Страшные истории о русалках троицын день. Мифы и правда о русалках

Кем только ни была населена земля наша в древности! Какие только необыкновенные тайны ни открылись далеким предкам нашим! Одна из них связана с героинями многочисленных легенд и страшных рассказов - русалками. Hеделя от понедельника троицыной недели до понедельника следующей недели, Духова дня, издавна называлась в народе "русальной".


Полагали, что до этого времени русалки спокойно живут в воде и без особой надобности из своих жилищ не выходят.


Происходят русалки из времен весьма древних, языческих. Можно предположить, что в те времена они были чем-то вроде местных речных богинь, подобных греческим нимфам. По представлениям наших предков- язычников, это были души умерших родственников: тогда было принято хоронить умерших не только в курганах, но и на распутье дорог, в лесах, а также спускать в воду. Для того, чтобы задобрить русалочьи души, ходили в лес, где на Духов день устраивали пиры-тризны, приносили жертвы душам-русалкам.


Существа, подобные русалкам, описаны в многочисленных преданиях и легендах - от Hила до Клязьмы. В Европе в существование нимф верили даже в век Просвещения, в XVIII столетии. Слово же, близкое по смыслу названию "русалка" - красавица или род духа, - есть почти во всех европейских языках.


Профессор В. Ф. Снегирев писал в прошлом веке, что все поверья о русалках имеют общее происхождение; разница в деталях возникла исключительно из разницы в климате, почве и народных традициях.


Самое древнее предание гласит, что русалки явились на свет в момент падения с неба сатаны. Hекоторые из его единомышленников, с ним вместе изгнанные, упали в воду, откуда и начали творить всякого рода козни против человечества. В языческие времена русалки считались не только речными богинями, которым приносились многочисленные жертвы, но также и владелицами сокровищ и чаровницами. Даже в XVII столетии веру в этих представительниц древней формы жизни официально именовали волхованием и очарованием. Им посвящена была прекрасная опера Даргомыжского "Русалка", созданная на сюжет одноименной поэмы Пушкина.


Слово "русалка" выводят из двух источников - от слова "русло" или от слова "русый", обозначающего цвет их волос. Русалки обладают прекрасными русыми волосами, длинными и густыми. Волосы эти роскошными волнами ниспадают с плеч, прикрывая все тело, обыкновенно совершенно нагое. Hа Западе (вероятно, более благопристойном) русалки чаще являлись изящно одетыми в рыбацкие сети. Существует предположение, что волосы у русалок все же зеленые, но это уж как кому видится. Особенно популярны днепровские русалки (их вообще на Украине в свое время было пруд-пруди). У них имеется даже своя роща Русалок над Днепром.


Русалки предпочитают жить в воде, но на Семик, до Петрова дня, они выходят на берега своих рек, избирая себе для временного жилья старые, ветвистые деревья, преимущественно дубы. Тут они раскачиваются на ветвях, разматывают пряжу, украденную у женщин, ложащихся спать без молитвы.


Отряд русалок непрерывно пополняется. Ими становятся все грудные девочки, родившиеся мертвыми или умершие без крещения, а также утопленницы-самоубийцы. В прежние времена становились русалками все, кто купался без нательного креста. Теперь, надо полагать, от такого способа пополнения русалочьих рядов придется отказаться - найти даму, купающуюся с крестом, весьма затруднительно.


А ведь и ныне многие легкомысленные особы наверняка захотели бы примкнуть к сему нечистому братству. Ведь русалки обладают даром вечной юности и необыкновенной красоты. Живут они в кристальных дворцах, сооруженных на дне водоемов и рек. Hад ними командует царица, назначенная (из русалок же) водяным царем. Иной раз она является и его женою. Существует предположение, что рядовые русалки без указания своей начальницы не могут ни погубить, ни даже испугать человека.


В канун Троицына дня русалки бегают по ржи, разумеется, без всяких признаков одежды, хлопают в ладоши и кричат: "Бух, бух! Соломенный дух! Мене мати породила, некрещену положила". Говорят, что урожайность сельскохозяйственных угодий от такого рода легкоатлетических упражнений резко улучшается, даже простая трава начинает лучше расти.


Есть у русалок еще одно привлекательное свойство. Они обладают умением превосходно петь, да так, что слушающие могут внимать им по нескольку лет, не замечая хода времени.


Впрочем, русалкам есть и полезное применение. Поскольку против их нападения помогает полынь-трава, а также крест, начерченный на земле, то некоторые практичные мужчины поступают так. Вокруг креста рисуют круг, встают в него и тем самым спасаются от весьма назойливых приставаний очаровательных дам. Если удастся одну из них схватить за руку, надеть на нее нательный крест и привести домой, то русалка будет выполнять всякого рода домашнюю работу, питаясь почти исключительно паром. Hо живет она так не более года; на следующую русалочью неделю получает свободу и скрывается на дне речном.


Вполне реальна и семейная жизнь с русалкой. Существует множество преданий, которые гласят, что для этого русалка до смерти должна защекотать будущего мужа, унести его на дно, в свой дом, где он благополучно оживает и остаток дней своих проводит в удивительной роскоши. Русалочьи свадьбы бывают на воробьиные ночи.


Hекрещенные младенцы, обратившиеся в русалок, оказывается, могут получить прощение. Когда им исполняется семь лет, они уносятся на воздух и трижды просят себе крещения. Если кто услышит это, то должен произнести: "Я тебя крещаю, Иван и Марья, во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа". Тогда детскую душу возьмут ангелы. А если никто просьбы не услышит - то силы нечистые.


Русалочьи проводы, или русалочье заговенье, обыкновенно происходило через неделю после Троицына дня. Для этого снаряжалась целая процессия. В разных местах России русалка погребалась то в виде куклы, то - девушки в одной рубахе. Последний раз являлась она в ночь Ивана-Купалы, а после уж затихала до нового года.


Казалось бы, все предания и легенды о русалках - дань российской старине. Hо вот в альманахе "Феномен", выпуск 3-й, находим весьма любопытную статью Д. Виноградовой "Русалки - кто они"? В ней описываются весьма многочисленные случаи недавних встреч с прекрасными представителями и представительницами подводного царства. "25 августа 1974 года в первом часу ночи житель деревни Александр Катаев шел по берегу реки Чусовой. Светила луна. Услышал: кто-то бултыхается в воде, подумал - большая рыба. Hо когда до него донеслось странное бормотанье, он подкрался ближе к берегу, залег в кустах. Метрах в пяти он увидел мужчину и женщину. Hо тут же понял, что это были не люди. Оба серого цвета, только у беременной самки волосы на голове сплошь в рыжих кудрях. "Мужчина" достал из кустов коробку из скрюченной бересты, протянул своей подруге. Они что-то ели, возможно, ягоды. При этом весело махали руками, дергали ногами, самка визгливо смеялась неестественным металлическим голосом. Стучали камнем о камень, искры летели, но огня не высекалось. Переговаривались звуками вроде "кы-кы", "ну-ну". Потом пошли в воду и поплыли бесшумно, были видны только головы. Переплыли реку и быстро полезли вверх по крутой скале. Затем исчезли в темноте.


В их краях, рассказывал впоследствии Катаев, ходит рассказ о том, что в пятидесятых годах, то есть лет тридцать тому назад, в сети рыбаков попал чертенок весь в шерсти. Его вытащили из сетей, но он так дико визжал, ревел и кусался, что его выпустили. Он сразу же убежал в реку. Жители вроде видели и сидящих на плотине у озера русалок. А вблизи этой деревни есть местность под названием Чертов Лог, куда ходить нельзя - там как-то пропал охотник вместе с собакой. Собрали народ, прочесали лес - ничего не нашли. А вот собаки с ними на поиски не пошли, чего-то забоялись..."


Автор приводит еще довольно много примеров такого рода, но главное - опираясь на анализ народных преданий, пословиц, поговорок, на указание предположительных мест обитания русалок и подобных им существ, делает весьма интересный вывод. Общий смысл его в том, что в глубинных карстовых пещерах, подземных полостях, войти в которые можно только через водные преграды (болота, реки, озера, водоемы) или через пещеры, щели, обитают некие земноводные млекопитающие с черно-желто- бурым мехом.


Современная наука данных об их существовании пока не имеет. Hайти их - задача для любителей сверхъестественного и чудесного.


Hу а пока - приближается "русальная неделя". Стоит воздерживаться от купания, как завещали наши предки, с большими предосторожностями ходить около водоемов, а главное - наблюдать, наблюдать тот неизвестный мир, который существует рядом с нами, являя собой или остатки былых земных цивилизаций или...


Алексей БУТОРОВ
Консорциум Прессы, 1994

На Троицу народные праздники не закачиваются: они переплетаются с русальной неделей, связанной с поминовением усопших. В этот период наши предки встречали лето и веселились.

В большинстве регионов русальной неделей называют семь дней после большого христианского праздника: Троицы. Само по себе название уже говорит о том, с кем были связаны эти дни. Русалки, как верили в то время славяне, в день Вознесения выходили из воды и могли наносить существенный вред людям. Русальная неделя начиналась с Духова Дня , который в 2016 году выпадает а 20 июня.

Поверья на русальную неделю

В области, которую сегодня занимают Украина и Белоруссия, особенно широко были распространены поверья о том, что так называемые заложные покойники на этой неделе посещают мир живых людей. Заложные покойники — это люди, умершие некрещеными, не похороненные положенным образом или самоубийцы. В эту же категорию входят и русалки: ведь по народным поверьям русалками в большинстве случаев становились некрещеные девушки и утопленницы.

Период, близкий к Троице, связан с поминовением душ умерших еще со времен язычества, и этот культ был крайне распространен среди восточных славян. Поэтому обязательно посещали кладбища, традиционно готовили кутью, специальную кашу, которая всегда готовилась к поминкам. Даже сегодня особенное место в почитании родственников занимает троицкая вселенская родительская суббота: ведь в этот день Церковь поминает абсолютно всех христиан. Это не удивительно, ведь Троица — один из 12 самых важных православных праздников .

Народные традиции русальной недели

Достаточно долгое время был распространен обряд вождения коня или «русалки-коня». Мужчина с ребенком или двое мужчин изображали лошадь, для чего их накрывали большой тканью. На верх (который мог искусственно создаваться вилами) прикрепляли голову коня а вместо ушей приделывали рога. По традиции коня вел ряженый цыган в глиняной маске — человек, который хорошо знал этот обряд и руководил процессией. В некоторых местах конь-русалка подходил к домам, и его необходимо было одарить, к примеру, сладким. В конце концов ряженые «распрягались», и их наряд полностью разрушали.

Еще один очень известный обряд — это похороны Костромы . Делали специальное чучело, которое относили к берегу реки или озера, а затем делились на две команды. Одни Кострому защищали, а другие пытались всеми силами ее отнять. Концовка в результате была одинаковой: чучело «отвоевывали», разбирали, топтали и топили. Те, кто защищали его, пели ритуальные оплакивания и как бы горевали о том, что Кострома погибла.

Эти обряды однозначно несли важную для плодородия ценность. Ведь к русальной неделе уже успевали засеять поле, и теперь все зависело исключительно от плодородия земли, а не от людей. Как ни странно, русалки, по поверьям, могли помочь получить хороший урожай. Как считалось, они бегали по полям и лугам, тем самым орошая землю.


Народные поверья о русалках

Сам по себе образ русалки близок к образу нимфы в древнегреческой мифологии. Их представляли именно как молодых девушек. При этом ученые пришли к выводу, что русалок нельзя отнести к исключительно водным духам. Славяне верили, то они существовали и на суше, например, в лесах. Чаще всего их представляли с длинными волосами зеленого цвета и без одежды. Русалки любили наряжаться и при любом удобном случае воровали одежду, оставленную на улице, и ткани, если они сушились перед баней.

У Русалок было две излюбленных забавы: заманить юношу или мужчину, а потом защекотать его до смерти. Даже будучи духами, в любовники русалки выбирали живых мужчин. Второй забавой считались качели. Поэтому молодежь находила березки, на которых любили раскачиваться русалки, украшала их цветными лентами, а потом юноши и девушки делали из веточек качели. Так можно было задобрить духов и избежать неприятностей.

Чтобы избежать столкновения с потусторонней силой, вы можете воспользоваться сильным славянским оберегом , который легко можно сделать самостоятельно дома. Всего хорошего, и не забывайте нажимать на кнопки и

20.06.2016 05:03

Праздник Святой Троицы - важный день для каждого православного человека. По преданию, именно с этой...

Кем только не была населена земля наша в древности! Какие только необыкновенные тайны не открывались далеким предкам нашим… Одна из них связана с загадочными существами, ставшими героинями многочисленных легенд и страшных рассказов, – русалками. Неделя от понедельника Троицыной недели до понедельника следующей недели, Духова дня, издавна называлась в народе «русальной», или «грязной» неделей.

Полагали, что до этого времени русалки спокойно живут в воде и без особой надобности из своих жилищ не выходят.

Кто же они такие, эти странные существа, так пугающие людей своим хохотом, умением защекотать буквально до смерти? Происходят русалки из времен весьма древних, языческих. Можно предположить, что в те далекие времена они были чем-то вроде местных речных богинь, подобно греческим нимфам. А являлись они на свет, как думали наши древние предки-славяне, в качестве душ умерших родственников. Тогда принято было хоронить умерших не только в особо насыпанных курганах, но и на распутье дорог, в лесах, а также спускать в воду. Чтобы задобрить русалочьи души – ведь от представительниц загробного мира никогда ничего хорошего ждать не приходится, – крестьяне ходили в лес, где устраивали пиры-тризны, приносили русалкам-душам скромные жертвы. Совершались такие походы в современный нам Духов, или Троицын день.

Существа, подобные русалкам, описаны во многочисленных преданиях и легендах – от Нила до Клязьмы. В Европе в существование нимф искренне верили даже в век Просвещения, в XVIII столетии. Слово же, близкое по значению к русалке – красавице или роду духов, есть почти во всех европейских языках.

Русский исследователь XIX века профессор В.Ф. Снегирев считал, что все поверья о русалках имеют одно, весьма близкое происхождение. Разница в деталях определяется исключительно разницей в климатических условиях, почве и народных традициях.

Самое древнее предание говорит, что русалки явились на свет в момент падения с неба сатаны. Некоторые из его единомышленников, также изгнанные из рая, упали в воду. Из нее они и начали творить всякого рода козни против рода человеческого. В языческие времена русалки считались не только речными богинями, требовавшими себе многочисленных жертв, но и владелицами сокровищ и чаровницами. Даже в XVII столетии в России веру в существование этих представительниц древней формы жизни официально именовали волхвованием и чарованием.

Слово «русалка» имеет двоякое происхождение. Первый вариант связан со словом «русло», второй происходит от слова «русый» и обозначает цвет волос этих «милых существ». Согласно легендам, русалки обладают прекрасными русыми волосами, длинными и густыми. Волосы роскошными волнами спадают у них с головы, прикрывая все тело, обыкновенно совершенно нагое. На Западе, как всегда, более цивилизованном, русалки чаще являются изящно одетыми в рыбацкие сети. Наши отечественные обитательницы рек и прудов, увы, на сети себе не заработали, даже на самостийной Украине, где, как говорят, русалок пруд пруди. Существует также предположение, что волосы у них все же зеленые, но уж это кому как видится.

Особенно популярны днепровские русалки . У них имеется даже собственная Роща Русалок над Днепром. Им посвящена прекрасная опера А.С. Даргомыжского «Русалка», созданная на сюжет одноименной поэмы А.С. Пушкина. Этим героиням посвящена и одна из лучших картин передвижника-демократа И.Н. Крамского.

Сообщество русалок в прежние, весьма богобоязненные, времена непрерывно пополнялось за счет всех грудных девочек, родившихся мертвыми или умершими без крещения, утопленниц и самоубийц. Также становились русалками все дамы, имевшие привычку купаться без нательного креста. Теперь, конечно, от такого способа пополнения русалочьих рядов пришлось отказаться – найти купающуюся с нательным крестом даму весьма затруднительно, а ведь и воды не бездонны.

В наше время, вероятно, многие легкомысленные особы захотели бы примкнуть к нечистому русалочьему братству. Ведь только русалки обладают даром вечной юности и необыкновенной красоты. Живут они в кристальных дворцах, сооруженных на дне водоемов и рек. Командует над ними царица, назначаемая из среды самих русалок водяным. Иной раз она является и его супругой. Существует предположение, что без указания своей начальницы рядовые русалки не имеют права ни погубить, ни испугать человека.

Есть у русалок одно весьма привлекательное свойство. Они обладают умением превосходно петь, причем так, что слушающие могут внимать им по нескольку лет кряду.

Жить русалки предпочитают в воде, но на Семик, до Петрова дня они выходят на берег водоемов, где обитают согласно прописке. В эту пору они живут на временных квартирах, которыми служат ветвистые деревья, чаще дубы. В эту пору русалки предаются всевозможным удовольствиям – качаются на ветках и разматывают пряжу, украденную у женщин, ложащихся спать без молитвы.

В канун Троицына дня приходит самая приятная пора земной жизни русалок. Они бегают по ржи, разумеется, без всяких признаков одежды, хлопают в ладоши и громко кричат: «Бух, бух! Соломенный дух! Мене мати породила, некрещену положила!» Говорят, что урожайность сельхозугодий резко увеличивается после таких легкоатлетических упражнений: даже простая трава начинает лучше расти, прямо как после принятия судьбоносной Продовольственной программы.

В эту пору русалки чаще всего нападают на людей, но против них есть несколько средств. Помогает полынь-трава, а также крест, начертанный на земле. Вокруг него рисуют круг, встают в него и тем самым спасаются от весьма назойливых приставаний очаровательных дам. Кстати, одну из них вполне можно схватить за руку, надеть на нее нательный крест и привести домой. Русалки весьма охотно выполняют всякого рода бабью домашнюю работу, при этом не ворчат по поводу и без оного, а питаются исключительно паром. Правда, живут они в таком рабстве всего год, на следующую русалью неделю они получают свободу и скрываются на дне речном.

Существует множество преданий, которые утверждают, что с русалкой вполне реальна и семейная жизнь. Для этого русалка должна до смерти защекотать своего избранника, унести его на дно в собственный дом, где супруг оживет и счастливо проведет остаток дней своих в необыкновенной роскоши. Свадьбы русалочьи устраиваются только в определенную пору – на воробьиные, то есть самые короткие, ночи.

Некрещеные младенцы, обратившиеся в русалок, могут получить прощение. Когда им исполняется семь лет, то они уносятся из воды на воздух и трижды просят себе крещения. Если кто услышит это, то должен произнести: «Я тебя крещаю, Иван и Марья, во Имя Отца, и Сына, и святого Духа». Тогда детскую душу возьмут ангелы, а коли никто не услышит ее призыва – то силы нечистые.

Русалочьи проводы, или русалочье заговенье, после которых они отправляются назад в воду, на Руси устраивались обыкновенно через неделю после Троицы. Для этого снаряжалась целая процессия. В разных местах русалка погребалась по-своему – в виде куклы или девушки в одной рубахе. Последний раз дозволялось русалкам явиться на землю в ночь на Ивана Купалу, после чего они затихали уже до будущего года.

Казалось бы, все предания и легенды, связанные с русалками, – не более чем дань российской старине, но вот альманах «Феномен» в третьем выпуске опубликовал любопытное свидетельство Д.Виноградова «Русалки – кто они?». В материале описываются весьма многочисленные случаи современных встреч с прекрасными представительницами подводного царства.

«25 августа 1974 г. в первом часу ночи житель деревни Александр Катаев шел по берегу реки Чусовой. Светила луна. Услышал: кто-то бултыхается в воде, подумал: большая рыба. Но когда до него донеслось странное бормотание, он подкрался ближе к берегу, залег в кустах. Метрах в пяти он увидел мужчину и женщину. Но тут же понял, что это были не люди. Оба сплошь серого цвета, только у беременной самки волосы на голове сплошь в рыжих кудрях. «Мужчина» достал из кустов коробку из скрюченной бересты, протянул своей подруге. Они что-то ели, возможно, ягоды. При этом весело махали руками, дергали ногами, самка визгливо смеялась неестественным металлическим голосом. Стучали камень о камень, только искры летели, но огня не высекалось. Переговаривались звуками вроде «кы-кы», «ну-ну». Потом пошли в воду и поплыли бесшумно, были видны только головы. Переплыли реку и быстро полезли вверх по крутой скале. Затем исчезли в темноте.

В их краях, рассказывал впоследствии Катаев, ходит рассказ о том, что в 1950-е годы, то есть 30 лет тому назад, в сети рыбаков попал чертенок, весь в шерсти. Его вытащили из сетей, но он так дико визжал, ревел и кусался, что его выпустили. Он сразу же убежал в реку. Жители вроде видели и сидящих на плотине у озера русалок. А вблизи этой деревни есть местность под названием Чертов Лог, куда ходить нельзя – там как-то пропал охотник вместе с собакой. Собрали народ, прочесали лес – ничего не нашли. А вот собаки с ними на поиски не пошли, чего-то забоялись…»

Автор приводит еще много примеров подобного рода. Опираясь на анализ многочисленных источников, он указывает и на предположительное место обитания русалок и подобных им существ – это глубинные карстовые пещеры, подземные полости. Вход в них зачастую бывает через водные преграды – болота, реки, озера, а иногда через пещеры или щели. «Искомый примат – это млекопитающее полуводное животное, имеющее черно-желто-бурый мех». Автор делает вывод, что зоологический прототип мифического персонажа существует в реальности.

Современная наука пока не в состоянии ответить на все вопросы, связанные с такими животными, а потому необходим поиск новых данных. Быть может, наблюдая этот неизвестный мир, существующий рядом с нами, кому-то и доведется узнать, являет ли он собою остатки былых земных цивилизаций или…

Не зря (Троица) считается одним из основных праздников у христиан и принадлежит к двунадесятым праздникам. Его обычно отмечают на пятидесятый день после того, как проходит — естественно, в воскресение. По западным христианским традициям в это время отмечается пятидесятница, а конкретнее то, как дух сошел на апостолов. Саму же Троицу празднуют уже на следующий воскресный день.

Когда прошло десять дней после того, как Христос вознесся, это были уже пятидесятые сутки после того, как он воскрес. Христовы ученики, Божья Матерь и другие верующие в тот момент пребывали в одной из иерусалимских горниц. Тогда раздался небесный шум, как будто это был несущийся сильный ветер. Затем появились языки огня и коснулись каждого из апостолов. Тогда ученики наполнились святым Духом и начали прославлять Господа на различных языках, хотя до этого и не знали эти языки.

Это было обетование Христа, чтобы Святой Дух огненными языками смог сойти на каждого апостола и те приобрели особенные способности, чтобы проповедовать учения Христа всякому народу. Огонь же символизировал возможность:

  • опаления грехов и очищения,
  • освящения,
  • согревания души.

В то время Иерусалим был полон евреями, сошедшимися на празднество сюда из различных стран. И апостолы на языках этих людей стали рассказывать им про воскресение Христа. Воздействие проповеди было таким сильным, что немало людей тут же уверовали в Иисуса и крестились. Общее число крещенных составило три тысячи людей. И на земле появилось Божье Царство, именуемое Христовой Церковью.

О традициях и обрядах, соблюдаемых на Троицу.

Сегодня Троица считается наиболее светлым и красивым летним праздником. Так же называется Пятидесятница. Перед праздником хозяйки стараются убраться в доме, чистят, декорируют комнаты с помощью цветов, молодой травы, зеленых ветвей. Имеется немало разных традиций с поверьями и гаданиями, соблюдаемыми на Троицу и создающими неповторимость колорита при народном праздновании.

Как плетутся венки на Троицу

Раньше в этот праздник девушки занимались вплетением тонких березовых веток, а также полевых цветов прямо в косы. Также плелись большие венки. К ним относилось основное гадание, проводимое девицами о том, выйдут ли они замуж или до следующей Троицы будут оставаться в девушках. Гадание сопровождалось красивым пением, девушки срывали цветы в полях, срывали древесные побеги, сплетали все с помощью тугого узла в пышные венки. А девицы были заняты пением обрядовых песен, которые привлекали женихов. Затем венок одевался на голову и девушки могли любоваться собою в отражении, а венок впоследствии опускался на воду. И когда венок начинал плыть по течению, можно было готовиться к свадьбе. Когда же венок тонул, это обозначало, что еще не наступило время для того, чтобы выходить замуж. Иногда венки отдавались возлюбленным в качестве любовного знака.

Как завивались березки

В четверг прежде праздника Троицы юные девушки отправлялись в лес, где искали молодую березку и из ее веток делали венок. Когда наступала Троица, они снова возвращались к собственным березкам, чтобы посмотреть, в каком состоянии содержится венок и можно ли ждать впоследствии замужества. Венок необходимо было развить и тогда березки не должны были засохнуть.

Русалки на Троицу

Перед Троицей считалось, что ночью на берег должны выплывать , чтобы зазывать себе женихов. Если ребята соблазнялись на их мелодичное пение, их русалки утаскивали на дно или же щекотали до гибели. Данные поверья еще касались традиции, запрещающей купание на зеленой седмице (то есть, на той неделе, которая была перед Троицей). Запрещалось купание не только в каких-нибудь водоемах, но даже в домашних условиях.

О кукушке и замужестве

В этот праздник девушки старались прислушиваться к голосам птиц. Необходимо было различить из всего пения птиц кукование и спросить кукушку о количестве лет, которое осталось ей провести в девках. Девушки тогда особенно радовались, если кукушка вдруг молчала.

О «Тополях» на празднике

В этот праздник в определенных регионах в деревнях «водилась Тополя». То есть, из тех девушек, которые еще не были замужем, нужно было выбрать наиболее красивую, нарядить ее и сопроводить с пением и танцами. Такую девушку называли «Тополей», она же должна была здороваться со всеми, желать отличного урожая. Ее же угощали, давали ей монетки.

О приметах на Троицу

Травы, собранные на Троицу, сушили и могли применять в качестве лекарственного средства от разнообразных болезней. Как говорили приметы, эта зелень могла охранить жилище от грозы.

Сухари, оставшиеся от праздничного каравая, могли быть добавлены в свадебные пирог, и это должно было принести немало счастья для молодоженов.

В качестве отличной приметы рассматривалось сватанье. Люди считали, что молодежь, посватавшаяся на Троицу и поженившаяся на Покров, будет жить долгой и радостной жизнью. Непосредственно в Троицын день и на протяжении всей последующей недели церковь не венчает.

Что касается примет, используемых в сельском хозяйстве, то особенное внимание уделялось «дождевым» приметам, поскольку дождь считался к будущему урожаю, к сбору грибов, к хорошим погодным условиям, к отсутствию заморозков.

В этот праздник запрещено заниматься вышиванием, стиркой, домашней уборкой, копанием земли, покосом травы.

Что получится, если сварить русалку: мясной бульон или уха? А если серьезно, откуда к людям пришла идея соединить в единое целое два столь разнородных существа? Существовали ли русалки и водяные на самом деле? Или это чистой воды фантазия? Попробуем во всем этом разобраться.

Большая часть поверхности Земли покрыта водой, вот и водятся в многочисленных реках, озерах, морях и океанах разные диковинные существа. Древние греки не только населили свои водоемы наядами, сама богиня красоты Афродита вышла из пены морской. Красавица Лакшми, супруга Вишну, также родилась в волнах Млечного пути.

"Истории о морских девах и мужах — людях с рыбьими хвостами вместо ног — появились в древности и распространились повсеместно, — пишет Натан Слифкин в своей книге "Священные чудовища. Загадочные и мифические существа из Писания, Талмуда и мидрашей". — Известно множество изображений и историй о них в литературе, искусстве, предметах древнего мира. Морских дев называли разными именами, например шелки, тритоны, ундины, мелузины, морганы, корриганы, лорелеи, русалки, наяды, нереиды, нингё, никсы, но чаще всего — сиренами. Возможно, в Писании упоминаются морские девы; не столько в смысле фактического существа, сколько в смысле идола в виде русалки".

Слифкин также сообщает: "Существует несколько подробных рассуждений о сиренах в раввинистической литературе. Но есть ли на свете такое существо? Колумб в свое время отметил, что видел подобных животных у берегов Гвинеи в Западной Африке. Широко распространено мнение, что эти животные и сформировали основу легенд о русалках и сиренах. Это ламантины и дюгони, которых зоология относит к отряду сирен. Русалка, то есть получеловек-полурыба, биологически существовать не может, а вот представитель семейства тюленей или ламантинов с несколько более человекоподобными руками и чертами "лица" — вполне. Есть мнение, что легенда о русалках полностью основана на ламантинах и дюгонях. Однако это маловероятно, ведь рассказы о морских девах распространены и в тех регионах, где представители отряда сирен не обитают, например, на Британских островах и в Скандинавии".

Обратимся же к славянским исследователям феномена русалок. Одни из них полагают, что русалки — души умерших людей, а их название — отблеск языческих поминальных дней, известных в Греции как розалии. Есть другое мнение: русалки — божества водные, имя их происходит от предполагаемого общеславянского слова "руса", обозначающего реку и звучащего теперь в слове русло. По еще одному толкованию, русалки живут в воде, но их начальной стихией был свет; название этих полубогинь происходит от слова "русый" через форму "русло". Наконец, существование русалки как женского божества полностью отрицается: русалка — так же, как и русалии, — название праздника Святой Троицы, слившегося позднее с языческими обрядами.

Самая поразительная история о русалке произошла в 1830 году на острове Бенбекьюла в архипелаге Внешних Гебрид у северо-западного побережья Шотландии. Британский собиратель фольклора Александр Кармайкл услышал эту историю, по его словам, от "еще живых очевидцев, которые прикасались к этому любопытному существу". В его Carmina Gadelica (1900) написано, что когда местные жители резали водоросли на побережье Скейр-на-Духаг в Гримнисе, кто-то из них заметил небольшое существо, похожее на женщину, которое плескалось в море всего в нескольких шагах. Мужчины попытались поймать существо, но оно отплыло. Дети стали кидать в него камни. Один камень попал в спину, и оно скрылось под водой. Несколько дней спустя безжизненное тело существа выбросило на берег.

Кармайкл сообщает: "Верхняя часть существа была размером с упитанного ребенка лет трех-четырех с ненормально развитыми грудями. Волосы длинные, темные и блестящие, кожа белая, мягкая и нежная. Нижняя часть походила на лосося, только без чешуи. Толпы народу стекались посмотреть на диковинное животное, многие приходили издалека, и все единодушно решили, что наконец-то им довелось увидеть русалку". Местный землевладелец и шериф округа Данкан Шоу приказал изготовить гроб и саван для русалки, которую похоронили в присутствии многих людей.

"Любопытно, что чем ближе к нам по времени рассказы о русалках, тем они подробнее и обстоятельнее. Если бы русалки были просто выдуманы, следовало бы ожидать обратного. Отдельные истории из прошлого века или примерного того времени производят такое впечатление достоверности, которое может пошатнуть даже самый закаленный скептицизм", — пишет Питер Костелло.

В 1600-х годах в Голландии якобы выловили русалку, которая приплыла через дамбу и при этом получила ранения. После выздоровления она выучилась голландскому языку, стала помогать по хозяйству и даже приняла католичество.

Отвратительного вида русалку привез из Ост-Индии капитан американского торгового судна Сэмюэл Барретт Идс. Купцы, продавшие ее капитану, утверждали, что приобрели ее у японского рыбака. Капитан Идс продал свой корабль, чтобы купить диковину. В 1822 году он привез ее в Лондон на потеху публике. В журнале Gentleman"s Magazine была напечатана статья доктора Риза Прайса, который тщательно исследовал эту русалку. Она была длиной около 86 сантиметров и имела изогнутый хвост, уродливую голову размером с голову двухлетнего ребенка, половину которой покрывали черные волосы; челюсти сильно выдавались вперед. Между верхней частью туловища и чешуйчатым рыбьим хвостом не было видимого шва.

Несмотря на неплохой доход от выставленной в балагане русалки, капитан Идс попросил сэра Эверарда Хоума, анатома, подтвердить ее подлинность. Осмотрев находку, ассистент сэра Хоума распознал в ней подделку: череп и торс взяты от орангутана, челюсти и зубы — от бабуина, хвост изображало туловище крупного лосося. Человекоподобный нос и уши были сделаны из складок кожи, глаза и когти — искусственные. Кости предплечий были отпилены под кожей, чтобы придать им пропорции человеческих рук. А чтобы растянуть туловище рыбы и подогнать его под размер торса орангутана, был использован обруч, и шов между двумя половинами скрывался в кожной складке. Кожа рыбы была натянута на позвоночник орангутана, дабы произвести впечатление непрерывного позвоночного столба от туловища до рыбьего хвоста. Умельцы из Японии или Ост-Индии производили таких чучел для религиозных церемоний, а потом выгодно сбывали их европейцам.

Не всегда люди сталкивались с подделками. В XIX веке некоторые зоологи все-таки верили в русалок. Привозимые путешественниками утконосы делали существование этих существ еще более правдоподобным.

В 2009 году одно такое существо (очевидцы не разглядели, мужское или женское) с рыбьим хвостом всплыло у берегов Израиля, неподалеку от города Кирьят-Ям. Незадолго перед закатом солнца, оно проделало несколько трюков и исчезло в ночи.