Залы дворца дожей в венеции. Дворец Дожей – роскошная резиденция древнего венецианского правительства

В середине XIV ст. венецианцы избрали дожем восьмидесятилетнего Марино Фальеро, который в это время пребывал в столице Италии. Когда новоизбранный правитель приехал во Дворец дожей, его лодка пристала к берегу в месте, где обычно казнили преступников. Ничего хорошего это не сулило.

И действительно, женатый на очень молодой женщине старец оказался довольно ревнив. Поэтому, когда во время праздника он заметил, что молодой Микель Стено поцеловал его супругу, выгнал юношу из дворца. Молодой человек празднество покинул не сразу: он решил немного побродить по палаццо и, оказавшись в «Зале Совета десяти», на кресле старого дожа написал оскорбительные слова.

Когда надпись обнаружили, виновника установить оказалось несложно и молодого человека арестовали практически сразу же. Несмотря на то, что Микелю Стено пришлось два месяца просидеть в тюрьме, после чего ему был запрещён въезд в город на протяжении одного года, оскорблённый дож приговором удовлетворён не был. Чтобы отомстить, он решил устранить всех членов Высшего Совета и взять всю власть в свои руки.

Правда, успехом его идея не увенчалась, так как ведомости о замысле мгновенно дошли до Верховного Совета. А потому в день государственного переворота Марино Фальеро арестовали, а через два дня обезглавили на Лестнице Гигантов.

Находится Дворец дожей в Венеции, на материковой части восточной Италии, на расстоянии 395 км от столицы Италии, Рима, по адресу: San Marco, 1, 30124 Venezia. На географической карте этот уникальный памятник архитектуры можно обнаружить по следующим координатам: 45° 26′ 0.8″ с. ш., 12° 20′ 25.48″ в. д.

На протяжении долгих веков Дворец дожей (Палаццо Дукале) являлся одним из основных зданий Венеции: здесь находились не только покои дожа, но и заседало правительство Венеции, Верховный Суд, Сенат, Министерство, был офис канцелярии, тайной полиции, инквизиции, а также находилось морское ведомство, юридические конторы и другие учреждения.

Современный вид Дворец дожей приобрел лишь в XV ст. В девятом веке на его месте была построена обыкновенная крепость. Через сто лет в результате восстания постройку сожгли и возвели новое фортификационное сооружение, которое также сгорело в 1106 году. А вот здание, построенное после этого пожара, крепостью уже не являлось и простояло, пока не обветшало – на его месте было решено возвести новую постройку, Дворец дожей.

Новому зданию также не повезло: через сотню лет огонь уничтожил целое крыло дворца, и отстраивать его пришлось заново (работы были доверены Антонио де Понти, под руководством которого творили самые талантливые архитекторы Италии).

Во времена постройки дворца в истории венецианской архитектуры как раз происходил переход от готики к более гармоничным формам эпохи Возрождения, когда зодчие начали отказываться от резких готических и стали отдавать предпочтение округлым архитектурным формам. Несмотря на легкий и светлый вид, фасад Палаццо имеет и мрачный момент: между девятой и десятой колоннами второго этажа (они отличались от других столбов более насыщенным красным оттенком) оглашали смертельные приговоры.

В итоге Дворец дожей получился массивным, по виду лёгким (немаловажную роль в этом сыграли ажурные арки палаццо) и перевёрнутым фундаментом вверх. Получилось это из-за формы фасада: на слабые с виду опоры была установлена огромных размеров сплошная стена, что придало зданию интересные композиционные контрасты.

Как выглядел Палаццо Дукале

Во Дворец дожей можно было попасть через парадные ворота Порта делла Карта (в переводе – «Ворота бумаги»), сделанные в виде арки и декорированные готическими элементами. По одной из гипотез, название связано с писцами, которые оформляли здесь различные бумаги и документы.
По другой версии, своё название ворота получили благодаря хранящемуся в здании архиву. Над воротами была установлена скульптурная композиция, изображающая одного из венецианских правителей Франческо Фоскари, преклонившего колени перед крылатым львом св. Марка, над ними находилась статуя Фемиды.


Сразу за воротами был расположен двор, окружённый со всех сторон мраморными аркадами и украшенный восьмью античными статуями. Внутри двора архитекторы обустроили два сделанных из бронзы колодца, в которых плескалась самая чистая вода в городе.

Балкон

Обустроенный со стороны основного фасада балкон являлся трибуной, на которой правитель Республики появлялся перед венецианцами во время великих торжеств (интересно, что именно с этого балкона в середине XIX т. было объявлено об объединении Венеции с Италией).

Лестницы Палаццо Дукале

Здесь же во дворе находилась мраморная Лестница гигантов, наверху которой короновали дожей (назвали её так из-за установленных на ней двух больших скульптур Марса и Нептуна, символизирующие военную мощь Республики).


В парадные помещения палаццо вела «Золотая лестница», получившая своё название благодаря позолоченной лепнине. Подниматься по ней могли лишь очень важные гости, а также венецианцы из знатных семей, чьи имена были написаны в «Золотой книге», хранившейся в специальном помещении здесь же под лестницей. Интересно, что эту книгу венецианцы составили в XIV ст., записав в неё двести семей, имеющих право претендовать на важные должности.

В Зале Большого Совета патриции обговаривали государственные вопросы. Это помещение имеет длину 56 м, ширину – 25 м, а высоту – 5 м, и является самой крупной в мире комнатой, потолок которой не поддерживается ни одной опорой.


Также поражал декор этого помещения: на его стенах висели картины Тициана, Веронезе, Тинторетто, а на потолке – одно из самых больших полотен в мире – «Рай», работа, выполненная в 1590 г. Доменико и Якопо Тинторетто.

Зал выборов

Минуя Зал Большого Совета, патриции оказывались в Зале Судьбы (другое название – Зал Выборов). В этом помещении публично выбирали или осуждали чиновников, выносили приговоры (интересно, что никто не имел права зайти в помещение с оружием).

В зал, предназначенный для Совета десяти, можно было попасть из Зала компаса, в котором находилась инквизиция (в этой же комнате осуждённые ожидали вердикт). Совет десяти состоял из дожа, десяти представителей Большого Совета и шести советников, и занимался преступлениями, направленными против Венецианской Республики.


На стенах этого зала находятся портреты почти всех правителей Венеции, кроме одного: там, где должно было находиться изображение Марино Фальеро, можно увидеть пустую раму с надписью: «Место для Марино Фальеро, которого казнили за измену».

Тюрьма

В тюремные камеры, расположенные на самом последнем этаже, узники попадали по потайной лестнице. Эту часть палаццо обычно называли «Свинцовой кровлей» («Свинцами»): летом осуждённые мучились от жары, зимой – от холода. Дверные проёмы камер были до того низкие, что даже десятилетний ребёнок мог попасть внутрь, предварительно согнувшись.


Кроме этих камер, темница была также обустроена и в подземелье – здесь находилось девятнадцать подземных камер, прозванных «колодцами», так как нразмещались они ниже уровня моря, сквозь оконные зарешёченные отверстия проникал не только свет, но и во время дождя камеры заливала вода. Осуждённые, если не хотели целые дни проводить, стоя в воде, нередко были вынуждены сидеть на тюфяке.

Скверно обстояло дело и с едой: утром заключенным давали воду и кусок хлеба, при этом хлеб нужно было съесть практически сразу, иначе завтрак грозил стать добычей крыс.

Интересно, что в нижней темнице находился замкнутый тюремный дворик, откуда, естественно, выход был лишь один – назад в камеру.

Когда заключённых стало слишком много и для них стало не хватать места, возле Палаццо Дукале возвели тюрьму Карчери, по которой из дворца можно было попасть по Мосту Вздохов.

Побег Казановы

Интересно, что на протяжении многих столетий побег из тюрем дворца Дожа считался невозможным. Так, было до тех пор, пока в его застенках не оказался Джакомо Казанова (его обвинили в общении с духами, ереси, разврате и даже краже кошельков).

Поместили авантюриста в «Свинцах», где он провёл около года, разрабатывая детали побега. Для этого он умудрился даже в полу выдолбить дыру, через которую планировал спуститься в нижний зал. Ему не повезло: когда всё было готово, его перевели в соседнюю камеру. Интересно, что тюремщик, обнаружив дыру, об этом факте начальству не доложил, поскольку Казанова пригрозил обвинить его в соучастии.

Второй план побега оказался более удачным. Казанова вместе с соседом пробил дыру на крышу палаццо. После этого они вылезли наверх, затем через одно из окон очутились в комнате дворца и, минуя стражу, покинули Дворец дожей (именно такую историю этот авантюрист описал в своих воспоминаниях).

Когда-то на Средиземноморье не было сильнее, богаче и влиятельнее государства, чем Венецианская Республика. Прошли века, и теперь Венеция привлекает уже не захватчиков и торговцев, а миллионы туристов со всего мира, желающих увидеть город на воде во всем его великолепии. Но даже среди богатой на диковинки Венеции Дворец Дожей выделяется особо.

То тут, то там – BlogoItaliano уже не раз упоминал о Дворце Дожей. Он по праву вошел в , а также стал единственным представителем города на воде в . Поэтому рано или поздно следовало рассказать о Дворце Дожей подробно. Тем более, рассказывать есть что…

История Дворца дожей в Венеции

В Средние века Венецианская Республика практически безраздельно властвовала в Средиземном море, а в число ее владений входили Крит , Кипр, Ионические острова, Далмация, Истрия, Иллирия (практически вся территория бывшей Югославии). Турецкой угрозы еще не существовало, арабы не имели такого мощного флота, торговля с восточными странами вплоть до Индии шла полным ходом – Венеция процветала.

В начале XIV в. было принято решение о строительстве нового Дворца дожей – дворца для правителей республики и заседаний Большого совета (законодательного органа), Совета Сорока (судебного и исполнительного органа) и Совета Десяти («тайной канцелярии» республики).

Причем, это уже был бы четвертый по счету Дворец дожей в Венеции. Первое здание, возведенное еще на античных руинах и представлявшее собой, скорее, крепость, было разрушено в 976 г. во время восстания.

Дворец дожей в Венеции

Второе сгорело в 1106 г., а третье, выстроенное на месте сгоревшего, уже без башен и бойниц, окончательно обветшало и не соответствовало представлению венецианцев о величии государства.

Возведение нового дворца велось более века, с 1309 по 1424 г., но еще вплоть до конца XVI в. его достраивали и улучшали, а после пожара 1577 г., уничтожившего практически все южное крыло, художникам пришлось воссоздавать все интерьеры заново.

К сожалению, тогда в огне безвозвратно погибли шедевры Джорджоне. И, к счастью, что заказ на восстановление росписи интерьеров получили Веронезе и Тинторетто. Кстати, Веронезе приглашали во Дворец дожей не один раз, и теперь его картины можно увидеть в залах Совета Десяти (50-е гг. XVI в.), Большого Совета и Голосования (1577 г., как раз после пожара).

Дворец дожей в Венеции не имеет единого стиля. Фасад, выходящий на лагуну и делающий дворец похожим на перевернутый корабль – это дань и поздней европейской готике, и Византии, в состав которой после падения Западной Римской империи какое-то время входила Венеция.

Во внутренний двор ведет несколько ворот, самые известные из которых – Бумажные, получившие такое название то ли от того, что на них некогда вывешивались новые указы, то ли благодаря сидевшим возле них писцам, помогавшим составлять прошения.

Внутренний двор – это несколько этажей ажурных галерей. Северное крыло дворца, где располагались личные апартаменты дожей, украшено статуями знаменитых философов. А статуи архангелов по углам этой части здания символизируют мир, войну и торговлю, то есть основные занятия венецианцев.

Внутренний двор Палаццо украшают фигуры философов

На второй ярус галереи Дворца можно попасть, поднявшись по Лестнице Гигантов (Нептуна и Марса, уже языческих покровителей), на верхней площадке которой происходила церемония коронации дожей. Осматривая галерею и делая фото Дворца дожей, стоит несколько раз сфотографировать и капители колонн – настоящие скульптурные шедевры – иллюстрирующие историю христианства и Венеции.

Повсюду – львы с крыльями и книгой – символ Святого Марка, покровителя города и республики. Но львиные морды и искаженные лица с отверстиями в стенах – это не украшение, а ящики для сбора доносов: Совет Десяти, избиравшийся на год, и постоянно изобличающий государственных преступников, работал с любыми «документами». Правда, к рассмотрению принимались только доносы за подписью составителя и свидетелей.

Во внутренние помещения с галереи дворца ведет Золотая лестница (1538-59). Вплоть до упразднения института дожей, в 1797 г., пройти туда без особого распоряжения могли только члены Большого совета, чьи фамилии были вписаны в Золотую книгу, хранящуюся в комнате под лестницей.

Внутренние помещения Дворца дожей

Первый зал, куда обычно попадают экскурсанты, но где уже запрещено делать фото – Пурпурный. Здесь ожидали выхода дожа прокураторы – должностные лица, занимавшиеся вопросами содержания зданий и носившие пурпурные одежды. Стены и потолок помещения богато отделаны белой с позолотой лепниной, мраморный камин украшает герб дожа Агостино Барбариго.

В зале Гримани и зале Львов буквально во всех ракурсах представлен главный символ Венеции – лев с крыльями и книгой. Встречается на этих картинах и сам Дворец дожей в мельчайших подробностях. Зал философов украшен фресками Тициана.

Интерес представляет и зал Карт, где экспонируются материальные свидетельства средневековых представлений о мире. Это, например, копии карт Марко Поло и карты, на которые нанесена Тартария (территория от Каспийского моря до Тихого океана и Индии).

Зал Большого Совета в Палаццо Дукале

На роскошно декорированных стенах и потолке зала Коллегий можно увидеть плафоны и панно кисти Веронезе и работы Тинторетто. Именно здесь некогда принимались самые важные решения правительства республики. В зале Магистрата выставлены малоизвестные картины и триптихи И. Босха и других голландских художников. Зал Сената украшают потолочные панно Тинторетто.

Почти все южное крыло дворца занимает зал Большого Совета (54×25×15 м), считающийся самым большим в мире помещением без внутренних перекрытий и колонн и располагающий самой грандиозной из известных картин – полотном Тинторетто «Рай» (22×7 м).

Секретные помещения Дворца Дожей в Венеции

Дворец дожей имеет три этажа, не считая этажа лоджий, с множеством залов и небольших помещений, предназначавшихся для работы бессчетных канцелярий Республики и проведения заседаний. С 1923 г. в них экспонируются картины, оружие, доспехи.

Однако не все из помещений дворца сохранили свой первоначальный вид. Французы, захватившие Венецию в 1797 г., увезли в Лувр немало картин знаменитых художников. В том числе и потолочное панно Веронезе «Зевс поражает молнией пороки» (сейчас на его месте копия) из зала Совета Десяти, где заседал Трибунал, выносящий приговоры томящимся неподалеку преступникам. Неподалеку – то есть этажом выше, где под самой крышей находилась одна из старых тюрем – Пьомби.

Ящик для доносов во Дворце Дожей

Крыша была покрыта свинцовыми пластинами, и в жару накалялась до невообразимых температур, а в холод – в буквальном смысле слова леденила душу, замораживая тело.

Кроме Пьомбо, Дворец дожей располагал и тюрьмой Поцци («колодцы»), в полуподвальных помещениях, на уровне воды в каналах. Преступники под крышей и под землей содержались в нечеловеческих условиях. В свое время узниками Пьомби были Джордано Бруно и Казанова, который все же сбежал из тюрьмы, что ранее не удавалось никому.

Мост Вздохов связывал Дворец Дожей с новой тюрьмой

Кстати, несмотря на то, что камер в обеих тюрьмах было не так уж и мало, в XVI в. было построено отдельное здание, предназначавшееся для содержания преступников.

От Дворца Дожей новую тюрьму Карчери отделяет лишь узкий канал, через который перекинут знаменитый Мост Вздохов , названный так потому, что через его зарешеченные оконца ведомые в камеру или на казнь могли бросить прощальный взгляд на город и вздохнуть, горюя о своей участи. В число секретный помещений дворца входят, помимо тюрем и зала Совета Десяти, зал Совета Трех (инквизиции), зал пыток и зал исполнения приговоров (эшафот).

Билеты во Дворец дожей

Венеция прекрасна в любое время года. Об этом давно знают и туроператоры, и самостоятельные путешественники, так что приобрести билеты во Дворец дожей без очереди вряд ли удастся. Впрочем, очередь обычно не столь велика, как, например, в .

Другое дело, что, даже имея на руках один из выше указанных билетов, на месте открывается весьма неприятный казус. Оказывается, в сферу их действия не включены те самые секретные помещения Дворца и Мост Вздохов, которые, как раз, и представляют наибольший интерес для многих туристов – от желающих посмотреть на камеру Джакомо Казановы или знаменитый зал пыток Венецианской республики всегда отбоя нет.

Лев святого Марка, Дворец Дожей

Эти помещения являются частью отдельной 75-минутной экскурсии, билет на которую приходится также докупать отдельно. Более того, количество экскурсий ограничено, и в обычный день их проводится не более 3-х.

Когда-то решением проблемы с посещением Секретных помещений Дворца Дожей стало введение возможности бронирования экскурсии онлайн . Однако, с развитием интернет-покупок, это лишь усугубило ситуацию с наличием таких билетов в кассах на месте (что особенно ощущается в период высокого туристического сезона).

С другой стороны, теперь все желающие в равном положении, и если посещение Венеции без осмотра камеры Казановы кажется Вам неполноценным, то .

Кстати, в 2016-м году BlogoItaliano отдельно снял видео, как бронировать билеты на самые интересные достопримечательности Италии онлайн:

График работы и как добраться

Дворец Дожей открыт для посещений весь год, кроме 25 декабря и 1 января. В период с 1 апреля по 31 октября Дворец работает с 8:30 до 19:00. С 1 ноября по 31 марта действует сокращенное расписание – с 8:30 до 17:30. И в теплый и в холодный периоды года допуск посетителей прекращается за час до закрытия.

Добраться до Дворца можно на :

От Piazzale Roma или вокзала Санта Лючиа: Маршрут №1 – остановки Vallaresso или San Zaccaria, №2 – Giardinetti, №№5.1 и 4.1 – San Zaccaria

От Lido di Venezia: Маршрут №1 - остановки Vallaresso или San Zaccaria, №5.2 – San Zaccaria

Интерьеры этого дворца расписывали лучшие мастера своей эпохи. И тем ярче контраст между изящными гостиными и темными пыточными камерами в подземелье. Палаццо контрастов, дворец, где были написаны темные страницы истории Венеции – Дворец Дожей.

Как все начиналось…

Нынешний дворец нисколько, ни малейшей деталью не напоминает тот, самый первый, который был построен на заре IX века . В 810 году на центральной площади Сан-Марко стал строиться шикарный дворец, окруженный со всех сторон водой и крепкими стенами.

Однако при первом же народном восстании в 976 году особняк был разрушен воинственно настроенными венецианцами. После того, как восстановительные работы были завершены, резиденцию дожей постигла новая кара – он сгорел почти полностью при разрушительном пожаре в 1106 году.

Но и на сей раз палаццо было восстановлено. А уже в том виде, в котором мы его знаем сейчас, Дворец дожей появился в середине XV века (работы вел архитектор Себастьяно Дзиани). Поскольку отпала надобность в обороне и защите от нападений, дворцу при восстановительных работах придали изящный и торжественный вид . Так как строительство шло довольно продолжительное время, в работе принимали участие мастера из разных стран. Отсюда и смешение стилей – строгий готический, округлый романский, изящный арабский.

В 1577 году случился еще один крупный пожар, который практически до основания уничтожил левое крыло здания . И это единственные помещения, которые воссозданы точно такими же, какими были и до пожара. В реставрационных работах принимали участие крупнейшие художники и архитекторы того времени – Тинторетто, Веронезе.

В соответствующие периоды своей истории Палаццо Дуккале успел побывать в роли места для заседаний сенатского комитета, совета Республики, Верховного суда, инквизиции, морского ведомства, Совета Десяти (тайная канцелярия).

Внешний фасад здания – это ряды строгих колонн на втором ярусе и ажурные арки , которые придают строению некую воздушность. И лишь в одном месте на фасаде дворца две колонны выделяются среди других; в отличие от остальных эти колонны имеют красный цвет, поскольку именно здесь, между 9-ой и 10-ой колоннами оглашались смертные приговоры.

Со стороны фасада есть затейливо украшенный балкон , с которого в дни великих празднеств венецианский правитель обращался к горожанам.

Внутренний двор – это несколько галерей . Раньше попасть во дворец можно было через «Порта дела Карте» («Бумажные ворота»). Название это дано было из-за того, что здесь писцы оформляли всевозможные бумаги и разрешения. Сегодня «Порта дела Карте» работают только на выход.

Вход же начинается с лестницы Гигантов во внутреннем дворе Палаццо . Гиганты – это статуи Марса и Нептуна. Взгляните на фото этого места во Дворце дожей в Венеции.

Дворцовые интерьеры

Палаццо Дуккале – одно из наиболее интересных в архитектурном плане зданий: оно выстроено в сочетании строгого готического стиля и восточной легкости.

На второй этаж ведет Золотая лестница . Золотой ее название из-за обилия позолоченной лепнины. Строительство велось под неусыпным контролем Сансовино (1538 год), а позже – Скарпаньино (1559 год).

Изначально эта лестница предназначалась только для высокопоставленных лиц , имена которых были занесены в специальную Золотую книгу, (хранилась под лестницей, служители сверяли – есть ли имя гостя в Золотой книге, и лишь потом пропускали).

Северное крыло – это личные покои дожей . В коридорах и залах этого крыла можно увидеть статуи знаменитых философов.

На верхнем этаже южного крыла находится знаменитый Зал Большого Совета (занимает все крыло). Длина этого зала – 55 метров, ширина – 25 метров, и это единственное в мире помещение, высокий потолок которого не поддерживается вообще никакими опорами. На стенах можно увидеть 66 портретов первых венецианских дожей.

А вот один из портретов закрашен черным – это Марино Фальеро, который был казнен за попытку государственного переворота. В историю Венеции оно вошел, но в зале Большого Совета поневоле увековечен таким вот необычным способом.

Зал карт – это собрание географических карт XVI-XVIII веков, к выполнению которых привлекались лучшие итальянские мастера. Раритетом является карта Марко Поло с пройденными им маршрутами.

Зал голосований и Зал коллегии во Дворце дожей могут похвастаться собранием картин мастеров Италии (Тинторетто, Веронезе, Франческо Бассано), Зал магистрато познакомит с известными и малоизвестными работами Иеронима Босха, а в Оружейной палате представлена коллекция старинного оружия.

Секретные помещения во дворце

Есть во Дворце не только пышные вестибюли и парадные залы, в нем находится немало помещений, в которых велась своя тайная жизнь, вершились дела государственные, а также судьбы конкретных людей.

В числе таких помещений – зал Совета Десяти , где проводил заседания трибунал, выносящий приговоры преступникам, томящимся в закрытых камерах здесь же, в подвальных помещениях (тюрьма Поцци) или в камерах на самом верхнем этаже (тюрьма Пьомби). В числе знаменитых узников Пьомби – Джордано Бруно и Джакомо Казанова.

«Мост вздохов» – еще одна печально известная достопримечательность Палаццо Дуккале. Этот узкий мост соединял Дворец дожей с новым зданием тюрьмы (Карчери), и по этом мосту иногда проводили заключенного, который едва успевал бросить последний взгляд на город.

Узнайте о Дворец дожей больше из этих видео-роликов:

1. Внешняя часть дворца и немного истории

2. Внутренние залы дворца

Экскурсии: сколько стоит и когда посмотреть

Время работы дворца зависит от туристического сезона. Во время высокого сезона (апрель – октябрь) Палаццо открывается в 8.30 и заканчивает работу в 19.30 . А в зимний период время работы дворца уменьшается на 2 часа – соответственно до 17.30.

Билет во дворец стоит 20 евро . Студентам и пенсионерам предоставляется скидка – для них цена билета будет 13-14 евро (для получения скидки нужно предъявить пенсионное удостоверение или студенческий билет). Дети до 5 лет могут посещать Дворец бесплатно, а с 6 до 14 лет – за 12 евро.

Аудиогида на русском языке нет, но экскурсию может проводить и русскоязычный гид . В основном экскурсии на английском и итальянском языках.

Это самый известный музей в Венеции, и не только потому что он находится в центре Венеции на площади Святого Марка, но и потому что само здание безумно красиво, оно словно парит над водой, а внутри собраны произведения искусства великих Итальянских мастеров. Музей Дожей (или правильнее сказать Дворец Дожей) так называется поскольку это здание было резиденцией дожей или правителей венецианской республики. Прежде чем вы отправитесь посетить музей советую вам подготовиться. Но обо всем по порядку.

1.

Билет стоил 17 евро, и дает право посетить сам Дворец Дожей (Doge’s Palace), а так же Национальный Археологический музей (Museo Archeologico Nazionale), городской музей Коррера (Museo Correr) и национальную библиотеку Святого Марка (Monumental Rooms of the Biblioteca Nazionale Marciana). Скажу сразу в другие музеи я не попал, хватило за глаза музей Дожей. Далее советую всем поступить так же как и я, и скачать аудио гид с сайта самостоятельных путешественников клуба «Едем сами» (edemsami.com) там же есть карта с размеченными точками где надо прослушивать аудио ролики об экспонатах Дворца Дожей. Уверен с аудио гидом будет куда интересней наслаждаться красотами музей, чем ходить болванчиками по музею, как делают большинство туристов. Чтобы сориентировать вас по продолжительности экскурсии скажу, что продолжительность гида 82 минуты, но смело можно выделять минимум два часа.

2.

3.

4.

Зайдя внутрь вы окажетесь в просторном дворе, где расположены пара колодцев, а также лестница Гигантов.

5.

Знаменитое окошко, называемое львиной глоткой, для доносов, пользовалось большой популярностью у граждан Серениссимы.

6.

8.

9.

10.

11.

Но свое название лестница получила из-за богатой отделки позолоченной лепниной. Просто посмотрите на этот потолок.

12.

Поднявшись на третий этаж открывается красивый вид на .

13.

Залов в музее Дожей огромное количество, про все не расскажешь. Это например зал географических карт, как несложно догадаться.

14.

Картин со львом держащим книгу очень много, что не удивительно. Ведь Святой Марк считается покровителем Венеции, и именно он изображен на эмблеме города в виде льва (символ Марка Евангелиста) и держит он книгу со словами «PAX TIBI MARCE EVANGELISTA MEUS» (Мир тебе, Марк, мой Евангелист).

15.

Не забывайте смотреть и на потолок, порой он просто чудесен.

16.

А об этой фреске хочется сказать отдельно. Если вы ее найдете, то оцените все прелести осмотра музей с аудио гидом, потому что ее просто так не найдешь. Кажется что это неприметная дверь в зале философов, с лестницей ведущей на верхний этаж, но если подняться на несколько ступеней и обернуться то на противоположной стене, над дверным проходом, вы увидите фреску Тициана.

17.

А на этой картине кто-то видит Ильича.

18.

19.

Невозможно описать или передать всю красоту убранства музея, это надо видеть.

20.

21.

22.

Огромные залы усыпанные картинами и позолоченной лепниной.

23.

Периодически можно встретить вид на крыши Венеции.

24.

И снова картины и безумно красивые потолки.

25.

Знаменитая потайная дверь (Буссола), замаскированная под деревянный шкаф и ведущая в комнаты трех глав «Совета десяти» и инквизиторов.

26.

28.

29.

Из оружейной палаты открывается неплохой вид.

30.

31.

32.

33.

И снова залы, и снова картины на стенах и на потолке, и замечательный вид во двор.

34.

35.

Кто-то жил в шикарных комнатах, а кто-то гнил в тюрьмах, которые расположены рядом с Дворцом Дожей и соединены мостиком, называемым «Мост вздохов», потому что заключенный могли бросить последний взгляд на Венецию проходя по этому мосту.

36.

И жить потом вот в таких апартаментах.

37.

Но был и дворик, не знаю могли ли они там гулять или нет.

38.

Мост вздохов красиво украшен лепниной, чтобы не портить общего шика и блеска дворца.

39.

Забыл сказать, что в дворец Дожей лучше идти к открытию, чтобы избежать толпы туристов. Страшно представить что творится в Венеции летом, если в сентябре в полдень, пройти в центре не возможно. Выручает речной трамвай , но это уже другая история. Всем удачи и пока!


Дворец дожей в Венеции – необычная и прекрасная достопримечательность. Он несколько веков служил резиденцией правителей. Если раньше могущественная Венецианская республика больше интересовала захватчиков и торговцев, то сегодня её узкие улочки наполнены туристами и влюбленными парочками. Оказавшись в городе на воде впервые или посетив его снова, все обязательно устремляются к знаменитому Дворцу, чтобы полюбоваться прекрасной архитектурой и прикоснуться к былому величию.

История строительства

Могущество Венеции в Средневековье трудно переоценить. Она почти полностью властвовала над Средиземноморьем. Ей принадлежали земли Крита, Кипра, Далмации и Ионических островов. Правителем республики был дож. Избранный советом, он наделялся пожизненной властью. Дворец дожа служил ему резиденцией, местом проведения совета всех ветвей власти.

Здание Дворца впервые появилось на этом месте еще в 810 г. Но из-за восстаний оно сгорало несколько раз, а затем вновь отстраивалось. Последний раз строительство началось в 1309 г. Работы продолжались больше столетия и завершились в 1424 г. Составил проект и руководил постройкой архитектор и каменотес Филиппо Календарио. В дальнейшем его преемниками стали Пьетро Базейо и Энрико.
















В первую очередь была завершена отделка фасада, который обращен к заливу. Спустя 20 лет строители закончили работать над фасадом, расположенным у площади Сан-Марко. Основным стилем Дворца дожей является готический, хотя отдельные элементы напоминают и другие архитектурные направления.

В 1536 г. на восточном фасаде появился большой балкон, который служил местом объявления важных указов и новостей. Его авторами являются ученики Сансовино. Именно с него в 1886 г. объявили о вхождении Венецианской республики в состав объединенной Италии.

В 1577 г. случился сильнейший пожар, который значительно повредил южное крыло здания. Отстраивать его пригласили Антонио Понте, а росписью стен занимался знаменитый Веронезе.

Несколько столетий Дворец дожей играл ведущую политическую роль, ведь в нем решались судьбы великих людей и принимались важные политические решения. По залам и коридорам разрешалось ходить только высокопоставленным чиновникам. В начале XX века во дворце открылся музей, и туристы смогли любоваться прекрасными фресками и полотнами.

Архитектура

Дворец дожей отражает смешение различных архитектурных стилей. Со стороны лагуны он выполнен в позднем готическом стиле с византийскими элементами. Многим этот фасад напоминает перевернутое судно. Наружные стены трехэтажного здания имеют П-образную форму. Основным строительным материалом послужил красный кирпич. Отделка стен выполнена белым, розовым и серым мрамором.

Внешняя стена, которая окружает Дворец, имеет ажурные зубцы из мрамора. Ко внутреннему двору можно пройти через два входа. Наиболее популярными являются бумажные ворота, они находятся левее фасада, направленного к площади Сан-Марко. Авторами ворот являются братья Бон (Бартоломео и Джованни). Портал ворот имеет форму стрельчатой арки, украшенной красивой лепниной. Название «бумажные ворота» объясняется тем, что на их створках вывешивались важные государственные указы. Ворота, выходящие к набережной, называют пшеничными. Сегодня большинство экскурсий начинаются именно отсюда.

Стены Дворца, которые выходят во внутренний двор, представляют собой арочные галереи в несколько этажей. С севера находились личные покои дожа, которые оформлены изваяниями известных мыслителей. В углах здания расположены статуи ангелов, а вот огромная лестница на второй этаж посвящена богам языческого пантеона (Марсу и Нептуну). С двух сторон от ступеней установлены статуи этих гигантов, а наверху находится площадка, где проходила церемония коронации нового правителя.

Осматривая различные помещения Дворца, можно восхищаться прекрасными скульптурами, которые украшают капители колонн. В них прослеживается вся христианская история Венеции. В самых неожиданных местах установлены скульптуры крылатых львов с книгой. Они символизируют Св. Марка – покровителя Венеции. Возле статуи льва в стене можно увидеть прорезь, она служила в качестве почтового ящика.

Интерьер Дворца дожей

Все залы Дворца дожей отличаются богатым убранством. Красивейшие фрески перемежаются с позолоченными карнизами. Первым залом является Пурпурный – приемная, в которой многочисленные послы и прокураторы дожидались выхода правителя. Большинство именитых гостей носили пурпурные накидки, за что зал и получил свое название.

В следующих залах – Львов и Гримани – расположено множество изваяний символа города. В зале философов можно увидеть многочисленные фрески Тициана. Туристы особенно восхищаются убранством зала Карт. В нем представлены эскизы средневековых карт руки Марко Поло и других мореплавателей. Конечно, расположение географических объектов не точно соответствует реальности, но детальная проработка каждого элемента впечатляет.

В зале Коллегий все поверхности стен и потолка украшают огромные панно. Прекрасные картины выполнены мастерами Веронезе и Тинторетто. В этом помещении государь решал важнейшие политические вопросы.

Особого внимания заслуживает зал Большого Совета. Он расположен в южном крыле и занимает площадь почти 1400 м² при высоте потолка 15 м. Во всем мире нет большего помещения, в котором потолок держится только на внешних стенах и не имеет других опор.

Тюрьма

Кроме покоев и залов для приемов Дворец дожей имеет две собственные тюрьмы. Камеры первой (Пьомби) находятся на самом верху, попасть к ним можно по секретной лестнице. Эта часть замка покрыта металлической крышей, что доставляло особое мучение заключенным в жаркие или морозные дни. Камеры были довольно маленькими и неудобными. Чтобы пройти через двери камеры взрослому человеку следовало согнуться вдвое.

Еще несколько камер располагались в подземелье (Поцци). Небольшие комнаты в форме колодцев имели зарешеченные слуховые окна. В дождливую погоду через решетку проникала вода, поэтому заключенным приходилось почти все время находиться в сырости или по колено в воде. Среди узников встречались знаменитые личности, такие как Казанова и Джордано Бруно.

Экскурсия по Дворцу

Купить билет в Дворец дожей непросто, для этого придется отстоять большую очередь к кассам. Более опытные туристы предпочитают бронировать билеты заранее онлайн. Основной билет позволяет осмотреть главные залы и внутренний двор. Экскурсия с осмотром всех помещений занимает около 2 часов. Чтобы посетить тюремные камеры или Мост Вздохов, необходимо оплатить отдельную экскурсию. Стоимость полного билета для взрослого составляет 19 евро. Есть отдельные программы для несовершеннолетних, всей семьи или группы школьников. Ознакомиться с ценами и забронировать билеты удобно на официальном сайте: palazzoducale.visitmuve.it.
Дворец дожей работает по следующему графику:

  • 8.30-19.00 (в летнее время);
  • 8.30-17.30 (в зимний сезон).

Как добраться

Официальный адрес Дворца дожей: San Marco, 2, Venezia. Общественным транспортом Венеции являются вапоретти (водные автобусы). Чтобы полюбоваться прекрасным Дворцом, нужно проехать по маршруту №1 до остановки San Zaccaria. На вапоретти маршрута №2 следует выходить на остановке Giardinetti.