Почему увеличивается расход топлива. Увеличился расход топлива

Регулярное повышение цен на бензин заставляет владельцев автомобилей задумываться о снижение потребления топлива. В статье рассказывается о пяти простых способах, помогающих экономить бензин.

Топ 5 факторов

Прогрев двигателя и техническое состояние автомобиля

Движение на непрогретом двигателе ускоряет износ деталей, оказывает влияние на стабильность его работы. Температура прогрева около 80 градусов. Близко к этой температуре можно начинать движение, на ходу двигатель прогревается быстрее.

Машина нуждается в регулярной диагностике на станции технического обслуживания (СТО). Там проверят зазоры клапанов двигателя, систему зажигания, развал/схождение колес, давление в шинах, топливную систему.

Пониженное давление в шинах повышает расход бензина на 3%. Это происходит по тому, что увеличивается площадь соприкосновения поверхности шин с дорожным покрытием. Оптимальное давление 2 атм. Проверять давление нужно не реже одного раза в месяц. Перекачка шин также опасна, если вам предстоит двигаться по обледенелой или мокрой дороге.

Энергозагруженность машины и воздушный фильтр

Включение обогрева салона, сиденья, кондиционера, габаритных огней, ближнего и дальнего света повышает расход бензина приблизительно на 5%. Если все устройство включить одновременно расход топлива возрастет более чем на 10%.

Включенный ближний свет повышает потребление горючего на 0,1 литра (на 100 км). Использование в жаркую погоду кондиционера на полную мощность повышает расход топлива на 15%. Если ехать на скорости 60 км/ч с открытыми окнами – это увеличит потребление топлива на 4%.

Это связано с тем, что сопротивление воздуха возрастает. Нужно контролировать состояние воздушного фильтра.

Воздух смешивается с топливом для улучшения горения рабочей смеси в цилиндрах двигателя, перед этим он проходит очистку (пыль, грязь) в воздушном фильтре. Если он засорится, то воздушная смесь будет содержать мало воздуха и избыток топлива, что приводит к повышенному расходу бензина. Срок замены фильтра указан в техническом регламенте по обслуживанию автомобиля. Если вы часто совершаете поездки по грунтовым дорогам, то менять его надо чаще.

Использование багажника на крыше и прицепа

Прицеп часто незаменим при путешествиях, строительстве дома, сбора урожая на дачном участке. Использование его повышает расход 30-40% (в зависимости от массы груза). В колесах прицепа должно быть такое же давление как в шинах автомобиля. Мелкие грузы перевозят в багажнике, зафиксированном на крыше автомобиля. Если вы установили специальный аэродинамический багажник, потребление горючего будет меньше. Обычный евробагажник соответственно увеличивает сопротивления воздуха и расход бензина до 20%. Если вы не используете багажник, снимите его, он, даже пустой, повышает расход топлива на 3%.

Вес автомашины

Чем больше вес автомобиля (пассажиры, груз), тем больше топлива он потребляет. Не возите в багажнике лишний груз, утяжеляющий вес автомашины.

Сильно загруженная машина расходует до 20% больше топлива.

Узнать расход топлива вашего автомобиля просто. Слейте бензин из бака, затем залейте из канистры (мерного сосуда) 10 литров бензина и двигайтесь по ровной трассе без резких спусков и подъемов. Перед движением показания одометра обнулите, и двигайтесь по шоссе со скоростью 80 км в час. Когда бензин закончится, посмотрите пробег автомобиля.

У автомобиля с инжекторным двигателем дождитесь, когда начнет мигать лампочка резерва топлива, залейте бензин. Начинайте движение, когда лампочка снова замигает, посмотрите на показания спидометра.

Фактический расход будет всегда больше контрольных цифр указанных в техническом паспорте автомобиля. Разница составляющая 2-3 литра свидетельствует о неполадках в техническом состоянии машины.

Стиль вождения автомобиля и качество топлива

Самый экономичный режим вождения со скоростью 80-90 км/час по загородной трассе на максимально высокой передаче. Тогда машина двигается в основном за счет собственной инерции. Если скорость ниже или выше этих значений – использование топлива увеличивается.

Больше всего расходуется топлива при начале движения и разгоне автомобиля, чем выше передача, тем меньше потребляется горючее. Самая неэкономичная езда в городе, где много светофоров, потому что автомобиль вынужден останавливаться, а затем разгоняться.

Индивидуальный водительский стиль и динамика езды также влияет на расход топлива в городских условиях, резкий набор скорости, а затем резкое торможение перед светофором возможно и увеличиваю быстроту передвижения по местности, но и в разы повышает расход бензина. Плавная езда без рывков и резких торможений сокращает использование бензина при движении в городе на 10%.

АвтоПортал напоминает, почему автомобиль может потреблять много горючего и как заставить его умерить топливный «аппетит»

Каждый автолюбитель рано или поздно начинает присматриваться к тому, сколько бензина или дизеля употребляет его «железный конь», сравнивая полученные данные с паспортным расходом, величина которого, как мы уже , понятие относительное. И когда цифра расхода растет, владелец авто начинает искать способы, чтобы уменьшить топливный «аппетит» своего авто, и, соответственно, нагрузку на собственный карман. О том, что приводит к повышенному расходу топлива и как этого избежать - в сегодняшнем материале АвтоПортала.

Выясняем причины увеличения расхода топлива

Причины, по которым автомобиль начинает потреблять больше топлива, чем указано в паспортных данных либо свыше установившегося за определенный период эксплуатации уровня, условно можно разделить на объективные и субъективные.

К первым относятся сугубо технические проблемы узлов и агрегатов, которые в то или иное время выходят из строя, изнашиваются и уже не могут выполнять свои функции.

Ко вторым можно отнести так называемый человеческий фактор, когда расход топлива может увеличиваться из-за стиля вождения, перегрузки автомобиля, установки на него дополнительного оборудования и прочего.

К наиболее часто встречающимся техническим причинам роста потребления двигателем бензина или дизеля относятся:

1. Позднее зажигание . Даже при незначительном смещении угла опережения зажигания (на один градус) расход топлива может увеличиться на 1 %. Соответственно, чем больше смещается этот угол, тем больше растет расход топлива автомобиля.

2. Зазоры в свечах зажигания . Причиной повышенного расхода топлива могут стать неправильно выставленные зазоры (то есть нарушение минимального расстояния между центральным и боковым электродом) в свечах зажигания, что приводит к перебоям в работе свечей и повышению расхода топлива в среднем на 4%.

3. Низкая температура охлаждающей жидкости . Если температура «охлаждайки» ниже расчетной, то мотор использует больше топлива для прогрева, из-за этого расход топлива может возрасти в среднем на 10%.

4. Износ цилиндропоршневой группы . Из-за выхода из строя узлов цилиндропоршневой группы (обычно это случается на больших пробегах или при длительном использовании некачественного бензина или дизеля), в значительной мере повышается потребление топлива.

5. Износ кривошипно-шатунного механизма. Из-за выхода из строя поршневых колец, износа поршней и цилиндров снижается компрессия в цилиндрах, вследствие чего падает мощность двигателя. Чтобы нарастить мощность, приходится чаще нажимать на педаль акселератора, что приводит к повышенному расходу топлива.

6. Износ сцепления . При выходе из строя узлов сцепления, и, как следствие, пробкусовках, приходится постоянно перегазовывать, что неизбежно ведет к увеличению расхода горючего.

7. Износ механизма газораспределения. При износе этого механизма (нарушение тепловых зазоров клапанов; вытягивание зубчатого ремня и износ зубчатых шкивов, или износ цепи и звездочек привода; износ масло отражательных колпачков и так далее) происходит потеря герметичности цилиндров, из-за чего снижается давление в конце такта сжатия и начале такта расширения. Это приводит к повышению расхода топлива, потере мощности двигателя.

8. Не отрегулированный сход-развал . Не отрегулированные углы установки колес провоцируют заносы автомобиля на дороге, быстрое истирание шин, потерю управляемости, что в итоге сказывается на экономичности.

9. Пониженное давление в шинах . Низкое давление в покрышках способствует высокому сопротивлению качению, что приводит к повышенному расходу топлива (до 3% при снижении давления с 2 до 1.5 атмосфер в одном колесе). Следует учитывать, что если давление упало ниже нормы только в одном колесе, то это уже может спровоцировать увеличение расхода горючего.

Нарушив периодичность замены воздушного фильтра, можно спровоцировать увеличение топливного «аппетита» мотора

10. Несвоевременная замена воздушного фильтра. Нарушив периодичность замены воздушного фильтра (например, не сменив его при прохождении ТО), можно спровоцировать увеличение топливного «аппетита» мотора, так как забитый фильтр препятствует поступлению в двигатель воздуха, который необходим для эффективного сгорания топливной смеси.

11. Неисправность термостата . Поломка этого агрегата (например, термостат заклинил в открытом состоянии) может, особенно в зимнее время, привести к недостаточному прогреву двигателя до рабочей температуры, что влечет за собой увеличение расхода топлива.

12. Загрязнение топливных форсунок . Из-за образования на соплах форсунок смолистых отложений (появляются при частом использовании горючего низкого качества) нарушается их герметичность, вследствие чего топливо не поступает в достаточном количестве в цилиндр, и не происходит его эффективное сгорание. А это ведет, кроме прочего, и к повышенному расходу топлива.

13. Нестабильная работа датчиков электронного управления двигателем. Из-за ошибок настройки датчиков положения дроссельной заслонки, расходомеров поступающего воздуха, кислородных датчиков, в электронный блок управления двигателем передается некорректная информация о работе основных узлов двигателя. Вследствие чего в двигатель поступает обедненная либо обогащенная топливная смесь, что ведет к потере мощности мотора и увеличению расхода горючего.

К субъективным факторам, из-за которых увеличивается потребление двигателем автомобиля топлива, можно отнести следующие:

1. Перегрузка автомобиля . Нагружая машину сверх меры, мы, тем самым, провоцируем повышение расхода топлива. Каждые «лишние» 100 кг перегрузки ведут к увеличению расхода горючего на 10%, груженый багажник на крыше приводит к повышению потребления топлива на 40% (пустой - на 5%). Расход при этом зависит от конструкции багажника, его аэродинамичности и скорости движаения автомобиля.

Каждые «лишние» 100 кг перегрузки ведут к увеличению расхода горючего на 10%, груженый багажный бокс на крыше - на 40% (пустой - на 5%)

2. Езда с открытыми окнами . При продолжительном движении на скорости свыше 50 км/час с открытыми окнами ухудшаются аэродинамические характеристики автомобиля, расход топлива возрастает в среднем на 4%.

3. Резкое торможение/ускорение . Такая скачкообразная манера езды приводит к резкому повышению расхода топлива, так как двигатель постоянно испытывает нагрузки и требует большего количества горючего.

4. Установка на автомобиль дополнительного оборудования (обвесы, спойлеры). Все эти, не предусмотренные заводом-изготовителем конструкции нарушают аэродинамические характеристики автомобиля, что влечет за собой повышенный топливный «аппетит».

5. Постоянная работа магнитолы/кондиционера . На питание электронных или климатических систем автомобиля идет значительное количество горючего. Так, при езде с включенным на полную мощность кондиционером расход топлива может в среднем увеличиться на 15%, а при постоянно включенных мультимедийных системах - на 7%.

При езде с включенным на полную мощность кондиционером расход топлива может в среднем увеличиться на 15%, а при постоянно включенных мультимедийных системах - на 7%

6. Использование масел и жидкостей с неподходящими для двигателя и трансмиссии параметрами. Производитель не зря рекомендует заливать в мотор или трансмиссию масла и жидкости с определенными параметрами вязкости - в процессе многочисленных испытаний выбирается тот тип масла, который оптимально подходит для указанных агрегатов. Если же владелец автомобиля выбирает, к примеру, масло с вязкостью выше рекомендованной, расход топлива может увеличиться на 10-15%.

7. Использование ближнего и дальнего света фар . Постоянно включенный ближний свет фар может спровоцировать повышение расхода топлива в среднем на 5%, тогда как при включенном дальнем свете топливный «аппетит» мотора может увеличиться в среднем на 10%.

Устраняем причины и нормализуем расход горючего

Подробно остановившись на наиболее распространенных причинах повышения расхода горючего, теперь поговорим о том, как умерить топливный «аппетит» автомобиля. Начнем с объективных причин.

1. Исправить работу зажигания можно, установив на СТО правильные углы опережения зажигания.Проверка правильности установки углов зажигания проведут при помощи специального диагностического сканера, а отрегулируют посредством стробоскопа.

2 . Устранить некорректный зазор между боковым и центральным электродами свечей зажигания можно при помощи специального инструмента с щупами. Перед корректировкой зазоров необходимо измерить их величину при помощикруглого проволочного щупа-калибра. Если у вас такие инструменты отсутствуют, обратитесь на СТО.

3. Причин низкой температуры охлаждающей жидкости может быть несколько. Это как неисправность системы охлаждения двигателя (разгерметизация). Следует проверить систему на герметичность, износившиеся детали - заменить. Вполне возможно, что охлаждающая жидкость уже устарела (срок эксплуатации ее - не более 3 лет или 60 тысяч км пробега), и не справляется со своими функциями, поэтому ее следует заменить.

4 .В случае с износом узлов цилиндропоршневой группы (поршней, колец, поршневых пальцев) потребуется их замена на новые.

5 .Если износились детали кривошипно-шатунного механизма (коренные и шатунные подшипники), не обойтись без их замены.

6 .Вышедшее из строя сцепление ремонту, как правило, не подлежит - потребуется заменить его в сборе.

7 .Перед устранением поломок механизма газораспределения следует провести диагностику и выяснить причины сбоя в его работе. И только потом газораспределительный механизм разбирают, износившиеся детали заменяют на новые. Проводить эти операции лучше на СТО.

8 .Регулировку схода-развала выполняем на сервисной станции, где есть специальное диагностическое оборудование и стенд корректировки развала/схождения. Установить правильные углы установки колес без применения специального оборудования невозможно.

Необходимо регулярно (желательно, при каждой заправке топливом) проверять давление в шинах и своевременно их подкачивать

9 .Необходимо регулярно (желательно, при каждой заправке топливом) проверять давление в шинах и своевременно их подкачивать. При износе шин, неисправности клапана накачивания, следует заменить старые шины на новые. Также рекомендуется установка шин с низким сопротивлением качению.

11 .При некорректной работе термостата следует его демонтировать, предварительно слив охлаждающую жидкость из системы, и проверить работу клапана. Если клапан заклинивает как в крайних положениях, так и в промежуточных, следует очистить его от загрязнений. Не поможет - придется заменить термостат.

12 .При загрязнении форсунок придется провести процедуру раскоксовки. Ее выполняют двумя методами: при помощи специальных очищающих добавок к горючему (присадок) либо на СТО посредством промывки топливной системы автомобиля специальными жидкостями - сольвент-декарбонайзерами, которые подаются в систему очистительными агрегатами под давлением. Этот вид работ выполняется на СТО.

При загрязнении форсунок придется провести процедуру раскоксовки, этот вид работ выполняется на СТО

13. Работа датчиков и исполнительных механизмов электронной системы управления двигателем диагностируется при помощи специального электронного оборудования - компьютерного сканера. На основании этих данных определяется, какой именно датчик барахлит, и производится его ремонт или замена.

С субъективными причинами увеличения расхода топлива бороться легче - достаточно запомнить несколько правил, которые помогут умерить топливный «аппетит» автомобиля.

1. Стараемся не перегружать автомобиль сверх меры. Для этого полезно знать, какой максимальной грузоподъемностью обладает машина, и не перегружать ее сверх меры. Если установленный на крыше багажник используется нечасто, его лучше демонтировать.

2 . Не открываем окна широко, оставляем лишь небольшие щели для проветривания и то, только на короткий промежуток времени.

Вырабатываем плавную и спокойную манеру езды, переходим на высшую передачу как можно раньше, используем движение накатом

3 . Вырабатываем плавную и спокойную манеру езды. Не срываемся с места резко, плавно переключаем передачи, переходим на высшую передачу как можно раньше. Используем движение накатом и торможение двигателем.

4 . По возможности избегаем установки на автомобиль обвесов, кенгурятников и спойлеров, ухудшающих аэродинамические характеристики машины.

5 . Рекомендуется делать перерыв в работе мультимедийной системы. Кондиционер если и включаем, то не даем ему работать долго на максимальной мощности. Особенно это важно при езде в городе, так как при движении на трассе, где двигатель работает на повышенных оборотах отбор мощности для работы компрессора не так заметен, как в городе (исключения - обгоны, при которых, если двигатель не очень мощный, все же лучше отключить климатическую установку).

6 . Для смазки двигателя и трансмиссии рекомендуем использовать масла и жидкости, параметры вязкости которых соответствуют тем, которые рекомендует производитель.

7 . Вряд ли кто из автолюбителей постоянно использует дальний свет, а . Так что избежать расхода топлива в данном случае не удастся, разве что установить на авто светодиодные дневные ходовые огни, которые не потребляют столько энергии, сколько обычные лампы.

Итог

Как мы убедились, на увеличение расхода топлива влияют множество факторов, как субъективных, так и объективных. Поэтому чтобы не расстраиваться при виде того, как быстро испаряется из бака вашего автомобиля горючее, необходимо периодически проводить диагностику указанных систем и При этом важно помнить, что совокупность нескольких факторов, влияющих на увеличенное потребление топлива, не приведет к повышению расхода на суммарную величину. Например, при езде с открытыми окнами, включенным ближним светом, засоренными форсунками и загруженным багажником на крыше расход топлива не увеличится суммарно на 60%, так как все будет зависеть от степени загрязненности форсунок, веса багажника, времени, при котором включен ближний свет и прочих факторов.

Отметим, что данный материал носит ознакомительный и рекомендательный характер, а все приведенные в нем цифры - усредненные.

Большой расход топлива является одной из самой распространенных жалоб огромного числа автолюбителей, пользующихся разными марками транспортных средств. В условиях постоянно повышающихся цен на бензин и другие типы топлива эта проблема напрямую касается семейного бюджета и составляет главную статью трат на обслуживание автомобиля.

1 Почему увеличивается потребление бензина?

Причины большого расхода топлива, как правило, могут заключаться в нескольких основных факторах. На первый план выступают различные нарушения работы двигателя технического характера – именно неправильное функционирование «сердца машины» ведет к увеличению затрат на топливо. Также нередко основой для такого явления может быть избыточная нагрузка со стороны дополнительных компонентов транспортного средства – многие водители со стажем знают, что включение автокондиционера влечет за собой большой расход топлива. Другим распространенным фактором, который может приводить к избыточному потреблению бензина, является неправильная манера вождения машины.

Среди проблем технического характера, которые приводят к увеличению затрат на топливо, наиболее распространены следующие:

Нарушение работы электронной системы управления двигателя;

Некорректная работа инжекторов;

Засорение фильтров – как воздушных, так и топливных;

- «Скачущее» давление в топливной системе;

Неправильная работа автоматической коробки передач;

Нарушения в работе радиаторной системы, ведущие к перегреву двигателя.

2 Плохая работа ЭСУ и инжекторов

Большинство современных автомобилей снабжены датчиками, которые контролируют ряд ключевых процессов в работе двигателя машины. Все они подсоединяются к электронной системе управления (ЭСУ), которая и регулирует расход топлива и другие моменты. Ее некорректная работа или нарушение работы датчиков приводит, так или иначе, к нарушению образования топливной смеси перед ее подачей в цилиндры двигателя. Неправильно составленная топливная смесь приводит к падению мощности и повышенному потреблению топлива. Поэтому при такой проблеме следует произвести полную диагностику двигателя для нахождения различных скрытых неполадок.

Инжектор является одним из главных компонентов правильной работы «сердца автомобиля». Поэтому следить за его состоянием необходимо особенно тщательно – регулярно очищать от грязи и сажи и проводить профилактический осмотр. Загрязнение на инжекторах приводит к некорректному сгоранию смеси в цилиндре, следствием чего является большой расход топлива. Помимо этого, плохая работа этого компонента двигателя ведет к ухудшению динамических качеств автомобиля и перегрузкам при переключении передач. Последний фактор также способствует увеличению потребления бензина.

3 Проблемы с фильтрами

Засорение фильтров является настоящим бичом автомобилистов, особенно в засушливой, пыльной местности. Плохая проходимость воздушного фильтра запускает целый каскад проблем, которые в совокупности снижают эффективность двигателя и повышают расход топлива. Низкое количество кислорода в воздухе снижает эффективность сгорания смеси, что является причиной перегрузки всех систем автомобиля, а это приводит к большой проблеме. Кроме того, в таких условиях начинаются проблемы с работой датчиков, что ведет к неправильной интерпретации данных электронной системой управления. Это также не способствует экономичности двигателя.

4 Причина «прожорливости» машины – давление топлива и некорректная работа АКПП

Оптимальная работа машины зависит от уровня давления в ее топливной системе. Если оно имеет тенденцию к повышению или уменьшению, то это за счет разных механизмов становится причиной неадекватного расхода топлива. При повышенном давлении при впрыске смеси она обогащается дополнительным объемом бензина, что приводит к его большой потери. В случае пониженного давления за счет работы датчиков ЭСУ происходит более длительная работа двигателя на повышенных оборотах (для компенсации мощности), что также проявляется большим потреблением топлива.

Работа автоматической коробки передач во многом имеет решающее значение на расход бензина и другие характеристики автомобиля. Поэтому при некорректной работе АКПП первым признаками выступают часто необоснованный «рев» двигателя (что свидетельствует о его перегрузке) и последующее за ним увеличение потребления бензина. Исходя из этого, при первых же признаках неисправностей в работе АКПП с большой вероятностью следует обратиться в сервисный центр для диагностики.

5 Как влияет на потребление топлива перегрев двигателя?

Почему радиатор автомобиля охлаждает двигатель? Какие причины могут быть? Казалось бы, какое он имеет отношение к топливной системе? Оказывается, большое – он сохраняет нормальную рабочую температуру цилиндров (90-100 градусов). При больших значениях температуры возникает обеднение смеси топливом за счет его быстрого испарения. Это приводит к «порочному кругу» – детонационное сгорание горячей смеси приводит к еще большему разогреву двигателя.

При этом нарушается работа датчиков ЭСУ, изменяется давление в топливной системе, что и является причиной большого расхода бензина при поездке. Поэтому следует внимательно проверять все узлы охлаждения автомобиля – проходимость радиатора для жидкости, работу вентилятора. Ведь проблема с этим компонентом двигателя ведет не только к большим затратам на топливо, но и к износу большинства узлов машины.

6 Стоит ли экономить на кондиционере в машине?

Ни для кого не секрет, что топливо в автомобиле – большой источник энергии не только для движения, но и для работы ряда дополнительных компонентов. Самым расточительным из них считается кондиционер, на который обычно и списывают все дополнительные затраты на бензин. В летнее время расход бензина увеличился? Это нормально. Однако доля потребления энергии этим средством зависит в первую очередь от режима работы двигателя.

Например, в условиях длительного холостого хода автомобиля (что наиболее часто бывает при городских поездках в час пик) примерно 10-20 % расхода топлива действительно уходит на кондиционер. Но при стабильной работе двигателя на средних и высоких оборотах, как при поездке по шоссе, доля кондиционера в общей затрате не превышает и пары процентов.

7 Правильное вождение – залог экономии топлива

Нередко большой расход топлива является следствием неопытности водителя. Или если водитель любит «подрифтовать», часто идет на обгон, то затем не следует удивляться, что расход топлива увеличился. Если целью вождения автомобиля не является большой расход бензина, то можно научиться экономить и за рулем своей машины.

В первую очередь, следует взять за привычку как можно быстрее (в зависимости от обстоятельств) переходить на высшую передачу – именно переходные моменты поглощают больше всего топлива, и получается увеличенный расход. Также в ряде случаев значительную часть пути перед остановкой можно проходить по инерции – машина имеет значительную массу, поэтому может проехать в таком режиме достаточно большое расстояние. Все эти меры с легкостью устранят причины больших затрат на бензин.

Дизельные двигатели, при сопоставимых параметрах нагрузки, изначально отличаются от бензиновых более низким расходом топлива, а также лучшей динамикой тяговых показателей, развивая максимальный крутящий момент на более низких оборотах. Это способствовало современному широкому распространению дизелей не только на тракторах, грузовиках и спецмашинах, но и на легковых автомобилях. Однако в тех случаях, когда возникают проблемы с повышенным расходом дизтоплива, дизельный мотор теряет всю свою экономичность. Какие могут быть причины большого расхода топлива и что в этом случае делать?

Часть информации, которая изложена в данной статье, будет справедливой и для бензиновых двигателей внутреннего сгорания. Однако, с учётом характерных особенностей устройства системы рабочего процесса дизеля, в первую очередь, она ориентирована на выявление причин перерасхода и способов экономии именно дизельного топлива.

Основной показатель экономичности любого из двигателей – это удельный расход топлива. То есть, тот объём горючего, который потребляется техникой за 1 час при мощности устройства в 1 кВт. Дизели традиционно более экономичны, чем бензиновые моторы.

Для двигателей дизельных данное значение составляет 200-230 гр., а для бензиновых силовых агрегатов тот же параметр бо́льший – 265-305 г. Это усреднённые значения. Кроме них, имеется целый ряд внешних и внутренних факторов, напрямую влияющих на фактические показатели для конкретно взятой техники. Среди основных из них – следующие:

  • вес трактора или автомобиля (чем он значительней, тем тяжелей мотору будет раскручивать передаточный механизм и тем больше энергии будет нужно для разгона);
  • давление воздуха в шинах (пониженное – приводит к существенному снижению уровня коэффициента полезного действия двигателя);
  • уровень загрязнённости воздушного фильтра;
  • длительная работа в режиме холостого хода;
  • агрессивная манера вождения с резкими разгонами и замедлениями, с излишними раскручиваниями двигателя на низких передачах.

Главный и явный признаков повышенного расхода дизтоплива во время работы двигателя – это существенная разница между указанными в документации на силовой агрегат значениями потребления горючего со значениями фактическими. Кроме этого, высокий расход горючего чаще всего будет сопровождаться ещё и нехарактерным поведением мотора во время работы.

Признаки повышенного расхода дизельного топлива

Это связано с тем, что излишки дизтоплива при его попадании в камеру сгорания не сжигаются качественно и полностью, и это всегда приводит к потере мощности. Двигатель начинает «задыхаться», в выхлопной системе начинают раздаваться характерные хлопки из-за того, что топливо начинает «догорать» уже там. Дополнительный, очень часто проявляющийся визуальный признак повышенного расхода топлива на дизеле – это излишняя дымность, очень тёмный или чёрный цвет выхлопных газов, выбрасывающихся из трубы.

К основным причинам повышенного расхода горючего на дизельных моторах и одновременного появления повышенного дымного выхлопа следует отнести:

  • Появление недостаточной герметичности системы питания.

Герметичность системы питания для дизельного мотора имеет особое значение. В частности, подсос воздуха во впускной части системы (от топливного бака до топливоподкачивающего насоса) приводит к нарушению работы топливоподающей аппаратуры. А нарушенная герметичность части системы, находящейся под давлением (от топливоподкачивающего насоса до форсунок) вызывает подтекание и значительный перерасход горючего. Нарушение герметичности в системе питания часто возникает из-за нарушения плотности соединений, вследствие естественного износа либо механического повреждения. Нарушения в герметичности соединений топливопроводов высокого давления определяют по небольшому выходу дизтоплива в местах крепления трубок у штуцеров насоса и форсунок при работающем двигателе.

  • Засорение воздушного и (или) топливного фильтров.

Это очень распространённая причина появления повышенного расхода топлива на дизельном двигателе, которую, возможно, следует даже поставить на первое место в списке основных причин перерасхода. Быстрее загрязнение фильтров происходит при регулярной эксплуатации техники на грунтовых или гравийных дорогах и по бездорожью; при периодическом использовании дизтоплива сомнительного качества, с посторонними примесями. Впрочем, пагубное влияние на состояние воздушных фильтров оказывает и загрязненный воздух особенно оживлённых дорог в стеснённом состоянии современных мегаполисов.

  • Засорение сливного топливопровода.

Если забит, либо был деформирован сливной топливопровод (от насоса к топливному баку), это также негативно повлияет на расход дизельного топлива.

  • Загрязнение либо изнашивание форсунок.

Это уже более серьёзная проблема, требующая ремонта или замены форсунок на новые. При использовании некачественного топлива эти довольно взыскательные устройства очень быстро засоряются, что приводит к их порче в дальнейшем.

  • Нарушение значения угла опережения топливного впрыска в зависимости от частоты вращения.

От частоты вращения коленчатого вала – скорости движения поршня в цилиндре двигателя – зависит количество рабочего тела в камере сгорания двигателя и его температура. С увеличением частоты вращения коленвала абсолютные длительности задержек воспламенения (в миллисекундах) сокращаются, однако относительные длительности в градусах оборота коленчатого вала при этом возрастают. Не надо забывать и о таком моменте, как задержка впрыскивания (время между началом подачи топлива насосом и впрыском топлива форсункой в камеру сгорания). Чем выше частота вращения коленчатого вала, тем раньше нужно впрыснуть в камеру сгорания топливо, и наоборот.

  • Большие зазоры в клапанном механизме.

Правильные зазоры в клапанной группе – это необходимый эелемент, который обеспечивает правильную работу всего газораспределяющего механизма двигателя в целом. Величина тепловых зазоров может составлять 0,08…0,45 мм, и нормируется для каждого двигателя его предприятием-изготовителем. После прогрева дизельного двигателя все его работающие детали в той или иной степени подвержены тепловому расширению, которое зависит как от степени нагревания, так и от размеров деталей, от коэффициента температурного расширения того металла, из которого эти детали изготовлены. Большинство деталей двигателя расширяются достаточно сильно, так как имеют довольно серьёзный коэффициент линейной деформации металла, из которого сделаны.

  • Сильная степень износа кривошипно-шатунного механизма, из-за которого падает мощность мотора.

Соответственно, в целях её поддержания на необходимом для работы уровне водитель или механизатор будет чаще и энергичнее пользоваться педалью акселератора.

  • Загрязнение цилиндров и поршневых колец.

В этом случае, как правило, из трубы валит густой чёрный дым плюсом к перерасходу дизтоплива.

  • Выход из строя ТНВД – топливного насоса высокого давления.
  • Сбои в работе электроники, ведущие к тому, что датчики формируют неправильные данные, а бортовой компьютер, соответственно, нормирует впрыск с ошибками.
  • Высокая степень износа сцепления.
  • Нарушение в регулировании угла, под которым происходит опережение впрыска горючего в соответствии с частотой вращения.
  • Недостаточный прогрев двигателя.

Во время зимнего сезона температура охлаждающей жидкости падает ниже требуемого значения, и из-за этого сам двигатель не может набрать необходимую для полноценной работы температуру. В подобной ситуации мотор будет использовать больше горючего для собственного прогрева, что повлияет на общий расход дизеля порядка десяти процентным его повышением.

  • Разбалансированный сход-развал колёс.

Когда колёса стоят под разным углом и в разном направлении, это вызывает гораздо бо́льшее сопротивление при езде и, соответственно, повышает расход топлива. Нормальный расход горючего возвращается после регулировки сход-развала.

  • Аэродинамические препятствия различного рода.

Это может быть всё, что так или иначе вызывает повышенное сопротивление при езде. В частности, не соответствующая норме резина, багажники и боксы и т.д.

  • Автоматическая коробка переключения передач.

использование коробки-«автомата» всегда и в любом случае чревато повышенным, по сравнению с традиционной «механикой», расходом топлива.

Кроме обозначенных высокого расхода и усиленной дымности, большинство указанных причин может также привести к ухудшению динамики разгона; к неустойчивой работе силового агрегата на холостом ходу; к определённым проблемам с его запуском.

  • Не забывать об особенной высокой требовательности современных дизельных двигателей к качеству горючего.

Импортные дизели и прежде отличались большой «разборчивостью» к качестве солярки. А теперь, с повсеместным распространением системы электронного впрыска «Коммон Рэйл», – тем более. В связи с этим, необходимо заправляться только на хорошо знакомых автозаправках проверенных и испытанных поставщиков горючего. Если же возникает необходимость заправиться на незнакомой АЗС, то желательно использовать в этом случае специальные присадки.

  • Следить за правильной регулировкой настроек топливной аппаратуры.

Дизельный двигатель в конструктивном смысле сложнее бензинового. Смесеобразование и впрыск здесь производится посредством ТНВД – топливного насоса высокого давления, оснащённого электронной системой управления. С солидным возрастом и эксплуатационным износом техники, прежде всего – тяжёлой, большегрузной, настройка важна особенно, поскольку возникают естественная разбалансировка; увеличение зазоров, снижающих качество смеси; нарушение угла опережения впрыска.

В частности, угол опережения впрыска имеет различные оптимальные значения при разных оборотах: 3° – 800 об/мин. (холостой ход), 4° – 1000 об/мин., 5° – 1500 об/мин., и т. д. Он зависит от давления дизтоплива внутри корпуса топливного насоса и от износа волнового профиля специальной шайбы. Для достижения оптимальных значений в корпусе ТНВД предусмотрен поршень (или, так называемый «таймер»), который посредством поводка разворачивает шайбу и устанавливает тем самым время начала подачи топлива к форсунке. Своевременная замена износившейся шайбы зачастую решает проблему с топливным потреблением и перерасход горючего. Кроме того, на экономию диз заметно повлияет своевременное корректирование цикловой подачи, которая должна соответствовать объему поступающего воздуха.

  • Любителям резкого и агрессивного стиля вождения сто́ит пересмотреть свои привычки, отказавшись от резкого «газования» с быстрыми наборами мощности и торможениями.

Лучше придерживаться оптимального для экономичного расхода горючего плавного и стабильного стиля управления техникой. Показатели оборотов дизельного двигателя должны быть в пределах 1600-2000 оборотов. Есть смысл также отказаться от переключений на повышенные передачи при разгазовке до больших оборотов.

  • Вовремя менять засорившиеся расходники – топливные и воздушные фильтры, не допуская значительного снижения их пропускной способности.
  • Выбирать оптимальное для дизельных двигателей моторное масло с показателями низкой вязкости. Не сто́ит экономить на масле: производить его замену нужно в установленный производителями срок, и проводить эту замену в полном соответствии с техническими параметрами трактора или автомобиля.
  • Не забывать регулярно контролировать уровень давления в шинах, подкачивая их по мере необходимости до установленных значений.

Итак, в большинстве случаев повышенный расход дизельного двигателя является первым серьёзным звонком о том, что в тракторе или грузовике имеет место неисправность. Выявить эту неисправность и устранить её нужно, по возможности, в сжатые сроки, не откладывая эти действия «в долгий ящик».

Повышенный расход топлива - это не только увеличение количества визитов на заправку, но и удар по бюджету автомобилиста. Какие факторы влияют на «прожорливость» машины?

Резко увеличился расход: плохое топливо

Конечно же, самая банальная причина повышенного расхода – использование некачественного топлива. Если бензин или дизель по своему химическому составу не соответствуют нормативам, то его сгорание происходит нештатно. А это значит, что блок управления двигателем пытается исправить проблему и дает команду обогатить смесь, подав больше топлива. Чтобы не спускать деньги в трубу вместе с не полностью сгоревшим топливом, лучше заливать топливо на заправках известных сетевых компаний.

На расход топлива также может влиять некачественное моторное масло или его несвоевременная замена.

Актуальные Автоновости

Электронный блок управления

Работа современного двигателя зависит от большого количества факторов, а сам мотор управляется компьютером. В зависимости от показаний множества датчиков, «мозги» подстраивают работу исполнительных механизмов (частоту и время работы форсунок, угол зажигания, угол впрыска, открытие дроссельной заслонки, давление топлива и так далее) под текущий режим движения. Если показания от какого-либо неисправного датчика выдают некорректные данные, то ЭБУ выбирает для мотора ошибочную программу, что может вызывать неправильное сгорание топливовоздушной смеси и, следовательно, повышенный расход топлива. К счастью, как правило, если один из датчиков выдает неточные данные, то на приборной панели загорается индикация «Check engine».


В этом случае стоит обратиться на сервис, где специалисты считают ошибку и помогут понять, какой исполнительный механизм или датчик требует замены.

Датчик массового расхода воздуха

Отдельно следует отметить датчик массового расхода воздуха. Ведь негерметичность каналов подачи воздуха к нему ведет к искажениям показаний реального расхода воздуха и фактического, попавшего в камеру сгорания. Отсюда – неверное стехиометрическое соотношение горючей смеси и работа ДВС в полуаварийном режиме со всеми вытекающими последствиями.

Вот почему при диагностике автомобиля с жалобами на неровную работу двигателя и повышенный расход мастера, в первую очередь, проверяютт датчик массового расхода воздуха (ДМРВ).

Топливный фильтр

Не всегда в повышенном расходе виновата электроника. Причиной может быть и забитый топливный фильтр.

В этом случае давление топлива падает ниже расчетного, и ЭБУ дает команду на более длительное открытие форсунок, чтобы привести подачу топлива в норму. Вроде бы ничего страшного, но есть один нюанс - при забитом топливном фильтре давление прыгает с высокой частотой и крайне нестабильно, поэтому электронные «мозги» попросту не успевают подстраиваться под изменения, что вызывает неровное поступление топлива в камеру сгорания и непредсказуемый (зачастую повышенный) расход.

Актуальные Автоновости

Воздушный фильтр

Еще один фильтр, влияющий на расход топлива, – воздушный. Считается, что общая конструктивная особенность поршневых ДВС – недостаток воздуха, который необходим для полного сгорания топлива (и именно ее решает на современных моторах решает турбонаддув).

А теперь представьте, насколько становится сложнее мотору всасывать воздух, когда воздушный фильтр забит пылью и грязью. К тому же, в этом случае мотор сильнее нагружается и расходует больше топлива. Именно поэтому воздушный фильтр меняют при каждой смене моторного масла.

Система выпуска

Чтобы ДВС исправно работал, он должен не только «вдыхать», но еще и свободно «выдыхать» – через систему выпуска. При закоксованных выпускных каналах ГБЦ или забитом катализаторе, создающих сопротивление выходу отработанных газов, двигателю приходится тратить больше энергии на «выдавливание» продуктов сгорания топлива. Следовательно, для сохранения рабочей мощности мотору приходится сжигать больше «горючки».

Поршневая группа

Износ поршневой группы — вполне обычное явление для двигателей с большим пробегом (свыше 100 000 км). На «уставших» моторах увеличение потребления горючего связано с нарушением компрессии в цилиндрах.

Если она недостаточно высокая, показатели отдачи мотора ухудшаются и для достижения требуемой отдачи двигателю нужно сжигать больше топлива. Часть которого, к слову, сгорает не полностью, так как все процессы изначально рассчитаны на штатную компрессию. Именно поэтому большинство возрастных автомобилей становятся все прожорливее и прожорливее.

Дополнительное оборудование

Не все причины повышенного расхода топлива связаны с техническими нюансами. На расход топлива влияет и навесное оборудование - кондиционер, мощная аудиосистема, освещение и другие серьезные потребители электроэнергии нагружают генератор, который связан ременным приводом с двигателем. А повышенные затраты энергии ДВС на вращение генератора провоцирует повышенный «аппетит» мотора.

Актуальные Автоновости

Шины

Покрышки тоже влияют на расход топлива! Например, низкое давление в шинах ведет к повышенному сопротивлению качению. А это означает, что часть топлива тратится на преодоление сопротивления и не преобразуется в реальную работу по передвижению автомобиля в пространстве – отсюда и повышенный расход.

Именно для того, чтобы еще улучшить показатели расхода топлива и запаса хода, на многие гибридные автомобили и электрокары устанавливают узкие и жесткие покрышки.

Стиль вождения

Самое очевидная причина. Активные разгоны и торможения, а также агрессивная езда неминуемо сказывается на «прожорливости».

При активном замедлении работа, затраченная на разгон, превращается в бесполезную тепловую энергию торможения. Соответственно, потраченные полезные ресурсы (топливо) расходуются без пользы. Поэтому, чтобы эффективно использовать «горючку», нужно стараться больше двигаться накатом и по возможности меньше нажимать на педаль тормоза.