Проект «новороссия» закрыт. Проект «Новороссия» закрыт Почему пошел на перемирие Путин

Председатель Парламента Новороссии Олег Царев.

По мнению Кофмана, проект самоликвидировался потому, что в восточных областях Украины не осталось активных его сторонников. «Что касается проекта „Новороссия“, то в силу того, что народный взрыв произошел раньше, чем мы планировали, так как мы не смогли удержать население на митингах, раньше положенного поднялись и наши сторонники в других регионах - в Одессе, Харькове.

В результате более 40 наших ребят погибли в Одессе, многие активисты были арестованы в Харькове, а республики, которые предполагалось создать в этих регионах, оказались обезглавлены. Поэтому проект „Новороссия“ закрыт на какое-то время - до тех пор, пока во всех этих регионах вырастет новая политическая элита, способная возглавить движение. Ну, не имеем мы права навязывать Харькову, Запорожью, Одессе свое мнение», - сказал Кофман. Правда, версия главы МИД ДНР не поясняет, почему проект не может существовать в тех двух регионах, где эта идея была горячо поддержана - собственно в Донецкой и Луганской республиках, которые и должны были объединиться в некую конфедерацию под названием «Новороссия».

Царев связал закрытие проекта с международными переговрами по Украине: В связи с Минскими соглашениями, в которых оговаривается вхождение Донецкой и Луганской республик в состав Украины со статусом автономных областей, существование такого образования как «Новороссия» не предусмотрено. И для того, чтобы наша деятельность не противоречила договоренностям, по согласованию с руководителями республик парламент Новороссии сейчас не проводит сессий, не принимает законов и не формирует органов исполнительной власти, как это было предусмотрено прежде.

С чем на самом деле связано такое решение властей Новороссии и не является ли этот шаг констатацией поражения России?

В первую очередь, прекращение деятельности проекта обусловлено тем, что проект отделения от Украины восьми Восточных и Южных областей, под которыми и подразумевалась Новороссия, в настоящее время не работает. Мощные восстания в этих регионах были подавлены более или менее кровавым способом новыми украинскими властями. Самые активные их участники переселились в Россию, воюют за ДНР и ЛНР, убиты или находятся в застенках СБУ. Пассивное же большинство затаилось и не предпринимает активных действий. Продолжать поддержку проекта бессмысленно, тем более, что он полностью противоречит духу «Минских соглашений», которыми повязана Россия и пока еще независимый Донбасс.

Формально Россия из конфликта выходит победителем: территория приросла Крымом, на Донбассе укрепились пророссийские силы. Минский процесс так или иначе ведет к федерализации Украины - а не об этом ли говорили российские политики с самого начала конфликта? Однако, если западные лидеры уговорят Киев соблюдать «Минские соглашения» и хотя бы некоторое не обстреливать Донецк и Луганск, то можно будет начинать длительный и сложный процесс интеграции Донбасса в состав Украины с обязательными люстрациями в адрес местного населения. А после зачистки Донбасса вполне можно будет браться и за Крым.

Однако, в ситуации вокруг Донбасса все не так просто. Олег Царев, например, заметил, что к идее Новороссии вполне можно будет вернуться в том случае, если «Киев нарушит объявленное перемирие, если возникнет эскалация военных действий. И если Украина распадется, то мы обязательно протянем руку всем нуждающимся в нашей помощи ». Возможно, данные согласованные заявления о закрытии проекта продиктованы требованиями США и Европы к России по соблюдению «Минских соглашений», высказанные в ходе последних визитов госсекретаря США Дж. Керри, А.Меркель и В.Нуланд. США неожиданно показали свою заинтересованность в разрешении украинского кризиса и критикуют Киев за агрессивную политику. Однако, помогут ли эти шаги разрешению кризиса в рамках «Минского соглашения»?

Судя по всему, нет. Западные СМИ справедливо критикуют Порошенко за пренебрежение к социальным и экономическим реформам. Экономика Украины находится на грани дефолта, инвестиции бегут, социальная обстановка крайне тяжелая. Разрешать весь этот комплекс проблем нужно при помощи долгих и малопопулярных через реструктуризацию экономики и социальной сферы, чего и требовали от руководства Украины спонсоры - ЕС, США, МВФ и т. п. Однако, этим путем Порошенко не пошел. Все проблемы было решено свалить на «российскую агрессию», раскручивание которой позволяет олигархам безнаказанно грабить страну, списывая гигантские суммы на АТО.

Порошенко надеялся, что западные спонсоры майдана пойдут на все, чтобы продолжить российско-украинское противостояние и не допустить развала Украины. Однако, сейчас, кажется, между Киевом и Западом назревает конфликт . Украинские власти шантажируют Запад: если финансовая поддержка будет прекращена, то Украина распадется, прекратит представлять собой главную угрозу на границах России, а деньги спонсоров майдана пропадут. Для поддержания напряжения в обществе и отвлечения его от насущных проблем Киев, скорее всего, вынужден будет пойти на обострение конфликта на Донбассе.

Украинское руководство надеется, что шантажом оно сможет заставить Запад оплачивать свои расходы. Однако, жадные до денег банкиры могут и заартачиться. Тогда режим Порошенко ждет крах, а Украину - возможный распад. Судя по всему, Москва и новые независимые республики ДНР и ЛНР надеются именно на этот сценарий. Тогда идея Новороссии может приобрести совершенно новое значение и вновь стать символом Юго-Востока.

Самопровозглашенные республики объявили о закрытии проекта «Новороссия».

Сторонники ЛНР и ДНР официально объявили о заморозке проекта «Новороссия» - сценария, который предполагал объединение под этим брендом нескольких регионов, стремящихся к независимости от Украины, - и закрытии соответствующих политтехнологических структур. Мы напоминаем историю проекта, отказ от которого в действительности произошел уже давно.

«Деятельность структур Новороссии заморожена, поскольку она не вписывается в план мирного урегулирования, подписанный в присутствии стран «нормандской четверки», - заявил Олег Царев, председатель движения «Новороссия». В социальных сетях он сообщил, что деятельность объединенного парламента Новороссии заморожена, поскольку «его существование противоречит минским соглашениям», и «непосредственно влиять на ситуацию в Донбассе ни он, ни его депутаты сейчас не могут».

На главной странице сайта проекта сейчас размещено сообщение: «Обслуживание официального сайта парламента Новороссии приостановлено».

Глава министерства иностранных дел самопровозглашенной ДНР Александр Кофман признал, что усилия киевских властей по подавлению пророссийских настроений в южных регионах Украины увенчались успехом: «Проект «Новороссия» закрыт из-за того, что его сторонники в Харькове и Одессе оказались успешно подавлены официальным Киевом».

Кофман заявил, что народные волнения начались слишком рано: «Мы не смогли удержать население на митингах, раньше положенного поднялись и наши сторонники в других регионах - в Одессе, Харькове».

«В результате более 40 наших ребят погибли в Одессе, многие активисты были арестованы в Харькове, а республики, которые предполагалось создать в этих регионах, оказались обезглавлены. Поэтому проект «Новороссия» закрыт на какое-то время - до тех пор, пока во всех этих регионах вырастет новая политическая элита, способная возглавить движение», - написал Кофман на своей странице в фейсбуке.

Кофман предпочел уточнить свои слова, отметив, что политических перспектив ДНР и ЛНР эти заявления не касаются: «Было сказано, что в прочих потенциальных республиках уничтожены лидеры сопротивления. И развитие Новороссии дальше закрыто на неопределенное время».

«Если же жители Харькова, Днепропетровская и Одессы считают, что донецкая республика должна прийти туда и освободить их от гнета хунты, а они ничего не будут делать, это неправильно. Мы не имеем права за них решать», - добавил Кофман.

Почему «Новороссия» не удалась

Один из влиятельных функционеров в ДНР приводит версию, согласно который план объединить под брендом «Новороссия» несколько регионов Украины, вышел из-под контроля еще 11 мая 2014 года. В этот день референдум о самоопределении состоялся не в восьми регионах, как это ожидалось, а лишь в Луганской и Донецкой республиках.
Референдум не состоялся также, к примеру, в Першотравневом районе Донецкой области, где, хотя и не было достаточных сил украинской армии, располагался штаб обороны под командованием главы района. Проведение референдума провалилось там, где имело место организованное сопротивление местной власти, бизнеса и проукраинских патриотов.

Сторонники Новороссии не смогли вовремя организовать достаточно мощную атаку. Там, где Киев принял бой, пророссийские сепаратисты не смогли взять власть. Например, провозглашение Харьковской народной республики захлебнулось после ареста 60 человек в захваченной облгосадминистрации, Днепропетровской - после того, как администрация Игоря Коломойского подписала соглашение о взаимопонимании и мире со всеми общественными организациями города и сбила волну пророссийских митингов более массовыми украинскими.

Один из информированных источников на Украине рассматривает майские референдумы как фальстарт. По его мнению, пророссийских активистов подталкивало присоединение Крыма. Но затем «случилась Одесса и массированная атака российского ТВ», которая кого-то мобилизовала, а кого-то, наоборот, заставляла задуматься: «Когда пророссийски настроенные люди в течение дня по много раз подряд слышали об украинских фашистах, которые сожгут живьем всех, кто выйдет на улицу с георгиевской лентой, в Донецке это мобилизовало на референдум. В остальных регионах - пугало до икоты и заставляло таких же людей сидеть дома».

Кроме того, по его словам, «практически нигде на востоке Украины не было «крымской» поддержки населения и аналогов Черноморского военно-морского флота. Без них все шло не так».

По словам одного из источников в ополчении, потенциал у пророссийского подполья на востоке Украины, например в Мариуполе, по-прежнему имеется, а вот централизованной поддержки из Москвы уже давно нет.

Расцвет и закат поллитехнологического проекта

Инициаторы проекта «Новороссия» не теряли надежд, даже когда стало ясно, что украинские силы предотвратили бунты во всех регионах, кроме Донецка и Луганска, уверяет источник в одном из околокремлевских центров.

24 мая 2014 года делегаты (командиры, депутаты, активисты) из Днепропетровска, Запорожья, Одессы, Луганска, Николаева, Харькова, Херсона съехались в Донецк, чтобы торжественно открыть «Народный фронт Новороссии». Также был создан Объединенный парламент Новороссии, а его спикером стал единственный открыто перешедший на сторону сепаратистов народный депутат украинской Рады Олег Царев.

Объединенный парламент «Новороссии» хотя и имел в большей степени виртуальный характер, тем не менее включал в свой состав людей, реально влиявших на ситуацию в республиках. Например, в него входил будущий глава ДНР Александр Захарченко или председатель Народного совета ЛНР Алексей Карякин.

Позже они стали представлять иные политические платформы. А вот Олегу Цареву в руководстве республик закрепиться не удалось: в Москве сделали ставку на местные элиты, и Царев, представитель днепропетровского клана, оказался ненужным.

Царев с самого начала не ассоциировался с Донбассом, объясняет

Этот вопрос волнует сегодня многих - и понятно, почему.

Во-первых, официальные представители России не устают повторять, что Москва выступает за «территориальную целостность Украины». Впрочем, они говорили это и раньше.

Во-вторых, некоторые политические фигуры, живущие и действующие на территории ЛНР или ДНР, прямо заявляют, что Москва решила закрыть «проект Новороссия», и они «вынуждены подчиниться».

В-третьих, создаётся впечатление, что если руководители ДНР и ЛНР максимально придерживаются линии на выполнение минских договорённостей и прямо, хоть и без явного удовольствия, заявляют, что эти республики готовы остаться в составе Украины на основе «широчайшей автономии», то Киев не только не ограничивает себя в воинственной пропаганде, но и наращивает военные приготовления, а также не делает ничего, чтобы дать Донбассу хоть какую-то автономию, не говоря уже о «широчайшей».

Я не буду сейчас рассуждать о специфике официальной и дипломатической риторики, которая очень часто развивается параллельно реальной политике, а иногда и маскирует её. Я хочу сказать о более существенном.

«Проект Новороссия», возможно, и существовал как «политический», или точнее, как сейчас выражаются, «политтехнологический» проект. И в таковом качестве он действительно может быть «открыт», «переформатирован», «заморожен» или «закрыт».

Но кроме политики как деятельности официальных лиц, государственных институтов, политтехнологических центров и пр., существует ещё политика как исторический процесс. И в этом своём последнем (а по сути - в первом и основном) качестве политика очень мало подчиняется отдельным лицам и государственным институтам, а вот они ей - практически неизбежно.

Напомню, что Михаил Горбачёв очень хотел сохранить Советский Союз. И ставить это желание под сомнение глупо. Однако Советский Союз распался, и Михаилу Сергеевичу осталось лишь вспоминать, как он «сделал всё, чтобы спасти СССР». Однако, как по иному, позитивному, по его мнению, поводу заметил тот же Горбачёв, «процесс пошёл»… И президенту СССР, а равно и всем остальным официальным лицам, государственным структурам с громкими названиями и обычным доброхотам не удалось ничего сделать.

Итак, противостоять фундаментальным политическим, то есть историческим, процессам невозможно. В лучшем случае их можно оседлать (возглавить), как это сделал Ельцин в конце 90-х, в худшем - их можно притормозить.

«Проект Новороссия» как исторический феномен возник не по чьей-либо персональной воле, а по воле народа Новороссии. И Новороссия - это не историческая и политическая химера, а историческая реальность, превратившаяся в течение 2014 года в реальность политическую. Более того, по моему убеждению, в реальность и государственную, пусть и официально не признанную. И даже Кремль, не говоря уже о киевских государственных институциях, часто куда более химерических, чем Новороссия, не может «свернуть» Новороссию. Даже если откажется от какого-то «проекта» под этим названием.

Я вижу, как минимум, следующие причины этого. Причём причины фундаментальные. Перечислю их, не ссылаясь на примеры, которые каждый легко подберёт сам.

Объективные причины:

1) Полиэтнические страны часто распадаются и, распавшись, как правило, не восстанавливаются;

2) Искусственно сложенные страны (государства) распадаются почти всегда. И если процесс начался, обратить его вспять может только крайне тонкая и ни в чём не эгоистическая внутренняя политика;

3) Этнократия и расизм не укрепляют, а разрушают единство страны;

4) Отделившаяся территория, особенно если в основе отделения лежат нежелание отказываться от своей национальной самобытности и несогласие быть «народом второго сорта», сумевшая быстро сформировать собственную систему государственного управления и эффективные вооруженные силы, как правило, под власть имперского центра с расистскими замашками и репрессивной практикой уже никогда не возвращается.

Субъективные причины:

1) Однонаправленное внешнее давление может заставить отделившуюся территорию вернуться под власть этнократического режима, но только военной силой; если нет готовности её применить (собственной военной силой и собственными жертвами спасти этнократический режим), дело швах;

2) Даже дружескими уговорами и дружеским давлением нельзя заставить отделившуюся территорию (отделившийся народ) вернуться туда, где их ждут унижения, репрессии и смерть;

3) Националистические, а тем более расистские режимы (случай нынешнего Киева) не способны пойти на уступки и компромиссы, противоречащие их сути (расизму);

4) Дружеское государство может де-юре и на время отказаться от поддержки уже отделившегося от этнократического центра под страхом уничтожения народа, но этого не может сделать население этого государства. Тем более, когда на отделившейся территории живут люди, связанные с гражданами этого дружеского государства кровными и семейными узами. В результате и само дружеское государство не сможет отказаться от такой поддержки - иначе тех, кто находится в нём у власти, ждёт внутреннее возмущение. Более того - такой отказ в достаточно близкой перспективе с большой вероятностью может привести к распаду уже самого дружественного государство.

Всё перечисленное (а можно привести и другие аргументы) в случае с Новороссией означает, что, во-первых, сохранить её в составе Украины можно лишь в том случае, если нынешний киевский режим перестанет быть самим собой, что просто нереально. И мы видим, что в своём радикальном национализме, всё больше и больше переходящем в откровенный расизм и нацизм, этот режим только крепчает.

Во-вторых, перечисленное выше означает, что между распадом Украины и распадом России Москва не может выбрать распад России. Доказывать это, думаю, не нужно.

Кстати, замечу, что Владимир Путин, сам неоднократно говоривший, что он выступает за территориальную целостность Украины (но уже выводя из этого Крым), одновременно чётко заявил, что и допустить уничтожения населения юго-востока Украины Россия не может.

Между прочим, сохранить территориальную целостность Украины способны скорее лидеры ДНР и ЛНР, если они возглавят власть в Киеве, чем Порошенко, Яценюк, Турчинов, даже и опирающиеся на поддержку Запада. Впрочем, и этот вариант сегодня представляется более гипотетическим, чем реальным.

А вот Новороссия (в той или иной географической конфигурации, что на первом этапе и не очень важно) уже существует, и уже никогда не исчезнет. Если, конечно, киевский режим и Запад не решатся уничтожить её население поголовно и стремительно. Как в этом случае будет «бездействовать» Москва, мне представить трудно.

И последнее. Ничего эксклюзивного, экзотического, из ряда вон выходящего в такой констатации нет. На постсоветском пространстве существуют фактически по тем же самым объективным и субъективным обстоятельствам Приднестровская республика, Нагорно-Карабахская республика, Абхазия и Южная Осетия. И то, что их «кто-то» или даже «никто» не признаёт, дела не меняет. Главное, что их признают их собственные народы, понимающие, что выбор для них прост: либо независимость, либо смерть.

А вы бы, западные и московские сторонники закрытия «проекта Новороссия», что бы выбрали для себя, если бы речь шла о вашей земле, о ваших семьях и ваших домах?

И если вы не способны уговорить «пойти на реальный компромисс» пару тысяч националистов и нацистов из Киева, почему вы думаете, что вам удастся убедить миллионы абсолютно здоровых в этом смысле жителей Новороссии, что смерть или бегство с их земли является для них благом?

Год назад самопровозглашенные “Донецкая и Луганская народные республики” подписали соглашение об объединении в составе “государства ”.

Корреспондент.net разбирался, в чем причина закрытия проекта, и можно ли это считать победой Украины.

Провал проекта

Первым о закрытии проекта Новороссии и сворачивании соответствующих политтехнологических структур, заявил “министр иностранных дел” ДНР Александр Кофман .

По его словам, главная причина неудачи проекта в том, что его лидеры в Харькове и Одессе арестованы, “а республики, которые предполагалось создать в этих регионах, оказались обезглавлены”.

Проект "Новороссия" закрыт на какое-то время - до тех пор, пока во всех этих регионах вырастет новая политическая элита, способная возглавить движение. Ну не имеем мы права навязывать Харькову, Запорожью, Одессе свое мнение

Александр Кофман

Другими словами, сепаратисты признали, что за рамками Донецкой и Луганской областей их идея не прижилась.

Подтвердил это и так называемый “председатель” движения Новороссия Олег Царев .

Он считает главную причину закрытия проекта в его несоответствии Минским договоренностям.

“Деятельность Парламента Новороссии сейчас заморожена, поскольку его существование противоречит Минским соглашениям, и поэтому непосредственно влиять на ситуацию на Донбассе ни я, ни мои депутаты сейчас не могут”, - сообщил он.

На главной странице сайта проекта сейчас размещено сообщение: «Обслуживание официального сайта парламента Новороссии приостановлено».

Причины неудачи

Газета.Ru приводит версию одного из влиятельных функционеров ДНР, согласно которой план объединить под брендом Новороссия несколько регионов Украины, вышел из-под контроля еще 11 мая 2014 года.

В этот день референдум о самоопределении состоялся не в восьми регионах, как это ожидалось, а лишь в Луганской и Донецкой областях.

“Сторонники Новороссии не смогли вовремя организовать достаточно мощную атаку. Там, где Киев принял бой, пророссийские сепаратисты не смогли взять власть. Например, провозглашение Харьковской народной республики захлебнулось после ареста 60 человек в захваченной облгосадминистрации, Днепропетровской - после того, как администрация Игоря Коломойского подписала соглашение о взаимопонимании и мире со всеми общественными организациями города, и сбила волну пророссийских митингов более массовыми украинскими”, - отмечает функционер.

По словам другого источника издания среди сепаратистов, причина неудачи в том, что «практически нигде на востоке Украины не было «крымской» поддержки населения и аналогов Черноморского военно-морского флота, без них все шло не так».

Никому ненужный Царев

Парламент «Новороссии» хотя и имел в большей степени виртуальный характер, тем не менее включал в свой состав людей, реально влиявших на ситуацию в республиках. Например, в него входил будущий глава ДНР Александр Захарченко или председатель Народного совета ЛНР Алексей Карякин.

Позже они стали представлять иные политические платформы. А вот Цареву в руководстве республик закрепиться не удалось: в Москве сделали ставку на местные элиты, и Царев, представитель днепропетровского клана, оказался ненужным.


Царев с самого начала не ассоциировался с Донбассом, объясняет источник “Газеты.Ru”:

«Царев все это время воспринимался как украинский политик и пытался вернуться к теме Украины. Публично он больше выступал по теме Украины, а не Новороссии. Новороссия для него была символом идеальной Украины».

Курируемый Царевым парламент Новороссии формировался из депутатов ЛНР и ДНР. Но во время выборов в “республиках” 2 ноября 2014 года структура оказалась невостребованной: ожидаемого делегирования представителей не произошло.

Парламент и прочие похожие проекты были свернуты.

После сентябрьских минских соглашений Новороссия как символ перестала быть нужной в глазах российских властей. Появилась обратная задача - интегрировать ДНР и ЛНР в состав Украины, а не увеличивать территорию, подконтрольную сепаратистам.

Соответственно, Царев и все, что с ним связано, оказалось невостребованным. Новороссия оказалась ненужным политтехнологическим проектом.

Сторонники ЛНР и ДНР официально объявили о «заморозке» проекта «Новороссия» — сценария, который предполагал объединение под этим брендом нескольких регионов, стремящихся к независимости от Украины, — и закрытии соответствующих политтехнологических структур. «Газета.Ru» напоминает историю проекта, отказ от которого в действительности произошел уже давно.

«Деятельность структур Новороссии заморожена, поскольку она не вписывается в план мирного урегулирования, подписанный в присутствии стран «нормандской четверки», - заявил Олег Царев, председатель движения «Новороссия» (о различных значениях термина «Новороссия» «Газета.Ru» писала ранее ). В социальных сетях он сообщил, что деятельность объединённого парламента Новороссии заморожена, поскольку «его существование противоречит Минским соглашениям», и «непосредственно влиять на ситуацию в Донбассе ни он, ни его депутаты сейчас не могут».

На главной странице сайте проекта сейчас размещено сообщение: «Обслуживание Официального Сайта Парламента Новороссии приостановлено».

Глава МИД самопровозглашенной ДНР Александр Кофман признал, что усилия киевских властей по подавлению пророссийских настроений в южных регионах Украины увенчались успехом: «Проект «Новороссия» закрыт из-за того, что его сторонники в Харькове и Одессе оказались успешно подавлены официальным Киевом».

Кофман заявил, что народные волнения начались слишком рано: «мы не смогли удержать население на митингах, раньше положенного поднялись и наши сторонники в других регионах - в Одессе, Харькове».

«В результате более 40 наших ребят погибли в Одессе, многие активисты были арестованы в Харькове, а республики, которые предполагалось создать в этих регионах, оказались обезглавлены. Поэтому проект «Новороссия» закрыт на какое-то время - до тех пор, пока во всех этих регионах вырастет новая политическая элита, способная возглавить движение», - написал Кофман на своей странице в фейсбуке.

В разговоре с «Газетой.Ru» Кофман предпочел уточнить свои слова, отметив, что политических перспектив ДНР и ЛНР эти заявления не касаются: «Было сказано, что в прочих потенциальных республиках уничтожены лидеры сопротивления. И развитие Новороссии дальше закрыто на неопределенное время».

«Если же жители Харькова, Днепропетровская и Одессы считают, что донецкая республика должна прийти туда и освободить их от гнета хунты, а они ничего не будут делать, это неправильно. Мы не имеем право за них решать», - добавил Кофман.

Почему Новороссия не удалась

Один из влиятельных функционеров в ДНР в разговоре с «Газетой.Ru» приводит версию, согласно который план объединить под брендом Новороссия несколько регионов Украины вышел из-под контроля еще 11 мая 2014 года. В этот день референдум о самоопределении состоялся не в восьми регионах, как это ожидалось, а лишь в Луганской и Донецкой республиках.

Референдум не состоялся также, к примеру, в Першотравневом районе Донецкой области, где хотя и не было достаточных сил украинской армии, располагался штаб обороны под командованием главы района. Проведение референдума провалилось там, где имело место организованное сопротивление местной власти, бизнеса и проукраинских патриотов.

Сторонники Новороссии не смогли вовремя организовать достаточно мощную атаку. Там, где Киев принял бой, пророссийские сепаратисты не смогли взять власть. Например, провозглашение Харьковской народной республики захлебнулась после ареста шестидесяти человек в захваченной облгосадминистрации. Днепропетровской - после того, как администрация Игоря Коломойского подписала соглашение о взаимопониманиии и мире со всеми общественными организациями города и сбила волну пророссийских митингов более массовыми украинскими.

Один из информированных собеседников «Газеты.Ru» на Украине рассматривает майские референдумы как фальстарт. По его мнению, пророссийских активистов подталкивало присоединение Крыма. Но затем «случилась Одесса и массированная атака российского ТВ», которая кого-то мобилизовала, а кого-то наоборот заставляла задуматься: «Когда пророссийски настроенные люди в течение дня по многу раз подряд слышали о украинских фашистах, которые сожгут живьем всех, кто выйдет на улицу с георгиевской лентой, в Донецке это мобилизовало на референдум. В остальных регионах - пугало до икоты и заставляло таких же людей сидеть дома».

Кроме того, по его словам, «практически нигде на Востоке Украины не было «крымской» поддержки населения и аналогов Черноморского военно-морского флота. Без них все шло не так».

По словам одного из собеседников «Газеты.Ru» в ополчении, потенциал у пророссийского подполья на востоке Украины, например, в Мариуполе, по-прежнему имеется, а вот централизованной поддержки из Москвы уже давно нет.

Расцвет и закат поллитехнологического проекта

Инициаторы проекта «Новороссии» не теряли надежд даже когда стало ясно, что украинские силы предотвратили бунты во всех регионах кроме Донецка и Луганска, уверяет собеседник «Газеты.Ru» в одном из околокремлевских центров.

24 мая 2014 года делегаты (командиры, депутаты, активисты) из Днепропетровска, Запорожья, Одессы, Луганска, Николаева, Харькова, Херсона съехались в Донецк, чтобы торжественно открыть «Народный фронта Новороссии». Также был создан Объединенный парламент Новороссии, а его спикером стал единственный открыто перешедший на сторону сепаратистов народный депутат украинской Рады Олег Царев.

Объединенный парламент «Новороссии» хотя и имел в большей степени виртуальный характер, тем не менее включал в свой состав людей, реально влиявших на ситуацию в республиках. Например, в него входил будущий глава ДНР Александр Захарченко или председатель Народного совета ЛНР Алексей Карякин.

Позже они стали представлять иные политические платформы. А вот Олегу Цареву в руководстве республик закрепиться не удалось: в Москве сделали ставку на местные элиты, и Царев - представитель днепропетровского клана - оказался ненужным.

Царев с самого начала не ассоциировался с Донбассом, объясняет