Проблемы современной образовательной системы. Современные проблемы в сфере образования региона

По материалам 5-ой главы монографии "Образование как фактор экономического развития ".

Под государственной политикой в сфере образования в основном понимается государственное управление. Для выработки его содержания с позиций научной методологии необходимо соединить две существенно самостоятельные дисциплины: проблемную аналитику и юридико-техническую и управленческую технологии. При этом имеется в виду, что вся работа и особенно ее заключительный этап должна отвечать требованиям к управленческим государственным документам в соответствии с действующими регламентами государ ственно-управленческих процедур и нормативно-правовых актов. Чаще всего дело ограничивается ответом на вопрос: что происходит (что плохо)? Реже отвечают - почему это так, в чем природа и причины негативных явлений? Совсем редко - что делать? И уж совсем редки ответы на вопрос - как делать, кто будет делать, как подтверждать прогнозами последствия своих действий, в какие сроки, за счет каких ресурсов, во имя каких целей и ценностей, какие параметры развития при этом контролируя для определения результативности своих действий, на какие чувствительные факторы, условия и причины воздействуя?

Но, как очевидно, ответы именно на эти вопросы составляют суть проектирования государственной политики как управленческой задачи. А сама политика приобретает характер ответственных управленческих действий, способных по существу решать проблемы общества и государства. Под государственной политикой понимается совокупность ценностных целей, государственно-управленческих мер, решений и действий и порядка реализации государственно-политических решений. Очевидно, что отсюда вытекает необходимость выявить цели, для чего нужен ценностный выбор и определенность. Для этого необходимы определения: субъектов и объектов управления, представление об инструментах, ресурсах, способах управления, выбор и инвентаризация имеющегося государственно-управленческого инструментария и его дефицита; исходного состояния объекта управления и его желаемого конечного целевого состояния, переходной траектории; программы действий, т. е. распределения мер, решений и действий во времени; политических условий и вероятности принятия разрабатываемых документов; и многие специфичные обстоятельства, вытекающие из желания создать работоспособный в смысле реальной практики государственного управления документ (пакет документов), определяющий с точки зрения регламентных требований, существующих в реальных процедурах государственного управления. В пакете государственно-управленческих документов по реализации политики в сфере образования особыми требованиями являются:

  • реалистичность предложений;
  • их обоснованность и аргументированность;
  • политологическая обоснованность реализуемости в реальной практике;
  • прогноз последствий;
  • работоспособность документа в практике государственного управления в России.

Как показывает анализ, переход от постановки цели к определению проблем не является обыденным. Каким образом можно определить существенные с точки зрения поставленной цели препятствия-проблемы? Очевидно, что необходимо найти способ соотнесения поставленной цели со всеми разложеными по значимости факторами, влияющими на нее. Определение в процедурах факторного анализа препятствий - наиболее интегративных проблем на пути достижения ценностных целей в общем случае отвечает на вопрос: что мешает достижению целей? Однако каждая из этих проблем сама по себе состоит из подпроблем последующих проблемного разложения. Речь идет о раскладке проблем первого уровня (рис. 1).


Здесь переход на каждый последующий уровень возможен путем ответов на вопросы: в чем причина вышележащей проблемы? Почему возникает вышележащая проблема? Дерево «ветвится» до тех пор, пока исследователь не дойдет до «первопричины», т. е. фактора, уже недекомпозируемого с точки зрения возможности управленческого воздействия. Опыт показывает, что подобных уровней-этажей декомпозирования в практике государственно-управленческого проектирования может быть порядка десяти. Ширина же «ветвления», т. е. число конечных отдельных задач, может достигать сотен. Отсюда следует вывод о том, что по наитию или интуиции найти решения государственно-управленческих проблем с должной степенью эффективности очень трудно, скорее даже невозможно. А вот разложив их на составляющие, найдя управленческое решение для отдельных элементарных задач, что существенно легче, их потом можно встроить в единые государственно-управленческие решения и программные пакеты. Соответственно на последующей стадии необходима обратная свертка-синтез и конструирование пакетированных решений. На цель (ценность) могут быть оказаны как негативные, так и позитивные и вероятностные влияния. В последнем случае они называются рисками и также должны приниматься в расчет. Процедура формирования государственной политики, очевидно, должна учитывать все три вида факторов.

Позитивные факторы в программной части государственной политики нужно поддерживать и усиливать, негативные - купировать, преодолевать и искоренять. Что же касается рисков, то следует вырабатывать меры готовности, профилактики, предупреждения. Иными словами, достаточно понятно, как из анализа факторов вытекает дальнейшее строительство адекватной государственной политики. И, наоборот, без точного представления о реальных факторах государственная политика не гарантирует своей результативности. Итак, определение факторов выступает обязательным звеном в механизме связи цели (ценности) политики с набором действий по ее достижению. Использование указанных принципов государственного проектирования позволяет создать системно построенное проблемное поле и поле конкретных мер, решений и действий государственной политики в сфере образования.

Итак, набор основных проблем выглядит следующим образом: разрушение трудовых мотиваций. Что необходимо сделать? С помощью «ФЗ о доходах и оплате труда» ввести стоимостное отражение уровня образования в установлении минимального размера оплаты труда. Так же мы сталкиваемся с непрестижность образования и слабой зависимостью оплаты труда от уровня образования. Что делать?

  • Целевая поддержка талантливых молодых специалистов.
  • Стоимостное отражение уровня образования в установлении минимального размера оплаты труда.

·Введение элементов механизма послевузовского государственного распределения выпускников вузов, обучающихся на бюджетной основе как гарантии трудоустройства.

А какие изменения в документах необходимы?

·Постановление Правительства РФ «О сохранении и поддержке в ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  • ФЗ «О социальных стандартах».

Далее мы сталкиваемся с резким снижением образовательного потенциала российского на-селения. Непропорциональной экономическому состоянию страны ростом численности студентов. Недостаточностью должной профессиональной базы негосударственного образования. Девальвация российского диплома о высшем образовании. Из этого следует, что решение проблем заключается в:

  • Создание механизмов селекционного отбора одаренных студентов.
  • Государственной поддержке развития системы ведомственных вузов.
  • Ужесточении требований к аккредитации образовательных учреждений.
  • Участие в аккредитации образовательных учреждений профессиональных корпораций.

Нормативно-правовые документы в данном случае это:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».

Еще один уровень проблем это системное недофинансирование всех уровней образования. Тенденция превращения вузов в коммерческие предприятия. Зависимость вузов от набора студентов, обучающихся на коммерческой основе. Здесь предлагаемые решения таковы:

  • Установление принципа ведомственного управления вузами (включая управление финансовыми средствами, поступающими в вуз как оплата стоимости обучения студентов).
  • Установление минимальной почасовой оплаты труда профессорско-преподавательского состава по соответствующей специальности.
  • Участие в аккредитации вузов профессиональных корпораций.

Для этого потребуются:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О доходах и оплате труда».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  • Декоммерциализации вузов.
  • Установлении принципа ведомственного управления вузами (включая управление финансовыми средствами, поступающими в вуз как оплата стоимости обучения студентов).
  • Выделении финансовых средств на развитие инфраструктур вуза и оплату труда преподавателей непосредственно учредителем (ведомством).
  • Установлении максимальных норм аудиторной концентрации студентов.

Нормативно-правовые документы:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Коррумпированность системы высшего образования: а) на уровне вузов; б) на уровне органов государственного управления в сфере образования. Решения:

  • Выведение контрольных и надзорных функций из исключительных полномочий вновь создаваемого Министерства образования РФ.
  • Возложение контрольных и надзорных функций на профессиональные корпорации.
  • Участие профессиональных корпораций в организации вступительного отбора абитуриентов.
  • Минимизация набора студентов на заочное отделение, являющееся одной из основных ниш распространения взяточничества в вузах.
  • Установление текущей рейтинговой системы оценки знаний учащихся.

Документы:

  • ФЗ «О профессиональных корпорациях».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».

Необеспеченность в перспективе финансовыми ресурсами сферы образования и опережающие темпы роста расходов на высшее образование по отношению к национальному доходу можно решить лишь если

  • Соответствие стоимости платного обучения оптимальным критериям затрат, необходимых для подготовки высококлассных специалистов.
  • Определение единой государственной системы оплаты обучения по соответствующей специальности.
  • Установление минимальных ставок оплаты стоимости обучения и минимальной почасовой ставки оплаты труда преподавателя с учетом коммерческого положения соответствующей специальности на рынке труда.
  • Произойдет развитие системы кредитов на образование.
  • Введение элементов механизма послевузовского государственного распределения выпускников вузов, обучающихся на бюджетной основе как гарантии трудоустройства.

Документы:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Следующий уровень проблем:

Диспропорции в структуре набора студентов по специальностям. Перекос в подготовке специалистов в условиях экспорто-ориентированной экономики в пользу экономических и юридических специальностей. Падение престижа специальностей прикладной направленности. Решения:

  • Установление перечня специальностей вуза и числа мест обучения соответствующей ведомственной структурой.
  • Развитие системы целевого заказа на подготовку высококвалифицированных кадров по той или иной специальности.

Документы:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Постановление Правительства РФ «О сохранении и поддержке высококвалифицированных кадров».

Теперь о детях. Происходит деградация системы дошкольных учреждений. Существует невключенность системы дошкольных учреждений в процесс непрерывного обучения. Отсутствует разработанной нормативной правовой базы в отношении дошкольных учреждений. Наши предложения:

  • Разработка нормативной правовой базы в отношении дошкольных учреждений.
  • Включение детских садов в единый непрерывный процесс обучения. Для этого используется ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».

Набившая оскомину проблема снижения интеллектуального потенциала российского населения, требует:

  • Восстановления и сохранения положительного опыта советской системы образования.
  • Развития институтов повышения квалификации и переподготовки кадров.
  • Создания механизмов селекционного отбора одаренных студентов.

Документы в данном случае:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О сохранении и поддержке высококвалифицированных кадров».

Слабая управляемость образовательным процессом и слабое соотнесение подготовки специалистов в высших учебных заведениях с перспективными задачами экономического развития, а так же изменение существующей номенклатуры специальностей в связи с потребностями рынка порождает рассогласованность деятельности Министерства образования и науки РФ с интересами экономического развития страны, решается по средствам:

  • Централизации системы управления образованием.
  • Создания тройственной управленческой модели: Министерство образования - учебный округ - учебный департамент.
  • Создания системы государственных заказов на подготовку квалифицированных кадров.
  • Развития нормативной правовой базы и инфраструктуры целевого образования.
  • Возрождения системы ведомственных вузов.
  • Передачи специализированных вузов в ведомственное подчинение.
  • Создания нормативной правовой базы об учредителях высших учебных заведений

Из документов:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О корпоративном образовании в Российской Федерации».
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о Министерстве образования Российской Федерации».

Отсутствие системы комплексного прогнозирования и планирования в управлении российским образованием и отсутствие управленчески имплементированной системы прогнозов на запросы рынка по специальностям подготовки квалифицированных кадров ведет к распределению Минобрнауки России бюджетных мест без учета данных мониторинга рынка труда, без определения стратегии экономического развития страны. Выход:

  • Введение института ведомственной подчиненности вузов.
  • Создание специального государственного органа для осуществления мониторинга рынка труда на предмет выявления запросов на специальности и решения задач планирования подготовки специалистов с учетом экономической стратегии развития страны.
  • Создание в рамках Министерства образования РФ управления планирования и бюджета, ответственного за разработку средне - и долгосрочных программ развития образования.

Из документов:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О корпоративном образовании в Российской Федерации».
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве образования Российской Федерации».

Отсутствие в России мониторинга функциональной неграмотности можно решить

  • Совершенствованием системы мониторинга образовательного потенциала населения.
  • Созданием в рамках Министерства образования РФ специального органа, осуществляющего текущий диагностический контроль состояния образования как в России в целом, так и по субъектам Российской Федерации.
  • Восстановлением деятельности структуры, аналогичной по функциям обществу «Знание».
  • Закреплением функций по планированию и прогнозированию в сфере образования за Министерством образования Российской Федерации.
  • Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве образования Российской Федерации».
  • Постановлением Правительства РФ «Об учреждении общества «Знание».

Разрушение системы учебно-производственных комплексов и отсутствие налаженных механизмов прохождения производственной практики в вузах необходимо разрешать

  • Восстановлением аналога системы учебно-производственных комплексов.
  • Осуществлением производственной практики на родственных по профилю ведомства предприятиях а для этого:
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О корпоративном образовании в Российской Федерации».

Несоотносимость современного состояния российского образования с задачами инновационного развития, его Архаические черты, профанизация (в том числе, снижение качества) заочного образования, качественная неокупаемость государственного финансирования бюджетного обучения заочников требует сокращения числа студентов, обучающихся заочно и:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О корпоративном образовании в Российской Федерации»

Низкое качество преподавания в значительной части российских вузов (лекция как изложение учебника, «отставники» за профессорской кафедрой требует

  • Распространения на материалы лекций понятия «авторское право».
  • Повышения научных требований к преподавателям вузов.
  • Установления обязательности опубликования научно-педагогических материалов и норм публикаций для профессорско-преподавательского состава вузов
Документы:
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

Ошибочность избранного вектора образовательных реформ и угроза разрушения российского образования. Болонский процесс как угроза разрушения национальной системы российского образования требует

  • Корректировки интеграции России в Болонский процесс.
  • Оценки стратегии реформ образования с точки зрения рисков для национальной безопасности России.

Для этого нужно:

  • Законодательное закрепление деятельности в сфере образования как приоритета национальной безопасности.
  • Постановление Правительства РФ «О корректировке присоединения России к болонскому процессу».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».

Усиление «оттока мозгов» из России при достижении структурного единообразия образовательного процесса со странами Запада требует закрепления эквивалентности российского диплома об образовании путем применения более гибких моделей нострификации. Для это необходимо «Постановление Правительства РФ «Об организации страновых нострификаций российских дипломов и аттестатов об образовании».

Неэффективность механизмов повышения квалификации и переподготовки кадров, в этой связи предлагается:

  • Создание самостоятельной системы повышения квалификации и переподготовки кадров.
  • Создание государственного органа, координирующего деятельность структур повышения квалификации и переподготовки кадров.
  • Введение законодательного требования об обязательности периодически осуществляемой квалификационной переподготовки.

Документы:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Указ Президента РФ «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и в Указ Президента Российской Федерации «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве образования Российской Федерации»

1. Введение

5. Заключение


1. Введение


На данный период времени в нашей системе образования существует достаточное количество проблем, которые требуют срочного решения. Ведь качество нашего образования, к сожалению, желает лучшего, если вспомнить систему образования в Советские время, то Россия была на 2 месте по самым читающим странам, а все потому что в те времена на развитие образования вкладывались огромные усилия, были более жесткие требования, которые за собой привлекли самое недостающее качество нынешних учеников - это ответственность. Детей с юношеских лет привлекали к образованию и рассматривали его как важную часть общественной жизни, двигателя прогресса.

система образования ученик учитель

2. Определение образования, системы образования


Чтобы говорит о проблемах образования нужно разобраться что же такое образование.

Система образования - комплекс учреждений, стандартов, программ и характеристик используемых в процессе образования.

Современное образование - целенаправленный, многогранный и многоступенчатый процесс обретения знаний и навыков, однако помимо процесса, образование - это еще и результат этого процесса. Вот такое причудливое

Образование как процесс реализует образовательную программу (комплекс основных характеристик образования: организационно-педагогических условий и форм аттестации, в случаях, в которых это предусмотрено Федеральным законом об образовании, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, иных компонентов а также оценочных и методических материалов)

Не стоит забывать, что образование - это многоступенчатый процесс, ведь еще Ян Амос Коменский заявлял, что образование нужно дробить на уровни соответствующие возрасту. Его поддержали многие философы того времени.

Образование в этой стране разделяется на несколько основных этапов:

Общее образование - первый этап образования, который дает основные неспециальные и непрофессиональные знания. В свою очередь общее образование разделяется на несколько этапов:

Дошкольное образование - подача основ физического и интеллектуального развития обусловленного природой. Как и во время развития эмбриона человек и в жизни проходит преобразование от более биологического к более социальному.

Начальное общее образование - характеризуется подачей знаний об основах общения, этики, понимании окружающего мира. Также этот период ознаменован закладкой фундамента личности

Среднее общее образование - можно назвать самым интересным и проблемным периодом обучения ребенка именно для педагога. Если в начальном общем образовании закладывается фундамент личности, то в этот период образования происходит возведение стен, при этом стены возводятся не совсем равномерно. Интеллект может развиваться своевременно или даже опережать возраст, но при этом эмоциональное взросление может быть замедленным. Чаще всего бывает иначе: эмоциональное и интеллектуальное взросление проходит согласно биологическому возрасту, но физическое развитие возраст опережает и это обнажает множество социальных и педагогических проблем, которые нужно решать, как ни парадоксально. Также становление ребенка как личности, тоже преподносит целый букет педагогических проблем, которые не имеют и не могут иметь в принципе типового решения.

Среднее (полное) общее образование - ступень направленная на создание системы из всех знаний полученных на прошлом этапе. Более углубленное изучение информации. Несмотря на более взрослый контингент не менее интересный этап образования, как для педагога, так и для самого обучаемого. Предыдущие этапы направлены на становление личности, на подачу духовных и культурных ценностей. А этот этап нужен скорее для осознания себя как личности.

Специальное образование - Период образования направленный на получение специальных профессиональных знаний, которые гарантируют профессиональную компетентность обучаемого в его рабочей сфере. На этом этапе человек уже сформирован как личность, по биологическим и психологическим меркам, а сейчас набирается опыта в социальной деятельности оттачивая навыки общения, взаимодействия. Наименее интересный период для педагога с точки зрения решения каких-либо нестандартных ситуаций, ведь обучаемый становится в положение, в котором он получает большую часть знаний самостоятельно, а конфликты и социальные аспекты педагогом высшей школы не обрабатываются. Это можно назвать, как плюсом, ведь это воспитывает самостоятельность, так и минусом, ведь переход от школьного контроля к университетской свободе проходит достаточно резко и болезненно.

Многогранность образования особенно показательна в Древнегреческой модели образования. Там воспитывался идеальный образ человека, развивающего в себе: физическую силу, необходимую для здоровья и долголетия; интеллект очевидно необходимый для жизни, а не существования. Не забывали так же и о духовной сфере, которая заключалась в воспитании морального образа гражданина, ответственного перед собой, понимающего суть и смысл своей жизни.


3. Основные проблемы образования, системы образования и их классификация


Проблемы образования можно классифицировать по источникам этих проблем. Перечислим основные источники проблем.

Проблемы исходящие от учеников - основная часть проблема в педагогическом процессе создается учениками, однако не стоит забывать, что решение проблем в в процессе обучения - есть главная задача и цель существования педагогики, как науки. Сюда же стоит отнести проблемы социального характера и проблемы с родителями

Проблемы исходящие от системы образования - огромная часть проблем современного педагога связанно с бюрократизацией и непродуманностью системы образования. Эта проблема с максимально простым решением - необходимо обсуждение типовых проблем, возникающих из-за системы образования. Проблемы этого класса возникают из-за того, что чиновники от образования проводя реформы достаточно далеки от школ и учреждений образования, а не видя проблему на месте нет возможности придумать разумное и адекватное решение.

Проблемы исходящие от педагога - педагогическая деятельность, хоть и не требует физических нагрузок в традиционном понимании на самом деле очень сильно выматывает, а при таком напряжении человек работает на пределе возможностей. И приходя домой педагог нуждается в отдыхе, но в нашем государстве так бывает не всегда, напряжение сказывается и проявляется в ослаблении здоровья и во многих других аспектах. Кроме того, проблемы могут быть спровоцированы недостатком опыта.

Разберем на примерах проблемы и их источники.


3.1 Проблемы исходящие от учеников


Человек развиваясь огромный путь на котором у него возникают проблемы разного характера. Учитель - человек, который дает знание и помогает решить возникающие на этом пути проблемы. При этом хочется отметить, что лучший подход - не решать проблемы учеников, а помогать ученикам в самостоятельном их решении.

В чем же состоят проблемы исходящие от учеников? В их индивидуальности. Индивидуальность - прекрасное качество, которые ставит множество интересных задач, ведь приемы используемые для одной группы учеников (или даже отдельно взятого ученика) могут совершенно иначе работать для другой группы, даже если группы идентичны по возрасту (что даже в теории большая редкость).

Реальный пример из практики: В первом классе с литерой "А" педагог предлагает в качестве задачи суммирование количества апельсинов. Все проходит хорошо, ученики умеренно активны и прекрасно суммируют апельсины. В другом классе с литерой "Б" используется абсолютно тот же подход, но один из учеников (к примеру Коля) заявляет, что у него аллергия на апельсины. Педагог заменяет апельсины на яблоки, несколько человек заявляют, что у них аллергия на яблоки. Коля негодует и требует отказаться других учеников от своих аллергических заболеваний. Массовая детская драка - урок сорван.

Что иллюстрирует этот пример? Этот пример иллюстрирует, что одни и те же методы могут не работать для схожих коллективов, будь в них хотя бы минимальные различия.

И таких проблем и примеров существует огромное количество. При этом даже попытка систематизировать их - большая сложность.

3.2 Проблемы исходящие от системы образования


Немного проще дела обстоят с систематизацией проблем исходящих от системы образования

Проблемы материально-хозяйственного обеспечения - отходящая на второй план, но все еще актуальная проблема. Она заключается в ограниченном хозяйственном обеспечении школ и других образовательных учреждений. Нехватка учебников, методических пособий, малая возможность для практических и лабораторных работ. Вроде бы незначительная проблема, но на самом деле она вырастает в очень серьезную. Отсутствие практики ведет к утере интереса к предмету, а это уже рождает новые проблемы, которые приходится решать педагогу в процессе своей деятельности.

Вторая проблема вызванная системой - отсутствие достойных кадров. Множество педагогов от природы работают сейчас далеко не профессии, а почему? Боятся маленьких зарплат. А те кто решился сталкиваются с более глобальными проблемами, которые отталкивают. Учителей мало, а это значит, что свободную нагрузку переносят на уже нагруженных учителей. Перенагрузки, работа на пределе - тоже отпугивают людей из профессии и это вина системы.

Третья проблема - попытка стандартизации образовательного процесса. В современном мире существует тенденция построения конвейера и промышленного производства во всем, однако из примера ясно, что это не всегда удачная тактика для применения в процессе образования. Это проявляется в тотальной бюрократизции. Несметное количество бумажной волокиты приходит с новыми гос. стандартами образования. Стандартизация - прекрасная идея, однако реализовать ее не хватит сил в этой стране.

Четвертая проблема - слабая рефлексия и неповоротливость системы. Система очень не отзывчива. Изменить что-то в интересах учеников - почти нереально, десятки заседаний, сотни людей решают один вопрос и не факт, что этот вопрос настолько важен.

Пример: Решение о введении однообразной формы в школах. Об этом решении говорили не один год. Решение не самое важное, но при этом его обсуждение затянулось на долгие годы. А почему все это? Бюрократизация, неповоротливость.


3.3 Проблемы исходящие от учителя


Но в образовании проблемы исходят не только от среды, порой учителю проблемы создает сам учитель. Эти проблемы можно разделить на несколько групп.

Проблемы бытовые - Проблемы вызванные условиями быта учителя. Перенагрузка, плохи условия жизни, семейные проблемы, недостаток материальных возможностей. Многие учителя в 90-х годах остро столкнулись с этими проблемами. Невыплата зарплат - было нормальным явлением. Это аукалось ученикам в виде плохого качества подачи материала, порой учителя банально теряли мотивацию к обр. деятельности и бросали их работу.

Проблемы субъектное-объективные - проблемы исходящие от педагога, но изначально вызванные внешними факторами. Например недостаток мотивации или опыта, которые не были даны в нужном количестве во время их обучения.

Проблемы субъективные - вызванные качествами самого педагога. Например неразвитость каких-либо личных качеств. Или профессиональные деформации.

Пример: Педагог имеет очень сильные знания по своему предмету. Блещет эрудицией и в принципе гениален, но вот незадача он абсолютный ноль в общение с людьми. Не имеет коммуникабельности. Очень частое явление в современных школах. Педагоги зацикленные на своем предмете. Им абсолютно плевать на учеников. Порой попадаются кадры, которые получают психологическое удовлетворение от более высокого уровня знаний, нежели их ученики. Вот такие проблемы явно субъективны и их нужно лечить.

4. Исследование (социологический опрос преподавателей)


В процессе проведения исследования я решил использовать короткий социологические опрос, с развернутыми ответами опрашиваемых, среди учителей начальных классов. Аудитория исследований разнообразна по уровню опыта и возрасту.

Каковы основные проблемы образования?

Какие проблемы вы ощущаете на себе?

Каковы возможные решения этих проблем?

человека отметили, что основные проблемы главные проблемы образования - это плохое обеспечение и недостаток качественных молодых специалистов.

человек ответил, что основной проблемой является - отсутствие мотивации к развитию и некачественная программа обучения.

человека ответили, что ощущают явные проблемы с жильем и материальным обеспечением, хотя добавили, что ситуация начинает улучшаться.

человека ответили, что ощущают плохо составленную программу обучения и чрезмерная бюрократизация.

ответили, что необходима кардинальная реформа с привлечением практикующих педагогов

человека отметили, что необходимо улучшить существующую систему.

Вывод исследования:

Согласно результатам исследования становится ясно, что большинство педагогов недовольны существующей образовательной системой и отмечают, что необходимы изменения, другие считают, что изменения не нужны, нужно лишь улучшить существующую систему.

5. Заключение


В ходе реферата мы рассмотрели проблемы и причины возникновения отдельных видов проблем встающих на пути и педагога, так же мы попытались классифицировать их используя данные полученные в живом общении с практикующими педагогами.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Современная система образования переживает достаточно тяжёлые времена. Советская школа разрушается, на смену приходят европейские тенденции. Порой внедрение новшеств происходит на неподготовленную почву, или инновации не адаптированы под российский менталитет. Проблем в современном российском образовании достаточно. Попробуем в них разобраться.

Во-первых, всё чаще приходится слышать о кризисе старой системы образования. В высшей школе выход был найден в переходе на систему бакалавриат и магистратура. Но остались не охваченными средняя школа и профессиональные училища. Недавно изданный закон об образовании призван решить и эту проблему. А насколько он будет действенным, покажет практика. Сейчас же стала очевидной необходимость изменения подхода к процессу обучения. Современное общество находится на таком уровне развития, когда пора уже отойти от обучения как заучивания фактов. Нужно учить детей добывать информацию, понимать её и применять на практике. А для этого требуется колоссальный труд по подготовке не только новых учебников для учеников и пособий для учителей, но и самих педагогических работников.

Второй проблемой образования в России называют излишнюю его теоретическую направленность. Воспитывая учёного-теоретика, мы создаем огромную нехватку узких специалистов. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может применить знания на практике. Поэтому, устроившись на работу, новые сотрудники переживают серьёзную адаптацию, связанную с невозможностью сопоставить свои знания с практической деятельностью.

Третья проблема характерна не только для образования - это недостаточное финансирование. Отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране. К тому же, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять уже устаревшее оборудование. На это у учебного заведения средства есть далеко не всегда.

Четвёртая проблема, которую особо остро начинают ощущать выпускники школ и студенты-первокурсники, это низкий уровень связи между этапами образования. Так, теперь, чтобы поступить в вуз, часто родители нанимают репетитора для сдачи ЕГЭ, т.к. школа не может дать соответствующий уровень подготовки. Особенно если вуз престижный и конкурс на выбранное направление подготовки будет большой. Отличается и уровень требований, который предъявляли в школе, от уровня, необходимого для обучения в вузе. Поэтому первый год обучения - самый тяжёлый для студентов и отличается наибольшим количеством отчисленных ребят, не выдержавших нового ритма учёбы.

Пятая проблема вытекает из, казалось бы, положительной тенденции на увеличение спроса на вузы. Всё большее число вчерашних школьников стремится получить документ о высшем образовании. Но эта тенденция имеет свой недостаток, т.к. увеличилось число негосударственных вузов, с которыми нужно быть очень осторожными и внимательными.

Конечно, нельзя пройти мимо такой проблемы, как коррупция. Одних объявлений о продаже дипломов о высшем образовании в сети Интернет можно найти множество. К коррупции можно отнести и денежные поборы в школе, взятки за экзамены (зачёты), хищение средств из бюджета.

В заключение можно отметить такую проблему, как падение престижа ПТУ и техникумов. Это ведёт к нехватке рабочих кадров на предприятиях, в обслуживающей сфере и т.д.

Закон об образовании - попытка решить ряд назревших проблем. Но для полноценного развития нации необходимо принятие ещё ряда мер в сфере образования. Государство должно не только стремиться сделать так, чтобы образование соответствовало международным стандартам, но и полностью удовлетворяло нужды страны в квалифицированных специалистах и высокообразованных гражданах.

Развитие Российской Федерации вместе с экономическим, политическим и административным векторами предполагает и развитие человеческого капитала страны. Именно благодаря человеческому капиталу возможно реализация любых задуманных, спланированных проектов развития. Во многом низкая эффективность экономических и политических реформ конца ХХ века в нашем государстве связана с неверной оценкой человеческого фактора. Так переход к рыночным отношениям инициированный, прежде всего, реформами «сверху» наткнулся на проблему реализации и воплощения в жизнь законодательных инициатив начала 90х. Так для успешного внедрения рыночных отношений реформы необходимым образом должны были опираться на особый психотип человека. Классически он был описан в работах А.Смита как эгоист, склонный к обмену ради приобретения личной выгоды. Однако, на протяжении уже нескольких десятилетий в стране формировали иной эталонный тип поведения, опирающийся на представлении о равенстве, справедливости и самопожертвовании ради общественных интересов. Конечно, и в советском государстве встречались отдельные личности разделявшие идеалы человеческого поведения в духе А.Смита, однако в то время они подвергались общественному порицанию, а особо проявившихся на почве экономической деятельности судили и отправляли в соответствующие места исправительного характера. Поэтому, после реформ начала 90х сопровождавшихся амнистией по экономическим преступлениям мы получили сильный криминальный крен во внедрении рыночных способов экономической организации государства. То есть именно человеческий капитал обусловил низкую эффективность рыночных преобразований.

Одной из самых значимых детерминант накопления человеческого капитала является система образования. Однако, реформы образования инициированные с середины 90х годов ХХ века не дают оснований для позитивной оценки человеческого потенциала для реализации целей развития Российской Федерации. Современная система образования нашей страны напоминает мифологический персонаж «химера» - существо, составленное из частей различных животных. Соединение советской образовательной традиции с Болонским процессом делает такой продукт малопригодный для нужд современного общества страны.

В чем состояла сила советской системы образования? Во-первых, она встраивалась как в политическую, так и в экономическую систему государства. То есть, в образовательных учреждениях Советского Союза начиная с дошкольного уровня и заканчивая высшим образованием, шла целенаправленная работа по формированию человека с заранее заданными государством параметрами. Государство знало, что оно хочет от населения, и четко формулировало свой запрос к образованию. Во-вторых, необходимость единых образовательных программ на всей территории СССР имело целью сформировать единое идеологическое пространство, единую систему ценностей. Благодаря этому не имело значение в какой части государства человек получал образование, его поведенческие шаблоны и ход мыслей были понятны в любом конце страны. Этот элемент системы назывался общее образование доступное для всех. В-третьих, система планирования количества специалистов в каждой отрасли и распределения на места работы позволяла с одной стороны насытить отстающие регионы необходимыми специалистами, а с другой давало молодым людям гарантированное место работы и точку отсчета для начала профессиональной карьеры.

Позитивными достижениями этой системы можно назвать достаточно надежную до определенного момента работу социальных лифтов (чья работа была мало эффективна в Российской империи), появление ученых и представителей творческой интеллигенции, признаваемых на международном уровне и наличие колоссальных научных прорывов значимых для всего мирового сообщества (например, полет человека в космос и пр.).

Подобная система образования имела и негативные для формирования социальной реальности моменты, которые до начала 80х годов ХХ века не имели решающего значения. Среди них можно назвать разрушение межпоколенных связей, ослабление значимости института семьи, возрождение на новый лад общинных и сословных моделей поведения в социуме. Так, например, разрушение межпоколенных связей было спровоцировано порядками образовательной системы. Дети с первых лет жизни отдавались на воспитание в среде своих сверстников специально обученным людям. То есть из года в год большая часть жизнь детей без непосредственного участия родителей.


Сначала детский сад с 8:00 до 20:00 (а есть еще и ночные группы, где дети ночуют в детском саду), затем школа основная смена + дополнительные кружки (а есть еще школы-интернаты). Получается, что процессы передачи опыта от родителей к детям нарушаются, так как ребенок в лучшем случае имеет возможность пообщаться после дня своих трудов с усталым старшим поколением вечером, либо в выходные. Большую часть времени они проводят со своими сверстниками и учителями. Значение семейного воспитания снижается, как и роль семьи в обществе. Общение со сверстниками предполагает выработку своих внутренних правил поведения, кодекса и ценностей. Это накладывается на архетипические модели общинного поведения и сословности. В итоге к 80-м годам ХХ века получаем замкнутость трудовых общин на свои корпоративные интересы (в том числе неформальные и криминальные группы молодежи), блат (вместе учились в школе, вузе), поощрение трудовых династий (переход к сословности) и появление класса партийной номенклатуры (новая сословность). На мой взгляд, этих проблем эпохи позднего социализма можно было бы избежать, если бы идеологическое развитие государства не остановилось после 1956 года, когда на ХХ съезде КПСС вместе с обличением культа личности был потерян творческий посыл этой работы для новых поколений. Это привело к тому что старые лозунги не вдохновляли молодежь на новые свершения, экономический рост замедлялся и встала необходимость социальных, политических и экономических преобразований.

Сейчас, наверное, мало кто помнит, что реформа образования в середине 90х годов начиналась под лозунги гуманизации образования, внедрения личностного подхода для преодоления «безликости и уравниловки» советской системы. В 1999 году была принята Болонская декларация и Россия присоединяется к ее положениям в 2003 году. Происходит перестройка всей образовательной системы государства. Однако, данная перестройка по сути является надстройкой разваливающейся системы советского образования. Начало развала было положено отменой государственного заказа на подготовку специалистов и системы распределения на места работы. Отмена государственного заказа привело к снижению восстребованности и деградации образования в регионах. Конечно же эта отмена была связана с отменой пятилетних экономических планов развития. Тем самым была устранена включенность системы образования в интересы государства. Но вместе с тем сохранен принцип всеобщности образования, единого для всех. Эти решения заложили основу миграционных процессов новой России. Следование Болонской декларации структурировало и усилило эту миграцию. Вместе с этим оценка учеников и школ по результатам сдачи ЕГЭ в тестовой форме привело к разрушению воспитательной и развивающей функций образования и нивелировала идеи гуманизации середины 90х.

Современная система образования не справляется с реализацией главной идеи образования, доставшейся нам с эпохи Просвещения. Эту идею можно сформулировать так: «Образование должно знакомить подрастающее поколение с образом мира в котором ему предстоит жить». Образование должно подсказывать молодым людям куда прилагать свои усилия, какие проблемы актуальны в настоящем и обеспечить необходимыми (или накопленными) знаниями, умениями, создавать мотивацию. Центральными предметами, знакомящими школьников с социальным, политическим и экономическим проблемным полем является история и литература.

Чему учит история? Вот живет сообщество людей на определенной территории. У него имеется вот такой список проблем. Оно решает эти проблемы вот такими способами и получает следующие результаты, последствия. И так из века в век подрастающее поколение знакомится с проблемным полем региона. Если же мы говорим о Сибири, то географически территория Сибири и Дальнего Востока занимает более двух третей территории Российской Федерации. Возникает резонный вопрос: «Что мы можем узнать о проблемном поле этого региона из современных школьных (да и вузовских) учебников истории?». Большая часть повествования касается истории центрального региона Российской Федерации. Литература, в свою очередь, знакомит школьников с нравами региона. Возникает второй вопрос: «Почему нельзя заменить некоторые литературные произведения сходных по тематике на произведения сибирских писателей?»


Это имеет колоссальное значение для развития регионов нашего государства. Так как способный ученик, хорошо осваивающий школьную программу в региональной школе, к концу обучения оказывается дезориентирован. В школе его учат на одном проблемном поле, а в регионе актуальны иные проблемы.

Еще большее значение это приобретает в системе высшего профессионального образования после присоединения к Болонской декларации. Спросите выпускника регионального вуза проходившего обучение по профилю экономика предприятий, менеджмент, муниципальное управление или предпринимательская деятельность: «Где вы предполагаете реализовать свои профессиональные знания? В каком регионе?». 90% ответов будет в России или в том регионе, где он живет в настоящий момент. Задайте второй вопрос: «А знаете ли вы хоть одну отечественную экономическую теорию, теорию мотивации или управления?». За последние 7 лет преподавания в экономическом вузе никто не мог вспомнить хоть одну. Еще раз повторю это способные ученики, хорошо успевающие практически по всем преподаваемым дисциплинам. Получается, что студент отличник после окончания вуза не имеет необходимых для самостоятельной профессиональной деятельности знаний и умений. И когда он, даже если устраивается на работу по специальности, от своего работодателя фразу: «Забудь все чему учили в вузе и начинай сначала» в его уме происходит серьезный разлад. Суть его проста: он является обладателем мало пригодных для жизни в данном обществе знаний, на которые потратил около 20 лет своей жизни, много времени, нервов и усилий.

Из этой ситуации для отличника есть три способа решить этот конфликт. Первый - поступить так, как советует работодатель и начать все заново. Сопровождается сильными психологическими издержками. Второй – трудоустроится по другой специальности: все равно же переучиваться. Это психологически сделать проще. Поэтому значительная часть современной экономики строится непрофессионалами. То есть государство тратит значительное количество ресурсов на образование специалиста, а его экономическая отдача для государства в разы ниже ожидаемой. Третий путь таков: Если знания не соответствуют месту трудовой деятельности (региону работы), то тогда я поеду туда, где эти знания будут совпадать с проблемным полем и запросам региона. То есть сама система образования закладывает миграционные процессы. Причем, начинаются они не с антитезы «регион-центр», а скорее с антитезы «деревня-город».

Сообразительные дети в деревнях получают знания, которые будут востребованы в городе, районном центре. Из этих малых городов стремятся уехать в областные центры. Оттуда в федеральный центр, а затем за границу. Причем уезжают именно наиболее активные и способные, именно тот контингент, который необходим их малой родине для своего развития.


Без сомнения идея такого образования была сформулирована и реализована на заре формирования СССР. Но отток интеллектуальных ресурсов из региона в центр в советское время компенсировался распределением специалистов по регионам. Сейчас же обратный поток специалистов из центра в регион ничтожен. Обычно в регионы прибывают граждане из иных культурных сред подрывая социальную стабильность региона и затормаживая возможные темпы развитие региона, так как приезжающим необходимо время на адаптацию, погружение в культурные традиции совместного проживания и проблемное поле того места куда они приехали.

Таким образом, реформа образования должна начинаться с ответа на вопрос: какое население и с каким набором качеств хочет видеть государство через 15-20 лет. В свою очередь ответ на этот вопрос должен решаться со стратегических планов развития государство, которых до сих пор нет. При этом идея единого для всех образования закладывает тенденции миграции из менее развитых регионов в более развитые. Поэтому необходимы государственные механизмы, компенсирующие эти процессы. Либо мы отказываемся от идеи единого образования и создаем систему образования с региональным проблемным полем, что позволит удержать часть активного и хорошо образованного населения в регионах. В любом случае выбор того или иного варианта предполагает определение идеологических ориентиров государства. Отсутствие же выбора и отпускание ситуации на самотек замедляет возможные темпы развития Российской Федерации. А с определенного момента это может привести к ситуации, когда отсутствие целенаправленной работы с человеческий капиталом регионов станет источником разрушения государственности на этих территориях.

Прислал на почту,
к.псх.н. Мунгалов В.Н., Иркутск

Вконтакте

Одноклассники

Постоянный адрес публикации на нашем сайте:

QR-код адреса страницы: