Анализ стихотворения Маяковского "Необычайное приключение": особенности сюжета и построения. Анализ стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче

Благодаря тому, что произведение построено на диалоге и имеет яркое публицистическое начало, читать стих «Необычайное приключение» Маяковского Владимира Владимировича будет интересно и взрослому человеку, и юному школьнику. Тема этого стихотворения - тяжелый, но благородный труд поэта. Главный лирический герой - поэт труженик. Сюжет произведения - фантастическая встреча Маяковского и солнца.

Текст стихотворения Маяковского «Необычайное приключение» был написан в 1920 году. В нем рассказывается о том, как Маяковский, разозлившись на солнце за то, что оно сильно печет, пригласил его в гости. На удивление поэта, солнце откликнулось и в скором времени уже сидело у него дома. Владимир Владимирович и его гость стали вести беседу о том, как трудна их работа. К концу вечера они стали друзьями. Маяковский даже стал хлопать солнце по плечу. В ходе беседы они пришли к выводу, что каждый должен следовать своему призванию и выполнять свою работу с полной самоотдачей.

Произведение изучается в школе на уроке литературы в 7 классе. Учитель полностью читает его детям, вместе с ними анализирует его, а затем дает учить отрывок из него на дом. На нашем сайте вы можете читать стихотворение в режиме «онлайн» или скачать его.

Необычайное приключение, бывшее с
Владимиром Маяковский летом на даче

(Пушкино. Акулова гора, дача Румянцева,
27 верст по Ярославской жел. дор.)

В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла –
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы –
деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею –
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
А завтра
снова
мир залить
вставало солнце ало.
И день за днем
ужасно злить
меня
вот это
стало.
И так однажды разозлясь,
что в страхе все поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
“Слазь!
довольно шляться в пекло!”
Я крикнул солнцу:
“Дармоед!
занежен в облака ты,
а тут – не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!”
Я крикнул солнцу:
“Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!”
Что я наделал!
Я погиб!
Ко мне,
по доброй воле,
само,
раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.
Хочу испуг не показать –
и ретируюсь задом.
Уже в саду его глаза.
Уже проходит садом.
В окошки,
в двери,
в щель войдя,
валилась солнца масса,
ввалилось;
дух переведя,
заговорило басом:
“Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
Ты звал меня?
Чаи гони,
гони, поэт, варенье!”
Слеза из глаз у самого –
жара с ума сводила,
но я ему –
на самовар:
“Ну что ж,
садись, светило!”
Черт дернул дерзости мои
орать ему,-
сконфужен,
я сел на уголок скамьи,
боюсь – не вышло б хуже!
Но странная из солнца ясь
струилась,-
и степенность
забыв,
сижу, разговорясь
с светилом
постепенно.
Про то,
про это говорю,
что-де заела Роста,
а солнце:
“Ладно,
не горюй,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
светить
легко.
– Поди, попробуй! –
А вот идешь –
взялось идти,
идешь – и светишь в оба!”
Болтали так до темноты –
до бывшей ночи то есть.
Какая тьма уж тут?
На “ты”
мы с ним, совсем освоясь.
И скоро,
дружбы не тая,
бью по плечу его я.
А солнце тоже:
“Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты – свое,
стихами”.
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма
сияй во что попало!
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг – я
во всю светаю мочь –
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить –
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!

На уроке учащиеся познакомятся с биографией Владимира Маяковского, своеобразием его поэзии на примере стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Анализ стихотворения поможет понять автора и его гражданскую и творческую позицию.

После смерти отца семья переехала в Москву. Будущий поэт занимаелся революционной деятельностью, работал пропагандистом, три раза был арестован. В 1910 году Маяковский был освобожден из Бутырской тюрьмы, где он провел одиннадцать месяцев. Именно здесь он пишет свои стихи. Можно сказать, что выход Маяковского из тюрьмы был символическим входом в искусство.

В 1911 г. он поступает в Московское училище живописи, зодчества и ваяния. Социальная ситуация России поставила перед Маяковским выбор - старая жизнь и старое искусство или новая жизнь и новое искусство. «Хочу делать новое социалистическое искусство», — так определил поэт цель своей жизни. В стенах училища будущего поэта поджидало во многом судьбоносное знакомство с организатором группы «Гилея» Д.Д. Бурлюком, который стал одним из основоположников футуризма. Именно в альманахе этой группы — «Пощечина общественному вкусу» — в декабре 1912 года состоялся литературный дебют Маяковского.

В 1913 г. поэт издает свой первый стихотворный сборник под названием «Я», пишет трагедию «Владимир Маяковский» (режиссером постановки и исполнителем главной роли выступил он сам). В составе группы футуристов Маяковский ездит по городам и весям России. Публичные выступления стали причиной его исключения из училища.

Октябрьская революция 1917 года была встречена Маяковским с радостью и энтузиазмом. Поэт поддерживает молодое государство доступными ему художественными средствами.

С 1919 года он в течение трех лет работает в «Окнах РОСТА», выпускает агитационно-сатирические плакаты со стихотворными строками. Всего за этот период он выступил автором порядка 1100 таких «окон» (рис. 2).

Рис. 2. Плакат, созданный Маяковским в 1920 г. ()

Маяковский называл «Окна РОСТА» фантастической вещью. Плакаты художников «Окон...» выставляли в витринах центральных магазинов Москвы, на Кузнецком мосту, а некоторые даже отправляли в другие города.

Летом 1920 года Маяковский жил на даче в Пушкино (под Москвой), работал в РОСТА и ежедневно ездил в город. Тогда-то и было написано стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

В этом стихотворении необычно все: сюжет, в котором сочетается реальность и фантастика, особый ритм, сочетание простых и даже просторечных слов с авторскими неологизмами.

Название стихотворения

Поэт намеренно выбирает длинное, громоздкое название своему стихотворению: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Да еще добавляет подзаголовок: «Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.» Т. о., заголовок и подзаголовок контрастируют друг с другом: необычное с обыденным, фантастическое с реальным.

Композиция стихотворения

  1. Экспозиция. «Обыденная работа поэта»
  2. Завязка и развитие действия. «Ссора поэта с солнцем. Приглашение "на чай"»
  3. Кульминация. «Шествие солнца. Разговор поэта со светилом»
  4. Развязка. «Поэтическое кредо поэта»

Тема, идея, проблематика стихотворения

Стихотворение, по словам известного актера Владимира Яхонтова, ошеломляет «дерзостью сюжета и красотой мысли: поэт и солнце — два друга. Одно — светит, другой — поет». Все оно просвечено радостной, задушевной улыбкой. Каскад разнообразных, иногда неожиданных рифм, тончайший ритмический рисунок усиливают впечатление живости, сказочности, занимательности повествования.

Измученный летней жарой и изнурительной работой поэт-художник позавидовал солнцу в том, что оно ночью не светит, т. е. не работает, а отдыхает (рис. 3).

Рис. 3. Иллюстрация ()

И так однажды разозлясь,

что в страхе все поблекло,

в упор я крикнул солнцу:

довольно шляться в пекло!»

Я крикнул солнцу:

«Дармоед!

занежен в облака ты,

а тут — не знай ни зим, ни лет,

сиди, рисуй плакаты!

Солнце приходит к поэту в гости и в их разговоре выясняется, что у обоих много общего. Задача солнца, как и поэта, - освещать этот серый мир, наполнять его красками, жизнью, смыслом. Оба осознают важность своего труда. И несмотря на сложность задачи, автор провозглашает их общий лозунг, ставший главной идеей стихотворения:

Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить —

и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой —

и солнца!

Т. о., Маяковский выразил в стихотворении свое отношение к поэтическому труду, выбрав для этого необычную, метафорическую манеру, чтобы рассказать читателю, какой должна быть настоящая поэзия.

Средства художественной выразительности и стилистические приемы

Метафора - один из главных художественных тропов, которые использует поэт. Его метафоры необычны, оригинальны.

Например:

1. Пригорок Пушкино горбил

Акуловой горою,

а низ горы —

деревней был,

кривился крыш корою.

2. Раскинув луч-шаги,

шагает солнце в поле.

Такие метафоры называются развернутыми. В отличие от простой метафоры, такая метафора заключает в себе образное подобие определенного жизненного явления и раскрывается на протяжении отрезка или всего стихотворения.

Гипербола (художественное преувеличение). Ее использование помогает автору наделить героя стихотворения темпераментом, эмоциональностью творческой личности. Например, невыносимая жара передается в такой гиперболе: «в сто тысяч солнц закат пылал». Характер героя стихотворения, склонность все преувеличивать, воспринимать и переживать острее, чем обычные люди, звучит в реплике: «Что я наделал! Я погиб!».

Каламбур (игра слов)

Например:

без дела заходить ,

на чай зашло бы!

(Заходить — прятаться, скрываться, падать в дыру; зашло бы — приглашение в гости).

Стилистическая лексика

В диалогах между героем и солнцем автор намеренно использует просторечную, разговорную лексику . Это делает беседу непринужденной и очень естественной. В начале, когда герой рассержен, его речь груба и резка. Поэт называет солнце дармоедом , утверждает, что оно шляется без дела . Солнце тоже не уступает: «-Чаи гони, гони, поэт, варенье !». Герой в ответ восклицает в досаде: «-Черт дернул дерзости мои орать ему ». И скоро разговор переходит в дружескую беседу:

не горюй,

на вещи просто!

А мне, ты думаешь,

— Поди, попробуй!

Кроме разговорной лексики, Маяковский, как представитель футуризма, экспериментирует со словом, создавая авторские неологизмы .

Например:

«Пригорок Пушкино горбил » (горбил — производное от горбится ).

«Погоди! послушай, златолобо » (златолобо образовано по аналогии с златоволосо ).

«Но странная из солнца ясь струилась» (ясь - т. е. свет, производное от ясный )

«Пойдем, поэт, взорим, вспоем » (производное от взирать , спеть )

«И хочет ночь прилечь, тупая сонница » (сонница - производное от бессонница ).

Стихотворная форма

Читая стихотворение, вы, наверняка заметили, что оно состоит из неодинаковых по количеству слогов строк. Такой прием называется лесенкой . Придумал его Маяковский. Поэт разрывает строку и продолжает запись с новой.

Сравните:

Основные причины использования новой стихотворной формы Маяковский назвал в своей книге «Как делать стихи» (1926) (рис. 4). Это прежде всего более чёткое оформление ритма стиха, так как, по мнению Маяковского, традиционные знаки пунктуации недостаточно для этого приспособлены.

Статья была написана Маяковским в 1926 году. В ней он высказывает свой взгляд на искусство.

Для поэтической работы необходимо:

1. Наличие задачи в обществе (социальный заказ)

2. Целевая установка

3. Материал. Слова́. Постоянное пополнение хранилищ, сараев вашего черепа, нужными, выразительными, редкими, изобретенными, обновленными, произведенными и всякими другими словами.

Маяковский приводит пример, как он пополняет новыми словами-образами свои хранилища. У поэта с собой записная книжка, в которую он записывает интересные слова. Об одном случае он вспоминает: «Году в тринадцатом, возвращаясь из Саратова в Москву, я, в целях доказательства какой-то вагонной спутнице своей полной лояльности, сказал ей, что я «не мужчина, а облако в штанах ». Сказав, я сейчас же сообразил, что это может пригодиться для стиха, а вдруг это разойдется изустно и будет разбазарено зря? Страшно обеспокоенный, я с полчаса допрашивал девушку наводящими вопросами и успокоился, только убедившись, что мои слова уже вылетели у нее из следующего уха. Через два года «облако в штанах» понадобилось мне для названия целой поэмы».

Еще одним важным моментом в процессе создания стихотворения Маяковский назвал навыки и приемы обработки слов: рифмы, размеры, аллитерации, образы, снижения стиля, пафос, концовка, заглавие, начертание и т. д. В статье поэт делится тем, как он работал со словом в процессе создания стихотворения «Сергей Есенин»:

«Без всяких комментариев приведу постепенную обработку слов в одной строке:

1. наши дни к веселью мало оборудованы;

2. наши дни под радость мало оборудованы;

3. наши дни под счастье мало оборудованы;

4. наша жизнь к веселью мало оборудована;

5. наша жизнь под радость мало оборудована;

6. наша жизнь под счастье мало оборудована;

7. для веселий планета наша мало оборудована;

8. для веселостей планета наша мало оборудована;

9. не особенно планета наша для веселий оборудована;

10. не особенно планета наша для веселья оборудована;

11. планетишка наша к удовольствиям не очень оборудована;

и, наконец, последняя, 12-я —

12. для веселия планета наша мало оборудована.

Я мог бы произнести целую защитительную речь в пользу последней из строк, но сейчас удовлетворюсь простым списыванием этих строк с черновика для демонстрирования, сколько надо работы класть на выделку нескольких слов».

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.

Развернутой метафоры;

Гиперболы;

Просторечной, разговорной лексики;

Неологизмов.

  1. В чем уникальность и неповторимость поэзии Маяковского?

Пушкина называли «солнцем русской поэзии», а Владимир Маяковский сравнил саму поэзию с солнцем и написал стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» , об анализе которого пойдет речь далее.

Уже первые строки этого стихотворения помогают читателю погрузиться в атмосферу веселой сказки , забавного приключения. Перед его взором возникает, с одной стороны, совершенно конкретная местность (Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева), с другой стороны, появляется ощущение чего-то необычного, что встречается лишь в сказках: что-то вроде «в некотором царстве, в некотором государстве» . Само название настраивает на восприятие какого-то приключения, которое произойдет с героем, носящим то же имя, что и автор. Подобное абстрагирование от своего имени разовьют в прозе ХХ века Венедикт Ерофеев.

Привычная, на первый взгляд, картина захода солнца вдруг превращается в фантастическую картину: «в сто солнц закат пылал» (характерная для стиля Маяковского гипербола ). Слегка замедленное, обстоятельное, наполненное легким юмором начало постепенно усиливает, как бы «подогревает» интерес к повествованию, заставляет с нетерпением ожидать того события, которое было обещано в заглавии.

Само же необычайное событие преподносится очень эмоционально:

Что я наделал! Я погиб!

Такие разговорные интонации придают стихотворению доверительность, свойственную всей поэзии Маяковского. Не случайно так много у него «Писем» и «Разговоров». Кроме того, оживление вносит и использование в буквальном смысле стершейся метафоры : у поэта солнце действительно заходит и садится, как если бы это было какое-то существо. Не без юмора рисует он свою необычайную встречу с солнцем, только скрадывает фантастику, окружая ее незатейливыми приметами быта, сопровождая скупыми, но очень красочными деталями: «ввалилось, дух переведя, заговорило басом…» , «сконфужен, я сел на уголок скамьи…» , «И скоро, дружбы не тая, бью по плечу его я» .

Беседа между поэтом и светилом протекает неторопливо и непринужденно. Поэт в шутливо-озорном тоне подразнивает солнце, а то, в свою очередь, подзадоривает: «Поди, попробуй!» . В диалоге и в авторских ремарках множество разговорной лексики : «Ну что ж, садись, светило!» ; «Слазь! Довольно шляться в пекло!» ; «Дармоед!» ; «… и ретируюсь задом» .

Так же искусно обращается Маяковский и омонимами :

Чем так, без дела заходить ,
Ко мне на чай зашло бы.
Гоню обратно я огни впервые с сотворенья.
Ты звал меня? Чаи гони ,
гони , поэт, варенье!

Конечно, герои стихотворения весьма своеобразны: сильное, но при этом ласковое и трудолюбивое солнце и поэт, немного усталый, сперва даже слегка раздраженный, но безмерно любящий жизнь, знающий цену себе и своему творчеству. Наверное, поэтому он позволяет себе так запросто разговаривать с «самим» небесным светилом.

Произведение удивляет смелостью сюжета и красотой мысли: поэт и солнце – два товарища: «Ты да я, нас, товарищ, двое!» . Но за бытовым планом отчетливо проступает иной – серьезный, даже патетический. Маяковский на самом деле утверждает созидательную роль поэзии, которая не только преобразует все вокруг. Подобно солнцу, живое слово поэта согревает людей, освещая самые темные закоулки их жизни, разрушает предрассудки, рассеивает сомнения, как тьму, окружавшую многих на протяжении всей жизни. Именно поэтому и сходятся во мнении эти два светила, что позволяет утверждать:

Светить всегда, светить везде,
до дней последних донца,
светить - и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой и солнца!

Необычность произведения создается и целым каскадом рифм : от точной: «РОСТА – просто» до абсолютно не совпадающей по звучанию: «не тая – ты да я» . Традиционное разделение строки на небольшие отрезки-ступеньки позволяет выдерживать паузы и ставить логическое ударение на самых значимых словах. Большое количество неологизмов : «златолобо» , «занежен» , «вспоем» - придает стихотворению неповторимый стиль. Некоторые их них требуют пояснения. Например, «взорим» может означать «взойдем над землей, чтобы озарить ее».

Таким образом, поэт размышляет не только о поэтическом творчестве, но и защищает непреходящее значение любого, самого скромного, незаметного труда, если он посвящен высокой цели.

  • «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского
  • «Прозаседавшиеся», анализ стихотворения Маяковского

(Пушкино. Акулова гора, дача Румянцева,

27 верст по Ярославской жел. дор.)

В сто сорок солнц закат пылал,

в июль катилось лето,

была жара,

жара плыла -

на даче было это.

Пригорок Пушкино горбил

Акуловой горою,

а низ горы -

деревней был,

кривился крыш корою.

А за деревнею -

и в ту дыру, наверно,

спускалось солнце каждый раз,

медленно и верно.

мир залить

вставало солнце ало.

И день за днем

ужасно злить

И так однажды разозлясь,

что в страхе все поблекло,

в упор я крикнул солнцу:

довольно шляться в пекло!"

Я крикнул солнцу:

"Дармоед!

занежен в облака ты,

а тут - не знай ни зим, ни лет,

сиди, рисуй плакаты!"

Я крикнул солнцу:

послушай, златолобо,

без дела заходить,

на чай зашло бы!"

Что я наделал!

по доброй воле,

раскинув луч-шаги,

шагает солнце в поле.

Хочу испуг не показать -

и ретируюсь задом.

Уже в саду его глаза.

Уже проходит садом.

В окошки,

в щель войдя,

валилась солнца масса,

ввалилось;

дух переведя,

заговорило басом:

"Гоню обратно я огни

впервые с сотворенья.

Ты звал меня?

Чаи гони,

гони, поэт, варенье!"

Слеза из глаз у самого -

жара с ума сводила,

но я ему -

на самовар:

"Ну что ж,

садись, светило!"

Черт дернул дерзости мои

орать ему, -

сконфужен,

я сел на уголок скамьи,

боюсь - не вышло б хуже!

Но странная из солнца ясь

струилась, -

и степенность

сижу, разговорясь

с светилом

постепенно.

про это говорю,

что-де заела Роста,

а солнце:

не горюй,

смотри на вещи просто!

А мне, ты думаешь,

Поди, попробуй! -

А вот идешь -

взялось идти,

идешь - и светишь в оба!"

Болтали так до темноты -

до бывшей ночи то есть.

Какая тьма уж тут?

мы с ним, совсем освоясь.

дружбы не тая,

бью по плечу его я.

А солнце тоже:

нас, товарищ, двое!

Пойдем, поэт,

у мира в сером хламе.

Я буду солнце лить свое,

а ты - свое,

стихами".

Стена теней,

ночей тюрьма

под солнц двустволкой пала.

Стихов и света кутерьма

сияй во что попало!

Устанет то,

и хочет ночь

тупая сонница.

во всю светаю мочь -

и снова день трезвонится.

Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить -

и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой

и солнца!

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Летом 1920 года Маяковский пишет одно из своих ярких стихотворений (фактически

Это маленькая лирическая поэма) о поэзии - «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Стихотворение это справедливо сравнивают с державинской («Гимн солнцу»), с пушкинской («Вакхическая песня») традицией. Пушкин пропел гимн светлому солнцу творческого человеческого разума; Маяковский уподобил солнцу, источнику света и жизни, поэзию.

Развивая классические традиции, Маяковский в этом стихотворении выступает как поэт новой исторической эпохи, определившей новый, особый строй чувств и мыслей, новые образные ассоциации. Новым содержанием наполнен и образ солнца. В послеоктябрьском творчестве Маяковского этот образ обычно олицетворяет светлое (коммунистическое) будущее. В «Левом марше» - это «солнечный край непочатый». В «Окнах РОСТА» светлое будущее графически изображается в виде поднимающегося из-за горизонта солнца. В революционной поэзии тех лет (например, у поэтов-пролеткультовцев) мотив солнца обычно служит и средством перенесения действия в «космический», «вселенский» план. В «Необычайном приключении...» все эти аллегории не имеют столь четкой, определенной выраженности. Они проступают лишь как литературно-исторический контекст, общий культурный «фон» произведения. Тема стихотворения развивается в глубоко лирическом плане. Хотя само событие действительно «необычайное», фантастическое, его достоверность подтверждается множеством реальных деталей, сообщаемых, начиная с заглавия, с подзаголовка. Дан точный адрес события («Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева»...), обстановка на даче (поле, сад, «варенье», «самовар», «чаи»...), множество психологических подробностей («разозлясь», «испуг», «ретируюсь задом», «сконфужен»...). Охарактеризована и июльская жара, которая «плыла» - «в сто сорок солнц закат пылал» (удивительно «точный» подсчет яркости заката - гипербола в стиле Гоголя).

По мере развития лирического сюжета происходит постепенное олицетворение солнца из неодушевленного небесного светила в героя-гостя, говорящего «басом», пьющего «чаи» с лирическим героем, переходящего с ним на «ты», называющего его «товарищем». Правда, сам лирический герой уже в начале стихотворения, «разозлясь», обращается к солнцу на «ты». Но это - грубость. К концу же стихотворения это уже взаимное дружеское «ты». В результате «необычайного приключения», дружеской беседы становится ясной глубинная общность ролей «поэта Владимира Маяковского» и «солнца»:

Я буду солнце лить свое, а ты - свое, стихами.

Оба товарища, солнце и поэт, обстреливают «двустволкой» лучей и стихов враждеб-ные силы мрака - «стену теней, ночей тюрьму» - и побеждают. Так делом, совместным участием в борьбе подтверждается единство, совпадение их задач:

Светить всегда, светить везде.

Вот лозунг мой - и солнца!

Итоговый лозунг «светить» всегда и везде, проиллюстрированный столь ярко и остроумно, такой «необычайной» историей, - уже не отвлеченная аллегория. Это обыденное дело поэта, художника, побеждающего тьму, несущего миру красоту, радость, свет.

Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

В. В. Маяковский сразу принял свершившуюся революцию, которая в то время стала основой для написания многих произведений. Владимир Владимирович стер грани между поэзией и политикой, создав неповторимый и узнаваемый стиль. Стихотворение Маяковского "Необычайное приключение", анализ которого представлен ниже, яркое тому подтверждение.

Тема

В анализе стихотворения Маяковского "Необычайное приключение" следует рассказать о главной мысли его творения. Действие разворачивается между поэтом-тружеником и солнцем, которое, по мнению героя, ничего особенного не делает. Сюжет стихотворения пусть и сказочен, но его основная тема довольно прозаична.

Маяковского всегда волновало положение поэта-общественника и какое место занимает поэзия в жизни общества. Здесь автор находит ответ на свой вопрос. Поэзия способна зажечь огонь в сердцах людей, смотивировать их сделать этот мир лучше, обществу. Стихи, как солнце, освещают людям путь и дарят им надежду и свет.

Лирические образы

В анализе стихотворения Маяковского "Необычайное приключение" одним из пунктов является определение главных действующих лиц. Это солнце и предстает как настоящий труженик, который день и ночь пишет стихи, надеясь, что они изменят жизнь людей.

Его раздражает солнце, ведь он считает, что то ничего не делает. А для того, чтобы освещать окружающий мир, много труда не надо. Поэтому поэт приглашает его к себе на чай, дабы поговорить. Солнце же здесь показано как живое создание, для которого освещение мира является работой.

Поначалу читателю может показаться, что оно ленивое (из-за гневных высказываний поэта). Солнце принимает приглашение и рассказывает хозяину дома о том, что освещать Землю - это тяжелый труд. Но оно его делает и не жалуется, так как понимает, что это его призвание и оно приносит пользу людям.

В анализе стихотворения Маяковского "Необычайное приключение" следует отметить, что образы героев подчеркивают основную мысль стихотворения: важно делать то, что будет полезно для общества. Но немаловажно и заниматься любимым делом, ведь только тогда человек сможет делать его по-настоящему хорошо.

Литературные средства выразительности

В анализе стихотворения Маяковского "Необычайное приключение" также нужно отметить использованные и средства выразительности. Поэт применил характерные для футуристов гиперболу и преувеличение значимости личности. Гипербола позволяет показать, насколько огромно солнце по сравнению с обычными людьми.

Большую роль в создании сказочного сюжета сыграла метафора, благодаря ей солнце стало живым существом. А использование во время диалога героев позволило передать непринужденную атмосферу. В анализе стихотворения В. В. Маяковского "Необычайное приключение" следует отметить, что использование омонимов стало оригинальным решением.

Следует отметить и то, что скупые, не отличающиеся поэтической возвышенностью детали, подчеркивают простоту обстановки, в которой встретились солнце и поэт, они делают эту встречу менее фантастичной. Все перечисленные художественные средства представляют это произведение еще выразительнее.

Особенности произведения

В анализе стихотворения "Необычайное приключение" следует подчеркнуть, что это творение поэта отличается смелостью сюжета и оригинальным подходом к освещению общественной темы. Ведь Маяковский стоял у истоков политического творчества. Для него любая тема становилась предметом лирики, и благодаря этому он приобрел славу поэта-общественника.

В анализе стихотворения "Необычайное приключение" В. Маяковского следует отметить, что в этом произведении частое использование восклицательных предложений придает эмоциональность слогу. Неологизмы подчеркивают оригинальность стиля поэта. Это произведение отличается тем, что сказочность сюжета сочетается с обыденными мелочами, что позволяет затронуть важные для Маяковского темы.

Главный девиз стихотворения - делать то, что нравится. И если есть уверенность в том, что дело приносит пользу, то несмотря на все трудности, нужно продолжать его творить. А поэзия помогает людям увидеть все краски и затрагивает важные для общества темы, на которые человек может поразмыслить и сделать жизнь окружающих лучше.