Как сделать воздушный компрессор своими руками: варианты конструкций. Сам сделал и отрегулировал реле давления воздуха для компрессора: узнайте как Компрессор из холодильника как подключить

Бюджетные модели воздушных компрессоров не всегда комплектуются реле давлением, поскольку аналогичные приборы устанавливаются на ресивере. Поэтому производители данной техники считают, что визуального контроля давления, развиваемого компрессором на основании показаний манометров вполне достаточно. Вместе с тем при длительных работах, во избежание перегрева двигателя целесообразно устанавливать реле давления и на компрессор. Тогда включение и выключение привода будет выполняться автоматически.

Устройство и схема реле давления к компрессору

Все реле давления компрессора подразделяются на два типа:

  • Выключающие электродвигатель компрессора при превышении давления воздуха в сети выше допустимых пределов (такие конструкции называют нормально разомкнутыми);
  • Включающие электродвигатель компрессора при уменьшении давления в сети ниже допустимых пределов (такие конструкции называют нормально замкнутыми).

Исполнительным элементом реле давления для компрессора являются пружины, сила сжатия которых изменяется специальным винтом. В заводских настройках сила сжатия пружин обычно устанавливается на давление в пневмосети от 4 до 6 ат, о чём сообщается в инструкции пользователя. Поскольку жёсткость и гибкость пружинных элементов зависят от температуры окружающего воздуха, то все конструкции промышленных прессостатов рассчитаны на устойчивую работу в диапазоне температур от -5 до +80ºС.

В конструкцию реле давления входят два обязательных подузла – разгрузочный клапан и механический выключатель. Разгрузочный клапан подключается к воздухоподводящей магистрали между ресивером и компрессором. Он управляет работой электродвигателя. Если привод компрессора отключить, то разгрузочный клапан, имеющийся на ресивере, сбрасывает излишек сжатого воздуха (до 2 ат) в атмосферу, разгружая тем самым подвижные части компрессора от избыточного усилия, которое им придётся развить при повторном включении компрессора. Тем самым предотвращается критическая перегрузка двигателя по допустимому крутящему моменту. Когда разгруженный двигатель запускается, клапан запирается, и не создаёт лишней нагрузки на привод.

Механический выключатель исполняет функцию stand by, предотвращая случайный пуск двигателя. После нажатия кнопки привод включается, и компрессор действует в автоматическом режиме. При отключении кнопки двигатель компрессора не запустится даже в том случае, когда давление в напорной пневмосети ниже требуемого.

С целью повышения безопасности работ промышленные конструкции реле давления компрессора оснащаются также предохранительным клапаном. Он полезен, например, при внезапной остановке двигателя, поломке поршня или иной нештатной ситуации.

Опционально в корпус прессостата может быть вмонтировано и тепловое реле, при помощи которого мониторится сила тока в первичной цепи. Если по каким-либо причинам этот параметр возрастает, то, во избежание перегрева и последующего пробоя обмоток, тепловое реле выключит электродвигатель.

Как подключить и настроить реле давления?

В общей принципиальной схеме компрессорной установки реле давления располагают между разгрузочным клапаном и вторичной цепью управления двигателем. Обычно прессостат снабжается четырьмя резьбовыми головками. Одна их них предназначена для присоединения устройства к ресиверу, а вторая – для подключения контрольного манометра. Один из остальных разъёмов может быть использован для установки предохранительного клапана, а на оставшийся ставится обычная резьбовая заглушка с резьбой ¼ дюйма. Наличие свободного разъёма позволяет устанавливать контрольный манометр в месте, удобном пользователю.

Подключение прессостата ведут в следующей последовательности:

  1. Присоединяют устройство к разгрузочному клапану ресивера.
  2. Устанавливают контрольный манометр (если в нём нет необходимости, то резьбовой вход также заглушают).
  3. Подключают к контактам клеммы цепи управления электродвигателем (с учётом выбранной схемы подключения – к нормально разомкнутым, либо нормально замкнутым контактам). При колебаниях напряжения в сети подключение выполняют не напрямую, а через сетевой фильтр. Это требуется также и тогда, когда мощность, на которую рассчитаны контакты, превышает мощность тока нагрузки двигателя.
  4. При необходимости регулировочными винтами настраивают реле на нужные значения давления сжатого воздуха.

При подключении необходимо проверить, соответствует ли напряжение в сети заводским настройкам реле давления компрессора. Например, в трёхфазной сети напряжением 380 В, реле должно иметь трёхконтактную группу (две фазы+ноль), а для напряжения 220 В – двухконтактную.

Настройку производят при заполненном не менее, чем на две трети ресивере. Для выполнения этой операции реле отключают от электросети, и, сняв верхнюю крышку, изменяют сжатие двух пружин. Регулировочный винт, на который насажена ось пружины большего диаметра, отвечает за верхний предел рабочего давления. На плате рядом с ним обычно указывается общепринятый символ давления (Р – pressure), а также указывается направление вращения винта, которым эта давление уменьшается или увеличивается. Второй, меньшего размера, регулировочный винт отвечает за установку необходимого диапазона (разности) давления. Он маркируется условным обозначением ΔР, и также снабжается указателем направления вращения.

Для сокращения времени настройки, в некоторых конструкциях регулировочный винт для изменения верхнего предела давления выводится наружу корпуса прессостата. Контроль результата производится по показаниям манометра.

Реле давления своими руками

При известных навыках, а также наличия исправного термореле от списанного холодильника, прессостат можно изготовить и самостоятельно. Правда, особыми практическими возможностями он обладать не будет, поскольку способность держать верхнее давление ограничивается прочностью резинового сильфона.

Термореле типа KTS 011 наиболее удобны для переделки в реле давления компрессора, поскольку обладают строго обратной последовательностью своего срабатывания: при увеличении температуры в холодильной камере реле включается, а при снижении – отключается.

Суть и последовательность проведения работ следующая. После вскрытия крышки устанавливают расположение нужной группы контактов, для чего достаточно прозвонить цепь. Вначале дорабатывается соединение термореле с компрессором. Для этого выходной патрубок вместе с контрольным манометром присоединяются к разгрузочному клапану, а контактные группы – к клеммам цепи электродвигателя. Под крышкой термореле обнаружится регулировочный винт. При включении компрессора (ресивер должен быть заполнен не более, чем на 10…15 % своего номинального объёма) последовательно выполняют вращение винта, контролируя результат по показаниям манометра. Для установки нижнего положения (определяющего минимальное давление воздуха) придётся постепенно передвигать шток лицевой кнопки. Для этого крышка устанавливается на место, а регулировка фактически производится вслепую, поскольку второй манометр подключить уже некуда.

Из соображений безопасности диапазон регулировки давлений при помощи такого термореле не может быть более 1…6 ат, однако, используя приборы с более прочным сильфоном, можно увеличить верхний диапазон до 8…10 ат, чего в большинстве случаев бывает вполне достаточно.

После проверки работоспособности реле обрезают капиллярную трубку, и выпускают находившийся там хладагент. Конец от трубки впаивается в разгрузочный клапан.

Далее выполняются работы по подключению самодельного прессостата к схеме управления компрессором: при помощи гайки реле присоединяется к плате управления, на штоке выполняется резьба, и накручивается контргайка, вращая которую, можно регулировать пределы изменения давления воздуха.

Учитывая, что контактная группа любого термореле от холодильника рассчитана за достаточно большие токи, то таким способом можно коммутировать цепи значительной мощности, в том числе – и вторичные цепи управления двигателем компрессора.

Жизнь современного человека не возможна без бытовых приборов, одним из них является холодильник. К сожалению техника не вечна и с течением времени она выходит из строя. Самой распространенной поломкой холодильника является неисправность компрессора. Поговорим о том, как заменить .

Схема работы холодильника

Холодильник состоит из:

  • Компрессора, который бывает инверторного и линейного типа. После запуска компрессор начинает гнать фреон по системе, тем самым охлаждая камеры;
  • Конденсатора – трубок, находящихся на задней стене корпуса холодильника. Благодаря конденсаторным трубкам рефрижератор не перегревается;
  • Испарителя, в котором происходит закипание фреона и его переход в газообразное состояние;
  • Вентиля для терморегуляции, который служит для поддержания заданного давления;
  • Хладагента – газа-фреона или изобутана, который циркулируя по системе, способствует охлаждению всей камеры.

Изображение 1 – схема работы холодильника

Холодильная система имеет замкнутый характер. Компрессор выкачивает из испарителя хладагент, который в свою очередь попадает в конденсатор под высоким давлением. В конденсаторе газ охлаждается и меняет свое агрегатное состояние из газообразного на жидкое. Полученная жидкость стекает по трубкам в испаритель. Таким образом, обеспечивается замкнутая непрерывная работа.

Практически все компоненты холодильника работают в режиме «нон-стоп». Компрессор должен включаться от сигнала температурного датчика, в тот момент, когда превышается допустимая норма датчика температуры. После подачи сигнала компрессор, приходящий в движение от реле, начинает интенсивно работать до тех пор, пока температурные показатели не придут в норму. Затем мотор вновь отключается.

Чтобы заменить компрессор своими руками необходимо разобраться и в электросхеме.

Изображение 2 – электрическая схема

Обладая нужными знаниями, и имея под рукой необходимые инструменты, без труда можно определить причину поломки и исправить ее самостоятельно.

Изображение 3 – схема движения тока

Согласно схеме, в рабочем состоянии ток проходит следующий путь:

  • Вначале ток проходит через контакты на термореле (1);
  • Затем он попадает на кнопку оттайки (2);
  • Далее он попадает на тепловое реле (3);
  • Следующим на пути тока стоит пускозащитное реле (5);
  • Рабочая обмотка двигателя мотора стоит в конце пути (4.1).

Если обмотка будет нерабочей, то она пропустит напряжение большим размером. Пусковое реле сработает, замкнет контакты и запустит обмотку. Как только температура достигнет нужного значения, контакты термореле разомкнутся, а двигатель остановить мотор.

Проверка работоспособности компрессора

Для того чтобы понять рабочий компрессор или нет нужно взять мультиметр. Прежде чем приложить щупы мультиметра, необходимо убедиться, что корпус мотора «не пробивает». В противном случае можно получить удар электрическим током. Если все в порядке можно прикладывать щупы мультиметра к каждому контакту на корпусе поочередно. Механизм исправен в том случае, когда на дисплее мультиметра горит знак «∞», а если появились цифры, то неисправность заключается в обмотке.

Чтобы продолжить проверку необходимо демонтировать кожух, герметично скрывающий компрессор. Для этого вам придётся:

  1. Отсоединить от контактов проводку;
  2. Перекусить трубки мотора, соединяющие его с другими деталями;

Изображение 4 – перекусывание трубки мотора

  1. Открутить крепежные болты и вынуть из кожуха;
  2. Отсоединить реле, посредством выкручивания винтов;

Изображение 5 – отсоединение реле

  1. Далее нужно измерить сопротивление между контактами;
  2. Приложив щупы тестера к выходным контактам, в норме вы должны получить 25-35 ОМ (в зависимости от модели двигателя и холодильника).

Если полученное вами значение больше или меньше нормы, прибор подлежит полной замене.

Если значения в норме, то нужно проверять работоспособность манометром.

Для измерения давления в компрессоре необходимо:

  1. Подсоединить к нагнетающему штуцеру шланг с отводом;
  2. Запустить мотор;
  3. Измерить давление;

Изображение 6 – измерение давления в компрессоре

В исправном механизме показания манометра должны быть 6 Атм. В этом случае нужно быстро выключить манометр. Из-за быстро повышающегося давления прибор может выйти из строя. В неработающем компрессоре давление не будет превышать 4 Атм. Такой компрессор подлежит замене.

Если давление оказалось в норме, а прибор не включается, возможна проблема в пусковом реле.

Причины неисправности

В основном причинами неисправности компрессора служат:

  1. Понижение или повышение напряжения в электросети;
  2. Скачки напряжения;
  3. Нарушенный режим работы холодильника;
  4. Перегрев частей холодильника, вследствие непосредственной близости отопительных приборов;
  5. Самостоятельные замены неисправных деталей или их ремонт;
  6. Повреждения корпуса или конденсатора при перемещении рефрижератора.

Как заменить компрессор?

Замена компрессора – трудоемкая и сложная работа, поэтому если вы все таки решили заменить компрессор своими руками, вам следует запастись не только нужным инструментом, и не дюжим терпением.

Рассмотрим принцип замены компрессора пошагово.

Шаг первый – подготовка инструмента.

Для самостоятельной замены компрессора запаситесь:

  • Газовой горелкой (в идеале она должна быть кислородно-пропановой);
  • Плоскогубцами;
  • Накопителем для хладагента;
  • Вентилями для прокалывания и отбора.
  • переносной станцией регенерации, заправки и вакуумирования;
  • компактным труборезом;
  • клещами;
  • муфтой Ганзена для герметичного соединения компрессора с заправочным патрубком;
  • медной трубой 6 мм;
  • фильтр-поглотителем для монтажа у входа в капиллярную трубку;
  • сплавом меди с фосфором (4-9%);
  • бурой паяльной в качестве флюса;
  • баллоном с фреоном.

Изображение 7 – инструмент для замены компрессора

Так как компрессор находится в нижней части холодильника, прежде чем заменить сам компрессор, придется снять несколько других узлов.

Шаг второй – высвобождение фреона:

  • При помощи плоскогубцев перекусите патрубки, которые соединены с системой охлаждения. Запомните – патрубки нужно аккуратно перекусить, а не отпилить. В процессе отпиливания образуется стружка, которая может попасть в конденсатор и, перемещаясь по системе, может повредить элементы;
  • Далее запустите минут на 5 холодильник. За это время фреон станет конденсатом;
  • Затем к заправочной линии подключите вентиль со шлангом, присоединенный к баллону.
  • Открыв вентиль, стравите весь фреон. На это уйдет не больше минуты;
  • Снимите черную коробку с идущими от нее проводами – это релейный блок;
  • Разметьте на поисковике верх и низ для правильной установки в дальнейшем;
  • Откусите фиксаторы и снимите его с траверсы;
  • Перекусите проводку, которая ведет к вилке
  • Выкрутите все крепежи и обзорный прибор;
  • Защитите все трубки для установки нового прибора.

Шаг третий – измерение сопротивления

Для измерения сопротивления в отдельных компонентах можно воспользоваться как тестером или омметром, так и обычной зарядкой.

Если вы будете использовать специальные приборы измерения сопротивления, вам нужно попарно прикладывать щупы к проводам. Полученные замеры сверьте с таблицей номинальных значений для конкретной модели компрессора.

В случае использования зарядного устройства вам необходимо произвести следующие манипуляции:

  • Надеть на корпус лампочки мощностью 6 В минусовые щупы;
  • Плюсовые щупы присоединить к верхней ножке обмотки питания;
  • Каждой из ножек коснуться цоколя лампочки;

Изображение 8 – измерение сопротивления

В случае исправности агрегата при касании на зарядном устройстве должна загорается лампочка.

Между проходными контактами и корпусом сопротивление проверяется при помощи тестера. В рабочем состоянии данные на тестере будут равны знаку бесконечности, в случае же неисправности тестер выдаст цифру, обычно это ноль.

Шаг четвертый – проверка силы тока.

После проверки сопротивления обязательно нужно измерить силу тока. Вначале нужно подключить пусковое реле и включить мотор. Затем зажмите щупом тестера контакт, ведущий к прибору.

Показания прибора должны быть соизмеримы с мощностью двигателя. Так, если мотор имеет мощность 120 Вт, то сила тока должна быть равна 1,1 – 1,2 А.

Шаг пятый – монтаж нового компрессора

Сперва нужно закрепить исправный нагнетатель на траверсе рефрижераторного блока. Снимите все заглушки с трубок, которые идут к компрессору. Проверьте атмосферное давление.

Помните, что разгерметизация компрессора должны быть произведена не раньше, чем за 5 минут до момента пайки. Стыковка патрубков компрессора с заправочной, нагнетательной и отсасывающими линиями должна быть 6 см, а диаметр 6 мм.

Изображение 9 – монтаж компрессора

При пайке обратите внимание на направление огня горелки. Он не должен быть направлен вовнутрь патрубков, т.к. пластмассовые элементы узлов от нагревания могут деформироваться или вовсе расплавиться.

Вначале необходимо припаять заправочную, затем отводящую излишки хладагента, а после нагнетательную трубки.

После завершения процесса пайки снимите заглушки с фильтр-осушителя, установите его на теплообменник, предварительно вставив дроссельный патрубок. Спаяйте элементы и наденьте муфту Ганзена на заправочный шланг.

Шаг шестой – заправка системы хладагентом.

Сперва нужно подключить к заправочной линии с муфтой вакуум. Затем довести давление до 65 Па. Далее произвести коммутацию контактов, присоединив на компрессор защитное реле.

После включения холодильника в сеть, заполняем систему хладагентом на 40%. Проверив прибор на герметичность, вновь отключите его от сети. Доведя давление до остаточной нормы в 10 Па, включите рефрижератор и заполните его фреоном до конца. Завершаем ремонт путем консервирования трубок посредством пережатия, снимаем муфту, запаиваем патрубок.

Как подключить компрессор холодильника без реле

Для того чтобы подключить компрессор напрямую без реле нужно воспользоваться схемой:

Изображение 10 – схема подключения двигателя без реле

Возьмите двужильный провод с «голыми» контактами на одной стороне и вилкой на другой. Один контакт ставим на общую точку, другой – на точку рабочей обмотки. Соедините контакты рабочей и пусковой обмоток при помощи отвертки, вилку воткните в розетку. Холодильник должен заработать. Если запуск не произошел, возможна неисправность в моторе либо в кабеле.

Итак, пришло время выбрасывать ваш старый сломанный холодильник на свалку? Даже если он уже не подлежит ремонту (например, из-за утечки фреона), на нем остались еще ценные рабочие агрегаты и запчасти, которые необходимо снять! В первую очередь это касается компрессора холодильника. Он пригодится еще не раз для накачки воздуха, например, в колесах или для изготовления самодельного покрасочного аппарата – аэрографа. Чтобы снять компрессор с холодильника, придется открутить всего 4 гайки и отрезать ножовкой всего 2 трубки – входную и выходную. Третья трубка (фреоновая) глушится намертво. Медную трубку в непосредственной близости от агрегата можно просто перекусить кусачками, а не отпиливать. Конечно, прежде, чем приступить к демонтажу, холодильник нужно отключить от розетки!

Следующий этап – проверка снятого агрегата на работоспособность. Для этого его нужно подключить к электрической сети. Если компрессор работает, отчетливо слышен звук шипения – воздух им засасывается в одну трубочку и выбрасывается в другую. Извлекать узел из старого холодильника следует максимально аккуратно, чтобы находящееся в нем масло осталось в целости и сохранности. Нужно перерезать кабель, идущий к датчику температуры, затем нужно измерить сопротивление и изучить местонахождение замкнутых контактов, которые будут использоваться во время дальнейшей сборки, очень хорошо, если сохранилась схема электроцепи старого холодильника.

Подготовительные работы

Определив выходную трубку из компрессора, лучше ее сразу пометить, потому что к ней нужно будет присоединить масляный фильтр. Для того, чтобы б/у компрессор в новом устройстве не перегревался и не вышел из строя раньше времени, к нему лучше установить новое реле, идеально, если реле будет оригинальным, соответствующим марке старого холодильника. Чтобы правильно подключить реле, нужно изучить схему холодильника и подключение произвести точно в том же порядке, который был в холодильнике и который показывает схема. Если документов на холодильник не сохранилось, принципиальная схема может быть найдена в Интернете.

Также новый прибор придется оборудовать ресивером, который можно купить в магазине или изготовить самостоятельно. Еще для сборки понадобится пластиковая бутылка, через отверстия в крышке которой будут проходить входная и выходная трубки. После вставки трубок бутылку следует залить эпоксидной смолой, причем, бутылка до застывания смолы должна стоять крышкой вниз. После застывания смолы трубки и крышка окажутся намертво вмонтированы в бутылку.

Для соединения накачивающего воздух агрегата с каким-то устройством потребуются шланги стеклоомывателей, которые, как и реле, можно купить в любом автомагазине. Во время эксплуатации аппарата следует внимательно наблюдать за уровнем масла, которое предупреждает перегрев. Также следует помнить, что компрессор со старого холодильника не должен работать дольше 45 минут.

Как проверить электропроводку и подключить компрессор от старого холодильника без реле и схемы?

Многих интересует подключение компрессора именно без реле, и тут есть свои существенные нюансы, информацию о которых найти довольно сложно. Тут важна не столько схема, сколько принцип. Для начала нужно прозвонить общий вывод, который находится особняком, слева от остальных двух. Приставив клемму к общему выводу, нужно второй клеммой найти рабочую обмотку. Например, один выход показывает 14 ОМ, а второй показывает 37,9 ОМ. Какая же из этих обмоток является рабочей? Многие ошибочно утверждают, что рабочей обмоткой является та, которая показывает большее сопротивление. Но это в корне не верно.

Рабочей является та обмотка, которая показывает меньшее сопротивление! А та, которая показывает большее сопротивление, является стартовой (пусковой)! Если их перепутать и подключить компрессор неправильно, он будет быстро перегреваться и протянет совсем не долго. Поэтому в этом деле нужна аккуратность!

Именно такое правило работает для компрессоров холодильников, и об этом нельзя забывать. Следующий обязательный подготовительный этап перед подключением – это проверка, не пробивает ли какая то из обмоток на корпус. Иначе может случиться так, что вы прикоснетесь к корпусу работающего приспособления, и вас ударит током. А это не исключено, ведь компрессор – не новый. Для проверки нужно левой клеммой прикоснуться к выходу обмотки, а правой – в любом месте к корпусу, точно так же протестировать и второй, и третий выход. Только если прибор показал, что все три выхода надежны и не пробивают, можно подключать такой компрессор к рабочему устройству.

Следующий этап – с помощью клеммников нужно подключить компрессор со старого холодильного оборудования к напряжению. Сначала – на общий провод и на рабочий. А на пусковой напряжение будет подаваться кратковременным касанием оголенного провода. Но делать это нужно аккуратно и осторожно, чтобы не получить удар электротоком. При подаче напряжения, компрессор начинает гудеть, а когда коснемся пускового выхода, он включится и начнет дуть воздух. Оптимальное время работы – минут 10-15, за это время допускается некоторый нагрев корпуса агрегата, вплоть до 50 градусов, но больше допускать нельзя.

Если проводка в порядке, нужно заменить масло!

Конечно, масло можно оставить и старое, но стоит ли тратить столько усилий, чтобы подключить старый компрессор к новому устройству только на несколько сеансов работы? Скорее всего, внутри находится давно отработанное масло, которое содержит частицы металла и плохо защищает агрегат от перегрева. Лучше всего старое масло полностью слить и залить новое машинное масло. Куда его заливать – это не вопрос. Как правило, на корпусе компрессора хорошо виден большой болт, который нужно открутить гаечным ключом. Через открытое отверстие и производится слив старого и заливка нового масла.

Как продлить срок эксплуатации компрессора?

Профилактика перегрева и преждевременного выхода компрессора из строя – это достаточное количество масла, правильное подключение к электрическим выходам и ограничение работы по времени. Неплохо между общим и пусковым выходами подключить конденсатор, особенно, если он стоял в холодильнике. Это нехитрое устройство увеличивает КПД двигателя и продлевает срок его службы.

Российский рынок предлагает потенциальному потребителю большое количество разного инструмента. Анализируя состояние рынка, эксперты отмечают некоторый рост популярности пневмоинструмента. Однако, превосходя по основным параметрам (мощность, надежность, долговечность) традиционные виды электроинструмента, пневмоинструмент требует наличия источника сжатого воздуха. Таким источником служит , приобретение которого для выполнения разовых работ экономически нецелесообразно. Именно поэтому, широко применяемый профессионалами, пневмоинструмент редко используется в быту.

Конструктивно воздушный компрессор представляет собой устройство, изготовить которое под силу человеку, обладающему определенными знаниями и навыками выполнения слесарных и электромонтажных работ в домашних условиях. Ответственный узел - реле давления воздуха (прессостат), установить и отрегулировать которое можно самостоятельно. Кроме того, самостоятельно можно устранить и простейшие неисправности прессостата.

Реле давления: назначение и принцип действия

Прессостат представляет собой устройство (исполнительный механизм), с помощью которого включается или выключается электродвигатель компрессора. Он монтируется на резервуар (ресивер) и подключается к его обратному клапану и головке компрессора.

Прессостат обеспечивает работу всего изделия в автоматическом режиме. С его помощью поддерживается необходимое давление воздуха в ресивере.

Принцип работы такого реле заключается в использовании нормально замкнутого контакта в электрической схеме управления электродвигателем. В зависимости от величины давления воздуха в пневмосистеме, происходит замыкание или размыкание цепи электропитания. При этом происходит запуск двигателя при недостаточном давлении воздуха или его обесточивание при достижении максимального значения.

В качестве рабочего механизма прессостата используются пружины различной жесткости, по разному реагирующие на изменение величины давления воздуха в ресивере. Исполнительный механизм срабатывает за счет сил упругой деформации пружин в результате давления сжатого воздуха, находящегося в ресивере. При этом происходит замыкание или размыкание контакта цепи электропитания двигателя.

Комплектующие

В общем случае в комплект прессостата входят (максимальная комплектация):

  1. Разгрузочный клапан.
  2. Тепловое реле защиты двигателя.
  3. Механический переключатель.
  4. Предохранительный клапан.

Каждое из этих устройств выполняет определенные функции:

  • Разгрузочный клапан - открывается при остановке двигателя и сбрасывает давление из пневмомагистрали. При следующем включении и разгоне электродвигателя обратный клапан запирается, что обеспечивает облегченный запуск всего устройства из выключенного состояния.
  • Тепловое реле защиты двигателя - ограничивает силу тока в обмотках. Специальным регулировочным элементом устанавливают допустимую силу тока, превышение которой приведет к отключению электродвигателя.
  • Механический выключатель - включает автоматический режим работы изделия (положение AUTO) и позволяет принудительно отключить двигатель (положение OFF).
  • Предохранительный клапан - срабатывает, если прессостат компрессора выйдет из строя и производит аварийный сброс сжатого воздуха из ресивера, не допуская повышения давления выше допустимого значения.

Схема подключения

Существующие реле давления воздуха для компрессора 220 В применяют в различных схемах подключения нагрузки.

  1. В случае использования однофазного электродвигателя используют прессостат с , рассчитанный на работу в сети напряжением 220 В.
  2. При наличии трехфазного двигателя применяют реле с рабочим напряжением 380 В, оснащенное тремя контактными группами.

Подключают прессостат к электрической схеме компрессора с помощью специальных контакторов (разъемов), встроенных в его корпус.

Соединительные фланцы

Соединяют прессостат с ресивером при помощи резьбового фланца со стандартной внутренней резьбой 1/4 дюйма. Многие реле давления оснащаются 4-х сторонним фланцем, позволяющим, при необходимости, подключить к нему до трех дополнительных устройств, например:

  1. Манометр.
  2. Предохранительный клапан.
  3. Разгрузочный клапан.

Если необходимости в подключении дополнительных устройств нет, то фланцы закрываются специальными заглушками.

ВАЖНО: резьбовые отверстия фланцев имеют размеры 3/8 или 1/2 дюйма. Дополнительные устройства также должны иметь соответствующую резьбу.


Монтаж

Реле давления компрессора крепится непосредственно на его резервуар (центральный фланец с резьбой 1/4 дюйма). При необходимости, через свободные фланцы устанавливаются дополнительные устройства. Если необходимости в дополнительных устройствах нет, то резьбовые отверстия фланцев закрывают специальными заглушками.

Цепь управления включением и выключением электродвигателя компрессора соединяется с контактами реле давления.

ВНИМАНИЕ! Если ток нагрузки превышает допустимую мощность контактов реле, необходимо при подключении использовать сетевой контактор (магнитный пускатель).

Настройка

Серийно выпускаемые прессостаты не нуждаются в настройке. Однако при эксплуатации компрессора могут возникнуть ситуации, при которых необходимо изменить пороги срабатывания его исполнительного механизма. Порядок выполнения регулировочных работ:

  1. Определить диапазон изменения величины давления сжатого воздуха.
  2. Отключить изделие от .
  3. Снять верхнюю крышку прессостата.
  4. Установить необходимые значения порогов срабатывания реле с помощью двух специальных регулировочных подпружиненных винтов, находящихся под крышкой. Величину установленных значений контролируют с помощью манометра.
  5. Регулировку верхнего порога срабатывания прессостата, при котором электродвигатель отключается, осуществляют с помощью регулировочного винта, обозначенного символом "Р". Для изменения порога срабатывания исполнительного механизма необходимо вращать винт по стрелке в сторону, соответствующую обозначениям "+" и "-".
  6. Настройку нижнего порога срабатывания прессостата, при котором двигатель будет автоматически включаться, производят путем вращения второго регулировочного винта с символом "5Р" в сторону обозначений "+" и "-".
  7. Установить верхнюю крышку реле давления воздуха на место.

Прессостат своими руками

Взявшись за самостоятельное изготовление , некоторые мастера-любители могут решиться и на изготовление реле давления своими руками.


В Интернете можно найти варианты самодельных устройств, например, изготовленных из термореле от холодильника или выполненных с использованием деталей от компакт-дисков и пластиковых бутылок. Однако необходимо отметить, что их конструкция не идет ни в какое сравнение с конструкцией серийно выпускаемого прессостата для компрессора. Кроме того, использование самодельного устройства, в случае внезапного выхода из строя, может привести к возникновению аварийной ситуации с непредсказуемыми последствиями для окружающих.

СОВЕТ: учитывая, что реле давления воздуха является одним из самых ответственных узлов компрессора, лучше даже устанавливать прессостат промышленного производства.

Неисправности реле и их устранение

Существует несколько характерных неисправностей, присущих прессостатам. Чаще всего в этих случаях реле просто меняют на новое, но бывают и такие поломки, которые можно устранить своими руками. Среди них чаще других встречаются:

  1. Утечка воздуха через прессостат при остановке компрессора.Причиной неисправности является загрязнение обратного клапана ресивера.Для устранения неисправности необходимо стравить сжатый воздух из резервуара, снять заглушку клапана и очистить седло клапана и уплотнительное кольцо.
  2. При работе компрессора происходит утечка сжатого воздуха через реле давления.Это происходит из-за поломки пускового клапана.Устраняется неисправность путем замены прокладки пускового клапана.
  3. Компрессор начинает часто включаться.Это происходит вследствие вибрации компрессора и смещения положения регулировочных винтов. Необходимо проверить пороги включения и выключения прессостата и отрегулировать их согласно указаниям, изложенным в разделе "Настройка".
  4. Компрессор не включается.В этом случае причин может быть несколько, но одна из них связана с подгоранием контактной группы реле давления. Подгорание контактов происходит вследствие электро-искровой эрозии, возникающей при размыкании контактной группы.

Устранить неисправность можно:

  • заменив прессостат;
  • очистив контактирующие поверхности (продлевает жизнь устройства на 2-3 месяца);
  • заменив контактную группу на новую (не все модификации имеются в продаже);
  • отремонтировав контактную группу самостоятельно (замена контактов в клеммах).

Ремонт контактной группы своими руками

Начав ремонт, необходимо стравить воздух из ресивера, обесточить компрессор и демонтировать прессостат. Ремонтные работы осуществляют в следующем порядке:

  1. Снимаем защитный кожух.
  2. Отсоединяем провода, идущие к контактной группе.
  3. При помощи плоской отвертки вынимаем контактную группу и клеммодержатель. Нужно запомнить положение возвратной пружины, которая может "выстрелить" при демонтаже контактной группы.Вытащить клеммы из держателя и высверлить из них выгоревшие контакты.
  4. Взять кусочек медной проволоки и вставить в высверленное отверстие. Диаметр проволоки должен обеспечить плотную посадку в это отверстие.
  5. С двух сторон обжать проволоку таким образом, чтобы гарантировать ее надежное крепление в отверстии.
  6. При необходимости ту же процедуру повторить с остальными клеммами.
  7. Собрать контактную группу, выполнив необходимые операции в обратном порядке.
  8. Установить контактную группу на место и закрыть прессостат крышкой.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕОИНСТРУКЦИЮ

ИНТЕРЕСНО: представитель сервисной службы, приехавший устранить неисправность компрессора, в случае поломки прессостата будет настаивать на замене. Чистить и менять детали контактной группы он не станет, так как выполнение таких работ обойдется потребителю дороже, чем приобретение и установка нового.

Не обязательно покупать компрессор для покрасочных работ или подкачки колёс — вы можете сделать его своими руками из бывших в употреблении деталей и узлов, снятых со старой техники. Мы расскажем вам о конструкциях, которые собираются из подручных материалов.

Для того чтобы смастерить компрессор из деталей и узлов бывших в употреблении, нужно хорошо подготовиться: изучить схему, найти в хозяйстве или докупить некоторые детали. Рассмотрим несколько возможных вариантов для самостоятельного конструирования воздушного компрессора.

Воздушный компрессор из деталей холодильника и огнетушителя

Этот агрегат работает практически бесшумно. Рассмотрим схему будущей конструкции и составим список необходимых узлов и деталей.

1 — трубка для заливки масла; 2 — пусковое реле; 3 — компрессор; 4 — медные трубки; 5 — шланги; 6 — дизельный фильтр; 7 — бензиновый фильтр; 8 — вход воздуха; 9 — реле давления; 10 — крестовина; 11 — предохранительный клапан; 12 — тройник; 13 — ресивер из огнетушителя; 14 — редуктор давления с манометром; 15 — влагомаслоуловитель; 16 — пневморозетка

Необходимые детали, материалы и инструменты

В качестве основных элементов берутся: мотор-компрессор от холодильника (лучше производства СССР) и баллон огнетушителя, который будет использован в качестве ресивера. Если в наличии их нет, то компрессор от неработающего холодильника можно поискать в мастерских по ремонту или в пунктах приёма металла. Огнетушитель можно приобрести на вторичном рынке или привлечь к поискам знакомых, на работе у которых могут быть списанные ОХП, ОВП, ОУ на 10 л. Баллон огнетушителя должен быть безопасно опорожнён.

Кроме этого потребуются:

  • манометр (как для насоса, водонагревателя);
  • фильтр для дизеля;
  • фильтр для бензинового мотора;
  • реле давления;
  • тумблер электрический;
  • регулятор давления (редуктор) с манометром;
  • армированный шланг;
  • водопроводные отводы, тройники, переходники, штуцеры + хомуты, метизы;
  • материалы для создания рамы — металлической или деревянной + мебельные колёсики;
  • предохранительный клапан (для сброса избыточного давления);
  • пневморозетка с самозапиранием (для подсоединения, например, к аэрографу).

Ещё один жизнеспособный ресивер получился из автомобильного бескамерного колеса. Чрезвычайно бюджетная, хотя и не слишком производительная модель.

Ресивер из колеса

Об этом опыте предлагаем вам посмотреть видео от автора конструкции.