Урок по литературе на тему "Думайте сердцем!" (урок - размышление по рассказу В.А. Солоухина "Мститель")

Класс: 11

Цель: Через исследование событий помочь осмыслить конфликт рассказа.

Задачи.

Образовательная:

  • знакомство с творчеством В. Солоухина;
  • самостоятельное осмысление учащимися событий в их взаимосвязи, характеров героев.

Развивающая:

  • р азвитие навыков критического мышления, мотивации выбора решения;
  • обогащение опыта эмоциональных переживаний учащихся;
  • развитие устной и письменной речи учащихся, умение работать с таблицей.

Воспитательная: воспитание думающих, отвечающих за свои поступки людей, умеющих радоваться победе над самим собой.

1. В. Солоухин. Рассказ “Мститель” - не дочитывать до конца 2 абзаца.

2. Тип урока - углубление и корректировка восприятия произведения в процессе его анализа.

4. Вид - развитие критического мышления.

5. Методы обучения - аналитически – оценочный, поисковый.

6. Формы работы учащихся - работа в парах; работа с таблицей и художественным текстом, выразительное чтение, беседа.

7. Самооценка, взаимооценка.

8. Художественный программный текст, таблица “Стратегия

критического мышления”.

9. “Обучение жизненно – важным навыкам”, Н. П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт. С.- П., Образование – культура, 2002 год.

План урока.

1. Вступительное слово - 2-3 мин.

2.Беседа с классом - 4 мин.

3. Аналитическая работа по тексту - 20- 22 мин.

4. Выразительное чтение рассказа - 4 мин.

5. Рефлексия - 6-7 мин.

6. Вывод - 3 мин.

7. Итог - 2 мин.

8. Д/з. - 1 мин.

Ход урока

Детство не только яркая,
но и очень ответственная пора.
В. Солоухин

Вопросы к уроку: (запись на доске)

На что похожа месть?

Почему рассказ назван “Мститель”?

I. Слово учителя о писателе. (Используется вступительная статья учебника литературы)

II. Беседа с классом.

Какого цвета ваше настроение? / учащихся на партах цветные лепестки из бумаги, они приклеивают их на общий лист в виде цветка. Значение цветов дети уже знают. Если нет - есть возможность сейчас об этом поговорить/.

(Значение цветов: Синий - умение сопереживать, жёлтый – изменчивость, красный – воля к победе, зелёный – упорство, способность к критическому анализу, фиолетовый – желание нравится, коричневый – отсутствие удовлетворённости, чёрный – болезненность переживаний, белый – ожидание изменений.)

Какие ассоциации вызывает у вас слова месть, мститель? (Месть - намеренное причинение зла с целью отомстить за обиду)

Знакомо ли вам чувство, которое испытывает герой в начале рассказа?

Бывали ли в вашей жизни подобные ситуации? Каким был их финал?

Работа с эпиграфом

Согласны ли вы с высказыванием Солоухина о роли детства в жизни человека?

III. Аналитическая работа по тексту (с применением таблицы “Стратегия критического мышления”) - работа в парах.

1. Выделите в тексте проблему

(Внутренний конфликт: желание отомстить – нежелание бить доверчивого приятеля, т.е. детская обида - умение прощать, принять правильное, мудрое решение).

2. Опишите проблему

Вспомогательные вопросы:

Кто из героев вам более симпатичен?

Почему? Каковы герои?

  1. Витька. Потому что он наблюдателен, находчив, с ним интересно, он многое умеет, доверчив.
  2. Рассказчик. Потому что он, хоть и обидчив, но горд, не любит плакать, не умеет бить беззащитного, умеет принимать правильные решения, умеет видеть красоту простых вещей.)

Итак:В чём проблема героя?

(Рассказчик хочет отомстить за обиду, но всё время отодвигает, оттягивает этот момент.)

3. Определение вариантов решения проблемы

(А) побить Б) простить)

4. Решение проблемы

Вспомогательные вопросы:

Какой из вариантов, на ваш взгляд, наилучший? Почему? (Простить, потому что при мысли о мести у Витьки “под ложечкой начинает ныть и сосать”. Он радуется любой отсрочке мести.)

Как поступили бы вы?

Что лежало в основе плана мести героя? (Обман)

Назовите этапы решения проблемы рассказчиком. (1. Обида. 2. “Злодейский замысел”. 3. Искусственное разжигание обиды. 4. Интерес к предложениям Витьки. 5. Общие интересы.)

IV. Выразительное чтение рассказа до конца

5. Рефлексия

Был ли финал рассказа неожиданным для вас?

Что помогло тебе принять решение, близкое к авторскому? (Почему ты ошибся?)

Почему рассказ назван “Мститель”? (В названии звучит авторская ирония: несочетаемость грозного названия и финальной фразы: “Мне делается легко и приятно от принятого решения не бить Витьку” …)

Довольны ли вы таким финалом? (Выбор решения - важный момент в жизни каждого человека. Правильный выбор нужно учиться делать с детства. Витька - молодец. Он помог разобраться в своих чувствах рассказчику, который может теперь себя уважать.)

Изменился ли цвет вашего отношения к героям? Наклейте лепестки нового цветка.

Чем он отличается от прежнего? Почему?

Сделайте комплимент тому ученику, чьи ответы вам понравились больше всех (3-4 уч-ся)

Д/з: Дать ответ на вопрос: На что похожа месть?

Какие уроки извлёк рассказчик из этой истории?

Стратегия решения проблем
(приёмы критического мышления)

Шаг Содержание работы с текстом Мои наблюдения
1. Выделите в тексте проблему (Какой главный вопрос должны решить герои?)
2. Опишите её. (Выявите суть вопроса). Какой важной информацией снабдил вас автор?
3. Определите варианты подходов к решению проблемы. (Каковы, на ваш взгляд, два главных способа выхода из создавшейся ситуации?)
4. Действуйте. (Предложите решение.) Какой из выбранных вами способов наилучший? Почему?
5. Сделайте вывод:

2) Что помогло вам принять решение (информация в тексте, собственные дополнительные знания)

3) Что помешало (невнимательно читал, не проанализировал ситуацию, не хватило фантазии, знаний, собственного опыта.)?

Владимир Алексеевич Солоухин современный писатель, автор многих замечательных произведений о природе и искусстве. В ряде его рассказов хорошо представлен мир детства, показано формирование личности современного человека.
Название рассказа «Мститель» привлекает своей загадочностью.
Первая мысль, возникающая у читателя, скорее всего, о том, что в сюжете скрыта какая-то интрига, обман и месть за этот обман. Можно предположить, что далее начнется детективная история. Читатель фантазирует, представляя развязку сюжета, видит себя на месте мстителя, творящего добро и одновременно наказывающего зло.
Но что мы видим: история не о неуловимых мстителях, сюжет проще, но рассказ читается с не меньшим интересом.
Главные герои - школьники, учащиеся одной школы, одного класса. Один из них Витька Агафонов, другой, судя по повествованию от первого лица, - автор. Этот рассказ - воспоминание детства с последующим переосмыслением.
В основе новеллы лежит конфликт-интрига.
Работая на пришкольном участке, ученики «веселились», насаживая комья земли на гибкие прутья и бросая слепленные шарики в воздух. Один комок, брошенный Витькой, возможно нечаянно, а может, и специально, попадает рассказчику в спину. С этого момента начинается внутренний конфликт. Героем овладевает обида, злость, а затем в его сознание закрадывается мысль о мести.
К счастью, дети могут вовремя остановить себя. Они боятся отвечать за свои поступки перед взрослыми. Отчасти поэтому умысел рассказчика не осуществляется. Возможно, герою было тяжело ударить по спине человека, который доверял ему. Тем более ударить по спине было бы не по-мужски. Потерпевший отказывается от возмездия, он сумел простить обидчика и тем самым облегчил себе жизнь. «Мне делается легко от приятного решения не бить Витьку. И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели».
В настоящее время многие конфликты, возникающие между взрослыми людьми, имеют трагический финал. Взрослого человека, мечтающего отомстить, вряд ли что может остановить. Он пойдет на все.
Новелла - художественно рассказанная жизненная история. Язык прост, нет никаких двусмысленных фраз и выражений. Автор развивает сюжет по возрастающей линии. Описание обстановки, места действия сюжета сменяется развитием конфликта: размышлением о мести и пониманием того, что мстить не обязательно. Ведь мстить может каждый, но простить - только духовно сильный и благородный человек.
Что-то общее есть у этой новеллы с «Преступлением и наказанием» Достоевского. Раскольников обижен и зол, но, в отличие от ребенка, он приговаривает к смерти старуху и исполняет свой приговор. Такой финал противоречит моим нравственным устоям, ведь жизнь дал нам Бог, и только он вправе отобрать ее у нас.
На мой взгляд, «Мститель» подражает отпетым бандитам, заманивающим свою жертву в лес, туда, где их никто не увидит. Что это? Трусость? Или, наоборот, смелость?
Каждый судит по-своему. Но я убеждена в одном: для человека тяжелее простить обидчика, чем наказать его.

Владимир Алексеевич Солоухин современный писатель, автор многих замечательных произведений о природе и искусстве. В ряде его рассказов хорошо представлен мир детства, показано формирование личности современного человека.
Название рассказа “Мститель” привлекает своей загадочностью. Первая мысль, возникающая у читателя, скорее всего, о том, что в сюжете скрыты какая-то интрига, обман и месть за этот обман. Можно предположить, что далее начнется детективная история. Читатель фантазирует, представляя развязку сюжета, видит себя на месте мстителя, творящего добро и одновременно наказывающего зло.
Но что мы видим: история не о неуловимых мстителях, сюжет проще, но рассказ читается с не меньшим интересом. Главные герои – школьники, учащиеся одной школы, одного класса. Один из них Витька Агафонов, другой, судя по повествованию от первого лица, – автор. Этот рассказ – воспоминание детства с последующим переосмыслением. В основе новеллы лежит конфликт-интрига. Работая на пришкольном участке, ученики “веселились”, насаживая комья земли на гибкие прутья и бросая слепленные шарики в воздух. Один комок, брошенный Витькой, возможно нечаянно, а может, и специально, попадает рассказчику в спину. С этого момента начинается внутренний конфликт. Героем овладевают обида, злость, а затем в его сознание закрадывается мысль о мести.
К счастью, дети могут вовремя остановить себя. Они боятся отвечать за свои поступки перед взрослыми. Отчасти поэтому умысел рассказчика не осуществляется. Возможно, герою было тяжело ударить по спине человека, который доверял ему. Тем более ударить по спине было бы не по-мужски. Потерпевший отказывается от возмездия, он сумел простить обидчика и тем самым облегчил себе жизнь. “Мне делается легко от приятного решения не бить Витьку. И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели”.
В настоящее время многие конфликты, возникающие между взрослыми людьми, имеют трагический финал. Взрослого человека, мечтающего отомстить, вряд ли что может остановить. Он пойдет на все.
Новелла – художественно рассказанная жизненная история. Язык прост, нет никаких двусмысленных фраз и выражений. Автор развивает сюжет по возрастающей линии. Описание обстановки, места действия сюжета сменяется развитием конфликта: размышлением о мести и пониманием того, что мстить не обязательно. Ведь мстить может каждый, но простить – только духовно сильный и благородный человек.
Что-то общее есть у этой новеллы с “Преступлением и наказанием” Достоевского. Раскольников обижен и зол, но, в отличие от ребенка, он приговаривает к смерти старуху и исполняет свой приговор. Такой финал противоречит моим нравственным устоям, ведь жизнь дал нам Бог, и только он вправе отобрать ее у нас.
На мой взгляд, “Мститель” подражает отпетым бандитам, заманивающим свою жертву в лес, туда, где их никто не увидит. Что это? Трусость? Или, наоборот, смелость?
Каждый судит по-своему. Но я убеждена в одном: для человека тяжелее простить обидчика, чем наказать его.

Сочинение по литературе на тему: Рецензия на рассказ В. А. Солоухина “Мститель”

Другие сочинения:

  1. Владимир Алексеевич Солоухин современный писатель, автор многих замечательных произведений о природе и искусстве. В ряде его рассказов хорошо представлен мир детства, показано формирование личности современного человека. Название рассказа “Мститель” привлекает своей загадочностью. Первая мысль, возникающая у читателя, скорее всего, о Read More ......
  2. Жеребенок входит в цикл Донские рассказы М. А. Шолохова, написанный во второй половине двадцатых Годов. Сам автор родился, вырос и провел большую часть своей жизни на Дону, был свидетелем и Непосредственным участником тех собутий гражданской войны, который он описал в Read More ......
  3. Многие знают и любят рассказы В. М. Шукшина. Маленькие жизненные ситуации, на которые никто бы не обратил внимания, вошли во всеми любимые сборники коротких рассказов. Простые и понятные, они заставляют думать. Рассказ “Материнское сердце”, о котором я хочу поведать, не Read More ......
  4. В нашей семье давно хранятся подшивки так называемых толстых журналов. Мне стало интересно, что же в восьмидесятые годы печаталось в них. Я прочла несколько номеров “Юности” за 1987-1988 годы, и среди них обратила внимание на рассказ В. Ерофеева “Галоши”, на Read More ......
  5. “Нам незачем наши сердца холодить; И так уж на улице вьюга”. (С. Куняев) Каждый писатель в своих произведениях пытается отразить жизнь того Времени, в котором он живет. Великие писатели никогда не приукрашивают Жизнь, описанную ими в своих произведениях. Так в Read More ......
  6. Из всех рассказов М. Горького, прочитанных мной в рамках школьной программы, “Макар Чудра” оставил наиболее глубокий след в моей душе. Во-первых, в этом произведении меня привлекла поэтическая история любви, положенная в основу сюжета, а во-вторых, какой-то особый дух свободы, наполняющий Read More ......
  7. Ценность рассказа состоит в очень реалистичном и достоверном изложении событий. Жизнь и смерть Матрены Захаровой показаны такими, какими они были на самом деле. Название рассказа имеет несколько значений. Название рассказа показывает читателю, что на его страницах будет идти речь о Read More ......
  8. В последние годы история России подвергается переосмыслению и, прежде всего это коснулось событий революции и гражданской войны. Нет уже у людей былого восхищения подвигами красной армии, резкого неприятия белого движения. Но еще тогда, в те далекие 20-е годы, многие писатели Read More ......
Рецензия на рассказ В. А. Солоухина “Мститель”

Тема урока : Нравственная проблема выбора в рассказе В.Солоухина «Мститель» Цели урока : развитие умения самостоятельно формулировать проблему произведения, стоящую перед героем изучаемого произведения; анализировать поступки героев и соотносить их с поступками своих сверстников, прогнозировать поведение литературных героев и выбирать оптимально приемлемый вариант решения конфликта.Оборудование урока: текст рассказа (разбитый на части), лист ватмана, маркеры, компьютер, медиапроектор, экран, лист для разрешения проблемы.

Ход урока

  1. Стадия вызова ( Индивидуальная работа, работа в минигруппах)
Показ слайда №1 «Гнев – плохой советчик» 1. Учитель: Как понимаете смысл пословицы «Гнев – плохой советчик»? Ответы детей: - В гневе нельзя принимать важные решения. - В гневе человек часто не понимает, что делает, руководствуется чувством мести. - Можно не разобравшись, когда сильно разозлишься, обидеть невинного человека. - Когда ты сильно злишься на кого-нибудь, трудно в такой момент правильно поступить, а пройдёт время, обдумаешь всё, взвесишь, злость поутихнет, и ты можешь совершенно другое принять решение – мирное. - Мы с мальчишками подрались, и маму вызвали в школу. Ей всё Наталья Ивановна рассказала. Мама, конечно, разозлилась на меня и хотела меня наказать. Домой пришла, со мной долго беседовала, сказала мне: «Такая злая была за твой поступок, но пока шла, вся злость пропала». А мне стыдно было за своё поведение.2. Скажите, какие чувства вы испытываете, когда вас обижают? Ответы детей: - Слёзы наворачиваются, хочется плакать, особенно если не виноват. - Такая досада берёт, очень переживаю, себя становится жалко. - Злюсь не на шутку, жду удобного случая, чтобы сдачи дать. Злость постепенно проходит, и самой становится легче, что никого не обидела. - А я не терплю, когда меня обижают, сразу даю сдачи. Надо уметь за себя постоять. - Мне отомстить хочется, но злость проходит, и я прощаю обидчика. - Я сразу злюсь, хочется ударить, сдачи дать.3.С каким цветом ассоциирует слово «месть»? (на доску прикрепить овал того цвета, который выберут дети ). Большинство детей выбирают овал красного цвета, объясняя, что красный цвет - цвет тревоги. (Из 12 детей красный выбирают 8, 4 – чёрный)4. А с каким словом у вас ассоциирует слово «месть»? Составляется кластер . (Приложение №1)Дети называют: Наказание и страх, борьба, война, страшное горе,драка, слёзы, убийство, тревога и ожидание, смерть и слёзы невинных.Вывод : слово «месть» вызывает грустные, тревожные ассоциации.4. А кто задумывает месть? От кого зависит замысел, исход мести? Ответы детей: - Всё зависит от нас. - На мой взгляд, тот виноват, кто затевает ссору. - Я думаю, тот задумывает месть, кого обидели. - Но и тот, кого обидели, и тот, кто обидел. - Можно одним словом сказать - Человек!- Человек. Конечно, от нас, от людей зависит выбор, решение мстить или простить своего обидчика.
    Стадия осмысления ( Индивидуальная работа)
1.Прогнозирование по названию рассказа Учитель: Сегодня мы познакомимся с содержанием рассказа В.Солоухина «Мститель». Как вы думаете, о чём этот рассказ? Кто герои? Когда происходят события: в военное или мирное время?Гипотезы учащихся: - Я думаю, что события происходят в годы войны. За погибшего отца начинает мстить сын. - А думаю, что автор написал о партизанской войне, когда мстили фашистам за убитых, за сожжённые деревни, разрушенные города. - А может, о войне в Чечне. По телевизору показывали, как мальчишка с автоматом мстил за погибшего брата. - Месть может быть и в мирное время. Я считаю, что в рассказе пойдёт речь о мести за обиду, нанесённую взрослому человеку в наши дни. - Ученики что-то не поделили и поссорились, а потом подрались. Обидно было тому, кто в драке оказался слабее. Он решил отомстить, собрал своих друзей и …Показ слайда № 2, 3 «В.Солоухин. Рассказ «Мститель» 2.Чтение со стопами рассказа В.Солоухина «Мститель». (3 отрывка Приложение № 4) Учитель: А теперь узнаем, о чём рассказ «Мститель». Задание : заполнить в ходе анализа таблицу «Лист для решения проблемы» (у каждого ученика таблица на столе) (Приложение №2 и №3 – образцы незаполненной таблицы и заполненной к концу занятия) Выслушиваются все варианты и в общую таблицу на доске вписывается наиболее удачный.Вопросы для анализа содержания рассказа. 1. В какое время происходят события рассказа? Ответы детей: - События происходят в мирное время. - события происходят осенью во время уборки урожая.2.Кто герои рассказа? Ответы детей: - Герои рассказа – наши ровесники. - Герои рассказа – два одноклассника. - Два друга.3.Найдите ключевые фразы, отражающие чувства, которые дети испытывали при одном только известии «завтра на картошку». Какие это чувства? Ответы детей: - «чудесное занятие», «выпала удача» (Показ слайда №4 «Денёк стоял на редкость») - Чувство радости - Ощущение полной свободы.4. Какой приём использует автор, когда сравнивает занятия в школе с работой на поле? - антитеза (противопоставление: «чудесное занятие» - «унылый класс» (эпитеты)5. Какие краски преобладают в описании осеннего дня? Ответы детей: - Голубые, золотые, серебряные (Показ слайда №5 «…сделанный из голубого с золотым») - Светлые, солнечные. - Вызывающие чувство радости.6. Какие языковые средства использует автор при описании осеннего дня? - Эпитеты: (вспоминаем определение) «серебряные ниточки паутинок», «золотисто-голубой воздух» - Метафору (вспоминаем определение) «денёк, сделанный из золотого с голубым»7.Как вели себя дети на природе? Ответы учащихся: -Дети веселились, потому что не в школе были, ощущали полную свободу. - Они радовались, придумали игру. - Никто друг друга не обижал. - Все были счастливы, потому что последние тёплые деньки стояли, хотелось после лета ещё побегать, а не сидеть за партами в школе.8.Какую проблему должен решить герой? (в формулировке не должно быть отрицательных частиц НЕ и НИ.) Формулировка проблемы вписывается учащимися в таблицу. (Дети работают в минигруппах)Запись у детей: - Как правильно поступить. - Что делать, если тебя обидели. - Какое принять правильное решение в сложившейся ситуации. - Что делать, если тебе сделали незаслуженно больно. - Как отомстить обидчику. - Как правильно поступить: отомстить или простить.Запись на доске: Как правильно поступить в сложной ситуации выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания?9.Какой информацией снабдил нас автор? - дал сравнение занятий в школе с копкой картофеля (приём антитезы) - дал описание сентябрьского дня (эпитеты, метафора); - рассказал о поступке Витьки Агафонова; - показал состояние героя, его переживания (внутренний монолог).10. От чьего имени ведётся рассказ? - От имени мальчика, которого обидели.9. Как называется в литературе приём, когда даётся речь, размышления или переживания одного героя? Какую роль играет данный приём в тексте? Ответы учащихся: - Монолог. (Повторить определение монолога)- Монолог - развёрнутое высказывание одного лица. Внутренний монолог – передача мыслей, психологических переживаний героя, которые не произносятся вслух. -Такой приём помогает автору передать более достоверно и тонко состояние и переживания героя.10. Чем была нарушена мирная игра? - Витька Агафонов обидел исподтишка, незаслуженно своего одноклассника.11.Какое определение подбирает герой к слову «происшествие»? - «маленькое»12. Подберите синонимы к слову «маленькое» - Незначительное, незапоминающееся, непамятное, необидное.13. Каким оказалось происшествие для самого героя? - Запомнившимся надолго. - Очень впечатляющим.- Каким-то глобальным, потому что мальчик не мог дальше со всеми радоваться, ему весь мир показался мрачным. Он никого не замечал, погрузился в свою проблему. - После нанесённой обиды мальчик не мог со всеми уже радоваться, хотелось плакать.14.Проследите по тексту этапы переживания мальчика. было больно «многочисленные лучистые солнышки заструились у меня в глазах» обидно от несправедливости «губа предательски задёргалась»15.Оцените поступок Витьки Агафонова. Какие ключевые фразы помогают нам оценить этот поступок? - «тайком», «подкрался сзади». - Нечестно, подло Витька поступил. - Он не по-товарищески сделал, сподличал.Прогнозирование. 1. Как, на мой взгляд, можно решить эту проблему? .Заполнение третьей графы листка решения проблемы . (время на обдумывание) Записи учащихся: - Дать сдачи, чтобы почувствовал силу и больше не обижал тайком. - Отомстить, чтобы знал, как больно бывает другим. - Месть ничего не решит. Злоба всегда порождает злобу. - На зло нельзя злом отвечать, а то получится замкнутый круг. - Надо помириться, они ведь одноклассники. - Я думаю, мирно надо разрешить проблему. На доске запись: Мнения разные: отомстить (в 2 карточках), мирно разрешить конфликт (в 4 карточках).2. Чем закончится история, на ваш взгляд? Ответы учащихся: - Я думаю, что мальчишки подерутся, а потом помирятся. - Мне кажется, что Витьку надо проучить, чтобы подло так не поступал. Но всё равно хотелось бы, чтобы они друзьями остались. - Сдачи даст Витьке мальчишка, потому что сильно обидел Витька его. - А я думаю, что герой добрый и простит Витьку. - Зло у обидевшегося пройдёт, и помирятся. - С кем не бывает, когда разозлишься: строишь планы мести, а потом зло проходит, обида сама собой куда-то улетучивается, и мир наступает. Помирятся мальчишки, им ещё учиться в одном классе.Чтение второго отрывка . 1.Что решает сделать герой? - Разработал план мести.Заполнение 4 графы листка решения проблемы 1. Как разрешил проблему автор? 2. Были ли ситуации, когда мальчик мог отомстить Витьке? Найдите фразы, подтверждающие ваши предположения.Ответы учащихся: (Показ слайда №6 «Сколько было удачных моментов отомстить) - Герой всё время оттягивает момент мести. - При мысли о мести у него «под ложечкой начинает сосать и ныть». - Радуется любой задержке осуществления мести («Чтобы мне ещё такое придумать, очень не хотелось сразу домой идти»). - Цитирую: «Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку»3. Что повлияло на изменение плана мести? Ответы учащихся: - Доверчивость Витьки. - Доброта главного героя. - Общие интересы.4. А каким словом главный герой называет план мести? - «злодейским»5. Можете по данному определению сказать, как герой сам относится к своему замыслу мести? Ответы учащихся: - Герой, став взрослым, отрицательно относится к детской мечте о мести.- Осуждает своё поведение и план мести. - Став взрослым, прощает обиду и даже немного осуждает себя.6. А почему тогда рассказ называется «Мститель»? Ответы учащихся: - Смеётся над собой, каким был в детстве.- А я думаю, что он не зло смеётся, а слегка. 7. Учитель: Как называется приём в литературе отрицательной оценки через осмеяние? Ответы учащихся: - Автор иронизирует.8. Какие произведения мы изучали, в которых говорилось о мести? В какое время происходили события? Ответы учащихся: - Виталий Закруткин «Матерь человеческая». - Отрывок из «Повести временных лет «Месть Ольги».Учитель : События происходили в военные годы. В начале урока вы предполагали, что действия в рассказе военного времени. Но события мирного времени. Значит, понятие мести существовало и существует во все времена. 9.От кого исходит решение мстить или нет? - От человека.От нас.10. Как можно разрешить конфликтную ситуацию? Ответы учащихся: - Можно разрешить конфликт мирным путём. - Надо предпринять попытку договориться. - Всё необходимо обдумать и сгоряча не предпринимать поспешных решений, чтобы потом не было стыдно за свои поступки. - Надо помнить пословицу: «Гнев – плохой советчик». Ссоры можно избежать, если быть сдержаннее. Надо научиться прощать, и тогда не будет конфликтных ситуаций.Показ слайда № 7 «мир и любовь – всему голова » III .Стадия рефлексии. 1.Составление кластера Задание: дополните кластер: перед вами ключевое слово «месть». Вы сами выбрали цвет этого слова. Какие слова ассоциируют у вас со словом «месть» после прочтения и обсуждения рассказа В.Солоухина? Запишите слова на цветные карточки. Пусть каждому слову соответствует цвет карточки.Кластер на стадии рефлексии (тёплые цвета дети выбрали для слов, ассоциирующих с мирным путём разрешения конфликта) (Приложение №1) Вывод: «Желание отомстить – очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Эстафета мести во все времена зависит от человека. Человек – разумное существо, и поступать он должен не только согласно нахлынувшим чувствам, но и разумно обдумывать последствия своего поступка. Помните о нашем уроке, старайтесь конфликтные ситуации разрешать мирным путём.IY .Творческое задание на дом Учеников одной из школ попросили ответить на вопрос «На что похожа месть?» Вот лишь некоторые из них
Задание: Вы должны будете выбрать одно из этих определений или дать своё, написать сочинение на тему:Месть можно сравнить с ….

Литература:

1.Белова Т.В. Системный подход к работе с определением. – Петрозаводск, 2001. 2.Зельцерман Б., Рогалева Н. Учись! Твори! Развивайся! – Рига: Эксперимент, 1997. 3.Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. – Ульяновск, 2003. 4.С.Г. Мигранова. Как организовать «Интеллектуальный марафон». Журнал.Народное образование». 2000 год, №6. 5.Нестеренко А.А. Несколько мыслей о ТРИЗ – педагогике. – Петрозаводск, 1999. 6.В.Г.Трифонова, Н.В.Макарова. Творческое развитие индивидуальных способностей учащихся: как его обеспечить. Журнал. Народное образование». 2000 год, №6. 7.Цукерман Г.А. Кто учит, учится (взаимное обучение: возможности и пределы возможностей) (Вестник № 3), - Москва – Рига, 1997г. 8.М.Чечевицына. Творческие задания на уроках. Журнал.Народное образование». 2004 год, №9.

Главный герой рассказа Владимира Солоухина «Мститель» — деревенский школьник. Однажды осенью вместе с одноклассниками он принимал участие в уборке картофеля на школьном огороде. Мальчишки придумали веселую игру: они накалывали на прутья комки земли и старались бросить их как можно дальше.

В какой-то момент игры герой рассказа почувствовал сильный удар по спине. Он обернулся и увидел, как его приятель Витька убегает прочь с толстым прутом в руке. Школьник обиделся на друга и решил ему отомстить. Он придумал, что позовет Витьку в лес и там его поколотит.

Через несколько дней школьник подошел к своему другу и стал звать его в лес, чтобы пожечь там костер. Витька сначала с недоверием отнесся к предложению приятеля, которого он обидел. Но тот сумел убедить Витьку в своем дружелюбии и мальчишки отправились в лес.

По пути к лесу герой рассказа все время ждал удобного момента, чтобы поколотить своего обидчика. Но такой момент никак не наступал. То они раскапывали гнездо шмеля, то находили полянку с грибами, которые можно было запечь на огне.

Найденные в лесу рыжики отвлекли школьника от планов мести. Разжигание костра и поджаривание на нем грибов увлекло ребят настолько, что настроение главного героя стало улучшаться. Потом приятели отправились на речку, чтобы отмыться от сажи и выпить чистой речной воды.

Обиженный, глядя на Витьку, пытался разжечь в себе злость и вражду, но у него ничего не получилось. Он решил не колотить своего обидчика, и на душе у него от этого решения стало легко. Домой мальчишки вернулись добрыми приятелями.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Солоухина «Мститель» заключается в том, что обида – не лучший способ реагирования на проблему. Обида, искусственно взращиваемая в душе человека, разрушает, в первую очередь, его самого. Герой рассказа сумел преодолеть свою обиду и сохранил добрые отношения с приятелем.

Рассказ Солоухина «Мститель» учит не копить в себе обиды и не строить планы мести, а решать проблемы мирным путем.

В рассказе мне понравился главный герой, деревенский школьник, который сумел побороть свою обиду и отказался от мести, сохранив добрые отношения с приятелем Витькой. Нормальному, хорошему человеку не так-то легко взять и отомстить. У такого человека нет посыла к ненависти. Все же лучше откровенно поговорить, подобрать такие слова, чтобы собеседник понял. Тот, кто замышляет месть, растравляет свои раны, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили.

Какие пословицы подходят к рассказу Солоухина «Мститель»?

Месть — это дорога в пропасть, у которой нет дна.
Всякому своя обида горька.
На обиженных воду возят.
У мести нет чести.