Как отреставрировать старую металлическую оправу от зеркала. Мастер - класс

Многим кажется, что реставрация зеркала в домашних условиях - это невозможная процедура. На самом деле все зависит от степени повреждения зеркала и умения работать руками. Существует несколько техник обновления некрасивого, облезшего и откровенно страшного зеркала.

Реставрация зеркала возможна только при минимальных повреждениях амальгамы - тонкого слоя металла, нанесенного на стеклянную поверхность. Если зеркало стало хуже отражать, а на поверхности появились светлые пятна, то зеркало стоит перевесить в то место, где на него не будут попадать прямые солнечные лучи.

Отреставрировать слишком глубокие царапины на амальгаме практически невозможно в домашних условиях, так как зонирование металлом осуществляется исключительно в заводских условиях с помощью специального оборудования.

Чтобы не доводить зеркало до ужасного состояния, стоит подобрать правильное место для расположения предмета. Обычное зеркало нельзя устанавливать в так как влага повредит амальгаму, ухудшив отражающие способности.

Восстановление поврежденной отражающей поверхности

Сначала стоит подготовить необходимые инструменты и материалы: клей для стекла и металла, кисти, ацетон для обезжиривания, бумажные салфетки, щетку с жесткой щетиной, губку для мытья посуды, ножницы, средство для окон, пищевую фольгу.

Реставрация старого зеркала осуществляется в соответствии со следующим алгоритмом:

  1. Сначала нужно вытащить зеркало из рамы. Стоит просмотреть степень повреждения металлического покрытия.
  2. Аккуратно почистить проблемные места с помощью щетки. Сильно надавливать или вычищать амальгаму нельзя. Достаточно убрать отколовшиеся частицы.
  3. Протереть зеркало тряпкой, которая слегка смочена Потом насухо вытереть поверхность изделия.
  4. На губку для мытья посуды нанести немного ацетона и протереть таким составом места, которые будут в дальнейшем реставрироваться.
  5. Нанести на поврежденное место специальный клей.
  6. Вырезать кусочек фольги, который по размерам будет больше поврежденного места.
  7. Уложить фольгу блестящей стороной от себя к зеркалу. С помощью тряпки прогладить фольгу, чтобы убрать лишний клей.

В течение нескольких часов клей полностью высохнет, и зеркало можно будет повесить на место. Для большей фиксации фольги ее иногда покрывают лаком по дереву или прозрачным лаком для ногтей.

Декорирование рамы зеркала

Реставрация заключается не только в обновлении амальгамы, нужно периодически обновлять и раму. Здесь существует несколько вариантов обновления: полная замена старого элемента, частичная замена плохих элементов, переделка рамы на основе старого корпуса.

Необходимые инструменты и материалы определяются видом рамы. Реставрация рамы зеркала осуществляется в соответствии с такими пунктами:

  1. Определиться с тем, какая реставрация будет производиться: полная или частичная.
  2. Убрать сломанные элементы или части старой рамы.
  3. Зачистить места реставрации с помощью наждачной бумаги или щетки с грубой щетиной.
  4. Заменить элементы на новые.

Это самая простая схема реставрации рамы зеркала из любого материала.

Реставрация зеркала своими руками производится просто и быстро, если заранее продумать эскиз и способ обновления. Новый дизайн зеркала должен соответствовать интерьеру помещения.

Варианты реставрации зеркала:

  • Можно приклеить зеркало на деревянную основу. Новая платформа должна быть по размеру больше, чем само зеркало. На свободные края могут крепиться кусочки старых компакт-дисков, камушек, бусинок.
  • Можно убрать старую раму и на поверхность самого зеркала наклеить морские ракушки, фигурки из полимерной глины, искусственные цветы, толстую бечевку. Рама может формироваться не по всему периметру зеркала, а в отдельных частях изделия.
  • Края зеркала можно декорировать с помощью акриловой краски. Если рисовать человек не умеет, то можно использовать готовые шаблоны. Рисовать по зеркалу можно также обычным лаком для ногтей.
  • Из обрезков дерева можно сложить новую раму, которая может по структуре напоминать пазлы. Для этого можно использовать обычные ветки или круглые срезы веток.
  • Из кусочков кафеля или мозаики можно сложить новую раму. Желательно сначала наклеить зеркало на какую-нибудь основу, а потом укладывать мозаику из стекла или плитки.

Способов реставрации рамы может быть масса, главное - проявить фантазию и умение работать с декоративными материалами.

Мы с мужем любим старинную антикварную мебель - в нашей мастеской мы ее реставрируем. Убирать следы времени с любимых вещей и давать им новую жизнь - кропотливая и долгая работа. Но в то же время, сейчас очень востребованна мебель и предметы интерьера - "под старину", искуственно состаренные вручную с помощь различных приемов и техник.
Я провожу обучающие мастер - классы по росписи мебели и предметов интерьера, консультирую по реставрации мебели, инструментам и материалам. Моя мастерская: МО г.Пушкино. Добираться электричкой с Ярославского вокзала - 45 минут или на машине по Ярославскому шоссе. Группа 2 - 4 человека, формируется по мере поступления заявок.
И вот, поддавшись на уговоры друзей и коллег я решила открыть серию интернет - мастер - классов по декорированию рам для зеркал, с фотографиями и пошаговыми описаниями.
В дальнейших публикациях я буду показывать как выглядят антикварные рамы, так и рамы "под старину", а главное - рассказывать и показывать как можно декорировать резные деревянные рамы своими руками! Техники старения, золочения, патинирования и описание процесса работы - основаны на моем личном опыте!
Мастер - класс №1 Рама для зеркала. Золочение. Старение рамы.
Наши декораторские техники в этом мастер - классе будут просты, экономичны по материалам, и инструментам. Деревянную раму мы будем золотить с помощью металлизированных акриловых красок.
Материалы: акриловая краска (белая, черная) или спиротовая морилка (эбеновое дерево), акриловая краска (бронза), акриловый (водный) или полиуретановый лак - матовый или глянцевый на ваше усмотрение.
Инструменты: тканевый тампон для нанесения морилки, плоские кисти (синтетика), шлифовальная губка (брусок), чистая сухая ткань или широкая мягкая кисть для удаление пыли после шилфовки
У нас получится вот такая рама! Это копия старинной рамы.



1. Я использую заготовку - резную древянную раму, которую наша мастерская специально выпускает для мастер - классов и декораторов.
Материал - дуб. Размер: 60 х 46 см. Заказать и купить можно здесь http://springart19.livejournal.com/73279.html
На этой раме очень удобно учиться приемам старения. Выпуклые формы, завитки выступающие над плоскостью, углубления рамы, в которых остается патина - помогут вам понять основные принципы множества техник искуственного старения поверхностей.

2. Закрываем рабочую поверхность упаковочной бумагой или газетой. Грунтуем раму белой акриловой краской на водной основе. Акриловые краски на водной основе без запаха, быстро сохнут, легко шлифуются. Ими удобно работать даже когда рядом находятся дети и животные. Акриловые краски на латексной основе НЕ применять!!!

3. Шлифуем всю поверхность шлифовальной губкой (бруском). С осторожностью - выступающие завитки!Чистой, сухой тканью или широкой, мягкой кистью удаляем с рамы пыль после шлифовки.

4. Грунтуем черной акриловой краской на водной основе. Можно во 2 - 4 пунктах использовать грунт Гессо черного и белого цвета. Если вы начинающий декоратор, то пока особо заморачиваться на этом не обязательно. Грунты: Гессо, Левкас, Болюс пригодятся нам при золочении поталью (имитация золота, серебра).

5. Рама покрытая акриловой краской приобретает гладкую поврхность.

6. Для данного декора рамы самый простой и экономичный вариант - покрытие поверхности спиртотовой морилкой. Цвет - эбеновое дерево. Но!!! Морилка имеет сильный, едкий запах. С этой морилкой я советую работать в хорошо проветриваемых помещениях, вдали от детей и животных. Или на улице, в теплое время года.

7. Так выглядит поверхность деревянной рамы после высыхания морилки. Морилка красиво подчеркивает структуру дерева, дубовые рисочки впоследствии будут красиво оттенены в технике золочения.

8. Приступаем к золочению. Существует множество техник золочения. Самая сложная - золочение сусальным золотом (серебром) или его имитацией - поталью. Более простые техники - золочение металлизироваными красками на нитрооснове (имеют резкий запах) или акриловыми красками (без запаха). Эти краски выпускают в тубах, баночках, аэрозольных баллончиках. Наносят методом воздушного распыления - пульверизатором (в условиях мастерской) или баллончиком (закрыв бумагой или пленкой место распыления). Также можно работать на улице в теплое время года, без ветра.

Эффект металлического блеска золотой поверхности снижается в следующей последовательности:
- Сусальное золото (самое яркое, огненное)
- Поталь
- Золотая краска на нитрооснове (пульверизатор, аэрозоль, кисть)
- Золотая акриловая краска на водной основе (аэрозоль)
- Золотая акриловая краска на водной основе (нанесение кистью).
Также золотой блеск краски зависит от производителя краски. Об этих техниках и материалах я еще буду рассказывать.


Нашу раму мы будем золотить с помощью металлизированных акриловых красок и синтетической плоской кисти. Разные производители дают одинаковые названия краскам имеющим разные оттенки. Вот как красиво называют различные оттенки золота: анитчное золото, золото ацтеков, золото инков, сусальное золото, бронза, медь и др. В нашем случае цвет - бронза. Техника нанесения называется - "сухая кисть".

9. Фрагменты золочения акриловой краской. См. фото 9-12.

В работе используем синтетическую плоскую кисть средней жесткости. Обмакиваем кисть в краску, излишки краски удаляем на газете. Почти сухой кистью наносим краску на выступающие выпуклости рамы и завитки, тем самым проявляя резной рельеф. Держите кисть почти параллельно поверхности и нанесите краску кончиком ворса. Поворачивайте кисть, чтобы использовать другую сторону ворса. Меняйте направление мазков.

10. Обратите внимание, как с помощью акриловой краски проявляется структура дерева, становятся более заметны дубовые рисочки. С помощью позолоты дубовая рама обретает стильный и дорогой вид.

11. Неудачное нанесение краски можно исправить, стерев ее чистой,влажной тканью. Также, после высыхания краски возомжны исправления. Неудачное место, где вы нанесли слишком много краски можно слегка затереть шлифовальной губкой. Любая шлифовка поверх акриловой краски придаст поверхности антикварный, потертый вид.

12. После полного высыхания краски наносим акриловый или полуретановый (паркетный) лак. Кистью, балончиком или пульверизатором, избегая затека краски в углублениях рамы. Если после лакироки блеск позолоты немного потускнел, то уже поверх лака можо нанести металлизированную акриловую краску нужного оттенка. При желании можно комбинировать несколько оттенков позолоты.

13. Когда рама готова нам остается лишь вставить красивое зеркало, с фацетом.

На ваше усмотрение в такую раму можно вставить картину или вышивку, с помощью небольших усовершенствований сделать ее полчкой - для хранения украшений... Про такую функциональность рамы будет отдельный мастер - класс!

В следующих мастер - классах мы с вами будем рассматривать следующие техники:
- Старение. Контрастные зототые (серебрянные) потерстости не светлом или темном базовом фоне.
- Старение. Патинирование.Светлая патина на темном фоне. Темная патина на светлом фоне.
- Старение. Цветное патинирование.
- Золочение. Сусальное золото, серебро или поталь (имитация).
- Старение.Патинироване по потали
- Комбинированные техники

2012 Наталья Строганова

P.S. Копирование этого материала разрешается только с указанием прямой ссылки на источник.

На сегодняшний день в мастерской кипит работа по реставрации сразу нескольких интересных заказов. Буфет 19 века, швейная машинка Singer, старинный шкаф 19 века, буфет того же столетия. Нам привезли стол и 3 стула Амбрамцева - очень редкий экземпляр. И вот-вот приступим к реставрации очень красивой двухсторонней иконы.

Но поговорим сегодня о зеркале... А вернее не о нем, а его раме, работы по которой близятся к завершению.

Мы уже писали немного о ней ранее, но давайте освежим вашу память.

Это большое настенное (напольное) зеркало, для которого заказчик отдельно приобрел навершие и попросил соединить в единую композицию.

Вот собственно и оно:

И увеличенная фотография декора:

Сама рама приехала к нам в очень плохом состоянии.

Что скрыто под слоями старого покрытия нам только предстояло узнать. А для этого необходимо было очистить раму от всего, чем ее покрывали долгие годы и даже не один раз. Мастера называют это "помыть".

Из-за того, что применяется специальный химический раствор - всю процедуру необходимо проводить в защитной маске и перчатках, чтобы избежать попадания химических паров в дыхательные органы, а так же избегать контакта с кожей.

Весь процесс довольно трудоемкий и занимает много времени. Но зато, после окончания промывки изделие имеет совершенно иной вид.

Давайте посмотрим на то, что было обнаружено под слоями старой краски и лака.

Нижняя часть рамы оказалась сильно повреждена. Обнаружено много трещин и сколов, а так же следов от жучков, которые всегда не против полакомиться хорошей древесиной.

Шлифовка, полировка, укрепление и замена ветхих частей, проклейка - вот неполный перечень того, через что прошло обрамление для будущего зеркала.

И по завершению всех подготовительных работ мы закрепили резное навершие и приступили к покраске лаком.

Не будем сейчас загадывать сколько равномерных и тончайших слоев лака будет нанесено, но уже точно знаем, что результат будет отличный!!

Финальный вариант отреставрированной рамы для зеркала 19 века с навершием мы покажем вам в наших будущих новостях, когда будет нанесен и подсохнет последний слой.

Заходите на наш сайт. Подписывайтесь на наш

Трудно представить современный интерьер без зеркал. Шкафы-купе, ванные комнаты, гардеробные, коридоры, а в некоторых случаях огромные площади в помещениях оборудованы большими зеркальными полотнами. Такой прием часто используют для достижения визуального увеличения пространства, и он достаточно популярен в современном обществе.

Любители антиквариата часто становятся владельцами старинных зеркал в изысканном обрамлении, которые идеально вписываются в классическое помещение. В некоторых случаях антикварные вещи и большие полотна в помещении нуждаются в реставрации рамки и ремонте зеркала . Восстановить их затратное и хлопотное занятие, а также кропотливый труд, требующий терпения, знаний и полета фантазии.

Ремонт зеркала своими руками возможно выполнить домашним мастерам-умельцам, если предварительно просмотреть и изучить информацию, имеющую в просторах Интернета.

Ремонт зеркала . Царапины

Зеркальная плоскость может нуждаться в реставрации из-за появления трещин, потертости, помутнения, которые возникают от времени, а также от нахождения предмета во влажных условиях. Особенно страдают края изделия. Случаются глубокие дефекты с повреждением амальгамы - отражающего металлического слоя на зеркале. Если предмет имеют особую ценность, то дорогостоящее восстановление можно провести в специальной лаборатории.

При появлении трещин необходима шлифовка - это аккуратное снятие верхнего слоя при помощи абразивного круга. Размер частиц на нем зависит от глубины повреждения зеркального полотна. Для восстановления блеска после шлифования используют полировочные инструменты. Ремонт зеркала своими руками , в этом случае, нужно проводить особенно аккуратно, чтобы окончательно не навредить поверхности, сняв лишний слой.

Потускневшее стекло и трещины

При появлении тусклости на поверхности понадобится полировка. Подобный ремонт зеркала способен устранить микротрещины и неглубокие потертости. Этапы представляют собой частичную или полную полировку верхнего слоя. В некоторых случаях, зависящих от глубины повреждений, может потребоваться и шлифовка.

Перед началом работ нужно знать последовательность этапов проведения ремонта зеркала своими руками :

Поверхность необходимо очистить, применяя моющие средства для зеркал и вытереть мягкой салфеткой;
. положить полотно на ровную поверхность;
. отшлифовать верхний слой;
. отполировать;
. приготовить раствор (смешать 1ст. воды и 15г нашатырного спирта), распрыскать по поверхности и удалить его бумажным полотенцем.

Глубокие трещины и рама

Для восстановления поверхности и устранения глубоких трещин, используют специальную жилку, подобную свинцовой, которая применяется для витражных работ. Заклеивают трещину и при необходимости, наносят маскирующий рисунок, при помощи трафарета и матирующей пасты. Это вернет к жизни зеркала как большой, так и малой площади, заменить которые, как в случае со шкафом-купе, достаточно сложно.

При выполнении реставрационных работ, в старом настольном зеркале немаловажная роль отведена раме. Чтобы не навредить, убирают стекло и снимают поврежденное покрытие при помощи специальных инструментов - щеток, наждачной бумаги. Затем проклеивают стыки, зашпаклевывают сколы и наносят новую краску.

Настольное зеркало можно декорировать тканевыми материалами и тогда он прослужит еще много лет и станет эксклюзивным предметом интерьера. Планируя работы, обязательно просчитайте экономическую целесообразность их выполнения. В некоторых случаях проще и дешевле приобрести новое зеркало, чем реставрировать его.

Зеркала всегда нуждаются в тщательном уходе. Только так они всегда будут выглядеть особенно эффектно. Однако с течением времени на некоторых зеркалах может начать отходить амальгама, отчего оно утрачивает привлекательный внешний вид и отражательную способность. Если с вашим зеркалом произошло подобное, не стоит отчаиваться и сразу нести его на помойку. С этой проблемой поможет справиться реставрация зеркала своими руками. Однако необходимо реально отдавать себе отчет, что зеркала изготавливаются в фабричных условиях в результате очень сложного технологического процесса. Именно поэтому вы сможете успешно провести реставрацию лишь незначительных повреждений на зеркальной поверхности.

Из-за чего может отходить амальгама?

Прежде всего, необходимо знать, что амальгама может отходить в случае нарушения свободной циркуляции воздуха с внутренней стороны. Именно поэтому при возникновении прозрачных пятен на отражающей поверхности стоит задуматься о перемещении зеркала в какое-то другое место.

Также нужно знать, что все зеркала создаются в производственных условиях путем нанесения на поверхность очень тонкого слоя металла, смешанного со специальными веществами. Металл распыляют на несколько слоев по всей поверхности, чего невозможно достичь в домашних условиях. Поэтому реставрация зеркала своими руками осуществляется с целью улучшить его общий внешний вид и сделать небольшие дефекты менее заметными.

Процесс реставрации

Для ремонта зеркала вам потребуется запастись следующим:

  • Прозрачный клей для металла и стекла.
  • Кисть.
  • Жесткая щетка.
  • Салфетки.
  • Спиртосодержащее средство для обезжиривания.
  • Ножницы.
  • Поролоновая губка.
  • Средство для мытья стекол.

Последовательность действий по восстановлению зеркала в домашних условиях выглядит следующим образом:

  • Приступая к реставрации зеркала, прежде всего, выньте его осторожно из рамы и осмотрите места повреждения. Сверху этот участок немного зачистите с помощью жесткой щетки, чтобы стереть частички амальгамы и весь имеющийся мусор.
  • После того, как поверхность будет тщательно очищена, помойте ее средством для мытья стекол и протрите насухо.
  • Теперь вам нужно обезжирить очищенную и вымытую поверхность. Для этого смочите губку любым спиртсодержащим средством, протрите ею поверхность и оставьте сохнуть.
  • Переходим к приклеиванию. Вырежьте из фольги кусочек, который по размеру будет больше, чем поврежденное место. Тонким слоем покройте зеркало на месте повреждения с небольшим нахлестом вокруг. Сверху приложите вырезанный кусочек фольги глянцевой стороной вниз и хорошенько прижмите.
  • Очень осторожно разровняйте фольгу с помощью тряпочки, вместе с этим стараясь выгнать лишний клей.

Важно! Все движения должны идти от центра к краям. А все излишки клея устраняются с помощью поролоновой губки.

  • После того, как фольга будет приклеена и выровнена, а лишний клей убран, оставьте зеркало сушиться на несколько часов.
  • Для надежности место склейки можно покрыть слоем бесцветного лака, но данная процедура не является обязательной.
  • В завершение вставьте зеркало обратно в раму.

Важно! Если данным способом вам не удалось скрыть дефекты, то это означает. что их площадь слишком большая. В такой ситуации вряд ли что-то можно сделать, и ничего не остается, как просто купить новое изделие.

  • Если на отражающей поверхности имеются следы масляной краски, то намочите кусочек ткани в скипидаре, а затем очистите загрязнение. После этого ополосните зеркало теплой водой и оставьте его до полного высыхания.

Важно! Для устранения краски можно применить небольшую лопаточку. Однако нужно быть максимально осторожным, чтобы не повредить поверхность.

  • В некоторых случаях изменение цвета рамы может совершенно изменить внешний вид зеркала. Отталкиваясь от того, из чего изготовлена рама, выберите подходящую краску и покрасьте ею обрамление.

Важно! Иногда может потребоваться устранение старого слоя краски. Для этого можно использовать шлифовальный станок с соответствующей насадкой или просто наждачную бумагу.

Видеоматериал

Реставрация зеркала своими руками возможна только при условии небольших дефектов. Нередко случается так, что невозможно спасти старое изделие, поскольку оно слишком разрушено, а попытка восстановления в конечном итоге может только ухудшить его внешний вид. Не забывайте об этом!