Зил ал 30. Тактико - техническая характеристика пожарных автомобилей

Это заготовка статьи - вы можете приложить и свои усилия, что бы она обрела окончательную форму!

АЛ-30(131)Л21
Специальный пожарный автомобиль M-класса , пожарная автолестница

Модель: АЛ-30(131)Л21

Показатели назначения

Показатели надежности

Показатели экономного использования топлива

Эргономические показатели

Показатели транспортабельности

Общие сведения

Автолестница АЛ-30(131)Л21 предназначена для подъёма личного состава и пожарно-технического вооружения на этажи здания, для спасения и эвакуации людей, тушения пожаров с применением пожарных водяных стволов и пенных генераторов , а также выполнения специальных работ в области применения с 3 по 9 этажи жилых зданий. При сдвинутых коленах лестница может использоваться в качестве подъёмного крана.

Тактические возможности

Информация взята в "Справочник руководителя тушения пожара", В.П. Иванников, П.П. Клюс.

Конструктивные особенности

По конструкции шасси АЛ-30(131)Л21 однотипна с базовым автомобилем и представляет собой трёхосный переднемоторный полноприводный автомобиль с управляемыми колёсами передней оси и сближенными задними осями. Несущая система - лонжеронная рама лестничного типа. Двигатель - четырёхтактный, бензиновый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, восьмицилиндровый, V-образный, модели ЗиЛ-131, номинальной мощностью 110 кВт при 3200 об. коленчатого вала в минуту. Воздушный фильтр двигателя - пеномасляный, трёхступенчатый. Трансмиссия - механическая, проходного типа, с сухим однодисковым сцеплением, коробкой передач схемы 5 + 1, двухступенчатой раздаточной коробкой, обеспечивающей автоматическое подключение переднего моста при включении пониженной передачи и автоматическое его отключение при переходе на прямую передачу (при движении на прямой передаче в раздаточной коробке возможно принудительное включение переднего моста). ШРУСы переднего моста - шарикового типа.

Подвеска колёс передней оси - зависимая, на двух продольных листовых полуэллиптических рессорах, с телескопическими гидроамортизаторами двустороннего действия. Подвеска колёс задних осей - рессорно-балансирная.

Рулевой механизм - винт, шариковая гайка, зубчатый сектор, с гидравлическим усилителем. Рабочая тормозная система - с пневматическим приводом и колодочными барабанными тормозными механизмами на всех колёсах. Стояночная тормозная система - с механическим приводом и барабанным трансмиссионным тормозным механизмом.

Кабина цельнометаллическая, трёхместная. Оперение цельнометаллическое, с капотом аллигаторного типа.

При переводе автолестницы из транспортного в рабочее положение автомобиль вывешивается на выдвижных боковых упорах.

Общие сведения

На современном этапе промышленностью освоен выпуск множества моделей высотной спасательной техники (пожарные автолестницы и автоподъемники).

Вместе с тем, в настоящее время АЛ-30(131)ПМ-506Д постепенно вытесняется более современными моделями пожарных автолетниц. Связано это в первую очередь со снижением объемов производства грузовых автомобилей ЗИЛ-131 (а т.ж. "Амур") и внедрением новых шасси.

Модернизация проведена с целью повышения технических показателей автолестницы.

Модель АЛ-30(131)ПМ-506В отличается от АЛ-30(131)Л21 немного увеличенной высотой подъёма - каждому из колен автолестницы добавили 30 см.

Модель АЛ-30(131)ПМ-506Д отличается от АЛ-30(131)ПМ-506В основательно переработанной поворотной частью. Заменена гидравлика и органы управления.

Механизм блокировки рессор

Механизм блокировки рессор предназначен для повышения устойчивости автолестницы при работе. Механизм состоит из гидроцилиндра блокировки рессор, закрепленного на задней рессоре и каната, который перекинут через шток и концами соединен с балками среднего и заднего мостов.

При выдвигании передних опор рабочая жидкость одновременно подается в поршневую полость гидроцилиндра блокировки рессор. Шток выдвигается, натягивает канат и блокирует рессору, не позволяет ей распрямляться. При сдвигании опор рабочая жидкость подается в штоковую полость, шток вдвигается, канат ослабляется, рессора разблокируется. Фиксация штока осуществляется запиранием полостей гидроцилиндра блокировки рессор гидрозамком.

Меры безопасности

Запрещается эксплуатации автолестницы не прошедшей технического освидетельствования.
При эксплуатации автолестницы ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
  • допуск к управлению автолестницы лиц, не имеющих специального удостоверения;
  • пребывание посторонних лиц на автолестнице во время ее работы;
  • находиться под поднятыми коленами;
  • производить подъем лестницы, пока люди не будут находиться на безопасном для них расстояний;
  • работать под линиями электропередач и ближе 30 м от них;
  • нахождение на лестнице и перемещение по ней людей сверх нормы, указанной в п. 10.6.1 инструкции по эксплуатации;
  • работать при неисправной гидросистеме;
  • работать на поверхности с уклоном более 6°;
  • работать с поднятыми опорами;
  • работать, не убедившись в правильной установке тарелок на грунт и в надежной твердости грунта;
  • работать при незаблокированных рессорах;
  • оставлять без надзора с земли автолестницу с поднятыми коленами;
  • работать без растяжных веревок при скорости ветра более 10 м/с;
  • работать при обнаружении неисправностей гидрозамков, элементов крепления, возникновении опасных колебаний колен и до устранения обнаруженных дефектов;
  • работать в ночное время на неосвещенной площадке и без освещения обслуживаемого объекта;
  • работать без колодок под передним правым или левым колесами;
  • работать при отказе системы блокировки поля движения;
  • работать с отключенной автоматикой боковою выравнивания;
  • проведение маневров лестницы при наличии на ней людей;
  • регулировка предохранительного клапана при выполнении движений;
  • работать при отсутствии питания в системе электрооборудования, так как в это время автоматика и блокировка не действует;
  • выполнение операций при нагреве рабочей жидкости в системе свыше допустимой температуры;
  • поднимать груз с оттяжкой его в сторону;
  • поднимать груз примерзший, заваленный другими предметами и привинченный;
  • работа ручным стволом с неопёртой вершиной лестницы;
  • смазывать беговые дорожки, по которым движутся задние ролики.
Поле движения - зона, находясь в которой вершина лестницы может быть натужена полностью на величину, указанную в технической характеристике.

Устойчивость автолестницы при работе зависит от опрокидывающею момента, действующего на лестницу, который не может превышать определенной расчетной величины. Поэтому вылет лестницы не может быть больше указанного на и ограничивается при работе автоматикой.

При выполнении выдвигания и опускания надо быть особенно внимательным, так как эти два движения ведут к увеличению вылета лестницы и опрокидывающего момента.

Действие автоматики, следящей за вылетом лестницы, необходимо контролировать по световым сигналам и по указателю длины выдвижения на пульте управления.

После окончания работы автолестницы коробка отбора мощности должна быть отключена. Передвижение автомобиля с включенной коробкой отбора мощности ЗАПРЕЩАЕТСЯ .

При подготовке к работе, техническом обслуживании и ремонте необходимо соблюдать правила техники безопасности, принятые для автомобильного транспорта и грузоподъемных машин.

Для обеспечения безопасности необходимо один раз в месяц, но не реже чем через 50 часов работы автолестницы:

Подготовка к работе

"Боевая" работа автолестницы

Специальные пожарные автомобили (СПА) – пожарные автомобили, предназначенные для выполнения специальных работ при пожаре. Они служат для доставки к месту пожара боевого расчета, специального пожарно-технического вооружения и аппаратов, необходимых для обеспечения работ по тушению пожаров в различных условиях.

Специальные пожарные автомобили в зависимости от вида аварийно-спасательных и технических работ на месте пожара классифицируются на следующие типы:

· пожарные автолестницы.

· пожарные коленчатые автоподъемники.

· пожарные телескопические автоподъемники с лестницей.

· пожарные автолестницы с цистерной.

· пожарные коленчатые автоподъемники с цистерной.

· пожарные аварийно-спасательные автомобили.

· пожарные водозащитные автомобили.

· пожарные автомобили связи и освещения.

· пожарные автомобили газодымозащитной службы.

· пожарные автомобили дымоудаления.

· пожарные рукавные автомобили.

· пожарные штабные автомобили.

· пожарные автолаборатории.

· пожарные автомобили профилактики и ремонта средств связи.

· автомобили диагностики пожарной техники.

· пожарные автомобили-базы газодымозащитной службы.

· пожарные автомобили технической службы.

· автомобили отогрева пожарной техники.

· пожарные компрессорные станции.

· пожарно-технические автомобили.

· пожарные оперативно-служебные автомобили.

Пожарные автолестницы

Пожарная автолестница (АЛ) – пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

Ограничитель рабочего поля движения лестницы (люльки) - устройство, предотвращающее возможность вывода лестницы (люльки) АЛ за границу ее рабочего поля.

Высота подъема - расстояние по вертикали от горизонтальной опорной поверхности до верхней ступени лестницы (до пола люльки).

Вылет - расстояние по горизонтали от оси вращения подъемно-поворотного основания до вертикальной оси, проходящей через верхнюю ступень лестницы (наружный край люльки).

Рабочее поле (зона досягаемости) - зона, очерченная вершиной лестницы (внешним краем люльки) при маневрировании ею с максимальными допустимыми значениями вылета и высоты для соответствующего значения грузоподъемности.

Угол подъема лестницы - угол, между горизонтальной плоскостью и продольной осью лестницы.

Время маневра - промежуток времени с момента перемещения рукоятки органа управления соответствующим маневром АЛ из нулевого положения в максимально крайнее до момента достижения соответствующим элементом изделия требуемого положения.

Таблица 97

Классификация и основные параметры


Таблица 98

Основные параметры

Наименование параметра Значение параметра в зависимости от исполнения
2,3,4 2,3,4 2,3,4
Максимальная рабочая высота подъема (лестница полностью выдвинута и поднята на максимальный угол), м 10-15 16-20 21-25 26-31 32–40 41–52 53–60
Максимальная рабочая нагрузка на вершину неприслоненной лестницы при максимальном вылете, кгс, не менее
Грузоподъемность лестницы при использовании ее в качестве крана (лестница полностью сдвинута), т, не менее 0,5 0,7 0,7
Максимальная равномерно распределенная нагрузка на полностью выдвинутую и неприслоненную лестницу при максимальном вылете, кг, не менее
Максимальная равномерно распределенная нагрузка на полностью выдвинутую лестницу с прислоненной вершиной при максимальном вылете, кг, не менее
Грузоподъемность съемной люльки или лифта (при неприслоненной лестнице), кг, не менее - - - -
Рабочий диапазон подъема лестницы в вертикальной плоскости,…°, не менее От минус 7 до плюс 75
Минимальный угол подъема лестницы, при котором возможен ее поворот на 360°,…°, не более
Угол поворота лестницы (вправо и влево) при круговом вращении,… о, не менее
Максимальный вылет лестницы от оси вращения подъемно-поворотного устройства, м, не менее:
с максимальной нагрузкой на вершине
без нагрузки на вершине
Минимальный вылет лестницы при ее максимальной длине, м 1/2 максимальной ширины опорного контура плюс:
4±1 4±1 4±1 5±1 5±1 5±1 5±1
Максимальная ширина опорного контура, м, не более 3,0 3,2 3,2 3,5 3,5 4,5 5,0 5,5 5,5
Время установки АЛ на выносные опоры на горизонтальной площадке, с, не более
Время маневров лестницы при максимальной скорости движения без нагрузки, с, не более, при:
опусканий от максимального угла до минимального
повороте на 360° вправо или влево при сдвинутом и поднятом на максимальный угол пакете колен
Время маневров лестницы при максимальной скорости движения с рабочей нагрузкой в люльке (лифте), с, не более, при:
подъеме от минимального угла до максимального
опускании от максимального угла до минимального
выдвигании на полную длину при максимальном угле подъема лестницы
сдвигании (полном) при максимальном угле подъема лестницы
повороте на 360° вправо или влево
подъеме (опускании) лифта от минимальной до максимальной высоты при максимальном угле подъема лестницы - - - -
подъеме (опускании) люльки от уровня земли до максимальной высоты -
Максимально допустимый прогиб вершины полностью выдвинутой лестницы при минимальном угле подъема и максимальной рабочей нагрузке на вершину, м, не более 0,35 0,4 0,45 0,5 0,55 0,6 0,65
Минимальный радиус поворота (по наружной точке АЛ), м, не более Значение соответствующего показателя базового шасси плюс 1 м
Углы свеса,... о, не менее: передний свес:
для неполноприводных шасси
для полноприводных шасси
задний свес:
для неполноприводных шасси
для полноприводных шасси
Габаритные размеры АЛ в транспортном положении, м, не более:
длина 7,5 9,0 11,0 11,5 12,0 12,0 12,0
ширина 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5
высота 2,7 3,0 3,5 3,5 3,9 3,9 4,2

Таблица 99

Технические характеристики пожарных автолестниц

Характеристики АЛ-30 (131), мод. ПМ-506И АЛ-30 (4326), мод. ПМ-506С АЛ-30 (43114), мод. ПМ-512Б АЛ-37 (53229), мод. ПМ-544 АЛ-50 (53229), мод. ПМ-513 АЛ-60 (Т815), мод. ПМ-553
Марка шасси ЗИЛ-131 КамАЗ-4326-1036-15 КамАЗ-43114-1029-02 КамАЗ-53229-1041-02 КамАЗ-53229-1050-02 Татра T815-280J21
Колёсная формула 6×6 4×4 6×6 6×4.2 6×4 6×6
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт.
Максимальная рабочая высота подъёма, м 30,0 30,0 33,0 37,0 50,0 60,0
Вылет стрелы, м 16,0 16,0 24,0 18,0 16,0 18,0
Максимальная рабочая нагрузка на вершину неприслонённой лестницы, кг 160,0 160,0 100,0 нет данных нет данных нет данных
Грузоподъёмность люльки, кг -- -- 200,0 200,0 200,0 200,0
Грузоподъёмность лифта, кг -- -- -- -- 200,0 180,0
Угол поворота стрелы (вправо и влево) при круговом вращении, град.
Полная масса, кг
Габаритные размеры, мм 11000×2500×3200 10150×2500×3700 11500×2500×3700 11000×2500×3600 11500×2350×3700 11500×2500×4200

Таблица 100

Тактико-техническая характеристика пожарных автолестниц

Показатели АЛ-18 (52) (модель Л2) АЛ-30(157К) (модель Л20) АЛ-30 (131) (модель Л21) АЛ-30 (131) (модель Л22) АЛ-45 (200) (модель ЛД) АЛ-45 (257) (модель ПМ-109)
Тип шасси ГАЗ-52 ЗИЛ-157К ЗИЛ-131 МАЗ-200 КрАЗ-257
Число мест для боевого расчета
Габаритные размеры, мм:
длина 10 150 10 640
ширина
высота
Масса с полной нагрузкой, кг 10 300 10 500 13 350 18 230
Наименьший радиус поворота, м 8,9 11,2 10,2 10,2 11,3 12,8
Максимальная скорость, км/ч
Мощность двигателя, кВт (л. с.) 55 (75) 80 (109) 110 (150) 110 (150) 88 (120) 177 (240)
Контрольный расход топлива на 100 км, л
Запас хода по топливу, км
Емкость топливного бака, л
Длина полностью выдвинутой лестницы, м
без дополнительного колена 30,2 30,2 30,2 42,3
с дополнительным коленом 32,2 32,2 32,2
Максимальный угол поворота колен вокруг вертикальной оси Не ограничен
Время выполнения маневров лестницы, с:
подъем колен на 75° 30 ±3 30±3 30+3 -
выдвигание колен на полную длину 30±3 30±3 30±3
поворот колен на 90° вправо, влево 15±3 15±3
одновременный подъем на 75°
полное выдвигание колен и поворот на 90°
Максимально допустимая нагрузка на вершину колен свободностоящей лестницы (без дополнительного колена) кг, при угле подъема:
75° - -
свыше 60°
Грузоподъемность лифта, кг

Рисунок 7. Рабочее поле (зона досягаемости) АЛ-30 на шасси автомобилей ЗИЛ-131 и Урал. Н – высота подъема стрелы, м., В – вылет стрелы, м.

Рисунок 8. Рабочее поле (зона досягаемости) АЛ-37. Н – высота подъема стрелы, м., В – вылет стрелы, м.

Пожарная автолестница с цистерной (АЛЦ) – пожарный автомобиль, имеющий не более 3 человек боевого расчета, включая водителя, оборудованный стационарной раздвижной стрелой (пакетом колен), выполненной в виде непрерывного лестничного марша (лестницей), емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможного использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен

Назначение : - для доставки к месту пожара боевого расчета и пожарного оборудования; проведения спасательных работ в верхних этажах зданий и выполнения вспомогательных работ на высоте; тушения пожара водой или ВМП при помощи лафетного ствола и использования в качестве подъемного крана при сложенном комплекте колен.

АЛ по длине классифицируются :

АЛ-18(52)12 – легкий тип – до 20 м.

– средний тип – от 20 до 30 м.

АЛ-45(133ГЯ)ПМ – 501 – тяжелый тип – более 30 м.

АЛ-45(257)ПМ – 109

Классификация пожарных АЛ:

ТТХ пожарной АЛ-30(131)ПМ-506

1. Базовое шасси ЗИЛ – 131

2. Число мест боевого расчета – 3

    максимальная длина полностью выдвинутой лестницы (м) – 30 (можно достичь 8-го этажа).

    Максимальная рабочая нагрузка на вершине лестницы при угле подъема 75 о (кН) – 250.

    Диапазон угла подъема (град) – 0 о – 75 о.

    Наибольший вылет (м) стали поворотного круга с рабочей нагрузкой на вершине – 16

    Грузоподъемность при использовании автолестницы в качестве подъемного крана (при сдвинутой лестнице) (кг) при угле подъема град: 0 о – 30 о – 500кг; 30 о – 60 о – 750 кг; 60 о – 75 о – 1000 кг.

    Минимальный угол подъема при котором колено может сдвигаться под действием собственного веса, град. – 30 о.

    Рабочее давление в гидросистеме – 16 (мПа).

    Рабочая жидкость гидросистемы – всесезонное масло ВМГ-3.

    Вместимость бака гидросистемы – 90 л.

    Наименьшее время маневров лестницы без нагрузки (С) подъем от 0 о до 75 о – 25.

выдвижение на полную длину при угле подъема 75 о – 25

поворот на 360 о – 60

Маневр: подъем от 0 о до 75 о, полное выдвижение и поворот на 90 о – 90.

Нормы положенности ПТВ, оборудования и инвентаря на автолестнице АЛ-30(131) ПМ-50Б.

    Ствол лафетный – 1 шт.

    Сменные насадки к лафетному стволу ф25 и 28 мм. – 2 шт.

    Веревка спасательная дл. 30 м. в чехле – 1 шт.

    Веревка для управления лафетным стволом – 1

    Растяжная веревка с катушкой – 2 компл.

    Гребенка для 4-х ГПС – 600, 2000м – 1 шт.

    Лестница штурмовая – 3 шт.

    комплект инструмента для резки эл.проводов – комплект.

    ручной немеханический пожарный инструмент ПТО – всего 27 наименований.

Общее устройство АЛ-30(131)ПМ-506

    шасси пожарной автолестницы с кабиной, платформой и передней опорной рамой;

    комплект колен (телескопически выдвигающиеся);

    опорное устройство;

    подъемно-поворотное устройство;

    дополнительная трансмиссия на гидронасос;

    приводы движений (подъема, поворота и выдвижения) с гидросистемой;

    органы управления;

    автоматические предохранительные и блокирующие устройства;

    дополнительное электрооборудование и связь.

Шасси пожарной автолестницы с кабиной, платформой и передней опорной рамой:

    базовое шасси ЗИЛ-131 с дополнительной трансмиссией на гидронасос;

    кабина водителя трехместная;

    платформа металлическая коробчатой конструкции;

    ящик для размещения вывозимого оборудования;

    за кабиной размещена передняя опорная рама, которая служит для опирания комплекта колен в транспортном положении.

В случае выхода из строя дополнительной трансмиссии или двигателя в конструкции АЛ предусмотрен аварийный привод для приведения АЛ из рабочего положения в транспортное.

Гидронасос – насос – гидромотор ***** - поршневого типа.

Принцип действия:

При вращении диска 1 система поршней со шторками тоже будет вращаться, а вместе с этим буде вращаться и ротор 2.

Цилиндрические отверстия ротора будут поочередно соединяться с всасывающей и напорной полостями гидронасоса.

Сам же к одной из полостей (всасывающей или напорной) подводить масло под давлением, а от другой отводить в масляный бак, то механизм будет работать как двигатель.

На пожарной автолестнице такие механизмы используются в качестве насосов для создания высокого давления рабочей жидкости и в качестве двигателей приводов поворота лестницы и выдвижения комплекта колен. Мы еще вернемся к ним.

Комплект колен:

Состоит из четырех основных и одного дополнительного колен, выдвигаемых по направляющим пазам на роликах.

Нумерация колен сверху вниз.

Нижнее – четвертое колено крепится к поворотной раме шарнирно при помощи шкворня. Выдвижение основных колен осуществляется с помощью стальных спаренных канатов. Принцип выдвижения аналогичен тому, как на выдвижной ручной пожарной лестнице Л-3К. Канаты выдвижения третьего колена нижними концами наматываются на барабан лебедки, а верхними концами проходят через блоки, установленные на вершине 4 колена, и крепятся в нижней части 3 колена через винтовую муфту с правой и левой резьбой, которая служит для уменьшения длины и натяжения правой и левой ветвей канатов.

Нижние концы канатов второго колена закреплены на вершине 4 колена, проходят через блоки на вершине 3 колена и закреплены в нижней части второго колена через регулировочную резьбовую муфту. Канаты первого колена нижними концами закреплены за вершину 3 колена, проходят через блоки на вершине второго колена и закреплены через блоки и муфту в нижней части первого колена.

При такой системе все колена относительно друг друга выдвигаются с одинаковой скоростью, а абсолютные скорости их будут разные.

Опорное устройство .

Служит для обеспечения устойчивости АЛ при работе и предотвращения перегрузки колен.

Устройство: - опорная рама;

Четыре выдвижные опоры с гидроцилиндрами и гидрозамками.

Два механизма блокировки (выключения) задних рессор с гидроцилиндрами и гидрозамками;

Золотники управления расположенные в задней части платформы слева и справа.

При выдвижении передних опор срабатывают и механизмы блокировки рессор.

1; 2; 3 – поршни

4; 5 – штуцеры

При подъеме масла под давлением в штуцер 4 поршень 1 перемещается влево и открывает путь А.

Поршни 2 и 3 при этом перемещаются вправо и масло из полости Б поступает через штуцер 5. (и наоборот.

Подъемно-поворотное устройство:

Служит опорным основанием комплекта колен и обеспечивает подъем, опускание и поворот лестницы.

Устройство: - поворотный круг, состоящий из неподвижной и подвижной частей;

      поворотная рама;

      подъемная рама;

Внутри поворотной рамы на поворотном круге и на подъемной раме размещены привода лестницы: - осевой коллектор;

      два цилиндра подъема;

      приводы выдвижения и поворота;

      механизм бокового выравнивания – для того, чтобы ступени лестницы всегда были в горизонтальном положении. Срабатывает автоматически.

Гидропривод систем подъема, выдвижения и поворота.

Подъем комплекта клен осуществляется двумя гидроцилиндрами. Для безопасной работы привода подъема при выдвинутом положении лестницы предусмотрены гидрозамки и фрикционные гидрозахваты.

Привод выдвижения и сдвигания колен состоит :

      гидромотор;

      червячный редуктор;

      барабан для наматывания стальных канатов.

Вал червяка имеет тормозное устройство, которое по принципу действия аналогично гидрозахвату цилиндра подъема.

Привод поворота состоит из:

      гидромотора;

      червячного редуктора;

      ведущей шестерни.

Гидросистема : - обеспечивает работу всех исполнительных механизмов автолестницы.

Состоит из: - гидронасоса;

    • кранов управления;

      цилиндров;

      гидромоторов;

      предохранительного клапана;

      осевого коллектора;

      датчика газа;

      кранов переключения;

      гидронасоса с электроприводом;

      гидрозамков;

      крана разгрузки гидронасоса;

      автоматического регулятора оборотов двигателя;

      обратных клапанов и маслопроводов.

Элементы управления АЛ, блокировки и дополнительное электрооборудование:

      пульт управления с сиденьем для оператора;

      на пульте 4 рукоятки «Подъем – опускание», «выдвижение - сдвижение», «поворот» и датчик газа двигателя;

      указатель длины выдвижения и указатель подъема;

      манометр, показывающий давление рабочей жидкости в сливной линии.

Безопасность работы АЛ обеспечивается наличием в её конструкции блокирующих устройств, это :

      концевые выключатели на вершине лестницы которые автоматически выключают поворот или выдвижение лестницы, если вершина лестницы упрется в препятствие;

      ограничители длины выдвижения – отключают привод выдвижения при достижении максимально допустимой длины при данном угле подъема колен;

      ограничители грузоподъемности;

      ограничители вылета лестницы, угла опускания и опрокидывающего момента.

Во всех случаях срабатывания блокирующих устройств оператор на пульте предупреждается звуковым и световым сигналом, а движение лестницы выключается.

Дополнительное электрооборудование :

включает: - приборы сигнализации;

      внешнее освещение, освещение рабочих мест и отсеков;

      датчики и сигнальные лампы различного назначения;

      переговорное громкоговорящее устройство.

К ним относятся:

      двухканальный звуковой сигнал;

      электрическое переговорное устройство;

      осветительные фары на вершинах первого и четвертого колен;

      лампы освещения пульта и включения блокировок;

      сигнальные лампы;

аварийный электропривод гидросистемы и др.

Порядок установки пожарных авто лестниц:

В транспортном положении комплект колен должен опираться на переднюю опорную раму, опоры должны быть подняты, задние рессоры разблокированы.

Подъезд к обслуживаемому объекту должен быть выбран из расчета максимально возможного удобства установки АЛ и ее работы.

Целесообразно АЛ устанавливать на расстоянии приблизительно 10 метров от здания.

    Установку производить параллельно зданию, а после подъема комплекта коленьев повернуть их к стене. Если местные условия не позволяют подъехать боковой стороной, можно установить АЛ и перпендикулярно, но не более 18 метров от оси поворотного круга от стены (АЛ-30) и не более 16 метров (АЛ – 45).

    После установки на выбранную площадку, надо затянуть ручной тормоз;

    На АЛ-30 рычаг включения РК поставить в нейтральное положение, а рычаг КП на четвертую передачу;

    Включить компрессор;

    нажать на педаль крана разгрузки насоса у АЛ-30 и убедиться в достаточном давлении в гидросистеме по манометру;

    Опустить опоры до жесткого упора в грунт и заблокировать рессоры (сначала опускаются передние опоры, а затем задние);

    При необходимости подложить под опоры деревянные подкладки, а под задние колеса – упоры.

Управление при работе .

    первой операцией является подъем комплекта коленьев, так как все другие движения (поворот, выдвигание) заблокированы;

    подъем вначале надо производить на малой скорости, а после достижения угла 30-40º переводить на большую скорость;

    при достижении предельного угла наклона комплекта коленьев, подъем их у АЛ прекращается;

    следует иметь ввиду, что АЛ-30 при подходе вершины лестницы к границе поля безопасности (во время опускания выдвинутой лестницы) опускание автоматически прекращается;

    при повороте комплекта коленьев вправо оператор должен быть особо внимательным) т. к. поле зрения его в этом случае частично загораживается комплектом коленьев;

    поворот полностью выдвинутой и поднятой лестницы должен вестись с очень плавным ускорением и замедлением, во избежание колебаний лестницы;

    наиболее ответственным движением лестницы является выдвигание ее коленьев до требуемой высоты. Выдвигание у АЛ возможно только после подъема комплекта коленьев на угол 10º, полное выдвигание у АЛ – 30 возможно при угле подъема 50º и выше;

    выдвигание коленьев производиться, как правило, на 1-1,5 м. выше карниза кровли, площадки, ограждения и т. п.;

    подвод вершины лестницы к границе поля движения и, в особенности, к месту опоры необходимо производить на малой скорости;

    после прекращения выдвигания необходимо посадить коленья на замыкатели;

    в ветреную погоду при выдвигании лестницы должны применяться растяжные веревки;

    если лестница применяется с использованием опоры, то она должна только касаться опоры, а давление на опору должно передаваться только при загружении комплекта коленьев;

    лестница перед сдвиганием должна быть поднята, отведена от опоры и выдвинута на 50 мм.;

    укладка лестницы производиться путем опускания сдвинутого до упора комплекта коленьев на переднюю опорную стойку;

    в целях уменьшения нагрева рабочей жидкости нагружать насос рабочим давлением только при выполнении движений. В перерывах между движениями в гидросистеме должен быть режим холостого хода;

АВТОЛЕСТНИЦА ПОЖАРНАЯ

АЛ-30(131)ПМ-506Д

Техническое описание

и инструкция по эксплуатации пм-506д.00.000 ТО

Внимание

Введение


  1. Назначение автолестницы

  2. Технические данные

  3. Состав, устройство и работа автолестницы

  4. Устройство и работа составных частей автолестницы

  1. Шасси

  2. Силовая группа

  3. Коробка отбора мощности

  4. Гидронасос

  5. Бак масляный
4.6 Фильтр

  1. Аварийный привод

  2. Привод управления двигателем

  3. Гидропривод

  1. Опорное основание

  2. Механизм блокировки рессор

  3. Опора

  4. Гидроцилиндр выдвигания опоры

  5. Блок управления опорами

  6. Подъемно-поворотное основание

  7. Поворотная опора

  8. Гидромеханизмы

  9. Привод поворота

  10. Гидроцилиндр подъема

  11. Привод выдвигания

  12. Редуктор привода выдвигания
4.22 Маслотокопереход

4.23 Схема привела прибора блокировки

4.24 Прибор блокировки

4.25 Механизм бокового выравнивания

4.26 Гидроцилиндр бокового выравнивания

4.27 Комплект колен

4.28 Электрооборудование

4.29 Лафетный ствол

4.30 Устройство для крепления рукава 5.Контрольно-измерительные приборы, инструмент и принадлежности


  1. Контрольно-измерительные приборы

  2. Инструмент и принадлежности

  1. Маркирование, пломбирование и упаковка

  2. Общие указания по эксплуатации автолестницы

  3. Указания мер безопасности

  4. Подготовка к работе, измерение параметров, регулирование и настройка,
проверка технического состояния

  1. Подготовка к работе

  2. Измерение параметров, регулирование и настройка
9.3Проверка технического состояния

10 Порядок работы


  1. Опускание-подъем опор

  2. Подъем-опускание лестницы

  3. Поворот лестницы

  4. Выдвигание-сдвигание лестницы
10.5 Опускание лестницы для прислонения

  1. Подъем и спуск людей по лестнице

  2. Спуск людей по рукаву

  3. Работа лафетным стволом

  4. Работа пеногенераторами

  1. Укладка лестницы

  2. Перемена места работы

    1. Работа ручным насосам

  1. Применение лестницы для подъема грузов

  2. Работа при низких температурах воздуха
11 Техническое обслуживание

  1. Виды и периодичность технического обслуживания

  2. Обслуживание гидроагрегатов

  3. Смазка

  4. Смена рабочей жидкости

  5. Обслуживание электрооборудования
11.6 Перечень работ для различных видов технического обслуживания

11.7 Статические испытания


  1. Возможные отказы и методы их устранения

  2. Указания по текущему ремонту

  3. Техническое освидетельствование и эксплуатационные испытания

  4. Правила хранения, консервация
16 Транспортирование

Приложения:

А Характеристика рабочих жидкостей, применяемых в гидросистеме

Б Таблица смазки

В Перечень элементов схемы электрической принципиальной

Г Перечень элементов схемы гидравлической принципиальной

Д Схема пломбирования

Е Схема строповки

Ж Схема крепления

И Альбом рисунков ПМ-506Д.00.000 ТО1

ВНИМАНИЕ!

К эксплуатации автолестницы пожарной АЛ-ЗО (131) ПМ-506Д допускаются лица, про­шедшие курс обучения на учебном пункте ГУ ФПС МЧС России или на заводе-изготовителе и получившие удостоверение на право управления автолестницей.

Эксплуатация автолестницы лицами, не имеющими удостоверения, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Слабые знания по устройству автолестницы и управлению ею могут привести к аварий­ным ситуациям.

При работе аварийным приводом при возникновении колебаний комплекта колен движение прекратить до окончания колебаний.

Для исключения случаев перегрузки гидросистемы давлением и возможности появления гидравлических ударов, необходимо перемещение рукояток управления из одного положения в другое осуществлять плавно с обязательной выдержкой в нейтральном положении.

С целью исключения возможности поломки конечных выключателей в отсеках управле­ния опорами необходимо закрывать дверки, придерживая за ручки, не допуская свободного удара при захлопывании.

Проведение каких-либо доработок без согласования с заводом-изготовителем

ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее техническое описание и инструкция по эксплуатациипредназначены дляиз­учения устройства, принципа работы и правил эксплуатации автолестницы.

Кроме настоящего ТО необходимо пользоваться эксплуатационной документацией,пе­речисленной в разделе 4 формуляра ПМ-506Д.00.000 ФО

Текст ТО поясняется рисунками, помешенными в отдельном приложении И. Альбом ри­сунков ПМ-506Д.00.000ТО1.

1 Назначение автолестницы

1.1 Пожарная автолестница предназначена:

для проведения спасательных работ в верхних этажах зданий;

для доставки к месту пожара боевого расчета и пожарного оборудования;

для тушения пожара водой или воздушно-механической пеной;

для выполнения вспомогательных работ на высоте до 30 м;

для использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен;

для эвакуации людей с высоты до 30м по маршу лестницы, а также при помощи элас­тичного спасательного рукава.

1.2 Автолестница предназначена для эксплуатации в условиях умеренного климата при температуре воздуха от минус 40 до плюс 40°С и относительной влажности до 80% при 20°С.


2 Технические данные

2.1 Технические данные автолестницы приведены в таблице 2.1
Таблица 2.1


Наименование показателя

Значение

Высота полностью выдвинутой лестницы при угле подъема 75°, м,

30

не менее

Рабочая нагрузка на вершину неприслоненной лестницы при

1,6(160)

максимальном вылете, кН(кгс), не более

Грузоподъемность лестницы при использовании автолестницы в

1000

качестве крана (при сдвинутой лестнице), кг, не более

Рабочий диапазон подъема лестницы в вертикальной

от минус 4 до 75

плоскости, град

Угол поворота лестницы вправо или влево (при угле подъема

не ограничен

не менее 10°), град

Рабочий вылет вершины лестницы от оси вращения поворотного

основания с максимальнойрабочей нагрузкой на вершине, м

Время маневров лестницы при максимальной скорости движения

без нагрузки, с, при:

подъеме от 0 до 75°

25±5

опускании от 75 до 0°

25±5

выдвигании на полную длину при угле подъема 75°

20±5

сдвигании (полном) при угле подъема 75°

20±5

повороте на 360° вправо или влево при сдвинутой лестнице, поднятой на 75°

45±15

Время установки на выносные опоры на горизонтальной площадке,

50

с, не более

Минимальный угол подъема, при котором колена могут сдвигаться

30

под действием собственной массы, град

Рабочее давление в гидросистеме, МПа (кгс/см 2)

17,5 +1 (175 +10)

Рабочая жидкость гидросистемы

Всесезонное масло ВМГЗ

ТУ38-101479-74

Масло МГ-30

ТУ 38-10150-79

Заменители рабочей жидкости

Масло веретенное

ОСТ 38.01412-86

Масло И-30А

ГОСТ 20799-75

Продолжение таблицы 2.1

Наименование показателя

Значение

Интервал допустимых температур рабочих жидкостей при кратко-

временной работе, °С:

ВМГЗ

От - 40 до +

65

МГ-30

От - 5 до +

75

И-30А

От - 5 до +

75

АУ

От - 20 до +

65

Объем заправочных емкостей агрегатов автолестницы, л;

редуктора привода выдвигания

1,0

редуктора привода поворота

1,0

бака гидросистемы

всей гидросистемы


90

200

Тип шасси

Полноприводное

Масса полная, кг, не более

10185

Распределение полной массы по осям, кг

на переднюю ось, не более

3060

на заднюю тележку, не более

7125

Длина в транспортом положении, мм, не более

11000

Ширина в транспортом положении, мм, не более

2500

Высота в транспортном положении, мм, не более

3200

Максимальная транспортная скорость, км/ч

80

Расход топлива при стационарной работе на привод насоса,

10

кг/ч, не более

Гамма-процентный ресурс до первого капитального ремонта

1250

(при y =0,8), ч, не менее

Средний срок службы до списания, лет

10

Установленный ресурс до первого капитального ремонта, ч, не менее

800

Примечание: Времена маневров указаны при работе на 4-й

передаче коробки переменных передач

3 Состав, устройство и работа автолестницы

3.1 Автолестница АЛ-30(131)ПМ-506Д является