Щит энциклопедия знаки и символы. Щит энциклопедия знаки и символы Значение символа щит

Защита перенос его защитных функций в духовный план

В мифологии щит и меч символизируют солнечный диск и лучи, Бога-отца и Бога-судью, границу разума и его части, воплощая меридиан, рассекающий экваториальный круг на две равные половины - западную и восточную. Это символическое пересечение - отправная точка, с которой Солнце, согласно древней концепции, начинало дневное движение вокруг Земли.

Щит накрывал ритуальные чаши, охранял часовни, священные деревья и животных. Нума разместил Рим под защитой двенадцати освященных щитов, следуя небесной модели, то есть имитируя солнечный диск. Жрецы использовали щиты в ритуальных танцах, посвященных началу каждого нового года. единственный непременный элемент герба Внешняя сторона щита иногда декорировалась таким образом, чтобы в сражении можно было идентифицировать его носителя (например, геральдическими знаками в конце среднерековья). Щит с изображением головы Медузы является атрибутом Минервы; с изображением льва или быка - персонифицированной Храбрости. Персонифицированный образ Железного века держит щит с изображенным на нем человекоголовым змеем. Щит является атрибутом персонифицированного Целомудрия, оно защищает себя от стрел Купидона, и потому он атрибут богини-девы Дианы; также Риторики (семь свободных искусств). Щит Персея отшлифован до зеркального блеска. Щит, висящий на дереве, пронзенный стрелой, - см. Стрела.

Символ укрывающей и защищающей женской силы. Неиконическое изображение божества или героя. В Египте щит в форме восьмерки был атрибутом Нейт. Подобные щиты встречается и в минойской культуре. В Древней Греции щит вместе с эгидой, которую надевали на грудь как элемент доспехов, был эмблемой Ареса и Афины. Щит и копье символизировали инициацию юношей-эфебов. Украшение их гербоми и близкими им эмблемами может предположительно рассматриваться как защита, через демонстрацию знак удостоверяющего личность в минуту опасности. [КХСС]

ЭМБЛЕМАТИКА Щит Паллады с изображением головы Медузы Горгоны. Ее взгляд был смертоносным и превращал в камень всякого, на ком останавливался. Не останавливай на нем взгляда. Моральное значение символа заключается в том, что нам не следует задерживать своего взгляда на пороке, а лучше отворачиваться, чтобы не закостенеть в нем, так как грех* коварен, и через него мы как бы превращаемся в камень.

Щит с бриллиантом. Камден в своих «Воспоминаниях» говорит, что покойный граф Эссекский вставил бриллиант в середину своего щита, приказав выгравировать вокруг него на латыни девиз: Ограненным ослабнет. Смысл девиза в том, что качества храброго, прямого и порядочного человека, подобно этому бриллианту, будут ослаблены и потускнеют, если он будет отшлифовывать свои манеры при дворе.

В Писании Бога часто называют щитом народа своего. «Я щит твой», - говорит Господь Аврааму, а автор Псалмов говорит: «Благосклонностью своею ты окружишь его, как щитом. Любовью своею и благодатным твоим Провидением сохранишь его во всяком деле.» Очень часто щитом народа Называют принцев и великих людей, поскольку в своих действиях эти люди поступают, или, по крайней мере, должны поступать как защитники общего блага, как отцы своего отечества, и защищать от всяческих притеснений и несправедливостей. Кроме того, в Писании вера также названа щитом, потому что она черпает свои силы у Христа, когда верующий человек пытается преодолеть искушения Сатаны.

ЕГИПЕТ Щит является древним знаком для слова «защита»; как символ и главное украшение он относится к божеству защиты и судьбы Хемсут, которая также выступает как женское подобие ка. На щите расположены две стрелы. Все это представляет герб нома Саис и культовый символ богини войны Нейт. Возможен и другой символ Нейт - прямой угол с двумя предметами, похожими на крюки - не что иное, как стилизованный щит с двумя стрелами; другое толкование объясняет изображенное как две вложенные в колчан стрелы. Этот знак является часто и головным украшением богини, например, на банкетке Тутанхамона. Щит вместе с секирой является атрибутом бога войны и защиты, перенятым во время Нового царства ханаанскими и финикийскими народами. Упомянем здесь еще, что щит (из крокодильей кожи) служил идеограммой для слова «черный».

Щит символизирует божество, слово Господне, веру, спасение, добродетель, чистоту; рыцарское благородство, оборонительное оружие, охрану, защиту, заслон, силу, битву, стойкость, победу; истину, мудрость, мир, верность, доверие, поддержку. Библия говорит о двух видах щитов: 1) небольшие, круглые, деревянные, обтянутые кожей, защищающие от стрел из лука и 2) большие, металлические, против дротиков и копий, а также «огненных» выплесков, бросков, ведь при осаде крепостей, городских стен, осажденные использовали горящую смолу. Щит - охрана, защита, божественное покровительство. Господь Бог Авраму: «… не бойся, Аврам; Я твой щит» (Бытие 15: 1). Во многих местах позже библейское слово «щит» переводили, как латинское слово: «protektor», то есть «закрывающий», «защищающий». «Боже! Что же в течение столького времени Польшу щитом прикрывает от стольких несчастий?» («Гимн на церемонии провозглашения Польского королевства» А. Фелиньского). Щит - слово Господне. «Бог! - Непорочен путь Его, чисто слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него» (Псалом 17: 31). Щит - спасение. «Ты дашь мне щит спасения твоего» (Вторая книга Царств 22: 36). Щит освященный - помазанный елеем, мирром. «… там повержен щит сильных, щит Саула, как бы не был он помазан елеем» (Вторая книга Царств 1: 21). Щит - защита героя, оружие властелина, силача. «Шея твоя, как столп Давидов, /… / тысяча щитов висит на нем, все щиты сильных» (Песнь песней 4: 4). Щит Давида - шестиугольная звезда. Щит - верность, истина. «Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его» (Псалом 90: 4). Щит - атрибут греческого бога Ареса (Марса), а также богини отваги (с изображением льва или быка) - Артемиды (Дианы); а также Риторики - одного из семи свободных искусств, персонификация Железного века (змея с человеческой головой). Зеркальный щит Персея, отражавший убийственный взгляд Медузы Горгоны, и позволивший убить ее. Эгида - в греческой мифологии, это щит, выкованный Гефестом для Зевса. Он был покрыт шкурой козы Амальтеи. Афина поместила в середину эгиды голову Медузы Горгоны, которую ей принес в жертву Персей. Щит с неба - лат. ancile, овальный, несколько суженный в половине своей. Согласно легенде, этот щит упал с неба в Рим при царствовании Нумы Помпилия - как символ и залог существования Римского государства. Чтобы утвердить святость этого символа, было сделано одиннадцать копий щита, которые носили в торжественных процессиях. «Со щитом или на щите» - так спартанские женщины, согласно Плутарху, провожали своих мужей, сыновей, братьев и возлюбленных на войну. В переносном смысле: вернись с победой или умри с честью. Щит - своего рода опознавательный знак рыцаря, воина. Сначала это было своеобразным психологическим оружием, которое должно было испугать, устрашить противника. Например, у царя Агамемнона на щите была изображена Медуза Горгона; у Менелая - дельфин, у Одиссея - лев, у Гектора - тоже; морской конь у Ахилла, рак у Амикоса, сына бога Посейдона… В средние же века на рыцарских щитах изображались гербы того или иного дворянского рода, а также тексты девизов. Щит - Вселенная, Космос, представление о Вселенной. Гефест, как высшее достижение своего искусства, выковал изображения Неба, Земли, океана, луны и звездного небосклона, а также изображение двух городов, сражения, пахоту и жнивьё, скот и праздничные сцены («Илиада» Гомера). Ударять мечами или копьями в щиты - для приглушения голоса, или для устрашения неприятеля, или для изгнания злых духов. К этому действию прибегали критские жрецы, чтобы заглушить плач маленького Зевса - лишь бы его не услышал Хронос, жестокий отец будущего верховного бога. Кельтские вожди стучали тупым концом копья в щит приговоренного к смерти воина, - одновременно это было сигналом барду, который должен был тут же сложить печальную песнь. «А ночь такая страшная, словно бы слышится гром щитов в эпоху Спартака» («Маленькая притча о Риме» Б. Залескего). Щит - вера, Церковь. «А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого» (Послание к Ефесянам 6: 16). Речь идет о ереси, тщеславии, телесных желаниях и искушениях. Щит - атрибут не только святого Георгия, но и святой Софии. Щит подношения. Древние германцы поднимал на щите вновь избранного вождя, и показывали его всему племени. Подобный обычай существовал при венчании на царствование короля франков (согласно свидетельству летописца Григория из Тура), а также польских королей. Щит и меч - эмблема отваги. «Щит», до 1928 года, так называемый Щит Собесского - созвездие Южного полушария, которое можно наблюдать в Восточной Европе летом и осенью. Амулеты в виде маленьких щитов, считались оберегами против демонов. В геральдике: герб, щит гербовый; герб рыцаря на щите. «Рыцарь, будь верен своему щиту!» («Щит» Болеслава Лешмяна). «Щит амазонок» - эмблема с польских шапок и военных шлемов в виде полумесяца, на котором изображен маленький орел. Рука щита - левая; правая же - для копья, меча.

Описание щита

  • Формы щита
  • Деление щита
  • Почетные геральдические фигуры
  • Простые геральдические фигуры

Геральдическими называют гербовые фигуры, которые наиболее часто использовались при создании гербов. Эти фигуры можно разделить на Почетные и Простые. Первые получили такое название потому, что часто жаловались в знак особого отличия и, кроме того, они занимают в щите главнейшие положения.По правилам Геральдики почётная геральдическая фигура в описании герба провозглашается первой, непосредственно после упоминания щита.

Простые же геральдические фигуры, обладая некоторыми свойствами почетных, меньше последних по величине и составляют как бы переход от фигур геральдических к фигурам негеральдическим.


  • Тинктуры
  • Расположение негеральдических фигур
  • Порядок описания

Положение фигуры (или расположение, если фигур несколько) на щите подчиняется определённым правилам.

Количество и расположение фигур определяется максимальным заполнением свободного пространства, оставленного в щите главной фигурой. При этом одна и та же фигура может встречаться неоднократно, в соответствии с симметрией и гармонией. Эти условия определяют и соответствующий размер фигур.
Все фигуры должны быть ориентированы передней частью к правому краю, иначе, обращённые влево, а не вправо, они будут называться обращёнными, но такое встречается крайне редко

Этот символ - один из 24-х, представленных на выставке «Лабиринт. Дракон. Единорог. О чем говорят символы».
Вернуться к статье обо всех символах >>

Важнейшими добродетелями у спартанцев были мужество и верность, а величайшим пороком - трусость. Спартанцы не накладывали никаких наказаний на воина, потерявшего в бою шлем или броню, но воина, утратившего щит, наказывали лишением гражданских прав, потому что шлем и броню надевают для защиты самого себя, а щит служит для защиты всего строя.

Ахилл - один из великих героев Троянской войны - имел волшебный щит, выкованный Гефестом. Гефест изобразил на щите всю вселенную. Такого щита не было ни у кого: ни у воинов троянских и ахейских, ни у божеств, спускавшихся с Олимпа. По своему щиту Ахилл мог найти любое место на земле и на небе.

Никому из смертных не под силу было пробить его.

В славянских мифах солнце представляло собой огненно-золотой сверкающий щит Даждьбога. Благодаря его сиянию на земле есть свет и тепло. Даждьбог защищает и оберегает мир от темных сил.

Каплевидный щит - оружие богатырей из русских сказок, такие же щиты часто изображались в летописях. Их красный цвет, цвет огня и силы, а также солнечная символика, призывает на помощь силы света.

Благодаря своей отваге воин не одинок в битве, его щит - символ божественного покровительства.

Воины клянутся на своем щите. Щит на Руси становится символом героя, его чести.

В рыцарских традициях щит символизирует предназначение самого рыцаря: подобно щиту, он должен служит защитой всех благородных дел. Именно поэтому герб рыцаря изображался на щите. Герб на щите представлял рыцаря перед богом и людьми.

В аллегорической живописи Ренессанса щит принадлежит целому ряду добродетелей.

На щите Стойкости вздыбился лев - символ отваги и невозможности отступить. Чистоту- целомудрие охраняют два царственных льва с золотыми щитами. Золотые щиты и львы - символы силы, присущей чистой душе, и одновременно покровительства небес.

Рыцарские гербы и их символика

Происхождение гербов

Гербы берут свое начало в самой глубокой древности. Это особого рода символические знаки, по которым узнавали во время боя вождя, племя, народ. Гербы были придуманы не из одного тщеславия, их можно считать не иначе как справедливой наградой за личные заслуги. Этими особыми символическими знаками различались как отдельные лица, так и колена, города, царства, народы; различались гербами благородные от неблагородных, знатные от незнатных. Но более всего, особенно во время военных действий, гербы служили для распознавания своих от чужих; по гербам рассеянные войска собирались в одном каком-либо условленном месте.

Символика гербов

Но символические военные знаки, употреблявшиеся часто как символы или как украшения, не были именно тем, что привыкли называть гербами, то есть постоянными отличиями знатного происхождения какого-либо лица и наследием, жалуемым тому или иному роду. Такое значение гербов - это учреждение более позднего времени, что, по словам Маршанжи (в его “Gaule poetique”), можно отнести ко времени крестовых походов.
Дамы всегда относились с особым уважением к храбрости и мужеству мужчин, и, чтобы выразить свое удивление и почтение, они вышивали различные достославные и выразительные символы не только на мебели своих замков, но и на одеяниях своих отцов, братьев и мужей. На оградах тоже были изображения этих символических знаков; их рисовали на потолках и на стенах, на щитах и на могильных памятниках, их освящали в церквях; во время торжеств они служили лучшим украшением зал пиршеств; их носили на своих одеяниях оруженосцы, пажи, воины и все лица рыцарского замка. Все эти различные знаки рыцарских подвигов образовали особый иероглифический язык.

Крест простой, двойной, обвитый, зубчатый, зазубренный, из рубленный, крест из цветов красовался повсюду в различных видах и являлся символом той святой цели, ради которой были предприняты крестовые походы. Ласепед в своей “Истории Европы” говорит: “Пальма напоминала Идумею; арка - взятый или обороняемый мост; башня - взятый приступом замок; шлем - вооружение грозного и смелого врага; звезда - ночное сражение при свете луны и звезд; меч - обыкновенное сражение; полумесяц- поражение мусульманина; пика, повязка, ограда, две полосы, сходящиеся под углом - взятые и разрушенные преграды; лев или тигр - неустрашимую доблесть; орел - высокую доблесть и отвагу. Вот отсюда и началась система происхождения гербов”.

Такие гербы, утвержденные и пожалованные государем, никогда не изменялись и становились неотъемлемой собственностью семейства и рода. Были особого рода люди, в обязанности которых входило изучать эти отличия и в особенности наблюдать за исполнением постановленных правил относительно целости и неизменности гербов; такие люди назывались герольдами, а знания, необходимые для отправления подобной обязанности, назывались геральдикой.

Для гербов на щитах употребляли два металла (золото - цвет желтый - и серебро- цвет белый), четыре краски или цвета (голубой, зеленый, красный и черный), два меха (горностаевый и беличий). Кроме того, геральдика приписывает цветам особые названия и значения. Так, голубой называется лазурь и означает воздух, зеленый - яшма, красный - огонь и черный - земля. Некоторые писатели присвоили этим металлам и цветам еще и символическое значение. По их мнению, золото - это эмблема богатства, силы, верности, чистоты, постоянства; серебро- невинности, чистоты; голубой цвет- это эмблема величия, красоты, ясности; красный- храбрости, мужества, неустрашимости; зеленый- надежды, изобилия, свободы; черный- скромности, образования, печали. Поле гербового щита делилось на несколько отделений горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями; в этих отделениях размещали краски и символы; они иногда соответствовали друг другу и были волнисты, с выемками, обрублены, связаны, переплетены, перевиты и так далее. Вне поля герба были изображены другие фигуры; украшений было три рода: украшения вверху, с боков и кругом.

Над гербом изображали короны, шапки, шлемы, наметы, нашлемники, иногда девиз или военный клич и бурелеты. Последние происходят от французского слова le bourrelet- это был жгутик из ткани, набитый шерстью, который накладывали на шлем. Его окрашивали такими же цветами, как и щит; в гербах простых нетитулованных дворян такой бурелет, или жгутик, назывался фреской. Шлемы и шишаки рисовали на гербах или в профиль, или в фас с опущенным, с полуоткрытым или с совсем поднятым забралом и с большим или меньшим числом решеточек на нем, смотря по достоинству и по древности происхождения рода. Самой верхней частью украшения гербов был нашлемник; его составляли из всякого рода цветов, фигур и перьев, животных, деревьев и прочего. В обычае также было помещать девизы и клич над гербом. По сторонам бывали изображения ангелов, людей, богов, чудовищ, львов, леопардов, единорогов, деревьев и других предметов; такие фигуры назывались щитодержателями. Были еще и другие украшения, присвоенные известным званиям и обозначавшие особые достоинства.

Для того чтобы правильно объяснить герб, необходимо изучить его фон, на котором выгравированы или нарисованы фигуры, а потом уже и сами фигуры. Фон называется в геральдике полем, а фигуры - знаками. Поле герба всегда бывает покрыто одним из металлов, мехов или цветное; далее следует главная фигура, или главный знак; цвета или краски знаков те же, что и цвет или краска поля, за исключением только того случая, когда требуется естественный цвет.

Гербы Пруссии и Мекленбурга

В основу геральдики входит следующее правило: если поле покрыто какой-нибудь краской или мехом, то фигуры, или знаки, должны быть покрыты металлом; и наоборот, если поле покрыто металлом, то фигура, или знак, покрывается краской или мехом. Такое правило объясняется следующим образом: нельзя класть металл на металл и краску на краску. Делать иначе значит совершенно извращать науку геральдики.

Герб маркграфа Иосифа Шварценберга

Верхняя часть в гербе называется главой (le chef), а нижняя часть - подножием (la pointe). Все помещаемое в гербе обнимает собой следующее: во-первых, всевозможное вооружение; во-вторых, не только всевозможных животных, но даже птиц, рыб и насекомых - словом, от слона до муравья; в-третьих, всевозможные растения, начиная от дуба и кончая самым простым полевым цветком; в-четвертых, все блестящее - от светил небесных до металлов и камней, которые находятся в недрах земли; в-пятых, все мифические и фантастические существа, например, чудовища, грифы, фениксы, двуглавые орлы и так далее. Если на гербах изображают животных, то они всегда смотрят влево.

Arma Carlo Alberto

Кроме того, на гербах изображают и символы религии; но чаще всего изображают крест в самых различных формах, как уже упоминалось выше. Читать гербы - это значит объяснять гербовые знаки. Для этого следует сначала назвать поле, потом знак и его цвет, при этом употреблять известную формулу. Гербы представляют самое большое разнообразие, и, конечно каждый знак имеет свое символическое значение.

Знатоки геральдики разделили гербы на несколько разрядов, чтобы не путаться в этом лабиринте всевозможных гербов. Разберем эти разряды по порядку.

1) Уступленные гербы (armoiries de concession). Часто в награду за какие-нибудь особые подвиги государи жаловали отличившемуся свой герб или прибавляли к его прежнему гербу новые почетные эмблемы.

3) Гербы корпораций (armoiries de communaute). Эти гербы разных учреждений Западной Европы: архиепископств, епископств, капитулов, университетов, обществ, компаний и корпораций.

4) Протекционные гербы (armoiries de patronage). Часто должностные лица, которые управляли областями, рыцарскими замками и тому подобным, прибавляли к своим фамильным гербам различные эмблемы как знак своего преимущества, своих прав и достоинства, полученных ими от своих патронов.

5) Фамильные гербы (armoiries de famille). Такие гербы переходят по наследству и служат отличием одного дома или одной фамилии от другой.

6) Гербы по супружеству (armoiries de d’alliance). Это такие гербы, когда в главный герб вставляются прибавочные атрибуты для означения родственных связей, когда одна фамилия через брак приходит в родство с другим родом.

7) Гербы по преемству (armoiries de succession).
Кроме перехода гербов по прямой линии наследства, гербы могли быть присвоены лицу совершенно чужому или не имеющему прав прямого наследства; эти гербы переходили к таким лицам или вполне, или же соединялись с их первоначальным гербом; но на это всегда требовалось разрешение верховной власти.

8) Гербы по выбору (armoiries de choix). Лица, получившие дворянство за особые заслуги перед государством, конечно, не имели своего собственного герба и потому избирали особого рода эмблемы, напоминавшие им тот род деятельности или занятия, в котором они стяжали себе это отличие.

Но геральдические знаки происходят еще и от тысячи других причин. Иногда они служат обозначением заслуг; затем, были еще и такие знаки, которые означали то залог ревностного сострадания, то воспоминания о путешествии к святым местам, то обет, то символы доблестей, талантов и удовольствий; две пожимающие одна другую руки означали согласие и верность, столб и якорь - непоколебимую надежду, шар или хлебы - благотворительность, соты - церковные праздники и гостеприимство.

Оригинальными знаками нежности и любви во французской геральдике были следующие: два журавля, держащие в клювах кольцо или миртовую ветку; сердце, пронзенное стрелой; кольца, роза с шипами или без шипов, дерево, перевитое ветками плюща, и тому подобные символические знаки”.

Города заимствовали свои гербы и эмблемы от присущих им особенностей. Так, например, у Фрисландии, страны низменной, были в гербе листья кувшинки и волнистые повязки. Болонья, где водится много лебедей на водах, поместила эту птицу и на своем гербе. Как известно, центр Парижа имеет форму корабля, а потому и в гербе столицы Франции изображен корабль с распущенными парусами под небом, усеянным лилиями.liveinternet.ru/users/elena_karl ovskaya/post228970019/

Особенно же размножились эмблемы в гербах в Западной Европе во время междоусобных раздоров и крестовых походов. Борьба, происходившая между Йорками и Ланкастерами, породила двух соперниц - белую и алую розу. Времена Лиги и Фронды породили во Франции массу эмблем в гербах французского дворянства. В станах восточной Европы, в т.ч. и России, не замедлили перенять лучшие традиции геральдики. Но благодаря крестовым походам было введено в гербы множество аллегорических знаков. В значительном числе гербов крестоносцев встречаются кресты, раковины, птицы без ног и клюва и всевозможные монеты. Но крест, который изображали на одежде участников крестовых походов как символ той святой цели, для которой предпринимался поход, изображался в большей части гербов и служил как бы воспоминанием об этих религиозных странствованиях.
Всё и обо всём
Есть что почитать Новости, обзоры, факты...

Значение символа
Щит - главное оборонительное оружие древнего воина, надежно прикрывавшее его от вражеских стрел, копий, мечей и сабель, символ защиты, победы, славы и воинской чести. Мать спартанца, провожая сына на войну, напутствовала его: «Со щитом или на щите», что означало: «Победа или смерть!» Вывешенный щит - знак победы и обладания. Ворвавшись во вражеский город, рыцарь вешал боевой щит на воротах приглянувшегося ему дома, тем самым давая понять соратникам, что дом отныне обрел своего нового хозяина.

Со щитом может быть связана и негативная символика. Так, брошенный в бою щит символизировал поражение, а опрокинутый или разломанный на куски - являл собой унизительный знак несмываемого бесчестья и позора. В аллегорической живописи Ренессанса щит обрел новые для себя «роли». Аллегорический Воин прикрывается щитом от разящих вражеских стрел, а Целомудрие стыдливо прячется за щитом от оперенных любовью стрел Купидона. На щите Храбрости вздыбился лев - эмблема бесстрашия и отваги; фигура Железного Века подняла на щит змею с человеческой головой - порочный символ лживости. Многоопытная Риторика вооружилась и щитом, и мечом: первым она парирует любые аргументы оппонента, а вторым - наносит блистательные и неотразимые ответные удары.

Если в целом знак щита символизирует защиту в жизни, то меч олицетворяет власть, но в то же время является и парным символом защиты.

Меч - символ воинственности, героического начала, силы, правосудия. Подобно оружию других видов, отражает символику власти. Также связывается с разумом, проницательностью, светом, истиной, мудростью. Парным мечу «женским» образом является прялка, воплощающая созидательную деятельность, в то время как меч выступает как оружие защиты последней. Прялка и меч, соответственно, символизируют процветание и безопасность; в то же время, поскольку меч несет гибель, они противопоставлены в рамках оппозиции жизнь - смерть. Меч являлся атрибутом римского бога Марса, выступающего в качестве хранителя мирного труда. Во многих традициях меч наделялся способностью защищать от злых духов, обезвреживать их; например, китайские духи - стражи порога - традиционно изображались с мечами.

Аналогичным образом в христианстве нечестивость и ересь изводятся не только огнем, но и мечом.

В мифологии и фольклоре фигурирует мотив меча-кладенца либо сломанного меча, которые олицетворяют некое сокровище или наследство, которое герой должен обрести (восстановить) в ходе трудных испытаний. В раннем Средневековье кузнец представлялся существом необыкновенным, близким к колдуну, несомненно по причине своего умения изготовлять оружие, ковать мечи.

В христианской культуре меч выступал как символ духа и слова Божия. В средневековой Европе в качестве знаков власти фигурировали меч светский и меч духовный (папе как преемнику святого Петра, наместнику Бога принадлежали оба). В католицизме пламенеющий меч выступает как символ воинственной церкви. В алхимии меч - символ очищающего огня. В японской традиции меч является одним из трех священных императорских сокровищ.

Где можно встретить символ

Когда следует обращаться к символу
Активируйте символ перед принятием решения, в каком банке хранить сбережения.

Приемы активации символа
Настраиваемся на символ
Сядьте на стул с жесткой спинкой, расправьте плечи. Не отрываясь, рассматривайте изображение символа 2,5-3 минуты. Закройте глаза, руки свободно свесьте вдоль тела.
Сделайте глубокий вдох, выдыхайте медленно, считая до 12. Повторите 5 раз.

Фраза-ключ, которая открывает денежную энергию символа
- Успех ведет меня к процветанию! Регулярное обращение к символу

Смотрите на символ утром и вечером по 10-15 с, повторяя про себя аффирмации:
- Я всегда смогу сохранить денежную независимость!
- Мне приятно зарабатывать деньги!

Обряд для усиления действия символа
Сядьте на пятку левой ноги, ступню правой поставьте у левого колена. Выпрямите спину, опустите руки, сделайте выдох. Сгибая руки, медленно поднимите их, чтобы ладони оказались у плеч. Пальцы при этом должны быть напряжены, ладони направлены вниз. Сделайте вдох. Задержите дыхание. Поднимитесь на левое колено, с силой выбросьте руки вперед, помогая движению плечами и сопровождая действия троекратным выдохом без вдоха.

Представьте, что вы отталкиваете навсегда бедность, неудачи и плохие мысли. Повторите 3 раза.