Жилищное обеспечение военнослужащих. Приложение

Вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей на современном этапе развития военной организации российского общества приобретают особую значимость. С одной стороны, это вызвано оптимизацией структуры Вооруженных Сил, с другой - совершенствованием системы всестороннего обеспечения военнослужащих всем необходимым для выполнения возложенных на них обязанностей.

Одной из самых сложных социальных проблем в Вооруженных Силах Российской Федерации является обеспечение жильем военнослужащих и членов их семей. В настоящее время 122,4 тысячи военнослужащих и членов их семей все еще нуждаются в постоянном или служебном жилье.
Жилищные сертификаты, как и ипотечно-накопительная система обеспечения жильем, не способны полностью снять проблему. Цена квадратного метра жилья, заложенная в эти документы, намного ниже его рыночной стоимости, что не предоставляет абсолютному большинству военнослужащих возможность улучшить свои жилищные условия.
Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, находясь в октябре прошлого года на военных учениях в Баренцевом море, заявил: «Если это жилищный сертификат, то это должен быть реальный жилищный сертификат, который позволяет купить квартиру в том месте, где это необходимо. Так что жилищный сертификат должен покрывать 100 процентов стоимости, мы из этого и будем исходить. Потому что лучше уж чуть медленнее эту программу делать, но чтобы она была реалистичнее, иначе какой смысл эти сертификаты давать».
В апреле 2008 года в Министерстве обороны РФ утверждена Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года. В соответствии с ней разработан Стратегический план «Улучшение жилищных условий военнослужащих Вооруженных
Сил Российской Федерации и членов их семей на период до 2020 года», основными целями которого являются:
1) предоставление постоянного жилья военнослужащим, заключившим контракт до 1 января 1998 года;
2) создание в 2012 году служебного фонда под штатную численность воинских частей и соединений;
3) обеспечение функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Для решения поставленных задач Министерство обороны РФ в 2008 - 2010 годах в рамках Государственного оборонного заказа планирует получить 67 тыс. квартир. Кроме того, в настоящее время проводится работа по размещению государственных заказов на приобретение и долевое участие в строительстве жилья за счет средств, полученных в результате реализации высвобождаемого недвижимого имущества.
Общий порядок жилищного обеспечения военнослужащих регулируется статьей 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих». На основании данного законодательного акта государство гарантирует предоставление военнослужащим и членам их семей жилых помещений. Порядок обеспечения жильем регламентируется приказом министра обороны Российской Федерации №80 от 15 февраля 2000 г. «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации».
Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ), введенный в действие с 1 марта 2005 г., подразделяет государственный жилищный фонд, в зависимости от целей использования, на жилищный фонд социального использования и специализированный жилищный фонд. Предоставление военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений жилищного фонда социального использования (по договорам социального найма) осуществляется в соответствии со статьями 51 и 57 ЖК РФ. Основания для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма определяются, исходя из уровня обеспеченности их жильем. Суммарная общая площадь всех жилых помещений, занимаемых военнослужащими (или) членами их семей по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, учитывается как при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и при определении размера жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, по нормам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В случае отсутствия служебного жилья воинские части арендуют жилые помещения или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 909 от 31 декабря 2004 г. «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей» (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что денежная компенсация выплачивается в размере, не превышающем:

  • в городах Москве и Санкт-Петербурге - 15000 рублей;
  • в других городах и районных центрах - 3600 рублей;
  • в прочих населенных пунктах -2700 рублей.

Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50%, если вместе с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, проживают три и более членов семьи.
В соответствии с п. 8 ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» при получении жилого помещения имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером от 15 до 25 квадратных метров следующие военнослужащие:

  • офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями;
  • командиры воинских частей;
  • военнослужащие, имеющие почетные звания РФ;
  • военнослужащие - преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
  • военнослужащие - научные работники, имеющие ученые степени или ученые звания.

Согласно ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Военнослужащему, общая продолжительность службы которого составляет 10 лет и более, подлежащему увольнению с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями в последний год военной службы Минобороны (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по его желанию выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством РФ.
При предоставлении жилого помещения инвалидам учитываются рекомендации индивидуальной программы реабилитации человека, состояние его здоровья, а также другие обстоятельства (этажность, приближение к лечебно-профилактическому учреждению, месту жительства родных, близких и т. п.).
Проблема с обеспечением жильем военнослужащих с 2004 года решается в рамках подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2004 -2010 годы». Она входит в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» и утверждена Постановлением Правительства РФ № 700 от 20.11 2003 г.
Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы утверждены Постановлением Правительства РФ № 522 от 7.10.2004 г. Она рассматривается как один из самых эффективных механизмов решения жилищной проблемы.
Распорядитель счета (участник подпрограммы ГЖС) имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья на территории субъекта РФ, указанного в сертификате, у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение.
В ближайшие годы в Министерстве обороны РФ предусматривается решать жилищную проблему военнослужащих по следующим основным направлениям:

  • обеспечение жильем бесквартирных военнослужащих и членов их семей, заключивших контракт до 1 января 1998 года. Имеющиеся перед ними обязательства будут погашаться в рамках действующего законодательства путем предоставления жилья для постоянного проживания. Военнослужащие, поступившие на военную службу после 1 января 1998 г., обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • формирование фонда жилых служебных помещений под штатную численность воинских частей и соединений. Служебное жилье здесь будет предоставляться только на период прохождения военной службы;
  • создание эффективного рыночного механизма, позволяющего реализовать права военнослужащих на получение жилья в собственность по завершении службы.

При этом планируется использовать современные и эффективные подходы, в числе которых:

  • оказание государственной поддержки военнослужащим для приобретения ими жилья с помощью ипотечных кредитов;
  • создание условий для привлечения инвесторов в целях формирования жилищного фонда вне военных городков и размещения военнослужащих на условиях аренды или найма;
  • повышение эффективности управления имеющимся жилым фондом.
  • До 2015 года планируется создать служебный жилищный фонд в объеме 334 тысячи квартир, что с учетом уже имеющихся составит 480 тысяч под планируемую штатную численность ВС РФ.

Основными источниками формирования фонда служебного жилья являются:

  • строительство и приобретение его по собственному плану Министерства обороны РФ, в первую очередь, в закрытых военных городках;
  • оптимизация существующего служебного жилого фонда, а также получение жилья путем реализации инвестиционных проектов;
  • формирование фонда арендного жилья для размещения военнослужащих в крупных городах и административных центрах.

В первую очередь, формирование служебного жилого фонда предусматривается в пунктах дислокации воинских частей и соединений постоянной боевой готовности.
В дальнейшем этот фонд будет создаваться и в других воинских частях, подлежащих переводу на контрактный способ комплектования.
Наряду с дополнительными мерами по увеличению ассигнований, направляемых на финансирование строительства жилья, будет осуществляться переход на накопительную систему обеспечения жильем военнослужащих.
В связи с тем, что существующая ранее система жилищного обеспечения военнослужащих вступила в определенное противоречие с экономическими возможностями государства, Министерство обороны РФ выбрало иные пути решения этой проблемы.
За счет всех источников финансирования в 2009 году планируется приобрести 32 тыс. квартир для обеспечения нуждающихся в жилье военнослужащих и членов их семей, из них около 22 тыс. квартир для постоянного проживания и 10 тыс. служебных квартир.
В этой связи бывший заместитель министра обороны РФ по финансово-экономической работе Любовь Куделина в марте 2009 года заявила, что «жилищное обеспечение, строительство и ремонт объектов военной и социальной инфраструктуры является приоритетным направлением выделения средств в бюджете 2009 года, и на указанные цели предусмотрены ассигнования в объеме 81 млрд. рублей. Расходы на жилье сокращаться не будут ни при каких условиях».

Выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 102 ЖК, осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающими соответствующие жилые помещения.

  1. граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
  2. граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
  3. граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
  4. иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством (ст. 95 ЖК).

Тема 9

В соответствии с целевой классификацией видов жилищного фонда, установленной в ст. 19 ЖК РФ, специализированный жилищный фонд — это совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Жилищного кодекса РФ жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах . Поэтому жилые помещения частного жилищного фонда, ни при каких обстоятельствах не могут быть отнесены к специализированному жилищному фонду.

Статья 92 ЖК РФ установила перечень видов объектов специализированного жилищного фонда (специализированных жилых помещений). Данный перечень сформулирован как исчерпывающий. Целевое назначение указанных в комментируемой статье жилых помещений определяется в ст. 93-98 ЖК РФ.

Специализированный жилищный фонд: понятие и виды

Комнаты/квартиры предоставляются работникам на период выполнения ими профессиональной деятельности либо студентам на время обучения. После окончания установленных в контракте или соглашении сроков граждане подлежат выселению. При этом другое помещение для проживания им не предоставляется. Законодательство предусматривает выделение площадей и другим категориям граждан. Для этих лиц действуют особые правила. В частности, нормами определено, какие категории не могут быть выселены из помещений специального жилфонда без предоставления им других площадей. Среди них:

В соответствии с соглашением одна сторона – собственник жилплощадей либо субъект, уполномоченный им, — обязуется выделить другой – гражданину – комнату/квартиру в пользование и владение для временного пребывания за плату. Договор найма оформляется на основании соответствующего решения. В документе определяются предмет сделки, обязанности и права сторон. Гражданин, которому передается помещение, не может совершать обмен и предоставлять его в поднаем. В соглашении указываются члены семьи лица, которому выделена квартира/комната. Оформление договора осуществляется письменно. Типовые формы документа утверждаются Правительством.

Договор найма специализированного помещения

Жилищные права граждан, проживающих в служебных жилых помещениях, ограничены по сравнению с правами нанимателей неслужебных жилых помещений: они не могут обменять, передать в аренду или поднаем занимаемое служебное помещение. Однако необходимо отметить, что законодательство РФ предусматривает вопрос о переводе служебных жилых помещений в неслужебные в случаях, когда граждане проработали определенный срок (как правило, не менее 10 лет) в организациях, предоставивших им это помещение.

Наймодателем по договору данного вида выступает собственник специализированного жилого помещения. Таким собственником является либо государство, либо субъект РФ. либо муниципальное образование. Нанимателем специализированного жилого помещения может быть лишь гражданин, не обеспеченный жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте и относящийся к категориям граждан, которым предоставляется конкретный вид помещения, отнесенного к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Например, служебные жилые помещения представляются гражданам лишь в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Статья 92 ЖК РФ

Уже в процессе создания указанных фондов, а также домов системы социального обслуживания определено их целевое назначение. Так, фонды для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, создаются за счет федерального бюджета, являются федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении соответствующих территориальных органов миграционной службы.

Назначение этих помещений — целевое, поэтому законодатель установил пределы его использования. Статьей 92 предусмотрено, что специализированное жилье нельзя отчуждать, передавать в аренду, внаем, за исключением передачи по договору найма (см. комментарии к ст. 104 — 108).

Специализированный жилищный фонд

Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в области жилищных отношений - Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года N 649 Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти образовано Федеральное агентство по строительству и жилищно коммунальному хозяйству, которое находится в ведении… … Жилищная энциклопедия

Жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории России, независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для… … Жилищная энциклопедия

Глава 9ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЖИЛОГО ФОНДА

г) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначены для проживания определенной категории населения, к которой отнесены граждане, нуждающиеся в специальной социальной защите. В указанных жилых помещениях должен предоставляться комплекс медицинских и социально-бытовых услуг.

Рубрика “Жилищный фонд”

Несмотря на то, что в новом Жилищном Кодексе РФ чёткого юридического определения термину«специализированный жилищный фонд» не даётся, закон отводит этому понятию целый раздел (19 ЖК РФ), чтобы как-то регламентировать жизненные ситуации, связанные с такими объектами. В жизни существует специфика проживания людей в помещениях такого вида, а значит и есть потребность в законодательно регламентированном порядке.

Бывают ситуации, когда требуется наоборот исключить помещение из СЖФ (например, военнослужащий остаётся жить в городе, а квартира в статусе помещения СЖФ ограничивает его возможности). В таких случаях действия такие же, как и при включении помещения в СЖФ , только список документов будет немного другим:

Жилищное право России

Жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 19 ЖК РФ). В него входят все жилые помещения независимо от форм собственности, в том числе жилые дома, квартиры, служебные жилые помещения, общежития, гостиницы, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, специальные дома для престарелых, дома-интернаты для инвалидов, а также иные жилые помещения, пригодные для проживания.

В силу ст. 91.5 ЖК РФ предметом договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования может быть жилое помещение в наемном доме социального использования, за исключением комнат (части квартиры), или являющийся наемным домом социального использования жилой дом.

Статья 92 ЖК РФ

4. Маневренный фонд формируется органами государственной власти или органами местного самоуправления в основном для временного проживания граждан, переселяемых в связи с проведением капитального ремонта жилого дома, который нельзя произвести без отселения граждан, в нем проживающих. Для использования жилых помещений в качестве помещений маневренного фонда должны предоставляться отдельные дома. Было бы неправильно размещать жилые помещения, в которых временно проживают граждане, переселенные в связи с капитальным ремонтом, в домах, где проживают собственники жилых помещений и граждане по договорам социального найма.

Служебное жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам (см. комментарий к ст. 15 ЖК). При этом законодательством не предусмотрено, что служебное жилое помещение предоставляется в пределах нормы предоставления жилья.

Служебное жилое помещение предоставляется военнослужащим на время прохождения военной службы по контракту и носит срочный характер в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Статья 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гласит: «Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах». Федеральный закон (от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ) (ред. от 30 декабря 2012 г.) «О статусе военнослужащих» // Cобр. Законодательства Рос. Федерации -2012. - № 22-ст. 2331.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» является единственным законом, которым регулируется порядок обеспечения указанных лиц жилыми помещениями. При реализации права военнослужащих, которые проходят военную службу по контракту, для служебных жилых помещений одними из основными проблемами являются проблемы формирования, содержания, а также сохранности специализированного жилищного фонда служебных жилых помещений, за счет которого военнослужащие и должны обеспечиваться служебными жилыми помещениями.

Средства федерального бюджета федеральных органов исполнительной власти соответствующих военных подразделений непосредственно обеспечивают жилищное строительство жилых помещений, а также отвечают за приобретение жилых помещений, предназначенных для военнослужащих.

Специализированный жилищный фонд служебных жилых помещений формируется исходя из количества должностей в конкретной воинской части. Не смотря на это, при формировании данного фонда могут возникнуть и несколько проблем, а именно:

Во-первых, когда во время прохождения военной службы военнослужащий может быть освобожден от занимаемой должности и выведен за штат. На его должность назначается другой военнослужащий. И, как следствие, возникает ситуация, когда, с одной стороны, вновь назначенному военнослужащему должны предоставить жилое помещение, которое занимал ранее военнослужащий, впоследствии освободившийся от занимаемой им должности. Военнослужащий же, который находится за штатом, обязан освободить занимаемое им жилое помещение, здесь непосредственно возникает вопрос о переселении. Военнослужащий, который только прибыл, может проживать в служебном жилом помещении, которое пригодно для временного проживания, но на срок не более трех месяцев. За штатом военнослужащие могут находиться до шести месяцев, то есть, если он должен освободить занимаемую им служебную квартиру для предоставления ее вновь назначенному на данную должность военнослужащему, воинская часть должна арендовать для него жилое помещение на срок уже не три месяца, а шесть.

Во-вторых, когда жилые помещения предоставляются в соответствии с нормами предоставления. Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // Собр. Законодательства Рос. Федерации - 2012. - № 316 - ст.4. Одну и ту же должность могут занимать военнослужащие с разным количеством человек в семье, за время, пока военнослужащий занимает определенную должность, количество человек в семье может уменьшиться или возрасти, следовательно, невозможно предварительно определить размер предоставляемого жилого помещения для данной должности. Встречаются случаи, когда военнослужащему предоставлена излишняя служебная жилая площадь, либо ее недостаток. Если определено, что жилой площади недостаточно, то военнослужащий ставится на учёт для улучшения жилищных условий. Нуждающимися же в улучшении жилищных условий признаются граждане, которые имеют обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже учетной нормы предоставления. В среднем по Российской Федерации размер учетной нормы составляет от 6 до 8 квадратных метров жилой площади на человека. В некоторых регионах норма предоставляется исходя из общей площади региона.

В-третьих, проблематична постановка в очередь, а также порядок предоставления вторичного служебного жилья после признания граждан, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Подобные очереди очень негативно сказываются на гражданах, которые занимают военные должности и могут затягиваться на многие годы. Возникающие очереди тем самым тормозят демографическую ситуацию в стране, которая и без того находится не на высшем уровне.

Формирование фонда специализированного жилищного фонда служебных жилых помещений производится из расчета должностей за счет средств, которые перечисляются на эти цели из средств федерального бюджета и внебюджетных средств финансирования. Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // Собр. Законодательства Рос. Федерации - 2012. - № 316 - ст.4. Это позволяет создать минимальный фонд служебных жилых помещений. При этом необходимо проделать огромную социологическую работу, которая направлена на выяснение средней численности состава семей, которые непосредственно проживают совместно с военнослужащими, занимающих определённую должность. При строительстве домов предпочтение отдаётся домам с двух- и трехкомнатными квартирами.

Кроме того, предлагается формировать фонд служебного жилья за счет жилых помещений, которые находятся в муниципальном, государственном жилищных фондах путем перевода жилого помещения в разряд служебного жилья. Служебное жилое помещение должно предоставляться в соответствии с правилами Жилищного кодекса РФ, а также отвечать всем требованиям закона. Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями в тот период, когда они осуществляют военную службу, решаются проблемы за счет средств данных фондов и позволяет улучшить жилищные условия по причине увеличения состава семьи и соблюсти нормы предоставления жилья, а также своевременно исключить из разряда служебных жилых помещений освободившиеся жилые помещения. Постановление Правительства Российской Федерации (от 26 января 2006 г. № 42-ФЗ) «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» // Собр. Законодательства -2006.-№ 6 - ст.697.

Если же военнослужащим предоставляются жилое помещение меньше нормы предоставления, то ему предусмотрена отдельная компенсация размером, равным размеру за недостающие квадратные метры, а также закреплено право на дополнительную жилую площадь.

В юридической литературе возникает противоречие между нормами жилья, а в частности, при предоставлении и при признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые должны быть устранены. При недостатке жилой площади моральное состояние людей резко ухудшается, что проявляется на морально-психологическом состоянии гражданина, влекущее невозможность добросовестного выполнения служебных обязанностей и, а также негативно сказывается на боеспособности воинских формирований и, как следствие на безопасности государства.

Особенность обеспечения военнослужащих заключается и в том, что они могут нести службу вне населенного пункта. Поэтому предоставляемые жилые помещения не всегда соответствуют требованиям, что обусловлено экономическим состоянием данного населённого пункта. Военнослужащие вынуждены жить в местах, которые не всегда обустроены для проживания. Следовательно, реализация прав военнослужащих, которые проходят военную службу по контракту, затруднительно в связи со значительной удаленности пограничных застав от коммунально-эксплуатационных служб воинских частей, которые состоят из пограничных застав. Это влияет на оперативность принятия решений и мер по проблемам реализации прав военнослужащих как вообще, так и на служебные жилые помещения в частности. Существенно ограничивается возможность аренды жилых помещений для военнослужащих и найма жилья военнослужащими из-за отсутствия населенных пунктов и удаленностью воинского подразделения, которое обладает статусом юридического лица, которое может заниматься вопросами аренды. Представляется, что хотя бы минимальные особенности в порядке реализации исследуемого права существуют в каждом федеральном органе исполнительной власти, в котором законодательством предусмотрено прохождение военной службы, которые требуют регламентации специальным актом определенного федерального органа исполнительной власти, непосредственно учитывающего специфику обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, а так и в период прохождения военной службы. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» // Cобр. Законодательства Рос. Федерации -2012. - № 22-ст. 2331.

Одним из главных нарушений в сфере служебного жилищного обеспечения военнослужащих выделяют такое, как использование служебного жилищного фонда не по его прямому назначению. Это обусловлено тем, что в некоторых воинских частях незаконно распоряжаются служебным жильём, хотя его объём не так уж и велик. Встречаются даже случаи, когда жилое помещение предоставляется тем лицам, которые не относятся к воинским формированиям, нарушая тем самым принцип законности.

А также есть и проблемы, касающиеся использования и сохранности служебных жилых помещений, когда невозможно отселить из занимаемых жилых помещений тех граждан, непосредственно утративших связь с Вооруженными Силами, а также другими войсками и воинскими формированиями и организациями. Таких насчитывается более 60 тысяч семей. Просто выселить военнослужащего, который утратил связь с Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и организациями, занимающий предоставленное ему служебное помещение невозможно. Тем самым нарушается принцип срочности обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями. Постановление Правительства Российской Федерации (от 26 января 2006 г. № 42-ФЗ) «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» // Собр. Законодательства -2006.-№ 6 - ст.697.

Ранее жилищное законодательство определяло, что за военнослужащими, которые обеспечиваются служебными жилыми помещениями на первые пять лет военной службы по контракту (без учёта времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) сохраняют право на жилые помещения, которые занимались гражданами до поступления на военную службу. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» закрепляет, что служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим на весь период службы, а именно до выхода гражданина на пенсию, либо до момента получения жилого помещения от федерального органа, в котором он проходит военную службу, сроком в 20 лет. Если военнослужащий проходил военную службу более пяти лет, но менее 20 лет, то бывший военнослужащий стал фактически гражданином без определенного места жительства, т.к. по прежнему месту жительства права на жилое помещение он уже потерял, а на военной службе еще не получил.

В данном случае необходимо закреплять за военнослужащими право собственности на жилое помещение по месту жительства на весь период, когда он проходит военную службу. В этом есть и свои плюсы, к примеру, в случае выселения военнослужащего из занимаемого служебного жилого помещения, тем самым соблюдая принцип срочности. Федеральный закон (от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ) (ред. от 30 декабря 2012 г.) «О статусе военнослужащих» // Cобр. Законодательства Рос. Федерации -2012. - № 22-ст. 2331.

Механизм оплаты коммунальных услуг, а также произведение соответствующих перерасчетов должны быть чётко определены, т.к. в жилых помещениях, которые сохраняются за военнослужащими, может никто не проживать в период нахождения военнослужащих на военной службе. Представляется целесообразным предусмотреть возможность продажи жилья по прежнему месту жительства в зачет вновь предоставляемого жилья с последующим выкупом недостающей части федеральным органом исполнительной власти, в котором военнослужащий проходил военную службу. Гражданин, который ещё не приобрёл в собственность гарантированное ему служебное жилое помещение, имеет право самостоятельно выкупить недостающую часть вновь предоставляемого жилого помещения.

Порядок предоставления служебных жилых помещений состоит из разных этапов, которые состоят из определённых действий. Данные действия решают следующие вопросы: Андреев И.А., Аюшеева И.З., Васильев А.С., Степанов С.А. (ред.) Гражданское право. Том 2 Учебник: в 3 т. Т. 2. - М.: «Проспект»; «Институт частного права», 2011 г. - 439 с.

1) принимают решения о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

2) определяют очередность и сроки предоставления служебных жилых помещений гражданам;

3) принимают решения компетентными органами касательно вопросов о предоставлении жилья;

4) совершают документальное оформление принятого решения.

Военнослужащие заключают жилищный договор с федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. В этом договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, а также его содержание и многие другие аспекты, касающиеся непосредственно заключенного договора.

Сторонами заключенного жилищного договора выступает командир воинской части, обязанного заключить данный договор непосредственно самим военнослужащим, имеющим право на его заключение. Жилищным договором регулируются отношения сторон по реализации права военнослужащих на служебные жилые помещения. Договором предусмотрен особый порядок обеспечения служебными жилыми помещениями военнослужащих, а также членов их семей. Тем самым обеспечивая принцип полноты реализации права военнослужащих на служебные жилые помещения.

Итак, заключение жилищного договора предшествует предоставлению конкретного служебного жилого помещения военнослужащему. Основанием для вселения в конкретное служебное жилое помещение является жилищный договор найма служебного жилого помещения.

Численность военнослужащих Российской Федерации по разным источникам варьируется от 800 тыс. до более 1 млн. человек. Поэтому жилищное обеспечение военнослужащих ВС РФ – одно из главных направлений, которое прорабатывает Министерство обороны РФ. Существует перечень причин и порядок действий, которые приводят к получению служебного жилья, или эквивалентного количества денежных средств.

Кому предоставляется жилье за счет государства

Существует определенный ряд лиц, которые могут претендовать на жилые помещения, выдаваемые жилищным департаментом министерства обороны. Жилье предоставляется только людям признанным нуждающимся в нем.

Контингент служащих, имеющих право на жилье:

  1. Военные, заключившие контракт до 01.01.1998.
  2. Члены семей военных, проживающие вместе.
  3. Семьи погибшего при прохождении военной службы.

Не все уволенные со службы могут претендовать на недвижимость или выплаты. При увольнении со службы жилье предоставляется только в трех случаях:

  1. Когда происходит выход на пенсию с общим военным стажем не ниже 20 лет.
  2. При достижении граничного возраста, после которого невозможно продолжать службу, минимальный стаж 10 лет.
  3. При увольнении из-за организационно-штатных мероприятий также требуется стаж от 10 лет.
  4. Семьи уволенных с военной службы, умерших после увольнения, но находившиеся в реестре на недвижимость.

Если все требования соблюдены, то существует несколько вариантов, один из которых выбирают будущие собственники. Это единовременная жилищная субсидия, жилые служебные помещения, находящиеся на государственном счету или военная ипотека.

Служебные помещения

Каждый из способов предоставления жилья, имеет свои особенности. Так, недвижимость выдается на время прохождения службы и приватизация служебного жилья военнослужащими невозможна. Служебное жилье выдается военнослужащему не позднее 3 месяцев со дня поступления на новое место службы. Помещение выдается в ближайшем городке. Если не существует свободной недвижимости, находящейся в федеральной собственности, которая расположена в данном населенном пункте, то есть два решения возникшей проблемы:

  1. Помещения в более отдаленном городе.
  2. Ежемесячное возмещение стоимости арендной платы, за самостоятельный съем жилья.

Специализированный жилищный фонд – помещения находящиеся в федеральном владении, и выделенные для целевого использования некоторыми типам граждан.

В него входят:

  1. Служебные жилые помещения, выдаваемые людям, ведущим специализированную трудовую деятельность. Данный тип жилья может предоставляться только изолированными квартирами. Многоквартирный дом может, как полностью состоять на федеральном балансе, так и частично. Используется для постоянного проживания военнослужащих и членов их семей, до времени, приобретения в личную собственность жилой недвижимости. Подселение в квартиры, частично занятые другими пользователями незаконно.
  2. Жилые комнаты в общежитиях, используется для нахождения военных. К ним причисляют специально возведенные или перепланированные здания, или их части, полностью укомплектованные всем нужным для жизни.
  3. Жилые помещения маневренного фонда, выдают лицам для непродолжительного проживания. Дается при условии, что люди проживали по договору социального займа, когда дома подвергаются капитальному ремонту, или же при утрате возможности проживать в собственном жилье.

Документы, подаваемые для получения служебной недвижимости

Для выделения служебного жилья существует ряд документов, которые военному нужно подать органу жилищного обеспечения, курирующему его место прохождения службы.

Обязательные документы:

  • заявление о необходимости жилья;
  • копии удостоверений личности военного и членов его семьи, паспорта и свидетельства о рождении;
  • копия свидетельства о вступлении или расторжении супружества;
  • отсутствие собственного жилья;
  • справка о составе семьи;
  • документ о прохождении воинской службы;
  • заключение о сдаче служебного жилья военнослужащим на предыдущем месте.

Предоставление документов и копий, возможно как в личном порядке, так и по почте с описью всего находящегося в посылке. Лучше, конечно, личное обращение, благодаря этому сокращаются сроки реагирования властей. Решение о выдаче очереди на выдачу служебных помещений принимается в течение 10 дней, не учитывая выходные и праздники.

При принятии решения о регистрации в очереди о предоставлении жилья учитывается дата подачи документов. Если одновременно подали несколько военных, то приоритетное место занимают те, у кого более продолжительный срок службы.

Нормы служебного жилья

Сложность предоставления военнослужащим и их семьям жилья, в том, что существуют определенные нормы жилищного законодательства, устанавливающие минимально приемлемые условия проживания людей. Благодаря таким законодательным актам, невозможно предоставлять жилые помещения, которые не соответствуют потребностям человека.

Расчет происходит, учитывая следующие факторы:

  • не менее 6 кв. м. жилой площади в общежитии (не включает в себя коридор, кухню и санузел);
  • общая площадь жилого помещения должна составлять 18 кв. м. на 1 человека.

При предложении помещений, которые не соблюдают данные нормативы, отказ от данной жилплощади не ведет к снятию с очереди на получения жилья.

Некоторые граждане имеют возможность получения дополнительных метров к жилой площади, от 15 до 20 кв. м.:

  1. При получении звания полковник или равного ему или при почетном звании РФ.
  2. При преподавании военных дисциплин в высших учебных заведениях.
  3. Научный сотрудник военного ведомства.
  4. Командир военной части.

Причины, провоцирующие отказ от служебного жилья военнослужащим:

  1. Несоответствие размера предоставленной площади количеству членов семьи.
  2. Аварийная обстановка в здании, требуется капитальный ремонт.
  3. Удаленность от места прохождения службы.
  4. Нарушение санитарных норм.
  5. Отсутствие детских садов или школ для семей с детьми.

Отказ от служебного жилья военнослужащим последствия:

  • Если нормы жилищного права в предлагаемой квартире были нарушены, то военному продолжает выплачиваться ежемесячная сумма за поднаем жилья.
  • Если все нормы служебного жилья для военнослужащего соблюдены, но защитник отказался от жилья, ему прекращается выплачиваться компенсация для аренды жилплощади.

Любой отказ должен быть подкреплен аргументами. При отказе с военного не снимается определение «нуждающегося в жилом помещении», и при возникновении следующей свободной жилплощади ему придет извещение. Как отказываются от служебного жилья военнослужащему? Для этого требуется приехать в местный орган, занимающийся распределением жилой площади и написать заявление об отказе от данного жилья.

Накопительно-ипотечная система

При реформировании возможности получения жилья военнослужащими, государство приняло решение стимулировать желание продолжать службу. До реформ квартиры, которые можно приватизировать, получали только при завершении военной карьеры. Теперь же каждый год, посвященный защите Отечества, государство покрывает ипотечные взносы военных.

Любой служащий имеет право на участие в накопительной системе, независимо от количества членов семьи или звания, а также не влияет на участие наличие в частной собственности жилых помещений. Для накоплений открывается личный счет, на который будут зачисляться целевые бюджетные средства. Для доступа к ним потребуется подождать 3 года, после занесения данных в реестр. За это время финансовые организации выбранные «Росвоенипотека» проводят инвестирования средств на личном счету, увеличивая итоговую сумму.

Спустя 3 года средства, направляются на покупку жилья, или продолжают реинвестировать. Из-за того, что средства целевые, невозможно использовать их для других целей. А также при увольнении «по статье» все выплаты потребуется вернуть в федеральный бюджет, а долговые обязательства, взятые перед финансовыми учреждениями погашать единолично. Средства считаются личными по достижении срока службы 20 лет, или при увольнении со стажем 10 лет.

Право на получение в пользование жилья как служебного, так и личного, имеет любой человек, посвятивший свою жизнь защите страны. Поэтому государство направляет денежные средства на проведение реструктуризации отрасли предоставления жилья. Система оказания военным целевых материальных ссуд постоянно изменяется и совершенствуется. Теперь военный имеет право самостоятельно выбирать место жительства и квартиру, приобретаемую в собственность.