Сын снежной женщины и человека. Хантыйская легенда, зана и йети

Недавно в одной из телепрограмм экстрасенс предупредила учёного, который хранит череп сына снежной женщины Заны: «Он приносит несчастья. Если хотите, чтобы ваши родные были здоровы, захороните его». Прислушался ли он к совету?

Н.Ларин, Екатеринбург

— Когда-то череп хранился у меня дома на балконе, потом в лаборатории института. Сейчас он лежит в металлическом шкафу в гараже. Не думаю, что он может кому-то навредить, — говорит И. Бурцев. — К тому же о плохом воздействии черепа сказала только одна экстрасенс. Другие отрицали это и говорили, что у моей дочери, у которой сейчас есть проблемы со здоровьем, всё будет хорошо и череп тут ни при чём...

Хотя, конечно, совсем отрицать его влияние нельзя. В Азербайджане, Кабардино-Балкарии и Абхазии местные жители признавались мне в том, что видели снежного человека, но рассказывать подробности отказывались. «Мы не имеем права говорить о встречах с этими существами, иначе пострадает наш род», — говорили они. Перед раскопками старики предупреждали меня: мол, не стоит раскапывать могилы — небо может возмутиться.

И, действительно, как только мы закончили, солнце вмиг затянуло тучами, грянул гром, начался ливень... Когда я повёз кости в Москву, у меня поднялась температура до 39-40 градусов. В Кремлёвской больнице в течение 3 недель не могли поставить диагноз. Потом написали, что это москитная лихорадка, хотя такая болезнь в стране последний раз фиксировалась аж в 1918 г.

Конечно, в моей жизни было много потерь — один из участников раскопок погиб, другой умер от рака, несколько лет назад скончалась бывшая супруга, но не стоит всё это связывать с черепом Хвита...

Какой была дикарка?

Это сегодня Бурцев — главный специалист в стране по снежному человеку. Когда-то он закончил авиационный институт, был инженером, потом перешёл работать в райком комсомола. Год жил в Южном Йемене — создавал там молодёжную организацию, три года работал в Афгане — был советником по печати. Знает арабский, персидский, английский. Занимался бы только политикой, если бы в 1965 г. в 25-летнем возрасте не поехал во время отпуска в экспедицию в Кабардино-Балкарию. Услышал там рассказы жителей о встречах с волосатыми существами и загорелся темой на всю жизнь... А потом узнал о снежной женщине Зане, которая жила среди людей в абхазском селе Тхина с середины XIX в.

Старожилы рассказывали, что за дикаркой долго охотились в лесу. Потом поймали и назвали Заной («зан» по-грузински — «чёрный»). После нескольких передариваний она досталась мелкому князьку Эдги Генаба .

Зана была мощной, двухметрового роста, всё её тело было покрыто густыми тёмными волосами. Жила дикарка на участке своего хозяина — сначала в яме, обнесённой частоколом, а когда стала более ручной — в шалаше. Через несколько лет Зана стала откликаться на своё имя, подчинялась хозяину и трудилась на сельхозработах — с лёгкостью таскала 50-килограммовые мешки с кукурузой на мельницу. Но спала по-прежнему только на сырой земле, ела руками и ходила голой.

Кто её «оседлал»?

«В 70-е годы я встретил долгожителя, который, будучи ребёнком, видел Зану. Он рассказывал, что они, мальчишки, любили её дразнить — бросали в неё камни и палки, а она в ответ рычала, — рассказывает И. Бурцев. — Потом нашёл женщину, которая рассказала, что хозяин снежной женщины Эдги Генаба любил устраивать « мальчишники» , во время которых подпаивал Зану вином и устраивал соревнования — тому, кто « оседлает» дикарку, вручал приз. Смельчаки находились, и у Заны стали рождаться дети. Первых младенцев она таскала к источнику и мыла в ледяной воде, поэтому они скончались. Потом жители Тхины начали отбирать у неё новорождённых. Кто был их отцами - неизвестно».

Дети Заны росли в разных семьях, им дали разные фамилии. Всего выросло четверо — две дочери (Гамаса и Коджанар ) и два сына (Джонда и Хвит ).

Потомок снежного человека Заны - Хвит. Фото: Кадр youtube.com

Больше остальных односельчане помнили младшего сына Заны Хвита — он прожил в селе дольше других детей и скончался в 1953 г. в возрасте примерно 70 лет. Двухметровый гигант был очень сильным, имел густые курчавые волосы, пухлые губы и буйный нрав — однажды в ходе драки даже лишился руки. В отличие от своей матери Хвит был настоящим разумным человеком: разговаривал, жил в обществе, был трижды женат и оставил потомство — двух дочерей и сына.

Местные жители знали место захоронения Хвита и показали его Бурцеву — так в руках учёного оказался скелет сына снежной женщины. Череп его отличается от черепа современных людей: клювовидный затылок, грубый рельеф, минимальная ширина лба, «лишняя» кость на затылке.

Чей череп?

Спустя несколько лет в полутора метрах от могилы Хвита было обнаружено ещё одно захоронение — в широкой и короткой могиле находились останки женщины, лежавшей на боку и с подогнутыми ногами. Её череп с выступающей нижней челюстью также сильно отличался от человеческого...

«Занин это череп или нет, точно неизвестно, — говорит И. Бурцев. — В 2006 г. генетик Т. Дисотелл в лаборатории Нью-Йоркского университета исследовал ДНК костей обоих черепов и пришёл к выводу, что они принадлежат близким родст-венникам. А вот антрополог Ш. Бейли поставила родство под сомнение — есть различия в строении.

Вообще первоначально учёные-гоминологи, и я в том числе, считали, что снежные люди — это дожившие до наших дней неандертальцы. Но почему-то ни мы, ни наши оппоненты так и не нашли признаков неандертальцев в их костных останках. В этой связи сенсационное открытие в 2012 г. сделала М. Кетчам , директор лаборатории ДНК-диагностики в штате Техас. Она на протяжении 5 лет изучала 111 биологических образцов снежных людей, собранных в США и Канаде. Исследования показали, что их генетика очень близка к человеческой. Они представляют собой гибрид человека и неизвестного науке существа. Доктор М. Кетчам даже подала заявку в Мировой зообанк на открытие нового вида, назвав его Homo sapiens cognatus — человек кровнородственный».

Сейчас Бурцев продолжает изучать историю Заны. Он нашёл уже более 30 потомков снежной женщины, у которых родились свои внуки и правнуки... Одни по-прежнему живут в Абхазии, другие разъехались по миру. Одна прапраправнучка Заны живёт в Москве, другая — под Орлом, и у её дочери недавно родился сын...

«Кстати, корреспондент « АиФ» Савелий Кашницкий , который и проводил собственные исследования в Абхазии, помог найти некоторых потомков снежной женщины, — говорит учёный. — Савелий также отыскал Анатолия Бгамбу , который считал себя правнуком Хвита. На самом деле Хвит третий раз женился на русской женщине Марии и удочерил двух её детей от предыдущего брака. Потомок оказался некровным... Зато именно он помог недавно найти захоронения внучек Заны по линии её дочери Коджанар! Это настоящая находка! Для генетического определения вида очень важно проследить именно женскую линию. У нас были только материалы потомков сыновей Заны — Джонды и Хвита. А значит, теперь появился реальный шанс узнать, кем же на самом деле была Зана».

Итак, чем занять себя в Абхазии? Море – надоело. Рыбалка – не клюёт. Плановые забросы – как-то всё, что было намечено в планах было выполнено за исключением некоторых объектов, на которые идти было просто лень после очень крутых забросов. И тут, мой друг Серёга откопал весьма интересную легенду про снежного человека в Тхине. Как оказалось, Тхина – это всё таки Абхазия и прикоснуться хоть чуточку к легенде – именно то, что нам не хватало. Как на зло на моей карте Тхина не была отмечена и мы отправились по дороге в никуда, надеясь отыскать местных проводников.

Оказывается, ребята, в Абхазии достаточно хорошее автобусное сообщение. Главное – знать расписание. На автобусе можно доехать практически в любую точку, за исключением глухих горных районов, конечно же, а так, по основным асфальтовым трасам проложены автобусные маршруты.
По дороге в Восточную Абхазию нас ждали по истине сюрреалистические пейзажи. Фантасмагорические дома...


Фото 2.

абсолютно непонятная конструкция


Фото 3.

Безголовый бюст Ленина, у которого вместо головы растут кустики


Фото 4.

церковь из фильма «1492 год завоевание рая», всё это создавало ощущение, будто бы мы отправляемся в сказку.


Фото 5.

С нами ехал странный человек, похожий на Ошо, только если Ошо был за ненасилие, то его абхазский прототип носил с собой ружьё и орал на всех. Меня спалил что я его снимаю и направил на меня ружьё и начал рассказывать про лицемерие современного мира. В этот момент я обрёл просветление и понял его, и он понял это. Я понимал, что встреча с мастером – на удачу.


Фото 6.

Ну а теперь, самое время рассказать вам легенду о местном снежном человеке, собственно из-за чего весь сыр-бор. А история эта произошла в 1880 году, когда охотники охотились на склоне горы Задан и заметили странное волосатое существо. Ловили они его, но не поймали. И тогда один джигит снял свои потные вонючие штаны, которые он, видимо, отродясь не стирал. Существо заинтересовалось непонятным запахом штанов и даже захотело их примерить. В этот момент джигиты набросили на неё сеть и поймали. А что с ней делать? Естественно, доложить начальству Её сдали правившему тогда Абхазией князю Ачбе. Как он с ней обошёлся, никто не знает, а вскоре стало известно, что он сплавил её своему приятелю-кунаку Челокуа. Но у того она тоже долго не задержалась. Приехавшего к Челокуа соседа Эдги Генабе необычная пленница заинтересовала больше. А после распитой бутылки крепкой чачи хозяин подарил её гостю. Рассказывали: чтобы доставить дикую женщину во двор Генабе, понадобилось пятеро крепких мужиков. Связанную, её привезли в повозке в село Тхина, что на речке Моква, протекающей по склонам горы Заадан. Имя ей дали Зана, что связано с горой Заадан, по другой версии Зана схоже с грузинским "занги" - темнокожий, негр.
Сначала Генаба поместил Зану в очень крепкий загон из вертикальных бревен. Пищу ей спускали туда, не входя, так как она вела себя как дикий зверь. Зана вырыла себе в земле яму и в ней спала. В таком совершенно диком состоянии она оставалась первые три года. Но понемногу приручалась, и ее перевели в плетеную ограду под навесом в стороне от дома, где сперва держали на привязи, позже стали иногда отпускать на волю. Она не уходила далеко от мест, где получала пищу. В теплом помещении она находиться не любила, круглый год в любую погоду жила во дворе под навесом, где снова вырыла себе яму или нору для спанья. Любопытные селяне подходили к ограде, тормошили ее палками, которые она иногда с яростью вырывала. Детей и домашних животных отгоняла от себя, бросая в них камни и палки.

Фото 7.

Кожа у Заны была черной или темно-серой, все тело ее с головы до ног и особенно в нижней части было покрыто черно-рыжеватыми волосами, но не очень густыми. У ступней волос почти не было. Ладони были вовсе без волос. На лице они были совсем редкие, небольшие. Зато на голове, как папаха, возвышалась свалявшаяся копна черных жестких, блестящих волос, гривой спускавшихся на плечи и спину.
Зана была очень рослая, массивная: непомерно большими грудями, что вообще характерно для самок гоминоидов, свисавшими до живота, высоким толстым задом, мускулистыми руками и ногами, но голень от колена до лодыжки была странной формы - без утолщения посередине. Пальцы на руках были толще и длиннее человеческих, на ногах - могли широко раздвигаться. Когда она была раздражена, особенно отодвигался большой палец.
У нее было поразительное лицо. Оно пугало. Широкое, скуластое, с крупными чертами. Плоский нос, со вздернутыми большими ноздрями. Выдвинутая вперед нижняя часть лица наподобие рыла. Широкий разрез рта, крупные зубы. Неестественно выступающий затылок. На низком лбу волосы начинались от самых бровей - лохматых, густых. Глаза имели красноватый оттенок.
Сила и выносливость ее были огромны. Зана могла бежать быстрее лошади. Она переплывала бурную реку Мокви даже в разлив, а в холодном роднике, который до сих пор носит ее имя, купалась летом и зимой. Легко поднимала одной рукой и несла на голове в гору с мельницы пятипудовый мешок. Неуклюже, как медведь, лазила на деревья за фруктами, грецкими орехами.
Спала она всегда в яме, ничем не прикрывалась, но любила закапываться в теплую золу от потухшего костра.
Как все гоминоиды, Зана не обладала способностью говорить. За десятки прожитых тут лет не научилась произносить ни одного абхазского слова. Иногда она бормотала, издавала нечленораздельные звуки, а в раздражении - крики. Слух у нее был острый. Она шла на свое имя, выполняла кое-какие команды хозяина, побаивалась его окриков.
Сколько ни пытался приручить её князь Генаба – всё напрасно, она так и не стала человеком. Она свободно гуляла по селу, она научилась понимать хозяина, снимала с него сапоги, даже костёр научилась разводить, но она так и не научилась говорить, не научилась носить одежду. Платья она рвала в клочки. В конце концов, приучили носить что-то вроде набедренной повязки.


Фото 8.

Вот такая история, но дальше начинается самое интересное. Как оказалось, для жителей с. Тхина самка Йети оказалась очень даже сексуально привлекательной и к тому же вай-вай волосатая. Первым её … сам князь Генаба. Как ни парадосально, но это существо оказалось генетически близкой к человеку и от этой связи родились дети. Первых своих новорожденных детей Зана обмывала в пруду в ледяной воде (видимо хотела проверить их на прочность), естественно дети этого не выдерживали и умирали. Поэтому люди стали забирать у Заны родившихся детей. В итоге у нее выжили две дочери - Гомаза и Коджанир - и два сына - Джанда и Хвит.


Фото 9. Прямые потомки Заны: 1 - дочь Наталья; 2, 3, 4 - внуки - Раиса, Шалико, Татьяна (дети Хвита); 5 - правнук Роберт (сын Раисы).

У сына Хвита, внука Заны – Шаликуа кожа была темноватая. Шаликуа умел подражать голосам всех диких и домашних животных. По воспоминаниям старожила Тхины Апполона Думава: Шалико зажимал зубами край столешницы стола, празднично накрытого, и мог так танцевать. У него коренные зубы выросли рядом с молочными, получилось два ряда зубов. Последним любовником Заны был пастух по фамилии Сабекия, который умер сразу же после переписи населения в 30-е годы, но перед этим он успел дать потомкам свою фамилию.

Фото 10.

Вот такая история. А между тем, мы приехали в Тхину. Вот такая карта местности.


Фото 11.

Здесь когда-то располагался колхоз им. Ленина. Во время войны Ленина убрали, дабы его не разбомбили и бюст находится в здании сельсовета. Сами сельчане положительно относятся к Ленину и говорят, что когда было всё с именем Ленина, было благополучие и процветание. Им хочется поставить его на место и восстановить былое процветание…


Фото 12.


Фото 13.


Фото 14.


Фото 15.


потомок пастуха Сабекия

Оставив вещи у местного жителя Руслана мы нашли проводника – его друга. Удалось наладить контакт с потомком пастуха Сабекия. Что он рассказал (верить или нет, это конечно вопрос номер два, как никак, мы туристы, с другой стороны – немногочисленные).

Итак, он рассказал нам о том, что есть крепость, где при раскопках нашли кость огромного размера, впоследствии великана вновь закопали на место. вот эта история. Ну а теперь по поводу Заны. Он говорит, что этих существ видели несколько (опа!), и она не была немой, просто говорила на неизвестном языке, а абхазский язык, скажу я вам, выучить не так просто об этом даже притча есть), но не очень-то она и много слов знала. Из того, что им запомнилось, она говорила «Куркури джандахари». Ещё он говорил, что она была вовсе не страшная и не похожа на гориллу, а была ну… почти… красивая женщина, только волосатая.
Итак, что же означает загадочное «Куркури джандахари».
Итак, куркури. Первое, что удалось найти – это название коммуны во Франции. Нам явно не подходит. Другой вариант – это деревенька в Индии, недалеко от границы с Непалом.
Это уже что-то поинтереснее… http://wikimapia.org/3058520/Kurkuri
Слово «Джандахари» я не нашел, но есть созвучное слово джандари.
Джандари (груз. ჯანდარი - посёлок в Гардабанском муниципалитете республики Грузии. Расположен на юго-востоке страны, на границе с Азербайджаном.
Есть еще озеро Джандари.
http://wikimapia.org/4792301/ru/%D0%9E%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BE-%D0%94%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B8
Связи у этих слов с Африкой я не нашел. Ахда, а причём тут Африка? А притом, что есть версия, что Зана вовсе не снежный человек, а потомок негров, поселившихся в Абхазии. Откуда там негры?
Есть история, что вблизи абхазских берегов во время шторма потерпел крушение османский корабль с невольниками, которых везли на продажу. И нынешние негры-абхазы - потомки спасшихся с того корабля и основавших колонию в Абхазии. По другой версии эти негры – арапы, которых ввозил в Россию Пётр первый. В настоящий момент они проживают в с. Адзюбжа. Вот такая история, и по мнению исследователей-антропологов, потомки Заны имеют негройдные черты лица. А Зана могла иметь некоторые отклонения, так называемый атавизм. Вот перед нами маугля казахский, побрей его – получим вполне себе обычного человека.
В пользу – факт о том, что Зана была в целом, достаточно красивой и то, что она могла говорить на непонятном языке. Тот факт, что потомство оказалось жизнеспособным и дало другое потомство, более того, анализ ДНК внуков не выявил никаких аномалий. К тому же, вскользь упомянутый факт о том, что она была не единственной тоже наводит на мысль о неграх. Слово "занги" - темнокожий, негр тоже говорит в пользу негритянской версии.
Кстати, по поводу атавизма. Возможно версия куда более прозаичнее - это обычный атавизм некого лица кавказской национальности. Вот хотите верьте, ребята, хотите нет. Едем на машине у Остужевского кольца. Нас чуть не сбил какой-то наголову долбонутый водитель. Естественно - материмся, вдруг из машины высовывается существо а-ля фильм "планета обезьян"! Руки волосатые, а лицо 1 в 1 шимпанзе из фильма без грима. Не успел сфоткать, он как погнал по встречке, плевал на камеры и прочее... водил даже в стиле "планета обезьян" вот такая история...


Фото 16. Атавизм - пример

нашей команде всё-таки удалось встретиться с внуком Заны Родионом Каджая, который родился 28 марта 1947 года. Родион - потомок второй линии от сына Заны Джонды
Внешне – обычный человек. Родион обладает также большой физической силой, но танцавать со стулом в зубах не может. У этого человека нелёгкая судьба, он участвовал в войне за независимость Абхазии.


Фото 17. Слева Родион, справа - наш проводник.

Трудно конечно увидеть в нём негройдные черты, хотя, если пофантазировать – они есть, более того, если сравнить его внешность с другими потомками – угадываются некоторые схожие черты лица, особенно с Раисой. По поводу анализа ДНК Родиона данных мы так и не нашли, но где-то вскольз упоминается, что все они человеческие. Никаких аномалий не выявлено…

Фото 18.

Всё же, негритянская версия имеет массу нестыковок, хотя бы то, что Зана вела себя как вполне полноценный сформировавшийся человекообразный примат, обладающий своими инстинктами, «знаниями о том, как жить»: она рыла нору, не хотела ночевать в доме, купала детей в холодном ручье (проверка на прочность)…
Игорь Бурцев активно занимается исследованием Заны. Он нашел череп Хвита и ещё один череп… Но это дало больше вопросов, нежели ответов.


Фото 19.
«Изучение женского черепа выявило его негроидность (африканский тип строения), а Хвит, по мнению антропологов, был типичным представителем австралоидов (папуасов), представляется, что женский череп принадлежал не его матери Зане. И, таким образом, можно считать, что сама Зана пока не найдена.»
Даю так сказать ссылку для внеклассного чтения.

Однажды во время сбора ягод из одной деревни исчезла девушка. Ее долго искали. Может, год, может, три. По обычаю ханты человек не может считаться погибшим, пока не найдут достоверных признаков гибели его. А поэтому ее искали постоянно, зная о том, что она не найдена. Через несколько лет нашли половинку от ее ножен. (Раньше и женщины всегда носили на поясе нож в ножнах.)

Но это ничего не говорило о ее гибели, а поэтому и продолжали ее искать, т. е. вся округа знала о ее исчезновении, и, находясь в лесу, были внимательны и часто бывали на том месте, где она исчезла. Так прошло еще несколько лет. И вот однажды, на том же месте, где и исчезла девушка, люди селения обнаружили маленькую девочку. Сколько ей было лет, никто не знал, может, три-четыре годика, может, и больше. У девочки были странности: одна рука очень большая, один глаз гораздо больше другого. Говорить девочка не могла, а только произносила звуки, что произносит вэнт ут. Девочку взяли в селение и все были уверены, что это дочь той пропавшей девушки и вэнт ута.

Так и стала жить в селении эта девочка. Выросла и была она в жизни очень выносливая, очень сильная. По рассказам, она одной рукой, той, что была большая, могла перетянуть любого мужчину из всей округи, и даже не одного, а многих. Он нее и пошел род, что впоследствии получил название «из рода большой руки» - Мащк Юк.

Внуки и правнуки дочери Вэнт Ута и настоящей женщины и до сих пор живут и здравствуют в нашем округе и далеко за его пределами. Да, многие из них знают свою историю. Но считают, что лучше промолчать.

Не напоминает ли вам эта история историю Заны из Абхазии?

Зана из Абхазии

Факты, факты... История про Зану известна всему миру. Правда, тем, кто в самом деле интересуется темой снежного человека, или, по моему мнению, хозяина.

Случилось это в середине XIX века в одном из горных селений Абхазии.

Одному князю подарили живую дикую женщину. В железной клетке. Сначала для жителей селения и гостей князя это было экзотикой. Все смотрели, удивлялись. Но со временем интерес к Зане пропал. (Зана - в переводе означает дикая). К ней стали относиться совершенно спокойно. Да и сама Зана была спокойная, даже доброжелательна. А поэтому на неё уже мало кто обращал внимания. Зану кормили. Жила она в этой же клетке. Спала на соломенно-сенной подстилке. Одежду и прочее, что ей предлагали, она отвергала или рвала и выбрасывала. Так продолжалось некоторое время. А потом сама Зана или с чьей-то помощью раздвинула решетки клетки и стала преспокойно ходить по усадьбе князя и даже по селению. Никто её не боялся, и сама она тоже была спокойная.

Но абхазцы народ предприимчивый. И решили мужчины приучить Зану к труду. Она быстро приняла уроки труда и вскоре вместе с мужчинами стала переносить тяжести. Работа ей давалась легко, так как Зана обладала громадной физической силой. Кроме этого Зана стала... проявлять большой интерес к мужчинам. И в результате её любвеобилия на свет стали появляться дети.

Зана, видимо, по своёму обычаю (или зная это на генном уровне) сразу после рождения ребенка несла его к горному ручью и обмывала в холодной воде. А так как дети все-таки были наполовину человеческими, то многие из них сразу же и умирали.

Но... (так гласят слухи) когда Зана стала рожать детей от самого князя, он приказал смотреть за ней и отнимать новорожденных сразу после рождения. Трое детей князя воспитывались в его семье (от Заны). Это были два мальчика и девочка. Они росли обычными детьми. Правда, с негроидной внешностью. Все трое выросли и стали обычными людьми. Но у мальчиков были некоторые особенности. Так один из них был очень вспыльчив и обладал невероятной физической силой. Говорят, что один перетягивал канат со всеми мужчинами селения. Во время драки совсем молодым его случайно убили. Девочка была обычным ребенком. Выросла, у неё имеется много внуков, правнуков. А вот про самого старшего и до сих пор ходят прямо-таки легенды. Говорят, что он обладал невероятно сильным голосом. И его потомки до сих пор поют ведущие партии на сценах всего мира. Кто они? Об этом никто не знает. А сами они или не знают, или забыли, или не хотят раскрывать свою тайну.

Это про Кавказ. А что слышно у нас в Сибири по этому поводу? Да и у нас в Сибири не меньше баек по этому поводу! Но я вам расскажу только те истории, что случились в нашем округе. И скажу только то, что все, что я дальше буду излагать, я услышала и записала со слов очевидцев или в пересказе от очевидцев. Конечно, письменных подтверждений этих историй нет. Поэтому хочешь - верь, хочешь - проверь.

Нерпальская история

В Нерпапьской стороне хорошо известналегенда о потерявшейся женщине. Её всегда рассказывают при разговоре о хозяине.

Подробностей уже никто не знает, не помнит...

Вот только суть. Однажды потерялась женщина. Её долго искали, но так и не смогли найти. Спустя год или чуть больше года она вернулась в деревню, но с грудным ребенком на руках. Все решили, что это ребенок хозяина. Но женщина сама ничего не могла объяснить. Она, как говорили, стала «не совсем умом». Очень плохо говорила и мало что понимала. Через некоторое время мать и дитя умерли.

И следующая история из нашего же таёжного края.

И она совсем короткая, но трагичная. И писать мне её не очень хочется...

Однажды в одной из деревень исчезла женщина. Но многие видели, и слух прошел, что её украл хозяин. Как позже выяснилось, действительно, её украл, но она всеми силами хотела сбежать и все время искала удобный случай. За это время у них родился ребенок... Однажды она увидела, что по озеру идут на лодке люди. Бросив в логове ребенка, она бросилась на берег и стала звать на помощь. Увидев её и узнав, лодка подъехала к берегу и забрала женщину. В это время на берег озера прибежал сам хозяин с грудным младенцем. Он кричал, возмущался, топал ногами, протягивал руки с этим ребенком в сторону лодки. Но видя, что лодка уходит и увозит мать ребенка, он в злобе, на глазах ехавших, разорвал его на части и бросил вслед уходящей лодке...

В летописи о снежном человеке упоминание существа по имени Зана занимает видное место. Историю Заны исследовали учёные А.А. Машковцев и Б.Ф. Поршнев. Зана - это пойманная и прирученная женщина-гоминоид. Она жила в конце XIX века, похоронена в селении Тхина Очамчирского района.

Многие долгожители этого селения, в частности за сто, Ламшацв Сабекиа (около 105 лет), его сестра Дигва Сабекиа (около 120 лет), Куона Кукунаа (около 120 лет), Алыкса Цвижба (около 130 лет), Шамба (около 100 лет) знали Зану и могли подробно описать. "Пожалуй, нет в окрестностях дома, - писал Б.Ф. Поршнев, - где не сохранились бы семейные воспоминания о Зане".

Дата и место поимки Заны точно не известны. Согласно одному варианту, за ней охотились в горных лесах Заадан, согласно другому - близ морского побережья нынешнего Очамчирского района или еще южнее - в нынешней Аджарии. В пользу Аджарии говорит кличка "Зана", что схоже с грузинским "занги" - темнокожий, негр. Когда ее связывали, Зана яростно сопротивлялась. Ее колотили дубинками, забили рот войлоком, надели на ноги бревно-колоду. Несколько раз ее перепродавали, прежде чем она оказалась собственностью дворянина Эдги Генаба, который отвез ее, связанную, в свою усадьбу в селении Тхина, что на реке Мокви в 78 километрах от Сухуми.

Сначала Генаба поместил Зану в очень крепкий загон из вертикальных бревен. Пищу ей спускали туда, не входя, так как она вела себя как дикий зверь. Зана вырыла себе в земле яму и в ней спала. В таком совершенно диком состоянии она оставалась первые три года. Но понемногу приручалась, и ее перевели в плетеную ограду под навесом в стороне от дома, где сперва держали на привязи, позже стали иногда отпускать на волю. Она не уходила далеко от мест, где получала пищу. В теплом помещении она находиться не любила, круглый год в любую погоду жила во дворе под навесом, где снова вырыла себе яму или нору для спанья. Любопытные селяне подходили к ограде, тормошили ее палками, которые она иногда с яростью вырывала. Детей и домашних животных отгоняла от себя, бросая в них камни и палки.

Кожа у Заны была черной или темно-серой, все тело ее с головы до ног и особенно в нижней части было покрыто черно-рыжеватыми волосами, но не очень густыми. У ступней волос почти не было. Ладони были вовсе без волос. На лице они были совсем редкие, небольшие. Зато на голове, как папаха, возвышалась свалявшаяся копна черных жестких, блестящих волос, гривой спускавшихся на плечи и спину.

Как все гоминоиды, Зана не обладала способностью говорить. За десятки прожитых тут лет не научилась произносить ни одного абхазского слова. Иногда она бормотала, издавала нечленораздельные звуки, а в раздражении - крики. Слух у нее был острый. Она шла на свое имя, выполняла кое-какие команды хозяина, побаивалась его окриков.

Зана была очень рослая, массивная: непомерно большими грудями, что вообще характерно для самок гоминоидов, свисавшими до живота, высоким толстым задом, мускулистыми руками и ногами, но голень от колена до лодыжки была странной формы - без утолщения посередине. Пальцы на руках были толще и длиннее человеческих, на ногах - могли широко раздвигаться. Когда она была раздражена, особенно отодвигался большой палец.

У нее было поразительное лицо. Оно пугало. Широкое, скуластое, с крупными чертами. Плоский нос, со вздернутыми большими ноздрями. Выдвинутая вперед нижняя часть лица наподобие рыла. Широкий разрез рта, крупные зубы. Неестественно выступающий затылок. На низком лбу волосы начинались от самых бровей - лохматых, густых. Глаза имели красноватый оттенок.

Иногда Зана неожиданно начинала смеяться, обнажая белые зубы. Никто не заметил, чтобы она улыбалась или плакала.

Сила и выносливость ее были огромны. Зана могла бежать быстрее лошади. Она переплывала бурную реку Мокви даже в разлив, а в холодном роднике, который до сих пор носит ее имя, купалась летом и зимой. Легко поднимала одной рукой и несла на голове в гору с мельницы пятипудовый мешок. Неуклюже, как медведь, лазила на деревья за фруктами, грецкими орехами.

Чтобы полакомиться виноградом, сдергивала на землю целую лозу. В жару ложилась вместе с буйволами в воду источника. По ночам уходила бродить по окрестным холмам. От собак и при иной необходимости оборонялась огромными палками. Странно обращалась с камнями: разбивала их, стуча друг о друга.

У людей Зана смогла научиться немногому, осталась полуприрученной. В дом иногда входила и даже к столу ее подзывали, но слушалась она только хозяина - Эдги Генабу, а женщины ее боялись и приближались, только когда она была в хорошем настроении. В раздражении и ярости Зана была страшна, кусалась. Хозяин умел ее успокоить. На детей не нападала, но пугала, и детей в округе стращали Заной. Лошади ее боялись.

Ела Зана все, что давали, в том числе мамалыгу, мясо, и всегда только руками. От вина приходила в хорошее настроение, затем засыпала обморочным сном. Спала она всегда в яме, ничем не прикрывалась, но любила закапываться в теплую золу от потухшего костра. Самое главное, чему Зану удалось научить - это высекать огонь из кремня на трут-лишайник и раздувать. Но дальше этого ее трудовое воспитание, в сущности, не пошло. Ее лишь выдрессировали выполнять несложные приказы словом или жестом: вертеть ручные жернова, принести дрова или воду из источника в кувшине, снести на водяную мельницу к реке и доставить оттуда мешки, снять хозяину сапоги. Вот и все. Зана не стала человеком. Но она стала матерью людей - и это самое удивительное в ее истории.

Неандерталка неоднократно беременела от различных мужчин. Рожала без всякой помощи. Несла полоскать новорожденного в воде, хотя бы и ледяной. Но метисы не выдерживали этого лесного омовения и гибли. Позже люди начали вовремя отнимать у Заны новорожденных и выкармливать их.

И вот четырежды совершилось чудо: два сына и две дочери Заны выросли людьми - полноценными людьми с речью и разумом, правда, обладавшими физическими и душевными странностями, но вполне способными к труду и общественной жизни. Старшего назвали Джанда, старшую дочь - Коджанар, вторую дочь - Гамаса (умерла в двадцатых годах XX века), младшего сына - Хвит (умер в 1954 году). Все они, в свою очередь, имели потомство, расселившееся по разным местам Абхазии. "Двоих из внуков Заны - сына и дочь Хвита от его второго брака с русской я навестил в 1964 г. в г. Ткварчели, где они работают на руднике, - пишет Борис Федорович. - Молва утверждает, что отцом Гамасы и Хвита был сам Эдги Генаба. Но их записали при переписи под другой фамилией. Показательно, что Зану похоронили на родовом кладбище семьи Генаба, что этих двух младших детей растила жена Эдги Генаба".

Гамаса и Хвит были люди могучего сложения, с темноватой кожей и некоторыми другими как бы негроидными признаками. Но они почти ничего не унаследовали от Заны из неандертальских черт: доминантным оказался комплекс человеческих признаков. Хвита, умершего в возрасте 65-70 лет, односельчане описывали как человека лишь с небольшими отклонениями от нормы. При темной коже и больших губах, волосы, в отличие от негроидной расы, были прямые, жесткие. Голова мала по отношению к размерам тела. Хвит сверх всякой меры был наделен физической силой, нравом несговорчивым, драчливым, буйным. В результате стычек с односельчанами у Хвита была отсечена правая рука. Однако и левой ему хватало, чтобы косить, справляться с колхозной работой, даже лазать по деревьям. Он обладал высоким голосом и хорошо пел. Дважды был женат, оставил троих детей. На старости перебрался из сельской местности в Ткварчели, где и умер, но похоронили его в Тхине, близ могилы матери - Заны.

Гамаса тоже, как и брат, была намного сильнее обычных людей. Кожа у нее была очень темная, тело волосатое. Лицо было безволосым, однако вокруг рта пробивалась растительность. Гамаса дожила лет до шестидесяти.

"С первого моего взгляда на внука и внучку Заны - Шаликуа и Тайю, - продолжает Борис Федорович свой рассказ, - врезалось впечатление незначительной темноватости кожи, очень смягченной негроидности облика. У Шаликуа необычайно сильные челюстные мышцы, за ним слава: может держать в зубах стул с сидящим человеком и при этом танцевать. Шаликуа наделен даром подражать голосам всех диких и домашних животных".

Это все, что узнал Борис Федорович Поршнев о Зане - реликтовом гоминоиде, палеоантропе, неандерталке (в народе - снежном человеке) и ее потомстве.

Профессор Брайан Сайкс из Оксфордского университета провел тесты слюны шестерых живых потомков легендарной «снежной женщины» Заны, а также зуба её умершего сына Хвита.

Анализ ДНК позволяет уверенно утверждать, что Зана была на 100 процентов африканкой, хотя и жила на Кавказе. Примечательно, что при этом она не похожа ни на одну известную группу.

Тем самым ученые получили ещё одно подтверждение тому, что Зана могла быть таинственным йети — «снежным человеком».

Напомним, в летописи о снежном человеке упоминание существа по имени Зана занимает видное место. Историю Заны исследовали учёные А.А. Машковцев и Б.Ф. Поршнев. Зана — это пойманная и прирученная женщина-гоминоид, жившая в конце XIX века, похоронена в селении Тхина Очамчирского района.

Многие долгожители этого селения, в частности за сто, Ламшацв Сабекиа (около 105 лет), его сестра Дигва Сабекиа (около 120 лет), Куона Кукунаа (около 120 лет), Алыкса Цвижба (около 130 лет), Шамба (около 100 лет) знали Зану и могли подробно описать. «Пожалуй, нет в окрестностях дома, — писал Б.Ф. Поршнев, — где не сохранились бы семейные воспоминания о Зане».

Дата и место поимки Заны точно не известны. Согласно одному варианту, за ней охотились в горных лесах Заадан, согласно другому — близ морского побережья нынешнего Очамчирского района или еще южнее — в нынешней Аджарии. В пользу Аджарии говорит кличка «Зана», что схоже с грузинским «занги» — темнокожий, негр. Когда ее связывали, Зана яростно сопротивлялась. Ее колотили дубинками, забили рот войлоком, надели на ноги бревно-колоду. Несколько раз ее перепродавали, прежде чем она оказалась собственностью дворянина Эдги Генаба, который отвез ее, связанную, в свою усадьбу в селении Тхина, что на реке Мокви в 78 километрах от Сухуми.

Сначала Генаба поместил Зану в очень крепкий загон из вертикальных бревен. Пищу ей спускали туда, не входя, так как она вела себя как дикий зверь. Зана вырыла себе в земле яму и в ней спала. В таком совершенно диком состоянии она оставалась первые три года. Но понемногу приручалась, и ее перевели в плетеную ограду под навесом в стороне от дома, где сперва держали на привязи, позже стали иногда отпускать на волю. Она не уходила далеко от мест, где получала пищу. В теплом помещении она находиться не любила, круглый год в любую погоду жила во дворе под навесом, где снова вырыла себе яму или нору для спанья. Любопытные селяне подходили к ограде, тормошили ее палками, которые она иногда с яростью вырывала. Детей и домашних животных отгоняла от себя, бросая в них камни и палки.

Кожа у Заны была черной или темно-серой, все тело ее с головы до ног и особенно в нижней части было покрыто черно-рыжеватыми волосами, но не очень густыми. У ступней волос почти не было. Ладони были вовсе без волос. На лице они были совсем редкие, небольшие. Зато на голове, как папаха, возвышалась свалявшаяся копна черных жестких, блестящих волос, гривой спускавшихся на плечи и спину.

Как все гоминоиды, Зана не обладала способностью говорить. За десятки прожитых тут лет не научилась произносить ни одного абхазского слова. Иногда она бормотала, издавала нечленораздельные звуки, а в раздражении — крики. Слух у нее был острый. Она шла на свое имя, выполняла кое-какие команды хозяина, побаивалась его окриков.

Зана была очень рослая, массивная: непомерно большими грудями, что вообще характерно для самок гоминоидов, свисавшими до живота, высоким толстым задом, мускулистыми руками и ногами, но голень от колена до лодыжки была странной формы — без утолщения посередине. Пальцы на руках были толще и длиннее человеческих, на ногах — могли широко раздвигаться. Когда она была раздражена, особенно отодвигался большой палец.

У нее было поразительное лицо. Оно пугало. Широкое, скуластое, с крупными чертами. Плоский нос, со вздернутыми большими ноздрями. Выдвинутая вперед нижняя часть лица наподобие рыла. Широкий разрез рта, крупные зубы. Неестественно выступающий затылок. На низком лбу волосы начинались от самых бровей — лохматых, густых. Глаза имели красноватый оттенок.

Иногда Зана неожиданно начинала смеяться, обнажая белые зубы. Никто не заметил, чтобы она улыбалась или плакала.

Сила и выносливость ее были огромны. Зана могла бежать быстрее лошади. Она переплывала бурную реку Мокви даже в разлив, а в холодном роднике, который до сих пор носит ее имя, купалась летом и зимой. Легко поднимала одной рукой и несла на голове в гору с мельницы пятипудовый мешок. Неуклюже, как медведь, лазила на деревья за фруктами, грецкими орехами.

Чтобы полакомиться виноградом, сдергивала на землю целую лозу. В жару ложилась вместе с буйволами в воду источника. По ночам уходила бродить по окрестным холмам. От собак и при иной необходимости оборонялась огромными палками. Странно обращалась с камнями: разбивала их, стуча друг о друга.

У людей Зана смогла научиться немногому, осталась полуприрученной. В дом иногда входила и даже к столу ее подзывали, но слушалась она только хозяина — Эдги Генабу, а женщины ее боялись и приближались, только когда она была в хорошем настроении. В раздражении и ярости Зана была страшна, кусалась. Хозяин умел ее успокоить. На детей не нападала, но пугала, и детей в округе стращали Заной. Лошади ее боялись.

Ела Зана все, что давали, в том числе мамалыгу, мясо, и всегда только руками. От вина приходила в хорошее настроение, затем засыпала обморочным сном. Спала она всегда в яме, ничем не прикрывалась, но любила закапываться в теплую золу от потухшего костра. Самое главное, чему Зану удалось научить — это высекать огонь из кремня на трут-лишайник и раздувать. Но дальше этого ее трудовое воспитание, в сущности, не пошло. Ее лишь выдрессировали выполнять несложные приказы словом или жестом: вертеть ручные жернова, принести дрова или воду из источника в кувшине, снести на водяную мельницу к реке и доставить оттуда мешки, снять хозяину сапоги. Вот и все. Зана не стала человеком. Но она стала матерью людей — и это самое удивительное в ее истории.

Неандерталка неоднократно беременела от различных мужчин. Рожала без всякой помощи. Несла полоскать новорожденного в воде, хотя бы и ледяной. Но метисы не выдерживали этого лесного омовения и гибли. Позже люди начали вовремя отнимать у Заны новорожденных и выкармливать их.

И вот четырежды совершилось чудо: два сына и две дочери Заны выросли людьми — полноценными людьми с речью и разумом, правда, обладавшими физическими и душевными странностями, но вполне способными к труду и общественной жизни. Старшего назвали Джанда, старшую дочь — Коджанар, вторую дочь — Гамаса (умерла в двадцатых годах XX века), младшего сына — Хвит (умер в 1954 году). Все они, в свою очередь, имели потомство, расселившееся по разным местам Абхазии. «Двоих из внуков Заны — сына и дочь Хвита от его второго брака с русской я навестил в 1964 г. в г. Ткварчели, где они работают на руднике, — пишет Борис Федорович. — Молва утверждает, что отцом Гамасы и Хвита был сам Эдги Генаба. Но их записали при переписи под другой фамилией. Показательно, что Зану похоронили на родовом кладбище семьи Генаба, что этих двух младших детей растила жена Эдги Генаба».

Гамаса и Хвит были люди могучего сложения, с темноватой кожей и некоторыми другими как бы негроидными признаками. Но они почти ничего не унаследовали от Заны из неандертальских черт: доминантным оказался комплекс человеческих признаков. Хвита, умершего в возрасте 65-70 лет, односельчане описывали как человека лишь с небольшими отклонениями от нормы. При темной коже и больших губах, волосы, в отличие от негроидной расы, были прямые, жесткие. Голова мала по отношению к размерам тела. Хвит сверх всякой меры был наделен физической силой, нравом несговорчивым, драчливым, буйным. В результате стычек с односельчанами у Хвита была отсечена правая рука. Однако и левой ему хватало, чтобы косить, справляться с колхозной работой, даже лазать по деревьям. Он обладал высоким голосом и хорошо пел. Дважды был женат, оставил троих детей. На старости перебрался из сельской местности в Ткварчели, где и умер, но похоронили его в Тхине, близ могилы матери — Заны.

Гамаса тоже, как и брат, была намного сильнее обычных людей. Кожа у нее была очень темная, тело волосатое. Лицо было безволосым, однако вокруг рта пробивалась растительность. Гамаса дожила лет до шестидесяти.

«С первого моего взгляда на внука и внучку Заны — Шаликуа и Тайю, — продолжает Борис Федорович свой рассказ, — врезалось впечатление незначительной темноватости кожи, очень смягченной негроидности облика. У Шаликуа необычайно сильные челюстные мышцы, за ним слава: может держать в зубах стул с сидящим человеком и при этом танцевать. Шаликуа наделен даром подражать голосам всех диких и домашних животных».

Это все, что узнал Борис Федорович Поршнев о Зане — реликтовом гоминоиде, палеоантропе, неандерталке (в народе — снежном человеке) и ее потомстве.