Основные виды бег в детском саду. Виды ходьбы и бега в детском саду

БЕГ -

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика обучения детей разных возрастных групп бегу.

БЕГ - циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных действий.

Бег оказывает значительное физиологическое воздействие на организм ребенка, активизируя его органы и системы, повышая обменные процессы, способствует общему физическому развитию, совершенствует деятельность центральной нервной системы.

ВИДЫ БЕГА

Бег на носках;

Бег с высоким подниманием бедра, тренирующий мышцы брюшного пресса, спины и стопы;

Бег с различными заданиями, выполняемыми по сигналу;

Бег между предметами, с предметами - обручем, скакалкой и др.;

Бег на ограниченной площади;

Челночный бег, развивающий координацию движений, ориентировку в пространстве;

Бег наперегонки; врассыпную;

С увертыванием и ловлей.

Различные виды бега воспитывают ловкость, быструю реакцию на изменение обстановки. Бег способствует развитию скоростно-силовых качеств, воспитывает выносливость, формирует нравственно-волевые качества.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП БЕГУ

Возраст

Особенности выполнения движения детьми

Программные требования

Педагогические требования при обучении движению

Младший дошкольный возраст

Малыши еще не могут хорошо оттолкнуться от земли, пола, бегут тяжело, шаг у них мелкий, координация движений не у всех хорошо развита. Трудным для детей является коллективный бег

Учить детей использовать все пространство комнаты или площадки;

Упражнять в беге с остановками на сигнал воспитателя, с поворотом

Обращать внимание на осанку детей во время бега;

Длительность бега в младших группах составляет 30 – 40 с;

Бег нужно чередовать с другими движениями, так как дети быстро устают;

Обращать внимание на легкость бега, координацию движений;

Учить бегу целесообразно небольшими группами;

Бег сочетать с отдыхом;

Каждый ребенок бежит в своем темпе, стараясь не наталкиваться на других – при беге стайкой в указанном направлении

Средний дошкольный возраст

Трудности в беге группой.

Некоторые дети по прежнему наступают на всю стопу

Приучать детей бегать легко, естественно размахивая руками;

Учить детей бегать в определенном направлении;

- Учить детей использовать все пространство комнаты или площадки;

- Упражнять в беге с остановками на сигнал воспитателя, с поворотом

Особое внимание обращать на естественность, легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега;

По мере освоения бега повышаются требования к его технике

Старший дошкольный возраст

Сравнительно высокий уровень координации движений, что дает возможность выполнять сложные упражнения

Воспитывать выносливость, ловкость, внимание;

Создавать привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями

Предлагаются дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, чередовать бег с другими видами движений – ходьбой, прыжками и др.;

Добиваться правильной техники выполнения бега. Длительность бега составляет 2 – 3 мин.;

Увеличивается беговая дистанция;

Дети соревнуются в беге на скорость (20 –30 м);

Более продолжительным становится бег в медленном темпе (1,5 – 2 мин)

Чтобы дети МЛАДШИХ ГРУПП лучше освоились в коллективе, научились использовать свободное пространство, обучение бегу целесообразно начинать с небольшими группами . Вначале они бегают так, как хотят, особенно интересно им бегать с ленточками, возить за собой машины, каталки, коляски. Такой бег чередуется с остановками. Малыши по своей инициативе приседают, идут, вновь бегут. Получаются как бы естественные перерывы для отдыха в беге. Воспитатель наблюдает за детьми, по мере необходимости предлагает, например, малоподвижному ребенку пробежать до дерева, с ярким платочком в руках, а ребенку, долго бегающему с машиной, нагрузить ее песком, мелкими камешками, листьями.

Самое простое задание - бежать стайкой в указанном направлении, за воспитателем, к игрушке, стульчику. Бег одного ребенка в этом случае мало связан с бегом других детей. Каждый бежит в своем темпе, сохраняя направление бега, стараясь не наталкиваться друг на друга.

Бег в колонне, по кругу, парами требует от каждого умения соразмерять свои движения с бегом других детей, не обгонять впереди бегущего. Эти виды бега осваивают постепенно, начиная с небольших подгрупп. Воспитатель сам активно действует, бежит впереди детей, увлекая их за собой. Предлагает интересные игровые задания типа: «Добежать до дерева», «Обежать пенек» и др. Бег в колонне чаще используется на утренней гимнастике, физкультурных занятиях. Бег стайкой, бег по кругу составляют содержание многих подвижных и хороводных игр: «Воробушки и автомобиль», « Кошка и мышки» и др.

При обучении бегу детей младшего возраста большое значение имеет пример воспитателя . Поэтому в упражнениях и играх педагог выполняет задание вместе с детьми , обращая их внимание на легкость бега, координацию движений . Использует при этом игровой образ , например, бегите, как мышки. При выполнении таких имитационных действий не всегда нужно показывать движения, но воспитатель должен быть уверен, что детям понятен и знаком предложенный для подражания образ.

Не нужно давать детям много порой непонятных указаний, например «выше поднимайте ноги» или «сильнее двигайте руками». Нередко это приводит к обратному результату: дети начинают топать, бег становится тяжелым, резким, разлаживается уже наметившаяся координация движений рук и ног.

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ по мере освоения бега повышаются требования к его технике . Особое внимание воспитатель должен обращать на естественность и легкость бега , энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега . Например, при ускорении темпа делать более частые шаги, энергичнее работать руками; при переходе к медленному темпу шаги реже, движения рук спокойнее.

В беге на скорость дети должны быстро начать движение по сигналу, бежать энергично, целеустремленно, смотреть вперед не отвлекаясь. Воспитатель следит, чтобы при беге дети ставили стопы ближе одна к другой, не разводили в стороны носки ног. С этой целью предлагает пробежать по узкой дорожке, доске шириной 30-20 см.

Во время бега в колонне так же усложняются задания: обегать поставленные в ряд предметы поворотами вправо и влево, не отбегая далеко в стороны от предметов. Следует напомнить о том, что в этом беге несколько больше согнуты ноги в коленях, нога ставится на переднюю часть столы, руки помогают сохранению равновесия.

При беге парами ставится требование соразмерять свои движения с движениями партнера, соблюдать необходимый интервал от впереди бегущей пары.

Увеличиваются скорость и продолжительность бега , совершенствуются ловкость, быстрота, выносливость . Бег широким шагом уже требует больших мышечных усилий для энергичного отталкивания, хорошего полета и активных движений рук. При условии частого использования бега во всех формах работы применяется бег на отрезках 40-б0 м, чередуя его со спокойной ходьбой.

Широко используется бег в подвижных играх.

Упражнения в беге для детей СТАРШЕЙ ГРУППЫ усложняются. Воспитатель добивается от ребят умения выполнять разные виды бега технически правильно : на носках короткими и частыми беговыми шагами; бег широким шагом с большим легким полетом и размашистыми движениями рук. Педагог поощряет детей, умеющих применять соответствующие заданию виды бега , и во всех случаях положительно оценивает легкий свободный бег с естественными движениями рук.

Для того чтобы не снижался интерес к бегу , детям старших групп следует предлагать дополнительные задания при беге в среднем темпе: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, сменить ведущего, выполнить поворот кругом, перестроиться из колонны в пары, чередовать бег с другими движениями - ходьбой, перелезанием, прыжками и др.

Также в среднем темпе выполняется бег по пересеченной местности . Дистанция такого бега типа кросса для детей 6 лет находится в пределах до 150-200 м. По возможности включаются препятствия, которые дети должны преодолеть на бегу: подлезть, перепрыгнуть, ловко обежать.

В старшей группе ведется специальная работа над развитием у детей двигательных качеств быстроты и выносливости , для чего увеличивается длина беговых дистанций. Дети соревнуются в беге на скорость на дистанции 20-30 м или повторяют 3-4 раза быстрый бег на10 м.

С целью воспитания выносливости детям предлагается пробежать от б0 до100 м, затем пройти часть пути и вновь пробежать такое же расстояние. Более продолжительным становится бег в медленном темпе - до 1,5-2 минуты. Воспитатель вначале сам показывает, как бежать в медленном темпе, а затем кто-либо из детей демонстрирует свое умение равномерно и неторопливо бежать. Медленный бег целесообразнее проводить в естественных условиях на воздухе.


Приходько Наталья Алексеевна

В период от трёх до семи лет ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период (Ж.Е. Фирилёва, Е.Г. Сайкина, 2000).

Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение - важное средство воспитания (В.А. Шишкина, 1992). Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём. Движения - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребёнка, а у более старших детей - форма проявления этих важнейших человеческих качеств. Если обратиться к литературе, то можно отметить, что все выдающиеся педагоги всегда прямо или косвенно считали двигательную деятельность важнейшим условием и средством всестороннего развития. Ещё отец русской физиологии И.М. Сеченов (1990) говорил, что работа мышц есть работа мозга, и этим определил взаимосвязь мышечной работы и нервной системы. Ребёнку свойственна большая потребность в движениях, являющихся для него источником радости, следовательно, понятна роль всех видов движений для поддержания положительного эмоционального тонуса.

Примерно 75% болезней взрослых заработаны в детские годы (В.И. Трубников, 1994). В последнее время интерес к физическому воспитанию детей младшего возраста заметно возрос. Пристальное внимание учёных к дошкольному возрасту объясняется желанием не упустить самое благоприятное время для умственного и физического развития личности (В.К. Бальсевич, 1988).

Современная социокультурная ситуация в России, гуманистические преобразования в обществе, создали предпосылки развития такой системы образования, в основе которой стоит задача расширения возможностей компетентного выбора каждой личностью своего жизненного пути (А.П. Тряпицына, 1995; Л.М. Денякина, 1997; Л.Г. Горькова, 1998; О.А. Соломенникова, 1999). В свете этой задачи образование понимается как процесс, направленный на расширение возможностей осуществления этого выбора и механизмов самореализации личности (Э.Д. Днепров, 1994; Концепция дошкольного воспитания 1996; Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Е.И. Юдина, 1998; Т.А. Овечкина, 2003). Однако, реализуя социальный заказ, образовательные учреждения резко интенсифицировали процесс подготовки детей к обучению в школе. Значительное увеличение интеллектуальной и психоэмоциональной нагрузки приводит не только к падению у детей интереса к обучению, но и к резкому ухудшению их здоровья.

Это лишает смысла интенсифицирование учебной деятельности, так как ребенок, имеющий отклонения в состоянии здоровья, не может в полной мере реализовать свои интеллектуальные и творческие способности (Т.Л. Богина, Н.Т. Терехова, 1980; Н.А. Ноткина, 1987; Ю.А. Смирнов, 1994; Л.В. Михайлова, 1996).

Возможность постоянного поиска эффективных путей укрепления здоровья детей убеждает в том, что мы еще не полностью реализуем оздоровительное влияние различных условий среды на организм ребенка. Практика также подсказывает, что педагогам часто не хватает знаний и умения по использованию условий окружающей среды при обучении детей движениям и двигательным действиям с целью формирования у них двигательных качеств, ознакомления с правилами выполнения физических упражнений и приобщении к этим правилам с помощью игровых ситуаций.

Одним из наиболее основных и важных движений, которые ребёнок познаёт в дошкольном возрасте является бег.

Древнегреческие мудрецы говорили:

Хочешь быть здоровым - бегай!

Хочешь быть красивым - бегай!

Хочешь быть умным - бегай!

Этими словами они подчёркивали огромное значение бега для укрепления здоровья, достижения гармоничного телосложения, развития умственных способностей (Е.Н. Вавилова, 1986).

Бег - одно из важных для здоровья ребёнка движений, позволяющих хорошо регулировать нагрузку, укрепляющих сердечно-сосудистую и дыхательную системы, различные группы мышц, суставы и связки. Бег - естественное движение, привычное для детей с раннего возраста. Умение быстро и ловко бегать помогает ребёнку успешно участвовать в подвижных играх, эстафетах, спортивных упражнениях (Е.Н. Вавилова, 1986).

Но сможет ли ребёнок с лёгкостью выполнять беговые упражнения, не овладев элементарной техникой бега? Ошибки во время движения приводят к быстрому утомлению, в результате чего ребёнок теряет интерес к игре или к какой-либо другой двигательной деятельности. Это сказывается на самочувствии и настроении детей. А в школе и вовсе ему приходится сложнее, ведь там необходимо сдавать нормативы, в большинстве которых присутствует бег.

Очевидно, для того, чтобы бег являлся оздоровительным нужно обучать его технике уже со старшего дошкольного возраста. Это определило актуальность проводимого мною исследования.

Обучение технике оздоровительного бега не присутствует в образовательной программе физического воспитания в детском саду. Я заметила, что большинство детей старшего дошкольного возраста допускают ошибки в движении во время бега. Можно выделить наиболее значительные из них:

1. Неправильная постановка стопы,

2. Слабый вынос бедра,

3. Недостаточный захлёст голени,

4. Отсутствие фазы полёта (бег в полуприсяде),

5. Неправильная работа рук (руки опущены или работают перед собой)

Для формирования правильной техники бега мною был проведён эксперимент в детском образовательном учреждении №44 Центрального района с 10 сентября 2012 года по 20 мая 2013 года.

Эксперимент проводился в двух старших группах детского сада. Группы были разделены на контрольную и экспериментальную. Мною была разработана методика формирования техники оздоровительного бега, которая в течение учебного года применялась к экспериментальной группе.

Изучив лист здоровья детей старшей группы, я пришла к мнению, что ошибки в технике бега могут быть вызваны не только отсутствием обучения техники оздоровительного бега, но и недостаточной физической подготовкой, а также наличием заболеваний. Более распространенные из них это плоскостопие и сколиоз, которые мешают детям освоить правильную технику бега.

Для устранения причины неправильного выполнения техники оздоровительного бега была разработана методика, в которую входили следующие упражнения, применяемые на физкультурных занятиях в экспериментальной группе в течение учебного года:

1. Для профилактики и коррекции плоскостопия:

Ходьба по разнообразным колючим коврикам,

Упражнение «Гусеница»,

Собирание мелких предметов пальцами ног сидя,

Поднимание на носки стоя.

2. Для формирования правильной осанки:

ОРУ с гимнастическими палками,

Упражнение «Рыбка» лежа,

Ходьба с мешочками на голове.

3. Для развития силы мышц ног:

Приседания,

Ходьба с высоким подниманием бедра,

Выпрыгивания вверх из полуприсяда.

В ходе профилактики и коррекции заболеваний на занятиях по физической культуре применялась методика формирования техники оздоровительного бега, в которую входили следующие упражнения:

1. Бег под ритмичное музыкальное сопровождение,

2. Беговые упражнения:

Бег с захлёстом голени,

Бег с высоким подниманием бедра,

Подскоками с пятки на носок,

Многоскоками через шаг на левую ногу,

Многоскоками через шаг на правую ногу.

3. Поднимание бедра, упираясь руками о шведскую стенку,

4. Часто работать руками, стоя на месте,

5. Упражнения на гибкость (чтобы избежать скованности движений во время бега),

6. Обучение расслаблению.

Гипотеза. Я предполагаю, что эффективность методики будет высокой при условии использования на занятиях специальных физических упражнений, а использование мониторов сердечного ритма «Polar» позволит достоверно определить норму частоты сердечных сокращения во время оздоровительного бега. Мониторы сердечного ритма POLAR S 625 X - средство оценки реакции организма на нагрузку.

Цель исследования. Формирование правильной техники оздоровительного бега с помощью физических упражнений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по рассматриваемой теме.

2. Определить норму частоты сердечных сокращений во время оздоровительного бега с помощью мониторов сердечного ритма «Polar».

3. Разработать методику по формированию техники оздоровительного бега у детей старшего дошкольного возраста.

4. Оценить эффективность разработанной методики.

Теоретические основы исследования базируются на особенностях оздоровительного бега детей старшего дошкольного возраста (Е.Н. Вавилова), организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (А.В. Кинеман, Д.В. Хухлаева, А.Д. Глазырина), анатомо-физиологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста (П.К. Анохин, В.К. Бальсевич, В.Ю. Давыдов), особенности внедрения новых технологий в диагностики ЧСС дошкольников (М.А. Правдов, Т.В. Волосникова).

Теоретическая значимость проведённого исследования заключается в том, что методика по формированию техники оздоровительного бега детей старшего дошкольного возраста дополнит ранее разработанную методику обучения техники лёгкоатлетического бега.

Полученные результаты дополняют систему:

Возможность учёта индивидуальных особенностей старших дошкольников при применении физических упражнений для формирования правильной техники оздоровительного бега на занятиях физической культурой.

Научная новизна проведённого исследования состоит в разработке методики формирования техники оздоровительного бега детей старшего дошкольного возраста, а также использование сердечного ритма «Polar» для выявления нормы ЧСС во оздоровительного бега на занятиях физической культурой.

В работе:

- определены индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста (физическое состояние, уровень двигательной активности, сопутствующие заболевания);

- определены пульсовые диапазоны, характерные для детей старшего дошкольного возраста во время оздоровительного бега.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы руководителем физического воспитания для повышения эффективности оздоровления на занятиях физической культурой.

Эффективность обучения технике бега

Педагогическая эффективность обучения технике бега детей зависит от того, в какой мере учитываются морфофункциональные особенности детей в периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также пониженная сопротивляемость организма. Знание анатомии, физиологии, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка необходимо для разработки методики формирования техники оздоровительного бега, профилактики заболеваний и выявления нормы ЧСС с помощью сердечного ритма «Polar» (Н.А. Баева, 2003).

Учитывая особенности старшего дошкольного возраста и физическую подготовленность ребёнка перед ним ставятся конкретные задачи. Постепенное выполнение ребёнком этих задач качественно изменяют характер выполнения правильной техники бега. То, что являлось в движении характерным для начала данного возрастного этапа, к концу его как бы свёртывается и движения переходят в новое качество.

Дошкольный возраст является важным этапом в жизни человека (Д.В. Хухлаева, 1976, Л.Д. Глазырина, 1999).

Период развития ребёнка 5-7 лет представляет собой качественно новый возрастной этап, связанный со значительными изменениями организма. Качественные изменения характеризуются формированием особых специфических свойств отдельных функций организма, обеспечивающих возможность жизнидеятельности и систем, управляющих развитием и поведением ребёнка.

Характерной особенностью детей 5-7 лет является то, что у них хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, а мелкие мышцы спины, играющие важную роль в удержании правильного положения позвоночника развиты слабо. Также тело становится пропорционально. Появляется выразительность и точность. Дети замечают ошибки при выполнении отдельных упражнений, могут проводить элементарный анализ. С увеличением диапазона двигательных навыков и умений, развитием двигательных качеств появляется возможность более успешного овладения как упражнениями в их целостном виде, так и отдельными элементами техники движений (Н.А. Ноткина, 1990).

Следовательно, обучение техники бега в этом возрасте более целесообразно. Но при обучении техники оздоровительного бега не стоит забывать о индивидуальных особенностях детей и о заболеваниях (сколеоз, плоскостопие), препятствующих освоению движений.

Диагностика физического состояния дошкольников предусматривает оценку по четырём показателям: группа здоровья, физическое развитие, функциональное состояние, физическая подготовленность.

Первые три показателя в дошкольном учреждении оцениваются медицинскими работниками. Физическая подготовленность дете определяется специалистом по физической культуре и воспитателем.

По мнению Т.С. Грядкиной (2004), для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях должны быть созданы необходимые условия. Подбор и размещение мебели, физкультурного оборудования и инвентаря следует осуществлять с учётом педагогических, гигиенических и эстетических требований.

В последние годы существенно расширились возможности проведения исследований по проблемам физической культуры дошкольников. Одним из наиболее перспективных направлений можно считать использование мониторов сердечного ритма для выявления нормы частоты сердечных сокращения во время оздоровительного бега.

Это явилось следующим этапом эксперимента. Детям экспериментальной группы предлагалось одеть сердечные ритмы «Polar» и бежать 2мин. Друг за другом по кругу в удобном для них темпе. Исследование проходило на спортивной площадке детского сада. В эксперименте участвовало 10 человек.

По результатам исследования было выявлено, что оптимальная ЧСС приправильной техники оздоровительного бега составляет 140-150 уд/мин., что следует учитывать при разработки методики.

Методика формирования техники оздоровительного бега детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

1. Способствовать развитию основных групп мышц;

2. Способствовать развитию голеностопного сустава;

3. Обучить работе рук, стоя на месте;

4. Способствовать развитию гибкости.

Месяц

Содержание

Дозировка

Организационно-

методические

указания

Октябрь

1. Стоя подъём на носки

2. Приседания

3. Упражнения на гибкость:

Наклоны туловища в сторону;

Выпады вперёд;

Выпады в сторону;

Наклоны вперёд;

2 по 5р.

2 по 5р.

Корпус держать прямо

Не отрывать пятки от пола;

Колени не должны выходить за носки

Корпус не отклонять;

Сзади держать ногу прямо;

Корпус слегка наклонять вперёд;

Доставать руками до пол

Ноябрь

1. Стоя подъём на носки

3. Приседания

5. Прогнуться лёжа на животе

6. Упражнения на гибкость

2 по 10р.

2 по 10р.

5р.

5р.

Корпус держать прямо

Совершать как можно выше

Не отрывать пятки от пола;

Не отрывать лопатки от пола;

Руки и ноги держать прямыми

Декабрь

1. Стоя подъём на носки

2. Подскоки с пятки на носок по кругу

3. Приседания

4. Поднимание прямых ног лёжа на спине

5. Прогнуться лёжа на животе

6. Толчковая нога впереди, корпус слегка наклонён вперёд, руки согнуты в локтевых суставах. По команде руководителя начать разноимённое движение руками (от плеча и до кармана), постепенно увеличивая темп.

2 по 15р.

2 по 15р.

10р.

10р.

Корпус держать прямо

Совершать как можно выше

Не отрывать пятки от пола;

Колени не должны выходить за носки;

Не отрывать лопатки от пола;

Руки и ноги держать прямыми

Руки совершают движение вдоль и слегка поперёк туловища.

Задачи:

2. Совершенствовать технику работы рук на месте;

3. Обучить техники бега с высоким подниманием бедра;

4. Обучить техники бега с захлёстом голени;

5. Развивать чувство ритма.

Месяц

Содержание

Дози

ровка

Организационно-

методические

указания

Январь

1. Стоя подъём на носки

2. Подскоки с пятки на носок по кругу

3. Приседания

4. Поднимание прямых ног лёжа на спине

5. Прогнуться лёжа на животе

6. Работа рук на месте

о шведскую стенку

10. Захлёст голени на месте

14. Упражнения на гибкость

2 по 10р.

2 по 10р.

10р.

10р.

Корпус держать прямо

Совершать как можно выше

Не отрывать пятки от пола;

Колени не должны выходить за носки;

Не отрывать лопатки от пола;

Руки и ноги держать прямыми

Постепенно увеличивать темп

Высоко поднимать колени

Постепенно увеличивать темп

Доставать пятками до ягодиц

Руки прямые, корпус слегка наклонён вперёд

Постепенно увеличивать темп

Идти под стук бубна

Февраль

1. Стоя подъём на носки

2. Подскоки с пятки на носок по кругу

3. Приседания

4. Поднимание прямых ног лёжа на спине

5. Прогнуться лёжа на животе

6. Работа рук на месте

7. Поднимание колен на месте, увеличивая темп

8. Поднимание колен на месте в упоре о шведскую стенку

9. Поднимание колен на месте в сочетании с работой рук

10. Захлёст голени на месте

11. Захлёст голени в упоре о шведскую стенку

12. Захлёст голени на месте в сочетании с работой рук

13. Ритмичная ходьба под музыку

14. Бег с высоким подниманием бедра по кругу

15. Бег с захлёстом голени по кругу

16. Эстафеты:

Делятся на две команды

2 по 10р.

2 по 10р.

10р.

10р.

Корпус держать прямо

Совершать как можно выше

Не отрывать пятки от пола;

Колени не должны выходить за носки;

Не отрывать лопатки от пола;

Руки и ноги держать прямыми

Постепенно увеличивать темп

Высоко поднимать колени

Руки прямые, корпус слегка наклонён вперёд

Постепенно увеличивать темп

Доставать пятками до ягодиц

Руки прямые, корпус слегка наклонён вперёд

Постепенно увеличивать темп

Идти под стук бубна

Сочетать с работой рук

Сочетать с работой рук

Не переходить на бег;

Пятками касаться ягодиц;

Задачи:

1. Способствовать поддержанию мышечного тонуса;

2. Обучить согласованию работы рук и ног во время бега;

3. Обучить расслаблению мышц во время бега;

4. Развивать чувство ритма;

5. Совершенствовать технику бега в подвижных играх и эстафетах.

Месяц

Содержание

Дозировка

Организационно-

методические

указания

Март

1. Стоя подъём на носки

2. Подскоки с пятки на носок по кругу

3. Приседания

4. Поднимание прямых ног лёжа на спине

5. Прогнуться лёжа на животе

6. Работа рук на месте

7. Поднимание колен на месте, увеличивая темп

8. Поднимание колен на месте в упоре о шведскую стенку

9. Поднимание колен на месте в сочетании с работой рук

12. Ритмичный бег по кругу

13. Упражнения на гибкость

2 по 10р.

1"

2 по 10р.

10р.

10р.

2"

1"

1"

1"

2"

2"

2"

3"

Корпус держать прямо

Совершать как можно выше

Не отрывать пятки от пола;

Колени не должны выходить за носки;

Не отрывать лопатки от пола;

Руки и ноги держать прямыми

Постепенно увеличивать темп

Высоко поднимать колени

Руки прямые, корпус слегка наклонён вперёд

Постепенно увеличивать темп

Руки прямые, корпус слегка наклонён вперёд

Ходить в среднем темпе

Соблюдать дистанцию

Апрель

1. Стоя подъём на носки

2. Подскоки с пятки на носок по кругу

3. Приседания

4. Поднимание прямых ног лёжа на спине

5. Прогнуться лёжа на животе

6. Работа рук на месте

7. Поднимание колен на месте, увеличивая темп

8. Поднимание колен на месте в упоре о шведскую стенку

9. Поднимание колен на месте в сочетании с работой рук

10. Ходьба по кругу с попеременной работой рук, изображая спортивную ходьбу

11. Бег по кругу без участия рук

12. Ритмичный бег по кругу

13. Эстафеты:

Делятся на две команды

- оббежать фишку с высоким подниманием бедра;

- оббежать фишку с захлёстом голени;

- оббежать три фишки змейкой туда и обратно.

14. Игра «Третий лишний»

Встать по кругу по парам в колонны по двое. Выбирается один водящий и убегающий. По команде руководителя вод. догоняет убегающего, а последний должен успеть встать перед какой-либо парой. После этого оказавшийся третьим убегает от водящего. Если водящий успеет запятнать убегающего, то они меняются местами.

2 по 10р.

1"

2 по 10р.

10р.

10р.

2"

1"

1"

1"

2"

2"

2"

5"

5"

Корпус держать прямо

Совершать как можно выше

Не отрывать пятки от пола;

Колени не должны выходить за носки;

Не отрывать лопатки от пола;

Руки и ноги держать прямыми

Постепенно увеличивать темп

Высоко поднимать колени

Руки прямые, корпус слегка наклонён вперёд

Постепенно увеличивать темп

Доставать пятками до ягодиц

Руки прямые, корпус слегка наклонён вперёд

Ходить в среднем темпе

Руки расслаблены, висят внизу

Соблюдать дистанцию

- не переходить на бег;

- пятками касаться ягодиц;

- начинать оббегать с правой стороны фишки.

- Бежать только в одном направлении;

- Перед парой вставать по ходу движения.

В конце учебного года я заметила, что моя работа оказалась эффективной, в контрольной группе, где не вводилась специальная методика, многие дети допускали значительные ошибки во время бега, а в экспериментальной были устранены почти все ошибки. Дошкольники, освоившие методику, бежали легко и свободно, не сковывая движения. Также, с помощью дополнительных тестов, было выявлено, что после обучения технике бега дети стали более выносливыми и могли спокойно преодолеть большие расстояния. При просмотре физкультурного занятия, я заметила, что у детей экспериментальной группы увеличилась и скорость бега, которая так нужна во время эстафет и подвижных игр.

Овладение правильной техникой оздоровительного бега позволит детям привить любовь к этому движению, а, следовательно, укрепить здоровье на долгую жизнь.

ВЫВОДЫ

1. Анализ литературы показал, что формирование техники оздоровительного бега детей старшего дошкольного возраста является одной из сложных задач в деятельности специалиста по физической культуре, а специальной методики в дошкольном учреждении не имеется. Для определения ЧСС во время бега детей 5-7 лет традиционно используют построение пульсовой кривой и показатели внешнего утомления.

2. Результаты теста с использованием монитора сердечного ритма «Polar» позволили определить норму ЧСС во время оздоровительного бега детей старшего дошкольного возраста, которая отмечалась у большинства детей. Она составила 150-160 уд/мин.

3. Мною была разработана методика формирования техники оздоровительного бега детей старшего дошкольного возраста. В методику входили упражнения для укрепления общих групп мышц, специальные беговые упражнения, бег и ходьба под музыку, игры и эстафеты с бегом, упражнения на гибкость.

4. Результаты исследования оказались достоверны. Большинство детей экспериментальной группы не допускали ошибки в технике оздоровительного бега. Также они стали более выносливыми во время игр и эстафет, а также стали более правильно выполнять упражнения и нормативы с бегом. Следовательно, разработанная методика эффективна, целесообразно внедрять её в дошкольные учреждения для работы с детьми.

Литература:

1. Аватинян Г. А. Премудрости оздоровительного бега / Г.А. Аватинян. - Москва: Эдитус, 2013. - 263, с.

2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - Москва: Физкультура и спорт, 1988. 207, с.

3. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя дет. сада. - Москва: Просвещение, 1986. - 125, с.

4. Волосникова Т. В. Связь микроэлементозов и физического состояния дошкольников // Адаптивная физическая культура. -№4, 2005.- С. 4-5

5. Кинеман А.В. Тория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кинеман, Д.В. Хухлаева. - Москва: Просвещение, 1978.- 63с.

6. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И. Осокина.- М.: Просвещение,1986.- 226с.

7. Правдов М. А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. - СПб., 2003. - 38 с.

8. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / Рунова М.А.; Центр «Дошк. Детство» им. А.В. Запорожца. - Москва: Мозаика-Синтез, 2000. - 255 с.

9. Сайкина Е. Г. К вопросу о подготовке специалистов в сфере оздоровительной физической культуры //Актуальные вопросы физической культуры детей дошкольного возраста: Сб. науч.-метод. тр. - Санкт-Петербург: Белл, 2004.- С. 67-72.

10. Фирилева Ж. Е. «Са-Фи-Дансе»: танцевально-игровая гимнастика для детей учеб.-метод. пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж. Е. Фирилева Е. Г. Сайкина. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2006. - 321, с.

11. Шебеко В. Н. Физкультурные праздники в детском саду: Творчество в двигат. деятельности дошкольника Кн. для воспитателей дет. сада /В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак. - 2-е изд.. - Москва: Просвещение, 2001. - 92, с.

12. Шишкина В.А. Движение + движения: Кн. для воспитателя дет. сада. - Москва: Просвещение, 1992. - 93, с

13. Юшкевич Т.П. Оздоровительный бег. - Минск: Полымя, 1985. - 111 с.

ОСНОВНОЕ ДВИЖЕНИЕ – БЕГ.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Содержание

    Особенности бега как основного вида движений……….с.2-3

    Виды бега…………………………………………………..с. 3-5

    Методика обучения бегу…………………………………..с. 5-7

    Значение упражнений в беге для психофизического развития ребёнка……………………………………………………...с. 8-10

    Качественные и количественные показатели бега в приложении

1…………………………………………………………с. 11

    Практическое задание……………………………………..с. 12

    Список литературы………………………………………...с. 13

    Особенности бега как основного вида движений

Умение быстро и ловко бегать необходимо в основной деятельности ребенка - игре. Бег чаще других движений используется в повседневной жизни всеми детьми независимо от того, посещают ли они детское учреждение или играют на площадках во дворах.

Бег входит в содержание многих видов движений: от умения правильно выполнять бег зависит, например, успешность прыжков в высоту и длину с разбега, выполнение спортивных упражнений, включающих элементы игр в бадминтон, волейбол, баскетбол. В последние годы широкое распространение среди всех слоев населения получил оздоровительный бег.

Бег является упражнением циклического типа , в котором отталкивание от опоры ногой (правой или левой) чередуется с полетом. Это является отличительным признаком бега в сравнении с ходьбой. В беге, как и в ходьбе, необходима хорошая координация движений рук и ног, правильная осанка, целесообразная в зависимости от вида бега постановка ноги на опору, Многократное повторение отдельных циклов (толчка, полета и приземления) позволяет совершать бег длительное время, не испытывая перенапряжения, развивая выносливость. Внешняя легкость бега связана с наличием оптимальных усилий при совершенной координации движений. Одним из основных моментов, обеспечивающих хорошие результаты (высокую скорость или продолжительность бега), является ритмичность бега. Бег на местности, связанный с неровностями почвы, резкими поворотами, подъемами и спусками, теряет свою цикличность и ритмичность, характерные при беге в зале или на специальной дорожке. Такой бег требует умения хорошо и быстро перестраивать координацию движений.

Детей дошкольного возраста нужно научить бегать быстро, легко и ритмично, с хорошей координацией движений рук и ног. Дети должны уметь использовать наиболее целесообразный вид и технику бега в зависимости от конкретных условий. Так, на неровной поверхности эффективнее бег в замедленном темпе с сохранением равновесия; в горку - мелким шагом, с горы - широким, в играх с ловлей и увёртыванием - бег в переменном темпе, с поворотами, неожиданными остановками.

Бег как новый вид двигательных действий появляется у детей на втором году жизни после того, как они научатся уверенно ходить. Сначала это просто ускоренная ходьба частыми и мелкими шагами. Туловище при этом сильно наклоняется вперед, ноги согнуты в коленях. Создается впечатление, что ребенок как бы падает. В начале третьего года жизни ребенка эта своеобразная ускоренная ходьба становится собственно бегом, появляется характерная его особенность - полет, хотя шаги все еще семенящие, неравномерные, а нога ставится на поверхность тяжело, сразу всей стопой - «шлепает». Движения рук не всегда согласуются с движениями ног.

За период от 2 до 7 лет бег у детей становится легким, ритмичным, в нем хорошо выражен полет, движения рук и ног согласованы. Стопа ставится эластичным перекатом с пятки на носок. Дети уже способны выполнять разные виды бега, применяя различную его технику.

    Виды бега

Виды бега различны. В спортивной практике бег делится в зависимости от длины дистанции: спринт (60-100 м), бег на средние дистанции (400-1000 м), бег на длинные дистанции (от 2000 м), м арафонский бег . Кроме этого, различают бег кроссовый, с препятствиями, барьерный бег . За последние годы особую популярность приобрел бег в невысоком темпе (трусцой ), применяющийся в оздоровительных целях.

Учитывая возрастные особенности, детям дошкольного возраста доступны следующие виды бега: обычный бег в спокойном темпе, бег на скорость, с препятствиями и включением других движений (подлезания, прыжков), бег с меняющимся темпом, медленный бег. Виды бега и беговых упражнений отличаются по технике выполнения. Воспитателю следует знать эти особенности, чтобы предупредить ошибки, легче и быстрее их исправить, правильно определить задачи и методику обучения.

Обычный бег. Правильной техникой такого бега считается: умение бегать свободно, легко, с естественными движениями рук. Руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты (но не сжаты в кулаки). При беге руки движутся вперед-вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад - в стороны. При беге небольшими шагами слегка согнутая в колене нога ставится на переднюю часть стопы. При более широких беговых шагах нога ставится с пятки с последующим эластичным опусканием на всю стопу. При отталкивании нужно разогнуть ногу в колене. Носки стоп в стороны не разводятся. Туловище слегка наклонено вперед, голова с ним на одной линии, грудь и плечи развернуты, плечи не поворачивать вслед за рукой, чтобы не вызвать чрезмерного поворота туловища.

Обычный бег в среднем темпе широко используется для обучения некоторым элементам техники, навыкам правильного координированного движения. При таком беге дети могут лучше контролировать свои движения, хорошо их чувствуют, могут вносить поправки в свои действия.

Обычный бег можно проводить в различных построениях: в колонну по одному, парами, по кругу, «змейкой» и т. д. Примерная продолжительность непрерывного бега возрастает постепенно с 10-15 с в младших группах до 35-40 с в старших (повторяется 2-4 раза с перерывами). Для детей 6-7 лет в конце учебного года длительность бега может быть в пределах одной минуты, так как в течение года дети овладевают элементами правильной техники бега, растет их функциональная подготовка.

Бег на носках. Ногу следует ставить на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг короткий, темп быстрый. Движения рук спокойные, расслабленные, в такт шагам, высоко их не поднимать. Можно поставить руки на пояс.

Бег с высоким подниманием колен. Бежать поднимая согнутую в колене ногу под прямым углом, ставить ее на пол мягким, эластичным и в то же время достаточно энергичным движением на переднюю часть стопы. Шаг короткий, с незначительным продвижением вперед. Корпус прямой и слегка откинут назад, голова высоко поднята. Руки можно поставить на пояс. Чередовать с обычным бегом или ходьбой.

Бег широким шагом. Делать широкие шаги, увеличивая толчок и время полета (как бы перепрыгивая через воображаемое препятствие). Ногу ставить с пятки перекатом на всю стопу. Толчковую ногу стараться полностью выпрямлять, энергично отталкиваясь. Движения рук свободные и размашистые.

Бег с отведением назад согнутой в колене ноги. Туловище наклонено вперед несколько больше обычного, руки на поясе. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (стараться пяткой достать ягодицу). Чередовать с обычным бегом, несколько больше расслабляя при этом ноги, давая им отдых.

Бег окрестным шагом. Выполнять захлестом почти прямых ног: правой - влево, левой - вправо. Нога ставится на стопу.

Бег прыжками. Выполняется энергично, широким размашистым движением. Толчок делать вперед-вверх.

Бег в быстром темпе. Выполняется на передней части стопы или на носках. Шаг широкий, стремительный. Движения рук активные, в такт с беговыми шагами. Делать энергичные отталкивания толчковой ногой, хорошо ее выпрямляя. Маховую ногу выносить вперед-вверх. Туловище наклонено вперед по ходу движения, голова с ним на одной линии. Плечи развернуты, не напряжены, смотреть вперед.

Быстрый бег применяется чаще всего в играх с элементами соревнования. Длительность такого бега невелика - 5-8 с. Однако, чередуясь с естественными остановками - отдыхом, он может повторяться 4-5 раз.

Медленный бег за последнее время завоевал большую популярность, в основном как средство развития общей выносливости, повышения функциональных возможностей организма. В этом беге надо уметь выдерживать небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать ритмично. Шаги делать короткие, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок. Движения рук спокойные, руки согнуты в локтях на уровне пояса, плечи слегка расслаблены.

Бег в переменном темпе используется в сочетании с другими движениями. Главная задача при обучении этому виду бега- научить детей выбирать темп и вид бега, наиболее соответствующий содержанию задания. Так, если бег завершается подскоком или прыжком в длину, то не надо замедлять темп перед толчком, а переходить сразу от последнего шага разбега к энергичному отталкиванию вверх или вперед. Надо уметь быстро и ловко переключиться с бега на другой вид движения. Например, подлезть под обруч или веревку, пройти по бревну, а затем продолжить бег не останавливаясь, не меняя направления. В переменном темпе можно предлагать разные упражнения.

Челночный бег. Широкий стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце при движении по прямой и частыми шагами на поворотах. Перед сменой направления темп более частый, шаги короче, колени больше согнуты, чтобы сохранить равновесие. Движения рук естественные, помогающие движению по прямой и на поворотах.

Бег в сочетании с подлезанием под палки, пролезанием в обруч, перепрыгиванием, прыжком вверх. Здесь надо уметь замедлять и ускорять темп бега перед преодолением препятствия.

Бег в разных естественных условиях развивает умение применить наиболее соответствующий этим условиям вид бега, его темп и скорость. Бег по извилистой дорожке отличается от бега по прямой, а бег по песку требует иной техники и иных усилий, чем бег по грунтовой дорожке. Изменяя привычные для детей условия, подбирая разные их сочетания, надо способствовать развитию столь нужного в жизни умения - использовать наиболее эффективный вид бега в соответствии с условиями поверхности (грунтовая, травянистая, асфальтовая дорожка, бег по песку, воде, на горку и с горки).

При беге в горку нога ставится на носок, шаг короткий, туловище наклонено вперед. При сбегании нога ставится на всю стопу или с пятки на носок, ноги больше согнуты в коленях, туловище несколько отклонено назад.

При беге вверх и вниз по доске, положенной наклонно, стопы ставят близко одна к другой, носки в стороны не разводят, регулируют сохранение равновесия движениями рук.

    Методика обучения бегу

При обучении бегу детей младшего возраста большое значение имеет пример воспитателя. Поэтому в упражнениях и играх педагог выполняет задание вместе с детьми, обращая их внимание на легкость бега, координацию движений. Использует при этом игровой образ, например, бегите, как мышки. При выполнении таких имитационных действий не всегда нужно показывать движения, но воспитатель должен быть уверен, что детям понятен и знаком предложенный для подражания образ. Не нужно давать детям много порой непонятных указаний, например «выше поднимайте ноги» или «сильнее двигайте руками». Нередко это приводит к обратному результату: дети начинают топать, бег становится тяжелым, резким, разлаживается уже наметившаяся координация движений рук и ног. Чтобы поддержать у малышей интерес к обучению, целесообразно чаще предлагать игровые задания - добежать до игрушки, подбежать к дереву или камню, проводить подвижные игры с бегом: «Воробушки и автомобиль», «Кошка и мышки» и др.

В отличие от ходьбы бег более быстрый способ передвижения. Вместе с тем он и более эффективно влияет на организм. Детей обучают разным видам бега.

Обычный бег. В дошкольном возрасте нужно научить детей:

    туловище и голову слегка наклонять, смотреть вперед;

    согласовывать движения рук и ног: правую руку выносить вперед в направлении к плечу одновременно с левой ногой и, наоборот, левую руку с правой ногой;

    бежать легко, ставя ногу с пятки с перекатом на всю ступню и переходом на носок;

    сохранять направление бега.

У детей двух лет бег характеризуется добавочными движениями и сильными боковыми раскачиваниями туловища, мелким, семенящим шагом, полусогнутым положением ног с повернутыми внутрь стопами; незначительным взлетом во время безопорной фазы, тяжелой постановкой ног всей стопой на землю, шарканьем ногами; широким разведением рук, напряженностью плечевого пояса; неравномерностью шагов; неэнергичным движением рук; слабым отталкиванием от почвы; неумением сохранять направление движения; небольшой скоростью; отсутствием ритмичности, неэкономичностью движения; недостаточной ловкостью (дети наталкиваются друг на друга, на предметы). В три года улучшается согласованность движения рук и ног; увеличивается полётность. Во время бега длина шага и быстрота передвижения увеличиваются благодаря более энергичному отталкиванию от земли. С возрастом у детей увеличивается длина шага (до 8590 см), бега становится менее частым (в среднем 168178 шагов и минуту). Скорость бега постепенно возрастает. При обучении бегу большое внимание уделяется выносу голени маховой ноги вперед, энергичному отталкиванию от почвы, подъему бедра вверх. Для этого дается задание пробегать, с перешагиванием через препятствия высотой 1015 см (кубики, рейки и Др.). Предметы кладут на длину уменьшенного шага по прямой или кругу. При этом надо уметь отталкиваться подальше препятствия и не набегать на него. После перешагивания нога опускается на грунт передней частью стопы. Дается и такое падание при беге: забрасывать голень маховой ноги назад перед выносом ее вперед, т. е. бежать сгибая ноги в коленях так сильно назад, чтобы пятками касаться ягодиц. Важно также научить правильному движению руками вперед-вверх в направлении к плечу. Пальцы кисти при этом согнуты в кулак. После взмаха вперед руки отводятся назад, локтями в стороны. Руки слегка разгибаются в локтях. Амплитуду и направление движения рук можно уточнять стоя на месте (в шеренге), а также в коротких перебежках с одной стороны зала (площадки) до другой. Следует помнить, что амплитуда движения рук зависит от ширины шага, высоты подъема колена и скорости передвижения. Бег на носках используется с третьего года жизни. Дети бегают как на площадке, так и в помещении. Надо следить, чтобы они бежали на носках легко, ногу ставили на переднюю часть стопы, слегка отрываясь от пола. Шаг неширокий, амплитуда движения рук небольшая. Руки часто ставятся на пояс. Наряду с показом и объяснением воспитатель при обучении пользуется имитацией (бегать бесшумно,как мышки). Бег с высоким подниманием колен (бедра) используется на четвертом году жизни. Он проводится как на месте, так и с продвижением вперед. При беге на месте дети высоко поднимают колено (поочередно одной и другой ноги), подтягивают его к животу и тут же опускают ногу на носок. Амплитуда движения рук значительна. Обучая этому виду бега, воспитатель наряду с показом и объяснениями применяет имитацию (бегать, как лошадки, бегать по глубокому снегу, по высокой траве и т.д.).

Мл группа

Бег. Бег обычный, на носках (подгруппами и всей группой), с одного края площадки на другой, в колонне по одному, в разных направлениях: по прямой, извилистой дорожкам (ширина 25-50 см, длина 5-6 м), по кругу, змейкой, врассыпную; бег с выполнением заданий (останавливаться, убегать от догоняющего, догонять убегающего, бежать по сигналу в указанное место), бег с изменением темпа: в медленном темпе в течение 50-60 секунд, в быстром темпе на расстояние 10 м.

К концу года дети могут

    Ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление; выполнять задания воспитателя: остановиться, присесть, повернуться.

    Бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответ ствии с указанием воспитателя.

    Сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая через предметы.

    Значение упражнений в беге

для психофизического развития ребёнка

Психофизические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования психофизических качеств ребенка. Их развитие - важная задача физического воспитания. Анализ специальной литературы свидетельствует, что проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства, которые пока еще недостаточно изучены. В настоящее время широко обсуждаются вопросы генетической и социальной обусловленности уровня работоспособности организма ребенка, его двигательных качеств: выносливости, силы, быстроты, гибкости и т.д. Это тема многих исследований, потому довольно распространенной является точка зрения о взаимообусловленности социальных и биологических факторов в развитии детей. Согласно такому утверждению, психофизические качества представляют собой проявления двигательных возможностей человека, которые во многом зависят от его врожденных анатомо-физиологических, биохимических, психологических особенностей. Но при этом нельзя не учитывать тот факт, что под влиянием систематического, целенаправленного процесса воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие этих качеств.
Развитие основных психофизических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения, направленные на развитие психофизических качеств, применяются в строгой последовательности, включаются в разные формы двигательной деятельности, в том числе в самостоятельную двигательную деятельность ребенка на прогулке.


Развитие быстроты движений

Как психофизическое качество быстрота - это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Предполагается, что выполнение двигательной задачи кратковременно и не вызывает у ребенка утомления. Быстрота выполняемых движений не связана только с перемещением отдельных частей тела (рук и ног). Выделяют три основные формы проявления быстроты:

    латентное время двигательной реакции;

    скорость отдельного движения;

    частота движений.

Эти формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Ребенок может иметь быструю реакцию, но быть медлительным в движении, и наоборот. Комплексное сочетание трех указанных форм определяет все случаи проявления быстроты. Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Для развития скоростных качеств Е.Н.Вавилова предлагает использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп. Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с заданным темпом.

В игровой деятельности на занятиях используется бег из усложненных стартовых положений (сидя, стоя на одном колене, сидя на корточках и т.д.).
Развитию быстроты способствуют подвижные игры, в которых подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждают ребенка изменить скорость движения. В этот момент у ребенка формируется двигательная реакция на направление и скорость движущегося игрока с учетом расстояния и времени его приближения. Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов, формирование пространственных, временных и глазомерных оценок, позволяет ребенку ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей обстановки.

Развитие силы - это психофизическое качество необходимо для преодоления внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий. Развитие силы обеспечивает не только преодоление внешнего сопротивления, но и придает ускорение массе тела и различным применяемым снарядам (что наблюдается, например, при передачах мяча).
От развития силы зависит в значительной степени развитие других психофизических качеств - быстроты, ловкости, выносливости, гибкости. Проявление физической силы обусловливается интенсивностью и концентрированием нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата. При воспитании ребенка дошкольного возраста учитываются возрастные особенности его организма: незавершенность развития нервной системы, преобладание тонуса мышц-сгибателей, слабость мышц. Именно поэтому общеразвивающие упражнения, укрепляющие основные мышечные группы и позвоночник, направлены на постепенное развитие силы. При отборе упражнений уделяется особое внимание тем, которые вызывают кратковременные скоростно-силовые напряжения: упражнения в беге , метаниях, прыжках, лазании по вертикальной и наклонной лестнице. Упражнения подбираются с учетом возможностей опорно-двигательного аппарата ребенка. Они должны быть направлены на преимущественное развитие крупных мышечных групп, обеспечение хорошей реакции сердечно-сосудистой системы ребенка на кратковременные скоростно-силовые нагрузки.

Для развития силы необходимо развивать быстроту движений й умение проявлять быструю силу, т.е. проявлять скоростно-силовыe качества. Этому способствуют прыжки, бег (на 30 м) , метание на дальность.

Воспитание выносливости

Одним из физических качеств является выносливость. Исследователи по-разному определяют ее. Так, например, В. М. Зациорский под выносливостью понимает способность противостоять утомлению.
Р. Е. Мотылянская, обобщая различные мнения на этот счет, дает следующее, наиболее полное, определение: «Выносливость - это способность организма совершать продолжительную мышечную работу мощностью от 60 до 80-90% от максимальной (в зависимости от характера двигательной деятельности и физической подготовленности) благодаря преодолению трудностей, возникающих в связи со сдвигами во внутренней среде организма при напряженной мышечной работе». Применительно к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается как способность организма выполнять мышечную работу небольшой (50% от максимальной) и средней (60%) интенсивности в течение продолжительного времени в соответствии с уровнем физической подготовленности в данный момент. Целесообразно говорить лишь о развитии общей выносливости, так как именно аэробное энергообеспечение в большей степени соответствует их возможностям и способствует всестороннему физическому развитию и воспитанию. Необходимость развития выносливости с дошкольного возраста обусловлена рядом причин, основными из которых является следующая:
выносливость как способность к длительной мышечной работе небольшой интенсивности позволяет укрепить организм ребенка и в первую очередь сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную системы, что оказывает благоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье малыша, в целом способствуя его всестороннему гармоническому развитию. И конечно же бег в хорошем темпе способствует развитию выносливости.

В возрасте от 3 до 3,5 лет наблюдается ускоренное развитие физических качеств, связанное с расширением объема движений. Это первый критический период в развитии двигательной функции.

Младший дошкольный возраст - это период активного совершенствования качества движений, которыми овладел ребенок на предыдущих этапах. Более координированными становятся движения рук и ног, исчезают лишние движения, которые ребенок делал раньше. В этом возрасте дети овладевают, всеми видами основных движений таких, как ходьба, бег, лазание, метание, бросание, прыжки.

В 3-летнем и 4-летнем возрасте ребенок овладевает основными навыками бега. К 4-летнему возрасту в элементах быстрой ходьбы ребенка, которые большинство ошибочно принимают за беговые, появляется фаза полета и превращается в бег. В то же время формируются правильно координированные движения рук при ходьбе и беге, а в семь лет почти все дети овладевают правильной координацией движений рук и ног, при которой движение вперед правой ноги сопровождается отведением правой руки назад и выведением левой вперед.

Качественные и количественные показатели бега

Информация в приложении № 1.

Приложение № 1

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

На практике в дошкольном образовательном учреждении необходимо проанализировать технику нескольких видов бега 2-3 детей, дать сравнительную характеристику. На основании полученных данных спланировать индивидуальную работу по обучению этим движениям.

    Ангелина 3 года 4 мес., Денис 3 года 6 мес. При наблюдении за обоими детьми в процессе прогулки на воздухе, выявляются следующие ошибки в беге:

Ангелина во время бега слабо отрывает ступни от земли, полётность её бегового шага не значительная. Туловище при ускорении сильно наклоняется вперёд, часто теряется равновесие, что приводит к тому, что девочка спотыкается или падает.

Денис во время бега высоко поднимает колени, что значительно замедляет скорость его бега по сравнению с остальными детьми.

2. При планировании работы по обучению этим движениям в данном возрасте, необходимо включить в план подвижные игры с бегом, например такие как: «Бегите ко мне», «Птички».

Список литературы

    Быкова А.И. Обучение детей дошкольного возраста основным движениям. – М., 1961. С. 46-50.

    Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – М., 1983. С. 32-54.

    Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Тория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1985. С. 116 – 118.

    Леви-Гориневская Е.Г. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста. – М., 1955.

    Осокина Т.И.Физическая культура в детском саду. – М., 1986. С. 19-20, 60-62.

    Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М., 2005.

    Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка. – М., 2001. С. 164-173.

Умение быстро и ловко бегать необходимо в основной деятельности ребенка - игре. Бег чаще других движений используется в повседневной жизни всеми детьми независимо от того, посещают ли они детское учреждение или играют на площадках во дворах. Бег входит в содержание многих видов движений: от умения правильно выполнять бег зависит, например, успешность прыжков в высоту и длину с разбега, выполнение спортивных упражнений, включающих элементы игр в бадминтон, волейбол, баскетбол. Бег составляет основу комплекса ГТО. В последние годы широкое распространение среди всех слоев населения получил оздоровительный бег.
Как и ходьба, бег является упражнением циклического типа, в котором отталкивание от опоры ногой (правой или левой) чередуется с полетом. Это является отличительным признаком бега в сравнении с ходьбой. В беге, как и в ходьбе, необходима хорошая координация движений рук и ног, правильная осанка, целесообразная в зависимости от вида бега постановка ноги на опору. Многократное повторение отдельных циклов (толчка, полета и приземления) позволяет совершать бег длительное время, не испытывая перенапряжения, развивая выносливость Внешняя легкость бега связана с наличием оптимальных усилий при совершенной координации движений. Одним из основных моментов, обеспечивающих хорошие результаты (высокую скорость или продолжительность бега), является ритмичность бега. Бег на местности, связанный с неровностями почвы, резкими поворотами, подъемами и спусками, теряет свою цикличность и ритмичность, характерные при беге в зале или на специальной дорожке. Такой бег требует умения хорошо и быстро перестраивать координацию движений.
Детей дошкольного возраста нужно научить бегать быстро, легко и ритмично, с хорошей координацией движений рук и ног. Дети должны уметь использовать наиболее целесообразный вид и технику бега в зависимости от конкретных условий. Так, на неровной поверхности эффективнее бег в замедленном темпе с сохранением равновесия; в горку - мелким шагом, с горы - широким, в играх с ловлей и увертыванием - бег в переменном темпе, с поворотами, неожиданными остановками?
В своей повседневной деятельности и играх дети чаще всего используют бег на слегка согнутых ногах в среднем темпе со сменой направления. Но необходимо научить детей и другим видам бега (на скорость, в медленном темпе, бег высоко поднимая колени), имеющим важное значение для всестороннего физического воспитания, развития двигательных качеств, таких, как ловкость, быстрота, выносливость.
Бег как новый вид двигательных действий появляется у детей на втором году жизни после того, как они научатся уверенно ходить. Сначала это просто ускоренная ходьба частыми и мелкими шагами. Туловище при этом сильно наклоняется вперед, ноги согнуты в коленях. Создается впечатление, что ребенок как бы падает. В начале третьего года жизни ребенка эта своеобразная ускоренная ходьба становится собственно бегом, появляется характерная его особенность - полет, хотя шаги все еще семенящие, неравномерные, а нога ставится на поверхность тяжело, сразу всей стопой - «шлепает». Движения рук не всегда согласуются с движениями ног.
За период от 2 до 7 лет бег у детей становится легким, ритмичным, в нем хорошо выражен полет, движения рук и ног согласованы. Стопа ставится эластичным перекатом с пятки на носок. Дети уже способны выполнять разные виды бега, применяя различную его технику. Например, на коротком отрезке при задании пробежать быстро они выполняют энергичный бег на носках, с активными движениями рук. При беге на большую дистанцию они бегут в спокойном темпе, ставя ногу перекатом с пятки на носок, движения рук слегка расслабленные.
Для того чтобы дети постепенно совершенствовали разные виды бега, необходимо создавать им соответствующие условия.

Методика обучения бегу.

При обучении бегу детей младшего возраста большое значение имеет пример воспитателя. Поэтому в упражнениях и играх педагог выполняет задание вместе с детьми, обращая их внимание на легкость бега, координацию движений. Использует при этом игровой образ, например, бегите, как мышки.
При выполнении таких имитационных действий не всегда нужно показывать движения, но воспитатель должен быть уверен, что детям понятен и знаком предложенный для подражания образ. Не нужно давать детям много порой непонятных указаний, например «выше поднимайте ноги» или «сильнее двигайте руками».
Нередко это приводит к обратному результату: дети начинают топать, бег становится тяжелым, резким, разлаживается уже наметившаяся координация движений рук и ног. Чтобы поддержать у малышей интерес к обучению, целесообразно чаще предлагать игровые задания - добежать до игрушки, подбежать к дереву или камню, проводить подвижные игры с бегом: «Воробушки и автомобиль», «Кошка и мышки» и др.
В дальнейшем при обучении бегу детей старшего возраста педагог уже меньше показывает сам, больше объясняет, обращает внимание на тех, кто хорошо выполняет бег (бежит легко, ритмично, правильно соблюдая технику бега) и может служить примером.
Для того чтобы не снижался интерес к бегу, детям старших групп следует предлагать дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, чередовать бег с другими движениями - ходьбой, перелезанием, прыжками и др.
Бег с введением дополнительных заданий чаще всего проводится в таких упражнениях, как «Догони мяч», «По мостику», «За высоким, за низким», «Аист, бабочка, лягушка», «Пробеги - не урони». В содержание многих из них включается бег с ловлей и увертыванием, влияющий на улучшение координации движений, скорость бега, на развитие ловкости.
Для воспитания выносливости полезен бег в равномерном медленном темпе. Он используется в работе с детьми всех возрастных групп. Для детей первой и второй младших групп длительность бега составляет 30-60 с, для детей старших групп продолжительность бега увеличивается до 2-3 мин. Этот вид-бега применяется в упражнениях и играх с ярко выраженной непрерывной двигательной активностью. Целесообразно использовать длительный медленный бег на воздухе, включая его в игры «Летчики», «Космонавты» и др. и чередуя с преодолением некоторых препятствий (пройти по бревну, подлезть под веревкой, вбежать на горку и сбежать с нее).

Виды бега.

Виды бега различны. В спортивной практике бег делится в зависимости от длины дистанции: спринт (60-100 м), бег на средние дистанции (400-1000 м), бег на длинные дистанции (от 2000 м), марафонский бег. Кроме этого, различают бег кроссовый, с препятствиями, барьерный бег. За последние годы особую популярность приобрел бег в невысоком темпе (трусцой), применяющийся в оздоровительных целях.
Учитывая возрастные особенности, детям дошкольного возраста доступны следующие виды бега: обычный бег в спокойном темпе, бег на скорость, с препятствиями и включением других движений (подлезания, прыжков), бег с меняющимся темпом, медленный бег. Виды бега и беговых упражнений отличаются по технике выполнения. Воспитателю следует знать эти особенности, чтобы предупредить ошибки, легче и быстрее их исправить, правильно определить задачи и методику обучения.
Обычный бег. Правильной техникой такого бега считается: умение бегать свободно, легко, с естественными движениями рук. Руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты (но не сжаты в кулаки). При беге руки движутся вперед-вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад - в стороны. При беге небольшими шагами слегка согнутая в колене нога ставится на переднюю часть стопы. При более широких беговых шагах нога ставится с пятки с последующим эластичным опусканием на всю стопу. При отталкивании нужно разогнуть ногу в колене. Носки стоп в стороны не разводятся. Туловище слегка наклонено вперед, голова с ним на одной линии, грудь и плечи развернуты, плечи не поворачивать вслед за рукой, чтобы не вызвать чрезмерного поворота туловища.
Обычный бег в среднем темпе широко используется для обучения некоторым элементам техники, навыкам правильного координированного движения. При таком беге дети могут лучше сонтролировать свои движения, хорошо их чувствуют, могут вносить поправки в свои действия.
Обычный бег можно проводить в различных построениях: в колонну по одному, парами, по кругу, «змейкой» и т. д. Примерная продолжительность непрерывного бега возрастает постепенно с 10-15 с в младших группах до 35-40 с в старших (повторяется 2-4 раза с перерывами). Для детей 6-7 лет в конце учебного года длительность бега может быть в пределах одной минуты, так как в течение года дети овладевают элементами правильной техники бега, растет их функциональная подготовка.
Бег на носках. Ногу следует ставить на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг короткий, темп быстрый. Движения рук спокойные, расслабленные, в такт шагам, высоко их не поднимать, Можно поставить руки на пояс.
Бег с высоким подниманием колен. Бежать поднимая согнутую в колене ногу под прямым углом, ставить ее на пол мягким, эластичным и в то же время достаточно энергичным движением на переднюю часть стопы. Шаг короткий, с незначительным продвижением вперед. Корпус прямой и слегка откинут назад, голова высоко поднята. Руки можно поставить на пояс. Чередовать с обычным бегом или ходьбой.
Бег широким шагом. Делать широкие шаги, увеличивая толчок и время полета (как бы перепрыгивая через воображаемое препятствие). Ногу ставить с пятки перекатом на всю стопу. Толчковую ногу стараться полностью выпрямлять, энергично отталкиваясь. Движения рук свободные и размашистые.
Бег с отведением назад согнутой в колене ноги. Туловище наклонено вперед несколько больше обычного, руки на поясе. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (стараться пяткой достать ягодицу). Чередовать с обычным бегом, несколько больше расслабляя при этом ноги, давая им отдых. Бег скрестным шагом. Выполнять захлестом почти прямых ног: правой - влево, левой - вправо. Нога ставится на стопу.
Бег прыжками. Выполняется энергично, широким размашистым движением. Толчок делать вперед-вверх.
Продолжительность непрерывного бега на носках, с высоким подниманием колен, с отведением назад согнутой в колене ноги небольшая (10-20 с). Как правило, эти виды бега повторяются 2-3 раза, чередуя каждый вид с обычным бегом или ходьбой. Бег широким шагом дается на дистанции 10-12 м. Для этого бега можно использовать различные ориентиры - линии, шнуры, плоские обручи, набивные мячи.
Бег в быстром темпе. Выполняется на передней части стопы или на носках. Шаг широкий, стремительный. Движения рук активные, в такт с беговыми шагами. Делать энергичные отталкивания толчковой ногой, хорошо ее выпрямляя. Маховую ногу выносить вперед-вверх. Туловище наклонено вперед по ходу движения, голова с ним на одной линии. Плечи развернуты, не напряжены, смотреть вперед. Быстрый бег применяется чаще всего в играх с элементами соревнования. Длительность такого бега невелика - 5-8 с. Однако, чередуясь с естественными остановками - отдыхом, он может повторяться 4-5 раз.
Медленный бег за последнее время завоевал большую популярность, в основном как средство развития общей выносливости, повышения функциональных возможностей организма. В этом беге надо уметь выдерживать небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать ритмично. Шаги делать короткие, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок. Движения рук спокойные, руки согнуты в локтях на уровне пояса, плечи слегка расслаблены.
Бег в переменном темпе используется в сочетании с другими движениями. Главная задача при обучении этому виду бега - научить детей выбирать темп и вид бега, наиболее соответствующий содержанию задания. Так, если бег завершается подскоком или прыжком в длину, то не надо замедлять темп перед толчком, а переходить сразу от последнего шага разбега к энергичному отталкиванию вверх или вперед. Надо уметь быстро и ловко переключиться с бега на другой вид движения. Например, подлезть под обруч или веревку, пройти по бревну, а затем продолжить бег не останавливаясь, не меняя направления. В переменном темпе можно предлагать разные упражнения.
Челночный бег. Широкий стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце при движении по прямой и частыми шагами на поворотах. Перед сменой направления темп более частый, шаги короче, колени больше согнуты, чтобы сохранить равновесие. Движения рук естественные, помогающие движению по прямой и на поворотах.
Бег в сочетании с подлезанием под палки, пролезанием в обруч, перепрыгиванием, прыжком вверх. Здесь надо уметь замедлять и ускорять темп бега перед преодолением препятствия.
Бег в разных естественных условиях развивает умение применить наиболее соответствующий этим условиям вид бега, его темп и скорость. Бег по извилистой дорожке отличается от бега по прямой, а бег по песку требует иной техники и иных усилий, чем бег по грунтовой дорожке. Изменяя привычные для детей условия, подбирая разные их сочетания, надо способствовать развитию столь нужного в жизни умения - использовать наиболее эффективный вид бега в соответствии с условиями поверхности (грунтовая, травянистая, асфальтовая дорожка, бег по песку, воде, на горку и с горки).
При беге в горку нога ставится на носок, шаг короткий, туловище наклонено вперед. При сбегании нога ставится на всю стопу или с пятки на носок, ноги больше согнуты в коленях, туловище несколько отклонено назад.
При беге вверх и вниз по доске, положенной наклонно, стопы ставят близко одна к другой, носки в стороны не разводят, регулируют сохранение равновесия движениями рук.


Е.Н.Вавилова, "Учите бегать, прыгать, лазать, метать", М., 1983 г.

При обучении бегу детей младшего возраста большое значение имеет пример воспитателя. Поэтому в упражнениях и играх педагог выполняет задание вместе с детьми, обращая их внимание на легкость бега, координацию движений. Использует при этом игровой образ, например, бегите, как мышки.
При выполнении таких имитационных действий не всегда нужно показывать движения, но воспитатель должен быть уверен, что детям понятен и знаком предложенный для подражания образ. Не нужно давать детям много порой непонятных указаний, например «выше поднимайте ноги» или «сильнее двигайте руками».
Нередко это приводит к обратному результату: дети начинают топать, бег становится тяжелым, резким, разлаживается уже наметившаяся координация движений рук и ног. Чтобы поддержать у малышей интерес к обучению, целесообразно чаще предлагать игровые задания - добежать до игрушки, подбежать к дереву или камню, проводить подвижные игры с бегом: «Воробушки и автомобиль», «Кошка и мышки» и др.
В дальнейшем при обучении бегу детей старшего возраста педагог уже меньше показывает сам, больше объясняет, обращает внимание на тех, кто хорошо выполняет бег (бежит легко, ритмично, правильно соблюдая технику бега) и может служить примером.
Для того чтобы не снижался интерес к бегу, детям старших групп следует предлагать дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, чередовать бег с другими движениями - ходьбой, перелезанием, прыжками и др.
Бег с введением дополнительных заданий чаще всего проводится в таких упражнениях, как «Догони мяч», «По мостику», «За высоким, за низким», «Аист, бабочка, лягушка», «Пробеги - не урони». В содержание многих из них включается бег с ловлей и увертыванием, влияющий на улучшение координации движений, скорость бега, на развитие ловкости.
Для воспитания выносливости полезен бег в равномерном медленном темпе. Он используется в работе с детьми всех возрастных групп. Для детей первой и второй младших групп длительность бега составляет 30-60 с, для детей старших групп продолжительность бега увеличивается до 2-3 мин. Этот вид-бега применяется в упражнениях и играх с ярко выраженной непрерывной двигательной активностью. Целесообразно использовать длительный медленный бег на воздухе, включая его в игры «Летчики», «Космонавты» и др. и чередуя с преодолением некоторых препятствий (пройти по бревну, подлезть под веревкой, вбежать на горку и сбежать с нее).

(Е.Н.Вавилова, «Учите бегать, прыгать, лазать, метать», М., 1983 г.)

Возраст Особенности выполнения движения детьми Педагогические требования при обучении движению
Младший дошкольный возраст Малыши еще не могут хорошо оттолкнуться от земли, пола, бегут тяжело, шаг у них мелкий, координация движений не у всех хорошо развита. Трудным для детей является коллективный бег Обращать внимание на осанку детей во время бега. Длительность бега в младших группах составляет 30-40 сек. Бег нужно чередовать с другими движениями, так как дети быстро устают. Обращать внимание на легкость бега, координацию движений. Учить бегу целесообразно небольшими группами. Бег сочетать с отдыхом. Каждый ребенок бежит в своем темпе, стараясь не наталкиваться на других – при беге стайкой в указанном направлении
Средний дошкольный возраст Трудности в беге группой. Некоторые дети по-прежнему наступают на всю ступню. Особое внимание обращать на естественность, легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега. По мере освоения бега повышают требования к технике.
Старший дошкольный возраст Сравнительно высокий уровень координации движений, что дает возможность выполнять сложные упражнения Предлагаются дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, чередовать бег с другими видами движений – ходьбой, прыжками и др. добиваться правильной техники выполнения бега. Длительность бега составляет 2-3 мин. Увеличивается беговая дистанция.

Техника выполнения основных видов бега в дошкольном возрасте

Виды бега Техника выполнения
Обычный бег Бег свободный, легкий, с естественными движениями рук. руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты (но не сжаты в кулаки). При беге руки движутся вперед – вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад -в стороны. Согнутая в колене нога ставится на переднюю часть стопы. Туловище слегка наклонено вперед, голова на одной линии с туловищем, грудь и плечи развернуты.
Бег на носках Ногу следует ставить на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг широкий, темп быстрый. Движения рук спокойные, расслабленные, в такт шагам. Высоко руки не поднимать, можно поставить их на пояс.
Бег с высоким

поднимание колен

Бежать, поднимая согнутую в колене ногу под прямым углом, ставить ее мягким, эластичным и в то же время достаточно энергичным движением на переднюю часть стопы. Шаг короткий, голова высоко поднята. Руки можно поставить на пояс.
Бег широким шагом Делать широкие шаги, увеличивая толчок и время полета. Ногу ставить с пятки перекатом на всю стопу. Толчковую ногу стараться полностью выпрямлять, энергично отталкиваясь. Движения рук свободные и размашистые.
Бег с отведение назад

согнутой в колене ноги

Туловище наклонено вперед несколько больше обычного, руки на поясе. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (стараться пяткой достать ягодицу)
Бег скрестным шагом Выполняется захлестом почти прямых ног: правой – влево, левой – вправо
Бег прыжками Выполняется энергично, широким размашистым движением. Толчок делать вперед — вверх
Бег в быстром темпе Выполняется на передней части стопы или на носках. Шаг широкий, стремительный. Движения рук активные, в такт с беговыми шагами. Делать энергичные отталкивания толчковой ногой, хорошо ее выпрямляя. Маховую ногу выносить вперед – вверх. Туловище наклонено вперед по ходу движения, голова с ним на одной линии. Плечи развернуты, не напряжены, смотреть вперед.
Медленный бег Выдерживать небольшой темп, не ускорять и замедлять его, бежать ритмично. Шаги делать короткие, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок. Движения рук спокойные, руки согнуты в локтях на уровне пояса, плечи слегка расслаблены.
Челночный бег Широкий стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце при движении по прямой и частыми шагами на поворотах. Перед сменой направления шаги становятся более частыми и короткими, колени согнуты, чтобы сохранить равновесие. Движения рук естественные, помогающие движению по прямой и на повороте.