Многообразие птиц: названия, описания, места обитания. Класс Птицы (Aves) Общая характеристика класса

































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели.

Создать условия для:

  1. Развития познавательного интереса учащихся
  2. Расширения кругозора по теме “Птицы”;
  3. Воспитания любви к птицам; наблюдательности, любознательности;
  4. Развития таких умений как анализ, синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей

Форма организации деятельности. Урок-игра. В соревновании могут принимать участие как отдельные ученики (по типу игры “Своя игра”), так и команды. Капитаны выбирают категорию и номер вопроса, на котором проставлены балы, которые получит команда в случае правильного ответа. Для ведущего будет удобно, если вопросы каждой категории будут отпечатаны на отдельных листах. Игра может быть использована в учебном плане по теме “Многообразие птиц в природе” и как внеклассное мероприятие по предмету.

Оборудование. Электронное приложение к уроку “Пернатые друзья”.

Ход мероприятия

Нарушает тишину
Гомон, щебетанье.
Это встретили весну
Гости наши ранние.

Человек и птица … . Человеку свойственно особое отношение к пернатым. Ведь среди тысячи живых существ, населяющих Землю, именно птицы нашли самый убедительный ответ на вызов пространства и подарили людям вдохновенную идею полета. С тех пор души людские обречены на то, чтобы в них никогда не угасало трепетное восхищение перед лицом чудес, отрывающихся взору в мире пернатых. Птицы поражают разнообразием своих форм и красок, их голоса жизнеутверждающей темой вплетаются в чарующую симфонию дикой природы. У каждой птицы есть свой голос, своя красота, свой “характер”. И именно они, наши пернатые друзья, стали темой игры-соревнования.

Каждая команда (или участник) выбирает категорию, номер и цвет вопроса. Жюри оценивает ответы

1 категория. Cамые … самые …

При открывании секторов, ответить на вопросы

Единица белая

Самая большая нелетающая птица – страус обыкновенный , который встречается к югу от Атласских гор в Центральной Эфиопии и Нигере. Некоторые самцы этого вида достигают 2,74 м в высоту и весят 156,5 кг.

Единица желтая

Самая маленькая птица в мире – пчелиная колибри , обитающая на Кубе и острове Пинос. Взрослые самцы достигают в длину 5,7 см, причем половина этой длины приходится на клюв и хвост. Весят эти малютки всего 1,6 г.

Двойка белая

Самое длительное и на большую глубину погружение в воду демонстрируют императорские пингвины . По наблюдениям ученых, они могут нырять на глубину 265 м и пребывать под водой в течение 18 минут.

Двойка желтая

Самое острое зрение у хищных птиц. Орел-беркут видит зайца при хорошем освещении на расстоянии 4,2 км. Сокол-сапсан замечает голубя на расстоянии более 8 км. Однако зрение у хищных птиц черно-белое, цвет они не воспринимают.

Тройка белая

Самые большие гнезда строят белоголовые орланы , обитающие в США. Было обнаружено гнездо шириной 2,9 м и высотой 6 м. возможно, что в строительстве такого гнезда принимали участие несколько поколений. Вес гнезда, очевидно, превышает 2 т.

2 категория. Птичьи голоса

При нажатии секторов слышим звуки, издаваемые птицами. Задача – узнать птицу по голосу. Если ученики не справляются, звучит стих-подсказка. С использованием подсказок, количество баллов уменьшается вдвое.

Единица желтая

Стих-подсказка

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.

Так чирикает воробей

Единица белая

Стих-подсказка

На два, на три километра
Поднимаюсь я и кружу.
С высоты огромной этой
Даже мышь я разгляжу

Крик орла

Двойка желтая

Стих-подсказка

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.

Двойка белая

Стих-подсказка

Настолько здорово поёт,
Что каждый сразу узнаёт.
А с виду – маленькая птичка:
Невзрачная и невеличка
Но, запоёт – дыши ровней,
Чтоб не вспугнуть… Он –

Тройка желтая

Стих-подсказка

Жаворонок

3 категория. Фото вопрос

Учащимся предлагается узнать птицу по фрагменту изображения. Они сами открывают номер фрагмента. Если птица названа с первого раза, то к баллам указанным на секторе прибавляется 2 призовых балла; если были открыты два или три фрагмента – прибавляется 1 балл. Если же птица названа с четырех или более фрагментов – то команда получает балл, указанный на секторе. После названия птицы, ведущий озвучивает некоторые интересные сведения об этой птице.

Единица белая

Снигирь (а именно так писалось раньше это слово) образовано от тюрского “сниг”, что значит “красногрудый”. А потом оно изменилось на современное написание “снегирь”, так как птичка стала ассоциироваться в народе со снегом. Как только пойдет первый снежок – жди снегиря.

Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снегири – неторопливые стайные птицы. В каждой стае есть свой вожак. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на соседнее. И делает это по команде вожака: тот слегка приподнимет крылышки, покажет всем (для этого попрыгает по веточке, повернется в разные стороны) белое пятно у себя на пояснице. Это команда: “В полет!”

Единица желтая

Фламинго

Розовая окраска фламинго дана им не с рождения, а происходит от употребляемых в пищу маленьких красных рачков в которых содержится каротиноид. Они специализированы всего лишь на нескольких видах добычи (небольших ракообразных, личинок насекомых, червей, моллюсков и водорослей, которых они находят на мелководье), и это отражается в форме их клюва, который им в этом помогает. Разыскивая корм, фламинго выворачивают голову так, что верхнее надклювье находится внизу. Надклювье имеет поплавок, поддерживающий голову в верхних слоях воды, особенно богатых планктоном. Вбирая в рот воду и закрывая клюв, птица проталкивает воду через цедилку, расположенную на надклювье, а пищу заглатывает. Все этапы питания чередуются очень быстро.

В зоопарке фламинго теряют свою уникальную окраску оперения через пару лет, потому что их там не могут кормить той едой, которую они добывают в дикой природе.

Двойка белая

Попугай какаду

Какаду отличаются от других попугаев наличием хохлов, способных выпрямляться в зависимости от степени возбуждения птицы, и клювами. На малайском языке слово "какатуа" означает "кусачки". И действительно, клюв у какаду очень мощный, крупные виды без особого труда могут перекусить толстую проволоку.

Основу питания составляют плоды, орехи (сосновые), почки, соцветия, ягоды, цветы, семена и корни трав, мелкие насекомые и их личинки. Являются вредителями сельскохозяйственных культур.

Все представители семейства не имеют в своем оперении ни одного перышка зеленого цвета, в то время как почти весь остальной мир попугаев пестрит всеми его оттенками.

Двойка желтая

Мандаринка

Плывущая мандаринка совсем не похожа на утку и больше всего напоминает прихотливо расписанный кораблик. В Китае и Японии уже много веков мандаринка пользуется широкой популярностью как декоративная птица. На территории России в природе мандаринку можно повстречать лишь в Приморье: на глухих лесных речках. Мандаринки - настоящие древесные утки: они не только гнездятся в дуплах дубов и ильмов на высоте 10-12 метров, но и любят отдыхать на деревьях, а излюбленным насестом им служат склонившиеся над водой ветви.

В отличие от большинства уток селезни мандаринки долго остаются при насиживающих кладку самках и иногда вместе с ними водят птенцов. Поэтому в древнем Китае в день помолвки влюбленным преподносили в подарок парочку мандаринок, почитавшихся в качестве символа верности.

Тройка белая Тукан

Своё название эти птицы получили из-за того, что представители одного из их видов кричат что-то вроде “токано!”

Туканы примечательны своей внешностью. Первое, что бросается в глаза при взгляде на них, - это несоразмерно большой, ярко окрашенный клюв. Длина его почти равна длине туловища птицы. Большой клюв не доставляет неудобств птице: он очень легкий из-за наличия в нем пневматических полостей. По роду пищи туканы – растительноядные птицы, питающиеся исключительно сочными плодами (например, бананами) и ягодами. Однако они могут, есть также пауков и некоторых других беспозвоночных, изредка ящериц и даже мелких змей. Могут, иногда, и разбойничать – таскать из гнезд других птиц птенцов и яйца.

4 категория. Легенды и мифы

При открывании секторов ведущий зачитывает легенду, задача учащихся назвать птицу, о которой это легенда сложена.

Единица желтая

Легенда о Сове

Эта птица имеет очень странную наружность и сильно отличается своим поведением от других птиц: внешность страшная, голос ужасный, полет бесшумный, слух отменный, характер безжалостный Вот почему она обросла всевозможными легендами. В древние времена она считалась птицей, приносящей несчастье. Римляне так сильно ее ненавидели, что, увидев и поймав ее в городе в дневные часы, сжигали, а пепел публично бросали в Тибр! Однако в Англии и других местах ее часто называли “мудрой старой……….”

Единица белая

Легенда об Аисте

Сакральная птица в различных мифологических и оккультных традициях. Символизирует новую жизнь, приход весны, удачу. Добрым знаком, указывающим на то, что в семье скоро появится ребенок, считался прилет этих птиц в гнездо, расположенное вблизи от усадьбы. Если же они строили гнездо на крыше, то считалось, что такой дом защищен от пожара и удара молнии.

Двойка желтая

Легенда о Лебеде

Как-то охотник увидел трех грациозных птиц скинувших перья и купавшихся в озере в облике трех девушек. Он схватил одну из птичьих шкурок и взял себе девушку-птицу в жены. Но состарившись, жена охотника попросила у него птичье одеяние, обернулась птицей и улетела через дымовую трубу. Охотник пытался удержать ее за лапки вымазанными в саже руками, с тех пор лапки у этих белоснежных птиц черного цвета.

Двойка белая

Миф о Фениксе

Мифологическая птица, часто связывается с солнечным культом. Считалось, что она имеет внешний вид, похожий на орла с ярко-красным или золотисто-красным оперением. В метафорическом истолковании- символ вечного обновления.

В христианском мире эта птица означает триумф вечной жизни, воскресение, веру, постоянство; это символ Христа. В раннем христианстве его изображение постоянно встречается на погребальных плитах: здесь его значение - победа над смертью, воскресение из мертвых. На Руси у Этой птицы были аналоги: Жар-птица и Финист.

Тройка желтая

Легенда о Корольке

Однажды птицы решили выбрать королем того, кто выше всех поднимется в воздух. Орел взмыл так высоко, что с ним никто не мог соперничать. Но только он собрался спуститься на землю, как из-под его крыла выпорхнула маленькая птичка и поднялась чуть-чуть выше. Это увидели остальные птицы. Они выбрали королем все-таки орла, а честолюбивого обманщика в шутку назвали … Как?

5 категория. Четвертый лишний

Из четырех изображений птиц исключить лишнее, остальные сгруппировать. Свой выбор объяснить

Единица белая

Черный коршун, рыбный филин , пустельга, гриф-бородач.

Все птицы хищники, на это указывают строение конечностей и клюва. Но филин – ночная хищная птица, а все остальные - дневные

Единица желтая

Глухарь, тетерев, галка , рябчик

Галка – представитель отряда Воробьинообразные, а все остальные – отряда Курообразные.

Двойка белая

Воробей, жаворонок, скворец, соловей

Все птицы – представители отряда Воробьинообразные, но жаворонок, скворец, соловей – певчие птицы, отличающиеся красивым пением, а воробей – нет.

Двойка желтая

Бекас, селезень , цапля, чибис

Селезень относится к группе водоплавающих птиц, а бекас, цапля, аист - к голенастым, кормящимся на мелководье.

Тройка белая

Куры, гуси, сокол , лебеди

Птицы изображены с птенцами. Птенцы сокола – относятся к гнездовым, а всех остальных – к выводковым

6 категория. Народные приметы и крылатые выражения

Единица желтая

С ласточками связана народная примета: высоко они летают – быть хорошей погоде, низко – к дождю. Примета верная, но дело тут не в ласточках, а в насекомых, которых они ловят. Перед ненастьем, когда воздух становится более влажным, крылышки насекомых набухают и тянут их к земле

Единица белая

Лучше синица в руках, чем журавль в небе

С журавлем люди связывали свои мечты о чем-то красивом, прекрасном, почти несбыточном. Но давили тяготы, неустроенность, нелегкий быт, вечная забота о куске хлеба. Вот и придумали поговорку “Лучше синица в руках, чем журавль в небе” то есть лучше кое-что, но сейчас, чем все, но потом.

Двойка желтая

“Белой вороной” называют человека, резко отличающегося от окружающих, “не от мира сего”, возможно, одаренного или даже талантливого, но странного, непонятного, “не как все”.

Если вороны садятся на вершины деревьев – к морозу.

Двойка белая

Старого воробья на мякине не проведешь

Вроде бы и очень общительная птица, всем своим видом намекающая на приручение, да не тут-то было, ни за что, ни за мякиш хлеба или что другое не проведешь этого пернатого и никакими хитростями не поймаешь. Недаром сложили люди поговорку: “Старого воробья на мякине не проведешь”. Так говорят про опытного, бывалого человека, которого невозможно перехитрить.

Если воробьи собираются на земле, купаются в пыли, песке или луже и чирикают летом – к дождю, зимой – к теплому снегу.

Вообще с воробьями связано много примет, например: садятся на крыше и перебирают перья – к теплу, прячутся в хворосте – к морозу или метели, прячутся под стреху – к буре, дружно чирикают зимой – к оттепели, и др.

Тройка желтая

Глухая тетеря

Так говорят о человеке, который что-то прослушал, недослышал. Тетерей, тетеркой называют самку глухаря, который когда поет, токует, не слышит постороннего шума. Глухарь и тетерев относятся к одному отряду Куринных, и их самки очень похожи.

Если глухари токуют в ненастное утро - к улучшению погоды, молчат – к ухудшению.

Подведение итогов.

Живут на свете птицы и люди, часто не обращая друг на друга внимания, а иногда радуясь приятному соседству, как будто члены одной большой семьи. Кто же из них кому больше нужен – человек птицам или птицы – человеку? Трудно сказать. Но сможет ли выжить человек, если на Земле не останется птиц? Наверное, нет. Будем же охранять друг друга!

Литература

1. Волина В.В. Мир животных – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 509 с.

2. Иваницкий В.В. Я познаю мир. Птицы – М.: Астрель, 2000. - 397 с.

3. Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 523 с.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20

Описание слайда:

Слайд 21

Описание слайда:

Соколообра́зные, или дневны́е хи́щные пти́цы Внешний вид. Соколообразные отличаются своим крепким телосложением и широкой грудью. Мускулатура лап и груди очень развита, голова большая и круглая. Шея короткая и крепкая. Глаза и ноздри крупные. Птицы из отряда соколообразных известны своим очень развитым зрением. Покрытый у основания голой кожей короткий и сильный клюв, выгнутый вниз. Лапы короткие, сильные, с длинными пальцами, увенчанными острыми когтями. У некоторых видов лапы покрыты перьями. Переход из молодого во взрослое оперение совершается в нескольких фазах. Питание. Преимущественно все виды этого отряда питаются мясом. Большинство охотится на млекопитающих и птиц кружит в воздухе, выжидая добычу, заметив летящую птицу подходящего размера, бросается вниз "камнем", складывая крылья, при этом может развивать скорость около 280 км/час), реже питаются насекомыми - кобчик, осоед или пресмыкающимися - змееяд. Грифы питаются падалью. Некоторые виды грифов умеют парить, используя восходящие потоки воздуха, нагретого солнцем. Распространение и статус популяции. Представители соколообразных встречаются по всему миру за исключением Антарктиды. Многие виды соколообразных находятся под угрозой вымирания.

Слайд 22

Описание слайда:

Слайд 23

Описание слайда:

Слайд 24

Описание слайда:

Слайд 25

Описание слайда:

Слайд 26

Описание слайда:

Описание слайда:

5. В пёстрой одежонке, В красненькой шапчонке По лесу летает, В барабан играет. 6. Два огромных страшных глаза Кругом вертит голова, Ты её узнаешь сразу, Коль заухает... 7. Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей. 8. Хвост раскрылся сам собой, Словно веер расписной. У хвоста есть властелин, А зовут его... 9. Белый ворот, чёрный фрак. Кто забрёл в наш зоопарк? Это житель южных льдин, Называемый... 10. Над волной она летает, Рыбу из воды хватает, Провожает корабли И встречает близ земли.

Слайд 29

Задачи:

  • расширить знания учащихся о многообразии птиц;
  • продолжить формирование умений узнавать изученных птиц, обосновывать принадлежность видов к той или иной экологической группе;
  • выявлять их роль в природе и жизни человека;
  • раскрыть систему мероприятий по охране птиц;
  • воспитывать бережное отношение к птицам.

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Оборудование: таблицы и рисунки с изображением птиц, магнитофон, кассета с голосами птиц, выставка книг о птицах, чучела птиц, перья птиц (плакаты, кормушки, скворечник)

Ход урока

Организационный момент.

(Урок начинается с записи «Утро в деревне», где поют соловьи, кричат петухи, каркают вороны, чирикают воробьи и кричат сороки.)

Ребята, сегодня у нас обобщающий урок по теме «Птицы». На этом уроке вы закрепите полученные знания и обогатите их новыми сведениями о птицах.

(Класс делится на две группы.)

I этап. «Найди отличия»

Каждая группа по очереди перечисляет признаки отличающие птиц от пресмыкающихся. (сердце состоит из 4 камер; хорошо развиты легкие, имеются воздушные мешки; приспособлены к полету; есть оперенье; более высокий уровень развития центральной нервной системы, обуславливающий приспособительное поведение птиц; высокая (41-42 градуса) и постоянная температура тела, поддерживаемая сложной системой терморегуляции; совершенные органы размножения (гнездостроение, насиживание яиц и выкармливание птенцов).

II этап. «Узнай птицу»

(Признаки птиц даются в трех этапах. Кто быстрее назовет птицу. После отгадывания показ рисунка.)

1-я птица.

  1. Обитает в Европе, Азии и Северо-Западной Африке. В дикой природе встречается в разнообразных лесах, где обычна на открытых участках, опушках, по берегам водоёмов. За небольшим исключением, размножается с конца января по сентябрь, делая две кладки за сезон. Гнездится в дуплах и пустотах деревьев, а также в разнообразных нишах как природного, так и антропогенного происхождения.
  2. Тяготеет к жилью человека, часто встречается в крупных городах и других населённых пунктах, в пригородах, в садах и парках. Питается преимущественно мелкими насекомыми и другими беспозвоночными. Уничтожая большое количество вредителей леса, приносит несомненную пользу природе. Зимой сбивается в смешанные стайки с другими птицами и кочует в поисках корма. Охотно посещает кормушки, где кормится семечками подсолнуха, несолёным салом, сливками из молочных пакетов.
  3. Имеет довольно яркое оперение, среди других птиц выделяясь прежде всего ярко-жёлтым брюшком с «галстуком» - широкой чёрной полосой от груди до гузки. Верх головы, или шапочка, чёрный с синим металлическим блеском. Щёки белые. На затылке желтовато-белое пятно. Вокруг шеи чёрная полоса-ошейник, горло и грудь чёрные с небольшим голубоватым отливом. Спина жёлто-зелёная либо голубовато-серая с небольшим оливковым оттенком на плечах, крылья и хвост голубоватые. На трёх крайних рулевых имеются белые вершины, вместе образующие поперечную светлую полоску. На крыле также заметна тонкая белая поперечная полоса. (Большая синица )

2-я птица

  1. Распространён в Европе и Западной Азии (к Востоку до Енисея), к Югу до Северного Кавказа. Перелётная птица, зимует в Африке. Обитает в сырых кустарниковых зарослях, в долинах рек. Гнёзда на земле или очень низко, в кустах. В кладке 4-6 зеленоватых или голубоватых с пятнами яиц.
  2. Насиживает только самка 13 суток. Питается пауками, насекомыми, червями, ягодами.
  3. Пение звучное, с большим количеством колен. Является распространенным символом у поэтов разных эпох. Эра романтизма еще несколько изменила значение символа: поэты видели его не просто певцом, но «мастером высшего искусства, способного вдохновить поэта-человека». (Соловей )

III этап . «Вставьте пропущенные слова»

(Каждая группа по очереди отвечает на вопросы, если не могут ответить, то отвечает другая группа).

  1. Больше всего видов птиц в отряде...
  2. Меньше всего видов птиц в отряде...
  3. Самая крупная ныне живущая птица – ...
  4. Самая быстро летающая птица – ...
  5. Самая быстро бегающая птица –...
  6. Самая быстро плавающая птица – ...
  7. Более столетия общепризнанным прародителем современных птиц считался..., но за последние два десятилетия обнаружены остатки... и некоторых других наиболее вероятных предков ныне живущих пернатых.
  8. Крупные специализированные контурные перья крыльев (...) обеспечивают полет птиц, а перья хвоста (...) – его маневренность.
  9. Регулярная, 1–2 раза в год, смена перьевого покрова называется...
  10. Пингвины великолепно плавают благодаря перепончатым лапам и крыльям, похожим на...
  11. Недоразвитые крылья почти неразличимы у...
  12. В отличие от дневных хищных птиц, совы иногда относились к... хищным птицам, благодаря их способности охотиться в...
  13. Из одомашненных человеком птиц больше всего видов принадлежит к отряду...
  14. Тетерева иногда проводят морозные ночи в рыхлом снегу, ныряя в него по вечерам с...
  15. Скворцы, синицы и многие другие дуплогнездники, занимают дупла, выдолбленные... или искусственные гнездовья, изготовленные людьми.
  16. Серые цапли, береговые ласточки, дрозды-рябинники, грачи и некоторые другие птицы для размножения образуют гнездовые...
  17. Самая крупная птица, которая охотно поселяется в селах Европейской России и оберегается местными жителями, это... ...

Ответы . 1. Воробьинообразных; 2. Страусообразных (один вид); 3. Африканский страус; 4. Сокол-сапсан; 5. Африканский страус; 6. Пингвин; 7. Археоптерикс, амбиортуса (может быть назван и любой из трех перечисленных за ним видов); 8. Маховые, рулевые; 9. Линька; 10. Ласты; 11. Казуара (крылья полностью отсутствуют у родственного казуарам киви из Новой Зеландии); 12. Ночными, темноте (сумерках); 13. Куриных; 14. Деревьев; 15. Дятлами; 16. Колонии; 17. Белый аист.

IV этап. «Мифы и легенды о птицах»

  1. Одни народы возвеличивали эту птицу, другие – проклинали. В Китае она считалась символом благополучия, благосостояния. Полинезийцы считали ее ночным злым богом. У древних греков она олицетворяла мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу слугой дьявола. Что это за птица? (Сова )
  2. В одной из самых распространенных легенд об этой птице говорится о женщине, погубившей своего мужа и в наказание превращенной в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет она с тех пор. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее “бедной вдовушкой”. А каково же настоящее название этой птицы? (Кукушка )
  3. Она ведет ночной образ жизни, у нее необычная внешность: большие выпуклые глаза, маленькие, не приспособленные для ходьбы ноги, а главное – огромный рот. По вечерам эта птица часто вьется около стад и зачастую шныряет прямо у самого вымени коз и коров. В Испании ее называют “обманщиком пастухов”. А как ее называют у нас? (Козодой )
  4. Когда Христос был на кресте, эти птицы прилетели и выдернули клювами гвозди. За это Бог пожаловал им перекрещивающиеся клювы и причислил к лику святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперения, могут пролежать долгие годы. Угадали, кто это? (Клесты )

Музыкальная пауза.

(Каждая группа должна исполнить песню о птицах).

V этап. «Красная книга» и «Черная книга».

Вы уже знаете про «Красную книгу», но а что же такое «Черная книга»?

- Как сообщает Всемирный союз охраны природы, за последние 500 лет вымерло 844 вида животных и растений. Но этот «черный список» далеко неполон. Нынешнее вымирание животных является самым крупным со времен исчезновения динозавров.

«Черный список» открывает Красную книгу.

«Черный список» – это список тех видов, которые вымерли, начиная с 1600 года. Существование этих видов было зафиксировано в памятниках культуры. Есть сведения о наблюдении этих животных естествоиспытателями или путешественниками. То есть эти виды однозначно зафиксированы в живом состоянии. Но сегодня мы можем утверждать, что они больше не существуют. Вот эти виды и заносят в «черный список». 1600 год появился неслучайно. Именно с этого времени мы имеем дело с описаниями, которые можно назвать научными или близкими к научным - это фиксация материала таким кропотливым способом, что можно однозначно определить, что это за животное, как оно выглядело. Например, дронт. Это – птица, которая обитала на острове Маврикий и на соседних островах Реюньон и Родригес. Остров Маврикий был открыт португальцами в начале XVI века, и первое животное с которым они столкнулись, самое крупное, кстати говоря, на этих островах – это именно дронт. Вес дронта достигал 20 килограммов. Его неоднократно привозили в Европу, и даже некоторое время он содержался в частных питомниках и неоднократно изображался, в частности, голландцами в живописных работах, и мастера натурной живописи выполнили рисунки этого животного очень достоверно.

Но мы можем помочь птицам, чтобы они не были занесены ни в «Красную книгу», ни в «Черную книгу». Как это сделать? (заготовка для них корма, изготовления и установка зимних кормушек, развешивание гнездовий, установление запретов на отлов и использование птиц, охрана среды их обитания, условий размножения, борьба с разорением птичьих гнезд, сбором яиц, уничтожения птиц из рогаток, вспугиванием птиц, борьба с браконьерами)

Подведение итогов урока. Выставление оценки знаний.

Птицы один из важнейших природных компонентов, т. е. они входят в круговорот веществ, и их роль значительна. Обусловлено это и большим видовым разнообразием птиц – 9000 видов; вообще на земном шаре около 100 млрд.

О птицах сложено немало песен, стихотворений, сказок, басен. Тема птиц нашла свое отражение и в устном народном творчестве: потеках, скороговорках, прибаутках, пословицах и поговорках.

Давайте, ребята, так относиться к птицам, чтобы они нас не боялись, чтобы их звонкие песни радовали наш слух всегда.

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов к вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть одна-
И не страшна им зима.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песни не пришлось нам встречать весну!
(А. Яшин )

Цель: Изучить систематические и экологические группы птиц.

Задачи: а) образовательные: сформировать у учащихся знания о многообразии и систематических группах птиц, раскрыть особенности образа жизни и строения птиц разных экологических групп;

б) развивающие: развивать логическое мышление, внимательность, умение сравнивать и обобщать, работать в заданном темпе; умение устанавливать связи между, их образом жизни и условиями среды обитания; продолжить формирование умений узнавать изученных птиц и обосновывать принадлежность видов к той или иной экологической группе;

в) воспитательные: воспитывать бережное отношение учащихся к животным, заинтересовать и побудить к поиску дополнительной информации.

Тип урока – изучение нового материала.

Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (демонстрация изобразительных пособий, планшетов).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, иллюстрации, фломастер и раздаточный материал, презентация.

Литература и электронные ресурсы:

    Балабанова В.В., Максимцева Т. А. Открытые уроки по биологии. 7 – 9 классы. Волгоград: Учитель, 2003.

    Биология в таблицах 6 – 11 класс. М.: 2002. – 123с.

    Латюшин В. В. Биология. животные: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа,2002.

План урока:

    Организационный момент (1 минута).

    Целеполагание (1 минута).

    Изучение нового материала (30 минут).

    Закрепление (5 минут).

    Подведение итогов (2 минуты).

    Домашнее задание (1 минута).

Ход урока

I. Организационный момент.

Организация класса, приветствие учащихся, выявление отсутствующих.

II. Целеполагание.

Сообщение цели, задач и структуры урока.

III. Изучение нового материала.

Учитель: Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытый образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. На прошлом уроке вы познакомились с характеристикой птиц, раскрыли особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.

Вспомните, какова численность животных класса Птицы? (Более 8000 видов.)

Какое второе название имеет класс Птицы? (Пернатые). Как называется наука, изучающая птиц? (Орнитология).

А специалист, изучающий птиц? (Орнитолог.)

На основе каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это – птица? (Птицы – это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полёт с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей.)

Учитель: Вам уже известно, что Птицы – это самый многочисленный класс позвоночных, обитающих на суше. Всего насчитывают около 8600 видов птиц. Завоевав воздушное пространство, птицы смогли заселить разнообразные места обитания. В каждом из них они приспособились к различным условиям жизни. Этим объясняется огромное разнообразие птиц с которыми вы познакомитесь на этом уроке.

Ребята, а что за наука помогает ориентироваться в многообразии животных? ( Систематика, целью которой является распределение животных по различным группам – их классификация.) Все виды птиц ученые объединяют в три надотряда (систематические группы): Пингвины, Страусовые и Типичные птицы. И три экологических типа птиц.

Учитель: А на чем строится Систематика? Систематика строится на основе генетической близости, общности происхождения, степени родства.

1.Систематические группы птиц (самостоятельная работа по тексту § 49 по заданию.)

Задание: Прочитайте абзац параграфа « систематические группы птиц» и выпишите в тетрадь признаки характерные для надотряды Пингвиновые, Страусовые и Типичные птицы.

Учитель: Птицы – высокоорганизованные позвоночные животные, способные к длительному полету, теплокровные. Эти и другие особенности жизнедеятельности дали возможность птицам широко расселиться по Земле.

Глядя на различных птиц, мы очень часто безошибочно можем сказать, в каких условиях они живут. Невозможно спутать древесных и водоплавающих, лесных и степных птиц. По тому, в каких местообитаниях живут птицы и чем питаются, они объединяются в экологические группы.

2. Экологические группы птиц

Экологические группы птиц:

1.Птицы леса

2.Птицы побережий, водоемов и болот

3.Водоплавающие птицы

4.Птицы открытых воздушных пространств

5.Птицы степей и пустынь

Учитель: Ребята, давайте сделаем вывод Что называют экологической группой животных по типу питания и месту обитания? (Экологические группы – группы животных, у которых в данных условиях существования выработались определенные, общие черты строения или поведения)

По каким признакам птиц объединяют в экологические группы?

Для ответа на эти вопросы учитель организует самостоятельную работу учеников, которые приступают к изучению нового материала по учебнику:

Задание : Заполните таблицу

Инструктивная карточка.

1.Определите черты приспособленности данных птиц к среде обитания.

2.Отметьте особенности питания и гнездования данных птиц.

3.Сделайте вывод о принадлежности рассмотренных птиц, к данной экологической группе.

Экологическая группа птиц по месту обитания

Виды

Образ жизни и приспособления к месту обитания

Птицы леса

Синицы, дятлы, дрозды, рябчики, тетерева, глухари

Укороченные закругленные крылья, длинные хвосты. Это позволяет птицам быстро взлетать и лавировать между деревьями.

По способу питания есть насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные

Птицы степей и пустынь

Дрофа, журавли, страусы

Сильные ноги и длинная шея позволяют им вовремя заметить опасность и скрыться от врагов.

Растительноядные,

насекомоядные

Птицы побережий водоемов и болот

Аисты, цапли, кулики

Длинные тонкие ноги и шея, большой клюв. Эти особенности дают им возможность, добывая корм, сохранять туловище от намокания. Есть особый пух, который превращается в порошок, покрывающий перья, защита от намокания. Хищники

Водоплавающие птицы

Утки, гуси, лебеди

Уплощенное лодкообразное тело, перепонки на лапах, а ноги сдвинуты далеко назад, клюв широкий, оперение густое, водоотталкивающее, сильно развит пух и подкожный слой жира всеядны

Птицы открытых воздушных пространств

Ласточки, стрижи

Крылья длинные серповидно загнутые. Клюв небольшой, а разрез рта огромный, углы рта заходят за глаза. Ноги короткие. Раздвоенные хвост руль при полете. Насекомоядные.

Учитель. А могут ли птицы разных систематических групп быть в одной экологической? Птицы какой – либо экологической группы, обитая в сходных условиях, приобретают сходные черты строения, образа жизни и поведения. Хотя относятся к разным систематическим подразделениям

3. Роль птиц в природе (изучается в результате беседы по вопросам)

Учитель. Ребята, а какова роль птиц в природе. Роль птиц в природе весьма значительна

1.Регулируют численность насекомых и мелких грызунов.

2.Птицы сами служат пищей другим животным, являются важным звеном в цепи питания живых организмов.

3.Велико значение птиц в распространении семян.

4.Цветки некоторых тропических растений опыляются птицами (колибри), которые подобно насекомым, питаются цветочным нектаром.

5.Но многие птицы стоят на грани исчезновения, о чем свидетельствует Краская книга.

Выводы:

Учитель: Современные птицы делятся на три надотряда: Пингвины, распространенные в Южном полушарии от тропиков до Антарктиды; Страусовые, обитающие в степях Южной Америки, Африки и Австралии; Типичные птицы, встречающиеся по всему земному шару.

Существуют экологические группы птиц по местам обитания, способам питания, местам гнездования и т. д.

Птицы какой-либо экологической группы, обитая в сходных условиях, приобретают сходные черты строения, образа жизни и поведения. Хотя относятся к разным систематическим подразделениям.

Птицы – высокоорганизован­ные теплокровные животные, приспособленные к полету. Благо­даря большой численности и широкому распространению на Земле они играют исключительно важную и многообразную роль в природе и хозяйственной деятельности человека. Известно свы­ше 9 тыс. современных видов птиц.

Общие черты организации птиц в связи с их приспособ ленностью к полету:

Рис. 45. Топография частей тела птиц: 1 – лоб; 2 – уздечка; 3 – темя; 4 – кроющие уха; 5 – зашеек; 6 – спина; 7 – надхвостье; 8 – верхние кроющие хвоста; 9 – рулевые перья; 10 – нижние кроющие хвоста; 11 – подхвостье; 12 – голень; 13 – задний палец; 14 – цевка; 15 – бока; 16 – брюхо; 17 – зоб; 18 – горло; 19 – подбородок; 20 – щеки; 21 – подклювье; 22 – надклювье; 23 – плечевые перья; 24 – верхние кроющие крыла; 25 – второстепенные маховые; 26 – первостепенные маховые.

    Органы дыхания – легкие. У летящей птицы дыхание двой ное: газообмен в легких осуществляется как при вдохе, так и при выдохе, когда атмосферный воздух из воздушных мешков поступает в легкие. Благодаря двойному дыханию птица во время полета не задыхается.

    Сердце четырехкамерное, все органы и ткани снабжаются чистой артериальной кровью. В результате интенсивного процесса жизнедеятельности вырабатывается много тепла, которое удерживается перьевым покровом. Поэтому все птицы - теплокровные животные с постоянной температурой тела.

    Органы выделения и виды конечных продуктов азотистого обмена такие же, как и у пресмыкающихся. Отсутствует лишь мочевой пузырь в связи с необходимостью облегчения мас­сы тела птицы.

    Как и у всех позвоночных, головной мозг птиц имеет пять отделов. Наиболее развиты большие полушария переднего моз­ га, покрытые гладкой корой, и мозжечок, благодаря которым птицы обладают хорошей координацией движений и сложными формами поведения. Ориентировка птиц в пространстве осуществляется с помощью острого зрения и слуха.

    Птицы раздельнополы, большинству видов свойственен половой диморфизм. У самок развит только левый яичник. Оплодотворение внутреннее, развитие прямое. Птицы большинства видов откладывают яйца в гнезда, обогревают их теплом своего тела (насиживание), вылупившихся птенцов выкарм­ливают. В зависимости от степени развитости вылупившихся из яиц птенцов выделяют гнездовых и выводковых птиц.

Особенности строения и жизнедеятельности

У птиц голова небольшая, шея длинная и чрезвычайно подвижная. Челюсти ли­шены зубов, вытянуты и образуют клюв, одетый роговым чехлом. Форма клюва сильно варьирует в связи с разнообразием пищевых объектов. По бокам головы расположены крупные глаза, а ниже их имеются наружные слуховые отверстия.

Передние конечности пре­вращены в летательный орган - крылья. Задние конечности име­ют разнообразное строение, которое зависит от условий обитания и способов добывания пищи. Нижняя часть ног и пальцы покрыты роговыми чешуями. Хвост короткий, снабжен веером рулевых пе­рьев, причем у разных птиц неодинакового строения.

Кожа птиц тонкая, сухая, лишена желез. Исключение составляет лишь копчиковая железа, расположенная под корнем хвоста. Она выделяет жиросодержащий секрет, которым птица смазыва­ет перья при помощи клюва. Железа сильно развита у водоплавающих птиц. Кожа их покрыта своеобразным роговым покровом, состоящим из перьев. Перья птицы служат целям терморегуляции, главным образом сохранению тепла, создают «обтекаемую» поверхность тела и предохраняют кожные покровы от повреждений. Хотя тело птиц обычно сплошь покрыто перьями (за исключением некоторых оголённых участков – вокруг глаз, у основания клюва и т.д.), перья растут не на всей поверхности тела птицы. У летающих птиц перья отмечены лишь на определенных участках кожи (участки тела, несущие перья – птерилии, не несущие перьев – аптерии), а у нелетающих равномерно по­крывают все тело.

Рис. 46. Аптерии и птериилии на теле птицы. Точками помечены птерилии

а

Рис. 47. Строение махового пера: а – общий вид; б – схема строения опахала; 1 – очин; 2 – стержень; 3 – опахало; 4 – бородки первого порядка; 5 – бородки второго порядка; 6 – крючочки.

У подавляющего большинства птиц имеются контурные и пуховые перья. Контурное перо состоит из стержня, очина и опахала (рис. 47). Опахало образовано многочисленными отходящими от стержня по обе стороны пластинами – бородками первого порядка, на которых расположены более тонкие, сцепленные друг с другом при помощи крючков бородки второго порядка. В результате этого сцепленное опахало представляет собой легкую упру­гую пластинку, которая в случае разрыва (например, ветром) легко восстанавливается. Контурные перья образуют летательные плоскости крыльев, хвоста, а также придают телу птицы обтекаемую поверхность. Пуховые перья имеют тонкий стержень и лишены бородок второго порядка, благодаря чему они не имеют цельных опахал. Пуховые перья расположены под контурными. Основная их функция – сохранение тепла тела птицы.

Скелет птиц (рис. 48) отличается прочностью и легкостью. Прочность обеспечивается ранним срастанием ряда костей, легкость – наличием в них воздушных полостей.

Строение черепа птиц сходно со строением черепа пресмыкающихся, но отличается большой легкостью, объемной мозго­вой коробкой, которая заканчивается клювом, а с боков несет огромные глазницы.

Рис. 48. Скелет птицы: 1 – нижняя челюсть; 2 – череп; 3 – шей­ные позвонки; 4 – грудные позвонки; 5 – плечевая кость; 6 – кости пясти и пальцев; 7 – кости предплечья; 8 – лопатка; 9 – ребра; 10 – таз; 11 – хвостовые позвонки; 12 – копчиковая кость; 13 – бедрен­ная кость; 14 – кости голени; 15 – цевка; 16 – фаланги пальцев; 17 – киль грудины; 18 – грудина; 19 –коракоид; 20 – ключица.

У взрослой птицы кости черепной коробки срастаются до полного исчезновения швов.

Позвоночник, как и у всех наземных позвоночных, состоит из пяти отделов - шейного, грудного, поясничного, крестцового и хвостового. Большую подвижность сохраняет лишь шейный отдел. Грудные позвонки малоподвижны, а поясничные и крестцовые прочно срастаются друг с другом (сложный крестец) и с костями таза. Срастаются и некоторые кости плечевого пояса: саблевидная лопатка с вороньей костью, ключицы друг с другом, что обеспечивает прочность плечевого пояса, к которому прикрепляются пере­дние конечности – крылья. Они содержат все типичные отделы: плечевую, локтевую и лучевую кости предплечья и кисть, кости которой срастаются. Из пальцев сохраняются только три.

Тазовый пояс обеспечивает надежную опору для задних конечностей, что достигается сращением подвздошных костей на всем протяжении со сложным крестцом. Благодаря тому, что тазовые (лобковые) кости не срастаются и широко раздвинуты, птица может откладывать крупные яйца.

Мощные задние конечности образованы типичными для всех наземных животных костями. Для укрепления голени малая берцовая кость приращена к большой берцовой. Кости плюсны сра­стаются с частью костей предплюсны с образованием свойствен­ной только птицам кости – цевки. Из четырех пальцев чаще всего три направлены вперед, один – назад.

Грудную клетку образуют грудные позвонки, ребра и грудина. Каждое ребро состоит из двух костных отделов – спинного и брюшного, подвижно сочлененных друг с другом, что обеспечивает при­ближение или отведение грудины от позвоночника при дыхании. Грудина у птиц велика и имеет большой выступ - киль, к которому прикрепляются грудные мышцы, приводящие крылья в движение.

Из-за большой подвижности и разнообразия движений муску латура птиц отличается высокой степенью дифференцированности. Наибольшего развития достигли грудные мышцы (1/5 об­щей массы птицы), которые прикреплены к килю грудины и служат для опускания крыльев. Расположенные под грудными подклю­чичные мышцы обеспечивают поднимание крыльев. Скорость полета птиц различна: 60-70 км/ч у уток и

65-100 км/ч у сокола-сапсана. Наибольшая скорость отмечена у черного стрижа - 110-150 км/ч.

Мощная мускулатура ног у птиц, утративших спо­собность к полету, позволяет быстро передвигаться по суше (стра­усы бегают в среднем со скоростью 30 км/ч).

Интенсивная двигательная активность птиц требует больших затрат энергии.

В связи с этим система пищеварительных орга­ нов имеет ряд особенностей. Пища захватывается и удерживается роговым клювом, в ротовой полости смачивается слюной и про­двигается в пищевод. У основания шеи пищевод расширяется в зоб, особенно хорошо развитый у зерноядных птиц. В зобе пища накапливается, набухает и частично подвергается химической переработке. В переднем, железистом отделе желудка птиц про­исходит химическая обработка поступающей пищи, в заднем, мус­кульном, - ее механическая переработка. Стенки мускульного отдела работают как жернова и перетирают твердую и грубую пищу. Этому способствуют и проглоченные птицами камешки. Из желудка пища последовательно поступает в двенадцатиперстную кишку, тонкую и короткую толстую кишку, которая заканчи­вается клоакой. Из-за недоразвития прямой кишки птицы часто освобождают кишечник, что облегчает их массу. Мощные пищеварительные железы (печень и поджелудочная железа) активно выделяют пищеварительные ферменты в полость двенадцатипер­стной кишки и перерабатывают пищу в зависимости от ее вида за 1 – 4 часа. Большие затраты энергии требуют поступления значи­тельного количества корма: 50 – 80 % от массы тела за сутки у мелких птиц и 20 – 40 % у крупных.

В связи с полетом птицы имеют своеобразное строение орга нов дыхания. Легкие птиц представляют собой плотные губчатые тела. Бронхи, войдя в легкие, сильно в них ветвятся до тончайших, слепо замкнутых бронхиол, опутанных сетью капилляров, где и происходит газообмен. Часть крупных бронхов, не разветвляясь, выходит за пределы легких и расширяется в огромные тонкостен­ные воздушные мешки, объем которых во много раз превосходит объем легких (рис. 49).

Воздушные мешки расположены меж­ду различными внутренними органами, а их ответвления прохо­дят между мышцами, под кожу и в полости костей. Акт дыхания у нелетящей птицы осуществляется путем изменения объема груд­ной клетки за счет приближения или удаления грудины от позво­ночника. В полете такой механизм дыхания невозможен в связи с работой грудных мышц, и он совершается при участии воздушных мешков. При подъеме крыльев мешки растягиваются и воз­дух через ноздри с силой засасывается в легкие и далее в сами мешки. При опускании крыльев воздушные мешки сжимаются и воздух из них поступает в легкие, где вновь происходит газооб­мен. Обмен газами в легких на вдохе и выдохе получил название двойного дыхания. Приспособительное значение его очевидно: чем чаще птица машет крыльями, тем активнее она дышит. Кро­ме того, воздушные мешки предохраняют тело птицы от перегре­ва во время быстрого полета.

Рис. 49. Дыхательная система голубя: 1 – трахея; 2 – легкое;

3 – воздушные мешки.

Высокий уровень жизнедеятельности птиц обусловлен более совершенной системой кровообращения по сравнению с животными предыдущих классов, У них произошло полное разделе­ние артериального и венозного потоков крови. Это связано с тем, что сердце птиц четырехкамерное и полностью разделено на ле­вую – артериальную, и правую – венозную, части. Дуга аорты только одна (правая) и отходит от левого желудочка. В ней течет чистая артериальная кровь, снабжающая все ткани и органы тела.

Рис. 50. Внутренние органы птиц: 1 – пищевод; 2 – железистый желудок; 3 – селезёнка; 4 – мускульный желудок; 5 – поджелудочная железа; 6 – двенадцатиперстная кишка; 7 – тонкая кишка; 8 – прямая кишка; 9 – слепые кишки; 10 – клоака; 11 – зоб; 12 – печень; 13 – трахея; 14 – нижняя гортань; 15 – лёгкие и воздушные мешки; 16 – семенники; 17 – семяпроводы; 18 – почки; 19 – мочеточники.

От правого желудочка отходит легочная артерия, несущая в легкие венозную кровь. Кровь быстро движется по сосудам, газообмен происходит интенсивно, выделяется много тепла. Температура тела поддерживается постоянной и высокой (у разных птиц от 38 до 43,5°С). Это ведет к общему подъему процессов жизнедеятельнос­ти организма птицы.

В ответ на понижение температуры внешней среды птицы не впадают в спячку, как земноводные и пресмыкаю­щиеся, а усиливают передвижение - кочевки или перелеты, т. е. мигрируют в более благоприятные условия существования.

Выделение конечных продуктов метаболизма осуществляется крупными тазовыми почками. Мочевой пузырь отсутствует. Как и у большинства пресмыкающихся, продуктом азотистого обмена является мочевая кислота. В клоаке вода, содержащаяся в моче, всасывается и вновь возвращается в организм, а густая моча смешивается с остатками непереваренной пищи и выводится наружу.

Головной мозг птиц отличается от мозга пресмыкающихся большими размерами полушарий переднего мозга и мозжечка. Птицы обладают острым зрением и отличным слухом. Глаза у них крупные, особенно у ночных и сумеречных птиц. Аккомода­ция зрения двойная, что достигается изменением кривизны хрус­талика и расстояния между хрусталиком и сетчаткой. У всех птиц цветовое зрение. Орган слуха представлен внутренним, средним ухом и наружным слуховым проходом. Обоняние развито слабо, за исключением немногих видов.

Размножение птиц характеризуется рядом прогрессивных черт: 1) оплодотворенные яйца, покрытые прочной скорлуповой оболочкой, откладываются не просто в наружную среду, а в специальные сооружения – гнезда; 2) яйца развиваются под влиянием тепла тела родителей и не зависят от случайной непогоды, что характерно для развивающихся яиц рыб, земноводных и пре­смыкающихся; 3) гнезда защищаются от врагов родителями; 4) птенцы не оставляются на произвол судьбы, а длительное вре­мя выкармливаются, охраняются и обучаются родителями, что способствует сохранению молодняка.

Оплодотворение у птиц внутреннее. В связи с откладкой крупных яиц, утяжеляющих птиц, у самок развит только левый яичник. У птиц самые крупные вживотном царстве яйцеклетки за счет большого количества содержащегося в них желтка. Железы яйцевода выделяют подскорлуповые и скорлуповую оболочки, через многочисленные поры которых происходит газообмен зароды­ша с внешней средой.

Происхождение птиц. Птицы имеют родственную связь с пресмыкающимися. Вероятно, обособление птиц от группы пресмы­кающихся, которые были предками крокодилов, динозавров и ле­тающих ящеров, произошло в конце триасового или начале юрского периода мезозойской эры (т. е. 170 – 190 млн. лет назад). Эволюция этой группы пресмыкающихся шла путем приспособления к лазанию по деревьям, в связи с чем задние конечности служили для опоры тела, а передние специализировались для об­хвата пальцами ветвей. В последующем развилась способность к порханию с ветки на ветку и планирующему полету.

Непосредственные предки птиц не обнаружены. Известны палеонтологические находки промежуточного между пресмыкающимися и птицами звена – археоптерикса.

Гнездование, кочевки и перелеты. Сезонные явления в жизни птиц выражены более ярко, чем у других классов, и носят совсем иной характер.

С наступлением весны птицы приступают к размножению, они разбиваются на пары, происходят брачные игры (токование), характер которых специфичен для каждого вида. Многие виды образуют пары на всю жизнь (крупные хищники, совы, цапли, аисты и др.), другие – сезонные пары. Есть виды птиц, которые пар совсем не образуют, и вся забота о потомстве выпадает толь­ко на долю одного пола – самки.

Гнезда птиц разнообразны, но каждый вид имеет более или менее определенную форму: дупло, нора, лепные и шаровидные гнез­да и т. д. Некоторые виды птиц гнезда не строят (кайра, козодой).

Число яиц в кладке варьирует у разных видов птиц от 1 (кайры, чайки, дневные хищники, пингвины и др.) до 26 (серая куропатка). У одних птиц насиживание яиц осуществляется одним из родителей (только самками – у куриных, воробьиных, гусеобразных, сов, или только самцами – у австралийских и американских стра­усов), у других птиц – обоими. Продолжительность насижива­ния различна и в некоторой мере связана с величиной яйца – от 14 дней у воробьиных до 42 у африканского страуса.

В зависимости от степени развитости птенцов при вылуплении из яйца различают две группы птиц: выводковые и гнездовые (птенцовые). У первых птенцы появляются зрячими, покрытыми пухом, способными ходить и самостоятельно склевывать корм (страусы, куриные, гусеобразные). У гнездовых птенцы полностью или частично голые, слепые, беспомощные, долго остаются в гнезде и выкармливаются родителями (воробьиные, дятлы, стри­жи и др.).

В летний период птицы линяют, растут, запасают питательные вещества. С наступлением осенних холодов они не снижают уров­ня своей жизнедеятельности, как земноводные и пресмыкающи­еся, а, наоборот, повышают его, увеличивая свою подвижность и кочуя в поисках корма. Кроме того, птицы сильно жиреют и та­ким образом приспосабливаются к зимовке.

Оседлые птицы (белая куропатка, синицы, воробьи, сойки, вороны и др.) с наступлением неблагоприятных условий держатся в одной и той же местности. Кочующие птицы (свиристели, снегири, клесты, чечетки и др.) покидают летние местообитания и улетают на сравнительно небольшие расстояния. Перелетные птицы (аисты, гуси, кулики, стрижи, иволги, соловьи, ласточки, кукушки и др.) оставляют места гнездового ареала и улетают на места зимовок за мно­гие тысячи километров. Большинство их летят стаей, и лишь немно­гие (кукушка) в одиночку. Крупные птицы летят определенным строем (гуси – шеренгой, журавли – клином), мелкие – беспоря­дочными стайками. Первыми улетают насекомоядные, затем – зер­ноядные и позже всех – водоплавающие и болотные птицы.

Полагают, что перелеты птиц возникли в результате периоди­ческих перемен климатических условий, связанных со сменой времен года. Непосредственными причинами перелетов счита­ют сложные взаимодействия как внешних (укорочение светового дня, понижение температуры, ухудшение условий добывания пищи), так и внутренних факторов (физиологические изменения в организме в связи с окончанием периода размножения).

При изучении перелетов огромное значение имеет метод кольцевания. Пойманным птицам одевают на лапку алюминиевое кольцо, на котором указаны их номер и учреждение, проводящее кольцевание. В СССР кольцевание велось с 1924 года. Все сведе­ния о кольцевании и добыче окольцованных птиц поступают в Центр кольцевания РАН (Москва). Метод кольцевания позволил выяснить пути и скорости перелета птиц, постоянство возврата с зимовок к старым местам гнездования, места зимовок и др.

Разнообразие птиц и их значение. Класс Птицы представлен более чем 40 отрядами. Рассмотрим некоторые из них.

Отряд Пингвинообразные. Распространены в Южном полушарии. Пти­цы хорошо плавают и ныряют с помощью передних конечностей, преобразо­ванных в ласты. На грудине хорошо развит киль. На суше держат тело верти­кально. Перья плотно налегают друг на друга, что препятствует их раздуванию ветром и проникновению воды. Подкожные отложения жира способствуют теплозащите. Кормятся в море рыбой, моллюсками, ракообразными. Гнездят­ся колониями. Пары сохраняются несколько лет. Вылупившиеся птенцы по­крыты густым и коротким пухом. После периода размножения стаи пингви­нов с подросшим молодняком кочуют в море. Императорский пингвин гнездится на береговых льдах Антарктиды, его масса достигает почти 40 кг.

Надотряд Страусообразные. Характеризуются отсутствием киля на гру­дине и способности к полету. Перья рассучены, так как бородки не сцеп­лены из-за отсутствия крючков. Мощные задние конечности имеют два или три пальца, что связано с быстротой передвижения. Африканский стра­ус – самая крупная из ныне живущих птиц – достигает массы 75 – 100 кг. Несколько самок (2 – 5) откладывают яйца весом около 1,5 кг в общее гнездо. Самец насиживает кладку ночью, самки поочередно днем.

К страусообразным птицам принадлежит нанду (Южная Америка), эму и казуар (Австралия), киви (Новая Зеландия).

Отряд Аистообразные. Обитают по берегам мелководных водоемов. Не­большая перепонка между основаниями длинных пальцев ног аистообразных позволяет им уверенно шагать по топким местам. Летают птицы медленно активным или парящим полетом. Питаются разнообразной животной пищей, схватывая ее длинным, жестким, как пинцет, клювом. В гнезде 2 – 8 яиц; птен­цов кормят оба родителя. К отряду относятся аисты, цапли, фламинго и др.

Аисты – перелетные птицы, зимуют в Центральной и Южной Африке, в некоторых районах Южной Азии. Белый аист – крупная птица с больши­ми черными крыльями и длинными красными ногами. Гнездятся одиночны­ми парами. Аист выпугивает добычу, медленно бродя по лесным полянам, лугам, берегам водоемов. Черный аист гнездится в глухих лесах. Он зане­сен в Красную книгу.

Отряд Дневные хищные птицы. Распространены в самых разнообраз­ных местообитаниях: в лесах, горах, степях, на водоемах и др. Птицы имеют короткий, но сильный клюв с резко загнутым книзу острым юнцом надклювья. У основания надклювья есть восковица – участок голой, часто окрашенной кожи, на которой открываются наружные ноздри. Мускулатура груди и задних конечностей мощная. Пальцы заканчиваются крупными изогнутыми когтями.

Полет, быстрый, маневренный, многие виды способны к длительному парению. Одни виды хищников поедают только мертвых животных (стервятники, грифы, сипы), другие ловят живую добычу (соколы, орлы, ястребы, канюки, луни).

Большинство видов хищных птиц приносит пользу, истребляя мыше­видных грызунов, сусликов, вредных насекомых. Виды, питающиеся пада­лью, выполняют санитарную функцию. Численность хищных птиц резко сократилась из-за изменения ландшафтов, отравления ядохимикатами и пря­мого истребления. Во многих странах хищные птицы охраняются. В Красную книгу занесены: ско­па, змееяд, большой подорлик, беркут.

Отряд Совообразные включает ночных птиц (совы, филины, сычи, си­пухи), населяющих все регионы земного шара. Они приспособлены к охоте в ночных условиях: у них крупные глаза, направленные вперед, хорошо раз­витый слух, бесшумный полет. Питаются животной пищей, в основном мы­шевидными грызунами. Гнездятся в дуплах. Яйца насиживает самка, самец носит ей корм. Через 3 – 6 недель птенцы приобретают способность к полету. Истребляют вредных животных. Совообразные птицы нуждаются в охране.

Отряд Курообразные включает наземных и наземно-древесных птиц. Они имеют короткий и выпуклый клюв, короткие и широкие крылья. От пище­вода обособлен объемистый зоб. Мускулистый желудок выстлан плотной ребристой кутикулой. Для улучшения перетирания пищи птицы заглатывают камешки, которые скапливаются в желудке и играют роль жерновов. Питаются растительной пищей - вегетативными частями растений, плодами, семена­ми, попутно попавшимися беспозвоночными. Самцы окрашены ярче самок.

Почти все виды курообразкых – объекты спортивной охоты и разведе­ния. Промысловое значение имеют рябчик, белая куропатка, тетерев, а в некоторых районах – кеклик и серая куропатка. Из-за разнообразной хо­зяйственной деятельности человека, неумеренной охоты численность мно­гих видов снизилась, а ареалы распространения сократились.

Отряд Воробьиные – самый большой отряд, включающий примерно 60% всех ныне живущих видов. Его представители распространены по всем континентам, кроме Антарктиды. Они сильно различаются размерами, вне­шним обликом и экологическими особенностями. Строят гнезда (иногда очень искусно) в ветвях, расщелинах скал, дуплах, на земле и т. п. Птенцы вылупляются слепыми, голыми и слабо опушеными. Большинство воробьи­ных – насекомоядные птицы.

Жаворонки обитают на открытых ландшафтах (в поле, на лугах, в сте­пи). Прилетают ранней весной. Питаются только на земле беспозвоночны­ми и семенами. Гнездятся на земле. Самцы часто поют в воздухе.

Ласточки гнездятся по долинам рек, опушкам леса, в поселениях чело­века. Насекомых ловят в воздухе на лету с помощью широкого рта. По земле ходят мало. Некоторые виды (городская ласточка) строят лепные гнезда из комочков грязи, скрепляя их липкой слюной; другие роют норы в обрывах (береговая ласточка) или гнездятся в дуплах, расщелинах.

Синицы гнездятся в дуплах, откладывая от 10 до 16 яиц. Насиживает часто самка, а самец ее кормит, птенцов выкармливают оба родителя. Кормят­ся различными насекомыми и их личинками, едят ягоды и семена. Легко при­влекаются в культурные ландшафты при устройстве искусственных гнездований. Очень полезны как истребители разнообразных вредных насекомых.

Обобщая характеристику основных отрядов птиц, можно сделать выводы о их значении в природе. Благодаря высокой численности и высокому уров­ню жизнедеятельности птицы ежедневно потребляют огромное количество растительной и животной пищи, существенно влияя на природные биоценозы. Особенно велика их роль в регулировании численности насекомых и мелких грызунов. Нередко птицы сами служат пищей для других животных.

Кроме того, птицы способствуют расселению растений в результате распространения ими семян. Склевывая сочные плоды рябины, бузины, брус­ники, черемухи, черники, они перелетают с места на место и выбрасывают вместе с пометом неповрежденные семена.

Многие птицы истребляют насекомых-вредителей культурных и цен­ных дикорастущих растений. Полезны также и хищные птицы, уничтожаю­щие мелких грызунов - вредителей полевых культур и распространителей инфекционных заболеваний (чумы, желтухи и др.).

На многих диких птиц существует спортивная и промысловая охота. Важное хозяйственное значение имеет сбор гагачьего пуха, обладающего большой мягкостью и малой теплопроводностью.

Помет морских водоплавающих птиц (пеликанов, бакланов и др.) – гуано – используется в качестве ценного удобрения.

Одной из экономически выгодных отраслей животноводства является птицеводство, которое обеспечивает человека ценными мясными продукта­ми, яйцами, пером. Птицеводство поставлено на промышленную основу. На крупных современных птицефабриках весь процесс выращивания птиц (кур, уток, индеек, гусей) механизирован.

Контрольные вопросы:

    Какие черты организации характерны птицам в связи с приспособлением к полёту?

    В чём особенность строения пищеварительной системы птиц?

    Чем характеризуется двойное дыхание птиц?

    Что обеспечивает теплокровность птиц?

    Какие прогрессивные черты характерны размножению птиц?

    Какие сезонные явления отмечаются в жизни птиц?

    Какова роль птиц в природе и в хозяйственной деятельности человека?