Упражнения для развития внимательности. Упражнение на внимание для детей и взрослых

В нынешнее время технического прогресса многим людям непросто концентрировать свое внимание на каком-либо предмете или событии. Информации настолько много, что со временем это качество ослабевает и человек становится рассеянным. Забывчивость сильно портит жизнь, иногда создает проблемы в быту и на работе. А бывает так, что из-за невнимательности можно потерять здоровье, например, не заметить идущую навстречу машину на дороге или оставить не выключенным газ под кипящей кастрюлей. Если не тренировать свою собранность и осмотрительность, ситуация может дойти до абсурдных или печальных событий.

Сосредоточенность: что это за качество?

Способность концентрировать мысли, управлять ситуацией, совершать действия в данный момент времени и не отвлекаться на посторонние дела называется внимательностью.

Это качество подвижно: внимание может быть направлено одновременно на несколько объектов, может снижаться или переключаться на другие действия. Это как луч, сужающийся и расширяющийся, излучающий яркий или слабый свет, озаряющий один или несколько предметов.

Рассмотрим действия водителя автобуса. Его действия в один момент направлены на управление транспортным средством, слежение за дорогой и дорожными знаками, разметкой, окружающими машинами и пешеходами. При этом ему приходится соблюдать правила движения, следить за приборами, обращать внимание на видимость предметов. А некоторым водителям, в силу обстоятельств, приходится принимать плату за проезд. И это столько всего нужно учитывать только одному человеку!

Но взрослый человек, всему этому учится и постепенно развивает свои способности. Главное, тренироваться следует регулярно и целенаправленно.

Для развития внимания потребуются память, самодисциплина, устойчивость и концентрация, которые напрямую зависят от особенностей характера определенного человека. Чем более развита наблюдательность, тем лучше проявляется сосредоточенность. Таким людям легко доводить начатое дело до завершения, переключаться на разные виды деятельности, долгое время концентрироваться на одном виде работ.

Что вредит внимательности?

Для любого человека нормой считается не обращать внимания и не запоминать ненужную информацию. Так наше сознание защищает нас от «сбоя системы». Если же невнимательность переходит в стадию рассеянности и нерадивости, то это может повлечь за собой неприятные последствия.

Главный враг сосредоточенности – лень и нежелание работать над собой. Другие факторы, рассеивающие внимание:

  1. Разнообразные отвлекающие предметы, находящиеся на рабочем столе. Например, яркие маркеры, журналы, открытки, записки, мелкие канцелярские принадлежности. Если столешница завалена этой мелочью, то она вполне будет отвлекать от концентрации внимания. Наведенный порядок на столе и обустройство рабочего места создаст благоприятную почву для работы.
  2. Внешние раздражители – разговоры коллег, звуки с улицы и работающей техники, собственные переживания и т. д. Избавиться от этих факторов непросто, здесь потребуется не одна тренировка, цель которой – научиться сосредотачиваться на работе независимо от посторонних звуков. Простые приемы – чтение книги при включенном телевизоре или в вагоне метро, заучивание четверостиший или иностранных фраз в людном месте. Через несколько тренировок сосредоточенность будет намного выше, а вы приспособитесь работать в шумных условиях.
  3. Интернет. Открывая любую страницу браузера, на экран лезет настойчивая реклама. Во время рабочего процесса мигающие и всплывающие окна очень мешают. Простой способ устранить рекламу, чтобы она не отвлекала от работы – отключить ее в настройках браузера.
  4. Усталость. Сосредоточиться на каком-то действии в дневное время после хорошего сна гораздо легче, чем вечером, когда организм уже порядком устал и вымотался. Поэтому психологи советуют решать важные дела в первой половине дня, а после обеда делать небольшие перерывы.
  5. Недосып. Хроническая нехватка сна вызывает недостаток энергии, а это сказывается на работоспособности мозга. Соответственно концентрация внимания сводится к нулю. Врачи рекомендуют хорошо высыпаться, придерживаясь своей нормы сна. Здоровый сон полезен не только для повышения сосредоточенности, но и для функционирования всего организма. Если утром ожидается важное событие или необходимо что-то запомнить, лучше лечь спать пораньше. Согласно исследованиям, память работает и ночью, а утром «перезагруженный» мозг способен полноценно воспроизводить и записывать новую информацию.

Блокировка внимания возникает по разным причинам. Если это внешние факторы из нашего окружения, то их можно частично ликвидировать, к некоторым из них приходится приспосабливаться.

Наши внутренние факторы – это плохое самочувствие и недомогание. Полноценный сон и процесс выздоровления быстро восстановят нашу внимательность . Не стоит исключать и внутреннее настроение, поведение, личные качества. В этом случае только самодисциплина, работа над собой, гармония внутреннего состояния поможет повысить самооценку и стать внимательным.

Как стать внимательным?

Многими людьми замечено, что внимательность особенно повышена в тот момент, когда мы на работе занимаемся посторонними делами и одновременно следим за дверью начальника. Это одно из простых и действенных упражнений тренировки сосредоточенности. Но существуют и другие несложные техники, направленные на совершенствование внимательности и параллельных действий, развитие способностей переключения на другие процессы. Выполняя их регулярно, со временем будут заметные результаты.

Окружающая действительность

Хорошо тренировать внимательность по дороге на работу или во время прогулки. Вместо того чтобы погружаться в собственные мысли, лучше стоит обратить внимание на окружающих людей, примечая как больше разных деталей.

Например, встреча с соседом. Привычно поздоровавшись, про себя стоит отметить его имя, внешний вид, яркую или примечательную деталь его одежды. Мысленно составьте пару фраз: «Володя – кожаная куртка, как у сослуживца» или «Лариса – зеленые туфли на танкетке». Такие занимательные ассоциации помогут быстро запомнить имя и образ человека.

А находясь в транспорте, нужно стараться запоминать рекламные вывески, очертания предметов, ориентиры на дороге, особенности местности, словом, все что угодно, что заставит проявить внимательность к мелочам. А на обратном пути следует вспоминать все то, что было рассмотрено утром.

Этот способ концентрации внимания дополнительно развивает наблюдательность. В дальнейшем вы неосознанно станете улавливать нюансы, бросающиеся в глаза, и запоминать больше информации.

Специальные развлекающие методики

Внимательность можно тренировать увлекательно и интересно. К этому типу тренировок стоит отнести разгадывание головоломок, кроссвордов и ребусов, собирание пазлов, любые настольные игры, разнообразные тесты на внимательность. Занятия , требующие сосредоточения, улучшают способность к концентрации в разы.

Самая простая игра – это «Найди отличия». За счет зрения усваивается 90% информации, поэтому за счет зрительного восприятия постепенно тренируется сосредоточенность, наблюдательность и память. В дальнейшем человек научится быстро оценивать ситуацию и принимать достойное решение.

Другие варианты тренировки внимательности с помощью картинок:

  • игры, связанные с поиском на рисунке большего количества однородных предметов;
  • изображения, позволяющие рассмотреть при определенном ракурсе картинку в технике 3D;
  • нарисованные лабиринты, по которым нужно проложить путь к объекту или выходу;
  • поиск чисел или объектов в зашифрованных геометрических фигурах и др.

Также можно тренировать внимательность в компании друзей, например, играя в игру «Что изменилось». В ней предлагается одному участнику выйти из комнаты, а другим поменяться аксессуарами или предметами одежды. Затем вернувшемуся в комнату игроку предлагается определить, на ком чужие вещи. Другой вариант – отправиться целой компании в квест-комнату, где придется проявить и интеллектуальные способности, и внимание, и быстроту реакции.

Не переключаемся

Психологи отмечают, что концентрация внимания во время рабочего процесса то и дело рассеивается. Особенно это происходит на фоне сопутствующих событий: кофейный аромат, после которого хочется встать и заварить чашечку кофе, или букет, манящий к себе чудесным запахом, или группа коллег, обсуждающая поход в кино. Мы отвлекаемся, но усилием воли мы возвращаемся к текущим делам и замечаем, что не можем вернуться в нужное русло и совершаем ошибки.

Контролировать такие моменты переключений возможно. Для начала выполним несложное упражнение . Для его исполнения нужно включить телевизор и найти увлекательную программу. На протяжении двух минут следует смотреть на часы с секундной стрелкой и не отвлекаться на экран телевизора. По истечении времени перескажите то, о чем шла речь в программе. Если ничего вспомнить не получилось, значит, на данном этапе развить внимательность не удается.

Другой способ подразумевает контроль в письменном виде всех моментов переключений. На протяжении дня ведем записи в блокноте, а перед уходом домой их подсчитываем. При этом, как только нужно сделать запись, мысленно задаем себе вопрос: «Действительно ли я хочу это сделать или об этом думать?». Подобные действия позволяют контролировать моменты отвлечений. В итоге суммарное время, которое уходит на посторонние действия или размышления, может составить как несколько минут , так и часов. Многих такой способ заставит больше ценить собственное время и не растрачивать его по пустякам.

Учеными доказано, что чем больше практиковаться в укреплении концентрации и сосредоточенности, тем больше они укореняются на подсознательном уровне. Будьте внимательны к мелочам , старайтесь держать под контролем два, а то и три действия, не отвлекайтесь от главных мыслей, играйте в полезные игры. Комплексный подход намного быстрее поможет добиться нужных результатов.

Развивать внимание взрослому человеку необходимо. Если перестать его, то можно стать рассеянным, снизится концентрация, появятся мелкие ошибки в работе. Развивая внимание мы не только искореняем недостатки но и получаем ряд существенных возможностей. Человек с развитым вниманием замечает самые мелкие особенности других людей, в связи с этим он может провести глубокий психологический анализ и узнать много того, о чем не подозревал раньше. Непроизвольное внимание позволяет быстро ориентироваться, в том числе, в новой и опасной ситуациях. Вот несколько упражнений для развития этого вида и других видов внимания.

Развитие непроизвольного внимания у взрослых

Упражнение 1. Необычная прогулка
Если человек ежедневно прогуливался мимо газона и не замечал растения, посаженные на нем, то специальная фиксация внимания на особенностях устройства газона, качестве его обработки, эстетических достоинствах и недостатках позволит тренировать не только волевое усилие по концентрации внимания, но и создаст условия для активизации процессов непроизвольного внимания.

Упражнение 2. Необычные условия
Тренировать непроизвольное внимание можно в необычных для восприятия условиях и сознательно «ловить» то, что привлекло внимание в «пограничном» спектре, когда еще отмечается фиксация, но уже ясно, что оно ускользает:
можно понаблюдать за привычными предметами при недостатке освещенности,
можно «прислушаться» к работе непроизвольного внимания при изменении параметров акустического восприятия (звук приятной музыки — привычная знакомая музыка — резкие неприятные звуки),
сознательно фиксироваться на переходах между объектами (обратить внимание на то, что привлекает внимание при переходе к другому виду деятельности, при переходе взгляда от одного предмета к другому и т.д.),
поэкспериментировать с силой раздражителей (пастельные тона – яркие сочные краски, тихое звучание – музыкальное звучание средней силы – громкое звучание).

Упражнение 3. А что интересует других людей?
Читая книги, слушая радио, просматривая телевизионные передачи, можно отмечать объекты, которые попадают в сферу внимания других людей, а в сферу нашего внимания обычно не попадают.

Упражнение 4. Неожиданные раздражители
Надо фиксировать внимание на неожиданных раздражителях, специально отмечать их, формулировать предположения о том, что происходит с нашей психикой при воздействии таких раздражителей.

Упражнение 5. Когда новая информация мешает?
Желательно отмечать моменты, когда появилась внутренняя попытка отмахнуться от неожиданного раздражителя, словесно определять, почему эта попытка появилась.

Упражнение 6. Необычные внутренние состояния
Фиксация особенностей активизации непроизвольного внимания во время необычных внутренних состояний (при повышении температуры тела, при резких атмосферных изменениях, при возникновении нестандартных ситуаций, возникших в общении) — это способ лучше узнать особенности своей системы непроизвольного внимания.

Помимо познавательной цели это упражнение позволит отвлечься от грустных мыслей, которые часто сопутствуют болезни.

Упражнение 7. Нужны ли воспоминания о прошлом?
Фиксировать все, что оказывается в зоне «ускользания» при воспоминаниях о прошлом может быть очень полезным. Не зря говорят, что ответы о будущем надо искать в прошлом.

Упражнение 8. Яркие эмоциональные реакции
Фиксировать яркие эмоциональные реакции, вызванные удивлением от того факта, что вокруг так много объектов, которые при обычном восприятии ускользают, доказывает, что многое проходит незамеченным. Возможно, многие проблемы можно решить, если постараться посмотреть на мир по-новому.

Развитие произвольного внимания у взрослых

Произвольное внимание функционирует благодаря сигналам, которые идут от второй сигнальной системы. Поэтому для тренировки замечательно подходят все виды учебной деятельности, в том числе:
(устное и письменное),
произвольная фиксация на смысле слов, как во внутренней речи, так и в процессе общения,
совершенствование в формулировании обобщающих утверждений,
упражнения по работе с абстрактными понятиями.

Произвольное внимание непосредственно связано с работой воли, поэтому для создания условий для развития, надо совершенствовать способность сознательно управлять своей психической деятельностью и своими поступками, а именно:
тренироваться преодолевать препятствия, связанные с нехваткой времени, недостаточной мобилизованностью к действиям,
тренировать такие личностные качества, как стойкость, настойчивость, решительность, самообладание, самостоятельность и самодостаточность.
можно развивать волю, выполняя «неинтересные» упражнения, но это доступно для более тренированных людей, которых не останавливает кажущаяся занудность такой деятельности (человека с развитой волей интересует сам процесс выработки навыков, а виды деятельности по их содержанию представляются равнозначными).

Обязательные условия по обеспечению безопасных условий при психических тренировках:
1. Тренировка системы произвольного внимания должна чередоваться выполнением привычной работы, которая позволяет привести душевное состояние в равновесие.
2. При возникновении избыточного напряжения воли может возникнуть переутомление, что может перечеркнуть весь позитивный эффект, полученный от тренировок. В этом случае необходимо вернуться к обычной размеренной жизни и дать возможность психике отдохнуть.
3. Если самостоятельно вернуться к спокойному состоянию не получается, то есть смысл обратиться к специалистам-психологам или, в случае необходимости, в медицинское учреждение.
4. При возникновении симптомов переутомления необходимо учитывать то, что психологический аспект в этом случае, как правило, «прячется» за проявление болезни тела и лечение физического состояния может значительно затянуться.

Развитие постпроизвольного внимания у взрослых

(когда внимание сконцентрировано без волевого усилия)

Для формирования этого вида внимания необходимо:
1. Формирование психологической установки
Психологическая установка — это состояние высокого уровня мобилизованности, повышенной готовности к действиям в определенном направлении. Для ее формирования необходимо наличие потребности, которая представляет высокую значимость.

Формирование психологической установки проходит по трем направлениям:
формирование чувственного образа, к достижению которого стремиться человек — возможно при применении техники визуализации и словесном описании образа желаемого,
представление, не осознанное, а в виде предвосхищения, о порядке действий, необходимых для достижения цели (перечисление необходимого порядка действий может осуществляться в рамках тренинга реализации личностного потенциала, а также в форме ведения дневниковых записей с последующим внесением корректирующих замечаний),
когнитивная составляющая (умозрительная модель будущей деятельности: убеждения и знания человека о том виде деятельности, к которому он стремится).
2. Достижение уровня автоматизации
Для достижения этого уровня необходимо пройти последовательно три этапа:
аналитический этап — знакомство с действиями и овладение отдельными элементами этого действия (при возникновении желания писать стихи надо тренироваться в подборе рифм, написании рифмованных строк с учетом стихотворного размера, тренироваться в подборе синонимов, работать над выразительностью текста и т.д.),
синтетический этап — объединение отдельных элементов в единое действие,
многократное повторение порядка действий, который представляется необходимым, чтобы желаемая деятельность дала результат, к которому человек стремиться.

Концентрация внимания – попросту говоря, умение сосредотачивать внимание, когда это требуется. Человеку способному вовремя сконцентрировать внимание, не отвлекаясь на внешние факторы, легче идти по жизни и добиваться успехов. Развитие внимательности с помощью упражнений и специальных техник поможет повысить концентрацию внимания.

Занимаясь важным делом, человек отвлекается на посторонние звуки, переключается на другое занятие, тем самым сбиваясь с нужного пути. Плохая концентрация и потеря внимательности может быть спровоцирована следующими факторами:

  • недостаточный сон;
  • неполноценное питание;
  • включенный телевизор;
  • шум транспорта;
  • посторонние разговоры и действия;
  • усталость;
  • стресс и депрессия;
  • лекарственное или алкогольное воздействие.

Чтобы исключить нарушение концентрации внимания во время работы, и обеспечить развитие концентрации оградите себя от перечисленных помех.

Как оценить уровень концентрации внимания

Чтобы понять состояние вашей внимательности, разработана методика изучения концентрации и устойчивости внимания. Прежде чем ответить на вопрос как повысить концентрацию внимания рекомендуется пройти тест.

  • Методика Мюнстерберга.

Тест поможет определить уровень концентрации, избирательности внимания и помехоустойчивости.

Среди указанных букв присутствуют слова, которые нужно выделить. На тест отводиться две минуты. Добейтесь того, чтобы концентрация внимания была максимальной.

За две минуты нашли все зашифрованные слова - сосредоточенность на должной высоте. Отведенного времени на тест показалось много – отличный результат. Двух минут не хватило – концентрация внимания низкая. Добавьте себе 5 секунд за каждое слово, которое не смогли найти.

  • «Десять слов».

Данный тест проверяет состояние сосредоточенности и работу кратковременной памяти.

Чтобы пройти тест нужно, чтобы другой человек прочитал для вас десять слов. Выбранные слова не могут быть связаны смыслом или ассоциациями.

Подушка, пирог, снег, пудель, тетрадь, фокус, тапочки, осень, корабль, кирпич.

Если после первого прочтения слов вы назвали 8 – уровень концентрации внимания на высоте. Повторили 7 слов – удовлетворительное состояние концентрации. Назвали меньше 7 слов – концентрация внимания на низком уровне.

Используйте одну таблицу для одной попытки. В каждой из таблиц среди вразброс расположенных цифр нужно показывать и называть цифры по порядку от 1 до 25. Засекайте время, потраченное на тест.

Концентрация внимания на высоте, если вы потратили на тест (одна таблица) не больше чем 40 секунд. На тест ушло от 40 до 50 секунд – средний уровень внимания. Затратили больше 50 секунд – низкий уровень внимательности. Методика Шульте – проверка уровня сосредоточенности и одновременно тренировка внимания.

Упражнения для развития концентрации внимания

После проверки уровня внимательности, рассмотрим, как развить концентрацию внимания. Эффективным методом усиления сосредоточенности является упражнение. Следующие упражнения не требуют много времени и сил, выполняются ежедневно, при каждом удобном случае.

  • Осознание происходящего.

Находясь дома, на улице, на работе не пребывайте в прострации. Постарайтесь сконцентрировать внимательность на том, что происходит вокруг. Сосредотачивайтесь на том, что делаете, кто рядом, чем заняты люди, какая погода.

Данное упражнение поможет легко повысить уровень сосредоточенности.

  • Выполнение осознанных действий.

Научитесь выполнять привычные действия осознанно и внимательно. К каждому моменту жизни относитесь серьезно, как будто многое зависит от того как вы переставляете ноги при ходьбе, протираете пыль, надеваете одежду.

Такого рода упражнение научит сосредоточенно относиться к делам. Занятие поможет увеличить силу внимания.

  • Умение видеть скрытое.

Выполняя упражнение, смотрите на предметы вокруг и замечайте новые свойства, качества вещей, внешний вид предметов. Постарайтесь увидеть то, что не замечали раньше.

Упражнение сформирует навык переключения сосредоточенности с одного предмета на другой, не теряя концентрации.

  • «Линия».

Для выполнения занятия приготовьте белый лист бумаги, ручку или карандаш. Линию нужно вести плавно и медленно. Сконцентрируйте внимание на проводимой линии. Как только поняли, что отвлеклись, проведите линию вверх. Должно получиться похоже на кардиограмму. Упражнение проводится 3 минуты.

Результат положительный только в том случае, если линия осталась прямой.

  • Музыка.

Классическая музыка для концентрации внимания – способ увеличить уровень сосредоточенности. Улучшение внимательности в ходе прослушивания музыки происходит за счет воздействия мелодичности и гармонии классического жанра на правое полушарие мозга . При выполнении задания нужно расслабиться и отвлечься от посторонних мыслей. Для упражнения подойдет музыка Гайдна, Мендельсона, Моцарта и Чайковского.

Техники для развития концентрации внимания

Развитие сосредоточенности пойдет быстрее, если использовать для тренировки внимания упражнения и специальные техники.

  • «Черная точка».

Данная техника развития внимательности подразумевает длительное удержание высокой сосредоточенности на предмете.

Для занятия приготовьте белый лист бумаги с нарисованной посередине черной точкой. Закрепите рисунок на расстоянии одного метра от вас. Примите удобную позу так, чтобы лист с точкой оставался на уровне глаз. Закройте глаза и отвлекитесь от мыслей и образов. После погружения в состояние покоя откройте глаза и посмотрите на точку. Постарайтесь не отводить глаз, не моргать. Ни о чем не думая, не напрягаясь, удерживайте внимание только на черной точке. Техника выполняется в течение 20–30 минут. По окончании занятия закройте глаза, наблюдая остаточное явление черной точки до полного исчезновения.

  • «Горящая свеча».

Техника сосредоточенности на пламени горящей свечи помогает повысить уровень внимательности. Поставьте зажженную свечу в полуметре от себя. Сядьте так, чтобы пламя горело на уровне глаз. Обеспечьте тишину в комнате, чтобы ничего не отвлекало от занятия. Отключите источники света и шума. Закройте глаза и абстрагируйтесь от навязчивых мыслей и образов. Когда вы расслабитесь и успокоитесь, посмотрите на пламя свечи. Не моргая, зафиксируйте взгляд на кончике огня. Техника занимает 30 минут. Далее, продолжите смотреть на свечу с закрытыми глазами до полного исчезновения картинки.

  • Медитация.

Научитесь медитировать. Техника медитации поможет добиться высочайшего уровня концентрации внимательности за счет отвлечения от постороннего и сосредоточения на внутренних ощущениях.

  • «Часы».

Для выполнения занятия возьмите механические часы и положите на стол. Займите удобное положение и расслабьтесь. Нужно сконцентрировать внимание на стрелке часов, не думая ни о чем. Техника выполняется до тех пор, пока в ходе полного оборота секундной стрелки вас не посетит ни одна мысль, ничего не отвлечет от процесса.

Техника «Часы» тренирует внимание и помогает сконцентрироваться.

  • «Випассана».

Примите удобную позу и расслабьтесь. Дышите плавно и свободно. Переведите взгляд на кончик носа, и зафиксируйте внимание на нем. Следите только за ощущениями, дыханием и взглядом на кончике носа, отвлекитесь ото всех мыслей. Как только мысли переключатся на что-то другое, верните в начальную точку.

Каждая техника или упражнение помогает развивать внимательность и учит сосредотачиваться, абстрагируясь от посторонних шумов, запахов, действий другого человека. Тренировка концентрации – залог успешного выполнения поставленных задач.

Теперь вам известно как улучшить концентрацию внимания и добиться высокого уровня сосредоточенности в работе. Уделяя время занятиям по развитию внимания, вы одновременно натренируете и память.

Как часто, вроде бы, положив ключи на тумбочку, мы не можем их найти. Или куда-то вдруг из поля зрения пропадает колпачок от флешки. А сколько людей могут правильно ответить на такой вполне простой вопрос: сколько ступенек от входа до лифта в вашем доме? Девушки часто упрекают парней в невнимательности, а родители ругают своих детей за то, что те пропускают слова при чтении вслух. Виной всему этому – недостаточный уровень развития внимания. Вопрос как развить концентрацию внимания тревожит многие учёные умы.

Почему малышей в детском саде постоянно просят называть какого цвета или формы та или иная игрушка или же учить маленькие стишки? Все эти задания на развитие внимания являются очень важным шагом в обучении детей. Но тренировать и развивать внимание, как и память, можно и во взрослом возрасте. Если же заниматься регулярно и следовать действенным методикам развития внимания, то результаты не заставят себя ждать.

Основные параметры влияющие на уровень внимания - устойчивость и концентрация. Хотя их разделение в процессе выполнения умственной работы, основанной на запоминании (например: чтение или восприятие на слух какой-либо информации) можно считать лишь условным.

Силу внимания и его устойчивость практически невозможно рассматривать, не учитывая начальные, волевые качества отдельного индивидуума. Лишь дисциплинированный человек может быть максимально внимателен в повседневной деятельности. Ведь, именно такие люди всегда доводят свои начинания до их логического завершения. Любое желание сосредоточиться на каком-либо деле требует подкрепление со стороны воли. Выражения «я хочу» и «мне нужно» должны согласовываться друг с другом и зачастую, чтобы добиться в жизни высот, необходимо отдавать предпочтение этому, иногда неприятному: «я должен».

Почему в детстве нам всегда запрещали съесть вначале сладкое, и прежде приходилось «расправиться» с основным блюдом? Именно на этом факте можно обосновать причины, по которым изначально требуется приступать к трудным и неинтересным заданиям или поручениям, а потом уже делать лёгкое и приятное. Развивать внимание помогают занятия динамичными видами спорта, подвижные игры, решение головоломок и кроссвордов, а также другие упражнения на развитие внимания в игровой форме. Особенно полезной считают игру в шахматы, ведь она не только заставляет думать, но и следить за ходом мыслей вашего противника. Однако стоит учитывать то, что польза от всех этих занятий для развития и формирования внимания будет лишь тогда, когда они совпадают не только с вашими интересами, желаниями, но и соответствуют вашим способностям и поставленным целям. Если же вы не поставили цель достичь определенных высот, все ваши действия будут похожи лишь на пассивное созерцание и никак не скажутся на развитии внимания. Огромную роль играет эмоциональная составляющая, при выполнении любого дела стоит быть позитивно настроенным , тогда вам точно будет легко сосредоточиться. Если вы хотите выполнить какую-либо задачу – полюбите ее, заинтересуйтесь ею сполна, тогда любая работа будет в руках спориться.

Особенности концентрации внимания

В жизни каждого из нас наступает такой момент, когда уже дальше некуда откладывать занятия не интересной или нудной деятельностью: готовиться к экзамену по латыни, разбирать запутанные нитки в клубках пряжи, находить вторые пары потерянных носков или вспоминать когда же у тёти вашего двоюродного брата по маминой линии была свадьба. На любую физическую или умственную деятельность, которая кажется нам нудной или не интересной, уходит намного больше сил, времени и энергии, но ещё больше тратится на банальное поддержание внимания. Вот основная причина того, почему работа выполняемая при «произвольном», неконтролируемом уровне внимания зачастую малоэффективна. Полная сосредоточенность и глубокая концентрация бывает возможно лишь при контролируемом, после произвольном внимании. Что бы перейти к такому уровню внимания можно воспользоваться таким приемом развития внимания , как «закон осмысления и интереса». Увы, даже в этом случае, совершенно не отвлекаться практически не возможно.

Не стоит забывать, что больше всего от эффективной работы нас отвлекают мысли, не связанные с выполняемой задачей: переживания, яркие цвета вокруг или щелканье соседа ручкой. Избежать таких проблем поможет соответствующая обстановка вокруг. Как часто встречаются люди, которые практически не способно сконцентрировать своё внимание, когда вокруг шумно и те, которые могут заниматься практически любыми делами, даже стоя на одной ноге посреди шумного мегаполиса. Каждый человек индивидуален, именно поэтому каждому требуется своя обстановка и личное пространство . Это может быть тишина вокруг, комфортное кресло, или же идеальный порядок на столе. Но не стоит забывать о той зоне комфорта , в которой всегда удобнее работать или размышлять, нежели даже в тихой библиотеке или одиноком кабинете в конце коридора.Как было доказано учеными, не все виды отвлечения могут навредить эффективности и плодотворности работы . Вся загвоздка в том, что длительная глубокая концентрация активирует определённые участки мозга и если поддерживать такое состояние длительное время, то в итоге производительность мыслительной деятельности падает. Так что, при выполнении любого дела возьмите себе за правило каждые 45-50 минут делать небольшой перерыв, в течение которого можно сделать физические упражнения на укрепление спины или же просто размять кости, по дороге на кухню, за свежезаваренным зеленым чаем с мятой, который поможет не только расслабиться, но и в дальнейшем сконцентрироваться на достижении цели.

Стоит учитывать и первоначальный психологический настрой на работу . Если с самого утра внушать себе, что вы не выспались или же просто сегодня понедельник, а как всем известно: «понедельник день тяжелый », то стоит ли сомневаться, что дела не пойдут в гору? Но если вы всё же решили изменять свою жизнь к лучшему, вам на помощь придёт способ развития внимания , которым пользовался в своё время сам Наполеон, а он, как отмечалось в исторических изданиях, отличался весьма высокой работоспособностью.

Представьте, что вместо мозга в вашей голове находится большой шкаф. В нём есть ящики, которые символизируют те виды работы, которые вы выполняете по ходу вашей жизни. Найдите тот ящик, в котором находится нужное вам дело. До конца задвиньте остальные ящики и приступайте к работе.

Этот простой приём поможет вам увеличить концентрацию перед предстоящей работой и выполнить её быстро и качественно. Уберите вокруг себя то, что может вас раздражать или же отвлекать от основного дела. Но не стоит запираться в бетонную коробку, такие небольшие побочные раздражители, как негромкая спокойная музыка или же умеренный шум города за окном помогут оставаться наготове глубоко мыслить. Если же вам мешает абсолютно всё вокруг, то вы относитесь к тому исключительному числу людей, которые не могут работать вне звукового вакуума. Или же вы просто ищите причину, чтобы что-то не делать (если так обязательно прочитайте статью – «Прокрастинация и как с ней бороться »).

Историческим примером вышесказанного являлся опыт, проводимый в библиотеках старого города Лондона. Для создания идеальной обстановки для вдумчивого чтения были оборудованы специальные звукаизолированные комнаты. Однако посетители библиотеки не только не отмечали улучшений в производительности умственного труда, но и жаловались на плохое самочувствие из-за постоянного шума в ушах. Так что был сделано вывод, что полная тишина никак не может быть совместима с работой, которая требует глубокой сосредоточенности на изучении или анализе какого-либо материала.

При планировке своего рабочего расписания на день или же список дел, необходимо помнить о таком специфическом явлении, как колебания умственной активности. Было доказано, что наиболее высокую продуктивность имеют часы с 9 и до 12 утра, а так же с 3 часов дня и до 7 вечера. Некоторые люди отмечают высокую активность в часы перед сном, это связанно с тем, что по сути луна (которая тоже влияет на способность человека к деятельности) находится в том же положении, как и утром.

Как формируется и развивается внимание

Попытаемся теоретически обосновать формирование и развитие внимание.

Большинство ученых склоняются к тому, что внимание можно описать всего лишь тремя законами: апперцепции, установки, составляющих. Поясним же основную суть каждого из них:

1. По закону апперцепции получается, что уровень внимания является постоянно меняющейся величиной, и поддается изменениям в зависимости от длительности поддержания внимания к определённому объекту или же виду деятельности. Человек может воспринимать одинаково различные предметы или же наоборот различать абсолютно идентичные. Объясняется эта закономерность тем, что степень концентрации внимания напрямую зависит от отношения субъекта к определенному объекту, психологического и телесного состояния, а так же от настроения и жизненного опыта. К примеру, простой письменный стол мы можем воспринимать как объект интерьера, место для работы или просто место, куда можно залезть посидеть. Примером может служить фокус, представленный в фильме «Трасса-60», когда испытуемому изначально показали две карты правильной масти, а потом черные червы и красные пики. В практически 100% случаев, «подопытный» будет сконцентрирован на цвете масти, а не на ее форме. Но если провести этот эксперимент с ребенком, никогда не игравшим в карты, то он обратит внимание и на саму форму.

Усталость, плохое или же наоборот слишком хорошее и легкомысленное состояние тоже может отрицательно влиять на уровень внимания и концентрации, что зачастую приводит к ошибкам при восприятии информации.

Важным следствием закона апперцепции является то, что индивидуальный уровень внимательности каждого из нас зависит от массы воздействующих факторов в определенный период времени. Учитывая это, вы с легкостью сможете научиться управлять своим вниманием, а также вам буде под силу настраивать и контролировать своё восприятие.

2. Закон установки имеет такое название из-за того, что установкой изначально называли способность человеческого организма приспосабливаться и максимально эффективно воспринимать или реагировать на информацию. Это явление открыл такой известный психолог 19 столетия, как Ланге, при изучении ошибок восприятия. Его же соперником по сфере деятельности из Грузии, Узнадзе Д.Н., был разработан фундаментальный труд, посвященный закономерностям закрепления внимания и готовности к наиболее оптимальному реагированию на раздражители. Закрепление, как таковое, происходит лишь при многократном повторении жизненных ситуаций, которые в свою очередь помогают удовлетворить ту или иную потребность в познании.

Ярким пример установки может служить то, как ведёт себя человек, проходят в темное время суток по незнакомой местности. Его внимание напряжено, он слушает каждый шорох, всматривается вдаль и в темноту, пытаясь идти как можно тише и незаметней. Он готов к незамедлительной реакции, если почует опасность. В этом примере мы можем увидеть, что установка поддерживается различными органами чувств и помогает находиться в состоянии так называемой «полной боевой готовности». Иными словами установку можно назвать готовностью к действиям. Данное явление, зачастую, характерно лишь когда человек находится в экстремальной ситуации. И зависит от жизненного опыта человека. Маленькому ребенку будет не так страшно идти по заброшенной стройке, ведь он ещё не знает, что можно упасть и сломать шею.

3. Закон составляющих. В этом законе рассматриваются все вышеперечисленные параметры внимания. Но позволим себе повториться и расскажем более подробно о каждом из них.

Первый параметр это - устойчивость внимания, которую можно развивать постоянно, как во время трудовой деятельности, так и во время отдыха. Необходимо лишь начав какое-то дело не отвлекаться до его завершения.

Вторым параметром выступает - объем внимания, или же иными словами - способность делать несколько дел сразу в достаточно короткое время. Конечно, не стоит становиться Гаем Юлием Цезарем, но научиться одновременно говорить, слушать и читать может быть вполне полезным навыком в обыденной жизни.

Следующий параметр - распределение внимания. Коротко говоря, это способность держать несколько различных, иногда даже совершенно противоположных объектов в поле своего сознания. Например, двигаться и производить процесс мыслительной деятельности, анализируя какое-либо событие или явление. Это кажется простым, но попробуйте вспомнить все неправильные глаголы английского языка , пока вы делаете утреннюю зарядку. Это окажется достаточно трудно, но со временем вы научитесь без какого-либо ущерба для каждого из процессов производить синхронно несколько видов деятельности.

Последним параметром выступает умение переключать внимание. Ведь переход от первого ко второму виду деятельности ни коим образе не должен сопровождаться снижением продуктивности. При переходе от умственной к физической деятельности, каждый ощущает необходимость потратить некоторое время на адаптацию, но чтобы уменьшить этот срок, необходимо обладать умением переключаться.

Для более высокой эффективности вашей работы, наравне со степенью концентрации большую важность играет и длительность оной. Для тренировки и развития достигнутого уровня концентрации и внимания необходимо выполнять описанные ниже, простые комплексы упражнений, которые основаны на умении поддерживать длительное сосредоточение на одном выбранном объекте. Особенности развития внимания и основная цель этих упражнений состоят в умении отвлекаться от всех посторонних мыслей, которые не относятся к предмету деятельности. Основной же проблемой самостоятельного развития внимания и концентрации является лишь ваша лень .

  1. Упражнение первое. Попытайтесь сосредоточить взгляд на кончике одного их ваших пальцев, постарайтесь собрать всю свою концентрацию и удерживайте внимание не менее двух минут, не отвлекаясь на то, что происходит вокруг. На первый взгляд, это кажется до банального просто, но попробуйте усложнить задачу, поставив часы перед телевизором, когда по нему идёт интересная передача и следите только за ходом секундной стрелки не менее пяти минут. Для того, чтобы упражнение приносило хоть какую-то пользу, необходимо выполнять его не менее трёх раз в неделю, а желательно каждый день.
  2. Упражнение второе. Можно считать продолжением первого, но отличительная его черта в том, что необходимо закрыв глаза сконцентрироваться на своём дыхании или же попробовать уловить ритм биения сердца. (Хорошо помогает успокоиться и отвлечься от дурных мыслей)
  3. Упражнение третье. При поездке в общественном транспорте или в машине (если вы конечно не за рулем), попробуйте сконцентрировать внимание то на стекле, то на объектах за ним. Подойдёт абсолютно всё, желательно, чтобы оно находилось прямо напротив глаз и было небольшого размера.
  4. Упражнение четвертое. Имеет называние «созерцание зеленой точки». Перед сном взяв лист напечатанного текста поставьте посередине большую, жирную зеленую точку. Отрёкшись от всех посторонних мыслей смотрите на эту точку в течение 5-10 минут. Сразу после упражнения ложитесь спать. Зелёная точка отвлечет вас от напрягающих мыслей и останется финальным образом прошедшего дня. Желательно выполнять это упражнение несколько недель каждый день.
  5. Упражнение пятое. Данное упражнение направлено на развитие и тренировку слухового внимания. На протяжении 8 минут постарайтесь сконцентрировать всё ваше внимание на окружающих вас звуках. Желательно, чтобы эти звуки были природного характера, а не рассказ вашей жены о новой сумочке или скидках в магазине. Этот простой приём поможет вам в дальнейшем научиться не только слышать, но и слушать .

Если выполнять эти упражнения на постоянной основе, вы обязательно будете удивлены результатами, но изначально будете шокированы тем, насколько сложно бывает сконцентрироваться на простых, неподвижных вещах. И это в порядке вещей, ведь, как было замечено учеными, основными условиями длительного состояния сосредоточения является динамичность и изменчивость объекта, на которого сфокусировано внимание, ведь однообразие ужасно утомляет. Попробуйте взять книгу, которая заведомо вам не интересна. Читая её каждый день, попытайтесь найти в ней толику той информации, которая вас заинтересует или оставит неравнодушными. Это поможет расширить ваш кругозор и окажется неимоверно полезным занятием по воспитанию силы воли, и вполне возможно, даже развлечет вас!

Ниже вашему вниманию будет представлена программа и условия развития внимания,выполняя упражнения которой, в перерывах между работой, можно не только отдохнуть, но и настроиться на дальнейший плодотворный труд. Все занятия развивающие внимание адаптированы для обычного офиса. А также совершенно не нуждаются в дополнительных средствах для развития внимания.

  1. Встаньте возле двери и повернитесь лицом в кабинет. Осмотрите комнату в течение десяти секунд. Потом выйдя в буфет на чай, перечислите про себя все предметы, которые вы запомнили. Постарайтесь делать это упражнение каждый день и замечать все изменения, которые происходят вокруг вашего рабочего места.
  2. Напечатайте любые 20 цифр, а затем попытайтесь найти в них последовательность из трех или более цифр, которые в сумме дают 16. (Например: 42796528642584318829)
  3. Возьмите в руки две разноцветные ручки по одной в каждую руку. Попытайтесь одновременно обеими руками нарисовать круг и треугольник. Постарайтесь, что бы углы у треугольника были как можно более острыми, а круг был действительно похож на круг. Повторите упражнение 10 раз. Это не только разовьет моторику рук, но и поможет сконцентрироваться.
  4. Попробуйте вместе с коллегами найти в простых на первый взгляд фразах спрятанные имена. Например: «Официант, несите кофе дяде». (Федя) или «Еле-еле нашли нательный крестик». (Елена)
  5. Перед обедом вспоминайте все лица и предметы, которые вы увидели за первую половину рабочего дня. Попытайтесь вспомнить, в каком галстуке сегодня пришёл ваш шеф на работу или дословно повторите его вступительное слово на утреннем совещании.

В заключении хочется добавить, что внимательность каждого человека зависит от нескольких параметров и, развивая каждый из них, мы в итоге повышаем общий уровень нашего умения настраиваться, следить и сосредотачиваться. Запомните это, выполняйте упражнения, ведите как можно более здоровый образ жизни и будете рассекать по жизни подобно тайному агенту, при прогулке запоминая номерные знаки всех припаркованных машин, попавших в поле зрения. Это возможно и вы этого добъетесь, было бы желание. Терпения и удачи вам на этом пути!

P.S. Лучший российский сервис для развития внимания и памяти - Викиум

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .