Японский нож для сеппуку. Что такое харакири? Современное отношение к харакири и к сэппуку

Принятая в среде самураев, эта форма самоубийства совершалась либо по приговору, как наказание, либо добровольно (в тех случаях, когда была затронута честь воина, в знак верности своему даймё и в иных подобных случаях). Совершая сэппуку, самураи демонстрировали своё мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих помыслов перед богами и людьми.

В случае, когда сэппуку должны были совершить лица, которым не доверяли, или которые были слишком опасны, или не желали совершать самоубийство, ритуальный кинжал (кусунгобу) заменялся на веер. Совершающий сэппуку касался веером своего живота, и в этот момент кайсякунин (помощник) обезглавливал его.

Следует отметить, что проникающие ранения брюшной полости - самые болезненные по сравнению с подобными ранениями других частей тела. Женщины из самурайских родов могли перерезать себе горло, или наносили удар в сердце.

Этимология

«Сэппуку» и «харакири» пишутся одними и теми же двумя иероглифами. Разница в том, что «сэппуку» пишется 切腹 (сначала идёт иероглиф «резать» а потом «живот», при прочтении используются «онные », китайско-японские чтения), а «харакири» наоборот - 腹切り (первый иероглиф - «живот», используются «кунные », японские чтения). Часто указывают, что «харакири» несёт некоторый бытовой и уничижительный оттенок: если «сэппуку» подразумевает совершённое по всем правилам ритуальное самоубийство, то «харакири» переводится скорее как «вспороть себе живот мечом». В действительности, 切腹 («сэппуку»), «онное » прочтение, используется только в официальной речи, в разговорной же речи японцы используют «харакири», соответственно, не вкладывая в это какого-либо уничижительного смысла. Таким образом, «харакири» - это разговорный, а «сэппуку» - письменный термин, и они обозначают одно и то же действие .

История возникновения

Япония для непосвященного человека представляется далекой страной, в которой до сих пор по улицам ходят самураи , на стол подаются только суши и все без исключения делают себе харакири. Думать так — не совсем правильно, а говорить об этом, значит показаться невеждой. Однако на самом деле все далеко не так. Япония — это страна, где дольше всех следовали давним традициям, а некоторые из ритуалов продолжают оставаться актуальным и сегодня. Японские ритуалы для светского человека могут показаться очень жестокими и бесчеловечными, но если вникнуть в суть гражданско-общественных отношений, понять происходящие процессы в жизни японского общества, многое станет понятнее. Это в полной мере относится и к харакири, явлению в японской жизни и культуре, о котором мы очень мало знаем. Нам нравится это слово, однако его смысл далеко не тот, который мы вкладываем в него.

Откуда появилось и что означает? В чем главная путаница?

Харакири — разговорное слово в японском языке, которое означает буквально «резать живот». Хотя если вдаваться в анализ слова и разложить его по полочкам, появляется несколько иной смысл. Иероглиф «хара» на японском языке означает душа, смысл или означает намерение. Стоит ли говорить о том, что у многих народов особое ритуальное отношение к душе. Так для японцев живот является именно тем местом, где храниться человеческая душа и намерение ее освободить таким способом становится понятным. Вот с этого момента начинает вырисовываться картина, которая дает объяснение многим вещам. Назовем вещи своими именами. То, с чем принято у нас ассоциировать харакири – это самоубийство, совершаемое любым человеком из добровольных морально-этических побуждений. В Японии это выражение имеет другой оттенок, больше социальный. В японском обществе, когда хотят сказать, что кто-то совершил самоубийство, вспоров себе живот, говорят харакири.

В японской истории и в литературе такого выражения никогда не встретишь. Здесь о подобных вещах говорят в ином ракурсе. Ритуальное самоубийство, совершенное по всем канонам и правилам называется сэппуку. В чем разница, если оба слова пишутся одинаковыми иероглифами. Отличия в том, что харакири – это японское чтение иероглифов, а сэппуку – это китайское чтение того же набора иероглифов. Сэппуку и харакири буквально означают одно и то же, т.е. способ самоубийства, только в каждом отдельном случае имеется своя трактовка выражения и смысл.

Главные отличия ритуалов Харакири и Сэпукку

Сразу следует отметить, что сэппуку – это средневековый обычай и сегодня в Японии о нем говорят, только вспоминая исторические факты. Если харакири прижилось и стало именем нарицательным в современном обществе, то о сэппуку постепенно стали забывать. Это выражение встречается в японской поэзии и в эпосе. Принципиального различия в смысле нет. Просто харакири, как правило, делали себе простолюдины, то сэппуку – прерогатива элитного сословия. Никогда нельзя было услышать, что знатный воин или чиновник, член клана самураев, сделал себе харакири. Принято было представить обществу это событие с особым блеском. Для этого существовал специальный свод правил, который четко определял не только мотивы, толкавшие самурая на самоубийство, но и регламентировал сам процесс.

Мало было взять обычный нож и вспороть себе живот. Требовалось соблюсти немало тонкостей и нюансов, прежде чем душа самурая перейдет в другой мир. Здесь следует учитывать, что жизнь самурая всегда складывалась в строгом соответствии с кодексом чести — бусидо. Именно в нем для смерти самурая отводилось особое место. Самурай с детства имел особое отношение к смерти. Самой достойной смертью для членов элитной касты воинов считалось сэппуку, совершенное по всем правилам и канонам. Остановимся отдельно на некоторых моментах ритуала.

  • Во-первых, сэппуку часто применялся в качестве казни провинившегося лица. Вместо процедуры вспарывания живота самурая по приказу господина или императора могли лишить головы;
  • Во-вторых, сам ритуал должен показать добровольное отношение самурая к акту самоубийства, раскрыть чистоту его помыслов, глубину раскаяния;
  • В-третьих, огромную роль играл способ лишения себя жизни.

Для самурая всегда считалось важным принять достойную смерть. Часто это делалось показательно, в специально разыгранной сцене. Когда сэппуку делали по приказу, отсекая самураю голову, пытались спасти его честь и достоинство. Самостоятельное решение уйти из жизни предполагало вспарывание живота. Этому акту предшествовала тщательная подготовка. Огромное значение играл выбор оружия для этой цели, положение тела самоубийцы. Важно отметить тот факт, что каждый самурай был с детства обучен этому ритуалу. Для мужчин выбирался наиболее кровавый способ вспарывания живота, который практически не оставлял шансов на выживание. Девушки — самураи для этих целей обходились более простой процедурой, используя кайкэн. Чтобы лишить себя жизни, девушке достаточно было воткнуть нож в сердце или перерезать на шее яремную вену.

Для девушки важно было принять целомудренную позу, связав ноги. Поза самоубийцы должна быть схожа на увядший цветок.

Орудием убийства было личное оружие самурая, ножи и мечи, которые он получал при посвящении в члены военной касты. Реже использовался специальный нож – кугунсобу. Простолюдины обычно использовали специальный нож для харакири. Это мог быть танто — холодное оружие с длинным и острым лезвием или любое другое холодное оружие с острозаточенным лезвием.

Для того, чтобы акт самоубийства был проведен по всем правилам, за состоянием самоубийцы наблюдал специальный человек — кайсяку, готовый в любую минуту отсечь самураю голову и прекратить его страдания.

Этическая сторона харакири и сэппуку

В японских традициях, уходящих корнями в далекое прошлое, было принято верить в многократное перерождение души человека, поэтому было важным достойно уйти из жизни. Для харакири не требовалось особых условий. Достаточно было самураю просто самому принять решение и совершить акт самоубийства в соответствии с традициями. Сэппуку наоборот, требовал создания для проведения ритуала особых условий. Тщательно выбиралось место проведения ритуала. На церемонии обязательно присутствовали представители власти. Церемонию проводило специально обученное лицо в присутствии кайсяку.

Если самурай погибал в бою, смысла в церемонии не было. Совсем другое дело, когда проступки или недостойное поведение самурая выпадали на мирное время. Тогда проведение церемонии сэппуку было обязательным. Именно сэппуку, а не харакири. Поводов у самурая совершать акт самоубийства было предостаточно. К наиболее частым причинам для проведения обряда можно отнести следующие факты:

  • «смерть во след», т.е. самоубийство самурая следом за погибшим господином или сюзереном;
  • самоубийство ввиду осознания собственной ответственности за наступившие негативные последствия;
  • добровольная смерть ввиду собственных убеждений;
  • самоубийство из-за невозможности реализовать собственную ярость по отношению к врагу;
  • харакири ввиду собственной финансовой или социально-бытовой несостоятельности.

Нередко в Японии совершались акты коллективного самоубийства. Харакири часто делали влюбленные пары, совместная жизнь которых была невозможна в силу кастовых предрассудков. В тяжелой обстановке, во время голода, военных действий и большого семейного позора родители и дети делали коллективный акт самоубийства.

Всю церемонию самурай должен пройти от начала до конца, вести себя достойно, не кричать и корчиться от боли. Главное показать свою смерть красивой и быть достойным ее. Если во время акта самоубийства самурай теряет над собой контроль – это приравнивалось к еще большему позору. В Японии существовала негласная статистика, которая вела учет актов сэппуку. В литературе часто можно было встретить фрагменты акта самоубийства какого-то знатного вельможи. Было принято обставлять сэппуку в поэтические и лирические тона, сравнив добровольную смерть с актом очищения.

Современное отношение к харакири и к сэппуку

Со временем ранее закрытое от внешнего мира японское общество стало трансформироваться. Менялось и отношение к смерти. Несмотря на то, что в обществе сохранилось почтительное отношение к самураям, сэппуку и харакири стало исключительно прерогативой знатных особ. Бедные дворяне предпочитали вместо самоубийства искать другие выходы из ситуаций. Длительный мирный период, который воцарился в Японии, начиная со второй половины XVIII века, послужил поводом к тому, что некоторые ритуалы из жизни самураев стали носить чисто символический характер.

Кодекс чести бусидо оставался обязательным для чиновников и военных высокого ранга. Военная каста, которая в Японии всегда считалась самой влиятельной, сохранила свои традиции. Особое место отводилось в них и сэппуку, о котором можно было еще услышать в период Второй Мировой войны. Сотни японских офицеров перед сдачей в плен делали себе сэппуку. Вопиющим фактом считается массовое сэппуку, которое было совершенно офицерами японской армии, когда стало известно, что император Хирохито отрекся от престола. Случаи харакири среди простых японских солдат были не такими массовыми, как среди офицерского сословия. Сказывалось простое происхождение военнослужащих и естественное желание выжить, перенеся ужасы и тяготы войны.

Официально обряды сэппуку и харакири запретили в Японии только в 1968 году, однако и сегодня нередки случаи, когда потомки самураев сводят счеты с жизнью подобным способом.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

У каждого воина есть свой морально-этический кодекс. Не удивительно, что одним из самых строгих и переполненных незыблемыми сводами правил считался кодекс японских самураев. Ведь только у них существовал ритуальный обряд самоубийства, известный нам как «харакири», который был возведён в ранг искусства и занимал особое место в мировоззрении самураев. О деталях этого культа мы расскажем Вам в сегодняшнем материале.

Что такое харакири?
В переводе с японского это слово означает «резать живот» («хара» — это резать, «киру» — это живот). Известно, что у японцев значение слов изображаются иероглифами. Иероглиф, обозначающий процесс харакири, писался идентично словам: «упование», «душа», «таинственные размышления». Хотя считается, что правильное название этого ритуала — «сэппуку». Как и слово «харакири», сэпукку изображают двумя такими же иероглифами, но разница состоит в том, что в написании слова «сэппуку» первым рисуется иероглиф «резать», а затем «живот», а в «харакири» прямо противоположно. Так как сами японцы в обыденной речи произносят слово харакири, а сеппуку используют для официального написания, мы остановимся на первом и привычном для нашего слуха слове «харакири».
Гордые самураи считали харакири особенно значимым ритуалом и с гордостью и честью принимали возможность распорядится собственной жизнью. Презирая смерть, они показывали свою высокую силу духа и отменное хладнокровие. Совершая харакири, отважные воины снимали с себя грехи. Часто самураи проводили этот ритуал из-за нежелания оказаться в плену. Подобным путём они обходили позор перед своим предводителем. Самым знаменитым случаем совершения этого ритуала считается пример воина Масасигэ Кусуноки. Однажды, потерпев поражение в битве, 60 воинов во главе самурая Кусуноки прибегли к харакири. Данный пример преданности и долга является самым благородным поступком в истории японской военной этики.

Хотя случались и безосновательно проведенные ритуалы сеппуку. В истории описан случай такого харакири, совершенный двумя воинами из окружения императора. Самураи повздорили на почве того, что их мечи непроизвольно зацепили друг друга. Таким образом, для японцев того времени харакири служил решением спорного момента, протеста или защиты воинской чести.

Способы выполнения харакири

В представлении японцев, живот — это самая важная часть человеческого тела. Техника разреза живота главным образом является следствием выбора самого самурая и отражает терпимость и самообладание воина. Достаточно важным было и согласование техники с помощником, который присутствовал для моральной поддержки. В отдельных ситуациях харакири выполняли не стальным мечом, а сделанным из бамбука, которым в несколько раз сложнее разрезать живот. Совершалось это с целью проявить особое мужество и несокрушимость воина. Харакири обычно проходило в положении сидя (подразумевается японский стиль сидения), а одеяние, свисающее с плеч, заправлялось под колени, чтобы не дать телу упасть после совершения харакири. Умереть лежа на спине для самурая оборачивалось большим бесславием. Изредка харакири делали в положении стоя. Данный метод называется “татибара” — сеппуку стоя в природном положении. При совершении ритуала самурай всегда соблюдает все тонкости: от направления разреза до угла наклона лезвия. Но мы не будем вдаваться в подробности, дабы ночью Вам лучше спалось.

Чрево разрезалось предназначенным для этого оружием — кусунгобу, длинной в 25 см., который считался фамильной ценностью. Или вакидзаси — маленьким самурайским мечом. Если необходимый снаряд для харакири отсутствовал, что бывало не так уж и часто, обряд осуществлялся большим мечом, который брали за лезвие, перемотанное тканью. Изредка полотном обматывалось лезвие маленького меча, с тем расчётом, что 10 сантиметров режущей плоскости должно остаться открытым. Кинжал при этом держали за середину клинка, а не за рукоятку. Такая глубина разреза требуется для того, чтобы не упереться в хребет. Это могло стать преградой для завершения церемонии. Одновременно самураю требовалось следить за поверхностью лезвия, ведь оно могло пронзить только мышечные ткани живота. В этом случае ранение не было бы смертельным.

Официально харакири запрещено властями Японии с 1968 года, однако отдельные случаи происходят и в наше время. В 2001 году знаменитый олимпийский чемпион по дзюдо Исао Инокума совершил обряд харакири из-за критического финансового положения фирмы, в которой он занимал руководящую должность.
В европейской культуре считается, что самоубийство — это грех, а философия японцев — вся жизнь ради смерти. В их культуре главной являлась красивая смерть, а не жизнь. Просыпаясь, японец размышляет о смерти и проживает свой день как последний.

Сложно представить себе более жестокий и безжалостный ритуал, чем харакири. В среде самураев данная форма самоубийства осуществлялась либо в качестве наказания, либо в добровольном порядке как способ демонстрации мужества. Однако, наряду с харакири, нередко употребляется термин «сеппуку». Что же он означает и в чем отличие этих понятий?

Определение

Харакири – вспарывание живота мечом. Данное слово японцы считают несколько вульгарным и употребляют его крайне редко, только в разговорной речи.

Сеппуку – ритуальное вспарывание живота по всем правилам. Письменный вариант термина.

Сравнение

Данные термины имеют, по сути, одинаковый смысл. Харакири и сеппуку даже обозначаются на письме одинаковыми иероглифами, но в разном порядке. В слове сеппуку первым идет иероглиф, обозначающий глагол «резать», второй иероглиф читается как «живот». Харакири обозначается теми же символами, но в другой последовательности. Данный термин несет чисто бытовой, а порой даже уничижительный оттенок. Сеппуку же подразумевает под собой ритуальный уход из жизни, совершенный по всем правилам кодекса самурая. Таким образом, слово «харакири» употребляется преимущественно в разговорной речи, в то время как «сеппуку» является его письменным аналогом. Европейцы чаще используют термин «харакири», потому что он кажется им более благозвучным.

В кодексе поведения самурая прописано, что сеппуку – это вид ритуального самоубийства, являющийся самым достойным способом ухода из жизни. Обряд должен быть совершен по всем правилам. Целью проведения ритуала служит демонстрация чистоты намерений и помыслов для самооправдания перед людьми и небом. К примеру, если в процессе боевых действий погиб хозяин самурая, то проведение сеппуку станет лучшим доказательством его верности и преданности. Данный обряд также мог применяться как способ казни посредством обезглавливания.

В 1968 году ритуал харакири, или сеппуку, был официально запрещен законом, однако по сей день встречаются случаи подобных самоубийств. Ведь для японцев жизнь – неизбежный предвестник смерти, им важно покинуть этот мир красиво и эффектно. И даже проснувшись солнечным утром, они стараются провести этот день так, как если бы он был последним.

Выводы сайт

  1. Харакири является преимущественно разговорным вариантом обозначения самоубийства посредством вспарывания живота, порой носящим некий уничижительный смысл. Сеппуку – письменный вариант термина.
  2. Словом «харакири» зачастую называют сам процесс вспарывания живота мечом, тогда как сеппуку считается священным ритуалом, выполненным по всем правилам кодекса самураев.
  3. Термин «харакири» больше распространен в Европе, что связано с его благозвучностью и привычностью для европейцев.

Для воина важна не смерть сама по себе, а решимость умереть в любой момент по своей воле. Самоубийство резко осуждалось христианской цивилизацией, а в Японии, напротив, восхвалялось и превозносилось. Самоубийство рассматривалось как последний и, возможно, решающий акт воли человека, самое прекрасное деяние его жизни.
Апологетика смерти имеет для жизни человека как отрицательную сторону, так и положительную. Говорят, что впадать в крайности – это своего рода глупость. Мудрый всегда сохраняет равновесие. Излишне цепляться за жизнь – значит стать трусом. Довести себя до излишне “легкого” отношения к смерти, граничащего с безрассудством, – другая крайность.
Воину необходимо быть готовым умереть, чтобы достойно жить , видеть мир свободным взглядом, сбросив со своих глаз пелену страха и глупости, которую порождает этот страх.
Смерть является отправной точкой философии Буси-До, которая прямо призывает пропускать через идею смерти, как через призму, все свои мысли и действия".
© А. Р. Басов «Дух Воина»

Харакири... Тысячи и тысячи воинов предпочли этот особый способ расстаться с жизнью, он был их привилегией и абсолютным доказательством высшей доблести.
Настоящий Воин должен быть всегда готов встретить свою смерть. Он должен находиться в постоянной готовности без колебания расстаться с жизнью в любой момент.
Страх ослепляет разум и парализует волю. Воину необходима осознанная и спокойная решимость, разум, свободный от заблуждений, воля более твёрдая, чем металл".
© А. Р. Басов «Восхождение»


Совершающий харакири самурай и кайсяку. Постановочное фото

Что такое харакири и зачем его совершали?

Харакири, иначе говоря сэппуку – ритуальное самоубийство посредством вспарывания живота, совершаемое самураем согласно древнему японскому кодексу чести бусидо . Оно представляло собой сложный обряд, во время которого самураи демонстрировали смелость смотреть в глаза смерти и мужество игнорировать боль, а также чистоту помыслов перед богами-ками и людьми. Самураи совершали сэппуку с целью искупить вину, смыть позор и ради спасения жизни своей семьи и вассалов. Это было и видом казни: приговорённый к смерти был обязан собственноручно лишить себя жизни, что считалось более почётным, чем повешение или обезглавливание руками палача. Также сэппуку совершали после смерти господина в знак безграничной верности и преданности ему (т.н. дзюнси ), чтобы продолжить нести ему службу и в другом миру.


Картина Татьяны Басовой "Самурай. Череп"

В чём разница между харакири и сэппуку?

Всё дело в том, что в японском языке оба этих слова записываются одними и теми же иероглифами, но в разном порядке, соответственно, отсюда их разное прочтение. Как известно, иероглифы, пришедшие в японский язык из китайского, имеют два вида чтений – «китайское» (верхнее) и японское (нижнее). В итоге получается, что сэппуку и харакири – это, соответственно, верхние и нижние чтения одних и тех же иероглифов (setsu + fuku – резать + живот; hara + kiru – живот + резать). Однако не всё так просто. Касательно «харакири», в японской литературе это слово используется очень редко и только в том случае, когда хотят подчеркнуть, что кто-то просто совершил самоубийство, рассёкши себе живот. Европейцы же чаще всего используют его только по той причине, что для них оно более благозвучно или легче произносимо, нежели «сэппуку». Таким образом, японский термин «харакири» считался более «вульгарным», просторечным, однако он наиболее точно выражает духовный смысл обряда – именно «вскрытие» «хары» – души.

Для того чтобы уяснить себе этимологическое происхождение слова « харакири » , обратимся к книге А. Б. Спеваковского « Самураи – военное сословие Японии » :

В дословном переводе харакири означает « резать живот » (от « хара » – живот и « киру » – резать). Однако слово « харакири » имеет и скрытый смысл. Если рассмотреть составное бинома « харакири » – понятие « хара » , то можно увидеть, что ему в японском языке соответствуют слова « живот » , « душа » , « намерения » , « тайные мысли » с тем же написанием иероглифа. Согласно философии буддизма, в частности учению секты « дзэн » , в качестве основного, центрального жизненного пункта человека и тем самым местопребыванием жизни рассматривается не сердце, а брюшная полость .

Иероглифы harakiri .


Иероглифы seppuku .
Как мы видим, иероглифы стоят в обратном порядке. По правилам транскрипции японских слов кириллицей нужно писать сэ ппуку, но в последнее время в интернете распространился вариант написания через "е" – сеппуку. Возможно, однажды это смягченное написание закрепится, как произошло с некоторыми другими японскими словами и именами, к примеру, со словом дзэн/дзен и камикадзэ/камикадзе.

Как совершали обряд харакири (сеппуку)?

Чтобы сэппуку было проведено правильно, требовалось строжайшее соблюдение свода правил, которые чётко регламентировали каждый шаг ритуала. Сначала необходимо было найти помощника (который именовался «кайсяку» или «кайсякунин»), в качестве которого назначалось официальное лицо (если приказ сделать сеппуку исходил от правительсва сёгуна) либо близкий друг или родственник самурая, владеющий мечом в должной степени (в том случае, когда решение совершить ритуальное самоубийство было добровольным).

Наилучшим местом для проведения ритуала сэппуку являлся сад или буддийский храм (синтоистские храмы не подходят для этих целей: их нельзя осквернять убийством). Самурай, которому надлежало совершить харакири, облачался в белые одежды, символизирующие чистоту намерений. Сидеть он должен был в позе сэйдза (традиционный японский способ сидения на коленях). Слуга приносил деревянный столик, на котором располагались чашка саке и листы традиционной японской бумаги васи, изготовленной из коры тутового дерева. Кроме того на столике находились письменные принадлежности и нож кодзука . Также в качестве ножа можно было использовать танто – кинжал без эфеса, завёрнутый в несколько листов бумаги, чтобы его можно было держать за лезвие.

Иногда самураи применяли не стальной, а бамбуковый меч (!), разрезать живот которым было исключительно сложно и экстремально болезненно. Самурай скорее не разрезал, а разрывал его, для чего требовалась особая выдержка и сила воли. Такая смерть считалась особо почётной, прославляющей самурая, возвеличивающей его имя и славу его рода. В отдельных случаях, например, когда человек был слишком молод или слишком опасен для окружающих, вместо ножа клался веер. Чашка наполнялась саке одним из помощников левой рукой, что в иных обстоятельствах посчиталось бы непростительной грубостью. Совершающий харакири выпивал саке в два приёма, каждый раз делая по два глотка. Если выпить саке в один приём, это могло посчитаться признаком жадности, а если в три или больше – проявлением нерешительности. В общем итоге делалось четыре глотка (слово «четыре» в японском языке созвучно слову «смерть», оба слова звучат как shi ). Затем необходимо было написать прощальный стих в жанре вака (в первой и четвёртой строке по пять слогов, во второй, третьей и пятой строках по семь слогов, всего пять строк). Вака должна была быть изящной, естественной, и в ней ни в коем случае не должен был упоминаться факт предстоящей смерти.


Нож танто

После этого совершающий харакири сбрасывал верхнюю одежду (камисимо ) и заправлял рукава под колени, стараясь при этом не допустить, чтобы одежда резко упала с одной стороны. Затем он брал нож кодзука в одну руку, другой поднимая столик санбо и помещая его под ягодицы. При этом тело наклонялось немного вперёд, принимая правильное положение. Если совершающему харакири заменили меч на веер, кайсяку наносил кириороси – вертикальный удар мечом сверху вниз, как только человек касался веером своего живота. Если харакири выполнялось ножом, то кайсяку ждал, пока человек не погрузит лезвие достаточно глубоко в левую сторону живота и затем проведёт им направо с резким восходящим надрезом в конце. Самурай, который находил в себе силы, мог затем погрузить лезвие в пах и сделать надрез вверх к груди, завершая его горизонтальным разрезом под рёбрами. Таким образом, введение в ритуал сеппуку помощника имело ещё и цель подстраховки на случай непредвиденных обстоятельств. Случалось, что из-за ужасной боли самураи начинали терять сознание и могли потерять контроль над своими действиями и умереть «некрасиво», упав навзничь и опозорив тем самым своё имя. Кайсяку должен был уловить момент потери контроля и немедля добить смертельно раненого самурая.

Институт харакири был методом достижения полной внутренней свободы, предварительным условием, позволяющим выйти за грань человеческих возможностей, достичь сверхчеловеческого сознания и воли, незамутнённых животным инстинктом жизни ".
© А. Р. Басов «Восхождение »

Делали ли женщины харакири?

Кадр из фильма "Патриотизм", где главные герои, муж и жена, оба совершают ритуальное самоубийство.
Поставлен по одноименному рассказу Юкио Мисимы, который также сыграл в нем главную роль

Женщины самурайского сословия также совершали данный обряд в случае смерти мужа или предательства, совершённого по отношению к нему, дабы избежать позора. Поступить аналогичным образом могла и та женщина, которой грозило бесчестие не по её вине. Если возникала реальная угроза быть захваченной врагом, японки не только храбро и бесстрашно принимали смерть от рук своих мужей или их повелителей, но при необходимости и сами убивали мужчин, которые по какой-либо причине не могли или не хотели совершить сеппуку, и в такой момент не давали пощады ни самим себе, ни собственным детям. Для мужчин выбирался наиболее жестокий и кровавый способ вспарывания живота, который практически не оставлял им никаких шансов на выживание. Женщине же не требовалось распарывать себе живот, а достаточно было перерезать горло или пронзить сердце при помощи специального кинжала. При этом важным требованием правильного исполнения ритуала являлось связывание лодыжек, чтобы после смерти тело женщины оставалось в целомудренной позе, внешне напоминающей увядший цветок, и имело достойный вид. Ритуальное самоубийство путём перерезания горла (дзигай ) совершалось как правило небольшим кинжалом (кайкэн ), который девушка получала в дар во время обряда совершеннолетия от отца или от мужа в день свадьбы. По аналогии с вакидзаси самураев, женщина-самурай постоянно держала кайкэн при себе – за поясом или в рукаве.

Сеппуку и харакири сегодня

Самураев в Японии больше нет, но идея сэппуку как почётной для воина смерти по-прежнему остаётся в сознании многих японцев. Кодекс чести бусидо был обязательным для японских чиновников и военных высокого ранга. Военная каста, которая в Японии всегда считалась самой влиятельной, сохранила свои традиции. Ритуальное самоубийство самураев как идея самопожертвования во имя Родины обрела духовных наследников в лице пилотов-смертников камикадзе (в пер. с яп. – «Божественный ветер») во время Второй мировой войны, что и по сей день считается в Японии наивысшим проявлением доблести и верности долгу. Так вопиющим фактом является волна суицидов, совершённых офицерами японской армии, когда стало известно, что император Хирохито отрёкся от престола. Сотни японских военных и офицеров высшего командного состава совершили сеппуку во время Второй мировой войны и сразу после капитуляции Японии. У каждого из них были свои мотивы, но по большей части это являлось искуплением вины за поражение в войне или за военные преступления.

Официально обряды сэппуку и харакири запретили в Японии только в 1968 году, однако и по сей день случается, что потомки самураев сводят счёты с жизнью подобным способом. Инцидентом, шокировавшим в своё время не только саму Страну восходящего солнца, но и весь мир, стало ритуальное самоубийство знаменитого японского писателя Юкио Мисимы 25 ноября 1970 года, когда он во время визита на базу Сухопутных войск Сил самообороны в токийском районе Итигая призвал собравшихся там солдат к государственному перевороту, а сразу после провала этой затеи покончил с собой, совершив сэппуку. Ещё один не менее знаменитый японец – Олимпийский чемпион по дзюдо Исао Инокума – 28 сентября 2001 года расстался с жизнью посредством нанесения удара мечом в шею из-за того, что компания «Токай кэнсэцу», которой он руководил, в результате развала экономики «мыльного пузыря» в Японии и предательств партнёров понесла огромные убытки и оказалась на грани банкротства.

Совершенно ясно, что для самурая харакири служило безоговорочным доказательством приоритетности его духовных ценностей над всем, что было в мире.
Его воля абсолютна.
Его идеалы выше животной жизни. Ему чуждо сознание раба, который ради сохранения жизни склоняется и падает на колени перед угрозой смерти.
Сознание Самурая – сознание Господина.
Честь и хвала Вам, доблестные Самураи! "
© А. Р. Басов «Восхождение »

Уважаемые господа!
Правила хорошего тона, благородная мораль и непосредственно закон призывают нас уважать интеллектуальную собственность и, оказывая уважение авторам, указывать источник цитирования при использовании их труда.
Обращаем Ваше внимание, что наши книги, картины являются исключительно нашей собственностью. При использовании цитат из книг А.Р.Басова, указание источника цитирования является обязательным. В противном случае это будет восприниматься как воровство и иметь свои последствия.

ВНИМАНИЕ!
Статья охраняется авторским правом.

Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично), или иное использование материала без письменного разрешения автора не допускается.
Любое нарушение прав автора будет преследоваться на основе российского и международного законодательства.

Установка гиперссылок на статью не рассматривается как нарушение авторских прав.