Бонсай - японское искусство выращивания карликовых деревьев. Питание и здоровый сон

Искусство создания изысканных и изящных живых растительных миниатюр популярно во многих странах. Оно известно широкой публике как бонсай и считается исконно японским. При этом представителей западной культуры привлекает экзотичность облика и не интересует неявная для непосвященных духовная составляющая.

Используя отточенные приемы восточных мастеров, западный человек стремится к достижению внешнего эффекта. И только малой части увлеченных формированием карликовых деревьев ведома скрываемая за миниатюрными листочками истинная суть данного искусства.

КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Подлинные события, которые привели к зарождению традиции выращивания в разнообразных емкостях живых миниатюр, теряются в глубине тысячелетий. В гробницах Древнего Египта имеются изображения, где подобные растения расположены возле храмов. Полагают, что в жизни египтян времен фараонов они могли играть определенную роль в религиозных обрядах или методиках врачевания.

В Древней Индии лекарственные растения в небольших контейнерах были атрибутом странствующих врачевателей и монахов. Подобная компактность позволяла всегда иметь под рукой свежие ингредиенты для нужного снадобья. Из Индии аювердическая медицина и буддизм проникли на территорию Китая.

Скорее всего, вместе с ними там появились и переносимые в специальных емкостях растения. Для облегчения транспортировки их компактность увеличивали путем регулярной стрижки и обрезки. В результате листья мельчали, ветви росли гуще и само растение гармонично уменьшалось. Со временем подобные манипуляции стали техникой создания декоративных миниатюр.

Как бы ни было, но именно Китай считается тем местом, где в IV-II веках до н.э. зародилось оригинальное искусство создания миниатюрных ланшафтов – пэньцзин (盆景) или пенджинг (pen jing), где «pen» плошка, горшок и «jing» пейзаж. На протяжении веков оно развивалось, формируя новые стили и направления, а также проникая на территорию соседних стран: Кореи, Вьетнама, Японии.

В каждой из стран мастерство миниатюризации растений преломлялось в свете местных культурных традиций и народного менталитета. В результате возникают различные предпочтения и представления об идеале.

Так, в отличие от Китая, в Японии ландшафты не столь разнообразны, поэтому особую популярность обрело формирование отдельных карликовых деревьев – пентсай (penzai или 盆栽), что переводится «растение в плошке» и по-японски звучит как бонсай.

Точное время, когда именно в Японии начали осваивать умение создавать растительные миниатюры неизвестно. По некоторым сведениям это случилось еще до 800-х годов, по другим – в XIII столетии.

Известные своей изысканной эстетичностью и склонностью к символизму японцы довели до совершенства мастерство выращивания карликовых деревьев. При этом к формированию бонсай и подбору контейнера они предъявляют очень строгие требования, ставшие почти нерушимыми канонами.

Именно наиболее канонизированный бонсай страны Восходящего Солнца в первой половине ХХ столетия начал успешное «покорение» Европы и Америки. Сегодня это считающееся традиционно японским искусство имеет огромное количество почитателей в разных странах. И среди миллионов сформированных миниатюр подавляющее большинство являются .

ТАИНСТВО БОНСАЙ

Как и подавляющее большинство аспектов восточной культуры и философии, бонсай кажется доступным и очевидным взору каждого наблюдателя. Но в то же время за его простотой скрывается понятный лишь посвященному потаенный смысл.

Доступными и общими для всех, кто занимается формированием растительных миниатюр, являются агротехнические приемы. Причем термин бонсай используют как для техники выращивания, так и для самих карликовых растений.

Создаются растительные миниатюры из нормальных деревьев и кустарников, которые в благоприятной среде достигали бы отнюдь не карликовых размеров.

Однако попав в руки бонсаиста, они постоянно подвергаются воздействию угнетающих их развитие факторов. Но одним негативным влиянием результата добиться не получится – постоянное пребывание в экстремальных условиях приведет к гибели растения.

В действительности уменье формировать бонсай это баланс между диаметрально противоположными воздействиями, когда ведущие к смерти ограничения компенсируются поддержкой жизненных сил. То есть, обрезая крону и корневую систему и помещая растение в сдерживающий рост корней контейнер с обедненным субстратом, необходимо обеспечить получение всех необходимых питательных веществ за счет подкормки.

Места срезов веток и удаления коры обязательно обрабатываются антисептиком. Размещение под ярким солнечным светом для уменьшения размера и увеличения густоты листьев требует регулярного увлажнения путем регулярного полива и обильного опрыскивания. Чем точнее соблюдено равновесие, тем элегантнее бонсай.

Подобно иным видам искусства создание растительных миниатюр требует овладения определенными навыками. Изучение теории и практические занятия позволяют стать настоящим профессионалом. При этом, как и в любом деле, шедевры создаются мастерами с подлинным талантом.

Японскому бонсай присущ лаконизм, естественность и строгость. Как скульптор отсекает от глыбы мрамора все лишнее, так и бонсаист формирует живую карликовую «скульптуру» сохраняя минимум для достижения природного совершенства.

В XII веке в Японию проникло такое оригинальное течение буддизма как дзэн. Согласно его постулатам для постижения изначальной сути вещей требуется устранение всего лишнего. Каждое мгновения бытия при этом ценно само по себе. Такое стремление к минимализму, особые методы тренировки разума и осмысления истины нашли благодатную почву в японском обществе.

Бонсай в этом случае является объединением утверждений дзэн-буддизма о прекрасном даже в незначительном и любви к природе. Формирование растительной миниатюры требует терпения и не приемлет суеты. Уход за карликовым деревцом превращается в своеобразный ритуал, который вызывает ощущение спокойствия и вдохновения сродни медитации.

Периодическая концентрация в процессе работы с растением вызывает не только помогающее формировать совершенную композицию вдохновение, но и позволяет интуитивно познавать духовную сущность вещей.

С этой же целью растительная миниатюра используется как объект сосредоточения при медитации и предмет для размышлений. То есть, карликовое деревцо является элементом практики дзэн-буддизма.

Вместе с тем это отнюдь не любое деформированное причудливым образом руками человека растение. В дзэн все сущее обладает божественным единством, поэтому для внутреннего развития важно слияние с окружающей природой. Какой-бы малой ни была частичка природы, она имеет большое значение, поскольку заключает в себе тайну.

Бонсай олицетворяет воздействие сил природы: палящего солнца, ливней и снегопадов, обедненной почвы, сильных ветров, ударов молнии и т.д. В японских садах также произрастают – формируемые по схожим канонам, но сохраняющие свои природные размеры деревья. Для мастеров страны Восходящего Солнца оба варианта выступают способом самовыражения на пути духовного постижения мира.

Представителей западной культуры в основном привлекает изысканная экзотичность облика растений. Особо не вникая в тонкости они даже ниваки за внешнее сходство назвали .

Формируя растение в определенном стиле западные мастера воспринимают его как вариант . То есть, выражают основной тезис своей цивилизации – воплощение господства над природой человека.

В этом случае выращивание растительной миниатюры – просто хобби. К тому же в мегаполисах это позволяет обитателям непосредственно соприкасаться с частичкой живой природы. Популярность бонсай привела к разработке ускоренных методов массового получения карликовых деревьев в питомниках.

Подобная коммерциализация обусловила появление огромного количества заштампованных образцов, которые по аналогии с называемыми «голландцами» именуются «голландскими пеньками».

Босай как самодостаточное искусство сделали японцы. Именно они перестали рассматривать его лишь как один из составных компонентов китайского пенджина. Более того, в Японии это искусство, перешагнув заборы императорских вилл, стало поистине всенародным.


Наибольшей популярности искусство Бонсай достигло в XVIII — XIX веках. Потом был еще один всплеск между 1926-м и 1940-м. И сейчас немало людей пытаются раскрыть тайны бонсай, причем не только в Японии, но это скорее хобби, занятие для времяпрепровождения, нежели бескорыстная дань искусству. В Японии первая общественная демонстрация мини-деревьев была проведена в октябре 1927 года в столичном парке Хибия. Аналогичные вернисажи продолжались ежегодно до 1933 года, после чего экспозиционная площадка была перенесена в залы художественного музея в Уэно. А западный мир познакомился с бонсай много раньше — в конце XIX века. Несколько образцов карликовых растений было выставлено в японском павильоне на Всемирной выставке в Париже (1889). А вот экспозиция 1909 года в Лондоне была встречена протестами. Англичане обрушились с критикой на японских мастеров за «бесчеловечное мучение» деревьев.


Искусство бонсай зиждется на технике искусственного уменьшения размеров живых растений. Для этого их высаживают в горшки или контейнеры не более 30 см в диаметре. Тщательная дозировка подкормки, полива, освещения позволяет добиться поразительных результатов. За несколько десятилетий растение, сохраняя свои видовые признаки, вырастает в высоту всего на полметра. Конечно, этого добиться можно далеко не со всеми видами растений.

Для бонсай лучше всего подходят такие хвойные породы, как сосна, кипарис, кедр, а из лиственных — вишня, клен, дзельква, бук. Лучшие экземпляры миниатюризированной сосны не превышают 65 см, дзельквы — 50 см, бука — 37 см, клена — 17 см. То есть уменьшение по сравнению с нормальными размерами происходит в 60-80 раз. При этом следует иметь в виду, что для выращивания берут семя или черенок обычного, а не гибридного, с заданными генетически пропорциями, растения.




Занятие бонсай требует огромного терпения. Чтобы освоить основные принципы выращивания миниатюрных деревьев, нужно потратить 5-10 лет. Утверждают, что требуется не менее трех лет, чтобы научиться правильно поливать бонсай. Легко понять, что это искусство больше привлекает людей пожилых. Дело не только в наличии свободного времени и умении подходить к любой работе без суеты, что дается лишь жизненным опытом.

Существует некая символическая связь между бонсаем и бессмертием, ведь нередко деревце передается в семье из поколения в поколение вместе с памятью о тех, кто его сажал и выращивал. При хорошем присмотре бонсай может прожить сотни лет. Так, наиболее известным из сохранившихся до наших дней экземпляров является сосна, первым владельцем которой был сёгун Иэмицу Токугава (1604-1651). Недаром сосна считается у японцев символом вечности.


Более старые образцы бонсай ценятся выше, чем молодые. Но возраст здесь не единственный критерий. Главное, чтобы растение производило задуманное художественное впечатление, соответствовало размерам своего контейнера и было здоровым. В классификации бонсай приняты два основных направления — котэн (классическое) и бундзин (неформальное).

Классика предполагает, что ствол деревца должен быть толще у основания и тоньше у вершины. Бундзин исходит из противоположного критерия, чего, надо отметить, бывает очень сложно добиться. Настоящий художник, а именно так и следует относиться к мастерам этого искусства, никогда не стремится продублировать до мельчайших подробностей увиденное в природе. Работая с растением, он пытается выразить собственное ощущение эстетики живого. Прообразом могут послужить, скажем, декорации спектакля театра Кабуки, гротесковая иллюстрация к древним стихам, собственное представление о деревьях, гнущихся под ураганным ветром. Но в любом случае бонсай должен выглядеть естественно, так, как будто его никогда не касались руки человека.


Несколько слов о стилях, характерных для этого искусства: вертикальный, наклонный, каскадный (когда деревце склоняется над краем контейнера и ствол уходит вниз), со скрученным стволом , с двойным стволом (когда единый ствол раздваивается у основания), групповой (когда боковые побеги под влиянием мастера формируются так, что напоминают группу растущих рядом деревьев), со скальным основанием (когда особенно красиво на камне проступают корни). Всего 34 стиля.

Бонсай со скальным основанием по своей эстетике вплотную примыкает к искусству суйсэки . При этом умелое использование достоинств каждого направления способствует скрашиванию возможных слабых мест, существующих как у живых, так и у мертвых компонентов композиции. Например, вялость, невыразительность какой-то грани камня можно прикрыть мхом или корнями растения, а не совсем классический изгиб деревца замаскировать миниатюрной скалой.

Бонсай выращивают не в домашних теплицах, а на открытом воздухе — на столах, установленных во дворе или на балконе. На достаточно короткие сроки бонсай можно вносить в дом, например, украшая комнату по поводу какого-либо праздника или торжественного события. Тут необходимо постоянно следить за световым и водным балансом, ибо любые отклонения от привычного режима могут оказаться фатальными.

Очень важно правильно подобрать контейнер для выращиваемого растения. Он должен фокусировать внимание на растении точно так же, как рама не просто ограничивает размер полотна, но и подчеркивает содержание картины. Иные предпочитают японские контейнеры — простые, солидные, сдержанной или нейтральной расцветки, не отвлекающие внимания от самого деревца. Другие делают выбор в пользу китайских контейнеров, богато декорированных, что позволяет придать дополнительный блеск скромному растению. Предпочтительнее мелкие контейнеры, глубиной не более 5 см, овальные, прямоугольные, многогранные, в зависимости от внешнего вида растения.

При посадке очень важно соблюдать выработанные веками эстетические принципы. Дерево-бонсай должно быть посажено так, чтобы в дальнейшем избежать хоть какого-то напоминания о симметрии. Приемлемая и даже предпочитаемая для европейской культуры симметричность — табу для японцев. Поэтому саженец в контейнере надо располагать несколько в стороне от центра. Тут дело не только в эстетике внешнего вида, но и в поверье, что Земля и Небо сходятся именно в центральной точке контейнера. Это место занимать не рекомендуется.

Есть одна из разновидностей бонсай, которая постепенно отпочковывается от основного направления, обретая самостоятельность. Это сайкэй . Он отличается от бонсай тем, что композиция миниатюрного пейзажа на подносе строится не из одного растения, а из нескольких, причем зачастую относящихся к разным породам. Поклонники сайкэй любят включать в композицию травы, в том числе цветущие. На подносе с сайкэй допустимо размещать маленькие фигурки — людей, животных, домов, мостов. Белый песок символизирует водный поток у подножия деревьев. Размеры таких композиций требуют подносов большего размера, но они мельче, чем контейнеры у бонсай. То есть речь идет о явлении, занимающем промежуточную позицию между бонкэй и бонсай. Это отражено и в названии искусства, состоящего из двух иероглифов, обозначающих «растение» и «вид».



Есть среди любителей растительности настоящие фанатики, которые стремятся превратить свое жилище в настоящий лес. Для таких умельцев даже ограниченное пространство дома не имеет значения, поскольку воплотить в жизнь их мечту помогает бонсай.

Что собой представляет бонсай?

Интересное и увлекательное искусство пришло к нам из Китая и Японии. Именно там почти две тысячи лет назад садовники начали выращивать карликовые деревья. Такая техника позволяет завести настоящий (хотя и в уменьшенной копии) сад на небольшом пространстве.

В японском языке слово «бонсай» означает не просто карликовое дерево, а культуру его выращивания – в маленьком горшке, на подносе или на куске скалы.

Для создания классического бонсай чаще всего используют или другие долгоживущие виды лиственные пород. Саженец растет до тех пор, пока на нем не образуется хорошая ветвистая крона и толстый ствол. Конечно, это происходит не за один и не за два года. И все это время мастер должен усиленно заниматься формированием бонсай, чтобы получить настоящее произведение искусства – миниатюрную копию дерева.


С чего начинается бонсай?

Прежде чем приступить к выращиванию бонсай, необходимо составить образ и нарисовать эскиз будущего дерева. Желательно сразу продумать, какой формы оно будет, чтобы затем формировать крону согласно плану.

Дальнейшие действия заключаются в следующем:


  1. Подобрать в природе необходимый росток для будущего деревца.
  2. Обрезать у него корневую систему.
  3. Посадить в плоскую плошку.

Для бонсай необходимо отбирать только самые крепкие и абсолютно здоровые ростки, поскольку приживется в домашних условиях не каждый.

Что делать с ростком после приживления?

Когда молодой росток приживется и продолжит свой рост, на нем следует удалить верхушки веточек и листья. Делать это надо до тех пор, пока он не смириться со своей судьбой и начнет выпускать мелкие листочки (или иголочки), более подходящие по размерам для карликовых деревьев.

Одновременно молодой стволик надо обмотать тонкой проволокой, чтобы он и не думал тянуться вверх. Веточки также подрезают и при помощи той же проволоки направляют вниз или параллельно почве. Таким образом, будущему бонсай придается форма. С каждым годом работу по формированию продолжают в том же духе и со временем получается настоящее, но маленькое дерево.

Бонсай — выращенные в подносе миниатюрные копии настоящих деревьев. В переводе с японского бонсай означает «выращенное в подносе». Концепция этого искусства пришла в Японию из Китая более тысячи лет назад и с тех пор постоянно развивается. Именно в Японии бонсай вырос до уровня изящного искусства.

Существует множество техник обрезки корней и веток, которые позволяют регулировать рост растения, сохраняя при этом естественные пропорции. Обычно в искусстве выращивания бонсай используются такие деревья как сосны, сакура, клены или фруктовые деревья, например, айва.

Стили бонсай

Существует множество стилей искусства бонсай. Наиболее известными считаются:

  • формальный прямой стиль,
  • неформальный прямой стиль,
  • наклонный стиль — растущее под углом к земле дерево с прямым стволом,
  • каскад — имитация дерева, растущего у воды,
  • полукаскадный стиль — имитация дерева с частично затопленным или засыпанным землей стволом,
  • стиль «корень на камне» — дерево растет над выступающим из земли камнем, корни оплетают камень.

  • наравне с самими деревьями, подносы и камни являются важными элементами искусства бонсай. Однако, в отличие от Китая, в Японии выбирают менее яркие подносы, чаще всего используют темного или землистого цвета.
  • чтобы насладиться искусством бонсай по всем правилам, нужно сначала посмотреть на композицию сверху и оценить общий вид. Затем необходимо склониться до уровня композиции и попытаться представить себя маленьким, смотрящим на дерево из «естественной» среды.

Где можно увидеть бонсай в Японии

Одно из лучших мест для знакомства с искусством бонсай в Японии — деревня бонсай Омия , расположенная в префектуре Сайтама. Деревня представляет собой питомник бонсай, который был перенесен в Сайтаму из Токио после Великого землетрясения Канто (1923 год). В деревне также расположен великолепный музей искусства бонсай.

Еще одно отличное место для любителей бонсай — деревня бонсай в Кинаси , расположенная в Такамацу. Кинаси — ведущий производитель деревьев для бонсай. Здесь расположено более 30 питомников.

Бонсай (в переводе с японского языка «растение на подносе») – это восточное изысканное искусство, которое позволяет сделать свое желание реальностью — посмотреть на мир в миниатюре. Суть этого искусства такова: эта культура взращивания существенно уменьшенной идентичной копии обыкновенного высокого дерева в маленьком горшочке, подносе или чашки.

Необходимый результат можно достичь с помощью специальной поливки, оперативных и постоянных стрижек, срезанием, надлежащему освещению и кормлению, а так же использование проволоки, позволяющей наделить маленькое дерево определенной формой.

Впервые это направление в искусстве возникло около двух тысяч лет назад, и сейчас признается основой культуры Востока. Однако по официальным источникам бонсай, как отельное направление, существует около 1 300 лет. Зарождение этого искусства связано с большим числом легенд и учений. Одна из легенд гласит, что основным почитателем этого течения в восточной культуре был император Китая из династии Хан (200 гг. до н.э.).

Однажды у властелина возникло желание больше узнать о своей империи. Естественно исколесить всю Поднебесную император не мог, поэтому во все провинции Китая с целью изучения характеристик местности и последующего их изображения в миниатюре были отправлены группы из нескольких десятков образованных людей. Так была создана миниатюрная империя, которая изображала реки, горы, деревья, дома, скот и даже людей в значительно уменьшенном масштабе.

Для будущего макета владыка велел возвести широкую площадку из мрамора, очертания которой должны быть идентичными очертаниям карты страны. Все было исполнено в точности так, как пожелал император – привезенные китайские пейзажи были установлены у дворца. Тогда и было положено начало искусства изображения миниатюрных ландшафтов, которое прошло нелегкий и долгий путь, постоянно трансформируясь и совершенствуясь.

В период средневековья вместе с буддистскими учениями и другими культурными богатствами континента искусство создания бонсай распространилась на территории Японии, где изначально укоренилась среди представителей высшего общества, в частности аристократов, высокопоставленных самураев и буддийского духовенства, а позже, в начале XVIII века, и на всенародном уровне.


Стиль бонсай также развивали буддисты, приравнивая выращивающего дерево человека к Богу, поскольку, согласно их видению, мир имеет вид сада Будды, в котором он садовник.

Японские умельцы старательно рафинировали навыки иностранных мастеров и превратили обычные декоративные приемы китайских садоводов в самодостаточное и изящное искусство. Культивирование миниатюрных укоренилось как неотъемлемая часть японской культуры. Именно на просторах Страны восходящего солнца метод выращивания бонсай наиболее активно развивался и достиг своего совершенства.



В конце XIX-начале ХХ века многовековые японские традиции бонсай проникли на Запад. В Европе первая выставка состоялась в 1889 году в японском павильоне в Париже. Уже в 1909 году прошла выставка в Лондоне, а позже и в других европейских странах. Как ни странно, тогда европейцы не оценили по достоинству новое искусство и обрушились с яростной критикой на японских мастеров, считая это «бесчеловечным мучением» деревьев. Уже после Второй мировой войны направление начало получать широкую известность на Западе.


Сегодня в Японии произрастает более 100 тысяч миниатюрных деревьев, причем некоторые уже имеют в своем багаже вековую историю. Абсолютно все экземпляры считаются народным достоянием. В японских семьях существует традиция передавать деревца в стиле бонсай из поколения в поколение в качестве ценной семейной реликвии.

В последние несколько лет популярность мини-деревьев стремительно возрастает. Многие люди пытаются раскрыть и освоить тайны мастерства выращивания бонсай, требующего размеренности и огромного терпения. Для освоения базовых принципов создания мини-деревьев будущему мастеру необходимо в среднем 5-10 лет. Существует мнение, что для освоения элементарного момента — правильного полива — требуется не менее трех лет.

Поэтому приступая к изучению данного искусства важно определить силу своего желания достичь цели, которая не приемлет суеты. При должном уходе образцы бонсай могут жить сотни лет, сохраняя память тех, кто их посадил и вырастил. Самый известный из сохранившихся до сегодняшних дней древних экземпляров представлен сосной, которую вырастил сёгун Иэмицу Токугава (1604–1651).


Естественно, старые образцы бонсай больше ценятся и соответственно имеют более высокую стоимость, нежели молодые. Так столетние экземпляры продаются на мировом рынке за десятки тысяч долларов. Однако возраст здесь не единственный важный критерий. Весомую роль играет художественная задумка, отображаемая растением, а также его соответствие размерам емкости и здоровый вид.

Для выращивания бонсай подойдут различные растения с густыми ветвями и мелкими листьями (сосна, ель, можжевельник, кипарис, вишня, бук, кедр, дзельква, рододендрон и азалия). Важно знать, что использовать нужно черенок или семя обычного, ни в коем случае не гибридного дерева. Высота самых маленьких экземпляров равняется 3-8 см, в то время как крупнейшие представители могут достигать 1,5-2 метров.