Уроки милосердия учащимся. Поговорим о милосердии

Куантаева Аэлита
Конспект урока в 8 классе «Милосердие»

Конспект урока в 8 классе по теме

«Милосердие »

Цель :

Раскрыть содержание понятий : милосердие и благотворительность;

Способствовать воспитанию доброты и милосердия , нравственных качеств; выявлению правильного представления о добре и добрых делах;

Раскрыть на конкретных примерах понятие «нравственный поступок» ;

Формировать развитию у детей чувства умения правильно оценивать свои поступки;

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств.

Задачи :

Помочь учащимся раскрыть содержание понятия милосердие , одного из основных принципов, которым должны руководствоваться все люди;

Способствовать развитию нравственного самопознания;

Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.

Оборудование : презентация, компьютер, мультимедийный проектор, наглядности.

Ход открытого занятия:

- (Слайд1) Прочтите эпиграф к нашему мероприятию.

Поистине велик тот, кто обладает великим милосердием .

Фома Кемпийский.

– Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)

Милосердными называют тех людей , которые сострадательно относятся к людям, имеют доброе сердце, и они всегда готовы помочь нуждающимся людям по мере возможности.

- (Слайд2) Сегодня я приглашаю вас к разговору о чувстве, которое, возможно, стало непопулярным, но таким необходимым в настоящее время – о милосердии ,

тема нашего занятия «Милосердие » .

И сегодня мы попытаемся увидеть истинный смысл и значение милосердия , понять, к кому нужно проявлять милосердие , как нужно относиться к людям, как можно помочь нуждающимся и составим благотворительный проект.

Основной этап занятия :

(Слайд3) Милосердие и сострадание по определению В. И. Даля, это “сердцеболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность".

Как прекрасно, что человек живёт не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать.

В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей не хватает минутки остановиться, подумать, оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка.

Как вы понимаете это слово? (МИЛ-милость , помиловать , СЕРД- сердце болит, душа болит, человеколюбие)

(Слайд4) Милосердие – готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

милосердия

Какие чувства вы испытывали?

Ребята, с какими словами у вас ассоциируется это слово «милосердие » ?

(доброта, человеколюбие, помощь, жалость, терпение, забота, поддержка, сострадание, сочувствие, уважение.)

Почему вы называете это слово, с чем вы его связываете?

(Слайд5) Давайте добавим к этому списку менее распространенные слова - это сострадание, уважение, человеколюбие, гуманность, альтруизм.

Работа с карточками.

Давайте подберем к этим словам определения. На доске висят слова, к ним нужно найти определения. Карточки с определениями лежат на столе.

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ-любовь к людям, гуманность.

СОСТРАДАНИЕ- жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь

несчастьем, горем.

ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление

делать добро другим.

АЛЬТРУИЗМ - бескорыстная забота о благе других людей.

УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьих-

нибудь достоинств.

ГУМАННОСТЬ- человеколюбие, уважение к людям, к человеческому

достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение

Молодцы ребята вы хорошо справились с заданием!

Что общего в этих словах? (Все эти слова проявления милосердия )

А в вашей жизни были случаи проявления милосердия ? Расскажите о них. (ухаживать за больными, ухаж. за младшими, бескорыстно предлагать свою помощь)

Чтение стихотворения.

Музыка 1Ученик читает стихотворение :

Милосердие в моем понимании –

Это ласка, любовь, сострадание.

Это - маме усталой помочь

Это - бабушку навестить.

И обиду свою превозмочь,

И того, кто обидел - простить.

Это - птичек и кошек кормить.

И цветы на окне поливать.

Всё живое на свете любить,

И жалеть, и ценить, и прощать.

Если ближний замерз - согрей,

Если он неодет - одень

Если голоден - накорми

Если жаждет он - напои.

Если он скорбит - утешай,

Заболеет он - навещай.

Жизнь тебе Господь подарил,

Для того, чтоб ты всех любил.

Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

– Люди всегда славились такими качествами души, как милосердие и сострадание . Обратите внимание на слово «со-страдание» . Объясните его. (Это совместное страдание, когда страдают все, т. е. делят беду пополам).

– Как вы считаете, беда станет меньше, если её разделить с другими? (Ответы) .

– Сформулируйте, какого человека можно назвать сострадательным (Сострадательным человеком называют того, кто в трудную минуту пожалеет, скажет ласковое слово и посочувствует другому. Когда кто-то несчастен и кому-то плохо и трудно, сострадательный человек тоже страдает и переживает вместе с ним, старается его утешить, успокоить и помочь).

Пример милосердия .

А вы знаете что такое притча? (в притче собрана вся народная мудрость) . Послушайте притчу и скажите, как проявляется милосердие ?

(Видео «Притча о блудном сыне» )

“Притча о блудном сыне”.

“У одного человека было два сына. Младший сын сказал своему отцу : “Отец, дай мне мою часть имения”. И отец разделил имение между сыновьями. Вскоре младший сын собрал всё, что у него было, и отправился в далёкую страну. Там он растратил всё своё богатство на распутную жизнь, и, когда у него уже ничего не осталось, в той стране начался сильный голод. Он оказался в нужде, пошёл и нанялся к одному из жителей страны пасти свиней. Он так голодал, что рад был набить желудок хоть помоями, которыми кормили свиней, но и тех ему не давали. И, опомнившись, он сказал :

“Сколько слуг в доме моего отца, и у них достаточно пищи, а я здесь умираю от голода! Пойду и возвращусь к моему отцу и скажу ему : отец! Согрешил я против неба и против тебя. Я больше не достоин называться твоим сыном, но найми меня хоть в слуги”. И он пошёл к своему отцу. Когда он был ещё далеко, отец увидел его, и ему стало жалко сына. Он побежал к нему навстречу, обнял его и стал целовать его. Сын сказал : “Отец! Согрешил я против неба и против тебя. Я больше не достоин называться твоим сыном”. Но отец сказал своим слугам : “Идите быстрее, принесите лучшую одежду и оденьте его. Оденьте ему на руку перстень и обуйте в сандалии. Приведите откормленного телёнка и зарежьте его, сделаем пир и будем праздновать. Ведь мой сын был мёртв, и вот он опять жив! Он был потерян и сейчас нашёлся!” И они начали праздновать. Старший сын в это время был в поле. Когда он подходил к дому, то услышал, что в доме музыка и танцы. Он позвал одного из слуг и спросил его, что там происходит. “Твой брат пришёл, – ответил ему тот, – и отец твой зарезал откормленного телёнка, потому что сын его здоров и всё с ним благополучно”. Старший сын рассердился и не захотел даже заходить в дом. Тогда отец вышел и стал умолять его. Но сын ответил : “Все эти годы я работал на тебя, как раб, и всегда исполнял то, что ты говорил. Ты же никогда не зарезал для меня даже козлёнка, чтобы я мог повеселиться с друзьями. Но когда этот твой сын, который растратил твоё имущество на разврат, возвратился домой, ты зарезал для него откормленного теленка. Отец же сказал ему : "сын мой! ты всегда со мною, и все мое - твое. А о том надобно было и тебе радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил; пропадал и нашелся".

Какой нравственный урок даёт эта притча ?

Отец был ли милосердный к своему сыну ?

Почему обиделся старший сын?

Правильно ли поступил отец что принял сына обратно?

Почему отец сказал «Ведь мой сын был мёртв, и вот он опять жив» ?

Какое из названых вами определений проявляется в притчи?

(Отец понял, что раскаяние сына искренне. Сын в притче был мёртв духовно. Отец думал, что сын его мог погибнуть, стать окончательно грешником. А грешный человек как мёртвый. Но сын раскаялся, то есть ожил.

Каждый человек может ошибиться, оступиться, встать на не правильный путь. Но нужно вовремя понять это, искренне раскаяться, попросить прощения, а кому-то проявить милосердие , сострадание.)

Какое из названных вами определений проявляется в притче?

-(Музыка2) Что чаще всего делают милосердные люди ?

(делают добро и занимаются благотворительностью.)

(Слайд6) Каждый год в нашем детском доме проходит «День благодарения» , где люди оказывают помощь детям, а в знак благодарности проводится концерт.

Что такое благотворительность?

(БЛАГО+ТВОРИТЬ. Творить БЛАГО (добро) - нести добро людям во благо их)

(Слайд7) Благотворительность-оказание бескорыстной помощи тем, кто в этом нуждается.

Чтобы заниматься благотворительностью, необходимо быть богатым.

Каким может быть богатство (Материальным и духовным (честность, чуткость, доброта, стремления, знания.)

Что значит быть духовно богатым? (сосредотачиваться не только на своих интересах, но и обращать внимание на потребности окружающих тебя людей, стремиться помочь им, быть милосердным ).

1)С давних времен на Руси соблюдали «закон десятины» . Наши предки знали-десятую часть своего дохода надо отдать нуждающимся. Если ничего не даешь, то ничего не получаешь взамен.

2) При монастырях и церквях появлялись бесплатные приюты, больницы для нищих. 3)Накануне больших праздников русские цари рано утром делали тайные выходы и из собственных рук раздавали милостыню .

4)Помогать материально- это самый простой вид помощи. Человек просто расстается с некоторой, не очень значительной для него суммой денег, и всё.

5) Очень важно отдавать деньги, любовь, заботу, внимание легко, не жалея о подарке. –Как вы думаете, почему (Очень важно найти грань, так называемый баланс между отдачей и получением. Человек просто расстается с некоторой, не очень значимой для него суммой денег, нежели проявить уважение и милость .).

Благотворительностью часто занимались и занимаются ВОЛОНТЕРЫ- это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец» .

Каждый из нас либо словом, либо делом может сеять семена милосердия и сострадания . А урожай будет. По закону сеяния и жатвы, что посеешь, то и пожнёшь. Милосердию можно научиться . Сначала человек должен заставлять себя совершать добрые дела, даже если ему тяжело или не очень хочется. А затем милосердие станет привычным и естественным.

Работа с пословицами

Ребята, соедините начало и конец пословиц :

Не хвались серебром,/ а хвались добром

На свете не без/добрых людей

Жизнь дана /на добрые дела

С миру по нитке/бедному рубашка

Не устоять худу/против добра

Злой плачет от зависти, /а добрый от радости

Только на добрых делах /мир держится

О чем были эти пословицы?

Какая пословица больше всего подходит к благотворительности?

Делают ли люди добро в наше время? Да, конечно. В наше время существуют благотворительные фонды для поддержки научных проектов, помощи детским домам, больницам и т. д.

-(Слайд8) Одним из ярких примеров может служить деятельность организации Международный красный крест.

Информационный блог

Ребята я давала вам задание найти современных спонсоров и благотворителей. Кого вы знаете?

Сообщение детей «Современные спонсоры и благотворители»

(Слайд9) Анжелино Джоли

(Слайд10) Чулпан Хаматова

(Слайд11) Аружан Саин

(Слайд12) Егор Бероев и Ксения Алферова

(Слайд13) Элтон Джон

(Слайд14) Гоша Куценка

(Слайд15) Леонардо Ди Каприо

(Слайд16) Дэвит Бэкхом

(Слайд17) Мария Миронова, Игорь Верник и Евгений Миронов

Интерактивная беседа

В наше время существуют различные благотворительные фонды для поддержки научных проектов, помощи детским домам, больницам и т. д.

Как вы думаете, ребята, что заставляет этих людей тратить свои деньги на благотворительность (ответы детей) - Милосердие , сострадание и благотворительность- это проявление любви к ближнему. А ближним мы должны считать каждого человека нуждающегося в нашей помощи. Милосердию можно и нужно научиться, для этого сначала нужно себя даже заставлять помогать другим, а затем это станет доброй привычкой твоего сердца. Когда ты помог ближнему, ты умножил количество добра в мире, принес добро самому себе и твоя душа стала светлее.

Воспитанник :

В жизни можно по-разному жить

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости

А можно раз на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Голой рукой солнце достать

И подарить его людям!

(берет солнце и клеет его на доску)

Запишите на солнечных лучиках, кому и какую помощь вы могли бы оказать.

Помощь пожилым, сиротам, инвалидам

Сбор средств для детдома

Помощь бездомным животным, птицам

Сбор одежды для пострадавших от стихийных бедствий и т. д.

Давайте подумаем, какой благотворительной деятельностью может каждый из вас заняться в будущем? Расскажите о своем проекте благотворительной деятельности которые вы подготовили.

1 - Что делаем? (тема проекта)

2 –Для чего? (цель проекта)

3 - Для кого?

4- Где сделаем?

5 - Как будем делать? (из чего) 6 - Что делать буду я? (анализ своей деятельности)

6 - Как я оцениваю свою деятельность.

Подведения итогов

- (Слайд18) Ребята, что больше всего запомнилось вам сегодня на занятии?

Ребята мы сегодня много говорили о милосердие , рассмотрели примеры, узнали про благотворительность. Ребята давайте в пишем в капельки, изображенные на доске, ценности, с которыми вы пойдете по жизни :хорошее настроение, любовь к людям, милосердие , сострадание, отзывчивость, доброжелательность, уважение.

Посмотрите какая картина-кластер получилась у нас .

Сегодня на занятии мы смогли прикоснуться к истокам истинного милосердия и благотворительности. И каждый из вас для себя лично попытался взглянуть на себя со стороны и определить свое отношение к людям, и возможно, его пересмотреть.

Подведя итог нашему занятию, хотелось бы всем нам пожелать :

Не забывай дарить тепло, пока ты дышишь,

Не забывай творить добро, пока живёшь!

Всё, с чистого листа, не перепишешь.

Со временем, ты это всё поймёшь.

Жизнь невозможно повторить сначала,

Ушедших близких тоже не вернуть.

И, как бы жизнь не била, не качала,

Пройди достойно этой жизни путь!

Люби людей, и будешь

ты любимым,

Всегда прощай, и будешь сам прощён,

Ведь жизни срок

летит неумолимо!

И, добрым словом будешь ты польщён! Идти

старайся в ногу вместе с веком,

Не спотыкайся, на ногах держись.

Остаться постарайся ЧЕЛОВЕКОМ,

В круговороте, под

названием :"Жизнь"!

(Музыка2) Воспитанник :

Не замечая боль, не зная милосердия ,

не может человек быть Главным Существом.

Ведь для любви и к ближним сострадания

он был задуман Высшим Божеством.

Так будем же добрее мы друг к другу,

подарим ближнему и радость, и тепло.

И то, что отдадим соседу или другу,

вернется к нам. И принесет ДОБРО!

Урок милосердия «Белый цветок»

«Уроки милосердия» проводятся в формате классного часа во всех образовательных организациях Республики Крым 7 сентября 2015 года в 9:00
Гусева Ирина Александровна, учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского», г. Евпатория
Описание: конспект единого российского урока для учащихся 3-4 классов Задания адаптированы к возрасту учащихся, требования ФГОС.
Данный материал будет полезен учителям начальных классов.
Оформление: класс оформляется белыми бумажными или живыми цветами; можно использовать фотоматериалы благотворительной акции «Белый цветок» разных лет; фото- и видеоматериалы о детях, нуждающихся в дорогостоящем лечении.
Цели единого урока: приобщение учащихся к социальному и культурному наследию России; воспитание чувств доброты и сострадания, осознания необходимости благотворительной помощи нуждающимся; формирования любви к труду.

СЦЕНАРИЙ ЕДИНОГО УРОКА

I. Вступительное слово учителя (можно показать видео притчи)

«Притча о милосердии»

(Сэмюэль Джонсон – английский писатель и мыслитель)
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Он подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.
- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил он мальчика, подходя ближе.
- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, -ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
- Но оглянись, здесь миллионы морских звезд, думаешь, ты что-то можешь изменить?
Мальчик поднял следующую морскую звезду, бросил ее в море и сказал:
- Да, я могу изменить очень много... для этой звезды!

Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах.
Беседа
- Что делал мальчик?
- Почему проходящий человек его не понял?
- Что может изменить мальчик для звезды?
- Над чем бы вы задумались?
- Что означает выражение «Жизнь состоит из мелочей»?
- Какая тема нашего классного часа? (предположения детей)
II.

Работа над темой «Урок милосердия»

Что такое милосердие?
(слайд 2)


Этимологический словарь: Милосердие - слово было заимствовано из старославянского, где образовано по методу кальки с латинского misericordia – "сострадание, жалость".
(слайд 3)


Толковый словарь Ушакова `
Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

История Белого цветка в России 1911-1914

(слайд 4)


Приезжая на отдых в крымское имение, царская семья вместе со своими обязательными церемониями, балами, катаниями на яхтах и модных авто, привнесла и обычай совсем иного рода - благотворительные традиции. В это время по южному берегу Крыма строятся многочисленные бесплатные больницы и лечебные санатории для неимущих больных.
(слайд 5)


Во время каждого приезда в Ялту, в новый Ливадийский дворец, семья Государя Николая II проводит благотворительную акцию - «День Белого цветка» для сбора помощи неимущим больным. Положенное в Крыму благое дело нашло отклик по всей стране.
Начиная с 1911 года «Дни цветков» проходят по всей Российской империи благодаря поддержке императора. Во всех крупных городах на Днях Белого цветка волонтёры за пожертвования раздавали белые цветы, а собранные средства направлялись на мероприятия, связанные с оказанием помощи туберкулезным больным. В поддержку акции в городе проводили благотворительные базары, работали буфеты, шли концерты.
(слайд 6-7)



На улицах раздавали листовки о профилактике заболевания, во многих местах были организованы пункты сдачи анализов, читались бесплатные лекции. В Ялте в «Белом цветке» принимала участие вся царская семья.
(слайд 8)


В 1911 - 1914 годах императрица, Александра Фёдоровна лично организовала четыре больших базара в пользу туберкулезных больных на набережной. Вместе с Великими княжнами она загодя придумывала поделки, рисовала и вышивала для базара, а на самом празднике весь день стояла у киоска, окруженная огромной толпой народа.
(слайд 9)


Праздник проходил с большим размахом - по всему городу ездили украшенные цветами авто с барышнями, раздающими маленькие букетики всем желающим помочь собрать средства на больных.
В центре города шли гуляния, концерты, продавались сладости, на аукционах продавали диковины начала ХХ века - автомобили, словом, весь город объединялся в сборе пожертвований. По набережной прогуливались молодые пары, записавшиеся волонтёрами в «Комитете Белого цветка», их костюмы украшали ленты «Жертвуйте на больных чахоткой», некоторые несли шесты.
Дни цветков очень полюбили в России и проводили праздники по несколько раз в год, направляя сборы на самые различные виды помощи.
(слайд 10)


На собранные деньги строились санатории, больницы, богадельни, приюты, помогали семьям увечных воинов и погорельцам, многодетным семьям, оставшимся без кормильца.
Идея Дня «Белого цветка» родилась в Швейцарии. В 1908 году на улицах Женевы впервые появились молодые люди со щитами, украшенными белыми цветами (ромашками). Ромашка как эмблема борьбы с туберкулезом, а проданные цветы приносили доход противотуберкулезным организациям.
После революции 1917 года праздник попал под запрет, как и всё, что связано с царской семьёй.
(слайд 11)


С 2005года «Белый цветок» вновь вернулся в крупные города Русского мира. А возрождение началось в Ялте. Сначала это был небольшой школьный праздник у стен Ливадийского дворца, который организовала ялтинская учительница истории памяти семьи Николая II.
«Белый цветок» утвердился в городе, его ждали и каждую весну с любовью готовили все горожане, а благодаря поддержке ялтинской городской администрации и Ливадийского дворца-музея, праздник стал известным далеко за пределами города и ежегодно собирает тысячи людей со всего весеннего Крыма. Как и 100 лет назад, на украшенных к этому дню аллеях Ливадийского дворца волонтёры призывают участвовать в делах милосердия и собирают пожертвования, а взамен дарят сделанные своими руками цветочки. На открытой сцене выступают известные музыкальные коллективы. Вдоль аллеи выстраиваются ярмарочные ряды, как и при императрице, украшенные белоснежной тканью и цветами.
Собранными на Белом цветке средствами были отправлены на приобретении дорогостоящих медикаментов, на оплату операций.
С 2011 года «Белый цветок» возрождён в Москве. С 2013 года «Лига Белого цветка» возрождает праздник в регионах России: в Костроме, Белгороде, Воронеже, Курске, Соликамске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и др. По установленной Государем Николем II традиции, День «Белого цветка» объединяет тысячи людей в делах помощи ближнему: простых людей, предпринимателей, политиков, деятелей культуры и искусства. В подготовке праздника участвуют учебные заведения, православные приходы, мастерские; приносят свои картины художники; известные кафе и рестораны готовят угощения для гостей праздника; с выпечкой, квасом и уникальными рукоделиями приезжают монастыри. Великая радость в сердце, что праздник «Белого цветка», который возродили в Ялте, с каждым годом объединяет всё больше людей из разных городов. Но прежде всего возрождение традиции милосердия служит нам самим - оно умягчает сердца, примиряет друг с другом, низводит на землю мир и свидетельствует о нашем единстве.
(слайд 12)


Правительство Республики Крым также запланировало проведение общекрымского фестиваля благотворительности «Белый цветок», в подготовке которого примут участие несколько крымских городов. Главным событием фестиваля станет проведение «Белого цветка» на набережной Ялты, которое запланировано на 27 сентября 2015 года. Собранные средства так же пойдут на реабилитацию крымских детей-инвалидов с редкими заболеваниями. Подготовка к празднику уже началась.

III. Творческое задание «Законы милосердия»

(слайд 13)


Представьте, что вас пригласили в страну, которой правит милосердный правитель. Поделите класс группы и попросите каждую группу рассказать, какие законы милосердия приняты в этой стране для людей или животных. Какие из этих законов можно применить в классе? (в течение зимы сделать кормушки для птиц; сделать поделки для благотворительной ярмарки в школе, сделать призы для беспроигрышной лотереи и т.д.)
(слайд 14-15)



Милосердие каждый день
1. Один миллионер из Мэриленда в свободное время переодевается Бэтменом и навещает детей в больницах.
2. Этого человека зовут Добри Добрев. Ему 98 лет. Он воевал во Второй мировой войне, был ранен и потерял слух. Каждый день он проходит 10 километров от своей деревни до Софии, где просит милостыню. В Софии все знают и любят этого старика. Недавно стало известно, что все собранные деньги (40 тысяч евро) до последнего цента он отдал на восстановление болгарских монастырей и на то, чтобы оплатить долги местных детских домов. Сам Добри Добрев носит самодельную одежду и живёт на пенсию.

Цель: привить школьникам нравственные понятия милосердия, человеколюбие; развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей; способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развивать нравственные качества и творческие способности; учить связно, грамотно, культурно излагать свое мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, коллективном обсуждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК МИЛОСЕРДИЯ

Цель: привить школьникам нравственные понятия милосердия, человеколюбие; развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей; способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развивать нравственные качества и творческие способности; учить связно, грамотно, культурно излагать свое мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, коллективном обсуждении.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Круг радости .

Учащиеся становятся в круг, поворачиваются попарно лицом друг к другу. Учитель приветствует учеников и предлагает им пофантазировать.

– Представим себе, что наша комната наполнена солнечным светом. Он проник в каждый ее уголок, и она стала веселой и приветливой. Вот солнечные лучи коснулись и нас. Представьте себе, что солнечный свет дарит нам радость, доброту, любовь. Сейчас вы можете сказать друг другу что-нибудь приятное, например: «Я рад, что ты учишься со мной в одном классе», «Я желаю тебе прекрасного и приятного дня», «Я хочу, чтобы у тебя было много хороших друзей».

  1. Актуализация опорных знаний.

Посмотрите друг друга в глаза и улыбнитесь, пожмите друг другу руки. Сейчас мы - одна большая семья. Семья, которая собралась поговорить об очень важном, о том, что волнует многих, живущих на нашей планете. Хотите узнать, что это?

Игра «Слово рассыпалось».

Давайте поставим буквы правильно и получим слово(Милосердие).

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живет в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть в нашей жизни оправдание.

Ребята, как вы понимаете слово МИЛОСЕРДИЕ?(Милое сердце)

- Одно из самых красивых слов на свете - МИЛОСЕРДИЕ. У каждого из вас есть маленькое доброе сердце.

Милосердие- способность миловать, любить, жалеть всем сердцем.

- Как вы понимаете слово СОСТРАДАНИЕ? (Переживать за другого)

Сострадание- с пособность переживать боль другого человека, как собственную.

Какие чувства должны быть в каждом добром сердце?

К кому мы проявляем милосердие? (К пожилым людям, к младшим, к животным, к природе, к слабым, к больным).

Кому нужна наша забота?

Как вы понимаете взаимопомощь?

  1. Первичное усвоение новых знаний.

а) Работа со словарями.

Работая в группах со словарями разных авторов, вы узнаете о лексическом значении слова «милосердие»

Милосердный человек – это человек, у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце, жалеющее и сочувствующее окружающим.

А зачем нам милосердие? Какая в нем выгода?

б) Обсуждение ситуации.

Один мальчик помог чужой бабушке донести домой тяжелую сумку. Это хороший поступок? Поставил он сумку у дверей квартиры и сказал: «Бабушка! Я тебе помог, а ты мне за это дай 10 рублей».

Хорошо ли это? Что здесь плохого? Почему так делать нельзя?

Только та помощь, которую мы совершаем без какой-либо выгоды, и есть милосердие, бескорыстная помощь.

  1. Разминка «Раз, два, три…»

Учитель предлагает учащимся выполнить движения в соответствии с текстом стихотворения.

Раз, два, три, четыре...

Встаньте в круг, друзья, пошире.

Ножки вместе, ручки вбок,

И попрыгаем, дружок!

А теперь все ручки вверх,

Вот как вырос человек!

Раз, два, три, четыре, пять,

Встали все в кружок опять.

Громко скажем: «Здравствуй, друг ,

Приходи в наш общий круг!»

Улыбнемся веселей,

Стали мы еще дружней!

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Игра «Собери пословицу» (работа в группах).

Соединить части пословиц разных народов, которые доказывают, что тема милосердия одинаково близка людям разных национальностей.

Лицом некрасив, да сердцем добр. (Вьетнамская).

Лучше мучиться, чем мучить. (Русская)

Лучше открытый упрек, чем тайная злоба. (Арабская)

Лучше самому терпеть, чем других обижать. (Русская)

Милостивому человеку и Бог дает. (Русская)

На хороший цветок и пчелка летит. (Русская)

Плох тот ветер, который не приносит добра. (Русская)

Против милосердия и меч бессилен. (Японская)

С тобой водиться, что в крапиву садиться. (Русская)

Добро творить – себя веселить. (Русская)

Что в сердце варится, на лице не утаится. (Русская)

Творческая деятельность «Ковер дружбы»

Учитель предлагает учащимся продумать сюжет рисунка или узор и совместно сделать ковер, который будет называться Ковром дружбы. Учащиеся украшают ковер бумажными или тканевыми цветами, бахромой, блестками и др. Во время задания негромко играет музыка. Важно, чтобы каждый ученик самостоятельно украсил какую-то часть ковра.

Учащиеся вместе с учителем придумывают ритуал примирения на Ковре дружбы. Если в классе есть ученики, которые находятся в ссоре, их можно помирить.

Ковер дружбы можно использовать и в дальнейшем, если в классе возникнет какая-либо ссора.

Друзья могут ссориться и мириться, однако самое главное качество друга – это умение прийти на помощь, несмотря ни на какие обстоятельства.

Учитель обращает внимание учащихся на цитату, написанную на доске: «Человек без друзей, что дерево без корней».

· Как вы понимаете эти народные пословицы? (Ответы учащихся).

Споёмте, друзья!

Учитель включает аудиозапись «Песни о дружбе». Учащиеся исполняют песню. слова М.Пляцковского, музыка Б.Савельева

Песня о дружбе

Дружба крепкая

Не сломается,

Не расклеится

От дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит,

Вот что значит настоящий,

Верный друг.

Мы поссоримся,

И помиримся,

«Не разлить водой», –

Шутят все вокруг.

В полдень или в полночь,

Друг придёт на помощь,

Вот что значит настоящий,

Верный друг.

Друг всегда меня

Сможет выручить,

Если что-нибудь

Приключится вдруг.

Нужным быть кому-то

В трудную минуту –

Вот что значит настоящий,

Верный друг!

Страшно жить в обществе, в котором нет милосердия. Поэтому важно пробудить в душах желание делать добро, совершать милосердные поступки. Раскройте в себе такие чувства как – чуткость, сострадание, человеколюбие. Можно ли в себе воспитать милосердие? Как? (Делать добрые дела и совершать добрые поступки). Воспитывайте чувства милосердия к окружающим людям и всему живому на нашей планете.

  1. Рефлексия.

Сегодня я узнал(а) …..

Сегодня я смогл(а) …..

Мне захотелось …..

  1. Итог.

Захотелось ли вам сделать добрые дела? Я желаю всем вам жить среди милосердных людей, и быть, а не казаться милосердными. Хочу подарить памятку «Жизненных правил». Звучит песня «Доброта» (муз. Д.Дунаева, сл. Т.Беловой).

Перед тем как нам расстаться,
И уйти всем по домам,
Хочется нам попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №35»

План – конспект внеклассного мероприятия

«Милосердие»

Тема: «Милосердие»

Цели:

Создать условия для формирования понимания терминов: милосердие, доброта, бескорыстие;

Способствовать развитию духовности, нравственности;

Формирование потребности в доброжелательном отношении к окружающим, развитие навыков проявления сострадания и созидания.

Задачи урока:

Сформировать понимание, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности;

Привить школьникам нравственные понятия милосердия, доброты души, искренности, человеколюбия;

Создать благоприятные условия для атмосферы доброты, сострадания,

Научить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, коллективном обсуждении.

Вид занятия: Проблемно-ценностное общение.

Оборудование: Презентация, видеоролик.

Место проведения: Класс

Время: 30 – 45 минут

Возраст детей: 6-7 лет

Сценарий занятия:

1.Организационный момент (1 мин.)

Учитель: Здравствуйте, ребята, прозвенел звонок. Сначала тихо сядут девочки, а потом тихо сядут мальчики.

2.Объявление темы и цели занятия (5 мин.)

Учитель: Сегодня, дорогие ребята, мы с вами поговорим о милосердии. Как вы понимаете, что такое «милосердие»? Посмотрите, пожалуйста, на экран. Попробуем разобраться, как получилось слово «милосердие». Назовите корень слова. (1 слайд)

Дети: В слове 2 корня, корень «мил» и корень «серд»

Учитель: Молодцы, давайте подберем родственные слова с корнем «мил».

Дети: Милый

Учитель: Кто милый?

Дети: Ребенок, мама, котенок, цветок

Учитель: Корень слова «милый» - «мил» означает «услада, удовольствие, радость». (2 слайд)

3.Экскурс в историю (10 мин)

Учитель: А кому в жизни мы чаще всего говорим слово «милая»? (3 слайд)

Дети: Милая мамочка - мы говорим эти добрые слова своей маме, потому что нам всегда приятно видеть ее.

Учитель: Представьте себя на месте этой девочки, рядом со своей мамой, и загляните в свою душу, послушайте ее. Что вы чувствуете?

Дети: Нежность, сладость в сердце и желание прижаться, чтобы мама нас пожалела. Мы говорим, что мама милует нас. В ее объятиях мы чувствуем себя защищенными, нам уютно и хорошо, потому что мы ей полностью доверяем.

Учитель: Миловать – значит дарить приятное для души, а теперь посмотрите на этого несчастного бездомного котенка. Какие чувства он вызывает в вашей душе?(4 слайд)

Дети: мы чувствуем в сердце жалость к этому котенку, желание пригреть его, покормить, защитить, сделать его жизнь приятной. Наше сердце хочет оказать милость этому котенку.

Учитель: вот вы пожалели котенка, он у вас на руках, доверяет вам. Что чувствует ваше сердце? (5 слайд)

Дети: тогда мы оказываем кому-нибудь милость, т.е. проявляем сострадание, участие, наше сердце испытывает радость.

Учитель: помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его. Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие.(6 слайд) Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. То, что способно творить чудеса, изменять сердце человека и делать его счастливым. Это – любовь. Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.

Учитель: Ребята, сейчас мы с вами посмотрим притчу.

О чем эта притча?

Дети: О том, как человек шел по берегу и увидел мальчика, который пытался спасти морские звезды, человек спросил мальчика: « Зачем ты пытаешься спасти их, ведь это не возможно»? Мальчик ответил: « Что добрые дела нужно начинать с малого»

Учитель: Правильно, ребята, нужно помогать людям, очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое.

А если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг. (7 слайд)

Давайте уберем те значения, которые не соответствуют милосердию.(8слайд)

Дети: убираем слова «месть, злорадство, обида, равнодушие, жадность».

4. Основная часть (20-25 мин)

Учитель: Ребята, сейчас я бы вам хотела рассказать одну сказку.

Однажды среди дремучего леса, в глубине болота родилось равнодушие. Оно пропиталось темными неприятными запахами, насмотрелось на все, что творилось в лесу, и, схватившись за хвост большой птицы, взлетело наверх. Сверху оно увидело большой город. Он понравился равнодушию и захотелось ему попасть туда. Ему хотелось побродить среди шума и гама города, насладиться ревом машин. Но вдруг равнодушие заскучало и стало оно проникать в людей и этим веселиться. Вот бежит мальчишка, а маленькая девочка упала в лужу и плачет. Равнодушие влетает в мальчика, и он пробегает мимо девчушки, да еще и посмеется. А вот идет мужчина, а впереди несет сумки пожилая женщина. Равнодушие влетает и в мужчину, и он проходит мимо женщины, отворачивая голову. Оно стало подлетать ко всем подряд поразвлечься и побезобразничать.

И город как-то быстро изменился. Стало на улицах немноголюдно и хмуро, люди перестали общаться друг с другом, коты и те стали кричать по ночам, ведь их никто не брал в дома, и они пропадали на улицах. Везде валялся мусор, улицы стали черными и грязными. И только один мальчик Сема и его семья не поддавались равнодушию. Стало равнодушие злиться. Следить стало за Семой.

Идет мальчик в школу. Равнодушие обязательно старается влететь в него. Встречает он пожилых людей, но даже если опаздывает, то все равно обязательно поможет. За малышами везде следит: и чтобы чистыми они были, и чтобы не обижали их, и уроки помогал делать. Мимо кошки и собаки не пройдет. Покормит, а кого может, того и домой заберет. В семье у Семы все друг о друге заботятся.

И решило тогда равнодушие поселиться в Семе навсегда, может тогда оно победит. Других уже не надо учить равнодушию. Влетело равнодушие в Сему и стало думать, как же победить? Но Сема не менялся, он был таким же чутким, добрым и внимательным. Но Сема заболел серьезно оттого, что внутри него сидело равнодушие. С каждым днем становилось мальчику все хуже и хуже. Мама показала Сему врачам. Врачи сказали, что у Семы стало каменеть сердце. Стали лечить мальчика, но ничего не помогало.

Но ведь равнодушие уже не гуляло по городу, и люди стали прежними. Их сердца оживали, и весь город как бы проснулся.

И люди всего города пришли к Семе, потому что это он спас город от черствого равнодушия. Все разговаривали с мальчиком и благодарили его. И вдруг Сема вздохнул глубоко, и вылетело из него темное облако, которое сразу же рассеялось. Сема сразу почувствовал себя лучше, а равнодушие исчезло. Стал город опять светлым, шумным и веселым.

Учитель: Ребята, скажите, а почему именно в Семе захотело поселиться равнодушие?

Дети: Потому что Сема всегда всем помогал, а равнодушию это не нравилось.

Учитель: Ребята, почему изменился город?

Дети: Потому что равнодушие начало вселяться в людей, и они становились безразличными ко всему.

Учитель: Как можно бороться с равнодушием?

Дети: Нужно помогать другим.

Учитель: милосердие подвигает нас на доброделание. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости. Можно искать радости во внешнем – играть в футбол, ходить в кино, лакомиться сладостями... Но, как вы думаете, надолго ли такая радость остается в нашем сердце?

Дети: такая внешняя радость быстро проходит, она не поселяется в нашем сердце. А когда бескорыстно помогаешь другому человеку, душа озаряется светом и этот свет остается в твоем сердце навсегда. И чем больше ты совершаешь добра, тем светлее у тебя на сердце.(9слайд)

Учитель: Наверное, с каждым из нас было такое, что когда мы совершили что-то недоброе или поссорились с другом, на душе стало скверно, сердце разрывалось от боли и хотелось, чтобы к нам проявили милость. Подумайте, что мы имеем в виду, когда желаем милости к себе?(10 слайд)

Дети: Мы хотим, чтобы нас простили. Мы хотим мира. Мир лечит душу. Но если мы хотим, чтобы нас прощали, то, значит, и других мы должны учиться прощать, особенно, если у них случилась беда. Любовь начинается с прощения.

Учитель: Даже если этот человек виноват лично перед тобой, все равно в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи. Нельзя поступать по принципу: «Как ты ко мне, так и я к тебе!» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!» Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие. Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. (11 слайд)

5. Подведение итогов (5-7 мин)

Учитель: А как вам кажется, легко ли стать милосердным?

Дети: Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь…), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным. (12 слайд)

Учитель: У лягушки очень необычно устроены глаза: они видят только движение и не замечают неподвижные предметы. Лягушка видит полет комара. И она видит траву и камни, если движется сама. Так устроена и наша совесть: если человек не трудится, никому не помогает, то совесть все более слепнет. Человек перестает видеть смысл в своей жизни.(13-15)

Ребята, что такое милосердие?

Дети: Милосердие - это сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Оно проявляется в делах любви. Учитель: Ребята, давайте ко всем относиться милосердно, и тогда все также будут обращаться с вами. (16 слайд)

Доброта и милосердие

Час общения: "Доброта и милосердие творят чудеса"

Цель: расширять представление об общечеловеческих ценностях и нравственных качествах человека.

Задачи:

1. Продолжить знакомство учащихся с понятиями «Добро» и «Милосердие»

2. Способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу.

3. Воспитывать стремление помогать окружающим, совершать добрые и честные поступки.

Ход мероприятия:

1. Орг. момент.

Итак, друзья, внимание -

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок.

- Ребята, сегодня мы поговорим о таких человеческих качествах как доброта и милосердие. Ведь они не разделимы. И отправимся в удивительную страну

Доброты и Милосердия.

Слова эти серьёзные,

Главное, важные.

То, что значат они,

Очень нужно для каждого

В них забота и ласка,

Тепло и любовь.

В них стремление

На помощь прийти

Вновь и вновь.

Эти качества в сердце

У многих живут

И от боли других

Позабыть не дают.

И они поважнее,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Милосердие и доброта.

2. Беседа. Что такое добро и милосердие?

Что такое доброта и милосердие? И какой человек может называться добрым и милосердным? Об этом и будет наш сегодняшний разговор.

Добро – это когда люди содействуют, помогают, дарят нам возможность почувствовать себя богаче, счастливее, увереннее в жизни.

А что такое доброта? Это милосердие, помощь, взаимовыручка.

По словарю Ожегова:

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

По историческому словарю:

Милосердие - сострадание, сердечное участие, различного рода помощь, благотворительность по отношению к больным и нуждающимся.

Милосердный обращает свое внимание на нужду ближнего и забывает себя, чтобы ему помочь. Милосердными мы должны быть к животным, птицам.

Давайте теперь прочтем, что говорили о доброте известные люди.

Небесные сокровища.

- Это правда, что у Бога в небесах сокровищ много?

Верно, их чудесный свет озаряет белый свет!

Может, денег накопить,

Может, что-нибудь купить?

Что ты! Бог не продает, он их даром раздает.

Только руку протяни и считай: они твои!

Что получим мы с тобой из небесной кладовой?

Прежде Бог дает нам ВЕРУ –

Нашей праведности меру.

Как жемчужина, она света Божьего полна.

Кто ж смирению обучен,

Бог тому вручает ключик –

Не простой, а золотой!

Ключ зовется ДОБРОТОЙ.

Доброта ведет к ДОВЕРЬЮ,

Открывает к сердцу двери,
Чтоб НАДЕЖДУ людям дать,

Помогать и сострадать.

Что еще есть в кладовой?

- МИЛОСЕРДЬЕ и ПОКОЙ.

Драгоценными камнями воссияли перед нами.

Но сокровища твои ты от ближних не таи.

Щедрым будь, делясь со всеми –

Богатеешь в то же время!

Посмотри, как ты богат!

Ты открыл духовный клад:

Изумрудом блещет РАДОСТЬ,
Как алмаз, ТЕРПЕНЬЕ рядом.

И прекрасный, как сапфир, озарят душу МИР.

Но ЛЮБОВЬ всего сильней,

Драгоценней всех камней.

Ярче солнца в сердце светит, согревая всех на свете.

Лишь в ЛЮБВИ душа живая, и сама как кладовая.

Оскудеет ли она, если в ней добра сполна.

Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течении столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.

Ребята, а встречали и совершали в жизни добро? А зло?

Да, иногда люди совершают не только хорошие поступки. Мы живем с вами на планете Земля. И коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела.

Послушайте притчу о непослушном сыне. (о столбе с гвоздями).

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей
Но зло творится без труда
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь.
Рождает птица птицу
От доброго - добро
От злого - зло родится.

Добро, коль не было б оно мало

Гораздо лучше, чем большое зло.

Чтобы выработать у себя доброе отношение к людям надо следовать правилам доброты.Есть правила для учащихся.

Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты? Давайте попробуем вместе составить правила доброты.

3. Правила доброты. Волшебные слова.

Давайте зачитаем ваши правила.

1. Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений

2. Любить людей знакомых и незнакомых.

3. Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям

4. Делать добро для близких, друзей.

5. Не завидовать.

6. Не вредничать.

7. Не грубить.

СИЛА СЛОВА

Не стыдитесь, не ленитесь, сейте доброе вокруг. Поклонитесь, улыбнитесь, незнакомец он иль друг.

« Я желаю вам здоровья,

Ах, какой чудесный день!» -

Это все не пустословье и совсем не дребедень.

Слово лечит, слово греет, слово

силы придает,

С ним дождливый день светлеет,

И трава быстрей растет.

Слово доброе поддержит и поможет в трудный час.

И с любовью и с надеждой все

получится у вас.

Оглянитесь, присмотритесь:

Солнце яркое с утра.

Не скупитесь, торопитесь делать добрые дела.

Не бросайтесь злыми словами,

Лишь бы так и в кого - все

Слово злое жестокостью ранит и опаснее пули оно.

Пуля может уйти от цели, изменив траекторный полет.

Слово злое же точно по цели в сердце метко без промаха бьет.

Будем стараться воспитывать в себе это чувство и соблюдать эти правила. Ведь поступать по законам доброты – это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках. А для их свершения необходимо знать вежливые слова. Давайте их вспомним.

Растает даже ледяная глыба от слова теплого … спасибо.

Зазеленеет старый пень, когда услышит… добрый день!

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … спасибо.

Когда нас бранят за шалости, говорим… прости, пожалуйста.

Доброта к людям, природе.

Многим в жизни мы обязаны своим родителям, своим мамам, бабушкам. У мамы самые добрые и ласковые руки, самое верное и чуткое сердце. В нем никогда не гаснет любовь, оно никогда не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд.

В доме добрым делом занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты,

Что от этой доброты

Приживаются цветы,

Рыбки, ежики, птенцы.

Я тебе отвечу прямо:

Это - мама.

(В. Никерова

Наши доброта и человечность должны проявляться по отношению не только к людям, но и ко всему живому.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть.

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Наша русская природа полна прелести. Она трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Природа дарит людям радость, здоровье, душевное спокойствие. К природе надо относиться бережно.

Я хочу, чтоб все смеялись.

Чтоб мечты всегда сбывались,

Чтобы детям снились радостные сны,

Чтобы утро было добрым,

Чтобы мама не грустила,

Чтобы в мире не было войны.

Песня « Дорога добра»

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к

человеку, животному, птице с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, в транспорте, на природе?

Как вы думаете, легко или трудно быть добрым? (Ответы детей).

Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце.)

Но ребята надо помнить, что

Добрым быть совсем-совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.

Судить человека надо по его делам.

-Кто же такой добрый человек?

Добрый человек – это тот, кто

Любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

Любит природу и бережет ее.

Вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим

Любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.

Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.

Добрый человек должен иметь доброе сердце.

Сказка о цыпленке.
Жил – был беспокойный цыпленок. Однажды он спросил у своей мамы: «Что такое доброта?» «Ты еще маленький. Подрастешь – узнаешь,» - сказала мама. Но цыпленок был нетерпеливый. Он хотел поскорее узнать ответ и отправился в путь, чтобы найти его. По дороге он встретил плачущую козу, которая попросила его найти потерявшегося козленка. «Мне некогда, - сказал цыпленок. – Я хочу узнать, что такое доброта.» И он побежал дальше. На поляне он увидел девочку, которая пыталась достать шарик, повисший на дереве. «Цыпленок, цыпленок, помоги мне, пожалуйста, достать шарик,» - попросила девочка. «Мне некогда, - сказал цыпленок. – Я хочу узнать, что такое доброта». «А я знаю, что такое доброта. Мне мама часто рассказывает про добрых людей». «Расскажи мне тоже.» - попросил цыпленок. «Сначала достань шарик». Цыпленок взлетел и достал шарик. «Вот ты и сделал доброе дело. Это и есть доброта». «Так просто?» - удивился цыпленок.

Узнал ли цыпленок, что такое доброта? В чем выражается доброта?

Работа с пословицами о добре.

В народе существует множество пословиц и поговорок о добре.

Собери пословицу и объясни значение.

Вслушайтесь в пословицы русского народа о доброте. Как вы их понимаете?

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Не одежда красит человека, а добрые дела.

Доброе дело само себя хвалит.

Добрые вести прибавят чести.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Делай другим добро – будешь сам без беды.

Добрый человек в добре живет век.

Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.

Добрые умирают да дела их живут.

Красота до вечера, а доброта навеки.

Живи добрее, будешь всем милее.

Молодцы! Хорошо знаете пословицы!

Игра «Сказка».

Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема

добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем с вами в игру.

Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Царевна лебедь, Баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина.)

А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

Давайте улыбнемся друг другу, забудем все плохое и постараемся быть добрыми и мудрыми.

Притча о мудреце. (видео -запись)

В заключении послушайте одну известную, восточную притчу и определите ее смысл.

“Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу - ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”.Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”

Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”

Жизнь – это благо, это дар, который дается человеку лишь однажды. И только от него самого зависит, каким содержанием наполнит он свою жизнь.

Действительно все в наших руках. Добро, сотворенное нашими руками, принесет чудо.

1. Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою Доброты,
И радость помоги найти кому-то.

4. Как праздник, как счастье, как чудо
Идет доброта по земле,
И я про нее не забуду,
Как я забываю о зле.

Заключительное слово учителя

Замечать тех, кто рядом с тобой, прощать, дарить радость маме с папой, бабушке и дедушке, взрослым и своим друзьям – только и всего, что требуется от вас!

Ведь каждый человек мечтает, чтобы его окружали хорошие, добрые люди. А для этого и самому нужно быть таким же. Пусть в сердце каждого из вас поселятся доброта, отзывчивость, милосердие, забота и другие хорошие качества.

В память о нашей встрече мне бы хотелось подарить вам маленькие «сердечки», которые напоминали бы вам совет мудрого Лиса: « Главного глазами не увидишь, зорко лишь одно сердце ».

И я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми.

А теперь встаньте в круг, возьмитесь за руки – это руки друга. Положите руки на плечи. Это плечо друга, на которое можно опереться в трудный момент. Помните об этом!

Песня «Ты да я да мы с тобой»

ЧАС ОБЩЕНИЯ:

ДОБРО И МИЛОСЕРДИЕ ТВОРЯТ ЧУДЕСА»