Собор казанской иконы божией. Русская православная церковьфинансово-хозяйственное управление

Собор Казанской иконы Божией Матери - православный храм перед монетным двором на углу Красной площади и Никольской улицы в Москве. Это первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах.

Впервые Собор Казанской иконы Божией матери на Красной площади упоминается в летописи за 1625 года. На деревянный храм средства пожертвовал князь Пожарский. Икона Казанской Богоматери, в честь которой был освящен Собор, в то время была самой почитаемой.

По преданию, девочка 9 лет трижды увидела во сне Богородицу, жестом указывающую ей на руины дома. Священник Ермолай, которому был поведан сон, нашел на развалинах икону. Случилось это в Казани, в 1579 году.

Деревянный Собор в скором времени сгорел в пожаре. На его месте в 1635 году возводят каменный храм. Средства предоставил сам царь - Михаил Федорович. Новое здание храма Казанской иконы Божией матери было выполнено в трех цветах, каждый из которых имел свой смысл.

Золотой символизировал религиозное предназначение постройки, красный цвет означал кровь Христа, а также огонь, который карает и обновляет, белый - цвет святости и чистоты. По Византийской традиции, такое цветовое решение означает то, что Собор создавался, в первую очередь, как воинский.

В Казанском Соборе иконы Божией Матери на Красной площади Москвы периодически осуществлялись крестные ходы, в которых участвовали и русские цари.

В храме в свое время служили протопопы Аввакум и Неронов, не принявшие Никоновскую церковную реформу. Несогласные с нововведениями Никона служители храма были высланы в заточение.

Революция 1917 года стала переломным событием в жизни храма. Архитектор Барановский успел сделать замеры здания, что в то время было не только сложно, но и небезопасно.

В 1930 году Казанский Собор на Красной площади закрывают, а в его стенах появляется столовая. Через 6 лет святыня была полностью разобрана.

На месте храма Казанской иконы Божией Матери открывается павильон III Интернационала, а для его посетителей - общественный туалет, который просуществовал на месте святых алтарей до 1990 года.

Лишь в этот период начинаются работы по восстановлению храма. Замеры Барановского оказались как нельзя кстати. Казанский собор иконы Божией Матери на Красной площади оказался на своем первоначальном месте. Наконец, святыне вернули ее предназначение. Сегодня она - один из известнейших и самых почитаемых храмов столицы.

Fais se que dois adviegne que peut.

Советское время

Воссоздание

Архитектура

Православный храм перед монетным двором на углу Красной площади и Никольской улицы в Москве. Главный престол освящён в честь Казанской иконы Божией Матери.

История

Появление храма связано с началом почитания Казанской иконы Божией Матери за пределами казанской епархии - сначала в Москве, а потом и во всей России. Список с иконы, сопровождавший второе ополчение из Ярославля, князь Дмитрий Пожарский поставил в своей приходской церкви Введения на Лубянке, во Псковичах.

В «Историческом путеводителе по Москве» (1796) появилось утверждение, что первый Казанский храм на Никольской улице, тогда ещё деревянный, был построен в 1625 году на средства князя Пожарского. Распространено предположение, что этот храм возведён по обету в честь изгнания из Москвы польско-литовских интервентов. Более ранним источникам про эту церковь, сгоревшую якобы в 1634 году, ничего не известно.

Каменный храм для размещения «лубянского» списка с Казанской иконы был построен на средства царя Михаила Фёдоровича и освящён патриархом Иоасафом I в 1636 году. Ещё через 11 лет к нему был пристроен придел в честь казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия. На церемонии освящения присутствовал сам царь Алексей Михайлович. Шатровая колокольня, вероятно, была пристроена к четверику с северо-западной стороны, как было принято в церковном зодчестве начала XVII века, для колоколен, единовременных храмам.

Несмотря на миниатюрность, храм стал одной из важнейших церквей Москвы: его настоятель занимал одно из первых мест в ряду московского духовенства. Один из них «расколоучитель» Григорий Неронов. В его старообрядческом житии служба в храме XVII века описана следующим образом:

Строительная история Казанского собора сложная. В конце 1760-х гг. храмовый комплекс был реконструирован на средства княжны М. А. Долгоруковой. При этом был снесён «за ветхостью» придел свв. Гурия и Варсонофия. Перестройка верхних торговых рядов почти закрыла вид на собор с Красной площади. Нижний ярус колокольни был обстроен лавками. Духовенство требовало сноса Аверкиевского придела, в котором давно перестали вести службу.

В первой половине 1802 года по резолюции митрополита Платона была разобрана прежняя шатровая колокольня, и к 1805 году выстроена на другом месте новая двухъярусная, позднее (1865) ставшая трёхъярусной. В 1865 году фасады храма оформили в классическом стиле по проекту архитектора Н. И. Козловского. После такого «поновления» храм мало отличался от тысяч церквей трапезного типа, раскиданных по русским весям. Это отмечал сам настоятель храма А. Ф. Некрасов:

Размеренный ход жизни в приходе был ознаменован несколькими яркими событиями. Во время французской оккупации 1812 года, по свидетельству А. А. Шаховского, «в алтарь Казанского собора втащена была мёртвая лошадь и положена на место выброшенного престола». Казанская же икона остававшимся при храме протоиереем Мошковым была спрятана.

8 (21) июля 1918 г., во время службы в соборе, патриарх Тихон произнёс проповедь о расстреле Николая II. В сентябре того же года из собора была похищена его главная святыня - список с иконы Казанской Богоматери, почитавшийся как чудотворный.

В 1925-30 гг. под руководством Петра Дмитриевича Барановского на средства обновленческого прихода была проведена серьёзная реконструкция и реставрация храма, в ходе которой ему был возвращён предполагаемый первоначальный облик. В деталях точность проведённой реконструкции оспаривается, что неизбежно при скудости документального материала: например, снесённая в 1802 году шатровая колокольня на всех сохранившихся изображениях выглядит по-разному.

К 1929 году Барановским были воссозданы древние кокошники и предполагаемый декор стен, но реставрационные воздействия ещё не коснулись навершия и колокольни, когда было принято решение о сносе храма. Культовые сооружения не соответствовали новому назначению Красной площади как места проведения торжественных церемоний социалистического светского государства. Узнав об этом, Барановский распорядился выполнить обмеры собора с северным приделом; эти документы пригодились потом при его воссоздании.

Решение об уничтожении храма было исполнено в 1936 году, в разгар сталинской реконструкции района Манежной площади. На его месте был выстроен павильон в честь III Интернационала (автор проекта Борис Иофан); позднее это место занимал общественный туалет. Руководство Центрального музея Ленина предполагало в северо-восточном углу Красной площади возвести ритуальный зал для приёма в пионеры.

Воссоздание

Казанский собор - первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах.

Воссоздание было осуществлено в 1990-1993 годах по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (МГО ВООПИиК). После принятия решения Моссовета о восстановлении «памятника воинской славы» (1989) начался сбор пожертвований. Автором проекта стал архитектор О. И. Журин, один из учеников П. Д. Барановского. Восстановлению храма препятствовала община будущего храма. Как вспоминает Журин, её представители

Основные средства для строительства (помимо народных пожертвований) предоставлены правительством Москвы. Освящён патриархом Алексием II 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году).

Фотографий дореволюционной стенописи не сохранилось, однако историку С. Смирнову удалось установить темы росписей. Отталкиваясь от его изысканий, художники из Палеха и Брянска в 1990-е гг. расписали храм в ретроспективной, канонической манере.

Архитектура

Казанский собор представляет характерный для первой половины XVII века тип квадратного в плане бесстолпного одноглавого храма с горкой кокошников, восходящий, вероятно, к старому собору Донского монастыря. Среди храмов московского посада к этому типу принадлежала церковь Николы Явленного на Арбате. Храм с трёх сторон окружён открытыми галереями, которые ведут к шатровой колокольне у северо-западного угла и в северо-восточный придел Аверкия Иерапольского.

По замечанию П. А. Раппопорта, в расположении кокошников и особенно в сочетании крупных кокошников с мелкими проявилось стремление русских зодчих к обогащению яркой, мажорной композиции более дробными деталями - предвестие наступления эпохи «узорочья».

Святыни

  • Особо чтимая икона Божией Матери «Казанская» с мощехранительницей.
  • Список чудотворной иконы, хранившийся в соборе до 1918 года, с 1930 года пребывает в Богоявленском соборе в Елохове.

Казанский собор на Красной площади – это действующий православный храм, построенный в память освобождения Москвы от польских интервентов русским войском под предводительством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. История Казанского собора трагична и, вместе с тем, счастливая: он был разрушен до основания, а затем возродился, как птица феникс из пепла.

Храм освящен во имя Казанской Божией матери, с иконой которой в 1612 году русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского отправилось в освободительный поход на Москву занятую польскими интервентами. В благодарность за помощь и заступничество Казанской иконы Божией Матери в 1625 году князь на свои средства построил деревянный собор во имя этой святыни. В 1636 году на месте сгоревшего храма был возведен каменный собор, ставший одним из главных храмов Москвы.

При советской власти под руководством архитектора Петра Барановского Казанский собор был отреставрирован, но вскоре по распоряжению властей его закрыли, в здании храма разместили столовую, а затем склад. В 1936 году, в год своего 300-летия, Казанский собор был снесен до основания. На его месте сначала построили временный павильон III Интернационала с фонтаном, затем летнее кафе, причем, на месте алтаря находился общественный туалет.

В 1990-1993 годах на пожертвования горожан и средства правительства Москвы храм был восстановлен по проекту ученика Барановского Олега Журина, а 4 ноября 1993 года Казанский собор был освящен.

Казанский собор на Красной площади, является одним из самых заметных шедевров московской храмовой архитектуры, а Казанская икона Божией Матери - одна из самых чтимых в Русской православной церкви.

Пожар 1635 года разрушил церковь, и вскоре её сменил каменный собор, возведенный царем Михаилом Федоровичем Романовым. В следующем году храм освятил патриарх Иосиф. Постепенно он становится одним из важнейших мест богослужений. В 1812 году, во время войны с Наполеоном, Кутузов получил здесь благословение. Это событие сделало собор первым памятником Отечественной войны.

Казанский собор на Красной площади заметно меняет свой облик в период с XVII по XIX века. В результате перестроек храм становится мало различим с другими московскими соборами и церквями. В 1925 году начинается реконструкция культового сооружения. К храму возвращается первоначальный вид. Однако обновленный собор простоял недолго. В 1936 году советская власть принимает решение снести его. Храм не соответствовал предназначению главной площади государства - проведению торжественных мероприятий.

Вместо собора на площади размещался павильон, посвященный Интернационалу и общественный туалет. В 1990 году туалет закрыли, и вновь началось строительство храма. Новый Казанский собор (фото смотрите ниже) повторял черты предыдущего. Воссоздать прежний вид удалось при помощи чертежей и замеров, сделанных Петром Барановским перед снесением храма.

Икона Казанской Божией Матери

Обретение иконы датируется 1579 годом, когда сильный пожар превратил часть Казани и в руины. Стрелец Даниил Онучин, чье жилье сильно пострадало от огня, сразу же начал отстраивать новый дом, и под слоем пепла обнаружил икону Божией Матери.

По легенде Богородица трижды являлась во сне десятилетней дочке стрельца. Божия Матерь просила девочку отыскать спрятанную икону. Вначале ребенку никто не поверил, но отправившись в указанное место, Даниил нашёл священный образ, завернутый в ткань. Вскоре по всему городу разошлись слухи о чудесных исцелениях, благодаря иконе.

Казанская икона долгое время служила символом защиты и покровительства для русских воинов. Перед Полтавской битвой ей молился о победе царь Петр I, в годы Русско-Французской войны - Михаил Кутузов. Во время войны с поляками русские войска несли с собой чудотворные списки иконы, а по успешному окончанию битвы было обещано построить в честь Казанской Божией Матери храм на Красной площади.

Казанский собор: фото и описание архитектуры

Изначально каменный храм имел черты типичных архитектурных сооружений конца XIV века. Небольшой бесстолпный собор повторял очертания Рубцовской церкви Покровы Богородицы и собор в Донском монастыре.

В отличие от похожих храмов, Казанский собор на Красной площади был лишен симметрии. Композиция нарушалась тем, что придел был только с одной стороны. Позже, собору пристраивается ещё один придел в честь святых Гурия и Варсонофия. Появляется шатровая колокольня - одна их первых в своем роде в Москве. Позже её сменяет сначала двух-, а потом и трехъярусная колокольня.

Наверху храма в шахматном порядке располагались кокошники. Маленькие и большие размещались по очереди, придавая храму игрушечный и торжественный вид. Во второй половине XIX века архитектор Николай Козловский занялся переоформлением фасада. Храм приобрел классический вид, утратив отличительный особенности. Многие прихожане были возмущены таким преображением святыни, а митрополит Леонтий даже сравнил его с типичной сельской церковью.

Благодаря который спас и отреставрировал не один российский храм, мы можем наблюдать собор почти в первозданном виде. Это квадратное в плане одноглавое сооружение, выполненное в красном и белом цветах. Верх храма украшают кокошники. Главный купол храма покрыт золотом. С трех расположены галереи, ведущие к колокольне. Чередующиеся между собой малые и большие кокошники создают эффект объемности и узорчатости композиции.

Расположение, время работы храма

Казанский собор расположен на Красной площади, напротив Государственного Исторического Музея, на улице Никольской,3. Рядом с ним находятся три станции метро: «Площадь революции», «Охотный ряд», «Театральная». Вход к храму расположен со стороны Красной площади.

Собор открыт ежедневно с 8 утра до 8 вечера. В праздничные дни и по воскресеньям с 7 до 10 утра осуществляются церковные службы.

Заключение

Казанский собор на Красной площади впервые был возведен в 1625 году. С этого времени он несколько раз был разрушен, и пережил многочисленные реконструкции, каждый раз меняя свой облик. Заново возведенный в 1990 году собор сейчас является памятником истории и архитектуры России, свидетельствуя о важных исторических событиях страны.

Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен на Красной площади во второй четверти XVII века в благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков в 1612 году и в память о погибших в этой войне русских воинах. Это – первый храм, восстановленный в Москве из разрушенных большевиками святынь.

Казанская икона Божией Матери – одна из самых чтимых в Москве. Она была обретена в Казани 8 июля 1579 года: по легенде, девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте.

Прошло 30 лет, и казанский священник Ермолай стал знаменитым патриархом Гермогеном. В страшное для России Смутное время он возглавил борьбу за сохранение русской государственности и был идейным вдохновителем русского ополчения. Уморенный голодом поляками в кремлевском Чудове монастыре, он до последнего вздоха отказывался благословить интервентов.

Именно по его приказу на помощь защитникам России из Казани была доставлена недавно обретенная икона Божией Матери. В марте 1612 года ее встретило в Ярославле II русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского и отправилось с ней в освободительный поход на Москву, занятую польскими войсками. В октябре после длительной осады Китай-города было решено брать его штурмом, и перед Казанской иконой отслужили молебен. По легенде, в ту же ночь греческому архиепископу Арсению, заключенному в Кремле, явился во сне преподобный Сергий Радонежский и сообщил, что «предстательством Богоматери Суд Божий об Отечестве преложен на милость, и Россия будет спасена». 22 октября 1612 года ополчение вошло в Китай-город, а через пять дней поляки, замученные голодом в Кремле, сдались.

В благодарность за помощь и заступничество князь Дмитрий Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. Храм был освящен патриархом в присутствии царя и самого Пожарского, который принес икону на руках из своего дома на Лубянке, где она хранилась в Введенской церкви до возведения Казанского собора.

Сохранилось старинное предание, что Казанская икона находится не в самом храме, а над колокольней посреди креста и будто бы святую икону несколько раз вносили в собор, но всякий раз она снова являлась на кресте колокольни. Нельзя не увидеть аналогию с легендарной Иверской иконой, находящейся по соседству.

Раньше на месте Казанского собора в каменном здании находился один из Торговых рядов. И по возведении храма подле его ограды продолжали торговать – восковыми свечками, печеным хлебом, калачами и яблоками. Ссоры между торговцами и покупателями разбирались в старину на Потешном дворе в Кремле, и долгое время в Казанском соборе приводили к присяге купцов.

Вскоре деревянный храм сгорел, и был восстановлен уже из царского кирпича в 1635 году мастерами Семеном Глебовым и Наумом Петровым (по другой версии -царским мастером Абросимом Максимовым) и освящен в октябре 1636 года. В XIX веке собор перестраивали, но современное здание почти полностью соответствует первоначальному облику собора.

Если Покровский храм символизировал Небесный Иерусалим, то Казанский собор можно считать символом Церкви Воинствующей. Исследователи отмечали уподобление русских воинов ангельской коннице, выраженное цветами военной парадной формы XVII века – «золоченые латы, красные плащи и белые с золотыми концами крылья». Эти цвета соответствуют описанию в Апокалипсисе Христова Воинства Небесного, сражающегося со Зверем и его лжепророком. «Царь царей и Господь господствующих» восседает на белом коне и облачен в «одежду, обагренную кровию». Воинства Его в белых одеяниях (виссонах) следуют за ним также на белых конях. Основная цветовая гамма Казанского собора – сочетание красного, белого и золотого цветов – совпадает с цветами одежды русской конницы и апокалиптического Войска Небесного и в данном случае символизирует Воинство Христово.

В византийской православной эстетике цвета имели определенный символический смысл. Золото было символом Божественного сияния, самого Бога. Красный цвет выражал пламень, огонь, карающий и очищающий. Он также являлся символом крови Христовой, искупляющей грехи человечества. Белый цвет – цвет святости и чистоты, отрешенности от мирского, устремленности к духовной простоте и возвышенности. Глубина символики соответствует идейному замыслу Казанского собора как воинского храма православной Москвы – «щита и меча» всей России и всего христианского мира.

В Апокалипсисе сражение Войска Небесного с антихристом и победа над диаволом предшествуют описанию Небесного Иерусалима. Композиция Красной площади, от входа через Воскресенские ворота с Иверской Вратарницей, открывалась Казанским собором и разворачивалась в направлении к Лобному месту – московскому образу Голгофы, символу победы Христа и завершалась образом Града Божия – храмом Покрова на Рву. Русское православное воинство сражалось с врагами России под защитой Божией Матери и готовилось с Ее помощью сражаться с антихристом, а Самозванец Лжедмитрий воспринимался в русском религиозном сознании как один из его предтеч. Отречение от своего настоящего имени, данного при крещении, означало отречение от своей личности и замену ее на «личину». Антихрист, лживо выдающий себя за мессию, будет последним Самозванцем на земле, и с Казанской иконой, спасшей Россию от Лжедмитрия, связывали надежду на спасение православной России и всех христиан от лжецаря мира в последние времена.

Дважды в год, 8 июля и 22 октября – к Казанскому собору из Кремля устраивался торжественный крестный ход с участием царя. По благословению патриарха часть духовенства, отделившись у Лобного места от основного шествия, шла «по градам» – по крепостным стенам Китай-города, Белого и Земляного, окропляя их святой водой.

В середине XVII века в Казанском соборе служили протопоп Иван Неронов и затем Аввакум, – «ревнители благочестия», не принявшие церковную реформу патриарха Никона, которая положила начало раскола русской православной Церкви на никониан и старообрядцев. Сюда Никон прислал свою первую грамоту с требованием заменить двуперстное крестное знамение на троеперстное и коленопреклонение на поясной поклон. Отсюда же Иван Неронов и Аввакум были отправлены в заточение.

В петровское время по указу царя Казанскую икону доставили в новую столицу Санкт-Петербург, где позднее для нее построили Казанский собор на Невском проспекте.

В здании Земского приказа, некогда стоявшего прямо напротив Казанского собора, на месте нынешнего Исторического музея, 26 апреля 1755 года состоялось торжественное открытие Московского университета и двух гимназий при нем. Поскольку собственной домовой церкви университет еще не имел, то праздничный молебен был совершен в Казанском соборе, и первое время студенты и преподаватели ходили на службу в этот храм. И хотя поиски собственной церкви университет начал незамедлительно, самые первые страницы его истории оказались связанными именно с Казанским собором. По мистическому совпадению первый настоятель вновь открытой в 1995 году Татианинской церкви МГУ прот. Максим Козлов был священником восстановленного незадолго до этого Казанского собора, и первые молебны о возвращении Московскому университету его домовой церкви на Моховой также совершались снова в Казанском соборе.

Здесь же до 1812 года продавались лубочные картины, а перед самым вступлением Наполеона – карикатуры на французов и их императора, рисованные художниками Теребеневым и Яковлевым. Вся Москва собиралась здесь отводить душу, разглядывая их. Тут же распространялись и знаменитые антинаполеоновские, или как их еще называли «ростопчинские» афишки, написанные московским градоначальником Ф.Ф.Ростопчиным – жившем в доме на Лубянке, перестроенном из …палат князя Пожарского.

В грозные дни осени 1812 года перед Казанской иконой отслужили молебен о спасении Отечества, на котором присутствовал М.И.Кутузов.

Справиться с иноземными варварами России оказалось легче, чем со своими собственными. После революции собор разделил печальную участь большинства московских святынь, мешавших осуществлению мировой революции. Правда, в 20-е годы мученик и подвижник русской культуры архитектор П.Д.Барановский успел отреставрировать его первоначальный облик XVII века и снять бесценные чертежи и замеры. Потом он попал в заключение за отказ участвовать в сносе храма Покрова на Рву, Казанский собор закрыли и сперва превратили в столовую и склад, а летом 1936 года сломали, так отметив его трехсотлетие.

Через год на его месте появился временный павильон III Интернационала, построенный по проекту Бориса Иофана (архитектора несостоявшегося Дворца Советов). Позднее здесь было открыто летнее кафе, а на месте алтаря устроена общественная уборная, дожи.

По решению московского правительства, Казанский собор на Красной площади был восстановлен по проекту ученика Барановского Олега Журина.

4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а через три года освятил заново возведенный храм.

В 1610 году в селе Коломенском расположился станом Лжедмитрий II с воеводою Сапегой. В память избавления Москвы от поляков и от Тушинского Вора царь Михаил Федорович приказал заложить здесь пятиглавый храм в честь Казанской иконы Богоматери, оказавшей помощь русскому воинству. Храм был освящен только при Алексее Михайловиче. И под крестом церкви появилась надпись, что она построена в честь столетия взятия Казанского ханства в 1552 году.

В Дмитровском приделе Казанского храма находится список с чудотворной Державной иконы Божией Матери , явленной в Коломенском в 1917 году.