Истории о путешествиях кошака. Поместье Кинта-да-Регалейра

Усадьба Кинта да Регалейра (Quinta da Regaleira) это волшебное место полное загадок и глубокого философского смысла. С одной стороны по историческим меркам это почти новостройка, а с другой стороны поместье обустроил человек посвященный в тайны масонства, увлекающийся всеми возможными и невозможными мистическими теориями. В большом парке поместья вы найдете отсылки почти ко всем религиям мира существовавшим ранее и существующим и поныне. Это именно то место, где находится перевернутая башня или колодец Просвещения. Пройдя правильным путем по саду, вы как бы проходите обряд посвящения в великие тайны мироздания, по крайней мере именно таким образом задумывал этот великолепный парк хозяин усадьбы. Сад поместья Кинта да Регалейра это как бы изображение — космоса, вселенной, в идеальном её состоянии — райский сад Эдем.

Дворец усадьбы Кинта да Ригалейра

Остановившимся в Лиссабоне следует проехать до вокзала Росиу, сесть там на электричку, следующую до Синтры. Стоимость проезда 2,90€. Проезд можно оплатить карточкой Viva Vergem (проездной на общественный транспорт Лиссабона) или же купить билет прямо на вокзале в автомате. Рядом с ним обычно дежурят работники вокзала для помощи туристам.

Поместье находится всего в 2 км от центра Синтры, пригорода Лиссабона. Поэтому можно или прогуляться к нему пешком, или сесть на автобус № 435 у вокзала Синтры, или там же можно взять тук-тук. В отличие от замка Пена, Кинта да Регалейра находится у подножия горы поэтому лезть высоко не придется. По дороге вас ждут только довольно пологие холмики.

Усадьба Кинта да Регалейра стоит как бы особняком от остальных дворцов и замков Синтры. Билет в усадьбу можно купить непосредственно по прибытии в кассах. Стоимость билетов 6€ — взрослый, 4€ — льготный с 6 до 17 лет. Билет дает право на проход в парк и все строения в нем расположенные, включая дворец. К билету выдают план парка и дворца, чтобы вы ничего не пропустили.

В кассах поместья Кинта да Регалейра вы можете арендовать аудиогид на русском языке всего за 3€. Описано более 30 точек парка и дворца. У усадьбы Кинта да Регалейра есть свой официальный сайт , отдельный от сайта, посвященного всем остальным дворцам и паркам Синтры и соответственно оптовая скидка на эту усадьбу не распространяется.

Режим работы парка

Режим работы зависит от продолжительности светового дня, поскольку парк не оборудован искусственным освещением.

Ноябрь, декабрь, январь — с 10 до 17-30

Февраль, март,октябрь — с 10 до 18-30

С апреля по сентябрь с 10 до 20-00

Вход в парк закрывается за 30 минут до окончания его работы.

Если вы намереваетесь посетить Синтру, то все организационные вопросы я осветила в отдельной статье — , рекомендую к прочтению.

История создания усадьбы

Интересен тот факт, что поместье носит имя вовсе не своего создателя. Проследить историю земель на которых раскинулась в данный момент усадьба Кинта да Регалейра возможно с 1697 года. Земли периодически переходили от одного хозяина к другому и поместье часто называлось именем очередного владельца.

Только в 1830-х годах поместье получило свое настоящее имя. Говорят, что один из хозяев усадьбы однажды воскликнул: «Поистине царственный вид». Царственный на латыни значит — regal. В какую сторону смотрел тогда этот человек остается загадкой, потому что вид действительно царственный со всех сторон. Посмотришь наверх на гору увидишь венчающий её дворец Пена (хотя впрочем замка Пена еще не существовало, на его месте в то время стоял небольшой монастырь) и замок Мавров, посмотришь вниз увидишь центр Синтры с Национальным дворцом.


Вид из парка усадьбы на замок Мавров и дворец Пена
Вид из усадьбы на Национальный дворец и Синтру

В 1840-х годах поместье приобрел для своей дочери богатый торговец из Порто, в результате дама получила титул баронессы да Ригалейра. Тут есть некоторые неувязки, по одним источникам следует, что дочь торговца из Порто получила титул от имени приобретенной усадьбы, а другие утверждают, что именно фамилия баронессы дала имя поместью. В общем некоторые неясности имеют место быть.

В 1898 году поместье купил очень богатый человек — миллионщик Карвалью Монтейру (1848-1920г.г.). Он был очень образован, происходил из старинного рода, быстрее всего связанного с орденом тамплиеров (кресты тамплиеров украшают многие дома связанные с именем Монтейру), по слухам состоял в масонской ложе (официальных подтверждений тому не найдено). Монтейру не только основательно вложился в строительство дворца и разбивку парка, одновременно с этим он потратил огромные деньги на местный церковный приход, слыл заядлым коллекционером редких книг, замысловатых часов и прочих очень дорогих вещей. Не зря его называли миллионщиком. Именно Монтейру сделал это место таким, каким мы видим его сейчас со всеми многочисленными загадками и символами.

Первоначальное строительство и проектирование в 1898-1900 годах проводил итальянский архитектор Луиджи Манини, строительство всех павильонов парка продолжалось с 1904 по 1911 годы. Усадьба была частным владением вплоть до 1997 года. Т.е. со времен Монтейру там жили разные люди, переделывавшие дом по своему вкусу, а с 1967 года усадьба и вовсе принадлежала одной японской корпорации. Только в 1998 году поместье после небольшой реставрации открыли для посетителей и оно моментально попало в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, на мой взгляд совсем не зря.

С усадьбой Кинта да Регалейра история такая же, как и с замком Пена — парк в 100 раз превосходит дворец по красоте, замысловатости и очараванью. Поэтому, припоминая наши прежние ошибки осмотр мы начали именно с парка и не пожалели.

Парк усадьбы Кинта да Регалейра

Первым делом попав в парк мы отправились искать таинственный колодец Посвящения — самую главную изюминку этого места. Нужно заметить, что в колодец можно попасть разными методами. Внутри горы проложено множество ходов, которые смогут привести вас на разные ярусы колодца. Вполне возможно, что все эти подземные ходы существовали в горе до разбивки парка, архитектор лишь умело использовал естественные пещеры и полости лишь немного их обработав. Есть мнение, что сама перевернутая башня существовала в этом месте задолго до Карвалью Монтейру, кто её построил остается загадкой.

Колодец по замыслу представляет из себя 9 кругов Ада из Божественной комедии Данте. Глубина колодца 27 метров. Колодец использовали в обрядах посвящения в Таро. Там всё неспроста — количество ступенек, количество промежуточных площадок, всё это что-то символизирует. Данте все очень четко описал, за какие прегрешения мучаются в первом, втором и т.д. круге ада и даже привел имена известных грешников и описал все их мучения, так что читавшие могут спускаясь представлять себе эти образы. Там внизу изображен крест тамплиеров вписанный в герб Монтейру.


Колодец Посвящения

Нашедший правильный выход считается прошедшим все круги ада и очистившимся от своих грехов. Самый нижний ярус расходится в разные стороны многочисленными подземными ходами, лишь некоторые из них подсвечены светодиодной лентой, так что фонарик будет очень кстати. Не все ходы приведут вас к выходу из пещеры, некоторые обрываются просто в водоем. Свет виден, но выйти на него невозможно. Значит душа ещё не достаточно очистилась, нужно еще немного поблуждать в темноте.


Тупиковый выход из колодца Посвящения

Нашедшие правильный путь в лабиринте туннелей попадают на мостик через пруд из камешков и имеют возможность пройти по воде почти как Иисус, временами вода может подниматься до самых вершин камней для пущей реалистичности.


Выход из колодца Посвящения на мостик или на тропинку из камешков

А на мостике вас ждут испытания терпения и договороспособности. Всем хочется там сфотографироваться, нужно терпеливо ждать своей очереди и разминуться на узенькой дорожке с встречным потоком людей, так чтобы никто не угодил в воду.


Выход из колодца Посвящения

Пещеры вокруг колодца Посвящения не единственные в этом парке, там есть еще несколько гротов и даже целый подземный ход.


Вид сверху на выход из колодца Посвящения

Парк украшен множеством загадочных павильонов, смотровых площадок и изящных скамеек. Один из них портал Хранителей — тритоны защитники подземного царства. Там за порталом как раз и прячется подземный колодец Посвящения. А побережье Португалии в окрестностях Синтры называется землей тритонов.


Портал Хранителей
А вот и сами Хранители крупным планом

С террасы небесного мира открывается вид на загадочную башню зиккурат. Башня отсылает нас к шумерской мифологии. Шумеры строили свои башни трехступенчатыми в честь трех свои верховных божеств — бога воздуха, бога воды и бога неба, все было почти как у нас, мы тоже верим в Троицу. Существует и иное толкование смысла зиккуратов, как башни приглашающей богов спуститься с небес, а людей подняться над своими грехами и приблизиться к богу.

Зиккурат
Еще одна башенка напротив зиккурата

К древнегреческой мифологии нас отсылает пещера Леды. Леда удивительнейшая мифологическая женщина — она снесла несколько яиц от самого Зевса, притворившегося лебедем, чтобы овладеть ею. Из яиц вылупилось не то два не то три младенца, ставших впоследствии важными героями древнегреческой мифологии. А люстру в виде звезды Давида в этом зале подвесили намного позже для съемок фильма. Есть версия о том, что легенда с Ледой это такая античная трактовка непорочного зачатия. В общем каждый символ имеет несколько трактовок и о том что хотел сказать автор мы можем лишь догадываться.


Пещера Леды Еще одна башенка, расположенная над гротом Леды

Весь парк засажен диковинными растениями, собранными в одно место из разных уголков планеты. Только растительный мир парка, без всех этих замысловатых садово-парковых сооружений, уже представляет из себя отдельную занимательную экспозицию. Древовидные папортники относятся к древнейшим растениям нашей планеты, они появились каких-то 400 млн. лет назад. Когда-то они господствовали в тропическом поясе земли и были по нашим меркам гигантскими, сейчас же это очень редкие растения совсем небольшие.


Там по центру растут древесные папортники

За забором усадьбы в лесу сфотографировала этот цветок (просунув объектив между решетками). Как жительницу северных широт меня удивляет пышная тропическая растительность, способная радовать цветами в разгар зимы.


Цветок в декабре в лесу

Хозяин поместья хотел оставить многие уголки парка дикими или же обустроить их таким образом, чтобы они казались дикими, что ему и удалось. Парк как бы плавно перетекает в настоящий дикий лес на границах поместья. Если бы не забор то границ и вовсе не было бы видно.

Чисто теоретически я знала, что все наши горшечные растения растут в дикой природе где-то там на далеком юге, но такие густые заросли монстер в естественных условиях меня поразили.


Густые заросли монстер
Еще одно растение, которое в Питере встретишь лишь в горшке на окне

Совсем рядом с дворцом стоит неоготическая часовня. Там внутри цветной мозаикой выложен еще один крест тамплиеров.


Часовня усадьбы Кинта да Ригалейра

Рядом с часовней и дворцом расположено кафе с замечательным видом. Это единственная точка общественного питания на территории парка.

Дворец усадьбы Кинта да Регалейра

Дворец усадьбы совсем не велик. Для осмотра был доступен только первый этаж. Второй этаж и выход на крышу был на ремонте. Говорят на крыше располагалась алхимическая лаборатория Монтейру в восьмиугольной башне. Внешне дом выглядит весьма интересно, как и в дворце Пена тут можно заметить некое смешение стилей, но уже совсем других — неоготика, мануэлино, ничего арабского и мавританского нет и в помине.


Дворец усадьбы

Больше всего впечатлил зал с камином, оформленный в охотничьем стиле, раньше тут была столовая. Как всегда такой декор был выбран для этого зала совсем не спроста. Дело в том, что само слово «Monteiro» (фамилия создателя) означает — хранитель охотничьих угодий. Вполне возможно, что далекие предки Карвалью Монтейру служили как раз хранителями королевских охотничьих угодий.

Дверная ручка

Остальные немногочисленные залы совсем маленькие и гораздо менее впечатляющие, не могу ничего с собой поделать я выросла на тронных залах дворцов Ленинграда и малюсенькие, но тщательно отделанные помещения не способны поразить меня, не хватает душе простора и света, зеркал и позолоты.

Вот и всё, что я хотела вам рассказать про загадочную усадьбу Кинта да Ригалейра. Я упомянула лишь малую толику смыслов, заложенных в детали парка и дворца, если начать вдаваться в подробности, рассматривать все версии и толкования, то про усадьбу можно написать целую книгу, так много там всего заложено.

Хотите поехать в Лиссабон самостоятельно? Читайте в одной статье краткий . Вы узнаете: про все виды трансфера из аэропорта (стоимость), про стоимость билетов на общественный транспорт, получите план осмотра города на 6 дней, узнаете в какие из музеев стоит зайти, а какие пропустить.

5. Синтра: Кинта-да-Регалейра June 10th, 2011

А что, есть ли у меня во френдах масоны? Нет, я понимаю глупый вопрос, какой же масон признается в этом. С другой стороны, изрядно хитрый масон может всем рассказывать про свое масонство, чтобы точно уж никто не заподозрил. Ведь какой же масон признается, что он масон? Все будут числить его простым пустобрехом и фанфароном. К чему эта присказка, а к тому что г-н Монтейру был именно таким хитрым масоном. И даже создал целый масонский сад под носом у короля Португалии в Синтре, вот так вот зашифровался гад. Про этот сад, напичканный на каждом шагу нездоровой мистикой, и будет небольшой отчет.

UPD: Недавно я повторил поездку в Регалейру, свежий рассказ 2016-го года можно почитать по ссылке:

Сначала пара слов и несколько фоток самой Синтры. Городок находится всего в 23 км от Лиссабона. Электрички от вокзала на площади Россио ходят туда каждые двадцать минут. Будьте морально готовы, что в электричке вы будете единственными белыми. Впрочем, португальские негры показались мне в массе своей вполне культурными типами. Ну разве, что поголовно кладут ноги на соседнее сидение.

В самом городе прямо от жд вокзала курсирует специальный туристический автобус № 434. Он делает круг по всем красотам этого города. А достопримечательностей здесь хватит на любую европейскую столицу. Причем дело даже не в их количестве, а в их необычности. За день мы с трудом и галопом успели посетить три из них: дворец Пена, Замок мавров и усадьба Кинта-да-Регалейра.

Итак, первым делом отправились в Кинта-да-Регалейра (Quinta da Regaleira). На автобус решили забить и пошли пешком. С одной стороны посмотрели на саму Синтру, но с другой путь там не такой уж и близкий, так что если мало времени - лучше не повторять наш подвиг.

Вот хорошая и подробная информация, как можно добраться до Кинта-да-Регалейра и других достопримечательностей Синтры:
http://moiport-artlife.blogspot.com/2012/09/blog-post.html

Сразу выложу карту Кинта-да-Регалейра, чтобы было понятно, где чего находится.
Карту усадьбы можно взять сразу на входе или скачать по ссылке:
http://www.regaleira.pt/Docs/FolhetoPTpq.pdf

1. Городская ратуша сразу передала настроение этого места. Такое впечатление, что любой, кто ухватил в Синтре кусочек земли старался отстроить нечто экстравагантное и крышесносящее.

2. А как вам этот ушастый (ну или рогатый) дворец Синтры? Правда на резиденцию португальских монархов времени не хватило, но и снаружи странное средневековое строение вполне доставляет.

3. После Лиссабона такими домишками уже сложно удивить. Но тут они кажутся еще более старыми. Землетрясение, разрушившее Лиссабон, сюда не докатилось.

7. Потратив больше часа на дорогу, с учетом портвейна и сувенирных лавок, добрались таки до Кинты. Хотя повторюсь, сама дорога весьма живописна.

8. Чего только стоят огромные ромашковые (!) деревья. Никогда такого не видел.

9. В начале 1892 г. усадьбу приобрел Антониу Авгушту Карвалью Монтейру. Сей почтенный господин имел погоняло "миллионщик". Разбогатев на бразильском кофе и камнях, он решил на свои миллионы устроить личный Эдем на отдельно взятых 4-х гектарах.

Готический дворец Регалейры.

10. Кроме немерянного состояния Монтейру слыл человеком образованным и высокодуховным. Ну прямо португальский Ходорковский. В круг его интересов входили тамплиеры, розенкрейцеры, алхимия, Кабалла, гностицизм и прочее масонство. В общем, этакий типичный культурный багаж позднеперестроечного интеллигента. Состоял ли Монтейру действительно в масонах доподлинно неизвестно.

11. Так что и свою усадьбу он построил, исходя из подобной философии. Все здесь насыщено таинственными символами и знаками. Увы, все мои познания по этой теме ограничиваются "Маятником Фуко". Поэтому полностью постигнуть замысел создателя было мне не суждено. Но даже профану здесь весьма интересно.

Часовня - стилизация под Мануэлино.

12. По всей усадьбе раскиданы башни. Туристы охотно изображают сценки из диснеевской "Рапунцели". Девушка сидит наверху башни, а ее спутник снимает у подножия заветные кадры для фейсбука. Впрочем, туристов здесь на порядок меньше, чем в главной достопримечательности Синтры дворце Пена. Это еще один большой плюс места.

14. В средневековой еврейской мистике поиск Бога и божественного опыта на законе соответствия. Такая эзотерика стремится найти, с помощью аналогии, символические отношения между божественном и земным, между трансцендентным и имманентным, между видимым и невидимым, между человеком и вселенной. Переход от одного в другое измерение работает через обряд инициации, через ролевые игры и магические ритуалы, в которых неофит получает секрет трансмутации, получает членство в группу единомышленников и получает доступ на более высокий духовный уровень.

Теперь вы понимаете, что эти цветочки здесь НЕ ПРОСТО ТАК.

15. Из Регалейры хорошо просматривается Крепость мавров и Пена. На эту гору мы еще залезем чуть позже.

16. Калы в диком виде тоже раньше не встречал.

17. Ладно, мистика - мистикой, но я уже ранее каялся в своем профанном уровне. Так вот меня больше всего понравилась в усадьбе не вся эта эзотерическая муть, а местные подземелья. На фотке как раз один из входов туда.

18. Часть подземных ходов освещена такими "нитями Ариадны".

19. А часть ходов совершенно темная. Поэтому прихватите фонарик. Мы с Олькой конечно забили на подготовку, и пришлось подсвечивать дорогу вспышкой от фотиков и телефонами.

20. Внезапно, свет в конце туннеля! Так мы добрались до знаменитых колодцев усадьбы. Первым попался, так называемый, недостроенный колодец.

21. Первая фотка с изрядным зумом, на самом деле колодец метров 15 глубиной. Вот эта картинка лучше передает масштаб. Видите меня на самом дне? Опять таки, снято со вспышкой, на самом деле там очень темно. Чувствительным особам может быть не по себе.

22. И самое знаменитое и загадочное место усадьбы - колодец Посвящения. Колодец почти 30 м глубиной, вниз ведут 9 ярусов спиральной лестницы. В общем, девять кругов ада и все такое. Внизу блестит мраморный крест тамплиеров.

23. Вид снизу.

24. На дно колодца Посвящения можно попасть через подземный туннель.

25. А можно забраться и с поверхности. Вход в колодец замаскирован огромными глыбами и закрыт массивной каменной дверью.

26. Второе место после подземелий и колодцев отдаю Аквариуму. Опять-таки вход в него идет через подземелье.

27. Чтобы выбраться из Аквариума надо пересечь воду по каменным следам. Глубина где-то около метра, но совсем не улыбает бултыхнуться туда вместе с камерой. Видите слева просвет в ряске? Это как раз перед нами кто-то искупался, оставив на дне зонтик.

28. Как и все в Кинта-де-Регалейра, следы тоже с загадкой. Чтобы выбраться из подземелья нужно сделать первый шаг именно с левой ноги. Иначе по камням будет неудобно идти, а под конец пути придется весьма стремно прыгать на берег.

29. Подземный лабиринт Grotto выходит к озеру с водопадом. Вот в этом лабиринте меня уже накрыло, и я потерял ориентацию. Так и не сообразил, как я добрался до выхода, причем оказался там же, где и входил.

30. Короче, под конец прогулки по усадьбе крыша начинает ехать. Мы с Олькой стали подкарауливать и пугать туристов в темных подземных туннелях.

32. Срочно наверх к солнцу и цветам, приходить в себя!

33. Гулять тут можно полдня точно, но с ближайшей горы на нас призывно смотрел замок Мавров.

34. Не ожидал от Кинта-да-Регалейра чего-то такого. Пошерудив Винского, я думал, что кроме колодца Посвящения тут особо делать нечего. А на самом деле зависли часа на два, хотя толком не осмотрели и половины. В итоге впечатление оказалось очень сильное. Стоящее место, понравилось.

Более того, Регалейра так отложилась у меня в памяти, что я решил еще вернуться в это место. И осуществил свой план в 2015-м году. Так что можете еще раз прогуляться по Кинта да Регалейре в моем новом рассказе.

◎ Кинта да Регалейра (Quinta da Regaleira) причисляют к , наряду с дворцами и , а также Мавританским замком.

◎ Даже если вы выделили на посещение Синтры всего один день, то рекомендуем вам осмотреть дворцы Пена и Синтра снаружи, за неимением времени, а в Кинта де Рагалейра непременно зайти и прогуляться по поместью и парку.

◎ Парк и дворец Кинта да Регалейра часто называют таинственным и загадочным местом, и это действительно то, что чувствуется во время прогулок по многоярусному парку с подземными ходами, гротами и пещерами, фонтанами и озёрами, а также в готичной архитектуре четырёхэтажного дворца и, больше всего — в таинственном колодце со спиральной лестницей с арочными проёмами, который, как поговаривают, использовался членами масонской ложи для обряда посвящения. Колодец парка заслуживает отдельного внимания.

Колодец в Кинта да Регалейра

◎ Колодец состоит из девяти уровней, каждый из которых насчитывает по пятнадцать ступеней. Эти уровни символизируют девять кругов ада по Данте. На дне колодца вы увидите герб Монтейру — восьмиконечную звезду с крестом тамплиеров по центру, а на стене найдёте треугольник — один из символов масонства.

◎ Существует поверье, что пройдя по лестнице сквозь колодец в Кинтра да Регалейра ваша судьба кардинально изменится.

История Кинта да Регалейра

◎ Если вкратце, то история началась в XVII веке и с той поры у поместья сменилось несколько владельцев, одним из которых была дочь богатого сеньора из города Порту, баронесса Эрмелинда Аллен да Регалейра (1840 год). В 1892 году поместье перекупил миллионер Антониу Монтейру из Рио-де-Жанейро, который был членом тайного масонского сообщества. Всё, что мы видим сейчас в Кинта да Регалейра, было построено в период с 1904 по 1910 год по воле Монтейру.

◎ Кинта да Регалейра напитана символизмом, связанным с причастностью владельца к масонству, его особой философии и увлечением эзотерикой: отсюда и все эти тайные ходы, пещеры и колодцы. Парк Кинта да Регалейра напоминает таинственный лабиринт. Вы непременно почувствуете мистическую энергетику, исследуя парк.

◎ Строительством дворца занимался итальянский архитектор Луиджи Манини. Архитектурный стиль смешанный: романский стиль, готика, ренессанс и мануэлино.
В наши дни Кинта да Регалейра принадлежит муниципалитету Синтры. В 1998 была открыта для посещения публики.

Режим работы и стоимость билетов

◎ С 1 апреля по 30 сентября с 9:30 до 20:00. С 1 октября по 31 марта с 9:30 до 18:00. Последний вход за час до закрытия.
Закрыто 24 и 25 декабря; 1 января работает с 13:00 до 18:00.

◎ Стоимость билета:
с 18 до 64 лет — 6€;
до 5 лет — бесплатно;
с 6 до 17 лет — 4€;
с 65 до 79 лет — 4€;
старше 80 — бесплатно.

Как доехать до Кинта да Регалейра

Общественным транспортом
На электричке из Лиссабона до ст. Синтра удобнее всего доехать с вокзала Россиу. Также можно с вокзалов Ориент и Энтрекампуш.
До дворца ходит автобус №434 - проезд стоит 5€ туда-обратно, оплата у водителя. Остановка рядом с ж/д станцией - из главного выхода сразу направо.
Либо можно дойти до дворца пешком (около 40 минут)

На автомобиле
Можете доехать до Синтры по трассе IC19 (из Лиссабона), по IC30 (из Мафры) или по EN9 (через A5/Cascais).

Забронировать экскурсии по Лиссабону по лучшей цене

Данные экскурсии проводят творческие местные жители Лиссабона, которые могут вам показать город, рассказать на чем стоит экономить и где лучше тратить ваше время. Экскурсии проводятся на русском языке.

August 24th, 2016

Какое место мне больше всего запомнилось в Португалии во время ? Где еще в Европе можно спуститься в перевернутую башню? Где на каждом шагу попадаются символы масонов, розенкрейцеров и прочих тамплиеров? Как за восемь евро оказаться в живой иллюстрации к "Маятнику Фуко" Эко? Можно еще долго перечислять все эти "где", да "как", но ответ вы уже наверно знаете - это все об усадьбе Кинта да Регалейра в португальском городке Синтра.

Какого Бафомета (хехе, сейчас же тамплиеры пойдут на каждом шагу) я снова поехал в Кинту да Регалейру, если уже успел во время первой поездки в Португалию? Да, все просто - мне там очень понравилось. Почему бы не повторить, если уж меня снова занесло в Лиссабон? А раз за прошедшие пять лет у меня в жж полностью обновился список моих постоянных читателей, то я могу со спокойной совестью еще раз рассказать об этом парково-дворцовом комплексе. К тому же, по какой-то непонятной для меня причине, тот рассказ стал самым посещаемым в моем жж. Пару раз я даже слышал от своих знакомых, что они такие собрались в Регалейру, пошли гуглить отчеты туристов и в первых же ссылках наткнулись на мою физиономию. Так что надо было отдать дань месту, которое внесло такой весомый вклад в посещаемость моего уютного.

Скорее всего я не поехал бы во второй раз сюда, если до Кинты не было бы так удобно добираться из Лиссабона. Но с учетом, что дорога занимает чуть больше часа, выбора у меня просто не осталось. Конечно едем! Итак, добраться из Лиссабона до Кинты да Регалейры можно следующим образом:
1. Из сесть на электричку до Синтры. Электричка идет 40 минут и стоит всего 2 евро. Неожиданная цена для Европы, правда? Ходят поезда очень часто, примерно каждые 20 минут, так что можно специально не подгадывать время.
2. От вокзала Синтры сесть на автобус 435, который идет прямо до входа в Кинту да Регалейру. Билеты можно купить прямо у водителя, стоят тоже около двух евро.
3. Альтернативный вариант автобусу - прогуляться от вокзала до усадьбы пешком. Заодно можно посмотреть саму Синтру. Мы так и сделали на обратном пути, в следующем рассказе покажу фотки с прогулки. Дорога в этом случае займет минут двадцать.

Карту Кинта да Регайлеры можно скачать по ссылке ниже. Также вам ее выдадут вместе с билетом. В усадьбе столько интересных объектов, что выкладывать ее в рассказ смысла никакого нет, толком там ничего не будет видно, ниже только небольшой участок Регалейры для наглядности.
http://www.regaleira.pt/Docs/FolhetoINGpq.pdf

Создатель усадьбы Кинта да Регалейра - доктор Антониу Авгушту Карвалью Монтейру. Наследник огромного состояния Карвалью умножил его в Бразилии, торгуя кофе и драгоценными камнями. Карвалью Монтейру выкупил эту землю для постройки усадьбы в 1892 году. Эксцентричный миллионер хотел создать место, которое отражало бы его культурные интересы и мистическое мировозрение. Монтейру повезло, он нашел единомышленника - итальянского архитектора Луиджи Манини (работавшего над миланской Ла Скалой между прочим), который смог воплотить его замыслы по созданию Эдемского сада на Земле. В 1910-м году работы над парком и усадьбой были завершены.

Мы выпили по соточке портвейна в кафешке рядом с дворцом Регалейра и отправились на прогулку по этому Райскому саду. Первым делом посетителя встречает дворец Регалейра . Фасад неоготического дворца, щедро украшен декором в стиле неомануэлино. Тот самый случай, когда, глядя на здание, глаза разбегаются.

Тут тебе и готические шпили, и горгульи, и орнамент в виде причудливо сплетенных канатов, характерный для мануэлино.

Лавочки в Регалейре сами по себе почти, как дворцы. Опять-таки стоя рядом с лавкой можно почувствовать себя профаном, который проходит символическое "путешествие", во время масонского посвящение. Вот, спрашивает тебя Досточтимый Мастер: "Ей, кандидат, что это за фигня круглая сверху над столбиками?". А ты такой: "Да, это же армиллярная сфера - астрономический угловой инструмент для изучения координат небесных тел. Типа символ Вселенной и бренности человеческого бытия на ее фоне и все такое. А еще она у вас на португальском гербе изображена, всюду наши, да?"

Или, вот еще скамеечка. На ней высечено число "515". Погуглив, выяснил, что это из "Чистилища" Данте. "Пятьсот Пятнадцать, вестник Бога…", видимо, гончие символизируют этого самого вестника. Число 515 считалось священным в тамплиерской традиции. Оно связано со знаменитым "Числом Зверя" в Апокалипсисе — 666."Эти числа, которые так регулярно, как мы видим, чередуются, друг другу противостоят в принятом Данте символизме: действительно, известно, что в Апокалипсисе 666 — это "число зверя"... с другой стороны, 515 специально объявлено в предсказании Беатриче со значением, прямо противоположным первому: "Пятьсот Пятнадцать, вестник бога…" Полагали, что это 515 то же самое, что и таинственный Вельтро, враг волчицы, которая, таким образом, оказывается тождественной апокалиптическому зверю"/

Но хватит уже лавок, давайте взглянем на часовню Святой Троицы - еще одно здание в стиле неомануэлино.

Внутри часовни довольно тесно, но при этом она имеет несколько этажей.Обратите внимание на центральную фреску, с изображением Христа коронующего Богородицу. Одежды Девы Марии носят три алхимических цвета: белый, синий и красный прямо, как наш флаг. В целом, все похоже на обычный пышный интерьер португальских церквей, вот только, если убрать лавки, то увидите, что на полу изображен тамплиерский крест в окружении пентаграмм и армиллярных сфер.

И дворец и часовня отлично вписаны в пейзаж, кажется, что это еще одни экзотические деревья, которыми Мантейру засадил свой парк.

Переходим к следующему строению Кинты да Регалейры - гроту Леды . Внутри небольшой пещеры установлена статуя Леды, в руках она держит голубя, а у ее ног сидит (и, кажется пощипывает Леду) лебедь.

Леда смеется.
Вдруг раздается
Радости клик.
Вид сладострастный!
К Леде прекрасной
Лебедь приник.
Слышно стенанье,
Снова молчанье.
Нимфа лесов
С негою сладкой
Видит украдкой
Тайну богов.

Узнали автора? Да, да, этому эротическому сюжету с привкусом легкой зоофилии отдал дань и "наше все". По итогам этого свидания Леда снесла два яйца, из одного, из которых вылупилась Прекрасная Елена, из-за которой началась Троянская Война, стоп-стоп, не буду все пересказывать.

Над гротом Леды возвышается романтичная башня, парочки используют ее по назначению. Нет, нет, не как Леда и лебедь, а для фоточек в стиле "Рапунцель в окне замка".

С башни открывается отличный вид на Синтру.

Видны даже "рога" дворца Синтры. На самом деле это два дымохода дворцовой кухни.

Отсюда также хорошо видны еще две значимые достопримечательности в окрестностях Синтры: и . Я их успел посетить во время первой поездки.

Далее мы вышли на площадку, которая называется Терраса Небесных Миров . Это же Регалейра, тут не ждите простых названий. По краям террасы стоят две башни, которые Монтейру называл Зиккуратами . Отсылка к Вавилонской башне?

Напротив Небесных Миров стоят Ворота Стражников , которые очень похожи на часть небольшой крепости. Что же охраняют эти ворота, ведь за ними возвышаются парковые деревья?

Подходим ближе. В центре ворот небольшой фонтан, но справа виднеется скромная дверь. В нее и пройдем.

Вот, и разгадка! Ворота Стражников охраняют вход в подземный туннель. Я снимал со вспышкой, а на самом деле тут царит кромешная тьма.

Теперь понятно, что берегут эти два тритона в центре ворот. Может ли эта парочка извлекать сверхъестественные ноты из своей перламутровой раковины? Не знаю. Но, как пишет Лавкрафт: "Когда в подводных гротах тритонов, в древних затонувших городах звучат первобытные мелодии Властителей Древности, великие туманы поднимаются к небесам, а Кингспорт, ютясь на склоне холмов под надзором зловещего каменного часового, видит в стороне моря лишь мутно-белую пустоту, как если бы кромка берега была краем Вселенной — в такие минуты колокола на невидимых бакенах звонят торжественно и протяжно, словно паря в бесконечном океане эфира."

Я подобно Тесею последовал за светящейся нитью Ариадны. Надеюсь, там в темноте меня не поджидает минотавр?

Но, нет, подземный лабиринт вывел меня не к минотавру, а в Колодец Посвящения . Пожалуй, это самая интересная и мистическая постройка Кинты да Регалейры. Похоже это скорее на башню, вкопанную в землю. Вокруг 27-ми метрового колодца-башни проходит спиральная лестница. Здесь тоже не обошлось без таинственного символизма, в лестнице девять уровней, прямо, как количество кругов Ада у Данте. На каждом уровне 15 ступеней, но что это может означать для меня осталось загадкой. На дне колодца просматривается крест тамплиеров, вписанный в восьмиугольную звезду.

Во время моей прогулки по регалейре на дне колодца устроили концерт какой-то психоделической музыки, что еще больше усилило мистическое впечатление от этого странного места.

В колодце Посвящения могли проходить масонские инициации. Подобные ритуалы связаны символической смертью и возрождением, а погружение в землю и восхождение из нее неплохо все это символизирует. Земля - это одновременно место, которое дает нам жизнь и в то же время - это могила. Интересно было посмотреть, что творил Монтейру и посетители его усадьбы в этом колодце. Однако, никаких документальных подтверждений, что владелец Регалейры был масоном не обнаружено. Хорошо маскировался?

Я спустился в девятый круг Ада, где тусуются предатели Родины на дно колодца Посвящения, поплутал по туннелям и вышел к Водопаду . Даже удивительно, что для него Монтейру не изобрел очередное "алхимическое" название.

Если Колодец Посвящения - самое мистическое место Регалейры, то Водопад - самое живописное. Тут замечательный пруд, плотно заросший ряской и окаймленный ноздреватыми камнями. Пруд можно перейти по каменному мостику.

А можно по камням, уложенным на дно пруда. Тут на самом деле неглубоко, где-то по пояс, но искупаться в этой зеленой воде что-то мне не хотелось, поэтому ходил я по камням с изрядной осторожностью. В этой дорожке есть одна хитрость, камни расставлены так, что первый шаг должен быть с левой ноги, иначе проходить этот путь будет не слишком удобно. Полагаю, все это как-то связано с тройным масонским шагом .

Досточтимый Мастер говорит: «Брат Новопосвященный, тебе также следует научиться ритуальным шагам Вольных Каменщиков. При входе в Храм под знаком «К Порядку» ты должен исполнить эти шаги три раза. Стоя прямо и образуя ступнями ног прямой угол, ты делаешь шаг левой ногой и подводишь правую к левой, вновь образуя прямой угол».

Возвратившись от Водопада обратно в туннели, я вышел к еще одному колодцу. Он выглядит недостроенным, и собственно, так и называет Незавершенный колодец .

За грубыми камнями, из которых сложены стены колодца спряталась дорожка, ведущая наверх колодца.

И, наконец, мы с товарищем достигли самой высокой точки усадьбы - грота Девственницы .

В жаркой Португалии, недалеко от города Синта, есть необычное, почти мистическое место – замковый комплекс Кинта да Регалейра, окутанный аурой тайны. Построенный в архитектурных традициях неоготики и мануэлино, он таит в себе немало головоломок и любопытных секретов и дышит романтизмом старых замшелых стен и арок в обрамлении буйной растительности. В старом парке прекрасно сохранились часовня, живописные гроты, фонтаны, озера. Все вместе создает полное впечатление погружения в мир фэнтези. Затейливая масонская символика, запутанная система подземных коридоров и загадочных гротов, удивительный колодец Посвящения – непостижимые чудеса поместья влекут в эти стены тысячи очарованных туристов, путешествующих по Португалии.

История таинственной усадьбы

Первые летописные упоминания о поместье уходят в XVII столетие, в те годы его владельцем был некий Жозе Лейт, не оставивший следа в истории. За время существования эти земли сменили немало хозяев, одна из которых, баронесса да Регалейра, подарила усадьбе свое имя. До 1892 года имение ничем не выделялась в череде домов знатных португальских семей, пока его не выкупил эксцентричный бразильский миллионер А.А. Карвалью Монтейру по прозвищу «Миллионщик», разбогатевший на Родине и переехавший в Португалию.
Образованнейший человек своего времени, философ и коллекционер, безмерно влюбленный в книги, Монтейру собрал в своей усадьбе выдающуюся библиотеку, а всю свою сложную систему мироощущения воплотил в архитектурном облике и ландшафте поместья.

Преобразование усадьбы начинается в 1904 году, для этой цели владелец приглашает итальянского мастера Луиджи Манини, который позднее проектировал не менее загадочную усыпальницу Монтейру, оформленную в традициях масонского храма.
Строительство имения и парка завершилось к 1912 году, Карвалью Монтейру было суждено прожить в своем идеальном дворце лишь восемь лет. После его смерти поместье сменило несколько владельцев и в 1997 году было выкуплено мэрией Синтры.
Сегодня Кинта да Регалейра – интереснейший государственный музей, часть всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Воплощенный Эдем

Прогулка по тропинкам парка оживляет в воображении страницы «Божественной комедии» Данте Алигьери. Такова и была задумка Монтейру – в своем парке он видел земное воплощение божественного сада, а поместье было призвано стать своеобразным храмом философии избранных. Туннели, террасы и гроты паркового комплекса дышат таинственной символикой масонства, тайных обществ, алхимии и древних религиозных верований.
Парк Кинта да Регалейра включает в себя несколько ярусов: верхний – буйный неухоженный лес, тропинки которого ведут в нижнюю, во многом рукотворную часть ландшафтного комплекса. Здесь, на нижнем ярусе, перед визитерами предстают живописные озера и каналы, соседствующие с очаровательными резными беседками и бельведерами, причудливыми скульптурными группами и устремляющимися ввысь пиками башен.


Путешествие по уголкам дворцового сада приводит на террасу богов, где строгой линией встречает посетителя древнегреческий пантеон, павильон Ибиса относит нас уже к мифологии Древнего Египта, символизируя мудрость и тягу к знаниям.
В этом саду все не случайно. Каждая башенка, скульптура и бельведер исполнены тайным смыслом, разгадать который до конца не представляется возможным и по сей день.

Парк дворцового ансамбля

Колодец посвящения и Дантовы круги

Затерянный в лабиринтах сада неприметный проход ведет в глубины тридцатиметрового колодца, убегающего в недры скалы. Это и есть знаменитый Колодец Посвящения. Ведущая вниз винтовая галерея вмещает в себя девять уровней, символизирующих Дантовы круги ада. Каждый уровень насчитывает пятнадцать ступенек. На колодезном дне изображена восьмиконечная звезда – герб Монтенейру, в которую заключен внушительных размеров крест тамплиеров. На стенах можно заметить символ масонского братства – огромный треугольник.
Из глубин колодца уходят несколько подземных коридоров, бегущих в противоположные части паркового комплекса – к часовне, небольшому озеру с водопадом, многочисленным террасам и гротам. Ряд галерей подсвечены, иные погружены в кромешную тьму. Вереница туннелей символически отражает путешествием между тьмою и светом, смертью и воскрешением.

Вход в колодец Посвящения

До сих пор остается загадкой время возникновения колодца и системы подземных ходов. Бытует мнение, что они появились задолго до появления в усадьбе Монтенейру.

Окутана тайной и цель строительства мистического сооружения – местные поверья приписывают колодцу место проведения масонских ритуалов и обряда посвящения.

Однако никаких документальных свидетельств, подтверждающих эту версию, не обнаружено.

Подземная галерея

Залы и галереи дворца да Регалейра

Мрачноватые своды поместья венчают готические башенки, стены украшены затейливой лепниной и резьбой по камню, скульптурами горгулий, мистических животных и небывалых растений.
Примечательна деталь орнамента подоконника – старинная армилярная сфера, определяющая координаты небесных тел. Этот астрономический инструмент можно наблюдать на нескольких скульптурах усадьбы Кинта да Регалейра.
Поместье включает в себя четыре этажа:

  1. Цокольный этаж и полуподвальные помещения служили местом размещения слуг. Здесь же расположены прачечная, кухня, и кладовая для продуктов.
  2. Первые этажи богаты внутренним убранством: здесь расположен Охотничий зал со старинным камином, выполнявший функцию столовой. Своды и камин декорированы скульптурами животных и мозаикой на охотничью тему. Далее можно пройти в бильярдную и личные апартаменты «Миллионщика». На первых этажах некогда размещалась знаменитая библиотека Карвалью Монтейру и секретная комната алхимии.
  3. На втором этаже дворца размещается бывший рабочий кабинет владельца, а также спальни девушек-служанок.
  4. Третий этаж выходит на террасу, открывающую живописную панораму окрестностей Синтры и Замка Мавров.

Дворец венчает приметная восьмиугольная башня, под сводами которой расположена таинственная Пещера Леды.

Элементы архитектуры

Часовня усадьбы

Напротив дворца расположилась небольшая часовня римско-католической церкви, органично дополняющая внешнее убранство поместья. Интерьер часовенки богат старинными витражами и фресками религиозной тематики. На фасаде наряду с христианской символикой можно встретить и тайные знаки ордена тамплиеров и масонского братства.


Такова Кинта да Регалейра, одно из самых удивительных и неоднозначных мест в Португалии. Проезжая окрестности Синтры, непременно посетите этот волшебный образец архитектуры и человеческой мысли, до конца не разгаданный и по сей день.