Существует точное человеческое наблюдение решу егэ. Помогите написать сочинение рассуждение по тексту

Или же золототысячник появился у нас (название, конечно) в то время, когда наша интеллигенция стала изучать немецкий язык.

Но ведь у нас в истории были времена, когда - слава богу! - не было интеллигенции, а народ - слава богу! - был, и трава тоже - слава богу! Значит, наш народ как-то называл ее. Наши древляне не ждали, пока придут немцы и назовут эту траву, а мы потом переведем ее на наш кодовый язык.

И я стал копаться. И докопался. Народ ее называет и до сих пор «игольник», «грыжник», «травенка» и «турецкая гвоздика» в зависимости от области, края.

Так же в свое время я интересовался происхождением названия «бессмертник». Оказывается, в этом опять виновата наша - на этот раз не интеллигенция, а аристократия. Привыкнув с детства балакать по-французски, они название этих цветов (травы) просто перевели с французского. Там она называется «иммортели», это в переводе и означает - «бессмертник». А наш великий народ называет эту траву «неувядка», «живучка». Куда там французикам тягаться с нами в любви к природе. «Бессмертник» и «неувядка» - канцелярщина и поэзия!

Еще нашел я тебе о траве в некоторых книгах. Вот «Записные книжки» Эффенди Капиева.

«Как бедны мы, горцы! Как беден наш язык! Виноград у нас называется «черный цветок», подсолнух у нас называется «пышный цветок», розу у нас зовут «многознающий цветок» (с. 198).

Это я привел для сравнения с нашими многообразными и многозначительными названиями трав. А теперь - Куприн:

«Для своего обихода, для своих несложных надобностей русский крестьянин обладает языком самым точным, самым ловким, самым выразительным и самым красивым, какой только можно себе представить. Счет, мера, вес, наименование цветов, трав…» (Куприн, «Бредень»).

Примечание: И это писал человек, знавший немецкий и французский!

Вы бы, мужички, сеяли мяту. Э… вы бы мяту сеяли (Лев Толстой, «Плоды просвещения»).

Примечание: Так аристократ Вово учил крестьян сельскому хозяйству.

Снова Куприн:

«Обхожу его (древнеримский цирк. - В. С. ) по барьеру. Кирпич звенит под ногами, как железный, кладка цементная, вековая, в трещинах выросла тонка трава, иглистая, жесткая, прочная, терпкая. Вот и теперь она лежит передо мной на письменном столе. Я без волнения не могу глядеть на нее» («Лазурный берег»).

«Потом Зоя затуманилась, развздыхалась и стала мечтательно вспоминать Великую неделю у себя в деревне.

Такие мы цветочки собирали, называются «сон». Синенькие такие, они первые из земли выходят. Мы делали из них отвар и красили яйца. Чудесный выходил синий цвет» («По-семейному»).

Примечание: Зоя - проститутка.

«Сегодня троица. По давнему обычаю, горничные заведения ранним утром, пока их барышни еще спят, купили на базаре целый воз осоки и разбросали ее, длинную, хрустящую под ногами, толстую траву, всюду: в коридорах, в кабинетах, в зале» («Яма»).

Примечание: У нас в Волгоградской области посыпают полы богородской травой, на Украине - чабрецом. Есть о травах и у Марко Поло, но я не выписывал, а память изменяет, начинается склероз. Да и читал-то я его лет сорок назад.

Жером Бок. «Книга трав» издана в 1557 году. Есть в нашей библиотеке. (В библиотеке Центрального Дома литераторов. - В. С. ) В ней много интересного, вплоть до средневекового салата из крапивы, листьев фиалки и репейника. Без уксуса (тогда еще не знали его) и без масла (оно в то время считалось роскошью). В салат для остроты прибавляли хрен.

Я еще покопаюсь в записных книжках. Привет!»

Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нем, пока нормально и беспрепятственно дышим. Но все же, неправда, - замечаем. Даже и наслаждаемся, когда потянет с юга теплой влагой, когда промыт он майским дождем, когда облагорожен грозовыми разрядами. Не всегда ведь мы дышим равнодушно и буднично. Бывают сладчайшие, драгоценные, памятные на всю жизнь глотки воздуха.

По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй у воздуха никого на земле ближе, чем трава. Мы привыкли, что мир - зеленый. Ходим, мнем, затаптываем в грязь, сдираем гусеницами и колесами, срезаем лопатами, соскабливаем ножами бульдозеров, наглухо захлопываем бетонными плитами, заливаем горячим асфальтом, заваливаем железным, цементным, пластмассовым, кирпичным, бумажным, тряпичным хламом. Льем на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щелочи. Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? Подумаешь! Сколько там травы? Десять квадратных метров. Не человека же засыпаем, траву. Вырастет в другом месте.

Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, там, где стояла машина - на лужайке под окнами нашего деревенского дома. Антифриз растекся продолговатой лужей, потом его смыло дождями, но на земле, оказывается, получился сильный ожог. Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее черное пятно. Три года земля не могла залечить место ожога, и только потом уж плешина снова затянулась травой.

Под окном, конечно, заметно. Я жалел, что поступил неосторожно, испортил лужайку. Но ведь это под собственным окном! Каждый день ходишь мимо, видишь и вспоминаешь. Если же где-нибудь подальше от глаз, в овраге, на лесной опушке, в придорожной канаве, да, господи, мало ли на земле травы? Жалко ли ее? Ну, высыпали шлак (железные обрезки, щебень, бой-стекло, бетонное крошево), ну, придавили несколько миллионов травинок. Неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка. Трава? Трава она и есть трава. Ее много. Она везде. В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне… Разве что вот в пустыне ее поменьше. Начинаешь замечать, что, оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет. Страшное, жуткое, безнадежное зрелище! Представляю себе человека в безграничной, бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или не космической катастрофы наша земля, обнаружившего на обугленной поверхности планеты единственный зеленый росточек, пробивающийся из мрака к солнцу.

Не помню где, в воспоминаниях какого-нибудь революционера, я вычитал трогательную историю о травинке.

Арестанту, заключенному в одиночке, принесли из большого мира стопу книг. Кроме самого арестанта в камере не было ничего живого. Каменные стены, железная кровать, тюфяк, набитый мертвой теперь соломой, табуретка, сделанная из бывшего живого дерева.

Ученый человек тотчас прервет меня и скажет, что плесень в углу тоже есть жизнь и разные там бактерии в воздухе… Но не будем педантами. Забудем даже про то, что в тюремном тюфяке могли водиться совсем уж живые существа. Будем считать условно, что кроме самого арестанта никакой жизни в камере не было. И вот ему принесли стопу книг. Он стал книги читать и вдруг увидел, что к книжной странице прилипло крохотное, право же, меньше булавочной головки семечко. Арестант аккуратно это семечко отделил и положил на лист бумаги.

Непонятное волнение охватило его. Впрочем, если вдуматься, то волнение арестанта можно понять.

Как дышим воздухом, точно так же бездумно мы обдуваем головки одуванчиков, раздавливаем в пальцах созревшую ромашку, пересыпаем с ладони на ладонь сухое зерно, лузгаем семечки подсолнуха, щелкаем кедровые орешки.

Но в особенной обстановке, в безжизненном (как мы условились) каменном мешке, в оторванности от обыденной жизни планеты, арестант посмотрел на семечко другими глазами. Он понял, что перед ним на листе бумаги лежит величайшее чудо из всех возможных чудес и что все это поистине величайшее чудо (и в этом еще дополнительное чудо) помещается в крохотной, едва различимой соринке.

Текст. По В. Солоухину
(1)Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. (2)Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». (З)Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нем, пока нормально и беспрепятственно дышим. (4)Но все же, неправда, - замечаем. (5)Даже и наслаждаемся, когда потянет с юга теплой влагой, когда промыт он майским дождем, когда облагорожен грозовыми разрядами. (6)Не всегда ведь мы дышим равнодушно и буднично. (7)Бывают сладчайшие, драгоценные, памятные на всю жизнь глотки воздуха.
(8)По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, у воздуха никого на земле ближе, чем трава. (9)Мы привыкли, что мир - зеленый. (Ю)Ходим, мнем, затаптываем в грязь, сдираем гусеницами и колесами, срезаем лопатами, соскабливаем ножами бульдозеров, наглухо захлопываем бетонными плитами, заливаем горячим асфальтом, заваливаем железным, цементным, пластмассовым, кирпичным, бумажным, тряпичным хламом. (11)Льем на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щелочи. (12)Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? (13)Подумаешь! (14)Сколько там травы? (15)Десять квадратных метров. (16)Не человека же засыпаем, траву. (17)Вырастет в другом месте.
(18)Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, там, где стояла машина - на лужайке под окнами нашего деревенского дома. (1 {^Антифриз растекся продолговатой лужей, потом его смыло дождями, но на земле, оказывается, получился сильный ожог. (20)Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее черное пятно. (21)Три года земля не могла залечить место ожога, и только потом уж плешина снова затянулась травой.
(22)Под окном, конечно, заметно. (23)Я жалел, что поступил неосторожно, испортил лужайку. (24)Но ведь это под собственным окном! (25)Каждый день ходишь мимо, видишь и вспоминаешь. (26)Если же где-нибудь подальше от глаз, в овраге, на лесной опушке, в придорожной канаве, да, господи, мало ли на земле травы? (27)Жалко ли ее? (28)Ну, высыпали шлак (железные обрезки, щебень, бой-стекло, бетонное крошево), ну, придавили несколько миллионов травинок.
(29)Неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка. (ЗО)Трава? (31)Трава она и есть трава. (32)Ее много. (ЗЗ)Она везде. (34)В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне... (Зб)Разве что вот в пустыне ее поменьше. (Зб)Начинаешь замечать, что, оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет. (37)Страшное, жуткое, безнадежное зрелище! (38)Представляю себе человека в безграничной, бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или некосмической катастрофы наша Земля, обнаружившего на обугленной поверхности планеты единственный зеленый росточек, пробивающийся из мрака к солнцу.
(39)Глоток воздуха, когда человек задыхается. (40)3е-леная живая травинка, когда человек совсем отрезан от природы. (41)А вообще-то - трава. (42)Скобли ее ножами бульдозеров, заваливай мусором, заливай горячим асфальтом, глуши бетоном, обливай нефтью, топчи, губи, презирай...
(43)А между тем ласкать глаз человека, вливать тихую радость в его душу, смягчать его нрав, приносить успокоение и отдых - вот одно из побочных назначений всякого растения.
(По В. Солоухину)

Сочинение
Я лежу на траве и смотрю в бездонное голубое небо. Трава нежная, мягкая, ласковая. По ней только что прошлась коса, и ровные ряды лежат по всему лугу. Это родная и далекая картинка из детства, когда дедушка брал меня с собой ранним утром на росистый, пахнущий разнотравьем луг. Я помню, как он говорил: «Ты, внученька, вдыхай травку, помни: это твое детство так пахнет». ...Давно нет дедушки, а слова его остались и живут в моей памяти как духовное напутствие мудрого человека, прошедшего войну, видевшего смерть и кровь. Вечная благодарность ему за то, что научил понимать духовную ценность природы, научил чувствовать свое родство с ней.
Став взрослым человеком, много раз убеждалась, что проблема осознания человеком ценности природы является одной из главных проблем современного человека. Об этом еще раз меня заставил задуматься текст известного русского писателя, тонкого знатока природы - В. Солоухина.
Рассуждая о духовной ценности природы для человека, писатель справедливо говорит о том, что люди часто не замечают природу, считая ее обыденным фоном жизни. Самыми незаметными для любого из нас, по мнению В. Солоухина, являются воздух и трава. С какой болью автор пишет: «Ходим, мнем, затаптываем в грязь, сдираем гусеницами и колесами, срезаем лопатами...» Кажется, этот печальный перечень того, что может человек по своему невежеству сотворить с травой, писатель может продолжать до бесконечности. Действительно, люди, считая себя высшими существами в природе, крайне невнимательны к ней. А ведь она живая! Неслучайно, уже во второй раз говоря о варварском отношении к траве, В. Солоухин наделяет ее качествами живого существа. «Зеленая живая травинка», - сколько нежности, трепетности, ласки в этих бесхитростных словах писателя. Не заслуживают ни воздух, ни трава, ни природа в целом презрения человека.
Авторская позиция полно и достаточно эмоционально сформулирована в последнем предложении текста: «...ласкать глаз человека, вливать тихую радость в его душу, смягчать его нрав, приносить успокоение и отдых...». Следовательно, духовная ценность природы проявляется в ее положительном, благотворном влиянии на каждого из нас.
Невозможно не согласиться с мнением автора: в природе сокрыт величайший духовный потенциал, который проявляется в смягчении жестокосердия человека, в тихой и кроткой радости общения со всем живым.
О том, что общение с природой имеет духовную ценность для любого из нас, говорят многие русские писатели, для которых природа - источник вдохновения, возможности подняться выше обыденных и повседневных дел и тревог. Об этом рассказ современного писателя В. Крупина «Сбрось мешок». Героиня рассказа, Варя, научилась видеть тихую радость в общении со всем живым, в созерцании удивительных картин природы. И это умение подняться над сиюминутными заботами делает ее счастливым человеком. Как правильно, что героиня рассказа передает это уникальное умение своей дочери и внучке!
Говоря о том, что природа - вечная и безусловная духовная ценность, которая помогает человеку осознать свое место в жизни, смягчить удары судьбы, нельзя не вспомнить знаменитый дуб из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Когда князь Андрей въезжает в Отрадное, он находится в самом мрачном расположении духа: жизнь представляется ему завершенной и лишенной высокого смысла. Кажется, что высохший от старости дуб так же, как и герой, заканчивает свой век. Но как все изменяется за одну ночь: князь Андрей под влиянием восторженных слов Наташи, под влиянием чудесной весенней ночи внутренне преображается. Вспоминается знаменитая фраза: «Жизнь не кончена в тридцать один год». Жизнь со всеми ее свершениями, радостями, тревогами и печалями только начинается. Кажется, что и дуб-великан это тоже понимает, он оживает всего за одну ночь, и его юные, клейкие листочки, и весь он, помолодевший и свежий, вселяют в князя Андрея сильнейшее желание жить, любить и верить!
Таким образом, можно сделать вывод: природа для человека - это одухотворенное существо, которое приносит облегчение от трудов, тихую радость душевного покоя, смягчение сердца, уверенность в счастье жизни и осознание себя частью великого и прекрасного мира.

Природа…Ее красотой мы можем любоваться бесконечно. Но нужно ли дорожить богатством окружающего мира? Вот проблема, над которой задумывается автор предложенного текста.

Данная проблема очень актуальна в наши дни, в связи с масштабной разрушающей деятельностью человека по отношению к природе. Главный герой текста поначалу не задумывается над неверным поступком, но потом осознает все последствия этого бездумного шага: “Я жалел, что поступил неосторожно, испортил лужайку”.

Для него земля без травы – это “страшное, жуткое, безнадежное зрелище”. Повествователя угнетает обстановка, при которой в природе остается один человек в безграничной пустыне.

Автор подводит читателей к мысли о том, что деятельность людей по отношению к природе может привести к катастрофам, ставящим под удар существование не только всего окружающего, но и самого человека как части природы. Каждый обязан нести ответственность за свои поступки.

Я полностью согласна с мнением В. Солоухина. Человек, взаимодействуя с окружающей средой, преобразует ее, берет то, что нужно ему, но взамен

ничего не возвращает. Все люди, живущие на земле, должны сохранять природные богатства, а не разрушать их. Ведь от этого зависит и наше существование в природе.

Вспомним произведение В. Астафьева “Царь-рыба”. Из-за жадности и жажды наживы Игнатьич становится браконьером. За всю жизнь герой совершает много ошибок, наносит огромный ущерб природе, истребляя рыб без счету. В схватке с царь-рыбой он осознает всю низость своих поступков и получает прощение от природы.

Халатность человека может привести к экологическим катастрофам. Примером этого могут служить события 2010 года, когда гектары лесов по всей России были уничтожены огнем. А если исчезли леса, то исчезли и животные, населяющие их, изменился газовый состав воздуха, в котором доля угарного газа заметно повысилась. Все это привело к болезням людей, живущих рядом с очагом бедствия. Всегда нужно задумываться над последствиями своих поступков и не причинять вред окружающей среде.

Таким образом, каждый человек должен думать о сохранении окружающей среды. Как самое разумное существо на Земле, он несет ответственность за все, что делает. Надо понимать, что, уничтожая места, где мы живем, мы уничтожаем и самих себя.

Вариант 2

Ценим ли мы то, что нас окружает? Как люди относятся к месту, где родились и выросли? Как это может повлиять на дальнейшую жизнь? Несомненно, данные вопросы тревожили не одно поколение. Именно проблему ответственности человека за происходящее на его планете затрагивает В. А. Солоухин в своем тексте.

Автор размышляет над нашим безразличием к окружающему миру, над тем, что “мы не дорожим воздухом и не думаем о нем, пока нормально и беспрепятственно дышим”.Владимир Алексеевич в качестве примера рассматривает случай, произошедший с героем – рассказчиком. Он пролил жидкость из радиатора на лужайку под окнами собственного дома, после чего на земле получился ожег. Особое внимание обращает автор на то, что, если такое произошло “где-нибудь подальше от глаз” , человек забыл бы и совершенно не задумывался над ответственностью за свои действия перед природой. В. А. Солоухин искренне огорчен поведением людей, которые совершенно не замечают всей остроты проблемы, связанной с будущим всей планеты.

Позиция автора ясна и выражена довольно четко. Он считает, что человеку пора задуматься над тем, что он творит со своим домом, ведь он единственное существо на земле, поэтому ответственность за происходящее лежит на нем, ведь в ином случае наша жизнь изменится в худшую сторону.

Невозможно не согласиться с позицией Владимира Алексеевича. Действительно, если каждый из нас будет делать то, что захочет, оказывая только лишь отрицательное влияние на природу, не думая о последствиях, то что же случится с нами, какое будущее ожидает нас? Я думаю, что не самое лучшее. Ведь, нанося урон окружающей среде, мы вредим прежде всего себе.

На страницах произведений многих русских писателей данная проблема затрагивалась не один раз. Вспомним повесть В. Распутина “Пожар” .Главный герой жил и работал в поселке леспромхоза и наблюдал, как вырубают огромные площади леса. Иван Петрович не мог смириться с утратой обществом нравственных ценностей и был уверен, что это связано с вырубкой, ведь, разрушая лес, человек убивает и себя.

Другим примером является роман Б. Л. Васильева “Не стреляйте в белых лебедей”.Бурьянов наносил огромный ущерб природе, не задумываясь над своими поступками. Будучи лесником заповедника, он злоупотреблял служебным положением. Герой вырубал лес для строительства своего дома, обдирал липы, чтобы заработать на продаже лыка, а на его территории спокойно охотились пьяные туристы, Бурьянов ничего с этим не делал.

Таким образом, текст В. А. Солоухина заставил меня задуматься над тем, что каждый человек несет ответственность за свою планету, за родной край, ведь некому больше защитить природу кроме нас.


Другие работы по этой теме:

  1. Владимир Солоухин – автор многих текстов о значении природы для человека. Он затрагивает важную проблему взаимоотношений человека и окружающей среды. Чем дальше развивается человечество, тем...
  2. Обращаем ли мы внимание на тонкости окружающей нас природы? Как мы относимся к природе? Неравнодушны ли мы к ней? Над этой интересной проблеме размышляет В....
  3. В центре нашего внимания отрывок из произведения Владимира Алексеевича Солоухина, советского писателя и поэта, в котором описана проблема взаимоотношения человека и природы. Размышляя над этой...
  4. Человек – удивительное творение природы, достигшее в развитии своей цивилизации небывалых высот. Однако, во многом, такой прогресс достигнут за счет эксплуатации природных ресурсов. Нерациональное природопользование...
  5. Какие нравственные уроки усваиваются лучше всего? Те, которые преподает нам жизнь, особенно в тяжелое кризисное время. Они остаются надолго в памяти и служат ориентиром в...
  6. Русский писатель В. А. Солоухин поднимает в прочитанном мною тексте интересную проблему воспоминаний о детстве. Размышления писателя посвящены не просто детству, а родной природе, тем...

Оформление доски:

Цели:

  1. Отработка навыков анализа текста публицистического стиля.
  2. Совершенствование речевых навыков учащихся.
  3. Воспитание экологической культуры.

Задачи:

1. Научить:

  • Определять тему, проблему и позицию автора;
  • Находить художественно-выразительные средства и определять их роль в тексте;
  • Составлять собственный текст на основе прочитанного.

2. Формировать чувство ответственности, эмпатию, любовь к природе.

Оборудование: раздаточный материал (тексты).

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим подготовку к ЕГЭ по составлению собственного текста на основе уже готового.

II. Целеполагание.

а) Мы должны будем определить проблему, прокомментировать её, определиться с позицией автора и выразить свою собственную позицию, приведя не менее 2 аргументов в качестве доказательства своей позиции.

б) К концу урока у вас получатся черновые варианты, которые вы доработаете к следующему уроку.

Запишите дату, оставьте место для записи темы, которую вы определите сами после прочтения текста. Запишите эпиграф к нашему уроку.

III. Работа с текстом.

Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова “замечать” употребить слово “дорожить”. Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим. Но всё же, неправда, - замечаем. Даже и наслаждаемся, когда потянет с юга тёплой влагой, когда промыт он майским дождём, когда облагорожен грозовыми разрядами. Не всегда ведь мы дышим равнодушно и буднично. Бывают сладчайшие, драгоценные, памятные на всю жизнь глотки воздуха.

По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, у воздуха никого на земле ближе, чем трава. Мы привыкли, что мир – зелёный. Ходим, мнём, затаптываем в грязь, сдираем гусеницами и колёсами, срезаем лопатами, соскабливаем ножами бульдозеров, наглухо захлопываем бетонными плитами, заливаем горячим асфальтом, заваливаем железным, цементным, пластмассовым, кирпичным, тряпичным хламом. Льём на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щёлочи. Высыпать машину заводского шлака, накрыть и отгородить от солнца траву? Подумаешь! Сколько там травы? Десять квадратных метров. Не человека же засыпаем, траву. Вырастет в другом месте.

Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, там, где стояла машина – на лужайке под окнами нашего деревенского дома. Антифриз растёкся продолговатой лужей, потом его смыло дождём, но на земле, оказывается, получился сильный ожог. Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее чёрное пятно. Три года земля не могла залечить место ожога, и только потом уже плешина снова затянулась зелёной травой.

Под окнами, конечно, заметно. Я жалел, что поступил неосторожно, испортил лужайку. Но ведь это под собственным окном! Каждый день ходишь мимо, видишь и вспоминаешь. Если же где-нибудь подальше от глаз, в овраге, на лесной опушке, в придорожной канаве, да, господи, мало ли на земле травы? Жалко ли её? Ну, высыпали шлак (железные обрезки, щебень, бой-стекло, бетонное крошево), ну, придавили несколько миллионов травинок. Неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка. Трава? Трава она и есть трава. Её много Она везде. В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне… Разве что вот в пустыне её поменьше. Начинаешь замечать, что, оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет. Страшное, жуткое, безнадёжное зрелище!!! Представляю себе человека в безграничной, бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или не космической катастрофы наша земля, обнаружившего на обугленной поверхности планеты единственный зелёный росточек, пробивающийся из мрака к солнцу.

Глоток воздуха, когда человек задыхается. Зелёная живая травинка, когда человек совсем отрезан от природы. А вообще-то – трава. Скобли её ножами бульдозеров, заваливай мусором, обливай нефтью, топчи, презирай…

А между тем ласкать глаз человека, вливать тихую радость в его душу, смягчать его нрав, приносить успокоение и отдых – вот одно из побочных назначений всякого растения, а в особенности цветка.

(В.А.Солоухин)

  1. При чтении текста подумайте над тем, о чём он? Как можно определить тему урока? (Человек и природа) запись в тетрадь темы.
  2. Какую проблему поднимает автор? (Взаимоотношения человека с природой, потребительское отношение к ней) запись в тетрадь.
  3. Попробуйте выразить своё понимание проблемы. (Проблема эта очень актуальна, так как вопросы экологии на сегодняшний день одни из самых важных для людей) запись в тетрадь.
  4. Какова позиция автора и средства её выражения. Давайте сначала обратимся к тексту.
  5. Перечитайте начало текста (2 предложения). Почему слово “дорожить” автор считает более точным, чем слово “замечать”? (“Замечать” – значить видеть, но не придавать особого значения, “дорожить” – ценить, беречь, наслаждаться).
  6. Как он сам объясняет, когда человек начинает замечать и даже наслаждаться воздухом?
  7. Что человек в суете будничных дней не замечает, чему не придаёт значение? (Смотри 2 абзац).
  8. Перечитайте третье предложение. Какой художественный приём использует автор? С какой целью? (Бессоюзие, однородные сказуемые в настоящем времени).
  9. В каком значении употреблены глаголы в настоящем времени: они обозначают постоянные действия или действия, совершающиеся в момент речи? (Обозначают постоянные действия).
  10. Какую смысловую функцию выполняют эти глаголы? Перечислите их. (Человек совершает огромное количество действий по отношению к природе, но не просто действий, а грубых, разрушительных).
  11. Перечитайте с предложения “Высыпать…” до конца абзаца. К кому обращены вопросы? Кто даёт на них ответы? Можно ли считать их ответами автора? (Это ответы предполагаемого оппонента, так как они противоречат позиции автора. В них скрыт сарказм автора по отношению к тем людям, которые не понимают, что своими действиями они губят природу, частью которой являются сами).
  12. Для чего автор рассказывает случай с антифризом, вылитым на траву?
  13. Какое средство выразительности использует в последнем предложении 3 абзаца? (Олицетворение). Какова его роль?
  14. А теперь обратите внимание на предпоследнее предложение второго абзаца. (“Не человека же засыпаете, а траву”).
  15. Какова связь между этими предложениями? (Трава тоже живая).
  16. Перечитайте 4 абзац. Обратите внимание на вопросительные предложения. Какова их роль? (В них чувствуется сарказм автора).
  17. Найдите контекстуальные антонимы в предложении “Неужели …”Какова их роль? (Человек, возомнивший себя царём природы, не считается с ней, губит всё, что его окружает. Считает, что травы много, что она есть везде, так зачем же её беречь???)
  18. Но так ли это? В каких предложениях эта мысль опровергается? Какова роль многоточия? (Оказывается, трава есть везде, и очень страшно, когда её нет вообще).
  19. Какой художественный приём использует автор в предложении “Страшное, жуткое, безнадёжное зрелище!” Какова его роль? (Градация усиливает эмоциональное воздействие на читателя).
  20. Какова роль последнего предложения в этом абзаце? (Травинка, росточек становятся символом жизни на земле. И глоток воздуха, и травинка могут стать спасительными для человека).
  21. Какова роль побудительных предложений? Почему же снова автор использует сарказм? (Выражает своё негативное отношение к поступкам людей).
  22. О каком ещё назначении растений говорит автор в последнем абзаце? (Эстетическое наслаждение природой).
  23. Так какова же позиция автора и как он её выражает? – запись в тетрадь. (Человек – часть природы. Природа – источник жизни для человека, источник эстетического наслаждения. Без воздуха и растений человек не выживет на планете. Он должен беречь природу, дорожить ею).
  24. К чему призывает автор? (Берегите природу!)
  25. Как эпиграф связан с проблемой, поднятой Солоухиным?
  26. Попробуйте определить свою позицию и привести два аргумента в качестве доказательства своих мыслей.

IV. Домашнее задание.

Оформить собранный материал в чистовом варианте по плану.

Выставление оценок.


№52

Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нем, пока нормально и беспрепятственно дышим. Но все же, неправда, - замечаем. Даже и наслаждаемся, когда потянет с юга теплой влагой, когда промыт он майским дождем, когда облагорожен грозовыми разрядами. Не всегда ведь мы дышим равнодушно и буднично. Бывают сладчайшие, драгоценные, памятные на всю жизнь глотки воздуха.
По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, у воздуха никого на земле ближе, чем трава. Мы привыкли, что мир - зеленый. Ходим, мнем, затаптываем в грязь, сдираем гусеницами и колесами, срезаем лопатами, соскабливаем ножами бульдозеров, наглухо захлопываем бетонными плитами, заливаем горячим асфальтом, заваливаем железным, цементным, пластмассовым, кирпичным, бумажным, тряпичным хламом. Льем на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щелочи. Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? Подумаешь! Сколько там травы? Десять квадратных метров. Не человека же засыпаем, траву. Вырастет в другом месте.
Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, там, где стояла машина - на лужайке под окнами нашего деревенского дома. Антифриз растекся продолговатой лужей, потом его смыло дождями, но на земле, оказывается, получился сильный ожог. Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее черное пятно. Три года земля не могла залечить место ожога, и только потом уж плешина снова затянулась зеленой травой.
Под окном, конечно, заметно. Я жалел, что поступил неосторожно, испортил лужайку. Но ведь это под собственным окном! Каждый день ходишь мимо, видишь и вспоминаешь. Если же где-нибудь подальше от глаз, в овраге, на лесной опушке, в придорожной канаве, да, господи, мало ли на земле травы? Жалко ли ее? Ну, высыпали шлак (железные обрезки, щебень, бой-стекло, бетонное крошево), ну, придавили несколько миллионов травинок. Неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка. Трава? Трава она и есть трава. Ее много. Она везде. В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне... Разве что вот в пустыне ее поменьше. Начинаешь замечать, что, оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет. Страшное, жуткое, безнадежное зрелище! Представляю себе человека в безграничной, бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или не космической катастрофы наша земля, обнаружившего на обугленной поверхности планеты единственный зеленый росточек, пробивающийся из мрака к солнцу.
Глоток воздуха, когда человек задыхается. Зеленая живая травинка, когда человек совсем отрезан от природы. А вообще-то - трава. Скобли ее ножами бульдозеров, заваливай мусором, обливай нефтью, топчи, губи, презирай...
А между тем ласкать глаз человека, вливать тихую радость в его душу, смягчать его нрав, приносить успокоение и отдых - вот одно из побочных назначений всякого растения, и в особенности цветка. (457 слов) (В. А. Солоухин)

  • Озаглавьте текст и перескажите его подробно. Выразите свое отношение к поднятой в нем проблеме.
  • Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Определите тему, главную мысль и стиль текста. Обоснуйте свое мнение о стилевой принадлежности текста.