Редкие молитвы ангел благого молчания. Спас «Благое молчание

Икона «Ангел Благое Молчание» («Спас Благое Молчание») - одна из сокровенных и глубочайших по своему значению в христианском искусстве. Современные источники сообщают о ней следующее.

«Спас Благое Молчание» - редкое иконографическое изображение Иисуса Христа. Если «Спас Эммануил» и «Спас Нерукотворный» изображают Христа таким, каким Он был на земле, а «Спас в Силах» - каким придёт в конце времён, то «Спас Благое Молчание» - это Христос в образе Ангела, до Своего воплощения.

Ангел Великого Совета - таково одно из символических именований Христа согласно библейскому пророчеству, которое гласит: «Вели"ка Совета Ангел - Тот, Кто соделал известным великий совет, сокровенный от веков и не явленный иным родам». Образ Христа-Ангела «в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» появился в византийской иконописи в первые века христианства. На Руси этот образ получил развитие в иконе «Спас Благое Молчание», на которой Спаситель изображён в виде крылатого ангелоподобного отрока в белой мантии, со скрещёнными на груди руками. Это единственное изображение Христа, где Его голову окружает особый восьмиугольный нимб, знаменующий божественность и непостижимость Творца.

В русском искусстве изображение Спаса Благое Молчание появляется в конце XV века. Особое развитие оно получило в XVIII – XIX веках в искусстве старообрядческих художников - иконах, писанных на дереве, и меднолитых образках.

Икона «Спас Благое Молчание» пользовалась особым почитанием среди монашества, служа примером по­двига молчания и «умственной молитвы», процветавших на святой горе Афон в средние века. Псалмопевец Давид говорил: «Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих». Преподобный Исаак Сирин утверждал, что слова суть орудие мира сего, а молчание есть тайна будущего века. Священник Сергий Круглов пишет: «Тишина великого храма... Та тишина, не немая, но исполненная присутствия Духа, трудового творческого движения Духа, животворящая тишина, в какой Бог создавал мир». Именно для стяжания этой тишины от «шума страстей» собственного «я» и уходили в леса и пустыни православные подвижники...

Высокие, вдохновенные слова посвятил Образу Спаса Благое Молчание Н.К. Рерих в статье «Держава Света»:

«"Ангел Благое Молчание". Кто не восхищался пламенною тайной в образе огневого Ангела? Кто не преклонялся перед всепроникающей вестью этого жданно-нежданного Гостя? Он безмолвен, как сердце постигшее. В нём хранима нетленная красота духа. Красота в вечности безмолвного и кроткого духа, - он и хранит и напутствует. "Ангел есть неосязаемое, огневидное, пламеносное", - говорит Зерцало*. "Языка для слова и уха для слышания не требует; без голоса и слышания слова подает един другому разума своя..." "Мечтательное тело надевают ангелы для явления людям". В молчании было видение. Исполнились света предметы. И воссиял лик Великого Гостя. И замкнул Он уста, и скрестил руки, и струился светом каждый волос Его. И бездонно пристально сияли очи Его.

В бережности принёс Пламенный весть обновлённого, благословенного мира. Тайностью Он дал знак ко благу. В дерзании Он напомнил о Несказуемом. Без устали в часы дня и ночи будит Он сердце человеческое. Он сказывает приказ к победе духа, и каждый поймёт и примет его на языке своего сердца.

Кто же запечатлел Ангела Благое Молчание? Образ Его - писем поморских. Но не только от полуночного моря тайна сия. В ней ясен и покрытый лик вестника Византии. В ней и тайна Креста. Запечатлён Ангел Молчания тою же рукою и мыслью, что сложила образ Софии - Премудрости Божией. Пламенны крылья устремлённой Софии, пламенны же и крыла Ангела Благого Молчания. Огненны кони, Илию возносящие. И пламенное крещение над апостолами. Всё тот же огнь, Агни всеведения и возношения, который проникает всё Сущее и перед которым слово не нужно».

Рерих раскрывает духовную суть сокровенного Образа, как бы приоткрывает завесу над тайной его появления. В другом очерке он пишет: «И "Премудрость" Божья мчится на коне огненном, и "Ангел Благое Молчание" тоже непременно огненный. Первописатели этих символов понимали их не как отвлечённое мудрование, но как незыблемую истину, как действительность» (Пламень вещей). Читая эти строки, мы понимаем, что икона, как отражение Божественного начала, и не может явиться иначе, чем путём личного духовного опыта художника. Рерих напоминает о пламенных видениях, явленных светочам духа, которые запечатлевались ими затем в виде Священных образов, и повествует об этом так, как мог сказать лишь переживший эти озарения: «В молчании было видение. Исполнились света предметы. И воссиял лик Великого Гостя. И замкнул Он уста, и скрестил руки, и струился светом каждый волос Его. И бездонно пристально сияли очи Его».

В своих стихах и статьях Рерих не раз запечатлеет эти пламенные прикасания Мира Высшего:

Ты... проходишь в тишине и молчаньи.
Глаза Твои могут сверкать,
голос Твой может греметь.
И рука может быть тяжела
даже для чёрного камня.
Но Ты не сверкаешь,
Ты не гремишь,
И не дашь сокрушенья. Знаешь,
что разрушенье ничтожней покоя.
Ты знаешь, что тишина
громче грома. Ты знаешь,
в тишине приходящий и
уводящий.

Цветы Мории

Из статьи «Он»:

«Он - всегда жданный, всегда внутренне ощущённый. Он - запечатлённый в глазу и всё же незримый... Он - пламенный и рассеявший тьму...

Он укажет путь, всегда новый, нежданный в своём несказуемом значении. Он придёт в минуту последнюю, там, где вера и под пламенем жара продолжает цвести благоухание. Он знает, как может трепетать сердце... Он умеет направить на путь кратчайший...

Он идёт неслышно, и ветка не хрустнет. Он проходит, и скалы сокрушаются. Он поспешает - и гром гремит, и сияет молния».

О чём же несёт нам весть пламенный Вестник? О чём предупреждает своим молчаливым ангельским языком? - «Без устали в часы дня и ночи будит Он сердце человеческое», неся людям «весть обновлённого, благословенного мира», и в душе каждого, кто «поймёт и примет его на языке своего сердца», загораются огни Нового Мира.

Рерих пишет и о том, что настало время, когда «Агни всеведения и возношения» уже становится ощутимым, входит в жизнь народов: «Огонь и свет; весь прогресс человечества приходит к этой вездесущей, всепроникающей стихии. Вызванная, она или будет осознана и законно приложена, или опалит неразумие несознательности... Святая Тереза, Св. Франциск, Св. Жан де Ла Круа в экстазе поднимались к потолку келий... Пламенный сослужил Святому Сергию. От пламенеющей чаши Сергий приобщался... Во время молитвы Св. Франциска так сиял монастырь, что путники вставали, думая, не заря ли. Сияние возгоралось над монастырём, когда молилась Св. Клара. Однажды свет сделался так блистателен, что окрестные крестьяне сбежались, подумав: не пожар ли... Так же сбежались на пожар и в Гималаях и так же, вместо пламени уничтожения, нашли сияние духа. Так же стояли горы, окаймлённые синими листами огненного лотоса. Вспыхивал неопаляющий огонь. И пролетали молнии очищения. И не в предании, а теперь... неотложно выступили многие знаки. И стали их замечать на разных материках различные люди... При землетрясении в Италии видели всё небо в языках пламени. Над Англией видели огненный крест. Суеверие ли только? Или просто кто-то увидал то, что часто не замечали?.. Нам не уйти от ве­ка огня. И потому лучше оценить и овладеть этим сокровищем. Скепсис хорош в мере разумности, но как сомнение невежества он будет лишь разлагателем. Между тем весь мир сейчас особенно ярко разделился на разрушителей и созидателей. С кем будем? (...)

"Бог есть огонь, согревающий сердца", - говорит преподобный Серафим... Когда говорим о прекрасном, о тайнах сердца, то прежде всего имеются в виду прекрасные, творящие мысли. Как самые нежные цветы, их нужно растить, нужно поливать непрестанно радостными струями Благодати. Нужно ежедневно учиться чётко и благостно мыслить. Нужно научиться мечтам - этим высшим ростками мысли. Дерзнём! Не убоимся мечтать в высоте...

Мечта светоносна.

Пламенная мечта - порог Благодати.

Огнь и мысль. Пламенны крылья Софии - Премудрости Божией» (Держава Света).

* «Зерцало Великое» - памятник переводной русской литературы XVII в. религиозно-нравоучительного характера.

СПАС БЛАГОЕ МОЛЧАНИЕ. XIX в. Поморское письмо

Спас Благое Молчание - довольной редкий иконографический образ Христа, на котором Спаситель изображен еще до своего воплощения на Земле, как красивейший молчаливый ангел с белыми крыльями. В нем передана идея того, что Иисус Христос существовал всегда - «был, есть и грядет».

В образе «Спаса Благое Молчание» акцент ставится на слове «был», а «грядет» в большей степени воплощено в иконографическом образе Христа «Спас в силах», который изображает второе пришествие Христа. На «Спасе Благое Молчание» Спаситель изображен с нимбом над головой в виде восьмиконечной звезды и белых одеяниях, символизирующих его чистоту.

В основу этого образа легли слова про Христа из пророчества Исайи: «Он не возопиет и не возвысит голоса Своего, Он истязуем был и не открывал уст Своих». Молчание здесь используется как символ благости и смирения, а также призыв всех христиан к внутреннему диалогу с Богом.

Дни памяти иконы «Спас Благое Молчание», местонахождение иконы и чтимые списки

В православной церкви не установлены особые дни празднования в честь этой иконы.

Местонахождение оригинала иконы и ее чтимые списки

Самая древняя из сохранившихся до наших дней икон относится к концу 13-го века и находится в Македонии в церкви Богородицы Перивлепты. Этот образ является, пожалуй, и самым известным среди икон этого типа. Рядом со Спасителем на нем стоят пророки Аваакум и Иезекииль, которым согласно Священному Писанию, являлся Ангел, несущий свет. Над головой Иисуса Христа изображена мандорла - особое сияние, а в руках он держит крест и свиток с текстом.

Еще одна старинная икона 15-го века, сохранившаяся до наших дней, есть в Сербии в городе Студеница, в церкви Богородицы.

В России образ «Спас Благое молчание» можно найти в Москве в алтарной преграде Успенского кремлевского собора. Он представляет собой старинную фреску, датированную примерно концом 15-го - началом 16 веков.

А также икону «Спас Благое Молчание», написанную в 17-ом веке, можно найти в Ярославле в церкви Илии Пророка.

В чём помогает и о чем молиться перед иконой «Спас Благое Молчание»

Перед этим образом принято молиться о даровании смирения и душевных сил в преодолении любых трудностей или несчастий. Главное, делать это нужно искренне и с открытым сердцем, а не просто наизусть повторять молитвы из раза в раз.

Перед этой иконой также просят об укреплении в православной вере, а также излечении от различных душевных и физических болезней.

«Спас Благое молчание» был очень распространен у монахов, совершающих подвиги молчания и бессловесных молитв. В таких случаях святые подвижники всегда молились Иисусу Христу перед его образом об укреплении их в вере и даровании им терпения в соблюдении аскез.

Этот образ считается покровительствующим верующим, чей труд связан с таможенной службой (таможней).

Молитва перед иконой «Спас Благое Молчание»

Положи, Господи, хранение устом моим, — так взывает к Тебе псалмопевец царь Давид, такожде и я безплодно взываю к Тебе: наложи на уста моя запрет благаго молчания и даждь ми безсловесное делание молитвы Твоей Иисусовой. Излей на душу мою цельбоносный елей радования о сем благом молчании хотя бы на малое время, ибо ведаю я, что многоглаголание отгоняет благодать и погубляет теплоту души.

Подобно тому, как Ты, Господи, на Голгофе в молчании висящий, и среди молчания предсмертного возвестил волю на Матерь Свою и возлюбленного ученика Своего Иоанна, подобно этому и я, в слезном молчании пред ликом «Благое молчание» стоящий, прошу Тебя: покрой мое многословие, и приведи меня к пристани благаго молчания, связующаго уста мои на сие богомудрое делание, и введи меня в пустыню сердца моего, где обитает безмолвие ума.

Научи меня, трепетно исповедующаго сие благое молчание, прибегать к Тебе чрез лики в благом молчании пребывающих Пречистыя Матери Твоея и Святаго Апостола, Сына Грома и благаго молчания, Иоанна Богослова.

За молитвы их и предстательство безмолвника Исихия и прочих ведомых и неведомых в забвении времен и мест безмолвников и молчальников помилуй мя, грешнаго. Аминь.

История и значение иконы «Спас Благое Молчание»

Икона «Спас Благое молчание» или «Ангел Великого Совета» - образ Спасителя, где он изображен в виде юного архангела (вестника), одетого, как правило, в красные или белые одежды с жемчужным поясом, сложенными у груди крест-накрест руками и восьмиконечным нимбом над головой. Как правило, на этом образе Иисуса в нимбе нет изображения креста, а его восемь углов представляют собой два наложенных друг на друга квадрата. Один из них означает божественность Иисуса Христа, а второй - его непостижимость.

Ангел Великого Совета - одно из имен Иисуса Христа, взятое из ветхозаветных текстов. Впервые Он был назван так в посланиях к Колоссонянам и Ефесянам, где говорится об Ангеле Великого Совета, который сделал его (совет) «сокровенным от веков и не явленным иным родам известным и возвестил человечеству тайну домостроительства спасения».

Иконография, изображающая Ангела Великого Совета, берет свое начало еще в Византийской живописи. В его основу легло христологическое толкование пророчества Исаии: «Он не закричит и не пожалуется, но глас Его будет услышан на улицах». В этом образе, как никаком другом, передается идея молчаливого тихого смирения Спасителя перед лицом ожидающих Его мучений. Здесь Иисус олицетворяет собой также чистоту, кротость и невинность.

Кроме пророчества Исаии, традиция изображать Христа в виде ангела имеет еще один источник. В частности, речь идет о пасхальных рукописях Григория Богослова, где на одной из композиций представлен ангел с восьмиконечным нимбом над головой, таким же, как на иконе «Спас Благое Молчание».

Иконографический тип Ангел Великого Света окончательно сложился в конце 13-го века. Самый старинный образ, сохранившийся до наших дней, представляет собой фреску в центральном своде нартекса Церкви Богородицы Перивлепты в Македонской Охриде. Он датирован 1295 годом.

В 14-ом веке иконы, изображающие Ангела Великого Совета, потеряли свою популярность. Единственными их примерами, написанными в это время, стали фрески в церкви Успения Богородицы в югославском монастыре Грачаница и в церкви Богородицы Левишки в югославском Призрене.

В поствизантийской иконографии (16-ый век) иконы с изображением «Спаса Благое Молчание» были довольно широко распространены в критской школе. Ее примером является роспись в церкви Всех святых в монастырях святого Варлаама и святого Стефана в Метеорах, а также в церкви Всех Апостолов на Агоре, в Афинах.

В России иконы «Спаса Благое молчание» начали появляться только в 15-ом веке, а свое наибольшее распространение этот образ получил в 18-19 веках. Оно было связано с развитием среды книжников и староверов, которые часто ориентировались на литургическую и святоотеческую традицию.

В начале 18-го века эта икона часто писалась следующим образом - Спаситель стоял в полный рост на белом облаке, которое несли 4 ангела. А в руках их была хартия с надписью: «Аз от Бога изыдох и приидох, и о Себе не приидох, но той Мя посла с надписью: Иисус Христос - великого совета Ангел!»

Ангел благого молчания,
Властно уста загради
В час, когда силой страдания
Сердце трепещет в груди!

Ангел благого молчания,
Радостным быть помоги
В час, когда шум ликования
К небу возносят враги!

Ангел благого молчания,
Гордость в душе оживи
В час, когда пламя желания
Быстро струится в крови!

Ангел благого молчания,
Смолкнуть устам повели
В час, когда льнет обаяние
Вечно любимой земли!

Ангел благого молчания,
Душу себе покори
В час, когда брезжит сияние
Долгожеланной зари!

В тихих глубинах сознания
Светят святые огни!
Ангел благого молчания,
Душу от слов охрани!

Это редкая икона, на которой Христос изображается «в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Петр. 3, 4), в виде юношески прекрасного Ангела в Царском одеянии. Если «Спас Эммануил» и «Спас Нерукотворный» изображают Христа таким, каким Он был на земле, а «Спас в Силах» — таким, каким Он придёт в конце времен, то «Спас Благое Молчание» — это Христос до Своего прихода к людям.

Голова Его окружена двойным двуцветным сиянием: крещатым нимбом, присущим Спасителю, и звездой Предвечности, как Ангела Великого Совета. На концах — греческие буквы монограммы слова «Сущий». Это единственное изображение Христа с таким нимбом.

Христос облачён в светлые, сияющие золотом одежды, украшенные широкими золотыми оплечьем и каймами с драгоценными камнями и жемчугом. Волосы Его, разделённые на длинные двойные пряди, симметрично спадают на плечи. На золотом фоне витиеватой вязью — красная надпись.

Важный элемент иконографии этого образа — одежда Христа. Белые одежды, символ чистоты, возвышенности и безплотности, присущи Ангелам, особенно когда они предстоят Престолу Господнему. Одежды Спаса — белый стихарь (левкион): символ Пречистой Плоти Христа, Его Преображения и Воскресения. При облачении священника в стихарь поётся: "Да возрадуется душа моя о Господе, облече бо тя в ризу спасения" (Ис.б1, 0). А шитые украшения стихаря (поручи) означают узы Христовы, которыми, связав, повели Его к Каиафе и Пилату.

Очи Христа не глядят строго и печально прямо на созерцающих Его Лик, как на других изображениях; взор Его углублённо обращён внутрь Себя.

Руки Христа на иконе скрещены на груди, чем выражена суть Его молчания: "0н не возопиет и не возвысит голоса Своего" (Ис. 42, 2). И потому образ «Спас Благое Молчание» особенно любит и чтит православное монашество, в среде коего практика исихазма и «умной молитвы», пришедших к нам со Святой Горы Афон в XIV веке, до сих пор считаются наиболее благотворными для ума и сердца молитвенного отшельника. Не зря ведь в третьей песни канона Пресвятой Богородице Христос назван «Начальником тишины». Известный богослов Н.В.Покровский также связывал эту икону Христа с идеями исихазма: «...формы изображения навеяны были подвигом и учением исихастов: исихасты проводили ангельское житие, помощник их Ангел, отсюда иконографическая форма Ангела, в которой олицетворена идея молчания».

Образ «Спас Благое Молчание» встречается только в России. Особенно актуальным он стал в ХYIII-ХIХ столетиях, когда в России возникли сильные общества богословов. Вот что писал выдающийся исследователь церковных древностей Николай Иванович Троицкий: «Идея иконы "Благое Молчание"» не только по внешнему виду, но и по существу — та же, что идея Софии, идея Премудрости, именно Божественной и Царственной... эта икона есть образ Лица Мессии — Искупителя, как он дан в пророчествах Исайи о Еммануиле как Царе и Судии игра».

Таким образом, в иконе «Спас Благое Молчание» раскрыта вся богословская концепция Домостроительства спасения: слиты воедино черты Предвечного Логоса — Эммануила, воплотившегося Логоса — Премудрости Божией, жертвы Христовой — Агнца, и Христа-священника, давшего человечеству возможность соединения с Богом в лоне Церкви и в евхаристической безкровной жертве. "И той, зане озлоблен бысть, не отверзает уст своих: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стрегущими его безгласен, тако не отверзает уст Своих. Во смирении Его суд Его взятся: род же Его, кто исповестъ; яко вземлется от земли живот Его, ради беззаконий моих ведеся на смерть..." (Ис. 53, 7—8), — эти слова произносит священник на проскомидии, происходящей в алтаре на жертвеннике.

Основой для правильного толкования символического содержания образа «Спас Благое Молчание» служат библейские пророчества Исайи: «Уповаю на Него, Того, Кто возвестил народам истину. Он не закричит и не пожалуется, но глас Его будет услышан на улицах» (42, 1—2).

Кроме этого, существует ещё несколько толкований смысла иконы «Спас Благое Молчание». К примеру, такое: «она — выражение промыслительного долготерпения, с которым Господь ожидает обращения грешника: «..говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и был жив» (Иез. 33,11). Идея ожидания передана жестом рук, бездейственно сложенных у груди. Так, кротким неупреканием, безконечно терпеливым недеянием, благим молчанием Своим Христос призывает грешников к покаянию во спасение» (ИАПрипачкин. «Иконография Господа Иисуса Христа»).

А староверы принимали этот образ как олицетворение старообрядчества, вынужденного безмолвствовать перед лицом господствующей Церкви.

Другие склонны полагать, что «Спас Благое Молчание» отражает то молчаливое смирение, с каким Христос перенёс страдания и смерть, приводя те же слова из Евхаристии: «И той, зане озлоблен бысть, не отверзает уст своих: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стрегущими его безгласен, тако не отверзает уст Своих», — «Он истязуем был и не открывал уст Своих».

“Благое Молчание”, русская икона, где Христос изображен Ангелом “в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа” (1 Петр. 3: 4). Христос — Ангел в царском одеянии, голова Его окружена двойным сиянием: крещатым, присущим Спасителю, и звездой Предвечности, как Ангела Великого Совета. По сторонам от Него надпись: Ис. Хс. Руки Его сложены на груди, и свиток учительства отсутствует, чем выражено Его молчание. По словам Пророка, “Он не возопиет и не возвысит голоса Своего” (Ис. 42: 2), “Он истязуем был и не открывал уст Своих” (Ис. 53: 7).

Икона “Благое Молчание” особо распространена среди монашества, служа примером подвига молчания и “умственной молитвы”, процветавших на св. горе Афон в XIV в. Псалмопевец Давид говорит: “Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих” (Пс. 140: 3).
Во второй половине 19-го столетия (sic!) в старообрядческом медном литье(sic!!) начинает широко воспроизводиться почти неизвестный до этого сюжет «Спас Благое Молчание». Удивление вызывает именно то обстоятельство, что древний, малораспространенный образ, близкий к так называемым «пререкаемым» иконам, против которых восставали в 16-м столетии думный дьяк И.М. Висковатов и преподобный Зиновий Отенский, внезапно становится актуальным и начинает тиражироваться в самом массовом и демократическом виде церковно-прикладного искусства.

В применении к «Благому Молчанию» справедливы слова о. Павла Флоренского, высказанные им в отношении икон Софии: «разбираемый …иконописный сюжет был в свое время обширным религиозным явлением, может быть, даже - обширнейшим и, во всяком случае, любимым и национальным; допустить возникновение его ex nihile, из религиозной пустоты - было бы нелепо».

Благое Молчание Христа Спасителя - это изображение известного мессианского пророчества Исайи, которое повторяет всякий священник, совершающий проскомидию: «И той, зане озлоблен бысть, не отверзает уст своих: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стрегущими его безгласен, тако не отверзает уст Своих. Во смирении Его суд Его взятся: род же Его, кто исповесть; яко вземлется от земли живот Его, ради беззаконий моих ведеся на смерть…»(Ис.53, 7-8).

Но молчание Софии изображается не сомкнутыми устами и наложенным на них перстом, а сложенными на груди руками. Это знак не столько безмолвия, сколько бездействия. Такое Молчание - символ невысказанности, неявленности, невоплощенности. София - это неизглаголанный Логос. Молчание Софии - символ невоплощенности Предвечного Логоса, а Сама София - это Логос до Воплощения. Таким образом, икона «Спас Благое Молчание» - это образ Иисуса Христа до Его Рождества.

Спас "Благое молчание". Икона. Кон. XVIII в. (ГИМ)


Спас "Благое молчание". Икона. Кон. XVIII в. (ГИМ)

[Спас], иконографический образ Спасителя в виде крылатого ангелоподобного отрока со скрещенными на груди руками, иногда облаченного в саккос и митру; в поздних памятниках (XVII-XVIII вв.) над головой нимб с восьмиконечным сиянием. Ангельский облик и крылья указывают на посланничество Христа и роднят этот образ с изображением Ангела Великого Совета Иисуса Христа . В образе «Б. м.» воплотились идеи жертвенности (юный облик, жест скрещенных рук) и священнического достоинства (облачение) Христа. Формирование иконографии относится к XIV-XV вв. и связано с изобразительным искусством Греции, Афона и Балкан, где подобные образы известны не позднее XV в. На Руси «Б. м.» над входом в жертвенник в ряду полуфигур преподобных появился в монументальной живописи кон. XV в. (фреска алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля, ок. 1482 или 1514-1515) и получил широкое распространение в памятниках XVII в. (росписи в зените арки юж. врат Борисоглебского мон-ря близ Ростова, кон. XVII в., и др.). Особое развитие иконография «Б. м.» получила в XVIII-XIX вв. в иконописи и прикладном искусстве старообрядческих художественных центров, ориентировавшихся на старые образцы (иконы, писанные на дереве, и меднолитые наперсные образки). Сохранилось большое число произведений поморского литья, вышедших из мастерских литейщиков, работавших в Выголексинском общежительстве. Многочисленные упоминания об иконах «Б. м.» имеются в описях скитов Нижегородской губ. (сер. XIX в.). По данным архивов МВД и Святейшего Синода, немалое количество таких икон, отнятых у старообрядцев, находилось на хранении в архиве Синода.

Лит.: [Сообщение гр. А. С. Уварова] // Древности: Тр. МАО. М., 1882. Т. 9. Протоколы. С. 50; Кондаков Н . П . Лицевой иконописный подлинник. СПб., 1905. Т. 1. С. 68; LСI. Bd. 1. S. 396-398; Культура староверов Выга: Кат. Петрозаводск, 1994. С. 105, № 2/29. Ил. 25; Неизвестная Россия: К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни: Кат. выст. М., 1994. Кат. 37, 56. Ил. С. 44; Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV-XX вв. СПб., 2000. С. 394, 395; София Премудрость Божия: Выст. рус. иконописи XIII-XIX вв. из собр. музеев России. М., 2000. С. 78. Кат. 16. Ил. С. 79.

Н. В. Пивоварова