Ведьма злая зима недаром злится тютчев. Тютчев

Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

Анализ стихотворения «Зима недаром злится, прошла ее пора» Тютчева

Ф. Тютчев долгое время не публиковал своих стихотворений. Находясь на дипломатической службе и являясь уважаемым и обеспеченным человеком, он считал свои литературные творения забавой и способом отвлечься от серьезных государственных дел. К публикации своих стихов его вынудили настойчивые просьбы друзей, которые высоко оценили талант начинающего поэта. Среди таких «легких» набросков оказалось стихотворение «Зима недаром злится…» (1836 г.), которое Тютчев включил в послание своему товарищу. Оно так и не было опубликовано при жизни поэта.

Отличительная особенность произведения – его непосредственность и легкий разговорный стиль. Поэт совершенно не думал о том, как воспримет его читающая публика. Он и не собирался никому, кроме друга, показывать стихотворение. Впоследствии в творчестве поэта появились и техника, и сложные образы, и философские размышления. А пока что он не был ничем связан. Его вдохновение не знало границ и изливалось свободным потоком.

Стихотворение напоминает русскую народную сказку. По крайней мере, налицо противостояние добра и зла в образах Весны и Зимы. Тютчев не случайно именует времена года с прописных букв. Перед нами живые волшебные персонажи, проявляющие обычные человеческие чувства и испытывающие человеческие ощущения. Автор «оживляет» окружающий мир с помощью многочисленных олицетворений («злится», «хохочет», «хлопочет»).

Сказка вплетается в жизнь благодаря появлению жаворонков, которые на полном основании вступают в борьбу Весны с Зимою. Эта борьба олицетворяет первые признаки пробуждения природы, хлопоты зимы – ночные заморозки и холодный ветер, а хохот весны – весеннее журчание ручьев и пение птиц. Очень образно Тютчев описывает финальный снегопад. Побежденная Зима кидает в «прекрасное дитя» горсть снега. Но эта безнадежная последняя попытка ни к чему не приводит. Последний снег быстро тает, позволяя Весне умыться и стать еще прекраснее.

«Зима недаром злится…» — прекрасный образец пейзажной лирики Тютчева, еще не скованный критическими замечаниями поэтического мира. Оно не несет никакой смысловой нагрузки, поэтому воспринимается удивительно легко и свободно. Немногие поэты не только XIX века, но и в наше время, могут похвастаться таким простым, но в то же время художественно выверенным слогом.

«Зима недаром злится…» Федор Тютчев

Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

Анализ стихотворения Тютчева «Зима недаром злится…»

Благодаря удачной дипломатической карьере Федор Тютчев почти 20 лет прожил за границей, где открыл в себе тягу к романтизму. Этому способствовало не только увлечение литературой, но и возможность напрямую общаться с выдающимися немецкими поэтами. Сам Тютчев к тому времени уже писал весьма утонченные стихи и публиковал их в России под различными псевдонимами, считая, что дипломат не имеет права публично афишировать свои увлечения. Тем не менее, именно раннее творчество этого поэта может похвастаться обилием произведений, относящихся к пейзажной лирике. Среди них – стихотворение «Зима недаром злится….», созданной в 1836 году. Поэт отправил его в письме к своему другу князю Гагарину в виде наброска, однако опубликовано это произведение было лишь после смерти автора.

Особенность этого стихотворения в том, что оно написано не «высоким штилем», к которому время от времени прибегал Тютчев, а разговорным языком, с помощью которого в то время изъяснялись дворовые крестьяне. Однако не стоит списывать это на прихоть поэта. Просто Тютчев, находясь за сотни верст от России, попытался воспроизвести знакомую с детства картину, когда весна вступает в свои права, а зима все никак не хочет уходить. Естественно, что требуемого эффекта в произведении можно было добиться лишь при условии его написания простым и незатейливым слогом, граничащим с примитивизмом. Поэтому особой художественной нагрузки это стихотворение не несет, однако с его помощью автору удалось очень точно передать то пограничное состояние природы, когда одно время года сменяет другое.

Поэт указывает, что время зимы уже прошло, и теперь уже «весна в окно стучится». Однако ее соперница проявляет завидное упорство, не желая так просто уступать ранее завоеванные позиции, она «злится», «все еще хлопочет» и надеется повернуть время вспять. Но это невозможно, так как все вокруг указывает на скорый приход весны, которая «в глаза хохочет» своей сопернице, продолжая вдыхать жизнь в замерзшие реки и поля, оживлять леса и наполнять воздух удивительным ароматом. Ее поэт сравнивает с прекрасным дитя, которое обладает волшебным даром преображать окружающий мир. Зима же изображена Тютчевым в виде злой и ворчливой старухи, которая любым способом пытается сохранить свою власть и даже идет на то, чтобы швырнуть в соперницу снег. Но эта уловка не помогает, так как весна «лишь румяней стала наперекор врагу».

Анализ стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева " Зима недаром злится..."
В помощь учителям-словесникам и учащимся средней школы.

1.
Фёдор Тютчев
Зима недаром злится (1836)

Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

2.
Немного о поэте

Тютчев Федор Иванович (1803 - 1873)

Русский поэт, член-корреспондент петербургской Академии Наук (1857). Духовно-напряженная философская поэзия Тютчева передает трагическое ощущение космических противоречий бытия.

Родился 23 ноября (5 декабря н.с.) в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские - связаны с Москвой.

Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с творениями поэтов и поощрявший его первые стихотворные опыты. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил Горация.

В 1819 поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Окончив университет в 1821 со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается.

На чужбине Тютчев провел двадцать два года, из них двадцать - в Мюнхене. Здесь он женился, здесь познакомился с философом Шеллингом и подружился с Г. Гейне, став первым переводчиком его стихов на русский язык.

Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836, когда в пушкинском "Современнике" появились его 16 стихотворений.

В 1844 переехал с семьей в Россию, а через полгода вновь был принят на службу в Министерство иностранных дел.

Дарование Тютчева, столь охотно обращавшегося к стихийным основам бытия, само имело нечто стихийное; в высшей степени характерно, что поэт, по его собственному признанию выражавший свою мысль тверже по-французски, чем по-русски, все свои письма и статьи писавший только на французском языке и всю свою жизнь говоривший почти исключительно по-французски, самым сокровенным порывам своей творческой мысли мог давать выражение только в русском стихе; несколько французских стихотворений его совершенно незначительны. Автор "Silentium", он творил почти исключительно "для себя", под давлением необходимости высказаться пред собой. Бесспорным, однако, остается указание на "соответственность таланта Тютчева с жизнью автора", сделанное еще Тургеневым: "...от его стихов не веет сочинением; они все кажутся написанными на известный случай, как того хотел Гете, т. е. они не придуманы, а выросли сами, как плод на дереве".

3.
В стихотворении Ф.И. Тютчева " Зима недаром злится..." пять строф по четыре строки каждая - итого двадцать строк. Рифма - перекрёстная: " злится - стучится" - рифмуются первая и третья строки; "пора - со двора" - вторая и четвёртая. Размер - трёхстопный ямб.

Художественный эффект стихотворения достигается с помощью разнообразных тропов: олицетворения, метафор, эпитетов, сравнений, противопоставлений (антитезы).
Зима олицетворяется со злой ведьмой, Весна - с прекрасным ребёнком.
Слова "Зима" и "Весна" написаны, как имена собственные, с большой буквы, что делает эти времена года живыми героинями стиха, самостоятельно и по-разному действующими, имеющими свой характер.

Зима злится на Весну, которая стучится к ней в окно и гонит её со двора. Поэтому Зима вынуждена ворчать на Весну и хлопотать о своём пребывании на дворе.
А в чём могут выразиться ворчание и хлопоты Зимы? Ранней весной и снежные метели возможны, и ночные морозцы

Зима не выносит смеха Весны, её действий и убегает в бешенстве, напоследок запустив в Весну то ли увесистым снежком, то ли обрушив на неё целую лавину снега.
Весна - месяц, не только следующий за Зимой, но и словно бы выходящий из Зимы, поэтому он не так противопоставлен Зиме, как. скажем, лето, и в связи с этим в двух этих понятиях нет ещё глубокой антитезы.
Противопоставлением (антинтезой) в этом тексте могут являться такие понятия, как " ведьма злая" (Зима) и " прекрасное дитя" (Весна) и две эмоции - злость Зимы и смех (радость) Весны.

Помимо " злой ведьмы" в стихах дан и ещё один синоним к этому понятию - "враг" Весны.
Однако эти синонимы не явные, а контекстуальные, поскольку два несинонимичных понятия метафорически сближены именно в данном контексте.
Врагом Весну воспринимает Зима и обращается с Весной, как с врагом. Весна же не враждует, а утверждает своё законное право на смену времён года, так полна молодых сил, влекущих её к стремительному развитию.

Как бы ни любили мы Зиму, автор склоняет симпатии читателя на сторону Весны, тем более, что Зима пытается обидеть прекрасное дитя, а это не в её пользу.
Несомненно, дети бывают шаловливыми и озорными - такой и дана Весна в этом произведении - но это не бессмысленные шалости, это - природная необходимость.

На стороне Весны буквально "всё" - ведь " всё засуетилось, всё нудит Зиму вон". " Всё" - это природа, пробуждающаяся от зимнего сна, выходящая из зимнего оцепенения. Все процессы, происходящие в этот момент в недрах земли, в стволах деревьев, в жизни птиц, - активны и стремительны. Жаворонки сообщают об этом " поднятым трезвоном".

По-своему Весна деликатна: она предупреждает о своём приходе " стуком в окно", то есть она к Зиме постучалась, прежде чем войти в уже не принадлежащие той пределы. " Гонит со двора"... - глагол "гонит" дан здесь как синоним к глаголу "нудит", то есть направляет, торопит, понуждает идти в определённом направлении." Очевидно, что грубостей Весна себе по отношению к Зиме не позволяет.

Никакими препонами Зиме не удержать Весну: смелая Весна (" в глаза хохочет") принесла с собой пение птиц, звон капели, шум ручьёв, и этот шум становится всё "пуще".Таким образом текст стихотворения наполнен разнообразнейшими звуками ранней весны.
Орудие битвы Зимы, снег, Весна, как истиный философ-мудрец, несмотря на свою молодость, берёт на пользу себе: " умылася в снегу и лишь румяней стала..."

С помощью картины неравной битвы (исход которой предопределён) старой ведьмы и удивительного румяного младенца Тютчев даёт картину смены времён года в духе метафорических представлений наших предков, исповедовавших язычество, - картину яркую, динамичную, ведь на наших глазах происходит столько превращений:
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Интересно, что метафора " И всё засуетилось" может отнести нас к старинному славянскому празднику Жаворонки, действительно приходящемусяся на 22 марта – день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы. В этот день дети с пряничными жаворонками в руках шли с родителями в поле и припевали:

"Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!"

Зрительный ряд стиха наряду со звуковым увлекает читателя во всю эту весеннюю кутерьму.
Последнее противостояние Зимы выражены с помощью богатейших метафор: "Зима недаром злится", " прошла её пора", Весна в окно стучится и гонит со двора"... Попробуем указать все метафоры в этом удивительном стихотворении, и мы убедимся, что они присутствуют в каждой строке. То есть метафорой весны является как каждый катрен в отдельности, так и всё произведение в целом. Всё стихотворение от начала до конца - одна развёрнутая метафора, что делает его необыкновенно богатым и по форме, и по содержанию.

Отличительным приёмом данного стиха является обилие глаголов активного действия: "злится", "прошла", "стучится", "гонит" - в первой строфе; "засуетилось", "нудит", "подняли" - во второй строфе; "хлопочет", "ворчит", "хохочет", ""шумит - в третьей; "взбесилась", деепричастие "захватя, "пустила", деепричастие "убегая" - в четвёртом катрене; "умылася", глагол-связка "стала" - в пятом. Нетрудно подсчитать, что количество глаголов и глагольных форм (два деепричастия при наличии пятнадцати глаголов) по строфам распределилось в следующем порядке: 4,3,4,4,2. В последнем катрене всего два глагола, характеризующие только Весну, так как Весна победила и Зимы на дворе уже нет.
Все эти семнадцать глаголов и глагольных форм и сформировали метафоры данного стиха в таком обилии.

А эпитетов автору уже не понадобилось в большом количестве - их всего три: "злая" ("ведьма злая" - инверсия, обратный порядок слов, ещё глубже характеризующий Зиму, при том, что логическое ударение также выделяет эпитет " злая"), "прекрасное" ("прекрасное дитя" - прямой порядок слов) и сравнительная степень прилагательного "румяней" в составном именном сказуемом ("румяней стала" - обратный порядок слов).

4.
Присутствие авторского отношения к происходящему в стихотворении " Зима недаром злится" очевидно, но выражено оно не с помощью первого лица (автора, как лирического героя, как бы и не видать), а с помощью иных, уже указанных средств. Автору нравится, как "прекрасное дитя" "хохочет", какое оно жизнерадостное ("Весне и горя мало" - фразеологизм, образующий в контексте стиха метафору), не боящееся холода ("умылася в снегу"), каким здоровьем и оптимизмом оно пышет (" И лишь румяней стала наперекор врагу"). Все симпатии автора - на стороне Весны.

Таким образом прославление Весны стало прославлением кипучей энергии, молодости, смелости, свежести, и энергия трёхстопного ямба подошла здесь как нельзя лучше.

5.
В русской пейзажной лирике вряд ли ещё встретится подобное описание Зимы: зима, как правило, в русских народных песнях, в литературных обработках фольклора - герой, хотя порой и суровый, но положительный, а не отрицательный. Её ждут, её приветствуют, её любовно поэтизируют:

"…Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям."
(И.Никитин)

"Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка."
(Сергей Есенин)

В 1852 году, через шестнадцать лет после " злящейся Зимы", Ф.И. Тютчев написал стихи о зиме несколько в ином ключе, без отрицательной коннотации:

"Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит..."

Однако если прежде Зима характеризовалась Тютчевым как " ведьма", то затем она превратилась в " чародейку", "колдунью". Собственно все эти три слова - ведьма, чародейка, колдунья - синонимы. Правда, в нашем сознании слово " чары" связано с какими-то волшебными, чарующими явлениями. Зима, чародейка в начале своего появления, перерождается по мере своего истощения в ведьму, чьи чары ослабевают.

Подолгу находящийся в отрыве от родины, читающий литературу на немецком и французском языках и пишущий статьи по-французски (напомним, что только при создании лирических произведений поэт отдавал предпочтение русскому языку), Тютчев ввёл в зимнюю тематику скорее всего представления и западно-европейской, не только российской поэтики, но тем и обогатил русскую поэзию, внёс в стихи о природе свой, тютчевский, оттенок.

6.
Объяснение непонятных учащимся слов.

НУДИТ - принуждает, заставляет.

ХЛОПОЧЕТ - Хлопотать - 1. без доп. Заниматься чем-нибудь с усердием, работать, суетиться.

«Зима недаром злится, прошла ее пора…»

Цель: обучающиеся расширять представления о признаках весны.

Задачи:

образовательные: формирование умений определять признаки весны.

коррекционно-развивающие: активизация и обогащение словарного запаса; развитие устной речи, слухового и зрительного внимания, мыслительных процессов.

воспитательные: формирование дружеских отношений через работу в парах и коллективную деятельность, развитие творческих способностей обучающихся.

Тип занятия: познавательный час.

Оборудование: презентация, видеоматериал, раздаточный материал.

Ход занятия:

Какое наступило время года? (весна)

Назовите весенние месяцы.

Какой первый весенний месяц?

Назовите первые весенние признаки.

Каждый год тяжело весне входить в свои владения. Зима никак не хочет уступать весне свое место, Снежная королева еще хочет восседать на своем ледяном троне. И приходится весне воевать с зимою. Так в первые весенние дни зима может нагнать тяжелые серые тучи, задуют ветры и начнется метель. И такое противостояние может длиться до середины апреля.

Тема нашего занятия «Зима недаром злится, прошла ее пора…» СЛАЙД 1

Это строчки из стихотворения, которое написал Федор Иванович Тютчев. В стихотворении поэт описывает борьбу двух времен года: зимы и весны. Послушайте его.

Чтение стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится…» Таскаева Полина

Зима недаром злится,

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон -

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя.

Весне и горя мало:

Умылася в снегу,

И лишь румяней стала,

Наперекор врагу.

Ребята, поэт описывает в стихотворении зиму и весну как живых людей.

Посмотрите на доску, как зима изображена в образе человека. СЛАЙД 2

Ребята, скажите какая зима? (злая, сердитая, вредная, лютая …)

Ребята, я вам сейчас буду зачитывать строчки стихотворения, а вы найдите слова действия Зимы. Что зима делает?

СЛАЙД 3

Зима недаром злится,

Прошла ее пора.

СЛАЙД 4

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

СЛАЙД 5

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя.

Посмотрите на доску, как весна изображена в образе человека. СЛАЙД 6

Какая весна? (ласковая, добрая, нежная, красивая, веселая, веселая …)

Ребята, прочитайте слова, что делает Весна в образе человека?

СЛАЙД 7

стучится

гонит

хохочет

шумит

умылася

Зачитайте строчки стихотворения, в которых есть эти слова действия Весны. (учащиеся зачитывают)

СЛАЙД 8, 9

Ребята, сегодня заглянула к нам в гости Веснянка. Внимание на доску.

Веснянка 1

Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы все с нетерпением ждали меня. Но зима не хочет уступать мне свое место. И поэтому вы сегодня мне должны помочь побороть зиму. Я очень на вас надеюсь.

Ведущий:

Ребята, я думаю, вы сможете помочь весне вступить в свои права. А побороть вы ее можете, показав свои знания умения о весне.

Ребята, сейчас веснянка будет загадывать вам весенние слова, а вы должны их отгадать. (Веснянка загадывает слова, а ведущий выставляет слова на доску. Среди всех слов ведущий еще добавляет слово «декабрь»)

Веснянка 2 - 8

Это весенний месяц, когда уже становится теплее, снег влажный, липкий, появляются проталины. (апрель)

Весной вдоль дорог образуется канавка и по ней бежит растаявший снег и журчит. (ручеёк)

Это бывает весной, когда уже становится тепло, снег тает и с крыш вниз падает маленькими капельками (капель)

Есть весенний праздник Пасха. И на него пекут такое угощение из теста. В тесто добавляет изюм. (кулич)

Это явление природы происходит весной на реке. Лед трещит, ломается и вода его носит. Река становится свободной ото льда. (ледоход)

Этот цветок появляется ранней весной. Он пробивается прямо из-под снега. Цветочки у него бывают синего, желтого цвета. (подснежник)

Травка зеленеет, солнышко блестит, и она с весною, в гости к нам летит. Что за птичка? (ласточка)

Ребята, вам сейчас нужно составить цепочку из этих слов. Если слово заканчивается на мягкий знак, то смотрите на предыдущую букву. А какое слово будет первым, я вам дам подсказку. В этом слове больше всего букв.

Подснежник, капель, ласточка, апрель, ледоход, декабрь, ручеёк, кулич.

Зачитайте цепочку слов.

Посмотрите внимательно на цепочку, какое слово лишнее?

Почему? (декабрь – зимний месяц)

Ребята, вы хорошо справились с первым заданием Веснянки. Я вам предлагаю сделать весеннюю зарядку.

ФИЗМИНУТКА (музыка)

О весне часто говорят: весна красна. "Красна" - не потому что появляются красные цветы. Ведь все равно основной цвет весны - зеленый. А потому что - красивая. Это действительно очень красивое время года. В первые дни весны природа еще выглядит довольно неприглядно: серые комья снега, голые черные деревья. Но уже так весело начинает светить и пригревать солнце, что картина выглядит все равно радостной. Все знают: еще немного и придет настоящая красота. А кто же первые весенние вестники? Нам расскажет Веснянка.

Веснянка 9

Ребята, приход весны нередко связывался с прилетом птиц. Весной в родные места возвращаются грачи, журавли, скворцы, жаворонки и другие птицы. В старину люди наблюдали за поведением птиц весной и появлялись различные пословицы, приметы и стихотворения. Я думаю, вы их тоже знаете.

Ребята, с кем связывают приход весны? (с птицами)

Послушайте стихотворение А.Блока «Ворона» (Хривков Данил)

Вот ворона на крыше покатой

Так с зимы и осталась лохматой…

А уж в воздухе вешние звоны,

Даже дух занялся у вороны…

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,

Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?

Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки…

Это все у вороны – игрушки.

И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно!..

Как выглядит ворона весной?

СЛАЙД 10

Ребята, прочитайте пословицы.

Увидел скворца – весна у крыльца.

Грач на горе – весна во дворе.

Журавль прилетел и тепло принес.

А сейчас я вам буду показывать картинки птиц, а вы должны назвать соответствующую пословицу.

СЛАЙД 11

СЛАЙД 12

СЛАЙД 13

Какие весенние приметы и пословицы вы еще знаете?

Ребята, а сейчас Веснянка расскажет вам о старинном русском обычае Встречи Весны. Внимание на доску.

Веснянка 10

Ребята, праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают. Я вам предлагаю тоже сделать весенние веточки.

Ребята, чем украшали веточки обрядового дерева?

Ребята украшают веточки цветочками, ленточками и колокольчиками.

Музыка на весенние веточки

Итоги, как ребята сделали веточки.

Веснянка 11

Ребята, спасибо вам за помощь. Вы много знаете обо мне и теперь у меня достаточно сил, чтобы по праву занять свое место. Счастливых вам весенних дней!

Приглашаю всех выйти и исполнить песню «Весну звали»

Исполнение песни «Весну звали»

Ребята, вот вы помогли весне прогнать зиму. Спасибо всем большое за работу!


Антонина Лёвина
Конспект НОД «Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится»

Возрастная группа : подготовительная (5-6 лет) .

Тема : «Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится »

Ведущая образовательная область : «Речевое развитие»

Цель : помочь почувствовать красоту природы в стихотворении, выучить его наизусть;

Задачи :

Образовательная : учить внимательно слушать, развивать связную диалогическую речь детей, знакомить с детской литературой, закрепить знание о различии стихотворного и прозаического жанров; формировать интерес к книге; продолжать знакомить детей с поэзией Ф. И. Тютчева , показать красоту, яркость его поэзии;

Развивающая : развивать наблюдательность, активизировать внимание и память детей, расширять мышление и сообразительность, умение работать коллективно, развивать детское творчество, развивать игровую деятельность детей, развивать умение выполнять движения в соответствии со словами текста, развивать воображение, речь детей, подводить детей к созданию выразительного образа в рисунке;

Воспитательная : воспитывать доброту, отзывчивость, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, прививать детям любовь к родной природе;

Виды детской деятельности : познавательная игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, изобразительная, музыкальная,

Формы организации : групповая, подгрупповая.

Формы реализации детских видов деятельности : рассматривание картины, беседа, дидактическая игра, выполнение движений по музыку, аппликация, пение.

Оборудование : магнитная доска, иллюстрации зимней природы,

портрет Ф. Тютчева , фотографии поэта; аудиозапись стихотворения; выставка книг Ф. Тютчева ; гуашь; кисточки; лист альбома; салфетки; магнитофон, презентация стихотворения по слайдам проектора

Предшествующая работа : наблюдение за деревьями; рассматривание зимних пейзажей; рисование деревьев; беседа о поэте и поэзии; выразительное рассказывание стихотворений наизусть.

Словарная работа :

Нудит (устар.) – вынуждает, заставляет зиму уйти вон

Нудит – от глагола «нудеть» , то есть говорить монотонно, а также жалуясь или настойчиво прося чего-нибудь.

Пуще – больше, сильнее

Ход игровой обучающей ситуации :

Вводная часть

Здравствуйте, ребята. (Здравствуйте) .

Сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся с ними. Проходите на стульчики. Присаживайтесь красиво. (Дети проходят на стульчики, присаживаются)

Ребята, я хочу предложить вам прослушать аудиозапись художественного произведения

Воспитатель включает аудиозапись стихотворения

Как вы думаете, какое это художественное произведение? (Ответы детей)

Чем отличается стихотворение от других художественных произведений? (Есть рифма)

Стихотворение относится к поэзии или прозе?

А как называют человека, который пишет поэзию?

А как называют человека, который пишет прозу?

Дети, есть поэты городские и деревенские.

Где живут городские поэты? (в городе)

Где живут деревенские поэты?

(в деревне)

Основная часть

Сегодня я расскажу вам о деревенском поэте, мы познакомимся со стихами знаменитого поэта, который очень любил природу и знал все её тайны. Биография Ф. И. Тютчева . Сегодня я расскажу вам о знаменитом поэте. Дети, вы знаете, кого изобразил художник на этом портрете? Да, это Фёдор Иванович Тютчев – поэт , которого знают не только в нашей стране, но и во всем мире. Фёдор Иванович жил очень давно. Он родился много лет назад Когда ему было 10 лет, к нему пригласили учителя Сёмёна Егоровича Раича. Он был поэт Учитель научил его понимать литературу, поощрял его желание писать стихи

Когда ему исполнилось 15 лет,он поступил в университет, после его окончания уехал далеко за границу. Но там продолжал любить нашу Россию и о ней писал стихи. Его стихи были о природе, о родине, о поэзии.

Однажды друг Тютчева передал тетрадь с его стихами великому поэту А. С. Пушкину. Стихи очень понравились А. С. Пушкину и он напечатал их в своём журнале «Современник» . С тех пор стихи Ф. И. Тютчева стали известны всей России

Тютчев написал много книг , посвящённых русской природе, он глубоко чувствовал родную природу и очень любил её

Хотите послушать?

В этом стихотворении встретятся новые слова

2. Словарная работа.

3. Послушайте стихотворение поэта Воспитатель читает наизусть стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится .

Зима недаром злится ,

Прошла её пора-

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Всё нудит зиму вон-

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон

Зима ещё хлопочет

И на весну ворчит,

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало :

Умылася в снегу

И лишь румяней стала,

Наперекор врагу.

Вам понравилось стихотворение?

– Как оно называлось?

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Какое впечатление оставило? (Доброе, радостное впечатление.)

Какие картины вы представили? Можем ли мы предположить, как

Физминутка.

- Зима недаром злится (хоровод)

Прошла её пора-

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось (шагаем на месте)

Всё нудит зиму вон-

И жаворонки в небе (правой, потом левой рукой показать перелёт птиц)

Уж подняли трезвон

Зима ещё хлопочет (хоровод)

И на весну ворчит,

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит

Грамзапись стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится » (Дети слушают грамзапись стихотворения)

(Читаю первое четверостишье)

(Читаю второе четверостишье)

Что вы услышали о зиме в этом стихотворении? (Ответы детей

Когда я слушаю это стихотворение, мне хорошо представляется зима , которая не хочет уходить В этом стихотворении замечательный поэт Афанасий Фет запечатлел последние зимние дни)

Какие художественные средства использует автор?

(Читаю третье четверостишье)

Какие художественные средства использует автор? (Это красивая историю о красоте зимы. Автор использует средства художественной изобразительности, благодаря которым стихотворение лучше запоминается. Фраза "зима недаром злится " означает, что зима как человек , что, конечно, не может быть на самом деле, поэтому эта строка содержит олицетворение).

Хотите его нарисовать?

6. Рисование «Весенний пейзаж» по стихотворению Ф. Тютчева

Давайте посмотрим, какие красивые у вас получились картины – настоящий весенний пейзаж. Какими словами можно описать наши картины?

Рисуют ватными палочками

Самостоятельное рассказывание стихотворения.

Обсуждение понятия РИФМА.

– Что такое РИФМА? (Созвучное окончание строк)

– Найдите рифму в стихотворении.

– А теперь прочитайте стихотворение своему соседу так, как будто это вы рассказываете ему о зиме

После чтения дети указывают, у кого получилось прочитать особенно хорошо. (Двое детей читают стихотворение вслух)

Заключительная часть

– Какой образ сложился у вас под впечатлением этого стихотворения? (Весна – это образ праздничный, молодой, нежный, радостный) .

Какое настроение осталось у вас от услышанного стихотворения? Как оно называлось?

Кто его написал?

Фёдор Иванович – наш лучший деревенский поэт. Его помнят и любят в нашей стране и во всем мире. Вы еще многое узнаете об этом поэте в школе и, когда станете взрослыми.

Хотите посмотреть его книги? (Выставка книг) .Я приглашаю вас посетить выставку книг Ф. Тютчева