Что импортировать из китая в россию. Ввоз товара из китая, его учет, налоги

Китайская Народная Республика – один из основных важнейший экономических партнеров РФ. Развитие деловых связей между странами сформировалось еще в 1920 году. В данный период времени были ратифицированы соглашения на ввоз из СССР таких товаров, как сахар, спички, продукты нефтепереработки, ткани, чугунные изделия. С того времени объемы импорта и экспорта между двумя странами постоянно увеличивались.

Сейчас экономику двух стран объединяют многочисленные контракты на поставку энергоресурсов. Но не только нефтепродукты и газ составляют основу торговли с КНР. Китай в силу развитого производства остро нуждается практически в любом виде сырья и оборудования. Сегодня из России в Китай экспортируются такие товары как: древесина, лес, руда, металлопрокат, уголь, мед и пр. Для нужд армии Китай импортирует из Российской Федерации различное вооружение, включая корабли и самолеты.

На текущий момент Китай находится в состоянии «золотого века потребления». Сейчас численность «среднего класса» составляет в районе 340 млн человек. И конечно, чтобы удовлетворить спрос населения нужно закупать огромное число различных товаров.

ОСОБЕННОСТИ

Для продажи товара на экспорт в Китай требуется стандартный пакет документов:

  • Грузовая таможенная декларация
  • Международная транспортная накладная
  • Сертификат происхождения общей формы, а также сертификат качества на товар. Лучшим способом получить такой сертификат является обращение в нашу компанию, поскольку мы имеем достаточный опыт в данной области.

Также для любого экспортера является необходимым подтвердить нулевую ставку НДС в течении 180 календарных дней с даты отгрузки товара.

Для подтверждения нулевой ставки необходим следующий пакет документов:

  • Копия внешнеэкономического контракта
  • Паспорт сделки
  • Копии товаросопроводительных документов (счет-фактура (инвойс), накладная ТОРГ-12)
  • Копия транспортного документа, в зависимости от вида транспорта-СМР, авианакладная, ж/д накладная)
  • Грузовая таможенная декларация ГТД

СЛОЖНОСТИ

Существует немало сложностей при поставке товаров на экспорт в Китай - с чем придется столкнуться:

  • В случае не подтверждения нулевой ставки НДС в установленный срок экспортеру будет доначислен НДС по ставке 18% или 10% на сумму реализованного на экспорт товара.
  • Налоговая проверка – будьте готовы к масштабной камеральной проверке вашей компании и компании вашего поставщика.
  • Существует еще одна, немаловажная, трудность поставки товаров в Китай. Это связано с невозможностью внесения многими покупателями предоплаты за товар. Оплата осуществляется либо через раскрытие аккредитива после отгрузки товара либо постоплата по факту поставки товара.

Отечественные и заграничные предприниматели с каждым годом всё больше проявляют интерес к импорту китайской продукции. И это очевидно, ведь импорт из Китая приносит ошеломительные доходы за короткие сроки. Специалисты прогнозируют, что спрос на китайскую продукцию со временем будет только расти, так как товар из Поднебесной всегда отличался низкой стоимостью и быстрым распространением по мировому рынку. В этой статье мы рассмотрим самые важные аспекты перевозки импортного товара.

Порядок оформления товара

Компания, принявшая решение самостоятельно организовывать импортные поставки из Китая, рано или поздно сталкивается с рядом нюансов. Сначала, кажется, что нет ничего проще поиска производителя в режиме «онлайн» и ведения с ним переговоров по электронной почте.

Для осуществления таких операций не обязательно владеть китайским – достаточно знать английский язык на среднем уровне. Но чтобы не стать жертвой недобросовестного производителя, нужно знать, как привезти товар из Китая с выгодой для себя.

Основной критерий поиска сотрудничества

Главным критерием поиска является стоимость импортируемого товара. Как правило, в описании к товару производитель указывает три латинские буквы, обозначающие условия доставки. Например, FOB (Free on Board), что в переводе с английского означает «пошлина оплачена». В этом случае производитель сам оплачивает таможенные расходы на товар, а после того, как он благополучно пересёк границу, покупатель берёт ответственность за его сохранность на себя.

Аббревиатура EXW означает, что продавец освобождается от обязанностей только тогда, когда продукция введена в распоряжение.

Внешнеторговый контракт с китайской стороной

Иногда импортные условия китайских партнёров не удовлетворяют интересы российской стороны, поэтому, внешнеторговому контракту стоит уделить особое внимание. Помочь в решении этого вопроса поможет юрист или ваш персональный брокер.

Поставщик обязан приложить перечень документов к отправляемому товару:

Сертификаты качества.

Техпаспорт.

Таможенные бумаги (при необходимости).

Заключительный этап импортной сделки

Последнее, что должен сделать заказчик, это выбрать способ поставки товара. Определиться с логистикой и выбором транспорта помогут специализированные транспортные компании. В случае обращения к ним заказчик снимает с себя ответственность за оформление всех необходимых документов, так как данным вопросом оперируют работники компании.

НДС: в какой валюте производится расчёт

Отправляемый из Китая товар в обязательном порядке облагается НДС. Налог определяется в зависимости от стоимости продукции и таможенной пошлины, выплачивается в долларах. Транспорт, табачные изделия, алкогольные напитки и косметические средства облагаются потребительским налогом, помимо основного. Процент налоговой ставки зависит от того, к какой категории относится товар. В среднем она составляет 17% на продукцию промышленного назначения и 10% на товар сельскохозяйственного характера.

В некоторых ситуациях возможен возврат налога. Как правило, это происходит при перевозке продукции, созданной с целью стимуляции экспорта. Если заказываемый вами товар относится к данной категории, перед оформлением возврата вам всё равно придётся оплатить налог. НДС возвращается в течение 120 календарных дней.

Таможенное оформление товара из Китая

Наряду со стандартным пакетом документов, обязательных для осуществления перевозки товара, иногда приходится прикладывать дополнительные:

Сопутствующие договоры, если к сделке имеют отношение посторонние третьи лица.

Специальную декларацию.

Платёжные квитанции (в том числе и комиссионные).

Лицензии (если таковые имеются).

Бумаги, подтверждающие заключение сделки.

Калькуляционные и другие виды документации, которые имеют прямое отношение к сделке.

Если товар относится к особой категории, заказчик должен предоставить техническую характеристику товара и его образцы. Такие документы оформляются официально и должны быть заверенными печатью.

Пошлины за импорт

Из Китая разрешается вывозить товар весом до 50 кг, стоимость которого не превышает 2000$. В случае если через границу перевозится продукция идентичного характера на сумму 2000$, у таможенника могут возникнуть вопросы. Учитывая то, что таможенник сам решает, к какой категории относится товар – к коммерческой или личного использования, нет никакого смысла переубеждать его в обратном. Чтобы не возникало непредвиденных ситуаций на таможне, нужно знать, по каким критериям таможенник определяет характер продукции:

  1. Товар не пригоден для ежедневного использования. Например: 10 пар одинаковых пальто, ящик косметических средств идентичного назначения.
  1. Особенности ассортимента. Если товар насчитывает предметы разных габаритов, придётся за него заплатить пошлину.
  1. Систематический ввоз товара из Китая в Россию. Чем чаще лицо принимает товар из-за границы, тем больше у таможенников будет возникать вопросов.

Если импорт товара осуществляется самолётом, квотная стоимость будет составлять до 8400$. В случае превышения нормы пошлина насчитывается в размере 30% от стоимости продукции.

Популярные товары для импорта

За последние два года спрос на китайскую пищевую продукцию значительно упал по причине низкого качества. Но наряду с этим вырос спрос на товары промышленного характера – начиная мелкой бижутерией, заканчивая транспортными средствами.

Самыми популярными импортными товарами из Китая являются:

Детская продукция.

Косметические средства.

Авто и запчасти к ним.

Электротехника.

Если вы приняли решение самостоятельно заняться данным вопросом, импорт из Китая в Россию требует регистрации компании в качестве ВЭД-участника. Мы же рекомендуем поберечь нервы и обратиться за квалифицированной помощью к нашим специалистам. Мы берём на себя решение всех документальных и таможенных вопросов. Всё, что требуется от нашего клиента – это оплатить услугу и дождаться оглашения результатов.

    Руководство ООО МФК "ИнкассоЭксперт" выражает благодарность Аудиторской компании "Камертон-АК" за проведение аудита за 2017 год. Аудиторская проверка показала, что специалисты "Камертон-АК" обладают высоким профессиональным уровнем, доброжелательны, дисциплинированы и ответственны

    Ясаков С.С Генеральный директор ООО МФК «ИнкассоЭксперт»

    Специалисты компании «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы бухгалтерского учета и финансового обеспечения нашего учреждения; разъяснили требования действующего законодательства, провели качественный правовой анализ заключенных учреждением хозяйственных договоров; оказали необходимую консультационную помощь администрации учреждения в организации и учета финансово-хозяйственной деятельности.

    Майоров А.Н. Директор ГБУ ЦД «Личность»

    При оказании услуги по разработке проектов Учетной политики, специалисты «Камертон- АК» провели качественный анализ системы бухгалтерского учета и налогообложения нашего учреждения; оказали необходимую консультационную помощь администрации и бухгалтерии в организации учета финансово-хозяйственной деятельности.

    Прохорова Н.Д. Главный бухгалтер ФБУЗ «Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития Российской Федерации»

    Консультационные услуги в сфере организации бухгалтерского учета и налогообложения. оказывались специалистами ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» своевременно и на высоком качественном уровне. Учитывая результаты анализа качества и своевременности оказания консультационных услуг, мы предлагаем продолжить сотрудничество с ООО Аудиторская компания «Камертон-АК», заключив консультационный договор на 2013 год

    Урин В.Г. Генеральный директор ГБУК г. Москвы «МАМТ»

    В процессе осуществления аудиторских мероприятий специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» оказывали необходимую консультационную помощь в организации бухгалтерского учета нашего автономного учреждения, разъясняли положения и требования действующего законодательств, недостаточно четко прописанные в нормативных документах, давали полезные советы по решению текущих проблем финансово-хозяйственной деятельности.

    Дытынис Г.Д. Директор ГАУ НО «Управление госэкспертизы»

    В период аудиторской проверки специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы налогового и бухгалтерского учета нашего учреждения. Оказали необходимую консультационную помощь, разъяснили требования действующего законодательства, недостаточно четко прописанные в нормативных документах.

    Османов С.П. Начальник ФАУ «Главгосэкспертиза России»

    Специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» провели детальный анализ остатков по счетам бухгалтерского учета КП «Спортивный комплекс «Крылатское» с целью качественного и полного переноса их на счета бухгалтерского учета созданного на его базе ГБУ «Спортивный комплекс «Крылатское» Москомспорта

    Будилин В.Г. И.О. Генерального директора ГБУ «Спортивный комплекс «Крылатское» Москомспорта

    В период аудиторской проверки специалисты Аудиторской компании «Камертон- АК» на достаточно высоком уровне произвели все необходимые аудиторские процедуры в отношении системы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности нашего учреждения. По результатам проверки отмечаем высокий профессиональный уровень специалистов ООО «Камертон-АК», а также достойное качество оказанных ими аудиторских услуг

    Молодкин К.А. Генеральный директор ООО «Лидера»

    Сотрудники «Камертон-АК» провели качественный анализ системы бухгалтерского учета и налогообложения нашего учреждения; определили и порекомендовали наиболее оптимальные в условиях нашей финансово-хозяйственной деятельности методики организации и ведения бухгалтерского учета и налогообложения оказали необходимую консультационную помощь администрации и бухгалтерии в организации учета финансово-хозяйственной деятельности

    Домогарова Т.В. ФГБУ "ФНИЦЭМ им Н.Ф. Гамалеи"

    В период аудиторской проверки, несмотря на определенные сложности в получении необходимой информации в связи со сменой руководства бухгалтерией нашего учреждения, а также периодической смены в проверяемом периоде применяемых нами бухгалтерских баз данных, специалисты ООО Аудиторскакя компания «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы финансового обеспечения, бухгалтерского и налогового учета.

    Мазур А.И., Московский драматический театр имени А.С.Пушкина

Элементарное соблюдение простых таможенных правил, с предоставлением необходимой информации, поможет без препятствий получить желаемый товар из Китая используя только интернет ресурс.

Давно известно, что нет необходимости переплачивать за хороший и качественный товар. Развитие экономических отношений и тотальное распространение интернета помогает экономить время и деньги на поиск и покупку нужных товаров.

Покупка и происходит по определённой схеме.

Китайские интернет площадки Таобао и Алиэкспресс предлагают широчайший ассортимент товаров высокого качества по минимальным ценам. Заказывать таким образом товары можно как для личного пользования, так и с целью перепродажи. Многие организации и частные предприниматели практикуют доставку не только товаров, но и различного промышленного оборудования. Процедура ввоза в нашу страну товаров из Китая имеет определённые таможенные правила.

Пути доставки:

  • перевозка службой авиации;
  • транспортировка морским путём.

Товары могут быть растоможены непосредственно на границе либо на месте прибытия. Суть процесса не имеет различий и состоит из оплаты таможенной пошлины и заполнения необходимой документации. Так же можно воспользоваться такой услугой, как «таможенный транзит». Он открывается в любом месте пересечения границы, а закрыть его можно в абсолютно любой точке России. Обычно эти вопросы находятся в компетенции экспедитора, который взял на себя обязательство доставки товара.

Элементарные правила доставки

Доставка и не будет иметь никаких трудностей при наличии всех документов в которых нуждается сопровождение товара.

Для пользовательских товаров которые не превышают стоимость 1 тысячи евро и весят не больше 31 килограмма, личное присутствие покупателя не требуется. Такие грузы не требуют таможенного сбора, а предполагают только наличие сопроводительных документов.

Перечень необходимых бумаг:

  • развёрнутая информация о товаре (наименование, область применения, из чего сделан, габариты) – информация предоставляется продавцом;
  • накладная международного образца товарно-транспортная (оформляется в соответствии с способом доставки: авиа, море, авто, железная дорога);
  • товарный чек с реквизитами счетов покупателя и продавца (счёт-фактура с развёрнутой информацией о товаре);
  • упаковочный лист с синей печатью (данные о количестве товара, стоимости и массе).

Выбор транспортной компании

При необходимости возврата товара требуется наличие документов, подтверждающих его уплату. В компетенцию транспортных служб входит растаможка и доставка товара; обычно это не вызывает никаких сложностей, если товар не входит в запрещённый для вывоза и ввоза список.

При выборе транспортной компании стоит обратить внимание на репутацию и опыт компании в данной сфере. В случае превышения товаром габаритов и стоимости беспошлинного пересечения границы, специалисты компании помогут с расчётом таможенной пошлины и обеспечат грамотную доставку.

В 2006 году я основал компанию, которая помогает малому и среднему бизнесу с импортом и логистикой. Мы организовываем поставки из Китая, решаем вопросы с таможней, налогами и валютным контролем. Я зарабатывал как посредник, а теперь говорю бизнесменам: «Посредники не нужны! Вы можете организовывать импорт сами».

Я расскажу о своём опыте и опыте моих клиентов. Возможно, для вашего бизнеса достаточно работы через оптовиков или посредников - я не знаю. Но хочу рассказать вам об альтернативе.

Как российский бизнес получает китайские товары

Существует три варианта, как бизнесмен может купить китайский товар.

Через оптовиков. Российские оптовики самостоятельно выбирают и закупают товар, доставляют его в Россию и потом продают мелким оптом предпринимателям.

Через посредников. Предприниматели обращаются к посредникам с просьбой что-то купить в Китае. Посредник находит этот товар у разных производителей, и предлагает предпринимателю выбрать, у кого именно закупать. Потом посредник помогает организовать перевозку товара со склада в Китае до склада в России, чтобы всё было по закону.

Посредники бывают белые и серые. С белыми главная проблема - соотношение качества и цены: за хорошую работу берут слишком много; малому бизнесу не по карману. С серыми, которые возят товары полулегально, выше риски.

Самостоятельный импорт. Предприниматель сам проходит все этапы закупки товара: от переговоров с китайским поставщиком до таможенного оформления.

О нем мы и расскажем.

ВЭД - это внешнеэкономическая деятельность

В статье речь пойдет об официальном импорте, ВЭД. Например, когда вы официально ввозите в Россию из Китая контейнер шин - это импорт. Если же вы заказываете чехлы на Алиэкспрессе как частное лицо в малых объемах, не заплатив таможенные пошлины, а потом продаете с наценкой - это не импорт, а теневое предпринимательство. О нем мы рассказывать не будем.

Почему импортировать надо самому

На импорте вы можете сэкономить деньги и время, но дело не в этом. Всё дело в возможностях: вы сможете стать посредником для других фирм; запустить собственное производство в Китае или в России - всё, на что у вас хватит духу.

Я расскажу вам несколько историй.

Владелец бутика пережил кризис за счёт гибкого подбора ассортимента. Сначала он возил товар из Китая небольшими партиями - так называемым «сборным грузом», потому что на целый контейнер не хватало денег. Он сам находил лучших поставщиков, качественные и уникальные вещи - такого ему не предложил бы ни один посредник. Бизнес рос, и через год ему хватило денег, чтобы заполнить четыре контейнера в месяц. Тогда он решил заняться пошивом одежды под своим брендом в Китае. Сейчас он отшивает тестовые партии футболок для конкурсов в Инстаграме, а я слежу, что будет дальше.

Владелец компьютерных магазинов производит технику из китайских комплектующих. Компания DNS сначала освоила самостоятельный импорт, потом открыла производство в Китае. Теперь она шагнула еще дальше: под Владивостоком построила завод, на котором собирают компьютеры, ноутбуки, телефоны и много чего ещё под брендом DEXP из китайских запчастей. Они готовятся сделать следующий шаг: некоторую бытовую технику уже собирают из российских комплектующих.

Маленький магазин шин стал официальным представителем китайского бренда в России. Сначала они открыли один салон шиномонтажа и продавали шины в розницу. За четыре года выросли до пяти магазинов. На пятый год объем импорта стал таким большим, что китайский производитель сделал их официальными представителями своего бренда в России. Теперь они продают шины оптом.

Самостоятельный импорт - это не про экономию на каждой бумажке, а про развитие бизнеса: вы получите возможности и сразу придумаете, как их использовать. Но про экономию всё же поговорим.

Самостоятельный импорт дешевле

Вы знаете, что самому печь хлеб дешевле, чем покупать его в магазине (особенно, если печь партиями). С импортом то же самое: самостоятельно заполнить таможенную декларацию дешевле, чем через посредника. Вы сэкономите на каждом этапе, на каждой бумажке.

Ниже налоги. Логисты на форумах часто жалуются, что таможня дерет с них деньги: сложное определение стоимости, корректировки, обеспечение. Но жалуются на это только логисты. Как думаете, почему?

Для логиста пошлина - это дополнительные расходы, а для собственника - экономия. Предприниматель платит налоги на прибыль, и увеличивать себестоимость товара в его интересах. Чем больше собственник заплатит на таможне, тем с меньшей базы будет платить налог на прибыль. А так как налог почти всегда выше ставки пошлины, собственник на таможне экономит.

Дешевле перевозки. Если вы обратитесь к линейному перевозчику напрямую, он запросит 850–950 долларов за доставку 40-футового контейнера по маршруту Циндао - Владивосток. Посредники за эту же услугу попросят 1200 долларов. Для знатоков - без терминальных расходов. Если избавитесь от посредника, сэкономите 250 долларов на каждом контейнере.

На сборном грузе тоже можно сэкономить. Если у вас недостаточно товара для заполнения целого контейнера, вы можете перевезти его вместе с товарами других компаний. Каждый заплатит за занимаемый объём. Чтобы найти соседей по контейнеру, существуют специальные сервисы. Они продают место по цене 150$/м3, в то время как логистические компании берут за ту же услугу 300–400$/м3.

Дешевле оформление бумаг. Чтобы заполнить декларацию под печать брокера на партию из 3–5 товаров, посредник потребует минимум 15–20 000₽. Но торговаться может и до 30, и до 60 000₽. Если вы подаете вторую декларацию через того же брокера, 80% работы уже выполнено, но он снова потребует те же суммы. Чтобы подать декларацию самостоятельно, вы потратите 100₽ - столько стоит использование канала ЭД2 для передачи документов на таможню.

Без доплат на таможне. Тарифы таможни для маленьких грузов и больших не отличаются - тариф единый для всех. Зато внимания маленьким грузам уделяют меньше: таможне не интересно их слишком долго проверять, потому что на них не закроешь план по отчислениям в бюджет. Если вы импортируете сами маленькими партиями, то таможню будете проходить без придирок и доплат.

Дешевле валютные переводы. Посредники берут 2-10% комиссии от суммы перевода. Но банковские расходы составляют 0,15-0,2% от суммы и 50$ за транзакцию. Даже без игры с курсами посредники получают неплохой навар.

Обычно за поставку одной партии посредник берет не меньше 50 000 ₽. Даже если вы возите раз в месяц, даже если сборные грузы - вы всё равно заплатите посреднику 50 000₽. Примерно столько же стоит штатный логист. Наверняка он даже у вас уже есть, его просто надо обучить. Тогда его зарплата будет окупаться тем, что вы не будете больше платить комиссии посредникам.

Самостоятельный импорт под контролем

Я не знаю, как с работой справится ваш логист: может быть он будет делать всё вовремя и аккуратно, а может быть нет. Но по крайней мере вы сможете это контролировать. Если же вы нанимаете компанию-посредника, вы не контролируете ничего.

Большинство посредников работают «как карта ляжет». Лишь некоторые компании используют в поставках проектное или процессное управление: когда у каждого процесса есть срок и ответственный сотрудник. Как правило, это крупные логистические операторы, которые берут большую комиссию; с такими малому бизнесу работать невыгодно. Остальные просто реагируют на изменение оперативной обстановки: что-то произошло - бегут спасать ситуацию. С ними каждая поставка становится приключением.

Чтобы убедиться, проведите эксперимент: запросите у посредника ставку на перевозку груза из Циндао во Владивосток. Ставки линий известны и не меняются, все логисты их знают, маршрут есть, вид перевозки определить не сложно - значит, ответ можно получить в течение минуты. Как бы не так! В реальности, если вы получите ответ за день, то вы общаетесь с профессионалами, каких мало.

Я часто вижу, что посредники готовят документы, звонят агенту или букируют контейнер в последний момент. «Времени ещё вагон!» - говорят они. В итоге разгорается пожар, а потом они рассказывают потрясающие истории о героизме и находчивости логистов. Конечно, не подвиг ли вытащить пару контейнеров из порта, когда всё стоит уже пару недель? Кто же мог подумать, что подавать заявку на перевозку и заказывать справку надо с запасом?!

Если вы сами организуете перевозку, вы не распыляетесь на десятки разных проектов, готовите документы вовремя - так вы избежите простоев и сэкономите несколько дней. Когда вы управляете своим грузопотоком, вы меньше закапываете денег в товар, то есть снижаете неликвидный товар на складе.

В следующей статье расскажу, как найти и проверить поставщика в Китае.

P.S. Импорт - это не страшно.