Уроки нравственности в современной литературе. Нравственное воспитание на уроках русской литературы

Программа курса

внеурочной деятельности

«Нравственные уроки русской литературы»

7«А», «Г», 8 «А», «Г» классы

34 часа

Разработчик:

учитель русского языка

и литературы

Фурзикова Ольга Юрьевна

Данный курс предназначен для учащихся7-8-х классов, проявляющих интерес к литературе и желающих расширить знания по курсу русской литературы (изучение внепрограммных произведений). Курс рассчитан на 34 часа(1 час в неделю).

Основные задачи курса:

Подготовка учащихся к взрослой жизни, где их нравственные суждения станут опорой и основой взрослого нравственного поведения;

Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений (на основе анализа литературных произведений);

Научить учащихся критически осмысливать и анализировать собственные поступки, поступки сверстников и одноклассников;

Развитие личностных качеств: умения признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы; умения прощать и быть прощенным, понимать, что такое добро и зло, ответственность, долг, честь, достоинство, любовь и дружба, открытость, жалость и т.д.;

Совершенствование навыков анализа прозаических текстов.

В системе образования и воспитания данные занятия несут для учащихся большое воспитательное значение. Школа и жизнь взаимосвязаны. Мир вокруг нас стал другим: чаще стали проявляться насилие, жестокость, бесстыдство; перестают ценить такие нравственные качества, как честность, милосердие, благородство, учтивость, взаимоуважение, почитание общественного мнения, которые веками передавались из поколения в поколение. В наше время для того, чтобы сохранить добрые человеческие качества у учащихся, нужно всерьез заниматься их нравственным воспитанием.

Сегодня ни один ребенок не должен потерять те духовные ценности, которые познал сам, своим умом, с товарищами и педагогами, направлявшими его на познание этих ценностей.

Уроки нравственности проходят при активном сотрудничестве самих учащихся, используются разные формы проведения: диспуты, дискуссии, конференции, презентации, обсуждение фильмов.

Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами освоения являются:

    умение анализировать и характеризовать произведение как художественное целое; выявлять авторское отношение к изображённому, давать обоснованную интерпретацию и личностную оценку произведению;

    умение определять нравственно-философскую и социально-историческую проблематику литературных произведений;

    умение соотносить изученное произведение со временем его написания, с различными литературными направлениями, с основными фактами жизненного и творческого пути писателя;

    самостоятельное выполнение различных видов творческих работ по изученным произведениям, а также на жизненно важные темы, связанные с курсом.

Метапредметные результаты:

    овладение понятийным аппаратом и научными методами познания в объёме, необходимом для дальнейшего образования и самообразования;

    приобретение читательского опыта и повышение читательской квалификации;

    умение привлекать изученный материал и использовать различные источники информации для решения учебных проблем, анализировать, систематизировать, критически оценивать и интерпретировать информацию;

    приобретение коммуникативных навыков, в готовности выслушать и понять другую точку зрения, в корректности в общении, включая общение с помощью средств новых информационных технологий, в приобретении опыта участия в дискуссиях, в умении строить речевое и неречевое поведение в условиях межкультурного общения.

Предметные результаты проявляются:

    в способности ощущать и объяснять специфику литературы как вида творчества, понимания культурной ценности литературного творчества; понимание места литературы в ряду других искусств;

    в умении сопоставлять новые прочитанные произведения со своим читательским опытом, оценивать литературные и визуальные интерпретации известных сюжетов;

    в приобретении читательского опыта, приобщении к классическим образцам отечественной и мировой литературы, образцам современной литературы в пределах основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; чтении и понимании литературных произведений разных жанров, созданных в различные эпохи;

    в восприятии, интерпретации и критической оценке прочитанного с учётом авторской позиции; смысловом и эстетическом анализе художественного текста; понимании и формулировании авторского замысла и авторской позиции; сопоставлении (с точки зрения авторского замысла и авторской позиции) одного произведения с другими произведениями того же автора или того же жанра; умении находить элементы художественной структуры литературного произведения и формировать целостное эстетически осмысленное представление о прочитанном тексте;

    в способности применять полученные знания в речевой практике и при анализе художественных текстов; обоснованно и квалифицированно анализировать и оценивать литературные произведения в устной и письменной форме.

Учебно-тематический план

Кол-во часов

Вводный урок. Нравственное осмысление вечных проблем в русской литературе.

Уроки милосердия, внимательного отношения к окружающим.

Н.Кожевникова. Сборник рассказов «Окна во двор».

В.Распутин «Уроки французского».

В.Железняков «Чучело». История, воплощенная в кино.

В.Астафьев «Фотография, на которой меня нет».

В.Астафьев. Повесть«Людочка».

Б.Екимов. Рассказ «Ночь исцеления»

Б.Екимов. Рассказ «Продажа».

В.Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»

Уроки внимательного отношения к людям с ограниченными возможностями.

Т.Крюкова. Повесть «Костя+Ника».

А.Геласимов. Рассказ «Жанна»

М.Петросян. Роман «Дом, в котором…»

«Мы в ответе за тех, кого приручили». Уроки любви и жалости, ответственности за братьев наших меньших.

Г.Троепольский «Белый Бим Черное ухо».

Ю.Яковлев. Рассказ «Разбуженный соловьями»

Ю.КазаковПовесть«Арктур – гончий пес».

Ю.Коваль.Повести «Недопёсок», «Алый».

«Мать – самое уважительное, что ни есть в жизни» (В.Шукшин). Уроки любви материнского сердца.

В.Шукшин «Материнское сердце».

Л.Улицкая. Рассказ «Дочь Бухары»

В.Токарева. Рассказ «Я есть, ты есть, он есть»

Л.Куликова. Рассказ «Свиделись»

В.Крупин «Молитва матери»

Б.Екимов «Говори, мама, говори…»

Уроки патриотизма и преданности своей Родине.

Э.Казакевич «Звезда»

В.Богомолов. Повесть «Иван».История, воплощенная в кино.

Д.С.Лихачев. Статья «Раздумья о Родине»

Э.Веркин. Роман «Облачный полк»

Итоговое занятие: составление, презентация и защита собственного списка произведений, обращенных к нравственным проблемам.

Кичёва Н. А., учитель высшей категории

МАОУ «СОШ № 135» г. Перми

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Литература и журналистика

5 класс

Тема урока:

Тип урока:

Вид урока:

Нравственные уроки жизни на примере произведений русской классической литературы.

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Урок-газета

Цели:

Деятельностная : обучение детей структуризации полученного знания, развитие умения перехода от частного к общему и наоборот, обучение видению каждого нового знания, повторение изученного способа действий в рамках всей изучаемой темы, создание «готового продукта» – газетного жанра на основе знаний об уроках, которые дают художественные произведения.

Содержательная: обучение обобщению, развитие умения строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, обучение видению нового знания в структуре общего курса, его связи с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Задачи

Образовательные

1. Выявить нравственные уроки жизни на примере произведений русской классической литературы: «Чёрная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского, «Кавказский пленник» Л. Толстого, «В дурном обществе» В. Короленко, «Васюткино озеро» В. Астафьева. 2. Вести работу над смысловым чтением текста. 3. Поработать над современными газетными жанрами: заметкой, информацией, интервью, письмом, очерком.

Развивающие

1. Провести урок в системно-деятельностном режиме. 2. Развивать внимание. 3.Формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные): - развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения; - развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать; - развивать умение применять новые знания; - развивать творческие, речевые способности учащихся; - развивать умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.

Воспитательные

1.Воспитывать интерес и уважение к литературе, ценностное отношение к слову. 2. Развивать коммуникативные УУД - создавать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Ресурсы и оборудование:

    Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014

    Мультимедийный проектор

    Диктофон

    Видеокамера

    Распечатанный материал на столах учащихся

    Листы А-4, А-3

    Блокноты и ручки

Планируемые образовательные результаты

Личностные: 1)
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 2) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 3) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, творческой деятельности; 4) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные: 1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; 4)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5)владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; 7) смысловое чтение; 8)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
9)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; 10)формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные: 1)умение анализировать литературное произведение: определять нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; 2) владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 3) приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; 4) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; 5) понимание авторской позиции и своё отношение к ней; 6) написание творческих работ на литературные и общекультурные темы.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1этап. Самоопределение.

Цель: определение основной мысли текста (смысловое чтение) и темы урока.

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Метапредметные: смысловое чтение; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Предметные: понимание авторской позиции и своё отношение к ней.

Деятельность учителя

Перед вами – текст . Прочитайте его и определите основную мысль текста (сначала текст читается вслух, затем каждый читает «про себя».

Сегодня на уроке мы будем работать с этим понятием. Попробуйте сформулировать тему урока.

Записываем тему урока в тетради.

А что такое «Нравственные»?

Деятельность учащихся

Сегодня одной из важнейших проблем нашего общества является возрождение духовности. Уроки литературы являются уроками нравственности, добра и красоты. Духовность - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Уроки литературы поистине – «уроки нравственного прозрения». Произведения классической литературы прославляют веру народа, его нравственные силы, любовь к родной земле, глубокую человечность. Предметом каждого изучаемого произведения является человек, его жизнь и поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни были события, о которых нам рассказывают Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Толстой, Достоевский, нравственные проблемы, поднятые ими в их произведениях, звучат злободневно в наше бурное, сложное время. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба - эти и многие другие нравственные проблемы являются вечными и поэтому волнуют сердца наши (слайд № 1) .

Основная мысль текста : произведения литературы являются уроками нравственности, добра, красоты и духовности (слайд № 2)

Учащиеся формулируют и записывают тему урока в тетради.

Тема урока: Нравственные уроки жизни на примере произведений русской классической литературы (слайд № 2)

Нравственные – это этические нормы, нормы поведения в обществе, соответствующие требованиям морали; это духовные качества, которыми руководствуется человек.

2 этап. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

Цель: обобщение сведений о некоторых изученных произведениях для обозначения цели урока.

Планируемые образовательные результаты этапа

Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные: умение анализировать литературное произведение: определять нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка.

Деятельность учителя

Вспомните и назовите произведения, изученные вами в 5 классе, на которых мы можем поучиться добру, справедливости и другим положительным качествам.

Среди названных вами произведений – «Чёрная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского, «Кавказский пленник» Л. Толстого, «В дурном обществе» В. Короленко, «Васюткино озеро» В. Астафьева. Сегодня мы будем работать с этими произведениями.

Охарактеризуйте Жилина и Костылина.

В чём смысл рассказа? – Что осуждает писатель?

Вспомним произведение Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Как менялся характер Алёши, после того как король вручил ему конопляное зёрнышко?

Какие выводы можно сделать по прочтении сказки?

Обратимся к рассказу В. Короленко «В дурном обществе». Менялся ли характер Васи и его отношение к жизни после встречи с детьми подземелья?

Чему вы научились у Васютки?

Деятельность учащихся

Ученики называют произведения.

Жилин: добрый (думает о матери, жалеет ее) надеется на себя, обдумывает побег деятельный человек сумел прижиться в ауле работящий, не может сидеть без дела, мастер всем помогает, даже своим врагам – татарам ему интересны другие люди, любит детей великодушный

Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждёт помощи от матери способен на предательство раскис, упал духом не принимает других людей (слайд № 3)

Рассказ Л. Толстого пронизан идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ, мы поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови. Л.Н.Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи своих бед. Лев Николаевич Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте. Писатель осуждает бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны.

    С трепетом подошёл он к учителю, открыл рот, сам ещё не зная, что сказать, и – безошибочно, не останавливаясь, проговорил заданное. В продолжение нескольких недель учители не могли нахвалиться Алёшею. Все уроки без исключения знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли надивиться чрезвычайным его успехам. Он много стал думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алёши от этого совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный. Алёша сделался страшный шалун. Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность ещё более портила его нрав. Тогда, когда он был доброе и скромное дитя, все его любили, и если, бывало, подвергался он наказанию, то все о нём жалели, и это служило ему утешением. Но теперь никто не обращал на него внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова”. Стр. 139

Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его...

Нравственные уроки жизни

    Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.

    Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.

    Надо быть строгим к себе (слайд № 4).

Вася живет по законам своего сердца, и он откликается на сердечное участие, тепло и внимание тех, кого называют “дурным обществом”. Однако социальное положение этих людей не закрывает от него их душевных качеств: искренности, простоты, доброты, стремления к справедливости. Именно здесь, в “дурном обществе”, Вася находит настоящих друзей и проходит школу истинного гуманизма. Дружба научила Васю ставить себя на место другого человека, видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как и они, уметь сострадать человеку, сочувствовать ему, быть терпимым по отношению к другим людям (слайд № 5).

Между природой и человеком должны быть неразрывные связи (слайд № 6).

3 этап. Постановка учебной задачи, целей урока.

Цель: обучение видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Планируемые образовательные результаты этапа

Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Предметные: формулирование собственного отношения к произведениям литературы, к газетным жанрам .

Деятельность учителя

Направление нашей деятельности – журналистика, нам предстоит сформулировать цель нашего урока. Во время самостоятельной групповой работы, которая предстоит сегодня на уроке, нужно создать каждой группе какой-то «готовый продукт» журналистской деятельности, попробуем создать эти продукты, используя наши знания газетных жанров. С какими журналистскими жанрами мы уже знакомы?

Сегодня нам предстоит поработать с такими газетными жанрами: заметкой, информацией, интервью, письмом, очерком.

А теперь попробуйте сформулировать цель урока.

Отсюда, перед нами стоит задача: познакомиться с этими жанрами.

Деятельность учащихся

Жанрами: заметкой, отчётом, очерком, интервью.

Уч-ся формулируют цель урока : создание «готового продукта» – газетного жанра на основе знаний об уроках, которые дают нам художественные произведения (слайд № 7) .

Ученики вслух читают определения жанров:

Современные газетные жанры Жанр - исторически сложившийся тип, вид журналистского произведения. Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов. Основой всех журналистских произведений является факт. Факт - это свершившееся событие. Факты являются основой информации. Факт обладает следующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью, он не должен быть банальным. (Слайд № 8) Заметка - газетный жанр , краткое сообщение, в котором излагается какой-либо факт или ставится конкретный вопрос. ( Слайд № 9) Эпистолярные жанры - это письма читателей, основа основ журналистики. Письма во все времена и эпохи, с первых дней возникновения журналистики как составляли основу всех материалов. Виды эпистолярных жанров: письмо-предложение, письмо-отклик, письмо - жалоба, письмо-вопрос, письмо-ответ ( Слайд № 10) Интервью - это представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста, беседа, когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, а спорит с собеседником, комментирует его ответы. (Слайд № 11) Очерк - это небольшой рассказ о действительном событии, человеке или явлении. Журналистский очерк отличается от литературного достоверностью и адресностью фактов. Очерки делятся на: а) путевые; б) событийные; в) портретные; г) проблемные. (Слайд № 12) Информация - отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? и имеет объем в 2 - 15 строк. Печатается на первых - вторых полосах официальных и неофициальных газет. Язык хроникальной информации - книжный, стиль - сухой, отстраненный, официальный. (Слайд № 13)

4 этап. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения (созданию «готового продукта»).

Цель: обучение детей структуризации полученного знания, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы. Планируемые образовательные результаты этапа Личностные: формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе творческой деятельности; Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы.

Деятельность учителя В ваших раздаточных материалах даны задания, на столах – средства по воплощению этих заданий: компьютер, диктофон, видеокамера, блокноты и ручки. Наша задача – спланировать самостоятельную работу в группах , чтобы создать готовый газетный продукт. Предлагайте пути решения проблемы.

Деятельность учащихся

После словесных баталий складывается следующий план работы: 1.Прочитать задания. 2.Ещё раз прочитать материал о том газетном жанре, с которым будет работать группа. 3.Исходя из задания, распределить обязанности каждого в группе. 4.Начать работу (слайд № 14).

5 этап. Этап самостоятельной работы в группах (по заранее данным домашним заданиям).

Цель: создание «готового продукта» – газетного жанра на основе знаний об уроках, которые дают художественные произведения, обучение обобщению, развитию умения строить предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Планируемые образовательные результаты этапа Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; делать выводы; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера, приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.

Деятельность учителя

Приступаем к работе в группах.

Деятельность учащихся

Задание для группы № 1 (Накануне урока ученики этой группы взяли интервью на диктофон у 5-классников на тему «Если бы у меня была волшебная палочка…», напомнив им об изученном произведении Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» и об уроках, которые они должны были извлечь, прочитав эту сказку). По материалам взятого интервью подготовьте небольшую письменную заметку на тему «Какие уроки извлекли 5-классники, прочитав сказку «Чёрная курица, или Подземные жители?».

Задание для группы № 2 Написать ответное письмо читателю, который прислал в редакцию газеты письмо: «Здравствуйте! Недавно я прочитал рассказ Льва Толстого «Кавказский пленник». Этот рассказ мне очень понравился. Но мне не всё понятно в нём. В чём смысл этого рассказа? Важен ли он современному читателю? Чему он учит? Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы. С уважением, ваш читатель, Сидоров Иван.»

Задание для группы № 3 Вы помните из повести В. Короленко, что Вася после встречи с детьми из «дурного» общества стал гораздо лучше, многое понял, Вася находит настоящих друзей и проходит школу истинного гуманизма. Напишите очерк, воспользовавшись компьютером, на тему «Я попал в дурную компанию». Определитесь, помня о положительном герое, какой урок дала вам повесть «В дурном обществе». Как нужно повести себя, чтобы не стать плохим человеком?

Задание для группы № 4 (Накануне урока ученики этой группы сняли видеофрагмент на тему «Что делать, если заблудился в лесу?» Вспомните рассказ В. Астафьева «Васюткино озеро». Чему вы научились у Васютки? Составьте две газетные информации-памятки для идущих в лес людей: 1) Советы идущему в лес, 2) Если ты заблудился. Воспользуйтесь материалами своего видеофрагмента.

6 этап. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Цель : презентация материалов группами. Планируемые образовательные результаты этапа Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и другими людьми в процессе образовательной, творческой деятельности. Метапредметные: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера, приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, написание творческих работ на литературные и общекультурные темы.

Деятельность учителя

Представляем по очереди свои творческие работы.

Деятельность учащихся

Учащиеся представляют свои работы.

Образцы памяток (группа № 4)

Памятка №1. Советы идущему в лес.

    Подумай тщательно маршрут.

    Не забудь взять компас.

    Возьми спички для костра.

    Захвати с собой теплые вещи.

    Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы).

Памятка №2 Если ты заблудился.

    Не паникуй, успокойся.

    Осмотри место, где находишься.

    Собери хворост, дрова для костра (на ночь).

    Разожги костер, приготовь пищу.

    Подготовь место для ночлега.

    Спокойно ожидай спасателей, родственников (слайд № 15)

7этап. Рефлексия деятельности Цель: проведение рефлексии своей деятельности на уроке. Планируемые образовательные результаты этапа Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, творческой деятельности. Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора познавательной деятельности; владение монологической контекстной речью.

    Давайте подведём итог нашей деятельности.

Удалось ли нам осуществить цель урока?

Каким способом?

Чего не удалось на уроке и почему?

Учащиеся высказывают мнения, делают выводы

8 этап. Домашнее задание: написать небольшую заметку (можно взять другой газетный жанр) об уроке (слайд № 15) .

“Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах”. Так говорил Аристотель. Пройдет время; и другой философ - Гегель - сформулирует эту мысль так: “Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера”.

Сегодня высокая нравственность - едва ли не самая важная и необходимая для человека и общества в целом и, к великому сожалению, самая “немодная” черта характера, “непопулярная”. По мнению некоторых ученых - социологов, нынешнее молодое поколение мы потеряли: под натиском развращающего воздействия телевидения, под оглушающую пропаганду “сладкой” наркотически-сексуальной жизни только 7% процентов молодых людей называют нравственность жизненно важным качеством.

Человек, если он хочет быть достойным этого звания, не может жить без морали и нравственности. Качества эти не врожденные, не генетический код передает их из поколения в поколение. Есть множество примеров, когда дети весьма интеллигентных, высокообразованных, честных и порядочных родителей становились подонками общества. И, наоборот, в неблагополучных семьях вырастали яркие личности с чистыми помыслами, с неутомимой страстью к добрым делам, скромные и очень строгие к себе. Старшее поколение склонно видеть в младшем и даже несколько преувеличивать недостатки возраста. Правда, к сожалению, не без оснований говорим мы иногда о том, что ребята не приучены к труду, не берегут добро, ждут “всего и сразу от своих предков”. Да только кто же виноват в этом? Семья? Школа? Улица? Да. Каждый по отдельности и все вместе.

Да, нужно воспитывать в детях убежденность, что добро победит. Да, нужно учить их воевать за эту победу. Да, нужно чтобы они не боялись в процессе борьбы набить себе синяков и насмешек. Но самое главное - самим нам соответствовать этим принципам. Мы, учителя, должны помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра в классе, за пультами управления, но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня. И уроки гуманных взаимоотношений они усваивают сегодня. Дома, в школе, в частности, на уроках литературы.

О гуманизме уроков литературы следует сказать особо. Ведь, несмотря на многолетние споры о формах и методах преподавания литературы, сегодня ясно, как день, что главное назначение современного словесника - быть источником нравственного влияния. “Ничто, кроме литературы, - говорил П.М. Неменский, - не может передать опыт чувств многих человеческих жизней. Так, можно через литературное произведение пережить унижение раба или горечь одиночества старости, оставаясь при этом молодым человеком нашего времени.

Именно такое воздействие и формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества”.

Еще К.Д.Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. “В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом”, - писал он.

Если умение воспитывать своим предметом было достоинством еще в XIX веке, то сегодня, в веке XXI, во времена дефицита человеческих ценностей, оно приобрело ещё большую значимость и необходимость.

Иногда учителей сравнивают по тому, кто напичкает головы своих учеников наибольшим объемом знаний. Поэтому они изощряются в изобретении способов, как эффектней и эффективней эти знания преподнести, чтобы запомнились впрок. Я считаю, что эти знания нужны, но важнее снабдить ученика объемом нравственных представлений, ведь смысл труда преподавателя литературы - в воспитании высокогуманной личности, настоящего Человека.

Порой мы, педагоги, видим и чувствуем, что основная масса наших учеников просто по долгу службы отсиживает положенное и отвечает на уроках. А ведь очень хочется, чтобы на уроках литературы учащиеся горевали или смеялись, удивлялись или возмущались, хочется научить школьников понимать поведение человека, самого себя, окружающих его людей, т.е. узнавать в литературных героях себе подобных, помочь ученику разрешить собственные проблемы средствами литературы, понять, что такое хорошо и плохо, учить бороться с “плохо”, ставить и ставить перед учениками вопросы, искать вместе с ними ответы, беседовать, спорить о жизни, о людях.

Предметом каждого изучаемого произведения является человек, его жизнь и поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни были события, о которых нам рассказывают Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Толстой, Достоевский, нравственные проблемы, поднятые ими в их произведениях, звучат злободневно в наше бурное, сложное время. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба - эти и многие другие нравственные проблемы являются вечными и поэтому должны волновать сердца наших учеников.

Достойно продолжают классические традиции и пополняют сокровищницу нашего национального словесно-художественного творчества, открывают новые возможности для формирования читательской культуры и гуманистических идеалов школьников современные писатели Ю. Казаков, В. Шукшин, А. Платонов, В. Солоухин, К. Паустовский, А. Рыбаков, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Распутин и другие. Их произведения - благодатная почва, на которой можно вырастить высоконравственных людей, откуда можно впитать представления о хорошем и плохом, о честном и порочном, об обыденном и высоком из всего множества явлений, из которых складывается наша жизнь.

А она требует творческого развития ребенка, формирования его активности, самостоятельности, готовности и умения брать ответственность за собственную судьбу, за происходящее в обществе.

Это предполагает и новые принципы анализа произведений - необходимо всемерно стимулировать самостоятельность суждений учащихся, решительно отказаться от навязывания сделанных кем - то однозначных оценок относительно эпизода, события, поступка персонажа, содержащихся в художественном произведении.

Постижению истины в литературно-художественных текстах, авторской гуманистической позиции помогает система вопросов и заданий. В качестве подтверждающего примера можно привести урок по теме “Я нужен людям” (А. Платонов, 8 класс, “Юшка”). Рассказ читает учитель. После нескольких предложений становится ясно, что главный герой - больной, неряшливо и неопрятно одетый помощник кузнеца. Чтение прекращается.

Нравится ли вам главный герой? (Нет).

Если бы вы такого человека встретили на улице, то:

а) подали бы руку?
б) прошли бы молча мимо?
в) брезгливо усмехнулись бы?
г) не обратили бы внимания, чтобы не испортить себе настроения?

Картина получается безрадостная.

Знакомясь с главным героем больше, дети понимают, что за внешне не очень приятным человеком - настоящий человек, просто он не умеет сердиться, гневаться, постоять за себя, не похож на других своей неряшливостью.

С одной стороны - добрый, кроткий Юшка; с другой - озлобленные люди. Несчастье просто не могло не произойти. Юшка погиб. Ученики слушают с огромнейшим вниманием текст, потом очень активно, перебивая друг друга, отвечают на вопросы.

Что же за человек Юшка?

Почему вы “забыли” о его неопрятной внешности?

Какая черта его характера выходит на первый план?

Почему дети издеваются над Юшкой? (Не дает сдачи)

За что взрослые обижают Юшку? (Не похож на них).

Разве плохо быть не похожим на других? Почему?

А каким нужно? Почему? Любил ли он людей? А они его?

Почему Юшка терпит унижение и оскорбление?

Если бы среди вас оказался такой человек, как бы к нему относились?

Представьте, что он - ваш родственник. Смогли бы его защитить от злых людей? Как?

Попробуем вкратце подвести итог о взаимоотношениях:

Можно ли быть таким? (Нет)

А каким? (Нужно уметь постоять за себя, не обижая и не унижая других).

Как Юшка относится к природе? (Нежно, трепетно)

О каких качествах характера Юшки свидетельствует его трепетное отношение к природе?

(Доброта, искренность, беззлобие).

Зря ли прошла жизнь Юшки? Пропало ли его добро?

(Нет. Добро не пропало, т.к. после его смерти появился добрый человек -дочь, которая продолжит его дело).

Поняли ли люди свою ошибку?

Изменилось ли их отношение к нему хотя бы после смерти? (Да. Они сказали: “Прости нас, Юшка”).

Теперь скажите, почему Платонов главным героем своего рассказа сделал такого непривлекательного внешне человека?

(Идет беседа о духовной красоте).

Система вопросов рассчитана на то, что учащийся должен сам определить собственное отношение к отдельным персонажам, гуманистическим идеалам, которые несут персонажи, аргументировать точку зрения конкретными фактами. На уроке звучат различные доводы в защиту или обвинение того или героя, происходит столкновение мнений, коллективный поиск оптимальных выводов, а это - основа формирования активного, творчески мыслящего читателя.

Изучается рассказ В. Шукшина “Волки”. Герои рассказа - обыкновенные люди, два простых русских мужика Наум и Иван – тесть и зять. По ходу чтения составляется характеристика литературных героев:

Наум – нестарый, обаятельный, трудолюбивый, расторопный, хозяйственный.

Иван (зять Наума) – молодой, беспечный, чуть ленивый, своенравный.

Кто из героев вам нравится? Почему? Похож ли он на ваших родителей? Чем? (Наум, он похож на наших отцов, дедов своей хозяйственностью и трудолюбием). Сюжет прост. Наум и Иван поехали в лес за дровами, а на них напали голодные волки. Вдвоем они бы отбились от волков, но Наум струсил, убежал, оставив Ивана одного. Он оказался в большой опасности, волки растерзали его лошадь. Только смелость Ивана спасла его, он выжил, пришел в деревню и решил отомстить тестю за предательство.

Как вы теперь относитесь к героям? Почему вам нравится ленивый Иван?

Какие людские недостатки страшнее, чем беспечность, леность? (Подлость, предательство).

Встречали ли вы таких людей?

Что хотел сделать Иван после возвращения?

Кто ему помешал и почему? Что бы вы сделали на месте Ивана? Милиционера?

Не похожи ли чем - то в данном эпизоде герои-люди на волков? (Да, Иван хочет отомстить, отплатить злом за зло).

В. Шукшин не делит своих героев на четкие нравственные категории - этот положительный герой, а тот - отрицательный. Он, показывая несовершенство человека, преступающего законы морали, старается избежать назойливой назидательности, “лобовой атаки”.

Многие произведения современных авторов, включенные программу по литературе, заставляют задуматься над жизнью, побуждают формировать характер, помогают ответить на вопросы: что в тебе хорошего, а что плохого? Может ли быть человек без единой отрицательной черты? Как это определить самому?

Работая над проблемой “Нравственное воспитание на уроках литературы”, я убедилась, как по-разному воспринимают учащиеся произведение, поэтому нужно осторожно относиться к их суждениям, стремиться к тому, чтобы личность писателя, его моральный облик, образы, созданные его творческой натурой, стали для ребят близкими и понятными. Ведь каждый человек, кто раньше, а кто позже, задумывается - каким человеком быть? Какие нравственные ценности взять с собой из стен школы? Мы же, учителя, стараемся помочь им своими уроками литературы как можно раньше осознать себя личностью, сделать свой нравственный выбор. Каждому учителю-словеснику всегда надо помнить, что литература - это искусство слова, и следует видеть в классике средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности, сделать книгу средством познания себя и окружающих людей, максимально приблизить ее к современности, к миру ребенка и тем самым дать толчок к самостоятельности.

Примеры сочинений ЕГЭ

Русскую литературу всегда отличало тяготение к постановке и решению важных морально-нравственных проблем, причём не в форме абстрактных рассуждений, а на примере конкретных человеческих взаимоотношений и поступков. Спектр таких вопросов достаточно широк. Рассмотрим, какие важные нравственные уроки чита­тель может извлечь из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Уже сам эпиграф к произведению — «Береги честь смолоду» — указывает на то, что тема чести является основной для А.С. Пушкина. Писатель стремится всесто­ронне осмыслить это морально-нравственное понятие и на примере поступков своих персонажей показать, как важно каждому из нас руководствоваться соображения­ми чести в повседневной жизни, совершая тот или иной нравственный выбор.

В первой главе, являющейся экспозицией, отец Петра Гринёва, отправляя сына на военную службу, даёт ему свое напутствие, в котором говорит о необходимости служить честно, начальству не угождать, а самое главное — беречь свою дворянскую честь. Поэтому в Симбирске, проиграв в бильярд крупную сумму денег, юноша ни на секунду не сомневается в том, что должен расплатиться со своим кредитором, хотя и понимает, что был обманут. Он следует законам дворянской чести, по кото­рым требовалось незамедлительно расплачиваться за проигрыш в азартных играх. Конечно, юный Гринёв, поддавшись на уговоры слуги Савельича, мог бы не выпла­чивать обманом выманенные у него деньги, но важно то, что Пётр их выплатил, не пытаясь обвинить в своих злоключениях другого, честно ответил за свой просту­пок. По мнению писателя, человек способен сберечь душевную чистоту, только если он честен даже в мелочах.

Пётр Гринёв понимает честь как жизнь по совести. После захвата Белогорской крепости Пугачёвым он отказывается присягнуть на верность самозванцу и готов погибнуть на виселице. Гринёв предпочитает умереть героем, а не жить подлой жизнью предателя. Он не может нарушить присягу, которую давал императрице Екатерине. Кодекс дворянской чести требовал, чтобы герой отдал за императрицу свою жизнь, и Гринёв был готов на это. От смерти на виселице его спасла лишь случайность.

Соображениями дворянской чести Пётр Гринёв руководствуется и в других своих поступках. Когда Пугачёв помогает ему освободить Машу Миронову из плена Шва-

брина, то Гринёв хоть и благодарен вождю бунтовщиков, но присягу Отечеству всё равно не нарушает, сохраняя свою честь: «Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что про­тивно чести моей и христианской совести». Юный Петруша в глазах предводите­ля мятежников становится воплощением верности, искренности и чести. Поэтому Пугачёв, закрывая глаза на дерзкие слова пленника, даёт свободу и разрешает ему уехать, не соглашается с советом Белобородова, предлагавшего попытать господина офицера, чтобы узнать, не подослан ли он оренбургскими начальниками.

Постепенно Пётр Гринёв восходит к высшему проявлению чести — самопожертво­ванию во имя другого человека. Будучи арестованным по доносу за связь с мятеж­ным атаманом и обвинённым в измене Родины, пушкинский герой из соображений чести не называет имени своей возлюбленной. Он боится, что девушку призовут в следственную комиссию, начнут допрашивать, и ей придется вспомнить все недав­но пережитые ужасы. А этого Гринёв допустить не может. Для него честь и душев­ное спокойствие любимой девушки дороже собственной жизни. Пётр предпочитает смерть или ссылку в Сибирь, только бы сберечь покой той, которую любит.

В сложных жизненных ситуациях Пётр Гринёв остаётся верен понятиям о чести и долге, чего не скажешь о другом герое пушкинской повести — подлом предателе Швабрине, который забыл про свою честь ради спасения собственной жизни. Во время захвата Белогорской крепости мятежниками Швабрин переходит на сторо­ну Пугачёва. Тем самым он рассчитывал сохранить свою жизнь, надеялся в случае успеха Пугачёва сделать при нём карьеру, а главное, хотел, расправившись со сво­им врагом — Петром Гринёвым, насильно жениться на Маше Мироновой, которая его не любила. В экстремальной жизненной ситуации Швабрин прежде всего хотел выжить, пусть даже через унижение, попрание собственной чести.

На примере жизненной истории Швабрина А.С. Пушкин показывает: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и, часто поступая во­преки понятиям чести, не сможет он впоследствии исправить свою исковерканную душу. Об этом надо помнить каждому из нас, совершая разные поступки и тем са­мым выбирая путь Гринёва или Швабрина.

Итак, анализ повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» позволяет сделать вы­вод о том, какой высокий идейно-нравственный потенциал заложен в этом произ­ведении. Оно учит читателей не только тому, что честь — это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости и включает в себя чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозмож­ность лгать, совершать подлости по отношению к окружающим. В своей повести А.С. Пушкин также показывает: истинная любовь подразумевает бескорыстную самоотдачу в отношениях с любимым, и готовность пойти на самопожертвование и в этом заключается её величие. Читая пушкинское произведение, каждый из нас понимает, что предательство интересов родины — страшный грех, которому нет про­щения. Именно эти нравственные уроки способно преподать читателю бессмертное произведение А.С. Пушкина — повесть «Капитанская дочка». Как тут не вспомнить знаменитые слова Д.С. Лихачёва: «Литература — это совесть общества, его душа ».