Задания для элективного курса в форме егэ на тему "политика". Вопросы и задания для самостоятельной подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию

С5 – задание, проверяющее умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.

В начале статьи хотелось бы обратить внимание 11-классников на то, что модель ЕГЭ по обществознанию в 2014 году остается прежней. Экзаменационная работа по обществознанию, согласно демонстрационному варианту, как и ранее, состоит из трех частей, различающихся по содержанию, уровню сложности и количеству заданий.

Часть 1 содержит задания двух уровней: 14 заданий базового уровня сложности и шесть повышенного уровня.
Часть 2 содержит четыре задания базового уровня (В1, В2, В3 и В8) и четыре задания повышенного уровня сложности (В4, В5, В6, В7).
В части 3 – два задания базового уровня (С1 иС2) и семь заданий высокого уровня сложности (С3, С4, С5, С6, С7, С8, С9) 1 .

Но изменения в 2014 году все-таки будут.
1. Усовершенствованы формулировка, критерии оценивания и изменен максимальный балл (3 балла вместо 2) за выполнение задания С5.
2. Изменен максимальный балл за полное правильное выполнение всей работы (60 вместо 59). Дополнительный балл получается за счет повышения баллов за задание С5.

Рассмотрим изменения в С5 более подробно.
Напомню, что С5 – задание, проверяющее умение применять правильно раскрытое всмысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.

Пример С5 из заданий прошлых лет

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения,содержащие информацию о политическом режиме 2 .

Предполагаемый ответ:
1) смысл понятия, например: «Политический режим – совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество»; (может быть приведено иное, близкое по значению определение.)
2) два предложения с информацией о политическом режиме,опирающейся на знания курса, например: «Политический режим отражает уровень политической свободы общества»; «Политические режимы могут быть авторитарными, тоталитарными, демократическими».

Если был раскрыт смысл понятия; составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте, то ставилось 2 балла.

Если был раскрыт смысл понятия; составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, или смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что экзаменуемый знает обществоведческое содержание данного понятия, то ставился 1 балл.

И третья ситуация: смысл понятия раскрыт неверно независимо от количества и качества составленных предложений, или раскрыт смысл понятия; предложения не составлены, или одно-два предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, или обществоведческие знания в составленных(-ом) предложениях(-и) привлечены не в контексте рассматриваемого понятия, или смысл понятия в явном виде не раскрыт; составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, или ответ неправильный, то – 0 баллов. Как мы видим, максимальный балл – 2.

В КИМ ЕГЭ 2014 г. задание С5 будет звучать иначе.

Пример С5 3 .
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.

Задание стало сложнее, у выпускника выбора стало меньше. Новое требование задания – сформулировать предложения о двух конкретных аспектах понятия. Его введение, как считают разработчики, позволит более четко структурировать ответ.

Сначала определим смысл понятия «политический режим». Ответ может быть таким: «Совокупность средств и методов, припомощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество».

Далее требуется составить два предложения: одно с информацией о критериях выделения типов политических режимов, другое – об особенностях демократического режима. Обращаю ваше внимание на то, что при составлении предложений необходимо использовать обществоведческие знания. Являясь экспертом по проверке заданий части С, часто сталкиваюсь с тем, что очень много так называемых «пустых» предложений, т. е. неинформативных суждений.

Вспомним сначала классификацию политических режимов в зависимости от критериев.

Существует множество классификаций политических режимов по разным критериям 4:
1) по тому, кто является источником власти и доминирует в отношениях между властью, обществом и личностью (демократические, авторитарные, тоталитарные);
2) по форме правления (монархические и республиканские);
3) по характеру формирования правящей элиты (открытые и закрытые);
4) по составу правящих кругов – военные, гражданские, теократические и т. д.;
5) по доминирующим методам осуществления власти (диктаторскиеи либеральные).

Повторив теорию, теперь составим предложение синформацией о критериях выделения типовполитических режимов. Предложение может быть таким: «Критерием выделения демократических и недемократических режимов является степень гарантированности прав и свобод человека и гражданина ». Обратите внимание, предложение должно включать в себя понятие «критерий ». Если вы напишите просто «Политические режимы бывают демократическими и недемократическими», такое предложение получит 0 баллов.

Вспомним особенности демократического режима.
Демократия:
1. Основана на признании естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности. 2. Поощряет активное участие народав политической жизни.
3. Формирует механизмы общественного контроля, ограничивает всевластие государства.
4. Создает условия для постоянногообновления властных структур. 5. Стимулирует многообразие общественной жизни.
6. Предполагает отказ от диктатуры и насилия как способов разрешения конфликтов.

Составляем второе предложение: «Особенностью демократического режима является признание естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности ».

И снова обращаю ваше внимание на то, что в предложении обязательно должно прозвучать словосочетание «особенность демократического режима ».

В демонстрационном варианте контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года по обществознанию указаны критерии такого задания.

Наименование Баллы
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию осоответствующих аспектах понятия. 3
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.
ИЛИ
При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия.
2

ИЛИ
При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.
1
Смысл понятия раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.
ИЛИ
Смысл понятия не раскрыт при любом количестве других элементов ответа.
ИЛИ
Ответ неправильный.
0
Максимальный балл 3

Итак, еще раз сравним формулировку заданий С5 и правильность выполнения

2013 г. 2014 г.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.
смысл понятия:
совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующеевоздействие на общество;
смысл понятия:
совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество;
два предложения:
«Политический режим отражает уровень политической свободы общества»; «Политические режимы могут быть авторитарными, тоталитарными, демократическими».
два предложения:
«Критерием выделения демократических и недемократических режимов является степень гарантированности прав и свобод человека и гражданина». «Особенностью демократического режима является признание естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности».

Мы выяснили изменения в формулировке задания С5. Теперь сравним критерии оценивания.

2013 г. 5 2014 г. 6
Раскрыт смысл понятия; составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте. 2 Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия. 3
Раскрыт смысл понятия; составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.
ИЛИ
Смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен вдвух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что экзаменуемый знает обществоведческое содержание данного понятия.
1 Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.
ИЛИ
При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведеныошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованиемзадания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия.
2
Смысл понятия раскрыт неверно независимо от количества икачества составленных предложений.
ИЛИ
Раскрыт смысл понятия; предложения не составлены, илиодно-два предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, или обществоведческие знания в составленных(-ом) предложениях(-и) привлечены не в контексте рассматриваемого понятия.
ИЛИ
Смысл понятия в явном виде не раскрыт; составлено однопредложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.
ИЛИ
Ответ неправильный.
0 Правильно раскрыт только смысл понятия.
ИЛИ
При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведеныошибочные с точки зрения научного обществознания положения.
Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.
1
Смысл понятия раскрыт неверно при любом количестве другихэлементов ответа. ИЛИ
Смысл понятия не раскрыт при любом количестве другихэлементов ответа.
ИЛИ
Ответ неправильный.
0
Максимальный балл 2 Максимальный балл 3
Примечания:
1 Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году единого государственного экзамена по обществознанию.
2 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по обществознанию.
3 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года по обществознанию.
4 Сорокина Е.Н., Поурочные разработки по обществознанию. Профильныйуровень: 11 класс. - М.: ВАКО, 2009. С. 134.
5 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по обществознанию.
6 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года по обществознанию.

При составлении статьи были использованы материалы:
1. Спецификация контрольных измерительных материалов дляпроведения в 2014 годуединого государственного экзаменапо обществознанию.
2. Демонстрационный вариантконтрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по обществознанию.
3. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года по обществознанию.
4. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. - М.: ВАКО, 2009.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме.


Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия , например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество;
(Может быть приведено иное, близкое по значению определение.)
2) два предложения с информацией о политическом режиме, опирающейся на знания курса, например:
- «Политический режим отражает уровень политической свободы общества»;
- «Политические режимы могут быть авторитарными, тоталитарными, демократическими».
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о политическом режиме
Раскрыт смысл понятия; составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте 2
Раскрыт смысл понятия; составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте. ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что экзаменуемый знает обществоведческое содержание данного понятия 1
Смысл понятия раскрыт неверно независимо от количества и качества составленных предложений.
ИЛИ Раскрыт смысл понятия; предложения не составлены, или одно-два предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, или обществоведческие знания в одном-двух составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия.
ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт; составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл 2
С6

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие основания приобретения права собственности :
1) изготовление или создание новой вещи для себя (Анна сшила себе платье);
2) купля-продажа (Владимир купил в магазине мебель для кухни);
3) мена (Светлана обменяла свою однокомнатную квартиру на равноценную квартиру в другом городе);
4) дарение (Сергей подарил любимой девушке кольцо).
Могут быть приведены другие примеры
Правильно названы и проиллюстрированы примерами три основания 3
Правильно названы два-три основания, два из которых проиллюстрированы примерами.
ИЛИ Правильно названы два основания, приведены три примера
2
Правильно названы одно-три основания, одно из которых проиллюстрировано примером.
ИЛИ Правильно названо одно основание, приведены два-три примера.
ИЛИ Правильно названы только три основания.
ИЛИ Приведены только два-три примера
1
Правильно названы только одно-два основания.
ИЛИ Приведён только один пример.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл 3
С7

По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек - в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек - в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) выводы , например:
- страны Южной и Юго-Восточной Азии лидируют по числу детей, не посещающих школу;
- уровень образованности населения в странах «третьего мира» ниже, чем в странах Запада;
2) возможная причина , допустим:
- низкий уровень экономического развития не позволяет некоторым государствам создать и содержать развитую систему образовательных учреждений;
- значительная часть населения этих стран недооценивает значение образования в современную эпоху и предпочитает школе для своих детей их раннее приобщение к труду.
Могут быть сделаны другие обоснованные выводы и указаны иные причины.
Сделаны два вывода, указана причина 3
Сделан один вывод, указана причина 2
Сделаны только два вывода. ИЛИ Указана одна причина 1
Сделан только один вывод. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3
С8

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
При анализе ответа учитываются:
- наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
- корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
- соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие налогов и их виды:
а) прямые; б) косвенные.
2. Системы налогообложения:
а) пропорциональная; б) прогрессивная; в) регрессивная.
3. Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся через реализацию следующих функций:
а) фискальная; б) частичное перераспределение доходов; в) регулирование экономических отношений; г) стимулирующая; д) контрольная и др.
4. Воздействие налогов на спрос и предложение как один из аспектов влияния на экономику страны.
5. Влияние налоговой политики государства на инвестиционную активность в стране.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
В ответе обязательно должны быть отражены положения 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке. Наличие этих пунктов плана позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трёх пунктов, два из которых детализированы) 3
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Один из пунктов плана детализирован в подпунктах.
ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы (отражены положения двух отмеченных выше пунктов плана). План включает в себя два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах
2
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов 1
План по структуре и(или) содержанию не раскрывает указанной темы (в том числе представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы).
ИЛИ План по своей структуре является простым и содержит один- два пункта
0
Максимальный балл 3

Философия: «Все наши теории - это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян)

Социология, социальная психология: «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)»

Правоведение: «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А.Ф. Кони)

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется . По остальным критериям (К2- КЗ) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания ответа на задание С9 Баллы
К1 Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрыт.
ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании
1
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании 0
К2 Характер и уровень теоретической аргументации
Наличие ошибочных с точки зрения научного общест еознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл
Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы 2
Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения 1
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют).
ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой
0
КЗ Качество фактической аргументации
Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального опыта и собственные наблюдения 2
Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления 1
Фактическая аргументация отсутствует.
ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису
0
Максимальный балл 5

Каталог заданий.
Политика

Сортировка Основная Сначала простые Сначала сложные По популярности Сначала новые Сначала старые
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word

Известно, что многие демократические страны столкнулись с проблемой низкой явки избирателей на выборы. Некоторые страны вводят специальные санкции (например, штрафы) в отношении таких избирателей, другие считают явку на выборы правом избирателя, которым он может и не пользоваться. Предположите, какими могут быть причины низкой явки избирателей на выборы? Назовите три причины.

Пояснение.

Могут быть названы следующие причины :

1) Низкая активность может быть связана с политической стабильностью.

2) Избиратели утратили веру в демократические институты, не доверяют властям.

3) Люди заняты частной жизнью и бизнесом, нет интереса к политике.

4) Кризисные явления в обществе, неспособность властей найти выход, неверие в перемены к лучшему. Могут быть названы другие причины.

Сформулируйте четыре суждения, раскрывающие различные функции политических партий в современном обществе.

Пояснение.

Могут быть суждения, раскрывающие различные функции политических партий в современном обществе:

1) Деятельность политических партий позволяет выявить и обобщить разнообразные социальные интересы.

2) Политические партии разрабатывают альтернативные варианты политики (политического курса).

3) Политические партии выдвигают кандидатов на выборах.

4) Политические партии осуществляют представительство интересов определённых блоков социальных сил в органах власти.

Могут быть названы иные суждения, раскрывающие различные роли политических партий в современном обществе.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы:

1) смысл понятия, например: «Политический аб­сен­те­изм – уклонение граж­дан от уча­стия в по­ли­ти­че­ской жизни общества, проявляющееся, пре­жде всего, в от­ка­зе принимать уча­стие в выборах»;

Может быть дано другое, близ­кое по зна­че­нию определение.

2) два пред­ло­же­ния с ин­фор­ма­ци­ей об абсентеизме, опи­ра­ю­щей­ся на

знания курса, например:

- «Причиной аб­сен­те­из­ма может яв­лять­ся отсутствие на политической арене стра­ны ярких и та­лант­ли­вых лидеров».

- «Политический аб­сен­те­изм – су­ще­ствен­ная угроза демократическим цен­но­стям и устоям, так как происходит

отчуждение граж­дан от власти, уча­стия в управ­ле­нии государством».

Могут быть со­став­ле­ны любые дру­гие предложения, со­дер­жа­щие верную ин­фор­ма­цию о по­ли­ти­че­ском абсентеизме.

Задание устаревшего типа, не используется в ЕГЭ.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Смысл понятия, например:

– принцип, согласно которому партии и движения готовы применять любые средства, включая крайние, насильственные, для достижения своих целей в политической области.

2) Два предложения с информацией о политическом радикализме, опирающейся на знания курса, например:

– «Политический радикализм может иметь разные оттенки, начиная от левого, коммунистического толка, до крайне правого, фашистского, националистического».

– «Опасность политического радикализма возрастает в сложные, кризисные для государства времена, на фоне ухудшения положения широких слоев населения».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о политическом радикализме.

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию.

Материалы для самостоятельной работы учащихся по теме «Политика».

Ерощева И.В., учитель истории МБОУ «Лицей №1», Тула.

    Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие политический плюрализм? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте 2 предложения, содержащие информацию о политическом плюрализме.

Порядок рассуждений при подготовке ответа на вопрос:

Плюрализм означает множественность; политический плюрализм – наличие разнообразных точек зрения на осуществление политических решений.

Что является проявлением плюрализма в политике: многопартийность, множество идеологий (запрещены лишь призывы к свержению существующего строя, призывы к разжиганию межнациональной розни между народами).

Предложение обязательно должно содержать слова политический плюрализм и содержать любую теоретическую информацию, раскрывающую смысл понятия.

Политический плюрализм (множественность) – принцип, предполагающий наличие различных взглядов и идеологий в политической жизни, их свободное конкурирование между собой.

Предложения:

Важнейшим проявлением плюрализма в современном обществе является многопартийность.

Современная демократия предполагает наличие политического плюрализма, то есть право отстаивать свою точку зрения, отличную от официального мнения.

В Конституции России закреплен принцип политического плюрализма, который заключается в том, что никакая идеология не может устанавливаться как государственная.

2. Показать на трех примерах наличие в современной России политического плюрализма.

В России существует многопартийная система, политические партии конкурируют между собой на выборах.

Вариант ответа: В России существуют партии: «Единая Россия», «КПРФ», «ЛДПР», «Союз правых сил» и другие»;

В Конституции России закреплен принцип политического плюрализма, который заключается в том, что никакая идеология не может устанавливаться как государственная. Поэтому, граждане могут свободно выражать свои взгляды, существуют множество идеологий.

В России существуют разнообразные СМИ, не только выражающие официальную, правительственную точку зрения, но и альтернативные взгляды.

3. Раскройте на двух примерах различные примеры проявления влияния культуры на политику.

Примеры: - явка избирателей на выборы является проявлением гражданской позиции людей, проявлением их политической зрелости и культуры;

Политическая культура позволяет представителям партий отстаивать свою точку зрения во время теледебатов, уважая мнение соперников, проявляя толерантность к чужому мнению.

    В прошлые эпохи политика была уделом узкого круга людей, обладающих властью. В современный нам период политика приобрела публичный характер. Приведите три примера, доказывающих публичный характер современной политики.

    Раскройте на двух примерах различные примеры проявления влияния культуры на политику.

Политическая культура – культура поведения граждан в политической жизни. Она зависит от политических традиций, сложившихся в стране, политического просвещения, воспитания гражданской позиции у детей в школе.

Примеры: - явка избирателей на выборы является проявлением гражданской позиции

4. Определите роль гражданских неполитических организаций (институтов гражданского общества) в развитии политической системы современного демократического общества. Приведите три примера и иллюстрирующие партнерское взаимодействие гражданских неполитических организаций с государством.

Порядок рассуждений при подготовке ответа:

    Демократия – власть народа. В политической системе современного общества, управление осуществляют не только государственные органы, но на принятие решений оказывают влияние граждане через свои организации и ассоциации (институты гражданского общества).

    Что является институтами гражданского общества? Различные неполитические организации граждан (Объединения, союзы, общества, ассоциации, конфедерации).

    Суть вопроса: показать взаимодействие государственных органов и организаций граждан по совместному решению проблем.

Роль гражданских неполитических организаций в развитии политической системы: - Гражданские неполитические организации выступают с разными инициативами и осуществляют взаимодействие с органами власти для решения проблем общества.

Примеры: - Организация ветеранов различных войн и конфликтов (Афганская, чеченская войны) обратилась в правительство с предложением: разработать меры по социальной защите военнослужащих, участников военных конфликтов.

При строительстве крупных промышленных и торговых комплексов, учитывается мнение экологических организаций, по иных инициативе в Государственной Думе рассмотрели поправки к природоохранительному законодательству.

Педагогические коллективы, профсоюзы работников образования принимают активное участие в обсуждении политических решений в области образования, поправок к закону об образовании.

5. Показать 4 различия в системе президентской и парламентской республики.

В президентской республике ведущая роль в управлении принадлежит исполнительной власти (президенту), а в парламентской – законодательному органу (парламенту);

В президентской республике президент избирается путем всенародного голосования, а в парламентской он избирается парламентом;

В президентской республике главой правительства является лидер партии, победившей на выборах парламента, а в парламентской – назначается.

6. Укажите три направления деятельности политических парий в обществе и проиллюстрируйте каждое направление конкретным примером.

Разработка политической идеологии (партии формулируют и принимают политическую программу, в которой излагают цели и задачи своей деятельности, представляют свою программу в виде предвыборных лозунгов);

Политическое воспитание молодежи (партии создают свои молодежные организации, проводят семинары для обучения будущих активистов своей партии);

Организуют пропаганду своих идей в обществе с целью привлечения новых сторонников в партию (лидеры партии выступают в СМИ, участвуют в теледебатах, издают собственные газеты);

Партии участвуют в предвыборных кампаниях (партии проводят свои съезды, формируют свои списки кандидатов, организуют сбор подписей в свою поддержку, осуществляют контроль над процедурой голосования).

7. Приведите три примера, иллюстрирующих деятельность СМИ («четвертой власти») в политической жизни современного демократического общества.

СМИ размещают аналитическую информацию о деятельности лидеров государства, политических событиях, происходящих в стране и в мире;

СМИ помогают избирателям во время выборов ориентироваться в позиции той или иной партии и делать осознанный выбор;

СМИ предоставляют оппозиции возможность высказывать свою точку зрения, критиковать действия правительства;

СМИ могут осуществлять политические расследования.

8. В государстве после долгих лет диктаторского режима власти решили провести первые выборы. Был определен круг кандидатов в депутаты Законодательного собрания и безальтернативная кандидатура диктатора на пост президента. Можно ли подобные выборы назвать демократическими? Укажите два признака демократических выборов.

Два признака:

Демократические выборы альтернативные, состязательные, у избирателя должен быть реальный выбор;

Выборы проводятся регулярно, срок полномочий президента ограничен законом;

Граждане свободно осуществляют свой выбор без давления извне.

9. Вам предложено подготовить развернутый ответ по теме «Многопартийность и партийные системы». Составьте развернутый план своего ответа.

План.

    Типы партийных систем:

А) Однопартийная система;

Б) Двухпартийная система;

В) Многопартийная система.

    Понятие многопартийности.

    Классификация политических партий:

А) по идеологическому принципу (консерваторы, либералы, радикалы);

Б) по организационному признаку (массовые и кадровые партии);

В) по отношению к проводимой программе (правящие и оппозиционные партии).

4) Политические партии современной России.

5) Конституция РФ о политическом плюрализме.

6) Значение многопартийности в жизни общества.

10. Назовите три способа политического участия граждан и каждый из них проиллюстрируйте примером.

Участие в выборах (гражданин РФ может принимать участие в выборах депутатов Государственной думы, президента РФ, в выборах в местные органы власти);

Членство в политической организации (гражданин является членом партии ЛДПР и принимать участие в партийных мероприятиях);

Обращение с предложениями в органы власти (гражданин обратился в приемную депутата парламента со своими предложениями).

Пример эссе по теме «Политика».

«Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены» (Сенека).

Высказывание философа Сенеки посвящено проблеме правового государства и равенству прав граждан. Смысл данного изречения, заключается в том, что в демократическом и правовом государстве равенство прав состоит не в том, что все граждане ими пользуются, а в том, что они предоставляются всем гражданам независимо от их имущественного положения, принадлежности к той или иной национальности или религиозных верований людей.

Я полностью согласен с точкой зрения Сенеки, так как в правовом государстве всем должны быть предоставлены равные права, а вот возможность пользоваться ими зависит от конкретного человека.

Эта проблема, поднятая еще во времена античности актуальна для наших дней. Большинство цивилизованных стран мира большое внимание уделяют правам человека, их соблюдению и предоставлению государством гарантий прав и свобод человека. Люди от рождения наделены естественными правами, и никто не может их отнять. Это право на саму жизнь, уважение достоинства личности, право на свободу. Что значит равенство прав? Это значит, что всем гражданам предоставляются одинаковые права и свободы, которые провозглашаются в основном законе государства – Конституции. Это означает, прежде всего, отсутствие дискриминации прав граждан по полу, национальной принадлежности, имущественного положения. Все имеют равные права, право на труд и на отдых, право избирать и быть избранным, право на образование и социальное обеспечение, право заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом. Равенство прав означает и равенство людей перед законом. Но вот пользуются этими правами все по-разному. Это зависит от самого человека, его активной позиции. Кто стремится достичь много в этой жизни, ставит высокие цели, получает хорошее образование, занимается политикой или предпринимательской деятельностью, преодолевает трудности, добивается карьерного роста. Другие ни к чему не стремятся, довольствуются малым. Они не могут в полной мере реализовать себя. Но законы страны предоставляют одинаковые права всем. США иногда называют страной «равных возможностей», где простой американский парень и даже голливудский актер может стать президентом. Я хотел бы видеть и свою страну процветающей и создающей своим гражданам возможности для развития. Многое сделано в этом направлении. Человеку предоставлена свобода выбора. Но государство должно гарантировать соблюдение прав граждан, только тогда оно будет правовым. К этому нужно стремиться.

Таким образом, Сенека совершенно прав. Равенство прав состоит в том, что они всем предоставлены.

Задания для практической работы.

11. Укажите любые две причины возрастания роли СМИ в политической жизни демократического общества.

12. Назовите любые три причины низкой явки избирателей на выборах в ряде ведущих стран мира и в России.

13. Страна Н. демократическое государство с развитой рыночной экономикой и высоким уровнем жизни большинства граждан. Однако, с каждым годом в стране Н. растет число граждан, уклоняющихся от участия в выборах разных уровней. Укажите три возможные причины уклонения граждан этой страны от исполнения своего гражданского долга в качестве избирателя.

14. Гражданин проголосовал на выборах губернатора под влиянием телепередачи об одном из кандидатов. Какова роль СМИ в современном обществе? Можно ли подобный выбор назвать свободным и осознанным? Как гражданам осуществлять свой выбор в условиях массированного воздействия СМИ на сознание людей?

15. Одной из проблем в развитии стран мира стала аполитичность молодежи, ее слабый интерес к политическим вопросам. Сформулируйте суждение, раскрывающее влияние подобной тенденции на демократию. Предположите две политических меры, способные изменить ситуацию и повысить интерес молодежи к политической жизни страны.

16. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия, составьте два предложения, раскрывающие их смысл.

    «политический процесс»;

    «политическое участие»;

    «политическая идеология»;

    «политическая система»;

    «политический режим»;

    «гражданское общество»,

    «многопартийность».

17. Вам предложено подготовить развернутый ответ по теме «Политическое поведение». Составьте развернутый план своего ответа.

18. Назовите любые три функции политики в государстве.

19. Раскройте на трех примерах особенности правления партии консервативного толка.

20. Покажите на трех примерах наличие многопартийной системы в современной России.

21. Назовите основную задачу деятельности правоохранительных органов. Приведите по одному примеру реализации этой задачи в деятельности прокуратуры, полиции, суда.

22. укажите три отличия политических движений от политических партий.

23. Назовите любые три функции органов местного самоуправления в РФ и каждую из них проиллюстрируйте примером.

24. «Целью политики является всеобщее благо; народ и власть должны подчиняться закону» (Аристотель).

25. «Основой власти во всех государствах – как унаследованных, так и смешанных и новых – служат хорошие законы и хорошее войско» (Н.Макиавелли).

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!