Вот злонравия достойные плоды кто. Анализ фразы стародума вот злонравия достойные плоды

  • - консервированные плоды, маринованные в винном уксусе с горчичным семенем, сахаром и пряностями...

    Кулинарный словарь

  • Словарь юридических терминов

  • - Товары или услуги, потребление которых, как считается, дает обществу в целом более значительные выгоды чем те, которые отражают в индивидуальные предпочтения покупателей...

    Экономический словарь

  • - поступления, полученные в результате использования имущества...

    Энциклопедия юриста

  • - Действующее вещество›› ...

    Медицинские препараты

  • - "...плоды - продукты кустарниковых и древесных пород растений;..." Источник: Постановление Правительства РФ от 09.03...

    Официальная терминология

  • - "...плоды обработанные - плоды, обработанные сернистым ангидридом, раствором сернистой кислоты, серой, бисульфитом натрия;..." Источник: Постановление Правительства РФ от 09.03...

    Официальная терминология

  • - плоды садовых деревьев, кустарников и полукустарников, употребляемые в пищу в натуральном состоянии, без всякого приготовления...
  • - юридическое понятие, точное установление которого необходимо для законодателя и юристов в интересах правильного распределения имущества между управомоченными лицами в различных юридических отношениях...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - партенокарпические плоды, развивающиеся без оплодотворения, не содержащие семян плоды. Б. и. встречаются у многих растений, в том числе у ряда овощных и плодовых...

    Большая Советская энциклопедия

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Вотъ злонравія достойные плоды. Фонвизинъ. Недоросль. 5, 8. Ср. Das eben ist der Fluch der Bösen that, Dass sie, fortzeugend, immer böses muss gebären. Всегда отъ зла другое зло исходитъ: Вотъ почему такъ гибельно оно. Schiller. Die Piccolomini. 5, 1. Перев. Лялина...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - чего. Книжн. Получать результаты достигнутого; пользоваться ими. Но Валентине и этого было мало. Она желала полностью вкусить плоды победы, и не в её характере было упускать возможность...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - прил., кол-во синонимов: 4 пожинавший плоды пользовавшийся снимавший пенки снимавший сливки...

    Словарь синонимов

  • - пожинать плоды, пользоваться, снимать сливки, снимать...

    Словарь синонимов

  • - дары помоны,...

    Словарь синонимов

"Вот злонравия достойные плоды" в книгах

Занятия, достойные осуждения

Из книги Фауст автора Руикби Лео

Занятия, достойные осуждения Если верить «народной книге» о Фаусте, договор Фауста был найден у него в доме после «его весьма ужасной смерти», вместе «со всеми остальными дьявольскими вещами, сопровождавшими его на протяжении всей жизни». Это служит вполне

Достойные цитаты

Из книги По ту сторону говядины автора Рифкин Джереми

Компании, достойные сожаления

Из книги Понедельник - день тяжелый. Книга-утешение для всех работающих автора Сгрийверс Йооп

Компании, достойные сожаления Не думаю, что я далек от истины, когда говорю, что во многих организациях происходит нечто странное. Одни компании и государственные учреждения делают вид, что являются коллегиальными и дружественными сообществами, другие вроде бы

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ДОСТОЙНЫЕ ХРИСТИАНИНА

Из книги Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения автора Перевезенцев Сергей Вячеславович

Представления, достойные христианина

Из книги Оружие христианского воина автора Роттердамский Дезидерий Эразм

Представления, достойные христианина Пусть навсегда в тебе останутся эти противоречивые общепринятым мнения истинного христианства. Пусть никто не думает, что христианин родился для себя, и пусть никто не желает жить для себя, но все, что он имеет и чем сам является, он

Из книги История руссов. Варяги и русская государственность автора Парамонов Сергей Яковлевич

2. Достойные внимания подробности I. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет» Мы имели много блестящих филологов и историков, но ни один не сказал громко, во всеуслышание, что приведенную выше фразу переводили неверно. Голос тех, которые указывали на это, оказался

Вот злонравия достойные плоды

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Вот злонравия достойные плоды Из комедии «Недоросль» (1782) Дениса Ивановича Фонвизина (1744- 1792), слова Стародума (действ. 5, явл. 8).Употребляется шутливо-иронически применительно к закономерным следствиям чьего-либо дурного характера, воспитания и т.

ДОСТОЙНЫЕ ЦИТАТЫ

Из книги автора

ДОСТОЙНЫЕ ЦИТАТЫ ЗДОРОВЬЕ«Если вы немного отвлечетесь и посмотрите на данные, то оптимальное количество красного мяса, которое вы употребляете в пищу, должно равняться нулю»- Уолтер Уиллет, Доктор Медицины Бирмингема и Женского Госпиталя, руководитель исследования,

Глава V. Достойные Стройности

Из книги Кодекс Стройности. Законы Страны Стройных автора Лукьянов Олег Валерьевич

Глава V. Достойные Стройности

Люди, достойные подражания

Из книги Мечтай как женщина, побеждай как мужчина автора Харви Стив

Люди, достойные подражания Будьте внимательны, подбирая себе пассажиров.Я видел людей, которые катастрофически неправильно делали свой выбор. Например, вы встречаете прекрасного бизнесмена, который в то же время совершенно не годится для брака. Используйте его для

11.10.2005 Достойные люди

Из книги Утиная правда 2005 (2) автора Галковский Дмитрий Евгеньевич

11.10.2005 Достойные люди По данным, опубликованным британской газетой «Санди Таймс», в списке самых богатых людей Великобритании 2-ое место занимает Роман Абрамович (7,5 млрд.ф. ст.), 6-ое - Дерипаска (4,4 млрд.ф. ст.), 25-ое - Блаватник (1,3 млрд.ф. ст.) и скромное 50-ое - Березовский

Достойные поминки?

Из книги Литературная Газета 6268 (№ 13 2010) автора Литературная Газета

Достойные поминки? События и мнения Достойные поминки? ОЧЕВИДЕЦ Дмитрий КАРАЛИС В конце августа 1957 года советские газеты опубликовали сообщение ТАСС: в СССР создана первая межконтинентальная баллистическая ракета, способная нести ядерный заряд. Ещё через три года на

Глава 8. Христианин, верою во Христа оправданный, должен являть плоды правды, как дерево доброе приносит добрые плоды

Из книги Собрание сочинений. Том IV автора Задонский Тихон

Глава 8. Христианин, верою во Христа оправданный, должен являть плоды правды, как дерево доброе приносит добрые плоды Он (Христос) грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды. (1 Петр. 2:24) Если вы знаете, что Он (Бог) Праведник,

Подобие седьмое О том, что кающиеся должны приносить плоды, достойные покаяния

Из книги «Пастырь» автора Герма

Подобие седьмое О том, что кающиеся должны приносить плоды, достойные покаяния Спустя несколько дней я встретил пастыря на том поле, на котором прежде видел пастухов, и спросил он меня:– Чего ты ищешь?– Я пришел, господин, просить тебя, чтобы ты приказал удалиться из

156 ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО «ПЛОДЫ ПРЕКРАСНОГО ДЕРЕВА» - ЭТО ПЛОДЫ ЦИТРОНА

Из книги Запретный Талмуд автора Ядан Ярон

156 ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО «ПЛОДЫ ПРЕКРАСНОГО ДЕРЕВА» - ЭТО ПЛОДЫ ЦИТРОНА В праздник Суккот еврею предписано веселиться, запасшись «плодами прекрасного дерева», как сказано: «И возьмите себе в первый день плод дерева прекрасного… и веселитесь… семь дней» (Левит 23,40). О каком

Д. И. Фонвизин - первый русский драматург-комедиограф, который осмелился во времена жестокого крепостного права поднять вопрос о его безнравственности, развращающей как господ, так и рабов-крестьян. На примере семей Простаковых-Скотининых и их домочадцев он раскрыл губительную суть самодержавия, показал, в какую социально-экономическую и культурную пропасть толкают такие «хозяева» страны государство.

Имя и звание

Среди портретов всех героев особое значение имеет образ Митрофанушки. В комедии Фонвизина «Недоросль» он представляет молодое поколение дворян, будущий оплот и силу государственной власти, надежду и опору страны. Насколько же отвечает юноша своему высокому назначению? В характеристике героя ключевыми являются два понятия: его имя и трактовка социального положения. Почему назвал его Фонвизин «недоросль Митрофанушка»? Первое слово было достаточно распространено в повседневном обиходе носителей русского языка в то время. Им называли молодых людей дворянского происхождения, которые не достигли ещё 21 года, не были совершеннолетними и не служили, следовательно, на государственной службе. Жили они под опекой родителей, ничем не утруждая себя. Если вспомнить «Капитанскую дочку» Пушкина, то там главный герой получает такое же прозвище. Что касается имени, то расшифровка его значения очень важна для понимания того, что представляет собою образ Митрофанушки. В комедии Фонвизина «Недоросль», произведении в духе и традициях классицизма, используется приём говорящих имён и фамилий. «Митрофан» - слово греческое, переводится как «являющий свою мать», «похожий на мать». Что это значит, рассмотрим ниже.

«Мой век проходит. Его готовлю в люди»

Так говорит о сыне госпожа Простакова. И, действительно, она буквально из кожи лезет, чтобы обеспечить ему безбедное и счастливое будущее. Счастливое, конечно, со своей точки зрения. Каким же растёт под материнским крылышком да надёжной защитой «мамки» Еремеевны сей дворянский отпрыск? Скажем прямо: это дерзкий, грубый, ленивый эгоист, избалованный, с одной стороны, вседозволенностью своего происхождения и классовых привилегий, и с другой - неразумной, слепой, животной любовью «маменьки». В этом смысле образ Митрофанушки в комедии Фонвизина «Недоросль» весьма типичен. Огромное количество поместных дворянчиков, подобно ему, проводили праздно время в родительских усадьбах, гоняя голубей, командуя крепостными и пользуясь теми благами, которые можно извлечь из их труда. Фонвизинский персонаж воплощает наиболее отрицательные черты своего класса. Он храбр и нагл с теми, кто беззащитен и бесправен. Оскорбляет Еремеевну, которая растит его как родного. Глумится над учителями, ничего не желая делать, ничем полезным не интересуясь. Даже отца родного презирает и грубит ему. Зато перед теми, кто сильнее, он откровенно трусит. Когда Скотинин хочет побить племянника, тот прячется за старую свою няньку. А уж она орлицей бросается защищать любимого питомца! Характер и образ Митрофанушки в комедии Фонвизина «Недоросль» говорят сами за себя. Сынок с маменькой отлично дополняют друг друга. Матушка гордится тем, что ни читать, ни писать сын не умеет. И ему советует: не учиться науке математике, не делиться ни с кем, всё себе забирать. Да и география ему тоже не нужна: извозчики довезут! Главную же науку - обирать как липку своих крестьян, «драться да лаяться» - усвоил герой идеально. Подобно матушке, он закатывает рукава, чтобы, чуть только не по его, расправляться с крепостными и дворовыми, которые для него не люди, а вещи или рабочий скот.

«Злонравия достойные плоды»

Мы хорошо помним, какой фразой заканчивается у автора (Д. И. Фонвизин) «Недоросль». в ней как на ладони. Он ради богатого приданого участвовал в затеянном матерью похищении Софьи. А затем, когда Простакова оказывается отлучена от управления имением, лишена власти и ищет сочувствия у сына, тот её просто отталкивает.

Не нужна ему мать. Никто не нужен. Это животное, лишённое даже инстинктивных привязанностей. В этом плане герой даже мать переплюнул. Если она в финале пьесы вызывает жалость и даже некое сочувствие, то он - только презрение и негодование.

К сожалению, актуальна комедия и в наши дни. Недаром не сходит она с подмостков столичных и провинциальных театров!

Не понравилось сочинение?


У нас есть еще 4 похожих сочинений.
"Недоросль" - комедия, отразившая условия общественной жизни России XVIII в. Фонвизин в своем произведении высмеял не конкретных людей, таких как госпожа Простакова или Скотинин, а царящие повсеместно нравы и обычаи. Автор пошел даже еще дальше - он затронул причины, породившие подобные нравы. Причины эти могут быть коротко определены одним словом, так точно подобранным Фонвизиным. Это слово "злонравие".

Госпожа Простакова, к которой отнесена фраза, вынесенная в заглавие сочинения, в девичестве носила фамилию Скотинина, что уже говорит само за себя. В семье Скотининых она росла и получала первые уроки жизни, там сформировались основные черты ее характера: ненависть к образованию (стремление учиться в ее глазах не пристало дворянину), деспотизм, чадолюбие, приобретшее поистине зверские формы. Кругозор ее крайне узок, сознание неразвито. Да и что можно было ожидать от урожденной Скотининой? Люди подобные Простаковой по развитию, то есть попросту глупые, очень часто неоправданно самоуверенны и упрямы.

Характер Простаковой в полной мере проявляется уже в самой первой сцене, когда она ругает портного Тришку за плохо сшитый кафтан. Ее невозможно разубедить в чем-либо, она стоит на своем. Она - барыня, полновластная хозяйка в доме и абсолютно уверена в своей власти над людьми. Что говорить о слугах, когда даже супруг соглашается с ней во всем, прекрасно понимая, что перечить бесполезно и даже опасно. Не дай бог попасться под руку разъяренной фурии, поэтому ее никто старается не злить.

Чем дольше, тем более омерзительной кажется Простакова читателю. Очень неприятна, например, та сцена, где Простакова последними словами ругает служанку Палашку за то, что та, заболев, лежит в постели, "как дворянка". В глазах Простаковой слуга не человек, у него не может быть чувств, желаний, он не может болеть или плохо себя чувствовать. Такова была не только Простакова, так относились все помещики к своим крепостным крестьянам, считая их не людьми, а "душами", которые можно продать, купить, подарить, подобно любому другому товару.

Еще более неприятно смотреть на Простакову в те моменты, когда она заискивает перед Стародумом или увивается вокруг своего сыночка. О Митрофане следует сказать особо. Он - плод убогого материнского воспитания. Чувствуя слабость матери к нему, он всячески этим пользуется и вертит всеми в доме, как хочет. Любое его желание - закон для матери. Неудивительно, что Митрофан вырастает в столь отвратительное и двуличное существо. И вполне закономерно, что он отворачивается от своей матери: это ее заслуга и ничья больше.

Чем ближе к развязке, тем Простакова становится бешенее, невыносимее для окружающих. Наконец она решается на совсем уж беззаконный поступок - выкрасть Софыо, чтобы выдать ее замуж за своего сына. Это является логическим завершением образа Простаковой. Читатель уже не только сознает назревшую необходимость ее обличения и наказания, но и желает этого.

Фонвизин действительно наказывает деспотичную помещицу, причем кара оказывается слишком суровой далее для такого недостойного жалости существа. Потеря сына делает ее несчастной. Из комической героини она в одночасье становится трагической. Ее жалеют даже окружающие. Когда она падает в обморок, все бросаются ей помогать, забыв об обидах, ею причиненных. Но ей уже не поможет сочувствие или жалость, ведь она потеряла два своих главных сокровища - власть и сына.

Образ госпожи Простаковой не случайно кажется нам столь живым. Многие современники, а тем более потомки, имеющие то преимущество, что смотрели на "Недоросля" как на часть исторической картины, видели в деревенской фурии портрет самой императрицы Екатерины II. Есть немало черт, сбли-ясающих Простакову и Екатерину: полное единовластие в своей вотчине, отстраненный от управления мягкотелый супруг, фаворит, получивший все права (у Простаковой это сын, у Екатерины - многочисленные любовники, сменявшие друг друга). Простакова строила свою маленькую империю, подобно Екатерине, хотя, естественно, делала это не сознательно, а подобно ребенку, который подражает родителям. Картина жизни в доме Простаковых - косвенное обвинение государственной власти. Открыто Фонвизин обличал двор в речах Стародума. А жизненный уклад дома Простаковых стал некой пародией па жизнь екатерининского двора.

Таким образом, госпожа Простакова - не что иное, как порождение времени, все равно как Митрофанушка - порождение ее собственного воспитания. Автор в комедии предъявляет Простаковой три главных обвинения. Первое - это необразованность и тупость, которые рождают необразованность и тупость такие же, если не еще большие, как мы видим на примере Митрофанушки. Второе: чрезмерная любовь к сыну, которая и довела Простакову до такого звероподобного состояния. И, наконец, третье - это обвинение в самодурстве и "злонравии". Эти пороки наносят вред не только людям (муж - безвольный раб, сын - глупец и лентяй), но и всему государству, потому что если таковы будут все его граждане, то государство погибнет.


Д.И.Фонвизин в своей комедии "Недоросль" поднимает проблемы своего времени, когда еще было крепостное право, и бедные люди были не образованны, а богатые пренебрегали своими возможностями учиться. Но я думаю, что некоторые из них актуальны и сейчас. Главная проблема - высокомерие и необразованность дворян-крепостников.

В данной комедии главным героем выступает Митрофан, сын Простаковых, которые являются крепостными дворянами. Можно с уверенностью сказать, что он достоин своих родителей. Эгоистичный, глупый и ленивый.

Но кем он мог еще стать, если его мать - высокомерная и жадная женщина, а отец даже не имеет влияния в собственном доме?

Митрофанушка ужасно относится к своим учителям, обзывает их и закатывает истерики только из-за того, что не хочет учиться. К Еремеевне он тоже не проявляет должного уважения и всячески оскорбляет ее, несмотря на то, что она его с детства воспитывала и вкладывала свою душу и любовь. Но мальчику есть с кого брать пример, его мать из-за своего недалекого ума не понимаем, как свойственно вести себя высокопоставленным людям, имеющим влияние на своих слуг. Митрофан немного побаивается Простакову, но мать, хоть и по-своему, но любит своего сына. Она поддакивает ему и всячески балует, тем самым неосознанно делая из него настоящего "недоросля".

Все это не прошло даром, ведь в конце комедии, когда складывается такая неприятная картина для Простаковых, когда справедливость и благоразумие пришло в их дом в образе Правдина, даже собственный сын отказывается от матери.

Это и имел в виду Стародум, когда высказала такую мысль, что вся эта ситуация - "Злонравия достойные плоды".

Комедия имеет большое значение в мире литературы, с ней можно и посмеяться, и подумать. Она может помочь осмыслить многие вещи, связанные с нравственностью и сделать правильные выводы. Фонвизин специально представляет это произведение в форме комедии, чтобы люди высмеивали "недорослей", но сами не становились ими. И надеюсь, что это произведение всегда будет актуально и читаемо.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-11-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Вот злонравия достойные плоды
Из комедии «Недоросль» (1782) Дениса Ивановича Фонвизина (1744- 1792), слова Стародума (действ. 5, явл. 8).
Употребляется: шутливо-иронически применительно к закономерным следствиям чьего-либо дурного характера, воспитания и т. д.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов. 2003 .

  • Вот где собака зарыта
  • Вот и встретились два одиночества

Смотреть что такое "Вот злонравия достойные плоды" в других словарях:

    Вот злонравия достойные плоды - Вотъ злонравія достойные плоды. Фонвизинъ. Недоросль. 5, 8. Ср. Das eben ist der Fluch der Bösen that, Dass sie, fortzeugend, immer böses muss gebären. Всегда отъ зла другое зло исходитъ: Вотъ почему такъ гибельно оно. Schiller. Die Piccolomini.… …

    вот злонравия достойные плоды - Фонвизин. Недоросль. 5, 8. Ср. Das eben ist der Fluch der Bösen that, Dass sie, fortzeugend, immer böses muss gebären. Всегда от зла другое зло исходит: Вот почему так гибельно оно. Schiller. Die Piccolomini. 5, 1. Перев. Лялина. Ср. So far in… …

    ПЛОД - ПЛОД, плода (плода устар.), мн. плоды, муж. 1. Часть растения, развивающаяся из цветка (преим. из завязи) в результате опыления и содержащая семена (бот.). Односемянные, многосемянные плоды. 2. Сочная съедобная часть некоторых растений (фрукты,… … Толковый словарь Ушакова

    Недоросль (комедия) - Недоросль Жанр: комедия Автор: Денис Фонвизин Год написания: 1782 «Недоросль» комедия Дениса Ивановича Фонвизина. Эта пьеса является самым известным его произведением и самой репертуарной пьесой XVIII ве … Википедия

    Недоросль

    Митрофанушка - Недоросль комедия Дениса Ивановича Фонвизина. Эта пьеса является самым известным его произведением и самой репертуарная пьеса XVIII века на русской сцене последующих веков. Фонвизин работал над комедией около трёх лет. Премьера состоялась в 1782 … Википедия

    Недоросль (пьеса) - Недоросль Жанр: комедия

    ложь ложью погоняет - Ср. Le mensonge est père du mensonge. Ср. Fallacia alia aliam trudit. Один обман ведет другой. Terent. Andr. 4, 4, 39. См. вот злонравия достойные плоды …

    плод - (иноск.) последствие, результат, произведение (намек на плод растений и др. орган. тел как произведение их) Ср. Плодотворные дела, учреждения. Ср. ...Твой труд Тебе награда им ты дышишь, А плод его бросаешь ты Толпе рабыне суеты. А.С.Пушкин.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Ложь ложью погоняет - Ложь ложью погоняетъ. Ср. Le mensonge est père du mensonge. Ср. Fallacia alia aliam trudit. Пер. Одинъ обманъ ведетъ другой. Terent. Andr. 4, 4, 39. См. Вот злонравия достойные плоды … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Комедия «Недоросль» (1782) раскрывает острые социальные проблемы своего времени. Хотя в основу произведения положена идея воспитания, сатира направлена против крепостничества и помещичьего произвола. Автор показывает, что на почве крепостничества выросли злонравные плоды – подлость, умственная тупость. Носителями этого являются Простаковы и Скотинины.

Простакова, урожденная Скотинина, достойная дочь своего отца, который говаривал: «И не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Она гордится тем, что читать не умеет, возмущена, что девушек учат грамоте (Софью), т.к. уверена в том, что многого можно добиться и без образования. «Из нашей же фамилии Простаковых…, на боку лежа, летят себе в чины». Простакова понимает, что наступили другие времена, и учит сына, радуясь, что учителя Митрофана не неволят. Она Митрофана «готовит в люди», нанимая учить грамоте – дьячка Кутейкина, арифметике – отставного сержанта Цыфиркина, французскому и всем наукам – немца Вральмана, бывшего кучера. «Еоргафия» по ее понятиям не нужна дворянину: «А извозчики-то на что ж?» Она уверена, что и без науки можно «достаточек нажить». Простакова считает мукой ученье и потакает сыну в его лени. Она называет мужа «уродом» и «рохлей», бьет его. Бьет она и крепостных, считая их «скотами» и «болванами». Простакова – невежественная, скупая, злая помещица. «С утра до вечера, как за язык подвешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь». Верной Еремеевне советует «вцепиться братцу в харю», называя ее «собачья ты дочь», выдавая ей «по пять пощечин в день». Когда не удалось женить Митрофана на Софье, она кричит: «Всех прибить велю до смерти!» Правдин призывает ее к порядку, на что она возмущенно заявляет: «Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» Митрофана Простакова любит слепой любовью, делая из него настоящего недоросля.

Братец Простаковой, Скотинин – любитель свиней, которых считает «выше каждого из нас целою головою». «Скотинины все родом крепколобы», и братец, у которого «что вошло в ум, тут и засело». Он, как и сестра, считает, «что ученье – вздор». Со свиньями он обходится лучше, чем с людьми, заявляя: «Люди передо мной умничают, а между свиньями я сам всех умнее». Груб, как и сестра, обещает за Софью Митрофана сделать уродом: «За ноги, да об угол!»

Простаков – безвольный забитый человек и говорит о себе: «Я – женин муж».

Митрофан – истинный сын своих родителей. Он обжора, грубиян и лентяй. Митрофан, бывало, в детстве, «увидя свинку, задрожит от радости». Четыре года трое учителей учат Митрофана грамоте, но 16-летний недоросль не любит учиться. Матери грозит: «Нырну – так поминай, как звали!» Заявляет: «Не хочу учиться, а хочу жениться!» Учителей обзывает («гарнизонная крыса»), грозит пожаловаться на них матери. Верную Еремеевну называет «старой хрычевкой». «Уж я те отделаю!» - грозит он ей. Неудавшаяся женитьба на Софье подсказывает Митрофану, что пришла пора «за людей приниматься». Осердясь на дядю, кричит: «Убирайся дядюшка! Проваливай!» А в финале, когда Простакова бросается к сыну за утешением, он говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась».

Достойного сынка воспитала семья Простаковых. Правильно говорит в финале Стародум: «Вот злонравия достойные плоды».

В комедии Денис Фонвизин раскрывает тему злонравия при помощи негативных персонажей, таких, как госпожа Простакова, Скотинин, Митрофанушка. Эта тема была злободневной в 18 веке, когда злонравие стало обычным явлением для дворянского общества. Неотягощенные знаниями и нравственностью, крепостники издевались над крестьянами, заботились лишь о своем достатке, а государственная власть поощряла такое мировоззрение.

В центре событий пьесы находится семейство Простаковых. Власть над всеми имеет госпожа Простакова. Она невежественна и груба, не имеет нравственных принципов. Ее крепостные слышат от нее только ругань, даже когда все делают верно. Например, преданная нянька получает гроши, но зато пощечины получает в достатке, а Тришка уже свыкся с обращением к себе «воровская харя» и «болван».

Не лучше ведет себя и с членами семейства. Мужа она вообще не берет в расчет, не считается с его мнением. Она отстранила его от управления имением, тем самым унизив его достоинство. Но муж смирился, потому как был сам недалекого ума. К своему брату Простакова вроде бы проявляет уважение, но когда заходит речь о ее интересах, то отодвигает его в сторону.

Скотинин хотел жениться на . Сестра вначале его поддерживает, но когда узнает, что героиня получит наследство от , то меняет свое решение и хочет ее выдать замуж за своего сына Митрофана. К самому Митрофану Простакова испытывает эгоистичную любовь. Она его слишком опекает, тем самым развращая недоросля.

Злонравие госпожи Простаковой так же и в ее отношении к образованию. Она уверена, что науки бесполезны, важно лишь одно – уметь сохранить достаток. Героиня невежественна – и гордится этим. Потому что считает, что женщине не пристало уметь читать и писать. «Нет, я не так воспитана», - говорит Простакова.

О математике женщина отзывается пренебрежительно, не понимая, зачем нужно уметь считать. Ведь когда нет денег, то нечего и считать, а когда деньги есть – то зачем их считать? Вот такую опасную философию олицетворяет героиня, которая была свойственна многим дворянам 18 века. Именно через них Россия развивалась медленно, по мнению писателя. Высмеивая злонравие Простаковой и Скотинина, Фонвизин предостерегает общество, что нужно меняться, пока злонравие не погубило их страну.

В образе писатель показал «плоды злонравия». Кто его окружает? Нянька с рабским менталитетом, деспотичная мать, слабовольный отец, ограниченный и жестокий дядька. Чему он может от них научиться? Учителя, которые приходят к ним в дом, ограничены в своих полномочиях и не могут повлиять на ученика. Кроме того, они не достаточно сами образованны, чтобы учить других людей.

Фонвизин раскрыл тему злонравия на примере негативных героев, которые глупы и жестоки. Им в комедии противостоят позитивные герои, которые имеют просветительские идеалы.

Одним из самых известных произведений Д.И. Фонвизина является «Недоросль», написанный в 1782 году. Несмотря на то, что это произведение является комедий, его последнее действие заставляет читателя не столько засмеяться, сколько задуматься. Правдин берет имение Простаковых под свою опеку, лишая их имущества и власти над крестьянами; Митрофан идет служить, выказывая при этом равнодушие и к своей судьбе, и к матери; за последнее его упрекает даже мягкохарактерный отец.

Комедия заканчивается словами Стародума: “Вот злонравия достойные плоды!”. Эти слова подытоживают не только действие пьесы, но и судьбу некоторых ее героев. Для того, чтобы увидеть, что привело к такому результату, необходимо рассмотреть образы отрицательных персонажей “Недоросля”, а так же то, как характеризуют их положительные персонажи.

Одной из центральных фигур «Недоросля» является госпожа Простакова, деспотичная помещица, которую не раз называют «бесчеловечной». Простакова жестока по отношению ко всему своему окружению. Она наказывает крестьян за любую провинность, обирает их до нитки, и вся прислуга в доме Простаковых, от кормилицы до портного, запугана ею. Будучи крайне властной и жестокой до варварства женщиной, Простакова унижает всех, в ком ей видится слабость; даже к собственному мужу она относится не лучше, чем к слугам: робкий, забитый Простаков терпит от нее и оскорбления, и побои. Единственным человеком, с чьим мнением Простакова считается, является ее брат Тарас Скотинин, но это только потому, что она чувствует в нем грубую силу. Еще одной характерной чертой этой героини является лицемерие. Узнав, что сирота Софья стала богатой наследницей, Простакова делается с ней «ласковою до самой низости», в то же время надеясь выдать ее за своего сына Митрофанушку. Наверное, только к сыну Простакова и испытывает хоть сколько-то светлое чувство, однако даже ее любовь принимает уродливую форму, и ее воспитание превращает Митрофана в такого же жестокого и ограниченного человека, как и она сама.

Говоря о помещиках Простаковых, нельзя, разумеется, не заметить контраст между мужем и женой. Если последняя - деспотичная хозяйка, которую боится вся прислуга, то сам Простаков играет в своем доме весьма незавидную роль. Он глуп, мягкотел и даже труслив. Простаков не принимает никаких важных решений, терпит унижения от жены, даже сын, которого он по-отечески любит, не выказывает ему ни малейшего уважения.

Тарас Скотинин, брат госпожи Простаковой, также деспотичный помещик, не считающий своих крестьян за людей. Лучше всего этого персонажа описывают его собственные слова: «Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою». Скотинин жесток и жаден не меньше, чем Простакова, даже свиньи в его поместье живут лучше крестьян. Он хвастается, что за всю жизнь не прочел ни одной книги; как и его отец, никогда ничему не учился. Не раз в комедии подчеркивается любовь Тараса Скотинина к свиньям и проводится явная параллель между ним и этими животными. Его образ в комедии сочетает в себе все самое отталкивающее, что видел Фонвизин в русском дворянстве своего времени: безграмотность, узколобость, злобу, жестокость и корысть.

Митрофанушка, еще один герой, являющийся примером отрицательных черт современного Фонвизину дворянства, тоже растет жестоким и бессердечным. Он избалован матерью и во всем ему потакающей прислугой, глуп и ленив, эгоистичен. Митрофанушка грубит приходящим учителям и кормилице Еремеевне; за годы учебы он ничему не научился - Цыфиркин говорит о своем ученике, что он «до трех перечесть не умеет». При этом Митрофанушка уже привык приказывать крепостным и угрожать им. Даже по отношению к слепо любящей его матери Митрофанушка ведет себя жестоко и эгоистично: при всяком удобном случае он старается манипулировать ею, а когда та, лишившись права распоряжаться поместьем, пытается найти в нем поддержку, просто от отмахивается от нее.

Одним из немногих положительных героев комедии является Правдин - чиновник, ездящий по территории наместничества и выявляющий нарушения среди помещиков. Несколько дней он наблюдает за бесчеловечностью Простаковой. Именно он дает исчерпывающие характеристики всем членам этой семьи: «нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома». Наконец, самодурство Простаковой, бесконечно тиранящей крестьян, а также ее попытка насильно выдать Софью замуж позволяют ревизору взять поместье под опеку, что и приводит к финалу комедии. Как персонаж Правдин играет важное значение в идейном замысле произведения. В его образе Фонвизин изобразил идеал гуманного и образованного чиновника просвещения, который заслуженно вознаграждает и наказывает, руководствуясь справедливостью и буквой закона. Для автора Правдин – олицетворение человечной, рациональной истины в последней инстанции, за которой должно оставаться последнее слово.

Итак, что же такое «злонравие»? Злонравием можно назвать склонность ко злу, жестокости, испорченность нравов, моральную деградацию, к которой приходят Простаковы и Тарас Скотинин. Основной проблемой произведения является осуждение традиционного воспитания дворян, в частности провинциальных, их глупости и невежества. Достойным плодом злонравия вырастает Митрофанушка - эгоистичный и ограниченный человек, равнодушный не только к матери, но даже и к собственной судьбе, несмотря на свою молодость, уже испорченный укладом традиционной помещичьей жизни.

Описание работы

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль», - проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. В своей пьесе Фонвизин показал основное зло тогдашней русской жизни – крепостничество и нарисовал типичные черты русских крепостников.
На безграничной власти крепостного права основан весь домашний уклад Простаковых. Автор разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. Мы видим неопрятную усадьбу Простаковых, где живут и Скотинины. Хозяйка дома то бранится, то дерется: «тем и дом держится».

Работа содержит 1 файл

Вот злонравия достойные плоды! (по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль")

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль», - проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. В своей пьесе Фонвизин показал основное зло тогдашней русской жизни – крепостничество и нарисовал типичные черты русских крепостников.
На безграничной власти крепостного права основан весь домашний уклад Простаковых. Автор разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. Мы видим неопрятную усадьбу Простаковых, где живут и Скотинины. Хозяйка дома то бранится, то дерется: «тем и дом держится». Простакова жестока и груба, но она безумно любит сына. Речь Простаковой безграмотна, но очень изменчива: от робкой интонации она легко переходит к властному грубому тону. Речь Скотинина не только груба, но и полностью соответствует фамилии. О себе и о других он говорит не как о людях, а как о животных.
В лице грубого неуча Митрофанушки писатель показал «несчастные следствия дурного воспитания». Митрофанушка испорчен не тем воспитанием, которое ему дают, полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером. Первой учительницей и воспитательницей Митрофанушки была старая нянька Еремеевна, которая за свой труд получает «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день». Нянька больше заботилась о животе воспитанника, а не о его голове. К Митрофану ходят три учителя, которые вот уже несколько лет безуспешно пытаются вбить в голову «робенка» хоть какие-то зачатки знаний. Учителя Митрофана - отставной сержант Цыфиркин занимается с ним арифметикой (Арихметике учит его…один отставной сержант, Цыфиркин»), семинарист Кутейкин – грамотой («Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин»), а немец Вральман осуществляет общее руководство, якобы обучая хозяйского сынка «всем наукам» («По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман»). Вральман, как бывший кучер Стародума, что выясняется в конце пьесы, не имеет никакого представления о науках, но он немец, а потому невежественные хозяева доверяют ему. К тому же им нравится позиция Вральмана: «не отягощать дитятю» («Он ребенка не неволит»). Немцу платят гораздо больше («Этому по триста рубликов в год), чем Цыфиркину и Кутейкину, его кормят («Сажаем за стол с собою…За столом стакан вина») и одевают в доме («Белье его наши бабы моют»). Двух русских учителей ни во что не ставят, Митрофанушка занимается с большой неохотой, безнаказанно оскорбляет их, прерывает занятия и ничего не понимает, хотя «учится» уже несколько лет («Уж года четыре как учится»).
Характер Митрофана воспитывается атмосферой в семье, где заправляет женщина. Помещик Простаков полностью подчиняется жене и не смеет сказать ей ни слова против.Вот как мужчины семейства Простаковых вместе с дядей Скотининым сами себя характеризуют: «Я сестрин брат…я женин муж…а я матушкин сын».
Митрофан никого не любит, он зол, невежествен и к тому же агрессивен. Митрофанушка – лентяй, привыкший бить баклуши да лазить на голубятню. Митрофан не только невежда и «матушкин сынок». Он хитер, знает как польстить матери. Стародум посмеивается над Митрофаном, понимая, что невежество – еще не самая большая беда. Гораздо опасенее бессердечие. «Невежда без души – зверь». Жизнь и воспитание сразу отобрали у Митрофана цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.
В своей пьесе Фонвизин говорит читателям, что вначале надо воспитать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме.

Фонвизин, «Недоросль»: «Вот злонравия достойные плоды!»

Комедия «Недоросль» (1782) раскрывает острые социальные проблемы своего времени. Хотя в основу произведения положена идея воспитания, сатира направлена против крепостничества и помещичьего произвола. Автор показывает, что на почве крепостничества выросли злонравные плоды - подлость, умственная тупость. Носителями этого являются Простаковы и Скотинины.

Простакова, урожденная Скотинина, достойная дочь своего отца, который говаривал: «И не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Она гордится тем, что читать не умеет, возмущена, что девушек учат грамоте (Софью), т.к. уверена в том, что многого можно добиться и без образования. «Из нашей же фамилии Простаковых, на боку лежа, летят себе в чины». Простакова понимает, что наступили другие времена, и учит сына, радуясь, что учителя Митрофана не неволят. Она Митрофана «готовит в люди», нанимая учить грамоте - дьячка Кутейкина, арифметике - отставного сержанта Цыфиркина, французскому и всем наукам - немца Вральмана, бывшего кучера. «Еоргафия» по ее понятиям не нужна дворянину: «А извозчики-то на что ж?» Она уверена, что и без науки можно «достаточек нажить». Простакова считает мукой ученье и потакает сыну в его лени. Она называет мужа «уродом» и «рохлей», бьет его. Бьет она и крепостных, считая их «скотами» и «болванами». Простакова - невежественная, скупая, злая помещица. «С утра до вечера, как за язык подвешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь». Верной Еремеевне советует «вцепиться братцу в харю», называя ее «собачья ты дочь», выдавая ей «по пять пощечин в день». Когда не удалось женить Митрофана на Софье, она кричит: «Всех прибить велю до смерти!» Правдин призывает ее к порядку, на что она возмущенно заявляет: «Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» Митрофана Простакова любит слепой любовью, делая из него настоящего недоросля.

Братец Простаковой, Скотинин - любитель свиней, которых считает «выше каждого из нас целою головою». «Скотинины все родом крепколобы», и братец, у которого «что вошло в ум, тут и засело». Он, как и сестра, считает, «что ученье - вздор». Со свиньями он обходится лучше, чем с людьми, заявляя: «Люди передо мной умничают, а между свиньями я сам всех умнее». Груб, как и сестра, обещает за Софью Митрофана сделать уродом: «За ноги, да об угол!»

Простаков - безвольный забитый человек и говорит о себе: «Я - женин муж».

Митрофан - истинный сын своих родителей. Он обжора, грубиян и лентяй. Митрофан, бывало, в детстве, «увидя свинку, задрожит от радости». Четыре года трое учителей учат Митрофана грамоте, но 16-летний недоросль не любит учиться. Матери грозит: «Нырну - так поминай, как звали!» Заявляет: «Не хочу учиться, а хочу жениться!» Учителей обзывает («гарнизонная крыса»), грозит пожаловаться на них матери. Верную Еремеевну называет «старой хрычевкой». «Уж я те отделаю!» - грозит он ей. Неудавшаяся женитьба на Софье подсказывает Митрофану, что пришла пора «за людей приниматься». Осердясь на дядю, кричит: «Убирайся дядюшка! Проваливай!» А в финале, когда Простакова бросается к сыну за утешением, он говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась».

Достойного сынка воспитала семья Простаковых. Правильно говорит в финале Стародуб: «Вот злонравия достойные плоды».

В своём произведении Д.И.Фонвизин поднимает три проблемы: проблема воспитания, проблема образования и проблема гражданственности. Основной бедой тогдашней русской жизни были невежество и необразованность дворян. Многие молодые помещики воспитывались в атмосфере безграмотности и самодостаточности

Одним из главных героев пьесы является Митрофанушка - сын провинциальных помещиков, деспотичных и невежественных господ. Он лентяй, у которого не возникает желаний, кроме как поесть, порезвиться и жениться:"Он уже и так, матушка, 5 булочек скушать изволил". Митрофан переводиться с греческого как "похожий на мать".

Мать Митрофанушки, госпожа Простакова, а ранее Скотинина, воспитывалась в семье многодетной, в коей отец был скупцом, а мать - недалёкой женщиной, поэтому с детства она была предоставлена сама себе. Выросла девушкой наглой, злонравной, глупой и льстивой: "А ты, скот, пойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире". Все её качества унаследовало "драгоценное дитё": "Ночь всю такая дрянь в глаза лезла <...>, да то ты, матушка, то батюшка". От отца ему ничего не передалось, ведь Простаков был глупцом, доверившим воспитание сына своей жене. Окружение и быт в поместье Простаковых сделали из молодого человека настоящего недоросля.

Главная тема комедии отсаётся актуальной и в наши дни. Слабоумные родители поручают воспитание ребёнка невежде, в следствие чего и их чадо становится невеждой. Автор говорит читателю, что сначала взращивается добродетель, а потом развивается ум.