Занятие по развитию речи овощи. Конспект занятия по развитию речи на тему: «Овощи

Образовательные задачи:

учить понимать идею сказки, передавать ее содержание, подражая интонационно героям;

учить соотносить названия овощей с их внешними характеристиками;

учить образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивающие задачи:

Развивать понимание текста загадки, стихотворения и соотносить его с предметами и образами по содержанию;

развивать общую моторику и моторику рук, тактильную память, зрительное внимание;

обогащать словарь по теме «Овощи»;

акцентировать внимание детей на произносительной стороне слова.

Воспитательные задачи:

Воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе, интерес к художественным произведениям разных жанров (стихи, сказка, загадка), практически уметь их различать.

Оборудование : фланелеграф, картинки к нему (герои сказки «Репка»), маски-шапочки, макет репки для драматизации сказки, муляжи овощей, корзинка, аудиозапись детской песенки про Антошку.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой игры, рассматривание овощей, сравнение их по цвету, форме, вкусу. Разукрашивание контуров овощей.

Ход занятия

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Пальчиковая гимнастика

Воспитатель. Приготовились, ребята?

Будем мы как поварята:

Мы капусту рубим, Резкие движения прямыми

кистями рук вверх и вниз.

Мы морковку трем, Пальцы рук сжаты в кулаки,

движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим, Движение пальцев, имитирующее

посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем. Разжимание и сжимание кулачков.

2. РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Воспитатель. Ребята, на занятии мы будем играть с овощами и героями известной сказки. Какая сказка – сами догадаетесь, а пока встречайте ее героев…

Игра «чудесный мешочек»

На фланелеграфе появляется фигура деда.

Воспитатель. Дедушка в огороде собрал много овощей, да в мешочек они перепутались.… Поможем ему различить овощи.

Дети по одному угадывают овощ, опираясь на тактильные ощущения, достают его из мешка, складывают в корзину. По возможности объясняют, как догадались. Дедушка благодарит за помощь.

3. ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Игра «Садовод»

На фланелеграфе – фигурка бабушки.

Воспитатель. У дедушки овощи перепутались, а у бабушки – слова в стихах. Давайте угадывать, о чем говорит поэт.

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста,

Сельдерошек поспел

И моркофель дозрел…

Н. Кончаловская

Дети отгадывают названия овощей, которые перепутались.

Игра «Большие – маленькие» (с мячом)

На фланелеграфе – фигурка внучки.

Воспитатель. Внучка у деда с бабкой маленькая, овощи любит тоже маленькие. В кружок встаем, маленькие овощи назовем.

Дети встают в круг, воспитатель в центре. Он кидает мяч одному из детей и называет овощ, ребенок возвращает мяч, добавляя к слову уменьшительно-ласкательный суффикс: огурец – огурчик, морковь – морковка…

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

На фланелеграфе – Жучка.

Воспитатель. Жучка очень любит бегать, кружиться, прыгать. Давайте включим музыку и подвигаемся вместе с собачкой.

Дети имитируют текст песенки про Антошку под руководством воспитателя.

5. ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК

На фланелеграфе – кошка.

Дети из корзины берут муляжи тех овощей, которые доставали из «чудесного мешочка» (каждый – свой) и садится на стульчики.

Воспитатель. Умная кошка принесла загадки. Если загадка про ваш овощ – надо встать, поднять его над головой и сказать «Это мой огурец».

Дети с учетом речевых возможностей объясняют, почему они так думают, опираясь на текст загадки.

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»

(Картошка)

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса – на улице.

(Морковь)

Щеки розовые, нос белый,

В темноте сижу день целый,

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.

(Редис)

Голова на ножке,

В голове – горошки.

(Горох)

Я длинный и зеленый,

Вкусный и соленный,

Вкусный и сырой.

Кто же я такой?

(Огурец)

Уродилась я на славу:

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня ищи!

(Капуста)

Круглый бок, желтый бок –

Сидит на грядке колобок.

К земле приросла крепко.

Что же это?

(Репка)

6. ДРАМАТИЗАЦИЯ СКАЗКИ «РЕПКА»

Воспитатель. Из какой же сказки были герои на занятии? Кого не хватает на фланелеграфе? Правильно, мышки. Она принесла нам «шапочки» и предлагает поиграть в театр.

Драматизация сказки.

7. ИТОГ

Воспитатель. С кем играли на занятии? Чей подарок больше понравился? Что же у нас лежит в корзинке? Как это назвать, одним словом?

На память герои дарят изображения корзиночек. Дети должны соединить изображенные овощи с соответствующими геометрическими фигурами. (Игра «На что похоже» )

воспитатель МБДОУ Детский сад «Аккош»

Ютазинского муниципального района РТ

для детей старшей логопедической группы

Цель:

  • Систематизировать и активизировать словарь детей по теме «Овощи». Развивать грамматические навыки, навыки словоизменения, словообразования.
  • Развивать умение составлять рассказ-описание по предложенной схеме.
  • Формировать положительную мотивацию на занятии.
  • Воспитывать контроль за собственной речью.

Ход:

1. Огр. момент: загадка

Есть у радости подруга в виде полукруга.

На лице она живет, то куда-то вдруг уйдет.

То внезапно возвратится, грусть-тоска ее боится. (улыбка)

Дружно за руки возьмитесь и друг другу улыбнитесь.

2. К нам в гости пришел Сеньор Помидор. Послушайте мою загадку:

По таинственным законам непонятным до сих пор

Огурец растет зеленым, рядом красный помидор.

Баклажаны синие рядом с желтой дынею.

А земля черным-черна, а земля для всех одна.

Как назвать все эти предметы одним словом? (овощи)

Помидор: Правильно, все это овощи, все они разного цвета, растут в огороде на грядке.

3. Проводится игра «Большой-маленький»

Сеньор Помидор говорит, что овощной стране появилось много ребятишек.

Помидор – помидорчик, огурец – огурчик, перец – перчик, свекла – свеколка, лук – лучок, чеснок – чесночек, морковь – морковка, и т.д.

4. Пальчиковая гимнастика:

Помидор: Ребята, а что растет на вашей грядке? (показ картины «в огороде»).

Что растет на нашей грядке? Чередование хлопков ладонь-кулак

Огурец, горошек сладкий, загибаем по одному пальчику

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат.

Наша грядка просто клад! Чередование хлопков ладонь-кулак.

5. Ребята, Сеньор помидор и другие овощи любят играть в прятки. Но прятки не простые. (предлагаю детям схему описания овощей). Нужно составить по этой схеме описание-загадку не называя овощ. Первую загадку-описание составляет Сеньор-Помидор. Далее дети выбирают предметную картинку, составляют сами описание-загадку с небольшой помощью воспитателя.)

6. Физминутка «В огород»

А сейчас ребята нам пора в огород, собирать урожай.

В огород мы пойдем, урожай соберем. Дети идут по кругу друг за другом.

Мы морковку натаскаем, и картошку накопаем. Имитация действий.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко и вернемся по дорожке.

7. Помидор: Как много овощей вы собрали. А вы знаете, что можно приготовить из овощей?

(выставляю картинки: стакан, тарелка, салатница)

Сок из моркови, тыквы, помидоров…

Пюре из картофеля, моркови…

Салат из свеклы, капусты, моркови…

8. Итог. Обобщение.

Помидор: Молодцы, ребята. Вижу, что вы много знаете об овощах.

Овощи – основная еда, без которой человеку не обойтись ни дня. В овощах много витаминов и других полезных веществ. Некоторые овощи (лук, чеснок, редька) обладают целебными свойствами. Ешьте, пейте витамины – будете здоровыми. До свидания.

Светлана Баева
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Описание овощей»

Конспект НОД по развитию речи в средней группе

Тема : «Описание овощей »

Воспитатель : Баева С. И.

Цели :

Познакомить с названием овощей , с местом их выращивания;

Формировать умение описывать овощи ;

Закрепить знания о цвете, форме, размере;

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативная,познавательная,речевое развитие ,художественно-эстетическое развитие .

Демонстрационный материал : презентация, муляжи овощей .

Раздаточный материал : муляжи овощей , листы цветной бумаги бумаги, ножницы,клей,картон.

Предварительная работа с детьми : рассматривание овощей , беседы, отгадывание загадок, чтение стихотворений.

Ход занятия

Воспитатель :- Ребята посмотрите, к нам пришла гостья. А вы знаете что же это за гостья? (слайд №2)

Дети : - Машенька из мультфильма «Маща и медведь.

Воспитатель : - Да ребята, вы правы – это Машенька. Она была в гостях у Мишки (медведя) и посмотрите, что она нам принесла, большую, волшебную корзинку. (слайд №3)

Дидактическая игра «Угадай овощ » :

А что в ней? Давайте по одному будем подходить, вынимать из корзинки овощ , называть его и рассказывать всё о нём. В : - показывает картинки с изображением овощей а дети называют овощи .

Воспитатель : - Как, одним словом можно назвать это?

Дети : - Овощи .

Воспитатель : Правильно, это овощи !

Ребята давайте рассмотрим картинки. Что на них изображено? Где растут овощи ? (слайд №4)

Дети : В огороде.

Воспитатель : - Как собирают овощи ? Как собирают помидоры?

Дети : - Срывают.

Воспитатель : - Где растет капуста? Как собирают капусту?

Дети : - Срезают.

Воспитатель : - Правильно. Молодцы.

Воспитатель : Ребята давайте поиграем в игру : «Расскажи как растут овощи » : (слайд №5)

Помидоры растут над землей или под землей?

Как растёт лук?

Где растёт картофель, над землёй или под землёй?

Как растут огурцы? И. т. д

Воспитатель : Молодцы ребята! Вы хорошо знаете как растут овощи .

Воспитатель загадывает детям загадки об овощах . Дети показывают картинку с правильным ответом.

1. Сидит бабка на грядке-

Вся в заплатках

Всяк заплачет. (Лук) .

2. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая. (Морковь.) (слайд №6)

3. Нарядилась Алёна

В сарафанчик свой зеленый,

Завила оборки густо.

Узнаешь ее… (Капуста) .

4. Растет она – в земле,

Известна – в целом мире.

Частенько на столе

Красуется в мундире. (Картошка) . (слайд №7)

5. Он кусает – но не пес.

Зубок есть. Но, где же рот?

Белый носит сюртучок.

Что это (чесночок) .

6. Красная мышка

С белым хвостом

В норке сидит

Под зеленым листом. (Редиска) .

7. Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный (Баклажан) (слайд№8)

8. Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры)

9. Летом – в огороде,

Свежие, зеленые,

А зимою – в бочке,

Крепкие, соленые. (Огурцы) (слайд№9)

Воспитатель : - А сейчас Машенька предлагает поиграть с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Овощи » . (видеослайд№10)

1. Хозяйка однажды с базара пришла («шагаем» указательным и средним пальцем по столу ,

Хозяйка с базара домой принесла (загибаем пальцы на руках) :

Ох. (хлопок в ладоши)

2. Вот овощи спор завели на столе (сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы на обеих руках)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле (загибаем пальцы на руках) :

Капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.

Ох. (хлопок в ладоши)

3. Хозяйка тем временем ножик взяла (раскрытой ладонью, поставленной на ребро, делаем режущие движения по раскрытой ладони другой руки).

И ножиком этим крошить начала (загибаем пальцы на руках) :

Капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.

Ох. (хлопок в ладоши)

4. Накрытые крышкой, в душном горшке (накрываем раскрытой ладонью другую руку, сжатую в кулак - в ритм стихотворения меняем руки)

Кипели, кипели в крутом кипятке (загибаем пальцы на руках) :

Капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.

Ох. (хлопок в ладоши)

И суп овощной оказался неплох ! (гладим себя ладошкой по животу)

Воспитатель : Ребята вы все знаете, что из овощей можно делать заготовки на зиму. Что же ваши мамы делают с огурчиками и помидорами?

Дети : Укладывают в банки и солят.

Воспитатель : правильно, вот и я вам предлагаю сегодня сделать заготовки на зиму для Машеньки.

Аппликация «Овощи в банке »

Воспитатель : - Наше занятие закончилось. О чем говорили на занятии? Машеньке у нас очень понравилось, но её ждут новые приключения. Давайте попрощаемся с ней. (слайд№11) .

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по развитию речи и аппликации в средней группе «Описание цветов» Интегрированное занятие по развитию речи, аппликации в средней группе Тема: «Описание цветов» Золотарева Людмила Юрьевна Воспитатель Интеграция.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Описание предметов и игрушек» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 31 комбинированного вида Красносельского района г. Санкт-Петербурга.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: «К бабушке Варварушке в гости на оладушки». Программное содержание: Учить детей выразительно и ритмично читать потешки, отгадывать загадки, сказки по мнемотаблице; знакомить с фольклорными.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Улыбка» Тема: «Весна« Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Улыбка» Тема: “Весна“ Цели: - уточнить характерные признаки весны; - выявлять простейшие.

Конспект НОД во второй младшей группе по развитию речи с использованием моделирования «Описание предметов посуды» Описание предметов посуды Образовательные задачи: -связная речь: учить детей совместно со взрослыми составлять короткий рассказ; -словарь.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи во II младшей группе. Тема: «Описание мягкой игрушки (медведь)» Программные задачи: Образовательные: учить детей по вопросам составлять описание игрушки; объединять с помощью воспитателя все ответы.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе осеннюю тематику

Данный материал будет полезен для педагогов детских учреждений для закрепления знаний по теме овощи - фрукты. Отдельные части занятия можно использовать в сюжетных играх.
Задачи:
- учить детей различать овощи и фрукты по внешнему виду, вкусу, закреплять знания о месте их произрастания;
- учить составлять рассказ используя схему;
- уточнить представления о пользе овощей и фруктов для здоровья человека;
- активизировать словарь по теме, закреплять умение правильно согласовывать прилагательные с существительными, развивать связную речь;
- воспитывать любознательность, доброжелательность, ценность здорового образа жизни.

Ход занятия.

Воспитатель:
- Ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о том, что помогает нам быть здоровыми, сильными, радостными и красивыми. Послушайте стихотворение.
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.
Помни истину простую
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет.
От простуды и ангины помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон
Хоть и очень кислый он.
(Стук в дверь.) Воспитатель: - Ребята, слышите, кто-то стучит? Я посмотрю, кто это.
Мишутка заезжает в зал на машине.
Воспитатель. Это Мишутка к нам в гости приехал. Давайте поздороваемся с ним. Мишутка: Здравствуйте! А вот и я!
Только очень болен я.

У меня усталый вид,
Очень голова болит.
Воспитатель: А вот мы не унываем
И улыбка на лице
Потому что принимаем
Витамины А, В, С.
Мишутка: А что такое витамины? И где они находятся?
Дети: Это полезные для организма вещества. Они есть в овощах и фруктах.
Мишутка: А что такое овощи и фрукты? Я их никогда не видел.
Воспитатель: Ребята, поможем Мишутке узнать про овощи и фрукты? (Да)
Мишутка: Ах, какая-то красивая коробка. А что в ней лежит?
Воспитатель : А что лежит в коробке, Мишутка, ты узнаешь, если дети отгадают загадки. Присаживайтесь на стульчики. И Мишутку посадим с нами.
1. Круглое румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко). Яблоко – это овощ или фрукт?
2. Растут на грядке зеленые ветки, а на них красные детки. (помидор)
3. В шкуре желтой кислый он, называется (лимон)
4. Он совсем-совсем зеленый и овальный удлиненный. Помидора верный брат, так и просится в салат. (огурец)
5. Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели (лук)
6. Я румяную матрешку от подруг не оторву, подожду пока матрешка упадет сама в траву. (груша)
Дети, что же лежало в коробке? (Овощи и фрукты).
Мишутка спрашивает у детей: яблоко – это овощ? А лук- это фрукт?
Мишутка: Ребята, я совсем запутался, где овощи, а где фрукты.
Воспитатель: Давайте поможем Мишутке запомнить, где овощи, а где – фрукты. Для этого мы с вами отвезем овощи в овощной магазин, а фрукты – во фруктовый. Мишутка, ты дашь нам для перевозки свой грузовик?
Мишутка: Дам, я не жадный.
Воспитатель: Выходи, Маша. Выбирай овощ или фрукт и расскажи Мишутке о нем, глядя на эту схему.
Дети (по одному) выходят и берут 1 овощ. Рассказывают о нем по схеме:
Что это? Фрукт или овощ?
Какого цвета?
Где растет?
Что можно приготовить?
Мишутка: молодцы, теперь я запомнил овощи и фрукты.
Воспитатель: А в какое время года созревают овощи и фрукты? (летом, осенью) А сейчас какое время года? (осень). Мишутка очень хочет отправиться с вами в огород. Возьмем его с собой? Давайте оденем резиновые сапоги (имитация действий), теплую жилетку, перчатки. Теперь мы с вами огородники.
Малоподвижная игра – физкультминутка.
Осенью в огород пойдем, урожай там соберем.
1, 2, 3, 4, 5 начинаем собирать.
Мы морковки натаскаем,
Мы картошки накопаем,
Срежем мы кочан капусты
Круглый, сочный, очень вкусный.
Щавеля нарвем немножко,
И вернемся по дорожке.
- Какой замечательный собрали урожай!
Превращаемся в ребяток –дошколяток.
Ребята, пока мы ходили в огород, в магазинах овощном и фруктовом началась дегустация. Это значит, что покупателям и посетителям предлагают попробовать овощи и фрукты. Вы хотите принять участие в дегустации? А вы знаете, что нужно сделать перед тем, как съесть овощ или фрукт? Правильно, вымыть. Мишутка, ты понял, что овощи и фрукты надо мыть и кушать только чистыми?
Дети вытирают руки влажными салфетками. С закрытыми глазами берут зубочистки с кубиками овощей или фруктов. На вкус определяют, что за продукт. Говорят, какой на вкус.
Ребята, Мишутка мне сказал, что он сегодня научился различать овощи и фрукты и узнал много интересного. А вам понравилось играть с Мишуткой?
А что больше всего понравилось?
Мишутка не хочет расставаться с вами. Давайте возьмем его в нашу группу, пусть он у нас погостит. Согласны? Дети уходят.

Лексическая тема «Овощи. Огород».

Цель: активизация словарного запаса по теме «Овощи», развитие

Коррекционно-образовательные задачи. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Овощи. Огород», расширение представлений о важности труда взрослых, совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными, употребление существительных в форме родительного падежа).]

Коррекционно-развивающие задачи. Развить связную речь, зрительное внимание и восприятие, артикуляционную, тонкую и общую моторику, творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, пальчиковый бассейн, наполненный горохом; мелкие пластмассовые овощи, альбом «Все работы хороши», игра «В огороде у козы Лизы», тетради по числу детей, контейнер с цветными карандашами.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Положи на стол то, что ты достал из мешочка. Скажи, что это?

Морковка. Свекла. Огурец. Помидор.

Логопед. Как можно назвать их одним словом? Дети. Овощи.

Логопед. Где растут овощи?

Дети. Овощи растут в огороде, на грядках или в парниках.

Логопед. Сегодня мы с вами поговорим об уборке урожая овощей осенью, научимся рассказывать об овощах, поиграем и почитаем.

2. Рассматривание картины «Уборка овощей» [Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Овощи. Огород». Развитие диалогической речи. Расширение представлений о важности труда взрослых.] («Все работы хороши». Альбом демонстрационных картин. - СПб., ДЕТСТВО-IIРЕСС, 2005.)

Логопед убирает пластмассовые овощи и помещает на наборное полотно картину «Уборка овощей».

Логопед. Рассмотрите картину. Как вы думаете, какое время года изобразил на ней художник? Обратите внимание на лес, траву, улетающих птиц. Расскажите о том, что делают люди- Начните со слов на картине нарисована...

Дети. На картине нарисована осень. Лес уже стоит желтый. Засохла трава. Птицы улетают на юг. Люди убирают урожай.

Логопед. Вот о людях, которые убирают урожай, мы сегодня и поговорим. Расскажите о том, что они убирают.

Дети. Люди выкапывают картошку. Грузовые машины везут капусту.

Логопед. Правильно. Овощеводы убирают урожай, чтобы заложить овощи на зимнее хранение. Эти люди делают нужное и важное дело, заготавливают овощи для жителей большого города. Перечислите их трудовые действия.

Логопед привлекает внимание детей к людям, изображенным на картине.

Дети. Они управляют трактором, картофелекопалкой, грузовиками, выкапывают картошку, собирают ее в ящики, ставят ящики друг на друга, везут картошку на хранение.

3. Игра «В огороде у козы Лизы» [Расширение и активизация словаря по теме «Огород. Овощи».] (НищеваН. В. Играйка 1-СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2003.)

Логопед убирает картину и помещает на магнитную доску игровое поле.

Логопед. Коза Лиза тоже убирает урожай у себя в огороде и зовет нас на помощь. Давайте поможем козе Лизе.

Логопед раскладывает на столе предметные картинки с изображениями овощей.

Логопед. Вы должны взять картинку, рассказать о том, какой это овощ, и закрепить картинку рядом с козой Лизой.

1 -й р е б е н о к. Это круглый красный помидор.

2-й ребенок. Это длинная оранжевая морковка.

3-й ребенок. Это зеленая хрустящая капуста.

4-й ребенок. А это сладкий сахарный горошек.

1 -й р е б е н о к. Вот это зеленые хрустящие огурцы.

2-й ребенок. А это толстый фиолетовый баклажан.

3-й ребенок. Это красная сочная редиска.

4-й ребенок. Это горький белый чеснок.

Логопед. Молодцы. Перечислите, какие еще овощи растут в огороде у козы.

Дети. Картошка, салат, свекла, лук, укроп, репа, перец, петрушка, патиссон.

Логопед. Вот какой богатый урожай вырастила коза. Она благодарит вас за помощь, а я могу похвалить вас за то, что вы

знаете так много названий овощей и так хорошо рассказали, какие они.

4. Игра «Чего не стало?» [Развитие зрительного восприятия и внимания. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме родительного падежа в единственном и множественном числе).]

Логопед убирает игровое поле, а предметные картинки складывает стопкой, чтобы использовать в следующей игре. Он помещает на магнитную доску четыре картинки.

Логопед. А сейчас мы поиграем в игру «Чего не стало?» Посмотрите на картинки. Что на них изображено?

Дети. Баклажан, салат, свекла, укроп.

Логопед. Запомните эти названия. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну картинку. Вы должны будете сказать, чего не стало.

Логопед. Чего не стало?

Дети. Баклажана.

Логопед. Верно.

Логопед помещает на доску следующий комплект.

Логопед. Что на картинках изображено?

Дети. Картошка, перец, петрушка, горох.

Логопед убирает одну из картинок.

Логопед. Чего не стало?

Дети. Петрушки.

Логопед. Правильно.

Логопед помещает на доску еще один комплект картинок.

Логопед. А что на этих картинках изображено?

Дети. Огурцы, репа, лук, чеснок.

Логопед убирает одну из картинок.

Логопед. Чего не стало?

Дети. Огурцов.

Логопед. Правильно. Вы были очень внимательными.

Логопед убирает картинки.

5. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла». [Координация речи с движением, развитие тонкой моторики, чувства ритма.]

Логопед приглашает детей выйти на ковер и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.

Хозяйка однажды

Приседают, «шагают» пальцами по

с базара пришла

ковру.

Хозяйка с базара домой принесла Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!..

Хлопок.

Вот овощи спор завели на столе -

Попеременно ударяют кулачками и

Кто лучше, вкусней

хлопают е ладоши.

Загибают по одному пальцу на назва-

и нужней на земле

ние на руках.

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свекла?

Ох!..

Хлопок.

Хозяйка тем временем

Стучат ребром ладони.

ножик взяла

И ножиком этим

Загибают па одному пальцу на назва-

крошить начала

ние на руках.

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!

Хлопок.

Накрытые крышкою,

Складывают руки накрест.

в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, Капуста,

Загибают по одному пальцу на название на руках.

Морковка,

Горох,

Петрушка и свекла.

Ох!

Хлопок.

И суп овощной оказался неплох!

Показывают, как едят суп

Ю. Тувим

6. Общая артикуляционная гимнастика. {Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед приглашает детей к зеркалу.

Логопед. Давайте сделаем упражнение «Вкусное варенье». Широко открываем рот, кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Посмотрите, как я делаю это упражнение. Следите за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть.

Дети под контролем логопеда выполняют упражнение 3 - 4 раза. Логопед предоставляет детям возможность для отдыха после каждого упражнения.

Логопед. Теперь сделаем упражнение «Часики». Будем облизывать губы по кругу кончиком языка сначала в одну сторону, потом в другую. Смотрите, как я это делаю.

Дети выполняют упражнение 3 -4 раза. Логопед следит за правильностью выполнения упражнения.

Логопед. Теперь станем делать упражнение «Мостик». Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы. Медленно Сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. Давайте сделаем упражнение вместе.

Дети вместе с логопедом выполняют упражнение 3-4раза. Логопед не забывает напоминать детям о том, что нужно проглотить слюну.

Логопед. И последнее упражнение - «Орешек». При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку.

Дети выполняют упражнение. Логопед контролирует их.

7. Работа в тетради. [Развитие тонкой моторики. Профилактики нарушений письменной речи.]

Логопед приглашает детей за стол, раздает им тетради, стащит на стол контейнер с цветными карандашами.

Л огопед. Откройте тетради на второй страничке. Что вы видите?

Дети. Это овощи.

Логопед. Какие овощи вы видите?

Дети. Помидор, огурец, морковь.

Логопед. Послушайте загадку про один из этих овощей.

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней...

Дети. Помидора.

Логопед. Правильно. Раскрасьте помидор и расскажите мне, какой он.

Дети раскрашивают помидор, а потом рассказывают о том, каким он получился.

Дети. Он круглый, гладкий, красный, мягкий, сочный.

Логопед. А теперь выберите карандаши нужно цвета и обведите морковь и огурец.

Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, как они сидят, как держат карандаши.

Логопед. Какие морковь и огурец по цвету?

Дети. Морковь оранжевая, огурец зеленый.

Логопед. Закройте тетради. У вас очень хорошо получилось.

8. Упражнение «Повторим и поиграем». [Совершенствование навыков звукового анализа и чтения слов.]

Логопед собирает тетради, убирает карандаши и раздает детям буквари, раскрытые на стр. 30.

Логопед. Посмотрите на нижнюю часть страницы. Какие картинки вы видите?

Дети. Телефон, мяч, кегли, пень, невеста.

Логопед. Определите первый звук в каждом из этих слов.

Если детям сложно выполнить это задание, логопед сам четко произносит первые звуки этих слов.

Логопед. Послушайте, как я это делаю. Телефон. Первый звук [т"]. Он произносится мягко.

1-й ре бен ок. Мяч. Звук [м"].

2-й ребенок. Кегли. Звук [к"]. 3-й ребенок. Пень. Звук [п"]. 4-йребенок. Невеста. Звук [н"].

Логопед. Это мягкие согласные звуки. Когда мы их произносим, во рту тоже есть преграда. Эти звуки тоже нельзя петь, но некоторые из них можно тянуть. Мы будем обозначать их зелеными кружками. Теперь вы знаете, что буква П обозначает звуки [п], [п"|, а буква Н обозначает звуки [н], [н"]; у буквы М тоже два звука: [м], [м"]; а у буквы К есть звуки [к], [к"].

9. Игра «Что привез грузовик?» [Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме винительного падежа). Совершенствование навыков составления и чтения слов. Закрепление навыка цветоразличения.]

Логопед предлагает закрыть буквари и убирает их. Затем помещает на магнитную доску плоскостное изображение грузовика, в кузове которого закреплены плоскостные изображения овощей.

Логопед. Посмотрите, что привез нам грузовик.

Дети. Это овощи.

Логопед. Сейчас каждый из вас выберет по два овоща одного цвета и расскажет, какие овощи он взял.

1-й ребенок. Я взяла красный помидор и красную редиску.

2-й ребенок. Я взял желтый лук и желтую морковку.

3-й ребенок. Я взяла зеленый укроп и зеленые огурцы.

4-й ребенок. Я взял фиолетовый баклажан и фиолетовые бобы.

Логопед. Очень хорошо, а теперь переверните карточки с

изображением овощей.

Дети переворачивают карточки, а логопед убирает с доски изображение грузовика.

Логопед. Из слогов на карточках составьте слова и прочитайте их.

1-й ребенок. Ма-ма.

2-й ребенок. Па-па.

3-й ребенок. Но-та.

4-й ребенок. Пу-ма.

Логопед. Молодцы! Вы справились с трудным заданием.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.| Логопед убирает пособия и предлагает детям рассказать, нем они занимались, а затем оценивает деятельность каждого ребенка.