья бывают правосторонними и левосторонними, и на цепи их укрепляют поочередно. Но в целом резцы подразделяют на типы в зависимости от их профиля.

При внимательном изучении «фигур», образуемых верхними и боковыми гранями, можно выделить два «граничных» варианта: «семерку» с острым углом между кромками и закругленный «серп». Первый вариант называют чизель (от англ. chisel - резец, долото), второй - чиппер (от англ. to chip - рубить в щепу).

Чизельные зубцы отличаются высокими производительностью и скоростью пиления. За счет своей конфигурации они имеют меньшую площадь контакта с древесиной при работе, что уменьшает сопротивление резанию. Это профессиональный вариант, но он очень чувствителен к абразивной среде, быстро тупится при работе с «грязной» древесиной, а при заточке требует четкой выдержки всех углов и параметров.

Серпообразный профиль - чиппер - менее эффективен, так как площадь контакта с древесиной у него несколько больше, но и ухаживать за ним намного легче - скругленный угол не столь болезненно отзывается на незначительные погрешности при заточке. Подобные звенья хороши при работе с загрязненной древесиной.

Все остальные варианты профилей - различные модификации двух описанных выше.

Верхнюю и боковую грани режущего элемента обычно покрывают тонкой пленкой какого-либо твердого металла. Чаще всего это хром, но порой применяют никель-фосфорный сплав.

Нанесенное гальваническим методом покрытие значительно улучшает антифрикционные свойства деталей, повышает износостойкость, твердость и, по сути, выполняет всю основную работу по перерубанию древесных волокон. Стальная же «сердцевина» служит подложкой или основой под покрытие.

Ведущие звенья (хвостовики) обеспечивают движение цепи, передавая вращение от двигателя через ведущую звездочку, а также стабильное положение цепи на пильной шине. При этом цепь передвигается по специальному пазу, предусмотренному в конструкции направляющей шины.

«Побочной» обязанностью ведущего звена является распределение смазки от ведущей звездочки (куда ее подает масляный насос) по всей шине и цепи. Следует отметить, что количество хвостовиков играет основную роль в обозначении длины цепи для определенной длины пильной шины, что облегчает правильный выбор и соответствие типоразмеру.

Соединительные звенья , соответствуя своему названию, объединяют режущие и ведущие части в единое целое, именуемое пильной цепью.

Пила цепная электрическая Champion 324N-18

Длина шины - 45 см.
Шаг цепи - 3/8 дюйма
Ширина паза — 1,3 мм.
Кол-во звеньев — 62 шт.

Пила цепная аккумуляторная Champion CSB360 имеет пильную цепь с такими параметрами:

Длина шины — 30,5 см.
Шаг цепи — 3/8 дюйма
Ширина паза — 1,3 мм.
Кол-во звеньев — 47 шт. (на самом деле 45-ть звеньев)

В магазине Леруа Мерлен (Мытищи) есть в наличии:
1. Цепь пильная 45 звеньев, шаг 3/8 дюйма, паз 1.3 мм — 531 ₽ / шт.
2. Цепь пильная Oregon 91VXL045E Low Profile, паз 3/8″, 45 звеньев — 632 ₽ / шт.
3. Цепь пильная 62 звена Калибр, шаг 3/8, паз 1.3 мм — 458 ₽ / шт.

Приглашаю всех высказываться в

Бензопилу можно назвать довольно распространенным инструментом, который применяется для резания дерева. Механическая обработка в рассматриваемом случае осуществляется за счет специальной пильной цепи, фиксация которых проводится на специальной шине. Длительная и неправильная эксплуатация довольно часто становится причиной, по которой приходится проводить демонтаж и заточку. При этом со снятием цепи для продольного пиления и ее надеванием сегодня не возникает проблем, то с непосредственной заточкой все же есть проблемы. Рассмотрим особенности подобной процедуры подробнее.

Современная цепь для продольного пиления представлена достаточно сложной конструкцией, которая изготавливается при применении высококачественной стали, характеризующейся повышенной износоустойчивостью и коррозионной стойкостью. Среди особенностей можно отметить следующее:

  1. Конструкция представлена отдельными звеньями, которые соединены между собой особым способом. За счет этого обеспечивается высокий уровень гибкости, цепь для продольного пиления может повторять сложную форму шины.
  2. Есть несколько различных пластин по предназначению: режущие, направляющие и соединительные. Режущие проводят непосредственное снятие материала.

Естественный процесс эксплуатации становится причиной, по которой происходит износ режущих пластин. Кроме этого, нарушение рекомендаций по эксплуатации также могут привести к подобному результату, к примеру, если в зону резания попал грунт.

Именно поэтому все обладатели подобного инструмента должны уделить внимание тому, каким именно образом проводится заточка.

Заточка цепи для продольного пиления, как правило, проводится исключительно при износе, периодически процедура выполняется крайне редко. Именно поэтому нужно знать то, какие именно признаки указывают о необходимости проведения подобной процедуры. Среди особенностей рассматриваемого вопроса отметим следующее:

  1. Зуб цепи продольного пиления бензопилы характеризуется сложной конфигурацией, поэтому просто при визуальном осмотре определить дефекты не получится.
  2. Для проверки состояния зубьев проводится пробное пиление. Если при выполнении подобной работы возникает вибрация, то это указывает на необходимость заточки.
  3. Определить состояние цепи для продольного пиления можно также при визуальном осмотре стружки. Грубая стружка и вмятины также указывают на необходимость проведения обслуживания.
  4. Сила нажима бензопилы также учитывается при оценке состояния цепи. Вначале при пилении пластины легко входят в материал, но при сильном износе даже в начале приходится прикладывать силу.

При визуальном осмотре также могут быть выявлены закругления и конические участки, которые указывают на износ цепи и другие дефекты. Однако, подобный признак может выявить исключительно специалист с большим опытом.

Углы шлифования и конфигурация зубьев пилы

Как ранее было отмечено, рассматриваемое изделие характеризуется довольно сложной конфигурацией. Среди особенностей современных вариантов исполнения можно отметить следующие моменты:

  1. Выбор цепи для продольного пиления проводится для конкретной модели бензопилы, так как конфигурация во многом зависит от мощности и некоторых других моментов.
  2. Для продольного распиливания шаг расположения режущих пластин составляет 0,325 дюйма. За счет этого обеспечивается высокая стабильность на момент работы.
  3. Режущая кромка может иметь толщину 1,3 мм. В продаже встречаются также варианты исполнения, которые имеют толщину около 1,1 мм, но их сложно заточить в домашних условиях. Кроме этого, небольшая толщина позволяет проводить резание не толстых веток.
  4. Уделяется внимание и высоте профиля, которая варьирует в диапазоне от 0,625 до 0,762 мм. Для бытовых вариантов исполнения подходит вариант исполнения с низким профилем. Этот показатель определяет вероятность появления вибрации на момент пиления.

Угол заточки цепи бензопилы во многом зависит от цели инструмента, так как некоторые подходят для поперечной резки, другие для распиловки. Продольная стойкость древесины к пилению весьма высокая, поэтому края должны быть весьма острыми. Рекомендуемый угол заточки составляет 6-12°. Разница углов распила выбирается в зависимости от поставленной задачи, а также некоторых других моментов.

При выполнении работы не стоит забывать о том, что слишком малый показатель заточки становится причиной быстрого измельчения кромки. Этот момент наиболее важный в случае, когда изделие изготавливается при применении легированных сталей, к примеру, марки 40ХГС.

Шаблон заточки цепной пилы

Для существенного упрощения процедуры рекомендуется приобрести специальный шаблон, за счет которого существенно упрощается процедура установки требуемого угла. Подобный инструмент позволяет проверять показатель задних углов конической и верхней лопатки, а также переднего края режущей кромки.

Специалисты указывают на то, что наиболее важно использовать шаблон для контроля заднего угла. Это связано со сложностью изменения этого показателя, при этом он должен выдерживаться в строгом диапазоне.

Довольно распространенным показателем можно назвать угол измельчения, который также изменяется в зависимости от поставленной задачи.

Слишком высокая твердости материала определяет необходимость уменьшения подобного показателя. Специалисты указывают на то, что оптимальное значение варьирует в пределе от 10 до 12°.

Довольно большое распространение получили специальные инструменты, которые могут применяться для упрощения процедуры. Подобные машины оснащаются специальным электрическим приводом и с повышенной износоустойчивостью.

Для применения в домашних условиях подходит инструмент небольших размеров. Такие устройства могут питаться от сети 220 В, и при этом показатель электропотребления составляет 100 Вт. Установка цепи довольно проста, процедура заточки может проводится даже без наличия специальной подготовки.

При выборе машины уделяется внимание нижеприведенным моментам:

  1. Регулировка угла заточки в определенном требуемом диапазоне.
  2. Возможность обработки цепи с различным шагом и толщиной режущей кромки.
  3. Особенности процедуры смены шлифовальных дисков.
  4. Контроль значения ширины реза.
  5. Мощность установленного электрического двигателя и показатель энергопотребления.

В заключение отметим, что допущенные ошибки на момент заточки могут стать причиной повышенного износа цепи. Именно поэтому при частом использовании инструмента и отсутствии требующей машины для заточки рекомендуется доверить работу профессионалам, которые предоставляют соответствующие услуги.