Конспект оод в старшей группе наши пернатые друзья.

Цели:

Развивать умения детей распознавать птиц по повадкам и внешнему виду. Закрепить знания детей о последовательности в развитии птиц (яйцо – птенец – птица). Упражнять детей в классификации птиц на лесных, городских, водоплавающих. Познакомить детей с пословицами и поговорками о птицах. Продолжать учить отгадывать загадки. Поддерживать интерес детей к познанию родной природы. Формировать у детей заботливое отношение к пернатым друзьям.

Оборудование:

Фотографии и картинки птиц; разрезанные на несколько частей три картонных яйца; картинки леса, города, водоема; подготовленные на листах бумаги загадки и пословицы; изображение гнезда, скворечника; не полностью раскрашенные изображения птиц; фотографии птиц с подписанными названиями видов, детали аппликации «скворечник»; фотографии или картинки с этапами развития птиц.

Жаворонок

Ворона

Воробей

Голуби

Аист

Дятел

Лебедь

Пеликан

Скворец

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы на занятии узнаем много нового и интересного о птицах. Еще нас ждут игры, веселые задания и конкурсы.

(Дети делятся на 3 команды, рассаживаются так, чтобы было удобно общаться. Каждая команда выбирает себе название, обозначающее птицу).

Сейчас мы отправимся на птичью выставку. А нашим экскурсоводом будет… Впрочем, угадайте сами:

Загадка о дятле

Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(Дятел)

Вот он, дятел! Взгляните на цвет его перышек. Теперь понятно, почему у него «беретка ярко-красная» и «черная курточка атласная».

Давайте знакомиться с птицами. (Названия известных птиц воспитатель спрашивает у детей, неизвестных – называет сам).

Горихвостка

Эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который все время подрагивает. Поэтому кажется, что он будто горит, вспыхивая огоньком.

Аист

Эти большие белые птицы совершают очень далекие перелеты. Когда приходит пора вить гнездо, они выбирают для него место повыше. У этих птиц красные ноги.

Воробей

Он хорошо приспособлен к жизни возле человека. Часто, ближе к вечеру, множество воробьев слетается на одно дерево, где они принимаются петь, поднимая оглушительный шум.

Ворона

Они бывают как полностью черного цвета, так и черными с серым. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Голубь

Живут везде, способны возвращаться к своему гнезду, как бы далеко от него не оказались.

Дятел

Большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе, служащее гнездом, дятлы содержат в необычайной чистоте.

Жаворонок

Гнездится на земле, очень красиво поет поднявшись высоко в небо.

Журавль

Крупная перелетная птица, в небе журавли летают клином.

Колибри

Крошечная птичка, маленькие свои гнезда подвешивает к веткам нитями паутины.

Кукушка

Она не строит своего гнезда, а откладывает яйцо в чужое. Едва родившись, кукушонок выбрасывает из гнезда другие яйца или даже уже вылупившихся птенцов и один сам пожирает всю пищу.

Ласточка

Строит гнездо под крышами домов из травы и грязи.

Лебедь

Довольно неповоротливы на суше, гораздо чаще их можно встретить величественно плавающими.

Павлин

Птица с великолепным хвостом.

Пеликан

Пойманную рыбу пеликан складывает в длинный мешок под клювом и относит в гнездо.

Попугай

Имеют яркое разноцветное оперение. В неволе может хорошо подражать речи людей.

Синица

Небольшая птичка с желтеньким брюшком.

Скворец

Часто встречается огромными стаями, а в небе они кажутся черной тучей.

Сова

Красивый ночной хищник. Раньше считалось, что совы приносят несчастье и нещадно их истребляли.

Соловей

Птица, знаменитая своим пением, а с виду ничем не примечательная.

Страус

Большая африканская птица, летать не умеет, но бегает очень быстро.

Удод

Носит на голове хохолок из перьев, раскрывающийся наподобие веера.

А как называется птичий домик? Гнездо – это птичий клад, он надежно спрятан в траве, листьях или среди камней. Яйца в нем – как горстка сияющих драгоценностей. Одним отличается птичий клад от настоящего: его нельзя трогать. Только нетронутый, только ненайденный принесет он радость.

А сейчас я вам выдам задания:

1. Сосчитайте, сколько яиц в гнездах.
2. Сложите целое яйцо из скорлупок.
3. Разложите нарисованные гнезда с яйцами по величине, от самого маленького до самого большого.

(Показ фотографии скворечника).

А вот этот домик вам знаком? Как он называется? Кто его сделал? А кто в нем живет? Оказывается, в скворечнике может жить не только скворец.
Домики для птиц сооружают давно. Раньше их делали из прутьев, соломы, бересты. А теперь чаще всего из досок и фанеры. И первыми эти домики обживают обычно скворцы. Вот почему называют все домики для птиц скворечниками, хотя живут в них самые разные птицы.

Если скворечник висит в большом саду, то в нем может поселиться удод, нарядная птица с высоким пестрым хохолком. «Удод – Удод!» - кричит он, за что его и назвали так.

Если сделать скворечник побольше и повесить его повыше на дерево, то в таком домике поселятся галки. И выведут здесь своих галчат.

В парке или в лесу разыщет скворечник большой пестрый дятел. Если вход в птичий домик покажется ему слишком узким, то дятел быстро расширит его острым клювом.

В скворечнике, у которого леток (вход) побольше, может поселиться и небольшая сова-сплюшка. Сплюшка охотится по ночам за ночными насекомыми. «Сплю-сплю!» - покрикивает сплюшка вечером. За это и назвали ее сплюшкой.

Любят жить в скворечниках и воробьи. Здесь они и птенцов выведут и зимой от морозов спрячутся. Но вот беда – вернутся домой скворцы и тут же выставят из своего домика воробьев. Прогонят скворцы из своего скворечника и других птиц, что поменьше, послабей. Вот почему для маленьких птичек делают специальные домики – синичники. Синичник меньше скворечника, а главное, вход у него поуже. Скворцу в синичник никак не забраться, а вот синицы и другие маленькие птицы чувствуют здесь себя спокойно. Приглянется синичник и горихвостке, птичке с ярко-рыжим хвостиком.
В парке или в лесу отыщет синичник занятная птица поползень. Она удивительна тем, что умеет ловко бегать по стволу вниз головой.
Подойдет синичник и пищухе. Прозвали ее пищухой за жалобный голосок.

Взгляните и скажите какой из этих домиков скворечник, а какой – синичник? Почему вы так решили?

А теперь задание командам: собрать из деталей скворечник и сделать аппликацию.

Но далеко не все птицы живут в скворечниках. Есть птицы, которые живут возле воды или на воде. Назовите их. (Утки, цапли, аисты, пеликаны, чайки, нырки, лебеди, фламинго, бакланы).
А есть птицы, предпочитающие жить в городе. Можете их назвать? (Воробьи, голуби, вороны, грачи, синицы). Еще есть лесные птицы. Приведите примеры таких птиц. (Дятел, филин, тетерев, сова).

Сейчас каждая из команд получит картинку. Если на ней нарисован лес, то вы берете себе только лесных птиц; если город – городских, если водоем – водоплавающих птиц. (Дети отбирают нужные картинки из множества изображений разных птиц).

Вы знаете, что есть птицы певчие. Это какие птицы? Почему их называют певчими? (Соловей, жаворонок, щегол).

Физминутка «Аист»

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
- Топай правою ногой,
- Топай левою ногой
И тогда придешь домой.
Снова – правою ногой,
Снова левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда придешь домой.

Конкурс

Прилетел как-то Аист на озеро завтракать. Сел на берегу и думает: «Вон как лягушки распелись. Неужели я хуже их? Дай-ка попробую спеть. Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой об другую, - то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только! Так разошелся, что и про завтрак свой забыл.

А в камышах стояла Выпь на одной ноге, слушала и думала: «Безголосая я! Да ведь и аист не певчая птичка, а вон какую песню наигрывает».
Сунула в озеро клюв, набрала полный воды да как дунет в клюв! Пошел по озеру громкий гул: «Прумб-бу-бу-бу-бумм!» - словно бык проревел.

Вот так песня! – подумал Дятел, услыхав Выпь из лесу. – Инструмент-то у меня найдется: чем дерево не барабан, а нос мой чем не палочка?
Хвостом уперся, назад откинулся, размахнулся головой – как задолбит носом по суку! Точь-в-точь – барабанная дробь.

Внимание, задание. Сымитируйте движения и пение птицы, так, чтобы все догадались, какая это птица (голубь, воробей, ворона…).

А знаете ли вы, что птицы бывают помощниками у животных?

1. Нет покоя жирафу от слепней, мух, москитов. Маленькие цапли ходят по спине и длинной шее жирафа и склевывают насекомых.
2. Маленькие кулички бесстрашно забегают в раскрытую пасть крокодила. Здесь они выискивают кусочки мяса. Куличкам еда, а крокодилу – чистые зубы.
3. Живут в Африке барсук-медоед и птичка – медоуказчик. Найдет птичка гнездо диких пчел и летит к медоеду, кричит, путь указывает. Медоед полакомится медом, соты разбросает. А медоуказчику лучшей еды, чем воск, не надо.

Не только животным, но и растениям помогают птицы.

1. Есть жаркие страны, где цветы опыляют крошечные птички колибри. Подлетит колибри к цветку за сладким соком и опылит цветок пыльцой, которую на перьях с других цветков принесла. Колибри самая маленькая птица в мире.

2. Осенью сойки заготавливают на зиму желуди, орехи, разные семена. Да не все свои кладовые потом находят. Весной желуди и орехи прорастают. Так сойки помогают деревьям расселяться в новые места.

3. Жуки-древоточцы губят дерево. Дятлы – лесные санитары – сильными клювами раздолбят гнилое место на дереве и очистят его от жуков.

Пальчиковая гимнастика «Жаворонок»

Переплетите большие пальцы и хорошо зацепите друг за друга. Для нас это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сложите вместе, сомкните. Это будут крылья. (Воспитатель сопровождает слова показом). Готовы ли ваши жаворонки? Тогда взлетаем и все вместе поем: «цир-лир-лир-лю-лю, цир-лю-лю-люююю».

Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И поет, поет, поет.

(Дети выполняют движения руками в соответствии с произнесенным текстом).

Задание «Птичья мозаика»

Каждая команда получает в конверте несколько фрагментов, из которых следует собрать птицу. (Дидактическая игра «Сложи картинку»).

Задание «Одень меня»

У вас на столе изображения птиц, но они раскрашены не полностью. Следует закрасить остальные части (красные ноги аиста, красную шапочку дятла, красную грудку снегиря …)

Викторина

А сейчас викторина – конкурс вопросов. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

1. Какая птица бывает почтовой? (Голубь)
2. Какая птица носит черный галстук на желтой манишке? (Синица)
3. Какая птица днем спит, а ночью охотится на мышей? (Сова, филин)
4. Какую птицу называют санитаром леса? (Дятел)
5. Болотная птица, стоит на одной ноге, поджав другую. (Цапля)
6. Какая птица ползает по стволу дерева вниз головой? (Поползень)
7. Какая птица не вьет своего гнезда, а подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка)
8. Как называется птичий дом?
9. Какая птица не умеет летать, но хорошо плавает, ныряет и не боится холода? (Пингвин)
10. Какая крупная птица не умеет летать, но зато хорошо бегает? (Страус)
11. Какая самая маленькая птица в мире? (Колибри)
12. Кто из птиц самый лучший певец? (Соловей)
13. Кого из птиц называют «воровкой»? (Сорока)
14. Как называют домик для птиц, сделанный человеком?
15. Кто выводит птенцов зимой? (Снегирь)
16. У кого из птиц красивый хвост и некрасивый голос? (Павлин)
17. Птица, неуклюжая на берегу и красавица на воде. (Лебедь)
18. Как зовут птицу с высоким хохолком, которая кричит: «Удод-удод»?

(Воспитатель производит подсчет фишек и объявляет результаты конкурса).

Остальные команды еще могут догнать и перегнать лидера, потому что впереди – конкурс загадок.

Конкурс загадок о птицах

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червячков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
В серой шубке перовой
И в морозы я герой.
(Воробей)

Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист)

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля.
Узнаёте? Это...
(Цапля)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
голосистее, нежней?
Кто же это?
(Соловей)

Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
(Журавли)

Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это …
(Сова)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей же, собери!
И вдруг – вспорхнули яблоки.
Ведь это …
(Снегири)

Верещунья, белобока,
И зовут ее …
(Сорока)

Ношу серенький жилет,
Но у крыльев - черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар.
И кричат: «Карр! Карр! Карр!»
Крикунья хрипловатая
Известная персона.
Кто она?
(Ворона)

Воспитатель подводит итоги последнего конкурса и всего занятия.

Тема: «Пернатые друзья»

Направление: «Познавательно-речевое развитие»

Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой), музыка, художественное творчество.

Старшая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 33 «Росток»

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Тема «Пернатые друзья»

Направление «Познавательно-речевое развитие»

Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой), музыка, художественное творчество.

Старшая группа

Зам. зав. по ВМР

Титова Марина Викторовна

г. Серпухов, 2012

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, продуктивная.

Программные задачи:

Способствовать формированию представлений детей о зимующих и перелётных птицах,

Учить отгадывать загадки,

Развивать интерес к миру пернатых,

Дать представления о значении птиц для окружающей природы,

Формировать желание заботиться о птицах.

Предварительная работа: изготовление кормушек (дети с родителями); заучивание стихов, беседа о птицах, наблюдения на прогулке.

Материал и оборудование: проектор, экран, картинки зимующих птиц, силуэты птиц, гуашь, вата, клей, кисти.

Словарная работа: мороз лютует, невмочь, всеядны, грызуны, пустыня.

1. Организационный момент.

Воспитатель читает детям стихотворение М.В.Титовой «Осенняя пора»

Наступили холода,

Скоро к нам придёт зима.

И птицы – наши верные друзья,

Улетают в тёплые края.

2. Беседа.

Воспитатель:

О каких птицах (зимующих или перелётных) говорится в стихотворении?

Ребята, скажите, а почему птиц называют перелётными? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)

Совершенно верно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие тёплые страны.

Почему перелётные птицы улетают в тёплые края? (Ответы детей).

Правильно, все эти птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают, птицы лишаются основного корма и улетают в тёплые края.

А сейчас я хочу проверить, как вы знаете перелётных птиц, для этого отгадайте мои загадки.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач)

Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. (Ласточка)

Я в скворечнике живу

Песни звонкие пою. (Скворец)

Клином печальным в небесной дали

С криком прощальным летят… (Журавли)

После каждой загадки воспитатель спрашивает:

Почему вы так думаете?

3. Физкультминутка «Улетают журавли»

Дети легко на носочках бегают, машут руками, имитируя полёт птиц, говорят слова вместе с воспитателем.

Летят журавли, курлычут: курлы-курлы-курлы, как будто говорят: летите вместе с нами. За тёмными лесами, за синими морями есть тёплые края.

Воспитатель:

Улетели перелётные птицы в тёплые края, давайте ещё раз их назовём.

(На экране появляются изображения перелётных птиц, дети их называют).

Молодцы, вы правильно назвали всех перелётных птиц.

Скажите, а какие птицы остались у нас на зиму? (Воробей, ворона, синица, снегирь, сорока, дятел) – выставляются картинки.

Какие это птицы? (Зимующие).

А почему же они не улетают?

Чем питаются эти птицы? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)

Эти птицы всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища семена растений. Зимой они питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

Кар-кар! (Ворона)

Чик-чирик, чив-чив-чив! (Воробей)

Ча-ча-ча! (Сорока)

Синь-синь-синь (Синица)

Воспитатель:

Молодцы, правильно угадали.

5. Игра «Кто лишний?»

А сейчас поиграем ещё в одну игру, где я проверю, как вы запомнили зимующих и перелётных птиц.

1 слайд – 3 зимующие, одна перелётная (если правильный ответ – перелётная птица улетает)

2 слайд – 3 перелётные, одна зимующая (если правильный ответ – зимующая птица улетает)

3 слайд – все птицы зимующие.

Молодцы, справились с заданием.

А сейчас послушайте стихотворение «Птицы зимой» (читает ребёнок)

Сначала падает снежок

На землю тихо, как пушок,

Потом мороз лютует.

А воробьи, синицы

И все другие птицы –

Как они зимуют?

Зимою птицам холодно,

Тоскливо очень, голодно.

Порой терпеть невмочь.

А люди всемогущие,

В тепле всегда живущие,

Должны ли им помочь? А.Григорьев.

Воспитатель:

Как вы считаете должны ли люди помогать птицам зимой? (Ответы детей)

Правильно, конечно, должны. Зима очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Птицы не могут найти корм под снегом. А когда птицы голодные они сильнее мёрзнут и могут погибнуть. Поэтому голод для птиц зимой страшнее холода.

Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей)

Правильно птиц нужно подкармливать.

Зёрнами, салом и хлеба горбушкой

Птиц угощает зимою… (Кормушка)

Правильно, чтобы подкармливать птиц вы с родителями смастерили кормушки. Сегодня мы с вами развесим их на участке.

6. Игра «Улетают – не улетают»

Воспитатель:

А сейчас мы поиграем. Я буду называть птиц. Если назову перелётную – вы «летаете» по залу, если зимующую – подлетаете к кормушке и «клюёте крошки»

Молодцы, вы были внимательны.

Скажите, как вы думаете, для чего нужны птицы? (Ответы детей)

Что может случиться, если птицы вдруг исчезнут?

Давайте вместе подумаем.

Посмотрите, как красиво:

1 слайд – изображение леса (деревья, кустарники, трава, птицы на деревьях, в небе, на водоёме, другие обитатели).

Представим, что исчезли птицы. Насекомые, размножаясь, поедают листья на деревьях, траву, кору деревьев, грызуны портят корни растений.

2 слайд – птиц нет, появилось много насекомых, грызунов.

Растительность постепенно исчезает, корни деревьев, трава не укрепляют почву, она разрушается, появляются овраги.

3 слайд – растительности почти нет, появились овраги.

Ветер высушивает почву, высыхают водоёмы, погибают лягушки и другие животные, живущие у воды.

4 слайд – растительности нет, водоёмов нет, нет животных, живущих у воды.

Что же станет с лесом? Он превратится в безжизненную пустыню.

5 слайд – пустыня.

Воспитатель вместе с детьми делают вывод: птицы очень нужны, их надо беречь – охранять и подкармливать.

Чтение отрывка стихотворения А.Яшина» Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Гость зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

7. Продуктивная деятельность – раскрашивание силуэтов птиц, используя нетрадиционную технику (грудка птиц – наклеивание ватных шариков, с последующим раскрашиванием.)

8.Итог.

Что вам больше всего понравилось на занятии?


Цель праздника: создание у детей радостного настроения; воспитание интереса и заботливого отношения к птицам - нашим друзьям, закрепление знаний о птицах.

Ход праздника

Дети выходят под музыку в зал и садятся.

В. У меня в руках волшебная снежинка, я предлагаю с ней попутешествовать. Давайте встретимся с нашими друзьями. Вы догадались, о ком я говорю?

Слушанье в записи «Голоса птиц».

В. Морозы жестокие в этом году.

Тревожно за яблоньку в нашем саду.

Тревожно за Жучку: в ее конуре

Такой же морозище, как во дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробышек, галок, синиц.

Ведь очень уж холодно в воздухе им,

Поможем ли мы беззащитным таким?

(Ответы детей.)

В. Поможем! Их надо кормить, и тогда им будет легко пережить холода.

Появляется Буратино.

В. Что случилось? Кто тебя обидел?

Буратино. Мне поставили двойку за то, что я не назвал птиц, которые у нас зимуют.

В. Буратино, не расстраивайся, мы тебе поможем. Хочешь отправиться с нами в путешествие?

Волшебная музыка превращает ребят в снежинок, они попадают в город.

Ведущая показывает письмо, в котором находятся загадки. Если отгадать загадки, то можно узнать, кто прислал письмо.

Птица серая парила,

Крылья серые раскрыла,

Громко каркала она.

Только курочка умна:

Под крылом хохлатка

Спрятала цыпляток!

От кого, ребятки,

Прячутся цыплятки?

(От вороны.)

Розовые яблоки на березе зимней,

Что это за чудо? - непонятно Зине.

Розовые яблоки с ветки покатились,

Птичек красногрудых сможете назвать,

Ведь мою загадку просто отгадать.

(Снегирь.)

Это что за мужичок

Сел за дубом на сучок?

Невелик да деловит,

Зря нисколько не сидит:

Он без молотка, без рук

По стволу стучит: тук-тук.

На асфальте, гру-гру-гру,

Много крошек соберу.

Для того, чтоб их хватило

И подружке сизокрылой,

С ней воркую и летаю,

От врагов нас защищаю.

Птицей мира я зовусь,

И легко я приручусь.

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Игра «Рассели птиц».

В. Ребята, а как можно отличить птиц от других животных?

А у кого еще есть крылья и хвост? (Самолеты, стрекоза, машина, летучая мышь, мельница.)

В. Ребята, послушайте, как грач приглашал синичек отправиться на юг.

Грач на березовой ветке

Признался синичке-соседке:

Ты славная птичка-синичка,

Словно родная сестричка,

Мне жалко тебя покидать,

Но время уже улетать.

Тут холодно будет зимой.

Давай-ка, синичка, с тобой

Отправимся вместе на юг,

Поверь мне, что я тебе друг.

Синичка. - На юг я совсем не хочу! -

Синичка сказала грачу.

В дружбу я верю, но все же

Не полечу никуда.

Нам Петя зимой поможет

Перенести холода,

Он заботлив и весел.

Я верю, что снова зимой

Для нас он кормушки повесит

Под елкой и под сосной.

Дети. Мы ячменем и овсом

Кормим птичек за окном.

К нам обедать по привычке

Прилетают две синички,

Пара сизых голубей

И знакомый воробей.

А за ним его семья,

И соседи, и друзья.

Вылетают зимующие птицы: воробей, снегирь, свиристель, синица, сорока.

Все. Не страшны нам холода,

Ведь в кормушке есть еда!

Игра «Займи домик».

Я - веселый воробьишка,

Серый маленький воришка.

Я беспечен и болтлив,

И пуглив: чив-чив!

Дни мои зимою тяжки -

Нет ни крошки, ни букашки,

Вот тогда я молчалив,

Еле жив! Чив-чив!

Стынут лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо? - на березе

Яблоки поспели.

Подойду поближе к ней -

И глазам не верится:

Стайка алых снегирей

Облепила деревце!

Свиристели

Прилетели свиристели,

Заиграли на свирелях,

Засвистели: «Свири-свир!

Мы в лесу устроим пир!

Все тропинки замело,

Снег блестит, искрится.

Клювиком в мое стекло

Стукнула синица.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

Всюду я летаю,

Все на свете знаю.

Знаю каждый куст в лесу,

Новость на хвосте несу.

Может быть, меня за это

И зовут «Лесной газетой»?

Игра «Птичка, пискни»

Одному из играющих завязываются глаза. Остальные садятся на стулья. Водящий подходит к любому участнику, садится ему на колени и просит: «Птичка, пискни!». Тот пытается изобразить писк. Водящий должен угадать, к кому на колени он сел.

(Снежинка под музыку метели отправляет ребят в зимний лес.)

В. Какие птицы живут в лесу? (Ответы детей.)

Дятел пестрый, пестрый.

Нос у дятла острый,

Шапка красная на нем,

Сразу дятла узнаем.

Постучит он - тук-тук-тук!

И погибнет вредный жук.

Совушка-сова,

Большая голова,

На дубу сидит.

Головой вертит.

Кружат снежные метели,

По ночам трещит мороз,

На вершине пышной ели

Лущит шишку яркий клест.

Он мороза не боится,

Не страшна ему зима!

Сосны, ели дарят птице

Золотые семена.

Ведущая рассказывает детям про клеста.

Игра «Совушка и мыши».

Снежинка отправляет всех ребят в Антарктиду.

В. Какая птица не летает? Отгадайте загадку:

Ну и модники, однако!

Снег и лед кругом,

А они идут во фраках

К проруби гуськом.

Танец «Пингвины».

Листовка для детей и их родителей

Береги природу!

Земля, вода, лес - наше богатство, наше здоровье!

Вспомним слова Михаила Пришвина: «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи - горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

Но люди наносят природе большие и маленькие раны: загрязняют воздух и воду, из-за них исчезают навсегда животные и растения.

Маленькие раны природы.

Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, срывать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, уничтожать лягушек и жаб.

Будет ли природе хуже, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток или сорвешь три-четыре цветка, или поймаешь одну-единственную бабочку?

Да, природе будет хуже!

Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесешь ты, другую - твой товарищ, третью, четвертую, пятую - кто-то еще, что же станет с природой? А ведь природе сейчас очень трудно залечить даже самые маленькие раны.

Что нужно знать об охране природы?

Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведется большая работа по ее охране. Ведется такая работа и в нашей стране.

Многие заводы и фабрики переоборудованы и уже не загрязняют воздух и воду.

На месте вырубленных лесов люди сажают новые.

Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных.

Создаются заповедники - участки, где вся природа неприкосновенна.

Конечно, люди и сейчас продолжают использовать природу. Но делать это нужно так, чтобы не причинить ей вреда.

К сожалению, еще не все люди хотят и умеют беречь природу.

Всероссийский дистанционный конкурс для логопедов и дефектологов на лучший конспект коррекционного занятия

Тема занятия :

Наши пернатые друзья .

Цель: Совершенствование связной речи и формирование грамматического строя речи.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать чувство любви к птицам.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Коррекционно- развивающие задачи :

1. Развивать зрительное, слуховое внимание, логическое мышление.

2. Развивать общую и мелкую моторику.

3. Формироватьнавыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Коррекционно - образовательные задачи :

1. Уточнить и систематизировать знаний детей о зимующих и перелётных птицах .

2. Расширять словарный запас по лексической теме.

3. Совершенствовать грамматический строй речи . Закрепить:

Образование притяжательных прилагательных (синичий, воробьиный, грачиный);

Согласование притяжательных с существительными в роде, числе (воробьиный хвост, воробьиная голова, воробьиные лапки) ;

Согласование существительных с числительными (одна синица, две синицы.)

4.Развивать функции словообразования (синичий,синичья,синичьи)

и образования сложных слов (остроклювый, длиннохвостая.)

5. Развивать связную речь.

Участники: дети 6-7 лет с ОНР 3 уровня и учитель-логопед

Ход занятия .

Логопед . Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть. Сегодня мы ждём гостей.

1. Упражнение " Настроение".

Лог: Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. Перед вами тучки и солнышко выберите ту картинку, которая подходит вашему настроению. (Отмечает, какое настроение у каждого ребёнка в начале встречи)

Логопед . Хорошо каждый новый день начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта .

Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения!

Дети. Доброго утра и радостного настроения!

Логопед. Ребята, что это? (Птицы!) К нам спешат пернатые друзья, Наверное, для того чтобы поиграть! (на экране появляются все птицы на фоне записи голосов, через 10 сек. исчезают). Они уже здесь и играют с нами в прятки. Чтобы птицы вновь появились нужно нам загадки отгадать!

2.Беседа о птицах и о заботе людей о них.

Логопед задаёт вопросы и загадывает загадки, дети отвечают.

А какие бывают птицы? (Перелётные и зимующие)

А почему они так называются?

Дети: Перелётные, потому что осенью эти птицы улетают в теплые края, а весной возвращаются к нам. Зимующие птицы остаются у нас на зиму.

Ребята, а почему птицы улетают в тёплые края?

Дети: Потому, что им голодно!

Лог. Вы правы. Зимой птицам голодно. Они нуждаются в нашей помощи. Вы видели уток, оставшихся зимовать в Судогде на реке. Без помощи людей они бы не выжили. Чем угощают горожане уток?

Дети: Хлебом.

Лог: Птицы нуждаются в нашей помощи. А мы в детском саду помогаем птицам зимой?

Дети: У нас на участках развешены кормушки. Мы насыпаем в них семечки, пшено, зёрнышки. Птички прилетают к нам на кормушки. А ещё с родителями мы делали для птиц домики - скворечники. Птицы - наши друзья!

Лог: Вы - ребята, замечательные друзья!

Логопед.: А каких зимующих птиц вы знаете?

Дети: Сорока, дятел, воробей, синица.

Логопед: А перелётных?

Дети: Ласточка, грач, утка, лебедь.

Логопед: Будем в прятки мы играть? Начинаем птиц искать!

3.Отгадывание загадок

Загадки (если правильный ответ, птица появляется на экране)

1. Всех перелётных птиц черней ,

Чистит пашню от червей. (грач)

А к нам прилетел не один грач.А сколько,дети?

Два грача.

2.Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

А к нам прилетел не одна синица. А сколько?

Две синицы.

3. Птица белая как снег .

Птица , что красивей всех.

Выгибает гордо шею,

назовем ее скорее? (лебедь)

4.Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

А к нам прилетел не один снегирь. А сколько?

Два снегиря.

5.Прилетает к нам с теплом.

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

6.Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?( Воробей)

7.Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут её ... (Сорока)

А к нам прилетел не одна сорока. А сколько?

Две сороки.

8. Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел)

Все загадки отгаданы. Наши друзья с нами.(У логопеда в руках - картинки)

Птицам, наверняка, будет удобно на нашем дереве.

Птицы на дерево присядут, а мы прохлопаем названия птиц ладошками.

4. Прохлопывание названий ладонями по слогам и помещение картинки на дерево с помощью скрепок ( Сороки, воробей, синицы, ласточка, лебедь, грачи, снегири, дятел)

Логопед . Весною погода бывает разная то тепло, то холодно. Ветер весною сильный, Изобразим весенний ветер? Наберём полную грудь воздуха через нос, не поднимая плечи, и выдохнем ртом.

5.Дыхательное упражнение «Весенний ветер»

Дети. Дуют.

Логопед . Ребята, мы так хорошо с вами дули, что картинки разлетелись. Вы поможете мне их собрать? (разлетелись картинки: снегири,грачи,синицы,воробей)

Дети. Да.

Логопед . Необходимо собрать картинки снегирей, грачей,синиц, воробья.

Дети. Мы будем собирать по двое

Дети. Я буду собирать грачей (Я -- сорок,я-синиц, а я - воробья) И я …

6.Упражнение «Чей? Чья? Чьи?» (Части тела птиц)

Логопед . Это чья голова? Это чей хвост? Это чьи крылья?

Дети. Это снегиринаяголова. И т.п.

7.Сбор картинок типа «Пазлы»

8.Упражнение «Какая птица лишняя?»

Логопед . Ребята, все картинки собрали правильно. Но среди ваших птиц, есть те, что отличаются от других. Кто они?

Дети: это грачи. Они - перелётные, а остальные - зимующие.

Лог-д: Верно.

А сейчас мы поиграем с нашими птицами.

Птицы с дерева слетайте,

С нами поиграйте!

9.Игра «Улетают - не улетают».

Лог-д раскладывает картинки изображением вниз в центре круга. Под музыку дети двигаются по кругу. С остановкой музыки дети переворачивают картинки. Если на картинке зимующая птица дети приседают, если изображение перелётной птицы - дети машут руками.

Лог-д: А теперь с мячом играем?

Сложные слова составляем.

10. Игра с мячом в кругу.Составление сложных слов

У синицы желтая грудка, она - желтогрудая.

У лебедя белые крылья. Он белокрылый.

У снегиря красная грудка, он красногрудый.

У грача черные крылья, он чернокрылый.

У сороки белые бока, она белобокая.

У дятла острый клюв. Он остроклювый.

У ласточки длинный хвост, она длиннохвостая.

11.Пальчиковая гимнастика «Ласточка»

12.Рассказ по плану о ласточке.

Лог.: Ребята, а что вы о ней знаете?

И рассказать сумеете?

План рассказа

1. Зимующая или перелётная птица ? Почему её так называют?

2. Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка)

3. Чем питается?

4. Где живёт - дупло, скворечник, гнездо…

Дети. Ласточка - перелётная птица. Она прилетает весной из тёплых краёв, а осенью улетает. У ласточки длинный раздвоенный хвост. Голова и крылья у нее черные, грудка белая. У ласточки маленький клюв. Питается ласточка различными насекомыми. Живёт ласточка в гнезде, которое делает из травы и глины.

Логопед . Ребята, нашим пернатым друзьям пора улетать. Давайте пожелаем им счастливой весны. И наша встреча подошла к концу . Вспомним, какое задание понравилось больше всего.(Дети отвечают)

Я дарю Вам кормушку для пернатых друзей. Пусть эта кормушка помогает птицам зимой, когда им голодно. В ней сюрпризы - для вас. Вы - молодцы,ребята!

Выберите, пожалуйста, картинку вашего настроения. (тучка-солнышко)

Положите мне их в ладошки.

Логопед: Как много солнышек у меня в ладошке! Пасмурный день превратился в солнечный! Это замечательно! Нам пора прощаться. До свидания!

ДМИТРИЕВА

ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА,

Учитель-логопед МДОУ

«Детский сад №2 «Полянка»

г. Судогда, комбинированного вида»

Познание
Тема: «Наши друзья - пернатые»

Цель:обобщение и систематизирование знаний детей о зимующих птицах.
Задачи: 1.Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах,умение их различать.

2.Обогатить знания детей о зимующих птицах(внешний вид,повадки,голоса,питание).
3.Развивать мелкую моторику пальцев рук через изготовление кормушки для птиц.
4.Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Образовательные области:познание,коммуникация,труд,физическая культура,здоровье.

Материалы и оборудование: мультимедийная презантация «Птицы»,изображения деревьев,зимующих и перелетных птиц.
Раздаточный материал: карточки с заданием,материал для изготовления кормушек,раскраски.

Предварительная работа:рассматривали альбом «Птицы»,наблюдали за птицами во время прогулок,изготовили кормушку и организовали птичью столовую,на тему «Птицы» заучивали стихи,загадки,рисовали,пели песни,играли в игры.

Ход занятия:

① Вводная часть
1. Дети стоят в кругу. Отгадывают загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.

Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это …(птица)
-Верно. Сегодня мы будем говорить о птицах.
2.Картинки с птицами на столе.
-Кто это? (птицы)
-Чем они все похожи? (крылья,клюв,хвост,голова,перья и т.д)
-А чем отличаются? (раскраской,размером,клювом,названием,одни – зимующие,а другие – перелетные)
3.Игра «Раздели птиц на зимующих и перелетных»(два дерева:зимнее и летнее)
Каждый ребенок озвучивает название своей птицы,а затем прикрепляет на нужное дерево.
О перелетных – почему они улетели? (нет насекомых,которыми они питаются)

А хотели бы вы побольше узнать о зимующих птицах?
-Для этого мы с вами отправимся…Куда? Догадайтесь сами. Это место находится в городе Полысаево.
Дети садятся на стульчики

②Основная часть.

    Дети по слайдам узнают парк имени Горовца (голоса птиц)
    -Какое время года?
    -Слышите птицы поют?
    -А это кто так распелся?
    Чик-чирик!
    К зернышкам прыг!
    Клюй,не робей!

Кто это? (воробей)

    Слайд «Воробей»
    -Что вы знаете о воробье? (ответы детей)
    -Послушайте как он поет!(голос)
    Домовый воробей – самая знаменитая птица.Живет самостоятельно,но вблизи от людей.Воробьи очень дружны,сообразительны и отважны.Это главные защитники сдов и парков от вредителей.Зимой едят все: и зерна,и крошки хлеба. Воробьи бывают полевые,каменные,земляные(в зависимости от того,где строят гнезда) Но все они серые.Есть даже рыжий воробей,который занесен в Красную книгу,обитает только на Сахалине.

    Послушайте следующую загадку:
    Спинкою зеленовата,
    Животиком желтовата,
    Черненькая шапочка
    И полоска шарфика (Синица).
    Слайд «Большая синица»
    -Что вы знаете о ней?(голос)
    Большая синица самая крупная из живущих у нас,у всех синиц белые щечки.Птица лесная,но зимой перебирается ближе к людям. Очень много птиц гибнет именно зимой. Голодные птицы не выносят даже слабых морозов. Зимой птица ест все:хлеб,зерна,сало,крупу.Синицы многодетны.за лето пара синиц может вывести 20-30 птенцов.

4.Давайте вспомним физминутку про синичку
Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится (прыжки на левой ноге)
Прыг-скок,прыг-скок (прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок (кружимся на месте)
Вот присела на минутку (присели)
Почесала клювом грудку (наклоны головы вправо,влево)
И с дорожки на плетень (прыжки на левой ноге на месте)
Тири –тири (прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень! (прыжки на двух ногах)

5.Вернемся в парк.Отгадаем следующую загадку.
Ты откуда,ты откуда

Прилетел к нам красногрудый?
Облетел я всю Сибирь
Как зовут меня…(снегирь)
Слайд «Снегирь»

Что вы знаете о снегире?(голос)
Поздней осенью или в начале зимы на деревьях можно увидеть стайки снегирей.Красная грудка только у самцов,самочки – серые. Они очень любят рябину.В отличии от синиц,снегири не торопятся. Они птицы солидные,не суетятся.Снегири еще и «рыцари». Самцы как бы они не были голодны,всегда уступят лучшие гроздья рябины самке.Спокойно обработав одно дерево,они перелетают на другое,и делают это по команде вожака. За лето они выводят от 8 до 14 птенцов.

6.Отгадайте следующую загадку.
Смело ходит по дороге
И боится только кошек
Даем ему семян и крошек.
С нами птица круглый год
Воркованием поет (голубь)
Слайд «Голубь»
-Что знаете о голубях? (голос)
Голуби бывают домашние и дикие. Все они похожи. Едят зерна,пьют по-голубиному(опускают клюв в лужу и сосут),выкармливают птенцов «молоком». Когда у голубей появляются птенцы,в зобу у них выделяется специальная жидкость,которая размягчает съеденные семена и превращает в массу похожую на творог.Этой массой голубь и голубка поочереди кормят птенцов.
7.А сейчас я вам предлагаю покормить птиц.
Встаем в круг.
Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»
Прилетайте,птички! (зовущие движения пальцев)
Сало дам синичке (4 раза режущие движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки (пальцы щепоткой «крошим хлеб»)
Хлебушка немножко
Эти крошки - голубям (вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки воробьям (то же левой)
Галки да вороны (тереть ладонью о ладонь «катая» из хлеба макароны)
Ешьте макароны.
8.
-А как мы помагаем птицам зимой? (изготовили кормушку для птиц и организовали птичью столовую)
-Я вам предлагаю каждому сделать свою кормушку для птиц.
Изготовление кормушки.
9. Кормушки изготовили,но нужно еще знать чем кормить птиц.Перед вами листы с изображением птиц с одной стороны и кормом – с другой. Нужно соединить изображение птицы с кормом,которым вы хотели бы ее угостить.
Ответы 3-4 детей.
-Что на картинке лишнее? (косточка)
③Итог.

Что нового узнали?
-Что больше всего понравилось?
-А еще я хотела бы вам подарить раскраски с зимующими птицами.Теперь вы знаете как они выглядят и сами сможете раскрасить.А затем мы в группе сделаем альбом с зимующими птицами.