Шумерский язык история. Шумерская письменность

ингушский язык борза – «бронза».
Дрневнееврейский язык barzel "железо"
Аккадский язык parzillu "железо"
Ассирийский язык parzilu – «железо»
Древнеанглийский язык bras "латунь,бронзовый"
Сванский язык береж "железо"

Ингушский язык варк "никель"
древнеараб яз варкь "сереб деньги. монеты"
Аварский язык варак "золотая маска"

Шумерский язык дуг говорить/ ингушский язык дуц говорить, дуг рис
Шумер язык ки земля/ ингушский яз ки " земля, шапка"
Шумер язык лу человек/ ингуш яз лу раб, рабочий, ругать, терпеть
Шумер язык кур гора/ ингуш яз кур гора
Шумер яз уд день/ ингуш яз уд бег, ди день
Шумер яз куг светлый/ ингуш яз кьега светлый, яркий
ШуМЕРСКИЙ ЯЗЫК / ИНГУШСКИЙ ЯЗЫК
Sag- боги, главы, аннунаки / Саг -человек, Жрец.
Sag-gig - потомки Саг (шумеры) / Саг-гиг с инг. значит Из чрева Саг.
Shumer - название Шинар / Шинар - на ингуш. яз. Телец, Шинар-вторник, от Ши-второй.
An -небо, бог Неба, гл. бог. Ан- дневное небо
шумер. me-te - «подходящий» / по ингушски метта- подходит
Согласно «Списку Царей» некоего Nur-Ninsuhur из Ларсы, датированного 2170 г. до н.э., исходный Царский Список дополняется до 10 царей путем включения в список царя KICHUNNA, который правил в городе Ларса 43000 лет.
в горной ингушетии есть селение ЛАРС(щас там осетины живут и к осети он относится) имя ингушей Лорс.
Лагаш -город шумера Лагаш - на инг. ступени
Нинхурсаг -Мать людей Нянхорсаг- мать всех людей
EME- "язык" по шумерски Мотт - язык, оамал -учение.
- "отец" - A-A, Ada, Ad Отец -Да
As - по шумерски "первый, начальный" / по ингушски Аз, Ас -Я. (начало)
"год" "годы" - Shaneh - shaw-neh" / Шу -по ингушски год, шумерий- годоисчесления
KUR.GAL - "великая гора". / Кур - гора, Галл- город, дворец, башни.
метафора для Шумера как места, где земля встречается с небом
HA-NA - в шумерской транскрипции "да будет человек / Нах "люди", ноахчи -чеченцы
KAAM - "страна (шумер)","нация"/ КЬАМ - нация, народ на ингуш. отчизна
Sa-Na - означает "содержание человека / Са-по ингушски душа/свет/ Нах -люди., Саг-человек.
is для быков - Еса, Асельг -теленок.
Igi - "глаза", "смотреть" /Барьг -Глаз, гу -видеть
Mar - ложка / Мар -вилка.
у ингушей НАК это тейпы, ФАРГНАКИ, ОУШНАКИ, АКИНАКИ, как у шумер АНУНАКИ(по шум. небожители. сошед. с небес)а по ингушски НАК то дорога, и тейп. (роД) тажкке гар,вяр, это род.(тейп).
an-gur = "круглое небо" / на ингушском Небо круглое тоже Гур-"круглое", ан-небо.
шум. имя. имя - Хавила - Chaviylah - круг / Хавела -иди сюда
шум. Ашкеназ - огонь разноситель / Ашкеназ -Железная Сила
Энлиль - "бог воздуха, ветра, Духа / Эн лил -Носится Небо.
шум.Мардук (сын Дуку)(Асаг) /имя ингушей, Мардук. (Мужская Вершина)
Ишкур - (Адад, Тешуб)
KUR-"иноземье", ISH-KUR "дальние горы") ингуш. Кур- гора(помимо Лоам, Барз)
Син (Нанна, Наннар) - бог Луны / Нанна -мать, Хиннанна хранит-ца плодородия
Инанна - богиня Любви и Войны, Утренняя звезда, вошедшая в другие религии под именами Иштар
Гештинанна - у ингушей Хранительница и встречающая мертвых в Эл(мир загробный)
Шум."царственность" Kiengi / Киянг -Парень.
LiL ("ветер, воздух, дух") / Лийл -носится, двигаться
Ламех Lemek - могучий / Ламех -Горный, Лев
Ноах/ Нах - люди, на ингушском, самоназвание себя.
Нохар сын Фарры - шумер
Нахичивань - с ингушского значит Там где застрял Нох.
Хурриты -с ингушского уйри -утро
Сирия- Суйре, Сейра, -вечер/ страна заката
Лелит -Расплавиться, Ялийт -умри жен. рода
шум язык ab: домашняя корова / Хайб -домашняя корова
.ka: руно; овечья шерсть. / ингуш. Ка-баран
ama дикий бык, буйво /ингуш. гамаж-буйвол, мууш-рога
ana - "для", "для того, чтобы" / ингуш. ана, хана- зачем?
as: один; единственный; одинокий, /аз -я, ца-один
du делать, создавать, придавать форму, творить, строить (du, "делать"/ ингуш. де-делать. ду, до, ди, да, де -делать
ud, i: уходить, появляться; посылать, отправлять; выносить; подниматься, возрастать; прорастать, давать побег; быть или становиться видимым; являться свидетелем /ехай -ушла, да1юд -идет, ад-бегать
NIN: царица, богиня, дама, госпожа./ Нан, Нян, Нанна -мать
=kir: (ср. gir) - корова, кобыла / Говр -лошадь, Кхал-кобыла
kur, kurum- корзина с рационом еды, порцией/ Кар-в руках
kug-ga: хранитель священного барабана./
lul...dug: лгать.
р. аккад. lillu - слабый, хилый / Г1ийл (хилый), г1ийленг-хиляк
Шум. Sag-gig шумеры-вайнах. яз Саг (люди), Саг-гиг (из чрево Саг)
Шум. Sag- глава, боги Нинхурсаг, Асаг, Пабилсаг/ вайнах. Саг ("человек").
Библейское слово, переводимое как "год" ("годы") - Shaneh / по ингусшки ШУ-год
Название, имя Бога в Библии - Элохим (Элогим) - "elohiym - el-o-heem /El шумерский бог / По ингусшки Ал (это огонь, Царь) ингуши себя навзали Эълийнах, Аълийнах(Боголюди, Цари)
Шум. lu (""человек"") - вайнах.. луо (""человек"") - в обозначении профессий, например, тlем -луо -""человек войны"", ""воин"": ""бlав-луо"" - ""человек башни"", ""башенник"" и т.д
Шум. gаlе (""дворец"")-вайнах. . гIала (""дворец"", ""жилая башня"", ""город"")
Шум: tur (""повреждать"") -вайнах.яз. тур (""меч"", ""шашка"") и дору (""кромсаю"", ""режу"")
Шум. geme (""рабыня"") - вайнах. . гIам (""ведьма"", ""колдунья"", ""злая женщина"")
Шум. nine (""хозяйка"", ""мать"") - вайнах.. нана (""хозяйка"", ""мать"")
Шум. bar (""емкость"") - вейнах.. бар-ам (""мера"")
Шум. ur(""город"")- вейнах.. ур-ам (""улица"", ""квартал"") ар-улица, ура-вверх
Шум. daim (""постоянно"", ""всегда"") -вайнах.. даим (""постоянно"", ""всегда"")
Шум. matt"" страна"", ""место"")-вайнах.. мат, мет(""страна"", ""место"") - меттиг (""местечко"")
Шум esa(""теленок"") -вайнах..эса (""теленок"")
Шум. erin (""община""), еri (""воин"") - чеч.. гIера (""дружина"", ""отряд воинов"")
Шум. аgar (""орошаемая территория"", ""нива"") -ахар (""пахота""), ахар-хо (""земледелец"")
Шум. аb (""корова"") - инг. хьайб (""скотина"")
Шум. аn (""небо"", ""божество неба"") - вайнах. ан (""небо"", ""горизонт"")
Шум. аd (""отец""), аdad (""дед"", ""предок"") -вайнах. Да, дада (""отец"")
Шум. Кurrа (""лошадь"", ""конь"") вайнах. говр (""лошадь"")
Шум. ka (""ворота""), Каli (""запирать"") инг. ков (""ворота""), къовла (""запирать"")
Шум.tug (""платье"", ""одежда"") - вайнах. тега (""шить"") от тей-нитка
Шум. kuruh (""счастливый"", ""отличный"", ""прекрасный"") - вайнах. кура (""гордый"", ""спесивый"") /крутой.Шумер яз ан небо/ ингуш яз ан небо
Шумер яз саг голова / ингуш яз саг человек, олень
Шумер яз ири город/ ингуш яз ири острый, урам улица, квартал
Шумер яз мах могучий, ингуш яз мах игла/ иврит махат игла/ ингуш яз маг, мага, мога, могаш, Могуш здоровье, могучий, мочь
Шумер яз дуг добрый/ ингуш яз дик, дика добрый
Шумер яз зу знать / ингуш яз йоуз узнаю, зий наблюдать, смотреть
Шумер яз иль поднимать/ ингушский яз эйл, эйла, эйлар поднимать, халэйл, айда, эйдар поднимать
Шумер яз нин госпожа/ ингуш яз нан мать
Шумер яз калам шумер / ингуш яз коалум карандаш
Шумер яз Ама мать/ ингуш яз ам озеро, Ама привыкать, мамиг грудь
Шумер яз ур-саг герой / ингуш яз ур саг высший человек, урс нож, урарт яз урс нож
Шумер яз дириг превосходный/ ингуш яз дериг полный
Шумер яз гиг больной/ ингуш яз гиг живот/ греч яз гигнино дитя
Шумер яз хур-саг (царать голова) / ингуш яз хурсаг ничтожный человек, поросенок
Шумер яз минус женщина/ ингуш яз миноуси жен имя
Шумер яз эр "слеза "/ ингуш яз эр гончая, собака "
Эйра "смена"
Шумер яз аб корова/ ингуш яз хайб скотина
Шумер яз шир песня/ингуш яз ашар песня, илли

ШУМЕРСКИЙ СЛОВАРЬ

Адад, Адду (аккадск.), Ишкур (шумерск.) - в древневосточных мифологиях (в Шумере, Вавилонии, Палестине и др.) бог грозы, ветра и дождя.
Аккадский АДАД, АДДУ: От ингуш.языка Тоа "молния"/ Тоада "мокрый, влажность"/ Тъадам "капля"/ тIоададала глаг. *мокнуть
Ингуш.яз. Да "отец"/ Тоада-да "отец влаги"/ Тъадам-да "Капельный хозяин"
Шумерский Ишкур -(от ингуш. иш, юш, еша, баша, ваша, даша "мокрый"/ тающий")
Ишкур "ингуш.яз. Мокрый Рог. ишк сущ. *крупа/ йиш сущ. *голос йиша сущ. *музыка *сестра/ Йиши "разрешаю"
Айа - аккадская богиня, Отождествлялась с шумерской богиней Шенирдой. Прозвище - «Невеста». Богиня света.
Ингушский язык Iай нареч. *зимой /Iа сущ. *зима / Ингушский язык Йо "девушка", Нус "невеста"
Шенирда. Шенирда. Шенирда или Айя - супруга солнечного бога Уту / Шамаша и по ассоциации богиня света.
Ингуш.яз. Шенир "телец"/ шенир "две-двери"/ двойное утро/ шинара сущ. *вторник/ ингуш.яз. шин хан-ханнахьа нареч. *регулярно/
Уту на ингуш.языке уду "бег"/ ди "день"/ уту "ставить"/
Шамаш- на ингуш.яз. Ша "лед", Шо "вы"/ шей "свой"/ Маша "паутина"/ маш "шаль"/ Шам-йаш "Тающий лед" Ши-ам-уш "двойное озеро высосонное"
УТУ - (шумер., «светлый», «сияющий», «день»), Шамаш (аккад., «солнце»; общесемитское в том же значении шамс, шапс), в шумеро аккадской мифологии солнечный бог, сын бога луны Нанны (аккад. Син), брат Инанны (Иштар). Супруга его шумерская Шенирда
Нанна на ингуш.языке Мать, Червь
Аккад - государство, существовавшее в XXIV - XXII веках до н. э., а также древняя область в средней части Месопотамии, на территории современного Ирака. Столица - город Аккаде.
По ингушский Аккейт "разбить"/ Аккоуд "достать"/ Акка "зверь" де-создать, делать, есть, отец, хозяин, убить, родить, день, дей "терять, предки"
Аккад с ингуш.языка переводится как Зверь-Отец./ Ахк-Кад "Летняя Чаша"/ Ахкад "выратое"/ Акк-ад "звери бегут"
Алала (алали) -Клич пахаря, божество плодородия у хурритов
На ингуш.языке Алалай "клич удивления"/ Алэлей "ключ спартанцев при вызове Ареса(Эниалия)
с ингуш.яз. Ала-ли "Пламя дай"/ Хала-ли "скот дай"/
Эрра (Йрра)- у аккадцев бог чумы и войны
От ингуш.яз. йр, йрра "убить"/ йюра "убийца"/йера "делающий, убийца, создающий"
Эгъара "дурной"/ Ягър "горящая"/ Йогра "прихъодящее"
ЭНМЕШАРРА. ЭНМЕШАРРА: ЭНМЕШАРРА. (шумер., «господин всех ме»), в шумерской мифологии бог подземного царства, один из древнейших богов.
С ингуш.яз. Эйн "поднятый"/ Йин "теневой"/ Ен "мертвый"/ Анму "небесноподобный" Шара "гладкий, ровный"/ шера "растянутый, широкий"/ Шайра "свой"/ Шар "год" Машар мир, свобода)
С инг.яз. это ЭНМЕШАРРА (Поднятый Теневой Мертвый Мир)
В шумерской мифологии бог подземного царства, один из древнейших богов. Энмешарра и его супруга Нинмешарра считались предками Ана и Энлиля. У Энмешарра - семеро детей
НИН-МЕШАРА все это ингушское название МАТЬ МИРОВ ЗНАЧИТ.
т.е с ингуш. ЕН-МЕШАРРА / НИН-МЕШАРА "МЕРТВЫЙ МИР"/ МАТЬ МИРОВ"/
Тиамат - мировой океан-хаос солёных вод, из которого родилось всё (в том числе и боги) в шумеро-вавилонской мифологии.
С ингуш.яз. Тьема-мат "Место Войны"/ Русское Тьма-мет "место тьмы"/ инг.яз. Тий-мат "мост миров(земель)"/
Инг.яз. Том-ат "ядро-рублленное"/ инг.яз. Тоа "молния"/ Том, тьема "война"/ Том "ядро, частица, сердцевина, ум" Татта-мат "место толчков"
Нинхурсаг-
с ингуш.языка Нин(мать) хур(всех) саг (людей)
Нин-хурсаг (мать нечтожных людей) (мать поросят)
Ки или Нинхурсаг (NIN.HURSAG - букв. «Владычица лесистой горы») - в шумеро-аккадской мифологии - богиня земли, богиня-мать, супруга бога
с ингуш. Ки "земля, шапка, ещё, зреть"(Вовнуш-ки "земля башен")/ Кур "гора"/ Ур "высь"/ ингуш.яз. Сисаг "баба, супруга" нин, нан, нян "мать"

Шумерский язык в древней Передней Азии шумерский представлен наибольшим числом памятников из всех несемитских языков. По этой причине, он же и самый изученный в том регионе, что, правда, не касается грамматики шумерского языка, всё ещё не разгаданной или, скорее, не расшифрованной окончательно.

Географически шумерский яэык был распространен в Двуречье Евфрата и Тигра, от линии, проходящей у современного иракского города Багдада, к югу вплоть до Персидского залива. Насколько и когда он был распространен как живой язык севернее этой линии, трудно сказать.

Время появления шумерского языка в Двуречье остается неясным. Намывные, заболоченные низовья Евфрата и Тигра долгое время были необитаемыми и шумеры точно не населяли его испокон веков. Напротив, точно известно, что названия населенных пунктов (топонимика) Шумера не всегда шумерского происхождения, да и в самом шумерском языке имеется некоторое количество слов, которые, возможно, не шумерского, но даже и не семитского происхождения. Поэтому вероятно, что шумеры в низовьях Двуречья Тигра и Евфрата — народ пришлый, хотя откуда они пришли — открытый вопрос.

Существует теория, что шумеры пришли с Востока, с гор Ирана и из Средней Азии. Однако доводы в пользу этого пока недостаточно убедительны. Сами шумеры связывали свое происхождение скорее с юго-востоком, с островами и побережьем Персидского залива.

Первые шумерские поселения (с «собственно шумерскими» названиями) возникают в начале IV тысячелетия до н. э. на крайнем юге страны. Письменные памятники известны в Шумере с последней четверти IV тысячелетия. Около 3000 г. до н. э. засвидетельствовано «ребусное» использование знаков письменности, и из этого видно, что тогда язык уже был шумерским.

Фактически, можно проследить само сложение письменности, и нет оснований предполагать, что первоначально письменность была создана для какого-то другого языка и лишь заимствована для шумерского. Поэтому вероятно, что в Южном Двуречье говорили по шумерски с прото-письменного периода, а судя по преемственности культуры, вероятно и значительно раньше, по крайней мере с середины или с начала IV тысячелетия до н. э.

В III тысячелетии до н. э. различное положение существовало на юге страны (к югу от Ниппура - Шуруппака) и к северу от этого центра. Южнее Ниипура и Шуруппака семитских имен собственных до XXIV-XXIII вв. практически не встречается, севернее же они были распространены уже и раньше, а в дальнейшем число их все увеличивается.

Эта северная часть страны называлась по-шумерски Ки-Ури , а по-аккадски сначала Варум , а позже, по столице государства, основанного в XXIV в. до н. в. Саргоном Древним, Аккад . Центральная, а затем и южная часть стала тогда называться Шумером ; ранее же общим названием всей шумероязычной территории было просто Страна - kalam .

Народ шумеров также не имел самоназвания; жители назывались каждый по своей общине - «человек Ура», «человек Урука», «человек Лагаша»; все жители Двуречья, независимо от языка, назывались «черноголовыми » - ; так называли себя и семитоязычные жители Двуречья (акк. salmat kakkadim).

Постепенно, двигаясь с севера на юг, семитский аккадский язык вытесняет архаичные и, видимо, в живой речи сильно различавшиеся общинные шумерские диалекты. Еще в ХХI в., при «Царстве Шумера и Аккада» (так называемой III династии Ура), шумерский язык был официальным языком канцелярий по всему государству. Но в живом обиходе уже в это время аккадский язык проник до самого юга страны.

Шумерский язык сохраняется, по-видимому, в болотах низовий Тигра и Евфрата до середины II тысячелетия до н. э., но примерно с XVI-XV вв. и здесь перестают давать детям шумероязычные имена. Однако шумерский продолжает сохраняться как язык религии и отчасти науки на всем протяжении периода существования аккадского языка и клинообразной письменности, и в качестве такового изучается и за пределами Двуречья, в странах, где была распространена клинопись. Окончательно шумерский язык был забыт только во II-I вв. до н.э.

Любопытно, что хотя шумерский язык был вытеснен семитским аккадским, при этом не было физического вытеснения одного народа другим! Не изменился антропологический тип (вариант средиземноморской расы, сосуществовавшей с арменоидным, или ассироидным, вариантом балкано-кавказской расы), не произошло почти никаких существенных изменений в культуре, кроме обусловленных развитием социальных условий.

Попросту говоря, позднейшие вавилоняне - это тот же народ, что и шумеры (конечно, с некоторой примесью окрестного семитского населения), но сменивший язык.

Добро пожаловать в словарь русский - шумерский. Пожалуйста, напишите слово или фразу, которую Вы хотите проверить, в текстовом поле слева.

Недавние изменения

Glosbe является домом для тысячи словарей. Мы предлагаем не только словарь русский - шумерский, но и словари всех существующиих парыязыков - онлайн и бесплатно. Посетите главную страницу нашего сайта, чтобы выбрать из доступных языков.

Translation Memory

Glosbe словари являются уникальными. На Glosbe вы можете увидеть не только перевод на язык русский или шумерский: мы предоставляем примеры использования, показывая десятки примеров перевода предложений содержащих переведенные фразы. Это называется «память переводов» и очень полезно для переводчиков. Можно увидеть не только перевод слова, но и как оно ведет себя в предложении. Наша память переводов приходят в основном из параллельных корпусов, которые были сделаны людьми. Такой перевод предложений является очень полезным дополнением к словарям.

Статистика

В настоящее время у нас есть 204 переведенных фраз. В настоящее время у нас есть 5729350 переводов предложений

Сотрудничество

Помогите нам в создании крупнейшего русский - шумерский словарь онлайн. Просто войдите и добавьте новый перевод. Glosbe является объединенным проектом и каждый может добавлять (или удалять) переводы. Это делает наш словарь русский шумерский настоящим, так как он создается носителями языков, которые использует язык каждый день. Вы также можете быть уверены, что любая ошибка в словаре будет исправлена быстро, так что вы можете положиться на наши данные. Если вы нашли ошибку или вы сможете добавлять новые данные, пожалуйста, сделайте это. Тысячи людей будут благодарны за это.

Вы должны знать, что Glosbe наполняется не словами, а представлениями о том, что означают эти слова. Благодаря этому, за счет добавления одного нового перевода, создаются десятки новых переводов! Помогите нам развивать словари Glosbe и Вы увидите, как ваши знания помогают людям по всему миру.

Тип : силлабо-идеографическая

Языковая семья : не установлена

Локализация : Северная Месопотамия

Время распространения :3300 г. до н. э. - 100 г. н. э.

Родиной же всего человечества шумеры называли остров Дильмуи, отождествляемый с современным Бахрейном в Персидском заливе.

Наиболее ранняя представлена на текстах, найденных в шумерских городах Урук и Джемдет-Насра, датированных 3300 г. до н.

Шумерский язык до сих пор продолжает оставаться для нас загадкой, поскольку и сейчас не удалось установить его родство ни с одной из известных языковых семей. Археологические материалы позволяют предположить, что шумеры создали Убайдскую культуру на юге Двуречья конца V - начала IV тысячелетия до н. э. Благодаря возникновению иероглифической письменности шумеры оставили множество памятников своей культуры, запечатлев их на глиняных табличках.

Сама клинопись была письмом силлабическим, состоящим из нескольких сот знаков, из которых наиболее употребительными были около 300; в их число входили более 50 идеограмм, около 100 знаков для простых слогов и 130 для сложных; были знаки для цифр по шестидесятичной и десятичной системам.

Шумерская письменность развивалась на протяжении 2200 лет

Большинство знаков имеют по два и несколько чтений (полифонизм), так как нередко рядом с шумерским они приобретали и семитическое значение. Порой они изображали смежные понятия (например, «солнце» - bar и «светить» - lah).

Само изобретение шумерской письменности было, несомненно, одним из крупнейших и наиболее значительных достижений шумерской цивилизации. Шумерское письмо, прошедшее путь от иероглифических, образных знаков-символов до знаков, которыми стали записывать простейшие слоги, оказалось чрезвычайно прогрессивной системой. Ее заимствовали и использовали многие народы, говорившие на иных языках.

На рубеже IV-III тысячелетий до н. э. мы имеем бесспорные доказательства того, что население - Нижней Месопотамии было шумерским. Широко известная история о Великом потопе впервые встречается именно в шумерских историко-мифологических текстах.

Хотя шумерская письменность была изобретена исключительно для хозяйственных нужд, первые письменные литературные памятники появились у шумеров очень рано: среди записей, датируемых XXVI в. до н. э., уже есть образцы жанров народной мудрости, культовые тексты и гимны.

Благодаря этому обстоятельству культурное влияние шумеров на Древнем Ближнем Востоке было огромным и на многие столетия пережило их собственную цивилизацию.

Впоследствии письменность утрачивает рисуночный характер и трансформируется в клинопись.

Клинописью в Месопотамии пользовались почти три тысячи лет. Однако потом она была забыта. Десятки веков клинопись хранила свою тайну, пока в 1835 году необычайно энергичный англичанин Генри Роулинсон - английский офицер и любитель древностей - не расшифровал ее. Однажды ему сообщили, что на отвесной скале в Бехистуне (близ города Хамадан в Иране) сохранилась надпись. Это оказалась одна и та лее надпись, выполненная на трех древних языках, в том числе и на древнеперсидском. Роулинсон сначала прочитал надпись на этом известном ему языке, а потом сумел разобраться и в другой надписи, определив и расшифровав более 200 знаков клинописи.

В математике шумеры умели считать десятками. Но особо почитали числа 12 (дюжина) и 60 (пять дюжин). Мы до сих пор пользуемся наследием шумеров, когда делим час на 60 минут, минуту - на 60 секунд, год - на 12 месяцев, а окружность - на 360 градусов.

На рисунке вы видите, как за 500 лет иероглифические изображения числительных превратились в клинописные.

Видоизменение числительных шумерского языка из иероглифов в клинопись

Адад, Адду (аккадск.), Ишкур (шумерск.) — в древневосточных мифологиях (в Шумере, Вавилонии, Палестине и др.) бог грозы, ветра и дождя.

Аккадский АДАД, АДДУ: От ингуш.языка Тоа "молния"/ Тоада "мокрый, влажность"/ Тъадам "капля"/ тIоададала глаг. *мокнуть

Ингуш.яз. Да "отец"/ Тоада-да "отец влаги"/ Тъадам-да "Капельный хозяин"

Шумерский Ишкур -(от ингуш. иш, юш, еша, баша, ваша, даша "мокрый"/ тающий")

Ишкур "ингуш.яз. Мокрый Рог. ишк сущ. *крупа/ йиш сущ. *голос йиша сущ. *музыка *сестра/ Йиши "разрешаю"

Айа — аккадская богиня, Отождествлялась с шумерской богиней Шенирдой. Прозвище — «Невеста». Богиня света.

Ингушский язык Iай нареч. *зимой /Iа сущ. *зима / Ингушский язык Йо "девушка", Нус "невеста"

Шенирда. Шенирда. Шенирда или Айя — супруга солнечного бога Уту / Шамаша и по ассоциации богиня света.

Ингуш.яз. Шенир "телец"/ шенир "две-двери"/ двойное утро/ шинара сущ. *вторник/ ингуш.яз. шин хан-ханнахьа нареч. *регулярно/

Уту на ингуш.языке уду "бег"/ ди "день"/ уту "ставить"/

Шамаш- на ингуш.яз. Ша "лед", Шо "вы"/ шей "свой"/ Маша "паутина"/ маш "шаль"/ Шам-йаш "Тающий лед" Ши-ам-уш "двойное озеро высосонное"

УТУ — (шумер., «светлый», «сияющий», «день»), Шамаш (аккад., «солнце»; общесемитское в том же значении шамс, шапс), в шумеро аккадской мифологии солнечный бог, сын бога луны Нанны (аккад. Син), брат Инанны (Иштар). Супруга его шумерская Шенирда

Нанна на ингуш.языке Мать, Червь

Аккад — государство, существовавшее в XXIV — XXII веках до н. э., а также древняя область в средней части Месопотамии, на территории современного Ирака. Столица — город Аккаде.

По ингушский Аккейт "разбить"/ Аккоуд "достать"/ Акка "зверь" де-создать, делать, есть, отец, хозяин, убить, родить, день, дей "терять, предки"

Аккад с ингуш.языка переводится как Зверь-Отец./ Ахк-Кад "Летняя Чаша"/ Ахкад "выратое"/ Акк-ад "звери бегут"

Алала (алали) -Клич пахаря, божество плодородия у хурритов

На ингуш.языке Алалай "клич удивления"/ Алэлей "ключ спартанцев при вызове Ареса(Эниалия)

с ингуш.яз. Ала-ли "Пламя дай"/ Хала-ли "скот дай"/

Эрра (Йрра)- у аккадцев бог чумы и войны

От ингуш.яз. йр, йрра "убить"/ йюра "убийца"/йера "делающий, убийца, создающий"

Эгъара "дурной"/ Ягър "горящая"/ Йогра "прихъодящее"

ЭНМЕШАРРА. ЭНМЕШАРРА: ЭНМЕШАРРА. (шумер., «господин всех ме»), в шумерской мифологии бог подземного царства, один из древнейших богов.

С ингуш.яз. Эйн "поднятый"/ Йин "теневой"/ Ен "мертвый"/ Анму "небесноподобный" Шара "гладкий, ровный"/ шера "растянутый, широкий"/ Шайра "свой"/ Шар "год" Машар мир, свобода)

С инг.яз. это ЭНМЕШАРРА (Поднятый Теневой Мертвый Мир)

В шумерской мифологии бог подземного царства, один из древнейших богов. Энмешарра и его супруга Нинмешарра считались предками Ана и Энлиля. У Энмешарра — семеро детей

НИН-МЕШАРА все это ингушское название МАТЬ МИРОВ ЗНАЧИТ.

т.е с ингуш. ЕН-МЕШАРРА / НИН-МЕШАРА "МЕРТВЫЙ МИР"/ МАТЬ МИРОВ"/

Тиамат — мировой океан-хаос солёных вод, из которого родилось всё (в том числе и боги) в шумеро-вавилонской мифологии.