Ревизия предполагает. Ревизия

Ревизия — это основной метод , она осуществляется с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. Как правило, ревизии проходят на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами: проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг; проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы; привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии и др.

Ревизии подразделяются на несколько видов:

По времени осуществления ревизии бывают плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере — не реже двух раз в год.

По обследуемому периоду деятельности ревизии бывают фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за короткий период времени.

По объему деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности.

Юридическое значение акта ревизии

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ее, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица.

В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушения финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в них. Если у руководителя или главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На основе ее акта принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

Акты ревизий, проведенных в порядке ведомственного контроля, предоставляются Министерству финансов РФ, финансовым органам субъектов РФ и местным органам по их требованию.

Ревизия – средство, как правило, внешнего контроля, – направлена в интересах внешних пользователей – лиц, заинтересованных в данных результатов ревизии. Осуществляется с целью подтверждения достоверности учетных процессов и отчетности.

Ревизия осуществляется как в плановом, так и во внеплановом порядке. Ревизия организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии.

Программа ревизии включает тему, период, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии. Программа утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа. Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих ревизуемую организацию, может быть изменена и дополнена.

Ревизия использует систему внутреннего контроля, а система внутреннего контроля получает независимую оценку степени ее эффективности и надежности при проведении ревизии.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций организации.

Цель ревизии – осуществление контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организациями хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:

1) соответствие осуществляемой деятельности учредительным документам;

2) обоснованность расчетов сметных назначений;

3) исполнение смет расходов;

4) использование бюджетных средств по целевому назначению;

5) обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

6) обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;

7) соблюдение финансовой дисциплины и правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

8) обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;

9) операции с основными средствами и нематериальными активами;

10) полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

11) операции, связанные с инвестициями;


12) расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;

13) обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;

14) формирование финансовых результатов и их распределение.

Ревизия расходования и поступления средств федерального бюджета, использование внебюджетных средств, доходов от имущества осуществляется как в плановом, так и в неплановом порядке. Ревизия организаций любых форм собственности по требованиям правоохранительных органов осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством. Существенные вопросы ревизии оговариваются в программе или перечне основных вопросов.

Программа ревизии включает тему, период, который должна охватить ревизия, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа. Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные, правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность.

Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее участников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и участки работы между его исполнителями.

Перед началом ревизии руководителю ревизуемой организации следует предъявить удостоверение на право проведения ревизии, представить участников ревизии и составить рабочий план. Исходя из программы ревизии, определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности.

Ревизия – это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.

Цель ревизии – осуществление контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организациями хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Задачи ревизии:

Проверка соблюдения субъектами хозяйствования законодательства в сфере экономических отношений;

Проверка законности совершения хозяйственных и финансовых операций, обеспечение сохранности имущества;

Своевременное выявление правонарушений, наносящих экономический вред обществу, выявление и устранение причин, способствующих совершению действующего законодательства;

Принятие мер по возмещению причиненного ущерба;

Выявление неиспользуемых резервов роста эффективности экономической деятельности субъектов хозяйствования.

Основания проведения ревизии: плановая проверка, ликвидация организации, недостачи, излишки, проверка работы человека, который отвечает за заданный участок работы.

Предельный срок ревизии – 30 дней(Этот срок может быть увеличен в исключительных случ-х). Ревизия проводится за период деятельности ревизуемого предприятия, следующий за тем периодом, который был обревизован при предыдущей ревизии, до начала месяца, в котором проводится данная ревизия. При необходимости или при наличии постановления следственных органов ревизия проводится за более длительный период.

Организация ревизии проходит несколько этапов: Подготовка, неотложные контрольные действия ревизора, проведение контрольных действий, составление документов о результатах ревизии.

Методы документального контроля:

- Формальная проверка документов

Встречная проверка

Нормативно-правовая проверка – осуществляется путем сопоставления фактических данных с нормативными или плановыми, оценку законности отраженных в документах хозяйственных операций.

Технико – экономический расчет – составляется для определения правильности плановых показателей

Экономическая оценка совершаемых хозяйственных операций

Сопоставление документов

Методы фактического контроля:

Обследование;

Инвентаризация;

Контрольный запуск сырья в производство;

Экспертная оценка;

Лабораторный анализ;

Проверка объемов выполненных работ;

Проверка соблюдения трудовой дисциплины и фактическое использование рабочего времени;

Контрольная покупка.

Подготовка и планирование ревизии. Основные этапы и последовательность работ. Документирование. Оформление результатов.

Ревизии делятся на плановые и внеплановые, и осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Контрольно-ревизионные органы разрабатывают перспективные (на 5 лет) и текущие (на предстоящий календарный год) планы проведения ревизий. При составлении плана предусматривается, чтобы предприятие проверялось не менее одного раза в год. Планирование ревизий носит строго конфиденциальный характер. Составлению плана проведения ревизии на конкретном предприятии всегда предшествует подготовительная работа, которая включает в себя изучение необходимых законодательных, нормативно-правовых актов, отчетных и статистических данных, материалов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность подлежащей ревизии организации. Необходимо ознакомить членов ревизионной группы с собранной о предприятии информацией, распределить между ними вопросы и участки работы. Придя с проверкой на предприятие, руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) должен предъявить руководителю организации удостоверение на право проведения ревизии, ознакомить его с основными задачами, представить участвующих в ревизии работников, решить организационно-технические вопросы проведения ревизии и составить рабочий план. Участники ревизионной группы, определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающего надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств. Руководитель организации обязан создавать все благоприятные условия для проведения ревизии. В случае отказа работников ревизуемой организации предоставить необходимые документы либо возникновения иных препятствий, провести ревизию, руководитель ревизионной группы, а в необходимых случаях руководитель контрольно-ревизионного органа сообщает об этих фактах в орган, по поручению которого проводится ревизия.

В ревизионной работе следует выделить следующие этапы:

1) подготовительный (Заключается в том, что изучаются акты предыдущих ревизий, докладные записки, приказы, постановления по результатам проведения предыдущих ревизий, и все что относится к данному предприятию. Также изучаются данные годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности предприятия, данные налоговой отчетности. И на основе собранной информации определяются задачи, план проведения ревизии)

2) проведение ревизии (проводят обследование предприятия, осмотр помещений, цехов, служб аппарата управления, подразделений и мест хранения ТМЦ, подъездных путей, проводят инвентаризацию кассы, изучают первичные документы, сводные регистры, ведомости синтетического и аналитического учета, собирают объяснения и справки с работников, если в этом есть необходимость, проводят инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами, поставщиками и покупателями).

3) оформление результатов ревизии (результаты проверки оформляются актом, в акте указывают сведения об организации, результаты предыдущих проверок и факты выполнения решений по данным ревизиям, указывают способы и методы, использованные в ходе ревизии, способы проведения инвентаризации, результаты проверок по направлениям ревизии, размер причиненного ущерба)

4) реализация результатов ревизии (уже в ходе проверки ревизор должен принять меры по устранению выявленных нарушений, при незначительных нарушениях результаты ревизии могут быть реализованы сразу после окончания ревизии, это сообщается в приложении к акту ревизии, а если выявлены факты хищений в крупных размерах, составляется промежуточный акт и передается в следственные органы. По результатам ревизии составляются выводы и предложения по устранению недостатков, которые представляются руководителю организации. Он рассматривает выводы и принимает решение по устранению недостатков.)

5) контроль над выполнением решений, принятых по результатам ревизии(контрольно-ревизионные органы обеспечивают контроль над выполнением решений, принятых по результатам ревизии, и, при необходимости, принимают другие предусмотренные законодательством РФ меры для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба)

Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежаще оформленных приложений к нему (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т. п.). Записи в акте необходимо излагать на основе проверенных фактов, вытекающих из имеющихся документов, материалов встречных проверок, инвентаризаций и других данных.

Акты должны содержать вступительную, описательную и результативную части.

Во вступительной части отражается следующее:

1) полное наименование учреждения, в котором проводится ревизия, его организационно-правовая форма и адрес;

2) фамилии участвующих в ревизии должностных лиц ревизуемого учреждения, ответственных за ведение бухгалтерского учета и представление отчетности;

3) основание для проведения ревизии, ее вид, мотивы ее проведения;

4) время предыдущей ревизии, период, за который проводится ревизия, и вопросы, подлежащие выяснению;

5) даты начала и окончания ревизий, должности и фамилии должностных лиц, проводящих ревизию.

В описательной части отражается следующее:

1) конкретные факты и действия, указывающие на нарушение порядка ведения бухгалтерского учета, составления отчетности, использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, налогового законодательства и др.;

2) каждый факт нарушений указывается в акте самостоятельно с указанием времени его совершения, стоимостной оценки, сделанных бухгалтерских проводок и со ссылками на соответствующие первичные документы;

3) при указании фактов нарушений должна быть дана ссылка на нарушенные законодательные и нормативные акты с указанием их конкретных статей и пунктов.

В результативной части акта обобщаются выявленные факты нарушений в виде выводов и даются предложения по их устранению.

Перед подписанием акта ревизор знакомит с его содержанием руководство учреждения и работников бухгалтерии и при наличии обоснованных возражений вносит исправления в акт до его подписания.

На все нарушения необходимо потребовать от руководителя, уполномоченных и виновных лиц объяснения в ходе проверки или по обстоятельствам в течение 3 дней после подписания акта, о чем производится запись в акте перед подписями. Акт проверки составляется в двух экземплярах за подписью ревизора, руководителя учреждения и главного бухгалтера.

Сущность ревизии, цель и задачи

Тема 6. Ревизия как инструмент контроля

Раздел II. РЕВИЗИЯ

План лекции

6.1. Сущность ревизии, цель и задачи.

6.2. Виды ревизий.

6.3. Методы и приемы документального контроля.

6.4. Методы и приемы фактического контроля.

6.5. Документ как доказательство законности осуществления операции;

Ревизия представляет собой систему обязательных конт­рольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом перио­де хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организа­цией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законода­тельством РФ и нормативными актами установлена ответствен­ность за их осуществление.

Ревизия - составная часть системы управленческого конт­роля, призванная установить законность, достоверность, целесо­образность и экономическую эффективность совершенных хо­зяйственных операций.

В словосочетании «контроль и ревизия» первое понятие яв­ляется общим и абстрактным, а второе - частным и конкретным. Если экономический контроль связан со всеобщим регулирова­ние общественных отношений, то ревизия выступает всегда кон­кретной формой такого регулирования как в пространстве, так и во времени.

Ревизия - форма последующего контроля, представляющая собой систему взаимосвязанных документальных и фактических приемов контроля.

Цель ревизии - осуществление контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяй­ственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличи­ем и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержден­ными нормами, нормативами и сметами.

Объекты ревизии - все государственные органы (в том чис­ле их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, государ­ственные внебюджетные фонды, а также органы местного само­управления, предприятия, организации, банки, страховые компа­нии и другие финансово-кредитные учреждения, союзы, ассоци­ации и иные объединения (независимо от видов и форм соб­ственности), если они получают, перечисляют и используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставлен­ные федеральным законодательством или федеральными органа­ми государственной власти налоговые, таможенные и иные льго­ты и преимущества.

Задачи ревизии:

Обеспечение финансовой дисциплины;

Экономное и целевое использование бюджетных средств;


Выявление резервов роста доходной базы бюджета и со­бираемости налогов;

Сохранность материальных и финансовых ресурсов, их эффективное использование;

Своевременное и правильное прохождение всех этапов бюджетного процесса и сметного финансирования;

Проверка законности совершаемых субъектом хозяйство­вания хозяйственных и финансовых операций;

Правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;

- пресечение фактов бесхозяйственности, расточительнос­ти и других видов нарушений, а также принятие мер но возмещению причиненного ущерба;

Выявление неиспользуемых резервов повышения эффек­тивности экономической деятельности субъекта хозяй­ствования.

Основной задачей ревизии является проверка финансово-хо­зяйственной деятельности организации по следующим направ­лениям:

Соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;

Обоснованность расчетов сметным назначениям;

Исполнение смет расходов;

Использование бюджетных средств по целевому назна­чению;

Обеспечение сохранности денежных средств и матери­альных ценностей;

Обоснованность образования и расходования государ­ственных внебюджетных средств;

Соблюдение финансовой дисциплины и правильность ве­дения бухгалтерского учета и составления отчетности; У обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;

Полнота и своевременность расчетов с бюджетом и вне­бюджетными фондами; У операции с основными средствами и нематериальными активами;

Операции, связанные с инвестициями;

Расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физически­ми лицами;

Обоснованность произведенных затрат, связанных с теку­щей деятельностью, и затрат капитального характера; У формирование финансовых результатов и их распреде­ление.

Благодаря ревизии регулярно осуществляется контрольная функция государства как собственника государственного бюд­жета и других экономических ресурсов. К ней все чаще прибега­ют учредители, инвесторы и иные собственники бизнеса, а также исполнительные органы хозяйствующих субъектов, что особенно характерно для деятельности контрольно-ревизионных комиссий и аудиторских союзов в системе сельскохозяйственной и потре­бительской кооперации. Результаты ревизий в обязательном по­рядке подлежат широкой огласке и обсуждению в коллективе проверяемой организации.

Ревизии осуществляются специальными контрольно-ревизи­онными органами (контрольно-счетными палатами, контрольно-ревизионными управлениями, отделами, комиссиями), работники которых имеют, как правило, специальную подготовку, что обес­печивает реализацию принципа действенности и эффективности экономического контроля. Это относится как к государственному штатному контрольно-ревизионному аппарату, так и к ревизион­ным комиссиям хозяйственных обществ, кооперативных и обще­ственных организаций, поскольку в стране действует специаль­ная система подготовки и повышения квалификации всех конт­рольно-ревизионных кадров.

В ходе проведения ревизий широко сочетаются все приемы и способы фактического и документального контроля, что позволя­ет изучать проверяемые вопросы и тем самым успешно решать задачи экономического контроля.

В теории и практике контрольно-ревизионной деятельности различают несколько видов ревизий, которые принято классифи­цировать по определенным признакам.

В зависимости от органов, осуществляющих ревизии, их подразделяют на:

вневедомственные ревизии - проводятся органами го­сударственного контроля (Счетной палатой РФ, Мини­стерством финансов РФ, Федеральной налоговой служ­бой), которые наделены контрольными правами по отно­шению к предприятиям (организациям, учреждениям) всех отраслей экономики, независимо от их ведомствен­ной подчиненности;

ведомственные ревизии - проводятся контрольно-ре­визионным аппаратом вышестоящих органов в подве­домственных им организациях (предприятиях, учрежде­ниях);

внутрихозяйственные ревизии - проводятся работни­ками предприятий, которые контролируют деятельность внутренних структурных подразделений, не имеющих юридической самостоятельности.

По времени проведения различают ревизии:

предварительные - проводятся до совершения проверя­емых хозяйственных операций и направлены на предуп­реждение нарушений законности или неэффективного использования средств организации. Предварительной ревизии могут подвергаться различного рода договоры и соглашения на стадии преддоговорного спора, хозяй­ственные решения до начала их исполнения;

текущие - проводятся в ходе совершения проверяемых хозяйственных операций, что позволяет своевременно выявить и устранить различного рода нарушения или недостатки. Посредством текущих ревизий выявляются: полнота оприходования готовой продукции, сохран­ность имущества, реальность объемов выполненных ра­бот;

последующие - осуществляются после совершения про­веряемых хозяйственных операций. При последующих ревизиях в наиболее полной мере изучаются все стороны хозяйственно-финансовой деятельности организаций и учреждений.

В зависимости от источника контрольных данных разли­чают ревизии:

фактические - проводятся преимущественно по данным осмотра объектов в натуре и направлены на выявление законности и целесообразности использования экономи­ческих ресурсов, как правило, в ходе осуществления хо­зяйственных операций;

документальные - проводятся по документальным данным и представляют собой обычно форму последую­щего контроля. Вместе с тем используются также и дан­ные фактического осмотра объектов в натуре, что суще­ственно повышает эффективность контрольно-ревизи­онной работы;

смешанные характеризуются сочетанием использова­ния фактических и документальных контрольных данных, что и обусловливает наибольшую распространенность данного вида ревизии.

По организационному признаку ревизии подразделяются на:

плановые - осуществляются по заранее разработанному и утвержденному плану;

внеплановые - проводятся в сроки, не предусмотренные утвержденным планом и проводятся в силу возникшей необходимости (при наличии данных о налоговых, бюд­жетных нарушениях, злоупотреблениях, а также по тре­бованию представительных органов власти, правоохра­нительных и других властных органов);

перманентные - проводятся непрерывно контрольно-ревизионным аппаратом организации в структурных под­разделениях.

По объему вопросов и в зависимости от цели проведения ревизии бывают:

полные - охватывают все стороны хозяйственно-финан­совой деятельности организации и направлены на выяв­ление общего состояния производственной и финансовой устойчивости, сохранности и использования средств организации. Полные ревизии, хотя и трудоемки, но бо­лее действенны и играют важную роль в выявлении и предупреждении фактов незаконного и нерационального использования имеющегося имущества; У частичные - заключаются в проверке отдельных сторон хозяйственно-финансовой деятельности ревизуемой организации. Эти ревизии являются, как правило, внепла­новыми и проводятся обычно по инициативе собственни­ков хозяйствующих субъектов;

тематические - проводятся тогда, когда проверяются отдельные стороны деятельности организации, отрас­ли. Такие ревизии позволяют вовремя выявить и устра­нить однородные нарушения и недостатки, допускае­мые в хозяйственно-финансовой деятельности многих организаций.

По охвату единичных объектов контроля ревизии де­лятся на:

сплошные - характеризуются изучением всех объектов контроля, путем сплошной проверки;

выборочные - предполагают проверку хозяйственных операций и документов за отдельные периоды времени или же какую-то часть документов;

комбинированные - заключаются в использовании при их проведении как сплошных, так и выборочных прове­рок отдельных хозяйственных операций.

По глубине проведения выделяются ревизии:

сквозные - характеризуются проверкой объектов конт­роля на всех этапах движения, начиная от структурных подразделений и кончая органами хозяйственного управ­ления организации;

локальные - подвергаются проверке, как правило, отдельные учреждения и ведомства, виды целевых адресных программ и т.д.

По составу специалистов, осуществляющих ревизии, де­лятся на:

комплексные - проводятся специалистами различных профессий с целью наиболее полной оценки деятельности организации и поиска резервов улучшения как производ­ственной, так и финансовой деятельности организации;

некомплексные - осуществляются контролерами учет­ного и финансовых профилей и предусматривают про­верку финансовой деятельности организаций. Такие ре­визии не позволяют в полной мере выявить состояние ведения производства, уровень внедрения достижений научно-технического прогресса и передовых технологий.

В зависимости от способа финансирования различают ре­визии за счет:

Бюджета субъектов РФ;

Средств проверяемого экономического субъекта;

Внебюджетных источников;

Общественных, неправительственных организаций, инос­транных инвесторов.

В условиях рыночной экономики важнейшей функцией управления на всех уровнях становится контроль.

Понятие «контроль» связано с понятием «управление». Оно происходит от английского глагола «to control», имеющего различные значения. В экономическом смысле он означает управление и наблюдение.

Контроль - это функция, которая присуща всякому управлению; в переводе с французского (соn1го1е) означает список, ведущийся в двух экземплярах, пересмотр, проверка чего-либо.

Контроль - это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности.

Контроль одновременно является самостоятельной функцией управления и завершающей стадией процесса управления.

Как и всякий процесс, управление можно условно разделить на стадии, основные из которых показаны на рис.1. В виде самостоятельной функции контроль имеет место на всех стадиях управления.




Рис. 1. Управление как процесс

Составной частью контроля является ревизия. Слово «ревизия» происходит от латинского «revision», что означает «пересмотр».

Ревизия предполагает изучение документов, в которых отражены хозяйственные, денежные и финансовые операции организаций.

Ревизия - это форма последующего контроля, в ходе которого проводится сплошная документальная и фактическая проверка всех финансово - хозяйственных операций, совершаемых проверяемой организацией за определенный период.

Ревизия - это система мер по осуществлению документальной и фактической проверки производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий за определенный период с целью установления законности, достоверности и экономической целесообразности произведенных хозяйственных операций.

Ревизия - это основной способ контроля, предусматривающий наиболее глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности, в процессе которого устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершаемых хозяйственных операций, а также ведения бухгалтерского учета в нескольких или во всех направлениях деятельности субъекта хозяйствования.

При ревизии проверяются все операции хозяйствующего субъекта с использованием всех необходимых для этого приемов и способов - от сверки имеющихся на месте документов до встречных проверок в организациях, с которыми связан проверяемый объект финансовыми или другими отношениями.

Проведение ревизии дает практическую и техническую возможность не пропустить никаких нарушений законодательства, правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Виды ревизии

В теории и практике контрольно-ревизионной деятельности различают несколько видов ревизий, которые принято классифицировать по определенным признакам.

В зависимости от органов, осуществляющих ревизии, их подразделяют следующим образом:

§ вневедомственные;

§ внутриведомственные;

§ внутрихозяйственные;

§ смешанные.

Вневедомственныеревизии проводятся органами государственного контроля, которые наделены контрольными правами по отношению к предприятиям, организациям и учреждениям всех отраслей экономики, независимо от их ведомственной подчиненности.

К ним относятся ревизии, проводимые Государственной налоговой службой, Счетной палатой, федеральным казначейством РФ, Контрольно- ревизионным управлением МФ РФ и др.

Внутриведомственные ревизии проводятся контрольно-ревизионным аппаратом вышестоящих органов (министерств, ведомств) в подведомственных им предприятиях, организациях, учреждениях.

В потребительской кооперации – контрольно- ревизионными управлениями Центросоюза, областных, краевых и республиканских союзов.

Внутрихозяйственные ревизии проводятся работниками предприятия (объединения), которые контролируют деятельность внутренних структурных подразделений, не имеющих юридической самостоятельности.

Смешанные ревизии осуществляются государственными и другими органами контроля одновременно. Используется, как правило, в тех случаях, когда на предприятии допущены серьезные нарушения и злоупотребления.

В зависимости от полноты проверки деятельности предприятия, ревизии подразделяются следующим образом:

· комплексные;

· некомплексные;

· тематические.

Комплексные ревизии проводятся с целью проверки торговой и финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его структурных подразделений бригадой специалистов различных профессий.

Участие в ревизии специалистов в различных областях знаний позволяет выявить все недостатки деятельности предприятия, вскрыть резервы улучшения производственной и финансовой его деятельности, способствует повышению эффективности производства.

Некомплексной называется ревизия, проводимая одним ревизором, при которой проверяется хозяйственно-финансовая деятельность.

Тематические ревизии проводятся тогда, когда проверяются отдельные стороны деятельности предприятия, объединения, отрасли. Данные ревизии проводятся для детального изучения отдельных вопросов (разделов, частей) хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

Темами таких ревизий, например, могут быть: «Ревизия сохранности имущества», «Ревизия состояния расчетов» и т.д.

По источникам контрольных данных ревизии подразделяются следующим образом:

· фактические;

· документальные.

Фактические ревизии проводятся преимущественно по данным осмотра объектов в натуре и направлены на выяснение законности и целесообразности использования ресурсов, как правило, в ходе осуществления хозяйственных операций.

Документальные ревизии проводятся преимущественно по документальным данным и представляют собой обычно форму последующего контроля.