Прибалтика: хроники выживания независимых стран. Во что превратились советские заводы прибалтики

В советское время Латвия была знаменита множеством своих предприятий, приносивших стабильный доход в государственный бюджет. Миллионы людей с удовольствием покупали шпроты, ездили отдыхать в Юрмалу, слушали новости через замечательные "вэфовские" радиоприемники. А как сейчас обстоит со всеми этими знаменитыми некогда торговыми марками?

Неповторимый вкус шпрот



....Шпроты до сих пор остаются едва ли не главным латвийским экспортным товаром. Во многом именно благодаря тому, что в СССР они являлись непременным атрибутом праздничного стола, сей продукт сохранился и поныне. Даже в современной России до сих пор есть немало любителей время от времени открывать баночку с этими консервами. В настоящее время в Латвии имеются пять компаний, обладающих правом на знаменитый бренд "рижские шпроты" - и пожаловаться на отсутствие интереса к своей продукции они не могут.

Классическая технология производства шпрот предполагает копчение кильки или салаки на ольховых опилках. Правда, старожилы жалуются, что нынче вкус у рижских шпрот уже не тот, что раньше. Связано это с введением директив Евросоюза: в Брюсселе посчитали, что оригинальная национальная продукция была уж слишком копченой. Да и Россия, в рамках постоянно возобновляющихся "торговых войн" с Прибалтикой, то запрещает ввоз шпрот, как не отвечающих стандартам здоровой пищи, то вновь его дозволяет.

Опять же, ЕС тоже не оставляет в покое: не так давно тамошние эксперты вновь разглядели в латвийских шпротах повышенное содержание диоксина и бензопирена. Производство шпрот по традиционной технологии не соответствовало запланированным ранее нормам ЕС (5 микрограммов на килограмм продукта вместо нынешних 8 мг/кг) - тогда как соблюдение этих норм не позволило бы сохранить знаменитые особенности цвета, вкуса и запаха шпрот. Поговаривали даже о необходимости запрета данного продукта, чем неимоверно "порадовали" латвийскую общественность. К счастью, в итоге Европа все же амнистировала шпроты: 11 октября 2010 года на заседании экспертной группы в Брюсселе было принято решение не распространять требования по содержанию бензопирена в копченой рыбе на этот продукт. В новой редакции проекта регулы ЕС сказано, что с 1 января 2014 года допустимая норма содержания бензопирена в шпротах останется на нынешнем уровне, тогда как нормы бензопирена в остальной копченой рыбе должна быть снижены более чем вдвое.

Также Латвия в советское время была знаменита Юрмалой - отдохнуть в которой тогда считалось очень престижно и приятно. Фактически Юрмала, как известно - это собирательное название побережья, тянущегося на добрые 30 километров от Риги и разделенного на 16 районов. Именно здесь открылось первое в СССР варьете "Морская жемчужина" (в котором пела молодая тогда и очаровательная Лайма Вайкуле), первый боулинг и первое казино. Здесь же проводились и многочисленные музыкальные фестивали. Старожилы до сих пор вздыхают, вспоминая о добром старом времени...

После распада СССР курорт пережил страшный упадок. Многие некогда роскошные отели оказались в развалинах, кемпинги тоже стали закрываться один за другим. В таком состоянии они продолжают пребывать и поныне. Но к середине 90-х сюда опять понемногу потянулись состоятельные россияне. Нувориши начали активно скупать здесь землю и недвижимость, вскоре взвинтив цены до такой степени, что юрмальчане начали подшучивать: дескать, жить здесь позволяют себе лишь те, кто могут с утра пораньше открыть кран и накапать себе стаканчик-другой нефти. Опять же, место облюбовала российская "попса" и ее поклонники, с 2002-го каждое лето слетающиеся сюда на "Новую волну", оставляя здесь массу денежных знаков, мусора и пустых бутылок.

Гибель гигантов



В советские времена Латвия славилась и промышленными гигантами. А вот их, большей частью, постигла печальная судьба. Достаточно вспомнить, например, электрички ЭР-1 и ЭР-2 производства Рижского вагоностроительного завода. Сам завод существует и сейчас - хотя лишь те из его работников, кто пережил 90-е годы, могут рассказать, каких трудов стоило его сохранить. Вокруг предприятия кипели приватизационные страсти, а в 1998 году вообще была объявлена его неплатежеспособность. Объемы производства сократились многократно, численность персонала упала с 6 до менее 2 тысяч работников. Многие активы завода, так же как и его работники, перекочевали в российский Тихвин - где существует предприятие такого же профиля. К 2001-му в РВЗ вообще осталось чуть более 120 человек. В процессе приватизации территория завода оказалась разделена на две части - одна из них отошла частному предпринимателю, а на второй в 2000-х начало понемногу возрождаться вагоностроение.


РАФ-М2 «Стилс» (1993г.)


Некоторые люди постарше могут вспомнить также знаменитые "рафики", выпускавшиеся на Рижской автобусной фабрике. Увы, но судьба этого предприятия сложилась еще печальнее, чем у РВЗ. К началу 1990-х РАФ готовил серьезнейшую программу по модернизации и обновлению своей продукции, уже готовы были макетные образцы новых моделей микроавтобусов. Но с развалом СССР предприятие оказалось в критическом положении, поскольку сотни "смежников" остались в других республиках, ставших независимыми государствами. Спасти устоявшиеся хозяйственные связи не удалось - да и мало кто пытался это делать. Выпуск продукции постоянно падал, и в 1997 году производство остановилось окончательно. По иронии судьбы последней моделью РАФа стал автомобиль-катафалк для перевозки гробов.

Знаменитый VEF 206


Кроме того, пожалуй всем жителям СССР были известны такие бренды как "ВЭФ" и "Радиотехника". Рижский Государственный электротехнический завод "ВЭФ" ведет свою историю еще с 1898 года, с кустарной мастерской по ремонту телефонных аппаратов. В последующем, меняя названия и хозяев, скромная мастерская превратилась в крупнейшее промышленное предприятие, выпускавшее фотоаппараты, кинопроекторы, трансформаторы, насосы, утюги, электромоторы, провода, кабели, ветровые генераторы, станки, коммутаторы, автоматические телефонные станции, радиоприемники, телефоны. Почти любому из сегодняшних взрослых знаком, хотя бы по детским воспоминаниям, "вэфовский радиоприемник" - вещь культовая и ценимая в каждой советской семье. На транзисторные приемники 2-го класса Spidola приходилось до 40% "вэфовского" производства. Объем - около 1 млн. штук в год. Качество завода в течение десятилетий являлось просто эталонным. Как вспоминают ветераны ВЭФа, их предприятие считалось передовым центром СЭВ по выпуску радио- и телефонной продукции. В частности, венгерские и болгарские заводы производили автоматические телефонные станции (АТС) по вэфовской технической документации. Официально признанный головным предприятием в отрасли, ВЭФ как магнитом стягивал к себе лучших специалистов в области научных разработок, конструкторских решений и т. д. На пике производства, в конце 80-х, только в Риге на заводе работало свыше 14 тысяч человек, да еще 6 тысяч по остальной Латвии. Прибыль, поступавшая в республику, достигала 580 миллионов долларов в год. Но это не уберегло ВЭФ от печальной судьбы: в середине 90-х годов завод прекратил существование, а на его месте был открыт огромный торговый центр.

Магнитола VEF-Sigma 260(1978 г.)


Бывший завод ВЭФ сегодня...


Государство и пальцем не шевельнуло для спасения промышленного гиганта. Например, когда в 1993 году в Латвию пришла британская компания Tilts Communications, предложившая свои услуги по модернизации системы связи в республике, правительство тут же заключило с ней договор о создании компании "Латтелеком". Иностранные партнеры получили не только контрольный пакет в ней, но и вообще все латвийские телефонные сети. Хотя на тот момент ВЭФ (уже более чем вдвое сокративший свое производство из-за нарушения прежних связей) предпринял последний большой технологический прорыв: заводские специалисты в короткие сроки разработали продвинутую и недорогую цифровую АТС "Квант-Е". Но руководство "Латтелекома" полностью отказалось от дешевых рижских АТС в пользу английских Tesla. Это окончательно добило злосчастный ВЭФ.

Стереомагнитола "Радиотехника МЛ-6201"


Тогда же, в середине 90-х, исчезло и известнейшее рижское промышленное объединение Radiotechnika. С 1945 года оно выпускало электромагнитные трансляционные динамики, трансформаторы, усилители для киноустановок, те же радиоприёмники, радиолы, автомобильные приёмники. Ее изделия неоднократно отмечались высокими наградами. Вершина успеха предприятия - конец восьмидесятых, когда на предприятиях "Радиотехники" (Рижский радиозавод им. Попова, конструкторское бюро "Орбита", Рижский электромеханический завод (РЭМЗ), Кандавский радиозавод, завод микроэлектроники "Эмира" и т.д.) трудилось 16 тысяч человек. В эти годы на долю объединения приходилось примерно 35% всей выпускаемой в СССР бытовой аудиотехники. Но после распада СССР "Радиотехника" стала быстро погибать и в 1992 году объединение расформировали. Большинство предприятий, получив самостоятельность, вскоре закрылись.

Одним из известнейших латвийских предприятий являлся завод "Альфа", производивший полупроводниковые компоненты для микроэлектронной промышленности. Его костяк составляли опытнейшие специалисты, многие из которых приехали из Москвы и Ленинграда. Устройства, создававшиеся на основе "альфовских" разработок, использовались в целях "оборонки" - для военных ЭВМ, в самолетах, радиовзрывателях, фильтровой технике, устройствах связи и обнаружения. На пике развития, в 80-е, "Альфа" давала работу 10 тысячам сотрудников. В 90-е же предприятие быстро развалилось - хотя целый ряд российских корпораций был готов выкупить "Альфу" и стать акционерами. Но местное руководство было категорически против и "Альфа" погибла. Те из специалистов, кто помоложе, уехали в Россию. Старые же кадры умудрились сохранить небольшое предприятие на сто человек, где наладили производство транзисторов по старым образцам. На месте же "Альфы" открыли большой магазин с таким же названием.

А был ли шанс на спасение?


В ряду "павших" промышленных гигантов Латвии нельзя не вспомнить и даугавпилсский завод по производству химического волокна. Своим возникновением в начале 1960-х годов он положил начало новому этапу развития Даугавпилса. До завода на его месте располагался пустырь песка, так называемая "даугавпилсская пустыня". Помимо заводских корпусов там начало активно строиться жилье для его работников. Так возникли новые улицы, закономерно получившие имена выдающихся химиков - Менделеева, Бутлерова, Зелинского. В 1962 году здесь пролегла трамвайная трасса, побежали автобусные маршруты. Появилась школа № 11, два училища, детские сады, магазины, универсам "Юбилейный", электроподстанция для снабжения завода электроэнергией, теплостанция для выработки пара на его же технологические нужды. Все вместе это стало называться посёлком химиков, или просто Химией.

Окончательный крах уникального завода, когда-то снабжавшего своей продукцией весь СССР, произошел в конце 90-х. Сначала его долго и планомерно грабили те, кто имели доступ к складам, поставкам и реализации. Апофеозом этого "хозяйствования" стал кредит, взятый под фантастические проценты и доконавший предприятие. Директор Янис Амбайнис тогда "наивно" объяснял, что в момент его подписания он не разобрался в содержании договора. Одним из его заместителей был будущий градоначальник Алексей Видавский. На период мэрства Видавского и пришлась гибель промышленного гиганта, когда завод оказался продан за один лат загадочным сингапурцам, называвшим себя Tolaram Group. После того, как весной 1999 года ЗХВ встал, сингапурцы исчезли в неизвестном направлении. Впрочем, работники винили в гибели одного из градообразующих предприятий, оставившей без работы 3500 даугавпилчан, не их, а тех же Амбайниса, Видавского, тогдашних директора государственного агентства приватизации Я. Наглиса и министра финансов Р. Зиле (ныне представляющего Латвию в Европарламенте). Ситуацию для ИА REGNUM прокомментировал Алексей Провиденко, в советское время возглавлявший один из крупнейших в СССР Даугавпилсский общестроительный трест, а в 2000 гг. занимавший пост исполнительного директора городской Думы Даугавпилса: "Сейчас некоторые "умники" в оправдание проведенной в 90-е гг. деиндустриализации доказывают, что, дескать, доставшаяся от Советского Союза промышленность являлась "устаревшей", "неконкурентоспособной" и в любом случае изначально была обречена на исчезновение. Это полная ерунда! Ключевую роль тут сыграли отнюдь не объективные факторы, а чисто субъективные причины. Просто слишком многие оказались заинтересованы, чтобы предприятия погибли.

Во-первых, то были крупные европейские державы, вроде Франции и Германии, не желавшие, естественно, себе конкурентов. Например, тем же французам очень не нравилось наличие в Даугавпилсе огромного Завода химического волокна.

Во-вторых, российские олигархи, в те же самые 90-е годы "пилившие" промышленность своего государства. Тогда одним из главных способов прибрать "понравившееся" предприятие к рукам было осознанное доведение его до банкротства с последующим выставлением на аукцион. А чтобы обанкротить тот или иной завод, нужно было разрушить длинные технологические "цепочки", соединяющие его с другими предприятиями по территории всего бывшего СССР. В результате уничтожения подобных "цепочек" существенно пострадали и латвийские предприятия. В-третьих, над уничтожением латвийской промышленности существенно "поработали" и наши собственные правительства тех лет. Люди, их возглавлявшие - Годманис, Биркавс, Гайлис - в плане экономического опыта являлись просто нулями. Проводимая ими безграмотная внутренняя и внешняя политика нанесла огромный вред латвийскому хозяйству. Кроме того, существовало мнение, что крупные предприятия не стоит спасать уже по той причине, что руководившие ими влиятельные "красные директора" считались потенциальными противниками власти. А потом оказалось, что и немалая часть этих самых бывших "красных директоров" оказалась заинтересована в грабеже своих предприятий и захвате их активов в собственные руки.

Все вместе данные факторы и предопределили столь печальный исход. Предприятия буквально растаскивали по кусочкам, забирали у них оборотные средства, обвешивали непосильными кредитами в 30, 60 и даже 120% процентов годовых! От этого выиграли банковские структуры и нарождающийся класс "новых собственников". Пострадали - десятки тысяч человек, лишившихся работы и вынужденных в буквальном смысле слова бороться за свое существование...

Хотя, при желании, предприятия можно было бы спасти, приспособив для работы в новых условиях, переориентировав на новые рынки. Тем более, что своя ниша у них и так была. Скажем, тот же РВЗ вполне нормально мог бы работать - потому что спрос на вагоны и в Латвии и в России был и есть. Или, нельзя не вспомнить, что когда закрылся ЗХВ, производство ценнейшего химического волокна в Европе снизилось на 20 процентов. А между тем, завод аналогичного профиля существовал и в белорусском Могилеве - его смогли сохранить! Да что там Могилев, вон существовал у нас в Валмиере завод стекловолокна. Нашлись люди, которые решили его спасти - и спасли. Сейчас он работает вполне успешно, в нынешнем году планирует увеличить оборот на 37% по сравнению с показателями двухгодичной давности. Жаль, очень жаль, что на многие другие наши крупные предприятия не нашлось столь же рачительных хозяев..."

В 1913 году рижские купцы Попер, Ленер, фон Гертвиг и Гельмзинг решили выкупить у города участок и построить на нём свою фабрику. В самом начале она называлась по-американски - «Buffalo». Изначально главной продукцией была дорогая качественная обувь, которую в те времена делали из импортируемой из Америки кожи бизонов. В 1941 году предприятие получило новое название «Большевичка». Несмотря на смену власти в государстве, работники...

Первая ТЭЦ, построенная в Риге на деньги городской Думы. Вырабатывала мощность в 1482 кВт. Строительство велось с 1901 по 1905 год. Расположение ТЭЦ было выбрано таким образом, чтобы легко было довозить к ней топливо. Для этого как нельзя лучше подходил Andrejsale - остров, рядом с которым находится рижский грузовой порт. За проектировку технических сооружений взялся специалист из Мюнхена, инженер Оскар фон Миллер - учредитель компании...

Огромный завод площадью в целый район расположился на окраине одного латвийского города. За свою недолгую историю (около 25 лет) он успел снабдить работой немалую часть населения города, испытать новые технологии в производстве химического волокна и стать одним из гигантов промышленности Латвийской ССР. Сейчас же завод мёртв и постепенно гниёт. Его размеры настолько огромны, что чтобы обследовать его целиком, потребуется несколько дней,...

Была построена в 1898 году архитектором Эдмундом фон Тромповски. Производила старейшие национальные сорта пива собственного производства, не уступавшие в свое время по популярности маркам Latvijas balzams и Laima. История разрушения пивоварни Varpa уложилась в 10 лет. После приватизации в 1993 году руководством было принято ошибочное решение экономить на оборудовании и технологиях. В условиях ужесточающейся конкуренции это оказалось...

Рижский электромашиностроительный завод (Rīgas elektromašīnbūves rūpnīca, РЭЗ, RER) - крупнейшее машиностроительное предприятие Прибалтики, которое специализируется на производстве тягового электрооборудования и аппаратуры для подвижного состава железных дорог. На данный момент (2017 год) около половины завода сдаётся в аренду под склады и мелкое производство. Завод выглядит как треугольный полуостров, с двух сторон окружённый водой, что...

Sarkanais Kvadrāts (Красный Квадрат) - завод резинотехнических изделий, находящийся в Риге. Находится на берегу Даугавы. С крыши можно посмотреть на красивый закат. Завод выпускал резиновые промышленные изделия, обувь, игрушки, противогазы и прочую продукцию. Был основан в 1924 году, своё название приобрёл в 1940 году. Получил Красный орден Ленина в 1974 году. К 1986 году выпустил 15 млн пар обуви. С наступлением независимости Латвии был...

Бывший мотозавод в Риге, функционировавший в период существования Латвийской ССР. Производил мотоциклы, мопеды и велосипеды для всей страны. После тотальной ликвидации мотозавода многие ценные технологические находки рижских инженеров исчезли в середине 1990-х, а существенная часть нереализованной с конца 1980-х годов продукции была распродана фактически за бесценок. Цеха ныне мёртвого легендарного рижского предприятия в настоящее время...

ВЭФ являлся крупнейшим электротехническим предприятием Латвии, во времена СССР. Завод ВЭФ был ведущим производителем АТС, телефонных коммутаторов, телефонных аппаратов, радиостанций, радиоприёмников и другой продукции. Теперь главный производственный корпус занял торговый центр, более мелкие постройки в аренде, а трехэтажная столовая стоит пока никому ненужная. Местное население растаскивает оттуда все, что горит, на дрова.

Во времена СССР товары из Прибалтики были известны каждому жителю страны советов. Утро начиналось с зарядки, когда радиоприемники «Маяк», «Орбита» или «Селга» возвещали об этом трансляцией нехитрых упражнений и музыки. Телефоны «ВЭФ» обеспечивали бесперебойное общение, а микроавтобусы «РАФ» - комфортную езду. Счастливчики могли позволить себе музыкальный центр «Мелодия», приобретение же магнитофона «Скиф» сейчас можно сравнить разве что с покупкой флагманского смартфона.

Здание ПО «Радиотехника». В его стенах ковалось первое место в мире по производству радиоаппаратуры на душу населения.

Да и фраза «папа привез из Прибалтики» говорила о многом, ведь это был некий общий бренд для обозначения качественного продукта. И что же сейчас осталось из всего этого великолепия?

Такая любовь к товарам из прибалтийских республик поддерживалась политикой государства, направленной на развитие в них таких трудоемких обрабатывающих отраслей промышленности, как машиностроение, электротехника и радиоэлектроника.

В послевоенные годы строились новые и разрастались уже имеющиеся в республиках предприятия. К 1973 г. продукция прибалтийского экономического района обеспечивала СССР бытовыми электросчетчиками на 80%, телефонными аппаратами на 53%, вагонами на 30% и радиоприемниками и магнитофонами на 23%.

Что же стало с заводами и фабриками, построенными в период промышленного расцвета в регионе?

Товары, когда-то гремевшие на весь Союз, теперь являются экспонатами музеев или за копейки перепродаются на барахолках. А огромные площади заводов - их здания, цеха, трубы - напоминают, скорее, декорации к фильму ужасов, чем времена своей славной работы.

Золотые дни латвийской электроники и радиотехники связаны, прежде всего, с двумя основными предприятиями - Рижским государственным электротехническим заводом «ВЭФ» и Рижским радиозаводом «Радиотехника».

Первый был одним из сильнейших производств региона, выпускал практически все - от телефонов до военных изделий - и обеспечивал работой 20 тысяч человек. Территория, занимаемая заводом, равнялась по площади небольшому микрорайону.

Как и любое предприятие того времени, помимо производственной функции, завод поддерживал социальную и культурную жизнь своих работников: в доме культуры устраивали концерты, танцы и различные увеселительные мероприятия, в столовых играли свадьбы; поликлиники при предприятии следили за здоровьем трудящихся, а спортивные залы - за их формой и внешним видом.

В одном из цехов завода ВЭФ - раньше и сегодня...

Однако приватизационный процесс, начавшийся в 90-е годы, разрушительно сказался на жизнедеятельности завода.

На месте ВЭФа начали формироваться отдельные структурные единицы, количество которых за год выросло до 26, параллельно от ВЭФа были «отрезаны приватизацией» поликлиника, спортивный клуб, другие составные части гиганта. В итоге даже в самом крупном подразделении ВЭФа, где в свое время трудилось около 14 тысяч человек, в начале 1990 гг. осталось всего 400.

Сегодня же в реестре предприятий Латвии можно найти информацию о более чем 90 фирмах, общественных и прочих организациях, которые, хоть и содержат в названии аббревиатуру ВЭФ, к производству завода вовсе никакого отношения не имеют. Размещены они на территории бывшего гиганта, соседствуя с заброшенными корпусами, модными офисными «лофтами» и даже с ночным клубом.

Завод «Радиотехника» в свое время являлся одним из крупнейших заводов радиоэлектроники в СССР, на его долю приходилось 35% всей выпускаемой в Союзе бытовой аудиотехники.

С конвейера завода только за год сходил миллион экземпляров радиоприемных усилительных и звуковоспроизводящих устройств и около 1,3 миллиона акустических систем.

В период пика производственной активности на заводе работали 10 тысяч человек, а в начале 1990-х их количество сократилось до 1800.

Завод «Пунане Рэт»

В Эстонии аналогом ВЭФа и «Радиотехники» являлся Таллинский завод «Пунане Рэт», производивший акустические системы, которые славились далеко за пределами Эстонии. Однако построенный еще в 1935 году завод был закрыт в первый год независимости государства.

Вильнюсские электротехнический завод «Эльфа», приборостроительный завод «Вильма» и Каунасский радиозавод - в числе крупнейших предприятий Литвы, выпускали электропроигрыватели, магнитофоны, радиоприемники, а также обеспечивали нужды Министерства обороны СССР.

Последнее указанное направление деятельности заводов объясняет засекреченность информации о них. Например, завод «Эльфа» (или то, что от него осталось) являлся секретным объектом вплоть до 2000 г. По той же причине очень мало информации о заводе «Вильма», который был основан в 1960 г. и именовался «Завод звукозаписывающей аппаратуры».

Завод был оборонного значения, и все, кроме его наименования и выпускаемых бытовых магнитофонов, было строго засекречено.

Продукция «Эльфы» и «Вильмы»

Сегодня известно, что именно «Вильма» производила «черные ящики» для всего Союза. Из письма ветерана литовской радиопромышленности Юрия Махлина становятся ясны масштабы производства, он пишет:

«На заводе были построены и функционировали вычислительный центр, климатическая лаборатория, цех по производству электродвигателей для магнитофонов, собственная телефонная станция с выходом в городскую телефонную сеть, профессионально-техническое училище, которое готовило молодых специалистов».

При заводе было создано конструкторское бюро с техническими отделами и собственным опытным производством». Также, как и любое другое предприятие СССР, «Вильма» несла в себе и культурно-социальную функцию, из того же письма следует:

«Мужскому хору «Вильма» было присвоено звание Народного коллектива республики /.../ Спортивные команды объединения участвовали в городских соревнованиях и соревнованиях со смежными предприятиями из других республик бывшего СССР /.../ проходили выступления художественной самодеятельности работников завода, творческие встречи со знаменитыми артистами, в том числе с Александром Ширвиндтом, Андреем Мироновым и многими другими».

Данный очерк не только открывает нам производственную жизнь завода, но показывает, насколько в систему интегрирован был каждый сотрудник.

Несмотря на то, что в 1990-х завод пытался остаться на плаву, производя и продавая магнитофоны, руководство не смогло включиться в рыночную экономику и с 1994г. ввязалось в серию судебных разбирательств, что привело в 1997г. к прекращению деятельности.

Каунасский радиозавод начал свою деятельность в 1956 г. и обеспечивал советских граждан телевизорами, радиолами, магнитолами и радиоприемниками. Однако и его деятельность прекратилась в начале 1990-х годов.

Помимо заводов, производящих электронику, Прибалтийским республикам не удалось уберечь и предприятия иных сфер деятельности: сейчас в руинах лежат десятки объектов, от бумажных фабрик до машиностроительных заводов.

Одним из таких «призраков коммунизма» является Пярнуский машиностроительный завод в Эстонии. Когда-то крупное предприятие не смогло приспособиться к рыночной экономике в годы приобретения Эстонией независимости.

Сейчас же его зловещие развалины представляют собой серию сообщающихся между собой корпусов, цехов и зданий с административными помещениями.

Пярнуский машиностроительный завод сегодня...

В Риге располагался комплекс предприятий, объединяющий завод железобетонных конструкций, хлебокомбинат, комбикормовый завод и завод напольного транспорта. Также крупным машиностроительным заводом являлся «Ригасельмаш».

После восстановления независимости Латвии производства одно за другим стали закрываться, и сейчас их площади ждут сноса. Однако масштабы заброшенных, когда-то мощных предприятий по сей день производят сильное впечатление.

Руины «Ригасельмаша»

Еще одним крупным предприятием Риги, берущим отсчет своей деятельности аж с 1841 г., является фарфоро-фаянсовая фабрика Кузнецова (позже - Рижский фарфоро-фаянсовый завод). На его длинный век выпали революция и войны, что практически разорило завод.

Тем не менее в период после Второй мировой войны ему удалось наладить производство, и до 1990-х гг. завод выпускал прекрасную продукцию разнообразного назначения, принимал участие во всесоюзных и международных выставках, занимал призовые места, но... не смог удержаться на плаву в независимой Латвии.

К 1994 г. оборудование, заготовки и много другое было разворовано, а завод закрыли. В настоящее время некогда знаменитое на всю страну предприятие находится в плачевном состоянии.

Здесь работал Рижский фарфоро-фаянсовый завод...

И ведь сегодня власти Латвии, Эстонии, Литвы даже не оглядываются с тоской назад, вспоминая масштабы производства «хайтека» того времени.

Для нынешнего руководства экономика - это очередной банк или проданный гектар леса, а промышленность - лишь напоминание об «ужасах оккупации».

Когда-то эта продукция являла собою «бренды», конкуренцию которым могли составить лишь единицы, а сегодня «памятники» былых успехов покрылись пылью, долгами и шумят ветром в разбитых окнах заводов...

Дым отечества - RRR

К 20-летию латвийской независимости был снят цикл фильмов под названием «Дым отечества». Он посвящен объектам - символам ушедшей эпохи, которым в новой истории места не нашлось. Очередная серия про бренд Советской Латвии - RRR - RADIOTEHNIKA:

Как отдыхали на ПО «Радиотехника»

В процессе создания документального цикла «Дым отечества» в руках съемочной группы канала ТВ5 оказалось довольно много старой кинохроники. Кое-что использовали при подготовке фильмов. Но многое просто оцифровали и сохранили. Например, вот это:

Дым отечества - RAF

Дым Отечества - Метро в Риге

Дым отечества - Грязелечебница в Балдоне

Дым отечества Бункер - Секретный подземный телецентр

Дым отечества - Ракетная шахта

Дым отечества - Дом Печати

Рига. Образовательный фильм 1971 года.

© http://www.radiopagajiba.lv

Тридцать лет назад товары латвийской промышленности гремели на весь СССР - телефоны ВЭФ, духи «Кокетка» парфюмерной фабрики «Дзинтарс» и радио «Спидола» рижской «Радиотехники».

Некоторые заводы и фабрики живы по сей день, до сих пор выпускают продукцию под теми же названиями. Только работают там не десятки тысяч человек, а сотни.

Почему вместо расцвета за годы независимости латвийская промышленность зачахла - этим вопросом сегодня задаются многие. Людей, жалеющих о развале СССР, в Латвии было бы в разы меньше, если бы не потерянное производство.

Самой большой утратой здесь считают крах легендарного завода ВЭФ, который обеспечивал работой 20 тысяч человек (при общей численности населения республики 2,6 миллиона человек), занимал площадь, равную территории небольшого микрорайона, и делал практически все - от телефонов до военных изделий.

Когда-то ВЭФ благополучно пережил Вторую мировую войну, а вот встроиться в капитализм не смог. Почему - на эту тему в Латвии спорят до сих пор.

От «шпионской» техники до подводных лодок

В отличие от других гигантов латвийского производства, Государственная фабрика электротехники (Valsts elektrotehnikas fabrika VEF) со дня основания в 1919 году принадлежала государству. Через десять лет работы ВЭФ довел объем производства до 42 тысяч телефонных аппаратов в год, а помимо них были еще радиоприемники, кабели, электрохимия, лампочки и многое другое.

В 30-х годах к списку прибавился легендарный «шпионский» фотоаппарат Minox - самая маленькая камера в мире. К концу 30-х годов на фабрике работало 3000 человек, а концу 1980-х, когда ВЭФ стал легендой советской промышленности, на нем было занято уже 20 тысяч человек.

Однако для того, чтобы производство могло развиваться в новых условиях капитализма, нужны были инвестиции. У государства денег не было.

«Знаете, что там - телефоны, радиоаппараты - это не самая большая часть продукции, по сути, это был военный завод. А когда рухнуло государство, военные закупки прекратились», - говорит Русской службе Би-би-си Айвар Бернанс. В свое время он возглавлял департамент приватизации Министерства экономики.

«Не могу сказать, что завод по большей части был военным, но, насколько мне известно, помимо бытовых телефонных аппаратов, там производили еще и телефонные станции для подводных лодок», - признается Русской службе Би-би-си бывший глава департамента электроники Министерства промышленности и энергетики Латвии Инар Клявиньш.

«Когда все говорят о приватизации, забывают, что СССР обанкротился - были деньги, чтобы купить зерно в Канаде, но не было денег на то, чтобы его привезти. СССР был банкрот, люди по полгода не получали зарплаты, и в результате они просто не могли купить то, что в Латвии умели производить. Так что разговоры о том, что приватизаторы ликвидировали экономику Латвии - ерунда. Большие заводы ликвидировал сам СССР, который стал банкротом», - считает Айвар Бернанс.

В этом есть доля правды - до 1991 года оплата экспортных услуг ВЭФа осуществлялась при посредничестве московских банков. Ни в 1991 году, ни в 1992 счета оплачены не были, все 16 миллионов долларов осели за границей, а сам ВЭФ остался без оборотных средств. У завода начали накапливаться долги по налогам, которые очень быстро обрастали штрафными процентами.

Торговые организации не могли найти партнеров, в результате склады заполнялись никому не нужными товарами. Продукция завода оказалась ненужной даже национальной телекоммуникационной компании Lattelekom, которая почему-то решила закупать оборудование не у местного производителя, а у концерна Alcatel. По сути, уже тогда заводу надо было сокращать штаты, однако чисто по-человечески на это никто не решался. В итоге дотянули до того момента, когда людей уже нельзя было даже нормально уволить - из-за долгов перед социальным бюджетом.

Это еще больше усугубляло ситуацию, налоговые долги продолжали расти. Теоретически, госбюджет мог бы их погасить в счет собственных задолженностей перед предприятием, однако этого сделано не было. В итоге за считанные годы количество сотрудников ВЭФа сократилось на 70%.

«У нас тогда было молодое государство, и премьер-министры - как Ивар Годманис, так и Валдис Биркавс - руководствовались убеждением, что государство не должно заниматься бизнесом. Потом они эту ошибку признали: свободного рынка в полном смысле этого слова нет нигде», - говорит Инар Клявиньш.

Приватизация и 90 осколков завода ВЭФ

Еще одна проблема заключалась в том, что на конец 1980-х завод работал по принципу натурального хозяйства: все, что было нужно, производилось тут же на месте - от военных заказов до обычных домашних телефонов. Учитывая, что весомую часть производства - ту, что уходила на нужды армии - восстановить было невозможно, нарушенной оказалась вся производственная цепочка.

Плюс ко всему сразу после распада СССР завод потерял единое руководство, на месте ВЭФа начали формироваться отдельные структурные единицы, количество которых за год доросло до 26. Параллельно от ВЭФа отваливались мелкие части: тут кто-то приватизирует поликлинику, там - спортивный клуб.

В итоге было выделено шесть основных акционерных обществ, которые по разным причинам не смогли сохранить прежние объемы производства: что-то раскололось на мелкие части, что-то было приватизировано, что-то - вовсе исчезло.

«ВЭФ оказался слишком громоздким предприятием для Латвии. После развала единого советского рынка стало ясно, что его надо разделить на несколько частей, чтобы те нашли новые рынки, выжили и развивались. Не получилось. Руководители предприятий в те времена не знали элементарных законов свободного рынка, они даже языков иностранных не знали», - говорит Инар Клявиньш.

Самая весомая часть ВЭФа - VEF-KT - в свое время производила коммутационную технику, именно в этой сфере при СССР было занято больше всего рабочих - 14 тысяч из 20 тысяч. А в начале 90-х осталось 400 человек. В один прекрасный момент, выполнив государственный заказ, АО не получило от бюджета причитающуюся оплату - более трех миллионов долларов, начали накапливаться долги по налогам, которые вместе со штрафными процентами составили около 15 миллионов долларов.

Дошло до того, что из-за долгов перед социальным бюджетом предприятие даже не могло уволить сотрудников. Тысяча рабочих смогла цивилизованно покинуть завод только через несколько лет, когда предприятие получило деньги от Агентства приватизации. В итоге часть VEF-KT перешла в собственность компании PK Investments, дочернего предприятия концерна Pro Kapital, принадлежащего итальянскому предпринимателю Эрнесто Преатони. На месте бывшего завода он открыл один из крупнейших в Риге торговых центров - «Domina».

Еще одна часть завода - VEF-REC - на момент приватизации производила сельскохозяйственную продукцию, средства механизации, оборудование для лесопилок и даже гидротурбины для малых ГЭС. 130 человек умудрялись работать без воды и отопления, под протекающими крышами. Пройдя через процесс неплатежеспособности, предприятие перешло в собственность американской компании Harvey International Ltd. Кстати, под названием VEF-REC оно существует до сих пор, располагается на территории старого ВЭФа и занимается производством.

То же самое случилось с VEF Instrumentu rūpnīca и VEF-Tranzistors - компании были приватизированы, поменяли название на ОАО Tehprojekts и ОАО VEF-Telekom, остались в помещениях старого завода и продолжают существовать до сих пор. А вот АО VEF, которое тоже было приватизировано, сменило профиль - вместо производства оно занимается в основном тем, что сдает в аренду заводские помещения.

В общем и целом регистр предприятий Латвии содержит информацию о более чем 90 фирмах, всевозможных обществах и организациях, в названии которых встречается аббревиатура VEF, однако к профилю работы самого завода отношение имеют единицы. Располагаются они все там же - на территории старого ВЭФа, рядом с заброшенными корпусами, модными офисными «лофтами» и даже ночным клубом.

«Радиотехника»: Hi-Fi и надежды на Россию

Одна из компаний, которой достался бренд VEF - VEF Radiotehnika RRR, преемница рижской «Радиотехники». В свое время это был один из крупнейших заводов радиоэлектроники в СССР, на его долю приходилось 35% всей выпускаемой в СССР бытовой аудиотехники. Некоторые виды продуктов производили только здесь, многое шло на нужды военно-производственного комплекса.

Кстати, основанный в 1927 году завод работал на армию не только в советское время, но и в годы германской оккупации - говорят, тут производили запчасти для крылатых ракет V-1. Перед капитуляцией Германии руководство завода получило приказ отправить в Германию все ценное производственное оборудование. Но вместо этого директор «Радиотехники» Александр Апситис набил коробки камнями, за что, кстати, в Германии был приговорен к смертной казни.

Немцы до него не добрались, и Апситис остался в Риге - продолжил руководить заводом в советские годы. Как ему это удалось, непонятно, но даже будучи на самой верхушке промышленной иерархии, этот человек запросто игнорировал партийную линию и с удовольствием набирал на работу бывших легионеров латышского легиона СС. До войны некоторые из них успели проявить себя как выдающиеся инженеры, но в университеты по понятным причинам их не брали. Осев на радиозаводе, они создали радиолы, которыми восхищался весь СССР.

С конвейера завода только за год сходил миллион экземпляров радиоприемных усилительных и звуковоспроизводящих устройств и около 1,3 миллиона акустических систем. В золотые времена на заводе работали 10 тысяч человек, а в начале 90-х их количество сократилось до 1 800 человек.

Как и в случае с ВЭФом, проблемы начались отчасти из-за несостоятельности латвийского бюджета. В 1992 - 1993 году завод передал государству заказ почти на пять миллионов долларов, но денег не получил. Потом, как и в случае с ВЭФом, «Радиотехнику» поделили на шесть частей, которые по отдельности доходили до банкротства: сначала завод микроэлектроники «Эльмира», потом - конструкторское бюро, затем - Рижский электромеханический завод (РЭМЗ). Далее отделилась служба реализации и гарантийного обслуживания, которая задолжала заводу 2,5 миллионов долларов.

«Думаю, подход разделения был правильным, - считает экс-глава департамента электроники министерства промышленности и энергетики Инар Клявиньш. - Это делали для того, чтобы была самостоятельность, свобода действий. К сожалению, этим шансом не воспользовались».

В середине 90-х ситуация была настолько удручающей, что у руководства предприятия не хватало денег даже на оплату коммунальных счетов. Развивать конкурентоспособное производство в таких условиях было невозможно. «Когда-то «Радиотехника» для половины мира производила приемники, но оказалось, что Сингапур и Тайвань делали это дешевле. А ведь в те времена у людей даже на еду денег не было, - рассказывает экс-глава департамента приватизации министерства экономики Латвии Айвар Бернанс. - Имущество тогда распродавали, потому что сам завод не мог производить».

В итоге предприятие было приватизировано. «Мы получили завод в таком состоянии, в каком его оставил Советский Союз - старое здание, устаревшее оборудование, миллионные долги перед государством. При этом предприятие было продано на аукционе, в ходе которого цена поднялась с двух почти до шести миллионов долларов», - рассказывает Русской службе Би-би-си председатель правления VEF Radiotehnika RRR Эдуард Малеев.

Затем к активам завода прибавился осколок ВЭФа и производство печатных плат. «Радиотехника» производит их до сих пор. Однако основным видом производства остается акустика - по большому счету, это все, что осталось от многопрофильного завода. Тем не менее, завод и сегодня считается одним из ведущих производителей систем Hi-Fi в Восточной Европе. Сегодня от десяти тысяч работников на «Радиотехнике» осталось 200 человек, до последнего кризиса было 350. «Политика Латвии заключалась в том, чтобы тут было поменьше «оккупантов» и «иммигрантов». Поэтому большие предприятия закрывались в надежде на то, что уедут все русскоязычные. На мой взгляд, эти надежды частично оправдались», - продолжает Малеев.

«Теперь у Латвии другая проблема - производство нужно возрождать, но те объемы, которые когда-то производились в СССР, сейчас производятся в Китае. И возродить в том виде - исключено, но возрождением производства в Латвии сейчас занимаются все - от меня до премьер-министра. Но думаю, тенденции позитивные, и рентабельное производство с высокой добавочной стоимостью у нас появится», - считает Малеев.

Кстати, сейчас завод планирует не только восстанавливаться после кризиса, но и на полном серьезе готовится к завоеванию мировых рынков посредством внедрения в производство российского ноу-хау - контрапертурной акустики. Авторы этой системы успели запатентовать ее практически во всех индустриальных странах мира, и уже готовы передать разработку в руки рижского завода.

Теперь «Дзинтарс» любят в США и Европе

Переориентацией производства сегодня занята и парфюмерная фабрика «Дзинтарс», известная советским покупателям и декоративной косметикой, и духами «Кредо», «Кокетка», «Рижанка».

«Люди их помнят, до сих пор спрашивают, даже пишут нам письма. Это парфюмерия и декоративная косметика, лучше которой на постсоветском пространстве сделать не смогли, - рассказывает Русской службе Би-би-си президент АО «Дзинтарс» Илья Герчиков. - Мы сейчас ориентированы на западный рынок, перестраиваем производство туда. «Дзинтарс» перешел от производства массовой продукции к средней и высшей категориям товаров. Мы тоже перестроились, выпускаем продукцию для среднего класса, он существует везде и имеет другую покупательную способность».

Именно «Дзинтарс» в Латвии считается самым ярким примером успешного перехода от плановой экономики к рыночной: предприятие работает до сих пор, продает продукцию по всему миру, строит планы на будущее. По словам Герчикова, с советских времен объемы производства не сократились, а наоборот - выросли.

А вот количество сотрудников сократилось весьма драматично: были времена, когда на «Дзинтарсе» работали более 101 тысячи человек, а сейчас - только 417. В начале 90-х работа у них была не всегда, во избежание финансовых провалов завод почти полностью перешел на выполнение крупных заказов, вот и получалось, что в один день конвейер стоит, в другой рабочие работают в две смены. Тем не менее, предприятие выжило.

«У нас изначально не было задачи разваливать, мы не воровали, когда воровали другие. У нас была профессиональная команда, которую нам удалось сохранить, - говорит Герчиков. - Когда разваливается империя, нужно сохранить экономические связи - для этого нужен профессионализм. В конце 80-х - начале 90-х среди руководителей было очень много партийных кадров, потому что культивировалось понятие, что директор ничего не должен знать, что он должен быть идеологическим».

Сегодня, по его словам, «Дзинтарс» ориентируется не на Восток, а на Запад. В Европе и США давно начался бум увлечения экологической косметикой, которая еще не так популярна на постсоветском пространстве. Именно это заинтересовало латвийских производителей.

«Мы ушли от дешевого советского производства к другой продукции, у нас производится высшая ступень экологической косметики - органическая. И спрос на нее оказался выше на Западе, у нас очень много предложений оттуда, - уверяет Герчиков. - В отличие от многих западных предприятий, «Дзинтарс» имеет высокую технологию, контроль за качеством, есть сертификат качества GMP, которым обладают далеко не все западные производители».

В 1913 году рижские купцы Попер, Ленер, фон Гертвиг и Гельмзинг решили выкупить у города участок и построить на нём свою фабрику. В самом начале она называлась по-американски - «Buffalo». Изначально главной продукцией была дорогая качественная обувь, которую в те времена делали из импортируемой из Америки кожи бизонов. В 1941 году предприятие получило новое название «Большевичка». Несмотря на смену власти в государстве, работники...

Первая ТЭЦ, построенная в Риге на деньги городской Думы. Вырабатывала мощность в 1482 кВт. Строительство велось с 1901 по 1905 год. Расположение ТЭЦ было выбрано таким образом, чтобы легко было довозить к ней топливо. Для этого как нельзя лучше подходил Andrejsale - остров, рядом с которым находится рижский грузовой порт. За проектировку технических сооружений взялся специалист из Мюнхена, инженер Оскар фон Миллер - учредитель компании...

Огромный завод площадью в целый район расположился на окраине одного латвийского города. За свою недолгую историю (около 25 лет) он успел снабдить работой немалую часть населения города, испытать новые технологии в производстве химического волокна и стать одним из гигантов промышленности Латвийской ССР. Сейчас же завод мёртв и постепенно гниёт. Его размеры настолько огромны, что чтобы обследовать его целиком, потребуется несколько дней,...

Была построена в 1898 году архитектором Эдмундом фон Тромповски. Производила старейшие национальные сорта пива собственного производства, не уступавшие в свое время по популярности маркам Latvijas balzams и Laima. История разрушения пивоварни Varpa уложилась в 10 лет. После приватизации в 1993 году руководством было принято ошибочное решение экономить на оборудовании и технологиях. В условиях ужесточающейся конкуренции это оказалось...

Рижский электромашиностроительный завод (Rīgas elektromašīnbūves rūpnīca, РЭЗ, RER) - крупнейшее машиностроительное предприятие Прибалтики, которое специализируется на производстве тягового электрооборудования и аппаратуры для подвижного состава железных дорог. На данный момент (2017 год) около половины завода сдаётся в аренду под склады и мелкое производство. Завод выглядит как треугольный полуостров, с двух сторон окружённый водой, что...

Sarkanais Kvadrāts (Красный Квадрат) - завод резинотехнических изделий, находящийся в Риге. Находится на берегу Даугавы. С крыши можно посмотреть на красивый закат. Завод выпускал резиновые промышленные изделия, обувь, игрушки, противогазы и прочую продукцию. Был основан в 1924 году, своё название приобрёл в 1940 году. Получил Красный орден Ленина в 1974 году. К 1986 году выпустил 15 млн пар обуви. С наступлением независимости Латвии был...

Бывший мотозавод в Риге, функционировавший в период существования Латвийской ССР. Производил мотоциклы, мопеды и велосипеды для всей страны. После тотальной ликвидации мотозавода многие ценные технологические находки рижских инженеров исчезли в середине 1990-х, а существенная часть нереализованной с конца 1980-х годов продукции была распродана фактически за бесценок. Цеха ныне мёртвого легендарного рижского предприятия в настоящее время...

ВЭФ являлся крупнейшим электротехническим предприятием Латвии, во времена СССР. Завод ВЭФ был ведущим производителем АТС, телефонных коммутаторов, телефонных аппаратов, радиостанций, радиоприёмников и другой продукции. Теперь главный производственный корпус занял торговый центр, более мелкие постройки в аренде, а трехэтажная столовая стоит пока никому ненужная. Местное население растаскивает оттуда все, что горит, на дрова.