Доставка бизнес-ланчей. Как заработать на доставке готовых обедов

Наши потребности растут вместе с ценами в геометрической прогрессии. Хочется помочь близким, съездить на море, купить смартфон. Но где же взять деньги? Экономия – вещь хорошая, но когда сильно увлекаешься, становишься еще беднее. Главное - не втискиваться в рамки маленькой зарплаты и пособий, а искать дополнительный заработок, чтобы доход позволял наслаждаться жизнью. Так Дмитрий Михайлов из Ростовской области, работая в интернет-магазине, решил еще подработать курьером по доставке суши и роллов. Сегодня Дмитрий в гостях у журнала Reconomica и подробно расскажет нашим читателям о своей новой работе. Возможно кто-то из вас тоже захочет подрабатывать таким образом.

Всех приветствую. Меня зовут Михайлов Дмитрий Юрьевич, мне 21 год. Я живу в Ростовской области.

Живу с родителями, работаю дома на своего родственника, который занимается бизнесом. Я веду его интернет-магазин, то есть слежу за товарами, акциями и скидками, отвечаю людям в техподдержке о товарах, решаю какие-либо вопросы. Конечно, мой дядя платит мне не такую уж и маленькую зарплату, но я все-таки хотел заработать еще больше денег. У меня было много свободного времени, а дома сидеть просто-напросто скучно: игры надоели, по дому дел никаких нет.

Моя девушка живет пока с родителями, но в ближайшем будущем мы планируем начать жить вместе. К слову, квартиру я оплачивать смогу, так как моя зарплата у дяди - 30 тысяч рублей, а за работу 4-5 часов в день - это очень даже приличный заработок. Но, как я сказал ранее, я хотел попробовать себя в чем-то новом, с приятным бонусом - зарплатой.

Мысль о подработке

Я работал в интернет-магазине: выставлял скидки на товар, который мне отправил по электронной почте дядя - и между делом заглядывал в ВКонтакте. Так как я подписан на многие ресурсы своего города, то я увидел рекламную запись, где требовался курьер в ресторан роллов и суши.

Условия в этом заведении такие:

  • курьерская доставка по всему городу - 100 рублей,
  • при заказе от 600 рублей - бесплатная (курьер же с этих денег забирает себе 100 рублей, если заказ дороже 1000 рублей, а если меньше 1000 рублей, но больше 600, то забирает себе 50 рублей).

Суть очень проста. Если у тебя есть личный транспорт, то ты работаешь практически на себя. Тебе не нужно отдавать какой-то процент заведению, ты просто доставляешь и забираешь деньги себе (под роспись с каждого чека), а зарплату тебе платят каждую неделю.

Мне понравилось такое предложение, тем более, что запись была опубликована несколько минут назад. Я позвонил по номеру телефона, рассказал о своем неимоверном желании работать в их компании. И меня взяли на работу через собеседование по телефону!

Подработка курьером

График был таков: мне звонят по телефону и говорят, на какое время заказ и куда нужно его доставить. Обычно часы были забиты всегда, но там от места отправки до места назначения ехать минут 20-30, поэтому выходило всего заказа два в час, между делом я успевал обновлять интернет-магазин и отвечать на запросы пользователей.

Подробно о заказах

Расскажу более подробно о заказах. Каждый вечер мне звонила девушка, которая принимает заказы на кассе и по телефону. Она говорила, во сколько у меня первый заказ и в какое время нужно подъехать к ресторану, чтобы его забрать. Я на следующий день ехал на своем автомобиле, забирал заказ и отвозил его.

Кто хоть раз работал в подобном заведении, знает, что заказы развозят в сумке в форме квадрата (метр на метр), которая имеет термостойкость. То есть, чтобы заказ быстро не остыл, его кладут в сумку, которая служит термосом. Если положить туда что-то горячее, то такой термос сможет продержать тепло порядка двух-трех часов, этого времени вполне хватает, чтобы доставить заказ.

Мне хочется рассказать историю, с которой я получил самую большую прибыль на данный момент моей работы.

Самый прибыльный заказ

Как-то у меня оставался последний заказ. Я находился от места назначения за целых 40 километров, а это довольно длительный путь, с учетом того, что вечером дороги очень загружены. Заказ был очень большим, поэтому доставать мне его нужно было за два-три подхода. Мне уже звонили и спрашивали, где их еда, но я отвечал, что так и так, я попал в пробку, ожидайте.

За двадцать минут мне позвонили три раза (там был праздник, а без еды они начинать не могли). Я искренне извинялся, мне было очень неудобно, что я заставляю людей ждать. Как только я прибыл по адресу, сразу увидел около подъезда трех человек, которые, собственно, и забирали заказ. Заказ был на три с половиной тысячи рублей.

Я еще раз извинился, меня поняли и дали мне около пятисот рублей чаевых. То есть за один заказ я получил 600 рублей (чтобы вы понимали, то примерно так оценивается одна смена на нашем заводе).

Что выходит по деньгам

Заработок зависит просто от удачи и количества заказов с доставкой. Иногда у меня получалось заработать всего 250 рублей за день, так как это был понедельник, никто не заказывал доставку, и было около трех-четырех заказов (с доставкой). А бывали дни, когда я мог заработать и две тысячи рублей (в основном, это пятница, суббота, воскресенье).

В месяц у меня выходит стабильно более 15 тысяч рублей. За три месяца работы ни разу не было меньше.

Я считаю, что это неплохая подработка. Конечно, она может быть и основной вашей работой, но как мне кажется, то для основной это довольно маленький заработок. Хочется также рассказать о минусах этой работы, чтобы вы понимали, что вас ожидает, если вы решитесь выбрать такой способ подработки.

Заработок зависит просто от удачи и количества заказов с доставкой.

Клиент всегда прав

  1. Необходимо знать город. Да, конечно, есть навигаторы, но иногда они могут завести в такую глушь… Поэтому если вы не знаете элементарных мест города, то, скорее всего, вам данная работа не подойдет.
  2. Нужно с каждым клиентом обходиться вежливо. Даже если к вам выйдет забирать заказ пьяный, наглый мужчина или женщина и будут говорить вам, какой вы плохой, какая плохая еда и доставка - просто промолчите, получите оплату за заказ и езжайте по своим делам. Иначе вас могут уволить, так как в таких заведениях действует правило: клиент всегда прав.

Мне при собеседовании сразу сказали: “Если будешь хамить клиентам и у них будут на тебя какие-то жалобы, то мы с тобой попрощаемся”. Я, сам по себе, не такой уж конфликтный человек, поэтому у меня таких проблем не было.

Если вам нравится такая идея, то в интернете вы всегда сможете найти множество предложений.

Предприниматель придумал создать предельно аскетичный сервис — как в самолете, где надо делать простой выбор: рыба, курица или мясо. «Мы ориентировались на мужчин, много работающих и зарабатывающих, которые экономят свое время и для которых важны не развлечения, а результат», — объясняет Алексей. Главным конкурентным преимуществом создатели проекта решили сделать скорость доставки: она должна была быть в несколько раз выше, чем в среднем на рынке.

Стартапы экспресс-доставки — модная тема во всем мире. Одним из первых стал проект Spriq, доставляющий еду в Сан-Франциско за 15 минут. Компания стартовала в 2013 году, привлекла $52 млн инвестиций и поглотила своего прямого конкурента SpoonRocket. Два года назад в Англии появился проект EatFirst, недавно он привлек $8 млн инвестиций. В Греции есть похожий проект Forkee, который привлек $3 млн инвестиций. Концепция везде похожая: минимальный выбор блюд, максимальная скорость доставки.

Скорость имеет значение

На запуск проекта, который получил название «Голод», Овчинников потратил 3 млн руб. собственных средств, из которых 2,5 млн руб. ушло на оплату разработки приложения. Несколько месяцев «Голод» отрабатывал бизнес-модель, пытаясь сократить временные затраты на каждом этапе. Выяснилось, что 60% времени ожидания заказа тратится на готовку блюда и лишь 40% уходит на дорогу к клиенту. Овчинников решил готовить блюда заранее и развозить их по мере поступления заказов.

Первым делом надо было определить максимально короткое время доставки. Для этого сотрудники «Голода» написали программу, которая случайным образом создавала заказы в районе Садового кольца. По тестовым маршрутам ездили реальные курьеры по настоящим пробкам. Кому-то удавалось доехать за 3 минуты, а кому-то — за 26, но среднее время составило 8 минут. Теперь именно за такое время сервис обещает доставить еду на своем сайте и в приложении.

Проблемная точка — путь от машины в офис. В центре города курьер, как правило, тратит на него столько же времени, сколько на саму поездку: надо найти место для парковки, нужный офис и рассчитаться с клиентом. Поэтому в «Голоде» решили, что расчет будет только безналичным, а главное, клиент сам должен будет выйти из здания. «Все эксперты нам говорили, что это не сработает: российский потребитель не пойдет на улицу. Но наши опросы показали, что люди готовы, если речь идет о быстрой доставке. Впоследствии гипотеза подтвердилась», — рассказывает Алексей.

Для того чтобы обеспечить скорость доставки, было решено ограничить территориальный охват: «Голод» работает внутри Садового кольца и в радиусе примерно 1 км от него. По расчетам Овчинникова, на этой небольшой территории сосредоточено 4 млн рабочих мест. Вся территория доставки поделена на восемь секторов, каждый обслуживает одна машина. Водитель сразу же набирает обеды на день и ждет поступления заказов в своем районе. В каждой машине есть две термосумки для горячих блюд и для холодных. Сумки с нагревательными элементами стоимостью 3 тыс. руб. изготовили специально для стартапа, так как имеющиеся на рынке аналоги «сжигали» прикуриватели машин.

Редакция РБК находится вне зоны действия «Голода», поэтому мы попросили заказать ланч маму автора материала. Программа пообещала доставить ей еду через 11 минут. Но затем система поменяла трех курьеров, а реальное время доставки составило 35 минут. Алексей Овчинников оправдывается: 8 минут — это идеал, к которому компания стремится. Реальное среднее время доставки, по его словам, сейчас составляет около 15 минут. «Клиент может в любой момент вернуть деньги за заказ в приложении, если ему не нравится время доставки или у него поменялись планы», — уверяет Овчинников.

Первая версия приложения для IOS в App Store вышла в ноябре 2015 года. Его сделали минималистичным: в центре экрана одна большая кнопка «Заказать». Выше кнопки нескольких блюд, ниже — карта. Уже при первом заказе карта «привязывается» к приложению, и никаких дополнительных паролей после этого вводить не нужно.

«Все сразу пошло не так»

Работу сервис начал в марте 2016 года. Алексей разместил пост в Facebook, предложив друзьям попробовать, дать обратную связь. Друзья Овчинникова в первый же уик-энд cделали 500 установок.

Все сразу пошло не так, как предполагалось, рассказывает предприниматель. Например, команда считала, что заказчиками будут прежде всего засидевшиеся до вечера трудоголики, но оказалось, что людей, нуждающихся в ужинах, в 30 раз меньше, чем тех, кто хочет обедать. Поэтому часы работы сервиса, который сначала доставлял с 12 дня до полуночи, пришлось изменить: теперь он работает с 12 до 17.

Связываться с готовкой блюд Овчинников не собирался с самого начала. Первым партнером проекта по изготовлению блюд стала небольшая компания, также проходившая акселерацию в «Сколково», Mr.Pit. Она специализируется на низкокалорийных питах. В меню у сервиса на старте было всего два горячих блюда: пита по-гречески из курицы и вегетарианская пита стоимостью 200 руб.

Но кормить клиентов каждый день только питой было нереально. «Голод» стал искать более крупного партнера — им стал ресторан Easy Briх. Но тут подвела ценовая политика — средний чек вырос до 350-500 руб., а спрос упал. «Цена на наш обед должна все-таки не превышать 300-400 руб.», — подсчитал Овчинников. «Голод» пробовал сотрудничать с рестораном The Hummus, лапшичной Doodles, кафе с пирогами Pie Point и другими ресторанами. Блюда, которые предлагались клиентам, заказывались по меню, но для «Голода» рестораны делали скидку от 30%: рестораторы заинтересованы в продажах больших объемов однотипных блюд, а «Голод» сразу выкупал партию блюд и брал на себя проблемы с остатками.

Сейчас «Голод» выбрал одного партнера — фабрику-кухню Eat Lunch, у которой нет собственного ресторана. «В Eat Lunch очень хорошо понимают нашего клиента, они готовы менять меню, дорабатывать, стремятся удивить клиента», — говорит Овчинников. «Своими силами у нас не получалось сделать доставку день в день, а у Алексея была готовая концепция. Сейчас «Голод» — наш основной канал сбыта, для них мы готовим 90% всех ланчей», — рассказывает Степан Низкий, основатель Eat Lunch.


Экономика «Голода»

К 3 млн руб., потраченным на старте, через месяц после запуска Овчинников добавил еще 3,4 млн руб., привлеченных у бизнес-ангела за 20% компании. Имя инвестора Овчинников не называет, говорит лишь, что это топ-менеджер крупной российской компании. По данным СПАРК, 57% ООО «Универ клаб» принадлежит Овчинникову, 38 и 5% — его сотрудникам Валерии Макаровой и Анне Потаповой.

Два программиста-математика работают на «Голод» в Москве, еще пять в Новосибирске. Сам Овчинников выполнял роль product-менеджера. Саму доставку осуществляют 14 курьеров на собственных машинах. До конца года их число должно достигнуть 50. Ставка водителя — 400 руб. в час.

Ланч у «Голода» можно заказать за 330 руб., его себестоимость составляет около 170 руб. Средний чек — 680 руб. (заказывают обеды обычно по двое-трое), компания сейчас работает над его увеличением до 800 руб. Если раньше в состав обеда входили суп, салат, горячее блюдо, компот и булочка, то в ближайшее время напиток будет продаваться отдельно. В планах — привозить завтраки: 35% из 1200 опрошенных клиентов заявили, что готовы заказывать завтраки.

Себестоимость доставки — 90-95 руб., средняя цена по рынку — 150-200 руб. Цену доставки в «Голоде» назначили в 47 руб. — разницу проект компенсирует за счет наценки на еду.

Сегодня 70% клиентов серви са — сотрудники офисов, расположенных в бизнес-центрах класса В или С в возрасте от 25-40. Хотя меню у «Голода» небольшое и обновляется крайне редко, около 70% клиентов — постоянные.

В марте «Голод» продавал примерно 30 порций в день, в июне — около 80, сейчас, по словам Овчинникова, вышел на 100 порций. Выручка компании в июне, по расчетам РБК, должна была превысить 500 тыс. руб. «Чтобы выйти на окупаемость, мы должны кормить 400 человек в день. Эту цель при сохраняющемся темпе роста можно достигнуть к концу года», — подсчитал Алексей.

Объем рынка экспресс-доставки Москвы Овчинников оценивает в 6 тыс. заказов в день. Но сейчас в борьбу за него вступает самый дорогой стартап в мире: в июне глава петербургского офиса Uber Михаил Фишер заявил , что уже в 2016 году в России может заработать сервис экспресс-доставки ланчей Uber Eats. Сейчас эта услуга пользуется спросом в Чикаго, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Торонто, Барселоне. Еще один сервис заказа такси, Gett, доставку еды еще в прошлом году.

Взгляд со стороны

Партнеры

«Мы полностью подстраиваемся под «Голод»

Степан Низкий, сооснователь Eat Lunch

Наш проект Eat Lunch запустился больше года назад, с Алекcеем Овчинниковым мы сотрудничаем с середины марта. Мы пробовали работать со своими клиентами по доставке на следующий день, но большинство желало получить обед в течение максимум двух часов.

В том, что касается блюд, мы полностью подстраиваемся под «Голод», если у них есть замечания или пожелания, то мы всегда их учитываем. Если меню следует обновить, то в течение недели мы его разрабатываем и с помощью курьеров отслеживаем, сколько оно сохраняет вкус и внешний вид в контейнере. Блюда, которые мы готовим, имеют привлекательный внешний вид и не теряют вкусовые качества в течение пяти часов. Мы как-то готовили ризотто с белыми грибами, но отказались от этого, потому что оно «живет» только два часа.

«Модель работает, когда вы возите офигенную еду»

Конкуренты

Алексей Гисак, основатель компании «Воккер»

Проект «Голод» очень интересен. Они работают по модели, которая существует в Америке, — это быстрая доставка ресторанного качества еды за вменяемые деньги. Когда я начал общаться с Романом Макаровым во время акселерации проекта в «Сколково», ребята стали делать мобильное приложение, но плохо понимали в специфике общепита, поэтому какие-то особенности я старался до них донести. В данном случае приложение, может, и двадцатая вещь, важнее наладить логистику, процесс, возить быстро.

В случае с «Голодом» важно, откуда берется еда, в будущем им, конечно, нужно будет делать свой цех. И вопрос не в качестве, просто своя кухня позволит ребятам сделать цену меньше. На мой личный взгляд, такая модель работает, когда вы возите офигенную еду, ресторанную, но берете за нее денег меньше, чем это стоило бы в ресторане (около 250-300 руб. за полноценное блюдо с гарниром), и привозите за 15-20 минут. В целом этот продукт не может быть невостребованным.

Доставка в мегаполисе очень актуальна, потому что времени нам не хватает всегда, в будущем этот рынок точно будет только расти. Причем падение покупательной способности этому способствует — доставка может замещать посещение ресторана.

«Среднее время доставки нашей курьерской службой составляет менее 35 минут»

Даниил Мордовской, управляющий директор Delivery Club

Доставка еды в России сегодня — это огромный и растущий рынок, оценить все перспективы которого довольно сложно. Нашему сегменту присущи все проблемы молодого и развивающегося рынка. Отсутствие сформировавшихся традиций и правил игры — одна из главных проблем на сегодня, поэтому нам как лидерам рынка зачастую приходится самим формировать стандарты и правила этого бизнеса.

В Delivery Club сегодня представлены практически все популярные рестораны в практически всех крупных городах России. В центре Москвы среднее время доставки нашей собственной курьерской службой составляет менее 35 минут.

Наша главная цель на ближайшее время — развитие собственной службы доставки Delivery Club Express. Если говорить о целях на несколько лет — это улучшение качества блюд от ресторанов, ценовой политики и увеличение скорости доставки. Это три фундаментальные колонны нашего бизнеса в принципе.

«Плотность рынка достаточно велика, однако «Голод» таргетирует определенную нишу»

Инвестор

Андрей Кузнецов, аналитик Maxfield Capital

Проект выглядит достаточно интересным и на данный момент не имеет равных по скорости доставки в РФ. Использование исключительно безналичной оплаты, с одной стороны, сужает потенциальный рынок, с другой — нивелирует риск отказа/неоплаты заказа.

Плотность рынка доставки уже достаточно велика, однако «Голод» таргетирует определенную нишу — тех, кто в спешке хочет максимально быстро пообедать. С одной стороны, это позволяет не иметь прямых конкурентов, с другой — снижает объем потенциального рынка, исключая большое количество тех, кто хочет обедать вне офиса, чтобы разгрузить голову и сменить обстановку.

Как правило, проекты на посевной стадии могут оцениваться в интервале $0,5-3 млн. «Голод» имеет работающий продукт и рыночную валидацию, создает выручку и показывает хороший рост. На основании доступной информации я бы оценил компанию в $500 тыс.

» Алексей Гисак написал для сайт колонку, в которой обобщил свой опыт организации доставки еды. Автор убеждён, что при неотлаженной работе доставка может полностью погубить торговую точку.

Когда вы открываете точку на фудкорте, стрит-ритейл или даже небольшой павильон в центральном парке города, вам скорее всего захочется в какой-то момент дозагрузить эту точку доставкой. Или в принципе сделать доставку. И акцентировать внимание на ней.

Действительно, доставка - это значительная часть бизнеса быстрого питания, которая выглядит очень привлекательной. У нее небольшие капитальные вложения, ее проще тиражировать и это тиражирование кажется проще, нежели строительство сети отдельно стоящих кафе. Да, доставка - история вполне перспективная, но, чтобы на ней заработать, нужно делать несколько ключевых вещей правильно.

Во-первых, мы всем своим франчайзи, открывшим новые точки, первые четыре-шесть месяцев не даем возможность делать доставку. Многим кажется, что им не хватает оборота и именно доставка может с этой задачей справиться. В каком-то смысле да, но только когда процессы на точке хорошо отлажены, нет никакого хаоса и бардака, скорость обслуживания высокая, работа команды слаженная, все плановые пики прогнозируемы, и команда к ним подготовлена. На самом деле, доставка при неналаженной работе может полностью погубить точку и отторгнуть аудиторию.

Когда у нас была открыта первая фабрика-кухня на «Семеновской» и там случились временные неполадки, мы перенесли доставку в ТЦ «Метрополис», тем самым полностью запоров ее. Удивительно, что люди хотят есть в одно и то же время. Следовательно, пик доставки и работы на точке пришелся на одно и то же время.

У людей рос негатив - когда стоишь в очереди, можешь визуально спланировать, когда будет готов заказ. Но если в эту очередь еще вклиниваются онлайн-заказы, тебя как гостя это начинает бесить. А заказавшего в интернете бесит, что ты везешь долго, хотя находишься рядом. Через месяц мучений мы вернули доставку на фабрику.

Доставка - не панацея. Доставка не спасет вас, если работа на точке близка к хаосу. Доставка работает в фастфуде, если вы хорошо выбираете весь дневной трафик, сотрудники с ним эффективно справляются, и вы можете спокойно обрабатывать в то же самое пиковое время дополнительное количество заказов. Вы не сможете приучить клиентов заказывать обед позже, даже если у вас будет миллион дополнительных скидок и предложений.

Помнится, мы делали много акций на тему «заказывайте после 16», все дешевле и так далее. Но это давало очень слабый отклик, и я сделал один простой вывод - люди хотят есть, ровно, когда они хотят. Ради скидки даже в 100 рублей человек не станет терпеть голод (если, конечно, он не ультражадина).

Доставка еды и доставка товаров в онлайн-магазине - это две огромные разницы. В случае заказа телефона вам не принципиально, приедет ли он сегодня, завтра или даже послезавтра и что доставка будет стоить еще 400 рублей. Еду же вы закатываете в тот момент, когда уже голодны, следовательно, ждать готовы максимум час. После этого вы уже сами не рады, что заказали, начинаете оставлять гневные комментарии в социальных сетях, звонить по телефону и выяснять статус заказа.

И стоит ли говорить, что за доставку на 800 рублей вы вряд ли готовы заплатить еще 400 сверху. Отсюда все сложности - нужно открутить весь полный цикл приема заказа, его приготовления, сборки и доставки максимум за 60 минут и еще уложить стоимость курьерских услуг внутрь стоимости заказа. Клиенту нужно, чтобы все было максимально быстро, стоимость обязательного заказа была минимальна, а сама доставка была бесплатной.

Отдельно хочу отметить, что далеко не все фастфудные позиции могут «жить» в доставке. Поэтому вам обязательно нужно сделать стресс-тест продукта: упаковать, оставить на максимально возможный срок (например, два часа), после открыть и посмотреть, что произошло с продуктом, упаковкой, насколько он остался презентабельным и съедобным. И уже исходя из теста вы начинаете корректировать продукт, чтобы он максимально сохранял товарный вид и вкусовые качества в доставке.

Например, мы проводили много тестов, в результате которых нам приходилось менять лапшу - потому что определенная лапша за два часа разбухает от образовавшейся внутри коробки влаги и впитывает весь соус - на выходе гость получает размокшую кашу из лапши, которая при этом еще и с сухой начинкой. Или коробки, которые, находясь в термопакете, начинают тускнеть и отдавать краску. Срок у доставки, даже если вы спланируете процесс, в определенные моменты может вырасти в три-четыре раза. Вот тут-то и нужно понимание этого стрессового состояния продукта.


Вообще, наша история с доставкой имела спиралевидное развитие. Сразу оговорюсь, несколько вещей мы делали, на мой текущий взгляд, категорически неправильно, но они сыграли нам в плюс. Наша доставка началась из одной фабрики, которая была расположена рядом с метро, и на первые несколько лет именно эти факторы определили логику её развития.

Мы поняли, что будем доставлять исключительно на метро. И исключительно с фабрики. Это была ошибка номер один, с которой мы жили очень много лет. Сейчас я верю исключительно в децентрализованную доставку с узким радиусом - только такая модель может обеспечить экономическую выгоду процесса и гарантировать время доставки.

В тот момент, когда вы обладаете уникальным продуктом на рынке, люди будут готовы вас ждать и час, и три, но как только у вас появятся конкуренты, которые начнут доставлять его быстрее и только по району, то многие, пусть даже у ваших конкурентов будет чуть хуже качество и сервис, будут выбирать ближайшую быструю доставку. Потому что в доставке еды рулит именно скорость, и клиенты иногда готовы поступиться даже качеством ради нее.

Например, в моем доме есть доставка суши, которые мне не очень нравятся. Но иногда, возвращаясь с работы, когда я устал и хочу есть, я понимаю, что ждать лень и по дороге заказываю суши, а через 10 минут спускаюсь и забираю их. Да, может быть эти суши существенно проще и менее интересные, но я их гарантированно забираю ровно через 10 минут. Скорость и голод - выбирать не приходится.

Ошибка номер два заключалась в том, что мы послушали нашего отважного директора по доставке, который сказал, что готов возить по всей Москве, а на наше беспокойство ответил только - не боись, ребята, прорвемся. Мы сразу задекларировали зону до МКАД и дальше отступать уже было некуда. Разумеется, мы сразу собрали огромное количество всех возможных косяков и накладок в такой большой зоне - опаздывали, терялись и так далее.

Если делаете доставку - зону стоит увеличивать плавно и прогнозируемо, чтобы вы четко понимали, что укладываетесь в обещанные лимиты по времени. Но большой плюс этого шага заключался в том, что замахнувшись на всю территорию Москвы и запустив рекламу в социальных сетях, мы стали узнаваемы во всем городе. И небольшая сеть из пяти лапшичных, но делающая доставку по всему городу, автоматически прокачивала свою известность и свои точки. Доставка выполняла для нас в том числе и маркетинговую функцию.

В принципе, служба доставки работает на нескольких ключевых моментах - обязательно локально, в жестко привязанном радиусе, децентрализованная и лучше из точек или небольших помещений-сателлитов в каждом из районов, которые работают именно на этот район.

Доставка по времени и с учетом пиков - жесткий регламентированный процесс, на каждую фазу которого отведен четкий лимит времени - только тогда вы можете уложить доставку в срок.

Чтобы не быть совсем голословным, наша модель действительно кардинально изменилась с 2010 года - тогда мы могли везти где час, где три часа, курьеры сложно управлялись и это все работало в режиме ручного хаоса. Оборот у доставки был около 15 млн рублей, но при этом почти не было прибыли из-за большого количества курьеров и кучи внутренних проблем.

Но придя к локальной доставке с точки, должному количеству курьеров, которые с одной стороны не увеличат ваш ФОТ, а с другой - не оставят готовый заказ на прилавке на полчаса, потому что сейчас нет курьера. Мы пусть и возвращаем упущенные обороты (в какой-то момент, поняв, что много делаем, но мало получаем, мы на пару лет забили на раскрутку доставки и она жила сама по себе), но рентабельность доставки сейчас стремится к ~25%, что становится явно экономически интереснее.