Как церковь относится к порчи и сглазу. Отношение православной церкви к приворотам и порчи

«Сниму порчу», «наведу порчу» – эти и подобные объявления в «девяностые годы» заполонили рекламные полосы газет почти всех мастей и калибров. И реклама дала свои «результаты». «Батюшка, на меня навели порчу», – или: «Батюшка, посоветуйте сильную икону от сглаза», – спустя два десятилетия эти фразы часто слышишь от самых разных людей, заходящих в храм. И не только от «захожан» – бывает и так, что много лет ходящая в храм бабушка вздохнет на исповеди: «Вот, порчу навели – ходить стало тяжело».

Понятия «порчи» и «сглаза» прочно поселились не только в лексиконе, но и в мировоззрении многих наших современников и заняли свое место где-то рядом с понятиями «хорошей и плохой энергетики» и многими другими эзотерическими терминами. В общую картину надо добавить и целую группу «экстрасенсов», которые используют в своих процедурах «снятия и наведения порчи» православную символику: свечи, иконы и многое другое. На фоне всего этого рядовому обывателю может показаться, что действительно есть она – порча. И тут необходимо пояснить, как Православная Церковь относится к таким понятиям.

То, чего нет

«Порча» и «сглаз» – это то, чего нет. Есть только то, что человек позволяет бесовским силам сделать над собой. преподобного Паисия Святогорца:

«Черные силы тьмы бессильны. Сами люди, удаляясь от Бога, делают их сильными, потому что, удаляясь от Бога, люди дают диаволу права над собой» .

Каждый христианин призван к тому, чтобы практически реализовывать свою веру. «Вера без дел мертва», – говорит апостол Иаков (Иак. 2:20). И действительно, мы очень часто можем видеть, как человек, отошедший от Церкви, начинает увлекаться всякими «паранормальными вещами». . «У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может», – слова эти принадлежат убежденному атеисту Жану Полю Сартру. Даже он понимал это! То же самое и здесь: если человек отходит от Бога, то он может прийти только к одному – к Его противнику, то есть дьяволу.

«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30).

У современного человека есть мечта – «быть средним». Наверняка, все слышали рассуждения многих наших современников в стиле «я не сделал ничего плохого» или «я делал как все». Но в духовной жизни невозможно быть средним – нет «серого» в Православии. Есть либо добро, либо зло. И когда человек наивно рассуждает, что он ничего плохого не сделал, да и верит он «как все», то есть «в душе», то нужно поставить себе честный диагноз – от Христа такой человек отошел. А это значит одно – он открыт для любых бесовских нападок, которые не заставят себя ждать.

Как бороться?

И вот, человек отошел от Христа. Начинаются разные бесовские нападения. Человек решает, что на него навели порчу, и начинает с ней «бороться». А тут рынок магических услуг предлагает огромный ассортимент. Можно постараться заранее защитить себя от порчи, можно её «снять». Если хотите отгородиться от потенциального нанесения порчи, правильно прикалывать булавку, можно «глаз Фатимы» носить и многие другие варианты, вплоть до полной экзотики. Только надо помнить духовную сущность подобных практик – это такое же обращение к бесам. Я часто говорю людям, которые приходят в храм с красной ниткой или с «глазом Фатимы», что они носят на себе маленького чертенка. Быть может, немного резковато, но доходчиво. Большинство эти нитки в храме же и снимают и выбрасывают.

Вряд ли есть смысл писать про «снятие порчи», так как это тот же «клин клином». И понятно, что обращение к бесам за помощью против бесов делает только одно – усугубляет рабство человека.

«Безгрешный приворот»

Скажу только об одной немаловажной подробности «снятия порчи». «Сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2Кор.11:14) – сказано в Новом Завете. Не бывает «безгрешного приворота», равно как и не может маг, «экстрасенс» (и прочие наименования этих служителей дьявола) быть православным христианином. Он может сколько угодно использовать православную атрибутику: предлагать поставить свечи в храме, зажигать их во время магических сеансов, использовать иконы и делать многое другое. Но помните слова апостола Павла, процитированные выше. Не обольщайтесь этими внешними православными символами – суть от этого не меняется.

  1. Сглаз и порча. Православное мнение.

    Какое богохульство: "целитель" гадает на сатанинских картах,
    рядом иконостас, горит церковная свеча!
    Если вы в трудную минуту жизни обратитесь к «народному целителю», он обязательно скажет, что Вас сглазили или на вас навели порчу. Да ещё и подскажет, кто её навел (чтобы Вы потом годами мучались непреодолимой ненавистью к этому человеку). Впрочем, он тут же Вас успокоит, предложив снять её методами «народной медицины», которыми он «в совершенстве владеет»: заговоры, «выкатывание» яйцами, «сливание» воском или водой и т. п., - естественно, за немалую сумму. Только не удивляйтесь, если после подобного исцеления Вы попадете в психиатрическую больницу.
    Итак... о «порче».

    Господь наш Иисус Христос сказал: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего. Не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Мф. 10:29-32).

    Следовательно, ничто и никто (даже диавол) человеку не повредит, если сам человек себе не повредит, т. е. не отпадет от Бога через нарушение Его святых заповедей. Скорби и страдания нам попущены Богом именно за наши грехи и являются могучим воспитательным средством, благодаря которому человек оказывается способным осознать свою немощь, почувствовать необходимость помощи Божией, покаяться и переменить свою жизнь. И не важно, каким образом эти скорби нас посещают: через болезнь или потерю близких, в результате несчастного случая, или через наветы колдунов.
    Так, значит, колдуны и ворожеи реально существуют и могут вредить?

    Да, связь с сатанинскими силами в виде колдовства, ворожбы, заговоров существует с давних времен и отрицать её - значит отрицать наличие самого князя тьмы, диавола. Но их негативное влияние возможно только попущением Божиим для укрепления человека в вере и осознания им того, что Бог и только Бог - наш единственный заступник. Да вот беда - многие этого не осознают и не хотят менять греховный образ жизни, который их вполне устраивает.

    Слова «порча» и «сглаз» отсутствуют в Библии, Писание упоминает о чародействе лишь как об одной из разновидностей тяжких грехов. В новозаветные же времена о всех «порчах», «насланных болезнях», «наговоренных продуктах» апостол Павел ясно сказал любителям «бабьих басен»: «Идол в мире ничто» (1 Кор. 8, 4).

    Все эти призывы: «Бойтесь колдунов», «Бойтесь порчи» - это ещё и забвение заповеди Псалмопевца, обличавшего тех, кои «тамо убояшася страха, идеже не бе страх» (Пс. 13, 5).

    Тем, кто болеет страхом перед колдунами дает совет свт. Тихон Задонский: «Убоимся убо, братие, единого Бога, да ничего и никого не убоимся... Бог всё, и кроме Бога всё ничто: и злоба всех диаволов и злых людей ничто. Окаянен и беден, кто не боится Господа и Бога, ибо тот всего боится».

    Итак, мы должны решить - к чему приковано наше зрение, что мы переживаем острее: могущество нашего врага или силу нашего Господа? Вера в «порчу» и боязнь её есть именно привязанность взгляда ко злу. Но если в поле нашего зрения не Бог, - значит мы сами находимся в состоянии отпадения от Бога. И значит, тем беззащитнее мы пред стихиями падшего мира. Следовательно, чем более человек интересуется «порчей» и «сглазами», чем больше боиться их - тем и в самом деле он дальше от Бога и тем доступнее он для предметов своего страха.

  2. В этом и есть самое неприятное. Что обычный рядовой человек, далекий от веры, может понять? Он пришел к такому колдуну с проблемой. Проблему сняли. И такой "исцеленный" расскажет о чудодейственной силе колдуна еще шестерым таким же людям...
    Так вот активно и пополняются ряды бесовские. :ai:
    Только, спустя некоторое время, когда приходится платить по счетам, таким "исцеленным" и не вдомек, отчего у них беды и горести начинают сыпаться как из рога изобилия. Они же уже и не помнят о своих грехах, а значит и не связывают свои походы к колдунам с новыми печалями. :bn:
  3. Ничего колдуны не снимают, к ним идут за легким решением. Молиться долго надо, да и Бог не допустит плохого помысла в молитве. У колдунов все проще - плати и получишь иллюзию, что все изменилось.
  4. Могу добавить лишь одно - все в этом мире по Воли Божьей. Если человек грешит постоянно и меняться не хочет, тогда и получает порчи и сглазы. Я очень сомневаюсь, что наши замечательные Батюшки, свято верующие в Бога, носят на себе порчу или сглаз. Если наша душа чиста и открыта Богу, то нам ничего не страшно. И если ты узнал, что тебе сделали порчу, прежде всего надо идти в Церковь и истово молиться, чтобы понять почему это произошло и менять себя, свое отношение и мировоззрение. Также и в противоположном случае, если сам со злости пожелал кому-либо зла или осудил - сразу просить прощения и молиться. Это лично мое мнение, могу и ошибаться.
  5. Сделаем вывод на основании Священного Писания и святых отцов: Господь не дал злым духам власти творить истинные чудеса. То, что может делать дьявол, демоны и их слуги-колдуны,- не является чудом, ибо есть использование физических законов, пока что неведомых человеку. И никаких порч или сглазов нельзя навести на православного человека. Если бы такая проблема была актуальна, то в храмах не было бы отбоя от просящих отслужить, скажем, молебен от сглаза. Но у нас в Церкви нет таких чинопоследований. Нет, потому что всё это - суеверия, пришедшие из языческого прошлого. Сейчас любая гадалка или ворожея скажет вам, что на вас навели порчу и только ваши доллары могут исправить это положение. Ясно, что весь народ не может быть подвержен сглазу и шарлатаны умело манипулируют сознанием доверчивых простаков или суеверных людей. Но иногда по попущению Божию нечистый может навредить человеку, но только тому, кто не почитает Истинного Бога и не участвует в Церковных таинствах. Человек, отпадая от Бога и становясь рабом дьявола, сам обрекает себя на множество неприятностей, потому что у дьявола нет ни своих не чужих - он всех ненавидит. Кто носит на себе святой крест и живёт в мире с матерью - Церковью, того никто не одолеет!
  6. Уважаемые священослужители!
    Подскажите, пожалуйста, как можно определить настоящего целителя, исцеляющего Силой Божию, среди всех этих шарлатанов-мракобесов?
    И ещё один вопрос, не совсем относящийся к теме.
    Уважаемый иерей Олег, Вы говорите:

    Господь не дал злым духам власти творить истинные чудеса. То, что может делать дьявол, демоны и их слуги-колдуны,- не является чудом, ибо есть использование физических законов, пока что неведомых человеку.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Но как же тогда объяснить такой эпизод из Священого Писания?

    10
    Моисей и Аарон пришли к фараону [и к рабам его] и сделали так, как повелел [им] Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем.
    11
    И призвал фараон мудрецов [Египетских] и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами:

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Исход 7: 10,11
  7. Истинные чудеса может творить лишь Бог ("Ты еси Бог творяй чудеса"). Часто это совершается по молитве кого то из угодников Божиих, и этих угодников люди называют чудотворцами, хотя чудо творит Господь, а они лишь ходатаи об этом чуде. Бесы же творить чудес не могут, хотя и пробуют изображать нечто подобное ("обезьянничают"). В некоторых случая по попущению Божию у них что-то получается, как в случае с фараоновыми волхвами, но лишь до той поры пока Бог это им попускает, ведь те же волхвы мошек уже не смогли произвести(Исх.8.18.). Попускается же им что-то сделать для того что бы еще больше посрамить - жаб то они произвели, а вот избавиться от них уже не могли и вынужден был фараон позвать Моисея и услышать от него:"Нет никого как Господь Бог наш(Исх.8.10)"
    В свете выше сказанного, напрашивается вывод, что среди так называемых "целителей" от Бога нет никого. Исцеление это чудо Божие, а чудеса Бог творит по Своей Воле, а не "под заказ" целителя. Люди должны молиться, а Бог знает в чем мы имеем нужду и если это нам на пользу, то даст и исцеление и все необходимое.
  8. Протоиерей Александр , как я понимаю египетские волхвы творили чудеса от каких-то других могучих сил, но не от Господа нашего. Зачем Богу было помогать врагам израилитян?
    И вы не совсем ответили на мой вопрос. Вы говорите, что угодникам дан дар исцеления. Я и хотел узнать как отличить такого угодника от мракобеса. И почему мракобесы не могут научиться дару исцеления?
  9. К сожалению, Вы невнимательно прочитали ответ. "Обезьянничае" волхвов - это жалкое подобие чудес. И Бог не помогал им, а попускал, что далеко не одно и тоже. Причину попущения я уже объяснил: для их же посрамления.
    А зачем Вам нужно искать целителей или чудотворцев? Еще Христос предупреждал о том, что род лукавый ищет знамений (чудес) и знамения не дастся ему.
  10. Протоиерей Александр , а ежели Господь попускал им повторение чудес, то всё-таки, какими силами они были сотворены?
    А целители и чудотворцы мне нужны для того, чтобы подлечить кое-какие недуги и уладить личные дела.
  11. Ищите, прежде всего, Царствия Небесного и Правды Его, и все остальное приложится.
  12. Про сглаз.
    А как быть, когда у человека "дурной глаз". Т.е. человек может и не хочет, но не так глянул/сказал/подумал - и у другого начались проблемы?
    Собственный пример. Я, 15-летней девочкой, первый раз в деревне, и увидела петуха. Потрясающе красивого, с цветными, переливчатыми перьями в хвосте - прямо как с картинки! От души восклицаю: какой красавец! - после обеда этого петуха задавила машина.
    Мне 22 года. С подругой и нашими мужьями идем после конференции на банкет. Подруга идет потому, что у нее муж участвовал в подготовке мероприятия, сама она никакого отношения ни к организации конференции, ни к ее содержанию не имеет. Неожиданно получается, что она выглядит на банкете красивее всех: удачная юбка, подчеркивающая красивые ноги, сама подруга по характеру веселая и жизнерадостная. Вобщем, я весь вечер смотрю на ее ноги и думаю: ну почему так? Она совсем "левый" человек здесь, заслуг никаких нет для того, чтобы ее пригласили на этот банкет, как других. Даже эту самую юбку она заняла у подруги, и юбка так потрясающе подчеркивает ее фигуру, и даже скрывает отсутствие талии! - На следующий день подруга обварила ноги кипятком.
    Или. Мужу подарили литровую пивную кружку. Но ее очень трудно было мыть, т.к. она рельефная. Однажды я в сердцах подумала: как достала эта кружка, мыть трудно, и выбросить жалко, хоть бы сломалась, что ли... - Через день кружку уронил ребенок и разбил.
    Подобных случаев в моей жизни много. Совпадениями назвать их трудно, настолько их много и настолько они четкие. Я уже боюсь от души хвалить что-то... И как мне быть? Как с этим бороться? Если это не сглаз, то что это?
  13. Скажите, как развиваются Ваши взаимоотношения с Православной Церковью? Вообще Вы должны понимать, что суеверия имеют тем большую силу, чем больше человек на них надеется.
  14. Мои взаимоотношения с Церковью... Меня крестили в детстве, в советский период, что тщательно скрывалось. Лет в 15 я начала задумываться о Боге, о том, что он всё-таки есть. Чуть позже начала носить крест. Лет в 17 начала ходить в храм, но не для молитвы, а чтобы попросить за предстоящий экзамен. В 20 лет поженились и повенчались с моим нынешним мужем.
    Потом мы переехали в город, где не было церкви. Находясь в командировках, я иногда заходила в храм. Исповедовалась очень редко. Однажды за грех, который я никак не могла преодолеть и повторяла вновь и вновь, батюшка отлучил меня от причастия. Я очень расстроилась и перестла ходить в храм вообще - подумала, что теперь не имею права да и вообще нет смысла (не знала тогда, что можно и без причастия ходить).
    Потом лет через 5 всё же пошла. Да и переехали мы в город, где храм есть.
    А в 35 лет я захотела второго ребенка, достаточно позднего, очень боялась и... пришла в церковь, снова просить. И вот тут уже начала изучать и соблюдать все правила, попыталась вникать в слова молитв, многое начало проясняться, перестала грешить многими грехами - нашла в себе силы.
    Сейчас каждое воскресенье хожу в храм, соблюдаю утреннее и вечернее правило, среду и пятницу, посты, стараюсь быть миренной (что мне очень трудно удается) и т.п. Ну т.е. делаю то, что делает обычный христианин и прихожанин. Вот так развиваются мои взаимоотношения с Православной Церковью.
    Я согласна, что суеверия имеют тем большую силу, чем больше человек на них надеется. Но ведь у меня часто бывает, что я даже не думаю о сглазе, а когда действие уже произошло (т.е. плохое с другим человеком случилось), то корю себя: ведь знала же, что нельзя так делать!

    Причем наш батюшка говорит, что сглаза нет, особенно для того, кто живет по законам божиьм. Значит всё-таки есть? А для того, кто живет по законам божиьм, сглаз имеет меньшую силу или не имеет ее вообще?

    А как быть, когда не я, а другой человек сглазил? Таких случаев в моей жизни тоже много. Например, я активно общаюсь на форуме мамашек, где мы делимся опытом воспитания детей. Многие часто "вывешивают" фото (дни рожденья, то или иное развивающее занятие, просто счастливого ребенка). Так вот когда я вывешиваю фото своего ребенка, он обязательно начинает прихварывать. Фото дочки и внучки - нет, а фото сына - обязательно болячка.
    Как оградить детей/работу/дом и т.п.?

Вопрос: «Знакомая девушка поругалась с цыганкой и та обещала навести порчу. Стоит ли опасаться? Правда ли что у цыган есть такой дар? Мне вообще говорили, что их Бог этим одарил. Правда ли все это? »


Отвечает протоиерей Вячеслав Брегеда:
- Есть такое слово – суеверие, когда человек в «суе верит» и доверяет всему этому. К сожалению, некоторые думают, что если ты причастился и исповедался, то ты как застрахован, тебя как заговорили. Сохраняется такое язычество своего рода.
Как ко всему этому относиться?
Из жития священномучеников Киприана и Иустиньи такой случай отражается. Киприан был язычником, волхвом, и его попросили сделать так, чтобы Иустинья полюбила одного юношу. И вот Иустинья стала чувствовать в себе какое-то влечение, она стала задумываться - как так случилось? Она старалась во всем угождать Господу, следила за своими помыслами, жила такой доброй жизнью и вдруг в ней какая-то перемена. Она стала усиливать свою молитву и помыслы эти отошли, потому что она истинная христианка, которая хочет Богу угодить. И Киприан ничего не мог сделать, что даже дьявол решил обратиться в Иустинью и прийти к этому юноше. Но, когда юноша увидел дьявола в образе Иустиньи, он воскликнул: «О, Иустинья, моя!» и так было это имя ненавистно для бесов, что сразу их чары пропали. Потому что так она отражала верой, была такой настоящей христианкой.
Так и в нашей жизни, беда вся в том, что мы не имеем такой веры, чтобы жить с Господом. Все чего –то боимся, все нам кажется, что порчу сделают, сглазят. Мы должны быть по –настоящему христианами, которые надеются на Господа. Да, может и болезнь какая-то прийти, но я уповаю на Господа, я живу с Господом. «Господь – моя помощь, упование – мой Отец, прибежище – мой Сын, покров – мой Дух Святой. Троица Святая слава Тебе!» Я с Господом живу, и болезни могут прийти, но я воспринимаю эту болезнь, как попущение Божие. Господи, помоги мне все перенести. Я прежде всего хочу быть верным Тебе, жить по Твоим заповедям. И это главное. Не надо смотреть на все эти сглазы, порчи – это настоящее суеверие и пустота. Этого надо избегать, чтобы в нашем христианском сознании не реагировать ни на что подобное.
Владыка Антоний (Сурожский) вспоминал, что однажды, к нему обратилась женщина и сказала: - Вы, знаете, я патентованная колдунья, но у меня почему – то ничего не получается. И он ответил ей: - Значит ты как – то не так живешь, не тому служишь. Так, она, даже, потом христианкой стала.
И вся наша боязнь порчи и проклятий, это признак того, что мы не имеем такой настоящей доброй веры. Помоги, Господи, жить нам с Богом, надеяться на Бога, во всем угождать ему и отходить от всяких суеверий. Мы, вообще, не должны об этом думать, должны думать только о том, как угодить Господу.

-Александр из Ярославля. Если антихрист будет человеком, значит, его можно убить? А, убив его, мы спасем миллионы людей от неминуемой гибели, которых он обольстит. Прав ли я?

Не знаю. Трудно сказать. Тут проблема вот в чем. Во-первых, предполагается, что он будет главным человеком на земле с точки зрения государственной администрации, поэтому вряд ли к нему можно будет подобраться. Во-вторых, есть нравственная проблема для убийцы. Убитый лучше себя чувствует, чем его жертва. Поскольку это не может пройти бесследно для человека, который убивает и доставляет ему впоследствии нравственные муки.

-Даже если человек тем самым освобождает других от страданий и мучений?

Все-таки человек не может себе присваивать прерогативу Божественного суда. Это превышение полномочий, даже статья такая есть в Уголовном кодексе.

-Федор из Минска. Дорогой отец Дмитрий, вот уже 30 лет я молюсь и подаю записки за своего отца. А результат нулевой. Мне кажется, что он даже еще более ожесточился против Бога. Уже и болеет, и жизнь идет к концу, а все никак. Что я делаю неправильно? Что вы мне посоветуете?

Да нет, все правильно. Неправильно думать, что наша молитва может что- то изменить, потому что для этого нужно, чтобы Господь это совершил. А Господь не может помимо его воли. Господь очень уважает волю человека. Если возможно было так отменить волю человека, тогда человек перестал бы быть человеком в эту самую секунду.

-Но Господь же может изменить, например, даже ход мыслей человека! Направить его в другую сторону.

Я думаю, что Господь каждого человека пытается спасти и дает ему возможность изменить направление своих мыслей. Но сердце человека так ожесточается, а ум становится таким лукавым, что ищет оправданий.

Вот в современной нашей жизни люди всякие вопросы друг другу задают: а вот как это? Или то? И получается, что лукавство у нас настолько очевидно, что шито не белыми нитками, а белыми канатами толщиной в ногу и длиной метра по полтора.

И люди этого не стесняются, говорят глупости и легко могут быть обличены. Страсти так кипят, что отнимается всякий здравый смысл. А Господь каждому готов дать ответ по вере его. Выходит, что главное для человека не воля разума,а его страсти.

Конечно, мы выражаем свою любовь к какому -то человеку,молясь за него. И в этом нет ничего плохого, есть только польза от этой молитвы молящемуся.

-Нередко спрашивают: страсти это суть бесы. Почему Господь этих бесов не отгонит, чтобы человек пришел в разум?

Потому что Богу угодно, чтобы человек к нему обратился.

-Бесы ему не дают обратиться. Все время играют на его греховных струнах.

Но они играют, а можно не отвечать.

-То есть человек сопротивляется Богу сознательно, так получается?

Конечно. Я довольно часто общаюсь с маленькими мальчиками, они знают, что нужно слушаться старших. Вот спросишь: старших нужно слушаться? Да. А почему же ты не слушаешься? Ммм.. .И сказать ему нечего.

Почему?! Потому что его желание - творить свою волю. Вот собственно и все. Человек сам выбирает. Так же и с папой вашим. Папа сам не хочет. Как теперь модно говорить: он сделал свой выбор.

-А можно что- нибудь сделать, чтобы захотел?

Ой, да конечно. Связать скотчем руки за спиной, и поднимать его на цепях к потолку. И он через 10 минут уже захочет все, что скажешь.

Очень будет хотеть и просить. Этот прием старинный, называется «дыба». После этого обычно все рассказывают, просят прощения. Во всем признаются даже в том, что не делали.

Так что можно, конечно.

-Надолго ли только этого хватит?

Ну, может не надолго но, во всяком случае,Богу это не нужно.

Всякие такие вопросы говорят, что у нас о Боге совсем не те представления. О Боге думаем как о самих себе. То есть у нас такой языческий антропоморфизм, поэтому получается, что Бог, в которого мы веруем, это не Бог христианский, а Бог языческий. Потому что мы Бога наделяем всякими свойствами, которые свойственны падшим людям. Как это делали древние греки, римляне.

Мы вас слушаем.

-Раба Божья Галина из Подмосковья. У меня сын не вполне здоровый, крещеный, я его крестила. Но у меня вопрос. Я только что слышала, что Господь хочет от нас сердца, добровольности, открытости. А вот у него еще нет такого желания. Можно как бы насильно его привести к этому? Молитвы он знает, читает утренние и вечерние. А что еще можно сделать, чтобы его сердце было открыто для Бога?

Ну, тут можно действовать только личным примером, ему предлагая: давай помолимся. А так ничего сделать мы не сможем.

Заставить его действоватьсердце- это вне наших возможностей.

-Очень часто христианский пример почему- то вызывает раздражение.

Вот если кто- то в семье начинает утреннее и вечернее правила читать, поститься, к причастию готовиться- домашние не очень подхватывают его, а, наоборот, ожесточаются.

И такое бывает, потому что Господь сказал своим ученикам: не знаете какого вы духа. Не смотря на то, что люди как бы теоретически исповедуют христианство, по духу они не являются христианами. Ими владеют совсем другие духи. И вот эти самые духи вообще молитвы не терпят. Не любят разговоры говорить, а насчет помолиться- это самая тяжелая вещь для них.

-Но веровать в Бога -это хорошо, но не надо фанатить. Зачем каждое воскресение в храм ходить? Это слишком много.

Ну, да. Каждый же по гордости считает свою меру, это правильно. А вот Я такой человек! И считает раз он такой человек, значит и все так должны поступать.

- Кто может называть себя рабом Божьим? Часто мы слышим

это выражение. Люди говорят: я раб Божий.

А на самом деле, что такое раб Божий?

Понятия не имею. Теоретически это тот, кто для Бога все время трудится. Причем он трудится за здорово живешь, то есть бескорыстно.

Раб ведь кроме еды и ночлега ничего не получает. Но обычно человек себя величает таким титулом.

Сам себе присваивает.

Ну да. Иногда подносят к причастию маленькую девочку, говорят: младенец Марина. Когда время есть, я спрашиваю: вы уверены, что младенец? Может пенсионерка?

Люди очень любят выставлять такие координаты, как будто и так не видно, что младенец. Это в нас дух начетничества, книжничества, фарисейства очень глубоко сидит.

-Батюшка Димитрий, скажите, что такоецерковь мормонов?

Это такая зловредная секта, к которой принадлежит один из кандидатов в президенты США, и конечно такая самоизмышленная пагуба, потому что они создали свою книгу Мормона, как бы Священного Писания. И конечно они не являются христианами, хотя и говорят, что они очень уважаюттексты Священного Писания и так далее.

И там процветают всякие такие вещи, которые неприемлемы для христианского знания. Ну, например, многоженство. Число жен доходит до нескольких десятков. Там это официально запрещают, но они все- таки как-то исхитряются. К сожалению, Америка некогда была христианской страной, по крайней мере, половина народу готова за него, этого человека, проголосовать. И это говорит о том, что в общем народ совершенно расхристан и вообще не понимает куда идти. Кратко – мормоны это тоталитарная секта, которая регламентирует всю жизнь человека,который туда попал.

-Спасибо батюшка. Вот может в продолжение такой вопрос от Александра из Казани. Христиане должны заниматься вещами духовными. А вот что дьявол тужится развязать мировую войну, и вообще за политикой следить или мы должны не обращать внимания?

Ну, что значит «должны»? Мы никому ничего не должны.

-Ну, полезно это или лучше…

А кому как. Одному полезно, а другому нейтрально, третьему вредно. Это как молоко, одним полезно, а другим вредно, а третьим вообще нельзя даже пробовать. Все эти вещи по- разному влияют на людей.

-А как понять конкретному человеку, полезно ему это или нет?

Очень просто. Господь же нас научил: дерево судят по плодам.

Сначала смотришь новости, потом какую- то политическую передачу, потом читаешь статью и смотришь, что с тобой происходит.

-Батюшка, но с каждым человеком происходит возмущение, ропот, злоба на то, что ты там видишь и слышишь.

Ну, тогда это не полезно.

Человек видит, что его тут обманули, тут обдурили, тут просто не пойми, кого из него сделали.

Значит,если человек так на это реагирует, то значит ему не полезно.

-Раба Божия Нина. Что такое с христианской точки зрения характер?

Я потому спрашиваю, что прочитала книгу замечательную Архимандрита Тихона Шевкунова «Несвятые святые». И там фраза такая была «характер не лечится». Я много лет читаю святых отцов и как -то не встречала вообще такого понятия- характер. Ну, страсти, грехи и так далее. Что вы скажете по этому поводу?

Характер -это свойства личности человека.

У каждого человека есть свойство. Например,рост или вес, или цвет волос. Человек может быть молчаливый или разговорчивый. Умный и не очень и так далее.

Из этих характеристик складывается то, что мы поверхностно можем судить о личности человека. И поэтому вот это мы называем характером. Но это действительно не лечится. Маленькому трудно стать высоким, а тот, кто высокий трудно стать маленьким, и так далее.

Это такие физические свойства, и так же есть разные свойства характера человека, его проявлений в жизни. У одного характер вспыльчивый, а у другого спокойный и мирный. Это психологические характеристики человека.

Которые могут меняться все- таки в процессе жизни.

Могут, конечно. Они обязательно меняются, потому что есть возрастные изменения в характере. Вот не зря говорят: старый брюзга, например. Очень часто старые люди приходят в состояние постоянного недовольства, например, очень многие. Иногда даже на себя жалуются, замечают: что- то я ворчливый стал.

Ворчливые- то не так, это не так. Есть возрастные изменения, мы тоже можем сказать: у меня поменялся характер. Потом болезни оказывают, например болезни сердца. Инфаркт отражается сразу на характере человека. Он может радикально измениться. Поэтому в каждом кардиоцентре всегда есть психиатр. Потому что, бывает, нужна сразу психиатрическая помощь после перенесения такого заболевания.

Наши страсти непосредственно влияют на характер.

Тоже да, потому что те страсти, которым мы отдаем предпочтение, они тоже в большой степени формируют наш характер, наше поведение.

-Батюшка Дмитрий, скажите, пожалуйста, вы ездили много, как православные христиане живут, как обстановка, и что в мире делается? Нам это очень интересно. Хотя бы кратенько.

А вы знаете, я нигде особенно не был. Я сейчас съездил на Афон.

Ну, как монахи там живут? Молятся, ночью литургию совершают, днем немного отдыхают.

Вообще в разных странах все- таки православие разное, например,в Греции это видно.

Свой характер, конечно, откладывают отпечаток свой.И на форму храма и вообще на характер. Даже поведение в храме, как происходит Богослужение, все это имеет свое какое то отличие.

Но я как- то на такие мелочи внимания особенно не обращаю.

Даже не зная греческого языка, стоишь на службе- и все родное.

Ну да. Порядок службы тот же, и все слова Богослужебные греческие, в общем знакомы.

-Как церковь относится к так называемой порче, наговорам, сглазу? Действительно ли это существует?

Существует, но по нашей вере. Если человек верует в Пресвятую Троицу, то ему это не может повредить. А если человек начинает бояться, и как- то этому придает значение,могут быть очень большие повреждения. Сегодня одна женщина ко мне подошла, она ходила года 2-3 к какой- то знахарке, и ее психика пришла в полное расстройство.

Нужна очень серьезная психиатрическая помощь. И, слава Богу, она начала уже лечиться.

-То есть та знахарка так повлияла на ее веру, да?

Да. Ну, что было до того- я не знаю, но, во всяком случае, человек с расстроенной психикой. Именно в результате того, как она говорит, что несколько лет ходила. Даже глазу видно, что перед тобой нездоровый человек. Она очень страдает, прямо жалко ее, плачет, мучается. И вот в результате явная порча.

- Благословенне отче, как с Грузинской Церковью быть?

А зачем нам как -то быть?

Патриарх приезжал, служили.

Он и сейчас приезжает. Недавно он приезжал,и мы вместе совершали Богослужение. У меня даже фотография осталась, как мы вместе сфотографировались со Святейшим Илией. Праздник в московском храме Георгия Победоносца о грузинах, так что у нас все по- прежнему хорошо. Очень даже их любим.

-Батюшка, подскажите, как научить ребенка не бояться темноты?

Надо обязательно включать ночник.

То есть не насиловать его, пусть подрастет?

Конечно. Вот ты хорошее слово употребил. Но разве можно употреблять насилие в отношении детей? Но если ребенку страшно надо сделать так, что бы ему не было страшно. А не ставить его в положение, когда он, этот страх, может превратиться в ужас.

И как он бедный будет жить, засыпать?

Можно вообще надломить человека, чего же тут не понимать.

-Алексей из Москвы. Отец Дмитрий, объясните, пожалуйста, что есть встреча с Богом?

По аналогии, что есть встреча с человеком. То же самое и встреча с Богом. Когда две личности встречаются.Понятно, что глубина этой встречи может быть разной. Может быть мимолетной, едва заметная, промелькнуло лицо- и ты думаешь, он или не он. А бывает встреча серьезная, глаза в глаза, не на один час, когда ты чувствуешь душу человека, и он тебя чувствует. И как -то иногда можно даже не говорить, как- то понимать друг друга.

-Отчего зависит глубина встречи с Богом? От Бога или от человека?

Нет, это всегда взаимно.

-То есть Господь хочет, что бы человек Его воспринял всем сердцем?

Нет, Бог так хочет, если человек, выражаясь по старинному, хочет Богу угодить. А если человек не хочет Богу угодить, то совсем нет.

Но это приходит со временем. Сначала Бог как податель.

Нет, Господь готов для начала подать, и каждый, кто начинает свой путь к Нему сразу много милостей получает.

Но потом, когда Бог видит, что человек отвечает ну, может не черной неблагодарностью, но такой, фиолетовой, то Он прекращает,конечно.

То есть этот путь не кратковременный, и вот эта встреча…..

Нет, бывает и кратковременная, и яркая.

У старца Силуана была такая встреча, она длилась секунду.

«Господи, Ты неумолим!».

Да. И он увидел его таким, что понял: неумолим и это ему не только хватило на всю жизнь, но и нам хватило, нам- читателям. Мы когда читаем- верим, что опосредовано мы тоже этим питаемся.

-Александр из Эстонии. Отец Дмитрий, как быть когда молодой священник начинает младостарчествовать? Как реагировать при встрече с этим явлением? Спаси Господи.

Опять, как реагировать. Нужно реагировать естественно.

Вот играет мальчик в песочек, а мама кричит: Федя, домой!

А он не слышит, продолжает нагружать песочек в ведерко.

Как тут реагировать? Прямо серьезнейшая педагогическаяпроблема. Ну что, пойти утопиться теперь? Кто- то там младостарчествует. Есть замечательное русское присловие:какое твое собачье дело, кто там чего делает? На себя смотри, и все.

-Раба Божья Вера. Почему священники говорят, что лучше потерпеть, чем разводиться? В результате не пресекается грех, желающий объять весь мир, дети это видят и в результате это становится у них нормой. У меня сейчас дети будут дружить с отцом, живущим с сожительницей- или полный разрыв отношений. Как мне лучше поступить, чтобы угодить Богу?

Надо об этом у Него и спросить. Не у Димитрия Смирнова, потому что он ни мужа не знает, ее не знает, детей не знает, обстоятельств не знает. А Бог знает. Поэтому спрашивать надо об этом у Бога, и Бог скажет, как лучше сделать. Потому что бывает по- разному, Бог просто знает, что есть возможность у человека опомниться- и все восстановится.

Или дальше будет только хуже, это только Бог знает. Ни один батюшка этого не знает. Почему? А будущего- то еще нет, а как можно знать то, чего нет? Поэтому тут можно только гадать, а гадать очень не надежно.

Вот и мучаются. Да он хороший, да он такой. Бывает, придет прощения попросит, с детьми поиграет, а бывает, напьется. Надо смотреть все вместе и потом, на мой взгляд, там убить его мало. А на ее взгляд вполне еще можно жить, характеры- то разные. Я же ей буду говорить из своего характера, а у ней другой характер.

Один и дня не проживет, а другой всю жизнь живет.

Да.

-Раб Божий Андрей из Красноярска. Говорит так: подчиняй свою волюволе Божьей. А как узнать волю Божью, когда вариантов много и все они вроде бы неплохие?

У меня был такой случай. Одна женщина вышла замуж за англичанина, а у нее были две девочки. И вот старшая из них, ей тогда было 16 лет, меня спрашивает: ехать с мамой в Англию или нет?

Я ее крестил и как- то чувствовал свою ответственность. Но я еще был такой человек молодой и не знал. Думаю, спрошу более опытного человека, которого я очень почитал, отец Тихон такой был.

Я спросил. А он говорит: А тут воля Божия и так быть, и так. Можно ехать, можно и оставаться. Ну, я им так и сказал: поступайте как вам лучше. Ну, поехали - и хорошо. Одна стала женой священника, одна монахиней. И обе при церкви. А мама так в церковь и не ходила, сами такие замечательные.

И выбор оказался очень удачный.Ни та, ни другая здесь в России не достигли того, как у них сложилась жизнь там.

Глядишь и здесь бы Господь как - то управил.

Трудно было вообще себе это представить. Старшая была таким хрупким человеком. У нее там условия, сейчас ей уже за 40, как бы она тут выживала? Не представляю. Оказалось правильно, и я думаю о них всегда, и радуюсь.

-Есть ли в наши дни способы пострадать за Иисуса Христа?

Хм, каждый день, вся жизнь. В трамвае наступили на ногу, вместо того, чтобы заорать: «куда прешься?»- промолчать и сказать: извините, пожалуйста. Вам не трудно будет сделать шаг вперед, что бы сойти с моей ноги, а то у вас очень каблук острый, ради Христа?

И вот, пожалуйста, это и есть страдание за Христа. Пусть небольшое, но вопреки тому чувству, которое возникло: обиды, боли, раздражения, злости,и так далее.

-Дмитрий из Москвы. Если не многословить, а молчать, возможно ли таким образом не подвергать себя греху осуждения?

И как бороться с мысленным осуждением?

О, сам и отвечает. Ведь если ты молчишь, а мысленно осуждаешь, то ты все равно осуждаешь. А чтобы не осуждать другого, нужно видеть свои грехи. Так как человек, который видит свои грехи, он других не осуждает. Ему просто не того.

Поэтому молчит человек или не молчит- это еще не говорит о том, что он не осуждает.

Ну, ты можешь представить себе ситуацию, госпиталь, только что привезлитуда вагон или грузовик раненых. Из этих раненых ты сам, ноги у тебя нет, одна рука отстреляна до локтя, другая по кисть.

Ты оглох и остался один глаз. И еще у тебя пуля в голове.

И ты смотришь вокруг и рассматриваешь,кто как ранен. Или ты лежишь, и тебе только до самого себя дело. Вот и все.

Поэтому если ты рассматриваешь у кого какие ранения, то значит,ты находишься в каком- то болевом шоке. Не чувствуешь что стобой происходит. А чувствуешь, понимаешь,как ты сам ранен, изувечен.

Тогда тебе уже не до того, что происходит с твоим ближним.

Но когда действительно боль такова, что человек обо всем внешнем забывает, тогда он обращается на себя и к Богу. Но это же не всегда происходит?

Нет, то, что не навсегда, я лучше даже скажу, почти никогда.

Но человек спрашивает: как? А это как увидеть свои грехи....

Увидеть свои раны.

Да, тогда будет уже не до ран, которые у ближнего твоего.

-Андрей из Красноярска. Часто слышу от вас, что в православии нет всепрощения. Что же тогда православный христианин может не прощать? И в тоже время быть в ладу со Священным Писанием и со своей совестью?

Хорошо, а где написанов Священном Писании о всепрощении? Такого нет термина, поэтому человек, который отрицает всепрощение, в полном ладу со Священным Писанием.

Ну, в Священном Писании сказано: прощайте прегрешения ближнего вашего- и Отец ваш небесный простит вас.

Конечно, прощайте, особенно если он скажет: каюсь. А когда он не кается,тогда ты его обличишь, потому что тут- то и тут- то не так сделал.

Но вот эти слова Христа: прощайте, они не могут быть поняты, как: все прощайте?

Нет.

То есть, что- то мы оставляем вне прощения или как?

Нет, совсем не так. Тут мне один раб Божий написал довольно длинное письмо. И там он мне пишет, что емуне понравились мои какие- то высказывания о Ленине, Сталине. Он говорит: давно пора простить. Но почему Ленин, Сталин, может, начнем с Гитлера?

А лучше с того существа, которое, изнасиловав полуторагодовалую девочку, нанес ей сто ножевых ранений. Вот его давайте простим.

Знаешь, так от всей души и простим. Можно это сделать?

Чтобы быть в полномсогласии со Священным Писанием.

Можно, если станешь уродом. Вот если станешь уродом, на такой же ублюдочной позиции, внутренне. Вот радетели за кощуниц, они же встали с ними на одну доску! Они им родные, вот они им все и прощают. Поэтому это же не против меня, что младенца загубили.

Это же не моя была внучка, я вообще не имею к этому отношения.

А пока наша передача идет у нас в стране сотни младенцев загубили в абортариях. Давай от души все простим. Мир, дружба, жвачка, а потом танцы. Человек не понимает что такое прощение, о котором говорится. Это теоретическое восприятие совершенно неверно.

О чем говорит Господь? Между двумя людьми возникла коллизия.

Один человек нанес скорбь другому. Это богопротивная вещь- почему? Это значит кому -то из них нужно в ад, вместе они не могут.

Они вместе не могут ни в раю, ни в аду. Нужно вот это средостение разрушить. Если у обоих есть движение навстречу. У одного есть покаяние, это прости меня, я понял, что я принес тебе боль.

Другой как христианин должен найти в себе силы и простить.

Средостения нет, и оба идем в рай. А как простить, если злодей не думает ни в чем раскаяться? И что же, мне с ним идти в ад?

Если я его прощу -я иду в ад. Поэтому задавший этот вопрос просто не понимает очень глубоких богословских вещей.

Батюшка! Но тогда мой вопрос. Елизавета Федоровна идет в тюрьму к человеку, который только что взорвал бомбу ее любимого мужа.

И несет ему Евангелие.

И призывает его к покаянию. Он отверг. Она что делает? Она совершает христианский подвиг, уподобляется Христу, который молится на кресте: Отче прости им, не ведают что творят. И они что, все покаялись что ли? Все кто плевали, заушали, били тростью по голове? Они все тут же: ой, простите, больше никого, никогда не будем распинать. Так что ли?

Нет. Христос дает образ того, как может поступать христианин.

И она вошла в положение этого человека, Каляева, пришла к нему в надежде, что он раскается. Он это отверг.

Но этот ее приход…..

Нет, это ее готовность, и у христианина должна быть готовность простить. Но если в том человеке нет раскаяния, там нечего прощать, там нет средостения, которое ты можешь разрушить.

Она хотела его разрушить, она была готова. Этого не случилось.

Когда преступник в зале суда встает, поворачивается там к родителям, потерпевшей, жертве своей и говорит: простите меня, я признаю свою вину. Поворачивается к судье, присяжным, ко всем: виноват, грешен, простите. Вот какова реакциялюдей нужна?

Обычно, когда преступник так делает, практически любой судья обязательно смягчает наказание. Но он, конечно, смотрит насколько это искренне. Я не представляю, чтобы судья, к которому вот так обратились, дал 10 – 15 лет, такого никогда не бывает случая. Всегда судья реагирует, потому что это настолько редко, это просто не возможное редкое явление.

- Отец Димитрий у меня вопрос Москва - Третий Рим….

Вы это повторяете третий раз. Кто вам сказал, что Москва третий Рим?

-Филофей.

А что Филофей -это царь и Бог что ли?

-Ну, мы видим, чтоМосква является как бы центром…

Замечательные слова «как бы». Вот это ключевые слова «как бы».

Как бы ладно. Так и говорите: Москва- как бы знаете Третий Рим.

-Валентин из Подмосковья. Почему ослабевает любовь, даже со стороны детей к родителям? Почему так участились нападки на православную церковь?

В церкви с тех пор, как появился младенец Иисус на Земле, вся церковь была в Нем, потому что Он был богочеловеческий организм.

И начались гонения сразу. Поэтому был период без гонений, сейчас он вновь начался. Значит, мы в какой- то степени дозрели до этого.

-То - есть Господь хочет, что бы каждый человек явил свое христианство?

Ну, да. Каждое поколение.

-А то говорят много, являют как -то не очень охотно.

Ну, да, потому что, конечно, понятно: в такой ситуации жить не очень комфортно, но ничего с этим не сделаешь.

Мне кажется, что все это будет нарастать. Но пока ничего не ослабевает. Причем по всему миру. В Европе вообще гонения на крест, везде судебные постановления, чтобы кресты убрать.

С работы выгоняют, если человек носит крест. Ну, представляешь как во времена самого довоенного коммунизма, когда люди на маечку пришивали. И сейчас то же самое в Европе, в Америке происходит. И у нас уже разнузданная такая травля.

А почему дети не любят родителей- это понятно, потому что родители не любят детей. Но родители во-первых. Ребеночек, когда родился- у него была готовность любить, а родители занимались спихаловом, куда- то его деть. Другие родители бросают, третьи вообще даже не хотят регистрировать свой брак, и так далее. Четвертые не хотят алименты платить, а потом чего- то еще хотят.

На детей все время орут, обзывают их. Вот сколько приходит мамаш на исповедь и каются, что они называют своих детей самыми последними словами. А потом хотят, чтобы дети их любили?

Интересно, это как же так? Дети платят тем же.

Человек понимает, и кается и все равно продолжает?

Нужно же, чтобы было воздержание.

Так, вот смотришь, как очередь стоит, скажем, на исповедь в храме.

Никто не грешит, никого не обзывает, все, наоборот, пропускают, если человек пожилой. Значит, у людей есть все- таки есть зачатки добра и уважения друг к другу? Куда это все девается?

Это же на людях, а дома всераспоясываются.

Там уже не надо из себя что- то строить…

Ну, да. Вот и закончилась передача.

Довольно быстро сегодня. Всего вам доброго!