Сурб-хач - армянский монастырь в старом крыму. Армянский монастырь сурб-хач в старом крыму

В Крыму есть место, где можно оставить все свои заботы, печали и беды.

Добраться туда несложно.

Сначала надо доехать до городка Старый Крым по трассе Симферополь — Феодосия, потом свернуть направо. Примерно в трех километрах от городской окраины, на обочине горной дороги, стоит дерево, увешанное разноцветными лентами. На ветку дерева надо повесить кусочек ткани.

Вот и все. Вместе с этим кусочком, согласно древнему поверью, уйдут и все беды.

И вот теперь, освободившись от земных печалей и забот, можно подняться еще немного выше.

И напиться из источников Мудрости, Мужества и Любви. Как в переносном, так и прямом смысле.

Место, где текут таинственные источники, называется ( « Святой Крест»). Это древний монастырь, первое упоминание о котором встречается в рукописях, датированных 1347 и 1348 годами. Основатель монастыря Ованес Себастаци увидел в этом месте знамение — огненный крест и решил построить здесь святую обитель.

Для этого он вместе с братом купил у генуэзцев, в те времена владевших этим регионом Крыма, 50 гектаров земли. Ованес, Себастаци и архимандриты, руководившие монастырем после него, похоронены в притворе монастырского храма Святого Знамения -Сурб-Ншан.

Место захоронения было выбрано не случайно.
Дело в том, что у армян есть очень эмоциональное выражение: « Да паду я к ногам твоим», которое адресуется самым близким людям. Оно имеет евангельские корни. Поэтому Ованес Себастаци и завещал похоронить себя в притворе, в буквальном смысле под ногами у тех, кто входил в храм.

Другая древняя традиция — оставлять на дереве по дороге к святым местам кусочки ткани, о которой уже было сказано выше, также сохранилась до наших дней.
Окрестности монастыря поражают своей красотой.

К слову, многие армяне говорят, что здешние места очень напоминают им родную Армению. А в монастырском саду до сих пор сохранились деревья, саженцы которых были привезены монахам с далекой исторической родины.
Обитель сильно пострадала от времени, еще сильнее от рук человеческих.

Вот оружейная, где прихожане, входящие в монастырь, оставляли свое личное оружие.
Вот смотровая и узкие бойницы, напоминаюхцие о тех неспокойных и кровавых временах, когда монастырь превращался в крепость.

Вот надпись в трапезной на древнем армянском языке, гласящая, что племянник спарапета, то есть местного военачальника, нес послушание в монастыре, замаливая совершенные грехи.

Вот помещение библиотеки. Бесценные рукописи, хранившиеся в ней, сейчас находятся в столице Армении Ереване. Вот братский корпус с кельями монахов.

Говорят, в годы расцвета обители здесь спасали души до трех десятков человек. А еще в Сурб-Хаче действовала духовная семинария и творили выдающиеся миниатюристы ХІV века Натер и его сыновья Степанос, Аветис, Ованес и Григор.
А вот и сердце монастыря — храм Сурб-Ншан, с открытой, по армянской традиции, алтарной частью, с каменной купелью для кретцения. Храм действует, в нем служат литургию, крестят и венчают.
К сожалению, десятилетия воинствующего атеизма нанесли обители больший ущерб, чем нашествия средневековых завоевателей. В 1225 году коммунистические власти закрыли монастырь.

В советские времена здесь размещался сначала пионерский лагерь, затем турбаза крупного предприятия.

В 2002 году Сурб-Хач был передан в пользование общине Армянской Апостольской церкви. Обитель возрождается.
Восстановлены и дают воду часть уникальных источников. От них во многом зависела жизнь монастыря.

Ведь питаются источники не от родников. Монахи в прямом смысле этого слова пили… росу.

Дело в том, что безымянный инженерный гений древности создал очень тонкую, мудрую и продуманную до мелочей систему водоснабжения. Роса в этих местах выпадает обильно, также как и дождевые воды, текла по керамических трубам, проложенных на склонам, всё поступало в колодцы, накапливалось там и питало все семь источников.

Не менее мудро была устроена и система отвода ливневых вод.

Накопители здесь никогда не переполнялись, а излишки воды выводились по трубам за гребень горы и стекали по противоположному склону.

Интересно, что частью уникальной гидросистемы были и вековые дубы в окрестностях монастыря. Они помогали поддерживать гидробаланс.
Сегодня Сурб-Хач, как и сотни лет назад, остается одной из главных святынь Армянской Апостольской церкви.

И крупным центром духовной жизни. На большие религиозные праздники в Сурб-Хач съезжаются не только крымские армяне, но и их соотечественники из дрегих стран.
Посетите древний монастырь и вы.
Прикоснитесь к святыне и вдоволь напейтесь из источников Мудрости, Мужества и Любви.

Средневековый армянский монастырь Сурб Хач, который находится в 3 км от города Старый Крым, 29 июля 2008 года отпраздновал свое 650-летие. На юбилее присутствовали высокопоставленные гости: Католикос всех армян Гарегин II, президенты Армении и Украины, председатели армянских общин Украины и России.

Еще в начале мая к монастырю вела узкая дорога в гору сквозь лиственный лес, по которой мог проехать только один легковой автомобиль.

А сейчас уже покрывают асфальтом новую широкую дорогу, по которой смогут ездить экскурсионные автобусы. В прошлом году Совмин Крыма выделил на реставрацию монастырского комплекса почти 1 млн. грн. Монастырь станет действующим, при нем откроют музей. Некоторые экспонаты, в том числе и каменную мини-модель монастыря, можно увидеть уже сейчас.

Церковь Сурб-Ншан (св. Знамения) – центральная постройка монастыря, располагается в его восточной части и выступает за монастырскую ограду. Датируется сооружение храма 1358 годом по стихотворной надписи, выполненной на верхней части барабана купола церкви.

Надпись гласит: «Сей божественный храм славы, на земле – рай древа жизни: он подобие горного неба, обиталище Троицы. От рождения во плоти Христа в 1358 году, начав, воздвигнут во имя св. Знамения усердием служителя его Ованнеса инока и родных братьев его и по духу сынов…». В храме сохранились остатки средневековых росписей.

Со стороны главного фасада к зданию храма примыкает прямоугольный в плане гавит (притвор). В гавит вели два входа в южной и западной стенах. Над юго-западным углом гавита воздвигнута башня-колокольня, в неё из гавита ведет каменная лестница. Интерьер гавита украшен резными крестами. Вероятно, гавит был пристроен к храму не позже конца XIV века, самая ранняя сохранившаяся надпись в гавите датирована 1401 года.

ТРАПЕЗНАЯ МОНАСТЫРЯ.
Трапезная расположена к западу от храма, их разделяет внутренний монастырский двор. Под зданием трапезной были устроены подвальные помещения. Собственно трапезную составляли два зала прямоугольной в плане формы. В северном зале помещения устроены камин с арочной перемычкой и печь. Из южного зала в подвальные помещения вела двухмаршевая лестница, устроенная в северо-западном углу. Второй этаж над трапезной предназначался для гостиничных помещений, он был надстроен в конце XIX века.

В северном зале трапезной имеется плита с надписью: «Я, Саркис-повар, племянник вардапета Киракоса, служил святому кресту четыре года ради спасения души своей, года 1211 (1762 г.)». Северная сторона здания снаружи укреплена мощными контрфорсами. К южной стене примыкает привратницкая, между ней и кельями вход в монастырь с двумя дверными проемами.

Над одним из проемов была надпись, датирующая эту часть монастыря 1684 годом. С севера внутренний дворик между трапезной и храмом замкнут стеной. В нём, справа от входа в келейный дворик, под лестницей, ведущей на второй этаж трапезной, расположен фонтан.

БРАТСКИЙ КОРПУС.
Кельи (братский корпус) и внутренний дворик примыкают к южному фасаду церкви и гавита. Попасть в келейный дворик можно из внутреннего монастырского двора и из гавита. Над входом в келейный дворик сохранилась надпись: «С помощью божьей сия стена со всеми ее постройками, с этими прекрасными верхними и нижними кельями сооружена во славу святого Креста в 1143 г. (1694 г.). Пусть это будет памятью архиепископа Акопа…».

Здание братского корпуса г-образное в плане, двухэтажное. На первом этаже было восемь помещений, перекрытых полуциркульным сводами. Кельи второго этажа имели выход на открытый балкон-галерею на уровне междуэтажного перекрытия, который опирался на деревянные колонки, от них в вымостке двора сохранились каменные базы. Ко входу на балкон-галерею сначала подводила лестница с восточного края двора, а позднее был устроен вход также с площадки лестницы, ведущей в гостиницу над трапезной.

Отдельно к югу от братского корпуса расположено одноэтажное каменное здание монастырской гостиницы. Оно было построено во второй половине XIX века, когда, в связи с оживлением духовно-просветительской деятельности монастыря, возросло число посещавших его богомольцев.

К западу от гостиницы была сооружена подпорная стена, под которой располагалась просторная площадка для гужевого транспорта. Здание гостиницы было разрушено в 40-х годах XX века и воссоздано на сохранившихся фундаментах в 80-х годах XX столетия.

ФОНТАНЫ И САД.
Два фонтана и лестница, ведущая к ним, находятся на территории сада к юго-западу от монастырского комплекса.

Все фонтаны были построены по единому принципу – это прямоугольное в плане сооружение с декорированным фасадом и глухими стенами, с примыкающим к нему с тыльной стороны колодцем-цистерной. Вода к фонтанам подводилась по водопроводам, сложенным из керамических труб, из расположенных выше по склону источников воды.

Сад монастыря был заложен несколькими террасами на пологом горном склоне. От трапезной, с уровня внешнего открытого двора монастыря, в сад, к нижнему фонтану вела пятимаршевая лестница. В этой части усадьбы сохранились четыре террасы с подпорными стенами из бутового камня. Полотно участка дороги вблизи от монастыря и открытый двор комплекса были замощены бутовым камнем.

Сурб Хач в переводе с армянского означает “Святой Крест”. Монастырь был основан в 1358 году духовным предводителем армян Крыма Ованесом Себастаци, который увидел на этом месте огромный огненный крест. Это видение он воспринял как знак свыше и заложил здесь храм, который был назван Сурб Ншан – Святое Знамение. На его строительство ушло 20 лет. Постепенно вокруг него стал формироваться и строиться мужской монастырь. В течение многих веков в этом монастыре хранился каменный крест, созданный в VI веке н.э., – священная реликвия, называемая Пыргчакар (в переводе означает “спасский камень”), по преданию, освященная апостолом Тадеем и привезенная в Таврику первыми переселенцами из древней армянской столицы Ани в XIII веке.

В средневековые времена монастырь Сурб Хач был крупнейшим армянским религиозным центром, распространяющим свое влияние из Крыма на огромные территории до Румынии, Молдавии, влияющим на политику в Армении. В XVII веке здесь жило 30 монахов. А в 1924 году, как рассказывают люди, на дороге недалеко от монастыря коммунисты убили последнего монаха. На этом месте растет дерево, которое наши современники украшают цветными лентами в память о том трагическом событии. С тех пор монастырь разрушался. И все же из строений эпохи Средневековья он лучше всех сохранился до наших дней. В 1993-1997 годах его частично восстановили.

Здесь стали проводить венчания, крещение детей, праздничные литургии, народные гулянья во время больших религиозных праздников. Недавно армяне со всей Украины съехались сюда на Вардавар – праздник Преображения Господнего.

Не зря завидуют новичкам те, кто уже знаком с этим местом, похожим на волшебную сказку. Первые впечатления захватывают, очаровывают. Густой зеленый лес окутывает величественные в своей простоте и мощи каменные здания монастырского комплекса. Рядом журчат два источника – фонтаны, красиво обрамленные резными камнями. Вода их течет по керамическим трубам, проложенным еще в XIV веке. Один фонтан называют источником молодости. Люди, попадая сюда, обязательно пьют из него, умываются. Говорят, эта вода сохраняет здоровье, красоту, продлевает жизнь.

Это намоленное место постоянно притягивает к себе энтузиастов, которые самоотверженно борются за восстановление монастыря, поддерживают его живой дух, трудятся.

Сейчас в монастыре живет монах Акоп. Он облагораживает родники в лесных окрестностях и создает изумительные хачкары (каменные кресты), ничем не уступающие старинным с их неповторимыми витиеватыми узорами и орнаментами. На колоннах храма Сурб Ншан можно увидеть более 70 каменных крестов. Все здесь кажется чудесным. А самое главное чудо происходит на наших глазах – монастырь возрождается!

Армянский монастырь Сурб-Хач, основанный в середине XIV века, верный спутник золотордынской столицы Крыма Солхата (Эски Кырыма). Расположенный в 3,5 от Старого Крыма он и сейчас привлекает туристов. Туда мы и отправились вечером 7 июля 2013 года, после быстрого .
Монастырь Сурб-Хач (Святой крест) является единственным сохранившимся монастырским комплексом Армянской Апостольской Церкви XIV—XIX веков на территории Украины. Помимо своей архитектуры известен тем, что в нем располагался епархиальный престол Армянской Апостольской церкви, распространявший в средние века свое влияние до Молдавии и Балкан. Имея беспокойных соседей из Крымского ханства и генуэзских колоний, а позже турков, монастырь не прекращал своего существования до 1778 года, когда духовенство монастыря со своей паствой переселилось в Нахичевань-на-Дону положив начало армянской общине Ростова-на-Дону. Чуть позднее монастырь возродился и не закрывался до 1925 года. До войны в нем был пионерлагерь и санаторий. После - запустение в духе лермонтовского Мцыри - "и ныне видит пешеход столбы обрушенных ворот", но монастырь сохранил обаяние романтичных руин до наших дней пережив работы по консервации и реставрации. Сейчас службы в монастыре возобновлены. Он открыт для круглогодичного посещения туристами и паломниками.

После осмотра Солхата мои литовские друзья скептически отнеслись к предложению о посещении монастыря, по всей видимости представляя его как-то иначе. Однако, действительность превзошла ожидания.


Всем кто захочет подробнее ознакомиться с историей этого места советую книгу Солхат и Сурб-Хач. О. И. Домбровский, В. А. Сидоренко. Симферополь: Таврия, 1978 . Все схемы и картинки в данном посте использованы оттуда если не указано иное.
Монастырь находится на склоне горы и сфотографировать его целиком из-за леса затруднительно. Но художники могут помочь нам представить как он выглядел.

Итак, в монастырь мы попали на армянски Ивана-Купала - праздник Вардавар.
Поднимаясь по горной дороге мы обратили внимание на большое скопление народу и транспорта. Сначала мы приняли их за туристов или паломников, но оказалось, что это представители армянских общин Крыма и не только съехались на праздник. Когда мы дошли до монастыря концерт уже закончился и не занятые в многочисленных пикниках уже стали расходиться.
Против российского обыкновения монастырь не стремиться поразить размерами или роскошным убранством.
Именно так должна выглядеть духовная обитель.

Сцену уже потихонечку начинают разбирать. За сценой построенное на старом фундаменте исторической монастырской гостиницы единственное новодельное здание выполняющее те же функции

Редкий навес над братским корпусом свидетельствует о не законченной реставрации

Вход в монастырь. Мы очень неожиданно перенеслись из крымско-татарского Старого Крыма в Армению и поначалу чувствовали себя белыми воронами, но потом освоились

Слева современный (?) хачкар, справа вход в монастырь изнутри

План монастыря Сурб-Хач передает особенности внутренней планировки

Внутренний дворик (5) с остатками найденных при раскопках фундаментов хозпостроек, фрагментами архитектурных деталей и надгробий

В южной части трапезной (3) расположен музей, главным экспонатом которого является добротно и тщательно сделанный макет монастыря. Удивительно, но он не закрыт стеклом

В витринах документы по истории монастыря и артефакты. Мне особенно понравилась специальная лопатка с упором для ноги

Северная часть трапезной - зал приемов. Камин и печь поражают своими размерами и навевают мотивы рыцарских замков. Влияние итальянцев?

Вид из внутреннего дворика на братский корпус. Трапезная справа, слева вход в храм

Пересохший фонтан (фиал) под лестницей. Плита за цветами орнаментирована сельджукским орнаментом и датируется XII-XIII веками. Про нее я узнал постфактум из книдки. Использовалась в фонтане вторично. За нишей резервуар для воды.

Аутентичные хачкары

Остатки архитектурных деталей

Остатки фундаментов хозпостроек

Дворик братского корпуса (4)

Лестница на второй этаж

Вид с нее на дворик

Видны основания колонн, образующие галерею первого этажа

Одна из келий в южной части братского корпуса

Перекрытие кельи в западной части братского корпуса

Церковь Святого Креста (1), в ней фрагментами сохранились подлинные средневековые росписи, ну и барабан с куполом подлинные.
Тут нельзя фотографировать и я не фотографировал, но потом увидел, что один из посетителей дождавшись моего ухода начал снимать и я вернулся...
Надеюсь меня простят, я это сугубо для науки.
Гавит (притвор) (2)

Могильные плиты на захоронения уважаемых людей?

Вход в храм и лестница на колокольню

Барабан и купол

Скромная алтарная часть

Профиль монастыря

Выйдя из храма мы пошли в парк, который потихонечку начал пустеть. Верхний фонтан.

Резной хачкар был утрачен еще в 70-е годы

Вид от фонтана на монастырь

Вид терассированного склона парка, внизу слева - нижний фонтан

Нижний фонтан

Прорисовка деталей которых я не увидел

Еще одна достопримечательность расположена чуть далее по склону горы, южнее Сурб-Хача. Это более ранний, практически полностью разрушенный, Георгиевский монастырь XIII-XIV вв. с одноименной церковью, но мы туда уже не успевали.

Впечатления от посещения монастыря потрясающие.
В который раз пожалел, что не подготовился информационно и небыло времени без спешки обстоятельно фотографировать.
Несколько смазало настроение большое обилие мусора оставленное празднующими Вардавар. Особенности национального менталитета?

45.001667 , 35.061111 45°00′06″ с. ш. 35°03′40″ в. д.  /  45.001667° с. ш. 35.061111° в. д. (G) Конфессия Армянская Апостольская Церковь Первое упоминание середина XIV века Дата упразднения с 1925 по 2002 гг Статус Действующий монастырь Состояние период востановления и реконструкции

Монастырский комплекс Сурб-Хач – памятник национального значения Украины, состоит на государственном учете с 1963 года Расположен в лесистой долине северо-западного склона горы Грыця (Святого Креста, Святая, Монастырская), в 3,5 км к юго-западу от города Старый Крым Кировского района Крыма .

История

Лес высокий и тенистый,
Всюду горы и пустырь.
Что такое? Стены зданья!
А! Так вот он, монастырь!
Что ж однако? Где же люди?
Вкруг все тихо. Лишь журча,
В арке белого фонтана
Льется светлая струя...
...
Сурп-Хач.

Основание монастыря и устройство в нем Епархиального престола Армянской Апостольской Церкви относится к середине XIV века . Исследователи связывают это событие с массовой миграцией армянского населения из коренной Армении в Крым и религиозной политикой генуэзцев , направленной на окатоличивание подданных Генуэзской Газарии , из которых армяне составляли значительную часть. По замечанию академика В. А. Микаеляна , «армяне в знак пассивной борьбы уходили из Каффы к своим соотечественникам в другие части Крыма. Вероятно, это вызвало необходимость основания в тот период... монастыря Сурб Хач».

В конце XVIII века усилиями духовенства Армянской Церкви монастырь возрождается. Хотя епархиальный престол в монастыре Сурб-Хач возобновлен не был, обитель традиционно сохраняет значение крупнейшего духовного центра крымских армян. Вплоть до начала XX века в монастыре неоднократно проводятся восстановительные работы. До революции 1917 года монастырь владел обширными наделами земли в горных и степных частях полуострова, в общей сложности более 4000 десятин .

Примечания

Памятники Памятники Севастополя Комбинат Массандра Магарач Новый Свет Инкерман Красный камень Солнечная долина Артек Большая Ялта Форос Симеиз Гурзуф Алушта Алупка Коктебель Судак Феодосия Керчь Севастополь Евпатория Саки Ласточкино гнездо Фонтан Ночь Турецкий вал

Как оказаться в старом Крыму? Ведь былого не вернуть без машины времени. Выход есть! В горной Тавриде оказываешься в Старом Крыму. Армянский монастырь укажет дорогу в симпатичный старинный городок. Религиозный комплекс – гордость армянских общин Судака и , он расположен между этими курортами, если ехать по Р-23. На многих фото заметна красота церкви.

Где находится Сурб-Хач в Старом Крыму?

Старый Крым расположен на территории Кировского района республики – у подножия горы Святого Креста (Монастырской). С нее сбегает речушка Чурук-Су. На вершине этой же лесистой возвышенности турист заметит силуэт апостольской церкви. Севернее от сакрального места, в Козьей балке, можно также посетить .

Монастырь на карте Крыма

История становления обители

В XIII столетии, по разрешению ордынцев, в Тавриду приехали армяне из разрушенного землетрясением города Ани. Они заселили монголо-татарскую ставку на полуострове – город Кырым (образованный на месте византийского полиса Карсан).

Первые упоминания о воздвигнутом здесь храме относятся к XIV столетию. Как-то предводителю общины переселенцев (Ованесу Себастаци) пришло знамение: огромный огненный крест. Как все ортодоксальные монофизиты (всегда наблюдающие этот знак), члены диаспоры Солдайя тут же назвали монастырь Сурб-Хач. С армянского языка это переводится соответственно — «святой крест». На крышу они водрузили свою реликвию – крест с главного храма города Ани, построенного еще в IV веке.

Так началась история очередной Церкви Святого Креста. Долгое время она была связана с постоянными разрушениями – генуэзским, татарским, турецким. Братский корпус быстро отстраивался. Появлялось даже больше келий. Обитель становилась временным домом для всех страждущих, подвергавшихся гонению за монофизитство и вообще за христианство.

Вышеуказанный исторический памятник находится на государственном учете Украины с 1963 г. Сегодня любой вандализм в отношении его зданий преследуется по закону Российской Федерации.

Чем интересен Армянский монастырь для туристов?

Армянский монастырь Сурб-Хач – действующая мужская обитель. Соответственно, в его новые корпуса и хозяйственные помещения вход женщинам запрещен. Открыты для просмотра лишь прекрасно сохранившиеся останки древнего здания – братский корпус (кельи), трапезная, внутренний дворик и фонтаны.

Но площадка перед архитектурной достопримечательностью Старого Крыма — место, где христиане-монофизиты любого пола в середине июля отмечают Вардар (армянский аналог праздника, посвященного Ивану Купале).
У красивого портала по «красным» дням армянского апостольского календаря устраиваются выставки шедевров народного ремесла и даже концерты народных коллективов.

Под звуки дудука на автопарковке собираются армяне со всего СНГ, иногда – из стран дальнего зарубежья. Зачастую организаторами мероприятий у этого религиозного комплекса выступают жители городского округа . При этом любой гость празднества, независимо от национальности и вероисповедания, может посетить каждую часть ритуального торжества, в том числе обливание.

На память о посещении Сурб-Хач туристы обычно набирают в бутылку воду, освященную местным католикосом. Она сбегает по водоводу, идущему прямо из стены культового сооружения. Армянский монастырь в Старом Крыму на подъезде украшен стелами с ритуальной армянской резьбой. В окружающем их монастырском саду можно увидеть план всего комплекса. Уже отсюда слышна музыка богослужений.

Как добраться до Сурб-Хач?

Гора Монастырская (украинское название – Грыца) – фрагмент северного склона Крымских гор. Из других таврических городов проехать к ней можно по дороге Р-29 или Р-23. Путешественники, двигающиеся из сел Кировского района, попадают сюда по узкому шоссе «Приветное — Старый Крым».

Сойдя на автостанции Старого Крыма, они добираются до храма следующим способом. Нужно продолжать двигаться вдоль трассы на запад. Там, где в нее впадает улица Ленина, необходимо повернуть в сторону горы – по ближайшему переулку выйти из поселка (пройти 700 м). После пересечения реки Чурук-Су путь продолжит специальная дорога, поднимающая вас к духовному сокровищу армянского народа. Восхождение займет 3,3 км.

На машине доехать до монастыря из Судака можно так:

Из Феодосии, чтобы добраться до обители, нужно преодолеть такой путь:

Туристу на заметку

  • Адрес: г. Старый Крым, Кировский район, Крым, Россия.
  • Координаты: 45°0′2″N (45.000459), 35°3′45″E (35.062593).
  • Телефон: +7-36555-5-13-50.

Армянский монастырь Сурб-Хач – место паломничества приверженцев армянской апостольской церкви со всего мира. Но он собрал массу довольно теплых отзывов и на интернациональных форумах. Их авторы – не только армяне. Многие отпускники и любители истории только благодаря этой обители запомнили названия близлежащих поселков. Отметим — главная особенность Сурб-Хач – хорошая обзорная площадка (храм в «верховье» глубокого оврага). С преобладающей высоты открывается вид на весь Старый Крым и некоторые участки северного склона Таврических гор. Фотографии отсюда сделали тысячи приезжих. В завершении смотрите небольшое видео об этой достопримечательности.