Фз 117 о накопительно ипотечной. Законодательство о военной ипотеке

ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 15 июля 2005 года
А.В. ТОЛКУШКИН
Толкушкин Александр Владимирович - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, член исполнительного комитета российского отделения Международной налоговой ассоциации (IFA), заместитель постоянного представителя российского отделения в Генеральном Совете IFA, один из ведущих российских налоговых консультантов.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее издание является подробным постатейным комментарием к Федеральному закону от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих". Закон был принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 5 августа 2004 г., одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 г., подписан Президентом РФ 20 августа 2004 года.
Документ был опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации", 23.08.2004, N 34, ст. 3532; "Парламентской газете", N 155 - 156, 25.08.2004, "Российской газете", N 182, 25.08.2004.
В соответствии со ст. 36 комментируемый Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2005 года.
Проект комментируемого Федерального закона был разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации, данного на совещании в Министерстве обороны Российской Федерации 23 марта 2004 г. о переходе с 1 января 2005 г. к накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих с учетом рыночных условий развития экономики страны.
Прежде существовавшая система жилищного обеспечения военнослужащих в условиях ограниченных возможностей федерального бюджета не позволяла реализовать в полном объеме установленные законодательством права военнослужащих.
Следует отметить, что принятие комментируемого Федерального закона не решает существующую проблему предоставления жилья как военнослужащим, находящимся в настоящее время на действительной военной службе, так и военнослужащим, уже уволенным в отставку или в запас.
Предметом правового регулирования и целью Закона являются отношения, связанные с формированием, особенностями инвестирования и использования средств для жилищного обеспечения военнослужащих с целью государственной поддержки жилищного обеспечения военнослужащих путем формирования жилищных накоплений за счет средств федерального бюджета и поддержания платежеспособности военнослужащих при ипотечном жилищном кредитовании.
Законом урегулирован вопрос участия в накопительно-ипотечной системе выпускников военных образовательных учреждений профессионального образования, заключивших контракты о прохождении военной службы до начала действия накопительно-ипотечной системы.
Важно отметить, что комментируемый Федеральный закон предусматривает предоставление военнослужащему или членам его семьи в случаях, определенных законопроектом, права на использование средств жилищных накоплений, учтенных на именном накопительном счете, вне зависимости от наличия у военнослужащего или членов его семьи жилых помещений для постоянного проживания.
Закон предоставляет возможность приобретения военнослужащим жилья в собственность с использованием инструментов ипотечного кредитования в любое время по истечении трех лет участия в накопительно-ипотечной системе, не дожидаясь окончания срока службы, а также выбора месторасположения и размера жилого помещения (жилых помещений).
Если военнослужащий - участник накопительно-ипотечной системы не приобретает жилье в период военной службы или по ее окончании, он имеет право при увольнении с военной службы получить накопленные на именных накопительных счетах средства и использовать их по своему усмотрению.
Закон предусматривает сохранение жилищных прав членов семей военнослужащих, установленных статьей 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В случаях смерти или гибели участника накопительно-ипотечной системы члены его семьи имеют право на целевое использование средств, учтенных на его именном накопительном счете участника, и получение дополнительных денежных средств для решения своих жилищных вопросов.
Размеры ежегодных начислений на именные накопительные счета участников накопительно-ипотечной системы не зависят от количества членов семьи военнослужащих.
Закон является специализированным актом, регламентирующим процедуру распоряжения бюджетными средствами, предназначенными для жилищного обеспечения военнослужащих, а также регулирующим вопросы формирования жилищных накоплений, принципы их размещения и инвестирования, полномочий Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, участвующих в организации деятельности накопительно-ипотечной системы, уполномоченного федерального органа, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Закон затрагивает административное, финансовое и гражданское законодательства.
В тексте Комментария дано разъяснение значений свыше 400 терминов и словосочетаний, необходимых для правильного понимания норм, установленных комментируемым Законом.
При подготовке настоящего Комментария были поставлены следующие задачи:
разъяснить содержание как комментируемого Федерального закона в целом, так и норм отдельных статей;
показать взаимосвязь норм комментируемого Закона с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)";
определить основные различия между нормами комментируемого Закона и нормами Гражданского кодекса РФ, а также нормами других специальных законодательных актов, нормативных правовых актов РФ;
выработать рекомендации по практическому применению отдельных норм комментируемого Закона.
Автор стремился сделать настоящий Комментарий максимально удобным для практического применения и предельно кратким.
При подготовке Комментария использованы акты законодательства и нормативные правовые акты по состоянию на 15 июля 2005 года. Все ссылки на акты законодательства и нормативные правовые акты приводятся на последнюю действующую редакцию документов, за исключением особо оговариваемых случаев, когда комментируются внесенные изменения и дополнения.
Список сокращений и аббревиатур
1. Нормативные правовые акты
Конституция РФ - Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993
АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ
БК РФ - Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ
ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ; часть вторая от 26.01.1996 N 14-ФЗ
Жилищный кодекс РФ - Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ
КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ
НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31.07.1998 N 146-ФЗ; часть вторая от 05.08.2000 N 117-ФЗ
Трудовой кодекс РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ
УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ
2. Государственные министерства, ведомства и организации
МВД России - Министерство внутренних дел Российской Федерации
Министерство обороны РФ - Министерство обороны Российской Федерации
Минфин России - Министерство финансов Российской Федерации
Минэкономразвития России - Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Минюст - Министерство юстиции Российской Федерации
МНС России - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
ПФР - Пенсионный фонд Российской Федерации
Росстат - Государственный комитет Российской Федерации по статистике (преобразован в Федеральную службу государственной статистики)
ФКЦБ - Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг
ФНС России - Федеральная налоговая служба Российской Федерации
ФСФР России - Федеральная служба по финансовым рынкам Российской Федерации
ЦБ РФ - Центральный банк Российской Федерации (Банк России)
3. Прочие сокращения
абз. - абзац
АИФ - акционерный инвестиционный фонд
АО - акционерное общество
ВВУЗ - военное высшее учебное заведение
г. - год
ГЖЗ - государственный жилищный сертификат
гл. - глава(-ы)
ЗАО - закрытое акционерное общество
коммент. - комментарий
МРОТ - минимальный размер оплаты труда
НИС - накопительно-ипотечная система
НПФ - негосударственный пенсионный фонд
ОАО - открытое акционерное общество
ООО - общество с ограниченной ответственностью
п. - пункт(-ы)
ПБУ - Положение по бухгалтерскому учету
ПИФ - паевой инвестиционный фонд
пп. - подпункт(-ы)
ПУРЦБ - профессиональный участник рынка ценных бумаг
разд. - раздел(-ы)
ред. - редакция
руб. - рубль(-и)
РФ - Российская Федерация
см. - смотри
СМИ - средства массовой информации
ст. - статья(-и)
ч. - часть(-и)
20 августа 2004 года N 117-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНОЙ СИСТЕМЕ ЖИЛИЩНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Принят
Государственной Думой
5 августа 2004 года
Одобрен
Советом Федерации
8 августа 2004 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Комментарий к преамбуле
Федеральный закон от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее также - комментируемый Федеральный закон) был принят Государственной Думой 5 августа 2004 года, одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 года, подписан Президентом РФ 20 августа 2004 года.
Комментируемый Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава I. Общие положения

от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Настоящий Федеральный закон распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 настоящего Федерального закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

Законодательство о безопасности гидротехнических сооружений состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов;

эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение;

собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением;

чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов;

декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса;

критерии безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений;

оценка безопасности гидротехнического сооружения - определение соответствия состояния гидротехнического сооружения и квалификации работников эксплуатирующей организации нормам и правилам, утвержденным в порядке, определенном настоящим Федеральным законом;

допустимый уровень риска аварии гидротехнического сооружения - значение риска аварии гидротехнического сооружения, установленное нормативными документами;

территория гидротехнического сооружения - территория в пределах границ землеотвода, установленных в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации;

обеспечение безопасности гидротехнического сооружения - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 4 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

Правительство Российской Федерации:

разрабатывает и реализует государственную политику в области безопасности гидротехнических сооружений;

организует государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений;

организует и обеспечивает безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в федеральной собственности.

от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 8 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 8. Общие требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений

Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:

обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;

представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;

государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений;

непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;

осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;

необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;

ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 9 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности и размещения объектов в русле реки и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;

поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;

осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;

содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций;

совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статью 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

На стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, либо утверждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию.

от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статью 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Государственная экспертиза проектной документации гидротехнических сооружений, содержащей декларацию безопасности гидротехнических сооружений, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Государственная экспертиза декларации безопасности гидротехнических сооружений, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнических сооружений, а также после их реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, проводится в соответствий с положениями настоящей статьи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Для проведения государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений могут привлекаться научно-исследовательские и проектные организации.

Государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений проводится по инициативе собственников гидротехнических сооружений или эксплуатирующих организаций, в том числе в случае их несогласия с предписаниями органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.

Органами надзора за безопасностью гидротехнических сооружений на основании заключения государственной экспертизы могут быть приняты решения об утверждении декларации безопасности гидротехнического сооружения, о выдаче соответствующего разрешения или об отказе в выдаче такого разрешения.

В случае несогласия собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации с решением органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений решение может быть обжаловано в судебном порядке.

Государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений осуществляется за плату.

Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ статья 12 настоящего Федерального закона исключена

Глава III. Надзор за безопасностью гидротехнических сооружений

от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статью 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

От 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ в статью 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования указанного Федерального закона

от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 13. Органы государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений

Органы государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений осуществляют надзор и контроль за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений, за исключением гидротехнических сооружений, полномочия на осуществление надзора за которыми переданы органам местного самоуправления.

Полномочиями органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений являются:

участие в размещении гидротехнических сооружений, а также в согласовании правил эксплуатации гидротехнических сооружений;

беспрепятственное посещение гидротехнических сооружений, ознакомление с материалами по вопросам безопасности гидротехнических сооружений и организации технического контроля;

организация проверки состояния гидротехнических сооружений и соответствия их состояния декларациям безопасности гидротехнических сооружений;

выдача предписаний об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений;

согласование использования территорий гидротехнических сооружений, русел рек и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины (за исключением предоставления земельных участков в водоохранных зонах) для осуществления хозяйственной или иной деятельности;

участие в разработке проектов нормативных правовых актов в области безопасности гидротехнических сооружений.

Предупреждение и ликвидация последствий вредного воздействия вод в виде разрушения гидротехнических сооружений осуществляются в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

Выданные органами государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений предписания об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений обязательны для собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций и подлежат немедленному исполнению. Данные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.

Эксплуатация гидротехнического сооружения и обеспечение безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), а также гидротехнического сооружения, которое подлежит консервации или ликвидации, и гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника, осуществляются в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Для проверки гидротехнических сооружений органы надзора за безопасностью гидротехнических сооружений могут формировать инспекционные комиссии.

При проверке гидротехнических сооружений осуществляется контроль за деятельностью собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций, а также подрядных организаций при эксплуатации гидротехнических сооружений, их восстановлении или консервации в целях оценки соблюдения норм и правил безопасности гидротехнических сооружений.

Проверка выполняемых работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте гидротехнических сооружений осуществляется уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Глава IV. Финансовое обеспечение безопасности гидротехнических сооружений

Риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения.

Страхователем риска гражданской ответственности за причинение вреда является собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация.

Условия и порядок обязательного страхования риска гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, регулируются федеральным законом.

Вред, причиненный жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, подлежит возмещению физическим или юридическим лицом, причинившим такой вред, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.

Порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности устанавливает Правительство Российской Федерации.

Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ действие статьи 17 настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г. в части финансирования за счет средств федерального бюджета организаций, по обязательствам которых Российская Федерация несет субсидиарную ответственность

В случае, если затраты, необходимые для возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения, превышают сумму финансового обеспечения гражданской ответственности, определенного в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона, порядок возмещения вреда устанавливает Правительство Российской Федерации. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 19 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 19. Нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений

Нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются:

строительство и эксплуатация гидротехнического сооружения, хозяйственное или иное использование русел рек и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины без соответствующего разрешения;

невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения государственной экспертизы проектной документации гидротехнических сооружений или государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений;

невыполнение предписаний органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений;

нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их проектировании, строительстве, приемке и вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации и выводе из эксплуатации;

непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью;

отказ от передачи органам надзора за безопасностью гидротехнических сооружений информации об угрозе аварий гидротехнических сооружений или сокрытие такой информации от данных органов, искажение такой информации, а в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - от органов государственной власти, органов местного самоуправления и от работников находящихся в аварийном состоянии гидротехнических сооружений, населения и организаций в зоне возможного затопления;

Должностные и иные лица за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, совершение действий (бездействие), приведших к снижению безопасности гидротехнических сооружений или к возникновению чрезвычайных ситуаций, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Глава VI. Заключительные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Нормативные правовые акты, принятые до вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют в части, ему не противоречащей.

2. Гидротехнические сооружения, которые находятся в эксплуатации при вступлении в силу настоящего Федерального закона, вносятся в Регистр в безусловном порядке без представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений.

3. Предложить Президенту Российской Федерации поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент

Российской Федерации Б. Ельцин

Москва, Кремль

8 августа 2004 года был одобрен закон №117 ФЗ «О накопительно-ипотечной системе ». Он решил проблемы о получении бесплатного жилья семьям военнослужащих. Для этого, нужно всего лишь стать участником НИС, и уже после трёх лет, военнослужащий имеет право получить квартиру за счёт государства.


Бесплатная консультация специалиста по всем вопросам связанным с военной ипотекой

Получить консультацию

Политика защиты и обработки персональных данных ООО «ИЛИС Групп»

Настоящая Политика защиты и обработки персональных данных (далее - «Политика конфиденциальности») подробно объясняет, сайт, размещенный по адресам сайт (в дальнейшем "мы", "наш", "сайт") использует информацию, оставленную Вами или полученную во время любой из Ваших пользовательских сессий (в дальнейшем «Ваша информация»). Политика конфиденциальности составлена в соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных), а также иными нормативно-правовыми актами в области защиты и обработки персональных данных и действует в отношении всех персональных данных (далее – Данные), которые ООО «ИЛИС Групп» (далее - «Общество») может получить от субъекта персональных данных во время использования сайта. Использование Вами сайта означает согласие с настоящей Политикой конфиденциальности. Вы проинформированы и согласны с тем, что Ваше согласие, данное в электронной форме на сайте, является согласием, полностью отвечающими требованиям действующего законодательства РФ и позволяющим подтвердить факт его получения Обществом. Вы даете своей волей и в своем интересе согласие на обработку, в том числе сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, обновление, изменение, использование, передачу администрации сайта, обезличивание, блокирование, уничтожение, передачу третьим лицам персональных данных, включая, но не ограничиваясь следующими персональными данными: ФИО, контактный телефон, адрес email, наименование юридического лица, индивидуального предпринимателя, ИНН, ОГРН, ОГРНИП, место нахождения юридического лица и индивидуального предпринимателя, банковские реквизиты и иное.

Настоящий документ применяется к сайту. Общество не контролирует и не несет ответственности за сайты третьих лиц, на которые Вы можете перейти по ссылкам, доступным на сайте.

Администратор сайта осуществляет обработку персональных данных, содержащихся в Вашей информации в целях исполнения договора между Администратором сайта и Пользователем на оказание Услуг сайта (см. Правила пользования сайтом).

Общество обеспечивает защиту обрабатываемых персональных данных от несанкционированного доступа и разглашения, неправомерного использования или утраты в соответствии с требованиями Закона о персональных данных.

Общество имеет право вносить изменения в настоящую Политику.

Персональные данные (ПД) – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу, юридическому лицу (субъекту персональных данных).

Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с ПД, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение ПД.

Автоматизированная обработка персональных данных – обработка ПД с помощью средств вычислительной техники.

Информационная система персональных данных (ИСПД) – совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных с использованием технологий и технических средств.

Оператор – организация, самостоятельно или совместно с другими лицами организующая обработку ПД, а также определяющая цели обработки ПД, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Оператором является ООО «ИЛИС Групп», расположенное по адресу: 115054, г. Москва, ул. Дубининская, д. 57, стр. 1, Э 2, пом. I, К 7, офис 30Б.

Вы имеете право на доступ к своим ПД и следующим сведениям:

– подтверждение факта обработки ПД Оператором;

– правовые основания и цели обработки ПД;

– цели и применяемые Оператором способы обработки ПД;

– наименование и место нахождения Оператора, сведения о лицах (за исключением работников)

– сроки обработки ПД, в том числе сроки их хранения;

– порядок осуществления субъектом ПД прав, предусмотренных Законом о персональных данных;

– наименование или фамилия, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку ПД по поручению Оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

– обращение к Оператору и направление ему запросов;

Оператор обязан:

– в случаях если ПД были получены не от субъекта ПД, уведомить субъекта;

– при отказе в предоставлении ПД субъекту разъясняются последствия такого отказа;

определяющему его политику в отношении обработки ПД, к сведениям о реализуемых

требованиях к защите ПД;

– давать ответы на письменные запросы и обращения субъектов ПД, их представителей и уполномоченного органа по защите прав субъектов ПД.

Вся информация собирается тремя способами.

Во-первых, просмотр нашего сайта приведёт к созданию его программным обеспечением определенного числа "cookies" (небольшие текстовые файлы, загружаемые в папку временных файлов вашего браузера). "Сookies" содержат идентификатор анонимной сессии ("session-id"), автоматически присвоенный вам программным обеспечением сайта, а также информацию о прочтенных вами темах форума, повышая таким образом удобство работы.

Во-вторых, к сайту подключен автоматический сервис Яндекс.Метрика и Google Analitics, считывающих параметры вашего посещения сайта. Данные сервисы необходимы нам для анализа проблемных, непонятных и узких мест нашего сайта, выявления сложностей при работе сайта, а также локализации возможных ошибок.

В-третьих, на сайте программно реализована возможность подачи следующих заявок:
заявка на скидку;
заявка на консультацию;
заявка на обратную связь;
другие формы заявок.

Указав номер телефона, вы автоматически соглашаетесь на отправку введенных данных организациям-партнерам, получать СМС-сообщения с важной с точки зрения администрации сайта информацией о Накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, в том числе с информацией о текущих скидках и специальных условиях. При возникновении желания отписаться от данной рассылки, Вы должны заполнить заявку в произвольной форме, воспользовавшись формой обратной связи.

Обработка персональных данных осуществляется:

– с согласия субъекта ПД на обработку его персональных данных;

– в случаях, когда обработка ПД необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ функций, полномочий и обязанностей;

– в случаях, когда осуществляется обработка ПД, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом ПД либо по его просьбе (далее – персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных).

Цели обработки ПД:

– осуществление гражданско-правовых отношений.

Обрабатываются ПД следующих субъектов:

– любые физические лица и юридические лица.

Общество не несет ответственности за какой-либо причиненный Вам вред или убытки, возникшие в силу наличия неточностей или ошибок в информации, указанной на сайте. Общество не несет ответственности перед Вами за неполучение какой-либо информации по причине проведения профилактических или иных работ технического характера на сайте. Хранящиеся ПД субъектов, которые могут быть получены, могут проходить дальнейшую обработку и передаваться на хранение как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

ПД, зафиксированные на бумажных носителях, хранятся в запираемых шкафах либо в

запираемых помещениях с ограниченным правом доступа.

ПД субъектов, обрабатываемые с использованием средств автоматизации в разных целях,

хранятся в разных папках.

Не допускается хранение и размещение документов, содержащих ПД, в открытых

электронных каталогах (файлообменниках) в ИСПД.

Данная Политика конфиденциальности размещена на сайте, изменения в Политику конфиденциальности вносятся путем размещения новой Политики конфиденциальности на сайте и вступает в силу с момента ее размещения на сайте, дополнительного уведомления об изменениях не требуется.


» (ФЗ №117) считается едва ли не самым популярным среди армейцев. И это понятно, ведь основная цель данного нормативного акта - решить одну из самых сложных задач в жизни военнослужащего: обеспечить жильем его и семью. Рассмотрим основные положения ФЗ №117 в разрезе возможности их практического применения.

Общие положения

ФЗ №117 «О накопительно-ипотечной системе» действует с начала 2005 года, и в течение всего времени действия в него вносился ряд изменений. Последние поправки сделаны в июле 2017 года по начало 2018 года. Все изменения носили уточняющий характер, и общих принципов обеспечения военных жильем не меняли.

Основная задача функционирования НИС закреплена в ст.1 Закона. В соответствии с этой нормой НИС, определена система накопления, инвестирования и использования бюджетных средств для решения жилищных вопросов армейцев. Это важная формулировка, поскольку именно она закладывает отличие участия в НИС от других форм обеспечения военнослужащих жильем. Военной ипотекой может воспользоваться любой армеец, а другими видами жилобеспечения - только те, кому необходимо сделать лучшими жилищные условия.

Задача НИС - не улучшить качество проживания нуждающихся, а обеспечить жильем всех армейцев.

В ст.3 ФЗ №117 дан перечень официальных трактовок терминов, связанных с военной ипотекой. Чтение любой нормы нужно начинать с изучения ст.3, поскольку если вы ошибочно определите, что такое реестр участников, именной накопительный счет и так далее, то не сможете правильно прочитать норму и, соответственно, ее применить.

Функционирование НИС

Второй раздел ФЗ №117 устанавливает основные и специальные организационные принципы работы НИС: пути использования системы, порядок формирования накоплений, распорядителей средствами системы.

Как армейцы могут воспользоваться возможностями НИС:

  • накапливать начисления (государство ежегодно вносит на счет служащего определенную сумму денег, а военный при уходе в получает всю сумму, приобретает собственное жилье);
  • получать целевой заем (досрочно брать в ипотечный долг у государства сумму, накопившуюся за 10- лет службы);
  • взять дополнительную выплату (после 10-ти лет армеец при увольнении получает право на прибавочные выплаты в размере, рассчитанном исходя из того, что данный военнослужащий дослужился бы до 20-ти льготных лет).

Откуда же появляются деньги на накопительных счетах военных. Ответ на этот вопрос отражен в ст.5 ФЗ №117. Ежегодно Правительство РФ определяет размер годового взноса на накопительный счет армейца. Цифра одна для всех, она не зависит от должностей и званий, а формируется исходя из показателей развития экономики государства, по результатам инвестирования накоплений для жилищного обеспечения. Проще говоря, те деньги, которые копятся на счетах, инвестируют в различные государственные проекты, и если они оказались прибыльными, то на следующий год эта прибыль распределяется между всеми участниками системы.

Сумма взносов по годам:

На счет армейца в год (руб.) Расчетный год
245 880,00 2015
245 880,00 2016
260 141,00 2017
268 465,60 2018

Взносы перечисляют ежеквартально. До момента выхода армейца в отставку либо запас и реализации своего права на жилобеспечение через НИС взносы по законодательству считаются собственностью РФ. После того как за эти деньги будет куплена квартира или другое жилье (приобретено, а не взято в ипотеку), данный объект жилой недвижимости станет собственностью военнослужащего.

Кто имеет право стать участником НИС

Гл.3 ФЗ №117 устанавливает категории тех армейцев, которые в обязательном порядке становятся участниками НИС, и тех, кто имеет право добровольно включиться в накопления.

Фактически закон делит армейцев на граждан, кто подписал контракты до начала 2005 года и армейцев, кто стал военнослужащим в более поздние периоды. В обязательном порядке становятся участниками НИС:

  • офицеры, включенные в ряды ВС, начиная с 01.01.2005 года;
  • неофицерские звания (прапорщики, мичманы) через 3 года после начала службы по контракту (например, если контракт был подписан в 2007 году, то прапорщик становится участником НИС в 2010 году);
  • выпускники военных ВУЗов (после 01.01.2005 года), получившие первое офицерское звание;
  • служащие, вышедшие из запаса и подписавшие новые контракты (еще не получавшие выплаты НИС становятся участниками системы с момента подписания нового контракта, а те, кто уже получал - по факту выслуги 20-ти лет с учетом льготного стажа).

Полный перечень случаев, когда армейцы обязательство включаются в реестр НИС, указан в ст.9 ФЗ №117.

Все остальные служащие могут стать участниками накопительной системы, изъявив желание, и подав соответствующее заявление в региональное отделение Росвоенипотеки.

Важный момент - право служащих пользоваться накоплениями (ст.10). По общему правилу такая возможность возникает после 20-ти лет стажа (в том числе и льготного). В данном случае это право не зависит от того, увольняется ли армеец или продолжает работать. Можно забрать вклад, и служить дальше.

Если выслуги только 10 лет, то военный получает право использовать накопления исключительно при увольнении.

Если 10-летней выслуги нет, а военного отстраняют от должности по состоянию здоровья, ОШМ, возрасту или в связи с тяжелыми семейными обстоятельствами (их перечень установлен законом), то увольняющийся также имеет право на выплату из НИС.

Кредитование военных

В гл.4 определен порядок кредитования армейцев в счет будущих выплат по накопительным счетам. В соответствии с этим разделом, ФЗ №117 военнослужащий имеет право на целевой заем (исключительно под жилую недвижимость и/или земельный участок) в сумме, которая может превышать фактические накопления на счету военного на момент обращения с просьбой о займе.

Такой заем выдается:

  • участникам НИС, состоящим в ней 3 года или более лет;
  • в расчетной сумме, что могла бы быть выплачена участнику по факту 10-летней календарной службы;
  • служащим, имеющим право на дополняющие выплаты, при оформлении целевого займа;
  • если приобретенная недвижимость передается в залог государству до момента ее покрытия очередными годовыми взносами.

При увольнении по собственному желанию или при негативных основаниях целевой заем должен быть возвращен в бюджет.

Отдельно настоящим законом определен порядок участия в НИС членов семей погибших военнослужащих, тех, кто не имеет возможности продолжать службу по причине производственных травм и так далее.

Гл.5 определяет порядок инвестирования накоплений, которые находятся на счетах у армейцев, и может быть полезна для правоприменителей, пытающихся оспорить эффективность и правомерность инвестиций.

Это краткий обзор ФЗ №117, который дает только общее представление о функционировании НИС.

В комментариях под текстом можно обсудить конкретные ситуации трактовки и применения норм этого закона.

Приветствуем! «ФЗ 117 о накопительной ипотечной системе» (закон о военной ипотеке) – это тема нашей встречи сегодня. Из этого поста вы узнаете актуальную редакцию, историю документа, а также комментарии основных статей от экспертов.

Российская Федерация является правовым и социальным государством, одной и основных задач которого считается социальное обеспечение своих граждан. Для этого были приняты ряд законодательных актов (например, ФЗ 166 или ФЗ 165 и т.д.). Вопросы социального обеспечения касаются и военнослужащих.

Одной из наиболее сложных проблем в Вооруженных силах РФ является обеспечение жилищных условий военнослужащих. Для решения данной проблемы государство разработало определенный механизм и систему.

Основой данного механизма служит конкретный законодательный акт — ФЗ номер 117 о накопительно ипотечной системе. Он был принят в 2004 году. Но он начал применяется с начала следующего года. Данный законодательный акт предусматривает порядок и правила обеспечения жильем тех военнослужащих, включенных в соответствующий реестр.

Предпосылкой для принятия подобного закона послужил Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Данный правовой акт не только регламентирует перечень тех лиц, которые считаются военнослужащими, но и предусматривает обязанность государства по предоставлению военнослужащим жилых помещений. При этом подобным правом наделены также члены семьи военных.

Законодательство меняется очень часто. Исключением не является данный законодательный акт, в который время от времени вносились определенные изменения и поправки. За период своего действия данный нормативно-правовой акт был изменен 17 раз. При этом в течение одного только 2015 года было внесено 3 изменений. Столько же и были внесены изменения в прошлом году.

Последняя поправка в данном законодательном акте была внесена в марте текущего года. На данный момент . На данный момент он состоит из 7 глав и 36 статей.

Общие моменты

Согласно общему правилу первая глава закона, как правило, содержит общую информацию и предусматривает те понятия, которые применяются в его тексте. ФЗ «О накопительно-ипотечной системе» не является исключением.

Первая глава состоит из 3 статей и содержит определение следующих понятий:

  • НИС представляет собой совокупность определенных правоотношений, основной целью которых является обеспечение реализации права военного на жилье;
  • Накоплени – данное понятие состоит и трех элементов – взносов (денег, которые передаются из государственного бюджета), доходов, которые были получены в результате инвестирования этих взносов, переданных соответствующему учреждению на основании договора доверительного управления, и финансов, которые были получены на из других источников, предусмотренных действующим законодательством;
  • участниками НИС могут быть контрактники и они должны быть включены в соответствующий реестр (для этого нужен соответствующий приказ);
  • накопительный счет –счет, который включает информацию о всех накоплениях;
  • целевой жилищный займ можно охарактеризовать как денежные средства, которые предоставляются военнослужащим в соответствии с условиями данного законодательного акта. Заемные деньги могут быть предоставлены как на возмездной, так и на безвозмездной основе;
  • реестр участников системы ведется соответствующим уполномоченным государственным органов, в качестве которого выступает Министерство обороны РФ.

Выше были приведены основные понятия, которые предусмотрены в указанном нормативно-правовом акте.

Как организовывается НИС

  • открытие именного накопительного счета;
  • внесение накоплений на данном счете;
  • оформление целевого кредита;
  • осуществление выплат на основании соответствующего решения уполномоченного органа в качестве дополнения суммы накоплений. Для начисления подобных выплат нужен приказ уполномоченного органа. При этом данная денежная сумма равняется той денежной сумме, которые мог бы получить военнослужащий до даты, когда продолжительность его военной службы составила бы 20 лет. Эти выплаты могут быть произведены как участникам НИС, так и их родственникам или членам семьи в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Так как источником накоплений является федеральный бюджет, их размер определяется ежегодно путем принятия соответствующего законодательного акта. При определении их размера учитываются следующие факторы:

  • сумма перечисленных взносов за предыдущий год;
  • уровень инфляции;
  • прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год.

Как свидетельствует соответствующий приказ Правительства РФ уполномоченный государственный орган должен вести учет взносов. Учет должен быть осуществлен начиная с первого дня следующего а открытием счета месяца до дня его закрытия.

Как гласит закон, средства, размещенные на накопительном счете, являются собственностью РФ, а не конкретного военнослужащего. Они не могут быть переданы в бюджет субъектов Российской Федерации. Кроме того они не могут быть предметом залогом.

В данной системе важное значение приобретают государственные органы, которые наделены определенными полномочиями. В их числе особое место занимают те государственные органы, в которых граждане проходят военную службу. В качестве их полномочий можно указать следующие:

  • формирование и ведение реестра тех участников НИС, которые проходят службу у них;
  • отправка уведомлений в уполномоченный государственный орган о смене места службы конкретного участника НИС;
  • предоставление соответствующему государственному органу о количестве участников НИС для дальнейшего составления проекта закона о федеральном бюджете;
  • отправляют уведомления участникам НИС об их включении или об их исключении из реестра НИС;
  • в случаях, предусмотренных действующим законодательством, осуществление соответствующих выплат военнослужащим или членам их семьи.

Определенные полномочия имеет и уполномоченный федеральный орган (как гласит приказ Правительства, это- Министерство обороны РФ). В частности, уполномоченный государственный орган наделен следующими полномочиями:

  • получение бюджетных ассигнований для формирования соответствующих взносов;
  • учет накопительных счетов;
  • проведение конкурса депозитарий, а также заключение соответствующего соглашения;
  • оформление и выдача займа и т.д.

В системе государственных органов важное место имеет совет по инвестированию накоплений. Именно данный орган осуществляет контроль за процедурой инвестирования денежных средств. Членами данного органа являются представители СРО, осуществляющих деятельность в сфере ценных бумаг, других общественных организаций и государственных органов.

Использование накоплений

ФЗ «О накопительно-ипотечной системе» четко предусматривает порядок и направления использования накопленных на счету военнослужащего денежных средств. Как следует из законодательных формулировок эти денежные средства могут быть использованы в следующих целях:

  • приобретения дома, квартиры или иного жилого помещения;
  • покупки земельного участка, на котором расположен жилой дом и который необходим для использования данного дома;
  • уплаты суммы первоначального взноса по военной ипотеке (по условиям, которые предусматривает закон об оформлении военной ипотеки) или при оформлении другого кредита для приобретения жилья;
  • оплаты части необходимой денежной суммы при участии в долевом строительстве;
  • погашения ипотечного кредита.

Это- все цели использования накоплений. Но кроме этого закон также предусматривает определенные условия. Например, военнослужащий может использовать данные средства только после истечения 3 лет с момента начала его участия в НИС. Кроме того необходимо помнить о том, что приобретаемое жилье или земельный участок становятся предметом залога.

Закон регулирует также те случаи, когда участники НИС находятся в заключенном браке. Они могут заключить договор целевого займа в отдельности. При этом каждый из них должен быть участником НИС не менее, чем 3 года, а приобретаемое за счет заемных денежных средств становится объектом их совместной собственности.

Типовая форма договора кредитования, а также порядок и правила оформления ипотечного кредита предусмотрены соответствующим законодательным актом (приказ Правительства РФ).

Уполномоченный государственный орган предоставляет целевой займ на период военной службы гражданина. В течение данного промежутка времени займ считается беспроцентным.

Закон также предусматривает порядок погашения целевого займа. В частности, его погашение осуществляется уполномоченным государственным органом при возникновении оснований, предусмотренных действующим законодательством. В качестве подобных оснований можно указать следующие:

  • продолжительность военной службы составляет 20 лет или более;
  • военнослужащий был уволен, но прослужил как минимум 10 лет;
  • военный достриг максимального возраста прохождения службы;
  • невозможность осуществления своих обязанностей из-за проблем со здоровьем.

Если военный умер или был признан умершим или без вести пропавшим, то в этом случае сумму накопительных взносов могут получить члены его семьи.

Если же военнослужащий оставил службу раньше срока без наличия оснований, предусмотренных действующим законодательством, то он должен вернуть сумму выплаченных уполномоченным государственным органом ежемесячных платежей. В подобной ситуации составляется соответствующий график, а срок возврата всей суммы задолженности не может превышать 10 лет.

Инвестирование накоплений

Как говорилось выше, средства на накопительных счетах участников НИС формируются также от инвестиционной деятельности. ФЗ о НИС тщательно регулирует порядок и направления осуществления инвестиций денежных накоплений. Закон гласит, что накопленные денежные средства могут быть инвестированы только в тех направлениях, которые указаны в данном нормативно-правовом акте.

К их числу можно отнести:

  • ценные бумаги РФ или субъектов РФ;
  • акции иностранных или российских эмитентов;
  • депозиты, которые открыты в кредитных организациях;
  • ипотечные ценные бумаги и т.д.

Закон запрещает использование накоплений для покупки ценных бумаг, которые были выпущены управляющими компаниями, кредитными организациями или другими учреждениями, с которыми имеется заключенный договор об обслуживании. Кроме того запрещается инвестирования также в те организации, которые были признаны банкротами или по отношению к которым было возбуждено конкурсное производство. Основная цель подобных запретов- обеспечение сохранности денежных накоплений военнослужащих.

С целью инвестирования денежных накоплений заключается договор доверительного управления. Учредителем в этом случае является Российская Федерация, от имени которой выступает уполномоченный государственный орган. Именно он организует конкурс и выбирает соответствующего управляющего для заключения соглашения. В качестве доверительного управляющего могут выступать индивидуальный предприниматель или специализированная организация, которые имеют разрешение на осуществление подобной деятельности.

Доверительный управляющий в свою очередь должен осуществлять деятельность и инвестировать денежные средства в соответствии с условиями заключенного соглашения. При этом им должны быть соблюдены все аппреты, которые установлены действующим законодательством.

Доверительный оправляющий:

  • должен вести учет управляемых средств;
  • не может заключать сделки, которые противоречат требованиям действующего законодательства;
  • должен осуществлять деятельность лично;
  • не может заключить договор залога доверенного ему имущества или передать его третьему лицу.

Необходимо знать о том, что доходы, полученные в результате инвестирования, не являются собственностью доверительного управляющего, и он не может свободно ими распоряжаться. Но в то же время он имеет право на получение определенного вознаграждения за свою деятельность, размер и порядок выплаты которого предусматриваются в договоре, заключенном с уполномоченным государственным органом.

Соглашение с управляющим заключается на срок до 3 лет. Но его действие может также быть продлено. Закон устанавливает основания для досрочного расторжения данного соглашения. Например, договор может быть расторгнут раньше указанного срока при признании управляющего банкротом или при отзыве у него лицензии на осуществление подобной деятельности.

Регулирование, контроль и надзор НИС

Регулирование НИС осуществляется как соответствующими законодательными, так и подзаконодательными актами (например, приказ, постановление Правительства и т.д.). Но все же основным нормативно-правовым актом, регулирующим данную сферу правоотношений, является ФЗ 117.

Данный законодательный акт также предусматривает перечень уполномоченных органов, которые наделены контрольными и надзорными функциями в данной сфере. В частности, определенными контрольными функциями наделено Министерство обороны РФ, как уполномоченный государственный орган.

За деятельностью доверительного управляющего контроль осуществляется Центральным банком РФ. Немаловажную роль в данной системе играет и совет по инвестированию накоплений.

Из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что на законодательной базе созданы все необходимые основы для реализации права военнослужащих на получение жилья. Конечно, для реализации данного права особое значение приобретает государственная помощь. Но для ее получения гражданин должен надлежащим образом осуществлять свои воинские обязательства, которые предусмотрены соответствующим договором. В иных случаях военнослужащий лишается возможности получения социальной помощи.

Более подробно о том, вы узнаете в нашем следующем посте. Рекомендуем ознакомиться.

Если вам требуется юридическая поддержка по исполнению своего права на поддержку от государства, то рекомендуем записаться на бесплатную консультацию к нашему юристу в специальной форме.

Ждем ваших вопросов и будем благодарны за клики по кнопкам социальный сетей и оценку данной статьи.