Грам.стил. Строй простого предложения Ряд столов стояли посередине комнаты розенталь
Упражнение 345. Выберите один из заключенных в скобки
вариантов.
1. Ряд столов (стоял - стояли) посередине комнаты57.
2. Пять учеников (подошло - подошли) к экзаменацион-
ному столу 58. 3. Двадцать две тетради, проверенные учи-
телем, (лежало - лежали) на столе 59. 4. На совещание
(прибыл - прибыли) двадцать один делегат 60. 5. Тысяча
солдат (бросилось - бросилась - бросились) в атаку 61.
6. (Прошло - прошли) два месяца 62. 7. На экскурсию
(пошло - пошли) всего десять учеников класса63. 8. Пол-
часа, проведенные в обществе такого интересного рас-
сказчика, (прошло - прошли) незаметно 64. 9. Пятерка
истребителей (бросилась - бросились) на вражеские
бомбардировщики 65. 10. Много выпускников нашей
школы (пошло - пошли) работать на завод 66.
Упражнение 346. Выберите один из заключенных в скобки
вариантов.
1. Секретарь (выдал - выдала) нам нужные справки
[речь идет о лице женского пола] 67. 2. «Война и мир»
(написана - написано - написаны) Л. Н. Толстым °8.
3. Недавно у нас (открыта - открыто) кафе-столовая
с самообслуживанием 69. 4. Никто, даже самые сильные
ученики, не (мог - могли) решить эту трудную задачу 7Я.
5. Правление клуба, в том числе председатель и его за-
меститель, много (сделало - сделали) для развертыва-
ния культурно-массовой работы 70. 6. Народ Франции,
как и народы России, не (может - могут) забыть пе-
ренесенных бедствий и утрат во время второй мировой
войны 70.7. Группа студентов во главе с комсоргом, про-
форгом и старостой активно (помогала - помогали) кол-
хозникам в уборке картофеля 70. 8. Администрация шко-
лы, особенно директории завуч, много (сделала - сде-
лали) для организации летнего отдыха детей70. 9. Гороно
(подтвердил - подтвердило) свое указание 71. 10. В про-
даже (имеется - имеются) в большом выборе готовое
платье, обувь, трикотажные изделия 72. 11. Брат или се-
стра (поможет - помогут) мне устроиться на работу 72.
12. Мать с детьми (уехала - уехали) в деревню 73.
Упражнение 347. Согласуйте сказуемое с подлежащим, до-
пишите окончания.
1. Большинство студентов института, состоящих в
спортивных секциях, уже сдал... нормы по лыжам. 2. Ряд
мер, направленных на поднятие дисциплины среди уча-
щихся, принимается администрацией школы. 3. Подав-
Ляющее большинство учеников и учениц нашего клас-
са показал... на экзаменах глубокие знания. 4. Установ-
лен... три новых всесоюзных рекорда. 5. Сорок два станка
неумолчно гудел... и равномерно вздрагивал... .6. Много
детей больн... был... гриппом. 7. Мы вошли в кабинет
директора, после того как девушка-секретарь доложил...
о нашем приходе. 8. Такси стоял... у ворот дома. 9. Эти
пол-арбуза, как дети сразу догадались, был... отложен...
для них. 10. Ты и твои друзья окаж... нам помощь и на
ГРАММАТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
1. Употребление форм имен существительных
Упражнение 1. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением грамматического рода имен существительных.
После обеда мы обычно пили (черный – черное ) кофе .
Покупатель попросил дать ему (правый туфель – правую туфлю) .
(Читальный зал – читальная зала ) библиотеки всегда (переполнен – переполнена ) студентами .
В (табеле – табели ) отмечается выполненная членами бригады работа .
Крыша сарая была покрыта (толем – толью ) .
В магазине продается (яблочная повидла – яблочное повидло ) .
Лесовоз проезжал по (широкому просеку – широкой просеке ) .
Лицо женщины было покрыто (траурным вуалем – траурной вуалью ) .
Стрелочник вовремя заметил, что в ремонте нуждается (правый рельс – правая рельса) .
Кому приятно, чтобы ему наступили на (любимый – любимую мозоль) ?
Упражнение 2. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением формы падежа имен существительных.
Роль Раневской в («Вишневом саду» - «Вишневом саде» ) А.П.Чехова в свое время исполняла артистка Книппер-Чехова .
Мичурин творчески переработал многое из того, что было создано (Дарвином – Дарвиным ) .
В магазине «Одежда» был большой выбор чулок и (носок – носков ) .
Лучше всего астрономы наблюдают (Марс – Марса ) во время его противостояния, когда он находится на самом близком расстоянии от Земли .
Новый фруктовый сад раскинулся на территории свыше ста (гектар – гектаров ) .
В реконструированном (цехе – цеху ) завода было новейшее оборудование .
Работа должна быть закончена к первому (августу – августа ) .
В продажу поступила первая партия ранних (помидоров – помидор ) .
По завещанию наследство было разделено на несколько равных (долей – доль ) .
Чтобы разделить дробь на дробь, нужно (числитель – числителя ) первой дроби умножить на (знаменатель – знаменателя ) второй, а (знаменатель – знаменателя ) первой - на (числитель – числителя ) второй .
Упражнение 3. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением форм числа имен существительных.
Интересы людей, принадлежащих к (различным социальным средам – различной социальной среде ), во многом совпадают .
В (речи – речах ) студентов наблюдаются отклонения от литературной нормы .
Партизаны нередко попадали в (окружение – окружения ), но благодаря находчивости и присутствию духа вырывались из кольца неприятельских войск .
Почти все (цеха – цехи ) завода полностью восстановлены .
Нужно воспитывать у граждан (правильное отношение – правильные отношения ) к происходящему в мире .
Лучшие учителя школ страны регулярно проводят обмен (опытом – опытами ) профессиональной деятельности .
В современном сельском хозяйстве используются (трактора – тракторы ), созданные по новейшим технологиям .
Родина высоко ценит подвиги своих (сыновей – сынов ) и дочерей .
Чтобы баян красиво звучал, нужно широко раздвигать (меха – мехи ) этого музыкального инструмента .
Опытные (шоферы – шофера ) уверенно ведут машины по горным дорогам, почти не сбавляя скорости на поворотах .
П. Употребление форм имен прилагательных
Упражнение 4. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в
соответствии с нормативным употреблением форм имен прилагательных.
1. Ученик был (способен – способный ) к математике .
2. Молодое поколение всегда надеется на (более светлое – еще более светлое ) будущее .
3. Подобный ответ (бессмыслен – бессмысленен ) .
4. У ребенка появились и (худшие – более худшие ) привычки .
5. Второй прыжок был (ловчее – ловчее), чем первый .
6. Дверь (низка – низкая ) для такой высокой комнаты .
7. Небо сегодня удивительно голубое и (полно – полное ) какой-то особенной прозрачности .
8. Партия была отложена в (лучшем – более лучшем ) положении для белых .
9. Герой рассказа – кадет. Он всегда (подтянутый – подтянут ), всегда (одет – одетый ) по форме, (культурный – культурен ) в обращении .
10. Кто (ответствен – ответственен ) за проведение мероприятия ?
Ш. Употребление форм имен числительных
Упражнение 5. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением форм имен числительных.
(Трое юношей и трое девушек – три юноши и три девушки ) исполняли красивый танец .
Школьная библиотека располагает двумя тысячами (четыреста восемьдесят – четырьмястами восьмьюдесятью ) тремя книгами .
Первый искусственный спутник земли просуществовал как космическое тело (92 суток – 92 дня – в течение 92 суток ) .
Место лесоразработок находится в (полутораста километров – полутораста километрах ) от железнодорожной станции .
В этот день комиссия проэкзаменовала (двадцать два – двадцать двух ) студентов .
До конца месяца осталось еще пять дней, а план уже выполнен на 96,5 (процента – процентов ) .
Грузовые машины стояли у (обоих – обеих – тех и других ) ворот оптовой базы .
До начала экзаменов осталось полтора (учебного – учебных ) месяца .
Вся страна пышно отмечала (восемьсотлетие – восьмисотлетие ) со дня основания Москвы .
Каждому студенту выдали по (пять – пяти ) учебных пособий .
Вес посылки составил 8,3 (килограмма – килограммов) .
IV. Употребление местоимений
Упражнение 6. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением местоимений.
Сережа остался сиротой; отец умер, когда (ему – мальчику ) было девять лет .
Проводник шел впереди, а сзади (него – его ) ехала нагруженная вещами повозка .
Группа сдала все зачеты и попросила проэкзаменовать (их – ее ) в первую очередь .
Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула (его – стол – чемодан ) в сторону .
Больной попросил сестру налить (себе – ему ) воды .
Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от (ней – нее ) можно было ждать многого .
По плану на этом участке будут построены многоэтажные дома, напротив (их – них ) будет разбит сквер .
Если студент не начнет посещать занятия, то в отношении (его – него ) будут приняты строгие меры .
V. Употребление форм глагола
Упражнение 7. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением форм глагола.
1. Сюда (собираются дети – собирают детей ), которые бродят по улицам .
2. Надо помогать молодым духовно расти и (проявить – проявлять ) свои способности .
3. Не (порть – порти ) мебель, ставя на полированный стол горячий чайник .
4. Выступавшие в прениях (сосредотачивали – сосредоточивали ) внимание на основных положениях доклада и не касались частных вопросов .
5. Где вы (слышали – слыхали ) о последних событиях на Ближнем Востоке ?
7. Когда вы говорите, не (махайте – машите ) так сильно руками .
8. Цветок без воды (сох – сохнул ) в вазе .
9. Староста группы (уполномачивается – уполномочивается ) выступать от имени студентов .
10. По совету врача больной (полощет – полоскает ) горло раствором борной кислоты .
VI. Строй простого предложения
Упражнение 8. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным построением простого предложения.
1. Кроме спектаклей, артисты (примут участие в концертных выступлениях – дадут ряд концертов ) .
2. На восстановленных предприятиях (происходит рост производительности – растет производительность ) труда благодаря применению новейших технологий .
3. (Одна - одной ) из задач, которую нам предстоит срочно решить, является задача повышения уровня речевой культуры .
4. Сложный и оригинальный внутренний облик героини нашел свое отражение в ее языке, самом ярком (среди – по сравнению с языком ) всех действующих лиц пьесы .
5. Ломоносов в юности был (рыбак – рыбаком ) .
6. Эта река (спокойна – спокойная ) .
7. Общественность (широко готовится – готовится широко) отметить юбилей писателя .
8. Для нашей небольшой аудитории эта доска слишком (широкая – широка) .
VII. Согласование сказуемого с подлежащим
Упражнение 9. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.
1. Ряд столов (стоял – стояли ) посередине комнаты .
2. Пять студентов (подошло – подошли ) к экзаменационному столу .
3.Двадцать две работы, проверенные преподавателем, (лежало – лежали ) на столе .
4. На съезд (прибыл – прибыли ) двадцать один делегат .
5. Тысяча солдат (бросились – бросилась – бросилось ) в атаку .
6. (Прошло – прошли ) два месяца .
7. На экскурсию (пошло – пошли ) всего десять студентов группы .
8. Полчаса, проведенные в обществе такого интересного рассказчика, (прошло – прошли ) незаметно .
9. Пятерка истребителей (бросилась – бросились ) на вражеские бомбардировщики .
10. Много выпускников школы (пошло – пошли ) учиться в вузы .
Упражнение 10. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.
Секретарь (выдал – выдала ) [речь идет о лице женского пола] нам нужные справки .
«Война и мир» (написана – написано – написаны ) Л.Н.Толстым .
Недавно у нас (открыта – открыто ) кафе-столовая с самообслуживанием .
Никто, даже самые сильные ученики, не (мог – могли ) решить эту трудную задачу .
Правление садового кооператива, в том числе председатель и его заместитель, много (сделали – сделало ) для обустройства участков садоводов .
Народ Франции, как и народы России, не (может – могут ) поддерживать войну на Ближнем Востоке .
Группа студентов во главе со старостой и членами спортивной секции активно (помогали – помогала ) в организации соревнований между курсами по волейболу .
Администрация школы, особенно директор и завуч, много (сделали – сделала ) для успешного проведения олимпиады по физике .
Росно (подтвердил – подтвердило ) свое решение .
В продаже (имеется – имеются ) в большом ассортименте готовое платье, обувь, трикотажные изделия .
Брат или сестра (поможет – помогут ) мне устроиться на работу .
Мать с детьми (уехала – уехали ) на отдых .
Упражнение 11. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания.
1. Большинство студентов, состоящих в спортивных секциях, уже сдал… нормы по лыжам.
2. Ряд мер, направленных на улучшение дисциплины среди учащихся, принима…тся администрацией школы.
3. Подавляющее большинство учеников и учениц нашего класса показал… на экзаменах глубокие знания.
4. Установлен… три мировых рекорда.
5. Сорок два станка неумолчно гудел… и равномерно вздрагивал… .
6. Много детей больн… был… гриппом.
7. Мы вошли в кабинет декана, после того как девушка-секретарь доложил… о нашем приходе.
8. Такси стоял… у подъезда.
9. Эти пол-арбуза, как дети сразу догадались, был… отложен… для них.
10.Ты и твои друзья окаж…т нам помощь и на этот раз.
VIII. Согласование определений и приложений
Упражнение 12. Раскройте скобки, выберите нужную форму, согласуйте определение с определяемыми словами.
Три (соседние – соседних ) здания были построены недавно .
Квартира делилась на две (неравные – неравных ) части .
(Первые – первых ) два места поделили зарубежные спортсмены .
Привлекает быстрое обслуживание в (новом – новой ) кафе-столовой .
Город был открыт ветрам с северной и восточной (стороны – сторон ) .
И первая, и вторая (половина – половины ) встречи прошли в исключительно быстром темпе .
Ряд экспедиций провели студенты географического и исторического (факультетов – факультета ) .
Широкий шрам на его лице проходил как раз посередине между левым и правым (глазом – глазами ) .
Лето мы проведем в Рязанской или Тульской (области – областях ) .
В книге описываются последствия первого и второго крестов… (похода – походов ) .
Упражнение 13. Согласуйте определения с определяемыми словами, допишите окончания.
1.Российск… печать, радио и телевидение являются основными каналами информации в стране .
2. Загоревш… и окрепш… брат и сестра вернулись с моря .
3. Он с гордостью говорил об успехах сво… сына и дочери .
4. Реставрирован… музей и галерея открыты для посетителей .
5. В наследство России достались разрушен… промышленность и транспорт .
6. В последние годы отмечаются позитивные изменения в наш… технике, науке и культуре .
7. Экспонаты были размещены в больш… зале и холле .
9. Проводился конкурс на решение шахматн… этюда и задачи .
Упражнение 14. Допишите, где нужно, окончания в приложениях – географических названиях.
Некоторое время он жил в городе Москв… .
Упорные бои шли на реке Висл… .
Родом он был из села Крюков….
Линия железной дороги проходит в непосредственной близости от озера Байкал….
Пароход приблизился к острову Кипр… .
Теплое течение проходит мимо полуострова Флорид… .
Альпинисты остановились у подножия горы Казбек… .
Поезд приближался к станции Тул… .
Астрономы изучали движение планеты Марс… .
Много рыбачьих баркасов было в порту Находк… .
IХ. Некоторые случаи управления
Упражнение 15. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.
Докладчик оперировал (непроверенными –с непроверенными ) данными .
Преподаватель указал (о том – на то ), что в работе имеется ряд ошибок .
Русские народники в последней трети ХIХ века рьяно отстаивали взгляд (об «особом» пути – на «особый» путь ) развития России .
Все это говорило (за то – о том ), что, несмотря на сильный состав зарубежных участников турнира, наши мастера могут с честью бороться с ними .
Ответ (на заявление – по заявлению ) был получен немедленно .
Многие молодые режиссеры добились больших успехов (в деле создания - в создании ) интересных кинофильмов .
Движение на дороге было прервано (благодаря – из-за ) невнимательности постового .
Посевы проводились согласно (указаниям – указаний ) агронома .
Закончив гастроли, артисты цирка вернулись (из – с ) Крыма .
Упражнение 16. Укажите, правильно ли выбран падеж дополнения при глаголе с отрицанием в следующих примерах .
Некоторые студенты не выполняют домашние задания.
Успехи наших спортсменов не должны заслонять недостатки, которые все еще имеются.
Критика справедливо указывала, что писатель не замечает в своем творчестве отрицательные влияния.
Врач не обнаружил никакие признаки болезни у ребенка.
Было бы неправильным отрицать наличия положительных сторон в работе.
Некоторые мастера не приняли участие в розыгрыше первенства страны по шахматам.
Мальчик не боялся свою маму, хотя она была довольно строгая.
К сожалению, я не часто получаю писем из дому.
Упражнение 17. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.
Мать сильно беспокоилась (за сына – о сыне ) .
Всякий непредубежденный человек видит преимущества нанотехнологий (над – перед ) традиционными .
Хорошая подготовка фигуристов вселяет в нас уверенность в их (победу – победе ) .
Напрасны были попытки (тормозить – препятствовать ) развитию цифрового вещания .
К концу года каждое предприятие должно отчитаться (о – в ) проделанной работе .
Астрономы с большим интересом наблюдали (за солнечным затмением – солнечное затмение ) .
Мальчик бросил (камень – камнем ) в воду .
(Чем я обязан такому лестному отзыву - чему я обязан таким лестным отзывом ) о моей работе ?
Следует своевременно обеспечить (школам необходимое количество – школы необходимым количеством ) компьютеров .
Успокойтесь, выпейте (воду – воды ) .
В американских кинофильмах нередко показывается, как молодежь безуспешно ищет (работы – работу ) .
(В целях дальнейшего улучшения качества обучения – чтобы улучшить обучение ) высшие учебные заведения оборудовали компьютерной техникой .
Проверка (деканатом – деканата ) работы студентов первого курса выявила ряд недостатков .
Наш преподаватель организовал и руководит кружком любителей вышивки и вязания .
Х. Предложения с однородными членами
Упражнение 18. Укажите, правильно ли построены приводимые ниже предложения.
Больному давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины .
Укажем место Пушкина в истории русской и мировой литературы, его роль в создании русского языка, особенности онегинской строфы .
Чувство героя должно было пройти через испытания, равнодушие и капризы героини .
Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта .
Организована производственная практика студентов на заводах, в Сбербанке и конструкторском бюро .
Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, газетах и брошюрах, докладах и журналах .
Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: 1) ликвидация академической задолженности; 2) поднять дисциплину в группе; 3) соблюдать порядок и чистоту в общежитии .
Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение .
Хорошо отвечали на экзаменах как выпускники средней школы, а также учащиеся девятых классов .
В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Великобритания, Россия и др. .
Работа ведется в соответствии и на основе утвержденного плана .
ХI. Причастные обороты
Упражнение 19. Укажите, правильно ли построены приводимые ниже предложения.
Роман вскрывает противоречия, господствующие в государстве до перестройки .
Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений .
Писатель рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию .
В ближайшее время будет показана новая программа, создающаяся силами членов студенческого актива .
Наша регулярно выпускающаяся газета сообщает интересные сведения о жизни студентов .
Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью .
Ученики, напишущие плохо домашнее сочинение, должны будут его переделать .
Каждый студент, пожелавший бы участвовать в играх КВН, должен обратиться к организаторам .
Прочитанная лекция для студентов о преимуществах нано-технологий вызвала большой интерес .
Здесь противопоставлены: Буревестник, олицетворяющий пролетариат, стремящийся к революции и видящий в ней единственный выход, и глупый Пингвин, олицетворяющий
мещанина-обывателя, прячущийся от грома, боящийся надвигающейся,
хотя и не угрожающей ему бури – революции, беспокоящийся только о своей безопасности .
Ученик держал в руке орфографический словарь, служивший ему как справочник и которым он пользовался в случае затруднений .
Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова .
Упражнение 20. Замените придаточные определительные предложения причастными оборотами; если этого нельзя сделать, укажите причину невозможности замены.
Грушницкий из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы .
В крайнем доме, которым кончается деревня, горел еще свет .
Мы проезжали по равнине, которая была выжжена солнцем и покрыта пылью .
Грибоедов в комедии «Горе от ума» затронул ту же тему, которую потом стали разрабатывать другие писатели-классики .
Среди книг не было ни одной, которая не заинтересовала бы меня .
Метелица посмотрел и вдруг признал в черноголовом парнишке того самого пастушонка, которому он оставил вчера свою лошадь .
Илья входил во двор с важным видом человека, который хорошо поработал .
ХII. Деепричастные обороты
Упражнение 21. Укажите, правильно ли построены приводимые ниже предложения.
В соревнованиях на первенство мира по шахматам молодой мастер Каспаров, встречаясь с гроссмейстером Карповым, одержал победу .
Употребление этих выражений и оборотов может быть показано на наглядных примерах, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы .
Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента .
От науки требуются такие советы, применив которые получалась бы польза в практической работе .
Прочитав вторично работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно .
Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду .
Пользуясь калькулятором, расчет производится быстро и легко .
Получив тяжелую рану, солдат был спасен своими товарищами .
Он ушел, выполнив домашнее задание и когда закончил свои личные дела .
Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал .
Упражнение 22. Замените придаточные определительные предложения деепричастными оборотами и наоборот; если этого нельзя сделать, укажите причину невозможности замены.
1. Так как Горький хорошо знал жизнь и быт босяков, он мог ярко изобразить их в своих произведениях.
2. Когда мы вернулись домой, уже стемнело .
3. Евгений Онегин произвел на Татьяну сильное впечатление, так как резко выделялся среди других гостей .
4. После того как ученики закончили проверку диктанта, преподаватель собрал тетради .
5. Старик перевозчик дремал, наклонясь над веслами .
6. Каштанка, не вынося музыки, беспокойно задвигалась на стуле и завыла .
7. Мимо Каштанки, толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили люди .
8. Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол.
ХIII. Сложное предложение
Упражнение 23. Укажите, правильно ли построены приводимые ниже предложения.
Докладчик пытался убедить своих слушателей в том, что будто бы выдвинутые им положения проверены на практике .
Человечество охвачено страстным стремлением к тому, чтобы война в силу своей чудовищности изжила бы самое себя .
Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе .
Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу .
Казалось, что опасность настолько близка, что избежать ее не удастся .
Волчица осторожно пробиралась по дороге, ведущей к хлеву и которая была ей уже знакома .
Мы посетили выставку, на которую нам посоветовали сходить и посвященную творчеству Пушкина .
На улице началось сильное движение, во время которого автомобилем был сбит прохожий, которого отправили в больницу .
В группе обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты .
Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех .
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1.Иноязычные по происхождению несклоняемые слова, обозначающие неодушевленные предметы, относятся к среднему роду: летнее пальто, широкое шоссе . Исключение : кофе (мужского рода).
2.В литературном языке употребляется форма туфля (женского рода). Форма туфель (мужского рода) присуща профессиональному употреблению.
3.В современном языке употребляется форма зал (мужского рода) в значении «помещение для многолюдных собраний или для специальных целей». Форма зала (женского рода) является устарелой и имеет значение «просторная парадная комната в частном доме для приема гостей».
4.Слово табель в современном языке относится к мужскому роду. Только в выражении «Петровская табель о рангах» сохраняется прежняя форма женского рода.
5.Слово толь мужского рода. К мужскому роду относятся также слова (приводятся те, в грамматическом роде которых наблюдаются колебания): ботинок, валенок, выхухоль, георгин, довесок, желатин, занавес, канделябр, картофель, комментарий, корректив, мирт, погон, привесок, рельс, рояль, санаторий, фильм, эполет .
6.В литературном языке употребляется слово повидло (среднего рода). К среднему роду относятся также слова (приводятся те, которые иногда употребляются в другом роде с нарушением литературной нормы): ведерко, контральто, монисто, мочало, чучело, щупальце.
7.В современном языке употребляется форма просека (женского рода). К женскому роду относятся также слова (приводятся те, которые употребляются и в мужском роде, как форме устарелой, диалектной, профессиональной и т.д.): бакенбарда, бандероль, вуаль, катаракта (болезнь глаз), коленка, конопля, манжета, мозоль, плацкарта, расценка, чинара.
8.Некоторые существительные неодушевленные мужского рода второго склонения употребляются в предложном падеже единственного числа с одним из двух окончаний: -е (обычно без ударения) и –у (только под ударением). Окончание –у(-ю) употребляется, если перед существительным стоит предлог в или на , причем существительное имеет обстоятельственное значение (указывает на время, место, образ действия, состояние). Ср.: в саду – о саде, на берегу – о береге, на своем веку, на ходу, в цвету . То же при указании на вещество или массу (пряники на меду, весь в снегу ), при обозначении собрания людей (в полку, в строю ). В объектном значении (дополнение) употребляются формы на –е . Ср.: деревья в вишневом саду – в «Вишневом саде» А.П.Чехова; находиться в лесу – в «Лесе» А.Н.Островского.
Единственное число сказуемого употребляется в следующих случаях:
а) если внимание обращается на количество лиц или предметов, о которых идет речь (особенно если имеется в виду большое число предметов, поскольку большая группа воспринимается как одно целое, тогда как при подлежащем, обозначающем немного лиц, роль каждого больше выделяется): К началу экзамена явилось десять студентов; ср.: Сто семьдесят студентов нашего института приняло участие в кроссе. Пять студентов нашей группы приняли участие в кроссе. Количество может подчеркиваться словами всего, только, лишь (со значением ограничения): В соревновании участвовало всего десять команд;
б) если сказуемое выражено глаголом со значением бытия, наличия, положения в пространстве, действия, направленного на неодушевленный предмет, пассивного состояния лица и т.д.: В комнате было два окна с широкими подоконниками; Шесть бойцов умерло от ран;
в) если подразумевается совместное выполнение действия: Пять бойцов отправилось в разведку (группой);
г) при подлежащем, обозначающем меру веса, пространства, времени и т.д., в том числе при существительных лет, дней, часов: До конца пути оставалось двадцать пять километров; Вот два года моей жизни вычеркнуто (М. Горький). Следует отметить, что иногда сказывается влияние слов два (две), три, четыре, вследствие чего сказуемое ставится в форме множественного числа, например: Так прошли три недели (Л.Н. Толстой);
д) при составных числительных, оканчивающихся на один: Это было крупное международное состязание, в котором участвовал 21 представитель тринадцати стран мира. Под влиянием тенденции к согласованию по смыслу в разговорной речи встречаются конструкции типа 21 студент явились на экзамен;
е) при словах тройка, десяток, тысяча, миллион, миллиард, стоящих ближе к существительным, чем к числительным: Тысяча человек посетила выставку. Однако, поскольку указанные слова воспринимаются как числительные, возможны также конструкции типа Тысяча бойцов бросились в атаку.
ж) при подлежащем, выраженном сложным существительным, первой частью которого является числительное пол- (полчаса, полгорода и т.п.), сказуемое обычно ставится в единственном числе, а в прошедшем времени в среднем роде: полчаса пройдет, полгода пролетело, полгорода участвовало в демонстрации.
з) Однако если при подлежащем, выраженном сложным существительным, первой частью которого является числительное пол- имеется определение в именительном падеже множественного числа, то и сказуемое ставится во множественном числе: Остальные полдома уцелели от пожара.
СТРОЙ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Упражнение 1. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным построением простого предложения.
1. Кроме спектаклей, артисты (примут участие в концертных выступлениях - дадут ряд концертов) 50.1. На предприятии (происходит рост производительности - растет производительность) труда благодаря применению новейших методов производства Одна - одной) из задач, которую нам предстоит срочно решить, является задача повышения успеваемости по русскому языку5 2.4. Сложный и оригинальный внутренний облик Катерины нашел свое отражение в ее языке, самом ярком (среди - по сравнению с языком) всех действующих лиц «Грозы 6» 5. Ломоносов в юности был (рыбак - рыбаком)Эта река (спокойная – спокойна)Общественность (широко готовится - готовится широко) отметить сорокалетие деятельности писателя Для нашего небольшого класса эта доска слишком (широкая – широка)55
СОГЛАСОВАНИЕ СКАЗУЕМОГО С ПОДЛЕЖАЩИМ
Упражнение 2. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.
1. Ряд столов (стоял - стояли) посередине комнатыПять учеников (подошло - подошли) к экзаменационному столу5Двадцать две тетради, проверенные учителем, (лежали – лежало) на столе На совещание (прибыл – прибыли) двадцать один делегатТысяча солдат (бросилось - бросилась - бросились) в атаку Прошло - прошли) два месяцаНа экскурсию (пошло - пошли) всего десять учеников классаПолчаса, проведенные в обществе такого интересного рассказчика, (прошло - прошли) незаметно Пятерка истребителей (бросилась - бросились) на вражеские бомбардировщики Много выпускников нашей школы (пошло - пошли) работать на завод
Упражнение 3. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.
1. Секретарь (выдал - выдала) нам нужные справки [речь идет о лице женского пола] «Война и мир»(написана - написано - написаны) Недавно у нас (открыта - открыто) кафе-столовая с самообслуживанием 6Никто, даже самые сильные ученики, не (мог - могли) решить эту трудную задачу 70.5. Правление клуба, в том числе председатель и его за-меститель, много (сделало - сделали) для развертывания культурно-массовой работы Народ Франции, как и народы России, не (может - могут) забыть перенесенных бедствий и утрат во время второй мировой войны 70.7. Группа студентов во главе с комсоргом, профоргом и старостой активно (помогала - помогали) колхозникам в уборке картофеля 7Администрация школы, особенно директории завуч, много (сделала - сделали) для организации летнего отдыха детейГороно(подтвердил - подтвердило) свое указание В продаже (имеется - имеются) в большом выборе готовое платье, обувь, трикотажные изделия Брат или сестра (поможет - помогут) мне устроиться на работу Мать с детьми (уехала - уехали) в деревню73.
Упражнение 4. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания.
1. Большинство студентов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдал... нормы по лыжам. 2. Ряд мер, направленных на поднятие дисциплины среди учащихся, принимается администрацией школы. 3. Подавляющее большинство учеников и учениц нашего класса показал... на экзаменах глубокие знания. 4. Установлен... три новых всесоюзных рекорда. 5. Сорок два станка неумолчно гудел... и равномерно вздрагивалМного детей больн... был... гриппом. 7. Мы вошли в кабинет директора, после того как девушка-секретарь доложил... о нашем приходе. 8. Такси стоял... у ворот дома. 9. Эти пол-арбуза, как дети сразу догадались, был... отложен... для них. 10. Ты и твои друзья окаж... нам помощь и на этот раз.
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
50. Обороты с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, наряду с и т. п. должны непосредственно управляться глаголом, при котором они выступают в роли дополнений, в противном случае синтаксическая связь оказывается нарушенной. Так, нельзя сказать: «Вместо исправления ошибки ученик настаивал на своем мнении»; «Помимо работы на предприятии молодежь учится на вечерних курсах » . Второе предложение можно так исправить: Молодежь учится на вечерних курсах без отрыва от производства . Или: Работая на предприятии, молодежь одновременно учится на вечерних курсах.
51. Не следует усложнять конструкцию, заменяя глагол-сказуемое сочетанием существительного того же корня с полузнаменательным глаголом, например: вместо снижаются цены - «идет снижение цен» ; вместо растет успеваемость - «происходит рост успеваемости». Вторые варианты носят канцелярский характер.
52. Ошибочно построение предложения, в котором конец дается в ином синтаксическом плане, чем начало, например: «Одним из вопросов, подлежащих нашему рассмотрению, - это вопрос об укреплении дисциплины» , - следует сказать: Один из вопросов... - это вопрос. .. или Одним из вопросов... является вопрос ....
53. Нельзя допускать смешение разнородных понятий («язык» и «действующее лицо»).
54. Именительный падеж существительного или прилагательного при связке был обозначает устойчивый признак предмета: Он был человек практичный; Погода здесь постоянно была ветреная. Для указания на временный признак в этих случаях употребляется творительный падеж : Он был в то время студентом .
55. Полные имена прилагательные в роли именной части составного сказуемого обозначают постоянный признак, вневременное состояние, а краткие прилагательные - временный признак, временное состояние: река спокойная (обычно) - река спокойна (в данное время).
Полные прилагательные обозначают также безотносительный признак, а краткие - признак по отношению к определенным условиям: комната низкая (вообще) - комната низка (для высокой мебели). Кроме того, краткая форма имени прилагательного носит более отвлеченный, категорический характер, чем полная; ср.: он смел - он смелый, она зла - она злая.
56. Неудачный порядок слов: широко готовится отметить ; нужно: готовится широко отметить.
Существенное значение для правильного построения предложения имеет порядок слов в нем. Всякая перестановка слов в предложении влечет за собой или изменение смысла, или подчёркивание, выделение одного из членов. Ср..: а) Даже эта работа трудна для меня (имеется в виду нетрудная работа, но слабый исполнитель); б) Эта работа даже трудна для меня (подчеркивается неожиданность трудности); в) Эта работа трудна даже для меня (речь идет о сильном исполнителе).
Неудачный порядок слов искажает смысл предложения, затрудняет его понимание. Это видно из следующих примеров: «Богданов отказался вместе со всеми студентами сдавать зимнюю сессию, жалуясь на загруженность общественной работой » (следовало сказать: Богданов отказался сдавать зимнюю сессию вместе со всеми студентами...) ", «Глаза его прикрывали стекла очков» (понимание смысла фразы затрудняется из-за неоправданной перестановки подлежащего и прямого дополнения).
57. При подлежащем, выраженном именем существительным собирательным (ряд, большинство, меньшинство, часть и т. п .) в сочетании с родительным падежом множественного числа , сказуемое обычно ставится во множественном числе, если речь идет о предметах одушевленных или если подчеркивается активность действия, и в единственном числе , если подлежащее обозначает предметы неодушевленные. Например: Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены; Ряд новых домов стоял в конце деревни. Это общее положение усиливается или ослабляется дополнительными условиями контекста.
58. Если подлежащее выражено так называемым счетным оборотом, то есть сочетанием количественного числительного или другого счетного слова (например, несколько ) с существительным в родительном падеже множественного числа, то сказуемое обычно согласуется так же, как с подлежащим - собирательным существительным (см. п. 57). Например: Десять бойцов бросились в атаку; Засеяно сто двадцать гектаров; Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке (Л.).
59. При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во множественном числе, например: Три книги лежат на столе; Четыре ученика вошли в класс; Позади их щелкнули два выстрела, просвистели две пули (Л. Т.); Тридцать два человека дышали одним духом (Шол.).
60. При составных числительных, оканчивающихся на один , сказуемое, как правило, ставится в единственном числе: Школу окончил сорок один ученик.
61. При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в единственном числе и согласуется в роде: Получена тысяча книг для школьной библиотеки ; Отпущен миллион рублей на благоустройство поселка; Говорил он так, будто перед его пальцем сидела тысяча Андреев (А. Н. Т.).
62. При существительных лет, месяцев, дней, часов и т. п. Прошло две недели (П.); Пробило десять часов (Т.); Пятнадцать лет так прошло (А. Остр.).
63. Если при счетном обороте имеются слова все, эти, то сказуемое ставится только во множественном числе: Все три всадника ехали молча (Г.). Наоборот, при наличии слов всего, только, лишь сказуемое ставится в единственном числе: Гостей приходило только трое (П.).
64. Если подлежащее выражено сложным существительным, первой частью которого является числительное пол -, то сказуемое обычно ставится в единственном числе, а в прошедшем времени - в среднем роде: полдома сгорело, полжизни прожито; Полголовы еще осталось (Ч.). Но если при этих словах имеется определение в именительном падеже множественного числа, то сказуемое тоже ставится во множественном числе: Полгода, проведенные в деревне, восстановили здоровье больного.
65. Если в состав подлежащего входит имя существительное со значением определенного количества (пара, тройка, десяток, дюжина, сотня и т. п.) или неопределенного количества (масса, поток, уйма, пропасть, бездна и др.), то сказуемое ставится в единственном числе: За моею тележкою четверка быков тащила другую (Л.); Публики сегодня приходило целая бездна (Дост.); Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту (Буб.).
66. При словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое обычно ставится в единственном числе: Много птиц, красных, желтых, зеленых, лежало в ветвях (Гонч.); Сколько разных чувств проходит во мне, сколько мыслей туманом проносится...(Пришв.).
67. При имени существительном мужского рода , обозначающем профессию, должность, звание и т. д., сказуемое ставится в мужском роде независимо от пола того лица, о котором идет речь: агроном сделал доклад, директор вызвал к себе пионервожатую (в разговорном языке встречается в этих случаях постановка сказуемого в женском роде, особенно в конкретной обстановке, когда известно, о ком идет речь). При наличии собственного имени лица, при котором указанные слова выступают в роли приложений, сказуемое согласуется с собственным именем: Агроном Сергеева прочла лекцию .
68. При подлежащем, выраженном группой слов (названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий и т. д.), среди которых имеется ведущее слово или слово в именительном падеже, сказуемое согласуется с этим словом или словами: «Герой нашего времени» написан; «Волки и овцы» поставлены на сцене колхозного театра. Однако нельзя сказать: «Руслан и Людмила» написаны », поскольку речь идет об одном произведении, хотя в названии имеются два имени; в этих случаях следует добавить родовое наименование (поэма, произведение и т. д.), с которым и согласуется сказуемое.
Иногда сказуемое согласуют в роде с одним из слов, входящих в название: «Война и мир» написана ».
69. При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое (а также определение) согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или конкретное обозначение предмета: кафе-столовая отремонтирована, автомат-закусочная открыта, водевиль-обозрение показано, песня-романс стала весьма популярной, витрина-стенд помещена в вестибюле, внимание окружающих привлекала машина-фургон, плащ-палатка лежала в свернутом виде, концерт-загадка прошел с большим успехом, книга-справочник весьма полезна, таблица-плакат висела на стене, раскладное кресло-кровать стояло в углу.
70. Не влияет на форму согласования сказуемого наличие при подлежащем уточняющих слов, присоединительных конструкций, сравнительных оборотов и т. д.: Никто, даже лучшие специалисты, не мог вначале поставить правильный диагноз болезни .
71. Если сложносокращенное слово имеет грамматическую форму (склоняется), то способы согласования сказуемого обычные: колхоз закончил уборку урожая, вуз объявил набор студентов. При отсутствии грамматической формы у сложносокращенного слова сказуемое согласуется с ведущим словом сочетания, то есть ставится в той форме, в которой оно стояло бы при полном наименовании: МГУ объявил конкурс (Московский государственный университет), гороно разослал инструкцию (городской отдел народного образования).
72. Если сказуемое относится к нескольким подлежащим, не соединенным союзами или связанным посредством соединительного союза, то применяются следующие формы согласования: а) сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, обычно ставится во множественном числе: Промышленность и сельское хозяйство в СССР неуклонно развиваются", б) сказуемое, предшествующее однородным подлежащим, обычно согласуется с ближайшим из них: В деревне послышался топот и крики (Л. Т.). Если между подлежащими стоят разделительные или противительные союзы, то сказуемое ставится в единственном числе: Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется и смешным, и странным, и непонятным (Фурм.); Не ты, но судьба виновата (Л.).
73. При сочетании в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с ) типа брат с сестрой сказуемое ставится во множественном числе, если оба названных предмета (лица) выступают как равноправные производители действия (оба являются подлежащими), и в единственном числе, если второй предмет (лицо) сопутствует основному производителю действия (является дополнением): Сережа с Петей долго ждали возвращения матери и сильно волновались; Мать с ребенком пошла в амбулаторию .
При наличии слов вместе, совместно сказуемое обычно ставится в единственном числе: Брат вместе с сестрой уехал в деревню; Бригадир совместно с членом бригады взялся отремонтировать станок .
1. При подлежащем, выраженном сочетанием собирательного существительного (ряд, большинство, меньшинство, часть и т. п.) и существительного в форме родительного падежа множественного числа, сказуемое обычно ставится в форме множественного числа, если речь идет о предметах одушевленных или если подчеркивается активность действия: Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены , и в форме единственного числа, если подлежащее обозначает предметы неодушевленные: Ряд новых домов стоял в конце деревни . Это общее правило может нарушаться в условиях контекста.
2. Если подлежащее выражено так называемым с ч е т н ы м о б о р о т о м, т. е. сочетанием количественного числительного или другого счетного слова (например, несколько ) с существительным в форме родительного падежа множественного числа, то сказуемое обычно согласуется так же, как с подлежащим - собирательным существительным (см. п. 1): Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперёд по площадке (Л.); Десять бойцов бросились в атаку ; Засеяно сто двадцать гектаров .
3. При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится в форме множественного числа: Позади их щёлкнули два выстрела; Три книги лежат на столе; Четыре ученика вошли в класс .
4. При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в форме единственного числа: Школу окончил сорок один ученик .
5. При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в форме единственного числа и согласуется в роде: Получена тысяча книг для школьной библиотеки; Отпущен миллион рублей на благоустройство посёлка .
6. При существительных лет, месяцев, дней, часов и т. п. сказуемое обычно ставится в форме единственного числа: Прошло две недели; Пробило десять часов; Пятнадцать лет прошло .
7. Если при счетном обороте (колич. числ. + род. п. мн. ч. сущ.) имеются слова все, эти , то сказуемое ставится в форме множественного числа: Все три всадника ехали молча (Г.); а если имеются слова всего, только, лишь , то сказуемое ставится в форме единственного числа: Гостей приходило только трое (П.).
8. Если подлежащее выражено сложным существительным, первой частью которого является пол-, то сказуемое обычно ставится в форме единственного числа: На блюдце лежит пол-яблока , а в прошедшем времени - в форме среднего рода: полдома сгорело; полжизни прожито . Но если при этих словах имеется определение в форме именительного падежа множественного числа, то сказуемое ставится в форме множественного числа: Полгода, проведённые в деревне, восстановили здоровье больного .
9. Если в состав подлежащего входит существительное со значением количества - определенного (пара, тройка, десяток, дюжина, сотня и т. п.) или неопределенного (масса, поток, уйма, пропасть, бездна и др.), то сказуемое ставится в форме единственного числа: За моею тележкою четвёрка быков тащила другую (Л.); Публики сегодня приходила целая бездна (Д.); Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту (Буб.).
10. При подлежащем, включающем слова много, мало, немного, немало, сколько , сказуемое обычно ставится в форме единственного числа: Сколько разных чувств проходит во мне, сколько мыслей туманом проносится (Пришв.); Много птиц сидело на ветвях .
11. При существительном мужского рода, обозначающем профессию, должность, звание и т. д., сказуемое ставится в форме мужского рода независимо от пола того лица, о котором идет речь: Агроном сделал доклад; Директор вызвал секретаря .
В разговорной речи встречается в этих случаях постановка сказуемого в форме женского рода, когда известно, что речь идет о женщине: Наш профессор (дама ещё молодая) написала книгу .
При наличии имени собственного лица, при котором название профессии и т. п. выступает в роли приложения, сказуемое согласуется с собственным именем: Агроном Сергеева прочла лекцию .
12. При подлежащем, выраженном словосочетанием (названия литературных произведений, кинофильмов, журналов, предприятий и т. д.), в котором есть ведущее слово или слово в форме именительного падежа, сказуемое согласуется с этим словом (или словами): Герой нашего времени написан М. Ю. Лермонтовым ; Волки и овцы поставлены на сцене местного театра . Однако нельзя сказать: „Руслан и Людмила” написаны А. С. Пушкиным , поскольку речь идет об одном произведении, хотя в названии имеются два имени; в подобных случаях следует добавить родовое наименование (поэма, произведение и т. д.), с которым и согласовать сказуемое.
13. При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое (а также определение) согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или является конкретным обозначением предмета: автомат-закусочная открыта; концерт-обозрение показано; песня-романс стала весьма популярной; витрина-стенд помещена в вестибюле; внимание привлекала машина-фургон; плащ-палатка лежала; концерт-парад прошёл с большим успехом; книга-справочник полезна; таблица-плакат висела; раскладное кресло-кровать стояло .
14. Наличие при подлежащем уточняющих слов, присоединительных конструкций, сравнительных оборотов и т. д. на форму согласования со сказуемым не влияет: Никто, даже лучшие специалисты, не мог наладить компьютер .
15. Если подлежащее - сложносокращенное слово, которое имеет грамматическую форму (склоняется), то оно согласуется со сказуемым по правилам: Вуз объявил набор студентов; Алданзолото выполнило план .
При отсутствии у сложносокращенного слова грамматической формы сказуемое согласуется с ведущим словом сочетания, т. е. ставится в той форме, в которой оно стояло бы при полном наименовании: МГУ (университет) объявил конкурс; НЛО (объект) исчез за горизонтом.
16. Если сказуемое относится к нескольким подлежащим, соединенным только интонацией или связанным посредством соединительного союза, то:
1) сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, обычно ставится в форме множественного числа: Промышленность и сельское хозяйство нуждаются в инвестициях ;
2) сказуемое, предшествующее однородным подлежащим, обычно согласуется с ближайшим из них: В деревне послышался топот и крики (Л. Т.).
Если между однородными подлежащими стоит разделительный или противительный союз, то сказуемое ставится в форме единственного числа: Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется и смешным, и странным (Фурм.); Не ты, но судьба виновата (Л.).
17. При сочетании в подлежащем существительных в формах именительного падежа и творительного падежа (с предлогом с) типа брат с сестрой сказуемое ставится в форме множественного числа, если оба предмета/лица выступают как равноправные производители действия (оба являются подлежащими): Серёжа с Петей долго ждали возвращения матери , и в форме единственного числа, если второй предмет/лицо лишь сопутствует основному производителю действия (является дополнением): Мать с ребёнком пошла в поликлинику .
При наличии слов вместе, совместно сказуемое при таком подлежащем обычно ставится в форме единственного числа: Брат вместе с сестрой уехал в деревню; Бригадир совместно с инженером взялся отремонтировать станок .
332. Выберите одну из заключенных в скобки числовых форм глагола
1. Ряд столов (стоял - стояли) посередине комнаты 1 . 2. Пять учеников (подошло - подошли) к экзаменационному столу 2 . 3. Двадцать две тетради, проверенные учителем, (лежало - лежали) в шкафу 3 .4. На конференцию (прибыл - прибыли) двадцать один делегат 4 . 5. Тысяча солдат (бросилось - бросилась - бросились) в атаку 5 . 6. (Прошло - прошли) два месяца 6 . 7. На экскурсию (пошло - пошли) всего десять человек 7 . 8. Полчаса, проведённые в обществе такого интересного рассказчика, (прошло - прошли) незаметно 8 . 9. Пятерка истребителей (сопровождала - сопровождали) эскадру 9 . 10. Много выпускников нашей школы (пошло - пошли) работать на автозавод 10 .
333. Выберите одну из заключенных в скобки родовых форм глагола
1. Секретарь (выдал - выдала) нам нужные справки 11 . [Речь идёт о лице женского пола.] 2. Война и
мир (написана - написано - написаны) Л. Н. Толстым 12 . 3. Недавно в институте (открыта - открыто) кафе-столовая 13 . 4. Никто, даже самые сильные ученики, не (мог - могли) решить эту трудную задачу 14 . 5. Правление спортивного клуба, в том числе председатель и его заместитель, отлично (справляется - справляются) со своими обязанностями 14 . 6. Администрация школы, особенно директор и завуч, много (сделала - сделали) для организации летнего отдыха детей 14 . 7. НИИ (получил - получило) заказ на разработку новых строительных материалов 15 . 8. В продаже (имеется - имеются) в большом выборе цветы, семена, саженцы 16 . 9. Брат или сестра (поможет - помогут) мне сделать уроки 16 . 10. Мать с детьми (уехала - уехали) в деревню 17 .
334. Перепишите предложения, согласуя сказуемое с подлежащим
1. Большинство студентов института, занимающихся в спортивных секциях, уже сдал... нормы по лыжам. 2. Ряд мер, направленных на поднятие дисциплины среди учащихся, принима...тся администрацией школы. 3. Подавляющее большинство учеников и учениц нашего класса показал... на экзаменах глубокие знания. 4. Установлен... три новых мировых рекорда. 5. Сорок два станка неумолчно гудел... и равномерно вздрагивал... . 6. Много детей был... больн... гриппом. 7. Мы вошли в кабинет директора, после того как девушка-секретарь доложил... о нашем приходе. 8. Такси стоял... у ворот дома. 9. Эти пол-арбуза, как дети сразу догадались, был... отложен... для них. 10. Ты и твои друзья окаж...т нам помощь и на этот раз.